0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Содержание

Начаток язычников. Размышления над Рождественским Евангелием

Апостол Марк с рождения носил имя Иоанн — прозвище Markoj, что означает «молот», он получил позднее. Согласно преданию, дом его матери Марии находился недалеко от Гефсиманского сада, так что детство и отрочество будущего евангелиста прошли в окрестностях Иерусалима. Во времена земной жизни и Крестных страданий нашего Господа Марк был совсем юным. Он не входил в число двенадцати ближайших сподвижников Христа, однако был непосредственным свидетелем многих событий последнего года земной жизни Спасителя.

Евангельские сведения о жизни апостола весьма обрывочны и немногословны. Впервые мы видим апостола Марка в Гефсиманском саду в страшную ночь всеобщего отречения и отчаяния. В тексте Евангелия он не назван по имени. В тот момент, когда все апостолы в ужасе разбегаются, некий юноша, превозмогая тошнотворный страх и чувство собственной беспомощности, следует за римскими легионерами. Его попытка пусть робко, издалека, но все-таки последовать за Хрис­том тогда не увенчалась успехом: солдаты заметили юношу и схватили его, но он, оставив покрывало, нагой убежал от них (Мк. 14, 52). Этот небольшой эпизод представлен только в Евангелии от Марка, и Предание Православной Церкви твердо свидетельствует о том, что в этом небольшом отрывке святой Марк делится с нами драматичным опытом собственного позорного бегства, не боясь показаться смешным.

Более определенные сведения об апостоле мы можем почерпнуть из Книги Деяний Апостольских.

Почему запретили Евангелие от Андрея Первозванного?

Почему запретили Евангелие от Андрея Первозванного?

Кто первый из рыбаков был позван Иисусом? Был позван Андрей. Поэтому он и назван Андрей Первозванный.

Спрашивается, где в Библии Евангелие от Андрея? Нету, его запретили. А почему? Потому что глава 5, так называемого апокрифа «Евангелие от Андрея», начинается:

«И спросил Андрей Ионин, ученик Его: Равви! Каким народам нести благую весть о Царствии Небесном? И ответил ему Иисус: Идите к народам восточным, к народам западным и к народам южным, туда, где живут сыны дома Израилева. К язычникам Севера не ходите, ибо безгрешны они и не знают пороков и грехов дома Израилева. Ибо когда язычники не имеющие закона по природе законное делают, то не имея закона , они сами себе закон»
(Евангелие от Андрея, гл.5, ст. 1–3).

То есть Иисус запретил ходить на север. Даже не просто в северные страны, а на север Израиля.
В Евангелие от Матфея Он говорил: «В город Самарийский не входите».
«Самаряне» — сами арийцы, то есть живут своими законами. Нечего там делать.

. В Библию вошли не все евангелия, а лишь те, которые были отобраны императором Константином и его помощниками для выполнения поставленных перед ними задач.

Остальные евангелия просто отвергли, так как в них трактовалось далеко не то, что им было нужно и выгодно. И даже те, которые отобрали, были изрядно подредактированы согласно обстановке нового времени и утверждения христианства как государственной религии.
]more]
С 364 года, когда «Новый завет» был утверждён как таковой, и до момента первого издания Библии, текст тоже неоднократно редактировался. Плюс неточности перевода сыграли свою роль.

Ведь Библия писалась на древнееврейском, в незначительной части на арамейском языках, а «Новый завет» на греческом. Так что первая печатная книга, изданная в 1455 году, — это уже была существенная разница даже между той, которая редактировалась в 364 году. Плюс корректировки, которые были внесены в последующем.

В результате имеем то, что имеем. И, тем не менее, дошло очень много ценного и нужного людям. И опять же, если говорить о евангелиях, то кроме канонизированных церковью, существует десятки апокрифических евангелий.

В 1946 году на юге Египта была обнаружена целая библиотека произведений христиан-гностиков. Там как раз среди прочей литературы и обнаружили так называемые Евангелия от Фомы, от Филиппа, Истины, апокриф Иоанна. А ранее на папирусах в Египте были найдены отрывки из неизвестных евангелий, причем написанных в разных версиях.

Тут же ещё проблема в том, что даже апокрифы разделяют на «дозволенные» и так называемые «отречённые».

«Отречённые» конечно же, старались уничтожить. Кстати говоря, первый официальный список «отречённых» книг был составлен в Восточно-Римской империи в V веке нашей эры.

Естественно, что после такого «вандализма» потомкам достались только названия и цитаты, приведённые в своих произведениях христианскими писателями II–IV веков, которые спорили с этими книгами.

Некоторые из этих книжек действительно представляли ценность, поскольку отражали истинное Учение Иисуса в таком виде, в каком он давал. Поэтому они не оставляли равнодушными ни одну человеческую душу, ибо истинное Учение Иисуса делало людей по-настоящему свободными от всех страхов этого мира.

Они начинали понимать, что тело — бренно, душа — бессмертна. Люди переставали быть заложниками и рабами иллюзии материального мира бытия. Они понимали, что над ними только Бог.

Они осознавали, насколько коротка жизнь и временны те условия, в которые загнано их нынешнее тело. Они знали, что эта жизнь, как бы она ни казалась длинной, — всего лишь одно мгновение, в коем пребывает их душа. Они понимали, что любая земная власть, будь то политиков, либо религиозных структур, ограничивается всего лишь властью над телами.

Правители же преклоняются перед своим «богом», которому дана власть на Земле, над её материей, но не над душой. Ибо душа принадлежит только истинному Богу Единому. И первые последователи Иисуса, которые исповедовали Его Учение (а не религию, коей оно стало позже), они теряли страх перед этой жизнью.

Они начинали чувствовать и понимать, что Бог с ними совсем рядом, ближе и роднее всех и Он — вечен. Такая истинная свобода людей страшно пугала власть имущих.

Поэтому последние и занялись сбором и тщательной переработкой имеющихся уже к тому времени письменных источников об Учении Иисуса. Очень много было уничтожено после отбора необходимой им информации для создания новой религии, насаждаемой уже власть имущими как говорится сверху вниз.

В общем-то, Евангелие от Андрея Первозванного потому и было отвергнуто, что никак не подходило к «кройке и шитью белыми нитками» новой религии. В основном по двум причинам.

Во-первых, оно было чересчур свободолюбивым и правдивым, ибо там были написаны истинные слова Иисуса, как говорится, из первых уст. Да и сам стиль изложения Учения Иисуса был слишком прост, мудр и доходчив.

Андрей также описал подробности из реальной жизни своего Учителя, о том, что Иисус в молодости был на Востоке, что опять-таки никак не вписывалось в церковные догмы. Да и, кроме того, упоминание о семени лотоса поставило их «величество цензоров» в полный тупик.

Ведь это уже попахивало такими религиями, как буддизм, индуизм.

Никому не хотелось примешивать в свою собственную религию такую яркую чужую символику. Так что это стало ещё одним камнем преткновения, споров и распрей между теми, кто решал, в каких «красках» должна быть выдержана идеология данной религии.

Поэтому и убрали Евангелие от Андрея Первозванного, как говорится, подальше, «с глаз долой».

II. ВЫЧИСЛЕНИЕ ДАТЫ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

1.Седмины Даниила (Дан. 9:24–27)

Откровение начинается с определения продолжительности того периода, в течение которого совершатся возвещаемые далее события. Он равняется семидесяти седминам (шабуим). Понимания седмины в значении семилетия держится большинство древних, средневековых и новейших христианских экзегетов, а также многие еврейские ученые. Не противоречит такое понимание седмины и Св. Писанию 4 (Лев. 25:2–4, 26:34).

При равенстве седмины семи годам период в 70 седмин составит 490 лет. Эти 70 седмин определены прежде всего для того, чтобы «покрыто было преступление». При конце 70 седмин будет прекращен грех, окончится его власть, могущество над людьми. Это выражение применяется толкователями к искуплению Христом первородного греха, который состоял в преступлении заповеди Божией. 70 седмин назначены далее для того, чтобы «запечатаны были грехи». С пришествием Христа уничтожен первородный грех, а вместе с ним обузданы и греховные влечения человека.

Водворение на земле «вечной правды» должно сопровождаться наложением печати на видение и пророчество, — «запечатаны были видение и пророк», т.е. прекращением ветхозаветного пророческого дара, пророческих предвещаний, предметом которых и служило водворение на земле правды. С прекращением пророчеств прекратится и помазание возвещавших их лиц; оно сменится помазанием «Святаго святых». Большинство толкователей, в том числе и еврейские экзегеты Ибн Езра и Абарбанел, под «Святым святых» понимают Мессию.

70 седмин начнутся «с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима». С этого времени до Христа Владыки пройдет 7 седмин и 62 седмины, всего 69 седмин. Год выхода указа о восстановлении Иерусалима является начальным годом 70 седмин. И так как подобный указ был дан только Артаксерксом Долгоруким в 20 году его царствования, который, скорее всего, был лишь подтверждением его же указа от 7 года, то с 7 года и начинают отсчет периода в 70 седмин 5 .

Для определения времени царствования Артаксеркса единственным пока источником для нас служит «Канон царей» Птоломея, греческого географа и астронома II века н.э. Согласно этому канону, Артаксеркс вступил на престол между 18 декабря 465 г. и 18 декабря 464 г. Следовательно, седьмым годом его правления будет 458 или 457 год. (Скорее всего, 457, так как до воцарения Артаксеркса 7 месяцев правил его сообщник, с которым он сверг своего старшего брата Дария; в каноне же Птоломея время тех, кто правил менее года, прибавляется к их предшественникам или «наследникам».) С этого времени до Христа Владыки, то есть до явления Его миру, должно пройти 69 седмин, или 483 года. 483 годом от указа Артаксеркса будет 27 г. по Р.Х. 6

Согласно евангелисту Луке, «Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати» (3:23). Если понимать это буквально, то, в зависимости от того, должно ли Ему было исполниться 30 лет или уже шел 31 год, годом Его рождения может быть 4 или 5 год (750 или 749 г. от основания Рима).

2. Свидетельства евангелистов

а) Благовестие Захарии

Есть предположение, что Захария был первосвященник, и что явление ангела произошло ему за завесой в Святом Святых, куда священник входил один раз в год в день очищения. Этот день приходится по нашему календарю на 23 сентября, каковой день и стали считать днем зачатия Предтечи. В шестой месяц было Благовещение Пресвятой Деве Марии, а еще через девять месяцев, т.е. приблизительно 25 декабря, родился Христос. Однако данных за то, что Захария был первосвященником, нет 7 . Эту трудность также можно устранить. Дело в том, что Иерусалимский храм был разрушен 15 июля 823 года от основания Рима, в тот день, когда начинала свое служение первая череда. Отсюда выходит, что Авиева череда, к которой принадлежал Захария, служила в 748 году в первом полугодии с 17 по 23 апреля, а во втором — с 16 по 22 сентября. В это время и произошло явление ангела Захарии и, следовательно, днем зачатия Предтечи также можно считать двадцатые числа сентября, откуда вновь придем к Рождеству Спасителя в конце декабря 8 . Однако следует заметить, что в данном случае мы исходим из того, что нам известен год Рождества.

б) Время царствования Ирода Великого

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода…» (Мф. 2:1).

Воцарение Ирода произошло в том году, когда он был в Риме, в консульство Кнея Домиция Кальвина и Кая Азиния Поллиона. Это был 714 год от основания Рима. Ирод умер на 37 году своего царствования, следовательно, в 750, что подтверждается и астрономически: Ирод умер перед иудейскою Пасхою, которой предшествовало лунное затмение. Это произошло как раз в 750 году. Из Евангелия известно, что смерти Ирода предшествовало избиение младенцев от 2-летнего возраста и ниже. Когда происходило избиение, Иисусу Христу было менее 2 лет. Когда Ирод умер, Ему, вероятно, было 2 года или больше 9 . Значит, Рождество приходится на годы 747–749 от основания Рима.

в) Вифлеемская звезда

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке…» (Мф. 2:1–2).

Относительно звезды волхвов существует несколько мнений и предположений. Во-первых, думают, что звезда, явившаяся волхвам, была не обыкновенная, а чудесная. Так полагает свт. Иоанн Златоуст, мнение которого разделяется многими экзегетами, в том числе и новейшими. На этом мнении в данной работе останавливаться нет необходимости. Интерес представляет для нас второе мнение, принадлежащее знаменитому астроному Кеплеру (1571–1630), наблюдавшему в 1603–4 годах соединение планет Юпитера и Сатурна, к которым в следующем году присоединилась еще планета Марс, так что из трех планет составилась одна, светившаяся некоторое время. При помощи математических вычислений Кеплер нашел, что такое соединение планет происходит однажды, примерно, в 800 лет. На основании этих соображений Кеплер определил год рождения Христа: 748 от основания Рима. Но последующие ученые находили эту дату неточной и определяли год рождения Христа 749 годом от основания Рима. Эта дата объясняет то обстоятельство, почему Ирод велел убить младенцев в Вифлееме от двух лет и ниже, — потому что новая звезда явилась, по вычислениям Кеплера и других, года за два до Р.Х., в 747 г. от основания Рима 10 .

Интересные выкладки по этому поводу находим у Kritzingera, который не только отстаивает теорию о соединении планет, но и астрономически доказывает, что это соединение повторялось, чем усиливалось впечатление, произведенное на волхвов. Кроме того, этот факт объясняет, почему звезда то появлялась, то исчезала. Автор также весьма драматично рассматривает небесный свод глазами волхвов-астрологов и показывает, что в то время на небе происходило очень необычное «представление», а именно: Марс находился в противостоянии Солнцу и своим сиянием превосходил сияние Сириуса, что говорило о зачатии или рождении великого царя, который уничтожит земли; Марс находился в знаке Девы, а через некоторое время он оказался в противостоянии Юпитеру, который для астрологов олицетворял бога мертвых и язв (Planet des Toten- und Pestgottes)! 11 Согласно вычислениям Kritzinger’a, Рождество Христово произошло в конце ноября (29)-начале декабря 6 или 7 года до нашей эры 12 .

Читать еще:  Как я перестал оправдывать Бога перед атеистами

г) Перепись Квириния

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» (Лк. 2:1–2).

[1] Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви, т. 1, М., 1994, с. 86–87.
[2] Болотов В.В. О годе рождества Христова. // Журнал заседаний комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом обществе. Приложение II. 1899, с. 7–18.
[3] Usener H. Religionsgeschichtliche Untersuchungen: I. Das Weihnachtsfest. Bonn, 1889, s. 4–8.
[4] Рождественский А. Откровение Даниилу о семидесяти седминах. Опыт толкования 24–27 стихов 9-й главы. СПб, 1896, с. 169–171.
[5] Там же, с. 188–195.
[6] Там же, с. 196–205.
[7] Аверкий, архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. СПб, 1995, с. 91–92.
[8] Лопухин А.П. Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Ч. 2, т. 9. Стокгольм, 1987, с. 118.
[9] Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви, т. I, М.: 1994, с. 88.
[10] Лопухин А.П. Указ. соч. т. 8, с. 43.
[11] Kritzinger Hans-Hermann. Der Stern der Weisen. Astronomisch-kritische Studie mit einem Geleitwort von D. Wilhelm Faber. Gutersloh, 1911, s. 89–91.
[12] Там же, s. 96–98.

Евангельский рассказ о Рождестве Христовом

О Рождестве Христовом и событиях, которые с ним связаны, идет речь в первых двух главах Евангелия от Матфея и во второй главе Евангелия от Луки. В Евангелии, пересказанном с добавлением некоторых подробностей из церковного предания и других исторических источников, так описано Рождество Христово.

Дева Мария

Родители Марии с детства посвятили ее Господу, и она воспитывалась в иерусалимском Храме. Первосвященник сам ввел ее в Святая Святых — запретное место Храма, которое было открыто только для него и юной Богородицы.

Когда Богородица выросла, ее обручили с пожилым плотником Иосифом. Праведный Иосиф считался мужем Марии, но на самом деле он был только ее покровителем и защитником. В церковной традиции его обычно называют Иосиф-обручник. Однажды Деве явился Архангел Гавриил.

— Мария, Ты зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего.

— Как это может случиться, если у меня нет мужа?

В ответ она услышала:

— Дух Святой сойдет на Тебя, поэтому рожденное от Тебя дитя назовется Сыном Бога.

— Я Раба Господня, пусть будет Мне, как ты сказал.

И Архангел Гавриил отошел от нее, а Мария с этого дня стала носить под сердцем Мла­денца — Спасителя мира, само же событие называется Церковью праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, который отмечают 7 апреля.

Рождение Иисуса Христа в Вифлееме

В те времена Иудея находилась под властью Рима, и римский император Август приказал провести перепись населения. Каждый житель страны должен был приехать в город своих предков и отметиться в списке. Исполняя данный приказ, Дева Мария, которая скоро должна была родить, отправилась с Иосифом в Виф­леем.

В город Мария с Иосифом прибыли поздно вечером, но туда съехалось множество народа, ни в одной гостинице для них не нашлось свободной комнаты. Тогда Святому Семейству пришлось расположиться на ночлег в пещере, за городом. Здесь местные пастухи держали коз и овец. Не в царском дворце, не в богатых хоромах родился Христос, а в холодном и темном хлеву. Младенца положили в ясли с сеном — кормушку для скота. Не только смерть Спасителя на Кресте стала жертвой ради всех людей, но и Его Рождество оказалось проявлением жертвенной любви ко всем людям.

Первыми о рождении Христа узнали вифлеемские пастухи, которые пасли стада неподалеку. Им явился ангел с вестью: «Я возвещаю вам великую радость: только что родился Спаситель». Пастухи поспешили к пещере. Увидев Марию, Иосифа и Младенца Иисуса, пастухи поклонились Спасителю мира.

Поклонение волхвов

Затем из восточных стран в Иудею прибыли трое волхвов. В Евангелие не говорится, откуда именно они пришли, сколько их было; предание сообщает только три имени: Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Известно, что они были мудрецами-звездочетами; еще их называют царями, так как они пользовались огромным уважением и почетом в своей стране.

Отправиться в долгое путешествие волхвов заставила новая, удивительно яркая звезда, которая появилась на небе. Увидев ее, мудрые звездочеты поняли, что родился Царь Царей (по их древнему преданию она ждали ЭТО Событие), и поспешили в Иудею, чтобы поклониться Ему. Сначала волхвы навестили иудейского царя Ирода, чтобы поведать ему о великом событии. Царь сделал вид, что обрадовался, и попросил волхвов зайти к нему на обратном пути и сообщить, где искать Спасителя. «Я тоже хочу поклониться Царю Царей», — заявил коварный Ирод.

Придя в Вифлеем и найдя Святое Семейство, волхвы поклонились новорожденному Христу. Они пришли не с пустыми руками, а принесли Ему роскошные (царские) дары: золото, ладан и смирну. Каждый из даров обладал скрытым смыслом. Золото — достойный дар для Царя, ладан (смолаблаговоние, которое используют при богослужении) — для Бога, смирна (ароматное масло) — для Человека. Возможно, они принесли Христу смирну потому, что Спаситель должен был уме­реть на Кресте, и именно таким маслом ученики натирали Его Тело перед погребением. Выйдя из вифлеемской пещеры, волхвы не стали возвращаться к Ироду, потому что запретил ангел, который явился им. Мудрецы подчинились и отправились на родину другим путем.
Избиение младенцев

Ирод долго ждал волхвов. Когда же понял, что они не собираются возвращаться, то разгневался. Он стремился отыскать Младенца, но не для того, чтобы поклониться Христу, а чтобы убить Его. Римские историки сообщают, что жестокий тиран Ирод очень боялся за свою власть и даже не жалел своих близких. Так, он велел казнить свою любимую жену Мириам и двух своих сыновей от нее. Поскольку Мириам происходила из царского рода, а Ирод даже не был евреем, то боялся, что народ может возвести их на престол вместо него. Вместе с родными Ирода были убиты еще 300 человек — мнимые сообщники несчастной царицы. Перед смертью Ирод повелел казнить еще одного своего сына — первенца Антипатра. Узнав о жестоком приговоре, римский император Август воскликнул: «Лучше быть свиньей у царя Ирода, чем сыном!»

Удивительно ли, что, узнав от волхвов о Рождении Христа, жестокий царь Ирод решил убить Младенца? Он не знал, в какой именно вифлеемской семье родился Спаситель, поэто­му приказал своим слугам убить в Вифлееме всех мальчиков младше двух лет. Так исполнилось древнее предсказание пророка Иеремии: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание : Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер. 31, 15). Вифлеемские младенцы были первыми мучениками за Христа, и Православная Церковь вспо­минает об их страданиях каждый год 11 января. Однако до того, как жестокие слуги Ирода окружили Вифлеем, Иосифу-обручнику во сне явился Ангел и велел Святому Семейству немедленно бежать в Египет. Иосиф посадил Деву Марию с Младенцем на осла и поскорее увел их из Вифлеема. Они долго жили в Египте, а в Иудею вернулись только после смерти царя Ирода.

О ГЛАВНОМ

Православное христианство знает четыре канонических Евангелия: от Матфея, от Луки, от Марка и от Иоанна. Но почему Евангелие не написал кто-то один? И для чего нам четыре Евангелия, если все они говорят об одном и том же?

Дело в том, что, вдохновляя священных писателей, сообщая им и мысль и слово, Святой Дух не стеснял их собственного ума и характера. Наитие Святого Духа не подавляло собой духа человеческого, а только очищало и возвышало его. Поэтому, представляя собой единое целое в изложении Божественной истины, Евангелия различаются между собой в зависимости от личных свойств характера каждого из евангелистов. Различаются они и вследствие обстоятельств и условий, при которых были написаны, и в зависимости от цели, которую ставил себе каждый из четырех евангелистов.

Евангелие от Матфея

Евангелист Матфей, один из двенадцати апостолов Христовых, до призвания к апостольскому служению был мытарем, то есть сборщиком податей, налогов. Поэтому он был нелюбим своими соотечественниками: евреи презирали и ненавидели мытарей за то, что те служили поработителям их народа и притесняли народ взиманием налогов, причем в стремлении к наживе часто брали гораздо больше, чем следовало. Особенно не любили Матфея духовные вожди еврейского народа — книжники и фарисеи.

Тронутый до глубины души милостью Господа, Который не погнушался им, Матфей всем сердцем принял учение Христа. И особенно глубоко он понял, ощутил его превосходство над учением фарисеев, пронизанным идеями внешней праведности и презрением к грешникам. Вот почему Матфей так близко к сердцу принял дело спасения именно своего родного еврейского народа, проникнувшегося к тому времени ложными фарисейскими понятиями и взглядами. И свое Евангелие он писал преимущественно для евреев. Есть основание предполагать, оно первоначально и было написано на еврейском языке и только немного позже переведено на греческий, может быть, самим же Матфеем.

В Евангелии Матфей преследует цель доказать евреям, что Иисус Христос и есть именно тот Мессия, о Котором говорили ветхозаветные пророки, и что ветхозаветное откровение, затемненное книжниками и фарисеями, только в христианстве становится ясным и приобретает совершенный смысл. Поэтому Матфей и начинает свое Евангелие родословием Иисуса Христа, желая показать евреям Его происхождение от Давида и Авраама, и делает громадное количество ссылок на Ветхий Завет, чтобы доказать исполнение на Христе ветхозаветных пророчеств. Святой Матфей в Евангелии не объясняет смысл иудейских обычаев и не поясняет некоторые арамейские слова, считая, что евреи, для которых он пишет, все это знают. Он один делает акцент на лицемерии фарисеев, как мы можем прочитать в 23 главе:

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхóдите и хотящих войти не допускаете.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мóлитесь: за тó примете тем бóльшее осуждение.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

Апостол и евангелист Матфей долгое время проповедовал в Палестине. Потом удалился для проповеди в другие страны и окончил свою жизнь мученической смертью в Эфиопии.

Евангелие от Марка

Свое Евангелие Марк написал со слов и под руководством святого апостола Петра. Сам он, по всей вероятности, был очевидцем лишь последних дней земной жизни Господа. Только Марк рассказывает о каком-то юноше, который, когда Господь был взят под стражу в Гефсиманском саду, следовал за Ним, завернувшись по нагому телу в покрывало, и воины схватили его, но он, оставив покрывало, нагой убежал от них. (Марк. 14:51-52). В этом юноше древнее предание видит самого автора второго Евангелия — святого Марка.

Климент Александрийский утверждает, что Евангелие от Марка — это по сути запись устной проповеди святого апостола Петра, которую Марк сделал по просьбе христиан, живших в Риме. Само содержание Евангелия от Марка свидетельствует о том, что оно предназначено для христиан из язычников. В нем очень мало говорится об отношении учения Господа Иисуса Христа к Ветхому Завету и совсем немного приводится ссылок на ветхозаветные священные книги. Вместе с тем мы встречаем в нем латинские слова. Даже нагорная проповедь, как объясняющая превосходство новозаветного закона перед ветхозаветным, пропускается.

Зато главное внимание святой евангелист Марк обращает на то, чтобы дать в своем Евангелии сильное яркое повествование о чудесах Христовых, подчеркивая этим Царское величие и всемогущество Господа. В его Евангелии Иисус не «сын Давидов», как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной.

Евангелие от Луки

Святой Лука происходил из Антиохии, и поэтому принято считать, что он был по своему происхождению язычник или «прозелит», то есть язычник, принявший иудейство. По роду своих занятий он был врачом и живописцем. Исследователи Евангелия считают, что святой Лука был одним из семидесяти учеников Христовых: так подробно он описывает наставления, данные Господом семидесяти апостолам.

Из книги Деяний святых апостолов мы видим, что, начиная со второго путешествия святого апостола Павла, Лука становится его постоянным сотрудником и почти неразлучным спутником. После смерти апостола Павла святой Лука проповедовал и умер мученической смертью в Ахаии.

Лука написал свое Евангелие по просьбе одного знатного мужа, «достопочтенного» Феофила, жившего в Антиохии. Для него же он написал и книгу Деяний апостольских. При этом евангелист пользовался не только рассказами очевидцев служения Господа, но и записями о Его жизни и учении. По словам евангелиста Луки, эти записи были подвергнуты им самому тщательному исследованию, поэтому и его Евангелие отличается особенной точностью в определении времени и места событий и строгой хронологической последовательностью.

На Евангелии от Луки явно сказалось влияние святого апостола Павла. Как «апостол язычников» Павел старался как можно полнее раскрывать ту великую истину, что Мессия — Христос — пришел на землю не только ради иудеев, но и ради язычников, и Он есть Спаситель всего мира, всех людей.

В связи с этой основной мыслью, родословие Иисуса Христа доведено Евангелии от Луки до родоначальника всего человечества Адама и до Самого Бога, чтобы подчеркнуть Его значение для всего человеческого рода (Луки 3:23-38). Никто так ярко не изобразил любви Божией к кающимся грешникам, как это сделал святой Лука. Достаточно вспомнить притчу о заблудшей овце, о потерянной драхме, о милосердном самарянине, повесть о покаянии начальника мытарей Закхея, как и знаменательные слова о том, что «радость бывает пред ангелами Божиими об едином грешнике кающемся» (Лк. 15:10).

Евангелие от Иоанна

Евангелист Иоанн Богослов был любимым учеником Христа. Он был сыном галилейского рыбака Заведея и Соломии. Заведей был состоятельным и не малозначительным членом иудейского общества. Соломия упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом: она сопутствовала Господу в Галилее, последовала за Ним в Иерусалим на последнюю Пасху и участвовала в приобретении ароматов для помазания тела Его вместе с другими женами-мироносицами. Предание считает ее дочерью Иосифа-обручника.

Читать еще:  Что сказать человеку, потерявшему близкого?

Иоанн был сначала учеником святого Иоанна Крестителя. Услышав его свидетельство о Христе как об Агнце Божием, Который возьмет на Себя грехи мира, он тотчас же последовал за Христом (Иоан. 1:37-40). Постоянным учеником Господа он стал немного позже, после чудесного улова рыб на Геннисаретском (Галилейском) озере. Вместе с Петром и своим братом Иаковом Иоанн удостоился особенной близости к Господу, находясь при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Так, он удостоился присутствовать при воскрешении дочери Иаира, видеть преображение Господа на горе, а также был свидетелем Его Гефсиманской молитвы. Любовь Господа к Иоанну сказалась и в том, что Господь, вися на кресте, поручил ему Свою Пречистую Матерь (Иоан. 19:27).

Пламенно любя Господа, Иоанн был полон негодования против тех, кто был враждебен Господу или чуждался Его. Евангелие Иоанн написал по просьбе ефесских христиан. Они принесли ему три первых Евангелия и попросили его дополнить их речами Господа, которые он слышал. Святой Иоанн подтвердил истинность всего написанного в этих трех Евангелиях, но нашел, что многое необходимо добавить к их повествованию и, в особенности, изложить пространнее и ярче учение о Божестве Господа Иисуса Христа, чтобы люди с течением времени не стали думать о Нем только как о «Сыне Человеческом». Это было необходимо, ведь ко времени написания четвертого Евангелия уже стали появляться ереси, отрицавшие Божество Христово.

Таким образом, целью написания четвертого Евангелия было желание дополнить повествование трех евангелистов. Отличительная черта Евангелия от Иоанна ярко выражена и в том наименовании, которое давалось ему в древности. В отличие от первых трех Евангелий, его называли «Евангелием духовным».

Чистый сердцем, преданный Господу всей душой, святой Иоанн глубоко проник и в возвышенную тайну христианской любви. Никто не раскрыл так полно, глубоко и убедительно, как Иоанн в своем Евангелии и трех соборных посланиях, христианское учение о двух основных заповедях Закона Божия — о любви к Богу и о любви к ближнему. Поэтому Иоанна еще называют «апостолом любви».

Символы евангелистов

Иконописцы изображают евангелиста Матфея как человека, Марка — как льва, Луку — как тельца, а Иоанна — как орла. Ведь апостол Матфей стремился показать, что Иисус Христос — Человек из рода Давида, Мессия, которого все ждали; евангелист Марк говорил о том, что Иисус Христос — Царь мира; святой Лука сделал акцент на жертвенном служении Господа; а Иоанн Богослов хотел обратить внимание на то, что Господь Иисус Христос — истинный Бог.

Вместо эпилога

Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;

для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона;

для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.

При подготовке публикации использовались материалы сайта.

Фото: открытые интернет-источники

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Евангельские чтения на Рождество Христово

Мысли на каждый день
Евангельское чтение на утрене
Апостольское чтение
Евангельское чтение на литургии
Проповедь

Мысли на каждый день

Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся. Св. Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила перед ними пост — некоторое стеснение, чтобы вступая в них мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы. А чтобы не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу родившегося Христа, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней этих занятия: «Христос рождается — славите» и проч. Славьте же Христа, и славьте так, чтоб этим славословием усладились душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху. Славьте Христа: это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу, нет; но если, помышляя или слушая о рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! — этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же, небеса и войдет к Самому Богу. Воспроизведите немного пояснее то, что совершено для нас Господом — и вы увидите, как естественно ныне нам такое воззвание. Чтоб это было для нас легче, приравняем к этому следующие случаи. Заключенному в темнице и закованному в узы царь обещал свободу. . . Ждет заключенный день — другой, ждет месяцы и годы. . . не видит исполнения, но не теряет надежды, веря цареву слову. Наконец, показались признаки, что скоро-скоро, внимание его напрягается; он слышит шум приближающихся с веселым говором: вот спадают запоры и входит избавитель. . . Слава Тебе, Господи! восклицает невольно узник. Пришел конец моему заключению, скоро увижу свет Божий! Другой случай: больной покрытый ранами и расслабленный всеми членами, переиспытал все лекарства, и много переменил врачей; терпение его истощилось, и он готов был предаться отчаянному гореванию. Ему говорят: есть еще искуснейший врач всех вылечивает и именно от таких болезней, как твоя; мы просили его — обещал прийти. Больной верит, возникает к надежде и ждет обещанного. . . Проходит час, другой, более — беспокойство снова начинает точить душу его. . . Уже под вечер кто-то подъехал. . . идет. . . отворилась дверь, и входит желанный . . . Слава Тебе, Господи! вскрикивает больной. Вот и еще случай: нависла грозная туча; мрак покрыл лицо земли; гром потрясает основания гор и молнии прорезывают небо из края в край: от этого все в страхе, словно настал конец мира. Когда же потом гроза проходит и небо проясняется, всякий, свободно вздыхая, говорит; Слава Тебе, Господи! Приблизьте эти случаи к себе и увидите, что в них вся наша история. Грозная туча гнева Божия была над нами, — пришел Господь — примиритель и разогнал эту тучу. Мы были покрыты ранами грехов и страстей — пришел врач душ и исцелил нас. . . Были мы в узах рабства — пришел освободитель и разрешил узы наши. . . Приблизьте все это к сердцу своему и восприимите чувствами своими, и вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос! Не усиливаюсь словами моими привить к вам такую радость: это недоступно ни для какого слова. Дело, совершенное родившимся Господом, касается каждого из нас. Вступающие в общение с Ним приемлют от Него свободу, врачевство, мир, обладают всем этим и вкушают сладость того. Тем, которые испытывают это в себе, незачем говорить: «радуйтесь», потому что они не могут не радоваться, а тем, которые не испытывают, что и говорить: «радуйтесь»; они не могут радоваться. Связанный по рукам и по ногам, сколько ни говори ему: «радуйся избавлению» — не возрадуется; покрытому ранами грехов откуда придет радость уврачевания? Как вздохнет свободно устрашаемый грозою гнева Божия? Таким можно только сказать: «пойдите вы к Младенцу повитому, лежащему в яслях, и ищите у Него избавления от всех обдержащих вас зол, ибо этот Младенец — Христос Спас мира». Желалось бы всех видеть радующимися именно этою радостью и нехотящим знать других радостей, но не все сущие от Израиля — Израиль. Начнутся теперь увеселения пустые, буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим все это сколько ни говори: «укротитесь», они затыкают уши свои и не внемлют — и всегда доведут светлые дни праздника до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: «мерзость Мне все эти празднества ваши»! И действительно, многие из наших увеселений общественных воистину мерзость языческая, то есть, одни прямо перенесены к нам из языческого мира, а другие, хотя и позже явились, но пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большем количестве в дни Рождества м Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира — мучителю своему, противнику Божию, повод говорить к Богу: «что сделал Ты мне рождеством Своим и воскресением? Все ко мне идут!» Но да проносятся чаще в глубине сердца нашего слова 50-го псалма: «Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем». .. Нас увлекает просвещенная Европа. . . Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает; и ведая это, веселитесь и радуйтесь в эти дни со страхом. Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие нибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога.

Святитель Феофан Затворник

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ НА УТРЕНЕ

апостольское ЧТЕНИЕ

Послание к Галатом святого апостола Павла
глава 4, стихи 4-7, зачало 209

4. но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5. чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
6. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»
7. Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
На церковно-славянском языке
Толкование блж. Феофилакта Болгарского

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ НА литургии

От Матфея святое благовествование
глава 2, стихи 1-12, зач. 3

11:1–5. В этой главе Павел объясняет, что Бог не отверг полностью Свой израильский народ. Во-первых, не все иудеи отвергли Христа. Сам Павел и двенадцать апостолов были из иудеев, и кроме апостолов существовал уверовавший во Христа «остаток» иудеев. Павел иллюстрирует эту истину на сказании Ветхого Завета о жизни пророка Илии (3Цар. 19:10, 14, 18). Он думал, что остался один верным Иегове, но Бог открыл ему, что таковых семь тысяч.

6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
11:6.
Благодать здесь означает незаслуженную милость.

7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
11:7.
Израиль искал праведности и ждал Мессию, но не увидел в Христе своего Мессию. «Ожесточились» – в [ ПЕК ] : «были ожесточены». Но как избрание и призвание ко спасению не являются безусловными, но зависят от предузнания (Рим. 8:29–30), так и ожесточение Богом Израиля не является безусловным, но зависит от уже совершившихся грехов (за непринятие Христа Бог ещё больше ожесточил евреев). Именно так следует понимать ветхозаветные цитаты в ст. 8–10 в их ветхозаветном контексте (см. особенно «в возмездие им» в ст. 9).

8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
11:8.
Цитируется Втор. 29:4 и Ис. 29:10.

11:9–10. Апостол цитирует Пс. 68:23–24 по Септуагинте. Враги Давида, о которых написано в этом псалме, могут рассматриваться как враги его потомка Мессии. Кроме того, этот псалом содержит пророчества о смерти Христа.

«Да будет трапеза их сетью» – в [ БСП ] : «Пусть же попадутся они в ловушки и сети на собственных пирах своих».

«И хребет их да будет согбен навсегда» – здесь Павел мог подразумевать как просто уничижение, так и рабство закону. «Навсегда» здесь следует понимать в смысле очень долгого, но ограниченного времени.

11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
11:11.
Когда проповедь апостола Павла отвергали иудеи, он шёл проповедовать язычникам, среди которых его проповедь пользовалась бо́льшим успехом. В конце времён принятие язычниками Мессии пробудит ревность к Христу и в иудеях.

12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
11:12.
Когда весь Израиль обратится ко Христу перед установлением мессианского царства, это принесёт ещё бо́льшие благословения для остального мира.

11:13–14. Апостол Павел сделал очень много для обращения язычников к вере во Христа. Называя себя «Апостолом язычников» и говоря о ценности своего служения, Павел всё же надеется, что хотя бы некоторые иудеи возревнуют и придут ко Христу.

15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
11:15.
Некоторые считают, что под «жизнью из мёртвых» Павел разумеет воскресение мёртвых, которое ознаменует начало тысячелетнего мессианского царства. Однако лучшим представляется то объяснение, что народы будут жить полностью христианской жизнью, перекуют «мечи» на плуги, исчезнет массовая преступность и войны, а христианская жизнь будет проявляться во всех сферах их жизни.

16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
11:16.
Этим начатком и корнем был Авраам (которому вера вменилась в праведность, с которым Бог заключил завет об обетованной земле), а также патриархи Исаак и Иаков (которым Бог подтвердил завет). Поэтому Израиль в целом ещё ожидает своего восстановления в будущем.

11:17–18. «Корень и сок маслины» скорее всего символизируют Авраама и его благословения, которому вера вменилась в праведность и который является отцом всех верующих (гл. 4). Верующие из язычников должны помнить, что Авраам, духовными потомками которого они являются, был первым евреем, и что они не должны превозноситься над евреями.

«Не ты корень держишь, но корень тебя». Спасение по вере, в которое вошли христиане из язычников, впервые было раскрыто в среде евреев, и христиане-язычники вошли в духовное наследие еврея Авраама.

Читать еще:  Отличие апостольской церкви от православной. Чем отличается армянская и грузинская церкви от русской

11:19–22. Бог нелицеприятен. Иудеи не уверовали во Христа и были «отсечены». Язычники же, которые уверовали, не должны превозноситься над евреями, но помнить, что и они не застрахованы от падения. Верующие из язычников должны не гордиться (гордость предшествует падению), но направить все усилия на то, чтобы пребыть в благости Божьей и не отступить от веры.

11:23–24. Если язычники, которые были чужды веры в единого истинного Бога и обладали чуждой Богу культурой, но при этом смогли стать христианами, то тем более иудеи могут уверовать в истину.

25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
11:25.
Апостол открывает своим читателям, что ожесточение части Израиля произошло не навсегда, но до определённого Богом времени, пока не войдёт полное число язычников.

«Чтобы вы не мечтали о себе». В оригинале буквально: «чтобы не были вы у себя самих разумные». В [ ПЕК ] : «Ибо я не хочу, братья, чтобы вы оставались в неведении об этой тайне (полагаясь на свой собственный ум). » В [ СРП ] : «чтобы вы о себе высоко не мнили».

11:26–27. Здесь комбинация цитат из Ис. 59:20–21 и Ис. 27:9. «Весь Израиль спасется» – т. е. Израиль как народ уверует во Христа перед установлением тысячелетнего мессианского царства. «Придет от Сиона Избавитель» – Иисус родился и вырос в земле Израильской. «И сей завет им от Меня. » – видимо, указание на заключение нового завета (договора) с Израилем, когда ему будут прощены грехи и грешники в Израиле перестанут существовать (Иер. 31:31–34).

11:28–29. Израиль занял противящуюся позицию по отношению к проповеди о Христе, став врагом Божьей вести. С другой стороны, как народ, Израиль продолжает оставаться избранным Божьим народом и наследником обетований, данных патриархам. Призвание Авраама стать отцом избранного народа и дары, обещанные его потомкам, не могут быть отменены.

«Ради вас» – может означать «вам на благо», т. е. чтобы евангелие Божье распространилось среди язычников.

11:30–31. Павел выстраивает следующую цепочку: отвержение евангелия Израилем – > возвещение евангелия язычникам и их спасение евангелием –> возревнование Израилем о своём отвернутом Мессии в конце времён.

32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
11:32.
«Всех» – имеется в виду иудеев и язычников. Бог допустил им пребывать в неверии, но в итоге всех их приведёт к вере. К цепочке, которую мы привели в комм. к ст. 30–31 можно добавить, что Бог избрал Авраама и его потомство для того, чтобы среди неверующих язычников появился верный Ему народ.

В главах 9–11 Павел обсуждал проблему неверия Израиля. В гл. 9 он говорил о том, что действия Божьи свободны; в гл. 10 о том, что действия Божьи праведны. В этой 11-ой главе он замечает, что действия Божьи ведут ко благу Его творений. Бог также не может раскаяться в своих действиях и чего-либо отменить (ст. 29).

33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
11:33.
Заключая богословскую часть своего послания, апостол приносит славословие Богу.

«Судьбы Его» – перевод здесь не правильный, нужно перевести как «суды Его»; можно также перевести как «судебные решения» или «возмездия» (за доброе или злое).

11:35–36. «Ибо все из Него, Им и к Нему» – имеется в виду как начало человеческой истории, ход истории и завершение истории, так и начало, развитие и завершение каждой человеческой жизни. Поскольку всё из Него, никто не может «дать Ему наперед, чтобы Он должен был воздать».

«Стыдные вопросы» про евангельское христианство

В современном мире насчитывается 920 миллионов протестантов, или евангельских христиан — это второе по численности направление христианства. Для сравнения, это почти в четыре раза превышает количество православных христиан во всем мире.

Ключевым моментом, приведшим к появлению этого течения, послужил призыв католического монаха Мартина Лютера вернуться к Библии как главному авторитету в жизни человека. Сегодня это девиз жизни для более чем 4 миллионов жителей стран СНГ и Украины, относящих себя к евангельскому христианству (от слова «Евангелие», то есть благая весть Иисуса Христа).

В 2018 году евангельскому христианству исполняется 501 год. В честь этого события мы приготовили список «стыдных» вопросов, которые задавали себе многие (и мы в том числе). На них нам помогает ответить Павел Тогобицкий, магистр богословия, преподаватель Новосибирской библейской богословской семинарии.

Я не религиозный человек. Зачем мне все это?

Ваша формулировка предполагает, что вера — некая добавка к обыденной жизни: кому-то нравится, кому-то нет. Вот только вопросы существования Бога, Его замысла и нашего положения перед Ним — не второстепенные, и не могут такими быть.

Например: когда человека убеждают не хвататься за оголённый провод, ответ «я не очень интересуюсь законами физики» неуместен. Когда лопнул аппендикс и ты умираешь от перитонита, глупо отказываться от операции, объясняя свой выбор тем, что ты не сторонник здорового образа жизни. Подлинная суть происходящего в мире определяется Божьими законами. Согласно Библии, от вечной смерти в грехах мы можем быть избавлены только Его спасительным вмешательством. Искать нужно не религиозности, но смысла, святости и вечности. Для этого у нас есть Библия и Церковь.

Почему вы называетесь евангельскими христианами?

Евангельскими христианами называют себя представители разных конфессий, когда хотят подчеркнуть значимость веры в Евангелие и его проповеди.

«Евангелие» переводится с греческого как «благая весть». Суть благой вести Нового Завета в том, что Сын Божий, Иисус Христос «умер за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Все люди испорчены грехом, виновны и перед лицом святого Бога обречены на вечную муку. Нам нечего предложить за наше спасение, и у нас нет ни сил, ни средств по-настоящему изменить себя. Но Бог, не желая нашей гибели, Сам решил эту проблему: Сын Божий стал человеком, чтобы умереть за наши грехи и, воскреснув, дать нам вечную жизнь вместе с Ним. Единственное условие этого соединения — вера. Он призывает нас поверить и довериться Ему.

Все, кто уверовал в Бога через эту весть, согласны, что весть о Боге действительно драгоценна. Поэтому церковные общины, состоящие из переживших спасение людей, любят называть себя евангельскими.

Почему бы просто не ходить в обычную церковь, как все?

Просто ходить в церковь было бы достаточно, если бы в целом мы были неплохие люди, а Богу было бы нужно просто чуть-чуть что-то подправить. Но, согласно Библии, каждый из нас должен радикально измениться. Настолько, что Библия описывает уверовавшего как умершего для старой жизни и вновь рождённого для новой.

В той жизни можно было быть «как все». Но новая жизнь не наша. Она дана Богом и принадлежит Ему. А Бог задумал её как протекающую в общине верующих, которые совместно делают Его дело, любят друг друга, соединены так, что с полным правом именуются братьями и сестрами. Настоящая церковь — это не место, куда ходят, это семья, в которой живут. Важно быть живой частью Божьей общины.

Какая вообще разница между православными и неправославными?

И православные, и протестанты верят в Бога Отца, Сына и Святого Духа, в воплощение, крестную смерть и воскресение Сына Божьего Иисуса Христа и в то, что Им мы спасаемся.

Различаются представления о принятии спасения. Для православного это, прежде всего, путь, по которому Бог ведет его к совершенству. Для протестанта это дар возрождения, усыновления и новой жизни, принимаемый беспомощным человеком. Для православного жизнь по вере — способ получить спасение, для протестанта — ответ любовью на любовь. В придачу к этому протестанты настаивают на абсолютной авторитетности только Библии. И, наконец, исповедуя спасение по вере, они не считают, что спасенные есть лишь в их церкви, но что спасается всякий действительно верующий.

Не наше это все. Мы же русские/украинцы/белорусы/казахи. Чем это лучше, чем вера наших предков?

Говоря о вере предков, можно, конечно, вспомнить пантеоны языческих божков, связанных с тем или иным племенем или местом. Современные попытки возродить их — фантазии и новодел. Подлинные древние культы никому не нужны.

Если же под верой предков понимается православный вариант христианства, то стоит отметить, что единый Бог не ограничен нацией или территорией. Он Бог для всех народов, так что попытка настаивать на приоритете национальной традиции — это стремление протянуть нелепое язычество туда, где ему нет места. Подлинной вере чужд национализм. Поэтому, если наилучший для меня способ поклонения Богу отличается от традиции предков, я предпочту этот способ. Это не означает, что стоит презирать культуру окружающих людей, но важно позволить Христу преображать свою культуру.

Протестанты, это же секта какая-то?

Сегодня «секта» — оскорбительное слово, призванное подчеркнуть чуждость и порочность некого религиозного движения. Хотя в мире протестантов больше, чем православных, здесь в России нас действительно мало. Более того, православные настаивают, что они — единственная истинная Церковь во вселенной. Так что мы обречены на звание «секты».

Вот только не в прозвищах дело, но в верности людей Богу. Исторические заслуги, число последователей, богатство или политический вес, — как и отсутствие всего этого, — не свидетельствует о Божьей оценке конкретной общины верующих. Мы просто стараемся быть Ему угодными, несмотря на оскорбления и насмешки. А оценивать «секты» и «не секты» стоит с точки зрения Божьей воли, открытой всем нам в Библии.

А с чего начался протестантизм?

Обычно протестантскими называют все церкви, происхождение и взгляды которых связаны с Реформацией XVI века. Реформаторы старались очистить церковь от шелухи человеческих выдумок.

Их взгляды часто суммируют следующим образом: «Только Писание, только верой, только благодатью, только Христос, только Богу слава». Знаковой фигурой этого процесса стал католический монах и преподаватель Мартин Лютер. Он был не первым и не единственным, но, благодаря стечению многих обстоятельств, именно его деятельность стала толчком к массовому изменению в церковной жизни.

День его выступления против индульгенций, 31 октября 1517 года, празднуют как День Реформации. Впрочем, главным объектом его внимания были не индульгенции, но крест Христа и наше спасение благодатью Божией по вере.

А какое значение для нас имеет какой-то средневековый монах?

Христиане всех времен верят в одного Бога, размышляют над одной Библией, борются со схожими искушениями. Поэтому другие верующие могут стать нам хорошими собеседниками, наставниками и примерами, независимо от времени их жизни.

Иногда Мартина Лютера представляют как создателя некой новой церкви. Сам он был бы весьма удивлён этим. В Реформацию Церковь не создавалась заново, но поместные церкви, то есть различные общины верующих, учились угождать Богу через аккуратное исполнение Его Писания. Лютер в этом активно участвовал. Их усилия принесли богословские и практические плоды, которыми спустя 500 лет пользуемся и мы.

Так что Мартин Лютер один из наших благословенных Богом братьев и собеседников в размышлениях о вопросах веры и благочестивой жизни.

Может, это просто новая мода? После распада СССР все ударились в эзотерику.

Действительно, тогда люди хватали всё, что стало доступным. Годы запретов сформировали сильный голод, который насыщался порой весьма бездумно. Но сам факт этого голода достоин внимания.

Мы не созданы для безбожной жизни. Человек вполне становится человеком только в общении со своим Творцом. То, что духовная жизнь подменялась суррогатами, не делает её фальшивкой. Христианин видит, сколь удивительно Бог изменяет человека, познаёт самого Бога, ощущает радость любви, понимает ценность святости. На фоне жизни со Христом всякая эзотерика меркнет.

К тому же не стоит забывать, что христиане были и в СССР. И для тех, кто жертвовал своей жизнью ради Бога, вера уж точно не была модой.

А Свидетели Иеговы, мормоны и сайентологи — тоже протестанты?

К сожалению, ложная вера возможна. Периодически появляются «учителя», приносящие новые «откровения», и у них находятся последователи.

Иеговисты, действительно, вышли из протестантской среды, но их отказ от веры в Бога-Троицу и в частности, что Иисус, Сын Божий — это «Иегова», вывел их вообще за пределы христианства. У мормонов есть целая книга лжеоткровений. Сайентологи никогда не имели отношения к церкви. Подобных — множество.

Классический же протестантизм всегда настаивал на авторитете только Библии и с вниманием относился к опыту ее толкования предшествующими поколениями христиан. Он разделяет изначальную веру и доверие всех христиан Богу-Сыну, ставшему человеком, умершему и воскресшему ради нашего спасения. «Вера», не приводящая к отношениям с Ним, не имеет смысла.

Никто не стал бы этим заниматься, если бы это было невыгодно. Где «навар»?

Так как религия имеет дело с предельно значимыми вопросами, она может стать сильным и опасным инструментом. Поэтому часто её используют для «навара».

Отчасти это можно сравнить с любовью. Можно ли манипулировать ею или наживаться на ней? Да. Но лишь очень несчастные люди готовы заявить, что все человеческие отношения существуют ради денег. В духовной сфере число несчастных больше, и подозрительность сильнее.

Но как можно искренне радоваться другому человеку, так, и даже в большей степени, можно радоваться Богу. Он первый возлюбил нас, пришел к нам, взял на Себя наш грех и умер за нас. Когда заплачена такая цена, всякий иной «навар» обесценивается. Просто не нужно поддаваться обманщикам от религии. Важно знать Бога, открывшего Себя в Библии и доверять именно Ему.

Во-первых , это красиво.

Сюжет о поклонении волхвов был очень популярен и у заказчиков , и у художников. Первым он давал возможность получить роскошную картину — с одетыми в парчу и золото , меха и перья , короны и тюрбаны волхвами , с дарами в причудливых сосудах , с экзотическими животными , вместе с которыми мудрецы прибыли на поклонение. А иногда заказчикам выпадала возможность быть запечатлённым в образе волхва — у ног Младенца , с чашей золотых монет для его царствования. Художники же получали возможность продемонстрировать свой талант , изображая всё это ( и ещё свою часть монет , конечно же).

Картины на тему поклонения становились всё вычурнее , торжественная процессия всё наряднее , художники — всё виртуознее. Со временем они стали уделять внимание не только костюмам , но и фоновому пейзажу ( часто изображая под видом Вифлеема свои родные города — немецкие , голландские , итальянские), психологическим характеристикам персонажей ( интересно рассматривать даже лица случайных людей из толпы).

Некоторые художники находили возможным даже пошутить. Джентиле да Фабриано изображает за спиной Девы Марии служанок , которые заглядывают в ларец , поднесённый волхвом: достойный ли подарочек? А у Конрада фон Зоста Младенец манерно подставляет ручку и ножку для поцелуев.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector