Художественная литература
Содержание
- 1 Художественная литература
Художественная литература
Самое популярное
- Пять языков любви — Гэри Чепмен 887 тыс.
- Денискины рассказы — Виктор Драгунский 601 тыс.
- Горе от ума — Грибоедов А.С. 354 тыс.
- Уроки французского — Распутин В.Г. 349 тыс.
- Маленький принц — Антуан де Сент-Экзюпери 315 тыс.
- Срезал (Сборник рассказов) — Шукшин В.М. 290 тыс.
- Флавиан. Часть I — прот. Александр Торик 257 тыс.
- 451 градус по Фаренгейту — Рэй Брэдбери 256 тыс.
- Несвятые святые и другие рассказы — архим. Тихон (Шевкунов) 249 тыс.
- Живый в помощи Вышняго (Записки афганца) ─ Виктор Николаев 232 тыс.
Библиотека св. отцов и церковных писателей
Сейчас на сайте чел.
Всего записей 2069
Обновления на почту
- Карта сайта
- Обратная связь
©2020 Художественная литература
- Рубрики:
- Алексиевич Светлана Александровна
От Феликса Дзержинского до «Чернобыльской молитвы»
В 2015 году Нобелевская премия по литературе была присуждена белорусской писательнице Светлане Алексиевич с формулировкой «за её многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время».
Алексиевич стала первым русскоязычным автором, удостоенным этой премии, с 1987 года. По этому случаю с поздравлениями к писательнице обратился министр культуры Владимир Мединский.
Светлана Алексиевич прошла в своем творчестве очень длинный путь. Уроженка Станислава, ныне Ивано-Франковска, дочь белоруса и украинки, на заре карьеры она опубликовала очерк о Феликсе Дзержинском под названием «Меч и пламя революции», в котором были такие строки: «Когда у меня вырастет сын, мы обязательно приедем на эту землю вместе, чтобы поклониться неумирающему духу того, чье имя — Феликс Дзержинский — „меч и пламя“ пролетарской революции».
Широкую известность Алексиевич принесла документальная книга «У войны не женское лицо», отмеченная многочисленными наградами, включая Премию Ленинского комсомола.
Произведения «Цинковые мальчики» (о войне в Афганистане) и «Чернобыльская молитва» (об аварии на Чернобыльской АЭС) получили уже не столь лестную оценку. Дело в том, что Алексиевич стали упрекать в использовании некорректных приемов: например, воспоминания матерей, потерявших сыновей в Афганистане, она выстраивала так, чтобы получилась удобная для ее замысла картина. Дошло даже до судебных разбирательств, однако свой стиль госпожа Алексиевич менять не собиралась.
Много времени проводя на Западе, она хорошо чувствовала, что именно там можно выгодно продать. Это касалось и статей, и политических взглядов.
Писательница с большой буквы
Первый масштабный литературный труд «Я уехал из деревни» был подготовлен к изданию в 1976 году. Это сборник монологов жителей одной из белорусских деревень, мигрировавших в город. Она наткнулась на серьезную критику республиканской компартии за непонимание аграрной политики. Позднее Алексиевич отказалась от публикации, охарактеризовав свой труд как чрезмерно «журналистский».
В 1983 году Алексиевич пишет книгу «У войны не женское лицо». В эпоху позднего застоя ей не дали возможности напечататься, обвинив автора в излишнем натурализме, пацифизме и нивелировании героического образа советской женщины. Подобные критические замечания вызывали серьезные опасения, ведь писательница успела приобрести реноме ярой антисоветчицы. Сама Алексиевич называет свое детище «роман голосов». Действительно это произведение о той стороне войны, которую мало кто знал. Но она была и автор, рисуя своих героев, создает собирательный образ из множества голосов никому не известных женщин, отдавших свою жизнь за свободу родины.
В начале перестройки сразу несколько издательств отважились на публикацию произведения. Его высоко оценили известные писатели фронтовики — Б. Окуджава, Д. Гранин, Г. Бакланов. Сегодня общий тираж романа превышает 2 млн. экземпляров. По мотивам «У войны не женское лицо» в десятках театров страны были поставлены спектакли, а режиссер В. Дашук снял серию документальных фильмов с аналогичным названием, отмеченный Государственной премией СССР.
В этом же году появились «Последние свидетели» — вторая книга художественно-документального цикла «Голоса Утопии». Ее писательница посвятила образу войны, увиденному детскими глазами. Произведение состоит из сотни детских рассказов о войне. Ее правда страшна и тем еще более горька для тех, кто не сумел защитить детские души от этого ада. Алексиевич уверена, что и такая правда очень нужна: «Человек без памяти способен породить только зло», — уверена она.
Секс вместо зарядки и макияжа
Недавно Седокова поразмышляла в Instagram о пользе утреннего секса. Ее возбудило исследование ученых, что в ранние часы человеческий организм больше настроен на интим из-за выброса эстрогена и тестостерона, которые влияют на либидо и мужчин, и женщин.
— Сам же секс повышает уровень окситоцина, который способствует предотвращению депрессии, — уточнила Анна. — Про эндорфины и говорить нечего, они выстреливают и поднимают настроение на целый день, а вот гормоны стресса, наоборот, снижаются. Значит, румянец обеспечен и без хайлайтеров. Секс вместо макияжа!
Седокова и Тимма занимаются сексом и утром, и днем, и ночью. Фото: Instagram.com
Также певицу порадовало, что спецы рекомендуют активировать иммунную систему за счет все того же интима по утрам:
— Это положительно влияет на состояние кожи и волос, укрепляет мышцы, а по некоторым данным, даже кости, — подчеркнула Седокова. — Ну и чтобы окончательно вас убедить, скажу, что утренний секс — лучшая альтернатива зарядке. Он улучшает метаболизм и сжигает около пяти калорий в минуту. И девочкам на заметку: специалисты утверждают, что в среднем утренний половой акт длится дольше вечернего. Ради такого можно стать жаворонком! Мне нравится утренний секс! А тебе?
- 1
- 2
- 3
- 4
- » .
- 67
У ВОЙНЫ — НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО…
Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова — сестра, жена, друг и самое высокое — мать. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие как суть, как назначение, как конечный смысл? Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь — синонимы.
На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. «Не женская это доля — убивать», — скажет одна из героинь этой книги, вместив сюда весь ужас и всю жестокую необходимость случившегося. Другая распишется на стенах поверженного рейхстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну». То была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем.
В одном из писем Николая Рериха, написанном в мае-июне 1945 года и хранящемся в фонде Славянского антифашистского комитета в Центральном государственном архиве Октябрьской революции, есть такое место: «Оксфордский словарь узаконил некоторые русские слова, принятые теперь в мире: например, слово добавить еще одно слово — непереводимое, многозначительное русское слово „подвиг“. Как это ни странно, но ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения…» Если когда-нибудь в языки мира войдет русское слово «подвиг», в том будет доля и свершенного в годы войны советской женщиной, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами.
…Четыре мучительных года я иду обожженными километрами чужой боли и памяти. Записаны сотни рассказов женщин-фронтовичек: медиков, связисток, саперов, летчиц, снайперов, стрелков, зенитчиц, политработников, кавалеристов, танкистов, десантниц, матросов, регулировщиц, шоферов, рядовых полевых банно-прачечных отрядов, поваров, пекарей, собраны свидетельства партизанок и подпольщиц. «Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы», — писал маршал Советского Союза А.И. Еременко. Были среди девушек и комсорги танкового батальона, и механики-водители тяжелых танков, а в пехоте — командиры пулеметной роты, автоматчики, хотя в языке нашем у слов «танкист», «пехотинец», «автоматчик» нет женского рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина.
Только по мобилизации Ленинского комсомола в армию было направлено около 500 тысяч девушек, из них 200 тысяч комсомолок. Семьдесят процентов всех девушек, посланных комсомолом, находились в действующей армии. Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин…" ;
Всенародным стало партизанское движение. ‘Только в Белоруссии в партизанских отрядах находилось около 60 тысяч мужественных советских патриоток" ; . Каждый четвертый на белорусской земле был сожжен или убит фашистами.
Таковы цифры. Их мы знаем. А за ними судьбы, целые жизни, перевернутые, искореженные войной: потеря близких, утраченное здоровье, женское одиночество, невыносимая память военных лет. Об этом мы знаем меньше.
«Когда бы мы ни родились, но мы все родились в сорок первом», — написала мне в письме зенитчица Клара Семеновна Тихонович. И я хочу рассказать о них, девчонках сорок первого, вернее, они сами будут рассказывать о себе, о «своей» войне.
«Жила с этим в душе все годы. Проснешься ночью и лежишь с открытыми глазами. Иногда подумаю, что унесу все с собой в могилу, никто об этом не узнает, страшно было…» (Эмилия Алексеевна Николаева, партизанка).
‘…Я так рада, что это можно кому-нибудь рассказать, что пришло и наше время… (Тамара Илларионовна Давыдович, старший сержант, шофер).
«Когда я расскажу вам все, что было, я опять не смогу жить, как все. Я больная стану. Я пришла с войны живая, только раненая, но я долго болела, я болела, пока не сказала себе, что все это надо забыть, или я никогда не выздоровлю. Мне даже жалко вас, что вы такая молодая, а хотите это знать…» (Любовь Захаровна Новик, старшина, санинструктор).
‘Мужчина, он мог вынести. Он все-таки мужчина. А вот как женщина могла, я сама не знаю. Я теперь, как только вспомню, то меня ужас охватывает, а тогда все могла: и спать рядом с убитым, и сама стреляла, и кровь видела, очень помню, что на снегу запах крови как-то особенно сильный… Вот я говорю, и мне уже плохо… А тогда ничего, тогда все могла. Внучке стала рассказывать, а невестка меня одернула: зачем девочке такое знать? Этот, мол, женщина растет… Мать растет… И мне некому рассказать…
Вот так мы их оберегаем, а потом удивляемся, что наши дети о нас мало знают…’ (Тамара Михайловна Степанова, сержант, снайпер).
‘…Мы пошли с подругой в кинотеатр, мы с ней дружим скоро сорок лет, в войну вместе в подполье были. Хотели взять билеты, а очередь была большая. У нее как раз было с собой удостоверение участника Великой Отечественной войны, и она подошла к кассе, показала его. А какая-то девчонка, лет четырнадцати, наверное, говорит: «Разве вы, женщины, воевали? Интересно было бы знать, за какие такие подвиги вам эти удостоверения дали?»
Нас, конечно, другие люди в очереди пропустили, но в кино мы не пошли. Нас трясло, как в лихорадке…’ (Вера Григорьевна Седова, подпольщица).
Я тоже родилась после войны, когда позарастали уже окопы, заплыли солдатские траншеи, разрушились блиндажи «в три наката», стали рыжими брошенные в лесу солдатские каски. Но разве своим смертным дыханием она не коснулась и моей жизни? Мы все еще принадлежим к поколениям, у каждого из которых свой счет к войне. Одиннадцати человек недосчитался мой род: украинский дед Петро, отец матери, лежит где-то под Будапештом, белорусская бабушка Евдокия, мать отца, умерла в партизанскую блокаду от голода и тифы, две семьи дальних родственников вместе с детьми фашисты сожгли в сарае в моей родной деревне Комаровичи Петриковского района Гомельской области, брат отца Иван, доброволец, пропал без вести в сорок первом.
Четыре года и «моей» войны. Не раз мне было страшно. Не раз мне было больно. Нет, не буду говорить неправду — этот путь не был мне под силу. Сколько раз я хотела забыть то, что слышала. Хотела и уже не могла. Все это время я вела дневник, который тоже решаюсь включить в повествование. В нем то, что чувствовала, переживала,. в нем и география поиска — более ста городов, поселков, деревень в самых разных уголках страны. Правда, я долго сомневалась: имею ли право писать в этой книге «я чувствую», «я мучаюсь», «я сомневаюсь». Что мои чувства, мои мучения рядом с их чувствами и мучениями? Будет ли кому-нибудь интересен дневник моих чувств, сомнений и поисков? Но чем больше материала накапливалось в папках, тем настойчивее становилось убеждение: документ лишь тогда документ, имеющий полную силу, когда известно не только то, что в нем есть, но и кто его оставил. Нет бесстрастных свидетельств, в каждом заключена явная или тайная страсть того, чья рука водила пером по бумаге. И эта страсть через много лет — тоже документ.
Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне — мужские. Это и понятно: воевали-то в основном мужчины, — но это и признание неполного нашего знания о войне. Хотя и о женщинах, участницах Великой Отечественной войны, написаны сотни книг, существует немалая мемуарная литература, и она убеждает, что мы имеем дело с историческим феноменом. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне. В прошлые времена были легендарные единицы, как кавалерист-девица Надежда Дурова, партизанка Василиса Кожана, в годы гражданской войны в рядах Красной Армии находились женщины, но в большинстве своем сестры милосердия и врачи. Великая Отечественная война явила миру пример массового участия советских женщин в защите своего Отечества.
Пушкин, публикуя в «Современнике» отрывок из записок Надежды Дуровой, писал в предисловии:
colonelcassad
Рупор тоталитарной пропаганды
Согласно источникам занимающимися расследованием дела Анзорова, отрезавший французскому учителю голову малолетний исламист перед совершением преступления контактировал https://lenta.ru/news/2020/10/22/french_connection/ с исламистами из Сирии.
1. Сначала мы делегитимизируем законное правительство Сирии, которое пытается подавить инспирированный из-за рубежа мятеж, под прикрытием которого идет взрывной рост террористических организаций самого радикального толка, что приводит к созданию Халифата.
2. Затем обкладываем правительство Сирии политическими и экономическими санкциями, чтобы обеспечить изоляцию правительства, которое борется с террористами.
3. Потом мы начинаем финансировать террористические группировки в Сирии, заявляя, что это не террористы, а борцы за свободу, хотя еще с 2007 года известны планы США создать на территории Сирии «суннитское государство».
4. После этого решаем вопросы их материального обеспечения под видом помощи сирийскому народу.
5. Далее осуществляем бомбардировки Сирии в интересах террористов после их постановочных химических атак.
6. Помогаем раскручивать фейки о химических атаках через финансируемые нами же организации
7. Осуществляем оккупацию территории Сирии вместе с США и Британией и мешаем восстановлению ее территориальной целостности.
8. Предоставляем убежище на своей территории террористам и членам их семей, а также помогаем укрываться на своем территории организаторам постановочных химических атак.
9. Обеспечиваем свободу пропаганды исламизма и джихадизма на своей территории, как против сирийского правительства, так и вообще.
10. Потом очень сильно удивляемся, когда «борцы за свободу в Сирии» и связанные с ними люди начинают резать, расстреливать и давить автобусами французов, делаю ровно тоже самое, что они уже делали в Сирии.
Что же в этой схеме могло пойти не так?
- 23 комментария
- Доложить по форме
- Распространить тоталитарную пропаганду
- Написать анонимный донос
Информация об этом журнале
- Цена размещения 750 жетонов
- Социальный капитал58 225
- В друзьях у 2 500+
- Длительность 2 часа
- Минимальная ставка 750 жетонов
- Правила
- Посмотреть все предложения по Промо
USS Stout после 215 суток в открытом море.
Корабль избегал заходов в порты из-за коронавируса. И если топливо и провизию он получал в открытом море с судов снабжения, то вот с обслуживанием имелись проблемы.
( Читать дальше. Свернуть )
- 75 комментариев
- Доложить по форме
- Распространить тоталитарную пропаганду
- Написать анонимный донос
За последние несколько дней читатели накидали массу статей по войне в Карабахе.
Даю сразу оптом:
( Читать дальше. Свернуть )
- 139 комментариев
- Доложить по форме
- Распространить тоталитарную пропаганду
- Написать анонимный донос
В рамках информационной поддержки.
Ополченцу Николаю Юрченко (позывной «Дед») необходима помощь в приобретении протеза руки.
( Читать дальше. Свернуть )
Фермеры спокойно разводят костры, жарят шашлыки, ставят палатки.
Глава ЛДПБ рассказал, сколько предложений по изменению основного закона страны внесли граждане и когда будет готов предварительный вариант.
Правила написания комментариев
Уважаемые читатели!
На сайте действует премодерация. Это значит, что ваш комментарий будет опубликован только после проверки его модератором. Ваше сообщение будет опубликовано, если оно не содержит:
- ненормативной лексики
- личных оскорблений или негативных высказываний в адрес других посетителей форума или иных лиц
- ссылок на определенные страницы в интернете
- рекламы товаров или услуг, адресов или телефонов и т.п.
- призывы к насилию
Администрация сайта оставляет за собой право не публиковать комментарии без объяснения причин.
Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев. Мнение автора комментария может не совпадать с мнением редакции.
Фермеры спокойно разводят костры, жарят шашлыки, ставят палатки.
Глава ЛДПБ рассказал, сколько предложений по изменению основного закона страны внесли граждане и когда будет готов предварительный вариант.
Правила написания комментариев
Уважаемые читатели!
На сайте действует премодерация. Это значит, что ваш комментарий будет опубликован только после проверки его модератором. Ваше сообщение будет опубликовано, если оно не содержит:
- ненормативной лексики
- личных оскорблений или негативных высказываний в адрес других посетителей форума или иных лиц
- ссылок на определенные страницы в интернете
- рекламы товаров или услуг, адресов или телефонов и т.п.
- призывы к насилию
Администрация сайта оставляет за собой право не публиковать комментарии без объяснения причин.
Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев. Мнение автора комментария может не совпадать с мнением редакции.
КнигиСовременные писательницы,
которых обязательно
стоит читать
Женщины, без которых невозможна литература нашего времени
- 18 августа 2016
- 170870
- 19
Текст: Александра Баженова-Сорокина
Иллюстрации: Даша Чертанова
О ВЕЛИКИХ ПИСАТЕЛЯХ ГОВОРЯТ ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕ, ЧЕМ О ПИСАТЕЛЬНИЦАХ, — последних же часто ассоциируют с литературой «для женщин». Это, безусловно, несправедливо — современная литература не была бы собой и без выдающихся писательниц. Мы решили вспомнить десять наших пишущих современниц, которых наверняка будут читать и завтра, и через несколько десятков лет.
Донна Тартт
Возможно, самая успешная интеллектуальная писательница XXI века, Донна Тартт прогремела на весь мир благодаря своему третьему роману «Щегол». Оказалось, что среди постмодерна и постиронии есть место (и назрела необходимость) старомодному серьёзному произведению. Увесистые тома Тартт раскупают стремительно: и читатели, и критики ценят её за прекрасный язык, хитроумные сюжеты, гуманизм и за ту вдумчивую неспешность, с которой читаешь Диккенса или Джордж Элиот.
В «Щегле» классический роман воспитания, основанный на трагедии мальчика и его долгом пути к взрослению и обретению себя, завораживает одновременно изысканностью слога и поворотами сюжета. Это ровно тот случай, когда обдумывание текста тянется шлейфом — значительно превышает время, собственно, чтения.
Джойс Кэрол Оутс
Над производительностью Джойс Кэрол Оутс какое-то время было принято подтрунивать, однако критики поиссякли, а талант 78-летней американки — нет. Десятки романов, сотни рассказов и стихов, конечно же, не равновелики, но на это уже есть статьи, которые помогут разобраться в имеющемся наследии Оутс.
Мало кому удавалось на протяжении многих лет столь последовательно и с такой тонкостью рассказывать о насилии, о половом и расовом неравенстве, о социальных проблемах, показывая их не только как «проблемы среды», но как часть внутренней жизни личности и, соответственно, как проблемы антропологические. В России Оутс в первую очередь известна программным романом «Сад радостей земных» о борьбе разрушительного и созидательного начала в одной женщине.
Тони Моррисон
В свои восемьдесят пять Тони Моррисон — живая легенда, литературный столп, незаслуженно мало читаемая в России. Одна из главных авторов американского мультикультурализма, как никто другой, претендует на звание Маркеса США. Свой последний роман она выпустила лишь год назад, активно читает лекции и является громким голосом «чёрной Америки», чьи комментарии к убийствам афроамериканских подростков для многих западных интеллектуалов не менее важны, чем высказывания политиков или поп-звёзд.
В своих романах Моррисон рассказывает об идентичности афроамериканского населения США средствами магического реализма. К примеру, «Любимая» — это написанная в лучших традициях американской готики история женщины, бегущей от рабства и вынужденной столкнуться с собственным прошлым, которое обретает плоть и кровь. Тексты писательницы строятся таким образом, что через множественные перспективы героев преломляется авторское размышление о человеческом достоинстве, о разных видах угнетения, мифе и любви.
Людмила Петрушевская
В современной русской прозе женщины играют ключевую роль, и всех важных имён не перечислить. Однако надо всеми ними возвышается, как столп, русский маг слова Людмила Петрушевская. Автор романов, пьес, рассказов, песен, сказок, ставших мемами (поросёнок Пётр), и сценария к мистической «Сказке сказок» Норштейна до сих пор активно пишет, а также поёт, рисует и чего только не делает.
И рассказы, и романы, и повесть «Время ночь», принёсшую Петрушевской первую славу, действительно тяжело читать, потому что пугающей её прозу делает не фантастическая составляющая (там, где она вообще есть), а гоголевская ирония и жизненность происходящих кошмаров. Однако гнетущий и волшебный мир Петрушевской притягателен, и не только для соотечественников: ей удалось добиться признания и на постсоветском пространстве (и это после многолетнего запрета на её книги), и за рубежом. По сей день она остаётся одной из самых переводимых русских писательниц.
Исабель Альенде
Самая известная испаноязычная писательница XX века по национальности чилийка, родилась в Лиме, а живёт в США, поэтому вполне может считаться панамериканской. Помимо ставших классикой «Дома духов» и приключений Евы Луны у писательницы есть, например, удивительная автобиографическая книга «Паула», посвящённая её умершей дочери и рассказывающая о перевороте в Чили, о личной жизни и призвании самой Альенде и материнстве.
Альенде доказала, что латиноамериканка может стать всемирно популярной писательницей, и сама начала устанавливать правила соотношения магического реализма, эротики и исторического повествования. Отдельного внимания заслуживает её чудесная книга «Афродита», посвящённая афродизиакам.
Урсула Ле Гуин
Нил Гейман и Терри Пратчетт, Дэвид Митчелл и Салман Рушди, Дж. Р. Р. Мартин и другие великие мира литературы открыто признают неоспоримое влияние творчества Урсулы Ле Гуин на свою прозу. Одна из главных авторов фантастики и фэнтези XX века обладает воображением, способным населять отдалённые планеты и детально продумывать особенности форм культуры, альтернативных человеческой. Но не только.
В своих текстах она точно и глубоко, с мудрой отстранённостью антрополога, анализирует природу гендера, полового и социального неравенства, размышляет об инаковости во всех её проявлениях, об экологии и политике колонизаторов — а задавать эти вопросы автор «Левой руки Тьмы» и сказаний Земноморья начала задолго до того, как это стало мейнстримом.
Ольга Седакова
Ольге Седаковой доверил «Москву — Петушки» Венедикт Ерофеев, с ней переписывался Иоанн Павел II, её учил и учился у неё Сергей Аверинцев. Она переводила Фому Аквинского, Эмили Дикинсон, Поля Клоделя и других, но главное — писала и пишет стихи, которые в XX и XXI веке не смешно и не фальшиво говорят о вере.
Седакова начинала работать, когда любое творчество, связанное с религией, в СССР было под запретом, а сейчас, оказавшись в совершенно других условиях и столкнувшись с другими трудностями, продолжает доказывать, что духовные высоты и истинное искусство по-прежнему могут сочетаться и нести свет, а не разрушение. Поэтесса издаётся в России и за рубежом, а её философские и филологические труды не менее интересны, чем стихи. Удивительная чистота и величие русского языка, которым автор владеет на недостижимом для большинства современных писателей уровне, видны в любом её тексте, в том числе и последнем сборнике стихов разных лет «Сад мирозданья».
Светлана Алексиевич
Вокруг фигуры Светланы Алексиевич постоянно горят споры, а после вручения ей Нобелевской премии по литературе и подавно: ведь она не пишет художественную литературу. И действительно, Алексиевич — первый автор нон-фикшн в истории премии. Если политические высказывания писательницы вызывают вопросы, то её произведения говорят сами за себя.
Тексты Алексиевич дают обычным людям возможность писать историю, идёт ли речь о женщинах и детях на Второй мировой или о служивших в Афгане. И в программной книге «У войны не женское лицо», и в новом труде о 90-х «Время секонд-хэнд» трудно разделить художественную и нехудожественную литературу. Эмоциональный эффект прозы великой белоруски не меньше, чем у романов, а рассказанное ею — одновременно документ эпохи и универсальный памятник человеческим страданиям.
Элис Манро
«Чехов нашего времени», богиня короткой формы, Элис Манро живёт в родной Канаде всю свою жизнь (сейчас ей 85) и пишет в основном о ней же. Но на самом деле рассказы нобелевской лауреатки универсальны — они наполнены мечтами обычных людей, ежедневными занятиями и историями отношений супругов, родителей и детей. Интересно, что Манро постоянно переписывает свои истории, так что у вашей любимой может существовать и другая версия.
Рассказы написаны, так, что их хочется перечитывать, и каждый раз в небольшом тексте ей удаётся уместить удивительно насыщенное повествование, создавая мир, значительно превосходящий объём произведения. В вышедших на русском языке сборниках «Слишком много счастья» и «Беглянка» можно прочувствовать все характерные черты прозы Манро. Недосказанности больше, чем ясности, время прыгает вперёд и назад, а закончиться история может на полуслове. Несмотря на порой лихо закрученные сюжеты и неожиданно меняющихся в глазах читателя персонажей, каждому слову автора веришь, как будто лично наблюдаешь за происходящим.
Джоан Дидион
Одна из самых влиятельных авторов нон-фикшн, вышедшая из школы «новой журналистики», Джоан Дидион — образец писателя, который создаёт литературу из жизни. С 1960-х годов Дидион писала прозу и публицистику, исследуя самые разные социальные феномены и проблемы. Одно из самых высокооценённых произведений Дидион — автобиографическая книга «Год магического мышления» — писалась как своего рода терапия: автор описывает смерть мужа, болезнь дочери, скорбь как социальный феномен и как личный опыт.
Как художественные, так и журналистские тексты писательницы продуманы до мелочей: ученица Хемингуэя, Генри Джеймса и Джордж Элиот проповедует ценность правильного выстраивания каждого предложения, ведь синтаксис, как камера в кино, выхватывает из реальности именно то, что хочет показать читателю автор.
Светлана Аллилуева: как сложилась судьба дочери Сталина
Дочь Сталина Светлана Аллилуева прожила долгую, необычную и яркую жизнь. Она успела пожить во многих странах, пережила пятерых мужей, оставила мемуары и многочисленные интервью. Однако до сих пор её личность вызывает споры и дискуссии. Так каким же в действительности человеком была дочь «отца народов»?
Детство и юность
Светлана родилась в 1926 году. А в 1932 году шестилетняя девочка пережила событие, которое наложило отпечаток на всю её дальнейшую жизнь и, несомненно, повлияло на характер и психику: после ссоры с мужем покончила с собой её мать, Надежда Аллилуева.
Светлана с отцом и братом Василием
В 16 лет Светлана начинает роман с 40-летним киносценаристом Алексеем Каплером. Узнав об этом, Сталин пришёл в бешенство. Каплера арестовывают, обвиняют в «антисоветской пропаганде» и дают пять лет лагерей.
Алексей Каплер и юная Светлана
Уже через два года, едва достигнув совершеннолетия, Светлана выходит замуж за Григория Морозова, одноклассника её брата Василия. Новый выбор дочери также не понравился Сталину. «Чёрт с тобой! Делай, что хочешь, только чтобы дома у меня я его не видел!», — сказал он дочери. Светлана условие отца выполнила: действительно, Сталин за все время брака Григория Морозова так ни разу и не увидел.
Весной 1945 года Светлана родила мальчика, названного в честь деда Иосифом. Однако её счастливая семейная жизнь продолжалась недолго. Уже в 1948 году не без вмешательства Сталина брак был официально расторгнут. Отца Григория отправили в ссылку, сам он, впрочем, не пострадал.
Сын Светланы Иосиф (1945 — 2008)
В следующем году Светлана выходит замуж за сына А. Жданова Юрия. Однако и этот брак длился недолго: уже спустя три года супруги разводятся.
Третий брак Светланы с Иваном Сванидзе длился ещё меньше — всего два года (1957 — 1959). Примечательно, что оба родителя и сестра Ивана были расстреляны в период сталинских репрессий, сам Иван после войны несколько лет провёл в ссылке.
Смерть отца
В 1953 году произошло то, чего Светлана одновременно и ждала, и боялась. Умер её отец. Она лично присутствовала при его смерти и спустя 10 лет подробно описала этот момент в своей книге воспоминаний «Двадцать писем к другу»:
« Лицо потемнело и изменилось, постепенно его черты становились неузнаваемыми, губы почернели. Последние час или два человек просто медленно задыхался. Агония была страшной. Она душила его у всех на глазах. В какой-то момент — очевидно в последнюю уже минуту, он вдруг открыл глаза и обвёл ими всех, кто стоял вокруг. Это был ужасный взгляд, то ли безумный, то ли гневный и полный ужаса перед смертью и перед незнакомыми лицами врачей, склонившихся над ним. И тут, — это было непонятно и страшно, я до сих пор не понимаю, но не могу забыть — тут он поднял вдруг кверху левую руку и не то указал ею куда-то наверх, не то погрозил всем нам. Жест был непонятен, но угрожающ, и неизвестно к кому и к чему он относился… В следующий момент, душа, сделав последнее усилие, вырвалась из тела. Тело успокоилось, лицо побледнело и приняло свой знакомый облик; через несколько мгновений оно стало невозмутимым, спокойным и красивым. Все стояли вокруг, окаменев, в молчании, несколько минут, — не знаю сколько, — кажется, что долго. Потом члены правительства устремились к выходу, — надо было ехать в Москву, в ЦК, где все сидели и ждали вестей. Они поехали сообщить весть, которую тайно все ожидали. Не будем грешить друг против друга — их раздирали те же противоречивые чувства, что и меня — скорбь и облегчение».
Светлана, конечно, тяжело переживала смерть отца. Но с другой стороны, 27-летняя девушка лишилась той чрезмерной опеки, которая тяготила её всю жизнь. Больше никто не диктовал ей, как строить личную жизнь и как себя вести.
Время перемен
С точки зрения быта в жизни Светланы не изменилось ничего — она по-прежнему продолжала жить в привилегированных условиях, не заботясь о том, где заработать на кусок хлеба. Ей оставили дачу, квартиру и назначили пенсию в 4000 рублей.
Однако в жизни страны в это время происходили существенные перемены. Сначала был арестован и расстрелян Берия — самый вероятный, как многим казалось, наследник Сталина. Пришедший к власти Хрущёв в 1956 году на XX съезде КПСС читает секретный доклад о разоблачении культа личности Сталина. Когда этот доклад дали прочитать Светлане, она лишь произнесла: «Самое удивительное, что всё написанное здесь — правда».
Начинается десталинизация. В ней поучаствовала и сама Светлана. Если до 1957 года она носила фамилию Сталина, то теперь берёт фамилию матери — Аллилуева. Причём делает это абсолютно добровольно, в отличие от брата Василия, который за «антисоветскую пропаганду» семь лет провёл в тюрьме и которого после освобождения насильно лишили прежней фамилии. В будущем, в очередной раз выйдя замуж, она ещё раз сменит фамилию. Однако в историю войдёт именно как Светлана Аллилуева.
В начале 1960-х годов очередным фактическим супругом Светланы становится гражданин Индии Браджеш Сингх, который был гораздо старше ее и к тому времени уже имел проблемы со здоровьем. В 1966 году Сингх умирает, завещав кремировать его тело и развеять пепел над рекой Ганг в Индии.
Эмиграция
Выполняя просьбу покойного, Светлана вылетает в Индию, куда Политбюро отпустило её на два месяца. Уже в Индии у неё возникла мысль больше не возвращаться в СССР. Сначала Светлана просит у Индиры Ганди разрешения остаться в стране, но та, не желая портить отношения с Советским Союзом, отказывает. Тогда Светлана решается на отчаянный шаг. Она берёт с собой паспорт, небольшой чемоданчик с вещами и прибывает в американское посольство в Дели, где заявляет, что она дочь Сталина и хочет эмигрировать в Америку. Позже она так оправдывала свою эмиграцию:
« Моё невозвращение в 1967 году было основано не на политических, а на человеческих мотивах… В те годы я отдала свою дань слепой идеализации так называемого „свободного мира“, того мира, с которым моё поколение было совершенно незнакомо».
Светлана Аллилуева в эмиграции
Естественно, такой шаг вызвал сенсацию во всех мировых СМИ. В апреле 1967 года Светлана прибывает в США, где за ней неотступно следуют журналисты со всего мира. О том, что в этот момент чувствовали её дети — 22-летний Иосиф и 16-летняя Катя, оставшиеся в СССР, — видимо, она абсолютно не думала.
В том же году в США Светлана издаёт свою книгу «Двадцать писем к другу», которую написала ещё в 1963 году в СССР. Книга вмиг становится бестселлером и приносит автору по самым скромным оценкам около 2,5 млн долларов.
В США Светлана выходит замуж уже в пятый раз. Теперь её мужем стал архитектор Уильям Питерс. В 1971 году рождается их дочь Ольга (впоследствии изменившая имя на Крис Эванс). Впрочем, со своим пятым и на этот раз последним мужем Светлана тоже долго не прожила — уже в следующем году они развелись.
Дочь Светланы Аллилуевой Крис Эванс
Следующие 12 лет она ведёт свободную жизнь, путешествует по многим странам, некоторое время живёт в Великобритании. Однако в 1984 году вновь совершает удивительный и непредсказуемый поступок — на этот раз она решает вернуться в СССР.
Возвращение и вторая эмиграция
Ещё более удивительным выглядит то, что советские власти с радостью её принимают и оказывают ей такие почести, будто бы Сталин до сих пор жив. Однако брошенные ей 17 лет назад дети так и не простили Светлану. Её дочь Екатерина отказалась даже встретиться с матерью, а спустя несколько месяцев написала ей короткое письмо: «Я не прощаю, никогда не прощу и не желаю прощать».
Около двух лет Светлана живёт в Грузии, после чего опять решает покинуть СССР — на этот раз навсегда. Уже вскоре после отъезда у нее появляется нужда в деньгах, а в 1992 году дочь Сталина оказывается в доме для престарелых в городе Ричланд, штат Висконсин, под именем Лана Питерс. От неё отвернулись все: друзья, родственники и даже родные дети.
Одно из последних фото Светланы. 2011 год, дом для престарелых в штате Висконсин
И лишь журналисты изредка навещали её, чтобы взять интервью. Последнее интервью она дала в 2008 году. Запомнилось оно главным образом тем, что Светлана отказалась говорить по-русски с журналистами из России, заявив, что не является русской. Умерла она в 2011 году в возрасте 85 лет.