15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Николай кузанский философия основные идеи кратко. Николай Кузанский (доклад)

Содержание

Философия Николая Кузанского

Краткий очерк биографии и направления научной деятельности Николая Кузанского как философа эпохи Ренессанса. Тематика исследований данной исторической фигуры, значение в них идей о Боге. Содержание и развитие данным ученым идеи мистического пантеизма.

РубрикаФилософия
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления12.12.2016
Размер файла14,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Николай Кузанский (1401-1464) — философ эпохи Ренессанса. Собственное имя Кребс. Прозвище получил от местечка Куза, где был рожден. Священник, кардинал римской католической церкви. Серьезно занимался изучением математики, астрономии, медицины, географии. Его вклад в философию эпохи Возрождения весьма значителен.

Одно из центральных мест в философии Кузанского занимает учение о Боге. В соответствии с философией этого периода Кузанский утверждает, что Бог играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Однако он отходит от ортодоксальных схоластических идей и развивает идеи близкие к пантеизму. «Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге» — говорил Николай Кузанский. Философ деперсонализирует Бога, который теперь выступает как «абсолютный максимум». Наш мир же в этом случае является «ограниченным максимумом», потенциальной бесконечностью. Рассуждая в этом ключе Кузанский приходит к противоречию Бога. Бог являясь высшим существом, бесконечностью, «абсолютным максимумом» не страдает от конечных операций. Но Бог так же конечен и неделим, что являет собой «абсолютный минимум». Таким образом Бог представляет собой единство противоположностей. Эти размышления позволяют заключить:

1) Бог пребывает во всем

2) Бог есть единство причины и следствия, творящего и сотворенного

3) Сущность видимых вещей и Бога совпадает

Это свидетельствует о единстве мира и ослабляет творящие личностные функции Бога, отталкивает Кузанского от принципа креационизма. Таким образом, не расставаясь с теистическими взглядами, философ выдвигает идею мистического пантеизма, отождествляя творца с творением. В философии Кузанского Бог — это начало, середина и конец всех вещей.

Развивая свое представление о человеке, Николай Кузанский пишет о том, что весь мир имеет «трехсложное» строение: «малый мир» — это сам человек; «большой мир» — универсум, вселенная; «максимальный мир» — Бог, божественный максимум. И далее мыслитель утверждает идею совпадения «малого мира» и «максимального мира», т.е. человека и Бога: «Человек есть Бог, только не абсолютно, раз он человек; он — человеческий Бог». В человеке, в свернутом виде, присутствует все. А в человечестве, также соединяющимся с божественным максимумом, все достигает своей высшей степени.

Исходя из своих размышлений Кузанский утверждает бесконечность Вселенной и отрицает идею о Земле — центре Вселенной («Машина мира имеет, так сказать, свой центр повсюду, а свою окружность нигде, потому что Бог есть окружность и центр, так как он везде и нигде»). Впоследствии его идеи оказали большое влияние на Джордано Бруно.

Природный мир, по мнению философа, являет собой живой организм, единство противоречий, существующий в постоянной динамике.

По мимо рассуждений о Боге Кузанец задается вопросом о том, как протекает процесс познания, какие стадии он проходит, как обретает истину? Вещи в его философии выражают бесконечное содержание жизни, которое заключает в себе таинственность божественного бытия. Кузанский утверждает, что осознание трагического противоречия между конечным человеческим умом и бесконечностью мира, в которую он включен и к познанию которой стремится, — это и есть «ученое незнание». Так или иначе безграничный божественный ум рано или поздно превзойдет все частные утверждения и определения. Так как человек рассуждает путем уподоблений, то он не может в полной мере постичь истину вещей, т.к. она едина и неделима (как круг нельзя постичь не-кругом).

«Правило ученого незнания» сформулированное Кузанским говорит о том, что нельзя прийти к бесконечности путем прогрессивных приращений. Для ее постижения необходим скачек к несоизмеримым величинам творения и Творца.

Кузанский говорит об одном из важнейших свойств человека — ум.». Ум человека обладает разными способностями познания, главными из которых являются три: чувство, рассудок и разум. Разум — это способность к рациональному, логическому мышлению на основе чувственных ощущений. Он является высшей формой познавательной способности человека и по сути являет собой интуицию. Таким образом, разум — это способность человека познавать божественное, бесконечное, абсолютное и тем самым приближаться к Богу.

Последовательно развивая учение о «совпадении противоположностей» в бесконечном, Кузанец рассматривает проблемы тождества «максимума» и «минимума» (онтология), абсолютного и относительного в познании («Ученое незнание»), «микрокосма» (человек) и «макрокосма» (мир). Рассмотрение этих и других проблем, содержание которых направлено против господствующего догматизма, делает Н. Кузанского одним из основателей новоевропейской диалектики /См. Антология мировой философии.

Таким образом, Н. Кузанский дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:

* не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же);

* «единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;

* исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);

* едины идея и материя;

* реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;

* Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;

* Вселенная — это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог — в окружающем мире);

* бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т.д.);

* бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;

* невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию («ученому незнанию» — термин Николая Кузанского).

Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений — Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.

пантеизм философ кузанский ренессанс

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Выделение антропоцентрических и гуманистических идей философской мысли эпохи Возрождения. Основные идеи натурфилософии Николая Кузанского и Джордано Бруно. Содержание социальных теорий мыслителей Ренессанса Макиавелли, Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

реферат [39,0 K], добавлен 10.11.2010

Ориентация на искусство как важнейшая отличительная черта мировоззрения эпохи Возрождения и ее гуманизма. Философия бесконечности Николая Кузанского. Утопические и естественнонаучные социальные идеи эпохи Ренессанса (Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно).

контрольная работа [25,5 K], добавлен 20.11.2010

Философские взгляды Н. Казанского, сущность его учения о Боге. Пантеистические и диалектические идеи Николая Кузанского, их выражение в космологии и натурфилософии. Философско-политическое учение Макиавелли. Материалистическое мировоззрение Бруно.

реферат [30,1 K], добавлен 11.06.2014

Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм и проблема личности в философии Ренессанса. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно.

контрольная работа [30,1 K], добавлен 14.02.2011

Человек эпохи Возрождения: специфика мироощущения. Натурфилософия эпохи Возрождения. Мистический пантеизм Николая Кузанского. Социальная доктрина Возрождения, утопии эпохи (Т. Мор, Т. Кампанелла). Натуралистический пантеизм Дж. Бруно. Феномен гуманизма.

контрольная работа [53,7 K], добавлен 07.07.2014

Николай Кузанский: натурфилософия эпохи Возрождения

«Человеческая природа — такая природа, которая была помещена над всеми творениями Бога и лишь немного ниже ангелов»
Н. Кузанский

Николай Кузанский — видный церковный деятель и талантливый ученый, в своих теориях совместил науку и веру, примирил древние идеи о божественности природы с христианским вероучением и предвосхитил множество астрономических открытий.

Гуманист из Кузы

Настоящее имя этого философа — Николаус (Николай) Кребс. Он родился в 1401 году в селении Кус (Куза) в Германии. В соответствии с античной и средневековой традицией мыслитель вошел в историю под прозвищем «Кузанский», или «Кузанец», напоминавшим о его малой родине. Дата его рождения — самое начало XV века — символична. Николай Кузанский стал в прямом смысле «человеком эпохи Возрождения».

В это время снова возвращается интерес к античной философии, искусству, истории. Человек по-прежнему признаётся творением Бога, но акцент делается уже не на «грешности», а на красоте души и безграничных возможностях этого творения. Прославление человека и его духовного и творческого потенциала принято называть гуманизмом. Именно к ранним гуманистам причисляют Николая Кузанского, ставя его в один ряд с такими титанами Возрождения, как Леонардо да Винчи: подобно великому итальянцу, он снискал успех во многих областях. Сделав блестящую церковную карьеру (Кузанец был кардиналом и папским легатом), он писал многочисленные философские трактаты, был математиком, астрономом, работал над реформированием календаря, занимался поиском древних рукописей.

«Человек. есть союз души и тела, разделение которых производит смерть» (Н. Кузанский)

«Бог во всём, и всё в боге»

Как философ, Николай Кузанский был близок к неоплатоникам. Будучи прекрасно образованным, он опирался и на древнегреческие, и на римские, и на средневековые источники. Если для неоплатоников целью было единение с Богом и поиск «ступеней» для движения души вверх, к творцу, то Кузанский пошел еще дальше: он заявил, что «Бог во всём, и всё в Боге», «Бог есть единое». По его мнению, не нужно противопоставлять Бога как могучую непостижимую силу — и созданную им Вселенную. Философ вообще избегал говорить о «сотворении мира» — одном из основополагающих моментов многих религий. Он предлагал идею «развертывания»: Вселенная разворачивается из некоего Божественного первоначала, то есть Божественная сила присутствует везде. Поэтому Кузанского иногда называют еще и пантеистом.

Пантеизм (от др.-греч. «пан» — всё, всякий и «теос» — Божество) — это вера в то, что Бог и природа — по сути одно и то же, что в природе «растворено» Божественное начало. Пантеисты не признают Бога как некую «творящую личность». Они предпочитают говорить о природе (Вселенной) как олицетворении Божественного, о единстве всего живого, убеждают в необходимости бережного отношения к природе. Подобные теории появлялись в разное время: «отголоски» пантеизма можно увидеть и в индуизме, и в даосизме, и в концепциях греческих мыслителей.

Каково же, с точки зрения Николая Кузанского, место человека? Он выдвигает достаточно смелые для того времени теории: так как все явления природы взаимосвязаны, а Бог неотделим от всего сущего в мире, то именно в разуме, вложенном Богом, главное достояние человека и его «богоподобие». И человеку в мире уготована центральная роль!

При жизни Кузанца его труды были практически неизвестны, публиковать их начали только через 20 лет после его смерти

Наука и вера

Применительно к его философской системе часто можно услышать слово «натурфилософия» (от лат. natura — природа). Этим довольно общим термином вплоть до XVIII века обозначали совокупность законов естествознания, попытку свести воедино все имеющиеся на данный момент знания о природе. И Николай Кузанский, увлеченный изучением небесных тел, относился к отцам натурфилософии эпохи Возрождения. Он предвосхитил многие открытия Коперника, Галилея и Бруно: тезис «Бог есть всё и во всём» и отождествление Творца и творения привел Кузанца к выводам о бесконечности Вселенной. Он высказывал предположения о постоянном движении небесных тел, о существовании многих миров (причем населенных!); встречаются в его трудах и упоминания о «пятнах на Солнце». Он считал, что все небесные тела состоят из той же материи, что и Земля.

Довольно необычными для того времени стали рассуждения Николая Кузанского о необходимости примирения — как между государствами, так и между религиями. В частности, он весьма интересовался исламом и находил в его постулатах много общего с христианскими догмами. Для философии Кузанца характерна убежденность в необходимости религиозной терпимости; но, будучи крупным церковным иерархом, претворять эти идеи в жизнь он не торопился. Правда, некоторые исследователи считают, что только смерть, последовавшая в 1464 году, помешала Николаю начать масштабную реформу католической церкви.

Несмотря на преклонение перед разумом и уверенность в безграничных возможностях человека, идеи веры занимают важное место в философии Николая Кузанского, причем слово «вера» он применяет и к религии, и к науке: «Всякий человек, желающий подняться до познания чего-либо, необходимо должен верить в то, без чего он не может подняться…»

ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО: СТРУКТУРНО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД, УЧЕНИЕ ОБ УЧЕНОМ НЕЗНАНИИ И ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ

Николай Кузанский (1401-1464) – философ эпохи Ренессанса. Собственное имя Кребс. Прозвище получил от местечка Куза, где был рожден. Священник, кардинал римской католической церкви. Серьезно занимался изучением математики, астрономии, медицины, географии. Его вклад в философию эпохи Возрождения весьма значителен.

Одно из центральных мест в философии Кузанского занимает учение о Боге. В соответствии с философией этого периода Кузанский утверждает, что Бог играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Однако он отходит от ортодоксальных схоластических идей и развивает идеи близкие к пантеизму. «Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге» — говорил Николай Кузанский. Философ деперсонализирует Бога, который теперь выступает как «абсолютный максимум». Наш мир же в этом случае является «ограниченным максимумом», потенциальной бесконечностью. Рассуждая в этом ключе Кузанский приходит к противоречию Бога. Бог являясь высшим существом, бесконечностью, «абсолютным максимумом» не страдает от конечных операций. Но Бог так же конечен и неделим, что являет собой «абсолютный минимум». Таким образом Бог представляет собой единство противоположностей. Эти размышления позволяют заключить:

1) Бог пребывает во всем

2) Бог есть единство причины и следствия, творящего и сотворенного

3) Сущность видимых вещей и Бога совпадает

Это свидетельствует о единстве мира и ослабляет творящие личностные функции Бога, отталкивает Кузанского от принципа креационизма. Таким образом, не расставаясь с теистическими взглядами философ выдвигает идею мистического пантеизма, отождествляя творца с творением. В философии Кузанского Бог — это начало, середина и конец всех вещей.

Развивая свое представление о человеке, Николай Кузанский пишет о том, что весь мир имеет «трехсложное» строение: «малый мир» — это сам человек; «большой мир» — универсум, вселенная; «максимальный мир» — Бог, божественный максимум. И далее мыслитель утверждает идею совпадения «малого мира» и «максимального мира», т.е. человека и Бога: «Человек есть Бог, только не абсолютно, раз он человек; он — человеческий Бог «. В человеке, в свернутом виде, присутствует все. А в человечестве, также соединяющимся с божественным максимумом, все достигает своей высшей степени.

Исходя из своих размышлений Кузанский утверждает бесконечность Вселенной и отрицает идею о Земле – центре Вселенной(«Машина мира имеет, так сказать, свой центр повсюду, а свою окружность нигде, потому что Бог есть окружность и центр, так как он везде и нигде»). Впоследствии его идеи оказали большое влияние на Джордано Бруно.

Природный мир, по мнению философа, являет собой живой организм, единство противоречий, существующий в постоянной динамике.

По мимо рассуждений о Боге Кузанец задается вопросом о том, как протекает процесс познания, какие стадии он проходит, как обретает истину? Вещи в его философии выражают бесконечное содержание жизни, которое заключает в себе таинственность божественного бытия. Кузанский утверждает, что осознание трагического противоречия между конечным человеческим умом и бесконечностью мира, в которую он включен и к познанию которой стремится, — это и есть «ученое незнание». Так или иначе безграничный божественный ум рано или поздно превзойдет все частные утверждения и определения. Так как человек рассуждает путем уподоблений, то он не может в полной мере постичь истину вещей, т.к. она едина и неделима (как круг нельзя постичь не-кругом).

«Правило ученого незнания» сформулированное Кузанским говорит о том, что нельзя прийти к бесконечности путем прогрессивных приращений. Для ее постижения необходим скачек к несоизмеримым величинам творения и Творца.

Кузанский говорит об одном из важнейших свойств человека – ум. «. Ум человека обладает разными способностями познания, главными из которых являются три: чувство, рассудок и разум. Разум — это способность к рациональному, логическому мышлению на основе чувственных ощущений. Он является высшей формой познавательной способности человека и по сути являет собой интуицию. Таким образом, разум — это способность человека познавать божественное, бесконечное, абсолютное и тем самым приближаться к Богу.

№ 13. ФИЛОСОФИЯ МАКИАВЕЛЛИ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ: СООТНОШЕНИЕ ПОЛИТИКИ И МОРАЛИ.

Читать еще:  Тату лягушки древесной. Татуировка лягушка

Макиавелли прежде всего вошел в историю своей политической мыслю, он первый, кто создал новую науку о политике, которая называется политология. Великий мыслитель говорит, что политика отделяется как от теологии, так и от этики тоже. Мыслитель в своих работах доказывает, что политические исторические события, изменения и передвижения в государстве происходят не сами собой, или по Божьей воле, и даже не из прихоти или фантазии людей-политиков, а имеют конкретный, объективный характер. Будет и неуместно и недопустимо решать политические проблемы, только руководствуясь моральными соображениями, так как власть и политика уже являются аморальными явлениями.

Введение термина ,,государство» в политическую науку нашего времени мы связываем именно с именем Николло Макиавелли. Великий ученый считал, что все государства создавал не Бог, его создавали люди, исходя из потребности общего человеческого блага.

Сначала люди жили отдельно друг от друга, но потом, в течение веков объединились, чтобы лучше защищаться от врагов. Они избирали из своей среды главаря, самого сильнейшего и храбрейшего из них, и стали ему подчиняться. Люди, создавав государства, считали, что целью государства является обеспечение каждого члена имуществом. Безопасность своих членов тоже является обязательством государства. Чтобы достичь этой цели, люди принимают законы и назначаются наказания. Но со временем, потомки вождей все больше отклонялись от справедливости после того, как власть стала наследственной, и они перешли к угнетению собственного народа.

Все государства в результате монархия со временем превращается в тиранию, не имеющую права на существование и которая должна быть уничтожена со стороны тирана. После уничтожения тирании, много лет спустя наступает аристократическое правление государств, со временем оно превращается в олигархию, которая испытывает участие тирании. Годы спустя народ вводит новое, народное правление, после чего круговорот форм государства год за годом повторяется.

Николло Макиавелли различает друг от друга аристократию, монархию, народ.

Эти три формы государственного правления он считает правильными, но в то же время считает их неустойчивыми. Самый лучшей из этих трех форм государств, по его мнению, это смешанная форма государства, в этой форме сочетаются элементы всех правильных форм. Макиавелли сравнивает все преимущества различных форм государственного правления, и отдает предпочтения виду нынешней республики, так как она наиболее соответствует требованиям свободы и равенства членов государства. Вид республика, как вид правления государством, является более устойчивой, чем монархия. Государство лучше приспосабливается к некоторым различным условиям жизни, обеспечивает мощь и единство государства. Республика, как феномен равенства людей в государстве, порождает в людях патриотизм. Исходя из этого, Макиавелли ставит народ на вышине, даже выше монарха, так как считает его более умным, но не важнее.

Эти идеи изложены со стороны Макиавелли в его разных исторических трудах. Основное содержание его работ составляют описание образа идеального, по его мнению, правитель должен сам осуществлять и укреплять свою власть.

В своих учениях Макиавелли утверждал о том, чтобы достичь своих целей в политике, правитель должен или может несмотря на требования собственной морали использовать любые средства: прибегать к ничтожному обману, действовать ложью и грубой силой, и даже физическим образом уничтожать своих политических противников.

Такая позиция Макиавелли объясняется одной из основных аксиом его собственной политической философии. Объясняется мыслью о том, что люди, по своей природе, являются эгоистичными, злыми и порочным и существами, их беспокоит не само благо государства, а прежде всего свои собственные материальные интересы. Макиавелли говорит о том, что люди могут смириться с потерей собственной власти и свободы, даже со смертью родного отца, но никогда и никому не могут простить потери собственного имущества.

Политика на самом деле призвана отвечать порочной природе обычных людей. Правитель должен быть убежден, что знать очень честолюбивая, а народ чернь, которая может увлекаться внешними успехами и эффектами. Покорность государственных подданных лучше гарантируют страх и принуждение.

Однако, правитель должен сам опекать своих подданных и он должен постараться, как можно больше без крайней нужды не прибегать к их притеснении. Государственный правитель должен свои действия направлять таким образом, чтобы эти поступки со стороны людей были восприняты как благие дела и благотворительность.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464)

Николай Кузанский (1401-1464) – крупнейший мыслитель эпохи Возрождения, учение которого стало своеобразным переходом от средневековой схоластики к ренессансному гуманизму и новоевропейскому рационализму. Его собственные философские взгляды сложились под влиянием идей античной философии, христианского богословия и средневековой мистики. Центральным для учения Николая Кузанского является вопрос о взаимоотношениях между бесчисленным множеством конкретных единичных вещей и явлений природного мира и божественным абсолютом. В сугубо философском плане (если отвлечься от религиозно-теологического аспекта проблемы) этот вопрос трансформируется в метафизическую проблему единства духовного и всякого другого вселенского порядка. Также им ставятся проблемы достижения человеком абсолютной полноты знания об окружающем его мире, который, как и сам человек, оказывается включённым в бесконечность божественного бытия (беспредельность онтологически подвижного духа); выявления основы гармонии и красоты, а также определения той меры, какой красота отмерена в мире; соотношения природы и искусства; духовного и социально-политического единения людей. К числу наиболее значимых философских произведений немецкого гуманиста, раскрывающих широту его интеллектуального горизонта, многогранность и глубину мысли, относятся трактаты: «Об учёном незнании», «Книги простеца», «Об игре в шар», «О вершине созерцания».

Проблема всеединства мира и зарождение ренессансного пантеизма в философии Николая Кузанского

Главная тема онтологической проблематики, разработанной Николаем Кузанским, – это вопрос о действительных основаниях единства природного существования и духовного бытия, человека и окружающего его мира. В основе мировоззрения мыслителя стоит идея божественного бытия-потенции. Это Бытие есть абсолютная возможность всего, которая парадоксальным образом есть вместе и абсолютная действительность. Мир – произведение «чувственного Бога»; во всём многообразии мира нет ничего, кроме осуществления замысла Создателя. Личная потенция Творца выступает как «форма форм», потому что образует сущность любой конкретной вещи.

Традиционная для средневековой философии дуалистическая онтологическая концепция, согласно которой Бог как предельное духовное бытие противопоставлен миру конечных телесных вещей, преодолевается у Николая Кузанского мыслью о единстве бесконечного Бога и мира конечных вещей. Новизна его мировосприятия выражается формулой, по которой «Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге».

Наиболее значимой для Николая Кузанского оказывается разработанная ещё Платоном категория Единого. В своей философии он преодолевает противоречие между единым и противоположным ему не-единым (множественным), простым и сложным, которое, в соответствии с концепцией пифагорейцев и элеатов, носит онтологический характер. У Николая Кузанского находим ряд принципов, ставших основой создания им новой онтологии. В ней утверждается триединство основных форм бытия – имманентного (природно-физического, космического), трансцендентного (божественного) и трансцендентального (интеллектуального, человеческого).

Единое (Бог), согласно его учению, образует своеобразное тождество с Универсумом. «Думаю, – пишет он, – что душой мира Платон называл то, что Аристотель – природой. Но я полагаю, что эта душа и природа есть не что иное, как Бог, который всё во всём создаёт, и которого мы называем духом всего в совокупности».

Основные положения онтологии Николая Кузанского предварили развитие сначала ренессансного (Т.Кампанелла, Дж.Бруно), а затем и новоевропейского пантеизма (Б.Спиноза) – направления в философии, рассматривающего Бога в качестве сверхприродного начала (божественного духа), которое тем не менее вмещает в себя всё существующее, весь мир. Бог как некое высшее единство и целостность бытия присутствует повсюду и в то же время нигде не локализован; он являет собой полноту всего, но вне мира. Вот как об этом говорит сам философ: «Начало же всех вещей есть то, через что, в чём и из чего производится всё способное быть произведенным, и, однако же, начала нельзя достигнуть посредством какой бы то ни было произведённой вещи».

Принцип совпадения противоположностей оказывается важнейшим методологическим принципом философии Николая Кузанского.

По мысли Николая Кузанского, всякое сущее включает весь универсум, как весь универсум включает Бога. Бог во всём и всё в Нём. «Значит, если Вселенная конкретизируется в каждой актуально существующей вещи, то Бог, пребывая во Вселенной, пребывает и в каждой вещи, а каждая актуально существующая вещь непосредственно пребывает в Боге. Поэтому сказать, “каждое – в каждом”, значит то же самое, что “Бог через всё – во всём, и всё через всё в Боге”». При переходе от «бесконечно великого» к «бесконечно малому» речь может идти не об абсолютном, но лишь об относительном их различии. Не существует «низших» или «высших» сфер, ни одно место во вселенной не отличается по полноте бытия от другого, но все могут с равным основанием считать себя центром мира. Бог в вещах есть то, что они есть по своей природе. «Бог в этом качестве, – говорит Николай Кузанский, – есть истина в своём образе».

Вместе с этим мыслителем обнаруживаются и те трудности, которые могут возникнуть на пути познания.

«Учёное незнание»: размышления о познании и истине

Николай Кузанский задаётся вопросом: как протекает процесс познания, и какие стадии ищущий разум при этом проходит, пока не обретает истину? Для установления истины относительно различных единичных вещей неопределённое связывается с определённым, неизвестное с известным. Поэтому о вещах конечных познавательное суждение сформулировать не трудно.

Однако человеческое познание не может удовлетвориться этим. Как бы самостоятельны ни были единичные вещи они, как уже было сказано, выражают бесконечное содержание жизни, которое заключает в себе таинственная глубина божественной сущности. Мир в конечной форме то же самое, что Бог в бесконечной. Бесконечное бытие как таковое не представимо ни в какой форме.

Осознание трагического противоречия между конечным человеческим умом и бесконечностью мира, в которую он включён и к познанию которой он стремится, – это и есть «учёное незнание». Безграничность проявлений божественного ума всё равно рано или поздно опровергнет любое частное утверждение, превзойдёт любое определение. «Наш конечный разум, двигаясь путем уподоблений, не может в точности постичь истину вещей. Ведь истина не бывает больше или меньше, она заключается в чем-то неделимом, и, кроме как самой же истиной, ничем в точности измерена быть не может, как круг, бытие которого состоит в чем-то неделимом, не может быть измерен не-кругом» (Там же. С. 40-41). Всякое научное исследование должно руководствоваться такой критической установкой разума.

Николаем Кузанским было сформулировано так называемое «правило учёного незнания». Согласно этому правилу, нельзя прийти к бесконечности путём постепенных прогрессивных приращений; для её постижения надо совершить скачок к точке совпадения несоизмеримых величин, творения и Творца.

На любых путях познания, будь то философские доктрины, математические выкладки, художественнее интуиции, жизненный опыт и пр., в каждой частице вселенского бытия для Николая Кузанского открывается «питательная» глубина бесконечности с её всеобъемлющим единством – источником всякой гармонии.

По мнению Николая Кузанского, при постижении такого всеединства мира, уничтожающего главным образом индивидуальные противоположности, следует отказаться от представлений здравого смысла. Философ пытается оправдать возможность такого преодоления, используя восходящие к платонизму отличия степеней познания – чувственное восприятие, рациональное познание и интеллектуальное знание. Чувственное восприятие, опыт дают только представления об единичных вещах. Действия рассудка – этой способности умозаключения, направленные на различение конечных вещей, приводят к тому, что резко и явно в виде понятий устанавливается их противоположность. Наконец, интеллектуальное знание – схватывает принцип совпадения противоположностей в интуиции. Понимание его превосходит силы чувственного восприятия и рассудочного мышления. Его можно понять непосредственным духовным созерцанием (умом), той высшей познавательной деятельностью, которая составляет самую сокровенную тайну созерцающей души (ума): «видение без постижения, постижение непостижимого». Углубляясь в интуитивные озарения, ум видит во всём только совершеннейшее единство, в котором узнаёт и свою собственную суть.

Согласно концепции Николая Кузанского, духовное начало внутренне присуще миру. Задача философа заключается в том, чтобы раскрыть его. Мудрость заключается в том, чтобы следовать предвкушению полноты и совершенства жизни. «Итак, сущность вещей, которая есть истина бытия, недостижи¬ма в своей чистоте. Все философы искали эту истину, но никто её не нашел, какой она есть, и, чем глубже будет наша учёность в этом незнании, тем ближе мы подойдем к самой истине».

Человек как «микрокосм» в философии Николая Кузанского

Человек в философии Николая Кузанского представлен как «микрокосм». Человек есть малый мир, поскольку он обладает разумом и, познавая, включает в себя образы всех вещей. Образы вещей оказываются выражением глубочайшего смысла их существования. В своём произведении «Об игре в шар» он пишет: «В человечности человеческим образом, как во Вселенной уни¬версальным образом, развёрнуто всё, раз она есть человеческий мир».

По его мнению, сам человек оказывается совершенным миром. Многие люди несут в себе вид и образ единого и завершённого универсума. В таком множестве малых, «текучих», сменяющих друг друга миров устойчивое единство большого универсума развёртывается с наибольшим возможным совершенством.

Информационный Вкус

Философские, социальные, психологические аспекты

Философские, этические взгляды Николая Кузанского

Николай Кузанский, Николай Кузанец, Кузанус, Николай Кребс — все это имена одного человека, одного из величайших философов XV в., который заложил основы неоплатонизма эпохи Возрождения; выходец из поселка Куза, что на юге Германии, сын рыбопромышленника, который достиг высот во многих отраслях знаний — математике, естественных науках, философии, юридических науках, а также прославился как высокообразованный талантливый церковно-политический деятель, кардинал с 1448 года. Им составлена первая карта Европы, предложена реформа юлианского календаря, которую осуществили только в 1582 году, сделан весомый вклад в развитие математики, в частности в исследованиях бесконечно малого и квадратуры круга.

Николай Кузанский учился сначала в Девентере (Голландия) в школе «Братьев совместной жизни», обучение в которой положило значительный отпечаток на формирование его жизненной позиции: неприятие рационализма схоластического богословия, затем в Гейдельбергском, Падуанском, Кельнском университетах. В это время способный студент-кузанец достигает успехов в естествознании, математике, медицине, астрономии, географии, увлекается классической литературой и философией, знакомится с Паоло Тосканелли, Юлианом Цезарины, Поджо Браччолини и наконец, став доктором канонического права, решает посвятить себя церковной деятельности.

Николай Кузанский разворачивает масштабную работу на богословском поприще. 1433 году — он незаменимый участник Базельского собора, в 1448 — становится кардиналом, 1458 — главным викарием в Риме. Основой его церковно-политической деятельности становятся поиски способов восстановления единства католицизма, достижения мира вероисповеданий, борьбы с распущенностью священников.

На развитие философских взглядов Николая Кузанского влияли как учения античных философов, таких как Пифагор, Аристотель, Платон, Демокрит, Анаксагор, так и средневековых, в частности Рейнских мистиков (Майстера Экхарта), поздних номиналистов (Оккама), аверроистив, Фомы Аквинского. Однако больше всего он увлекается неоплатонизмом, исследуя труды Прокла, Боэция, Дионисия Ареопагита, а также современников-неоплатоников Плифона и Виссариона.

Николай Кузанский убежден, что Вселенная — это бесконечность, которая не имеет центра и границ, а Земля это лишь одна из ее частей, таким образом предусмотрев гелиоцентрическое представление мира. В этом он был непосредственным предшественником Николая Коперника.

Этические взгляды Николая Кузанского — пример плодотворного синтеза таких противоположностей: логического и мистического, интеллектуального и интуитивного, созерцания и познания.

Николая Кузанского называют создателем нового способа мышления, а одной из важнейших его разработок считается гносеологическая проблематика.

В своем произведении «Об ученом незнании» (1440) он предлагает рассмотреть соотношение «знания» и «незнания» Бога и мира, бесконечности Вселенной и человека как микрокосма; выражает идею единства противоположностей максимума и минимума; формулирует принцип индивидуальности, то есть невозможности выделить в мире две идентичные вещи. В ответ на критику выдает «Апологию ученого незнания».

Незнание, за Николаем Кузанским, является таким, что не умаляет знания, а наоборот является основой для всякого познания. В осознании непостижимости высшей истины сокрыты знания о ней. Разум выступает лишь как возможность
к неизменной абсолютной необходимости.

Если схоластика основывалась на идее личности Бога и законченности мира, то Николай Кузанский пропагандировал идею бесконечного Бога и Вселенной, неотрывного существования Бога от мира. Он первым развил пантеизм эпохи Возрождения, достигшего своего расцвета в XVI в.

У Николая Кузанского Бог выступает наиболее ярким синтезом противоположностей. Человек может постичь Бога только в едином акте воссоединения, слияния с Ним, а полное сочетание стирает любые различия. Поэтому вопрос истины и роль разума в ее познании в учении Николая Кузанского имеет свою специфику: ум является непременной составляющей деятельности каждого человека в мире вещей, но в познании Бога, то есть истины, ум выполняет лишь второстепенную роль; истинное познание является более чем рассудочным. Познать Бога можно только верой.

Человек является наиболее совершенным Божьим творением, поскольку имеет телесную, то есть материальную, и духовную природу. Человек — божественное свободное и благородное существо, поэтому обладает способностью познавать на чувственном и интуитивном уровнях, через творческую деятельность как бы уподобляясь Богу. Только активный мыслящий человек обретает дар — возрожденный свет, который был омрачен в конкретности мира, но возродился благодаря человеческому интеллекту и душе. Человек это также своеобразный Бог, но в ограниченном смысле. Он — не просто является частью целого, а есть прежде всего целостной, неисчерпаемой индивидуальностью.

Таковым образом, Николай Кузанский, оставаясь правоверным христианином и предоставляя Богу главное место в своих трудах, ярко проявляет гуманизм эпохи, когда человек становится прообразом божественной сущности, а значит и образом мира. Николая Кузанского относят к первым немецким гуманистам, который жил и творил на рубеже двух чрезвычайно разных эпох — Средневековья и Возрождения. Именно он бесспорно заложил основы нового современного (диалектного) образа мышления. Его труды не прошли бесследно, а нашли свое отражение в творчестве таких философов, как Марсилио Фичино, Джордано Бруно, Готфрида Лейбница, Фридриха Шеллинга и других.

Итак, Николай Кузанский был выдающимся деятелем, ключевой фигурой философии Возрождения, родоначальником новоевропейской диалектики, основоположником новой эстетической мысли, человеком, который отличался смелостью своих взглядов, так что каждый наш современник обязательно найдет в его произведениях ценное знание для себя.

Философия Николая Кузанского.

Современник многих итальянских гуманистов Николай Кузанский (1401-1464) — один из самых глубоких философов эпохи Возрождения. Он был родом из Южной Германии (местечко Куза), совсем незнатного происхождения. Николай уже в школьные годы испытал влияние мистиков («братьев общей жизни»). В университете Падуи кроме обычного гуманитарного образования, заключавшегося в усовершенствовании в латинском языке и в изучении греческого, Николай увлекался математикой и астрономией. В дальнейшем ему пришлось избрать духовную карьеру. Молодой священник, установивший связи с итальянскими гуманистами, был захвачен их движением.

Читать еще:  5 продуктов, которых не должно быть в вашем доме

Возможно, как ни один другой философ этой эпохи, Николай соединял в своих произведениях и в своей деятельности культуру средневековья и энергично наступавшую культуру гуманизма. С одной стороны, он — весьма деятельный иерарх католической церкви, которого в 1448 г. папа-гуманист Николай V возвел и кардинальский сан, с другой — активный участник кружка гуманистов, образовавшегося вокруг этого папы. Для атмосферы, царившей здесь, показательны хорошие отношения философа-кардинала с таким возмутителем церковного спокойствия как Лоренцо Валла. Наибольшее влияние Кузанец приобрел, когда друг его юности Пикколомини стал папой Пием II, а сам он фактически сделался вторым лицом в римской церковной иерархии. Конфессиональные и административные хлопоты сочетались у Николая с продуктивной литературной деятельностью. Им написан на латинском языке ряд философских сочинений — в жанре трактата, размышления, диалога. Имеются у него и собственно научные произведения. В отличие от подавляющего большинства современных ему итальянских философов-гуманистов Кузанец глубоко интересовался вопросами математики и естествознания, и вне этих интересов непонятна его философская доктрина. Видный служитель церкви, естественно, писал и чисто богословские работы (в частности, проповеди). Философское содержание произведений Николая часто очень трудно отделить от теологического. В этом отношении он продолжал еще средневековую традицию с ее смешением теологии и философии.

Самое значительное и известное из произведений Кузанца — трактат «Об ученом незнании» («De docta ignorantia» — можно перевести как «Об умудренном неведении», «О знающем незнании», 1440). К нему примыкает другой трактат — «О предположениях» (не позже 1444). В 1450 г. Николай написал четыре диалога под общим названием «Простец». Первые два из них носят название «О мудрости», третье — «Об уме», четвертое — «Об опыте с весами». Название этих диалогов, как и их содержание, привлекает внимание своей гуманистическо-демократической идеей обращения за подлинной мудростью не к представителю цеха официальной учености, а к человеку из народа, не сбитого с толку этой псевдоученостью.

Как мыслитель переходной эпохи — средневековья, трансформирующегося в Возрождение, -— Николай Кузанский демонстрирует в своих произведениях различные, нередко весьма противоречивые стороны и грани этой эпохи. В качестве мистика и созерцателя, каким он, возможно, стал уже в юности, он — враг схоластики, особенно томистской, заводившей человеческую мысль в тупики богопознания. Николай же именно на пути мистики стремился к эффективному богопоананию. Об этом говорят сами названия его произведений — «О сокрытом Боге», «Об искании Бога», «О Богосыновстве», «О даре Отца светов» (все они созданы в 1445-1447 гг.), «О видении Бога» (1453), имеющих сугубо спекулятивную направленность. Считается, что после появления «Об ученом незнании» и «О предположениях», в особенности же после 1450 г., когда были написаны диалоги «Простеца», усиливаются мистические настроения философа-кардинала, что и отразилось в его произведениях, трактующих понятие Бога в абстрактно-философском плане, — «О возможности-бытии» (1460), «О неином» (1462), а также в сочинениях, где мысли автора облечены в аллегорическо-символическую форму — «О берилле» («Духовные очки», 1458), «Об охоте за мудростью» (1463), «Об игре в шар» (1463), «О вершине созерцания» (1464).

Врагом схоластики Кузанец был и как представитель гуманистической образованности, уделявший большое внимание естественнонаучным вопросам. Отсюда мощное вторжение натуралистических соображений и идей в спекулятивно-мистические построения Кузанца. В различных книгах по истории философии Николай Кузанский обычно характеризуется как платоник. Действительно, у него много ссылок на Платона. Но платонизм Кузанца следует понимать шире, включая и неоплатонизм, оказавший на него большое воздействие еще до флорентийских платоников. Прокл — один из главных для него философских авторитетов. Как известно, и Ареопагитики испытали огромное воздействие неоплатонизма (в особенности того же Прокла). Однако рассматривать Кузанца только как платоника не следует. Например, он высоко ценил идеи пифагореизма, перед которыми идеи платонизма иногда даже отступали на второй план. В различном контексте Николай использует идеи и других античных философов и теологов — Августина, Боэция, Сократа, Анаксагора, стоиков, атомистов.

Концепцию Бога у Кузанца следует трактовать как пантеистическую, несмотря на то, что в историко-философской литературе нередки утверждения относительно теистического характера этой концепции. Теизм лежит в основе любой монотеистической религии и настаивает не только на личностно-трансцендентном понимании Бога и его свободноволевом творчестве, но и на вездесущии этого всемогущего начала. Пантеизм подрывает личностно-трансцендентную трактовку Бога и настаивает на его безличности и всеприсутствии. Между теизмом и пантеизмом какой-то жесткой, непереходимой границы нет. Следует также иметь в виду, что общей для теизма и пантеизма (как и деизма) является идея особого, совершенно духовного бытия-Бога, первичного по отношению к человеку, который без такого бытия существовать не может.

Николай Кузанский понимал, что максимально бесконечный и предельно единый Бог — это не только и не столько объект той или иной положительной религии — христианской, мусульманской или иудейской, сколько понятие, межрелигиозное, присущее вере любого народа [см.: «Ученое незнание»], а различные наименования Бога, в особенности языческие, определялись не столько признаками творца, сколько признаками его творений [см.: Там же. I, 25, 83].

Главная тема онтологической проблематики, разработанной Кузанцем, — это, с одной стороны, вопрос о взаимоотношениях между бесчисленным множеством конкретных единичных вещей и явлений природного и человеческого мира и божественным абсолютом, а с другой — вопрос о Боге как предельном духовном бытии, противопоставленном миру конечных телесных вещей, ибо если отстранить Бога от творения, то оно превратится в небытие и ничто. [см.: там же II, 3, 110]. Но эта традиционная дуалистическая креационистская идея все время перебивается у Николая мыслью о единстве бесконечного Бога и мира конечных вещей. «Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге» [«О предположениях», II, 7, 107]. Вторая часть этого утверждения свидетельствует о мистическом пантеизме (иногда именуемом панентеизмом), а первая — о пантеизме натуралистическом. В силу первого из них вещи и явления — только символы Бога а в силу второго они достаточно стабильны и представляют интерес сами по себе. Причем нередко одни и те же формулировки могут быть расценены как в первом, так и во втором аспектах, например трактовка мира в качестве «чувственного Бога». Для Кузанца же как ренессансного философа, предвосхищавшего рождение математического естествознания, стало особенно важным подчеркнуть наличие в мире соотношений меры, числа и веса. Считая, что божественное искусство при сотворении мира состояло главным образом в геометрии, арифметике и музыке, заявляя, что «первый образ вещей в уме творца есть число» [«О предположениях», II, 2, 9], без которого ничего невозможно ни понять, ни создать, Николай из платоника как бы становится пифагорейцем, стремящимся подменить идеи числами, приписывая такое воззрение уже Августину и Боэцию.

Математика, по мнению Кузанца, применима даже в вопросах богословия, в положительной теологии, например при уподоблении «преблагословенной Троицы» треугольнику, имеющему три прямых угла и являющемуся благодаря этому бесконечным. Аналогичным образом сам Бог может быть сравнен с бесконечным кругом. Но пифагореизм Николая выражался не только и даже не столько в математизировании богословских спекуляций. Утверждая огромную помощь математики в понимании «разнообразных божественных истин» [«Ученое незнание», I, 11, 30], он не только предвосхищал математическое естествознание, но и делал определенный шаг в этом направлении в сочинении «Об опыте с весами». Математическое истолкование сущего отразилось и в космологии Кузанца.

В свете сказанного выше понятно, почему интеллектуализация творящей деятельности Бога связана у Кузанца с весьма плодотворной проблемой соотношения природы и искусства. С одной стороны, «искусство предстает неким подражанием природе» [«О предположениях», II, 12, 121]. Но с другой — ведь и сама природа рассматривается как результат искусства божественного мастера, который все создает при помощи арифметики, геометрии и музыки.

Кузанец защищал объективно-идеалистическую идею «развития», восходившую к тому же неоплатонизму, — от абстрактно-простого к конкретно-сложному, которые трактовались не как отражение каких-то процессов, а как абсолютная действительность. При этом проявлялась и мистическая сторона пантеизма Кузанца. Поскольку Бог находится не только в начале, но и в конце всего сущего, возвращение к нему бесконечно сложного многообразия мира представляет собой как бы его «свертывание» (complicatio). Однако при всем идеализме и даже мистицизме видения мира Николаем оно довольно резко отличается от схоластическо-креационистского своим динамизмом, напоминающим античные натурфилософские построения. Мысль об универсальной связи в природе дополнялась — пусть и весьма скромной — мыслью о действительном развитии, по крайней мере в органической природе. Так, в темноте растительной жизни скрывается жизнь интеллектуальная [см.: «О предположениях», II, 10, 123]. вегетативная сила в растительном мире, ощущающая в животном и интеллектуальная сила в мире людей связаны в силу единой субстанциональной способности [см.: «Об игре в шар», 38-41]. Следовательно, человек — органический элемент в доктрине Николая из Кузы.

При этом исходная идея — человек как микрокосм, который в своем существе воспроизводит («стягивает») окружающий его огромный мир природы. Кузанец подчеркнул «трехсложный» его состав: «малый мир» — это сам человек; «большой мир» — универсум; «максимальный мир» — Бог, божественный абсолют «Малый — подобие (similitude) большого, большой — подобие максимального» [«Об игре в шар», 42]. Для уяснения проблемы человека важно не столько то, что он — подобие универсума, ибо оно было установлено уже в античности, констатировано некоторыми гуманистами и лежало в основе ренессансных натуралистических истолкований человека. Для понимания духовного человека куда более важно уяснить его отношение к «максимальному миру», к Богу. Человек в качестве «второго Бога» [«О берилле», 6, 7] более всего уподобляется ему своей умственной деятельностью и соответствующим ей созиданием искусственных форм. Человеческий ум — сложная система способностей. Главные из них три: чувство (sensus), рассудок (ratio) и разум (intellectusk Триадическую формулу относительно Бога автор «Ученого незнания» применяет и для осмысления этих основных познавательных способностей, [ибо видит в рассудке посредника между чувством и разумом.

Проблему универсалий Кузанец решал в духе умеренного реализма, согласно которому [общее существует объективно, хотя только в самих вещай. В плане гносеологическом роды и виды рассматриваются концептуалистически (т.е. умеренно-номиналистически) как выражаемые в словах, ибо «наименования даются в результате движения рассудка» и оказываются итогом его анализирующей и обобщающей деятельности. Без такой деятельности невозможно научное знание, прежде всего математическое, самое достоверное, ибо число возникает как «развертывание рассудка». Рационализм Николая проявляется не только в превознесении математики, но и в соответствующей оценке логики, ибо «логика есть не что иное, как искусство, в котором развертывается сила рассудка. Поэтому те, кто от природы силен рассудком, в этом искусстве процветают» [«О предположениях», II, 2, 84]. Если в ощущениях, как затем и в рассудке, проявляется зависимость человеческого микрокосма от окружающего его макрокосма, то абсолютная независимость и максимальная активность разума как интеллектуального фокуса микрокосма иногда распространяется Кузанцем на всю область ума, представляющего собой образ божественного ума с его способностью универсального свертывания и развертывания сущего со всеми его атрибутами и свойствами [см. там же, IV, 74]. В отличие от чувства и рассудка разум, «постигает только всеобщее, нетленное и постоянное» [«Ученое незнание», III, 12, 259), приближаясь тем самым к сфере бесконечного, абсолютного, божественного.

Но Кузанец выше знания ставит веру, причем не столько в ее богословско-фидеистическом, сколько в философско-гносеологическом смысле. Автор Ученого незнания» согласен со всеми теми учителями, которые «утверждают, что с веры начинается всякое понимание». При этом не может быть и речи о слепой вере, лишенной всякого понимания дкакова сугубо фидеистическая богословская вера). «Разум направляется верой, а вера раскрывается разумом».

Диалектично учение Кузанца о бытии, глубокая диалектика содержится и в его учении о знании. Важнейшим выражением такого динамизма было его учение о противоположностях, с наибольшей силой подчеркивающее относительность констант бытия. Бытие пронизано самыми различными противоположностями, конкретное сочетание которых и сообщает определенность тем или иным вещам [см.: «Ученое незнание», II, 1, 95]. Живую противоположность составляет сам человек, конечный в качестве телесного существа и бесконечный в высших стремлениях своего духа к постижению божественного абсолюта. Но наиболее важная онтологическая противоположность — само божественное существо. Как находящееся повсюду оно есть «все», а как не обретаемое нигде оно «ничто из всего» [«Ученое незнание», I, 16, 43]. Кузанец многократно подчеркивает, что предельная простота, «свернутость» абсолюта ставит его вне всяких противоположностей и противоречий, которые, преодолеваясь, тонут в нем, как капли в океане.

С деятельностью этой высшей теоретической способности, уподобляющей человека Богу, и связано его знаменитое учение о совпадении противоположностей (coincidentia oppositorum). Хорошо известны математические примеры, приводимые в «Ученом незнании» и других произведениях. Так, по мере бесконечного увеличения высоты равнобедренного треугольника и, следовательно, бесконечного уменьшения угла, противолежащего основанию, уменьшающемуся по мере этого увеличения, треугольник будет совпадать с прямой линией. Аналогичным образом по мере увеличения ее радиуса окружность все больше будет совпадать с касательной к ней. В бесконечности прямизна и кривизна вообще неразличимы, какую бы геометрическую фигуру мы ни взяли.[Учение Кузанца о совпадении противоположностей перерастает и в глубокую диалектику истины. Суть ее состоит в положении, согласно которому истина — разумеется, на человеческом уровне — неотделима от своей противоположности, от заблуждения. Для истины заблуждение, что тень для света. Ведь даже «высший мир изобилует светом, но не лишен тьмы», хотя и кажется, что простота света ее полностью исключает. «В низшем мире, напротив, царит тьма, хотя он не совсем без света» [«О предположениях», I, 9, 42].

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ: кратко о философе


Философ НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ: кратко о жизни и учении НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО: идеи и высказывания

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ
(1401–1464)

Родился он в поселке Куза близ г. Тира (Германия) в семье зажиточного рыбака Кребса. Учился в Гейдельбергском и Падуанском университетах, затем служил в папских куриях, а с пятидесяти лет стал кардиналом и «легатом всей Германии». Но главнейшей и увлекательнейшей для него была жизнь духовная, дерзания мысли. Исследованиями своими Николай Кузанский охватывал и все мироздание, и отдельные математические проблемы; он составил карту Центральной и Восточной Европы, выступил с проектом реформы юлианского календаря; писал о бесконечности и единстве Вселенной. Согласно его взглядам, материя пронизана Божественным духом и разумом. Человека называл он микрокосмом и предполагал, что возможны обитаемые звездные миры. Он умел сознавать и ограниченность познания, и человеческое незнание, и бесконечные возможности разума.

Вот некоторые высказывания Николая Кузанского:

— Кто может подняться настолько высоко, чтобы постигнуть многообразие в единстве и единство в многообразии? Это сочетание выше всякого разумения.

— Абстрактное заключено в конкретном.

— Человек, объятый самым пламенным рвением, может достичь более высокого совершенства в мудрости в том лишь случае, если будет оставаться весьма ученым даже в своем незнании.

В одном из своих философских диалогов он, словами Простеца, говорит:

— Тебя ведет авторитет и вводит в заблуждение. Кто-то и написал слова, и ты веришь. Но говорю тебе, мудрость кричит снаружи, на улицах…

Оппонент отвечает вопросом:

— Если ты — Простец, как ты смог прийти к знанию своего назначения?

— Не из твоих книг, а из книг Бога.

— Что же это за книги?

— Те, что он начертал собственным перстом.

— Где они находятся?

— Повсюду.

Эта замечательная мысль Николая Кузанского может служить главной характеристикой будущего стиля мышления Нового времени: в поисках божественных истин обращаться не к текстам Священного Писания, а непосредственно к «Евангелию от Природы», стараясь разгадывать замысел Творца на основе наблюдений за его творениями. В этом заключается глубинная основа научного метода, на которую ссылался, в частности, М.В. Ломоносов.

Нередко у Николая Кузанского встречаются мысли и образы, сравнения, характеризующие его как прямого предтечу Возрождения, где гуманизм нередко принимал чувственные формы. Вот как писал он о познании: «Здоровый и свободный разум, стремящийся ненасытно, в силу врожденного ему искания, постигнуть истину, познает ее, крепко охватывая любовными объятиями».

Картина мира Николая Кузанского парадоксальна, совмещая черты средневекового и ренессансного мышления. Вот непривычное для нас его высказывание: «Тот, кто является центром мира, иными словами, Бог, да светится имя Его, является и центром Земли, и всех сфер, и всего того, что есть в мире, и Он же вместе с тем есть бесконечная окружность всех вещей».

Как можно объяснить видимое, наглядное движение солнца и всего небосвода при явно ощутимой неподвижности земной тверди?

Ответ вполне современен, научен: «Земля на самом деле движется, хотя нам так не кажется, ибо мы ощущаем движение лишь при сравнении с неподвижной точкой. Если бы кто-либо не знал, что вода течет, не видел бы берегов и был бы на корабле посреди вод, как бы мог он понять, что корабль движется?» Тут мыслитель словно мимоходом излагает суть законов движения, а затем переходит к фундаментальному обобщению, силой воображения перемещаясь в космос: «Если кто-либо находится на Земле, на Солнце или на какой-нибудь другой планете, ему всегда будет казаться, что он на неподвижном центре и все остальные вещи движутся. Всегда наверняка такой человек представит себе другие полюсы; если бы он оказался на Солнце, то еще новые; если бы оказался на Земле — иные; если бы на Луне, Марсе и т. д. Машина мира имеет, так сказать, свой центр повсюду, а свою окружность нигде, потому что Бог есть окружность и центр, так как Он везде и нигде».

Такое преодоление земного обыденного опыта, субъективности, характерной для средневекового землянина, сознающего себя в центре Мироздания, — это и есть мировоззрение Нового времени. Но что остается Богу? Кузанский ссылается на Платона, сравнивавшего мир с живым организмом. «Если понимать Бога как душу этого мира, — полагает Николай, — без всякого поглощения ее им, то многое из того, что мы сказали, станет ясно».

Читать еще:  Святой праведный Алексий Мечев — молитвенник и прозорливец

Кузанский высказал мысль, на которую в прежние времена ученые и философы не обращали внимания, — о единстве человека разумного с окружающей его живой природой. Попутно он писал о возможности существования многих обитаемых миров — противореча тексту Священного Писания, повествующего о сотворении мира. И в данном случае Николай из Кузы проявил себя прежде всего гуманистом: «Не представляется возможным найти более благородную и более совершенную породу, чем разумная порода, населяющая Землю как собственную область. И это даже в том случае, если на других звездах имеются жители иного рода. Человек не желает в действительности другой природы, другой натуры, но старается быть совершенным в своей, ему присущей».

У Николая Кузанского усматривается стремление к познанию научно-философскому. Это великое достижение. Правда, сам он не пошел по тому пути, который открыл. На это были веские основания: не было никаких научных разработок, которые появились только в XVIII веке.

Очень показательно, что Николай Кузанский одно из своих сочинений посвятил «Ученому незнанию». Он писал: «Нам надлежит быть учеными в некотором незнании, стоящем над нашим пониманием, чтобы, не рассчитывая, уловить точно истину, как она есть, получить возможность видеть, что существует эта истина, постигнуть которую мы не в состоянии».

По-видимому, он имел в виду необходимость учитывать не только свои знания, но и неизбежность неведомого. Умение сознавать и принимать в расчет свое (и всеобщее) незнание — залог грядущих открытий.
.
Фридрих Ницше и другие философы

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА — РЕФЕРАТЫ — Доклад: Николай Кузанский

Николай Кузанский

(Nicolaus Chryppfs Cusanus, 1401—1464) — величайший из немецких гуманистов,

богослов, философ, математик и церковно-общественный деятель. Николай Кребс,

немец по происхождению, родился в селе Куза близ города Трира в 1401 году.

Семья была вполне обеспеченной, поэтому не вполне ясно, по каким причинам он

сбежал из дома. Скорее всего, он бежал от принудительных занятий отцовской

профессией. Под покровительством одного местного вельможи Николай поступил в

школу «духовных братьев общей жизни» в Девентере, а потом в Падуанский

университет, где в 1423 году получил докторскую степень по каноническому

По возвращении на родину, он был возведен в сан священника. На Базельском

соборе в 1431 году Николай выступил с трактатом «О католическом согласии»,

где выразил свои сомнения о том, что император якобы вручил церкви светскую

власть на всей территории империи. На том же соборе им был предложен вариант

исправления юлианского календаря, реализованный через некоторое время. Во

времена раскола католической церкви был на стороне авторитета папской власти.

Им руководила цель религиозного и социального единства Европы и всего

человечества, однако в личности папы он усматривал источник вселенского

Позже Кузанский служил в папской курии. В 1437 году его отправили в Византию

для переговоров с греками по поводу объединения церквей. Возвращаясь из

Константинополя, задумал свой основной труд — книгу «Об ученом незнании»,

завершенную в начале 1440 года. В ней он пытался, по его словам, «объять

непостижимое вместе с его непостижимостью в знающем незнании через

восхождение к вечным истинам, как они познаваемы для человека»

В 1453 году он создал трактат «О согласии веры», в котором говорил о том, что

если не концентрировать внимание на различных религиозных обрядах, можно

увидеть в различных вероучениях единое содержание. В следующем трактате,

посвященном той же теме — «Опровержение Корана», написанном в 1464 году, — он

обнаруживает несомненную связь ислама с христианством. Однако XV столетие

мало внимало его излюбленной теме единства.

Идеи гуманистов во многом были близки Николаю Кузанскому, но сам он избрал

совершенно другой путь. Он чувствовал свою изначальную отчужденность от

виртуозов стилистики, профессионалов гуманистического красноречия. Однако

Николай Кузанский не стыдился этого, потому что его достаточно скромная речь

позволяла выразить мысль не менее ясно. Вообще, Кузанский даже оправдывал

себя и весь немецкий народ. Он считал, что германцы в этом плане несколько

уступают другим народам по способностям и овладевают латинской речью с

Ориентирующей системой координат для Николая Кузанского была излюбленная идея

единства. Философ ей руководствовался в своих планах гармонического устроения

церкви и мира на осознанных началах любви, братства и свободы. Подлинное

бытие — это такое максимальное единство, которое вне всяких степеней и

градаций. В этом плане он следовал в основном античному и средневековому

пониманию бытия. Например, в философии Платона благо и бытие неотделимы друг

от друга. Зло внебытийно, так как оно вне полноты, блага и совершенства.

Основной проблемой для Николая Кузанского было соотношение бытия и

бесконечности. Как сопрягаются два этих понятия, если бесконечность не

воспринимается позитивно? Философ предложил рассматривать идею безграничного

бытия как источник вселенской гармонии.

Философия бесконечности Николая Кузанского

С точки зрения античной философии, мир конечен, потому что бытие не мыслилось

вне какой-либо определенности, бесконечный мир при таких условиях просто не

может существовать. В средневековой мысли все конечное есть сотворенное

сущее. Зависимость мира от Творца подчеркивает его конечность. После Николая

Кузанского становится возможным переход от замкнутой модели мира к

бесконечному универсуму. Однако это вовсе не значит, что философ порвал с

этими мировоззрениями. Фундаментальные изменения в мышлении обусловлены

развитием и преодолением предшествующей метафизической позиции. В его

концепции понимания божественного бытия как бесконечности усматривается

последовательное и строгое осуществление теоцентричности, присущей

средневековому мировосприятию. Бог в понимании Николая Кузанского не только

бесконечное бытие, но также и бесконечное единство.

На основе понятия единства Николай Кузанский обнаруживает возможность

развития позитивной концепции бесконечности. Он приходит к выводу, что

бесконечное — абсолютное совершенство, абсолютная полнота бытия, которая вне

всяких степеней и сравнений. Это одна из причин, по которой познание истины

следует начинать не с конечного и переходящего, а с точки зрения вечности.

Конечное есть зависимое от Бога, то есть от бесконечного как максимально

определенного и совершенного бытия.

В своих рассуждениях Николай Кузанский вводит понятие максимума —

бесконечного бытия Бога. Среди конечных вещей максимума не существует, он

непостижим. Максимум — это многообразие всего того, что есть в

действительности, и всего того, что пока только в возможности, всего того,

что есть во всех родах и видах, во всех своих степенях и различиях. Как

абсолютная полнота бытия, это совмещение в единстве всех различий и

противоположностей. В этой концепции максимума Николай Кузанский находит свое

собственное обоснование положительного понимания бесконечности, присущей

только бытию Бога. Бесконечное есть максимальное бытие, абсолютное единство

или совершенная интеграция всех различий, расхождений и противоположностей.

Николай Кузанский частично заимствует это из неоплатонической концепции

единого. Но эта мысль в его философии получает новую, совершенно оригинальную

Единое — это источник и начало всего реального и индивидуального сущего. Оно

заключает в себе все возможные и существующие в мире различия и

противоположности, но содержит их в себе не как просто сумму или итоговое

выражение, потому что в этом случае оно не могло бы быть источником

неисчерпаемого многообразия сущего, так как такой источник должен быть вне

каких-либо противостояний. То есть, все разнообразие вещей в едином должно

совпадать, причем в совершенно уникальном единстве.

Подобное понятие совпадения можно объяснить с помощью математических

примеров. Все геометрические фигуры, которые мы изображаем, конечны. Но мы

можем представить их как бесконечные. Например, мы рисуем конечную линию и

говорим, что она продолжается бесконечно в обе стороны. Треугольник

ограничивается тремя конечными линиями, образующими три угла, имеющие в сумме

180 градусов. Если одну из сторон треугольника непрерывно увеличивать, то

противоположный угол будет стремиться к 180 градусам, а две стороны совпадут

с бесконечной прямой линией. То же самое применимо к окружности: если

увеличивать до бесконечности ее радиус, то кривая превратится в бесконечную

На математических примерах философ показывает, что в бесконечном все

математические фигуры совпадают с прямой линией. Однако это не значит, что

они становятся совершенно одинаковыми, они как бы «свернуты», но могут быть и

«развернуты». Следовательно, быть бесконечным — значит иметь в «свернутом

положении» неисчислимое многообразие всего того, что способно быть уже явно

«развернутым». Если абстрагироваться от геометрии, можно сказать, что, как

бесконечность и единство, Бог есть абсолютное бытие, которое в «свернутом»

состоянии заключает какие угодно расхождения и различия. Вот почему бытие

Бога есть бытие абсолютного единства как всего возможного, так и всего

действительного. Быть подлинно бесконечным — значит иметь в свернутом виде

любую возможность и вообще все сущее, бесконечное есть действительность

всего, что заключено в возможности конечного. В своей книге философ говорит:

«В едином Боге свернуто все, поскольку все в нем; и он развертывает все,

поскольку он во всем». В этом суть положительной концепции бесконечности,

которая ведет к радикальному преобразованию средневековой метафизической

позиции и к совершенно новому пониманию мира как такового.

Это во многом несовместимо с учением о трансцендентности бытия Бога.

Действительно, если Вселенная есть результат его «развертывания», то Бог не

может быть совершенно другим, чем мир. Раннее христианство и вся его

последующая и основная традиция миропонимания отвергали подобную

неоплатоническую концепцию «вхождения» мира в бытие. А Николай Кузанский как

раз утверждал эту концепцию. Но явно доктрина трансцендентности Бога не

отвергается. Уже одно то, что Бог есть абсолютное и бесконечное единство,

предполагает некоторую обособленность Бога. Бог есть бытие, в котором все

сущее свернуто, и в силу этого Бог необходимо должен быть трансцендентным.

Именно это предполагает возможность «развертывания» божественного бытия, то

есть творения. И все же эта концепция несовместима с обособленностью Творца

от «падшего» мира. Средневековая теологическая мысль придерживалась в

основном негативной концепции бесконечного, из которой проистекает тезис о

совершенной инаковости Бога миру как таковому. И как раз в этом решающем

аспекте Николай Кузанский преодолевает средневековую метафизическую позицию.

Другой вопрос, которым задается философ: как же происходит «развертывание»?

Конкретного ответа он не дает, основываясь на том, что подобные вещи человеку

непостижимы, также как и воля Бога. Человеческий ум не в силах это понять.

Бог — Творец и каждая сотворенная им вещь индивидуальна, причем явного

предела количеству сотворенных вещей нет, даже учитывая индивидуальность

каждой вещи. Человеческий же ум конечен, он не может познать все, тем более

процесс их создания.

Николай Кузанский вводит в своих рассуждениях понятие «стяжения». Это можно

пояснить на биологическом примере классификации живых организмов. Возьмем три

систематических группы: род, вид и особь. В этом случае род содержит в себе

виды, а какой-либо вид содержит множество особей. Можно сказать, что род,

существующий в видах, как бы «сокращается» ими, то есть существует в них

через «стяжение» и ограничение; а род в свою очередь существуют посредством

его стяжения индивидами. Этот пример позволяет понимать мир тоже с позиции

«стяжения». Мир — это ограниченное единство, стяжение бытия Бога, как

абсолютного и бесконечного единства. Все вещи в мире тоже существуют через

стяжение самого мира. Из такого понимания проистекают весьма значимые

следствия, определяющие настрой человеческого мышления. В частности, если

природа понимается как «стяжение» воли Бога, нежелательным и даже пагубным

оказывается пренебрежение ее законами. Природу в силу ее самобытности следует

еще открыть, как-то восстановить в ее собственной истине и бытийности. (Ныне

эта задача особенно актуальна, если иметь в виду бедствия и катастрофы

экологического характера.) В последствии интерес к природе был поддержан

рядом средневековых философов.

Николай Кузанский во многом опередил свое время. Более чем через столетие

его идеи с энтузиазмом воспринял и распространял Джордано Бруно. Критика

аристотелизма ставила под вопрос концепцию конечного универсума. Помимо

Платона, философ оживил идеи Эмпидокла, Демокрита, Архимеда и других.

Мыслители XVI века уже более внимательно относились к рассуждениям

Аристотеля. В этом веке явно утверждалась концепция мира как «развертывания»

бытия Бога. В последствии идеи Николая Кузанского были развиты и несколько

изменены. Наиболее известным продолжателем Кузанского был уже упомянутый

Николай Кузанский (Николай Кребс), крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог

Вы будете перенаправлены на Автор24

Биография мыслителя

Николай Кузанский По данной теме мы уже выполнили реферат Николай Кузанский и его философия подробнее родился в местечке Кус, от названия которого и произошло его прозвище. Его отцом был зажиточный лодочник. В настоящее время существует мало сведений о том, как проходило детство Николая, известно лишь, что он обучался сначала в Бернкастеле, затем Гейдельбергском университете, а также школе церковного права в Падуе.

Закончив обучение Кузанский возвращается в Германию и занимается богословием, затем получает пост священника. Он знакомится с трудами и основными идеями гуманистов, что накладывает большой отпечаток на его мировоззрении. Вероятно, по этой причине Николай Кузанский примыкает к концилиаристам – священникам, выступающим за ограничение папских полномочий, а также увеличения значения церковных соборов. Однако на церковном соборе в Базеле Кузанский осознает, что достижение реформы в настоящее время невозможно и переходит на сторону сторонников папства.

Кузанский достаточно быстро поднимается по церковной карьерной лестнице, демонстрируя дар великолепного дипломата и оратора. Он участвует в переговорах с представителями восточного христианства в Феррарском и Флорентийском соборе, однако достичь унии не удается. Зато под впечатлением от переговоров, а также от факта захвата Константинополя османами, Кузанский начинает развивать идею о веротерпимости, а также существования единого базиса у всех религий, даже христианства и ислама, который он видит в Библии.

В течении жизни Кузанский готовит амбициозный и утопический проект реформирования римской католической церкви, который предполагал учет гуманистических веяний, насущных политических и экономических проблем, а также взаимоотношений с исламом, однако в тот момент, когда обстоятельства кажется складываются благоприятно для его осуществления – новым папой становится друг его детства Пий II – Кузанский умирает.

Кузанским По данной теме мы уже выполнили реферат Божественный Кузанец подробнее было написано множество произведений, отражающих как его философские, так и религиозные идеи:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Об ученом незнании,
  • О сокрытом Боге,
  • Книги простеца,
  • О возможности-бытии и т.д.

Онтология Николая Кузанского

Центральной проблемой онтологии Кузанского является проблема соотношения Бога и конечных форм бытия. В то время как наиболее крупные мыслители того времени придерживались достаточно традиционного взгляда и противопоставляли Бога, как бесконечность и сущность, конечным предметам бытия, как простому и конкретному выражению этой сущности, Кузанский разрешает данный вопрос по-своему.

С его точки зрения никакого противопоставления не существует. Кузанский мягко обходит вопрос о создании мира богом, напротив он настаивает на идее развертывания бога во вселенной, т.е. последняя все еще находится в процессе своего создания, и поскольку бог бесконечен, то будет пребывать в подобном состоянии вечность.

В силу того, что бог воплощается через бесконечное многообразие вселенной Кузанский указывает на то, что он актуально присутствует во всем. Всякая вещь, есть не только конкретное и конечное воплощение сущности, она вместе с тем является и отражением этой бесконечной сущности, из-за чего ее полное познание невозможно.

Таким образом, противоположности в учении Кузанского объединяются – бог есть во всем, и все пребывает в боге, таков его главный принцип. Своим учением Николай Кузанский закладывает будущие основы европейского пантеизма, который получает дальнейшее развитие у Джордано Бруно и Спинозы.

Из данного положения Кузанский делает ряд далеко идущих выводов, касающихся как онтологии, так гносеологии и даже космологии. В частности, Кузанский утверждает следующее:

  • вселенная бесконечна и в ней существует множество миров,
  • у вселенной нет центра, Земля и Солнце такие же ее рядовые представители, как и другие небесные тела,
  • в мире не существует мест более предпочитаемых или напротив отвергаемых богов, ибо все они равны и все представлены в нем,
  • аналогичным образом человек не противопоставляется богу, а воплощает его через разум.

Кроме того, Кузанский одним из первых высказал мысль о движении Земли не только вокруг Солнца, но также и вокруг собственной оси, благодаря чему объяснялось видимое движение звезд на небосводе.

Гносеология Кузанского

Объединение мира и бога, человека и бога достигнутое в онтологическом учении поставило перед мыслителем новые онтологические проблемы. Когда бытие состоит из конечных вещей, отражающих некие общие сущности и идеалы, то познание этих вещей не представляет особого труда, а познание сущностей достигается за счет общения знания о единичных вещах.

Однако в учении Кузанского каждая конечная вещь содержит в себе и отражает не некую отдельную сущность, пусть даже и идеальную, а бесконечного бога. Т.е. каждый предмет представлен конечностью и бесконечностью одновременно, что создает значительную проблему, так как познать бесконечность божественного, с помощью конечного и ограниченного разума невозможно.

По этой причине Кузанский приходит к идее ученого незнания или мудрого незнания. Эта идея состоит в том, что как бы тщательно и строго человек не исследовал реальность и ее значение, он не в состоянии объять необъятное, т.е. его выводы никогда не будут конечными и окончательно истинными, так как в бесконечном развертывании вселенной (бога) неизбежно произойдет их опровержение. А потому всякое знание должно создаваться с пониманием и необходимостью его дальнейшей критической проверки с течением времени.

Николай Кузанский утверждает, что невозможно познать бесконечность за счет прогрессивного наращивания знания, сколь многого не постигла бы наука, она никогда не сможет знать всего, охватить бесконечность станет возможным лишь после качественного рывка, преобразования самого сознания.

Философ характеризует три типа познания (знания):

  • чувственное, дающее понятие о конечных вещах,
  • рациональное, позволяющее сопоставлять их и находит различия,
  • интеллектуальное, позволяющее преодолеть эти различия и достичь единства.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector