2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Совмещение традиций

Совмещение традиций. Священник развенчал популярные мифы о Масленице

В 2020 году на 23 февраля выпадает ещё один любимый россиянами праздник – начало масленичной недели. А завершатся семь вкусных и весёлых дней 1 марта. Со 2 марта начнётся Великий пост.

Вместе с протоиереем Нижегородской епархии Василием Спириным «АиФ-НН» развенчал популярные мифы о Масленице.

Масленица 2020: когда праздновать

На рубеже XVII–XVIII столетий Масленица стала своеобразным компромиссом между язычниками и православной церковью. Концепция праздника с его сытными блинами и сожжением соломенной куклы не входили в рамки христианского мироздания. Наши предки, в числе которых были как верующие в единого Бога, так и прославлявшие многобожие, пошли на компромисс.

Масленица не имеет определенной даты. Однако начало масленичной недели привязано к Пасхе, что следует сразу после Великого поста. Последний считается самым суровым периодом в жизни верующего человека в контексте ограничения продуктов питания.

По задумке наших предков, празднование Масленицы не должно выпадать на дни поста или Пасху. Так, было решено отмечать ее за восемь недель до Пасхи — главного торжества у православных христиан. В 2020-м начало Масленицы приходится на 24 февраля, а заканчивается она 1 марта.

Виктор Михайлович Васнецов, «Крещение Руси», 1890 год / Wikimedia

Масленица: просто радость

Масленица – 2018

с 13 февраля по 18 февраля

(сырная, или мясопустная седмица)

Масленица – это подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы . Масленая неделя, Масленица – просторечное название Сырной седмицы — последней перед Великим постом недели. В продолжение масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица — это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу.

Однажды два монаха согрешили одним и тем же грехом. В качестве епитимии им определили пребывание в затворе. Один вышел из затвора, изможденный постом и слезами, другой же светился радостью о том, что Господь избавил его от рабства греха. Духовный путь этих монахов признали равноценным. Только вот исторически так сложилось, что нам ближе путь первого монаха.Поэтому и посты у нас продолжительнее праздников, а праздники зачастую мы даже не знаем, как праздновать. Так и с Масленицей, или Сырной седмицей. Неделя начинается воспоминанием Страшного Суда и заканчивается Прощеным воскресеньем. И все же, несмотря на пост (а в эти дни мы воздерживаемся от мяса), несмотря на вызывающие покаянные чувства воспоминания (вряд ли Страшный Суд и поступки, совершенные против ближнего, могут не вызвать раскаяние), эти дни – праздничные.На Руси масленица отмечалась как радостный праздник. При слове «масленица» в памяти встают картины веселых зимних дней, наполненных гамом и шумом, вкусными запахами блинов, перезвоном колокольчиков, украшавших нарядные тройки. Сияющие на солнце купола церквей, горящие, как жар, медные самовары, гуляния, балаганы и чинные чаепития под праздничным огоньком лампадки у образов.

Достаточно распространено мнение, что масленица – это праздник скорее языческий, а не православный. Это не совсем так. Эта подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Церковь призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть.

Праздник можно провести по-разному. Можно пойти сжигать чучело или упиться алкоголем. Можно пойти на народные гулянья. А можно посвятить дни, предшествующие посту, своему ближнему. Тому, кто нуждается в нашей поддержке.

Первый вариант проведения Масленицы – самый древний на Руси. Он зародился в языческие безбожные времена и, к сожалению, дожил до наших дней. К сожалению, так обычно и проводит эти дни большая часть россиян. Даже в школах учителя, которые постом придут на исповедь в храм, на Масленицу собирают своих учеников на пожарище.

Народные гулянья, конечно, менее предосудительны, это уже определенный прогресс. Но сколько я ни наблюдал за этим весельем, уж простите, но не увидел я в этом христианства. Уж как-то все это веселье напоминает благообразное безбожие. Ничего сходного с состоянием радости того согрешившего монаха-затворника, повествованием о котором началась статья.

Да и вообще, умеем ли мы радоваться и веселиться в Боге? Ведь веселье о Том, Кто обитает «во гласе хлада тонка» (3 Цар.19:11) и должно быть тихим, умиротворяющим душу, а не возбуждающим нервы шумным гуляньем. Впрочем, разный менталитет может вносить свои коррективы в то, что для каждого индивидуально является праздничной радостью.

Нынешний праздник начинается и заканчивается воскресными днями, что и естественно. Ведь воскресенье — это одновременно и первый, и последний день недели. Первый по древнееврейскому календарю и по сохранившейся церковной традиции, последний – как день восьмой, символ всеобщего Воскресения во Второе Христово Пришествие. И именно это Второе пришествие вспоминаем мы в неделю Страшного Суда.

Этот Суд – не для нас. Судимы будут лишь наши грехи. Нас это касается только в той степени, насколько мы сроднились со своими страстями. Если же наши грехи не были «грехами к смерти», если мы можем абстрагироваться от них, тогда этот день – повод для радости. День окончательного освобождения от рабства греху и начало нашего полноценного веселья во Христе.

Прощеное воскресенье, последний день Сырной, предлагает нам расстаться с греховным багажом по отношению к окружающим. Постом мы будем каяться перед Богом, пока же нам предлагается примириться с ближними.

С началом и завершением праздничных дней мы определились. А как же провести всю неделю?

Наилучшим вариантом будет подарить окружающим радость близкого присутствия Бога. Начнем с тех, кто находится в немощи, в унынии, оставлен людьми. Не забудем и о родных, как часто им недостает нашего сердечного тепла. И тогда, когда «просветится свет ваш пред человеки» (Матф.5:16), и нам пошлет Господь то, чего нам зачастую не хватает.

А не хватает нам того же, чего и всем – мира в душе. Праздничного настроения вам, возлюбленные во Христе!

Церковь и мир. Масленица

Масленица — подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.

Церковь призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть.

Вспомним наставление свт. Тихона Задонского: «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

Читать еще:  28 января именины. Именины января, православные праздники в январе

«Конечно, масленица — это время, когда по традиции люди ходят в гости, общаются за трапезой. Но не стоит разрушать себя пьянством или опасными играми ни в какое время, тем более в эту покаянную неделю, подготавливающую человека к Великому посту», – подчеркнул в интервью РИА «Новости» зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, дай ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь». Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной (именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем.

В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

От язычества к христианству, или Как провести Масленицу

Необходимо помнить о том, что Сырная седмица готовит нас к Великому посту – времени покаяния, размышлений о жизни человека, о том, что нам еще предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы омолодиться душой… Великий пост – время напряжения духовных сил, стяжания добродетелей. Поэтому во время широких гуляний на Масленицу нужно опасаться того, как бы они не помешали подготовке к посту. Всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин.

1919. Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) Масленица

Протоиерей Анатолий Малинин: Масленица так называется потому, что в этот период времени, т.е. в течение недели перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, а также молочные продукты и рыба. На церковном языке эта неделя называется сырной — это есть неделя перед Великим Постом, который заканчивается Страстной неделей, когда вспоминаются страдания Иисуса Христа ради нашего спасения и славное Его Воскресением. Пасха у нас бывает не по числам, поэтому и масленица также устанавливается не по числам.

Масленица обычно в народе празднуется, как особое время, когда можно предаться разным играм, катаниям и многим разным развлечениям, которые сопровождаются обильными яствами и питием. Святитель Тихон Задонский, обращаясь к своей пастве Воронежской, не очень одобрительно высказывается относительно празднования Масленицы. Он говорит, что масленицу почти все ожидают как какой-то великий праздник, приготавливают разные кушанья, запасаются вином. И когда наступает празднование, друг друга зовут в гости и друг друга посещают.

Праздничные компании, предавшись объедению и пьянству, становятся бесчувственны и в таком состоянии человек бывает невоздержен и необуздан во всех отношениях. И такое состояние человека приводит к разным несчастиям. Святитель Тихон говорит: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют Масленицу», затем говорит, что самое празднование масленицы — это дело языческое. Церковь на период масленой недели ограничивает своих чад церковных в пище, не разрешает вкушения мяса, в богослужении в среду и в пятницу не совершается литургия по ее торжественности, церковная служба совершается по великопостному чинопоследованию, с поклонами.

Время Великого поста — это время покаяния и молитвы. Но чтобы искренно покаяться и исправиться, необходимы пост и молитва, которые, как два крыла, возносящие душу человека на небо. Но пост тогда будет действенен, когда он будет сопровождаться добрыми делами. Вот об этом и надо подумать на масленой неделе, а не предаваться языческому празднеству.

В субботу на этой неделе вспоминаются святые, прославившиеся в посте и молитве, Святая Церковь приводит нам образцы поста, молитвы и покаяния. Масленая неделя заканчивается Прощеным воскресеньем, когда все просят друг у друга прощения, веруя в слова Господа, Который сказал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6.14-15).

Народный обычай прощения в древней Руси заключался в том, что после домашней вечерней молитвы младшие с земными поклонами просили прощения у старших; старшие, в свою очередь, испрашивали прощения у них, тоже кланялись в пояс. Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками — своими духовными отцами. Они посещали могилы, «прощаясь» с умершими родственниками, и сокрушались о тех, которые умерли без покаяния в этом году.

В начале 17-го века о чине прощения француз Маржерет пишет: «На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, — хотя бы никогда прежде не виделись, — целуются, приговаривая: «прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости».

При дворе московских государей обряд «прощения» развился в сложную и торжественную церемонию. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, «прощаясь с братией, а иногда ездил и в Троице-Сергиеву Лавру. Затем прощался со своими домочадцами и приближенными двора. В само воскресенье, после обедни, патриарх посещал государя, и во дворце совершался обряд «прощения со всеми дворовыми чинами. А вечером в Прощенное воскресенье этот чин прощения совершался в Успенском соборе. Здесь пели прощальные песнопения и произносилась глубоко-покаянная проповедь патриархом. Затем государь шествовал в Чудов и Воскресенский монастыри, а также в Архангельский и Благовещенский соборы, где просил прощения у гробов своих родителей. В этот день русские цари отпускали на свободу многих заключенных.

Святая церковь в Прощенное воскресение вспоминает грехопадение первых людей и потерю рая. Этим она напоминает, что грех послужил причиной человеческих страданий и всех несчастий человеческой жизни. Иисус Христос пришел к человекам, чтобы спасти род человеческий и даровать ему потерянный рай и жизнь вечную. Но чтобы получить спасение, надо покаяться. Первые слова проповеди Иисуса Христа — это призыв к покаянию. «Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мтф.4.17).

На масленой неделе мы должны подумать, как нам принести искреннее покаяние в течение Великого Поста, чтобы души наши воскресли к Пасхе вместе с Воскресшим Христом и чтобы Он сподобил нас радоваться вечной радостью вместе с ним и со всеми святыми, прославляя Святую Троицу во веки веков. Аминь

По материалам http://www.pravmir.ru/

Пять советов на Масленицу

Что ни в коем случае, а что, наоборот, необходимо сделать на масленичной неделе? Рассказывают священники Максим Первозванский, Алексий Уминский, Виталий Ульянов, Сергий Звонарев, Федор Кречетов. Читать.. .

И нет ничего интереснее, чем научиться разбираться в себе

Оказывается, сложнее всего на свете помочь человеку, который «не берет дурного в голову». Боязливому. Спасение познаваемо, ему можно научиться, но боязливый человек предпочитает надеяться на какую-то абстрактную милость от Бога, вместо конкретного пути, который можно для себя открыть. А другие имеют надежду на то, что Бога нет и им в конце ничего не будет. Просто им страшно себе признаться, что они так думают. И эта мысль тоже не катастрофа. Признайся себе в этом, Христос силен помочь и в этом случае. Бог отличает человека от его греха.

Читать еще:  Как защитить ребенка от растления и сексуальных домогательств?

Христова Любовь дает человеку шанс увидеть в полной мере свою личную катастрофу. Дает шанс не погибнуть от лукавства своего сердца.

Большинство людей уверено, что увидеть себя плохим страшно. На самом деле нет для человека ничего интереснее, чем научиться разбираться в себе. Тебе просто показалось, что ходить в храм трудно.

Фото: Vk / Симбирская митрополия

Страх только пугает, на деле ты становишься сильней, чем был до этого. Поэтому и не нужно доверять сердцу, когда оно предлагает «лучшее», что-нибудь легкомысленное и слащавое, вместо правды. Так легко поставить перед собой неверные цели, посчитать, что пост – это не главное. Вместо этого лучше сделать что-либо доброе или умиляться и думать, что это ты так веришь. Ошибиться так легко. А второго шанса не будет.

Протоиерей Алексий Иродов, настоятель храма священномученика Владимира в Виннице

Прощеное воскресенье

Прощеное воскресенье или, как уже говорили, это неделя (воскресенье) сыропустная (заканчивается употребление молочной пищи), последнее из четырех воскресений подготовки к Великому посту в Православии. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. Также этот день именуется Прощеным воскресеньем. На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте и о собирании небесных сокровищ. В 2020 году Прощеное воскресенье отмечают 1 марта.

Масленица и христианство

В христианстве Масленица вообще не относится к сугубо церковным праздникам. Она приходится на неделю перед Великим постом и, следовательно, не имеет четкой даты в календаре (т. е. время, на которое приходится масленичная неделя, может колебаться в пределах месяца и более). Для христиан это время подготовки к посту, касающейся не только пищи (в эту неделю Церковь не разрешает своим верным чадам вкушать мясо, поэтому по церковной традиции правильно называть эту неделю не масленичной, а мясопустной), но также и духовной стороны жизни.

Понимая, что между языческой Масленицей и последними днями перед Великим постом невозможно найти совпадения датировок, современные неоязычники пытаются выдать христианский праздник Благовещения (который, по их мнению, приходится на то же время) как празднество Церкви, пришедшее на смену данному языческому действу. Однако они не учитывают того, что сам праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (т. е. радостная, благая весть – событие, когда Дева Мария получила от Архангела Гавриила весть о том, что от нее родится Спаситель Христос (Лк. 1:26–38)), возник не позднее IV века в Римской империи и к славянскому язычеству не имеет ни малейшего отношения (8).

Но самое интересное заключается в том, что в реальности имела место обратная тенденция, а именно: не Православная Церковь подгоняла свои праздники под языческий календарь (который, как мы уже говорили, слишком сильно отличался от современного), а современные неоязычники приблизили даты некоторых языческих празднований к календарю Православной Церкви. Именно поэтому в настоящее время народные праздники неточно совпадают с положением солнца (т. е. днями летнего и зимнего солнцестояния). Да и любой, кто мало-мальски знаком с годовым богослужебным кругом Православной Церкви, знает, что схема христианских праздников в православии по сути своей отличается от языческого годового праздничного круга древних славян.

Мало того, в Книге Правил, являющемся одним из основополагающих ориентиров для каждого христианина, существует немало определений, прямо запрещающих участие в каких-либо ритуальных, языческих священнодействиях и празднествах. Так, например, 61-е правило 6-го Вселенского Собора (VII век) со ссылкой на Святое Писание говорит о том, что тех, кто придается языческим суевериям и разного рода культам, следует либо отлучать на очень длительное время от общения Церковного либо, в случае неисправимости человека, такового вообще полагает извергать из Церкви:

«Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восхотят им открыти, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетния епитимии. Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц или иных животных на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о щастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков; равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергати из церкви, как и священныя правила повелевают. Ибо, кое общение свету ко тьме, якоже глаголет апостол? или кое сложение церкви Божией со идолы? или кая часть верному с неверным? кое же согласие Христа с велиаром (2 Кор. 6:14–16)?» (9).

Похожие строгие меры предусмотрены и другими церковными правилами: 65-е правило того же Вселенского Собора, 24-е правило Святого Поместного Собора Анкирского, 36-е правило Святого Поместного Собора Лаодикийского, а также 7, 65, 72, 81, 83-е правила святителя Василия Великого и 3-е правило святителя Григория Нисского. Таким образом, можно с уверенностью сделать один-единственный вывод:

«…Религиозный компромисс между христианством и язычеством, в какие бы одежды оно не рядилось, невозможен в принципе, в противном случае христиане просто перестанут быть самими собой. Да, ранняя Церковь с радостью принимала те «семена истины» (св. Иустин Философ), которые были рассеяны в дохристианском язычестве. Она не отвергала искренний религиозный поиск в еще не просвещенном евангельским светом мире, поиск, который увенчивался обретением Христа… Но Церковь анафематствует любые оккультно-языческие блуждания в новозаветную эпоху. Теперь это не поиск Истины, но уход от нее…» (10).

Что же касается некоторых народных традиций (взять хотя бы совершенно невинную традицию есть блины на Масленицу и т. д.), то Церковь вовсе не осуждает тех благочестивых обычаев, которые сложились в истории различных народов и не связаны сегодня в народном сознании с магией или оккультизмом. Церковь благословляет все благие порывы в жизни и быте людей, пытаясь дать им нужное спасительное направление. Именно по этой причине и освящаются плоды нового урожая, жилища людей и т. д. Но в самом учении Церкви нет ни сельскохозяйственного культа, ни культа жилища, рода, рожениц, скота, нет в Церкви и такого «церковного» праздника, как Масленица. Да и вообще нет ничего, связанного с язычеством и оккультизмом.

Как вести себя, рассказывают священники

В последнюю неделю перед Великим постом лучше держать в голове совет батюшки Сергия Радонежского: «Держитесь воздержания». Немыслимо без подготовки телесной начать пост, именно эту подготовку и предлагает церковь. Понедельник последней предпостной недели называется Чистым. Имеется в виду чистота души и совести. Также необходима чистота телесная.

Воздержание должно быть в действиях и в мыслях. Великий пост, по словам святых отцов, – это весна духа. Как только мы начинаем ограничивать себя телесно, наш дух начинает расцветать. Только невоздержанный человек, который лишь ублажает свою плоть, избегает тягостей поста. Если же кто-то живет по церковному уставу, тогда для него ограничения будут лишь в радость.

Православные традиции Масленицы

На Руси Масленица всегда отмечалась как радостный праздник. При этом слове в памяти встают картины веселых зимних дней, наполненных гамом и шумом, вкусными запахами блинов, перезвоном колокольчиков, украшавших нарядные тройки. Сияющие на солнце купола церквей; горящие, как жар, медные самовары; гуляния, балаганы и чинные чаепития под праздничным огоньком лампадки у образов.

  • Подготовка к Великому посту
Читать еще:  Неделя Жен-мироносиц: Когда устаревает верность

Масленица — подготовительная к Великому посту неделя, которую нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Церковь призывает помнить, что не стоит безудержно веселиться, теряя голову и совесть. В эти дни стоит почаще вспоминать наставление святителя Тихона Задонского:

«Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

  • Богослужения

В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина:

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь».

Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями. Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Прощёным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Церковный праздник

С точки зрения Церкви Сырная седмица – это четвертая, заключительная неделя подготовки перед Великим постом. Даты ее начала и постоянно смещаются, поскольку зависят от времени начала поста, который, в свою очередь, привязан к празднованию Пасхи, дата которой меняется каждый год.

С точки зрения богослужения эта сплошная седмица праздником не является. Речь идет о том, чтобы верующие могли подготовить свое тело и свою душу к ограничениям, очистились.

Масленица: народные гулянья

В народе представления о времени перед началом Великого поста более праздничные. Считается, что в сознании наших предков этот семидневный праздник наложился на еще языческую традицию торжественных проводов зимы и встречи весны. Христианство наполнило это время новыми смыслами, добавило свои таинства и атрибуты, но не отменило обычая устраивать массовые гулянья.

Первые три дня (в 2020 году это 24, 25 и 26 февраля) носят название Узкая Масленица. Последние четыре (27, 28, 29 февраля и 1 марта) – именуются Широкой Масленицей.

Каждый день, наряду со своим церковный названием, имел и народный. И как менялись богослужения, так и народ считал, что встречать каждый новый день необходимо по-особенному. Главным атрибутом гуляний останется чучело зимы, которое народ сжигает под всеобщее веселье.

Неожиданные запреты: что нельзя делать на Масленицу

Сплошные седмицы известны у православных как недели, на которых даже в среду и пятницу не бывает однодневных постов. Ну а конкретно эта и вовсе воспринимается как непрекращающийся семидневный карнавал.

Однако, с точки зрения Церкви, в это время для верующий действует запрет на употребление мясной пищи. При этом постом такой подход не считается.

Примечательно, что традиционные блюда, которые обыкновенно готовят на этот праздник, наличия этого ингредиента не подразумевают. Более того, как и в церковном календаре, в народной памяти сохранился обычай «в последний раз» наестся мясом в воскресенье перед тем, как праздновать Масленицу.

Учитывая прохладное отношение многих церковных иерархов в явно имеющему языческие корни народному гулянью, многие обряды и традиции, принятые в этот день, религиозными деятелями также не приветствуются. В частности, сжигание чучела отчетливо напоминает жертвоприношения, поэтому принимать участие в такого рода событиях, точного значения которых человек сам до конца не понимает, не рекомендуется.

Впрочем, простой люд придерживался прямо противоположной точки зрения. Обыкновенно строгие христиане, не пропускающие церковных служб и четко следующие правилам, верили, что на какое-то время исчезают даже самые строгие рамки. И если в эту неделю и действует запрет на что-то, так это на уныние. А в вопросе, как отмечать Масленицу, каждый ограничен исключительно собственной фантазией и готовностью участвовать в гуляньях и безумствах.

Великий пост в 2020 году

Согласно православному календарю, Великий пост длится 48 дней. Его начало зависит от Пасхи. В 2020 году самый главный церковный праздник – Воскресение Христово – отмечают 19 апреля. Таким образом Великий пост начинается 2 марта и длится вплоть до 18 апреля. За четыре недели до этого начинаются подготовительные седмицы. Для большинства россиян самой заметной и известной из них является Сыропустная, которую знают под ее народным названием. Активно наедаются впрок даже те, кто поститься и не думал.

Масленица как время размышлений о Страшном суде

Как замечает настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр Салтыков, дата праздника передвигается, и каждый год она разная. Так происходит, потому что дата связана с церковным календарем, с пасхальным циклом и предназначена для подготовки человека к празднику Пасхи. По учению Церкви, эти дни посвящены вспоминанию Страшного суда. Однако, о Страшном суде и Великом посте кроме Церкви почему-то никто не говорит.

Получается, что масленица — время раздумий о Страшном Суде. В это время священник рекомендует вспомнить о смысле человеческого существования, о начале и конце человеческой истории. И Церковь помогает нам, установив для этого особое время, говорит он: «Так, в эти дни мы представляем себе последние времена, когда, после неизбежных тяжелых испытаний всего человечества, придет конец истории, а затем — второе пришествие Господа Иисуса Христа».

Итак, если Церковь установила, что воспоминание о Страшном Суде совершается именно перед Великим постом, то верующие должны думать о последних днях мира, которые наступят в будущем.

Отец Александр напоминает, что в последний день перед постом, в Прощеное воскресенье, мы вспоминаем начало истории — изгнание первых людей — Адама и Евы — из рая на землю, потерявшую первоначальную благодать.

«Осмелюсь предположить, что Прощеное воскресение — это некий малый образ Страшного суда для христиан, которые в этот день каются и получат не осуждение, а прощение», ― поясняет священник.

Масленицу можно отмечать по-светски, а можно по-церковному. И поэтому то, как каждый ее отметит, зависит только от него.

Доктор богословия иеромонах Иоанн (Курмояров) констатирует: остается только сожалеть о том, что некоторые люди, считающие себя православными христианами, превращают это время в разгулье, что никоим образом не присуще верующим. Кто-то из них объедается, кто-то упивается, а кто-то и участвует в сжигании чучела. Все это ранит сердце христианина и наводит на грустные размышления по поводу благочестия нашего народа.

Вряд ли кто-нибудь из священноначалия будет запрещать христианам в это время есть блины и веселиться. Но чего точно не нужно делать, так это грешить — объедаться, упиваться и участвовать в языческих действах. Да и участие в других масленичных забавах не стоит наполнять языческим смыслом. Лучше, считает иеромонах Иоанн, поблагодарить Бога за то, что мы живем мирно, что сыты и одеты, за то, что можем радоваться жизни, не забывая о том, что впереди Великий пост и Пасха Христова.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector