0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подарить наши церкви

Содержание

«Подарить наши церкви». Зачем Зеленский встречался с патриархом Варфоломеем

В ходе рабочего визита в Турцию Владимир Зеленский провел встречу с патриархом Варфоломеем и даже пригласил того в Украину. При этом нынешний диалог отличался по тональности от предыдущего. В августе 2019-го президент отказался подписывать документ, в котором говорилось о «поддержке ПЦУ» на государственном уровне. И косвенные признаки свидетельствуют: Владимир Зеленский намерен отказаться от политики «невмешательства» в церковные дела.

Константинополь призвал называть ПЦУ «Святейшей церковью Украины»

Константинопольский патриархат в Стамбуле призвал поместные церкви признать новую церковную структуру, так называемую Православную церковь Украины (ПЦУ), и величать ее «Святейшей церковью Украины». Такие строки содержатся в томосе об автокефалии. Перевод документа на украинский язык разместил в своем микроблоге Twitter посол Украины в Турции Андрей Сибиха.

Переклад підписаного Вселенським Патріархом Варфоломієм І у присутності Президента України Петра Порошенка та його дружини пані Марини та Митрополита Київського та усієї України Патріаршого і Синодального #Томос|у про надання автокефалії Православній церкві України pic.twitter.com/3aQCT86NfM

Из текста томоса: «Мы признаем и устанавливаем в границах территории Украины Автокефальную церковь нашей духовной дочерью и призываем все мировые Православные Церкви признавать ее, как сестру, и вспоминать под именем „Святейшая церковь Украины“, как такую, которая имеет своей кафедрой исторический город Киев и не может ставить епископов или основывать парафии за границами государства».

Подписание томоса об автокефалии новой церкви Украины уже прокомментировали в Русской православной церкви. Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда назвал томос «бумагой, являющейся результатом неуемных политических и личных амбиций». Он отметил, что этот указ подписан в нарушение канонов и потому не обладает никакой канонической силой. А патриарха Кирилла Александр Волков сказал, что Константинопольской патриарх Варфоломей окончательно оторвал себя от мирового православия и вступил в раскол. По словам Волкова, патриарх Варфоломей и его сторонники подписали «духовную капитуляцию».

Новости по теме

Церковный кризис

Годовщина украинского церковного раскола: к чему привели амбиции Порошенко

В драке между представителями религиозных общин на Украине пострадали 11 человек

Представители 11 поместных церквей поддержали Онуфрия в его юбилей

В Киево-Печерской лавре начались торжества в честь 75-летия главы УПЦ

Филарет о выборе главы автокефальной украинской церкви: Не готов поступиться амбициями

Религиозные страсти в Украине утихать не собираются: Филарет имеет большие виды на украинскую поместную православную церков

Будущий глава Единой украинской поместной православной церкви будет соответствовать отдельным критериям, по которым его смогут выбрать на объединительном Архиерейском соборе, пишет Хвиля.

Об этом заявил предстоятель украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет в эфире «Украинского радио», сообщает РБК-Украина.

«Есть критерии. Во-первых, надо иметь богословское образование, надо знать церковные каноны, надо иметь опыт управления епархией и опыт управления церковью. А если опыта нет — то дела не будет. Пока что Вселенский патриарх хочет, чтобы украинскую церковь возглавлял архиепископ — митрополит, не патриарх. Но наша церковь уже приняла решение, что предстоятель УПЦ будет иметь расширенный титул. То есть будет и расширенный титул, и сокращенный. Расширенный это — архиепископ и митрополит киевский и Всея Руси Украины. А узкий будет для нашего внутреннего употребления — патриарх киевский и Всея Руси Украины», — рассказал Филарет.

Дженнифер Лопес показала, какую роскошь прячет в декольте до пупка: «Вот это активы!»

Ушла из жизни легендарная советская актриса: «Таких как она больше не будет»

«До минус 11»: снежное похолодание прорвется в Украину, синоптики назвали дату

Ивлеева из «Орла и Решки» бесстыдно потрогала свой бюст перед популярным блогером: «Перекосило»

Отвечая на вопрос журналиста, о готовности поступиться собственными амбициями для создания единой поместной православной церкви, патриарх заявил, что хочет довести дело до конца.

«Не могу сказать, кто мог бы быть конкурентом. (на избрание главы единой украинской православной церкви, — ред.). Нет, («не готов поступиться амбициями», — ред.), почему нет: не потому что я считаю себя таким. А потому что Москва сделала все для того, чтобы разрушить украинскую православную церковь», — заявил патриарх

Филарет подчеркнул, что намерен возглавить украинскую поместную православную церковь, если это доверит ему Архиерейский собор.

«Поэтому ради того, чтобы сохранить украинскую церковь и довести (дело, — ред.) к завершению, я должен работать до конца, если мне Архиерейский собор доверит. Если не доверит, тогда уже я с себя ответственность снимаю. Тогда они берут на себя ответственность за создание единой в Украине поместной церкви», — добавил он.

О вере и Крыме: 10 высказываний отца Дмитрия Смирнова

СИМФЕРОПОЛЬ, 21 окт – РИА Новости Крым . В Москве на 70-м году жизни скончался протоиерей Дмитрий Смирнов, экс-председатель патриаршей комиссии по делам семьи. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-секретаря синодального отдела Московского патриархата по церковной благотворительности и социальному служению Василия Рулинского.

Как ранее сообщал РИА Новости Крым, протоиерей Дмитрий Смирнов заразился новой коронавирусной инфекцией в мае 2020 года. После этого, по информации СМИ, священнослужитель, один из известнейших проповедников современной Церкви, вынужден был проходить дополнительное лечение, так как болезнь оказала пагубное влияние на его сердечно-сосудистую систему. По состоянию здоровья в августе он даже попросил освободить себя от должности главы патриаршей комиссии по делам семьи, в которой пребывал с 2013 года, сменив на этом посту нынешнего патриарха Кирилла.

Урожденный москвич, Дмитрий Николаевич Смирнов – выходец из семьи священника. Его дед и отец принимали сан, прадед также посвятил жизнь церкви. В 1938 его обвинили в антисоветской пропаганде, расстреляли и погребли в общей могиле в Бутово, в 2000-м он был наряду с другими новомучениками причислен к лику святых.

Дмитрий Смирнов окончил московскую школу с углубленным изучением математики и физики, поступил на заочное отделение Московского пединститута, на художественно-графическое отделение, готовился стать скульптором. Евангелие прочел в 15 лет.

После окончания факультета искусств отправился учиться в духовную семинарию в Сергиевом Посаде. Окончил семинарский курс экстерном за два года. Затем была Духовная академия.

Тема семьи и защиты материнства и детства всегда им «очень глубоко переживалась, потому что сам вырос в многодетной семье, в очень трудных условиях». Отец Димитрий активно взялся за работу в патриаршей комиссии по делам семьи, выступал за нерушимость семейного очага, рьяно настаивал на запрещении абортов. Также отец Димитрий неоднократно высказывался за запрет гомосексуальных отношений.

В обществе священник более всего известен как миссионер и катехизатор. Его зачастую неоднозначные, обличительные, но всегда яркие высказывания становились предметом общественных споров и обсуждений, а иногда даже судебных разбирательств. Дмитрий Смирнов активно выступал в теле и радиопередачах, вел свой блог.


  • О мусульманстве и христианстве:

    То, что угодно Богу — современный мусульманин знает. А современный крещённый не знает. И кто же ближе к Богу? Поэтому будущее за этими мусульманами. Они будут населять эту землю. Потому что современным крещённым это всё не нужно. Мусульмане и посты соблюдают. Когда их праздник — десятки тысяч молодых мужчин стоят на коленях и молятся Богу. Где вы видели столько православных мужиков? Нигде и никогда! Только одни бабы.

    О повышении пенсионного возраста:

    Если тебе продлевают пенсионный возраст на пять лет, то это значит что у тебя просто крадут деньги, а тебе — чтобы ты не очень нервничал — дают на тысячу рублей больше. Просто взять и изъять деньги у самых немощных людей — это, извините, не по-христиански.

    О воспитании:

    У церкви есть опыт воспитания человека. Церковь воспитала лучших людей страны. Сейчас самый лучший человек это кто? Эстрадный певец, который заработал себе на дворец? А церковь воспитывает святых.

    О том, что страшнее советской власти:

    Если люди, которые принимают решения от имени народа, будут ориентированы на Запад, то любая советская власть, в любом ее проявлении, будет лучше. Сейчас вот в Канаде министр культуры — лесбиянка — продвигает снижение минимального возраста вступления в сексуальные отношения с шестнадцати до шести лет. Я считаю, что это будет пострашнее советской власти.

    О женщинах:

    Женщины слабее мужчин умом. Конечно, бывают какие-нибудь там Марии Кюри, но все-таки это редкость.

    О мужчинах:

    Наши мужчины — это есть наша национальная трагедия. И виноваты в этом женщины, потому что воспитывают мужчину, который скручен в бараний рог, и он даже жену себе когда ищет, он ищет себе вторую маму, чтобы можно было к груди припасть и телевизор смотреть. Что он может? Спортом, что ли, заниматься? Нет, он может кричать: «Шайбу! Шайбу!»

    О патриотизме:

    По определению, патриотизм — это любовь к своей Родине, любовь к своей религии, любовь к своему народу, своей истории, к своей культуре. Настоящий патриот не может ненавидеть чужое. Он может что-то недопонимать. Ему может что-то не нравиться. Но ненавидеть?! Нет. Патриотизм — это любовь.

    О чиновниках в церкви:

    Есть чиновники, которые ходят в храмы каждое воскресенье. Но что значит — ходить в храм? В храмы и воробьи залетают, и мыши бывают, и даже кота я видел. Зайти в храм и даже помолиться еще не значит стать христианином. Это только начало. Человека надо учить. Учить любви к ближнему.

    О демократии:

    Смешно считать, что парламентаризм — это власть народа. Это власть финансовых технологий. Мы же взрослые люди и незачем нас обманывать, как детей. Черчилль был прав: большей мерзости, чем демократия, нет.

    О Крыме:

    Крым – это исконно русская территория и Украина тоже. Киев – мать городов русских, а не азербайджанских. Для церкви это тоже важно, потому что мы одна церковь, один народ.

    Российским православным нельзя молиться в церквях за границами России: Кураев о последствиях раскола 8

    Русская православная церковь (РПЦ) разрывает отношения с Константинополем. Священный синод признал невозможным продолжение евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Такова реакция на решение Вселенского патриархата предоставить Украинской православной церкви независимость и вывести ее из-под юрисдикции Московского патриархата. РПЦ назвала такой шаг стамбульского Синода легализацией раскола. Ранее Константинополь признал недействительным решение 1686 года о подчинении Киевской митрополии Москве. РПЦ тогда пообещала дать «жесткий и адекватный ответ».

    Продолжение текста после рекламы

    Рекомендованные новости

    Кричал: «Вы как бешенные собаки!» В Depo объяснили случай с задержанием посетителя без маски

    Сломана челюсть, разбиты очки: спор покупателя с подростками в Rimi из-за маски перерос в потасовку

    В сентябре Синод РПЦ решил, что патриарх Кирилл больше не будет поминать Вселенского патриарха Варфоломея во время богослужений, а епископы Московского патриархата не должны совершать совместные богослужения с константинопольскими. Религиозный и общественный деятель, богослов Андрей Кураев в прямом эфире “Ъ FM” назвал такое решение «беспрецедентным». По его словам, РПЦ рано или поздно окажется в изоляции. С экспертом беседовал ведущий Марат Кашин.

    — Что означает этот разрыв, и к чему все это может привести?

    — Полагаю, что это начало русской реформации, то есть серьезного переформатирования самой матрицы нашего православия. Дело в том, что это резкий, беспрецедентный шаг Синода, который даже обязывает мирян презирать таинства, совершаемые другим патриархом. Из него следует определенная богословская логика. Так называемое «десятое апостольское правило» гласит: если кто помолится с отлученным от церковного общения даже в доме, не то что в храме, тот да будет отлучен.

    Читать еще:  Поминовение усопших – почему третий, девятый и сороковой день?

    Патриарх Кирилл, хотя и человек со швейцарским бэкграундом, но он не швейцарский банкир. А про швейцарского банкира есть известная поговорка: если ты видишь, что швейцарский банкир выбрасывается из окна небоскреба, не думай, делай то же самое. Так вот за Патриархом Кириллом ни одна поместная церковь из окна не бросится. Никто не порвет общение с Московским патриархом. Значит, они будут с ним молиться, и, значит, следствие канона будет требовать от нас, сказав «а», сказать «б» и дальше до «я», что вы все еретики, вы все наши враги. Это и называется «бомбить Воронеж», то есть Русская церковь сама себя отправит в изоляцию.

    Продолжение текста после рекламы

    — Я правильно понимаю, что все поместные церкви, кроме Московского патриархата, признают первенство Варфоломея и будут следовать его словам?

    —Он этого ни от кого не требует. Они не будут разрывать с ним церковное общение, общую молитву и общее таинство. Поэтому в нашей изоляции мы останемся в гордом одиночестве. Нужно будет оправдать свою нелогичность, почему мы объявили патриарха Варфоломея анафемой, а то, что другие этого не сделали, для нас они из-за этого анафемой не стали. Значит, для этого потребуется серьезно пересмотреть все это каноническое древнее наследие. Поэтому я и говорю, что это начало реформации.

    — Как поступать обычным православным прихожанам, которые окажутся, скажем так, не на территории Московского патриархата? Им нельзя будет заходить в церкви? Как это будет выглядеть на таком уровне?

    — Да. Есть огромное количество русских людей, которые живут за границей — вот им теперь будет запрещено не только ходить молиться к католикам, но и в храмы Вселенского патриархата. Это довольно печально, потому что есть человеческие связи, радость от того, что все мы —Вселенское православие. Это был наш главный аргумент и в полемике с украинскими раскольниками, и с какими-нибудь протестантами на Западе. И тут по всей этой нашей замечательной, радостной апологетике нанесен удар топором.

    Продолжение текста после рекламы

    — Была информация, что Греческая церковь может наложить запрет на посещение Афона для мирян РПЦ. Понятно, что он очень популярен у россиян. Насколько вероятен такой сценарий?

    — Я убежден, что никаких ответных санкций со стороны Греции и Константинопольского патриархата не будет. И когда в прошлый раз наш Синод объявил, что мы на уровне епископов отказываемся служить — патриарх Кирилл перестал принимать константинопольского коллегу — Варфоломей не ответил тем же самым, он спокойно продолжает поминать патриарха Кирилла в списке православных патриархов. Я убежден, что так и продолжится.

    — То есть это Московский патриархат будет запрещать своим прихожанам заходить в иные церкви?

    — А там никто никаких запретов на их пути выстраивать не будет?

    — Нет, конечно, их с радостью будут принимать. Поэтому патриарх Кирилл очень точно проговорился 8 октября на службе в Троице-Сергиевой Лавре, где он сказал: «мы пошли на разрыв». Здесь очень четко надо понимать, что инициатива раскола — наша.

    — Как Московский патриархат будет относиться к людям, которые будут заходить в другие церкви?

    — Я думаю, что им вслед будет сказано много гневных слов вслед всем им будет сказано. Принципиально важная теистическая и богословская проблема, чтобы вот не соглашаться с этим, не принимать. То есть епископы поссорились — это ваше дело. Я понимаю, если ты злишься на другого человека, не надо вместе с ним идти к чаше Христа, пока не примирились. Но у меня нет зла на какого-нибудь грека, почему я не могу с ним вместе помолиться? Потому что мой патриарх обижен? Очень странно.

    — Может ли Московский патриархат как-то минимизировать потери? Что для этого нужно предпринять, не доводить ситуацию до абсурда?

    Продолжение текста после рекламы

    — Уже довели. Теперь можно только отзывать это решение. Формула, которую я предлагал для Украины, очень проста, состоит из двух частей. Первая — разрешить людям спокойно ходить в эту новую структуру, создаваемую Константинополем. Второе — если человек остался в структурах Русской церкви на Украине, это не является преступлением. Вот если бы все на это согласились, это был бы шаг к гражданскому миру на Украине. Теперь это попытка «размазать» украинский конфликт по всему церковному миру.

    Продолжение текста после рекламы

    Мы не редактируем ваши комментарии, но призываем соблюдать нормы морали, не разжигать национальную рознь, избегать оскорблений в адрес авторов текстов и собеседников. В случае игнорирования этих несложных правил редакция оставляет за собой право удалять комментарии и лишать пользователя возможности их оставлять.

    Все на крестный ход!

    Три украинских лавры — самая заметная, но все же малая часть святынь, которые русское православие рискует потерять. На территории республики, откуда, как известно, пошла Киевская Русь, расположено великое множество бесценных с точки зрения веры святых мест. По словам наместника Киево-Печерской лавры митрополита Вышегородского и Чернобыльского Павла, противостояние между народами, возникшее из-за политических амбиций, уже привело к уменьшению паломнических поездок к православным святыням Украины.

    «Сегодня, когда обезумевшие люди ради своих политических воззрений или попросту из-за гордыни разделяют нас, россияне направили свои стопы туда, где царит радость уединения с Господом, — на Афон или Валаам», — говорит священнослужитель. Он добавляет, что только в Киево-Печерской лавре количество богомольцев из России в последние годы уменьшилось в разы. «Раньше все спешили в лавру. Думаю, что за время ее существования не один десяток миллионов человек побывал здесь, — продолжает митрополит Павел. — Но сегодняшнее осуществление древнего принципа «разделяй и властвуй», приведшее к прискорбной неприязни и противостоянию между русским и украинским народами, отбивает у людей желание посещать наши общие святыни».

    Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (в центре) проводит молебен

    Фото: Иван Коваленко / «Коммерсантъ»

    В конце июня предстоятель УПЦ МП митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий призвал православных принять участие во Всеукраинском Крестном ходе мира, любви и молитвы за Родину. Молитвенное шествие продлится почти месяц и завершится в столице в канун празднования дня Крещения Руси. Как сообщает информационно-просветительский отдел УПЦ МП, на западе Украины — из Свято-Успенской Почаевской лавры — крестный ход стартует 9 июля, а на востоке — из Свято-Успенской Святогорской лавры — 3 июля. Оба молитвенных шествия встретятся 27 июля в Киеве на Владимирской горке и уже вместе пойдут в Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру. Крестные ходы будут сопровождать чудотворные иконы Божьей Матери — «Почаевская» и «Святогорская», а также другие особо почитаемые святыни.

    В обращении митрополита Онуфрия говорится, что в жизни каждого христианина возникают моменты, когда нужно вспомнить, что он — не просто верующий человек, а часть Тела Христова. И что от каждого зависит судьба церкви и страны. «Самое большее, что может сделать наша церковь, — это призывать к миру и усилить молитвы о ниспослании мира украинской земле», — призывает владыка. По его словам, несмотря на миротворческую миссию, сегодня УПЦ пытаются сделать враждебной украинскому обществу. «На Украине разгорается настоящая межконфессиональная война, происходят провокации, направленные как против духовенства и верующих, так и против Украинской Православной Церкви в целом. Но в мировой истории известны случаи, когда объединительная сила молитвы творила чудеса», — надеется митрополит.

    Наша Церковь — Украинская не потому, что не русская

    Патриарх Варфоломей в Киеве? Чего ждать после визита Зеленского на Фанар

    Зеленский посетил Фанар и пригласил патриарха Варфоломея в Киев. Что это – «дипломатия вежливости», или резкая смена религиозной политики Президента?

    16 октября 2020 года в ходе своего официального визита в Турцию Президент Украины Владимир Зеленский посетил резиденцию Константинопольского патриархата, встретился с патриархом Варфоломеем и пригласил его в Украину. Стороны договорились, что возможный приезд главы Фанара в Украину состоится в 2021 году – в рамках празднования 30-летия независимости государства.

    Естественно, возникает вопрос о том, чего ждать верующим Украинской Православной Церкви от визита Зеленского на Фанар и возможного приезда патриарха Варфоломея в Украину?

    Зеленский на Фанаре

    Чета Зеленских и патриарх Варфоломей на Фанаре.

    Отметим, что посещение Фанара Зеленским началось с молебна в храме святого Георгия, который совершал митрополит Галльский Эммануил, специально для этой цели прибывший в Стамбул. А, как мы помним, в 2018 году именно этот иерарх принимал самое активное участие в переговорах, которые велись между Константинопольским патриархатом и УПЦ КП. Кроме того, митрополит Галльский фактически председательствовал на так называемом «объединительном Соборе» в Софии Киевской.

    Этот факт позже дал право Филарету Денисенко утверждать, что прошедший «собор» нужно считать мероприятием Константинопольской церкви, а не украинской. Поэтому, выбор митрополита Эммануила для встречи Зеленского далеко не случаен – этим самым Фанар в очередной раз продемонстрировал, что не намерен отказываться от своей тактики относительно Украины и указал президенту страны, что в этом направлении «работает» все тот же иерарх, при посредстве которого был получен Томос.

    После молебна и многолетия Зеленскому, Президент Украины с супругой встретились с патриархом Варфоломеем.

    Риторика главы Фанара на встрече в который раз поразила своим полным расхождением с реальностью. Он заявил, что видит в визите Владимира Зеленского проявление «чувства любви, уважения и преданности всего украинского народа к Константинопольской Матери Церкви», что автокефалия ПЦУ «развивается и процветает» и он этим гордится.

    Гордиться глава Фанара может чем угодно, но любовь, уважение и преданность к нему всего украинского народа – это откровенная ложь, равно как и то, что автокефалия ПЦУ развивается и процветает. Напомним, что накануне создания этой структуры архиерей Фанара Иов (Геча) уверенно заявлял, что еще в момент создания ПЦУ будет признана большинством Поместных Церквей. Структуре Думенко скоро два года, а в ее активе лишь очень странное признание со стороны Элладской Церкви и внезапное предательство УПЦ со стороны Александрийского патриарха.

    Любовь, уважение и преданность к главе Фанара всего украинского народа – это откровенная ложь, равно как и то, что автокефалия ПЦУ развивается и процветает.

    Впрочем, Владимир Зеленский с патриархом Варфоломеем спорить не стал, а поблагодарил его за «поддержку, которую патриарх оказывает Украине» и пригласил его посетить нашу страну, отметив, что «мы все будем очень рады вашему приезду». Правда, кто эти «мы все», Президент не уточнил. Нет сомнения, что верующие УПЦ, самой крупной конфессии страны, рады точно не будут. После всего, что сделал патриарх Варфломей для уничтожения канонической Церкви в Украине, реакция на его приезд будет наверняка прямо противоположной.

    Тем не менее, похоже, что Варфоломей в Украине – вопрос уже решенный. Была даже названа конкретная дата визита – День празднования 30-летия Независимости Украины, то есть, 24 августа 2021 года.

    Зеленский и Церковь: смена курса?

    В самом начале своего президентского срока Владимир Зеленский демонстративно дистанцировался от церковной проблематики.

    Например, Президент страны не принимал участия в молебнах в День празднования памяти святого равноапостольного князя Владимира, не демонстрировал свою приверженность какой-либо церковной структуре во время Пасхальных или Рождественских праздников. Он всячески подчеркивал свой религиозный нейтралитет и неоднократно заявлял, что вера в Бога – это нечто интимное и личное.

    Такое поведение Зеленского в корне отличалось от позиции бывшего президента страны Порошенко, фактического создателя ПЦУ. И если при Порошенко чиновники на местах, а также представители праворадикальных организаций и ПЦУ чувствовали свою безнаказанность при нападениях на храмы или верующих УПЦ, то при Зеленском они поняли, что агрессия может быть наказуема, и закон надо соблюдать.

    В итоге, за период с конца 2018 года до середины 2019 в ПЦУ из УПЦ «перешли» около 500 храмов (почти 400 из которых были фактически захвачены), а за период с конца 2019 года по сегодняшний день «переходы» почти прекратились.

    Да, конфликты, пусть в меньших масштабах, продолжаются. Но на фоне всего того, что происходило еще год назад, можно говорить, что религиозная ситуация в Украине более-менее стабилизировалась. Естественно, данный факт не может нравиться Сергею (Епифанию) Думенко. Ведь когда представители тогда еще УПЦ КП вели переговоры с главой Фанара, то одним из аргументов получения Томоса было желание «всего» народа Украины влиться в структуру, создаваемую Константинопольским патриархатом. Другими словами, патриарху Варфоломею постоянно говорили, что украинский народ жаждет автокефалии, а верующие УПЦ будут целыми епархиями переходить в ПЦУ.

    Читать еще:  Краткая энциклопедия славянской мифологии вий. Смотреть что такое "ВИЙ" в других словарях

    Картина с развитием ПЦУ и объединении в ней «всего украинского Православия» радикально противоречит той, которая могла бы оправдать дарование Томоса.

    Однако, ни «объединения» Церквей, ни массовых переходов не случилось. Более того, из сотни украинских архиереев в новую структуру ушло всего два, а большинство общин УПЦ у которых отобрали храмы никуда не исчезли, а строят новые. Поэтому, картина, которая на данный момент вырисовывается в Украине, радикально противоречит той, которую рисовали Варфоломею, и той, которая могла бы оправдать дарование Томоса.

    Причем, видят это не только в Украине. Так, еще в январе 2019 года собрание духовенства Пирейской митрополии в своем заявлении отметило, что появление Томоса привело к тому, что «вместо уврачевания, раскол разрастается все больше», и «после неканонического предоставления автокефалии на Украине началось беспрецедентное гонение на каноническую Православную Церковь во главе с митрополитом Онуфрием». Поэтому, Фанару, для того, чтобы хоть как-то объяснить мировому Православию свои действия в Украине, нужны как воздух новые «переходы».

    В этом контексте неслучайно, что в последнее время Госдеп США от слов о своей поддержке ПЦУ перешел к действиям, тем самым демонстрируя «правильную» позицию для руководства Украины. Неслучайно также, что в сентябре этого года Думенко посетовал на то, что при новой власти «переходы» в ПЦУ практически прекратились и виноваты в этом «отдельные чиновники на местах». Поэтому, визит Зеленского на Фанар может означать смену курса действующей власти с подчеркнутого нейтралитета на поддержку новой религиозной структуры. Кроме того, сам факт визита, а тем более приглашение патриарха Варфоломея в Украину может быть воспринят противниками канонической Церкви как отмашка к началу новых гонений и захватов храмов.

    Фанар, Зеленский и политика

    Следует сказать, что в визите Зеленского на Фанар отчетливо просматривается и политическая составляющая. Можно не сомневаться, что это решение было принято штабом Президента для того, чтобы на предстоящих выборах партия «Слуга народа» получила поддержу националистически настроенного электората. Однако, данная позиция явно проигрышная.

    Во-первых потому, что националисты в своих предпочтениях уже давно определились и вряд ли поменяют свои взгляды только потому, что Зеленский пригласил главу Фанара в Украину.

    Во-вторых, партия «Слуга народа» из-за попытки Зеленского наладить отношения с Фанаром может потерять огромное количество голосов из тех, кто поддерживал Владимира Александровича во время президентских выборов. Ведь не секрет, что огромное количество таких людей – верующие УПЦ.

    Данное видение проблемы подтверждает и спикер нашей Церкви протоиерей Николай Данилевич. По его словам, «сам факт встречи президента Владимира Зеленского с патриархом Варфоломеем сегодня в Стамбуле, независимо от её результатов, может негативно отразиться на личном рейтинге Президента и его партии “Слуга народа”», потому что «люди боятся, что вернется политика и идеология Порошенко».

    И нужно отметить, что с учетом современных украинских реалий, опасения верующих не беспочвенны. Например, издание «Страна» опубликовало материал, согласно которому, Зеленский путем визита на Фанар пытается продемонстрировать Западу свою приверженность «предыдущему курсу».

    С другой стороны, утверждать, что президенту посоветовали сменить свою позицию по отношению к Константинопольскому патриархату в свете грядущих выборов в США, вряд ли целесообразно. Ведь, Госдеп и раньше недвусмысленно демонстрировал свою поддержку ПЦУ, но это никак не влияло на Зеленского.

    Можно вспомнить, что во время предыдущей встречи Зеленского и патриаха Варфоломея в августе 2019 года произошел даже небольшой дипломатический скандал, когда Президент отказался подписывать документ, который ему подготовили и подсунули наши дипломаты и фанариоты.

    Кроме того, в своих симпатиях к Фанару признается не только Байден, но и Трамп, команда которого заверила Константинопольский патриархата в неизменной поддержке и дружбе. Поэтому, по нашему мнению, смена курса Зеленского объясняется не столько выборами в США, сколько попыткой заверить «западных партнеров», что нынешнее руководство Украины готово продолжать дело, начатое предыдущей властью – переориентировать страну под геополитические интересы Запада.

    Фанариотский экзархат в Украине

    Естественно, визит в Украину патриарха Варфоломея с новой силой поставит перед ПЦУ и руководством страны те вопросы, которые фигурировали во время переговоров о Томосе. Речь идет о церковных интересах Фанара в Украине.

    Порошенко и патриарх Варфоломей подписывают договор между Фанаром и Украиной.

    3 ноября 2018 года в Стамбуле было тогдашний президент Украины Петр Порошенко и патриарх Варфоломей подписали «Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Украиной и Вселенским Константинопольским патриархатом». Подробности этого соглашения не разглашались, но чуть позже стало известно, что в обмен на Томос Фанар потребовал от украинских властей передать в собственность целый ряд храмов и монастырей.

    Порошенко президентские выборы проиграл, и Фанар попробовал переключитаться на нового Президента. Но, как мы уже вспоминали, Владимир Зеленский подписывать совместный с Фанаром документ отказался. Теперь же ситуация может измениться.

    Все дело в том, что к визиту Президента Украины в Стамбул фанариоты приурочили наречение во епископы для Украины своего экзарха – архимандрита Михаила (Онищенко). Понятно, что поставление экзарха на территорию, которую фанариоты считают в юрисдикции ПЦУ, говорит о фактическом отсутствии «автокефалии» у этой структуры. Но, точно так же это говорит и о том, что раз есть экзарх в епископском сане, значит должна быть и епископская кафедра и экзархат. И не номинальные, а самые что ни на есть реальные. В данный момент в ведении Фанара находится только Андреевская церковь в Киеве, и можно не сомневаться, что к визиту патриарха Варфоломея в Украину фанариоты получат еще несколько храмов из того перечня, который был озвучен при Порошенко.

    Подводя итоги можно сказать, что приглашение главы Фанара в Украину ничего хорошего для верующих УПЦ не сулит. Он может означать только новый виток гонений на каноническую Церковь с применением насилия, рейдерскими захватами храмов, и всем тем, от чего мы устали за годы правления Порошенко. Кроме того, даже простой визит Зеленского на Фанар и обмен любезностями с патриархом Варфоломеем, которого Президент Украины поблагодарил за поддержку территориальной целостности и независимости страны, может быть воспринят как сигнал для чиновников на местах о «смене курса» – с нейтралитета к открытой поддержке ПЦУ и гонений против УПЦ.

    К этому стоит добавить, что увеличение количества «переходов» (читай – захватов) храмов в интересах как представителей ПЦУ, так и представителей Константинопольского патриархата. Потому что, если для первых речь идет о банальном увеличении количества приходов, то для вторых – об оправдании в глазах мирового Православия своих беззаконных действий на территории Украины.

    Естественно, что возврат к церковной политике Порошенко приведет к всплеску агрессии и напряженности в украинском обществе. Верующие нашей Церкви будут защищать свои храмы, что, скорее всего, приведет к напряженности в отношениях с властью и тем мерам, которые уже было опробованы предыдущим руководством страны – вызовы на допросы, липовые судебные процессы, обыски СБУ и т.д.

    Возможно, что для увеличение присутствия Константинопольского патриахата в Украине будут поставлены и вопросы о «переходе» в ведение Фанара не только отдельных храмов, но и Лавр, в частности, Киево-Печерской и Почаевской. Ведь если разговоры о возможной передаче той же Киево-Печерской лавры раскольникам вызывали в большинстве Поместных Церквей жесткую критику, то возможность ее перехода к «Церкви-Матери» может быть воспринято более терпимо.

    Поэтому, ничего хорошего от визита в Украину патриарха Варфоломея мы ждать не можем, как и не можем ему помешать. Единственное, что мы можем – это использовать то оружие, которое у нас есть – молитву.

    Последний «мягкий» год, достаточно благородная позиция Владимира Зеленского в церковном вопросе и резкий контраст с действиями Порошенко многих из нас расслабило. Мы решили, что теперь все будет иначе и можно надеятся на молодого, незаангажированного и справедливого Президента. Но это ошибка. Господь нам в очередной раз подсказывает, что надеяться на князи нельзя. Единственная наша надежда – это Христос. Была, есть и будет.

    3. Почему россияне не умеют строить низовые институции?

    — Деньги Россия выделяла таким людям, как Медведчук, которые использовали их по собственному усмотрению, но вовсе не в интересах России — для создания сети, которая бы составила альтернативу НГО, финансируемым Соросом. То есть ставка систематически делалась не на тех людей.

    В чём корень данной проблемы? В неумении строить низовые институции. То, что прекрасно умеют делать англосаксы, и что давно является их главным козырем в геополитике. Так же, как и всей Европы в целом. Кроме того, они умеют вести диалог по принципу: «Мы с тобой сели и договорились» по системе «победитель-победитель».

    Нашим народам свойственен только подход: «я — победитель, ты — проигравший», либо «ты — победитель, я — проигравший». Или, выражаясь простым языком: «ты — начальник, я — дурак, а я — начальник, ты — дурак».

    Не бывает такого, что мы оба — умные, и договорились ко взаимной выгоде. Мы к этому практически не способны — и россияне, и украинцы. Но в этом нет ничего сложного, этому можно научиться и у американцев, и у англосаксов, и у всей Европы. Но почему-то ни Россия, ни Украина этому учиться не хотят.

    Комментарий редакции

    К сожалению, Татьяна продолжает множить комплексы у своей аудитории. Давайте разберёмся!

    С кем, где и когда англосаксы умели договариваться? Уж не в своей ли колониальной империи, где они привязывали сипаев к пушкам, безжалостно подавляя любое сопротивление и не признавая никакого другого мнения, кроме своего собственного? Или, может быть, господа американцы сумели договориться во Вьетнаме или Лаосе — в первой из этих стран из-за американского ДДТ до сих пор рождаются дети с ущербной генетикой, а во второй — жители не в состоянии распахивать собственные земли из-за миллионов неразорвавшихся американских бомб?

    Думается, Татьяна, как человек с безусловно западной культурой, великолепно эти исторические примеры знает. Но вернёмся к Украине: возможно, в дипломатическое искусство Вашингтона входит поход Виктории Нуланд, «королевы печенек», на Майдан. Правда, сразу после этого стали умирать под огнём снайперов ребята из «небесной сотни».

    А сейчас американцы уже и не скрывают, как их инструкторы стали во главе снайперов, открывших огонь по площади. Впрочем, пуля — великолепный дипломатический аргумент — как говорится, «последний довод короля».

    В то же время, «не умеющие договариваться русские» не вмешивались в украинские процессы и уж точно не думали «давать денег Медведчуку», как говорит Татьяна. Русские не стали двигать танки через границу и не мешали украинским гражданам выяснять отношения друг с другом при помощи факелов в Одессе, а также огнестрелов и ножей. Вряд ли это похоже на поведение «деликатных» англосаксов в той же Ирландии, где, наверное, местное население совсем не считает себя выигравшим что бы то ни было от контакта с англосаксами.

    Может быть, Татьяна и не знает, но даже торговля рабами изначала велась на «товар» из Ирландии — ирландцев продавали как скот в Новый Свет ещё со времён Кромвеля. Их топили в Атлантике и умерщвляли голодомором у себя на родине. Где же здесь то самое «договорное искусство», не присущее «славянским ванькам»?

    Наша Церковь — Украинская не потому, что не русская

    Патриарх Варфоломей в Киеве? Чего ждать после визита Зеленского на Фанар
    Зеленский посетил Фанар и пригласил патриарха Варфоломея в Киев. Что это — «дипломатия вежливости», или резкая смена религиозной политики Президента?

    16 октября 2020 года в ходе своего официального визита в Турцию Президент Украины Владимир Зеленский посетил резиденцию Константинопольского патриархата, встретился с патриархом Варфоломеем и пригласил его в Украину. Стороны договорились, что возможный приезд главы Фанара в Украину состоится в 2021 году – в рамках празднования 30-летия независимости государства.

    Естественно, возникает вопрос о том, чего ждать верующим Украинской Православной Церкви от визита Зеленского на Фанар и возможного приезда патриарха Варфоломея в Украину?

    Читать еще:  Храм Пресвятого Сердца Иисуса (Самара) - уникальный памятник архитектуры. Храм Пресвятого Сердца Иисуса (Самара) — уникальный памятник архитектуры Возведение костёла и его жизнь до революции
    Зеленский на Фанаре

    Чета Зеленских и патриарх Варфоломей на Фанаре.

    Отметим, что посещение Фанара Зеленским началось с молебна в храме святого Георгия, который совершал митрополит Галльский Эммануил, специально для этой цели прибывший в Стамбул. А, как мы помним, в 2018 году именно этот иерарх принимал самое активное участие в переговорах, которые велись между Константинопольским патриархатом и УПЦ КП. Кроме того, митрополит Галльский фактически председательствовал на так называемом «объединительном Соборе» в Софии Киевской.

    Этот факт позже дал право Филарету Денисенко утверждать, что прошедший «собор» нужно считать мероприятием Константинопольской церкви, а не украинской. Поэтому, выбор митрополита Эммануила для встречи Зеленского далеко не случаен – этим самым Фанар в очередной раз продемонстрировал, что не намерен отказываться от своей тактики относительно Украины и указал президенту страны, что в этом направлении «работает» все тот же иерарх, при посредстве которого был получен Томос.

    После молебна и многолетия Зеленскому, Президент Украины с супругой встретились с патриархом Варфоломеем.

    Риторика главы Фанара на встрече в который раз поразила своим полным расхождением с реальностью. Он заявил, что видит в визите Владимира Зеленского проявление «чувства любви, уважения и преданности всего украинского народа к Константинопольской Матери Церкви», что автокефалия ПЦУ «развивается и процветает» и он этим гордится.

    Гордиться глава Фанара может чем угодно, но любовь, уважение и преданность к нему всего украинского народа – это откровенная ложь, равно как и то, что автокефалия ПЦУ развивается и процветает. Напомним, что накануне создания этой структуры архиерей Фанара Иов (Геча) уверенно заявлял, что еще в момент создания ПЦУ будет признана большинством Поместных Церквей. Структуре Думенко скоро два года, а в ее активе лишь очень странное признание со стороны Элладской Церкви и внезапное предательство УПЦ со стороны Александрийского патриарха.

    Любовь, уважение и преданность к главе Фанара всего украинского народа – это откровенная ложь, равно как и то, что автокефалия ПЦУ развивается и процветает.

    Впрочем, Владимир Зеленский с патриархом Варфоломеем спорить не стал, а поблагодарил его за «поддержку, которую патриарх оказывает Украине» и пригласил его посетить нашу страну, отметив, что «мы все будем очень рады вашему приезду». Правда, кто эти «мы все», Президент не уточнил. Нет сомнения, что верующие УПЦ, самой крупной конфессии страны, рады точно не будут. После всего, что сделал патриарх Варфломей для уничтожения канонической Церкви в Украине, реакция на его приезд будет наверняка прямо противоположной.

    Тем не менее, похоже, что Варфоломей в Украине – вопрос уже решенный. Была даже названа конкретная дата визита – День празднования 30-летия Независимости Украины, то есть, 24 августа 2021 года.

    Зеленский и Церковь: смена курса?

    В самом начале своего президентского срока Владимир Зеленский демонстративно дистанцировался от церковной проблематики.

    Например, Президент страны не принимал участия в молебнах в День празднования памяти святого равноапостольного князя Владимира, не демонстрировал свою приверженность какой-либо церковной структуре во время Пасхальных или Рождественских праздников. Он всячески подчеркивал свой религиозный нейтралитет и неоднократно заявлял, что вера в Бога – это нечто интимное и личное.

    Такое поведение Зеленского в корне отличалось от позиции бывшего президента страны Порошенко, фактического создателя ПЦУ. И если при Порошенко чиновники на местах, а также представители праворадикальных организаций и ПЦУ чувствовали свою безнаказанность при нападениях на храмы или верующих УПЦ, то при Зеленском они поняли, что агрессия может быть наказуема, и закон надо соблюдать.

    В итоге, за период с конца 2018 года до середины 2019 в ПЦУ из УПЦ «перешли» около 500 храмов (почти 400 из которых были фактически захвачены), а за период с конца 2019 года по сегодняшний день «переходы» почти прекратились.

    Да, конфликты, пусть в меньших масштабах, продолжаются. Но на фоне всего того, что происходило еще год назад, можно говорить, что религиозная ситуация в Украине более-менее стабилизировалась. Естественно, данный факт не может нравиться Сергею (Епифанию) Думенко. Ведь когда представители тогда еще УПЦ КП вели переговоры с главой Фанара, то одним из аргументов получения Томоса было желание «всего» народа Украины влиться в структуру, создаваемую Константинопольским патриархатом. Другими словами, патриарху Варфоломею постоянно говорили, что украинский народ жаждет автокефалии, а верующие УПЦ будут целыми епархиями переходить в ПЦУ.

    Картина с развитием ПЦУ и объединении в ней «всего украинского Православия» радикально противоречит той, которая могла бы оправдать дарование Томоса.

    Однако, ни «объединения» Церквей, ни массовых переходов не случилось. Более того, из сотни украинских архиереев в новую структуру ушло всего два, а большинство общин УПЦ у которых отобрали храмы никуда не исчезли, а строят новые. Поэтому, картина, которая на данный момент вырисовывается в Украине, радикально противоречит той, которую рисовали Варфоломею, и той, которая могла бы оправдать дарование Томоса.

    Причем, видят это не только в Украине. Так, еще в январе 2019 года собрание духовенства Пирейской митрополии в своем заявлении отметило, что появление Томоса привело к тому, что «вместо уврачевания, раскол разрастается все больше», и «после неканонического предоставления автокефалии на Украине началось беспрецедентное гонение на каноническую Православную Церковь во главе с митрополитом Онуфрием». Поэтому, Фанару, для того, чтобы хоть как-то объяснить мировому Православию свои действия в Украине, нужны как воздух новые «переходы».

    В этом контексте неслучайно, что в последнее время Госдеп США от слов о своей поддержке ПЦУ перешел к действиям, тем самым демонстрируя «правильную» позицию для руководства Украины. Неслучайно также, что в сентябре этого года Думенко посетовал на то, что при новой власти «переходы» в ПЦУ практически прекратились и виноваты в этом «отдельные чиновники на местах». Поэтому, визит Зеленского на Фанар может означать смену курса действующей власти с подчеркнутого нейтралитета на поддержку новой религиозной структуры. Кроме того, сам факт визита, а тем более приглашение патриарха Варфоломея в Украину может быть воспринят противниками канонической Церкви как отмашка к началу новых гонений и захватов храмов.

    Фанар, Зеленский и политика

    Следует сказать, что в визите Зеленского на Фанар отчетливо просматривается и политическая составляющая. Можно не сомневаться, что это решение было принято штабом Президента для того, чтобы на предстоящих выборах партия «Слуга народа» получила поддержу националистически настроенного электората. Однако, данная позиция явно проигрышная.

    Во-первых потому, что националисты в своих предпочтениях уже давно определились и вряд ли поменяют свои взгляды только потому, что Зеленский пригласил главу Фанара в Украину.

    Во-вторых, партия «Слуга народа» из-за попытки Зеленского наладить отношения с Фанаром может потерять огромное количество голосов из тех, кто поддерживал Владимира Александровича во время президентских выборов. Ведь не секрет, что огромное количество таких людей – верующие УПЦ.

    Данное видение проблемы подтверждает и спикер нашей Церкви протоиерей Николай Данилевич. По его словам, «сам факт встречи президента Владимира Зеленского с патриархом Варфоломеем сегодня в Стамбуле, независимо от её результатов, может негативно отразиться на личном рейтинге Президента и его партии «Слуга народа»», потому что «люди боятся, что вернется политика и идеология Порошенко».

    И нужно отметить, что с учетом современных украинских реалий, опасения верующих не беспочвенны. Например, издание «Страна» опубликовало материал, согласно которому, Зеленский путем визита на Фанар пытается продемонстрировать Западу свою приверженность «предыдущему курсу».

    С другой стороны, утверждать, что президенту посоветовали сменить свою позицию по отношению к Константинопольскому патриархату в свете грядущих выборов в США, вряд ли целесообразно. Ведь, Госдеп и раньше недвусмысленно демонстрировал свою поддержку ПЦУ, но это никак не влияло на Зеленского.

    Можно вспомнить, что во время предыдущей встречи Зеленского и патриаха Варфоломея в августе 2019 года произошел даже небольшой дипломатический скандал, когда Президент отказался подписывать документ, который ему подготовили и подсунули наши дипломаты и фанариоты.

    Кроме того, в своих симпатиях к Фанару признается не только Байден, но и Трамп, команда которого заверила Константинопольский патриархата в неизменной поддержке и дружбе. Поэтому, по нашему мнению, смена курса Зеленского объясняется не столько выборами в США, сколько попыткой заверить «западных партнеров», что нынешнее руководство Украины готово продолжать дело, начатое предыдущей властью – переориентировать страну под геополитические интересы Запада.

    Фанариотский экзархат в Украине

    Естественно, визит в Украину патриарха Варфоломея с новой силой поставит перед ПЦУ и руководством страны те вопросы, которые фигурировали во время переговоров о Томосе. Речь идет о церковных интересах Фанара в Украине.

    Порошенко и патриарх Варфоломей подписывают договор между Фанаром и Украиной.

    3 ноября 2018 года в Стамбуле было тогдашний президент Украины Петр Порошенко и патриарх Варфоломей подписали «Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Украиной и Вселенским Константинопольским патриархатом». Подробности этого соглашения не разглашались, но чуть позже стало известно, что в обмен на Томос Фанар потребовал от украинских властей передать в собственность целый ряд храмов и монастырей.

    Порошенко президентские выборы проиграл, и Фанар попробовал переключитаться на нового Президента. Но, как мы уже вспоминали, Владимир Зеленский подписывать совместный с Фанаром документ отказался. Теперь же ситуация может измениться.

    Все дело в том, что к визиту Президента Украины в Стамбул фанариоты приурочили наречение во епископы для Украины своего экзарха – архимандрита Михаила (Онищенко). Понятно, что поставление экзарха на территорию, которую фанариоты считают в юрисдикции ПЦУ, говорит о фактическом отсутствии «автокефалии» у этой структуры. Но, точно так же это говорит и о том, что раз есть экзарх в епископском сане, значит должна быть и епископская кафедра и экзархат. И не номинальные, а самые что ни на есть реальные. В данный момент в ведении Фанара находится только Андреевская церковь в Киеве, и можно не сомневаться, что к визиту патриарха Варфоломея в Украину фанариоты получат еще несколько храмов из того перечня, который был озвучен при Порошенко.

    Подводя итоги можно сказать, что приглашение главы Фанара в Украину ничего хорошего для верующих УПЦ не сулит. Он может означать только новый виток гонений на каноническую Церковь с применением насилия, рейдерскими захватами храмов, и всем тем, от чего мы устали за годы правления Порошенко. Кроме того, даже простой визит Зеленского на Фанар и обмен любезностями с патриархом Варфоломеем, которого Президент Украины поблагодарил за поддержку территориальной целостности и независимости страны, может быть воспринят как сигнал для чиновников на местах о «смене курса» – с нейтралитета к открытой поддержке ПЦУ и гонений против УПЦ.

    К этому стоит добавить, что увеличение количества «переходов» (читай — захватов) храмов в интересах как представителей ПЦУ, так и представителей Константинопольского патриархата. Потому что, если для первых речь идет о банальном увеличении количества приходов, то для вторых – об оправдании в глазах мирового Православия своих беззаконных действий на территории Украины.

    Естественно, что возврат к церковной политике Порошенко приведет к всплеску агрессии и напряженности в украинском обществе. Верующие нашей Церкви будут защищать свои храмы, что, скорее всего, приведет к напряженности в отношениях с властью и тем мерам, которые уже было опробованы предыдущим руководством страны – вызовы на допросы, липовые судебные процессы, обыски СБУ и т.д.

    Возможно, что для увеличение присутствия Константинопольского патриахата в Украине будут поставлены и вопросы о «переходе» в ведение Фанара не только отдельных храмов, но и Лавр, в частности, Киево-Печерской и Почаевской. Ведь если разговоры о возможной передаче той же Киево-Печерской лавры раскольникам вызывали в большинстве Поместных Церквей жесткую критику, то возможность ее перехода к «Церкви-Матери» может быть воспринято более терпимо.

    Поэтому, ничего хорошего от визита в Украину патриарха Варфоломея мы ждать не можем, как и не можем ему помешать. Единственное, что мы можем – это использовать то оружие, которое у нас есть – молитву.

    Последний «мягкий» год, достаточно благородная позиция Владимира Зеленского в церковном вопросе и резкий контраст с действиями Порошенко многих из нас расслабило. Мы решили, что теперь все будет иначе и можно надеятся на молодого, незаангажированного и справедливого Президента. Но это ошибка. Господь нам в очередной раз подсказывает, что надеяться на князи нельзя. Единственная наша надежда – это Христос. Была, есть и будет.

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector