3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: За Веру, Царя и Отечество

Содержание

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 217

Валерий Евгеньевич Шамбаров

За Веру, Царя и Отечество

Сумрак на землю лег,

Тонут во мгле пустынные сопки,

Тучей закрыт восток.

Здесь под землей

Наши герои спят,

Песню над ними ветер поет,

И звезды с небес глядят.

То не залп с полей долетел

Это гром вдали прогремел.

И опять кругом все так спокойно,

Все молчит в тиши ночной.

Спите спокойным сном,

Пусть вам приснятся нивы родные,

Отчий далекий дом…

Вальс ‘На сопках Маньчжурии’, написанный после Японской войны, но особую популярность завоевавший в годы Первой мировой

перед вступлением в бой с врагами Отечества

Господи Боже, Спасителю мой! По неизреченной любви Твоей Ты положил душу Свою за нас. И нам заповедал полагати души наша за друзей своих. Исполняя святую заповедь Твою и уповая на Тя, безбоязненно иду я положить живот свой за веру, Царя и Отечество и за единоверных братий наших. Сподоби меня, Господи, непостыдно совершить подвиг сей во славу Твою. Жизнь моя и смерть моя — в Твоей власти. Буди воля Твоя. Аминь.

Первая мировая война занимает в истории России не менее важное место, чем борьба с нашествиями Наполеона или Карла XII, и значительно превосходила их по масштабам. Сотни тысяч солдат и офицеров — между прочим, и наших с вами предков или в той или иной степени далеких родственников, выполнив свой долг до конца, навсегда остались лежать на полях Галиции и Польши, в болотах Полесья и Прибалтики, в ущельях Карпат и Турции. И тем не менее об этой войне в нашей стране известно до удивления мало. Спросите о ней любого, и в лучшем случае ваш собеседник вспомнит трагедию армии Самсонова и Брусиловский прорыв. И вроде все… Хотя грандиозные сражения кипели несколько лет на тысячекилометровых пространствах. Были горькие поражения, но были и блестящие победы. Были ныне забытые талантливые полководцы, были ныне забытые многочисленные подвиги русских солдат, моряков, казаков. Русское оружие очередной раз покрыло себя неувядаемой славой. Громились неприятельские армии и эскадры, брались вражеские твердыни, эхо русских пушек не раз заставляло дрожать Берлин, Вену, Будапешт и Константинополь, а русские воины поили коней из Прегеля, Сана, Тигра и Евфрата.

Впрочем, оказывается, что найти литературу, которая объективно рассказала бы о ходе Первой мировой на русском фронте, очень и очень непросто. Потому что все зарубежные источники, касающиеся войны на Востоке, базируются исключительно на немецких данных. Которые часто представляют из себя всего лишь пропаганду военного времени, ничего общего не имеющую с действительностью, либо являются привиранием мемуаристов, к коему склонны отставные генералы всех времен и народов. Не так уж много материалов по этой теме оставили и участники войны из числа эмигрантов. Ведь для них Первую мировую заслонила куда более катастрофическая и страшная по своим последствиям гражданская. И даже в тех случаях, когда отдельные авторы добирались до сражений 1914–1917 гг., на их описания волей или неволей накладывался отпечаток последующих событий. Эти авторы не располагали никакими архивными материалами, оставшимися в России, и, как правило, излагали лишь личные впечатления. И к тому же воспоминания военной эмиграции напрочь забивались потоками, исходящими от эмиграции политической. Лидеры либеральных и демократических партий были гораздо более известны и авторитетны за рубежом, имели несравненно большие возможности для публикации своих трудов. Но своей целью часто ставили оправдать перед историей (и перед самими собой) собственные действия по подталкиванию России к революции, доказать ее полезность и необходимость. И поэтому сильно грешили подтасовками фактов и всевозможными искажениями. Ну а большевистская литература по понятным причинам стремилась изобразить войну лишь в качестве ‘империалистической бойни’, выдергивая и гиперболизируя негативные моменты. В итоге дошло до взаимного цитирования и подкрепления немецких (и основывающихся на них англо-американских), либерально-эмигрантских и коммунистических источников, что создало иллюзию «объективности» и способствовало формированию устойчивого штампа в массовом сознании.

И все же надо отметить, что с военной (но не политической) точки зрения события Первой мировой на русских фронтах были наиболее полно и точно освещены историками советской школы. В их работах опускались фамилии героев, очутившихся в «контрреволюционном» лагере, некоторые цифры, противоречившие официальным установкам, но в целом ход боевых операций и их анализ приводились верно. Ну еще бы, ведь в 20-30-х гг. Красная Армия обучалась на опыте мировой и преподавали в училищах и академиях ее участники. Поэтому частенько при внимательном прочтении можно обнаружить несоответствие между основным содержанием и предвзятыми выводами, которыми авторы вынуждены были сопровождать свои работы. Новый всплеск интереса к Первой мировой произошел в годы Великой Отечественной и сразу после нее уж больно явные аналогии напрашивались. Причем в этот период были пересмотрены и многие политические оценки 20-х, смягчены тона и персональные акценты (хотя, конечно, с Лениным спорить все же не осмеливались).

Но, к сожалению, такие работы писались и издавались лишь для специалистов, в рамках узких исследований, академических трудов, пособий для высших военно-учебных заведений. Широкой публике они оставались неизвестными, и в популярной советской (как и вышедшей из нее антисоветской) литературе сохранялась прежняя однобокая традиция изображать Первую мировую лишь в качестве ‘преддверия революции’, и не более того. Зарубежная же литература к работам советской военно-исторической школы не обращалась никогда — видимо, по политическим причинам. И на Западе с наложением на первичные искаженные источники разного рода домыслов, гипотез, журналистских сенсаций к настоящему времени возникли такие фантастические нагромождения, что порой остается лишь руками развести. Приведу только один пример — если открыть 4-й том ‘Оксфордской иллюстрированной энциклопедии’ (переведенной на

Одни – за царя, другие – за веру, но все – за Отечество

Опубликовано: 03.10.2018 16:28

Участвуя во всех освободительных войнах, начиная с Русско-турецкой, славные сыны древней династии до сих пор стоят на страже правопорядка

Маленький Али офицерский мундир видел перед собой буквально с первых дней рождения – его отец работал заместителем начальника Гудермесского РОВД. Жила большая и дружная семья Тепсуевых в небольшом селении Нижний Нойбер, где трое детишек учились, а мать работала в той же школе учителем русского языка и литературы.

– Помню, мама все время говорила: «Читай больше книг, русскую классику», – вспоминает Али Тепсуев. – А еще помню новогоднюю ночь с 1994-го на 1995 год. Мы собираемся ехать в гости к тёте, и вдруг небо озарилось синим сиянием. Я так обрадовался – как красиво приходит праздник! А оказалось – началась война. Потом её назвали Первой чеченской…

Сейчас 26-летний старший лейтенант полиции Турпал-Али Тепсуев работает в Казани, в отделе уголовного розыска УМВД. Как же так случилось, что он оказался в Татарстане?

– Судьба связала с Казанью не только меня, но и всю нашу семью, – с улыбкой рассказывает Али. – К нам в дом часто приезжали бойцы сводного отряда МВД по Татарстану, который располагался на базе Гудермесского РОВД.

Отец очень крепко дружил с ними. Мама всегда готовила в качестве угощения большой котел еды – плов, шурпа, салаты – все, как у нас принято. Хоть мне тогда было всего семь-восемь лет, но я знал многих лично.

А еще Али говорит, что выбора быть или не быть офицером перед ним не стояло: «Мундир отца этот выбор предопределил, история наших предков». Но отец еще в конце 90-х точно знал, что оба его сына и дочь будут получать образование в Казани. Так и получилось. Вот только волю капитана полиции Кори Ломовича Тепсуева выполнил его старший брат Лечи Ломович.

Пока у 26-летнего опер­уполномоченного отдела уголовного розыска УМВД России по Казани Турпала-Али Тепсуева наград немного: знак «За отличную службу в МВД по РТ» и почетная грамота, которую ему лично вручил министр Артем Хохорин. А такие грамоты за «просто так» молодым лейтенантам не вручают

– Я до сих пор отчетливо помню тот день – 18 ноября 2001 года, – рассказывает Али Тепсуев. – Отец мог не участвовать в той операции – он тогда был заместителем начальника Гудермесского РОВД по тыловому обеспечению. Но он поехал вместе с бойцами сводного отряда Кировского РУВД – в селение Белоречье прорвались боевики и засели в одном из домов. И так получилось, что два наших бойца ворвались в тот дом, их расстреляли. И из их же оружия начали палить по машине.

Отец отстреливался из ручного противотанкового гранатомёта до последнего. Пуля попала в висок…

Он положил трёх из четырех боевиков. Это были отъявленные головорезы, приближенные Хаттаба, которые убивали глав районов, имамов, похищали, вымогая выкуп, богатых людей, а потом убивали их…

Мне было всего десять лет, когда погиб мой 40-летний отец.

Капитан полиции Кори Ломович Тепсуев был представлен к званию Героя России (посмертно). Указом Президента РФ он награждён орденом Мужества (посмертно). Его имя присвоено Нижне-Нойберской средней школе, где до сих пор работает учителем мать Али. Именем Кори Тепсуева названы улицы в родном селе, в Гудермесе, установлен памятник…

Конечно, в десять лет отца никто не заменит, но заботу о трех осиротевших детях взял на себя старший брат Лечи Тепсуев. Он и привозил по очереди в Казань на учебу сначала старшего брата, а потом и самого Али.

– Вслед за братом, который сейчас в звании подполковника служит заместителем начальника полиции Управления МВД России по городу Грозному, я тоже поступил в Казанский юридический институт МВД России, – рассказывает свою короткую биографию Турпал-Али. – Потом мне дядя рассказывал: «Попрощались. Оставил тебя, 17-летнего мальчишку, на площади Тысячелетия, развернулся и пошёл. Иду и плачу. Если, думаю, обернусь, то не смогу его здесь оставить. И всю дорогу домой плакал – жалел, что не забрал с собой». А до этого он мне напутствие дал: если сейчас не станешь мужчиной, то уже никогда из тебя настоящего мужчины не получится…

Сейчас Лечи Тепсуев гордится своими племянниками – они стали достойными продолжателями древней династии защитников Отечества.

ЗА ХРАБРОСТЬ И УСЕРДИЕ…

Турпал-Али Тепсуев – самый младший по возрасту продолжатель династии, основанной героическим царским офицером Чомаком Ойшиевым – отважным поручиком – кавалером серебряной и золотой медалей «За усердие». «Князем Романовым был подписан наградной лист – моего предка наградили золотой шашкой и дачей в более двухсот десятин. Это 305 гектаров земли по нашим меркам, – уточняяет Али. – Он родился в 1812 году, офицерское звание получил в 53 года. Был наибом (начальником) Даргинского участка Ичкеринского округа Терской области, затем командовал 3-й сотней Терской постоянной милиции. Дожил до глубокой старости – скончался в 81 год».

Его не менее героического сына звали Ахматука Чумаков. После окончания юнкерского училища нес службу в собственном конвое Его Императорского Величества, за что имел многочисленные награды, в том числе серебряную медаль на Аннинской ленте «За храбрость». Командовал 5-й сотней Чеченского конно-иррегулярного полка во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Уже после победы по дороге домой убит турецким снайпером. Ему было всего 35 лет…

Еще один сын основателя династии Тепсу Чумаков до революции служил правительственным старшиной в чине урядника в двух крупных чеченских поселениях. Собственно, от него нынешние продолжатели рода Чомака и получили фамилию Тепсуевых.

«Мои предки участвовали и в Русско-турецкой, и в Русско-японской, и в Гражданской войнах. Воевали и в Великую Отечественную, и в Афганскую, и в двух Чеченских войнах, – перечисляет старший лейтенант Тепсуев. – И это не просто слова. Мой дядя Лечи Ломович взвалил на себя огромную ношу – он уже несколько лет ведет колоссальную работу в архивах страны в поисках документов, подтверждающих заслуги предков. И теперь у нашей семьи есть все подтверждающие документы с печатями из Главного архивного управления России, архивов Тбилиси, Владикавказа, Москвы, Санкт-Петербурга, из архивов МВД, НКВД, КГБ…»

Когда Али был маленьким, отец много рассказывал ему о знаменитых предках, но все это казалось ему сказкой, семейными легендами. И вот они ожили в документах. Не нашли пока лишь подтверждения тому, что трое потомков Чомака Ойшиева воевали в Великую Отечественную. Но это дело времени, уверен Али.

Турпал-Али Тепсуев – в настоящий момент самый младший по возрасту продолжатель династии, основанной героическим царским офицером Чомаком Ойшиевым

«Отсутствие информации связано с известными событиями (депортация чеченского народа в 1944 году. – Прим. автора). До этого времени, как рассказывал отец, в семье хранился китель с наградами всадника императорского конвоя Ахматука Чумакова. Его конфисковали перед депортацией семьи в Казахстан, тогда забрали даже бабушкин орден «Мать-героиня», – рассказывает Али.

Но это, как выяснилось, не самая страшная потеря: в 1932 году расстрелян красноармеец, член ВКП(б), служивший в ОГПУ Шейх Чумаков; в 1937-м расстрелян Данилхан Чумаков – воевал в Гражданскую командиром полка. В том же страшном году расстрелян еще один внук легендарного Чомака – Байсурко Чумаков, награжденный за мужество и храбрость в боях с японцами Знаком отличия Военного ордена Святого Георгия IV степени для лиц нехристианского вероисповедания (на нем вместо креста изображался двуглавый орел). В 1957 году не стало сосланного на десять лет в лагеря оперуполномоченного по борьбе с бандитизмом Жандара Чумакова…

Читать еще:  Пренебрегая исполнением заповедей, мы отрекаемся от Христа

И это малая толика информации, бережно собранной в семейном архиве, в который, безусловно, вписали свои страницы служившие в органах четыре брата героически погибшего отца Али, а теперь и он сам.

У СЫНА ТОЖЕ НЕТ ВЫБОРА

Пока у 26-летнего опер­уполномоченного отдела уголовного розыска УМВД России по Казани Турпала-Али Тепсуева наград немного: знак «За отличную службу в МВД по РТ» и почетная грамота, которую ему лично вручил министр Артем Хохорин. А такие грамоты за «просто так» молодым лейтенантам не вручают.

…18 декабря прошлого года на 58-летнего жителя Казани в подъезде дома напали несколько мужчин в масках. Как потом установит следствие, нападавшими оказались участники организованной преступной группы, занимавшиеся вымогательствами и выбиванием долгов. Злоумышленники расстреляли жертву из боевого и травматического пистолетов, забрали его сумку с крупной суммой и скрылись. Семерых подозреваемых в этом преступлении задержали 22 марта 2018 года. И произошло это не без участия Тепсуева.

– Я работаю в отделении по раскрытию убийств и преступлений, связанных с причинением тяжкого вреда здоровью. Участвовал и в раскрытии этого уголовного дела. В ходе проведения обысков (а это было уже в марте) обнаружил два пистолета, около трехсот патронов, деньги, наркотики, гильзы, идентичные тем, что были найдены на месте преступления, – рассказывает оперуполномоченный о своем участии в раскрытии одного из резонансных преступлений.

А на мой вопрос о том, кем он видит в будущем своего сына (которому в декабре исполнится годик), Али ответил просто: «У него тоже нет выбора – мы, потомки Чомака Ойшиева, всегда стояли, стоим и будем стоять на страже Отечества».

Автор статьи: ХАЛИТОВА Ирина
Выпуск: №144 (28526)

Новомученики России

После прихода большевиков к власти, их главной целью было ее сохранение и устранение врагов. Врагами они считали не только структуры, напрямую нацеленные на свержение советской власти (белая армия, народные восстания и пр.), но и людей, не разделяющих их идеологию. Поскольку марксизм-ленинизм предполагал атеизм и материализм, то православная Церковь как самая многочисленная сразу стала их противником.

Историческая справка

Поскольку духовенство имело авторитет среди людей, оно могло, как думали большевики, натравить народ на свержение власти, а значит, представляли угрозу для них. Сразу после октябрьского восстания начались гонения. Так как большевики не укрепились окончательно и не хотели, чтобы их правительство выглядело тоталитарным, устранения представителей Церкви не обусловливалась их религиозными убеждениями, а представлялась в виде наказания за «контрреволюционную деятельность» или за другие выдуманные нарушения. Формулировка подчас была абсурдна, например: «затягивал церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе» или «он умышленно придерживал у себя разменную серебряную монету, преследуя цель подрыва правильного денежного обращения».

Ярость и жестокость, с которой убивались ни в чем не повинные люди, иногда превосходила ту, что была у римских гонителей в первые века.

Вот только несколько таких примеров:

  • епископа Соликамского Феофана на глазах у народа на сильном морозе раздели, привязали палку к волосам и опускали в прорубь до тех пор, пока он не покрылся льдом;
  • епископа Исидора Михайловского посадили на кол;
  • епископа Серапульского Амвросия привязали к хвосту лошади и пустили ее вскачь.

Но чаще всего применялся массовый расстрел, а убитых закапывали в братских могилах. Такие могилы обнаруживаются до сих пор.

Одним из мест для расстрела был Бутовский полигон. Там были убиты 20 765 человек, из них 940 — священнослужители и миряне Русской Церкви.

Список

Весь собор новомучеников и исповедников Церкви Русской перечислить невозможно. По некоторым оценкам, к 1941 году было убито около 130 тысяч священнослужителей. К 2006 году канонизировано 1701 человек.

Это лишь малый список мучеников, пострадавших за православную веру:

  1. Священномученик Иван (Кочуров) — первый из убитых священников. Родился 13 июля 1871 года. Служил в США, вел миссионерскую деятельность. В 1907 году переехал обратно в Россию. В 1916 г. назначен на служение в Екатерининском соборе Царского Села. 8 ноября 1917 г. скончался после продолжительных избиений и волочения по шпалам железнодорожных путей.
  2. Священномученик Владимир (Богоявленский) — первый из убитых архиереев. Родился 1 января 1848. Был митрополитом Киевским. 29 января 1928 г., будучи в своих покоях, был вывезен матросами и убит.
  3. Священномученик Павел (Фелицын) родился в 1894 г. Служил в селе Леоново Ростокинского района. Был арестован 15 ноября 1937 г. Обвинен в антисоветской агитации. 5 декабря приговорен к 10 годам работы в исправительно-трудовом лагере, где скончался 17 января 1941 г.
  4. Преподобномеченик Феодосий (Бобков) родился 7 февраля 1874 г. Последнее место служения — храм Рождества Богородицы села Вихорна Михневского района. 29 января 1938 г. арестован и 17 февраля расстрелян.
  5. Священномученик Алексий (Зиновьев) родился 1 марта 1879 г. 24 августа 1937 года отец Алексий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Был обвинен в том, что проводил службы в домах людей и вел антисоветские беседы. 15 сентября 1937 г. расстрелян.

Надо отметить тот факт, что зачастую на допросах они не признавались в том, чего не делали. Обычно говорили, что никакой антисоветской деятельностью не занимались, но это не имело никакого значения, потому что допросы были чисто формальными.

Говоря о мучениках 20 века нельзя не упомянуть Святителя Тихона, Патриарха Московского ( 19 ян­ва­ря 1865 — 23 мар­та 1925 г.). Он не прославлен в лике мучеников, но жизнь его была мученической потому, что патриаршее служение выпало на его плечи в эти тяжелые и кровавые годы. Его жизнь была полной трудностей и страданий, самое большое из которых — знать, что вверенную тебе Церковь уничтожают.

Семья Императора Николая также не канонизирована как мученики, но за их веру и достойное принятие смерти Церковь почитает их святыми страстотерпцами.

Иконография

Собирательный образ святого Евгения, по армянской иконописной традиции — воин в доспехах. Евгения Севастийского изображают отдельно или в числе пяти мучеников, с Евстратием, Авксентием, Мардарием и Орестом. В Москве их первые изображения появились в 18 веке, после того, как в город доставили голову святого Авксентия.

Отличительная черта мученика Евгения, согласно описаниям к иконам — округлая борода. Его изображают с красным плащом за спиной, копьем или мечом в левой руке и крестом в правой. Встречается икона, на которой мученик придерживает левой рукой щит.

Святого Евгения пишут в полный рост или по пояс, без оружия. В русской иконописной традиции мученик одет в зеленую или голубую одежду.

На поясных изображениях красный плащ украшают кантом с узором. Лик мученика слегка повернут влево или вправо. Плащ ниспадает соответственно с левого или с правого плеча. Святого пишут с крестом в деснице. Иногда в левой руке изображают бумажный свиток. Встречается также обобщенный образ, на котором мученик одет в коричневую одежду, зеленый плащ и держит в правой руке крест.

Ложные лица или псевдоправославие в массы. Часть 1. Москва Третий рим

Хочу уделить внимание такому новому явлению , как христианский фундаментализм , который стал прорисовываться в масс медиа.

Ввиду того, что РПЦ всячески игнорирует любые нападки и оскорбления в адрес православия или просто побыстрее «заминает тему» ,стали появляться одиночки в информационном пространстве , которые берут на себя роль просветителей и ревнителей православия. Также некоторыми устраиваются акции протеста или как сейчас модно говорить «»перформанса»», которые бы освятили больную тему. Церковь продолжает отмежевываться от всех таких ревнителей, или просто игнорирует их. Такое положение рождает в среде православных новое явление, когда каждый сам самостоятельно и ввиду собственных измышлений принимает или отторгает получаемую им информацию о делах внутри церкви. «Верую во едину соборную апостольскую церковь» , продолжаем мы повторять на каждой литургии , но единства то уже кажется шатким и прозрачным , если не сказать призрачным . Происходит приватизация Русской Православной Церкви , как это произошло внутри католической ереси или внутри иудейства, где ряд толкователей-фарисеев и инквизиторов присвоили себе право от лица Моисея толковать писание, тем самым лишая всех евреев спасения. РПЦ не хочет привлекать внимание паствы к делам внутри церкви ,потому и делает вид , что все нормально. Ходите, причащайтесь, исповедуйтесь и спасетесь.

Потому пришло время исповедников-одиночек. Экстремистов.

«Во времена гонений говорить правду это экстремизм» 1984. Дж. Оруэлл.

Но как же не попасться на ложный путь псевдоправославных «экстремистов», ведущих неизвесто куда и под чьм руководством?

Процесс поглощения неравнодушных и искренне верующих людей , желающих изменить ситуацию вокруг к лучшему, в контролируемые движения, кураторы которых преследуют другие цели это метод особый. Здесь что называется «загребать жар чужими руками» и при этом оставаться в тени. Процесс подготовки и организации второй мировой войны и нагнетания ненависти к евреям происходил заблаговременно, а потому организованно и слаженно. А для того, чтобы породить эту ненависть, нужно ее воспитать. Насадить и поливать. А тех , кто ненавидит организовать и контролировать. Дабы быть готовым ко всему и вовремя ликвидировать движение или его излишне опасных адептов, вышедших из под контроля. Так было и с легионерами, так было и на Донбассе в украинскую войну. Так происходит и сейчас.

Излишнее рвение и стремление поступать по своей воле, пусть даже поставив во главу угла самопожертвование и веру , приносит иногда обратный результат. Когда каждый сам думает что лучше для церкви, для народа, для мира ит.п. и объединяет вокруг своих идей последователей, тогда неминуемо появятся конфликты даже среди своих по вере и среди своих единомышленников. Во всем должна быть мудрость и богобоязненность. Времена лукавые, а потому велика вероятность довериться очередному волку в овечьей шкуре. Или излишняя самоволие без смирения и благословения Божия также может сыграть другим на руку.

В начале 20-го века было много таких случаев:

Например такая история : сестра императрицы Александры Феодоровны Елизавета считала Григория Распутина опасным для России, а потому даже участвовала в поисках возможностей отстранения его от августейшей семьи. Также убийца Распутина – князь Юсупов встречался с Елизаветой Феодоровной и был осведомлен о желании определенных кругов удаления Распутина от царя. К чему это привело, многие знают. Распутин убит и причем мученически . Елизавета Феодоровна была сброшена то ли в колодец , то ли в заброшенную шахту, где так же приняла мученическую кончину. Елизавета Феодоровна прославлена православной церковью в лике мучеников. Ныне же, ведутся разговоры о пересмотре отношения и реальной исторической оценке личности Г. Распутина, в том числе канонизации как святого.

И тот и другая думали, что служат своими действиями Богу и отечеству. Один все оставлял на волю Божью, другая предпринимала конкретные действия. Это не попытка пересмотреть святость и мученичество конкретных людей, а лишь желание обратить внимание на ту грань, которая отделяет «исповедание Бога» от самовольного поиска правильных решений.

Разделять веру и политику – это очень важное и на мой, субъективный взгляд, главное качество священника. Не каждый может нести слово Божье людям так, чтобы не вызывать ненависти к другому народу, а особенно к тем, кто считается единоверцем.

На бляхах немецких воинов во вторую мировую было написано «С нами Бог». Священники Германии благословляли на поход и захват других народов и территорий, и простой народ верил , что идет исполнять волю Бога.

Не так поступал святой Николай, просветитель Японии. Во время русско-японской войны 1905 года перед ним и перед его паствой встал вопрос : как поступать

И христианин – воин

Николай Японский: житие православного самурая — Церковь Успения Богородицы

16 февраля – день памяти равноапостольного Николая, архиепископа Японского. Святитель Николай Японский (в миру Иван Дмитриевич Касаткин (1836-1912) родился 1(13) августа в семье сельского диакона Дмитрия Касаткина в Смоленской губернии. Его мать Ксения Алексеевна умерла 34 лет от роду, когда ему

«С обострением отношений между Россией и Японией православных японцев волновал вопрос, должны ли они участвовать в войне против России. На это Владыка отвечал своим духовным чадам, что долг каждого христианина защищать свое отечество. В случае начала войны японцы должны будут относиться к России как к неприятелю, но «воевать с врагами не значит ненавидеть их, а только защищать свое отечество. Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно

Когда есть видимый враг , то все понятно. Ты идешь и омываешь руки в крови нечестивого , защищая свою веру и отечество. Но что делать, когда враг- невидимый или враг — внутренний? Враг, который разрушает твой дом изнутри.

Борьба ради борьбы не принесет победы, не принесет успокоения. Борьба с ложью за истину и борьба с грехом ради жизни вечной – это единственные цели настоящего христианина. Борьба за истину без любви , все равно , что борьба с грехом без покаяния, тщетны. Во всем должна быть мера, во всем мудрость .

Хотя каждый должен решать сам. Экстремальным временам нужны экстремальные решения. Экстремистским законам – экстремисты.

Итак, ввиду бездействия внутри РПЦ появились независимые разоблачители отступлений от истины в Церкви , которые и повествуют неосведомленному народу о проблемах дома нашего. Среди них есть как истинные пастыри и миряне, которые движимы верой и любовью к Богу, так и подстрекатели и провокаторы, цель которых – отвлечь народ от реальных проблем или ввести в очередную прелесть и грех или раскол.

Самыми известными провокаторами(курьируемыми извне или же по глупости и самоволию не знаю, Бог знает), на которых хочу обратить ваше особое внимание, за последние несколько лет стали следующие рупоры православия, взявшие на себя роль исполнителей истины церковных догматов: сайт Москва Третий Рим, «православный» Эдуард Ходос, именующий себя епископом — Агеев Михаил, и относительно новенький ревнитель , который на фоне икон царских мучеников ругаясь матом вещает о мерзких жидах, рождая в нас ненависть и злобу священник провокатор Антоний Шляхов.

Все они и их творческая жизнь легко находятся по запросу в поисковике.

Их стало много, кто-то исчезнет и забудется, кто-то новый появляется.

Их нужно уметь распознать и не прельститься.

Читать еще:  Вуду: официальная религия Гаити. Справка: религия вуду – история, теология, ритуалы

Их развелось множество и все они пытаются посеять рознь между православными , а также ненависть и нелюбовь ко всем остальным, несмотря на то , что одеты в агнчие шкуры и со стороны не кажется , что они могут сеять ложь. Ведь правда смешанная с ложью всегда выглядит как правда, и лишь немногие зачастую могут разглядеть подвох.

Москва третий Рим. Это сайт, чьи авторы проявляют себя как ревнителей православия, хотя по сути, это просто большая свалка новостей с православным уклоном, собранная с других источников и очень часто даже не проверенных. Не раз сталкивался с мыслью , что многие новости просто противоречат друг другу или просто смущают православных. И тем не менее на этом сайте очень часто можно найти хорошую информацию. Проблема в том, что не все ее умеют фильтровать и пропитываются ею , как истиной в последней инстанции. Несколько лет назад , на сайте еще была возможность оставлять комментарии, потом эта возможность пропала. Началось с того, что информативные и аргументированные комментарии просто блокировались вместе с профилем того, кто пишет. При этом продолжались постоянные «сопли» и нытье о проблемах с атаками на сервер и тяжелое финансовое положение редакции сайта. Постоянно афишировались просьбы о финансовой помощи и переводе денег на карты для поддержания сайта, хотя сайт параллельно продвигал идею отказа от документов и номеров. Также на сайте продают лечебный чудо-корень с Афона за непомерные 100 долларов и дороже , не считая доставки. Любой здравый человек задумается : как человек без доступа к банкомату и своему счету, который он не сможет открыть без номера или паспорта , сможет перевести деньги.

На данном источнике постоянно нагнетается обстаноска апокалипсиса и постоянной тревоги. Людей «накачивают» негативом и унынием, при этом параллельно внедряются мысли о том, что только люди связанные с этим рупором православия знают как спастись, в то время как вне этого круга спасения нет. Это техника НЛП по насаждению сектантского мышления.

Данный сайт зарегистрирован на французском сервере и когда пытливые пользователи обличали редакцию в лукавстве и обмане — то их просто блокировали, продолжая собирать последние деньги с наивных читателей. Сайт продвигал в свое время И. Стрелкова

как возможного будущего царя и прокурора Крыма Наталью Поклонскую,

как защитницу православия . Поклонская Наталья была определенно чьим-то проектом, который она успешно отыграла. После реализации завершающей стадии проекта — этап «Матильда» проект православие и Поклонская досрочно свернули.

Параллельно на Третьем Риме подогревалась ненависть к украинцам и ко всем евреям(ибо надо отделять народ от его слепых вождей, в чьем плену они находятся), несмотря на то, что зачинщиками конфликта проявлялись лишь определенные их представители(как впрочем было всегда).

Автор и покровитель сайта Алексей Добычин.

Очень непонятная и неоднозначная личность.

Осноой посыл новостей на сайте — пророчество о грядущем царе и подготовка окружающих православных к этому этапу. А вот вопрос : кем окажется этот царь или царек и кем поставлен не упоминается.

Рекомендую посмотреть это видео

о том, что за проектом «царь» стоит ГРУ(при этом я не пытаюсь отвергнуть слова святых старцев о пророчестве дарования истинного царя от Бога, но хочу обратить внимание лишь на то, что за данным пророчеством есть интересы определенных групп), а затем прочитать вот эту статью:

Український Богословський Сайт — Основы христианской конспирологии (против очередной ереси «жидовствующих» в христианстве)

да и вообще статьи этого автора весьма лаконичны и обзорны несмотря на их краткость; рекомендую их к прочтению все .

На данном новостном портале(3 Рим) происходит постоянное нагнетание опасной обстановки: людей валят пророчествами об апокалипсисе и всяким негативом, параллельно усиленно продвигается тема грядущего царя- освободителя. Продвигается привычная черта менталитета- «придет дядя и все разрулит», иногда говорится о том, что уже все решено : Господь дескать уже помиловал Россию и царь грядет независимо от нашего покаяния. Очень редко говорится о покаянии всего народа и действительной роли церкви в событиях революции 1917 года. Новости зачастую выкладываются без ссылок на источник и без реального их подтверждения или проверки.

Некоторых православных богословов искусственно пиарят, других же затравливают , подавая информацию однобоко. Например Валерия Павловича Филимонова, известного историка и исследователя вопроса опасности цифровизации населения принижал сам Добычин , вырывая фразы из контекста. Рекомендую послушать аудиозапись В. П. Филимонов — «А. Добычин: провокатор, агент влияния или. Генералиссимус всея Руси?» .mp3

вот тут МТР использует статью ВПФилимонова в 2017 году на своем сайте

а тут разносит его :

На данном «православном » ресурсе продвигались постоянные военные сводки с полей битвы в Донецкой области и всячески выставлялись с отрицательной стороны бойцы украинской армии. Об их невыгодном положении ,в котором оказались не по своей воле всячески умалчивалось. Делали героями таких персонажей как Гиви и Моторола. Несмотря на то, что этот Моторола – Арсений оставил свою семью с сыном в России , повторно женился на молодой девушке на Украине, не разводясь с предыдущей женой, причем нашелся и священник православный , обвенчавший молодоженов. Фотографии этой вульгарной свадьбы свободно ходят в интернете на фоне православных икон, сопровождавших молодоженов.

«Первое официальное бракосочетание» это по сути семейное крещение. А ввиду того, что построено на грехе двоеженства, то приравнять его можно к осквернению священного обряда и самой т.н. ДНР. От такого контраста даже у современных молодых людей иногда глаза расширяются. Заповедь «судить по делам , а не по словам» как будто не замечалась редакцией сайта.

Вот уже есть и иконы «новомученика»,

написанной по горячей памяти о не успевшем остыть теле(деле). Кому-то мои слова могут показаться кощунством , ведь про мертвых «либо хорошо, либо ничего..», но… Конкретно против данного человека у автора ничего нет, но то как их него лепили героя, а затем этот образ продвигали в массы рождает много вопросов и претензий, и если это сейчас «проглотить», то потом нас же и нашу же веру будут втаптывать в грязь , причем именно «тыкая пальцем» такими примерами, как эталонами православной жизни.

Награда нового времени

В 2012 году указом президента России Дмитрия Медведева был утверждён орден Святой великомученицы Екатерины.

Новой российской наградой отмечаются известные своей высокой духовно-нравственной позицией и милосердием граждане Российской Федерации и граждане иностранных государств за выдающийся вклад в миротворческую, гуманитарную и благотворительную деятельность, сохранение культурного наследия. Девиз ордена: «За милосердие».

Первое награждение состоялось в день утверждения награды, 3 мая 2012 года. Первыми двумя кавалерами ордена Святой великомученицы Екатерины стали настоятельница Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря в городе Малоярославце игуменья Николая (в миру Людмила Ильина) и врач липецкой областной больницы номер 2 Нина Перехожих. Всего к настоящему моменту этой награды удостоены четыре человека, включая Эдуарда Александровича Фальц-Фейна, уроженца Российской империи, а впоследствии подданного Лихтенштейна, которому к моменту награждения исполнилось 100 лет.

«Грядет война, православных будут убивать». Во что верят и от чего бегут в тайгу сторонники отца Сергия

Это вторая часть цикла публикаций 66.RU о тайных скитах отца Сергия и о его последователях. В первой мы рассказывали о быте Среднеуральского женского монастыря и о нашей экспедиции к Кыртомской пустоши — самому недоступному пристанищу сторонников Сергия, спрятанному в глухой уральской тайге. Мы — первые журналисты, побывавшие там. Почитайте, если вдруг пропустили:

Чем живут и к чему готовятся последователи схиигумена Сергия в тайных таежных убежищах. Экспедиция 66.RU

А этот текст, по сути, — сборник бесед с монахами и мирянами, нашедшими убежище от цивилизации в монастырях и общинах, которые на деньги духовных чад отстраивает и заселяет опальный схиигумен. Они рассказывают, во что верят, чего боятся, к чему готовятся и почему готовы уйти со своим духовным отцом в церковный раскол.

Если коротко, их убеждения строятся в такой логике:

  • Мировое правительство готовит явление Антихриста: под предлогом эпидемии коронавируса чипирует людей, подчиняет их своей воле, ставит на учет.
  • Пандемия и карантин приведут к голоду.
  • Практически одновременно с Антихристом на русскую землю придут китайцы. Начнется война. Прекратить ее смогут только Сергий и примкнувшие к нему последователи.
  • После войны Россия обретет нового царя-победителя, который продолжит дело Николая II.

И еще. До того как вы начнете читать, на всякий случай считаем важным уточнить: редакция 66.RU не разделяет взглядов отца Сергия и его последователей. А их рассказы мы записали и публикуем для точного и объемного описания конфликта, разворачивающегося сейчас между опальным схиигуменом и Екатеринбургской епархией. Считаем эту информацию социально важной.

Предантихристовы времена

В монастырях и общинах, контролируемых опальным схиигуменом, мы пытались выяснить, как именно понимают православие сподвижники и духовные чада отца Сергия. Очень часто собеседники, с которыми мы общались в разное время и в разных местах, слово в слово повторяли друг друга, объясняя логику действий своего духовного отца. Из чего напрашивается вывод, что эти объяснения они услышали от самого Сергия.

— Мы сами до конца не понимаем, что он за человек. У него огромная миссия, как у Сергия Радонежского. Ведь наш батюшка получил имя в честь Сергия Радонежского. Он сначала был Николаем (в миру отца Сергия звали Николай Романов) — в честь царя (Николая II), а сейчас наш Сергий вроде преемника Радонежского, — рассказывают собеседники 66.RU.

Сергий Радонежский — один из самых почитаемых Русской православной церковью святых. Считается величайшим сподвижником и защитником Руси. Он основал Троице-Сергиеву лавру, в которой позже, в конце ХХ века, обосновался один из самых известных российских священников, почитаемый как старец, архимандрит Кирилл Павлов. Этот священник прославился тем, что был духовным отцом трех патриархов РПЦ. А еще одним его духовным чадом стал тогда еще монастырский послушник Николай Романов.

Отец Кирилл выступал против введения ИНН, считая, что это отдаляет людей от Бога. Правда, его риторику можно назвать куда более либеральной, нежели высказывания отца Сергия.

— Отец Кирилл Павлов умер (скончался в 2017 году). Но ведь духовная сила передается от отца к чадам. У этих людей — отца Кирилла и Сергия, вера находится на другом уровне, — объясняют 66.RU в Кыртомском монастыре. — Мы что-то в книге прочитали — и поверили в это. А эти отцы — были там и сами все видели! Поэтому и вера у них другого уровня.

Сейчас предантихристовы времена идут. Русь православная должна восстать. В Писании говорится, что каждому будет начертание Антихриста. Они (мировое правительство) подготавливают пришествие Антихриста. Чтобы каждый человек был под контролем. Все знают — чипы будут на руку или на чело. Сейчас устроили эту эпидемию, чтобы всех запугать. Храмы позакрывали.

— Нет, храмы работают. Просто просят соблюдать меры безопасности, проводить дезинфекцию.

— Они причастие дезинфицируют (согласно правилам, утвержденным патриархом Кириллом, для соблюдения санитарных требований священники обязаны дезинфицировать лжицу при причастии)! Это же хула на Святого Духа! Сами понимаете, что получается, они дезинфицируют Бога! Мы же, наоборот, идем за причастием, чтобы исцеляться. Так получается, что духовенство, святые отцы уже давно с ними (мировым правительством). Они давно не с Богом.

— А как отличить духовниковкоторые с Богом, а которые нет?

— Надо слушать старцев. Их в России осталось от силы человек пять. А нету их, потому что последние времена наступают. В последние времена можно спастись только скорбями. Раньше подвигами спасались, а теперь только скорбями. Потому что сейчас все немощные, все любят покушать, поспать. Нет места подвигу. Только так — скорбью можно проверить человека на верность. Давать дары и шоколадки — так любой будет верный. А ты попробуй скорбя, чтобы дух твой выдержал, сохранить веру! Поэтому Господь сейчас всех на веру и проверяет: откажетесь ли вы от этой гадости — чипов, документов? Несмотря на ни что скажете: «Господь, я только с тобой». Или падете духом и скажете: «У меня продукты закончились и надо идти в магазин». Нужно сжигать паспорта, другие документы и уходить из городов, чтобы спастись.

— Но в вашей же общине, в Новоселова, есть куча машин, тракторов. Все ездят. Значит, есть как минимум водительские права.

— У настоящих наших ни у кого нет прав. Еще раз говорю — это проверка на веру. Господь сказал: «Кто от меня откажется, я того оставлю». А кого Господь не оставит, тот никогда не умрет от голода. Потому все, кто сюда приходит, должны отказаться от паспорта.

Отец Сергий — старец прозорливый. Старцев нужно слушать беспрекословно. Они духом говорят, не разумом. Свою волю нужно отсекать, чтобы было послушание. Послушание покрывает вообще все. Вы когда на тот свет попадете, то скажете: «Меня старец вел». С вас вообще никакого спроса не будет. Поэтому умереть на послушании не всем Господь дает. Попадете к старцу — делайте все, что он говорит!

Война с Китаем и православные пророчества

В православной общине, создаваемой схиигуменом Сергием в деревне Новоселова, кипит работа. Здесь строят новые дома и распахивают поля. В работах принимает участие и сам отец Сергий, когда успевает навестить общину.

В Новоселова отец Сергий собирает своих самых преданных сторонников. Из Сибири сюда заехала семья, которая занимается разведением русских тяжеловозов. Из Екатеринбурга приезжает контролировать строительство дома участник «Уральских Пельменей» и духовное чадо отца Сергия Дмитрий Соколов.

Наши собеседники объясняют причины, по которым они переехали в Новоселова:

— Грядет голод. Сейчас всех позагоняли в клетки, по домам. Никто не работает, хлеб не сеется. Конечно, показывают, что все у нас хорошо. Но это не так. Все должны приготовить мешки с крупами. У каждого должен быть запас еды, чтобы не ходить в магазины. Надо организовывать свою жизнь так, чтобы можно было прожить без паспортов и магазинов. Для этого нужно перебираться в деревни. Святые давно говорили, что в городе не спастись. Нужны огороды, чтобы картошечку можно было посадить.

Затем проводят вакцинацию и вживляют чипы, без которых дальше ты ничего не сможешь. Ни справку получить, ни в магазин сходить. В том числе задача убрать наличку. Если у тебя налички нет и все деньги на счету, то ты подконтролен. В случае чего твой счет блокируют, и все! А Господь сказал — кто возьмет и это примет, тому благодати не будет. Принимая это, вы соглашаетесь с системой Антихриста. А кто от этого откажется, с тем останется благодать. Будет трудно, будет скорбно, но вы останетесь с Богом.

— Но как существовать экономике?

Читать еще:  Наверное, я гей? — спросил ты себя и попался

— Враг нас уничтожает. При чем здесь экономика?! Нас уничтожают, и эта война никогда не прекращалась. Силой Русь не могли уничтожить, поэтому стали использоваться другие методы. Сейчас у нас мужиков почти не осталось. Мужики как бабы стали, пахать некому. Это все предсказано давно. Следующим шагом будет война. Говорят, Сибирь уже вообще занята Китаем. По пророчествам, они придут так быстро и неожиданно, что люди даже не поймут, что случилось. Дома вечером уснут, утром проснутся — а уже кругом одни китайцы. Все делается так, чтобы никто ничего не заметил. Потому что враги уже везде, и в правительстве тоже.

— Китай на стороне Антихриста будет?

— Они сами по себе. Там такая каша начнется, что не разобрать. Другое дело, что через них Господь даст России очищение. Они все зальют кровью, но будет много мучеников. Это все за наши грехи, за то, что мы отступили от Господа. Китайцы дойдут до Екатеринбурга и остановятся. Они примут здесь православную веру, крестятся. Такая воля у Господа. Поэтому мы должны здесь сохранить истинную веру православную.

В последние годы пророчества вымышленных старцев заполонили православные форумы. Однако о грядущей войне с Китаем говорили и вполне реальные монахи. К примеру, блаженный Николай Уральский (1905–1977 гг.) якобы заявил: «Когда последнего православного патриарха свергнут, Китай пойдет на южные земли. И весь мир будет молчать. И никто не услышит, как православных будут истреблять. В лютые холода женщин, стариков, детей выгонят на улицы, а в теплых домах поселятся китайские солдаты. Никто не сможет пережить ту страшную зиму. Все изопьют одну чашу смерти до дна. Китайские армии пройдут до Каспийского моря. Вслед за китайскими солдатами будут идти миллионы китайских переселенцев, и никто не сможет их остановить. Все коренное население будет покорено и обречено на вымирание».

В фейковых пророчествах в качестве границы, до которой дойдут завоеватели, упоминается также Урал. Последователи схиигумена Сергия убеждены, что только их духовный отец сможет остановить нашествие, обратя захватчиков в христианство. Крестить китайцев он собирается в самом большом православном храме в мире — Софии Премудрости Божией, подготовка к строительству которого уже началась в Среднеуральском монастыре «Спорительница хлебов».

Примерно так, по мнению последователей схиигумена Сергия, будет выглядеть линия фронта будущей войны. На передовой — Среднеуральский и Кыртомский монастыри, деревня Новоселова.

Директором и первым учредителем благотворительного фонда Софии Премудрости Божией, который ведет сбор средств на строительство храма, 26 июня 2019 года стала екатеринбургская предпринимательница Юлия Иванова. В ноябре, согласно базе данных «Контур.Фокус», в состав учредителей вошли известные екатеринбуржцы: хоккеист Павел Дацюк, глава свердловского Общероссийского народного фронта Жанна Рябцева, участник шоу-команды «Уральские Пельмени» Дмитрий Соколов, бывший биатлонист, депутат Госдумы Сергей Чепиков. Все они являются духовными чадами отца Сергия.

Мы поинтересовались у Жанны Рябцевой, разделяет ли она взгляды сторонников схиигумена Сергия на возможное предназначение храма.

Жанна Рябцева, глава свердловского исполкома ОНФ:

— Я не знаю о пророчествах. Там будут крестить тех, кто хочет креститься. Насильно никого крестить не будут. В Среднеуральский монастырь и из Африки люди приезжали, и их крестили. Время придет, и храм мы построим.

Зато в курсе пророчеств оказался журналист Всеволод Могучев, взявший на себя обязанности пресс-секретаря отца Сергия.

Всеволод Могучев, представитель отца Сергия:

— Такие пророчества действительно существуют. Это пророчества не отца Сергия. Нужно понимать, что отец Сергий учитывает в своей практике все те мысли, которые высказывают люди, считающиеся им более духовными. Конечно, он знает об этих пророчествах. При этом все понимают, что есть определенная геополитическая угроза. Главное, что нужно знать: что отец Сергий руководствуется заботой о пастве, когда принимает решения.

Царь-победитель

Сподвижники схиигумена из общин и монастырей убеждены, что выстраивают своего рода православную линию обороны.

На пророчества о грядущей войне они «нанизали» концепцию так называемых царебожников, одним из лидеров которых часто называют Сергия Романова. Согласно ей, гибель императора Николая II была искупительной жертвой. А новый православный царь явится после очищения России, которое якобы и произойдет в ходе китайской оккупации.

— Божий замысел заключается в том, что в той войне возродится Русь православная. Об этом уже все говорят. И нам явится царь-победитель. Неизвестно, кто его будет венчать на царство. Но, думаю, неспроста Новоселова стоит на Государевой дороге. Это все промысел Божий и великая миссия отца Сергия, — убежден собеседник 66.RU из православной общины Новоселова.

По мнению религиоведа Романа Лункина, схиигумен Сергий собрал все возможные теории заговоров и идеи консервативного крыла РПЦ. «Для многих людей подобное объяснение происходящих событий помогает упорядочить их картину мира. Поэтому они готовы поверить в различные теории заговоров и поддержать отца Сергия», — считает Лункин. Но в то же время, по версии религиоведа, радикализация схиигумена привела к тому, что он лишился какой бы то ни было поддержки отдельных представителей Русской православной церкви.

Роман Лункин, религиовед:

— В нынешней РПЦ не существует таких групп, которые поддерживают все эти идеи одновременно. Даже наиболее радикализированные «Сорок Сороков», критикующие вакцинацию и чипизацию, не выступили с поддержкой Романова. Если он и дальше будет радикализироваться, то ему придется рассчитывать только на себя, отделившись от РПЦ.

Святые, при жизни уподобившиеся ангелам

Упоминая далее чины святости, следует назвать весьма обширную категорию, к которой причисляются те, чьим жизненным подвигом стало монашеское служение. Завершив земной путь, они прославляются в лике преподобных.

Это высокое звание является свидетельством того, что, отрешившись от суетного мира и поборов в себе движение страстей, они ещё при жизни уподобились, то есть стали подобны ангелам Божьим. Их сонм украшают имена святых преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Феофана Затворника и многих других.

Николай II провозгласил свободу вероисповедания

17 апреля 1905 года Николай Второй подписал Указ «Об укреплении начал веротерпимости», которым была положена основа преодоления церковного раскола. И по сей день этот Указ имеет огромное духовное значение для разных конфессий России. Император фактически провозгласил свободу вероисповедания. Этот принцип позднее был закреплён нормами статьи 28 Конституции Российской Федерации.

  • Какую свободу в выборе вероисповедания Николай Второй даровал детям?
  • Как новый Указ мотивировал верующих восстанавливать и строить новые молитвенные дома?
  • Какими правами наделил царь избираемых общинами духовных лидеров?
  • Возможно ли напечатать в одной газете календари разных религий?
  • Что думает по поводу Указа современный священник старообрядческой церкви?

17 апреля 1905 года Николай Второй подписал Указ «Об укреплении начал веротерпимости», которым была положена основа преодоления церковного раскола. И по сей день этот Указ имеет огромное духовное значение для разных конфессий России. Император фактически провозгласил свободу вероисповедания. Этот принцип позднее был закреплён нормами статьи 28 Конституции Российской Федерации.

Из православной энциклопедии:

«…Этим указом были значительно расширены права старообрядческих и сектантских общин, не носивших «изуверского» характера. Почти во всех отношениях, в частности во владении имуществом, в праве на сооружение молитвенных домов, на устройство скитов, обителей, в праве печатать богослужебные книги, преподавать своим детям «Закон Божий», вести метрические книги, они были уравнены с ранее признанными государством христианскими Церквами.

Отменялись прежние ограничения для старообрядцев и сектантов на поступление их на государственную службу. Буддистов-ламаистов впредь было воспрещено официально называть идолопоклонниками и язычниками.

Указом были внесены существенные изменения в легальный порядок перемены религии. Сняты прежние запреты и ограничения на переход из одного признанного государством исповедания в другое. Было легализовано возвращение новообращенного православного или инославного христианина по его желанию в его прошлое вероисповедание.

В это же время были расширены права католических и мусульманских религиозных общин. Расширение прав мусульман мотивировалось тем, что «мусульманское население внутренних губерний исполняло всегда свой долг пред государством наравне с его коренными подданными и не доставляло правительству каких-либо особых забот в отношении политическом. Будучи, затем, весьма твердым в правилах своего вероучения, население это никогда, однако, не проявляло стремления к прозелитизму (стремление обратить других в свою веру – ред.) среди русского народа. Кроме того, несмотря на сохранившиеся еще некоторые отличия внутреннего и внешнего быта, население это сроднилось с Россией и вполне ей дружественно».

ИМЕННОЙ ВЫСОЧАЙШИЙ УКАЗ, ДАННЫЙ СЕНАТУ,
«ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРПИМОСТИ», 17 АПРЕЛЯ 1905 г.

В постоянном, по заветам Предков, общении со Святою Православною Церковью неизменно почерпая для Себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить и каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести. Озабочиваясь выполнением таковых намерений, Мы в число намеченных в указе 12 минувшего Декабря преобразований включили принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии.

Ныне, рассмотрев составленные, во исполнение сего, в Комитете Министров положения и находя их отвечающими Нашему заветному желанию укрепить начертанные в Основных Законах Империи Российской начала веротерпимости, Мы признали за благо таковые утвердить.

Призывая благословение Всевышнего на это дело мира и любви и уповая, что оно послужит к вящему возвеличению Православной веры, порождаемой благодатию Господнею, поучением, кротостью и добрыми примерами, Мы, в соответствие с этим решением Нашим, повелеваем:

1) Признать, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, причем отпавшее по достижении совершеннолетия от Православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало.

2) Признать, что, при переходе одного из исповедующих ту же самую христианскую веру супругов в другое вероисповедание, все не достигшие совершеннолетия дети остаются в прежней вере, исповедуемой другим супругом, а при таковом же переходе обоих супругов дети их до 14 лет следуют вере родителей, достигшие же сего возраста остаются в прежней своей религии.

3) Установить, в дополнение к сим правилам (пп. 1 и 2), что лица, числящиеся православными, но в действительности исповедующие ту нехристианскую веру, к которой до присоединения к Православию принадлежали сами они или их предки, подлежат по желанию их исключению из числа православных.

4) Разрешить христианам всех исповеданий принимаемых ими на воспитание некрещенных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры.

5) Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке.

6) Признать, что постановления закона, дарующие право совершения общественных богомолений и определяющие положение раскола в гражданском отношении, объемлют последователей как старообрядческих согласий, так и сектантских толков; учинение же из религиозных побуждений нарушения законов подвергает виновных в том установленной законом ответственности.

7) Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

8) Признать, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно так же, как разрешение ремонта и их закрытие, должны происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий.

9) Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления духовных треб, наименование «настоятелей и наставников», причем лица эти, по утверждении их в должностях надлежащею правительственною властью, подлежат исключению из мещан или сельских обывателей, если они к этим состояниям принадлежали, и освобождению от призыва на действительную военную службу, и именованию, с разрешения той же гражданской власти, принятым при постриге именем, а равно допустить обозначение в выдаваемых им паспортах, в графе, указывающей род занятий, принадлежащаго им среди этого духовенства положения, без употребления, однако, православных иерархических наименований.

10) Разрешить тем же духовным лицам свободное отправление духовных треб как в частных и молитвенных домах, так и в иных потребных случаях, с воспрещением лишь надевать священнослужительское облачение, когда сие будет возбранено законом. Настоятелям и наставникам (п.9), при свидетельстве духовных завещаний, присвоить те же права, какими в сем случае пользуются все вообще духовные лица.

11) Уравнять в правах старообрядцев и сектантов с лицами инославных исповеданий в отношении заключения ими с православными смешанных браков.

12) Распечатать все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших чрез Комитет Министров до Высочайшего усмотрения, так и по определениям судебных мест, кроме тех молелен, закрытие коих вызвано собственно неисполнением требований Устава Строительного.

13) Установить, в виде общего правила, что для разрешения постройки, возобновления и ремонта церквей и молитвенных домов всех христианских исповеданий необходимо: а) согласие духовнаго начальства подлежащего инославного исповедания, б) наличность необходимых денежных средств и в) соблюдение технических требований Устава Строительнаго. Изъятия из сего общего правила, если таковые будут признаны для отдельных местностей необходимыми, могутъ быть установлены только в законодательном порядке.

14) Признать, что во всякого рода учебных заведениях в случае преподавания в них закона Божия инославных христианских исповеданий таковое ведется на природном языке учащихся, причем преподавание это должно быть поручаемо духовным лицам подлежащего исповедания и, только при отсутствии их, светским учителям того же исповедания.

15) Признать подлежащими пересмотру законоположения, касающиеся важнейших сторон религиозного быта лиц магометанскоаго исповедания.

16) Подвергнуть обсуждению действующие узаконения о ламаитах, возбранив впредь именование их в официальных актах идолопоклонниками и язычниками; — и

17) Независимо от этого привести в действие и остальные, утвержденные Нами сего числа положения Комитета Министров о порядке выполнения пункта шестого указа от 12 Декабря минувшего года.

К исполнению сего Правительствующий Сенат не оставит учинить надлежащее распоряжение.

На подлинном Собственною Его императорского величества рукою подписано:

Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3-е. T.XXV: 1905. Спб., 1908. С.237-238.

Современный священник Древлеправославной (старообрядческой) церкви о. Алексий в своём интервью говорит о том, как изменилась жизнь старообрядцев в связи с выходом Указа Николая II «Об укреплении начал веротерпимости».

Николай II и старообрядцы. Забытые факты

Яркой иллюстрацией веротерпимости, явленной в делах, является изданная в 1912 году газета, в которой были напечатаны календари церковных праздников разных религий на следующий 1913 год.

Всякий верующий мог найти свой календарь: православный, римско-католический, протестантский (евангелическо-лютеранский), армяно-грегорианский, еврейский, магометанский.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector