1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Надо ли поститься, если пост не в радость

— Отец Алексий, многие признаются, что с годами пост перестает быть в радость, воспринимается чуть ли не как повинность. Почему так происходит?

— Дело в том, что наше отношение к Богу зеркально отражает отношение к людям. Господь заповедовал нам возлюбить Бога всем сердцем и ближнего как самого себя — это две первые заповеди, и исполняем мы их, как, впрочем, и остальные восемь, плохо.

Начну с отношения к ближнему. Когда мы влюбляемся или хотим подружиться с кем-то, помним об этом человеке день и ночь, готовы, как нам кажется, горы свернуть ради него, и в этот период еде, как и всему, что отвлекает от глубокого общения, уделяем минимум времени и внимания. Но когда другой человек входит в нашу жизнь как жена или друг, через какое-то время не просто привыкаем к нему, но он надоедает или даже начинает раздражать, нам кажется, что отношения себя исчерпали, да и изначально были ошибкой, надо искать новых друзей и новую супругу.

И вчерашние друзья в лучшем случае просто перестают общаться, а иногда и становятся врагами, распадаются браки, дети растут без отцов. Картина эта знакома всем. Думаю, что и подобные чувства чаще или реже испытывал каждый. Забывчивость, непостоянство — главное, что отличает человека от Бога. В отношениях с Ним мы так же непостоянны, и началось это еще с Адама. Он согрешил, потому что захотел иметь что-то без своего Отца, личное, индивидуальное, только ему принадлежащее. И взаимность между человеком и Богом, без которой нет подлинных отношений, была нарушена.

Весь Ветхий Завет свидетельствует, что люди помнили об утраченной взаимности, но редко кому удавалось ее восстановить. Бывали вспышки веры, но они как вспыхивали, так и затухали. Чаще же мы видим в Ветхом Завете пропасть между людьми и Богом, между братом и братом, отцом и сыном.

Иоанн Предтеча, о котором Сам Христос говорит: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф., 11, 11), который по праву считается родоначальником монахов, всю жизнь проводил в посте и молитве. Почему? Он ждал встречи с Богом, а его пост был как раз признанием, что взаимность утрачена. Постясь, он напоминал нам, что еда и питие могут доставить удовольствие, но это не то, что делает человека счастливым. Они удовлетворяют аппетит тела, но не души. А чем больше душа жаждет общения с Богом, тем меньше пищи требует тело.

В основе всякого поста — признание человеком, что он потерял Бога, потерял ближних, да и самого себя потерял, потому что человек узнает себя только в общении. Пост для христианина — путь к встрече с милующим Богом. Но чтобы встреча состоялась, необходим диалог с Ним, поэтому пост неотделим от молитвы. Молитва — не автоматическое вычитывание правил, а обращение к Богу из глубины сердца сокрушенного и смиренного.

Если я просто воздерживаюсь от скоромной пищи и читаю молитвенное правило, а думаю о земном, продолжаю потакать страстям, это еще не пост. Но неофитам Господь дает возможность почувствовать радость от воздержания, узнать себя. В каком бы возрасте человек ни пришел в Церковь, на первых порах он для Бога ребенок, младенец — в духовном смысле. За детей поначалу все делают родители, но постепенно приучают их к самостоятельности. Не всем детям это нравится — нам гораздо приятней, когда с нами нянчатся, а мы ни за что не отвечаем.

Так и в отношениях с Богом. Не за труды наши, а по великой любви Своей Бог дает новоначальным благодать, чтобы они поняли смысл духовной жизни, но потом предлагает потрудиться самим. Спросите любого человека, что лучше: ездить на коляске или ходить на своих ногах? Ответ очевиден. Но когда речь идет не о физических возможностях, а о духовной жизни, мы не хотим ходить, предпочитаем, чтобы Бог носил нас на Своих плечах. Хотим брать, а не отдавать. При таком отношении пост не может быть в радость.

Отказаться от глянца

— А как быть тем, кому по состоянию здоровья или в силу возраста поститься нельзя? Получается, такой важный этап жизни христианина проходит мимо?

— Церковный устав освобождает болящих и беременных от телесного поста, поскольку их тело и так утруждается необычным состоянием, но они могут вести душевный пост. Ограничивать доступ излишней информации: не включать телевизор, компьютер с целью развлечения, не читать светских журналов и книг. В общем, отказаться от того, без чего, как нам кажется, мы вообще жить не можем! А на самом деле, если мы хотя бы частично удалим это из повседневности, наша жизнь качественно изменится.

— И что происходит с человеком, который оказался в информационном вакууме?

— У него обнаруживаются сначала душевные запросы, а потом и духовные.

Простой пример: съев на ужин килограмм пельменей, не станешь читать Достоевского, скорее завалишься на диван с глянцевым журналом. А вот человек, который проведет недельку на кашах, вдруг обнаружит, что у него в душе происходит что-то необычное, и он захочет понять, что именно. Тогда человек открывает Достоевского, проникается жалостью к героям, а потом и к самому себе. А правильная жалость к себе, то есть ощущение, что упускаешь что-то важное в жизни, — это путь к следующему этапу, духовному. И тогда он ставит Достоевского на полочку и берет Евангелие. И утоляет уже духовный голод. Совершенно очевидно, что прийти в состояние духовного голода через телевизор невозможно, поэтому чуткие к себе люди давно уже этого зверя дома не держат.

Особенности питания после поста

Некоторые думают, что уж если пост закончился, то нужно отыграться за все дни и наесться всего и сразу, да ещё и побольше.

При этом, совершенно не думая о том, что в таком случае от воздержания не только не будет пользы, а даже наоборот – один вред. Как же питаться после окончания поста?

Первые дни должны быть как бы постепенным «затиханием» поста. Не рекомендуется в эти дни принимать в пищу:

  • Мясо (за исключением, возможно, курицы, индейки или рыбы);
  • Грибы, особенно маринованные;
  • Не следует увлекаться выпечкой;
  • Калорийные сладости, такие как торт, пирожное с масляным или сливочным кремом;
  • Колбасы и копчёности.

Так как организм, за то время пока длился пост, отвыкает от животной пищи, то начинать её кушать нужно понемногу, как бы заново приучая себя. Не стоит есть жареное мясо или рыбу. Желательно, чтобы пища была отваренной и кушать её следует небольшими порциями, понемногу.

Читать еще:  Диана именины. Значение имени — Диана День ангела у дианы

Соль в первые дни после поста лучше ограничить. Не стоит увлекаться мучными изделиями на масле и яйце. Намного полезнее будут блюда из круп (рис, гречка, пшено или овсянка – не имеет большого значения) с фруктами, в которые желательно добавить побольше зелени. Ведь организму нужны в этот период витамины.

В каком пути отменяется пост?

Отец Максим Козлов, правда, предупредил, что бывают «болезни и болезни». Химиотерапия это одно дело, но насморк — совсем другое, и он не должен становиться удобным поводом «прополоскать горло алкоголем». И если тебе предписана печень на пару и без соли, это не значит, что ты можешь разрешить себе все ресторанные стейки. Не нужно прибегать к расширительным толкованиям предписаний врачей.

Не стоит также импровизировать по поводу правила «в пути пост отменяется». Если это кругосветное путешествие Федора Конюхова, военная служба или командировка, в которой по каким-то серьезным причинам нет возможности поститься. А если это путешествие на «Сапсане» в Петербург (где, кстати, есть постное меню), то вряд ли стоит отменять пост, считает протоиерей Максим Козлов.

Не надо также разводить особой борьбы со страстями вокруг творога и кефира. «Что-то я мало встречал людей, одержимых страстью к кефиру», — с почти неуловимой иронией заметил о. Максим.

Военнослужащие и учащиеся учебных заведений получали послабления в посте еще в 19 веке, обратил внимание Алексей Заров. Верующие спортсмены, занятые лечебной физкультурой, спокойно постятся и ни разу не падали в обморок на фитнес-тренировках.

Как пост влияет на организм

Я не сторонница диет и уж тем более никак нельзя назвать диетой православный пост (даже его пищевую составляющую) — у них разные цели. Но мне как нутрициологу было интересно посмотреть, как работает пост с биохимической точки зрения. Ведь во время поста мы не только отказываемся от определенных продуктов, но и стараемся в целом есть меньше.

Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много. Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы предается ненасытному вкушению и телом, и умом.

Преподобный Серафим Саровский

Как же влияет пост на организм? Прежде всего надо понять одну принципиальную вещь в отношении нашего тела. Глюкоза — это горючее, которое дает нам силы двигаться, основной источник энергии для мозга. Глюкоза поступает из пищи, которую мы едим. Организм расщепляет продукты, и благодаря этому глюкоза становится доступной клеткам. Иначе говоря, чтобы выжить, нашему телу нужна глюкоза.

Когда организм на какое-то время остается без еды, ему приходится использовать накопленные запасы, чтобы обеспечить мозг и все тело глюкозой. У нашего организма три основных хранилища энергии.

  1. Гликоген: накопленные углеводы хранятся в печени и некоторых группах мышц.
  2. Жир: жировые отложения.
  3. Аминокислоты: строительный материал мышечных тканей.

Сначала организм использует накопленные запасы глюкозы. Когда они истощатся, он переключается на жировые запасы и перерабатывает жир в источник энергии — глюкозу. Цикличное голодание приводит наше тело в состояние сжигания жира, при этом мышечная ткань не подвергается риску.

Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь, делами? Если увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо.

Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту. Ты не ешь мяса? Не вкушай же и глазами нескромности.

Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?

Святитель Иоанн Златоуст

Православные врачи — кому противопоказан пост

В первую очередь пост противопоказан ослабленным, больным людям, беременным женщинам и кормящим матерям. Не стоит соблюдать пост людям с диабетом, онкологией и истощением жизненных сил, в том числе и тем, кто страдает анорексией и нарушениями обмена веществ.

В остальных случаях пост ослабляется или прекращается по совету со священником. Главное в такой ситуации прислушиваться к организму.

Пост и белок

Чтобы в пост получать достаточно белка, нужно обязательно потреблять фасоль, чечевицу, горох, грибы, орехи — они чемпионы среди растительных продуктов по его содержанию. И хоть их белок менее качественный, чем в мясе и птице, они нужны. В принципе, это хорошие продукты, но не всем они хорошо подходят. Могут вызывать дискомфорт в пищеварительной системе. В Средиземноморье, откуда к нам пришло христианство, во время постов разрешены морепродукты — их там много и они считаются постными. При этом, они являются отличным источником белка и многих других полезных и дефицитных веществ. Большая часть населения нашей страны удалена от моря, и у нас нет культуры потребления этих «морских фруктов». К тому же многие не считают их постными. А зря. Во время поста это очень уместный и полезный продукт.

Сколько надо поститься перед причастием?

Церковь определяет этот срок тремя днями — именно столько нужно поститься перед причастием. Считается, что, по возможности, это должен быть строгий пост. Он касается не только еды (не есть мясо, рыбу, молочные продукты), но и остальных сторон жизни человека: уход от развлечений, отказ от супружеской близости.

Цель поста перед причастием такая же, как и у любого поста: сосредоточить внимание человека на внутренней жизни. Но не только в этом. Пост перед причастием — это еще и «обязательный подвиг», которое поможет правильно настроить человека на это Таинство.

Причастие — главное Таинство в жизни Христианина: это момент его необъяснимого соединения с Богом, здесь — на Земле. Это Святой момент и отношение к нему должно быть соответствующим. Причастие — это не доблесть и не достижение, а — Дар Господень и Чудо, которое происходит с нами здесь и сейчас. Три дня поста помогают человеку помнить об этом.

Как правило, для глубоко воцерковленных и подвижников — пост перед Причастием был даже не правилом — а нечто само собой очевидным: прийти к Чаше готовым, держа ум во внутреннем, а не во внешнем.

(К слову: подготовка к Причастию заключается не только в посте и ограничениях, но и чтении специальных молитв. Христиане вычитывают перед Причастием Последование ко святому Причащению, а также три канона — покаянный канон Иисусу Христу, Канон Божией Матери и Канон Ангелу Хранителю. Все эти молитвы есть в каждом молитвослове).

Читать еще:  Стихи пожелания удачи. Лучшие пожелания удачи Самые лучшие пожелания удачи

Как правильно поститься. Мнение священнослужителя

Какую роль пост играет в жизни православного человека? Какой смысл вкладывает церковь в понятие поста? Как правильно поститься? На эти вопросы мы попросили ответить священника храма иконы Божьей Матери Живоносный источник в Царицыне Михаила Потокина.

Для чего установлено правило поста, в чем его польза?

Одна из причин в том, что у человека – двоякий состав: он состоит из тела и души, которые находятся в неразрывном единстве. Наши духовные способности могут быть расширены, обострены тогда, когда мы сдерживаем те или иные телесные потребности. Пост способствует углублению духовной стороны жизни. Надо понять, что это не просто период, когда мы не едим каких-то определённых продуктов, иначе бы он ничем не отличался от обычной диеты (хотя, разумеется, воздержание в пище никогда и никому не вредило). Пост – это время покаяния, молитвы и воздержания, причём не только воздержания в еде. Это особое состояние души, в определённой степени – духовный подвиг. Именно поэтому многие стремятся исповедоваться именно в Великий пост.

Наряду с ограничением в пище следует воздержаться и от других телесных удовольствий, в том числе и от просмотра развлекательных телепередач?

Воздержание в пище – лишь часть духовной работы, без остальных составляющих она не имеет смысла – как не имеет смысла заправка для салата без самого салата. В пост следует бывать в церкви: там читаются особенные, очень красивые великопостные службы, а в молитвенных текстах раскрывается смысл поста. Рационально объяснить сам феномен поста невозможно. Мы живём опытом и только в опыте постигаем суть тех или иных явлений. Вы не сможете объяснить, что такое «соль» человеку, который ни разу соль не пробовал. Так же нельзя понять, что такое пост, если не попробовать поститься. Когда мы получаем этот опыт, когда наше сердце его чувствует, тогда уже не надо объяснять, зачем он нужен, как правилно поститься, что он нам даёт, а чего не даёт.

Многие люди допускают для себя более мягкие формы поста. Допустим, человек не ест мяса, не ест масла и яиц, а вот от молока не может отказаться. Как к этому относится церковь?

Каждый человек знает свою меру. И, безусловно, даже малое ограничение даст свой плод. Если мы хотим большего плода, естественно, наши ограничения должны быть больше. Но, опять-таки, всё это должно быть сообразно нашему общему духовному состоянию.

Если человек просто ограничит себя в еде, а в остальной его жизни ничего не изменится, наверное, особого смысла такой пост не имеет.

Если же он ведёт жизнь сообразно посту, отказывается от просмотра весёлых телепередач, читает духовную литературу, но при этом позволяет себе небольшие поблажки в еде (например, пьёт молоко), церковь вряд ли посчитает это великим грехом; здесь главное – это готовность человека к отречению (хоть и к малому), а не формальное соответствие его возможностей и догматических требований.

Представим себе ситуацию. Человек постился несколько недель, а потом не выдержал и сорвался – наелся творога или мяса, выпил кефира. Прошло два-три часа – и вот он уже жалеет об этом. Что ему делать в таком случае?

Есть слова Христовы: «Сколько раз падаешь – вставай». Если человек нарушил правило поста, он может продолжить поститься. Бывают разные обстоятельства, да и сила воли не у всех одинаковая. Возобновить пост в данной ситуации даже труднее, чем просто соблюдать его, не срываясь, ведь морально человек себя уже приговорил к отказу от духа и буквы поста.

Наши с вами усилия никогда даром не пропадают. Каждое новое усилие пойдёт нам на пользу, даже если перед этим мы оступились. Встать после падения труднее, чем стоящему ходить.

Мы же знаем, что человек способен осознать свою ошибку. Мы, разумные существа, покорившие вселенную, и вдруг не можем смирить нашего желудка, который едва ли не заслоняет для нас всю эту вселенную! Увидеть свою слабость и преодолеть её – это и есть проявление силы нашего духа. Вот один из результатов поста: мы осознаём свою земную, слабую природу и учимся её преодолевать, обретаем силу в вере.

Пост соблюдать легко или тяжело?

Человеку несведущему нередко кажется, что поститься очень тяжело. На самом деле это вовсе не так. Люди, которые отказываются на время от пищи, нередко говорят о хорошем самочувствии во время поста. Врачи-диетологи вам скажут, что человеку иногда полезно ограничивать себя в пище. В одном из стихир говорится о «посте приятном». Это не случайно: пост как духовное делание должен доставлять радость человеку. А Христос говорит о том, что не стоит показывать горькое лицо, наоборот – умой лицо, сделай его светлым, радостным, это ведь время радости.

Интересный и для многих неясный вопрос: сколько дней продолжается пост? Строго говоря, пост продолжается сорок дней. Вы спросите: как же сорок, когда семь недель, значит должно быть сорок девять? На самом деле не семь недель, а шесть без двух дней.

В конце шестой недели отмечается Суббота Праведного Лазаря и Вербное воскресенье – они не относятся к Великому посту. В Лазареву субботу дозволяется покушать икру, а в Вербное воскресенье – и рыбу.

Потом начинается Страстная седмица (Страстная неделя), которая как бы присоединяется к посту. Смысл этой недели – воспоминание о страданиях Христовых, так что в эту неделю мы, безусловно, снова постимся. Многие в Страстную неделю стараются поститься строже: это зависит уже от личного благочестия, от стремления быть сопричастным событиям последних дней земной жизни Христа.

В конце Страстной недели празднуется Пасха. Какая связь между постом и Пасхой?

Связь неразрывна: Пост – это, кроме всего прочего, подготовка к Пасхе. Если, допустим, я иду на торжество к какому-то человеку, который мною любим, естественно, что я готовлюсь к этому событию, покупаю подарок, думаю о том, что я скажу ему. Подготовка к событию свидетельствует о нашем к нему отношении: если оно важно для нас, мы к нему и готовимся серьёзно.

Безусловно, Пасха является огромным событием для верующих людей – это Воскресение Христово, и готовимся мы к принятию Пасхального торжества именно постом, поэтому не может существовать пост отдельно от Пасхи.

Почему именно продукты животного происхождения считаются нежелательными в пост?

Мне кажется, что употребляя пищу животного происхождения, мы едим себе подобных, проявляя свою земную природу, плотское начало в себе. Пост же в символическом плане связан с ветхозаветным повествованием о жизни до грехопадения. В земном раю люди не употребляли зверей, ведь первозданная природа не знала самоуничтожения. В этом смысле отказ от пищи животного происхождения очищает нас и возвышает человеческую природу.

Читать еще:  Протоиерей леонид береснев. Постриг в ниловой пустыни и другие

Раньше пост казался людям столь естественным явлением, что в Москве в постные дни закрывались все мясные лавки. Но это не значит, что наступали голодные времена. Если почитать литературу о старой Москве – Гиляровского или Шмелёва – мы поймём, что пост отнюдь не означает гастрономического однообразия. В ход шли соленья, варенья, разные заготовки, сытные овощные блюда – ведь растительная пища очень разнообразна!

К тому же спрос на постные продукты в современном обществе рождает многообразное предложение. Почти в каждом магазине – прилавок с постными продуктами, почти в каждом ресторане – постное меню, даже фастфуды как-то стараются соответствовать ситуации.

Правило поста исключает мясные продукты – это мясо млекопитающих и птиц — и рыбу. Между тем многие едят моллюсков, ракообразных, а туристы не прочь попробовать сушёных насекомых или блюда из змей

У нас в России такие продукты появились относительно недавно, раньше не было практики употреблять их в пищу. Если подходить к этому вопросу формально, то различные гады, насекомые, нерыбные продукты моря и не запрещены традицией, и в то же время не разрешены, даже относительно лягушачьих лапок никаких правил не существует. Всё должно определяться вашей совестью, вашим нравственным чувством, ведь – это время воздержания. Можно, конечно, не есть в пост курицу, но объедаться мидиями. Только подумайте сначала, позволит ли вам так поступать ваша совесть.

Некоторые люди отказываются не только от животных продуктов, но и от их заменителей: не едят соевого мяса вместо настоящего, маргарина вместо масла, считают это чем-то вроде обмана.

Я понимаю логику этих людей. Тут двоякая ситуация: с одной стороны, это продукты растительного происхождения (то есть разрешённые в пост), с другой стороны – искусственная подделка под продукты животного происхождения. Думаю, что в этом случае стоит опять же прислушаться к своему внутреннему голосу. Постная пища должна быть более скудной, чем та, которую мы едим в непостные дни. Если вы чувствуете, что подобные «подделки» противоречат данному правилу, то вполне можно обойтись и без них.

Человек, работающий пять-шесть дней в неделю, каждый день по восемь часов, лишён возможности полностью контролировать своё меню. Он покупает булочку или пирожок, в которые могут входить сухое молоко, яичный порошок, какие-то граммы продуктов животного происхождения. Серьёзное ли это нарушение поста?

Смысл поста – отнюдь не в том, чтобы исключить из рациона вообще любую молекулу животного происхождения. Не стоит доводить до абсурда. В целом, мы понимаем, что мясо и молоко – это непостный продукт, а хлеб – постный. Если мы ограничимся подобными общими категориями, этого будет достаточно, чтобы следовать самой идее воздержания. Исключаем непостные продукты, а постные едим умеренно. Ведь смысл поста – отнюдь не в том, чтобы себя заморить физически; пост – не самоцель, а средство духовного очищения.

Каковы количественные ограничения в еде во время Великого поста?

В православной традиции, помимо отказа от пищи животного происхождения, существует и другой вид самоограничения – «кушай недосыта». Это значит, что церковь не приветствует чревоугодие во время поста: до отказа набив желудок растительной пищей, мы вряд ли приблизимся к Богу.

Человек должен контролировать себя, разумно оценивать ту меру пищи, которая не помешает его покаянию и молитвам. В одной из своих бесед святой Иоанн Златоуст говорит, что для постящегося пища имеет другой вкус. То есть когда человек себя ограничивает в еде, даже простые блюда ему будут вкусны. Ведь пресытившись земными радостями, мы не способны чувствовать удовольствие от них – и все земные блага, данные человеку Господом, теряют малейший смысл.

Вспомните, как герой популярной кинокартины с отвращением ел икру без хлеба. Получается, что самоограничение, как это ни парадоксально, обостряет вкусовые ощущения, помогает ценить то, что мы имеем на своём обеденном столе.

А к вину какое у церкви отношение?

Вино – продукт растительный, поэтому относится к постным продуктам. Но, в то же время, оно опьяняет, а опьянение несовместимо с другими постными действиями, не способствует духовному сосредоточению, созерцанию, покаянию и молитве. Поэтому регулярно употреблять вино во время поста нежелательно. Вино пьют в праздничные дни – в Вербное воскресенье, – однако в малых количествах. Всё хорошо в меру. Беда только в том, что не каждый чувствует эту меру. Мой совет в данном случае – такой же, как и во всех остальных, — действовать сообразно своему разуму и совести.

Как должны соблюдать пост дети?

Апостол Павел пишет о том, что когда он был юн, то питался молоком, а когда вырос – потребовалась твёрдая пища. Для человека юного многие вещи не только непонятны, но и зачастую не полезны. Младенца шашлыком не накормишь, а вот без молока он не проживёт.

До поста надо дорасти – и телом, и душой, и разумом. Детям можно объяснить необходимость каких-то минимальных ограничений; нужно только помнить, что мы должны не заставлять, а убеждать. Если он капризничает, мы можем с ним поговорить, объяснить ему преимущества соблюдения поста, но действовать с помощью приказов мы не вправе. И в любом случае мы сами должны быть для наших детей лучшим примером: на кого, как не на родителей, ему равняться?

С какого примерно возраста ребёнок должен поститься?

По поводу возраста нет никаких правил. В ветхозаветной традиции, например, считалось что мужчина становится взрослым к тридцати годам. И, возможно, многие из тех, кто дожил до тридцатилетнего возраста, согласятся с этими словами. Сейчас считается, что взросление происходит раньше.

В любом случае пост – это добровольное сознательное самоограничение, так что поститься нужно начинать с сознательного возраста. Мне кажется, что некоторое ограничение весёлых забав, просмотра развлекательных телепередач, доступа к компьютерным играм для ребёнка будет иметь даже большее положительное значение, чем запреты в пище.

Что бы вы порекомендовали тем, кто решил поститься в первый раз?

Это очень благое намерение, и дай Бог, чтобы оно совершилось. Первый опыт труден, поэтому мой совет: подойти перед началом поста к священнику, который может дать совет и напутствие.

Для первого раза возможны какие-то более мягкие формы поста, допустим, лишь частичный отказ от продуктов животного происхождения. Особенно важна Страстная седмица, поэтому, даже если вы соблюдаете пост лишь частично, в эту неделю желательно более строгое воздержание.

Первый опыт, возможно, довольно щадящий или даже не совсем удачный, всё равно принесёт свою пользу!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector