0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общество как социокультурная система. Структура общества Общество как социальная культурная система

Содержание

Общество как социокультурная система. Структура общества

Понятие «социокультурной системы«

Учёные по-разному трактуют понятие “общество“. Это во многом зависит от той школы или направления в социологии, которые они представляют. Так, Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий. Крупный американский социолог Толкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Во всех этих определениях выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся между собой в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

Система — это определённым образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

Таким образом, социальная система — это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, надличностный характер, т.е. общество — это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застаёт определённую структуру связей и отношений и постепенно включается в неё.

Таким образом, общество — это определённая совокупность (объединение) людей. Но каковы границы этой совокупности? При каких условиях это объединение людей становится обществом?

Признаки общества как социальной системы таковы:

Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества).

Браки заключаются (преимущественно) между представителями данного объединения.

Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.

Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

У него есть собственное название и своя история.

Оно обладает собственной системой управления (суверенитетом).

Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Чтобы представить себе общество с точки зрения предмета социологии, необходимо различать три исходных понятия — страна, государство, общество.

Страна — это часть света или территории, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом.

Государство — политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима политической власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).

Общество — социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура

Структура общества

Огромное значение в определении специфики того или иного целого, его

особенностей, свойств плюет структура—внутренняя организация целостной

системы, представляющая собой специфический способ взаимосвязи,

взаимодействия образующих его компонентов.

Понятие структуры употребляется и в ином, более широком смысле как

совокупность элементов и их взаимосвязей. В этом случае понятие структуры,

по существу, отождествляется с понятием целого, так как, например,

«элементарные» частицы и атомы, молекулы и другие предметы и явления,

будучи целостными образованиями, именуются как материальные структуры.

Структура — это упорядоченность, организованность системы. Естественно

поэтому, что существенной характеристикой структуры является мера

упорядоченности, которая в самой общей форме, в кибернетическом смысле,

выступает как степень отклонения от состояния ее термодинамического

равновесия. Социальные системы стремятся повышать степень упорядоченности,

используя содержащиеся во внешней среде вещество, энергию и информацию для

собственного функционирования и развития.

Приведенное понятие структуры разделяется многими исследователями.

При этом немало исследователей обращает внимание на огромную роль

структуры в формировании целостных свойств системы. Так, отмечая, что

система являет собой множество взаимосвязанных элементов, выступающих как

определенная целостность, В. Н. Садовский подчеркивает, что «свойства

объекта как целого определяются по только и не столько свойствами его

отдельных элементов, сколько свойствами, его структуры, особыми

интегративными связями рассматриваемого объекта».

Для понятия структуры,— пишет В. С. Тюхтин,— специфичен особый и в то

же время универсальный тип отношений—отношения «порядка, композиции

элементов». Причем «понятие структуры отображает устойчивую

упорядоченность». При этом В. С. Тюхтин выделяет в интегральной структуре

три уровня: зависимости между свойствами компонентов системы, между

свойствами системы и свойствами ее компонентов, зависимость системных,

интегральных свойств между собой. Структура системы, выражая ее сущность,

проявляется в совокупности законов данной области явлений».

«Структура, объединяющая элементы и свойства объекта,— отмечает М. И.

Сетров,— выступает как некий закон данного объекта или класса вещей. Этот

закон объективен, его существование не зависит от нашей воли, и поэтому,

как бы мы ни комбинировали все возможные сочетания свойств и элементов,

вещь будет оставаться такой, как она есть».

В применении к обществу как системе структура выступает как внутренняя

организация общества или его отдельных звеньев. Структура общества — это

совокупность общественных отношений. Структурой обладают обшество в целом и

любая конкретная подсистема в его рамках. Причем всякая конкретная система

в рамках «глобального» целого — общества — обладает своей специфической

структурой, организацией, которая является конкретизацией более общей

структуры, структуры, господствующей в обществе.

Поскольку главным компонентом любой общественной системы являются

люди, то основным элементом ее структуры, если можно так выразиться, ее

центральным звеном являются отношения людей, прежде всего производственные

отношения. Люди, однако, действуют в различных сферах общественной жизни —

экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Отсюда

наличие специфических структур для конкретных сфер целостного общества —

экономической структуры, социально-политической структуры, структуры

духовной жизни, структуры быта и семенной жизни. Каждая из них обладает

своими особенностями, которые несут печать качественной природы общества и

определяются прежде всего господствующими в нем формами собственности.

Структура общественной системы выступает но только как отношения

людей друг к другу. Отношения различных сфер общественной жизни —

экономической и социально-политической, экономической и духовной, отношения

других общественных сфер — это тоже элементы структуры.

Элементами структуры могут быть и отношения вещей. При этом нельзя

забывать, конечно, что вещи имеют социальную природу. Структура, например,

такой системы, как предприятие, заключает в себе и определенную связь,

порядок расположения машин, механизмов, взаимосвязь технологических

процессов и т. д.

Структура проявляется и в отношениях людей к вещам, в частности к

средствам, производства, то ость в формах собственности, которые

представляют собой важнейший элемент структуры общества. Она может

выступать и как отношения людей к идеям. Это процесс выработки, восприятия,

распространения идей теми или иными группами людей, классами и т. д. Имеют

место и отношения идей к идеям, связь идей различного рода и т. д. К

примеру, общественное сознание как система идей обладает определенными

формами, они, эти формы,— наука, политические идеи, искусство и др.—

находятся в определенной связи, отношениях.

Структура есть и отношение людей к процессам—экономическим,

политическим и др., соотношение различных процессов в обществе, скажем

революции и реформ, экономических и социально-политических процессов и т.

Говоря о том, что структура общественной системы многообразна,

проявляется в различных связях н отношениях, ни на минуту нельзя упускать

из виду, что, какие бы компоненты ни были связаны в общественном целом, и

каком бы виде структура ни выступала, она обязательно в конечном счете

2. Общество как социокультурная система

Вся история социологической мысли есть история научных подходов и методов построения теории общества.

Общество – это определившийся в процессе исторического развития человечества, относительно устойчивый, универсальный способ организации социальных связей и отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочения социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи.

  1. территория – географическое пространство, очерченное границами, на котором складываются и развиваются социальные связи и отношения между индивидами;
  2. наличие собственного названия и самоидентификация;
  3. пополнение преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
  4. устойчивость и способность воспроизводить внутренние связи и взаи-модействия;
  5. автономность и высокий уровень саморегуляции. Жизнь общества ре-гулируется и управляется теми социальными институтами и организациями, на основании тех норм и принципов, которые создаются внутри самого общества;
  6. наличие устойчивых социальных образований, связей, отношений и их функциональная целесообразность;
  7. интегрирующая сила. Общество осуществляет социализацию новых поколений людей, включая их в сложившуюся систему ценностей, норм, пра-вил.
Читать еще:  Полубоги являются полноценными личностями. Кришна управляет всеми повелителями вселенной

Детерминизм – учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе.

Социально-исторический детерминизм – один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений. В различных социологических концепциях, в вопросе о том, какой же функциональный компонент общества определяет облик общества в целом, предпочтение отдавалось либо экономической составляющей (экономический детерминизм К.Маркса), либо системе ценностей и норм, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость общества (культурный детерминизм П.Сорокина), либо образу мыслей, прогрессу разума человека (детерминизм О.Конта).

Типология обществ

Различные типы классификации обществ основываются на выделении наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни группы об-ществ от других. Устойчивым в социологии считается деление обществ на простые (традиционные) и сложные (современные). Критерием выступает степень социальной дифференциации и число уровней управления.

К. Поппер различает два типа обществ, на основании степени свободы индивида и отношений социального контроля. Закрытое общество – общество, характеризующееся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, невосприимчивостью к нововведениям, авторитарной идеологией, коллективизмом (Спарта, Нацистская Германия, СССР в эпоху сталинизма, Пруссия). Открытое общество – общество, которое отличается динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, индивидуализмом (Древние Афины, современные западные демократии).

О. Конт различал три стадии развития общества: от теологического типа общества через метафизический – к индустриальному типу. В основе изменения и становления обществ лежит прогресс разума человека. К. Маркс предложил типологию обществ, в основании которой лежали экономические факторы. История развития общества представляет собой смену пяти общественно-экономических формаций, каждая из которых основывается на определенном способе производства материальных благ и уровне развития производственных отношений, которым соответствует социально-классовая структура общества (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формации).

Распространенным в социологии является деление обществ на традици-онные, индустриальные и постиндустриальные, на основании изменения технологического строя, который сказывается на организации всей системы социальных связей и отношений (Д. Белл, У. Ростоу).

Модернизация – процесс перехода от одной стадии развития общества к другой. Различают первичную модернизацию, примером которой является промышленная революция в Англии в XVIII веке, происходящая естественным образом, и вторичную модернизацию, не являющуюся результатом естественного хода развития общества. Она привносится «извне», осуществляется с привлечением помощи «стран-первопроходцев».

Социальные изменения. Социальное развитие

Социальные изменения – переход социального объекта из одного со-стояния в другое, любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нём образцах поведения.

Виды социальных изменений:

  1. изменения, касающиеся структур различных социальных образований – структурные изменения;
  2. изменения, затрагивающие социальные процессы (в сфере социальных взаимодействий, взаимоотношений различных общностей);
  3. изменения, касающиеся функций различных социальных систем – функциональные социальные изменения;
  4. изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности.

Социальный прогресс – тип развития социальной сферы, при котором она в целом или отдельные её элементы переходят на более высокую в качественном отношении ступень, стадию развития.

В целом развитие человечества от первобытного общества к современному может быть охарактеризовано с точки зрения нарастания прогрессивных социальных изменений. К некоторым областям социальной жизни понятие прогресса неприменимо (культура, искусство, религия). Здесь можно говорить лишь об эволюционных изменениях. Противоречивый характер социального прогресса проявляется в том, что в социальной жизни абсолютного прогресса, как совершенствования социального устройства всех сфер жизнедеятельности общества в направлении нарастания позитивных изменений так же, как и абсолютного регресса, не существует.

Важнейшим условием нормального существования любого общества является социальная стабильность. Социальная стабильность – процесс воспроизводства социальных структур и отношений в рамках целостности всего общества. Социальная стабильность достигается за счёт своевременного осуществления назревших социальных изменений и предполагает постоянное развитие при сохранении устойчивости.

Социальное поведение и социальный контроль

Массовое социальное поведение – образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. Субъектами массового социального поведения являются массы, толпа, публика, социальные группы и индивиды.

Массы – большое количество людей, которых нельзя объединить ни в какую организацию, в соответствии с общими признаками, интересами, условиями жизнедеятельности и т.д.

Толпа – внешне не организованная социальная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма составляющих её индивидов, имеющая единый объект внимания и сходное эмоциональное состояние.

Публика – большая группа людей, объединенных на основе общих интересов, но внешне не организованная. В отличие от толпы у публики возможно проявление рационального мышления.

Индивиды являются субъектами массового социального поведения в том случае, когда их действия, формально не согласованные во времени и пространстве, принимают массовый характер (демографический взрыв).

Проблемами массового социального поведения, межгруппового взаимодействия занимается психологическое направление в социологии. В развитии данного направления следует выделить: «Психологию народов» (В. Вунд), «групповую психологию» (Г. Лебон, Г. Тард), символический интеракционизм (Дж. Г. Мид).

«Групповая психология» изучает непосредственно сущностные характеристики группового и массового поведения. Определяющим фактором общественной жизнедеятельности выступает, согласно Г. Лебону (1841-1931) («Психология толп»), «коллективная душа», основу которой составляют психологические механизмы. Доминирование в «коллективной душе» бессознательных субстратов психики обуславливает общность инстинктов, чувств, настроений, стремлений большой группы людей, которую Г. Лебон определяет как толпу. Толпа является, по мнению Г. Лебона, движущей силой истории (представляющей собой смену культурного доминирования рас) и играет решающую роль на новом этапе развития европейской цивилизации с конца XIX века («эра толпы»). Г. Лебон сформулировал психологический закон «духовного единства толпы»: нахождение в толпе ведёт к образованию «коллективной души», которая подавляет рациональные начала и превращает индивидов в иррациональные субъекты, стремящиеся к некритической реализации внушённых им идей.

  1. Организованная толпа – объединяет индивидов в единое целое на основе единства инстинктов, чувств, страстей. Но в толпе не только и не столько соединяются отдельные качества индивидов, взятые в среднем значении, сколько образуются новые черты: нетерпимость; импульсивность, раздражительность; утрата чувства ответственности как сдерживающего начала; быстрая смена реакций от разрушения до самопожертвования; восприимчивость к внушению; осознание неодолимой, необузданной сдерживающими факторами силы; заражённость общей идеей.
  2. Однородная толпа имеет ряд разновидностей:
    а) секта, объединяющим моментом в которой служат верования;
    б) каста, объединяющая индивидов на основе общности условий существования и воспитания;
    в) класс, образующийся под влиянием одинакового образа жизни.
  3. Разнородная толпа:
    а) анонимная (уличная) толпа, образующаяся под влиянием внушения и отличающаяся полным отсутствием чувства ответственности;
    б) неанонимная (совещательная) толпа, объединяющая индивидов с це-лью решения вопросов, имеющих общественное значение, и осознающая ответственность за принятие правильных решений.

Г. Тард (1843-1904)(«Законы подражания», «Общественное мнение и толпа») определяет социологию, как науку, изучающую психологию взаимо-действия между людьми, которое составляет основу общественного развития и всех социальных процессов. И общество, таким образом, является продуктом взаимодействия индивидов и возникающих при этом взаимодействии межиндивидуальных социальных отношений.

Г. Тард развивает теорию «трёх основных социальных процессов»: подражание (повторение), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация), на основе которой формулирует три универсальные социальные закономерности.

  1. Закон подражания. Подражание, рассматриваемое как изначальный элемент социальности, возникает в процессе межличностных взаимодействий и является движущей силой общественного прогресса в силу природной склонности людей усваивать и повторять новации в общественной жизни, обогащающие культуру народа. Закон подражания заключается в том, что любое нововведение в сфере социальных отношений распространяется от социальных верхов к социальным низам. Три типа подражания: взаимное подражание, подражание обычаям и традициям, обдуманное подражание. Теория подражания делает предметом социологического исследования процесс межличностного взаимодействия.
  2. Закон противоположения (оппозиции) выражается в борьбе сторонников различных социальных изобретений, которая способствует поиску альтернативного варианта подражания и выработке определённого направления социального взаимодействия. Оппозиция, таким образом, является необходимым фактором развития социальных отношений и динамики социального прогресса.
  3. Закон приспособления (адаптации) выражается в приспособлении людей посредством развития к новшествам и изменившимся условиям социальной жизни посредством развития сотрудничества как основного момента социальных отношений.

Анализируя деятельность больших социальных групп, действующих на арене социальной жизни, Г. Тард определил их как толпу и публику. Толпа – большая социальная группа слабо, но непосредственно связанных индивидов, объединённых на основе коллективной психологии, поведение которых иррационально. XX век Г. Тард определял не как «эру толпы», а как век публики. Публика – группа индивидуумов, физически разделённых, но связанных духовно на основании общих увлечений или убеждений. Публика характерна для развитых обществ, поскольку основным средством её формирования являются средства массовой информации. Она несёт на себе отпечаток индивидуальности её создателя и вдохновителя. Действие публики более разумно и осмысленно, и этим она отличается от толпы. Хотя не исключена возможность превращения публики в толпу. В ходе исторического развития основной задачей является постепенная замена толпы публикой, что выразится в распространении интеллектуализации и терпимости в обществе.

В целом, следует отметить, что и Г. Лебон и Г. Тард в своей трактовке социологического психологизма вскрыли механизмы внутригрупповых и межгрупповых взаимодействий, таких как механизм межгрупповой агрессии, стихийного поведения индивидов в толпе, эффект группового принятия решений, роли лидера толпы или публики и т.д., что является актуальным и сегодня, когда большие массы людей вовлечены в решение назревших проблем социальной жизни.

Читать еще:  10 удивительных и загадочных планет, обнаруженных в последнее десятилетие

Классификация массового социального поведения в соответствие с мас-штабами и степенью организации.

1. Социальные движения – массовые действия большой социальной группы, направление на удовлетворение потребностей и обеспечение группо-вых или общественных интересов.

Социальные движения:
а) революционные движения – стремятся к полной отмене существующей системы ценностей;
б) реформаторские движения – стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, которые способствуют более эффективному ее функционированию;
в) движения сопротивления – социальные движения, которые имеют цель не только добиться перемен, но и блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения; г) социальное движение экспрессивного типа стремится сформировать собственную систему ценностей в соответствии с поставленной целью;
д) терроризм – движение, осуществляющее применение силы против людей или собственности с целью запугивания или принуждения правительства, формальной организации или гражданского населения к выполнению своих политических, социальных, религиозных планов.

2. Коллективное поведение – массовые, спонтанные реакции людей на критические, внезапно возникающие ситуации. Субъект коллективного поведения – толпа. Среди основных особенностей коллективного поведения следует выделить: несоответствие определённым стандартам, экстремальность поведения индивидов, наличие определённой социальной ситуации, способствующей проявлению основных свойств толпы как субъекта коллективного поведения (высокий уровень безработицы, тяжёлое социально-экономическое положение населения и т.д.).

Глава 3 Общество как социокультурная система

Общество как социокультурная система

Человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура. Существует несколько десятков определений культуры, сформулированных философами, культурологами, историками, экономистами.

Социологи придают культуре социальный смысл и определяют ей ведущее значение в общественной жизни. Именно культура как система ценностей, норм и образцов поведения формирует ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение. Культура не является чем-то стационарным и застывшим. Нормы и ценности культуры, как и другие структурные компоненты общества, подвержены постоянным изменениям.

Другими структурными компонентами общества являются социальные группы и общности, которые появляются в процессе дифференциации, присущем всей живой природе. Именно разделение общества на различные группы и их взаимодействие придаст любому социуму необходимую динамику, определяющую его развитие.

Таким образом, элементы природы, индивиды, социальные группы и культурные универсалии в процессе саморазвития и взаимодействия между собой создают сложную, самонастраивающуюся, динамическую систему — человеческое общество.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

3. ФИЛОСОФИЯ РАДИКАЛИЗМА, ЕЕ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ

3. ФИЛОСОФИЯ РАДИКАЛИЗМА, ЕЕ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ Русское Просвещение не только вызвало к жизни оригинальную концепцию славянофилов о самобытности российского народа и его соборности, но и инициировало философию русского радикализма. Завещанное «слово»

1. Общество как система

1. Общество как система Системный подход к анализу обществаСовременные представления о человеческом обществе во многом основаны на системном подходе к его анализу. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и

Глава 4. ДНИФ-система нации

Глава 4. ДНИФ-система нации Сущность человека составляет любовь, справедливость и душевность (сорок пятое

Глава IX Общество как система личной зависимости людей

Глава IX Общество как система личной зависимости людей Проблема возникновения древних цивилизаций. – Усложнение общества и аграрная культура. – Земледелие, оседлость и устойчивость социальной организации. – Общество, власть и формирование государства. – Усложнение

Глава X Общество как система вещных зависимостей между людьми

Глава X Общество как система вещных зависимостей между людьми Расширение социального пространства; торговля и производство. – Богатство начинает работать – Технологические схемы отделяются от схем социальных. – Предметный слой социальности. – Личность и

III. Система потребностей и потребления как система производительных сил

III. Система потребностей и потребления как система производительных сил Мы видим, что «теория потребностей» не имеет смысла — в ней может содержаться лишь теория идеологического понятия потребности. Отсюда же следует, что размышление о «генезисе потребностей» столь же

3.3. Общество как система

3.3. Общество как система Не только культура, но и все человеческое общество состоит из элементов. Первый элемент — природная среда, которой люди пользуются для своего существования, это плодородные почвы, реки, деревья, полезные ископаемые и т. д. Вторым элементом,

ГЛАВА 5. СИСТЕМА АРХАНГЕЛА ХАРИТОНА

ГЛАВА 5. СИСТЕМА АРХАНГЕЛА ХАРИТОНА – И в самом деле, вскоре после этого слуха, под руководством опять-таки Великого Архангела Адоссия были проведены открытые для всех практические эксперименты с этим новым и позже очень знаменитым изобретением.Эта новая система была

1. Общество как едино-цельная система определенного множества народа

1. Общество как едино-цельная система определенного множества народа Общество и сообщество. Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью общности, что позволяет назвать их совместностью, а это возможно лишь на достаточно

Глава 5. Система двойных стандартов

Глава 5. Система двойных стандартов Неразрывное единство греха и праведности Всем людям свойственно грешить. Различие между людьми бывает в степени угрызения совести после греха. Витторио Альфьери Известный немецкий философ Гегель в свое время вывел несколько всеобщих

Глава 4 Пранаяма и дыхательная система

Глава 4 Пранаяма и дыхательная система Пока в теле присутствует дыхание, в нем есть жизнь. Когда дыхание покидает тело, его покидает и жизнь. Следовательно, упорядочивайте дыхание. Хатха Йога Прадипика, гл. 2, Шлока 3 1. При нормальном вдохе легкие обычного человека вмещают

Социология

Лекция 5

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Понятие «общество»

Понятие общества (от латинского слова socio-соединять, объединять, затевать совместный труд, сотрудничество) крайне многозначно, а потому его не так легко определить. Вся история социологической мысли есть история поисков научных подходов и методов построения теории общества. В течение долгого времени общество фактически отождествлялось с категорией «государство». Большинство философов — начиная с древнегреческих и кончая просветителями XVIII в. — считали, что переход человека из первобытного состояния в цивилизованное связан с возникновением государственной организации как некоего политического конструкта, призванного управлять этими взаимоотношениями. «Обществообразующими» оказались чисто политические (в современном понимании) функции государства: защита населения от внешних врагов и поддержание порядка внутри страны. Позже происходит «деполитизация» данного понятия. Была осознана и теоретически сформулирована грань между функционированием государства и общества, представляемая как сфера объективно необходимого межчеловеческого взаимодействия. А теперь немного о том, как понимали общество ученые из самых разных исторических эпох. Древнегреческий философ Аристотель понимал общество как совокупность группировок, взаимодействие которых регулируется определенными нормами и правилами. Французский ученый 18 века Сен-Симон считал, что общество — это огромная мастерская, призванная осуществлять господство человека над природой. Основатель социологии Огюст Конт видел в обществе функциональную систему, в состав которой входят семья, классы, государство и которая основана на разделении труда и солидарности. В. Даль приравнивал общество к собранию людей, товарищески, братски связанных какими-либо общими условиями. Французский социолог Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. Согласно немецкому ученому М, Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных (т.е. ориентированных на других людей) действий. Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Американский социолог русского происхождения П.А. Сорокин представлял общество как социокультурную систему, состоящую из двух уровней организации общества – уровня культурных систем (взаимосвязь идей) и уровня социальных систем (взаимосвязь людей). Среди современных концепций общества выделяется «атомистическая» теория, согласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей и отношений между ними. Дальнейшее развитие основные положения этой концепции получили в «сетевой» теории общества. Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга. Эта теория и ее разновидности в центр внимания при объяснении сущности общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов. В теориях «социальных групп» общество интерпретируется как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. Если в «атомистической» или «сетевой» концепциях существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в «групповых» теориях — группы людей. 15 Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции отождествляют понятие «общество» с понятием «человечество». Таким образом, далеко не сразу к человеку пришло сознание того, что он живет не только в государстве, семье, городской или сельской общине, а в обществе, представляющем собой гораздо более широкое и сложное объединение людей, некую самостоятельную реальность.

Признаки общества

В XX в. понятие «социальная система» постепенно выдвигается на центральное место в теоретических построениях различных социологических школ. Это направление получило название синергетика. Что такое система?

Обобщая многочисленные формулировки, можно сказать, что система — это комплекс взаимодействующих частей (элементов). Внутреннюю природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор элементов. Общество — самая большая из проживающих на данной территории групп. В концентрированном виде общество обладает следующими признаками: — оно отличается большим разнообразием социальных структур, систем и подсистем; — оно не является частью какой-либо более крупной системы; — браки заключаются между представителями данного объединения; — оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями данной общности; — у него собственное название и собственная история; — оно обладает территорией и собственной системой управления; — объединение существует дольше средней продолжительности жизни от дельного индивида; — его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой. Понятие «общество» следует отличать от понятий «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившиеся на базе общества и государства).

Читать еще:  Татьяна Горичева: «Я в КГБ акафисты распевала»

Гражданское общество

Идеи гражданского общества имеют длительную историю в европейской мысли. Основы концепции гражданского общества были заложены в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье. В работах этих мыслителей важную роль играло понятие естественного права, то есть естественного стремления человека к свободе, безопасности и благополучию. Государство возникло как общественный договор, то есть договор, который заключили между собой отдельные индивиды и в результате которого граждане передали часть своих прав государству.

Английский экономист А. Смит существенно дополнил концепцию гражданского общества, сделав акцент на чрезвычайной важности защиты частных интересов. Смит полагал, что государство может быть гармоничным лишь в том случае, если создаст максимально удобные условия для реализации интересов частных граждан. В плане экономики это, означало, что государство должно полностью отказаться от контроля над экономической сферой и вмешательством в нее, чтобы люди могли свободно действовать на общем рынке; роль государства должна ограничиваться лишь защитой частной 16 собственности.

Гражданское общество выступает по Гегелю, как взаимодействие субъектов данных потребностей и интересов, осуществляющееся на основе частной собственности и всеобщего формального равенства людей. Другими словами, гражданское общество трактовалось как система общественных отношений, опирающихся на частную собственность и право. Речь шла о формировании буржуазного общества, в котором институты частной собственности и права получили большой простор для своего развития.

В качестве основных элементов гражданского общества Гегель называл: 1) системы социальных потребностей и их субъектов; 2) отправление правосудия; 3) полицию и корпорации, добивающихся практического осуществления законов и актов правосудия. В ХХ веке идеи гражданского общества стала еще более актуальной. Именно в этот период человечество столкнулось с наиболее жестокими тоталитарными режимами, подавляющими автономию человека — не только в политической, сфере, но также в духовной и экономической жизни. По этой причине развитие концепции гражданского общества в XX в. приобрело дополнительную движущую силу, была необходима критика тоталитарных режимов.

1. Лекция 5

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Понятие «общество»

Понятие общества (от латинского слова socio-соединять, объединять, затевать совместный труд, сотрудничество) крайне многозначно, а потому его не так легко определить. Вся история социологической мысли есть история поисков научных подходов и методов построения теории общества. В течение долгого времени общество фактически отождествлялось с категорией «государство». Большинство философов — начиная с древнегреческих и кончая просветителями XVIII в. — считали, что переход человека из первобытного состояния в цивилизованное связан с возникновением государственной организации как некоего политического конструкта, призванного управлять этими взаимоотношениями. «Обществообразующими» оказались чисто политические (в современном понимании) функции государства: защита населения от внешних врагов и поддержание порядка внутри страны. Позже происходит «деполитизация» данного понятия. Была осознана и теоретически сформулирована грань между функционированием государства и общества, представляемая как сфера объективно необходимого межчеловеческого взаимодействия. А теперь немного о том, как понимали общество ученые из самых разных исторических эпох. Древнегреческий философ Аристотель понимал общество как совокупность группировок, взаимодействие которых регулируется определенными нормами и правилами. Французский ученый 18 века Сен-Симон считал, что общество — это огромная мастерская, призванная осуществлять господство человека над природой. Основатель социологии Огюст Конт видел в обществе функциональную систему, в состав которой входят семья, классы, государство и которая основана на разделении труда и солидарности. В. Даль приравнивал общество к собранию людей, товарищески, братски связанных какими-либо общими условиями. Французский социолог Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. Согласно немецкому ученому М, Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных (т.е. ориентированных на других людей) действий. Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Американский социолог русского происхождения П.А. Сорокин представлял общество как социокультурную систему, состоящую из двух уровней организации общества – уровня культурных систем (взаимосвязь идей) и уровня социальных систем (взаимосвязь людей). Среди современных концепций общества выделяется «атомистическая» теория, согласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей и отношений между ними. Дальнейшее развитие основные положения этой концепции получили в «сетевой» теории общества. Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга. Эта теория и ее разновидности в центр внимания при объяснении сущности общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов. В теориях «социальных групп» общество интерпретируется как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. Если в «атомистической» или «сетевой» концепциях существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в «групповых» теориях — группы людей. 15 Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции отождествляют понятие «общество» с понятием «человечество». Таким образом, далеко не сразу к человеку пришло сознание того, что он живет не только в государстве, семье, городской или сельской общине, а в обществе, представляющем собой гораздо более широкое и сложное объединение людей, некую самостоятельную реальность.

Признаки общества

В XX в. понятие «социальная система» постепенно выдвигается на центральное место в теоретических построениях различных социологических школ. Это направление получило название синергетика. Что такое система?

Обобщая многочисленные формулировки, можно сказать, что система — это комплекс взаимодействующих частей (элементов). Внутреннюю природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор элементов. Общество — самая большая из проживающих на данной территории групп. В концентрированном виде общество обладает следующими признаками: — оно отличается большим разнообразием социальных структур, систем и подсистем; — оно не является частью какой-либо более крупной системы; — браки заключаются между представителями данного объединения; — оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями данной общности; — у него собственное название и собственная история; — оно обладает территорией и собственной системой управления; — объединение существует дольше средней продолжительности жизни от дельного индивида; — его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой. Понятие «общество» следует отличать от понятий «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившиеся на базе общества и государства).

Гражданское общество

Идеи гражданского общества имеют длительную историю в европейской мысли. Основы концепции гражданского общества были заложены в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье. В работах этих мыслителей важную роль играло понятие естественного права, то есть естественного стремления человека к свободе, безопасности и благополучию. Государство возникло как общественный договор, то есть договор, который заключили между собой отдельные индивиды и в результате которого граждане передали часть своих прав государству.

Английский экономист А. Смит существенно дополнил концепцию гражданского общества, сделав акцент на чрезвычайной важности защиты частных интересов. Смит полагал, что государство может быть гармоничным лишь в том случае, если создаст максимально удобные условия для реализации интересов частных граждан. В плане экономики это, означало, что государство должно полностью отказаться от контроля над экономической сферой и вмешательством в нее, чтобы люди могли свободно действовать на общем рынке; роль государства должна ограничиваться лишь защитой частной 16 собственности.

Гражданское общество выступает по Гегелю, как взаимодействие субъектов данных потребностей и интересов, осуществляющееся на основе частной собственности и всеобщего формального равенства людей. Другими словами, гражданское общество трактовалось как система общественных отношений, опирающихся на частную собственность и право. Речь шла о формировании буржуазного общества, в котором институты частной собственности и права получили большой простор для своего развития.

В качестве основных элементов гражданского общества Гегель называл: 1) системы социальных потребностей и их субъектов; 2) отправление правосудия; 3) полицию и корпорации, добивающихся практического осуществления законов и актов правосудия. В ХХ веке идеи гражданского общества стала еще более актуальной. Именно в этот период человечество столкнулось с наиболее жестокими тоталитарными режимами, подавляющими автономию человека — не только в политической, сфере, но также в духовной и экономической жизни. По этой причине развитие концепции гражданского общества в XX в. приобрело дополнительную движущую силу, была необходима критика тоталитарных режимов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector