0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Монотеистические религии Понятие «монотеистическая религия. Виды монотеистических религий Что такое единобожие история

Содержание

Монотеизм

Что такое монотеизм?

Слово «монотеизм» имеет два значения:

  1. Вера в единого Бога;
  2. Учение о едином Боге.

Оно было образовано от греч. μονος (monos) — «один», θεος (theos) — «бог».

В отличие от пантеизма, при котором Бог отсутствует, как личность, монотеистические религии говорят о едином Боге с конкретным учением, а не об абстрактных философских течениях.

Монотеистические религии

В мире существует три основных направления монотеистических религий, которые разделяют представления о сверхтварном Творце и Создателе мира:

  1. Христианство;
  2. Иудаизм;
  3. Ислам.

При этом монотеизм при определенном сходстве в этих религиях имеет и существенные различия. Так в Исламе Господь наш Иисус Христос воспринимается лишь пророком и учение каждой религии отличается от остальных.

Христианство и монотеизм

Это утверждение полностью отвергает идею, что все монотеистические религии едины, а Бога лишь называют разными именами: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» Иак. 2:19

Каждая монотеистическая религия — это вера в Бога, как в личность, выражающую свое отношение к Тварному миру. В христианстве — это великая искупительная жертва Христа, страдавшего за наши грехи. Бывает сложно вместить умом учение о Святой Троице, если мы говорим о монотеизме, о едином по существу и троичном в Лицах Боге. Образ бытия Троицы превышает человеческий разум, поэтому остается лишь душа, которая верит Слову нашего Господа.

Монотеизм предполагает личные отношения с Богом, живой диалог с Ним, обращение в молитве и вера в то, что эта молитва будет услышана. Если при пантеизме такой диалог не возможен, потому что пантеизм не предполагает Бога, как личность, то монотеизм дает человеку возможность выстроить отношения с Богом.

Пантеизм не дает четкого ответа на вопрос «как Бог относится к своему творению?». По сути это учение отрицает, что был Некто, сотворивший все сущее. У истоков течения также стоял еврейский философ Спиноза, который говорил: «Бог есть природа» (Deus sive natura). Отрицая Бога, как личность, мы в какой-то мере отрицаем человека, как личность. Что произойдет с нами после смерти? Станем ли мы тоже лишь обезличенной частью окружающего мира?

В монотеистических религиях Бог обращается к человеку, говорит с ним, участвует в судьбе человека. Не все боги монотеистических религий (которых, кроме основных, насчитывается великое множество) добры к людям в представлении основателей вероучения. В христианстве отношение к человеку обозначено вполне четко — Господь страдает и принимает смерть на Кресте за наши грехи, приходит, чтобы спасти нас, дать нам Вечную жизнь. Воплощение Бога являет человеку возможность соединения с Богом. Поэтому, в отличие от пантеизма, который, скорее, можно назвать философским течением, монотеизм — характеристика религии.

Читайте также:

Монотеизм

Монотеи́зм – 1) вера в еди­ного Бога; 2) учение о едином Боге.

К моно­те­и­сти­че­ским рели­гиям отно­сят рели­гии, раз­де­ля­ю­щие пред­став­ле­ния о сверхтвар­ном Творце и Созда­теле мира (хри­сти­ан­ство, иуда­изм, ислам).

Вместе с тем моно­те­и­сти­че­ские рели­гии совсем неод­но­родны. Пред­став­ле­ния о едином Боге раз­ви­ва­ются ими совер­шенно неоди­на­ково. Если хри­сти­ан­ство глу­боко и все­сто­ронне рас­кры­вает жизнь еди­ного Бога, содер­жит целост­ные пред­став­ле­ния о Его сверхтвар­ном бытии и Его отно­ше­нии к создан­ному Им миру и чело­веку, то прочие формы моно­те­изма доволь­ству­ются отвле­чен­ной кон­ста­та­цией еди­но­бо­жия.

Поэтому среди моно­те­и­сти­че­ских рели­гий целе­со­об­разно выде­лить кон­крет­ный (хри­сти­ан­ский) и абстракт­ный (прочий) моно­те­изм, при­знав истин­ность и после­до­ва­тель­ность только за первой формой моно­те­изма, все­сто­ронне кон­кре­ти­зи­ру­ю­щей жизнь Бога и Его отно­ше­ния к твар­ному миру.

После­до­ва­тель­ным моно­те­из­мом может быть названа только рели­гия глу­боко и все­сто­ронне рас­кры­ва­ю­щая жизнь еди­ного Боже­ства.

Так, оче­видно, недо­ста­точно ска­зать, что Бог един («Ты веру­ешь, что Бог един: хорошо дела­ешь; и бесы веруют, и тре­пе­щут» Иак. 2:19 ). К этому поло­же­нию необ­хо­димо доба­вить, что Он есть единая Лич­ность. Но и этот тезис нуж­да­ется в даль­ней­шем рас­кры­тии, поскольку единая Лич­ность нетвар­ного Бога отли­ча­ется от твар­ной чело­ве­че­ской лич­но­сти, должна суще­ство­вать непо­сти­жи­мым, пре­вы­ша­ю­щим ее твар­ный разум обра­зом.

Хри­сти­ан­ство учит о том, что Бог един, утвер­ждает Его еди­но­су­щие (Бог един по суще­ству). К этому поло­же­нию оно добав­ляет поло­же­ние о личной при­роде Боже­ства, учит, что Бог есть Суще­ство личное. Но оно избе­гает антро­по­мор­физма, когда учит о Боге едином по суще­ству и тро­ич­ном в Лицах – Святой Троице нераз­дель­ной и нес­ли­ян­ной, образ бытия Кото­рой пре­вы­шает чело­ве­че­ский разум.

Оче­видно, недо­ста­точно ска­зать, что Бог есть Творец мира. Необ­хо­димо рас­крыть Его твор­че­ское отно­ше­ние к твар­ному миру, отве­тить на вопрос: «Как Бог творит мир?». Если мы оста­вим этот вопрос в сто­роне, то можно допу­стить, что мир созда­ется из Самого Боже­ствен­ного бытия, то есть он равен нетвар­ному Богу. А этот тезис уже озна­чает язы­че­ство.

Хри­сти­ан­ство учит о том, что Бог творит мир из ничего. Он создает его не из Своей сущ­но­сти, а вызы­вает из небы­тия одной силой Своей мысли и воли. Это учение утвер­ждает ино­су­щие (ино­при­род­ность) Бога и мира, реши­тельно раз­де­ляет твар­ное и нетвар­ное бытие, закры­вает путь обо­жеств­ле­ния пре­хо­дя­щих явле­ний твар­ного мира, и мира как целого.

Если Бог личен, то Он может искать еди­не­ния с лич­но­стью чело­века и, как Все­мо­гу­щий, дости­гать этого еди­не­ния, рас­кры­вая чело­веку Самого Себя. Вне еди­не­ния Бога и чело­века позна­ние Бога оста­нется непол­ным. Как глу­боко это еди­не­ние и в каком Чело­веке оно осу­ще­стви­лось во всей пол­ноте? Если моно­те­изм не даст ответы на эти вопросы, то он будет утвер­ждать совер­шен­ную непо­зна­ва­е­мость Бога для чело­века. А такое утвер­жде­ние озна­чает отри­ца­ние моно­те­и­сти­че­ского знания по суще­ству.

Хри­сти­ан­ство учит о том, что Бог стал чело­ве­ком в Бого­че­ло­веке Иисусе Христе. Вопло­ще­ние Бога откры­вает путь Бого­по­зна­ния. Вопло­ще­ние Бога являет чело­веку воз­мож­ность соеди­не­ния с Богом, делает его сыном Божьим. Такое соеди­не­ние осу­ществ­ля­ется Боже­ствен­ной бла­го­да­тью Свя­того Духа, веду­щей хри­сти­а­нина к бла­го­дат­ному еди­не­нию со своим Твор­цом – обо­же­нию.

Монотеистические религии Понятие «монотеистическая религия»

Монотеистическая религия как тип религиозного мировоззрения появилась задолго до начала нашей эры и представляла собой как персонификацию Бога, так и представление и наделение всех сил природы единым сознательным эгрегором. Одни мировые религии наделают Бога личностью и её качествами; другие — всего лишь возвышают центральное божество над остальными. Например, православное христианство — монотеистическая религия, в основе которой лежит образ триединства Бога.

Чтобы пролить свет на столь запутанную систему религиозных верований, требуется рассмотреть сам термин с нескольких аспектов. Здесь следует помнить о том, что все мировые монотеистические религии принадлежат к трём типам. Это авраамические, восточно-азиатские религии и религии Америки. Строго говоря, монотеистической религией не является та, которая основана на функционировании нескольких культов, но имеет центрального бога, возвышающегося над остальными.

Представления о единственности Бога

Монотеистические религии имеют две теоретические формы — инклюзивную и эксклюзивную. Согласно первой — инклюзивной — теории, Бог может иметь несколько божественных персонификаций при условии их единения в целом центральном эгрегоре. Эксклюзивная теория наделяет образ Бога трансцентентными личностными качествами.

Данная структура подразумевает в себе глубокую неднородность. Например, деизм предполагает уход от дел Божественного Создателя сразу после сотворения мира и поддерживает концепцию невмешательства сверхъестественных сил в ход развития Вселенной; пантеизм подразумевает святость самой Вселенной и отвергает антропоморфные облик и сущность Бога; теизм, наоборот, заключает в себе общую идею существования Творца и активного его участия в мировых процессах.

Учения Древнего Мира

Египетская древняя монотеистическая религия, с одной стороны, представляла собой некое подобие единобожия; с другой стороны, она также состояла из большого количества местных комбинированных культов. Попытка объединить все эти культы под эгидой единого бога, покровительствовавшего фараону и Египту, была предпринята Эхнатоном в 6 веке до нашей эры. После его смерти религиозные верования вернулись в прежнее русло политеизма.

Попытки систематизировать божественный пантеон и привести его к единому личностному образу предпринимались греческими мыслителями Ксефаном и Гесиодом. В «Государстве» Платон ставит целью поиск Абсолютной Истины, властной надо всеми вещами в мире. Позже на основе его трактатов представители эллинистического иудаизма предпринимали попытки синтезировать платонизм и иудаистические представления о Боге. Расцвет идеи о монотеистичности божественной сущности относится к периоду античности.

Монотеизм в иудаизме

С еврейской традиционной точки зрения, первичность монотеизма была разрушена в процессе развития человечества распадом его на множественные культы. Современный иудаизм как монотестическая религия строго отрицает существование каких-либо сверхъестественных сторонних сил, в том числе богов, неподконтрольных Создателю.

Но в своей истории иудаизм не всегда имел такую теологическую основу. И ранние этапы его развития проходили под статусом монолатрии — политеистической веры в возвышение главного бога над второстепенными.

Мировые монотеистические религии, такие как христианство и ислам, свои истоки имеют в иудаизме.

Определение понятия в христианстве

В христианстве господствует ветхозаветная авраамическая теория монотеизма и Бога — как единственного вселенского творца. Однако христианство — монотеистическая религия, основные направления которой вносят в неё идею триединства Бога в трёх проявляениях — ипостасях — Отца, Сына и Святого Духа. Этот догмат Троицы накладывает на трактовку христианства исламом и иудаизмом политеистический или тритеистический характер. Как утверждает само христианство, «монотеистическая религия» как понятие в полной мере отражена в его основной концепции, но сама идея тритеизма не раз выдвигалась богословами, пока не была отвергнута Первым Никейским Собором. Впрочем, среди историков бытует мнение, что в России существовали последователи православных течений, отрицающих триединство Бога, которым покровительствовал сам Иван Третий.

Таким образом, просьбу «объясните понятие монотеистической религии» можно удоволетворить, приведя определение монотеизма как веры в единого Бога, который может иметь в этом мире несколько ипостасей.

Читать еще:  Проповедь в неделю о расслабленном. О терпении?

Исламские монотеистические воззрения

Ислам строго монотеистичен. Принцип монотеистичности провозглашается в Первом Столпе Веры: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Его». Таким образом, аксиома единственности и целостности бога — Таухид — заключена в его фундаментальной теории, и все обряды, ритуалы и религиозные действия призваны показать Единственность и Целостность Бога (Аллаха).

Величайшим грехом в исламе является ширк — приравнивание к Аллаху других божеств и личностей — этот грех непрощаем.

Согласно исламу все великие пророки исповедовали монотеизм.

Специфические особенности бахаи

Данная религия берет свое начало в шиитском исламе, ныне многими исследователями расценивается как самостоятельное течение, однако в самом исламе считается вероотступнической религией, а её последователи на территории мусульманских республик ранее подвергались гонениям.

Название «бахаи» происходит от имени основателя религии Бахауллы («Слава Божья») — Мирзы Хусейна Али, который родился в 1812 году в семье потомков царской персидской династии.

Бахаизм строго монотеистичен. Он утверждает, что все попытки познать Бога будут тщетны и бесполезны. Единственной связью между людьми и Богом являются «Богоявленные» — пророки.

Особенностью бахаи как религиозного учения является открытое признание всех религий истинными, а Бога единым во всех ипостасях.

Индуистический и сикхский монотеизм

Не все мировые монотеистические религии имеют схожие черты. Это обусловлено их различным территориальным, ментальным и даже политическим происхождением. Например, невозможно провести параллель между монотеизмом христианства и индуизма. Индуизм представляет собой огромную систему различных обрядов, верований, местных национальных традиций, философий и теорий, основанных на монотеизме, пантеизме, политеизме и тесно связанных с языковыми диалектами и письмом. На такую широкую религиозную структуру сильно повлияла кастовая стратификация индийского общества. Монотеистические представления индуизма чрезвычайно сложны — все божества объединены в один сонм и созданы Единым Творцом.

Сикхизм, как разновидность индуизма, также утверждает принцип монотеизма в своем постулате «Один Бог для всех», в котором Бог раскрывается аспектами Абсолюта и индивидуальной частицы Бога, живущей в каждом человеке. Физический мир иллюзорен, Бог пребывает во времени.

Китайская система теологических мировоззрений

Начиная с 1766 года до нашей эры традиционным мировоззрением китайских императорских династий становится почитание Шан-Ди — «верховного предка», «Бога» — или неба как самой могущественной силы (Тань). Таким образом, китайская древняя система мировоззрений — это своего рода первая монотеистическая религия человечества, существовашая раньше буддизма, христианства и ислама. Бог здесь персонифицировался, но не приобретал телесной формы, что равняет Шан-Ди с моизмом. Однако эта религия не является монотеистической в полном смысле — в каждой местности существовал свой пантеон малых земных божеств, определяющих особенности материального мира.

Таким образом, на просьбу «объясните понятие «монотеистическая религия» можно сказать, что такой религии свойственен монизм — внешний мир майя является всего лишь иллюзией, а Бог заполняет всё течение времени.

Единый Бог в зороастризме

Зороастризм никогда не утверждал идею чёткого единобожия, балансируя между дуализмом и монотеизмом. По его учению, распространившемуся в первом тысячелении до нашей эры по Ирану, верховным единым божеством является Ахура Мазда. В противовес ему существует и действует Ангра-Майнью — бог смерти и мрака. Каждый человек должен разжечь в себе огонь Ахура Мазды и изничтожить Ангра-Майнью.

Зороастризм оказал заметное влияние на развитие идей авраамических религий.

Америка. Монотеизм инков

Наблюдается тенденция монотеинизации религиозных верований народов Анд, где происходит процесс объединения всех божеств в образ бога Викарочи, например, сближение самого Викарочи, создателя мира, с Пача-Камаком, создателем людей.

Таким образом, составляя примерное объяснение в ответ на просьбу «объясните понятие монотеистическая религия», следует упомянуть, что в некоторых религиозных системах боги, имеющие схожие функции, со временем сливаются в один образ.

Виды монотеистических религий

Монотеистические религии определяются как вера в существование только одного Бога, создавшего мир, всемогущего и вмешивающегося во все происходящее в мире. Более широкое определение монотеизма — это вера в единого Творца. Можно различать исключительный монотеизм, как всеобъемлющий, так и множественный (политеистический), который, признавая различных божеств, постулирует некоторое базовое единство. Монотеизм отличается от генотеизма религиозной системой, в которой верующий поклоняется одному Господу, не отрицая, что другие могут поклоняться различным богам с равной степенью веры и монотеизмом, признанием существования многих богов, но с постоянным поклонением только одному божеству.

Более широкое определение монотеизма характеризуют традиции бабизма, бахаизма, Цао Дай (цаодаизма), хандоизма (чхондогё), христианства, деизма, экканкара, индуистских сект (шейвизма и вайшнавизма), ислама, иудаизма, мандейизма, растафари, сикхизма, тенгризма, тенрикё (тенриизма), езидизма, зороастризма. Также элементы домонотеистической мысли находятся в ранних религиозных формах, таких как атенизм, древнекитайская религия и яхвизм.

Определения

Монотеизм включает в себя различные Божественные концепции:

  1. Даизм принимает существование Божественного и создание мира, но Бог является лишь первопричиной. Даизм отрицает его существование как человека (теизм), а также его вмешательство и контроль над событиями в природе и обществе.
  2. Монизм. Это философское учение — начало всего. Оно характерно для индуистских философских школ северного буддизма и адвайта-веданты, а также китайского даосизма. В этих школах единая реальность является основой существующего, а дух и материя — всего лишь два из его эквивалентных аспектов.
  3. Пантеизм отождествляет Бога с природой как выражение Божества. Архаичная форма этого учения гласит: Бог во всем, что существует. Все вокруг — Бог.
  4. Панентеизм. Представляет собой убеждение, что Вселенная содержится в Боге и является его частью, но не все от Бога. Разница между пантеизмом и панентеизмом заключается в том, что, согласно первому, все есть Бог, тогда как второе понятие — это все в Боге.
  5. Существенный монотеизм характерен для местных африканских верований и по самой своей природе является формой многобожия. Африканские убеждения гласят, что существует много богов, но каждый из них является реинкарнацией определенного типа материи.
  6. Святая Троица. Христианская доктрина, которая поддерживается большинством его конфессий. Это мнение, что Бог является Святой Троицей. Бог есть существо, которое одновременно имеет три личности: Бога Отца, Иисуса Христа и Святого Духа.

Исходя из вышеперечисленного, видим, что монотеизм неоднороден.

Происхождение

Квазимонотеистические утверждения о существовании «универсального» Божества относятся к позднему бронзовому веку с «Великим гимном» египетского фараона Эхнатона к Атену. Возможная склонность к монотеизму возникла в ведический период железного века в Южной Азии. В «Ригведе» демонстрируются понятия монизма Брахмана, особенно в сравнительно поздней десятой книге, которая датируется ранним железным веком, — в «Гимне творения». Тибетская религия Бон с двадцатого века до нашей эры была первой зарегистрированной религией, которая заявила, что есть один Бог, который зовется Сангпо Бумтри. Но религия не поощряет монотеистическое поклонение Сангпо Бумтри или любому богу для спасения души, а только фокусируется на карме.

С шестого века до нашей эры зороастрийцы верили в верховенство одного Божества — Ахура Мазда как «Создателя всех» и первого существа перед всеми остальными. Но зороастризм не был строго монотеистическим, потому что он почитал других наряду с Ахура Мазда. Древняя индуистская теология, тем временем, была монистической, но не строгой в поклонении; она сохраняла существование многих богов, которые рассматривались как аспекты одного верховного Бога — Брахмана.

Многочисленные древнегреческие философы, в том числе Ксенофан из Колофона и Антисфен, верили в подобный политеистический монизм, который был близок к монотеизму, но не дотягивал до него. Иудаизм был первой религией, которая задумала понятие личного единобожия в монистическом смысле. В понятии этического монотеизма заложена мысль, что мораль исходит только от Бога и его законы неизменны. Впервые эти постулаты зародились и были внедрены в иудаизме, но в настоящее время становятся основным принципом большинства актуальных монотеистических верований, включая:

  • зороастризм;
  • христианство;
  • ислам;
  • сикхизм.

Согласно еврейской, христианской и исламской традициям монотеизм был первичным вероисповеданием человечества. Эта оригинальная религия иногда упоминается как «адамическая».

Были предположения, что авраамические религии возникли в противовес политеизму, равно греческому философскому монотеизму. Карен Армстронг и другие религиоведы и философы писали, что концепция монотеизма постепенно развивается через ряд периодически возникающих переходов — сначала появился анимизм, который превратился в политеизм, тот преобразовался в генотеизм и в итоге трансформировался в настоящий монотеизм.

Мировые монотеистические религии

Хотя все приверженцы авраамических вероучений относят себя к монотеистам, иудаизм не считает христианство монотеистическим, относя к этому понятию только ислам. Мусульманство также не признает современное христианство монотеистическим из-за христианского учения о Троице, которое, как считает ислам, не является частью первоначального монотеистического христианства, проповедуемого Иисусом. Христиане же утверждают, что учение о Троице является истинным выражением монотеизма, сославшись на то, что Троица состоит не из трех отдельных божеств, а трех лиц, существующих единосущно (как одна форма) в виде одного. Рассмотрим мировые конфессии.

Иудаизм

Иудаизм был первой монотеистической религией. Главной особенностью еврейской веры является вера в единого абсолютного, справедливого, всезнающего, всемогущего, любящего и предусмотрительного суверенного Бога. Он создал Вселенную и выбрал еврейский народ, чтобы выявить заветы, содержащиеся в десяти заповедях, и ритуальные предписания — третьи и четвертые книги Торы. Правила, полученные из таких текстов и устной традиции, составляют руководство еврейской жизни, хотя их выполнения варьируются между различными группами практикующих. Иудей Моисей был величайшим, главным и непреодолимым пророком всех времен.

Одна из характеристик иудаизма, которая отличает его от других монотеистических религий, заключается в том, что она рассматривается не только как конфессия, но и как традиция и культура. Другие религии превосходят различные нации и культуры, в то время как иудаизм становится верованием и культурой, задуманной для конкретных людей. Иудаизм не требует, чтобы неевреи присоединились к еврейскому народу или приняли свою религию, хотя новообращенные признаются евреями во всех смыслах этого слова.

Христианство

Среди ранних христиан были значительные споры о природе Бога, некоторые отрицали воплощение, но не божество Иисуса (докетизм), другие позже призывали к арианской концепции Бога. Этот христианский вопрос должен был стать одним из пунктов, рассмотренных на первом Никейском соборе.

Первый Никейский собор, состоявшийся в Никее (современная Турция), созванный римским императором Константином I в 325 году, был первым экуменическим советом епископов Римской империи, и в наибольшей степени это привело к появлению первой формы христианской доктрины, называемой Никейским Символом веры. С определением вероисповедания был создан прецедент для последующих экуменических советов епископов (синодов) для создания утверждений веры и канонов доктринальной ортодоксии, целью которых является определение общего вероучения для церкви. Одна из целей совета заключалась в разрешении разногласий над природой Иисуса по отношению к Отцу, в частности, являлся ли Иисус той же субстанцией как Бог Отец¸ или просто схожие формы. Все, кроме двух епископов, склонились к первому варианту.

Христианские ортодоксальные традиции (восточные православные, католики и большинство протестантов) следуют этому решению, которое было подтверждено в 381 году на Первом Совете Константинополя и достигло полного развития благодаря работе каппадокийских отцов. Они считают Бога триединой сущностью, называемой Троицей, состоящей из трех «лиц»:

  • Бога Отца;
  • Бога Сына;
  • Бога Святого Духа.
Читать еще:  Власть Царя, Который едет на осле. И царство без насилия

Христиане в подавляющем большинстве утверждают, что монотеизм занимает центральное место в христианской вере, поскольку Никейский Символ веры, который дает православное христианское определение Троицы, начинается: «Я верю в одного Бога».

Другие христианские религии, такие как унитарный универсализм, свидетели Иеговы, мормонизм, не разделяют эти взгляды на Троицу.

Ислам

В исламе Аллах — всемогущий и всезнающий создатель и судья Вселенной. Аллах в исламе является строго сингулярным (Таухид), уникальным (Вахид) и по своей сути одним (Ахад), всемилостивым и всемогущим. Аллах существует без места, и Коран утверждает, что «никакое видение не охватит его, но он охватывает все видения. Бог — это понимание». Аллах — единственный Бог, и ему поклоняются в христианстве и иудаизме.

Ислам возник в VII веке нашей эры в контексте как христианства, так и иудаизма с некоторыми тематическими элементами, похожими на гностицизм. Исламские убеждения утверждают, что Мухаммад не приносил новую религию от Бога, но она та же самая, которую практиковали Авраам, Моисей, Давид, Иисус и все другие пророки. Утверждение ислама состоит в том, что послание Бога было повреждено, искажено или потеряно с течением времени и Коран был отправлен Мухаммаду, чтобы исправить потерянное послание Торы, Нового Завета и предыдущих Священных Писаний от Всевышнего.

Индуизм

В качестве старой религии индуизм наследует религиозные понятия, охватывающие:

  • монотеизм;
  • политеизм;
  • панентеизм;
  • пантеизм;
  • монизм;
  • атеизм.

Его концепция Бога сложна и зависит от каждого человека, а также традиции и философии.

Индуистские взгляды широки и варьируются от монизма через пантеизм и панентеизм к монотеизму и даже атеизму. Индуизм нельзя назвать чисто политеистическим. Индуистские религиозные лидеры и основатели неоднократно подчеркивали, что, хотя Божьих форм много, и путей общения с ним много, Бог один. Пуджа мурти — способ общения с абстрактным Богом (Брахмой), который создает, поддерживает и растворяет создание.

Зороастризм

Зороастризм сочетает в себе космогонический дуализм и эсхаталогический монотеизм, который делает его уникальным среди религий мира. Зороастризм провозглашает эволюцию во времени от дуализма к монотеизму. Зороастризм является монотеистической религией, хотя часто рассматривается как дуалистическая, за его веру в ипостаси хорошего Ахура Мазды (творческий дух) и злого Ангру Майнью (деструктивный дух).

Зороастризм когда-то был одной из крупнейших религий на Земле как официальная религия Персидской империи.

Рассмотрев монотеистические верования, мы видим, что в некоторых системах схожие божества, выполнявшие одинаковые функции, отождествлялись в одно целое.

Монотеистические религии — возникновение монотеизма и его культурные последствия

Известно много религиозных течений, которые формировались в разное время и имеют собственные принципы и основы. Одно из основных отличий заключается в количестве богов, в которые верят люди, так есть религии, основанные на веровании в одного бога, а есть и многобожие.

Что это монотеистические религии?

Учение о едином Боге принято называть монотеизмом. Есть несколько течений, которые разделяют представление о сверхтварном Творце. Разбираясь в том, что значит монотеистическая религия, стоит сказать, что так называют три основных мировых течения: христианство, иудаизм и ислам. По поводу других религиозных направлений ведутся споры. Важно заменить, что монотеистические религии – это отличающие направления, поскольку одни наделяют Господа личностью и разными качествами, а другие просто возносят центральное божество над другими.

В чем отличие монотеизма от политеизма?

В значении такого понятия, как «монотеизм» разобрались, а что касается политеизма, то он является полной противоположностью единобожия и основан на вере в нескольких богов. Среди современных религий к ним можно отнести, например, индуизм. Приверженцы политеизма уверены, что существует много богов, которые имеют свои сферы влияния, черты характера и привычки. Ярким примером являются боги Древней Греции.

Ученые считают, что сначала возникло многобожие, которое со временем перешло к вере в единого Бога. Многих интересуют причины перехода от политеизма к монотеизму, так вот есть несколько объяснений этому, но самой обоснованной является одна. Ученые считают, что подобные религиозные изменения отражают собой определенные этапы развития общества. В те времена происходило укрепление рабовладельческого строя и создание монархии. Монотеизм стал некой базой для формирования нового общества, которые верят в единого монарха и Бога.

Мировые монотеистические религии

Уже было сказано, что главными мировыми религиям, которые основаны на монотеизме, являются христианство, ислам и иудаизм. Некоторые ученые считают их массовой формой идеологической жизни, которые направлены на усиление морального содержания в ней. Правители государств Древнего Востока во время становления единобожия ориентировались не только на свои интересы и укрепление государств, но и на возможность максимально эффективно эксплуатировать людей. Бог монотеистической религии дал им шанс найти путь к душам верующих и укрепиться на своем троне монарха.

Монотеистическая религия – христианство

Если судить по времени возникновения, то христианство является второй мировой религией. Изначально она была сектой иудаизма в Палестине. Подобное родство наблюдается в том, что Ветхий Завет (первая часть Библии) является важной книгой как для христиан, так и для иудеев. Что касается Нового завета, который состоит из четырех Евангелий, то эти книги священны только для христиан.

  1. Есть в теме монотеизм заблуждения в христианстве, поскольку основа этой религии, это вера в Отца, Сына и Святого духа. Для многих это противоречие основ единобожия, но на самом деле это все считается тремя ипостасями Господа.
  2. Христианство подразумевает искупление и спасение, и люди верят в милосердие Бога к грешному человеку.
  3. Сравнивая другие монотеистические религии и христианство, следует сказать, что в этой системе жизнь истекает от Бога к людям. В других же течениях человек должен приложить усилия, чтобы вознестись к Господу.

Монотеистическая религия – иудаизм

Самой древней религией, которая возникла примерно с 1000 году до н.э. Пророки для формирования нового течения использовали разные верования того времени, но было единственное важное отличие – наличие единого и всемогущего Бога, который требует от людей строгого соблюдения морального кодекса. Возникновение монотеизма и его культурные последствия являются важной темой, которую продолжают исследовать ученые, и в иудаизме выделяют следующие факты:

  1. Основателем этого течения является пророк Авраам.
  2. Иудейский монотеизм устанавливается, как основная идея для нравственного развития еврейского народа.
  3. Течение основано на признании единого бога Яхве, который судит всех людей, причем не только живых, но и мертвых.
  4. Первое литературное произведение иудаизма – Тора, в котором указываются основные догматы и заповеди.

Монотеистическая религия – ислам

Второй по величине религией является ислам, который появился позже других направлений. Зародилось это течение в Аравии в VII веке н. э. Сущность монотеизма ислама заключается в следующих догмах:

  1. Мусульмане должны верить в единого Бога – Аллаха. Он представлен существом, которое обладает моральными качествами, но только в превосходной степени.
  2. Основателем этого течения был Мухаммед, к которому явился Бог и передал ему ряд откровений, описанные в Коране.
  3. Коран является основной мусульманской священной книгой.
  4. В исламе есть ангелы и злые духи, именуемые джиннами, но все сущности находятся во власти Бога.
  5. Каждый человек живет по божественному предопределению, поскольку Аллах назначает судьбу.

Монотеистическая религия – буддизм

Одна из старейших религий мира, название которой связано с важным титулом ее основателя, называется буддизмом. Возникло это течение в Индии. Есть ученые, которые перечисляя монотеистические религии, упоминают об этом течении, но по сути его нельзя отнести, ни к единобожию, ни к многобожию. Объясняется это тем, что Будда не отрицает наличия других богов, но при этом он уверяет, что все подчиняются действию кармы. Учитывая это, выясняя, какие религии монотеистические, включать в перечень буддизм некорректно. К его основным положениям относят:

  1. Никто кроме человека не может остановить процесс перерождения «сансару», поскольку в его силах изменить себя и достичь нирваны.
  2. Буддизм может принимать разные формы с учетом того, где он исповедуется.
  3. Это направление обещает верующим избавление от страданий, переживаний и страхов, но при этом, она не подтверждает бессмертие души.

Монотеистическая религия – индуизм

Древнее ведическое течение, которое включает в себя разные философские школы и традиции, называется индуизмом. Многие, описывая основные монотеистические религии, не считают нужным упоминать об этом направлении, поскольку его приверженцы веруют примерно в 330 млн. богов. На самом деле это нельзя считать точным определением, поскольку индуистская концепция является сложной, и люди могут понимать ее по своему, но все в индуизме вращается вокруг единого Бога.

  1. Практики считают, что нельзя понять одного верховного Бога, поэтому его представляют в трех земных воплощениях: Шива, Вишну и Брахма. У каждого верующего есть право самостоятельно решать, какому воплощению отдавать предпочтение.
  2. У этого религиозного течения нет одного основополагающего текста, так верующие используют веды, упанишады и другие.
  3. Важное положение индуизма указывает, что душа каждого человека должна пройти через огромное количество перевоплощений.
  4. Карма есть у всех живых существ, и все поступки будут учтены.

Монотеистическая религия – зороастризм

Одной из самых древнейших религиозных направлений является зороастризм. Многие религиоведы считают, что все монотеистические религии начались с этого течения. Есть историки, которые говорят о том, что она дуалистическая. Появилось оно в древней Персии.

  1. Это одно из первых верований, которое представило людям борьбу добра и зла. Светлые силы в зороастризме представлены богом Ахурамаздой, а темные – Анхра-Манью.
  2. Первая монотеистическая религия указывает, что каждый человек должен поддерживать свою душу в чистоте, распространяя добро на земле.
  3. Основное значение в зороастризме имеет не культ и молитва, а добрые дела, мысли и слова.

Монотеистическая религия – джайнизм

Древняя дхармическая религия, которая изначально была реформаторским течением в индуизме, принято называть джайнизмом. Появилась и распространилась она в Индии. Религия монотеизм и джайнизм не имеют ничего общего, поскольку это течение не подразумевает веру в Бога. К основным положениям этого направления относят:

  1. Все живое на земле имеет душу, которая обладает бесконечными знаниями, силой и счастьем.
  2. Человек должен отвечать за свою жизнь в настоящем и будущем, поскольку все отражается на карме.
  3. Цель этого течения заключается в освобождении души от негатива, который вызывают неправильные действия, мысли и речи.
  4. Основная молитва джайнизма – мантра Навокар и во время ее пения человек выказывает уважение освободившимся душам.

Монотеистические религии – конфуцианство

Многие ученые уверены, что нельзя считать конфуцианство религией, и называют его философским течением Китая. Идея монотеизма может просматриваться в том, что Конфуций был со временем обожествлен, но при этом это течение практические не уделяет внимание природе и деятельности Бога. Конфуцианство во многом отличается от основных мировых монотеистических религий.

  1. Основывается на строгом выполнении существующих предписаний и обрядов.
  2. Главное для этого культа – почитание предков, так у каждого рода есть свой храм, где совершаются жертвоприношения.
  3. Цель человека – найти свое место в мировой гармонии, а для этого необходимо постоянно совершенствоваться. Конфуций предложил свою уникальную программу для гармонии людей с космосом.
Читать еще:  За что отвечал бог солнца. Египетский бог солнца ра

Монотеизм и его формы

Во всех мировых монотеистических религиях признано, что миром управляет единый Бог. Происхождение самого слова «монотеизм» имеет греческие корни («монос» — «один», «теос» — «бог»). Впервые его использовал англичанин-неоплатоник Г. Мор в 1660 году.

Есть эксклюзивный монотеизм, под которым подразумевают веру в единого Бога в виде личности, и инклюзивный – допущение существования одного Бога в разных формах. Характерные черты монотеизма можно найти в авраамических религиях (ислам, христианство, иудаизм). Сикхизм, индуизм и многие другие религиозные течение также содержат определенные монотеистические признаки.

Монотеизм появился сразу или ему предшествовал политеизм?

Некоторые древние ближневосточные религии изначально были монотеистическими. Части из них присуща монолатрия (один бог-лидер и многочисленные божества вокруг него). Есть ученые, которые считают, что политеизм – это «деградировавший» монотеизм.

Эдуард Тайлор был сторонником версии об изначальном существовании анимизма (веры в духов), из которого произошел политеизм, а затем – монотеизм в качестве высшей формы религии. Но эти утверждения Тайлора были опровергнуты в конце 19-го века Эндрю Лэнгом в его «Становлении религии». Прочитав эту книгу, немецкий священник-католик В. Шмидт занялся созданием собственной монографии «Истоки представлений о Боге», вышедшей в 12 томах. В ней священнослужитель доказал, что человечество изначально придерживалось монотеизма.

Древнеегипетская религия

Считается, что древние египтяне были политеистами. Но, по мнению некоторых историков и египтологов, существовал так называемый «Египетский монотеизм», а в древнеегипетском пантеоне постоянно был представлен лишь один бог, которого разделили на разные божества, отличающиеся по осуществляемым ими функциям. Это было сделано якобы для того, чтобы простые люди лучше воспринимали религию.

Атонизм

В 14-м веке до нашей эры жил фараон Эхнатон, который провел первую в мире монотеистическую религиозную реформу, названную «атонизмом». По мнению Зигмунда Фрейда, благодаря культу Атона начал формироваться и развиваться иудейский монотеизм. Стоит отметить, что местом жительства ветхозаветного пророка Моисея был Древний Египет. Предполагается, что в то время страной правил Эхнатон, а местным религиозным культом считался Адонай, часть идей которого были впоследствии использованы Моисеем. Некоторые ученые говорят, что Эхнатон являлся сторонником единого культа Атона, так как не признавал других богов.

Платонизм

Древнегреческими мыслителями-монотеистами были Ксенофан, Гесиод и некоторые другие. Сторонники платонизма разработали концепцию, в которой Бог выступал, как Единое благо. Сочинения Платона базируются на политеистической терминологии, но многие иудеи и эллины в это же время, по сути, становились монотеистами. В 1-м столетии Филоном Александрийским была предпринята попытка соединить платонизм с иудейским представлением о Боге.

В философии монотеизм начал развиваться в поздние античные времена. Во 2-м веке были написаны «Халдейские оракулы», где единое божество из промежуточного платонизма соединили с гностицизмом. Когда христианские монотеисты полемизировали с античными философами, вторые на тот момент уже были приверженцами неоплатонизма.

Иудаизм

Современных иудеев можно с уверенностью назвать монотеистами. Для них не существуют любые другие боги и силы, которые не контролирует Творец. Но принято считать, что изначальный иудаизм был монолатрией, а его оформление в монотеистическую религию произошло в 6-м веке до нашей эры, когда евреи вернулись после Вавилонского плена. Иудейский монотеизм в дальнейшем стал базисом для возникновения таких религий, как ислам и христианство.

По мнению Моисея Маймонида, который жил в 12-м столетии, и других еврейских мыслителей, первичность монотеизма неоспорима, он преобладал с самого начала, как форма поклонения Богу, а более позднее формирование других культов происходило после того, как идея единобожия деградировала.

В работах профессора Лоуренса Шиффмана сказано, что в Библии идет речь о патриархах, как настоящих монотеистах. Но, судя по жертвоприношениям ранних израильтян, они верили в существование демонических сил. Некоторые псалмы описывают ангелов, похожих на угаритских и месопотамских богов.

Христианство

Христиане придерживаются ветхозаветной традиции и считают, что Бог-творец всего сущего один. Но в христианстве есть такое понятие, как Троица (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух) с единой божественной природой. Отдельные приверженцы ислама и иудаизма придают христианству черты политеизма или тритеизма. Некоторые христиане пытались толковать свою религию, как троебожие, но Первый Никейский собор отверг эту идею.

Ислам

Исламисты верят только в единого Бога. Во время возникновения этой религии уже существовали христианство и иудаизм. Согласно «Корану», всех пророков можно назвать исламистами. Окончательное формирование мусульманской религии было завершено в 7-м столетии после того, как пророк Мухаммед надиктовал «Коран».

В основе ислама лежит 5 истин, ключевой из которых является Шахад: «Нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Его». Фундаментальной исламской идеей является таухид. Во время молитв, праздников и обрядов мусульмане показывают, что Аллах – единый Бог, который сотворил все, что существует во вселенной. Ему подчинены все процессы в мире. Христианская Троица отвергается таухидом. У Аллаха нет детей, в отличии от библейского Бога, и избранного народа, как говорится в Торе. Под ширком исламисты подразумевают величайший грех – веру в нескольких богов. Мусульмане считают, что все пророки придерживались чистого таухида (монотеизма).

Бахаи

У трансцедентальной концепции Высшей силы в религии бахаи есть все монотеистические признаки. В ней говорится о Боге:

  • всемогущем;
  • вездесущем;
  • всеведущем;
  • вечном;
  • недостижимом;
  • личностном.

Людей с ним связывают лишь его посланники – «Богоявления».

Китайская религиозная традиция

Династия Шан, жившая во второй половине 18-го века до нашей эры, и ее последователи официально почитали Шан-Ди («Бога», «высшего предка»), как и другие китайцы. Его еще называли Тянем («небом», «всемогущей силой»). Конфуцианство и даосизм развивались на основе Шан-Ди. Но данную религию нельзя полностью причислить к монотеизму из-за существования в ней других меньших духов и богов, которых китайцы почитали, как и Тянь. Приверженцы моизма и ряда других течений были более похожи на монотеистов, так как у них Шан-Ди властвовал над духами и младшими богами.

Индуизм

Индуизм – политеистическая религия, вобравшая в себя разные религиозные традиции и философские системы, в основу которых положены:

  • монотеизм;
  • политеизм;
  • пантеизм;
  • монизм;
  • атеизм.

Индуизм характеризуется сложными монотеистическими представлениями. Шактизм, шиваизм и вайшнавизм говорят о подчинении мира Единому Верховному Существу, которое может создать и разрушить материальную вселенную и спасти верующих.

Вайшнавизм – важное направление индуизма с монотеистическими ветвями. В этой религии Кришна – Верховная ипостась Бога. Его называют сваям-бхагаван. Индийская философская теистическая школа ньяйя обосновывает существование Бога в ключе монотеизма. Ее приверженцы считают, что риши (мудрецы) и дэвы (полубоги) не существуют и никогда не имели никакого отношения к сотворению мира.

Сикхизм

Сикхизм считается монотеистической религией, возникшей в 15-м столетии на территории Пенджаба. Она основана на учении, разработанном гуру Нанаком Дэвом и десятью учителями-сикхами. Некоторые относят эту религию к индуизму в качестве одной из его ветвей.

Священный текст сикхов «Ади Грантх» содержит фундаментальное положение «Один Бог для всех». Высшую силу в нем рассматривают в виде Ниргуна (Абсолюта) или Саргуна (персонального Бога в каждом человеке). Для всех сикхов Бог один. В этой религии в идеалистической форме представлен монизм, где о внешнем мире говорится, как об иллюзии (майе), а Бог здесь – протяженная реальность.

Зороастризм

В 10-м веке до нашей эры в северо-восточном Иране и ряде близлежащих областей началось формирование зороастрийского учения, характеризующегося дуалистическими и монотеистическими идеями. Эту религию нельзя считать типичным монотеизмом. Она ближе к унифицированному политеизму с единым верховным Богом – Ахурой Маздой (Ормаздой, «Господом Мудрым»), как его нарек Заратустра. Он ведет вечную борьбу с Богом Ангрой-Майнью – властелином тьмы и смерти. В основу современного зороастризма положены принципы, кодифицированные в Авесте.

МОНОТЕИЗМ

МОНОТЕИЗМ (от мо­но. и греч. ϑεός-– бог) — ре­лигиозный и фи­лософский тер­мин, обо­зна­чаю­щий ве­ру в су­ще­ст­во­ва­ние и по­чи­та­ние од­но­го Бо­га; от­ли­чен от по­ли­те­из­ма (мно­го­бо­жия) и ге­но­те­из­ма (ис­хо­дя­ще­го из ве­ры в од­но­го выс­ше­го бо­га, ко­то­ро­му под­чи­не­ны мно­го­численные низ­шие бо­ги).

В современной на­учной литературе боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей к мо­но­теи­стическим ре­ли­ги­ям от­но­сят иу­да­изм, хри­сти­ан­ст­во и ис­лам. Для этих ре­ли­гий, при их прин­ци­пи­аль­ных от­ли­чи­ях друг от дру­га, ха­рак­тер­но по­ни­ма­ние и по­чи­та­ние без­началь­но­го Бо­га как лич­но­сти, твор­ца все­го су­ще­го, ис­ти­ны и ис­точ­ни­ка всех благ, про­мыс­ли­те­ля че­ло­ве­че­ских су­деб и су­дьи. Главной осо­бен­но­стью хри­сти­ан­ско­го монотеизма яв­ля­ет­ся ис­по­ве­да­ние Бо­га как еди­но­сущ­ной и не­раз­дель­ной Трои­цы. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли пред­по­ла­га­ют близ­ки­ми к монотеизму ре­лигиозным пред­став­ле­ния о бо­ге Шан-ди в Ки­тае, о вер­хов­ном бо­ге Мар­ду­ке у ва­ви­ло­нян, о Брах­ме (Виш­ну, Ши­ве) в Ин­дии, об Амо­не в Егип­те. Вме­сте с тем су­ще­ст­ву­ет зна­чит. чис­ло ис­сле­до­ва­ний, в ко­то­рых ут­вер­жда­ет­ся, что монотеизм иу­да­из­ма раз­вил­ся из по­ли­те­из­ма.

Тер­мин «монотеизм» воз­ник в XVII веке в английской тео­ло­ги­че­ской и фи­лосовской литературе; впер­вые встре­ча­ет­ся у пред­ста­ви­те­ля кем­бридж­ско­го пла­то­низ­ма Г. Мо­ра. В ре­ли­гио­ве­де­нии Но­во­го вре­ме­ни про­бле­ма со­от­но­ше­ния монотеизма и по­ли­те­из­ма рас­смат­ри­валась ли­бо на ос­но­ве ра­цио­наль­но­го ана­ли­за сущ­но­сти ре­ли­гии, ли­бо с ис­то­рической точ­ки зре­ния, ко­то­рая пред­по­ла­га­ла эм­пи­рическое ис­сле­до­ва­ние ре­ли­гии и ми­фо­ло­гии древ­них на­ро­дов. Кон­цеп­ции пра­мо­но­те­из­ма при­дер­жи­вал­ся английский де­ист Э. Чер­бе­ри, счи­тав­ший, что ос­но­ву са­мых древ­них ре­лигиозных пред­став­ле­ний че­ло­ве­ка со­став­ля­ло уче­ние о выс­шем су­ще­ст­ве — Бо­ге.

В XVIII веке сло­жи­лось ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ное убе­ж­де­ние, что по­ли­те­изм ис­то­ри­че­ски пред­ше­ст­ву­ет монотеизму, ко­то­рый фор­ми­ру­ет­ся толь­ко на ос­но­ве ра­цио­наль­но­го и на­учного объ­яс­не­ния ми­ра (Д. Юм). В ос­мыс­ле­ние монотеизма внёс свою леп­ту немецкий идеа­лизм. И. Кант от­ме­чал, «что у всех на­ро­дов сквозь са­мое сле­пое мно­го­бо­жие всё же про­би­ва­ют­ся ис­кры мо­но­те­из­ма» («Кри­ти­ка чис­то­го ра­зу­ма»); Ф. Шел­линг рас­смат­ри­вал монотеизм как скры­тую ре­ли­ги­оз­но-ме­та­фи­зическую под­ос­но­ву ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва, ко­то­рая на­хо­дит своё вы­ра­же­ние в хри­сти­ан­ском по­ни­ма­нии Бо­га как Трои­цы («Фи­ло­со­фия от­кро­ве­ния»). В XIX веке ре­ли­гио­ве­де­ние ис­пы­та­ло на се­бе влия­ние ате­из­ма (Л. Фей­ер­бах, К. Маркс) и по­зи­ти­виз­ма, про­явив­ше­го се­бя в ис­то­рических ис­сле­до­ва­ни­ях древ­них ре­ли­гий. О. Конт раз­ви­вал уче­ние о по­сле­до­ва­тель­но сме­няю­щих друг дру­га эпо­хах — тео­ло­ги­че­ской, ме­та­фи­зи­че­ской и по­зи­тив­ной; вы­де­лял в раз­ви­тии тео­ло­гической эпо­хи три хро­но­ло­гических эта­па: фе­ти­шизм, по­ли­те­изм и монотеизм и ви­дел в монотеизме ос­но­ву бу­ду­щей уни­вер­саль­ной «ре­ли­гии че­ло­ве­че­ст­ва» («Курс по­зи­тив­ной фи­ло­со­фии»).

В XX веке обос­но­ва­нию монотеизма как из­на­чаль­ной фор­мы ре­ли­гии был по­свя­щён фун­даментальный труд «Про­ис­хо­ж­де­ние идеи Бо­га» немецкого эт­но­ло­га и лин­гвис­та, ка­то­лического священника В. Шмид­та, опи­рав­ше­го­ся на кри­ти­ку ани­ми­стической тео­рии Э.Б. Тай­ло­ра шотландским ре­ли­гио­ве­дом Э. Лэн­гом. Од­на­ко тео­ре­тические по­ло­же­ния ра­бо­ты Шмид­та не по­лу­чи­ли все­об­ще­го при­зна­ния. З. Фрейд, со­еди­няя ме­тод ис­то­рической кри­ти­ки биб­лей­ских книг с пси­хо­ана­ли­зом, ут­вер­ждал, что иу­да­изм сво­им монотеизмом обя­зан про­ро­ку Мои­сею, ко­то­рый яко­бы был не ев­ре­ем, а вы­со­ко­по­став­лен­ным егип­тя­ни­ном, при­вер­жен­цем вве­дён­ной фа­рао­ном Амен­хо­те­пом IV (Эх­на­то­ном) но­вой ре­ли­гии, ис­по­ве­дую­щей еди­но­го бо­га Ато­на («Че­ло­век по име­ни Мои­сей и мо­но­теи­сти­че­ская ре­ли­гия»).

Во второй половине XX века немецкий ис­сле­до­ва­тель Я. Асс­ман (р. 1938 год) в ра­бо­тах по ре­ли­гии Древ­не­го Егип­та, став­ших пред­ме­том ши­ро­ких дис­кус­сий, рас­смат­ри­вал мо­но­теи­стическую ре­ли­гию бо­га Ато­на как пер­вую в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва «уч­ре­ж­дён­ную ре­ли­гию», ко­то­рая в че­ре­де других ре­ли­гий (мои­се­ев­ский ях­визм, буд­дизм, хри­сти­ан­ст­во, ис­лам) от­ри­ца­ет ес­те­ст­вен­ный по­ли­те­изм и «пе­ре­ори­ен­ти­ру­ет на транс­цен­дент­ное спа­се­ние».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector