0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общество как социокультурная система уровни общества. Общество как социокультурная система

Содержание

Общество как социокультурная система

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общество: сущность, типы, особенности развития

Общество – это крупная совокупность людей, связанных друг с другом общей территорией, культурой и историей.

Социологический анализ общества предполагает многоуровневость. Общество изучают на двух уровнях: макро- и микросоциологическом.

Макросоциология основное внимание уделяет поведенческим моделям, которые помогают понять суть любого общества. Эти структуры состоят из общественных институтов: семьи, образования, религии, а также политического и экономического строя.

Общество в макросоциологии рассматривается в качестве определившейся в процессе исторического развития социума достаточно устойчивой системы социальных связей и отношений разных групп людей, которую поддерживают обычаи, традиции, законы, социальные институты и пр.

Микросоциологический уровень предполагает изучение микросистем, из которых состоит непосредственное социальное окружение индивида.

Такие микросистемы представляют собой малые группы, члены которых взаимосвязаны позитивными установками, и отделяются от остальных людей безразличием и неприязнью. Исследователи, работающие на данном уровне, считают, что социальные явления могут пониматься только на основании анализа смыслов, придаваемых людьми данным явлениям, в процессе взаимодействия друг с другом.

Общество на макроуровне обладает некоторыми отличительными чертами:

  • территория – это географическое пространство, очерченное границами, на котором осуществляется взаимодействие людей и формируются разнообразные связи и отношения;
  • собственное название и идентификация;
  • способность к воспроизводству населения;
  • устойчивость и способность воспроизводить внутренние связи и взаимодействия;
  • автономность, проявляющаяся в способности удовлетворять различные потребности индивидов и предоставлять им широкие возможности по самореализации и самоутверждению.

Готовые работы на аналогичную тему

Выделяют два периода существования человечества:

  1. досоциальная жизнь людей – разрозненная жизнь в естественном, природном состоянии;
  2. социальная, общественная жизнь.

Понятия общества, государства, страны

Общество – это сами люди, живущие вместе и взаимодействующие между собой.

Государство – это органы власти, которые управляют людьми.

Страна – это территория, на которой проживают люди.

Социологами выделено простое, сложное, дописьменное. письменное, открытое, закрытое, исламское, православное, католическое и другие общества.

Обществу характерен ряд функций:

  • производство материальных благ и услуг;
  • воспроизводство людей и их социализация;
  • духовное развитие и регулирование активности людей;
  • регламентация и управление деятельностью и поведением.

Чтобы реализовать названные функции идет формирование соответствующих структур – организаций (институтов) и отношений. Потребностям и формам их выражения – стремлениям, ценностям и интересам – отводится большая роль в жизни и отдельного человека, и групп людей, регионов и целостного общества.

Общество – это сложная динамическая система, включающая несколько сфер общественной жизни:

  • экономическая – отношения в материальном производстве;
  • социальная – взаимодействие классов и социальных групп;
  • политическая – деятельность государственных организаций, политических партий и общественных движений;
  • духовная – становление общественного сознания, науки, искусства и образования.

Каждая их этих сфер – сложное образование, включающее ряд элементов: государство, семья, церковь, школа, классы, нации и пр. Связи, возникающие между социальными группами, слоями и классами, а также внутри них, при решении экономических, политических и культурных вопросов – представляют общественные отношения.

В социологии выделяют два подхода к изучению общества:

  1. социально-экономический, марксистский или формационный подход;
  2. теория трех стадий, или цивилизационный подход.

Основополагающими критериями формационной системы являются форма собственности на средства производства и классовая структура общества. В связи с этими критериями выделяют пять общественно-экономических формаций. В рабовладельческом, феодальном и капиталистическом обществах выстроены классово-антагонистические отношения. В первобытном и коммунистическом обществе развита общественная форма собственности и отсутствуют классы. При коммунистическом устройстве отсутствует частная собственность, все люди равны, у них высокий уровень благосостояния и развивается демократия.

Цивилизационный подход к изучению общества разработали американцы Даниел Белл, Утл Ростоу и француз Раймон Арон. Ими было описано три типа общества:

  • Доиндустриальное (аграрное) общество, для которого характерна добывающая экономика, ключевые сферы его экономики – сельское хозяйство и натуральное хозяйство малой производительности, основанное на ручном труде и примитивной технике. Ведущая роль в нем отдана церкви и армии, а ведущими социальными группами являются феодалы и священники;
  • Индустриальное общество базируется на промышленности, массовом товарном производстве, основанном на общественном разделении труда и машинных технологиях. Ведущая роль в нем отдана промышленным корпорациям, а ведущей социальной группой выступают бизнесмены;
  • Постиндустриальное общество основано на сфере услуг, науке и образовании. Ведущая роль отведена университетам, как центрам научного знания. Ведущими социальными группами выступают научно-технологические специалисты.

Социология

Лекция 5

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Понятие «общество»

Понятие общества (от латинского слова socio-соединять, объединять, затевать совместный труд, сотрудничество) крайне многозначно, а потому его не так легко определить. Вся история социологической мысли есть история поисков научных подходов и методов построения теории общества. В течение долгого времени общество фактически отождествлялось с категорией «государство». Большинство философов — начиная с древнегреческих и кончая просветителями XVIII в. — считали, что переход человека из первобытного состояния в цивилизованное связан с возникновением государственной организации как некоего политического конструкта, призванного управлять этими взаимоотношениями. «Обществообразующими» оказались чисто политические (в современном понимании) функции государства: защита населения от внешних врагов и поддержание порядка внутри страны. Позже происходит «деполитизация» данного понятия. Была осознана и теоретически сформулирована грань между функционированием государства и общества, представляемая как сфера объективно необходимого межчеловеческого взаимодействия. А теперь немного о том, как понимали общество ученые из самых разных исторических эпох. Древнегреческий философ Аристотель понимал общество как совокупность группировок, взаимодействие которых регулируется определенными нормами и правилами. Французский ученый 18 века Сен-Симон считал, что общество — это огромная мастерская, призванная осуществлять господство человека над природой. Основатель социологии Огюст Конт видел в обществе функциональную систему, в состав которой входят семья, классы, государство и которая основана на разделении труда и солидарности. В. Даль приравнивал общество к собранию людей, товарищески, братски связанных какими-либо общими условиями. Французский социолог Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. Согласно немецкому ученому М, Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных (т.е. ориентированных на других людей) действий. Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Американский социолог русского происхождения П.А. Сорокин представлял общество как социокультурную систему, состоящую из двух уровней организации общества – уровня культурных систем (взаимосвязь идей) и уровня социальных систем (взаимосвязь людей). Среди современных концепций общества выделяется «атомистическая» теория, согласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей и отношений между ними. Дальнейшее развитие основные положения этой концепции получили в «сетевой» теории общества. Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга. Эта теория и ее разновидности в центр внимания при объяснении сущности общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов. В теориях «социальных групп» общество интерпретируется как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. Если в «атомистической» или «сетевой» концепциях существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в «групповых» теориях — группы людей. 15 Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции отождествляют понятие «общество» с понятием «человечество». Таким образом, далеко не сразу к человеку пришло сознание того, что он живет не только в государстве, семье, городской или сельской общине, а в обществе, представляющем собой гораздо более широкое и сложное объединение людей, некую самостоятельную реальность.

Признаки общества

В XX в. понятие «социальная система» постепенно выдвигается на центральное место в теоретических построениях различных социологических школ. Это направление получило название синергетика. Что такое система?

Обобщая многочисленные формулировки, можно сказать, что система — это комплекс взаимодействующих частей (элементов). Внутреннюю природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор элементов. Общество — самая большая из проживающих на данной территории групп. В концентрированном виде общество обладает следующими признаками: — оно отличается большим разнообразием социальных структур, систем и подсистем; — оно не является частью какой-либо более крупной системы; — браки заключаются между представителями данного объединения; — оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями данной общности; — у него собственное название и собственная история; — оно обладает территорией и собственной системой управления; — объединение существует дольше средней продолжительности жизни от дельного индивида; — его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой. Понятие «общество» следует отличать от понятий «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившиеся на базе общества и государства).

Гражданское общество

Идеи гражданского общества имеют длительную историю в европейской мысли. Основы концепции гражданского общества были заложены в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье. В работах этих мыслителей важную роль играло понятие естественного права, то есть естественного стремления человека к свободе, безопасности и благополучию. Государство возникло как общественный договор, то есть договор, который заключили между собой отдельные индивиды и в результате которого граждане передали часть своих прав государству.

Английский экономист А. Смит существенно дополнил концепцию гражданского общества, сделав акцент на чрезвычайной важности защиты частных интересов. Смит полагал, что государство может быть гармоничным лишь в том случае, если создаст максимально удобные условия для реализации интересов частных граждан. В плане экономики это, означало, что государство должно полностью отказаться от контроля над экономической сферой и вмешательством в нее, чтобы люди могли свободно действовать на общем рынке; роль государства должна ограничиваться лишь защитой частной 16 собственности.

Гражданское общество выступает по Гегелю, как взаимодействие субъектов данных потребностей и интересов, осуществляющееся на основе частной собственности и всеобщего формального равенства людей. Другими словами, гражданское общество трактовалось как система общественных отношений, опирающихся на частную собственность и право. Речь шла о формировании буржуазного общества, в котором институты частной собственности и права получили большой простор для своего развития.

В качестве основных элементов гражданского общества Гегель называл: 1) системы социальных потребностей и их субъектов; 2) отправление правосудия; 3) полицию и корпорации, добивающихся практического осуществления законов и актов правосудия. В ХХ веке идеи гражданского общества стала еще более актуальной. Именно в этот период человечество столкнулось с наиболее жестокими тоталитарными режимами, подавляющими автономию человека — не только в политической, сфере, но также в духовной и экономической жизни. По этой причине развитие концепции гражданского общества в XX в. приобрело дополнительную движущую силу, была необходима критика тоталитарных режимов.

1. Лекция 5

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Понятие «общество»

Понятие общества (от латинского слова socio-соединять, объединять, затевать совместный труд, сотрудничество) крайне многозначно, а потому его не так легко определить. Вся история социологической мысли есть история поисков научных подходов и методов построения теории общества. В течение долгого времени общество фактически отождествлялось с категорией «государство». Большинство философов — начиная с древнегреческих и кончая просветителями XVIII в. — считали, что переход человека из первобытного состояния в цивилизованное связан с возникновением государственной организации как некоего политического конструкта, призванного управлять этими взаимоотношениями. «Обществообразующими» оказались чисто политические (в современном понимании) функции государства: защита населения от внешних врагов и поддержание порядка внутри страны. Позже происходит «деполитизация» данного понятия. Была осознана и теоретически сформулирована грань между функционированием государства и общества, представляемая как сфера объективно необходимого межчеловеческого взаимодействия. А теперь немного о том, как понимали общество ученые из самых разных исторических эпох. Древнегреческий философ Аристотель понимал общество как совокупность группировок, взаимодействие которых регулируется определенными нормами и правилами. Французский ученый 18 века Сен-Симон считал, что общество — это огромная мастерская, призванная осуществлять господство человека над природой. Основатель социологии Огюст Конт видел в обществе функциональную систему, в состав которой входят семья, классы, государство и которая основана на разделении труда и солидарности. В. Даль приравнивал общество к собранию людей, товарищески, братски связанных какими-либо общими условиями. Французский социолог Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. Согласно немецкому ученому М, Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных (т.е. ориентированных на других людей) действий. Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Американский социолог русского происхождения П.А. Сорокин представлял общество как социокультурную систему, состоящую из двух уровней организации общества – уровня культурных систем (взаимосвязь идей) и уровня социальных систем (взаимосвязь людей). Среди современных концепций общества выделяется «атомистическая» теория, согласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей и отношений между ними. Дальнейшее развитие основные положения этой концепции получили в «сетевой» теории общества. Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга. Эта теория и ее разновидности в центр внимания при объяснении сущности общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов. В теориях «социальных групп» общество интерпретируется как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. Если в «атомистической» или «сетевой» концепциях существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в «групповых» теориях — группы людей. 15 Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции отождествляют понятие «общество» с понятием «человечество». Таким образом, далеко не сразу к человеку пришло сознание того, что он живет не только в государстве, семье, городской или сельской общине, а в обществе, представляющем собой гораздо более широкое и сложное объединение людей, некую самостоятельную реальность.

Читать еще:  «Интертекст»: Майстер Экхарт. Почему отрешенность выше любви

Признаки общества

В XX в. понятие «социальная система» постепенно выдвигается на центральное место в теоретических построениях различных социологических школ. Это направление получило название синергетика. Что такое система?

Обобщая многочисленные формулировки, можно сказать, что система — это комплекс взаимодействующих частей (элементов). Внутреннюю природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор элементов. Общество — самая большая из проживающих на данной территории групп. В концентрированном виде общество обладает следующими признаками: — оно отличается большим разнообразием социальных структур, систем и подсистем; — оно не является частью какой-либо более крупной системы; — браки заключаются между представителями данного объединения; — оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями данной общности; — у него собственное название и собственная история; — оно обладает территорией и собственной системой управления; — объединение существует дольше средней продолжительности жизни от дельного индивида; — его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой. Понятие «общество» следует отличать от понятий «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившиеся на базе общества и государства).

Гражданское общество

Идеи гражданского общества имеют длительную историю в европейской мысли. Основы концепции гражданского общества были заложены в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье. В работах этих мыслителей важную роль играло понятие естественного права, то есть естественного стремления человека к свободе, безопасности и благополучию. Государство возникло как общественный договор, то есть договор, который заключили между собой отдельные индивиды и в результате которого граждане передали часть своих прав государству.

Английский экономист А. Смит существенно дополнил концепцию гражданского общества, сделав акцент на чрезвычайной важности защиты частных интересов. Смит полагал, что государство может быть гармоничным лишь в том случае, если создаст максимально удобные условия для реализации интересов частных граждан. В плане экономики это, означало, что государство должно полностью отказаться от контроля над экономической сферой и вмешательством в нее, чтобы люди могли свободно действовать на общем рынке; роль государства должна ограничиваться лишь защитой частной 16 собственности.

Гражданское общество выступает по Гегелю, как взаимодействие субъектов данных потребностей и интересов, осуществляющееся на основе частной собственности и всеобщего формального равенства людей. Другими словами, гражданское общество трактовалось как система общественных отношений, опирающихся на частную собственность и право. Речь шла о формировании буржуазного общества, в котором институты частной собственности и права получили большой простор для своего развития.

В качестве основных элементов гражданского общества Гегель называл: 1) системы социальных потребностей и их субъектов; 2) отправление правосудия; 3) полицию и корпорации, добивающихся практического осуществления законов и актов правосудия. В ХХ веке идеи гражданского общества стала еще более актуальной. Именно в этот период человечество столкнулось с наиболее жестокими тоталитарными режимами, подавляющими автономию человека — не только в политической, сфере, но также в духовной и экономической жизни. По этой причине развитие концепции гражданского общества в XX в. приобрело дополнительную движущую силу, была необходима критика тоталитарных режимов.

2. Общество как социокультурная система

Вся история социологической мысли есть история научных подходов и методов построения теории общества.

Общество – это определившийся в процессе исторического развития человечества, относительно устойчивый, универсальный способ организации социальных связей и отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочения социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи.

  1. территория – географическое пространство, очерченное границами, на котором складываются и развиваются социальные связи и отношения между индивидами;
  2. наличие собственного названия и самоидентификация;
  3. пополнение преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
  4. устойчивость и способность воспроизводить внутренние связи и взаи-модействия;
  5. автономность и высокий уровень саморегуляции. Жизнь общества ре-гулируется и управляется теми социальными институтами и организациями, на основании тех норм и принципов, которые создаются внутри самого общества;
  6. наличие устойчивых социальных образований, связей, отношений и их функциональная целесообразность;
  7. интегрирующая сила. Общество осуществляет социализацию новых поколений людей, включая их в сложившуюся систему ценностей, норм, пра-вил.

Детерминизм – учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе.

Социально-исторический детерминизм – один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений. В различных социологических концепциях, в вопросе о том, какой же функциональный компонент общества определяет облик общества в целом, предпочтение отдавалось либо экономической составляющей (экономический детерминизм К.Маркса), либо системе ценностей и норм, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость общества (культурный детерминизм П.Сорокина), либо образу мыслей, прогрессу разума человека (детерминизм О.Конта).

Типология обществ

Различные типы классификации обществ основываются на выделении наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни группы об-ществ от других. Устойчивым в социологии считается деление обществ на простые (традиционные) и сложные (современные). Критерием выступает степень социальной дифференциации и число уровней управления.

К. Поппер различает два типа обществ, на основании степени свободы индивида и отношений социального контроля. Закрытое общество – общество, характеризующееся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, невосприимчивостью к нововведениям, авторитарной идеологией, коллективизмом (Спарта, Нацистская Германия, СССР в эпоху сталинизма, Пруссия). Открытое общество – общество, которое отличается динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, индивидуализмом (Древние Афины, современные западные демократии).

О. Конт различал три стадии развития общества: от теологического типа общества через метафизический – к индустриальному типу. В основе изменения и становления обществ лежит прогресс разума человека. К. Маркс предложил типологию обществ, в основании которой лежали экономические факторы. История развития общества представляет собой смену пяти общественно-экономических формаций, каждая из которых основывается на определенном способе производства материальных благ и уровне развития производственных отношений, которым соответствует социально-классовая структура общества (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формации).

Распространенным в социологии является деление обществ на традици-онные, индустриальные и постиндустриальные, на основании изменения технологического строя, который сказывается на организации всей системы социальных связей и отношений (Д. Белл, У. Ростоу).

Модернизация – процесс перехода от одной стадии развития общества к другой. Различают первичную модернизацию, примером которой является промышленная революция в Англии в XVIII веке, происходящая естественным образом, и вторичную модернизацию, не являющуюся результатом естественного хода развития общества. Она привносится «извне», осуществляется с привлечением помощи «стран-первопроходцев».

Социальные изменения. Социальное развитие

Социальные изменения – переход социального объекта из одного со-стояния в другое, любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нём образцах поведения.

Виды социальных изменений:

  1. изменения, касающиеся структур различных социальных образований – структурные изменения;
  2. изменения, затрагивающие социальные процессы (в сфере социальных взаимодействий, взаимоотношений различных общностей);
  3. изменения, касающиеся функций различных социальных систем – функциональные социальные изменения;
  4. изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности.

Социальный прогресс – тип развития социальной сферы, при котором она в целом или отдельные её элементы переходят на более высокую в качественном отношении ступень, стадию развития.

В целом развитие человечества от первобытного общества к современному может быть охарактеризовано с точки зрения нарастания прогрессивных социальных изменений. К некоторым областям социальной жизни понятие прогресса неприменимо (культура, искусство, религия). Здесь можно говорить лишь об эволюционных изменениях. Противоречивый характер социального прогресса проявляется в том, что в социальной жизни абсолютного прогресса, как совершенствования социального устройства всех сфер жизнедеятельности общества в направлении нарастания позитивных изменений так же, как и абсолютного регресса, не существует.

Важнейшим условием нормального существования любого общества является социальная стабильность. Социальная стабильность – процесс воспроизводства социальных структур и отношений в рамках целостности всего общества. Социальная стабильность достигается за счёт своевременного осуществления назревших социальных изменений и предполагает постоянное развитие при сохранении устойчивости.

Социальное поведение и социальный контроль

Массовое социальное поведение – образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. Субъектами массового социального поведения являются массы, толпа, публика, социальные группы и индивиды.

Массы – большое количество людей, которых нельзя объединить ни в какую организацию, в соответствии с общими признаками, интересами, условиями жизнедеятельности и т.д.

Толпа – внешне не организованная социальная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма составляющих её индивидов, имеющая единый объект внимания и сходное эмоциональное состояние.

Публика – большая группа людей, объединенных на основе общих интересов, но внешне не организованная. В отличие от толпы у публики возможно проявление рационального мышления.

Индивиды являются субъектами массового социального поведения в том случае, когда их действия, формально не согласованные во времени и пространстве, принимают массовый характер (демографический взрыв).

Проблемами массового социального поведения, межгруппового взаимодействия занимается психологическое направление в социологии. В развитии данного направления следует выделить: «Психологию народов» (В. Вунд), «групповую психологию» (Г. Лебон, Г. Тард), символический интеракционизм (Дж. Г. Мид).

«Групповая психология» изучает непосредственно сущностные характеристики группового и массового поведения. Определяющим фактором общественной жизнедеятельности выступает, согласно Г. Лебону (1841-1931) («Психология толп»), «коллективная душа», основу которой составляют психологические механизмы. Доминирование в «коллективной душе» бессознательных субстратов психики обуславливает общность инстинктов, чувств, настроений, стремлений большой группы людей, которую Г. Лебон определяет как толпу. Толпа является, по мнению Г. Лебона, движущей силой истории (представляющей собой смену культурного доминирования рас) и играет решающую роль на новом этапе развития европейской цивилизации с конца XIX века («эра толпы»). Г. Лебон сформулировал психологический закон «духовного единства толпы»: нахождение в толпе ведёт к образованию «коллективной души», которая подавляет рациональные начала и превращает индивидов в иррациональные субъекты, стремящиеся к некритической реализации внушённых им идей.

  1. Организованная толпа – объединяет индивидов в единое целое на основе единства инстинктов, чувств, страстей. Но в толпе не только и не столько соединяются отдельные качества индивидов, взятые в среднем значении, сколько образуются новые черты: нетерпимость; импульсивность, раздражительность; утрата чувства ответственности как сдерживающего начала; быстрая смена реакций от разрушения до самопожертвования; восприимчивость к внушению; осознание неодолимой, необузданной сдерживающими факторами силы; заражённость общей идеей.
  2. Однородная толпа имеет ряд разновидностей:
    а) секта, объединяющим моментом в которой служат верования;
    б) каста, объединяющая индивидов на основе общности условий существования и воспитания;
    в) класс, образующийся под влиянием одинакового образа жизни.
  3. Разнородная толпа:
    а) анонимная (уличная) толпа, образующаяся под влиянием внушения и отличающаяся полным отсутствием чувства ответственности;
    б) неанонимная (совещательная) толпа, объединяющая индивидов с це-лью решения вопросов, имеющих общественное значение, и осознающая ответственность за принятие правильных решений.
Читать еще:  Когда и почему возник анимизм кратко. Анимизм как основа религиозной практики

Г. Тард (1843-1904)(«Законы подражания», «Общественное мнение и толпа») определяет социологию, как науку, изучающую психологию взаимо-действия между людьми, которое составляет основу общественного развития и всех социальных процессов. И общество, таким образом, является продуктом взаимодействия индивидов и возникающих при этом взаимодействии межиндивидуальных социальных отношений.

Г. Тард развивает теорию «трёх основных социальных процессов»: подражание (повторение), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация), на основе которой формулирует три универсальные социальные закономерности.

  1. Закон подражания. Подражание, рассматриваемое как изначальный элемент социальности, возникает в процессе межличностных взаимодействий и является движущей силой общественного прогресса в силу природной склонности людей усваивать и повторять новации в общественной жизни, обогащающие культуру народа. Закон подражания заключается в том, что любое нововведение в сфере социальных отношений распространяется от социальных верхов к социальным низам. Три типа подражания: взаимное подражание, подражание обычаям и традициям, обдуманное подражание. Теория подражания делает предметом социологического исследования процесс межличностного взаимодействия.
  2. Закон противоположения (оппозиции) выражается в борьбе сторонников различных социальных изобретений, которая способствует поиску альтернативного варианта подражания и выработке определённого направления социального взаимодействия. Оппозиция, таким образом, является необходимым фактором развития социальных отношений и динамики социального прогресса.
  3. Закон приспособления (адаптации) выражается в приспособлении людей посредством развития к новшествам и изменившимся условиям социальной жизни посредством развития сотрудничества как основного момента социальных отношений.

Анализируя деятельность больших социальных групп, действующих на арене социальной жизни, Г. Тард определил их как толпу и публику. Толпа – большая социальная группа слабо, но непосредственно связанных индивидов, объединённых на основе коллективной психологии, поведение которых иррационально. XX век Г. Тард определял не как «эру толпы», а как век публики. Публика – группа индивидуумов, физически разделённых, но связанных духовно на основании общих увлечений или убеждений. Публика характерна для развитых обществ, поскольку основным средством её формирования являются средства массовой информации. Она несёт на себе отпечаток индивидуальности её создателя и вдохновителя. Действие публики более разумно и осмысленно, и этим она отличается от толпы. Хотя не исключена возможность превращения публики в толпу. В ходе исторического развития основной задачей является постепенная замена толпы публикой, что выразится в распространении интеллектуализации и терпимости в обществе.

В целом, следует отметить, что и Г. Лебон и Г. Тард в своей трактовке социологического психологизма вскрыли механизмы внутригрупповых и межгрупповых взаимодействий, таких как механизм межгрупповой агрессии, стихийного поведения индивидов в толпе, эффект группового принятия решений, роли лидера толпы или публики и т.д., что является актуальным и сегодня, когда большие массы людей вовлечены в решение назревших проблем социальной жизни.

Классификация массового социального поведения в соответствие с мас-штабами и степенью организации.

1. Социальные движения – массовые действия большой социальной группы, направление на удовлетворение потребностей и обеспечение группо-вых или общественных интересов.

Социальные движения:
а) революционные движения – стремятся к полной отмене существующей системы ценностей;
б) реформаторские движения – стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, которые способствуют более эффективному ее функционированию;
в) движения сопротивления – социальные движения, которые имеют цель не только добиться перемен, но и блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения; г) социальное движение экспрессивного типа стремится сформировать собственную систему ценностей в соответствии с поставленной целью;
д) терроризм – движение, осуществляющее применение силы против людей или собственности с целью запугивания или принуждения правительства, формальной организации или гражданского населения к выполнению своих политических, социальных, религиозных планов.

2. Коллективное поведение – массовые, спонтанные реакции людей на критические, внезапно возникающие ситуации. Субъект коллективного поведения – толпа. Среди основных особенностей коллективного поведения следует выделить: несоответствие определённым стандартам, экстремальность поведения индивидов, наличие определённой социальной ситуации, способствующей проявлению основных свойств толпы как субъекта коллективного поведения (высокий уровень безработицы, тяжёлое социально-экономическое положение населения и т.д.).

ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ

СИСТЕМА

Схема2.1. Общество как система

Глава 2, Общество как социокультурная система

В человеческом обществе выделяются три достаточно разнородных элемента:

1. Природная среда,которой люди пользуются для своего суще­ствования. Это плодородные почвы, реки, деревья, полезные ис­копаемые и т. д.

2. Люди,которые образуют самые различные социальные группы.

3. Культура,которая интегрирует общество в единую систему.

Человеческое общество представляет собой сложный социокультур­ный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура.

Под культуройв социологии понимают созданную людьми искус­ственную материальную (предметную) и идеальную среду, опреде­ляющую социальную жизнь людей. Социологи придают культуре со­циальный смысл и определяют ей ведущее значение в общественной жизни. Именно культура как система ценностей, норм и образцов по­ведения определяет ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение. Культу­ра является результатом взаимодействия людей с природной средой. Не только культура, но и все человеческое общество состоит из эле­ментов. Но все эти элементы, взятые в отдельности, еще не являются обществом. Необходимы связи межу ними, которые дадут им возмож­ность существовать в неразрывном единстве.

Таким образом, элементы природы, люди и культура в процессе са­моразвития и взаимодействия между собой создают сложную, само­настраивающуюся, динамическую систему — человеческое общество.

Глава 2. Общество как социокультурная система

Схема 2.2.Структура идеальной составляющей культуры

Глава 2. Общество как социокультурная система

Все структурные компоненты идеальной составляющей культурысостоят из определенных элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности,которые могут быть как идеальными представле­ниями людей, социальных групп, общества, так и материальными пред­метами, имеющими функциональное значение в данном обществе. Ценности — идеальные представления и материальные объекты опре­деленных людей и социальных групп, имеющие для них большое зна­чение и определяющие их социальное поведение.

Вторым элементом культуры являются социальные нормы.Соци­альные нормы являются регулятором индивидуальных и групповых взаимодействий в данной социальной группе или обществе, они тре­буют от индивидов в каждой ситуации действий определенного типа. Социальные нормы — правила, положения, осуществляющие руково­дящую функцию по отношению к определенным социальным группам или обществу в целом.

Нормы и ценности, связанные между собой, образуют социокуль­турную ценностно-нормативную систему. Такая система представлений и императивов для социального поведения есть у каждого индивида и социальной группы. Некоторые социологи включают в эту систему так называемый третий элемент культуры — образцы поведения.Образцы поведения — готовые алгоритмы действий, выработанные на основе социальных ценностей и норм, приемлемость которых в данном обществе не только не вызывает сомнений, но и является единственно желательной, или как говорят социологи, «соответствует социальным ожиданиям». Образцы поведения каждый индивид усваивает в про­цессе социализации, т. е. при вхождении, приобщении к определенной социальной группе, обществу в целом.

Глава 2. Общество как социокультурная система

Схема 2.3.Структура культуры

Схема 2.4.Функции культуры

‘лава 2, Общество как социокультурная система

Структура культуры:

материальная культура— это вещи, предметный мир, черпа­ющий свои «строительные материалы» из природы;

символические объекты— это ценности и нормы;

образцы человеческих отношений— это относительно устойчи­вые способы восприятия, мышления, поведения людей.

Культура как ценностно-нормативная структура определенным об­разом формирует общество, она один из его функциональных элемен­тов.

Функции культуры:

социальная интеграция, т. е. формирование общества, поддержа­ние его единства и идентичности;

социализация — воспроизводство социального порядка нынеш­ним поколением и передача его следующему поколению;

социальный контроль — обусловленность поведения людей опре­деленными нормами и образцами, свойственными данной куль­туре;

культурный отбор — отсеивание негодных, отживших социальных форм.

30____________________________ Глава 2. Общество как социокультурная система

Схема 2.5.Дифференциация социальных взаимодействий по сферам общества

Схема 2.6.Дифференциация социальных связей по уровням взаимодействия

Глава 2. Общество как социокультурная система

Социальные связи возникают в обществе на основе так называемо­го социального взаимодействияиндивидов и групп. Целью социаль­ного взаимодействия является удовлетворение каких-либо потребно­стей людей.

Социальное взаимодействие — это такое поведение индивида или группы, которое имеет целью удовлетворение определенной социаль­ной потребности и направлено на другого индивида или группу и име­ет для него значение.

Социальные взаимодействия могут быть дифференцированы по сферам общества:экономические, политические, культурные, или по его уровням взаимодействия.Вторая дифференциация включает все уровни: от взаимодействия отдельных личностей до цивилизацион-ных связей.

При этом общество одновременно функционирует как на микро­уровне(взаимодействия индивидов, малых групп), так и на макро­уровне(большие организации, институты, слои, классы, общество в це­лом).

Социальные взаимодействия могут осуществляться как внутри от­дельного общества или цивилизации, так и между обществами или ци­вилизациями (двусторонние и многосторонние государственные и не­государственные отношения).

Глава 2, Общество как социокультурная система

Схема 2.7. Дифференциация общества

Глава 2. Общество как социокультурная система_________________________ 33

Общество — динамическая система. Для развивающегося общества характерны постоянные изменения, усложнение его структуры, диф­ференциация (разделение, расслоение).

Процессы, определяющие дифференциацию общества:

• разделение общественного труда. Развитие производства, его усложнение требуют разделения труда, его специализации. Воз­никают все новые специальности, дифференцирующие людей по социальным группам;

• удовлетворение новых потребностей людей. За последнее столе­тие возникли или приобрели массовый характер такие новые по­требности людей, как занятия спортом, туризмом, путешествиями, творческими хобби, занятия с помощью Интернета, радиоэфира, языка международного общения эсперанто. Эти процессы также способствуют подразделению общества на определенные груп­пы, усложнению его социальной структуры и в конечном счете развитию общества и людей, его составляющих;

• расширение представлений людей о природе и обществе. Напри­мер, представление науки о грозящем катастрофическом падении на Землю большого метеорита или кометы. Такое событие может произойти, по современным данным, примерно раз в 60 млн лет, уже прошедших со времен динозавров, эра которых завершилась столкновением Земли с огромным метеоритом. Ученые уже се­годня разрабатывают меры по предотвращению опасности, воз­никшей из расширения наших представлений о природе;

• появление новых ценностей и норм. Например, новая ценность для России — плюрализм, привела к новой норме — многопар­тийности, которая ведет к дальнейшей дифференциации обще­ства.

Глава 2. Общество как социокультурная система

Схема 2.8.Интеграция общества

Глава 2. Общество как социокультурная система

Но наряду с дифференциацией, которая ведет к появлению новых социальных связей, развитию горизонтальных и вертикальных струк­тур общества и вместе с тем к ослаблению его единства и сплоченно­сти (солидарности), происходит и обратный процесс — интеграция (восстановление целого, объединение частей).

Интеграция— это процесс объединения общества, укрепления со­циальных связей, солидарности между членами общества, взаимного приспособления различных частей его структуры.

При несоблюдении этих условий в обществе развиваются дезинтег-рационные процессы

Глава 2. Общество как социокультурная система

ствовать определенная структура (подсистема экономики), которая поставляет и распределяет необходимые материальные продукты. При­спосабливаясь к природе, общество достигает поставленной цели — целенаправленная функция, которой соответствует подсистема поли­тики, дающая законы и побуждающая людей работать и достигать не личных, а общественных целей.

Первые две функции являются внешними (инструментальными) направленными на преобразование природы, третья и четвертая функ­ции направлены внутрь общества. Внутренними (экспрессивными) функциями являются интегративная и латентная. Ей соответствует подсистема контроля, которая поддерживает общую культуру обще­ства (набор ценностей и норм). Латентная, скрытая функция обеспе­чивает сохранение и воспроизводство существующего порядка, под­держание устойчивости путем усвоения новыми поколениями общей культуры общества. Ей соответствует подсистема социализации, кото­рая обеспечивает образование, воспитание, информирование молодо­го поколения. Структура общества имеет сложный характер. Любую подсистему можно представить как систему, состоящую из взаимосвя­занных частей. Например, политическая система может состоять из государственных институтов, политических партий, законов, норм.

Система Т. Парсонса получила в социологии название «система AGIL» (по первым буквам английского написания функций).

Социальная структура у Т. Парсонса взаимодействует с культурной структурой, образуя динамическую «сверхсистему». Ведущая роль в этой социокультурной системе принадлежит культуре. Именно пред­ставления о ценностях, нормах, образцах поведения, изменяясь, вы­зывая определенные социальные действия людей, преобразуют струк­туру общества. Личность всегда стремится играть ту социальную роль, которая наиболее соответствует ее потребностям и представлениям. Если общество способно обеспечить такую возможность большинству граждан, тогда общественные функции развиваются поступательно и устойчивость системы максимальна. Социальная дифференциация, Даже самая интенсивная, уравновешивается интеграционными процес­сами. Если культурные ценности и нормы поддерживаются подавляю­щим большинством, социальную сплоченность невозможно разрушить. Если ценности и нормы добровольно принимаются большинством на­селения, то общество и статически, и динамически устойчиво. Если культура в обществе насаждается с помощью репрессивных средств, то такое общество динамически неустойчиво и любое изменение его Равновесия влечет за собой социальные конфликты.

Читать еще:  Мера превыше всего. Цель и смысл жизни

Глава 3 Общество как социокультурная система

Общество как социокультурная система

Человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура. Существует несколько десятков определений культуры, сформулированных философами, культурологами, историками, экономистами.

Социологи придают культуре социальный смысл и определяют ей ведущее значение в общественной жизни. Именно культура как система ценностей, норм и образцов поведения формирует ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение. Культура не является чем-то стационарным и застывшим. Нормы и ценности культуры, как и другие структурные компоненты общества, подвержены постоянным изменениям.

Другими структурными компонентами общества являются социальные группы и общности, которые появляются в процессе дифференциации, присущем всей живой природе. Именно разделение общества на различные группы и их взаимодействие придаст любому социуму необходимую динамику, определяющую его развитие.

Таким образом, элементы природы, индивиды, социальные группы и культурные универсалии в процессе саморазвития и взаимодействия между собой создают сложную, самонастраивающуюся, динамическую систему — человеческое общество.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

3. ФИЛОСОФИЯ РАДИКАЛИЗМА, ЕЕ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ

3. ФИЛОСОФИЯ РАДИКАЛИЗМА, ЕЕ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ Русское Просвещение не только вызвало к жизни оригинальную концепцию славянофилов о самобытности российского народа и его соборности, но и инициировало философию русского радикализма. Завещанное «слово»

1. Общество как система

1. Общество как система Системный подход к анализу обществаСовременные представления о человеческом обществе во многом основаны на системном подходе к его анализу. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и

Глава 4. ДНИФ-система нации

Глава 4. ДНИФ-система нации Сущность человека составляет любовь, справедливость и душевность (сорок пятое

Глава IX Общество как система личной зависимости людей

Глава IX Общество как система личной зависимости людей Проблема возникновения древних цивилизаций. – Усложнение общества и аграрная культура. – Земледелие, оседлость и устойчивость социальной организации. – Общество, власть и формирование государства. – Усложнение

Глава X Общество как система вещных зависимостей между людьми

Глава X Общество как система вещных зависимостей между людьми Расширение социального пространства; торговля и производство. – Богатство начинает работать – Технологические схемы отделяются от схем социальных. – Предметный слой социальности. – Личность и

III. Система потребностей и потребления как система производительных сил

III. Система потребностей и потребления как система производительных сил Мы видим, что «теория потребностей» не имеет смысла — в ней может содержаться лишь теория идеологического понятия потребности. Отсюда же следует, что размышление о «генезисе потребностей» столь же

3.3. Общество как система

3.3. Общество как система Не только культура, но и все человеческое общество состоит из элементов. Первый элемент — природная среда, которой люди пользуются для своего существования, это плодородные почвы, реки, деревья, полезные ископаемые и т. д. Вторым элементом,

ГЛАВА 5. СИСТЕМА АРХАНГЕЛА ХАРИТОНА

ГЛАВА 5. СИСТЕМА АРХАНГЕЛА ХАРИТОНА – И в самом деле, вскоре после этого слуха, под руководством опять-таки Великого Архангела Адоссия были проведены открытые для всех практические эксперименты с этим новым и позже очень знаменитым изобретением.Эта новая система была

1. Общество как едино-цельная система определенного множества народа

1. Общество как едино-цельная система определенного множества народа Общество и сообщество. Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью общности, что позволяет назвать их совместностью, а это возможно лишь на достаточно

Глава 5. Система двойных стандартов

Глава 5. Система двойных стандартов Неразрывное единство греха и праведности Всем людям свойственно грешить. Различие между людьми бывает в степени угрызения совести после греха. Витторио Альфьери Известный немецкий философ Гегель в свое время вывел несколько всеобщих

Глава 4 Пранаяма и дыхательная система

Глава 4 Пранаяма и дыхательная система Пока в теле присутствует дыхание, в нем есть жизнь. Когда дыхание покидает тело, его покидает и жизнь. Следовательно, упорядочивайте дыхание. Хатха Йога Прадипика, гл. 2, Шлока 3 1. При нормальном вдохе легкие обычного человека вмещают

Презентация по Социологии на тему «Общество. как целостная социокультурная система»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лекция № 2 Общество, как целостная социокультурная система

План: 1. Определение понятия «общество», его признаки; 2. Типология общества; 3. Гражданское общество; 4. Социальные институты.

1. Определение понятия «общество», его признаки Понятие «общество» употребляется в: узком смысле широком смысле под обществом понимают группу людей (организацию), объединенных по каким-либо признакам (интересам, потребностям, ценностям и т. д.) под обществом понимается совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей на определенной территории, в рамках единой страны, единого государства

Общество — это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей: — социальных институтов, — социальных групп; — отдельных индивидов. 1. Определение понятия «общество», его признаки

Основными признаками общества являются: Территория — это определенное физическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, отношения и взаимодействия между индивидами и социальными общностями Социальная структура — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними. 1. Определение понятия «общество», его признаки

Социальная структура Социальная общность — большая или малая социальная группа, обладающая общими социальными признаками. Социальный институт — исторически сложившиеся устойчивые нормы, правила, способы организации совместной деятельности в определенной сфере общества. Социальные отношения — взаимоотношения между социальными общностями и социальными институтами. 1. Определение понятия «общество», его признаки

3. Автономность и самодостаточность Автономность — это также способность общества создавать в рамках своей функциональной системы относительно прочные социальные связи и отношения, способные интегрировать все входящие в него социальные общности. Самодостаточность — способность общества к само регуляции, т. е. без вмешательства извне обеспечивать функционирование всех жизненно важных сфер. 1. Определение понятия «общество», его признаки

4. Социокультурное единство. Основными факторами социокультурного единства общества являются: общность основных социальных институтов (государства, семьи, образования, финансов и т. д.), общность языка (в многонациональных обществах, как правило, существует язык межнационального общения — Россия, Индия, США и др.), осознание принадлежности людей к единому обществу (например, все мы — россияне), единство основных моральных ценностей и образцов поведения. 1. Определение понятия «общество», его признаки

2. Типология общества Типология (от греч. tipos — отпечаток, форма) В социологии имеется два основные подхода к типологизации обществ Формационный подход 2. Цивилизационный подход

1. Формационный подход был разработан К. Марксом в середине XIX в. Господствующий в обществе способ производства и форма собственности (экономический базис) обусловливают формирование соответствующих сфер общества (надстройки): социальной, политической и духовной. Маркс считал, что общество в своем историческом развитии проходит пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и (в перспективе) коммунистическую. Каждой формации присущ определенный способ производства материальных и духовных благ. 2. Типология общества

2. Цивилизационный подход типологизации общества был предложен американским социологом Даниелем Беллом (род. в 1919 г.). Он делил историю развития общества на три основные стадии: до- индустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Каждая из этих стадий соответствует определенному типу цивилизации. 2. Типология общества

Доиндустриальная цивилизация. Для нее характерны следующие основные признаки: основной способ производства; натуральный способ ведения хозяйства; в производстве материальных и духовных благ в основном используется физическая сила человека и домашних животных; преимущественно сельский образ жизни; низкий уровень социальной и географической мобильности; система образования в основном носит характер семейного воспитания и обучения традиционным видам деятельности. 2. Типология общества

Индустриальная цивилизация и ее основные признаки: машинный способ производства; производство носит рыночный характер, т. е. большая часть произведенного продукта предназначается для продажи; преимущественно городской образ жизни (большая часть населения живет в городах); высокий уровень социальной и географической мобильности; сравнительно высокий общий уровень образования и профессиональной подготовки населения; наряду с частным образованием существует государственная система образования. 2. Типология общества

Постиндустриальная цивилизация и ее основные признаки автоматизация и компьютеризация большинства процессов в промышленном производстве и сфере услуг; внедрение автоматических систем управления (АСУ) во многие сферы жизнедеятельности людей; главный продукт производства и продажи — информация; сокращение количества людей, занятых в промышленности, и рост числа работников, занятых в науке, информации и сфере услуг; наряду с ростом городского населения растет число людей, имеющих благо-устроенное жилье (коттедж) в сельской местности; выравнивание городского и сельского уровней жизни. 2. Типология общества

Гражданское общество — это общество, состоящее из свободных, независимых от произвола государства граждан, способных защищать свои права и интересы Основные признаки гражданского общества: разграничение компетенций государства и общества, независимость институтов гражданского общества от государства в рамках своей компетентности; демократия и плюрализм в политической сфере; рыночная экономика, основу которой составляют негосударственные предприятия; экономика, основанная на индустриальных и постиндустриальных технологиях; социальную основу гражданского общества составляет средний класс — это экономически, политически, социально независимые от государства граждане, имеющие возможности и способности обеспечить себя сами; приоритет прав и свобод индивида перед интересами государства; идеологический и религиозный плюрализм; свобода слова и средств массовой информации. 2. Типология общества

4. Социальные институты Социальный институт — относительно устойчивый комплекс (система) норм, правил, обычаев, традиций, принципов, статусов и ролей, регулирующих отношения в различных сферах общества Для выполнения своих функций социальный институт образовывает (создает) необходимые учреждения, в рамках которых организуется его деятельность

Основными социальными институтами в обществе являются: 4. Социальные институты институты семьи и брака; политические институты; экономические институты; институты образования; институты культуры; институты религии.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

презентация по социологии на тему «общество, как целостная оциокультурная система», предназначена для студентов среднего профессионального образования. Включает в себя четыре раздела:

1. определение понятия «общество», его признаки;

2. Типология общества;

3. Гражданское общество;

4. Социальные институты.

Данная презентация служит дополнением к проведению лекционного занятия, требует дополнительного конспекта. Направленна на правильное, полное, всестороннее освоение материала по теме. Может использоваться как для очной, так и для заочной формы обучения.

  • Бондаренко Наталья ВикторовнаНаписать 1057 08.01.2015

Номер материала: ДБ-1360054

  • Другое
  • Другие методич. материалы

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    01.10.2020 0
    01.10.2020 0
    01.10.2020 0
    01.10.2020 0
    01.10.2020 0
    01.10.2020 0
    01.10.2020 0
    01.10.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Меньше половины россиян довольны качеством обучения в школах

Время чтения: 2 минуты

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Путин призвал поддерживать сельские школы

Время чтения: 1 минута

В Москве планируют внедрить экспресс-тестирование на коронавирус в школах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector