3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иисус Христос

Содержание

Иисус Христос. Жизнь и учение. Начало Евангелия. Книга 1

Предисловие

В истории нет человека, о котором было бы столько написано. Библиография о Нем включает в себя Евангелия, послания апостолов, творения отцов Церкви, литургические тексты Восточной и Западной Церквей, многочисленные христологические трактаты разных эпох, сочинения православных, католических и протестантских теологов, размышления об «историческом Иисусе» авторов нового времени, художественную и научную литературу. Эта библиография состоит из сотен тысяч томов, миллионов страниц, ознакомиться с которыми не под силу не только одному человеку, но даже целому научно-исследовательскому институту. Спустя две тысячи лет после пришествия в мир Иисуса Христа мы ощущаем пророческую силу слов, завершающих корпус Четвероевангелия: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг ( Ин. 21:25 ).

В истории нет другого человека, которому посвящено такое количество произведений живописного искусства. Лик Иисуса и отдельные события из Его жизни запечатлены для нас в многочисленных изображениях, начиная от фресок римских катакомб II-IV веков, равеннских мозаик V-VI веков, бесчисленных византийских и русских икон, западных средневековых картин и статуй, творений художников эпохи Возрождения и кончая произведениями, появившимися в новое время и продолжающими появляться на наших глазах.

Иисусу Христу посвящены музыкальные произведения, начиная от раннехристианской литургической музыки, включая многочисленные кантаты и величественные «пассионы» Баха, вплоть до рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» и произведений современных композиторов, работающих как в классических, так и в популярных жанрах.

В обширный список произведений художественного творчества, посвященных Иисусу, следует включить появившиеся уже в XX веке экранизации Его земной жизни и отдельных ее эпизодов,

а также огромное количество документальных фильмов об истории Иисуса и Его учеников, о местах, где протекала Его земная жизнь, о различных аспектах Его деятельности и учения, о становлении и развитии основанной Им Церкви.

Ни об одном человеке не было столько сказано устно, сколько сказано и говорится об Иисусе Христе. В течение нескольких десятилетий после смерти и воскресения Иисуса информация о Нем распространялась преимущественно устным путем, и лишь на каком- то этапе своего развития Церковь начала письменно фиксировать устные предания. Но и после того, как были написаны Евангелия, христианское богослужение непременно сопровождалось устной проповедью епископа или священника. Так продолжается в течение почти двух тысяч лет. И ныне в сотнях тысяч христианских храмов, существующих практически во всех частях света, за каждым богослужением звучит проповедь об Иисусе, и каждый раз православный или католический священник, протестантский или баптистский пастор старается сказать что-то об этом Человеке.

Ни одна другая фигура в человеческой истории не стала предметом столь многих научных исследований. Целый раздел христианской теологической науки – христология – посвящен осмыслению феномена Иисуса Христа. Тысячи профессоров со своих университетских кафедр рассуждают об Иисусе, о различных чертах Его личности и аспектах Его учения, об эпизодах из Его жизни, и сотни тысяч студентов пишут на эти темы сочинения и диссертации. Во многих странах жизнь и учение Иисуса изучается в рамках школьного курса, и миллионы детей слушают учителей, рассказывающих им историю Иисуса из Назарета.

К настоящему времени об Иисусе написано и сказано столько, что, казалось бы, прибавить к сказанному давно уже нечего. И тем не менее каждая новая эпоха рождает новые попытки осмыслить Его личность, и в каждом новом поколении к этой личности обращаются священнослужители, богословы, писатели, поэты, художники, композиторы, не говоря уже о миллионах простых людей, верующих и неверующих, каждый из которых пытается найти своего Иисуса и свой ответ на вопрос: кто Он?

Предлагаемая вниманию читателя серия книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение» не является

Спас. Икона. XIV в.

жизнеописанием Иисуса, Его биографией в привычном для нас смысле этого слова. Многие факты Его жизни нам неизвестны. В биографии Иисуса имеются существенные лакуны, которые нечем заполнить. Достаточно сказать, что, кроме одного эпизода ( Лк. 2:41–52 ), мы не знаем ничего о Его детстве и юности: не знаем, чем Он занимался до тридцатилетнего возраста.

И тем не менее вся серия носит биографический характер, поскольку ее центральной темой является человеческая история Иисуса. В задачу настоящей серии книг не входит изложение

православной христологии – учения об Иисусе как Боге и Человеке с описанием имевших место ересей и их опровержения Церковью. Такое описание было нами сделано в книге «Православие», где христологии посвящен большой раздел. Здесь мы ставим иную задачу – воссоздать живой образ Иисуса на основании имеющихся источников и представить Его учение так, как оно отражено в Евангелиях.

Пристальное внимание будет уделено чертам Его характера и мировосприятия, особенностям Его манеры общения с людьми. Однако Иисус не был обычным человеком: Он был воплотившимся Богом. И все детали Его человеческой истории имеют прямое отношение к тому Откровению, которое Бог дал людям через Него как Своего Единородного Сына. Сквозь Его человеческие черты проступают черты лика Божия; Его человеческое слово является словом Божиим, обращенным к людям. Именно это придает Его личности и учению совершенно особую, исключительную значимость.

Основным источником для нас послужили четыре канонических Евангелия, материал из которых рассматривается с привлечением широкого круга дополнительных источников, включая Ветхий Завет, произведения древних историков, комментарии на Евангелие отцов Церкви, современную научную литературу.

Научно-критическое изучение Нового Завета ведется уже более двух столетий; за это время накоплен огромный материал. Однако весь существующий поистине безбрежный массив информации сам по себе требует критического подхода. Из обширного наследия ученых, занимавшихся исследованием Нового Завета, необходимо вычленить то, что способствует лучшему пониманию текста, одновременно отбросив те гипотезы и домыслы, которые вводят дополнительные, ненужные сложности в его изучение.

Эта серия книг об Иисусе – не столько для укорененных в Предании Церкви православных христиан, сколько для неверующих, сомневающихся и колеблющихся. Она, во-первых, может дать некоторые ответы тем, кто считает, что Иисус вообще не существовал. Во-вторых, она для тех, кто признает, что Иисус существовал, но не верит, что Он – Бог. В-третьих, для тех, кто, может быть, и считает себя христианином, но относится к евангельским рассказам скептически или воспринимает Евангелие через призму той критики, которой оно подверглось в трудах западных специалистов по Новому Завету XIX-XX веков.

Мы не намерены последовательно разбирать идеи этих специалистов, хотя и будем к ним обращаться, иногда соглашаясь с ними, иногда полемизируя. Наша главная задача по отношению к этим идеям – попытаться отделить пшеницу от плевел, добросовестный анализ текстов от спекуляций и домыслов, исходящих из тех или иных идеологических предпосылок.

Общее заглавие серии указывает на ее главного героя – Иисуса Христа. В евангельских повествованиях и других привлекаемых для исследования источниках мы будем отыскивать прежде всего то, что относится непосредственно к Его личности, характеру, биографии, учению. Прочие персонажи евангельской истории будут затрагиваться лишь постольку, поскольку это необходимо для воссоздания образа Иисуса.

В конечном итоге нам бы хотелось ответить на главный вопрос: что Иисус принес людям и зачем Он нужен современному человеку? Прошло две тысячи лет с тех пор, как Он жил и учил: почему Его образ и проповедь по-прежнему актуальны? Что Иисус может дать нам, живущим в XXI веке, со всеми его сложностями, вызовами, проблемами и трагедиями?

Евангельскую историю Иисуса Христа с точки зрения интерпретации можно сравнить с коллекцией сокровищ двухтысячелетней давности, находящейся в сейфе под двумя замками. Чтобы прикоснуться к этим сокровищам, необходимо прежде всего открыть сейф, а чтобы его открыть, требуются два ключа. Один ключ – это вера в то, что Иисус был полноценным человеком со всеми свойствами реального человека из плоти и крови. Однако необходим еще второй ключ – вера в то, что Иисус был воплотившимся Богом. Без этого ключа сейф не откроется, и сокровища не засверкают изначальным блеском: евангельский образ Христа не предстанет перед читателем во всей своей сияющей красоте.

В нашем исследовании будут использованы оба ключа. Каждое из содержащихся в сейфе сокровищ мы будем вместе с читателем распаковывать и рассматривать.

Четыре евангелиста. Икона. XVI в.

Православного читателя может удивить, что и в этой, и в последующих книгах серии мы будем называть нашего главного героя тем именем, которое было дано Ему при рождении, не заменяя это имя на более привычные для церковной традиции эпитеты: Господь, Спаситель, Сын Божий. Мы делаем это сознательно, по нескольким причинам. Во-первых, именем «Иисус» Его называют все четыре Евангелиста. Во-вторых, наши книги обращены не только к тем, кто «по умолчанию» считает Иисуса Господом, Спасителем и Сыном Божиим: для нас важно доказать читателю, что Иисус был именно Тем, за Кого Его принимает Церковь. В-третьих, как было сказано, нас интересует прежде всего человеческая история Сына Божия, Его земная биография, которая начинается с Его рождения и наречения Ему имени Иисус ( Мф. 1:25 ).

Уверение Фомы. Фреска. Дуччо. 1311г.

В одном из заключительных эпизодов этой истории, как она изложена в Евангелии от Иоанна, апостол Фома, отсутствовавший при первом явлении воскресшего Иисуса, отказывается поверить в Его воскресение. Восемь дней спустя Иисус вновь является группе апостолов; на этот раз Фома – среди них. Иисус показывает ему раны на Своем теле и говорит: Не будь неверующим, но верующим ( Ин. 20:27 ). Фома восклицает: Господь мой и Бог мой! ( Ин. 20:28 ).

Иисус становится Господом и Богом для тех, кто из неверующих превращается в верующих. И нашим горячим желанием является то, чтобы каждый, кто прочитал Евангелие, закрывал книгу с теми же словами, которые произнес Фома. Этой цели в конечном итоге подчинено и наше путешествие по страницам евангельского текста, которое мы начинаем в настоящей книге.

Будучи первой в шеститомной серии, эта книга покрывает материал, содержащийся в начальных главах четырех Евангелий: в книге рассматриваются повествования о рождении Иисуса и связанных с ним событиях; о крещении Иисуса и Его взаимоотношениях с Иоанном Крестителем; об искушении от диавола в пустыне.

Спас. Икона. Прп. Андрей Рублев. 1420-е гг.

Отдельные тематические главы посвящены пророческому служению Иисуса, взаимоотношениям между Иисусом и Его учениками, началу конфликта между Ним и Его противниками. В завершение книги мы попытаемся набросать портрет Иисуса, как он вырисовывается из Евангелий, рассмотреть Его образ жизни и основные черты характера.

Разбору евангельских текстов в книге предшествует краткая история и анализ современного состояния новозаветной науки, а также описание источников, с которыми мы будем работать в этой и последующих книгах серии.

Вторая книга серии будет посвящена Нагорной проповеди ( Мф. 5–7 ). Третья и четвертая книги посвящены, соответственно, чудесам и притчам Иисуса. В пятой книге мы обратимся к тем сюжетам из Евангелия от Иоанна, которые не имеют параллелей в синоптических Евангелиях. В шестой книге будут рассмотрены повествования о последних днях земной жизни Иисуса, Его страданиях, смерти и воскресении. Именно в свете этих повествований, составляющих кульминационный пункт каждого из четырех Евангелий, в полной мере раскрывается значение личности и дела Иисуса Христа – Сына Божия и Сына Человеческого.

Источник: Иисус Христос. Жизнь и учение : в 6 кн. – Кн. 1 : Начало Евангелия. М.: Издательство Сретенского монастыря; Эксмо; Общецерковная аспирантура и докторантура, 2016. — 800 с. ISBN 978-5-7533-1211-2

Митрополит Иларион: Евангелие как объект научного исследования

…хлеб наш насущный…

У человечества не так много абсолютных эталонов, «мер и весов», с которыми волей-неволей сверяют и частные поступки, и целые общественные парадигмы сотни миллионов людей.

Имя одного из таких эталонов – Иисус Христос.

«По-христиански» означает – так, как поступил бы Он. В смысле бытийном – с бесконечной любовью к сущему и, следовательно, страждущему, мужественно прощая любую слабость, кроме той, что возомнила себя силой.

Читать еще:  Звезды и судьбы задать вопрос экстрасенсу. Как спросить про будущее у бесплатных ясновидящих

Кто же такой Иисус, заронивший в самое сердце цивилизации столь неотразимый поведенческий образец? Каким видится этот человек и Бог, м ожет быть, впервые в истории близкий каждому своим земным рождением и впервые же, кажется, не карающий за любую провинность, но стремящийся раскрыть человеку её суть и отучить от зла?

Можно ли вообще различить его подлинный образ за километровыми штабелями христологической литературы, если почти каждый священник даже самого малого прихода старается добавить к нему хоть что-нибудь от своего понимания?

Нужда в изъяснении православного Христа сегодня обостряется тем, что времена, когда людям было достаточно еженедельной храмовой проповеди, миновали более века назад. Всеобщая грамотность ставит перед возрождающимся Православием небывало сложные и синтетические задачи: уже слишком многие проповедники других конфессий опередили отечественных богословов в том, насколько близко они смогли подойти к общечеловеческому языку и восприятию Христа.

В сражении за души Православие не вкрадчиво, но крайне избирательно в средствах: свобода воли. Священник не должен приставать к людям дома и на улице, как иеговист. Его обязывают действовать в пределах той самой свободы воли, в том числе, нападки на Православие, попрёки его тем, что оно, мол, религия социально не состоявшихся, рабов государя и чиновничества, и в рамках свободы священник предпринимает многоаспектный анализ первоисточников, утоляя интеллектуальный голод стоящих на пороге веры.

…иже еси…

Митрополит Волоколамский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иларион (Алфеев) произвёл всестороннее исследование того, что есть самое начало веры, прекрасно отдавая себе отчёт, в какую эпоху он живёт.

Мы не на пороге «информационного общества» – мы уже в нём: изменены сами способы организации текста, он приспосабливается под тех, кто ищет ответы в поисковиках, потому и информация развёртывается под поиск конкретных запросов – с самого начала до самого конца.

Нужно обладать органически современным мышлением для того, чтобы ощутить, к какому пособию склонится грамотное население третьего тысячелетия, и как следует объяснять ему сложнейшие проблемы той же аксиологии, какие аргументы и каким языком приводить.

Несомненное новаторство Владыки Илариона заключается в системном и последовательном развёртывании темы. Он начинает… с Булгакова, такого понятного преобладающему большинству, прочерчивая генетику сомнений в историческом существовании Христа. Из небольшого, но фундаментального очерка становится понятной судьба всего двадцатого века: немцы засомневались, русские прочли и тоже засомневались… а теперь вспомним цифры потерь во Второй Мировой войне и спросим себя – а так ли уж безобидна резкая смена цивилизационной парадигмы и, во вполне уместной частности, отказ от Христа?

…Кто сказал, что верующему многого объяснять не надо? Да, верующий самозабвенно так порой поглощён феноменом соотнесения себя с чем-то безмерно высоким, что некоторые первоочередные вопросы просто не приходят ему в голову. Многие неофиты прямо говорят – «так надо», легкомысленно забывая о том, что именно на таких «армейско-уставных» максимах выстраиваются обвинения Церкви в том, что она учит бездумию. Но куда важнее объяснять колеблющемуся и тогда уж сомневающемуся так же самозабвенно, как верующему, – до конца.

От таких людей просто нельзя ничего не скрывать – лукавые умолчания были бы преступлением против их веры и их самих.

Косвенно импульс к написанию книги Владыки Илариона приведен в одной из цитат историка и бывшего министра Временного правительства А.В. Карташёва:

« В миссионерском походе по обширному лицу родной земли нельзя обойтись одними устарелыми средствами из арсенала нашей научно-богословской отсталости… нужно владеть оружием новейшей научной техники».

Как заметна здесь риторика военных лет (цитата – 1944 года), и, однако же, проступает в ней неоспоримое: каждому времени уготован Христос, которого для каждого времени следует пояснять, и каждое такое пояснение знаменует отчёт времени о самом себе.

Православие – не сверху донизу логическая система, подобная еврейской Каббале, многое в нём постижимо чувством, но не его накалом, как привыкли католики, а незамутнённой глубиной.

Владыка Иларион осуществляет масштабную проповедь, бесстрашно и спокойно приводя аргументы «противных» сторон.

Христос – тот, в чьем существовании сомневаться так же глупо, как в бытии, например, Гомера, Сократа, Платона и Аристотеля, точно так же не оставивших нам личных вещей для грядущего музея-квартиры и тем более групповых фотографий с поклонниками их таланта.

Митрополит разъясняет, почему для Церкви Иисус является не только удивительным человеком, но и Богом, лишь единожды назвав себя так, обращаясь к искусителю. Попутно раскрывается суть отвергнутого Церковью арианства, а также, например, исламского отношения к Иисусу как исключительно пророку. В списке заблуждений, кажется, не упущено ничего. Так, попытки западных ученых последних трех столетий «демифологизировать» Христа стоят в одном ряду с «переводом» Евангелия Львом Толстым, и после такой постановки уже не надо долго объяснять отлучение Толстого – следует лишь обратиться к первоисточнику и сравнить тексты изначальный и писательский.

…как мы прощаем…

Владыка Иларион не пытается опровергнуть беспокойные сомнения и догадки тех, кому «во Христе тесно», но, обнародуя, взвешивает их. Часты обороты вроде «совокупность имеющихся данных позволяет сделать лишь приблизительные выводы…», «косвенное подтверждение этой гипотезы…», «евангелист умалчивает» – но они употреблены вовсе не от беспомощности.

Автор в тексте находится отнюдь не в фарисейской позиции всезнайки, в манере американского евангелического проповедника, кидающего в зал оглушительно простые ответы. Автор, и это чувствуется по структуре фразы, сам в процессе познания, и сам в сомнении, и этим сомнением, как сетью, вовлекает в воронку рассмотрения огромного материала еще более впечатляющее количество подтверждений и опровержений. И здесь поистине отверзаются бездны. Однако верность истине, какой бы она ни была, не позволяет отметать мелочи – толкование дат, фактов, мест тёмных, наслаивающихся и противоречащих друг другу в рамках одной традиции.

Автор не просто «научен» – каждое противоречие он разбирает текстологически, предлагая не верить, но принять к сведению, учитывая множество факторов, действовавших в Древнем мире, в частности, особенности устной традиции, человеческой памяти, последующих редакций. Именно этой совокупностью черт определялся церковный канон, в котором не двенадцать, а всего четыре Евангелия, два из которых – Марка и Луки – написаны «со слов» апостолов Петра и Павла, но, тем не менее, признаны каноническими.

Те, кто считает подробный разбор хитросплетений двухтысячелетней давности большой роскошью, пусть припомнят, что, отстаивая свое понимание тайн и загадок Евангелия, люди шли на смерть. Секуляризованному горожанину XXI непременно при этом покажется, что ни один умозрительный предмет не сравнится в цене с человеческой жизнью, но прошлое не учитывает этой наивной веры. И не стоит забывать, что сатирическое изображение битв «тупоконечников и остроконечников» описано не только «писателем Свифтом», но и – англиканским священником, деканом собора Святого Петра Джонатаном Свифтом…

Реконструктивное восстановление евангельских истин – задача непомерная, но митрополит Иларион, кажется, справляется с ней без напряжения, запретив себе употребление богословских выражений там, где в них нет нужды, он придерживается предельной ясности там, где смысл играет с толкователем в прятки. При этом нельзя назвать эти усилия исключительно герменевтическими – речь идёт не о букве, но о духе, верном понимании штриха, знака, события.

Один из лучших и наиболее лаконичных разделов книги – об облике Иисуса, чертах его характера.

Каким он был? Красивым, высоким, русым, любопытным, стремительным, выносливым, полным свежести. Одиноким.

Он умел и радоваться, и гневаться, и удивляться, и жалеть, и горевать, и тосковать, но вот чего в нем не было совсем – так это липкой, фирменно «пророческой» взбулькивающей экзальтации, заставляющей гиперболизировать окружающее и явно перегибать палку. Он воздавал только то, что должен был – ни больше, ни меньше – той мерой, что отмерена, и, может быть, не им. Он был поэт, и он любил людей так, что они помнят его любовь до сих пор. И многим и многим миллионам рожденных и еще не родившихся обязательно захочется иметь именно такого друга, а не другого.

«Постхристианская эпоха наступит только после второго пришествия Иисуса Христа» – жёстко, показывая не просто характер, но бескомпромиссный нрав, пишет Владыка Иларион.

…Есть тысячи путей не верить ни во что, совершать подлость за подлостью и думать, что наказания не последует, потому что «всё позволено», прав сильнейший. Общества биологические порой благоденствуют десятилетиями и даже столетиями.

Но есть только один способ для человека оставаться человеком даже посреди таких обществ – признать, что чудо было, по крайней мере единожды, но может случиться в любой момент с любым, если он, этот любой, по какому-то неведомому соизволению избран для него.

Не к этому ли призывает первая книга шеститомной серии Владыки Илариона, ставшая в 2016 году лауреатом XI конкурса «Просвещение через книгу» ? Возможно, однако, первое, к чему она призывает, – к признанию прав первых свидетелей чуда свидетельствовать о нем.

РПЦ: Гражданская война в Сирии — это иностранная агрессия

Иностранной агрессией назвал глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Иларион гражданскую войну в Сирии; он также выразил обеспокоенность по поводу дальнейшей судьбы сирийских христиан и пообещал продолжать гуманитарную помощь, которую оказывает Россия и Русская православная церковь мирному народу арабской республики, сообщает официальный сайт Московского патриархата.

«То, что на международном языке называется гражданской войной в Сирии, конечно, не является гражданской войной. Это именно иностранная агрессия. Мы знаем, какие силы пытаются дестабилизировать ситуацию, и всегда предупреждали, что такое вмешательство не только в Сирии, но и в других ближневосточных государствах, не приведет к добру», — заявил митрополит Иларион на встрече с министром вакуфов Сирийской Арабской Республики Мухаммадом Абд Ас-Саттаром Саидом.

  • Подробнее о РПЦ: Гражданская война в Сирии — это иностранная агрессия
  • Добавить комментарий

Общественная деятельность

В конце 90-х годов Иларион начал общественную деятельность, став ведущим программы «Мир вашему дому», которая выходила на канале ТВЦ. Алфеев открыто входит в диалог с невоцерковленными лицами, объясняя особенности православного вероисповедания. Илариону удается простым и доступным языком объяснять сложные богословские понятия и термины, тем самым делая православие ближе людям, желающим постичь его суть. В начале 2000-х выходит фундаментальный труд епископа «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров».

Митрополит Иларион

Митрополит Иларион входит в редколлегии православных изданий «Богословские труды», «Церковь и время», «Вестник Русского христианского движения», «Studia Monastica», «Византийская библиотека». На счету доктора богословия пятьсот статей, посвященных проблемам догматики, патристики, истории православной церкви. Алфеев создает книги «Иисус Христос. Жизнь и учение», «Катехизис», «Православное свидетельство в современном мире», «Главное таинство Церкви», «Иисус Христос: Бог и человек» и другие.

Книга митрополита Илариона

Илариону удается грамотно вести диалог с иноверцами в качестве члена Исполнительного и Центрального комитетов Всемирного Совета Церквей. Алфеев состоит в комиссии по переговорам со Всемирным Альянсом Реформатских Церквей, Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии, Евангелическо-Лютеранской Церковью Германии.

В 2009 году участвовал в подготовке года русской культуры в Италии и итальянской – в России, через год Иларион назначается членом Патриаршего совета по культуре и Попечительского совета фонда «Русский мир». В 2011 году возглавляет Синодальную библейско-богословскую комиссию.

Пасхальная Благодать

Никакое слово не найдет понимая у христианина глубже, чем состояние его сердца, исполненного пасхальным восторгом. Мы были как бы «под законом» весь Великий пост: нужно потрудиться в трудах над садом своей души. А с первым криком «Христос воскресе!» – и даже раньше, в Великую Субботу, на схождении Благодатного Огня – оковы с души спадают, тело наполняется радостью.

Наша мысль приходит в восторженный трепет, мы можем только дрожать от одной мысли – о том, что жестоко убитый Человек встал из Гроба целым и невредимым. И вселил в нас бесконечную надежду на продолжение жизни в вечности.

Средневековое сознание привыкло искать понятный и выразимый образ даже для самого отвлеченного, и, казалось бы, невыразимого. Древнерусские миниатюристы и иконописцы изображали, например, душу Марии в композиции Успения в виде спеленатого ребенка, ад — в виде морского чудовища, реку Иордан — в виде старца. Именно поэтому владыка Иларион сравнивает Закон с рабыней Агарью, а Благодать со свободной Саррой. Но вместе с тем митрополит «ловит момент», когда Небо становится к земле несравнимо ближе – на Святую Пасху.

Его речь напоминает нам, современникам, как важны церковные правила в деле спасения души. Митрополит аккуратно напоминает нам, что в Церкви все не случайно, богослужения, обряды, внешние формы и действия – глубоко символичны, наполнены смыслом и служат инструментами в деле спасения души человека.

Вместе с тем, Иларион очень верно сравнивает Закон лишь с рабом, задача которого – служить делу получения человеком Благодати, восстановлению утраченной связи с Богом.

И здесь плоды духа выходят на первое место, как и положено. Свобода от греха – вот цель. Митрополит Иларион предостерегает нас быть «законниками», предавшими на крестную смерть Христа.

«Иудеи тенью и Законом оправдывались, но не спасались, христиане же Истиною и Благодатью не оправдываются, а спасаются» – напоминает нам владыка.

Пасхальная Благодать, сошедшая на землю в эти святые дни всем нам служит напоминанием о том, как это – быть с Богом в Его любви и радости.

«Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19) – слова Спасителя в Светлую седмицу ощущаются кожей.

Иларион Киевский, митрополит: биография

Сведений относительно жизни будущего святителя и первого митрополита из русских не очень много. Достоверно известно, что митрополит Иларион Киевский и всея Киевской Руси был родом из Киева. Бесспорно, что сочинения, дошедшие до нашего времени, свидетельствуют о прекрасной подготовке автора как в богословии, каноническом праве, так и в знаниях правил ораторского искусства.

Читать еще:  Что такое просфора? Секреты откроет просфорник

Существует предположение, что он владел греческим языком, который изучал на Афоне или в Константинополе, возможно, был и на Западе, где познакомился с западным богословием и богослужением. Однако такие гипотезы не имеют достоверного подтверждения.

До своей архиерейской хиротонии Иларион, митрополит Киевский, сначала был священником в селе Берестовое, расположенным под Киевом, и служил в церкви, принадлежащей князю.

Относительно его личных качеств как пастыря и человека свидетельств не сохранилось. Однако тот факт, что он возглавлял княжеский приход, свидетельствует о неком духовном авторитете, который завоевал этот человек в глазах князя. Единственные данные про Илариона, митрополита Киевского, можно отыскать в летописи, где говорится о нем как о человеке добродетельной жизни, постнике и книжнике. Однако понять, что означает последнее, трудно. Бесспорно, это говорится про его начитанность. Но ограничивается ли она изучением святых отцов и их творений или же получением систематического образования, судить трудно. В современной науке до сих пор не умолкают споры относительно этого.

Личность святителя Иова

Будущий святитель Иов, родился около 1530 г. в Тверской губернии, в городе Старице. Родители Иоанна (мирское имя святителя) были благочестивые люди, воспитавшие сына в твердой Православной вере. Уже в ранние годы он учится грамоте у настоятеля Успенского Старицкого монастыря архимандрита Германа, который был образцом для будущего святителя. Конечно же, глядя на своего учителя, монаха, в юноше стало возрастать желание монашеского жития. С благодарностью он впоследствии вспоминал о своем первом наставнике[1].

Постриг в монашество был совершен около 1553 г. В монастырском послушании он прожил больше 15 лет, и стал настоятелем монастыря. За это время формировалась духовно-нравственная личность Святителя Иова. Он сумел воспитать бескорыстие и нестяжательность, которыми пользовался для церковного благоустроения. Был воздержанным во всем, послушлив, крепко молился. Его современники и ученики удивлялись чистоте жития и постническому образу жизни[2]. Патриарх имел уникальную память, великолепно знал устав. Сохранял и приумножал монашеские качества – любовь к братии, милосердие и прощение[3]. Патриарх обладал проницательным взором, был великолепный мыслитель и психолог[4].

Посещая Старицкий монастырь царь Иоанн Грозный заметил образованного инока. И в последующем не без участия царя Иов был поставлен в настоятели, и спустя время в архиереи. Трудясь на разных должностях церковного служения, будущий патриарх продолжал жить по Евангелию, упражняясь в духовном делании.

В 1581 г. состоялась его архиерейская хиротония во епископа Коломенского. Сын Иоанна Грозного царь Феодор относился к преосвященному Иову очень благожелательно. В 1586 г. архиепископа Иова переводят на Ростовскую кафедру, и в 1587 г. следует поставление на Московскую кафедру Первосвятителем[5].

После долгих рассуждений царь представил трех кандидатов на патриарший престол. Заранее было известно, кто будет патриархом, но формальный выбор нужно было совершить[6]. Так, патриархом был объявлен Иов. 23 января 1589 г. состоялось поставление в патриархи. Чин совершил патриарх Константинопольский Иеремия. Над Иовом была совершена «полная архиерейская хиротония с возложением рук всех епископов»[7].

scinquisitor

Вы смотрите в космическое пространство и видите, как тихо пролетает чайник

Путеводитель по галактике

Добро пожаловать в Планетарий!

Чтобы узнать, где на звездном небе найти тот или иной космический объект можно обратиться к данному путеводителю.

Путеводитель создан для навигации по космическому пространству.
Путеводитель будет обновляться по мере открытия новых космических объектов.
Путеводитель будет всегда лежать на самом видном месте Планетария.
К Путеводителю прилагается книга отзывов и предложений, а так же контактная информация.
Приятных наблюдений!

  • Current Mood: accomplished
  • 318 comments
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag
  • Link

Пост памяти Джеймса Рэнди

В возрасте 92 года умер Джеймс Рэнди. В такие моменты становится особенно грустно, что мы еще не придумали лекарства от старости. Уже давно пора это исправлять.

Джеймс Рэнди был не только крутейшим фокусником, но и известным разоблачителем псевдонауки. Его фонд предлагал премию в миллион долларов за демонстрацию паранормальных способностей. Он провел кучу экспериментов с участием астрологов, экстрасенсов и лозоходцев, но никто так и не смог продемонстрировать заявленные умения.

Прикладываю лекцию Рэнди на TED, где он живо и доходчиво объясняет, почему гомеопатия не работает, а экстрасенсов не существует. Очень умный и интересный был человек.

  • 52 comments
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag
  • Link

Почетный академик ВРАЛ-2020

Объявлено голосование в рамках пятой антипремии Почетный Академик ВРАЛ. Подробное описание кандидатов и ссылка для участия в выборах прикреплены.

Тем временем я напомню, кем были лауреаты предыдущих лет.

Ермакова Ирина Владимировна. Советский и российский биолог, доктор биологических наук. Известна как автор работ, встретивших серьёзную критику научного сообщества, в которых утверждается, что генетически-модифицированная соя негативно влияет на репродуктивные функции животных. Утверждала, что технологию создания ГМО человечеству дали инопланетяне, а мужчины произошли из амазонок-гермафродитов.

Алфеев Григорий Валериевич. Митрополит Иларион. Богослов, председатель диссертационного совета по теологии. Внёс неоценимый вклад в появление кафедр теологии в российских ВУЗах. Сторонник обязательного преподавания религии с 1 по 11 класс. Развивает научный метод, основанный на личностном опыте веры.

Эпштейн Олег Ильич. Фармаколог, гомеопат, член-корреспондент РАН по отделению физиологии, генеральный директор компании «Материа Медика Холдинг», производящей разнообразные гомеопатические средства («Анаферон», «Импаза» и др.), автор множества гомеопатических патентов и монографий

Зубарева Наталья Александровна. Инстаграм-блогер (2,5 млн подписчиков), врач-терапевт, кардиолог, называющая себя также эндокринологом, диетологом, детским диетологом и спортивным нутрициологом. Автор лженаучных книг, продающихся огромными тиражами. Основатель академии @zubareva_online. Без устали рассказывает о таких опасностях, как дырявый кишечник, токсичные дезодоранты, зубная паста и пластиковая посуда. Предлагает спасение с помощью пищевых добавок, которые нужно купить на iHerb с помощью промокода Натальи и авторских диет, созданных на основе анализа волос.

Кто будет следующим? Тройку финалистов определяет народное голосование.

  • 404 comments
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag
  • Link

Диплом гомеопата

Вчера я выкладывал свой отрицательный отзыв на гомеопатическую диссертацию. Мне сообщили, что сегодня диссертационный совет РУДН ПДС 0300.001 единогласно одобрил эту работу.

Важно, чтобы все понимали: отрицательные отзывы (не только мой, но и академика Александрова и профессора Гельфанда) были зачитаны, как этого требуют правила. Но несмотря на изложенную критику, совет решил, что надо присудить ученую степень за работу, посвященную препаратам, не содержащим действующего вещества, ссылающуюся на магнитную силу Луны и отозванные из научных журналов публикации.

Желающие могут прочитать мой предыдущий пост (и все отзывы) и самостоятельно убедиться в том, что эта диссертация не выдерживает абсолютно никакой критики.

  • 370 comments
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag
  • Link

Степень по гомеопатии

24 сентября в РУДН пройдет защита гомеопатической диссертации. Я написал на эту диссертацию отрицательный отзыв (приведен ниже). Недавно РУДН получил возможность самостоятельно утверждать защиты без участия ВАК. Посмотрим пройдет ли диссертационный совет РУДН экспериментальную проверку на элементарную научную грамотность вроде знания числа Авогадро. Увы, такую проверку уже не прошли люди и ведущая организация, давшие положительные отзывы на эту диссертацию.

  • 215 comments
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag
  • Link

Зачем придуман «сциентизм»

Люди употребляют слово «сциентизм» в самых разных, порой противоречивых контекстах – поэтому термину сложно дать определение. Иногда про сциентистов пишут, что те считают науку важнейшей культурной ценностью, а все остальное — ерундой и заблуждениями. Порой заявляют, что они отрицают любые науки, кроме физики (или выступают против любых наук, за исключением естественных).

В более академичных источниках, например, в статьях по философии науки, можно встретить менее радикальные определения: сциентизм предполагает распространение научного метода на области, где возможность его применения сомнительна. Например, к разрешению вопросов этического или ценностного характера.

В блогах и медиа сциентистами часто называют известных популяризаторов науки – биолога Ричарда Докинза, физика Лоуренса Краусса, астрофизика Нила Деграсса Тайсона, нейробиолога Сэма Харриса.

  • 482 comments
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag
  • Link

Новости науки и псевдонауки: клонирование, происхождение коронавируса, гомеопатия.

Лженаучных новостей две.

  • 193 comments
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag
  • Link

Российская вакцина от COVID-19

Ранее я писал о том, что по российской вакцине от COVID-19 нет никаких данных. Ситуация изменилась: сегодня вышла подробная статья про исследование вакцины в научном журнале The Lancet. Там же выходила статья про похожую китайскую вакцину. Журнал очень известный и хороший.

Проблемы малого размера выборки и отсуствия контрольной группы статья не снимает, но зато можно посмотреть на побочные эффекты и их частоту. В целом все выглядит неплохо, но хочется, чтобы доделали третью фазу испытаний на добровольцах до начала массового применения. Редкие побочные эффекты на такой выборке просто не поймать. И все же авторов можно поздравить с публикацией.

Safety and immunogenicity of an rAd26 and rAd5 vector-based heterologous prime-boost COVID-19 vaccine in two formulations: two open, non-randomised phase 1/2 studies from Russia

Подумал, что есть все-таки один нюанс с использованием замечательной технологии аденовирусных векторов в вакцинации. Те же векторы используются в том числе и в ряде генных терапий. И вот после такой вакцины некоторые генные терапии работать на вас будут плохо, так как на сам вектор тоже может возникать имунный ответ. Разумеется, это касается всех подобных вакцин, независимо от страны происхождения. Проблема эта коснется лишь небольшой доли людей, но все же стоит ее учесть.

  • 93 comments
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag
  • Link

Нейронные связи в вашей ДНК

Энергопсихолог, тренер, инструктор ТетаХилинг, «эксперт создания нового сценария Жизни», «активация Гена Богатства». Записывает новые нейронные связи в «вашем ДНК»! Нет, вы представляете! Нейроны в ДНК! Интересно, а может ли она поправить нейроны в ДНК нейронов?

Читает лекции, из которых можно узнать, что «если ребёнок болеет, значит болеет «тело» организма, значит баланс отношений родителей нарушен» или что «у каждого человека есть каналы по которым проходит энергия, деньги это тоже энергия!»

14,7 тысяч подписчиков. Мир, ты сошел с ума.

  • 49 comments
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag
  • Link

Зарегистрировано – значит, работает? О российской прививке от коронавируса

Наряду с протестами в Белоруссии одна из самых обсуждаемых тем последних дней – отечественная прививка от коронавируса SARS-CoV-2, вызывающего COVID-19. И тут начну с хорошего: создатель вакцины Денис Логунов дал подробное интервью «Медузе», и ответы специалиста производят хорошее впечатление. Но, чтобы считать прививку эффективной и безопасной, одного интервью недостаточно. Нужны сухие факты, а их, увы, крайне мало.

На сайте вакцины (https://sputnikvaccine.com) в разделе «клинические исследования» есть ссылки ровно на две записи NCT04437875 и NCT04436471 сайта clinicaltrials.gov, причём результаты этих исследований пока не опубликованы. Мы знаем лишь, что в каждом исследовании участвовало по 38 человек, и специалисты следили за появлением у них признаков клеточного иммунитета и антител к коронавирусу SARS-CoV-2.

Sputnik V – вакцина, сделанная на основе аденовирусных носителей (векторов) с использованием современных методов генной инженерии. Идея заключается в том, чтобы доставить в клетки человека ген, кодирующий шиповидный белок коронавируса SARS-CoV-2. Клетки произведут этот белок, и на него возникнет иммунная реакция, которая обучит иммунитет бороться с реальным вирусом. Средством доставки выступают оболочки двух аденовирусов. Вакцинацию предполагается делать в два этапа: сначала с одним аденовирусом, а затем с другим. 20 пациентов в каждом из клинических исследований вакцинировались по такой схеме, еще две группы по 9 человек прививали одним из двух векторов. Исследования не имели контрольной группы – людей, получавших пустой вектор или плацебо.

Насколько такого размера выборки и методика исследования соответствуют мировому уровню? Для сравнения возьмем публикацию в журнале The Lancet от 20 июля [1], в которой тестировалась вакцина из Китая, сделанная, по сути, таким же образом. Там тоже используется аденовирусный вектор с геном шиповидного белка коронавируса.

Главный критерий — Библия должна быть понятной

— Какой язык для нас предпочтительнее: русский, украинский или церковнославянский?

— Главный критерий — Библия должна быть понятной. Традиционно за богослужением в Церкви используется церковнославянский язык. К сожалению, в общеобразовательной школе он не изучается. Поэтому многие библейские выражения требуют пояснения. Это, кстати, касается не только нашей эпохи. Такая проблема возникала и в XIX в. Тогда же появился и перевод Священного Писания на русский язык — Синодальный перевод Библии. Он прошел проверку временем, оказал огромное влияние на становление русского языка в частности и русскую культуру в целом. Поэтому для русскоязычных прихожан я бы рекомендовал использовать для домашнего чтения именно его. Что же касается украиноязычных прихожан, то здесь ситуация немного сложнее. Дело в том, что попытка первого полного перевода Библии на украинский язык была предпринята Пантелеймоном Кулишом в 60-х годах XIX в. К нему присоединился Иван Нечуй-Левицкий. Завершил перевод Иван Пулюй (уже после смерти Кулиша). Их труд был издан в 1903 г. библейским обществом. В XX в. наиболее авторитетными стали переводы Ивана Огиенко и Ивана Хоменко. В настоящее время очень многие предпринимают попытки перевести всю Библию или частично. Есть и положительный опыт, и сложные, спорные моменты. Так что, наверное, было бы некорректно рекомендовать какой-то конкретный текст украинского перевода. Сейчас Украинская Православная Церковь осуществляет перевод Четвероевангелия. Надеюсь, что это будет удачный перевод и для домашнего чтения, и для богослужебного (на тех приходах, где употребляется украинский).

Читать еще:  Какие колдуны помогают бесплатно людям. Экстрасенсы, маги и целители: кого стоит бояться и почему Экстрасенсы колдуны ведьмы

VII век. Четыре Евангелиста. Келлское Евангелие. Дублин, Тритини-колледж

prosto_ok

Терпение — домик для души, смирение — пища для души. Когда не хватает пищи, душа выходит из домика

Хиазм и хиастические структуры

Заинтересовалась таким построением и чтением текста, как хиазм (хиастические структуры).

Ясную характеристику этой литературной формы (которой в терминологии Бенгеля отвечает название chiasmus inversus или retrogradus) дает в своей старой книге Джебб: «бывают станцы, построенные таким образом, что, каково бы ни было число строк, первая строка будет параллельной с последнею, вторая — с предпоследнею, и так — на протяжении всего отрывка (and so throughout), в порядке, который обращен вовнутрь, или, если воспользоваться военным выражением, от флангов к центру».

Хиазмы можно усмотреть и в более крупных структурах: отдельных зачалах, главах и даже в целом Евангелии. При всей условности, произвольности и подчас искусственности подобного членения Евангелия, это членение все же в некоторой степени помогает понять ход мысли Евангелистов. Как правило, они мыслили циклично, т. е. их мысль вращалась вокруг той или иной богословской посылки и постоянно к ней возвращалась. Это во всяком случае характерно для Иоанна Богослова.

Центр хиастического построения лежит на его крайних элементах и в фокусе. О происхождении хиазма по Лунду (Lund N. Chiasmus in the New Testament. A study in Formgeschichte. Chapel Hill (The University of North Carolina Press). 1942) еп. Кассиан пишет: «в истории литературных форм он (хиазм — прим. А. У.) представляет собой явление общечеловеческое. Лунд считает хиазм примитивной формой выражения и выводит его из естественной потребности в повторном перечислении сказанного в обратном порядке членов ради проверки и самонаблюдения. В этой элементарной форме хиазм не представляет собой ни искусства, ни литературы, а всего лишь «бессознательную работу ума» (inconscious working of the mind)». Священник Иоанн Брэк (Джон Брек), ссылаясь на Августина Стока, указывает, что хиазм был распространенным педагогическим приемом, как в древнегреческой, так и в древнеримской системе обучения: «… При древнегреческой образовательной системе, целиком перенесенной в латинскую культуру, дети учили алфавит от начала к концу, потом от конца к началу, затем от концов к середине: альфа-омега, бета-пси. мю-ню. Они приступали к анализу текстов таким же образом, с тем, чтобы находить и постигать заложенные там обратный параллелизм и хиастические структуры. Подобно этому, следуя схеме истерон-протерон (hysteron-proteron, или «первый-последний» — метод чтения текстов от начала и конца к середине — прим. А. У.), если в тексте встречались два вопроса, поставленные подряд, ответ давался сначала на второй, только затем на первый. Читать «хиастически» было для древних столь же естественно, как для нас — читать согласно ходу развития повествования. Возможно, происхождение схемы истерон-протерон восходит к Гомеру, который мог переделать ее из более древнего концентричного параллелизма, унаследованного от древних семитов. В любом случае это было общее свойство, хорошо знакомое всем, изучавшим греческую риторику». Еп. Кассиан также усматривает хиазм в произведениях Гомера, Платона и др. Новозаветный хиазм, согласно Лунду, уходит своими корнями в Ветхий Завет. Современные исследования библейского хиазма плодотворны. «Новое открытие хиазма, одной из самых значительных стилистических форм в библейской литературе, уже оказало большое влияние на наш подход к чтению Писания. Лунд, Эллис, Уэлч и множество других ученых обнаружили хиастические формы как в отдельных коротких отрывках, так и в целых разделах. Они безошибочно уловили тесную связь между стилистической формой и тематическим содержанием, между структурой литературного отрывка и его богословским смыслом». Предшественники еп. Кассиана (в частности Лунд), пришли к выводу о том, что построение ветхозаветных отрывков по принципу хиазма объясняется их литургическим употреблением в иудейских общинах.

Хиазмом называется риторическая форма, в которой ключевые слова и понятия выстраиваются в синонимическом, антитетическом или обратном параллелизме вокруг центральной темы. Термин хиазм может применяться к строфе, состоящей по крайней мере из трех строк, выстроенных вокруг опорного или смыслового центра: А: В: А’, А:В: С: В’: А’, А:В: С: С’: В’: А’ и т. д. Таким образом, существенной характеристикой хиазма является наличие опорного центра. Обычно это бывает концептуальный центр, фокусирующий смысл всей строфы. Однако он может быть и просто точкой перехода, соединяющей параллельные строки или пассажи.

Переходя к примерам хиазмов, Иоанн Брек пишет, что поскольку античные авторы использовали структуру хиазма практически инстинктивно, то очень трудно распознать и охватить все возможные примеры таких структур. Форма хиазма использовалась для изложения определенной темы, и поэтому она должна была быть достаточно гибкой и могла иметь практически неограниченное число вариаций. Мы приведем только те примеры, которые обычно распознают в иоанновских писаниях.

Основа хиастической структуры — обратный биколон. «Любовь от Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:7-8). Интересен пример Ин. 14:1, где инверсия видна в греческом (πιστεύετε είς τόν Θεύν / καί είς έμέ πιστεύετε) или русском (веруйте в Бога / и в Меня веруйте) тексте, однако не так ясна, например, в английском переводе: «You believe in God / believe also in Me».

Так называемый полный хиазм, когда каждому термину первой строки соответствует синоним или идентичный термин во второй, также основан на обратном биколоне. Характерный пример: «Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит» (Откр. 3:7). Прочитанное буквально 1 Ин. 5:7-8: «три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» образует триколон А: В: А.

Тетраколон А:В:В’:А’ может представлять собой хиазм, если высказывание В: В’ является смысловым центром пассажа:

А: Всякий, пребывающий в Нем,

В’: всякий согрешающий

А’: не видел Его и не познал Его.

Здесь внимание концентрируется на грехе, а параллель между А и А достигается, если учесть, что пребывание в Боге как раз и есть видение и познание Его.

Однако наиболее общей формой является хиастический пентаколон А: В: С: В’: А’. Именно эта структура характерна для всего Четвертого Евангелия и также имеет место в Первом послании Иоанна:

А: Всякий, рожденный от Бога,

В: не делает греха,

С: потому что семя Его пребывает в нем;

В’: и он не может грешить,

А: потому что рожден от Бога.

Центральным утверждением здесь является С, выражающее то, что семя (Дух) пребывает в том, кто рожден от Бога, что, по всей вероятности, имеет отношение к членам иоанновской общины, в крещении родившимся от Духа (ср.: Ин. 3:5-6).

В следующем примере встречаем антитетический параллелизм:

А: Если мы говорим, что имеем общение с Ним,

В: а ходим во тьме,

С: то мы лжем и не поступаем по истине;

В’: если же ходим во свете, подобно как Он во свете,

А’: то имеем общение друг с другом.

Воздействие этой хиастической структуры состоит в том, чтобы сосредоточить внимание на С, где говорится о лживости тех, кто, притязая на общение со Христом, тем не менее совершает грех.

Структуры пентатлона, свойственные для Нового Завета, также довольно часто встречаются и в Ветхом (напр., Иер. 2:27-28). Другие типы хиазма, встречающиеся по всей Библии, включают гексаколон, гептаколон, октаколон и декаколон.

Далее мы перейдем к рассмотрению некоторых хиастических структур в Евангелии от Иоанна, которые помогут нам в исследовании темы иоанновской пневматологии. Но прежде этого приведем оценку значения хиазма для восприятия Священного Писания, данную Иоанном Бреком.

«Если еврейские, а позднее и христианские авторы столь основательно опирались на хиастические структуры, то какую пользу они и их читатели могли извлечь из этого? Является ли этот метод чисто эстетическим или художественным, показывающим лишь мастерство или изобретательность автора? Или же он, как мы уже отметили, играет жизненно важную роль для передачи смысла Божественного откровения? И связанный с этим второй вопрос: насколько важно распознать хиазм именно там, где он действительно имеет место?

Фактическое значение хиастических и подобных им риторических форм как для библейских авторов, так и для их читателей, несомненно велико. В древних письменах не было параграфов, пунктуации, деления на главы или пробелов. Это — поздняя традиция, например, подразделение на главы и стихи в Новом Завете было сделано лишь в XII и XVI веках соответственно. Древние же авторы были обязаны организовывать внутренний формат своих работ иным образом. Одним из таких способов является технология вложения или включения: обрамление литературного фрагмента в начале и в конце одинаковыми ключевыми терминами или темами. Концентрический параллелизм был особенно полезен для передачи внутреннего напряжения посредством повторения ключевых выражений или уравновешиванием связанных синтактических элементов. В итоге хиазм служил для того, чтобы сфокусировать внимание читателя на самой сути авторского замысла. Через концентрическое чтение пассажа читатель вовлекался в круговое течение (мысли автора. — Г. З.), подобно человеку, попавшему прямо в центр водоворота.

В равной степени важной была и мнемоническая польза параллелизма и хиазма. Древние люди учили наизусть. Слушая учителя, они повторяли его наставления в унисон (подобная практика до сих пор существует в школах по изучению Корана в исламских странах). Тогда не было тетрадей, ручек, бумаги или иных средств для того, чтобы облегчить учащемуся бремя запоминания того, чему его учат. Параллелизм и особенно хиазм облегчали этот процесс с помощью повторения и концентрации на центральной теме. Если учащийся запоминал первую половину простого биколона или сложной хиастической структуры, то вспомнить остальное было довольно просто. К тому же тематический параллелизм способствовал антифонной декламации, являвшейся важным элементом в еврейском богослужении и раннехристианской литургической практике.

В конце концов мы не должны недооценивать эстетическое значение рассматриваемых форм. Как столь удачно выразил это Джон Уэлч: «Тогда более, чем сейчас, красота была синонимом формы».

Для современного экзегета и, несомненно, для любого читателя Священного Писания не менее важно (чем для древних. — Г. 3.) распознать параллельные и хиастические структуры. Неспособность к этому при попытках объяснить мнимые несоответствия в композиции и стиле отдельных библейских писаний привела толкователей к развитию фантастических теорий. Результат, причем даже более серьезный, чем можно было ожидать, проявился в исправлении сделанных ранее ошибочных предположений. Один из наиболее очевидных (из-за широкого распространения) примеров в современных исследованиях Нового Завета — это так называемая «теория смещения» (displacement theory), касающаяся построения материала в Четвертом Евангелии. Краткий пример, который мы рассмотрим далее, совершенно ясно иллюстрирует это.

Теорию смещения разработал Рудольф Бультман в своих комментариях на Евангелие от Иоанна, а многие его ученики подхватили и существенно доработали ее. Они решили, что ссылка Ин. 7:21-23 говорит об исцелении у Овчей купели в главе 5. Этот и другие факторы, казалось бы, указывают на «смещение» в иоанновском тексте. К тому же было трудно объяснить, почему автор должен прерывать повествование главы 6 — «умножения хлебов» и его истолкования в беседе о Хлебе Жизни — вроде бы никак не связанным с этим рассказом о «хождении по водам».

Однако как только стала понятной хиастическая структура Евангелия, эта проблема разрешилась. Центром всего повествования как раз и является «хождение по водам», прообразующее Новый Исход. Таким образом, эта пасхальная тема восполняется находящимися рядом в тексте чудом и беседой откровенно евхаристического характера. Эти пассажи располагаются с разных сторон центральной темы подобно боковым полотнам триптиха. Далее концентрическое движение продолжается назад и вперед, составляя параллели, к которым относятся исцеление в главе 5 со ссылкой на него в главе 7.

Главное же, однако, относится к тому, что литературная форма библейских пассажей далеко простирается именно в том направлении, где проливается свет на буквальный смысл текста. Понимание и истолкование этого смысла остается основной задачей экзегезы. Красота хиазма состоит в том, что его форма с такой прямотой и прозрачностью выражает его смысл. Следовательно, вернейший путь к открытию и провозглашению этого смысла заключается в бескомпромиссном анализе той формы, которая передает этот смысл».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector