2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сайт прихода храма в честь Святителя Иоанна Милостивого

Прекрасен труд поста потому, что он облегчает душу нашу от тяжестей грехов и легким делает бремя заповедей Христовых.

Пост возводит любящих его на Небеса, поставляет их пред Христом и вводит в общение со святыми.

Пост есть лекарство — разрушительное для греха и — мягкая мазь для души, очищающая с целью благочестия.

Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания, а те, кому случалось испытывать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержани.

Ты постишься? Удержи язык свой от зла и уста свои от лести и коварства. Ты постишься? Избегай клеветы, злословия, лжи, вражды, хуления и всякого излишества. Ты постищься? Беги корыстолюбия, грабительства, ссоры и душепагубной зависти. Если ты постишься для Бога — убегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние, как Милостивый и Человеколюбивый.

Кто постится, тот становится легким, и окрыляется, и бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой.

Пост и тело сохраняет в большем здравии. Не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, становясь легким, укрепляется для принятия даров.

Пост — защита души и непобедимое оружие тела.

Пост — собеседник девственниц, пост защитник кающихся, пост — супруг молитвы, пост — помощник изнуренных, пост отгоняет сон и побуждает к песнопению, пост — вода, наполняющая нас и уготовляющая нам источник бессмертия. О пост! Ты хлебом располагаешь души наши к благочестию и солью уничтожаешь зловоние грехов наших.

Какая польза тело свое удручать, а к вдовам и сиротам не иметь сожаления? Если хочешь поститься, возненавидь сребролюбие — великое зло. Какая польза изнемогать от поста и злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая надобность изнурять свое тело и не накормить голодного?

Ты постишься? Напитай голодных, напой жаждущих, посети болящих, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих, будь милосерд, кроток, добр, тих, долготерпелив, жалостлив, незлопамятен, благоговеен, неспорлив, истинен, благочестив, чтобы Бог и пост твой принял, и плоды покаяния даровал тебе получить в изобилии.

Размышления о душе

Святые отцы, конечно же, не могли оставить без внимания душу человека. Полезно читать их цитаты о душе — святом месте в плоти человеческой, где живет дух. Именно через нее человек может говорить с Богом. Многим хорошо известны слова святителя Иоанна Златоуста о том, что предметом любви Бога является душа кроткая и смиренная. Святитель Иоанн Кронштадский говорил, что прежде, чем приняться за дело, следует хорошо подумать, нужно ли это душе, полезно ли ей будет. И только в том случае, если поймете, что да, тогда дерзайте, и будет вам сопутствовать во всем успех.

Как сделать это? Просто поговорите со своей душой, поразмышляйте. Если появляются сомнения — значит, душа не хочет, что бы вы делали это. Вспомните выражение «не лежит душа», не идите ей наперекор, еще раз взвесьте все за и против. У святителя Феофана Затворника есть такие высказывания о душе, где он советует после каждой молитвы разговаривать со своей душой, так как «…враг душ наших ничего столько не опасается, как внимания, т. е. бесед с душой, ибо тогда человек приходит к познанию своего дурного положения».

В размышлениях этого затворника есть и такие цитаты о душе, где он говорит, что душа принимает участие в каждом деле и каждой мысли. Но Бог живет в ней только тогда, когда человек ведет благочестивые размышления о нем. Он говорил о том, что пустые и суетные мысли порождают пустые и суетные дела. Добрый плод рождается добрыми и праведными мыслями.

Очищение души

Душа, как и тело, должна быть в постоянной чистоте. Цитаты святых отцов содержат перечень тех черт человека, которые могут загрязнить душу. По словам святителя Иоанна Златоуста, это леность, чрезмерный покой и чревоугодие, осуждение близких и незнакомых людей, зависть и скверна. Кроме того, загрязняют душу не прощеные обиды, которые порождают гнев, чувство мести, а также безысходность, угнетенность. Как очистить ее?

Читать еще:  О детской трансплантации, родителях-донорах и актрисе Дарье Мороз

Цитаты святых отцов дают наставления, как сделать это. По словам святителя Иоанна Златоуста, есть три действия, которые необходимо соблюдать. Самое легкое из них – жить по заповедям Христа. Следующее – прощение, при котором нужно осмысливать свои поступки и исповедовать грехи. Исповедь предполагает, что человек осознал свой грех перед Господом и людьми и просит за него прощение у Сына Божьего. Этим он очищает свою совесть и душу.

Далее следует стяжание мирного Духа. По святым цитатам преподобного Серафима Саровского, это предполагает приведение себя в такое состояние, чтобы дух человека ничего не возмущало: ни скорбь, ни клевета, ни гонения, ни поношения. Нужно помнить, что благодать Божья находится в душе. По словам Господа, царствие Божье внутри нас. Под царствием Божьим он предполагал благодать Духа Святого.

Преподобный Силуан Афонский

“Тело иссушить постом можно скоро, но душу смирить так, чтобы она постоянно была смиренна, нелегко, и не скоро возможно. Мария Египетская 17 лет боролась со страстями, как с дикими зверями, и только тогда обрела покой; а ведь тело она иссушила скоро, потому что в пустыне ей нечем было питаться” –

Преподобный Силуан Афонский

“Чтобы сохранить смирение, надо умертвить плоть и принять Христова Духа. Святые имели крепкую брань с бесами, и победили их смирением, молитвою и постом” –

Преподобный Силуан Афонский

“Если кто много молится и постится, но любви к врагам не имеет, то не может иметь он мира душевного” –

Преподобный Силуан Афонский

“Можно много поститься, много молиться и много добра делать, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой” –

Преподобный Силуан Афонский

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ВЕЛИКОМ ПОСТЕ И ПРАВИЛЬНОМ ЕГО ПОНИМАНИИ

Святоотеческие труды – неиссякаемый источник духовной мудрости. Не обошли вниманием угодники Божии и такое важное делание, как Великий пост. Предлагаем нашим читателям – в назидание и укрепление – некоторые из высказываний святых о том, что такое Великий пост и как правильно его проходить.

О значении Великого поста

«Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову»(Священномученик Игнатий Богоносец).

«Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня» (Священномученик Игнатий Богоносец).

«Если ты имеешь душу, одетую в одежду любостяжания и алчности, то отринь вретище, отложи любодеяния и оденься в светлую одежду целомудрия. Я тебя убеждаю к сему: прежде, нежели приидет Иисус, Жених душ наших, и увидит твою одежду, ты имеешь довольно времени, поскольку дано тебе сорок дней для покаяния» (Святитель Кирилл Иерусалимский).

«Всячески презирай блага мира сего. То, что ты оставляешь, ничтожно, гораздо более получишь от Господа; оставь настоящее, веруй будущему. Столько времени ты истратил в тщетной работе миру, неужели и во Святую Четыредесятницу ты не воздержишься ради спасения души своей?» (Святитель Кирилл Иерусалимский).

«Господь освятил нам постом Своим Четыредесятницу: это сотворил Он для нашего спасения, чтобы не только словом, но и примером научить нас посту» (Святитель Амвросий Медиоланский).

«Пророк Илия, совершив течение сорокадневного поста, соделался достойным погасить долговременную и ужасную сушу дождевою росою и утолить горящую жажду земли обилием небесных вод. Мы должны знать, что это совершено для назидания нашего, чтобы и мы, пребывая в посте, во время Святой Четыредесятницы удостоились крестительных вод духовного дождя, чтобы этот дождь свыше сошел и на нашу землю, давно уже иссохшую, и оросил долговременную сушу некрещеных росою душеспасительной бани. Ибо тот, кто не орошается благодатию Крещения, сух и терпит зной и душегубительное жжение» (Святитель Амвросий Медиоланский).

«Дни Четыредесятницы обозначают жизнь настоящего века, так как и дни Пасхи предизображают вечное блаженство. Во время поста мы имеем сокрушение, а в Пасху исполняемся радости, так как в настоящей жизни должны мы нести покаяние, чтобы в будущей жизни достигнуть вечных благ» (Блаженный Августин).

«Каждый в земной жизни должен творить милостыню, воздыхать о грехах и проливать слезы. Но если в этом нам часто мешают прелести мира, то по крайней мере в дни поста исполним сердца наши сладости закона Божия» (Блаженный Августин).

«Нерадивый, ничего не заготовивший в свое время, целый год терпит голод; так тот, кто постом, чтением Священного Писания, молитвою пренебрежет в настоящее время, тот не сможет собрать для души духовную пшеницу и небесное питие и потерпит вечную жажду и тяжкую бедственность» (Блаженный Августин).

«Чем более дней поста, тем лучше лечение; чем продолжительнее поприще воздержания, тем обильнее приобретение спасения» (Блаженный Августин).

«Сорокадневный пост – это не изобретение человека, но воля Бога, и это нечто таинственное и недоступное постижению» (Святой Петр Хризолог).

«В законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и, делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная сие, святые апостолы установили, чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали ее Богу, дабы и мы таким образом получили благословение на все дела наши и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течение года. Рассудив так, они освятили нам семь недель Четыредесятницы» (Преподобный авва Дорофей).

«О необходимости соблюдать посты нам указывает Евангелие на примере Спасителя, постившегося сорок дней в пустыне (см.: Мф. 4: 1–3). На вопрос учеников об исцелении бесноватого отрока Иисус ответил: “Сей род ничем не может изъити, токмо молитвою и постом” (Мф. 17: 21). В Евангелии есть также указание на соблюдение постов в среду и пятницу: “Приидут же дние, егда отъимется от них жених, и тогда постятся в тии дни” (Мф. 9: 15)»(Святитель Феофан Затворник).

«Апостол Павел указал венец нетленный, и всем, кто захочет восхитить его, предписал умерщвлять и порабощать тело. Никакого другого посредства не поместил. Тут умерщвление тела, а там – венец нетленный. Хочешь последнего – возьмись за первое» (Святитель Феофан Затворник).

«Кто не распинает плоти, тот не Христов, не христианин. И вся жизнь у нас должна проходить в умерщвлении и порабощении плоти. Иначе тотчас попадешь в неключимые, а потом и участи их подвергнешься: «неключимого раба ввезите во тьму кромешную, тут будет плачь и скрежет зубов». Чтобы по забвению или по увлечению делами мы не подпали сей участи, святая Церковь напоминает нам об этом умерщвлении плоти каждую неделю – средою и пятком, а в каждое время года продолжительными постами» (Святитель Феофан Затворник).

О правильном понимании Великого поста

Читать еще:  Перенос иконы Богородицы в Иерусалиме накануне Успения

«Постись Богу следующим образом: не лукавствуй в жизни своей, но служи Богу чистым сердцем, соблюдай Его заповеди, ходи в Его повелениях и не допускай никакой злой похоти в сердце твоем. Веруй в Бога, имей страх Божий и удержишься от всякого злого дела. Делая это, ты совершишь великий угодный Богу пост и будешь жить с Богом» (Пастырь Ерма).

«Пища излишняя делает тело чрезмерно нагруженным кораблем, который при малом движении волн идет ко дну» (Авва Леонтий).

«Никогда не может достигнуть совершенной чистоты тот, кто надеется приобрести ее одним телесным постом, если не познает, что воздержание нужно для того, чтобы после усмирения плоти постом он мог легче вступить в брань с прочими страстями» (Авва Серапион).

«Молитва – бессильна, если не основана на посте, и пост – бесплоден, если на нем не создана молитва» (Преподобный Марк Подвижник).

«Пост не допускает злопамятства. А собирающие в память огорчения и сделанное им зло, хотя по-видимому молятся и постятся, но подобны людям, которые черпают воду и выливают ее в разбитую бочку» (Преподобный Ефрем Сирин).

«Что делает пост? Врачует болезни, иссушает мокроту, прогоняет демонов, истребляет лукавые помыслы, соделывает сердце чистым. Если кого сильно тревожит (борет) нечистый дух, то пусть знает то врачевство, которое находится в словах Господа: “Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста”» (Святитель Афанасий Великий).

«Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Тот, кто воздерживается от пищи, а ведет себя неподобающе, уподобляется диаволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить» (Святитель Василий Великий).

«Воздержание от пищи само по себе недостаточно к тому, чтобы сделать пост похвальным, а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть речи, и обращение, и сближение должно иметь с теми, от кого можно получить пользу, так чтобы воздержание от пищи было дополнением подвижничества» (Святитель Василий Великий).

«Если заповедан пост, то смотри не презирай его. И хотя бы голод понуждал тебя ежедневно к тому, чтобы уклониться от поста, побеждаясь невоздержанием, но ты лучше приготовляй себя к небесному наслаждению» (Святитель Амвросий Медиоланский).

«Мы постимся не для того, чтобы оказать какое-либо благодеяние пострадавшему за нас Господу, но для того, чтобы усвоить (исповедать) для спасения своего страдание Господне, которое Он благоизволил претерпеть за нас. Таким образом, пост наш будет для Бога благоприятен» (Святитель Епифаний Кипрский).

«Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистые пожелания представлением того неусыпающего огня и нелицеприятного суда, быть выше денежных расчетов, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Постящемуся надлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным, крепким, презирающим славу настоящей жизни. Постящийся с великим усердием должен творить молитвы и исповедания перед Богом. Видишь, в чем состоит истинный пост» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния» (Святитель Иоанн Златоуст).

это интересно

Правящий Архиерей

Преосвященнейший Филипп епископ Карасукский и Ордынский

Читать еще:  За что сократ поплатился своей жизнью. Всемирная история в лицах

КАРТА ЕПАРХИИ

Православный календарь


Фотографии

Видеосюжеты

  • 1 сентября — День знаний в г. Карасуке (видео)

1 сентября в нашей необъятной стране — России отмечают воистину всенародный праздник — День знаний! В этот . подробнее

1 сентября 2020 года Его Преосвященство епископ Филипп принял участие в праздничной линейке учащихся Технического лицея №176 . подробнее

19 августа/среда. В день празднования Преображения Господня Его Преосвященство епископ Филипп возглавил Божественную литургию в Кафедральном соборе . подробнее

28 июля/вторник. В день памяти св. равноапостольного великого князя Владимира, вошедший в государственный календарь как День Крещения . подробнее

25 июля 2020 года в 11:30 по окончании праздничного богослужения на территории храма началась торжественная часть. Со . подробнее

Анонсы

  • С 14 по 19 октября пройдет выставка — Форум «Покровская Осень»

Место проведения: ЦУМ «Новосибирск», пр. Димитрова, 5 С 14 по 19 октября 2020 г. в Новосибирске состоится . подробнее

Вышел новый номер газеты «Наша епархия» . подробнее

30 августа/воскресение. В Кафедральном соборе св. апостола Андрея Первозванного г. Карасука по окончании Божественной литургии состоится молебен . подробнее

5 сентября/cуббота. Епископ Филипп примет участие в традиционном крестном ходе, посвященном Ирменскому сражению, которое произошло в 1598 . подробнее

25 июля/суббота. В 9.00 в г. Карасуке начнется освящение нового храма во имя св. равноапостольного великого князя . подробнее

Заключение

Меру поста пусть каждый определяет в соответствии со своим здоровьем, возрастом, жизненными обстоятельствами. Чтобы легче было это сделать, нужно познакомиться с церковными установлениями о посте и спросить совета у рассудительного священника. Не стоит забывать, что пост — это только средство духовной работы над собой, а не самоцель. Без дел милосердия, без молитвы и участия в Таинствах он теряет свой смысл и вырождается в бессмысленную, а иногда и вредную формальность.

Осипов А.И. Пост — воздержание души и тела

Терпение в жизни

Самой большой благодатью в жизни считается терпение, которое укрепляет дух, делает его сильным. Этому качеству человека посвящали свои мысли многие святые отцы, православные цитаты которых говорят об этом. Преподобный Ефрем Сирин характеризовал терпение чудесным даром, который освобождает человека от гнева, вспыльчивости, презрительности. Эти чувства разрушают душу человека. С помощью терпения идет очищение души.

Каждый сталкивался в жизни с обидами и унижениями, которые, по его мнению, были нанесены несправедливо. Что делать в этом случае? Преподобный Нил Синайский говорил по этому поводу, что если нанесена обида, то следует прибегнуть к терпению, и вред перейдет на обидчика, его ждет Божья кара.

Страстная неделя

Даты: 26 апреля — 1 мая 2021 года

Что можно употреблять в пищу:

  • 26 апреля, Великий понедельник. Сухоядение .
  • 27 апреля, Великий вторник. Сухоядение.
  • 28 апреля, Великая среда. Сухоядение.
  • 29 апреля, Великий (чистый) четверг. Можно есть горячую пищу неживотного происхождения с растительным маслом.
  • 30 апреля, Великая пятница. Полное воздержание от пищи. Только вода.
  • 1 мая, Великая суббота. До вынесения Плащаницы — хлеб и вода.

Страстная седмица — неделя страданий. На протяжении этого периода все верующие вспоминают последние дни земной жизни Христа. Предательство Иуды, тайную вечерю, несправедливый суд, распятие, погребение, сошествие в Ад. Трудна эта неделя и для постящихся.

  • Ответ свящ. Афанасия Гумерова, рубрика «Вопросы священнику», Православие.ру, 23 марта 2004:
    • http://www.pravoslavie.ru/answers/6309.htm

[1] Свт. Василий Великий, Творения, Минск, 2003, 96.

[2] Иногда под сухоядением понимают более строгую степень поста — употребление пищи, состоящей из неподвергшихся термической обработке продуктов. В основном это сырые и высушенные овощи и фрукты, хлеб, квашеные овощи и грибы, мед и орехи.

[3] Нам оставлено покаяние. Письма игумена Никона (Воробьева), П.279

[4] Моя жизнь во Христе, слово 980.

[7] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты, т. 2., с. 143

[8] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собр. соч., том 5, с. 270

[9] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Письма. 150 (242, 81) 1846 г.

[10] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Письма. 402 (528) 1847 г.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector