0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Молодой папа»: почему Ватикан разрешает провокационные сериалы

Ватикан всегда остро реагировал на порочащие веру и церковь выпады. И потому все ждали реакции на откровенно провокационное телешоу, где рассказывается о молодом Папе.

Джуд Лоу, исполняющий главную роль, появляется в кадре этаким вальяжным сибаритом, которому не чужды ни плотские утехи, ни скабрезные мысли. Зрителя запутывают с самого начала: речь Папы перед толпой оказывается сном. Но и все, что происходит в сериале дальше, приходится постоянно пропускать сквозь призму правдоподобности.

Сюжет

Если в кратце, то сюжет прост и незатейлив. Умирает папа. Я не уловил его имени, но, кажется, его звали Франциск (а это явно намек на нынешний понтификат). Коллегия кардиналов собирается на конклав, чтобы избрать нового папу. В кулуарах сражаются две партии: либералов и консерваторов. В результате этой борьбы был избрана «серая лошадка», абсолютно нейтральный и незаметный, 47-летний архиепископ Нью-Йорка кардинал Ленни Белардо. В нем видят компромиссный вариант: в меру консерватор и в меру либерал. Однако, молодой папа, неожиданно для всех, оказывается яростным и властным ультра-консерватором идеалистом, жаждущим изменить современную Католическую Церковь.

Юношеские годы и молодость

Юность Папы пришлась на период социальных катаклизмов. Развязанная Гитлером бойня и последовавшее после победы образование социалистического лагеря внесли жесткие коррективы в судьбу Войтылы, ставшего в этот период преподобным отцом Каролем.

Студенческие времена

В Ягеллонском университете, куда будущий понтифик поступил в 1938 году, он избрал своей специальностью польскую филологию. Он не оставлял своего увлечения сценой, играя в краковской «Студии 38», сочинял стихи. Когда немецкие оккупанты закрыли университет, Войтыле, чтобы кормить престарелого отца, пришлось работать складским рабочим, после он трудился на каменных карьерах и химической фабрике, принадлежавшей фирме «Сольвей».

Отец будущего понтифика скончался спустя 2 года после начала войны. Примерно в этот период Кароль решил избрать путь духовного лица, и в октябре 1942 года с помощью архиепископа Сапеги он поступил в Краковскую Духовную семинарию, работавшую при оккупации в подполье. Когда незадолго до освобождения гестапо предпринимало массовые аресты, Войтыла нашел убежище в резиденции польского примаса. Там 9 ноября 1944 года он принял тонзуру и обрел сан клирика.

Рукоположение в священники

Образование Войтыла закончил на богословском факультете во вновь открывшемся после взятия Кракова советскими войсками Ягеллонском университете. Осенью 1946 года кардинал Сапега посвятил молодого клирика во пресвитера и отправил в Ватикан, в докторантуру при институте святого Фомы.

По возвращении преподобный отец Кароль принял обязанности викария в костеле Успения Пресвятой Девы Марии, расположенном в селе Неговиц Краковской парафии, а в следующем, 1948 году, занял должность викария в краковском костеле святого Флориана. Польские коммунистические власти негативно относились к религиозным общинам и пастырям, грозили репрессиями, но, несмотря на это, священник много лет совершал туристические походы на лыжах и байдарках со студентами и преподавателями, отправлял мессы прямо на лесных полянах, проводил катехизацию.

Работа в университете

В своей Альма-матер в 1953 году Кароль Войтыла написал вторую диссертацию, посвященную исследованию проблем религиозной этики. В том же году он приступил к преподаванию нравственного богословия, а когда правительство закрыло теологический факультет, возглавил кафедру этики в люблянском Католическом Университете.

Кризис веры

Авторы сериала не смогли объяснить природу религиозного кризиса. По всей видимости, они и не ставили перед собой такой задачи. Они говорят со зрителем на языке современного кинематографа, для которого характерны неразрешимая двусмысленность, чисто механическое сочетание противоположных высказываний, метания героя между верой и неверием, холодностью и любовью, между молитвой и кощунством.

И все­таки в сериале мы можем найти не выдуманные, а подлинные признаки кризиса веры. И главный признак заключается в том, что мы не найдем здесь очень важных составляющих церковной жизни. На протяжении всего сериала мы практически не видим богослужения. Молитва здесь показана не как естественная, неотъемлемая часть жизни христианина, а как нечто экстраординарное, доступное только избранным, молитвенный же экстаз Ленни больше похож на цирковое представление. В жизни героев отсутствует исповедь как Таинство, а то, что в сериале называется исповедью, почти ничем не отличается от простой беседы по душам. И, может быть, самое главное: в сериале полностью отсутствует понятие греха. Грехом здесь считаются только самые грубые проявления плотских страстей, блуда. Да, эта страсть совершенно чужда Ленни, зато он полностью порабощен другим, не менее смертоносным пороком — гордыней, которая маскируется под смирение. Остается только удивляться глухоте создателей сериала, которые не слышат внутренней саморазоблачающей иронии в словах Ленни о том, что священника нельзя напугать грехом, как хирурга нельзя напугать видом крови, ведь он каждый день встречается с грехом в исповедальне. Правильнее было бы, конечно, сказать: встречается в глубине своего сердца.

Церковь изображена в сериале и пугающей, и влекущей, и возвышенной, и смешной. А главный герой показан одновременно и как «свой в доску парень», и как совершенно недоступный иерарх. Именно такой хочет видеть Церковь и ее служителей современный зритель. Он хочет, чтобы в ней были и чудесные исцеления, и играющие в футбол монашки. Чтобы в ней была тайна, чудо и авторитет, но чтобы эта тайна не пугала, а развлекала.

Режиссер и автор сценария сериала Паоло Соррентино нигде прямо не высказывался о вопросах веры и не обозначал свою религиозную принадлежность. И все же мне кажется, что этот сериал снят из глубины религиозного сознания, но снят так, чтобы «зацепить» в том числе и неверующих. И даже равнодушных к вере не оставить равнодушными.

Читать еще:  Одержимость женщиной: вернуть утраченную волю

Газета «Православная вера» № 07 (579)

4. Фреска “Первый никейский собор”. 14 век

Первый Никейский собор. 14 век. Фреска в монастыре Мегала Метеора, Греция. Artchive.ru

Четвёртая картина – репродукция фрески из греческого монастыря. На тему Первого Никейского собора. Состоялся он в 4 веке. Тогда и были заложены все основные каноны христианства. По которым священнослужители живут до сих пор. Например, когда праздновать Пасху, тоже решили именно на этом соборе.

Конечно, эта картина здесь тоже неспроста. Ее появление связано с Пополо Тонино. Пастухом со стегматами. Помните, как он приходит домой. Оборачивается. А на его кухне сидит Папа Римский в окружении кардиналов.

Они пришли судить ересь, исходящую из уст лже-пророка. Который ещё и свою овцу называет Мадонной. Также и на фреске первый никейский собор определил, что является ересью (еретик как раз лежит в их ногах).

К сожалению, режиссёр нам так и не раскрыл, что же стало с Тонино после встречи с Папой. Ждём в следующем сезоне.

«Меня как верующего этот сериал никак не обидел»

павел

– Мне кажется, сюжетный смысл сериала заключается в том, чтобы показать жизнь Папы по отношению не только к кардиналам и простым людям.

Мне кажется, когда Папа на протяжении всего сезона до самого конца не хотел показываться перед верующими, это был один из сильнейших моментов сериала. А слабый – в том, что он сам толком не знал, правильно ли поступает или думает.

Меня самого как верующего этот сериал никак не обидел, для меня там не было ничего, что задело бы или как-то затронуло. Я его просмотрел, так как мне было просто интересно, о чем будет рассказываться в данном сериале.

Не теряет ли католическая церковь из-за этих сериалов свою популярность? Я думаю, что это не так. Мне кажется, этот сериал просто показывает жизнь в Ватикане не только Папы и кардиналов, но и обычных граждан. И людям, которые мало что об этом знают, скорее всего, будет интересно.

Главный герой сериала — американский 47-летний кардинал Ленни Белардо, который стал одним из самых молодых в истории Папой римским Пием XIII (не путать с одноимённым антипапой). Занять этот пост ему позволили интриги опытных кардиналов из противоборствующих кланов, которые избрали его в качестве компромиссной фигуры.

Детство Ленни Белардо прошло под присмотром монахини сестры Мэри, она воспитала его и подготовила к карьере священника и до сих пор является, пожалуй, единственным человеком, которому он доверяет. Родители-хиппи, по воспоминаниям самой сестры Мэри, оставили семилетнего Ленни на её попечение, сказав тогда, что им нужно лететь в Венецию. На протяжении всех 10 серий Молодой Папа не оставляет попыток найти своих настоящих родителей. Когда Ленни повзрослел, сестра Мэри передала его в руки влиятельного американского кардинала и теолога Майкла Спенсера — именно он был одним из вероятных кандидатов на должность папы, однако Государственный секретарь Ватикана Анджело Войелло, надеясь в дальнейшем манипулировать молодым и не имеющим связей в Ватикане новоизбранным главой католической церкви, предложил Ленни сделку, на которую он согласился. Спенсер же воспринял акт Белардо как предательство.

Надежды манипулировать молодым папой развеялись с первых же часов правления нового понтифика. Оказалось, что Белардо — предельно своенравный, самолюбивый, ни от кого не зависимый и жёсткий руководитель, притом что ранее, будучи кардиналом, он не проявлял таких качеств, и такое преображение стало неожиданностью для всех, в первую очередь для Войелло. После некоторых попыток «наставить» Папу на «путь истинный» он решается на крайние меры — шантаж с целью заставить Папу отречься от престола. «Орудием» стала Эстер, жена швейцарского гвардейца, которая должна была его соблазнить. Однако эта попытка не увенчалась успехом — Ленни свят и им движет сострадание к бесплодной матери, ради которой он совершает чудо. Несмотря на то, что Войелло удалось получить компрометирующие фотографии, он отказывается от своих планов и принимает нового Папу.

Молодой Папа не желает появляться на публике и быть узнаваемым. Он отказывается от фотосессии для сувенирных портретов, а в первую проповедь с балкона собора Святого Петра видно было только его силуэт (что поставило в тупик присутствующие телекомпании), другие мессы он проводил спиной к площади. На проповеди в Африке люди только слышали его голос, но не видели его самого.

Он объявляет войну гомосексуализму в Церкви, чем заслуживает упрёк со стороны своего ближайшего окружения; также это привело к самоубийству молодого человека, который мечтал стать священником, отчего поднялся шум в прессе.

Во время первого визита в Африку он разоблачает властолюбивую сестру Антонию, которая организовала сеть Деревень Добра, но использовала жажду и воду как инструменты подчинения. Правление Ватиканом осложняется отношением с итальянским премьер-министром, который угрожает отменить налоговые льготы. Пожертвования и доходы от продажи сувениров также падают.

Занозой для Католической церкви оказывается влиятельный архиепископ Нью-Йорка Куртвел, имеющий репутацию педофила. Для расследования его преступлений Папа посылает монсеньора Гутьереса. Досаждает Святому Престолу и раскрученный телевидением шарлатан Тонино Петтола, заявляющий, что видел Деву Марию в виде овцы и теперь может исцелять спортивные травмы. Однако все проблемы Папа чудесным образом решает.

Первую свою публичную проповедь лицом к народу он решает провести в Венеции на Рождество, где он видит своих родителей и ему внезапно становится плохо.

9 причин смотреть «Нового Папу»

11 января в Амедиатеке состоится премьера сериала «Новый Папа» —продолжения «Молодого Папы» Паоло Соррентино. Все, что нужно знать о свежей редакции жития святого Ленни Беллардо— в девяти исчерпывающих пунктах (по числу грядущих серий).

В материале содержатся небольшие спойлеры к первой серии

«Новый Папа» — это как «Молодой Папа», только новый

Прославленный итальянский режиссер Паоло Соррентино, лауреат премии «Оскар» за фильм «Великая красота», решился на первое в карьере прямое продолжение своей предыдущей работы. «Молодой Папа» превратился в ТВ-проект довольно редкого формата — мини-сериал на два сезона (из подобных ему сходу вспоминается разве что «Рим»), законченная история с неотъемлемым продолжением-завершением. Тем, кто еще не изучил Ветхий завет, рано переходить к Новому: без первого сезона этого мини-сериала второй посмотреть не получится, его сюжет останется неясен, как библейская притча, от которой оставили только поучительный финал.

Читать еще:  Злые существа в славянской мифологии. Книга: Славянские мифические существа

С другой стороны, «Новый Папа» качественно и содержательно продолжает и дополняет то, что было начато Соррентино в первом сезоне, до поры минуя при этом темы, которые были центральными ранее, — темы святости, богоизбранности, связи религии как институции и веры как чувства. Иначе говоря, это все тот же расхваленный, превознесенный, почти канонизированный сериал, что вышел больше трех лет назад. Не стоит бояться, что Соррентино сильно изменился. Но важные смысловые отличия все же есть.

Католическая вселенная Соррентино

Раньше действие в основном было сконцентрировано на герое Джуда Лоу. Неприлично атлетичный Папа Римский Пия XIII (он же Ленни Беллардо) искал Бога в себе, в конце концов нашел и повел за собой человечество к праведной жизни. Теперь, после того, как в финале первого сезона, если кто забыл, Беллардо впал в кому, Соррентино концентрируется на людях, которые окружали главного героя перед божественным анабиозом. Мы узнаем больше о жизни кардиналов и увидим, каким еще может быть Папа Римский (несчастному будут подыскивать замену, наверняка временную, но ведь патриарх-штрейкбрехер наверняка захочет остаться на троне), и как вместе с ним меняется крупнейшая по численности религия на планете.

В связи с этим, пока главного святоши всего сериала нет, развились и провокативные мотивы Соррентино: «Новый Папа» покоробит нежные чувства еще больше ханжей и луддитов сексуальными сценами. Жертвами умения Паоло оскорблять в этот раз станут не только католики, но и правоверные мусульмане (об этом позже). Сериал наполнен нетривиальными созвучиями и непрозрачными метафорами, а ведь мы видели еще совсем не все: начатыми, но неразвитыми в рамках первых серий (тех, что показали прессе), остаются сразу несколько важных побочных линий. Например, праведницы-активистки в красном, что дежурит под ватиканским балконом, нетерпеливо ожидая возвращения к жизни Ленни Беллардо. Вместе с этой линией будет наверняка поднята тема паствы, которая осталась без своего пророка, тема общей надежды и скорби более чем миллиарда католиков.

Уникальность каждой серии

Если первому сезону позволено было подтормаживать, нежиться под ватиканским солнцем, в общем, развиваться неторопливо, то во втором Соррентино пришпоривает коней Апокалипсиса. Для этого он сочинил и снял «Нового Папу» как эклектичное произведение, которое меняет и ритм, и даже жанровую стилизацию от эпизода к эпизоду (перечислим без лишних спойлеров все серии, что можно было посмотреть журналистам):

Часовой пролог почти целиком, за исключением стартовой сексуальной грезы о святом мускулистом духе, посвящен выборным кардинальским дрязгам. Это изысканный купаж «Борджиа» и «Карточного домика».

Вторая серия — это туманное, тоскливое, бесконечно и болезненно аристократичное кино о сэре, обреченном на несчастье, передаваемое по наследству; о светлой и темной стороне человека, о которых много твердят богословы и которые здесь проиллюстрированы Джоном Брэнноксом.

В отрыве от остальных идет седьмая серия, до выхода которой еще три недели, но очень уж хочется упомянуть, что в этой поразительной притче (снятой в антураже зимней Венеции) о принятии смерти как божьего дара блистательно сыграла российская актриса Юлия Снигирь.

Таким образом, если все продолжится в том же духе, то во втором сезоне сериал превратится одновременно в изысканную самопародию и в калейдоскоп самых разнообразных представлений о вере и неверии в современности.

Второе пришествие Джуда Лоу

Несомненно, самое ожидаемое событие «Нового Папы» — это воскрешение Ленни Беллардо.

До того момента он многократно появится как призрачный святой дух, что незаметно вмешивается в жизни людей, олицетворяя собой невидимую, но ощутимую надежду, которую дает вера в Бога.

Больше внимания персонажам второго плана

А пока мы ждем Лоу, Соррентино фокусируется на других персонажах, в том числе на пресловутом новом Папе, который, как несложно заметить из разницы названий двух сезонов, вовсе не молод — это сэр Джон Брэннокс, британский аристократ со своим наследным поместьем (без обиняков великий характерный артист Джон Малкович давно не получал таких масштабных ролей). В первой же сцене он появляется почему-то с накрашенными тушью глазами, как музыкант в отрыве (что живо напоминает о другом фильме Соррентино, как раз о рок-звезде на пенсии, где Шон Пенн носил похожий грим, — «Где бы ты ни был»), затем обнаруживается, что он носит с собой немало тайн и помнит о прегрешениях, о которых так просто не расскажешь на исповеди.

Кроме того, находится достаточно экранного времени для блестящих неанглоязычных актеров: удивительно выразительный итальянец Маурицио Ломбарди (кардинал Ассенте), народный артист Сильвио Орландо в образе Войелло, хитроумного и поэтому бессменного кукловода-премьер-министра Ватикана. Француженка Сесиль де Франс изображает недопустимо сексуальную директрису церкви по маркетингу, а еще испанец Хавьер Камара незаметно и виртуозно играет тишайшего, добрейшего, скромного (потому что неисправимо грешного) церемониймейстера — кардинала Гутьерреса. На костях католической церкви также спляшут великий провокатор Мэрилин Мэнсон (от нас пока берегут знание о том, кого же он сыграл, так же истово, как священники — тайну исповеди) и актриса, которая снялась в некогда скандальном «Шестом чувстве», — Шэрон Стоун, притом в роли самой себя.

Политическая подоплека ватиканских дрязг

«Молодого Папу» часто сравнивали с «Борджиа», сериале о дрязгах вокруг войны башен в католических структурах, разве что там действие происходило совсем в другой эпохе. Что ж, Соррентино помогает нам продолжить это сравнение уже в новом сезоне, где церковь предстает перед нами грандиозной империей на пороге, возможно, фатального кризиса. Если бы католическая церковь была государством, то одним из самых населенных и наверняка одним из самых богатых. Сложно представить, что бы в реальности произошло с такой страной, если бы она была невиртуальной (а римско-католическая церковь, вне всякий сомнений, более чем невиртуальна) и если бы она в одночасье осталась без правителя. Начинается смутное время, почти по такому же сценарию, что нам рассказывали в школе — со своими Лжедмитриями и Борисами Годуновыми.

Читать еще:  Что означает рождество христово и как празднуется. Когда праздновать рождество

Интересно, что Соррентино не чурается актуальных отсылок в изображении внутренней политики Ватикана. По его версии, время бесцарствия — это время для триумфа всевозможных серых кардиналов и подставных фигур. Показанное в «Новом Папе» напоминает об эпохе правления Буша-младшего, характеризуемое влиянием на президента Дика Чейни. Другая актуальная примета — в первой же серии нам покажут искусную пародию на сегодняшнего Папу Римского, Франциска. Здесь он неожиданно изображен капризным популистом, сошедшим с ума от власти, свалившейся на его плечи, готовым разрушить самые фундаментальные устои римской культистской корпорации.

В той же серии будет весьма злая сатира на современную демократию. В сцене выборов Папы, после которой пастве должны просигнализировать о принятом кардиналами решении знаменитыми столпами черного и белого дыма, ассортимент кандидатов для выборщиков окажется довольно неразнообразным — выбор им предоставлен из двух почти одинаковых претендентов, как это было в одной из серий «Футурамы».

Божественный неоновый свет

В плане визуала сериал, который раньше выглядел как современное киноподобие фресок Микеланджело в гипотетической Пийской капелле, стал еще краше благодаря привнесенным в палитру неоновым оттенкам (возможно, так постановщик подражает другому заметному современному визионеру, Николасу Виндингу Рефну), а также холодным цветам. Хотя при любом удобном случае Соррентино, всегда тяготевший к клиповой эстетике, по-прежнему любит поддать гламура, выстроить все предметы в кадре симметрично и поснимать в причудливых интерьерах XIX века.

Сложные темы и аллегории

«Молодого Папу» всегда отличала подходящая к сложной теме авторская глубокомысленность, аллегоричность и погруженность в богословский подтекст. В этот раз к старым темам будут добавлены неожиданные новые.

В одной из первых сцен «Нового Папы» несчастному Беллардо, который по-прежнему находится в коме, пересаживают чужое сердце. Как иронично замечает хирург, орган этот раньше принадлежал мусульманину. Католической церкви по сюжету предстоит конфликт с исламом: самая молодая из авраамических религий атакует ту, что стала неповоротлива под весом золотых цепей с крестами. Согласитесь, довольно радикально.

Другой неочевидный мотив — мотив двойничества, который Соррентино использовал в первых двух сериях подряд. Сначала посреди сцены выборов нового Папы появляются два кардинала Войелло, которые отличаются только родинкой на щеке и фасоном оправ очков; потом обнаруживается, что у нового главного героя, сэра Джона Брэннокса, которого играет Джон Малкович, есть брат-близнец, мысли о котором будут преследовать несчастного британца-аристократа весь сезон. Наверняка это будет продолжаться: таким образом Соррентино аккуратно возвращает нас к мысли о том, что католическая церковь по сюжету находится в тяжелом состоянии двоепапства (это еще называется схизма), когда при живом Беллардо его необходимо подменять.

Внезапная актуальность

Наконец, «Новый Папа», возможно, окажется даже более ценным именно сейчас, в начале 2020 года, когда зумеры, трясущими от страха перед Третьей Мировой пальцами, заполняют Фейсбук и Твиттер истеричными постами о конфронтации Ирана и Америки. Этого Соррентино предугадать не мог, хотя, кажется, предчувствовал: напомним, важной частью становится столкновение старого и нового мира, выраженное в неожиданно разгоревшемся конфликте двух авраамических религий, христианства и ислама, представители которого грозят католической церкви терактами и газаватом, священной войной.

Очередная сюжетная провокация, кажется, воплощается в жизни с опережением графика выхода новых серий на канале HBO: миры сталкиваются на наших глазах, и, пусть католики сейчас к этому непричастны, но всем нам явно не хватает в новостных сводках чего-то по-настоящему святого. Остается только надеяться, что мы, зрители, избежим ядерного армагеддона и протянем до грандиозного финала «Нового Папы», где завершатся все сюжетные линии, воспрянет от летаргического сна Джуд Лоу, и вселенная, вновь обретя божественное начало, придет в равновесие.

Кризис веры

Авторы сериала не смогли объяснить природу религиозного кризиса. По всей видимости, они и не ставили перед собой такой задачи. Они говорят со зрителем на языке современного кинематографа, для которого характерны неразрешимая двусмысленность, чисто механическое сочетание противоположных высказываний, метания героя между верой и неверием, холодностью и любовью, между молитвой и кощунством.

И все­таки в сериале мы можем найти не выдуманные, а подлинные признаки кризиса веры. И главный признак заключается в том, что мы не найдем здесь очень важных составляющих церковной жизни. На протяжении всего сериала мы практически не видим богослужения. Молитва здесь показана не как естественная, неотъемлемая часть жизни христианина, а как нечто экстраординарное, доступное только избранным, молитвенный же экстаз Ленни больше похож на цирковое представление. В жизни героев отсутствует исповедь как Таинство, а то, что в сериале называется исповедью, почти ничем не отличается от простой беседы по душам. И, может быть, самое главное: в сериале полностью отсутствует понятие греха. Грехом здесь считаются только самые грубые проявления плотских страстей, блуда. Да, эта страсть совершенно чужда Ленни, зато он полностью порабощен другим, не менее смертоносным пороком — гордыней, которая маскируется под смирение. Остается только удивляться глухоте создателей сериала, которые не слышат внутренней саморазоблачающей иронии в словах Ленни о том, что священника нельзя напугать грехом, как хирурга нельзя напугать видом крови, ведь он каждый день встречается с грехом в исповедальне. Правильнее было бы, конечно, сказать: встречается в глубине своего сердца…

Церковь изображена в сериале и пугающей, и влекущей, и возвышенной, и смешной. А главный герой показан одновременно и как «свой в доску парень», и как совершенно недоступный иерарх. Именно такой хочет видеть Церковь и ее служителей современный зритель. Он хочет, чтобы в ней были и чудесные исцеления, и играющие в футбол монашки. Чтобы в ней была тайна, чудо и авторитет, но чтобы эта тайна не пугала, а развлекала…

Режиссер и автор сценария сериала Паоло Соррентино нигде прямо не высказывался о вопросах веры и не обозначал свою религиозную принадлежность. И все же мне кажется, что этот сериал снят из глубины религиозного сознания, но снят так, чтобы «зацепить» в том числе и неверующих. И даже равнодушных к вере не оставить равнодушными.

Газета «Православная вера» № 07 (579)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector