1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Николо бабаевский монастырь. Николо-бабаевский монастырь (6 фото)

НИКОЛО-БАБАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Николо-Бабаевский монастырь. Монастырские кельи, Святые врата с церковью Успения Пресвятой Богородицы. 2010. Фото Глазунова Владимира

Николо-Бабаевский мужской монастырь Ярославской епархии

Основание монастыря связано с явлением не поздне второй половины XIV века чудотворного образа свт. Николая, явившегося на бабайках — специальных веслах, которые использовались для сплава леса.

Сохранилось древнее известие об этом явлении:

Была устроена деревянная часовня, куда прибывали верующие для поклонения образу свт. Николая.

Во второй половине XV века здесь образовалась иноческая обитель, которая неоднократно страдала не только от вражеских набегов (казанских татар), но и от опустошительных пожаров, истребивших все древние ее бумаги и те драгоценные сведения, которые они могли дать о минувшей исторической жизни ее в» прошлые века. Самыми гибельными из них в этом отношении были пожары 1619 и 1870 года.

Монастырь долгое время был малоизвестен и существовал в виде бедной пустынной обители.

Вплоть до половины XVII века обитель была деревянною, обнесенной бревенчатой оградой с единственным деревянным храмом, и только около этого времени последний был заменен двухэтажным каменным.

Царь Алексей Михайлович пожаловал Бабаевской обители «на пропитание лесу в длину на две версты, а поперечнику на версту».

В 1709 году по указу из патриаршего духовного приказа Бабаевский монастырь был лишен самостоятельности и приписан к Николаевскому, что на болоте, в Переяславле-Залесском, монастырю.

Кроме подаяний от богомольцев и пожертвований со стороны благотворителей монастырь получал доходы от отдачи в наем принадлежавших ему пустошей пожень, от арендованных им мельниц и рыбных ловлей в соседних реках и от находившегося близ него перевоза через реку Волгу. Братия усердно занималась хлебопашеством и скотоводством.

В 1728 году по постановлению Св. Синода Бабаевский монастырь был отрешен от Переяславль-Залесского Николаевского монастыря.

В 1739 году, после смерти деятельного и хлопотливого настоятеля настоятеля иеромонаха Галактиона, на «территории монастыря имелись следующие здания: каменная двухэтажная церковь во имя похвалы Пресвятой Богородицы с тремя престолами; две настоятельских кельи о двух апартаментах, и семь келий братских; те и другие каменные, длиной в 24 и шириной в 3,5 сажени; каменные столовая, хлебня, поварня, погреб и два деревянных хлебных амбара; ограда со стороны Волги каменная с пристроенными к ней кельями, а с прочих сторон — деревянная, с тремя деревянными башнями по углам; конюшенный двор с двумя деревянными кельями, столькими же сараями и амбаром. Монастырю, кроме того, принадлежали две часовни: одна — против него на берегу Волги, а вторая в г. Костроме».

До 1742 года монастырь не имел настоятеля и временно находился под управлением казначея, монаха Феодосия, которого сменил до 1743 года назначенный настоятелем игумен Досифей.

В настоятельство игумена Гурия, в 1750-х годах, было установлено ежегодное празднование Иверской иконы Божией Матери. Побуждением к установлению этого праздника послужило то обстоятельство, что Гурий, страдавший болезнью ног, получил исцеление после молитвы перед Иверской иконой, пожертвованной в монастырь в 1724 году жителем посада Большие Соли Василием Исаковым.

В конце 80-х годов XVIII века князь Григорий Александрович Потемкин принес в дар монастырю часть мощей Святителя Николая, хранящихся в серебряном вызолоченном ковчеге, помещенном на блюде, которое поддерживается головой металлического ангела. Г. А. Потемкин имел вокруг Бабаевского монастыря до 12 тысяч душ крепостных крестьян.

Расцвет обители

Николо-Бабаевский монастырь. Общий вид. 1910. Фотография С.М.Прокудина-Горского с сайта nikbm.orthodoxy.ru

С конца XVIII столетия в истории монастыря начинается новый период: настоятелями его являются лица, весьма опытные в духовном руководстве братии и в монастырской администрации. Доходы его возрастают, и он постепенно приобретает лучшее устройство во всех отношениях.

В начале 1790-х годов монастырем управлял строитель иеромонах Софроний, постриженник Валаамской обители, который и в Бабаевском монастыре завел строгий устав общежития.

В 1798 году к монастырскому храму была пристроена с западной стороны новая каменная трехъярусная колокольня вышиной в 18 саженей.

Архимандрит Анастасий сделал монастырь одним из первых в Костромской епархии, как по количеству и образу жизни братии, так и по благоустройству своих храмов и прочих зданий. Он установил благоговейное совершение церковных богослужений, стройное столповое пение и неторопливое внятное чтение в церкви.

В 1846 году во время правления архимандрита Феоктиста в монастырь приезжал настоятель Сергиевской пустыни близ Петербурга архимандрит Игнатий (Брянчанинов), уволенный сюда в отпуск по болезни на 11 месяцев.

В 1861 году он ушел на покой и вернулся в Бабаевский монастырь, который «предоставлен был преосвященному Игнатию в главное управление с тем, чтобы настоятель и братия монастыря состояли к нему в таких же отношениях как бы к епархиальному преосвященному» [1]. Наместником был назначен прибывший с епископом Игнатием игумен Иустин (Татаринов).

«Монастырь найден мною в состоянии разрушения и разорения и в долгу, строение [соборного Иверского] Храма начато при ничтожнейших средствах, но в настоящее время половина здания выведена вчерне, а к концу лета надеемся вывести под кирпич» [2], — писал епископ Игнатий архиепископу Ярославскому Нилу (Исаковичу) в письме от 30-го июля 1865 года.

Деятельность преосвященного Игнатия (Брянчанинова) положила начало процветания обители во всех отношениях.

26 января 1870 года, в настоятельство архимандрита Иустина (Татаринова) в монастыре произошел пожар, убыток от которого составил до 10 тысяч рублей.

При настоятеле Иустине в 1877 году был построен и освящен Иверский храм; построен, а в 1878 году наполовину отделан для помещения братии новый двухэтажный каменный корпус в восточной части монастыря.

Будучи знатоком и любителем церковной пения, Иустин обращал большое внимание на монастырский хор. В Бабаевском монастыре он сформировал замечательный хор из монастырской братии и прекрасно обучил его.

При игумене Илие в период 1891-92 гг. вместо деревянного забора на протяжении 115 саженей была выстроена каменная ограда вышиной в 7, а местами и в 8 аршин, с двумя башнями на северо-восточном и юго-восточном углах и одной в середине.

Сочувствуя делу народного образования в духе православной церкви игумен Илия в 1892 году учредил при монастыре одноклассную церковно-приходскую школу, для помещения которой с восточной стороны вне монастыря был построен на каменном фундаменте деревянный дом. В этой школе, на которую монастырь ежегодно расходовал до 300 рублей, обучалось около 30 человек детей обоего пола.

В 1893 году с правой стороны северных ворот построен каменный двухэтажный корпус для помещения просфорной пекарни, а с левой стороны ворот в пристройку к ограде сделана каменная сторожка для привратников.

После революции

К началу 1920-х годов богослужение в соборном храме прекратилось и большинство братии разъехались по разным местам. На территории монастыря был организован Костромской детский дом, а затем школа сельской молодежи. Здесь же располагался совхоз «Революция», а затем Боровской РИК (районный исполнительный комитет). Соседство с церковными храмами вызывало раздражение и недовольство новой власти. Постепенно оказались разобранными церковные постройки внутри монастыря.

С сентября 1941 года по август 1945 года в зданиях бывшего монастыря разместился эвакогоспиталь № 3044.

После ликвидации госпиталя на Бабайках была открыта детская трудовая колония, при которой имелась своя школа. В конце 1940-х годов колонию закрыли, передав помещения под нужды областного детского костно-туберкулезного санатория.

После перевода санатория в 1980-х годах в пансионат «Левашово» Бабайки стали подвергаться окончательному разрушению.

В 1988 году с территории монастыря были извлечены и вывезены останки епископа Игнатия (Брянчанинова), а в 1994 году — епископа Самуила.

В 1998 году территория монастыря была передана Ярославской епархии.

Статистика

  • 1894 — 1 настоятель, 8 иеромонахов, 5 иеродьяконов, 1 дьякон, 5 монахов, 8 послушников, 53 проживающих на испытании.
  • 2006 — 4 монаха. [3]

Храмы

Соборный храм в честь Иверской иконы Божией Матери

Был построен в 1877 году вместо обветшавшей Иверской церкви.

В конце 20-х — середине 30-х годов его начали разбирать на кирпич и увозить в поселок Красный Профинтерн для строительства бани. Однако качество и крепость стен храма были настолько высоки, что он не поддавался дальнейшей разборке, поэтому решено было его взорвать.

Для этой цели летом 1940 года в монастырь приехала специальная бригада взрывников, которая заложила в просверленные в стенах храма Иверской Божьей Матери отверстия взрывчатку и произвела его уничтожение. Главный купол храма был «посажен» в нижнюю подвальную часть.

Храм во имя свт. Николая Чудотворца

Каменный одноэтажный теплый храм, находившийся на северной стороне монастыря, был заложен с 1817 по 1823 гг. Имел в длину 14, в ширину 7 и в вышину 15 саженей; свод поддерживался четырьмя колоннами, наверху устроено пять глав.

Был разобран в сер. XX века.

В 2006 году на его месте была сооружена новая небольшая одноглавая деревянная церковь с колокольней.

11 августа 2006 года состоялось освящение престола храма, использовавшегося после закрытия монастыря для установки памятника Ленину.

Храм во имя святого Иоанна Златоуста и Преподобного Сергия Радонежского

Теплый храм на южной стороне, примыкавший западной стеной к двухэтажному корпусу. Был заложен в 1819 году. Иконы для иконостаса этой церкви писали усольские иконописцы Хухоревы.

В храме были погребены преосвященные епископы: Самуил (Запольский-Платонов) (+ 1831) и Игнатий (Брянчанинов) (+ 1867).

В конце 1990-х был восстановлен.

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Построен в 1814 году. Кубическая однокупольная постройка, стоявшая в западной линии ограды.

Главную святыню этого храма до революции составляла икона Успения Божией Матери с вложенными в нее святыми мощами киевских чудотворцев.

В конце 2000-х был восстановлен.

Святыни

До революции

  • чудотворный образ свт. Николая с золотой ризой, украшенной драгоценными камнями и жемчугом, при иконе — часть мощей Святителя Николая, хранящихся в серебряной раке
  • чудотворная Иверская икона Божией Матери
  • икона Успения Божией Матери с вложенными в нее святыми мощами киевских чудотворцев

В настоящее время

  • целебный источник [4]

Настоятели

  • Иосиф
  • Антоний
  • Логгин
  • Мелетий (упом. 1715)
  • Филарет (упом. 1719 — 1728)
  • Галактион (1729 — 1739)
    • Феодосий (1739 — 1743) в/у
  • Досифей (1743 — 1744)
  • Николай (1744 — 1747)
  • Гурий (1748 — 1754)
  • Филагрий (1759 — 1790)
  • Софроний (1791 — 1793)
  • Савва (1793 — 1810)
  • Анастасий (1810 — 1824)
  • Никанор (1825 — 1832)
  • Амфилогий (1833 — 1837)
  • Макарий (упом. 1839)
  • Феоктист (1841 — 1854)
  • Виссарион I (1854 — 1859)
  • Парфений (5 октября 1859 — 1861)
  • Игнатий (Брянчанинов) (5 августа 1861 — 30 апреля 1867)
    • Иустин (Татаринов) (28 октября 1861 — 1867) наместник
  • Иустин (Татаринов) (6 октября 1867 — 1890)
  • Илия (Коротков) (28 апреля 1890 — 9 сентября 1903)
  • Николай (Дробязгин) (1903 — 1906)
  • Адриан (Демидович) (28 марта 1906 — 22 августа 1907)
  • Серафим (упом. 1909 [5]), архим.
  • Виссарион (Ильинский) (17 декабря 1911 — 1913)
  • Анатолий (Марков) (26 ноября 1913 — 11 июля 1916 [6])
  • Серафим (Мещеряков) (1916 — 1922)
  • Борис (Долженко) (с 1988)

Использованные материалы

  • История монастыря с официального сайта
    • http://babayki.orthodoxy.ru/history.html
  • Страница сайта Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского
    • http://www.ps-spb2008.narod.ru/yar_nik_babai.htm
  • Информация о Ярославской и Ростовской епархии
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/38553.html
  • Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви / Сост. П. Строев, С.-Петербург, 1877, с. 882 — 883.
  • Резепин П.П. Костромские краеведы монахи Часть 1 Библиотека протоиерея Сазонова
    • http://sazonow.ru/almanakh-svetoch/item/45-kostromskie-kraev. t-1

[1] Определение Св. Синода от 9 августа 1861 года за № 1752. Цит. по Ищите всюду духа, а не буквы: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского, составленное его ближайшими учениками, М., 2011, примечание 149 на стр. 470

[2] Цит. по. Игнатий Брянчанинов, свт. Полное собрание писем: в 3 т. Т.1: Переписка с архиереями Церкви и настоятелями монастырей / Сост. О.И. Шафранова, М., 2011, стр. 64-65

[5] Справочная книжка Костромской губернии на 1909 г. и Календарь, / Сост. и изд. Толмачев В.А., Кострома: Губернская типография, с. 81.

Николо-Бабаевский монастырь

Еще 100 лет назад на берегу реки Солоницы можно было увидеть один из самых красивых монастырей Поволжья – Николо-Бабаевский. Царственный, окруженный вековыми дубравами, он стоял в нескольких километрах от посада Большие Соли, переименованного в советское время в поселок Некрасовское. Монастырь был известен всей России, его удачное расположение между Ярославлем и Костромой позволяло легко добираться сюда паломникам по Волге.От былого величия сегодня сохранились лишь каменные стены и несколько строений XIX века. Сохранились чудом: варварское отношение к монастырю после революции не предполагало никакого будущего.

Официальное название: Николо-Бабаевский мужской монастырь
География: поселок Некрасовское Ярославской области.
Хронология: обитель основана в XIV веке. Каменные постройки возводились с конца XVII века. Монастырь упразднен в 1920-е годы. Возвращен Русской православной церкви в 1998 году.
Состояние: большинство храмов на территории монастыря уничтожены. Сохранились только Успенская надвратная церковь и частично перестроенная больничная церковь во имя свт. Иоанна Златоуста и прп. Сергия Радонежского начала XIX века. Новое здание Иверского собора возведено в 2010-2014 гг.
Адрес: пос. Некрасовское, ул. Волжская, д. 11. Сайт: http://babayki.orthodoxy.ru/index.html

Икона на бабайке
Название Бабаевский монастырь получил от бабаек – больших весел, использовавшихся вместо руля при сплаве леса по Волге. Когда лесопромышленники вводили лес из Волги в Солоницу, бабайки становились не нужны, и они складывались на берегу при самом устье Солоницы, возле того места, на котором находится монастырь.

По преданию, в XIV веке в здешнем месте произошло удивительное событие: явление иконы святого Николая Чудотворца. Икона приплыла по Волге на бабайке, которая пристала к брегу. Сначала икону отнесли в дубраву, а затем построили для нее часовню. Поклониться образу приезжали верующие из всех окрестных мест. И вскоре здесь образовалась иноческая обитель. Основателем Бабаевского монастыря считается один из учеников Сергия Радонежского – инок Иоанн.

Пустынь была довольно бедной. Ее часто разоряли во время набегов татары. А деревянные строения, обнесенные бревенчатой оградой, неоднократно уничтожались пожарами. Вместе с постройками сгорели и все бумаги первых лет существования монастыря.
В середине XVII века у обители, очевидно, появились благотворители, и деревянный храм наконец заменили двухэтажным каменным. Точно не известно, кто именно жертвовал монастырю деньги. Но сохранились сведения, что сам царь Алексей Михайлович пожаловал Бабаевской обители «на пропитание лесу в длину на две версты, а поперечнику на версту». Кроме подаяний от богомольцев и пожертвований со стороны благотворителей, монастырь получал доходы, сдавая в наем принадлежавшие ему земли, сдавая в аренду свои мельницы и рыбные ловли.

При настоятеле монастыря игумене Гурии в середине XVIII века было установлено ежегодное празднование Иверской иконы Божьей Матери. Гурий, страдавший от какой-то болезни ног, получил исцеление после молитвы перед Иверской иконой, пожертвованной монастырю одним из жителей посада Большие Соли. Позже на территории обители будет возведен удивительно красивый Иверский собор в византийско-романско-русском стиле по проекту архитектора Ивана Горностаева.

В 1798 году на территории монастыря была построена каменная трехъярусная колокольня. Затем и деревянную ограду монастыря заменили на каменную. В 1814 году была возведена Успенская надвратная церковь, а в 1821-м – больничная церковь во имя свт. Иоанна Златоуста и прп. Сергия Радонежского (называемая часто Златоустовской церковью, или больничным храмом). Одновременно с 1817 по 1823 годы на северной стороне монастыря строился новый пятиглавый храм во имя святого Николая Чудотворца. А для богомольцев была выстроена двухэтажная каменная гостиница. Как выглядели церкви и храмы в те годы, теперь можно увидеть только на дореволюционных фотографиях С.М. Прокудина-Горского…

Современник Пушкина и Глинки
В 1846 году в монастырь приехал в отпуск из-за болезни настоятель Сергиевской пустыни под Петербургом архимандрит Игнатий (Брянчанинов). Он провел в обители 11 месяцев. Это посещение имело для монастыря важные последствия.
Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) родился в 1807 году в селе Покровском Вологодской губернии. Его отец принадлежал к старинной дворянской фамилии Брянчаниновых, родоначальником которой был боярин Михаил Бренко, оруженосец князя Дмитрия Донского. В семье Брянчаниновых росло четыре дочери и пять сыновей, Дмитрий был самым старшим.
По настоянию отца Дмитрий поступил в Главное военно-инженерное училище в Санкт-Петербурге. Окончил его в 1826 году в чине поручика. В годы учебы был желанным гостем во многих великосветских домах, приглашался на литературные вечера, которые посещали в числе других А.С. Пушкин, И.А. Крылов, К.Н. Батюшков… Особенно Дмитрий подружился с братьями Муравьевыми, спустя годы стал для них еще и духовником.

Прослужив около года в Динабургской крепости, Брянчанинов заболел и осенью 1827 года вышел в отставку. Он сразу же уехал в Александро-Свирский монастырь, где стал послушником. После жил в разных обителях, а в 1831 году был пострижен в монахи, получив имя Игнатий – в честь священномученика Игнатия Богоносца.

Игнатий (Брянчанинов) назначался настоятелем нескольких монастырей. Был талантливым руководителем, возрождал обители буквально из запустения: при нем перестраивались ветхие здания и кельи, восстанавливалось хозяйство, создавался высокого уровня хор. По его просьбе известные композиторы того времени даже специально писали произведения для церковного хора. А с изучением древней русской музыки помогал Михаил Глинка.

Своим процветанием в конце XIX века обязан Игнатию (Брянчанинову) и Николо-Бабаевский монастырь. Сюда в октябре 1861 года епископ Игнатий, уволенный на покой, прибыл в качестве настоятеля. К тому времени это была малоизвестная обитель, которая пришла в крайне плачевное состояние. Не было даже продовольствия, накопились большие долги, а многие здания, в частности, соборный храм, обветшали.
В короткий срок новый владыка смог улучшить материальное положение монастыря, произвести капитальный ремонт зданий, восстановить хлебопашество и построить новый храм в честь Иверской иконы Божией Матери.

В конце 1862 года на жительство в Бабаевскую обитель приехал и родной брат владыки Петр Брянчанинов, ранее занимавший должность Ставропольского губернатора. В монастыре он поселился на правах богомольца. Все свои сбережения братья Брянчаниновы пожертвовали на ремонт зданий и возведение Иверского собора.

В свободные часы епископ Игнатий редактировал свои прежние сочинения, а также написал ряд новых. Его труды еще при жизни разошлись по многим обителям – от Саровской пустыни и Киево-Печерской лавры до далекого Афона.
Утром 30 апреля 1867 года Игнатий (Брянчанинов) скончался. Его тело было погребено в Златоустовской церкви. А в 1988 году на Поместном соборе Русской православной церкви Игнатий (Брянчанинов) был причислен к лику святых.

На месте бывших руин
К началу 1920-х годов богослужение в соборном храме Николо-Бабаевского монастыря прекратилось, а большинство монахов разъехались по разным местам. На территории обители был организован детский дом, затем школа сельской молодежи. Здесь же располагался совхоз «Революция», позже – районный исполком.

Постепенно разбирались монастырские постройки. Дошла очередь и до соборного храма. В середине 1930-х годов его начали разбирать на кирпич и увозить в поселок Красный Профинтерн для строительства бани. Однако качество и крепость стен храма были настолько высоки, что разобрать его полностью не удавалось, тогда решено было его взорвать. Летом 1940 года в монастырь приехала специальная бригада. В отверстия, просверленные в стенах Иверского храма, заложили взрывчатку. По свидетельствам очевидцев, после первого взрыва собор устоял. Но второго не выдержал – рухнул. При этом купол сохранился и простоял несколько лет над горой обломков, а во время Великой Отечественной войны был распилен на металлолом.

Какое-то время на территории бывшей обители сохранялись трехъярусная колокольня и частично перестроенная церковь свт. Иоанна Златоуста и прп. Сергия Радонежского, в которой оставались мощи святителя Игнатия (Брянчанинова).
С 1941 по 1945 годы в зданиях бывшего монастыря размещался госпиталь. Сюда часто долетали немецкие самолеты во время бомбардировок. И главврач больницы приказал взорвать колокольню, считая, что она может привлечь внимание немцев.
После войны госпиталь ликвидировали и открыли здесь детскую трудовую колонию, при которой имелась своя школа. В голодное послевоенное время даже за незначительную кражу могли дать 5 лет. В колонию в основном попадали дети, укравшие кусок хлеба или несколько картофелин. Для обучения воспитанников колонии в бывшей Златоустовской церкви установили токарные станки. А на месте, где стоял Иверский собор, устроили футбольное поле.

В середине 1950-х годов колонию закрыли, передав помещения областному детскому туберкулезному санаторию. Позже отдали территорию под пансионат «Левашово».

В 1988 году, когда Игнатия (Брянчанинова) причислили к лику святых, представители Ярославской епархии извлекли его мощи из Златоустовской церкви и перевезли их в Толгский женский монастырь. Вслед за этим событием каким-то мистическим образом последовало почти полное разрушение обители. Один за другим случались пожары. Провалилась крыша в одном из зданий. Началось разграбление, в ходе которого местные жители вывозили окна, двери, полы, балочные перекрытия и кирпич – всё, что могли утащить.
В 1998 году территория монастыря была передана Ярославской епархии. Здесь поселились несколько монахов с настоятелем игуменом Борисом (Долженко). Началось восстановление разрушенной обители. В 2014 году было возведено новое здание Иверского собора – не такого величественного, как прежний, конечно. Стены его пока еще не расписаны. Но сегодня Николо-Бабаевская обитель – это действующий мужской монастырь. Каким он и создавался 7 веков назад.

Материал подготовила: Лора Непочатова / фото: из архива монастыря

Воспоминания о Николо-Бабаевском монастыре
р.Б. Антонины Комаровой

На излучине реки Солоницы и Волги, окруженный дубравами, стоял Николо-Бабаевский монастырь. Он был известен всей России; его удачное положение между Ярославлем и Костромой позволяло легко добираться до него по Волге. В нем побывали, как пишет Сергей Нилус, многие известные писатели и великие князья. В 19 веке это был один из самых лучших монастырей Поволжья. Но особенно преобразился и расцвел этот монастырь в годы пребывания в нем святителя Игнатия (1861-1867г.г.). Уединение, красота и просторы Волги очень полюбились святителю Игнатию; в своих письмах он пишет: «Особая милость Божия привела меня в это тихое пристанище, . оно производит спасительное влияние на душу. с целью приготовления себя в вечность» .


Николо-Бабаевский монастырь. Костромская губерния. Фото 1904-1909 гг.

До ближайшего села Большие Соли, было 3 км. густого елового леса, а вокруг сплошные леса и дубравы. В годы советской власти село стало районным центром и с тех пор называется — Некрасовское. Перед Великой Отечественной войной на территории монастыря, где до этого был совхоз, местные власти решили организовать санаторий для отдыхающих. До совхоза на территории монастыря размещались разные организации.

Мой отец с семьей переехал из Некрасовского на Бабайки в самое пиковое время его разрушения. Прежде чем принять отдыхающих, местные власти распорядились взорвать все храмы, разобрать кирпичные стены и отдельные здания на кирпичи. На моих глазах, заложив взрывчатку, взорвали церковь святителя Николая и дивной красоты храм Иверской Божией Матери, построенный святителем Игнатием. От первого взрыва храм только «застонал», но остался стоять, после второго — пал, «посадив» свой купол (в виде митры с изображением 12-и образов Пресвятой Богородицы) в центр высокой горы останков-развалин. Этот купол простоял несколько лет, удивляя своей необычностью. Несколько лет слева от Иверского храма четко вырисовывались могилы. Надгробия из черного мрамора лежали грудой возле здания с башенкой (слева от храма); их постепенно увозили в Некрасовское в течение нескольких лет. Купол (железную конструкцию) распилили на металлолом во время войны.

Николо-Бабаевский монастырь. Фото 1940 г.

Вывозили с территории монастыря не только кирпичи, но и камни, которыми были вымощены все дорожки и дворы подсобного хозяйства монастыря. А за монастырской дубовой рощей вырыли глубокую впадину-карьер, из которого щебенку и камни по проложенным рельсам вывозили к реке Солонице. Там стояли баржи для этой цели. В поисках камней и дубовую рощу всю изуродовали — оголили корни дубов, выкопали великое множество ям и больших, и малых. Во время войны полностью вырубили и лес еловый. На его месте построили дома и дачи — теперь это улица Советская, соединяющая поселок Некрасовское с Бабайками, а Бабайки — это улица Волжская. Монастырь стал частью поселка.

Николо-Бабаевский монастырь. Фото 1940 г.

Будущему несостоявшемуся курорту от совхоза, бывшего здесь раньше, достались лошади, коровы и свинарник, которые обслуживали две семьи (они жили в доме при скотном дворе на 2-ом этаже, а на 1-ом — конюхи и рабочие). Все хозяйство было в очень хорошем состоянии и земли вокруг монастыря были обработаны, а весной 1941 г. засеяны картофелем и овощами.

Остров на Волге напротив монастыря, который так и называли «монастырским», видимо, регулярно выкашивался и вырубался, потому что там, кроме узкой полоски шиповника и ежевики(почти у самой кромки воды), никаких кустов и деревьев не было.


Николо-Бабаевский монастырь. Костромская губерния. Фото 1898 гг.

К весне 1941 года монастырь был весь в развалинах от взорванных храмов, стен и частично разобранных зданий. Оставалась только часть каменной стены с входом в монастырь с северной стороны. Над входом «горела золотом» луковка купола, под которой была ниша для иконы святителя Николая.

Вокруг монастыря (кроме южной стороны) росли аллеи лип; аллея лип росла и вдоль скотного двора с восточной стороны. На территории монастыря было много кедровых деревьев (они частично остались и сейчас); мы, дети, находили много шишек с орехами.

Украшением монастыря оставалась 3-х ярусная колокольня с часами. На крыше длинного братского корпуса радовали взгляд башенки и, особенно, фигурная башня над святыми вратами с западной стороны монастыря. Все окна братского корпуса, который был одновременно и стеной монастыря, выходили внутрь монастырской территории, а на Волгу «смотрели» только ниши с изображением нарисованных окон.

Церковь свт. Иоанна Златоуста, в которой почивали мощи святителя Игнатия Брянчанинова, была уже частично перестроена, т.е. овальный свод внутри перекрыли обычным потолком, а вместо золотого купола сделали простую крышу. Поэтому до 1988 года никто не знал, что это Церковь и в годы войны при военном госпитале в ней устроили кухню: в центре — плита, а вдоль северной стены, прямо над мощами свт. Игнатия, размещался длинный широкий стол для разделки продуктов. Никто не знал, что вся пища для раненых «освящалась» в процессе приготовления. Вход на кухню шел через пробитую в стене алтаря дверь.


Николо-Бабаевский монастырь. Фото С.М. Прокудин-Горский. 1910 г.

По всему монастырю росли рядами липы, только вдоль «красного» корпуса, расположенного с северной стороны, шла аллея старых тополей, а с южной его стороны росли кедры. К весне 1941 года была отремонтирована бывшая монастырская гостиница для приема первой партии отдыхающих: все здание снаружи сияло белизной, а внутри все было покрашено масляной краской.

В эту весну, в один из вечеров, над Волгой вверх по течению, вдруг появились четыре огненных столба и часть пятого. Красные огненные столбы опускались с неба и сходили на одном уровне в воду. Это было в начале мая 1941 года.

Все смотрели на них с недоумением довольно продолжительное время. Столбы были грозные, даже кровавые, и моя бабушка сказала: » Будет война!» Отец же возражал и уверял, что этого не случится.

Но война началась. И уже в июле прибыл большой пароход с эвакуированными детьми, которых разместили в гостинице, а потом один за одним пошли пароходы с тяжелоранеными воинами. В связи с этим, детей отправили в г. Горький. Раненых везли, видимо, прямо с поля боя — в окровавленных бинтах и очень грязных шинелях. В монастыре разместили военный госпиталь. Приехало много врачей-женщин, эвакуированных из разных городов. Они все были с детьми или престарелыми родителями. Скоро были приведены в порядок все здания, в основном, силами молодых женщин Некрасовского и соседних деревень. Раненых было так много, что они заполнили все коридоры. Женщины работали и в столовой, и на скотном дворе, и на полях. В первый год съели всех свиней, коровы же давали молоко до конца войны. Выздоравливающие раненые все включались в работу по обслуживанию больных и ремонту госпиталя. Электродвижок давал так мало света, что обслуживающий персонал (в том числе и наша семья) пользовался керосиновыми лампами.

Когда бомбили Ярославль, немецкие самолеты кружили и над Бабайками. Главврач Дорохов приказал взорвать колокольню одному из раненых – она ему почему-то мешала и, как он говорил, привлекала внимание немцев. Так монастырь лишился колокольни.

В 1942-43 г.г. в округе Бабаек появилось много волков. Они ходили стаями и по ночам выли; но на людей, слава Богу, не нападали. Из-за отсутствия дров главврач приказал пилить деревья на территории Бабаек. Спилили много лип и все тополя, но дубовую рощу пока не трогали.

В мае 1945 г. госпиталь расформировали. Часть раненых еще оставалась в палатах, когда неожиданно привезли 200 военнопленных немцев. Их разместили на тех же койках и в тех же палатах, где еще недавно лечились наши воины, многие из которых в гипсе и на костылях еще продолжали здесь жить. Обстановка была тяжелая и очень враждебная, пока не вывезли всех недолеченных советских солдат. Сначала немцев водили строем полоть грядки, а потом привлекли к постройке заграждения из колючей проволоки, сторожевых вышек и плотного забора с проволокой. Они жили у нас недолго. Съели всю крапиву на окрестных помойках (варили ее на улице в консервных баночках, разводя маленькие костры) – уехали.

После немцев Бабайки заполнились детьми от 12 до 18 лет. Здесь открылась трудовая колония для несовершеннолетних детей. По окончании войны был голод, а за малейшую кражу давали 5 лет. В эту колонию были помещены дети, пойманные в основном за кражу куска хлеба или картошки. Кормили их очень скудно, но всех заставляли учиться в школе и работать на станках для получения специальности слесаря или токаря. Работали с ними в основном бывшие офицеры, а охрана состояла из бывших солдат.

В связи с появлением колонии население Бабаек резко поменялось — все врачи и их семьи уехали, а их места заполнили семьи бывших солдат из соседних деревень с низкой культурой поведения и склонностью к пьянству.
Монастырь обнесли заборами из колючей проволоки в два ряда. Один из них плотный, с колючей проволокой наверху. Все деревья вдоль заборов вырубили и сделали широкие полосы вспаханной земли. Поставили вышки, в которых день и ночь дежурили вооруженные охранники. Ночами вся полоса заборов была освещена. И, тем не мнение, побеги совершались: и одиночные, и групповые. Особенно зимой, когда сугробы снега в отдельных местах заносили ограждения почти до верха (на колючую проволоку при побеге набрасывались одеяла).

Когда в летнее время прекращались занятия в школе, ребят заставляли разбирать развалины храмов (кирпич вывозили на машинах). При разборке храма во имя Иверской Божией Матери обнаружили несколько идеально сохранившихся гробов, а в них – мощи почивших в полном облачении с золотыми крестами. Куда все это дели и где перезахоронили останки, мне неизвестно. Кресты же передали начальнику колонии Кобзиеву. Обнаружили и подземные ходы, но, опасаясь обвала, начальник запретил их исследовать.

При новом начальнике колонии, тоже военном, заменившем Кобзиева, на месте храма Иверской Божией Матери сделали футбольное поле. В церкви во имя свт. Иоанна Златоуста и прп. Сергия Радонежского установили токарные станки для обучения ребят. В подвальном помещении угловой северо-западной башни находился карцер, где провинившихся и пытавшихся убежать содержали без одежды и жестоко избивали. Правда, двух офицеров-воспитателей в 1953 году осудили на 5 лет за жестокость. В другом здании с башней наверху размещался духовой оркестр, где капельмейстер обучал детей игре на музыкальных инструментах.

Все эти годы сотрудникам колонии разрешалось, по заявлению в администрацию, пилить в дубовой роще дубы на дрова. Роща год от года редела, дубы исчезали. Кстати, одному охраннику достался дуб заполненный медом, который он продавал более 2-х лет. К настоящему времени дубовая роща полностью исчезла. Теперь на ее месте растут хаотично посаженные березы и множество кустов. Нет уже дубравы, нет густого елового леса, о которых писал святитель Игнатий – их спилили во время войны и в послевоенное время!

После колонии в монастыре был создан детский костно-туберкулезный санаторий. В эстетическом плане на территории в лучшую сторону изменений не произошло. Напротив, почти у самых стен построили безобразные сарайки, вокруг развели огороды с заборами, домашними птицами и животными. С восточной и юго-восточной стороны появились какие-то дома, некоторые из них вплотную к монастырю. Всю землю разбили на мелкие участки. Территория находилась в неухоженном состоянии. Обслуживающий персонал состоял в основном из выросших детей бывших охранников колонии. Начальство не заботилось о внешней красоте санатория, видимо, все внимание направляя на лечение тяжело больных детей.

В 1988 году, в связи с прославлением святителя Игнатия Брянчанинова и причислением его к лику святых, прибыли представители из Ярославской епархии и извлекли его мощи из храма свт. Иоанна Златоуста, где они почивали с 1867 года, и увезли их в Толгский женский монастырь. За этим событием каким-то мистическим образом последовало почти полное разрушение обители. Произошли пожары. Провалилась крыша в большом «красном» корпусе. Началось быстрое и явное разрушение — чего никогда прежде не было. Сложилось такое впечатление, что Святитель оберегал Бабайки, а увезли Его – и охранять монастырь стало уже некому. Затянувшаяся передача бывшего монастыря Ярославской епархии привела к полному разграблению и разрушению его. Местные жители вывозили все: окна, двери, полы, балочные перекрытия и даже кирпич от построек.

В 1998 г. монастырь, наконец, был передан Русской Православной Церкви в полностью разрушенном состоянии. Слава Богу, сейчас началось его восстановление.


Николо-Бабаевский монастырь Фото С.М. Прокудин-Горский 1910 г.

Немного о себе и нашей семье, которая появилась на Бабайках в самом начале их разрушения и уничтожения храмов.
Моего отца, Комарова Анатолия Федоровича, перед самой войной направили организовывать деятельность санатория. До этого он работал на должности начальника хозяйственной части в Некрасовском курорте. С нами приехали две семьи: главврача Болдина и инженера Герасимова. Все население бывшего совхоза было с Бабаек выселено: остались только скотница с семьей и свинарка. В нашей семье было тогда трое детей и мама, ждавшая четвертого ребенка.

К весне 1941 г. была отремонтирована вся бывшая монастырская гостиница, завезены продукты, белье, мебель. Все земли были обработаны и посажены овощи. Ждали отдыхающих. На берегу Волги каждую весну ставили большую двухэтажную пристань, к которой причаливали большие пассажирские пароходы. Тогда не было автобусов в сторону Ярославля и все население Некрасовского района пользовалось водным транспортом. Так было и во всю войну.

Мой отец погиб в феврале 1943 г. в бою. Он был политрук, и его убило осколком снаряда в грудь при переходе железнодорожной насыпи во время атаки. Мы же всю войну жили в комнате в северо-восточной башне. Мой брат Сергей родился в октябре 1941 г. и отца никогда не видел.
В день гибели папы в окно, возле которого была мама, ударилась птица и упала мертвой. Когда пришло извещение о его смерти, мама потеряла сознание, а вскоре тяжко заболела воспалением легких. Ее положили в одну из палат госпиталя. Она уже умирала – не помогали ни кислород, ни уколы. Температура была + 41,8 градусов, глаза уже не открывала. Тогда главврач велел всех четверых детей поставить возле ее кровати, а сам стал звать: » Лиза, открой глаза, посмотри на детей своих. открой глаза. открой глаза. » После долгих увещаний мама, наконец, открыв глаза, увидела нас – и произошел перелом! Она не умерла! И в войну, и после мы голодали. У мамы были очень слабые легкие и она постоянно болела, но всех детей вырастила, дала образование. Почила на 61-м году жизни в г. Челябинске.
Два брата мои, слава Богу, живы. Один — Сергей, геолог, живет в Костроме, другой — Юрий, в Ярославле, я же в Санкт-Петербурге. От меня недалеко Троице-Сергиева пустынь, где святитель Игнатий почти 24 года был настоятелем.

Читать еще:  Что такое либертарианство простыми словами. Что такое
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector