0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На собеседовании со христом. Наставления протоиерея родиона путятина И аз упокою вы

На собеседовании со Христом

Протоиерей Георгий Климов

Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:28–29), – говорит Господь. Как обрести этот покой душам? – отвечает преподаватель Священного Писания Нового Завета Московской духовной академии и Центра дополнительного образования МДА, настоятель храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще протоиерей Георгий Климов.

Это текст зачала, которое читается на Всенощных бдениях памяти преподобных. Открывается он словами Господа:

Вся Мне предана суть Отцем Моим и никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын и емуже аще волит Сын открыти (Мф. 11:27).

Что это значит: никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын хочет открыть? Это таинство Троицы Единосущной.

Видевый Мене виде Отца (Ин. 14:9), – говорит Господь в прощальной беседе с учениками.

Но нам как вступить в это единство, чтобы Христос захотел открыть нам Бога? Молился же Господь в Гефсимании: Да ecи едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут. (Ин. 17:21)

Как нам обрести это искомое как, которое, по слову современного афонита архимандрита Василия (Гондикакиса), игумена Иверского святогорского монастыря, драгоценнее самого единства, поскольку являет образ бытия Святой Троицы?

Откровение человеку Бога и есть спасение. Если человек познает Бога, значит, соединяется с Ним. В святоотеческом объяснении, истолковывающем Писание, слово «познание» означает вовсе не знание умом, а знание естеством: всем сердцем, всею душею, всем разумением (Мф. 22:37).

Надо возлюбить Христа. То есть соединиться с Ним. Конечно, идеал воплощения в своей жизни Христа соделовали именно преподобные, монахи, посвятившие этому всю свою жизнь; и они разнятся, как звезда от звезды в славе (см.: 1 Кор. 15:41). Но ко спасению призваны все мы, христиане.

Святогорцы говорят, что вся наша тревожность, помыслы, страхи – оттого что мы постоянно думаем о себе. Я сделал то, я того не сделал и т.д. – этому очень способствует наш суматошный рабочий ритм. Наше «я» в центре всей нашей жизни, как будто не мы живем, а оно живет и мучает нас. «А ты измени тему! – сказал как-то старец Иеремия, наместник афонского Пантелеимонова монастыря послушнику, замотанному помыслами. – Думай теперь только о Христе!» «А как?» – поинтересовался тот. «А вот так: если молишься – молись Христу, если читаешь – читай о Христе, если не можешь молиться или читать – говори о Христе, если никого рядом нет – пой о Христе. Просто все свое время займи Христом. И ты когда-нибудь научишься не думать ни о чем, кроме Христа».

Лучше всего помогает в таком делании постоянное, насколько это возможно, чтение Евангелия. Один из подвижников благочестия ХХ века сказал, что в самых лучших книгах мира, в художественной литературе истина шепчет и ползет, а в Евангелии она поет и летит.

Евангелие можно читать и стоя, и сидя (чтобы не искушал вас сатана тем, что если невозможно стоять, то и не надо читать Евангелие). Святитель Феофан Затворник говорит, что самое главное при чтении Евангелия – внимание. Если ты сохраняешь внимание, даже делая это сидя, – читай. Евангелие можно слушать в записях, даже занимаясь каким-то рукоделием.

Вера от слышания (Рим. 10:17), – говорит апостол Павел. За богослужением мы Евангелие тоже слушаем.

Если я читаю Евангелие, желая спастись, то есть соединиться с Богом, Господь Сам начинает открываться мне. Здесь в действие вступает благодать. Бог открывает нам Себя в Таинствах церковных – прежде всего, в Евхаристии мы непосредственно соединяемся с Ним. Но и чтение Евангелия – это тоже своего рода таинство общения со Христом, когда нам Бог Слово открывает глаголы Жизни Вечной. Евангелие – это вовсе не простой текст. По плодам, которые мы обнаруживаем при чтении в своей душе: по умиротворению, покою, прощению, радости, любви, – мы опознаем это таинственное действие совершившейся беседы со Христом.

Ею нельзя насытиться. Евангелие нельзя исчерпать. Чем больше читаешь, тем больше тебе открывается. Преподобный Серафим Саровский говорил, что наш ум должен плавать в словах Евангелия. Сам он прочитывал за неделю все Четвероевангелие. Жил им, от того и пребывал постоянно в этой Пасхальной радости: Радость моя, Христос Воскресе! Так и Иоанн Богослов, написавший Четвертое Евангелие, дополнившее предыдущие три, к концу жизни, как говорит Предание, не говорил уже длинных речей, а только: Чадца, да любите друг друга!

Чтение Евангелия сопровождается главной работой человека в этом мире – работой по очищению своего сердца через исполнение заповедей. Человек доверяется Богу и слушает Его. Но не того «бога», что гнездится, как любят говорить, «у меня в душе». Господь Свое учение открыл и доверил Церкви, а значит, доверие Богу – это доверие Церкви, ее Соборному учению.

Читать еще:  Перед смертью не говорят: «Жаль, я работал так мало!»

Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Петр. 1:20–21).

Так же и апостол Павел говорит, что духовное может понять только духовный (см.: 1 Кор. 2:14). Разве нам, грешным, постичь всю ту глубину и смысл, что вкладывали в текст боговдохновенные апостолы, писавшие в соавторстве с Духом Святым?

Однако любой дар Христов, по словам преподобного Симеона Нового Богослова, подается не за добродетели и не за труды, ради них понесенные, а за рождающееся от них смирение. Понимать Евангелие в свою меру – это тоже дар, ниспосылаемый за смирение. Даже само чтение можно обратить к стяжанию этого дароусвоительного свойства: читать, как говорил, преподобный Паисий Cвятогорец, не для того, чтобы понять, а для того, чтобы смириться.

Святые уже прошли путем смирения и соединились со Христом. Они на практике знают, что и как требуется от нас. Вот как советует читать Евангелие, например, святитель Феофан Затворник. Прочитав отрывок, нужно заставить себя вспомнить – о чем ты читал. Это дисциплинирует и сосредотачивает внимание человека на прочитанном. После этого святитель советует поразмышлять: что для меня лично может значить этот отрывок? Как в моем сердце отзывается? Такое упражнение, как ничто другое, способствует развитию духа истинной молитвы, когда человек уже не только внимать, но и своими словами может общаться со Христом.

Однако недостаточно просто порассуждать «от ветра главы своея», важно найти толкование на прочитанный отрывок у признанных святых экзегетов: Иоанна Златоуста, Феофилакта Болгарского, Ефрема Сирина, Феодорита Кирского и других, сравнив их объяснения со своими, чтобы перепроверить свои мысли с церковной традицией. Такая практика постепенно развивает в человеке способность мыслить в русле Священного Предания Церкви.

Чтение Евангелия – это всежизненное соработничество Христу. Открывается нам именно то, к чему мы через свой личный духовный опыт хотя бы самую малость причастны. Иначе – евангельский текст будет закрыт от нас:

Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (Мф. 13:15).

Духовный орган, где происходит встреча и собеседование со Христом, есть сердце человека.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8).

Протоиерей Георгий Климов
Подготовила Ольга Орлова

В Неделю четвертую Великого поста. Проповедь протоиерея Родиона Путятина

Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:21).

Ныне прочитанное Евангелие повествует о том, как Иисус Христос исцелил одного беснующегося, которого не могли исцелить ученики. Когда Иисус Христос со Своими учениками сошел с горы, после Своего Преображения на ней, и пришел к народу, тогда подошел к Нему человек и, став пред Ним на колени, сказал: Господи! Помилуй сына моего; он в новомесячье беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается то в огонь, то в воду. Я приводил его к ученикам Твоим, но они не могли исцелить его.

Иисус Христос велел привести к себе беснующегося и, когда привели, Иисус Христос воспретил ему и бес вышел, и отрок стал здоров – исцелился в тот же час. Ученики после, наедине, спросили Иисуса Христа: почему мы не могли выгнать беса? Иисус Христос отвечал им: сей же род изгоняется только молитвою и постом (см.: Мф. 17, 14–21).

Есть болезни телесные, от которых без поста и молитвы ничем не избавишься, потому что они соединены бывают с болезнями души. Тело страдает у таковых больных оттого, что душа страдает; немощствует у них тело оттого, что душа немощствует. И при каких болезнях телесных душа не страдает? И какие из них не от нее зависят много? И потому в телесных болезнях пост и молитва хороши, полезны, нужны, а в некоторых необходимы. Облегчая душу, пост и молитва подают облегчение и телу. Сердцу веселящуся лице цветет.

Если же в телесных болезнях пост и молитвы хороши, полезны, нужны, иногда необходимы, то еще полезнее, нужнее, необходимее они в немощах и болезнях души. Без поста и молитвы ни от одной душевной, сердечной болезни не избавишься. Пост и молитва – единственное и самое верное лекарство от всяких таких болезней. Пост здесь разумеется не какой-нибудь чрезвычайный, а обыкновенный, простой: умеренное употребление пищи и питья, воздержание от наслаждений чувственных, от развлечений мирских, от разговоров пустых, словом, такой пост, который бы помогал нам молиться. Да, пост молитве помогает, при посте легче, удобнее возноситься душой к Богу, беседовать с Богом.

Пост молитве помогает, а молитва помогает вере. Легко веруешь в Бога и веришь всему божественному, когда молишься Богу, когда душой возносишься к Нему и умом беседуешь с Ним, когда колена преклоняешь пред Ним и руки простираешь к Нему. При сердечной молитве к Богу невозможно не веровать всем сердцем в Него. А для верующего все возможно. Какая же болезнь не пройдет, не утихнет, когда, молясь Богу, прибегнем к Нему с верою?

Читать еще:  Как назвать девочку красивым именем. Самые красивые имена для девочек: редкие и необычные, православные и мусульманские, современные русские

Если бы боль сердечная или болезнь телесная, как гора, давили душу и тело твое, то и те пройдут при сердечной и пламенной твоей молитве к Богу.

Итак, пользуйся этими лекарствами от своих болезней: на душе ли когда у тебя тяжело, тело ли твое чем страдает, – наложи на себя пост и примись за молитву.

Став пред Спасителем, говори Ему: «Господи! Душа у меня болит, скорблю я, мучаюсь, страдаю часто от грехов моих; болит у меня и тело, часто ослабеваю я, изнемогаю, страдаю; старался я избавиться от моих недугов, многим пользовался и ничто не помогло. К Тебе я прибегаю, Ты мне помоги!» Так молись о себе. Так же молись и о других, кто бы они ни были: сын или дочь, брат или сестра или другие какие, свои или чужие, за которых ты страдаешь духом, – молись, когда они больны душой, когда они худо, греховно ведут себя, когда в неверии, в разврате, в рассеянии и беспечности живут или когда страдают от каких болезней и недугов телесных. Молись. Нет боли, нет и болезни в нас и в других, в которых бы пост и молитва не помогли нам и тем, за кого мы молимся и постимся. Аминь.

Христос успокоит вас

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные,
и Я успокою вас (Мф. 11, 28)

Недавно, беседуя с одной воцерковленной православной христианкой, я спросил у нее:
Как вам удается быть со всеми такой доброжелательной и позитивной?

Ответ женщины весьма удивил меня, а вернее опечалил, ибо в основе ее «любви к ближним» лежала ложная мистика. Буквально она сказала:

Откуда в нашем сердце взяться любви? Нужно хорошенько представить, что эту энергию «любви» зачерпываем рукой на небе, переводим ее в свое сердце, а затем распространяем на других….

К слову сказать, у этой верующей есть духовник, который и не догадывается, что его духовное чадо занимается «православной» эзотерикой…. Не хотелось бы никого осуждать, просто жаль, что люди, искренне любящие Бога, не научены правильному пути. Да и что греха таить, многие современные проповеди, правильные по форме, по своей сути — абстрактны и не «жизненны», не имеют нравственно-практического направления. Насколько сильно (как небо от земли) они отличаются от проповедей протоиерея Родиона Путятина (1807–1869). Вот, например, поучение отца Родиона о том, как сохранить спокойствие. Согласитесь, в наш век стрессов и беспокойств, когда самым распространенным нашим грехом является раздражительность, это весьма актуально…

«Слушатели-христиане! Спокойны ли вы? Не тревожит ли вас что в жизни? Не тяготят ли душу грехи совести? Семейство не обременяет ли? Болезнь не мучит ли? Дела у вас не идут ли худо, по службе, не несчастливы ли? Словом, отчего-нибудь и почему-нибудь не беспокоитесь ли, при всех ваших усилиях, стараниях, трудах, занятиях?

Если так, то почему в таком случае не хотите вы искать успокоения себе у Иисуса Христа? Вот, Он всех обещается успокоить: „Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас“. Или вы не знаете, не понимаете, как может успокоить вас Иисус Христос? Для чего же вам знать и понимать это? Положитесь на Него, поручите Ему успокоить вас.

Итак, станешь ли, христианин, отселе во время всякой тревоги, беспокойства, огорчений искать спокойствия себе у Иисуса Христа? Будешь ли в минуты сомнений, недоумений, колебаний обращаться к Нему? Или ты все еще не решаешься, все еще не вполне убежден, что Он тебя успокоит? Странный ты человек! Ведь стараешься же ты сам себя чем-нибудь успокоить. Выдумываешь же разные способы для своего успокоения. Так чем тебе трудиться выдумывать что-нибудь самому для своего спокойствия, поручи это сделать для тебя Иисусу Христу.

Ты, например, согрешил в чем-нибудь, совесть тревожит, мучит тебя; и вот ты, желая себя успокоить, выдумываешь для успокоения своей совести: да ведь как удержаться от греха, ведь это не важный грех, да ведь я ли один грешу, ведь люди и высшие тоже грешат, да ведь это неизбежный грех, без этого греха прожить нельзя… Таким и другим способом ты себя стараешься успокоить. Зачем тебе трудиться успокаивать себя таким образом? Ты к Иисусу Христу обратись и скажи: „Господи! Я согрешил, помоги мне воздержаться от греха“.

Зачем говоришь: как не согрешить, нельзя не согрешить? А говори Богу: согрешил я, Господи! Прости меня, грешного. Положим, что ты себя можешь успокоить сам как-нибудь, но твое это спокойствие непродолжительно и греховно: грех каким-нибудь грехом же ты прикрываешь только. Но Иисус Христос и спокойствие тебе доставит, и грехи твои загладит, Он и боль греховную уймет, и рану греховную заживит.

Возьмем еще другой пример. У тебя дети, ты стар становишься или болен опасно и потому скоро можешь умереть. „Что будет с моими детьми“, — говоришь ты. И вот начинаешь тревожиться, беспокоиться. Ну что тревожиться, к чему беспокоиться? Поручи детей своих Иисусу Христу, приведи их с собой к Нему — и тогда и ты успокоишься, и они проживут спокойно, при тебе ли, без тебя ли.

Читать еще:  Читать евангелие от марка 5. Евангелие от марка

Указывать ли вам другие случаи, где мы вполне можем успокоиться, если только будем искать спокойствия в Господе нашем Иисусе Христе? Что указывать? Во всех случаях, когда только беспокоитесь, обращайтесь к Иисусу Христу. Если бы даже беспокойство наше происходило от неудовлетворения какого-нибудь желания греховного, то и в таком случае надобно к Иисусу Христу обращаться.

Например, ты любишь наряды, рядиться тебе не во что — и вот ты скучаешь, беспокоишься, досадуешь. Зачем тебе так делать? Ты обратись к Иисусу Христу и мысленно скажи Ему: „Господи, меня беспокоит то, что мне хочется нарядов, а рядиться не во что“. Так скажи, и Господь успокоит, истребит в тебе это суетное твое желание. Ты честолюбив или завистлив: другие получают награды, а ты — нет, другие богатеют, а у тебя все мало, и вот ты досадуешь. Что досадовать? Обратись к Иисусу Христу и скажи Ему: „Мне хочется богатства, славы, почестей, это желание меня мучит, беспокоит. Успокой меня, Господи!“ И Он сделает тебе так, что ты и без богатства, без славы и почестей будешь спокоен.

Итак, при всех ваших беспокойствах, от чего бы они ни происходили, будем обращаться к Иисусу Христу. Иисус Христос обещается нас успокоить, говорит, что всех успокоит. А слово Божие всегда верно, и обещание Его во всем непреложно. Аминь».

Почему же столь эффективны эти поучения поистине народного проповедника о. Родиона Путятина?

Во-первых, потому что в основании его проповедей — абсолютная вера в действенность и истинность слова Божия. Подлинно святая детская вера: раз Бог так сказал в Писании, значит так и будет. «Иисус Христос обещается нас успокоить, говорит, что всех успокоит. А слово Божие всегда верно, и обещание Его во всем непреложно».

Во-вторых, центром проповеди о. Родиона является Иисус Христос. Например, в этом небольшом поучении о стяжании спокойствия слова «Иисус Христос» встречаются 14 раз. А как известно, от избытка сердца говорят уста. Отец Родион непрерывно думал о Христе, Который жил в сердце батюшки, и этому же учил свою паству. «Будем же всегда думать о Боге, и Он всегда будет с нами», — говорил благодатный протоиерей.

«Бог везде присутствует, следовательно, Он во всяком месте с нами; следовательно, Он теперь с нами и здесь. Отчего же, слушатели, мы не ощущаем Его присутствия? Отчего мы не чувствуем Его близ себя? Главная причина этому та, что мы мало и редко думаем и размышляем о Нем. Бог всегда с нами и близ нас, но мы своим невниманием к Нему удаляем Его от себя и себя от Него. Бог тогда только приближается к нам, когда мы приближаемся к Нему своими мыслями, своей душой (см.: Иак. 4, 8). Чтобы видеть свет, надобно открыть глаза; чтобы чувствовать близ себя Бога, надобно думать и размышлять о Нем. Представьте (без-образно) же Его себе, представьте, что Он теперь здесь с нами, утвердите на этой мысли все внимание ваше, и вы ощутите Его, почувствуете Его присутствие, вы тогда скажете с апостолом Фомою: Господь мой и Бог мой!»

В-третьих, эти проповеди настраивают на личные отношения со Христом. В этом они чем-то похожи на поучения митрополита Антония Сурожского, который, как и отец Родион, считает, что надо быть правдивым, искренним и максимально открытым перед Богом. В этом смысле к Богу можно обращаться даже с суетными желаниями и просьбами, и Всемогущий Господь успокоит взволнованную душу, направив нашу жизнь в правильное духовное русло. Например, какой хороший совет дает батюшка современным модницам: «Ты обратись к Иисусу Христу и мысленно скажи Ему: «Господи, меня беспокоит то, что мне хочется нарядов… Так скажи, и Господь успокоит, истребит в тебе это суетное твое желание». Представляете, какими мы станем счастливыми, если ежесекундно по всякому поводу и без оного будем обращаться ко Христу. «О, будем, слушатели, будем чаще, будем непрестанно помнить, думать о благом, всемогущем, премудром Боге — и сердца наши всегда будут полны мира и радости». А это прямой путь к подлинному смирению, которое, к сожалению, часто понимают узко: лишь как самоуничижение. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Добродетель — смирение — получила свое наименование от рождаемого ею внутреннего сердечного мира. Когда имеем в виду одно успокоительное, радостное, блаженное состояние, производимое в нас добродетелью, то называем ее смирением». Иными словами, в основе смирения — спокойствие и радость.

Смиренный человек всегда контролирует себя. Даже если в общественном транспорте ему наступили на больной мозоль, смиренный верующий останется не только внешне, но внутренне совершенно спокойным. Почему в этой ситуации смиренный человек не начинает эмоционально заводиться и даже мысленно никуда «не посылает» своего обидчика? А потому что в этот момент он сразу обращается ко Христу за помощью! «Итак, при всех ваших беспокойствах, от чего бы они ни происходили, будем обращаться к Иисусу Христу». И Господь успокоит нас!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector