2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научить ребенка говорить р

Как научить ребенка говорить «р». Автоматизация звука

Согласно речевым нормативам, к шести годам словарный запас дошкольника должен насчитывать более 2000 слов. Ребенок должен использовать в речи простые и сложные предложения, пользоваться всеми тремя временами, уметь пересказывать, правильно произносить почти все звуки — исключение составляет только звук «р». Как научить ребенка его выговаривать? Можно ли это сделать самостоятельно или нужна помощь логопеда?

Звук «р» самый сложный, и дети его осваивают в последнюю очередь. Корень языка и уздечка должны быть достаточно сильными, чтобы «удержать» звук, а кончику языка надо уметь расслабляться, чтобы на сильном выдохе происходила вибрация. Звук «р» длительный — язык должен уметь не просто подниматься в правильное положение, но и удерживаться в этом положении какое-то время. К тому же звук «р» требует очень мощного речевого выдоха.

К шести годам артикуляционный аппарат ребенка должен полностью готовым к произнесению звука «р». Однако есть несколько причин, которые могут помешать ребенку самостоятельно справиться с произнесением самого трудного звука.

Сенситивные периоды в развитии речи

Родителям важно знать гиперсенситивные («чувствительные») периоды в развитии речи ребенка, в которые нужно быть максимально внимательными и избегать вредоносных воздействий, ведь они могут нарушить нормальный процесс развития речи:

    1-1,5 года – период накопления слов. Нужно активно общаться с ребенком, но избегать «речевого потока», использовать простые слова и фразы.

2,5-3,5 года – овладение развернутой фразовой речью. Речь уже является средством интеллектуального и речевого развития. Взрослые должны разговаривать с ребенком полноценными, но простыми предложениями.

5-6 лет – формирование связной речи. Общаться с ребенком нужно часто и разнообразно, используя все возможные варианты построения предложений.

С ребенком нужно очень много говорить. Распространенная ошибка многих родителей – считать, что на стадии лепета малыш не понимает взрослого, и с ним общаться бесполезно. Они считают, что звуки маловразумительные, и ничего они не значат. Но, если они появились в доме, это означает готовность младенца общаться. В дальнейшем именно эти непонятные звуки превратятся в слова. Важно создать хорошие условия для ребенка, чтобы это произошло быстрее.

Младенец учится разговаривать у мамы

Важно помнить! Задаваться вопросом, как научить малыша говорить, нужно уже с самых первых дней его жизни. Известный доктор Комаровский говорит, что общаться с малышом нужно уже на четвертом месяце беременности.

Если малыш гулит, нужно хоть что-то отвечать ему. То же касается и лепетных слов. Необходимо всячески поощрять попытки малыша что-то сказать. Помочь в развитии навыков может общение с крохой на его языке. Со временем его звуки будут все более длинными.

В этом возрасте кроху больше интересуют интонация, звучание слов, ритмика и артикуляция.

Сам лепет появляется не сразу. Сначала у ребенка случайно получается сказать какой-то слог. Потом он это делает целенаправленно, появляются цепочки одинаковых слогов «ма-ма-ма». Нужно всячески поощрять кроху к этим действиям. Затем появляются лепетные слова «мама», «баба» и другие. Сначала малыш не вкладывает в них никакого значения, но потом начинает связывать их с конкретным человеком.

Иногда родители, желая понять, как научить ребенка говорить, используют кучу методик, создают идеальную обучающую среду, но не делают главного. Они не общаются с чадом эмоционально. Это приводит к тому, что не развивается чувственная сфера, вырастают роботы, имеющие низкий эмоциональный интеллект. Поэтому, сосредотачиваясь на словах, не стоит забывать о том, что отличает нас от бездушных машин. Причем эмоциональная сфера проявляется гораздо раньше первых лепетных слов.

Довольный младенец научился разговаривать

Как учить ребенка разговаривать элементарными фразами? Ответ здесь простой – нужно стараться самим говорить простыми предложениями. Развитие речи – процесс естественный, главное – стимулировать его и не мешать.

Папа разговаривает с младенцем

Можно не давать младенцу сразу игрушку, если он протягивает к ней руку, а дождаться, пока он скажет слово «дай» (при условии, что он его сам знает). Когда кроха выучит другие слова, нужно побуждать его к вербальному общению.

Читать еще:  Тайны «Долины Безголовых

Говорить простыми предложениями ребенок будет года в полтора. Если попытки научить ребенка оказываются безуспешными, это еще не повод беспокоиться.

«Мама» или «папа»?

Около 60% деток начинают говорить со слова «дай». Мамам тоже часто везёт. Услышать заветное «мама» можно уже к 7 месяцам. Осознанно малыш позовет того, кто больше всего с ним возится, лишь после года, а то и полутора лет.

Что же делать мужчинам, которые, добывая деньги для семьи, не могут столько времени проводить с малышом? Как сделать, чтобы ребенок сказал «папа»? Поможет мама! Играя с крошкой в прятки или «ку-ку», произносите: «Где папа?». Глава семьи вернулся с работы – акцентируем внимание карапуза: «Кто пришел? Папа!». Разглядываем фотографии и говорим: «Где папа? Вот папа!».

Самим же папам нужно постараться как можно чаще уделять внимание крохе. И маму немного освободите, и любовь ребенка завоюете!

Также рекомендуем прочитать:

Комментарии (8)

Полезная статья, но до 3х лет попасть к описаным выше специалистам невозможно, разве у ребёнка серьёзнейшие отклонения и по части неврологии и по психологии (но даже с истериками, ночными страхами и недержанием мочи к психологу и неврологу не направят).
В Германии нормы развития ребёнка другие.

Некоторые немцы только перед самой школой узнают, что у ребёнка речевые проблемы (на медобследовании перед школой).

Очень мало специалистов обученых работать с билингвальными детьми и семьями.

Убеждаюсь, что многое зависит именно от мамы в любой стране мира!
Сесть в 12мес, пойти до 18-20месяцев. Первые фразы из двух слов к двум годам.
Моего ребёнка направили к логопеду в 3,5 года, предварительно проверив зрение и слух. К неврологу под вопросом , дрктор не видит необходимости, ведь видимых проблем нет.
К психологу только в экстренном случае, при серьёзных семейных обстоятельствах либо психологической травме (насилие, авария. ).
Не лелеют деток в Германии.
Конечно же есть нормальные родители и детки здоровенькие, но в целом каждый себе предоставлен (дети себе, родители себе).

Хочу поделиться своими мыслями о игрушках и телевидении.
Столкнулась с повышенной агресивностью деток в детском саду. Насмотрятся мультиков и потом творят невообразимые вещи. Если в нашей семье не принято смотреть телевизор (а только двд с отобранными воспитывающими, обучающими и культурными мультфильмами и фильмами), то дети которые посли сада еще по три и более часа смотрят тв отличаются от моих детей разительно.
А недавно дочь пошла в подготовительный класс и приходит с накрашенными ногтями (я пояснила, что это вредно и неприлично для маленькой девочки), но куда ж родители смотрят? А учить тоже нормально воспринимает, что дети на переменке ногти красят.
Начали сейчас монстров носить в школу и в сад (так как их в подарок при покупке в сети продуктовых магазинов дают).
Одна мама говорит: да не очень то они и страшные. А учитель в школе: так это ж для детей, значит можно, пусть играют.
Игрушки, мультфильмы, музыка, кино. манеры поведения и культура общения отражают культуру и ценности народа.
В современной Германии я вижу деградацию культуры.

Отвлеклась от темы речи, но ведь речь так или иначе связана с народной культурой.

Про нормы развития ребенка в Германии
Сесть до 12 мес, пойти до 18-20 мес, фразы из двух слов к 20мес. Это наш педиатр сказал, что ориентируются на эти нормы.
(Хотя моя дочь в 10 мес первые фразы начала говорить и ходить).
(Сын сел в 8мес, а пошел в 13мес, слова и фразы к 20мес). Исходя из этого немецкий доктор решил, что все хорошо.

А сколько детей я видела на игровых площадках, которым уже 1, 5 года и более, а они не ходят. Меня это шокировало и даже пугало, но их то родители спокойны, все в рамках нормы считается.
А однажды в группе у моей знакомой тагес муттер я увидела мальчика 22 мес (1год10мес) он только начал ходить, стоял у опоры и передвигался держась за что то, говорил фразы. Родители работают, а ребенок под присмотром дневной мамы в минигруппе из 5ти детей от года до трёх. И такие поздние дети встречаются часто-часто.
Играющих мам почти не встречала, только соотечественниц на промторах Галки Игралки. Немецкие мамы предпочитают личную жизнь. (А потом, наверное, старость в доме престарелых, коих тут не счесть ;)))))))

Читать еще:  Древнеримская философия. Философы древнего рима и их роль в истории мировой культуры Особенности и основные направления философии древнего рима

Общие советы и рекомендации

Главный принцип в процессе обучения — не навредить. Ни в коем случае нельзя стыдить малыша, ругать. Так можно вселить в него неуверенность в собственных силах и страх совершить ошибку. Это негативно скажется на его поведении во взрослой жизни. Нервная система у всех разная, и для некоторых детишек недовольство родителей может послужить причиной полного отказа от разговора на длительное время.

  1. Не отрицайте проблемы. Если трехлетний ребенок говорит мало, невнятно или вовсе молчит, предпочитая язык жестов — ему надо помочь. Это можно делать в домашних условиях или обратиться к специалистам, которые дадут профессиональные рекомендации и ответят на вопрос как научить ребенка говорить в 3 года.
  2. Не сравнивайте с другими детьми. Каждый развивается по индивидуальному расписанию. Имейте терпение, выдержку, будьте внимательны к успехам вашего малыша. Хвалите за достижения, определяйте новые цели. Не надо ставить в пример соседского мальчика Степу, который в два года говорит должным образом и знает все буквы алфавита.
  3. Не жалейте времени на разговоры с ребенком. Они позволяют накапливать детям достаточный объем пассивного словарного запаса, нужный для старта речи.
  4. Все занятия проводите исключительно в игровой форме, с согласия малыша. Используйте развивающие игрушки. Они способны увлечь любого «молчуна» и принести неоценимую пользу. Помните, что принуждение — плохой мотиватор.

Вопрос «как научить ребенка говорить» решить не сложно. Если любить малыша, уделять ему достаточно внимания, больше общаться, можно преодолеть любые трудности. Запаситесь терпением и уверенностью, что все получится. Ведь правильное и своевременное развитие речевого аппарата ребенка зависит только от вас. Больше информации о развитиии ребенка можно узанть в нашем блоге .

Как научить ребенка говорить? Советы родителям

1. Разговаривайте с ребенком как можно чаще с самого рождения. Просто рассказывайте все, что вы делаете, называйте все, что вы видите, спрашивайте что-либо и сами отвечайте. Всегда слушайте то, что говорит вам малыш, не отмахивайтесь от него, пытайтесь понять.

2. Не сюсюкайте с ребенком, не заменяйте нормальный язык детским и псевдодетским лепетом. Лучше употребляйте мягкие уменьшительно-ласкательные слова. Но самое главное – это нежный голос и любовь, и тогда уж точно не будет нужно никакого сюсюканья.

« Девушка с характером, Stissy: Но ведь тут не только «ласковое» название, но и указание на размер прямо в слове. Можно уже дифференцировать предметы по размеру, например: «Посмотри — это большая СОБАКА, а это маленькая СОБАЧКА». Так ребенок узнает, что один предмет можно назвать по-разному, и что одинаковые предметы, отличаясь по размеру, и называться будут по-другому.

3. Разговаривайте с ребенком и на серьезные темы, объясняйте ему все, но при этом не рассчитывайте на то, что кроха вас поймет. Просто малышу важно слышать различные слова, интонации.

4. Почаще носите малыша с собой: по квартире, на улице, в гости и т. д. Пусть ребенок общается не только с родителями и близкими родственниками, а с большим количеством людей.

« marichkapautova: я учу разговаривать сына в процессе игры, он показывает пальцем — я называю, затем наоборот. Правда, с его стороны только пока слоги (один или два) с каждого слова.

5. Если есть возможность, то пусть малыш «общается» с детьми с самого рождения. Особенно важным это становиться в период становления речи. Пусть друзья будут немного старше вашего крохи – детский пример самый действенный.

6. Как можно раньше приучайте ребенка жевать пищу. Пусть сначала это будут небольшие кусочки, но все же. И не надо ждать первого зуба! Он все равно никак не повлияет на развитие жевательных навыков, ведь резцами не жуют.

7. Пойте ребенку песни, не только колыбельные, чтобы заснул, но и просто когда находитесь рядом, переодеваете, купаете, убираетесь и готовите обед. Пусть это будут и детские песенки, и русские народные песни, и бардовские, и просто ваши любимые.

Читать еще:  Алексей Баталов был аристократом и понятным каждому парнем

8. Читайте малышу книги. С рождения! Самое интересное, что даже младенцы перестают плакать, когда им читают. Ребенку после полугода приобретите личные книжки, читайте их ему и все показывайте на картинках.

9. В год малыш уже может обзавестись первой энциклопедией, в которой будут большие картинки, а сама книга будет раскрывать основные понятия и группы предметов (семья, мебель, транспорт, овощи, фрукты, игрушки и. т. д.). Хорошо, если в ней будет много стихов.

« Vesnusha: Я вчера дочку водила к логопеду, она нам эти же вещи и рекомендовала Т.е. не «учить говорить», а именно понимать речь, узнавать названия предметов. Показывать ей элементы одежды (пуговицы, воротник, рукава), овощи-фрукты, зверей и т.д. Плюс учить ребенка в игре выполнять различные действия. От элементарных – показывать, как летит птичка, умывается котик – до более сложных: мама читает стишок («мишка косолапый по лесу идет. »), а ребенок по ходу изображает.

10. Развивайте мелкую моторику: играйте с ребенком в пальчиковые игры («Сорока-белобока» и др.), ближе к году начинайте заниматься рисованием, давайте малышу играть с мелкими предметами и конструктором (конечно, строго под вашим присмотром), как можно раньше начинайте учить ребенка есть самостоятельно. Если ребенок уже неплохо ходит, можно научить его копать песок (снег) лопаткой, чуть позже – лепить куличики.

11. Играйте в игры с карточками, на которых написаны буквы, понятия и наклеены картинки – после года.

12. Периодически повторяйте слова, как бы проигрывая их перед ребенком, побуждайте его повторять, но не требуйте постоянно: «Скажи, ну, скажи!»

Речевое развитие детей от года до трёх лет

После года начинается лавинообразный рост словарного запаса. В 1,5 года в норме появляются предложения из двух слов («Мама, дай»), а в 2 происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори: двухлетка говорит много, обозначая и то, что происходит вокруг, и то, что думает, чувствует и делает сам.

Около трёх лет происходит важное событие — в речи и сознании маленького человека появляются слова «я», «моё» и «я сам». Родители должны удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха.

Конечно, на то, в каком возрасте ребёнок начинает говорить предложениями, влияет множество факторов, и возрастные границы довольно условны. И всё-таки задача родителей — создавать условия, о которых мы писали выше, и устранять препятствия, к которым можно отнести:

  • Сюсюканье (оно не даёт детям правильный образец ни со звуковой, ни с просодической, ни с лексической сторон языка).
  • Отсутствие речи, направленной на малыша.
  • Отсутствие движения (для развития зон мозга, отвечающих за развитие речи, детям необходима свобода движения, которая исключает ходунки, манежи и прочие приспособления и предполагает ползанье, лазанье, качание).
  • Постоянное присутствие соски во рту.
  • Отсутствие твёрдой пищи.
  • Эмоциональные, интеллектуальные перегрузки.
  • Шум (тяжёлая музыка и т. п.).
  • Телевизор, планшеты (важно помнить, что только человеческая речь и коммуникация являются для детей условием формирования и развития языка).
  • Излишняя предупредительность взрослых и, как результат, отсутствие усилий маленького человека.

Когда начинать учить ребенка разговаривать (Возраст)

Родителям важно помнить, что силой ничего не добиться, если ваш кроха не хочет что-то выговаривать, заставлять не надо. Всему свое время, но присматривать все же лишним не будет.

Процесс развития речи можно разбить на 4 этапа:

  1. От рождения до 6 месяцев (важно говорить с малышом, который лепечет в ответ).
  2. От полугода до 1 года (воспроизведение малышом коротких сказок).
  3. От 1 года до 1,5 года (называть все окружающие предметы).
  4. От 1,5 года до 3 лет (постановка правильного произношения).

Наибольшее внимание следует уделить на последнем этапе. Если пустить развитие на самотек, проблем с речью в будущем не избежать. Необходимо следовать всем вышеуказанным методикам, и вашему чаду будет проще освоить и развить свой речевой аппарат и способность им управлять.

Маленькие дети не всегда понимают, что от них хотят родители, и иногда следует подождать, пока он сам созреет и заговорит легко и без запинки. Поверьте, такой день настанет, и тогда вы будете убегать от надоедливых вопросов и рассказов.

И еще — не будь жадиной и поделись в социальных сетях!
Это лучшая благодарность для нас…

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector