0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Марксистская концепция сущностных сил человека. Марксистская концепция сущности человека и ее противоречие Концепция человека в марксистской философии

Сущность человека в марксистской философии.

М. Шеллер (1874-1928).

По мнению М. Шеллера философская антропология — это «базисная наука о сущности и сущностном строении человека; о его отношении к различным сферам природы и основы всех вещей; о его сущностном происхождении и его физическом, психическом и духовном начале в мире, о силах, которые движут им и которые движет он, об основных направлениях его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития, а также о сущностных возможностях этого развития и о действительности этих возможностей».

Философ полагал, что такой сущностной идеей человека является антропологический дуализм духа и жизни. Сущностное определение человека, с точки зрения немецкого мыслителя, есть одновременно определение его особого положения в порядке бытия.

В наиболее полной форме обоснования идей философской антропологии изложены М. Шеллером в работе «Положение человека в космосе». В этой работе статус человеческого бытия выявляется через сравнение человека с другими формами органического мира в плане становления и эволюции психического начала: чувственного порыва, инстинкта, ассоциативной памяти и практического интеллекта.

Всякий дух обязательно носит личностный характер. Личность — это сущностно-необходимая и единственная форма существования духа. Только на личностной существует возможность творческой самореализации духа. Таким образом, благодаря своей дуалистической природе человек предстает как определенная целостность (микрокосмос), находящийся в определенном отношении с «макрокосмосом-запредельным миром».

Х. Плесснер (1892-1991).

Человек отличается от животного, по Плесснеру, так называемой Эксцентрической позицией. В силу этой позиции человек способен отделять свое «Я» от своего физического существования, и, следовательно, осознавать себя как личность.

Читать еще:  Смерть как философская проблема. Философия о смысле смерти Как философия рассматривает жизнь и смерть

Эксцентрическая позиция задает не только структуру внутреннего мира человека, но и способы реализации человеческого существования, отношения человека к бытию. Основные формы этого отношения определяются, по Плесснеру, тремя базовыми антропологическими законами:

Первый закон – человек должен сам себя сделать тем, что он есть.

То есть человек может жить, только сам, управляя своей жизнью. Это управление он осуществляет на основе создания второй природы культурного творчества.

Второй закон – закон, определяющий способ, каким даны объекты человеку в познавательном и эмоциональном отношении к миру.

а) познавательное отношение – по мнению Плесснера, всегда опосредованно его «Я». Таким образом, человек не только растворяется в мире, но и обладает дистанцией по отношению к нему.

б) эмоциональное отношение – наиболее ярко характеризуется в таких сущностных формах его самовыражения, как смех и плач. Эти эмоциональные проявления представляют собой специфические качества физико-духовной сущности человека, в которых физическая реакция теснейшим образом сочетается с духовной основой внутреннего мира личности.

Третий закон – закон утопического места.

Он характеризует неукорененность человека в бытии.

А. Гелен (1904-1976).

Идеи М. Шеллера о сущности человека несколько в иной плоскости развивает его последователь А. Гелен. Он отвергает рассмотрение человека по аналогии с животным. Он критикует те теории, в которых низшие ступени человеческого развития расцениваются как близкие к животному образу жизни и лишь последующие, высшие ступени как подлинно человеческие. Вместе с тем он, также как и М. Шеллер, специфику и сущность человека выводит и определяет лишь в ходе сравнения с животным. Более того, эту специфику связывает с особой исключительностью биологической организации человека. По его мнению, «человек — это существо, открытое миру». Эта открытость определяется его биологической неприспособленностью, примитивизмом. У человека отсутствует волосяной покров, и тем самым он не защищен от непогоды. Его тело не приспособлено к бегству, острота его чувств значительно уступает остроте чувств у животных и т.д.

Читать еще:  Как подружиться с домовым в квартире. Как подружиться с домовым в квартире быстро и просто — советы моей бабушки

С точки зрения А. Гелена, культура является определяющей сущностью человека, его «второй природой». В основе же культуры лежит духовное начало. Таким образом, он в конечном счете приходит к тому же выводу о дуалистической сущности человека.

Сущность человека в марксистской философии.

Она исходит из предпосылки об уникальности человеческого бытия. Обоснованию этого положения служит учение о сочетании биологической и социальной сущности человека.

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Используя это понятие, марксистская философия стремится подчеркнуть, что существует такая особая исторически развивающаяся общность, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Большую часть своего времени, всех своих сил человек должен был использовать для удовлетворения своих биологических потребностей в пище, воде, жилище, одежде. Из потребности жизнеобеспечения выросла и на ее удовлетворение была направлена вся социальная организация жизнедеятельности людей: род, племя, семья, государство, моральные и правовые нормы и т.д.

Одним из самых главных социальных институтов человечества — это семья. Главное назначение семьи всегда определялось такими задачами как: воспроизводство человеческого рода, рождение и воспитание потомства, организация жизнедеятельности всех членов семьи. Духовные стимулы для формирования семьи возникли гораздо позже (мораль, религия, искусство), но были также направлены на удовлетворение биологических потребностей человека.

Марксистская философия предлагает раскрыть сущность человека не только как природно-биологического существа, но и на основе концепции общественно-практической, деятельной сущности человека.

Труд становится главным условием бытия человека.

Вывод.

Человек — это сложная целостная система, являющаяся компонентом более сложных систем — биологической и социальной.

В центре философского учения о человеке стоит проблема сущности человека. Философы видели отличие человека от животного и объясняли его сущность, пользуясь различными специфическими качествами человека. Но нельзя не заметить, что в данном случае сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а обращаясь к признакам, отличающим его от ближайшего вида, как бы со стороны. Однако со стороны методологии такой прием оказывается не совсем правомерным, ибо сущность любого предмета определяется прежде всего способом бытия самого этого предмета, внутренними законами его собственного существования.

Читать еще:  Человек и беда. Психолог – о том, как пережить трагедию

Социальный мир людей – совокупность общественных отношений — не есть нечто внешнее по отношению к человеку, а составляет его «сущность», т.е. делает Человека общественным существом, формирует и определяет все особенности его деятельности, миросозерцания, восприятия и т.д.

Духовная сфера жизни общества – подсистема, которая занимается производством, хранением и распределением ценностей общества, способных удовлетворить потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Духовное присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector