0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Николо-шартомский монастырь. Николо-Шартомский мужской монастырь с

Содержание

Николо-Шартомский монастырь в Ивановской области

Укрепление духовности человечества является фундаментом, дарующим энергию и Божий свет, повышающий моральные и нравственные ценности общества. Николо-Шартомский монастырь — древнейшая российская мужская обитель, раскинувшая свои храмовые постройки на востоке, недалеко от города Иваново.

Отправляясь на экскурсию по Золотому кольцу, многие туристы и паломники посещают монастырскую территорию с красивыми храмами ХVІІ-XІХ столетия. Во время экскурсии по святым местам посетители стараются больше узнать о православном подвижнике, монахе — изографе Иоакиме Шартомском.

Предания о появлении Николо-Шартомского монастыря

Историки не смогли установить имя основателя первой монастырской постройки и даты ее основания. Существует три легенды, вот исторические события, которые якобы имели место при основании Свято-Николо-Шартомской святыни.

  1. По легенде первый храм получил свое название от речки Шартома (ныне Шахма), которая вливается в речку Молохта, вместе с ней впадает в Тезу.
  2. Второе предание связывает появление российской жемчужины с поселением на берегу безымянной реки беглого холопа, хозяином его был сам князь Долгоруков, по имени Николая Шартома. Он и друзья Федос, Сидор основали мужскую общину, назвали реку Шартомой, игуменом которой и стал Никола Шартом.
  3. Согласно преданию в XIII веке некая крестьянка из Шуи на месте слияния двух рек, Шартомы и Молохты, нашли чудодейственную икону Николая Угодника, это место и стало основанием мужской обители.

История российской святыни в Ивановской области

Первое историческое упоминание о российской святыне появляется в 1425 году в грамоте Нижегородской княгини Марии, которой она свидетельствует о передаче ее земель Суздальской обители. Дарственную бумагу подписал архимандрит Шартомского монастыря Конон.

На заметку! В начале XV века звание архимандрита имели только избранные настоятели крупных обителей.

Царские особы постоянно поддерживали монастырское подворье, вклады в его развитие делались Василием Третьим, Иваном Грозным и Федором Ивановичем. Цари, каждый в свое время, выдали монахам «Несудимую грамоту», согласно которой чинить суд над братией мог только князь или бояре.

Другие православные монастыри:

В XVI веке расположенный около села Введенье Николо-Шартомский монастырский комплекс имел под своим покровительством 9 обителей, расположенных во Владимирской епархии.

В начале XVII столетия святое строение несколько раз подвергалось разграблению литовцами, поляками, мятежниками и разбойниками, которые не только забирали казну, но и забирали скот, жгли села, порой убирали монахов.

1645 год, когда обителью правил архимандрит Иоасаф, деревянные монастырские постройки сгорели дотла от удара молнии. Удивляет историческая запись этого события, где настоятель пишет, что все совершилось по воле Божьей.

Благодаря смирению, терпению и верности братии, своими силами восстановившими святыню, в 1651 году состоялось освящение монастырского храма Николая Чудотворца, выстроенного в стиле русско-византийской архитектуры, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом.

Белоснежный храм, выполненный с величественной священной простотой, вызывал чувство благоговения у всех входящих в него.

Из записей историков видно, что в 1646 году над святыми воротами имелась церковь Алексия, человека Божьего.

25 августа 1678 года состоялось освящение теплой церкви Казанской иконы Богородицы патриархом Московским и всея Руси Иоакимом.

Описание архитектуры

Храм Богородицы имел придел Сретения Господнего. Современные постройки храма Казанской Богородицы лишены галерей и крылец, но сохранились кладовые обители, находящиеся под церковью. Первоначально, на месте нынешней церкви святителя Григория Акрагантийского стоял деревянный придел святого Дмитрия Солунского, который сгорел.

1696 год ознаменовался началом строительства храма Преображения Господнего, расположенного над вратами с западной стороны Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря, однако, его освящение было совершено только в 1813 году. Постройка этой церкви отличается одноглавым барабаном с восемью световыми гранями.

Триумфальная арка стала украшением нижнего четверика, далее идет сам храм. Алтарь Церкви Преображения Господнего представлен тремя апсидами. Величие храму придают два ряда люкарн, уникального вида оконные проемы в скате крыши.

До настоящего времени неизвестно время возведения красивой восьмигранной каменной колокольни, историки предполагают, что это постройка XVIII века. Четырехъярусная постройка удивляет своей монументальностью и легкостью:

  • Нижний ярус украшают пилястры — лопатки, двуцентровые окна у удивительной красоты треугольными наличниками.
  • На втором ярусе появляются полуциркульные окна и ширинки.
  • Отличием третьего и четвертого яруса можно назвать декорированные колонны, пилястры.

Кирпичный свод с люкарнами и свечеподобной главой служит завершающей частью уникальной колокольни Николо-Шартомской мужской обители.

Все монастырские постройки были окружены невысокой каменной стеной, по четырем углам которой стояли небольшие круглые башни.

До середины XVIII века немалый доход монастырю приносили Никольские ярмарки, ежегодно проходящие в мае, только 1842 год принес прибыль в монастырскую кассу в размере более 300 тысяч рублей серебром.

Если в конце XIX века монастырская казна получала материальную помощь от фабрикантов Шуи и Иваново, а также ежегодные 50 рублей от Государыни Марии Александровны, то с постройкой железной дороги, которая забрала путников, проезжавших мимо монастыря, и закрытием ярмарок, дела монастыря резко пошли вниз.

Революционные 20-е года ХХ века стали свидетелями закрытия российской святыни, в ее кельях жили местные жители села Введенье, пострадавшие от пожара, затем там разместились склады колхоза.

Важно! В 1960 году Николо-Шартомский мужской монастырь в Ивановской области признан культовым архитектурным памятником, имеющим общероссийское значение.

Только в 1980 году монастырская территория была освобождена от складов.

Преподобный Иоаким Шартомский — покровитель обители

В Смутные времена в монастырских стенах появился инок, ведущий строгую подвижническую жизнь, обладающий уникальным даром иконописания, Иоаким Шартомский. Он написал несколько икон, которые вскоре проявили чудотворную силу. Неизвестна точная дата рождения благочестивого монаха, который принял постриг в Ростовской епархии, его наставником был преподобный Иринарх Ростовский.

Иоаким жил, как затворник, постоянно пребывал в постах и молитвах. Иконописец истязал себя веригами, оковы из металла, носимые на ногах и руках весили около 150 килограмм. Монах отдавал предпочтение грекофильскому стилю писания икон, что существенно отличало написанные им святые образа от посадских изображений и дало основание полагать, что мастерству иконописания инок учился у основателей греческой школы.

  • Спасская Шуйская церковь в 1619 году стала одной из первых обладательниц святого образа Кипрской иконы Богородицы.
  • Вязниковский собор принял в дар от преподобного инока в 1622 году светлый образ Казанской Богородицы, написанной по заказу княгини Ирины Милославской.
  • Третья икона была написана для родной обители, после чего преподобный инок уходит жить в Суздальский монастырь, и там создает еще одну икону Казанской Божьей Матери, которая сохранилась до наших дней.

Период возрождения

В 1990 году шуйская святыня в виде руин и запустения была передана во владение Церкви. Настоятель архиепископ Амвросий назначил главным по возрождению Шартомского монастыря архимандрита Никона, у которого в подчинении на то время было несколько насельников.

В 1993 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ посетил мужскую обитель и несколько его подворий.

Иноческая жизнь текла равномерно, в постах, молитвах и работе на строительстве храма.

С 50-тых годов XX столетия параллельно с восстановлением российской обители в Ивановской области стали возникать подворья Никольской обители. Ныне их число превышает 10.

Текущая деятельность

По принципу братства монахи занимаются:

  • рыболовством;
  • выращиваем коров, лошадей, птиц и разведением пчел;
  • резьбой по дереву;
  • литьем колоколов;
  • иконописанием.

Немалое внимание монастырская братия уделяет социальной работе в приюте для детей. Со временем повсеместно стали открываться воскресные школы для детей и взрослых гимназии православия и библиотеке. При монастыре работает просфорная, пекарня, столярный цех, кузница. Насельники все летнее время работают на огородах и в теплицах, чтобы обеспечить себя пропитанием.

Святыни и престольные праздники

Явленная, по преданию, икона Николая Чудотворца и Казанский образ Богородиц, написанный преподобным иноком Иоакимом, обладающая чудотворной силой, являются основными святынями Николо-Шартомского монастырского комплекса в Ивановской области.

Читать еще:  Крипипаста наша обычная жизнь. Почему расследование о «группах смерти» — это новая крипипаста

1897 год положил начало традиции крестных ходов со святынями вокруг города и окрестных деревень.

Множество паломников приезжает в Никольскую обитель поклониться иконам:

  • святой Матронушке Московской;
  • Георгия Победоносца;
  • Чудотворца Серафима Саровского;
  • Петербургской Ксении;
  • Пантелеимона-Целителя и других святых.
  • 5 июня чтится память Иоакима Шартомского.
  • 22 мая — престольный праздник Николая Чудотворца, поминовение дня перенесения его мощей.
  • 19 августа гости и паломники в праздник Преображения Господнего собираются на богослужение в Преображенском храме.
  • Весь православный мир 4 ноября вспоминает об иконе Богородицы «Казанская», праздничные богослужения проходят в церкви Казанской Богородицы.
  • 6 декабря прихожане храма Григория Акрагантийского чтят память своего покровителя.
  • 19 декабря — престольный праздник Николая Угодника, священника Мирликийского, покровителя Николо-Шартомского монастырского комплекса.

В помощь паломникам и туристам

Обитель открыта ежедневно.

Утренняя служба в будние дни начинается в 6.45, а вечернее богослужение — в 16.45.

По воскресеньям и праздникам двери введенской святыни открыты с 8.00, в 17.00 начинается вечерня.

Добраться в село Введение можно из городов Шуя и Иваново автобусом. В селе Введение каждый местный житель расскажет, как добраться до местной православной обители, расположенной на ул. Штатной, д. 19.

Николо-Шартомский мужской монастырь во Введенье

Мiръ Россия Ивановская область село Введенье Николо-Шартомский мужской монастырь во Введенье

Николо-Шартомский монастырь во Введенье — православный мужской монастырь в г. Иваново. Основан в 13 веке. В начале 1920-х закрыт, возвращен Церкви в середине 1990-х гг. При монастыре действует православна гимназия, воскресная школа и библиотека.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику

История [ править ]

Николо-Шартомский монастырь — один из древнейших в России, некоторые источники относят его возникновение к XIII веку. По сохранившемуся преданию, у реки Шартомы, впадающей в Молохту, одной благочестивой крестьянкой была обретена небольшая икона святителя Николая Чудотворца. Недалеко от этого места и была заложена обитель святителя Николая. Первое документальное упоминание о ней находится в духовной грамоте 1425 года, данной нижегородской удельной княгиней Марией (в монашестве Мариной) суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю на владение некоторыми ее землями. На грамоте стоит подпись архимандрита Шартомского монастыря Конона, что свидетельствует о тогдашнем значении обители, поскольку сан архимандрита имели только настоятели крупнейших монастырей. Монастырь пользовался расположением великого князя Василия III, царей Иоанна IV, Феодора Иоанновича, которые пожаловали Шартомскому монастырю ряд привилегий. Древний Синодик сохранил имена вкладчиков обители, среди которых целые династии князей Пожарских, Хованских, Горбатовых-Шуйских.

В 1619 году обитель сильно пострадала от набега польско-литовского иноземного войска. После Смутного времени в обители подвизался преподобный Иоаким Шартомский, затворник, ныне чтимый как небесный покровитель монастыря. Кроме строгой подвижнической жизни он занимался иконописанием. Писанные им образы он даровал бедным церквам; многие из его икон впоследствии были прославлены обильными чудотворениями.

Ныне сохранилось два чудотворных образа, принадлежащих его кисти, — в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и в Вязниках. Известно, что к XVI в. под началом Шартомского монастыря находилось 9 небольших обителей Владимирской епархии. Его процветанию способствовала ежегодная ярмарка, проходившая у монастырских стен.

В 1649 году, при архимандрите Иоасафе весь монастырь, как повествует летопись, — «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». После этого пожара прежде деревянная обитель возводится в камне и на новом месте, ближе к устью Молохты.

В 1651 году был воздвигнут величественный пятиглавый Никольский собор, построенный в лучших традициях византийско-русской архитектуры. Чуть позднее по благословению Патриарха Иоакима был освящен теплый храм Казанской Божией Матери. Преображенская церковь над Святыми воротами возводилась длительное время и окончательный облик приняла после перестройки в 1813 году. Строгий архитектурный силуэт монастыря завершила пятиярусная колокольня в форме свечи, создавая вместе с тремя храмами образ креста. Церковная реформа 1764 г., проведенная Екатериной II, нанесла сильный удар по благосостоянию многих российских монастырей. У Николо-Шартомского монастыря были отобраны значительные владения, а небольшие, подчиненные монастырю обители были обращены в приходские храмы. Сама обитель превращается в третьеклассный монастырь со штатом в 12 монахов, управляемый уже игуменами.

В XIX в. в связи с проведением железной дороги утратили свое значение Никольские ярмарки, что также ослабило материальное положение обители. В XIX в. на частные пожертвования возобновлялось строительство, известен, в частности, личный вклад императрицы Марии Александровны.

Братию монастыря в большинстве своем составляли бывшие крестьяне из окрестных селений, которые занимались хлебопашеством и разведением крупного рогатого скота. Монашескую жизнь Шартомской обители прервала революция.

В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, ценная церковная утварь реквизирована, библиотека и часть оставшихся икон сожжены. В последующие годы монастырские здания использовались под зернохранилища, склады, частично под жилье, со временем все строения обветшали и начали разрушаться.

Современное состояние [ править ]

С восстановлением и благоустроением монастыря устанавливалось размеренное течение иноческой жизни. Главные ее черты — стяжание молитвы и послушание.

Принцип братского общежития рождает особенную организацию всего хозяйства, когда в основу отношений закладывается терпение и взаимопомощь. Большая часть нужд обители удовлетворяется собственным трудом насельников. Смотря по способностям, братия проходят различные послушания: клиросное, пономарское, трапезное, в просфорне, в пекарне, в столярном цехе, в кузнице. Монастырь содержит свой коровник, птичник, разводит лошадей. Ведется и традиционно монастырское хозяйство — пасека.

Особое внимание — земледелию. Огород, тепличное хозяйство дают пропитание братии на весь год. Примечательность яблоневого сада с подобранными с помощью И.С. Исаевой сортами яблонь — плодоносящий виноградник. На прилегающих полях засеваются кормовые травы и злаки. Наряду с обычными методами земледелия применяются и нетрадиционные, как, например, безотвальная обработка земли. Сам уклад крестьянского (христианского) хозяйства — братский труд, близость к земле, молитвенное прошение об урожае — во многом близок устоям монашеской жизни; в нем особенно ощущается Божий Промысл о человеке.

Просветительская деятельность и христианское благовестие были издревле призванием русского монашества. Иноки, отрекаясь от мира для созидания души, в трудные времена могли послужить миру, о чем в нашей истории немало свидетельств.

Возобновление этой традиции просветительского служения и воцерковления потерявших духовную опору людей стало одним из главных направлений деятельности Николо-Шартомского монастыря. С середины 90-х годов в разных районах Ивановской области при восстанавливающихся храмах начали основываться монастырские подворья; число насельников монастыря постепенно увеличивалось. Почти все восстанавливаемые храмы находились в полуразрушенном состоянии — шуйские храмы св. Алексия — человека Божия, Покровский, св. Александра Невского, храм Святой Троицы в селе Чернцы. Возводились и новые церкви — Успенская в Шуе, храм Всех Святых в Иванове. Помощь в строительстве оказывают местная администрация и жертвователи. Всего по области действует около 10 подворий с числом братии около 100 человек.

Развивающееся монастырское хозяйство стало включать и другие, специализированные виды деятельности. Так, братия некоторых подворий несут особенные послушания: рыболовство, резьба по дереву, реставрационные работы. Была открыта мастерская по литью колоколов. Особая забота уделяется созданному в д. Клещевка детскому приюту для мальчиков, живущему одной православной семьей. Общеобразовательная программа обучения дополняется христианским воспитанием, вся жизнь детского коллектива во многом связывается с жизнью монастыря. Увеличение числа подворий позволило заметно расширить духовно-просветительную деятельность монастыря. Стало возможным открытие воскресных школ, православных гимназий, библиотек. Тесное сотрудничество сложилось с самыми разными людьми ивановской земли, главным образом, в сфере образования.

Храмы [ править ]

  • Никольский храм с колокольней
  • Надвратный Преображенский храм
  • Казанский храм с приделом свт. Григория Акрагантийского и трапезной
  • Часовня в честь святого благоверного великого князя Александра Невского на монастырском кладбище

Святыни [ править ]

  • Явленный образ святителя Николая Чудотворца
  • Икона Казанской Божией Матери

Престольные праздники [ править ]

  • Никольский храм с колокольней — 19 декабря
  • Надвратный Преображенский храм — 19 августа
  • Казанский храм с приделом свт. Григория Акрагантийского и трапезной — 21 июля, 6 ноября

Фото [ править ]

Николо-Шартомский монастырь. Вид с реки

Николо-Шартомский монастырь зимой

Мозаика Николая Чудотворца над Святыми воротами (Преображенская церковь)

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Россия, Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Введенье, ул. Штатная, 19

До областного центра – г. Иваново – можно добраться на автобусе, поезде, самолете (из Москвы), а также на личном транспорте. От автовокзала г. Иваново до с. Введенье 2 раза в день курсирует автобус непосредственно до с. Введенье.

Паломнику [ править ]

Николо-Шартомский монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

Богослужение совершается ежедневно:

Вечерняя служба — в 16.45, Литургия — в 6.45,

Николо-Шартомский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

Монастырь пользовался расположением великого князя Василия III, царей Иоанна IV, Феодора Иоанновича, которые пожаловали Шартомскому монастырю ряд привилегий. Древний Синодик сохранил имена вкладчиков обители, среди которых целые династии князей Пожарских, Хованских, Горбатовых-Шуйских. В 1619 году обитель сильно пострадала от набега польско-литовского иноземного войска. После Смутного времени в обители подвизался преподобный Иоаким Шартомский, затворник, ныне чтимый как небесный покровитель монастыря. Кроме строгой подвижнической жизни он занимался иконописанием. Писанные им образы он даровал бедным церквам; многие из его икон впоследствии были прославлены обильными чудотворениями. Ныне сохранилось два чудотворных образа, принадлежащих его кисти, — в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и в Вязниках. Известно, что к XVI в. под началом Шартомского монастыря находилось 9 небольших обителей Владимирской епархии. Его процветанию способствовала ежегодная ярмарка, проходившая у монастырских стен. В 1649 году, при архимандрите Иоасафе весь монастырь, как повествует летопись, — «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». После этого пожара прежде деревянная обитель возводится в камне и на новом месте, ближе к устью Молохты. В 1651 году был воздвигнут величественный пятиглавый Никольский собор, построенный в лучших традициях византийско-русской архитектуры. Чуть позднее по благословению Патриарха Иоакима был освящен теплый храм Казанской Божией Матери. Преображенская церковь над Святыми воротами возводилась длительное время и окончательный облик приняла после перестройки в 1813 году. Строгий архитектурный силуэт монастыря завершила пятиярусная колокольня в форме свечи, создавая вместе с тремя храмами образ креста. Церковная реформа 1764 г., проведенная Екатериной II, нанесла сильный удар по благосостоянию многих российских монастырей. У Николо-Шартомского монастыря были отобраны значительные владения, а небольшие, подчиненные монастырю обители были обращены в приходские храмы. Сама обитель превращается в третьеклассный монастырь со штатом в 12 монахов, управляемый уже игуменами. В XIX в. в связи с проведением железной дороги утратили свое значение Никольские ярмарки, что также ослабило материальное положение обители. В XIX в. на частные пожертвования возобновлялось строительство, известен, в частности, личный вклад императрицы Марии Александровны. Братию монастыря в большинстве своем составляли бывшие крестьяне из окрестных селений, которые занимались хлебопашеством и разведением крупного рогатого скота. Монашескую жизнь Шартомской обители прервала революция. В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, ценная церковная утварь реквизирована, библиотека и часть оставшихся икон сожжены. В последующие годы монастырские здания использовались под зернохранилища, склады, частично под жилье, со временем все строения обветшали и начали разрушаться.

Читать еще:  Как наносят водяные знаки на банкноты. Самая защищенная бумага Виды водяных знаков на бумаге

С восстановлением и благоустроением монастыря устанавливалось размеренное течение иноческой жизни. Главные ее черты — стяжание молитвы и послушание.

Принцип братского общежития рождает особенную организацию всего хозяйства, когда в основу отношений закладывается терпение и взаимопомощь. Большая часть нужд обители удовлетворяется собственным трудом насельников. Смотря по способностям, братия проходят различные послушания: клиросное, пономарское, трапезное, в просфорне, в пекарне, в столярном цехе, в кузнице. Монастырь содержит свой коровник, птичник, разводит лошадей. Ведется и традиционно монастырское хозяйство — пасека.

Особое внимание — земледелию. Огород, тепличное хозяйство дают пропитание братии на весь год.

Просветительская деятельность и христианское благовестие были издревле призванием русского монашества. Иноки, отрекаясь от мира для созидания души, в трудные времена могли послужить миру, о чем в нашей истории немало свидетельств.

Возобновление этой традиции просветительского служения и воцерковления потерявших духовную опору людей стало одним из главных направлений деятельности Николо-Шартомского монастыря. С середины 90-х годов в разных районах Ивановской области при восстанавливающихся храмах начали основываться монастырские подворья; число насельников монастыря постепенно увеличивалось. Почти все восстанавливаемые храмы находились в полуразрушенном состоянии — шуйские храмы св. Алексия — человека Божия, Покровский, св. Александра Невского, храм Святой Троицы в селе Чернцы. Возводились и новые церкви — Успенская в Шуе, храм Всех Святых в Иванове. Помощь в строительстве оказывают местная администрация и жертвователи. Всего по области действует около 10 подворий с числом братии около 100 человек.

Развивающееся монастырское хозяйство стало включать и другие, специализированные виды деятельности. Так, братия некоторых подворий несут особенные послушания: рыболовство, резьба по дереву, реставрационные работы. Была открыта мастерская по литью колоколов. Особая забота уделяется созданному в д. Клещевка детскому приюту для мальчиков, живущему одной православной семьей. Общеобразовательная программа обучения дополняется христианским воспитанием, вся жизнь детского коллектива во многом связывается с жизнью монастыря. Увеличение числа подворий позволило заметно расширить духовно-просветительную деятельность монастыря. Стало возможным открытие воскресных школ, православных гимназий, библиотек. Тесное сотрудничество сложилось с самыми разными людьми ивановской земли, главным образом, в сфере образования.

Николо-Шартомский монастырь – чудотворные иконы монаха Иоакима

На берегу реки Молохта, в 20 км к востоку от Иваново стоит один из древнейших российских монастырей. Мужская обитель расположена неподалеку от традиционных маршрутов Золотого кольца России, полностью отреставрирована и привлекает много туристов и паломников. На монастырской территории можно увидеть красивые храмы XVII-XIX веков, также познакомиться с жизнью православного подвижника, монаха-изографа XVII века Иакима Шартомского.

Содержание:

  1. История Николо-Шартомской обители в XIII-XVI вв.
  2. Иконописец и монах Иоаким Шартомский
  3. История монастыря XVII-XX вв.
  4. Архитектурные памятники на монастырской территории
  5. Современное состояние и режим посещения
  6. Как добраться до монастыря
  7. Николо-Шартомский монастырь на карте

История Николо-Шартомской обители в XIII-XVI вв.

По легенде, в XIII веке шуйская крестьянка нашла на месте впадения возле реки Шартомы небольшую икону, на которой был изображен лик Николая Чудотворца. На месте удивительной находки основали обитель.

Вид на Николо-Шартомский монастырь с высоты птичьего полёта

Письменные источники упоминают монастырь в 1425 году. Удельная княгиня Нижегородских земель — Мария составила грамоту, разрешающую суздальской Спасо-Евфимиевой обители пользоваться некоторыми ее деревнями. Под этим документом поставлена подпись настоятеля монастыря – архимандрита Конона. Этот факт говорит о высоком положении обители, так как сана архимандрита удостаивались настоятели только самых крупных русских монастырей.

Известно, что жившие здесь монахи пользовались расположением российских государей. Василий III, Иоанн Грозный и Федор Иоаннович делали в монастырь вклады и даровали ему определенные привилегии. Например, в 1506 году обитель получила «несудимую» грамоту. В царском документе указывалось, что судить монахов и их настоятеля может только Великий князь или уполномоченный им боярин. В XVI веке Николо-Шартомская обитель стала очень влиятельной, и под ее началом находились девять небольших монастырей обширной Владимирской епархии.

Вид на Николо-Шартомский монастырь с реки Молохта

Кроме царей, монахам помогали князья Пожарские, Хованские и Горбатовы-Шуйские. Процветанию обители способствовала также большая ярмарка, которую каждый год проводили под монастырскими стенами. Она начиналась 9 мая – в главный храмовый праздник. Приезжавшие купцы торговали здесь пушниной, лошадьми, железом, солью, тканями и мылом. На ярмарке продавались и изделия монахов – выращенные овощи, сшитая одежда и ремесленные изделия.

Иконописец и монах Иоаким Шартомский

В начале XVII века в обители поселился монах Иоаким. Считается, что монашеский постриг он принял на Ростовской земле и был одним из учеников преподобного Иринарха Ростовского. Иоаким вел затворнический образ жизни, годами носил вериги, много постился и отдавал свободное время молитве. Общий вес металлических оков на ногах, руках, а также тяжелых нательных крестов, которые Иоаким постоянно носил на теле, составлял более 150 кг.

В монастыре инок писал иконы. Для создания образов он использовал так называемый «грекофильский» стиль письма, сильно отличающихся от существовавших в те времена местных иконописных традиций. Работы Иоакима выполнены с большим мастерством и совершенно не похожи на образы, которые писали посадские ремесленники-богомазы. Искусствоведы предполагают, что Иоаким мог научиться живописному делу у кого-то из приезжих греков.

В 1619 году Спасская церковь в Шуе получила от Иоакима Кипрскую икону Божией Матери. Через три года изограф написал икону Казанской Божией Матери для собора в Вязниковской слободе, которую заказала княгиня Ирина Милославская. Третью икону Иоаким создал для родного монастыря. Еще одну икону, на которой также была изображена Казанская Божия Матерь, инок написал для жителей Суздаля, В этот город монах ушел жить после Николо-Шартомского монастыря.

Слева направо: колокольня, собор Николая Чудотворца, на переднем плане церковь Спаса Преображения

Все иконы, созданные Иоакимом, впоследствии были признаны чудотворными. Сегодня сохранилось две из них. Одна находится в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, а другая – в Вязниках. Преподобный Иоаким стал одним из самых почитаемых святых на Ярославской, Суздальской и Ивановской земле. Его также считают небесным покровителем Николо-Шартомской обители.

История монастыря XVII-XX вв.

Первая половина XVII века принесла обители немало бед. В Смутные времена ее разрушили и разграбили польско-литовские войска. Кроме того, захватчики угнали в плен всех монастырских крестьян. В 1624 году, когда монастырь только начал возрождаться, сюда пришли разбойники. Они убили нескольких монахов и забрали небогатую монастырскую казну.

Читать еще:  Меньше или равно обозначение. Как пишется знак больше и знак меньше? Математические знаки в текстовом редакторе

В 1649 году произошел большой пожар, который уничтожил практически все монастырские постройки. После этого было принято решение отстроить обитель из камня и расположить храмы и кельи ближе к берегам Молохты.

Первым в 1651 году возвели пятиглавый Никольский собор. Вскоре в монастыре появился второй каменный храм – теплая церковь Казанской Божией Матери. Постройка надвратного Преображенского храма заняла больше века, и его освятили только в 1813 году. А завершила архитектурный ансамбль монастыря высокая колокольня-свеча.

В 1764 году Екатерина II провела церковную реформу, затронувшую абсолютно все храмы на территории страны. У монастыря отобрали обширные земельные владения, а подчиненные ему небольшие обители превратили в самостоятельные храмы. Сам же монастырь перешел в разряд третьеклассных. В нем жили монахи под управлением игумена. Братская община состояла из 12 бывших крестьян окрестных деревень. Иноки самостоятельно обрабатывали землю, выращивали хлеб и пасли крупный рогатый скот.

В XIX веке неподалеку провели железную дорогу, и ежегодные никольские ярмарки утратили свое значение. Поезда доставляли товары быстрее и дешевле, чем заезжие купцы по судоходным рекам. В связи с закрытием ярмарочной торговли, материальное положение монастыря значительно ухудшилось, и строительные работы здесь стали проводить только на частные пожертвования.

Слева направо: собор Николая Чудотворца, колокольня, церковь Спаса Преображения

В 1920-х годах монастырь закрыли. Власти изъяли из него ценные богослужебные предметы и оклады икон, а сами иконы сожгли. Помещения использовались под зернохранилища и склады. В некоторых зданиях поселились местные жители. С годами весь монастырский комплекс обветшал и находился в полуразрушенном состоянии. Возрождение строений и территории началось с 1991 года, когда их возвратили мужскому монастырю.

Архитектурные памятники на монастырской территории

Территория монастыря окружена каменным забором с тремя башенками. Главный храм расположен в 30 м от Святых ворот. Это пятиглавый двустолпный Никольский собор, который был выстроен в традициях русско-византийского зодчества в 1651 году. Величественный храм отличается простотой форм, изяществом линий и скромным декором фасадов. Трехабсидный алтарь вдвое занижен по сравнению в основным объемом. Внутри храма сохранились остатки росписей начала XIX века.

Собор Николая Чудотворца с колокольней

Рядом с собором стоит четырехярусная колокольня, возведенная в XVIII веке. Из камня сделан только самый нижний ярус здания, а остальные ярусы — деревянные. Вверху высокое строение украшено пилястрами дорического ордена и колонами. А венчает колокольню барабан с луковичной главкой.

Зимний храм Казанской Божией Матери появился здесь в 1678 году. К нему примыкает трапезная и церковь, освященная в честь Григория Акрагантийского. Как и у главного собора, трехабсидный алтарь и трапезная в два раза ниже четверика храма. В 2007-2009 годах мастера из Палеха выполнили здесь внутренние росписи.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Святые ворота завершены живописной Преображенской церковью. Ее завершают восьмигранный барабан и одна главка. Фундаменты всех монастырских храмов выложены валунами, гранитом и белым камнем.

Современное состояние и режим посещения

В наши дни монастырь действующий, и на его территории живут более ста насельников и монахов. Здесь есть собственные огород, тепличное хозяйство, яблоневый сад, кузница, столярная мастерская, коровник, конюшня, пасека, мастерская по литью колоколов и пекарня.

Монахи ведут большую просветительскую работу в городах и селах Ивановской области – открывают воскресные школы, создают православные библиотеки и лектории. Подворьями монастыря считаются 16 храмов, расположенных в старинных городах Шуя и Гаврилов Посад, а также в Шуйском, Приволжском и Тейковском районах. Проживающая в подворьях братия восстанавливает и реставрирует храмы, занимается рыболовством и резьбой по дереву. В деревне Клещевка, благодаря монахам, вот уже более 10 лет работает школа-интернат для мальчиков.

Богослужения в обители совершают ежедневно. По будням в 6.45 и 16.45, а праздничные дни в 8.00 и 17.00.

Как добраться до монастыря

Монастырь расположен в селе Введение Ивановской области, на улице Штатная, 19. Это место находится неподалеку от впадения реки Молохта в Тезу. В Введенье ходят автобусы и маршрутки из Шуи и Иваново.

Николо-шартомский монастырь. Николо-Шартомский мужской монастырь с

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Николо-Шартомский мужской монастырь


Фотограф: «© A.Savin, WikiCommons»

На берегу реки Молохта, в 30 км от Иваново, в селе Введенье, стоит один из древнейших российских монастырей — мужской Николо-Шартомский монастырь.

Николо-Шартомская обитель основана, по некоторым данным, в XIII веке.
По легенде, шуйская крестьянка нашла на месте впадения возле реки Шартомы небольшую икону, на которой был изображен лик Николая Чудотворца. На месте удивительной находки основали обитель.

Письменные источники упоминают монастырь в 1425 году.
[ Spoiler (click to open) ]
В начале XVII века в обители поселился монах Иоаким.
Иоаким вел затворнический образ жизни, годами носил вериги, много постился и отдавал свободное время молитве. Общий вес металлических оков на ногах, руках, а также тяжелых нательных крестов, которые Иоаким постоянно носил на теле, составлял более 150 кг.

В монастыре инок писал иконы. Работы Иоакима выполнены с большим мастерством и совершенно не похожи на образы, которые писали посадские ремесленники-богомазы.Искусствоведы предполагают, что Иоаким мог научиться живописному делу у кого-то из приезжих греков.

В 1619 году Спасская церковь в Шуе получила от Иоакима Кипрскую икону Божией Матери. Через три года он написал икону Казанской Божией Матери для собора в Вязниковской слободе, которую заказала княгиня Ирина Милославская.
Третью икону Иоаким создал для родного монастыря.
Еще одну икону, на которой также была изображена Казанская Божия Матерь,
инок написал для жителей Суздаля.

Все иконы, созданные Иоакимом, впоследствии были признаны чудотворными.
Сегодня сохранилось две из них. Одна находится в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, а другая – в Вязниках. Преподобный Иоаким стал одним из самых почитаемых святых на Ярославской, Суздальской и Ивановской земле.
Его также считают небесным покровителем Николо-Шартомской обители.

Первая половина XVII века принесла обители немало бед.
В Смутные времена ее разрушили и разграбили польско-литовские войска.
Кроме того, захватчики угнали в плен всех монастырских крестьян.
В 1624 году, когда монастырь только начал возрождаться, сюда пришли разбойники.
Они убили нескольких монахов и забрали небогатую монастырскую казну.

В 1649 году произошел большой пожар, который уничтожил практически все монастырские постройки. После этого было принято решение отстроить обитель из камня и расположить храмы и кельи ближе к берегам Молохты.


Собор Николая Чудотворца с колокольней
Первым в 1651 году возвели пятиглавый Никольский собор.


Церковь Казанской иконы Божией Матери

Вскоре в монастыре появился второй каменный храм – церковь Казанской Божией Матери. Постройка надвратного Преображенского храма заняла больше века, и его освятили только в 1813 году. А завершила архитектурный ансамбль монастыря высокая колокольня-свеча.

На переднем плане церковь Спаса Преображения

В 1764 году Екатерина II провела церковную реформу, затронувшую абсолютно все храмы на территории страны. У монастыря отобрали обширные земельные владения, а подчиненные ему небольшие обители превратили в самостоятельные храмы. Сам же монастырь перешел в разряд третьеклассных. В нем жили монахи под управлением игумена. Братская община состояла из 12 бывших крестьян окрестных деревень. Иноки самостоятельно обрабатывали землю, выращивали хлеб и пасли крупный рогатый скот.

В 1920-х годах монастырь закрыли. Власти изъяли из него ценные богослужебные предметы и оклады икон, а сами иконы сожгли. Помещения использовались под зернохранилища и склады. В некоторых зданиях поселились местные жители. С годами весь монастырский комплекс обветшал и находился в полуразрушенном состоянии. Возрождение строений и территории началось с 1991 года, когда их возвратили мужскому монастырю.

В наши дни монастырь действующий, и на его территории живут более ста насельников и монахов. Здесь есть собственные огород, тепличное хозяйство, яблоневый сад, кузница, столярная мастерская, коровник, конюшня, пасека, мастерская по литью колоколов и пекарня.


Монастырский корпус

Монахи ведут большую просветительскую работу в городах и селах Ивановской области – открывают воскресные школы, создают православные библиотеки и лектории. Подворьями монастыря считаются 16 храмов, расположенных в старинных городах Шуя и Гаврилов Посад, а также в Шуйском, Приволжском и Тейковском районах. Проживающая в подворьях братия восстанавливает и реставрирует храмы, занимается рыболовством и резьбой по дереву. В деревне Клещевка, благодаря монахам, вот уже более 10 лет работает школа-интернат для мальчиков.

15 лет послушницей, при монастыре, провела младшая дочь Василия Шукшина — Ольга, там же рос и ее сын Вася. Потом она вернулась к мирской жизни .
Она стирала, готовила, мыла полы, даже навоз в коровнике чистила.
Ольга уверяет: она ни секунды не пожалела, что оставила актерское ремесло ради монастыря.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector