0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Левиафан. Как рождается чудовище власти

Содержание

Левиафан . или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского

Государство как гигантская человеко­подобная машина

Несмотря на то что Томас Гоббс написал свой объемный труд в XVII веке, он до сих пор привлекает к себе внимание: по мотивам «Левиафана» пишут книги и снимают фильмы наши современники. Философ посвятил его другу — поэту Сиднею Годольфину, убитому в 1643 году во время гражданской войны. В трактате, поводом к написанию которого послужили беспорядки в Англии — сопровож­давшаяся религиозными распрями гражданская война, казнь короля Карла I и установление диктатуры Кромвеля, — мыслитель сформулировал ответ на главный вопрос: «Как жить в мире»? А заодно напомнил читателям о предназначении государства (неудивительно, что мы забыли или не знаем о нем, ведь первое государство возникло еще в IV веке до нашей эры).

Забегая вперед, поясним, что философ уподобил государство человеческому организму: голова — монарх, тело — народ. Государство в целом — искусственно созданный человек-механизм огромных масштабов. Природу этого искусственного человека Гоббс описал в 47 главах (не считая Посвящения, Введения и Заключения), разделенных на четыре части: «О человеке», «О государстве», «О христианском государстве» и «О царстве тьмы». Мы постарались кратко изложить их в саммари.

О человеке

О войне всех против всех

Несмотря на физические и умственные отличия, люди равны, считает Гоббс. Например, более слабый может путем тайных махинаций или союза с другими убить более сильного. Из равенства вытекает взаимное недоверие (человек, владея чем-либо, может ожидать, что другие люди совместными силами отнимут плоды его труда, жизнь или свободу), а из последнего — война. Всего мыслитель выделяет три причины войны: соперничество, недоверие и жажду славы. Первая заставляет людей нападать друг на друга в целях наживы (чтобы стать хозяевами других людей, их жен, детей, имущества), вторая — в целях самозащиты, а третья — из соображений чести (в ответ на проявление неуважения к человеку или его родне, друзьям, народу, сословию или имени).

Пока люди живут без общей власти, держащей всех в страхе, они находятся в состоянии войны всех против всех (под войной Гоббс подразумевает не только сражение или военное действие, но и устремленность к борьбе или боям). В этом состоянии каждый человек имеет право на все, даже на жизнь другого человека.

«В таком состоянии нет места для трудолюбия, так как никому не гарантированы плоды его труда, и потому нет земледелия, судоходства, морской торговли, удобных зданий, нет средств движения и передвижения вещей, требующих большой силы, нет знания земной поверхности, исчисления времени, ремесла, литературы, нет общества, а, что хуже всего, есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна».

Пока сохраняется такое право, никто не может быть уверен, что проживет отведенное природой время. Где нет общей власти, нет закона и справед­ливости, а жизнь людей похожа на гражданскую войну. В доказательство философ приводит аргумент: отправляясь в путь, мы вооружаемся и стараемся идти в большой компании, отправляясь спать — запираем двери и даже при наличии законов и вооруженных предста­вителей власти запираем ящики в собственном доме.

О естественных законах

Людей склоняют к миру страх смерти, желание вещей для хорошей жизни и надежда приобрести их своим трудолюбием. Поэтому они могут прийти к соглашению благодаря естественным законам. По словам Гоббса, естественные законы согласуются с разумом всех людей, существовали извечно и являются божественными.

Естественный закон — это предписание или общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или лишает средств к ее сохранению.

Гоббс выделяет 20 естественных законов, каждый из которых вытекает из предыдущих:

  1. Всякий человек должен искать мира. Если он не может его достигнуть, то может использовать все возможные средства для самозащиты.
  2. В случае согласия других человек в интересах мира и самозащиты должен отказаться от права на все вещи и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим, которую допустил бы по отношению к себе. По аналогии с законом Евангелия: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.
  3. Люди должны выполнять заключенные ими соглашения (договоры о взаимных обязательствах). Для этого необходима принуди­тельная власть, угрожающая большим наказанием за нарушения, чем благо от их свершения. Это возможно с основанием государства, благодаря которому появляется собственность.
  4. Человек, получивший от другого дар, должен стремиться, чтобы даритель не раскаялся в своей доброте. Нарушение этого закона называется неблаго­дарностью.
  5. Каждый должен принорав­ливаться к остальным. Человек, стремящийся удержать то, что для него является излишним, а для других — предметом первой необходимости, виновник последующей за этим войны. Противники этого закона называются упрямыми, необходи­тельными, своенравными или несговорчивыми.
  6. Человек должен прощать прошлые обиды тем, кто желает этого и раскаивается.
  7. При отмщении люди должны исходить из размеров блага, а не зла, которое должно за ним последовать. Запрещается наказывать с иной целью, нежели исправление преступника или предосте­режение других, иначе это уже жестокость.
  8. Человек не должен выказывать ненависть или презрение другому (делом, словом, выражением лица или жестом). Нарушение этого закона именуется оскорблением.
  9. Каждый человек должен признать других равными себе. Нарушение этого правила есть гордость. Даже если природа сделала людей неравными, люди вступят в мирный договор не иначе как на равных условиях.
  10. При вступлении в мирный договор никто не должен требовать для себя права, которое не согласился бы предоставить любому другому человеку. Греки называли нарушение этого закона желанием получить больше, чем причитается.
  11. Если человек уполномочен быть судьей в споре между людьми, то он должен беспристрастно их рассудить. В противном случае споры могут разрешиться войной. Нарушение этого закона называется лицеприятием.
  12. Неделимые вещи должны быть, если возможно, использованы сообща. Если количество вещей позволяет — без ограничения, если нет — пропорционально числу имеющих право. Иначе распределение неравномерно и небеспри­страстно.
  13. Право владения в целом или право первого использования вещей, которые невозможно разделить и использовать сообща, должно предоставляться по жребию. Другого способа равномерного распределения нет.
  14. Вещи, которые не могут быть ни делимы, ни использованы сообща, должны быть присуждены первому владельцу или перворож­денному. Жребий бывает по соглашению сторон и по старшинству.
  15. Людям, которые являются посредниками мира, должна гаранти­роваться неприкос­но­венность.
  16. В случае спора заинтере­сованные стороны должны подчиниться решению арбитра — третьего лица. Если стороны не соглашаются с арбитром, они далеки от мира, как никогда.
  17. Никто не может быть судьей самого себя. Так как всякий человек делает все для своей выгоды, никто не может быть справедливым арбитром в собственном деле.
  18. Не следует ставить арбитром того, кому выгодна победа одной из сторон: это означало бы, что судья получил взятку, и никто не обязан доверять ему.
  19. Так как в спорах судья не должен доверять одной стороне больше, чем другой (если нет других аргументов), то он должен доверять третьему лицу, четвертому или большему числу лиц. Иначе вопрос останется нерешенным.
  20. Всякий человек обязан защищать на войне ту власть, от которой получает защиту в мирное время. Было бы противоречием думать, что тот, кто претендует на самосохранение, может погубить того, чьей силой он сохраняется.
Читать еще:  Льготы на «коммуналку» для инвалидов: что происходит?

Естественные законы неизменны и вечны, и их легко соблюдать. Наука об этих законах является моральной философией, объясняющей, что такое добро и зло.

О государстве

О возникновении государства

Цель государства — обеспечение безопасности. Но она не гарантируется ни естественным законом, ни объединением людей или семейств, ни множеством людей с собственными суждениями. Естественные законы без страха перед заставляющей их соблюдать силой противоречат страстям, влекущим нас к гордости, мести Несогласные во мнениях относительно лучшего применения сил легко покоряются сплоченному врагу, а при его отсутствии воюют за свои интересы. Если каждый будет руковод­ствоваться частными суждениями и стремлениями, то не сможет защититься от общего врага и несправед­ливостей.

Некоторые существа (например, пчелы и муравьи, которых Аристотель причислил к общественным созданиям) живут без принуди­тельной власти. Люди так не могут по следующим причинам:

  1. Люди соперничают меж собой, добиваясь почета и чинов, завидуют и ненавидят — и в итоге воюют. Указанные же существа этого не делают.
  2. Общее благо пчел и муравьев совпадает с благом каждого, и, преследуя свою выгоду, они приносят общую пользу. Человеку же, который сравнивает себя с другими, по вкусу лишь то, что возвышает его над остальными.
  3. Указанные создания, не обладая разумом, не видят ошибки в управлении их общими делами. Многие же люди считают себя более мудрыми и способными управлять государ­ственными делами, чем другие, поэтому стремятся реформировать строй и этим вносят хаос.
  4. Муравьи и пчелы сообщают друг другу о своих желаниях и страстях, но лишены речи, при помощи которой некоторые люди представляют добро злом, а зло — добром и преувеличивают или пре­уменьшают размеры добра и зла, внося беспокойство в души других людей и смущая их мир.
  5. Неразумные существа, пока им хорошо, живут в мире с сотоварищами, человек же любит контролировать действия управляющих государством.
  6. Согласие существ обусловлено природой, людей — искусственным соглашением.

Чтобы сделать согласие постоянным и длительным, кроме общественного договора требуется общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их к общему благу. Она может быть воздвигнута только путем сосредо­точения всей власти в одном человеке или собрании людей (предста­вителей), которое могло бы свести всю волю граждан (доверителей) в единую большинством голосов.

При объединении множества людей в одном лице, как если бы каждый человек сказал другому: «Я передаю этому человеку или собранию лиц право управлять собой при условии, что ты передаешь ему свое право и санкцио­нируешь все его действия», — возникает государство. Так рождается Левиафан — искусственно созданный человек или смертный земной Бог, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны миром и защитой.

Носитель единого лица, обладающий верховной властью, называется сувереном, всякий другой — подданным.

О последствиях установления государства

Для достижения верховной власти есть два пути:

  1. Физическая сила. Например, когда кто-нибудь путем войны подчиняет врагов, даруя им жизнь. Такое государство основано на приобретении.
  2. Добровольное соглашение людей подчиниться человеку или собранию людей. Это государство основано на установлении (политическое).

Государство, основанное на приобретении, отличается от политического тем, что люди облекают верховной властью суверена из страха перед ним, а не перед друг другом. Права и последствия в обоих случаях одинаковы: если суверен двух территорий, одна из которых подчинена ему добровольно, другая — насильственно, станет требовать от покоренного народа больше, чем от другого, это вернет состояние войны.

Последствия установления государства:

  1. Подданные не могут изменять форму правления (к примеру, монархию на демократию).
  2. Верховная власть не может быть потеряна (никто не может быть освобожден от подданства под предлогом, что суверен нарушил обязательства).
  3. Никто не может протестовать против суверена, провозгла­шенного большинством.
  4. Подданные не могут осуждать действия суверена.
  5. Суверен ненаказуем подданными.
  6. Суверен — судья в отношении того, что необходимо для мира и защиты подданных и каким доктринам следует их учить.
  7. Суверен предписывает правила, с помощью которых подданные знают, что является их собственностью и что другие не могут отнять.
  8. Суверену принадлежат судебная власть и право решать споры (составная часть верховной власти — право юрисдикции).
  9. Суверен вправе объявить войну и заключить мир в зависимости от того, что посчитает более полезным.
  10. Суверен волен выбирать советников и министров (гражданских и военных).
  11. Суверен может награждать и наказывать подданных мерой, которую сочтет разумной (если более ранний закон ее не определил).
  12. Суверен вправе устанавливать почетные титулы и табели о рангах.

Эти права непередаваемы и неделимы. При отпадении одного права удержание остальных неэффективно в сохранении мира и справед­ливости. Так, по мнению Гоббса, если бы часть населения Англии не решила разделить власть между королем, лордами и палатой общин, то не дошло бы до гражданской войны по политическим и религиозным разногласиям.

Томас Гоббс. «Левиафан». Что это за чудище и с чем его едят? Давайте разбираться

Многие из вас знакомы с фильмом Андрея Звягинцева «Левиафан», в котором он отождествляет мифического Левиафана, забирающего у людей свободу, с государственной машиной. Гоббс в своем одноименном трактате пишет о том же самом, только смотрит он на это под совсем другим углом.

Итак, изначально люди находятся в «естественном состоянии». Это состояние полной свободы действий. Однако эта свобода похожа скорее на анархию в плохом смысле этого слова. Не имея никаких ограничений, люди также не имеют нравственных ориентиров поведения в обществе. Никто им не показал как себя вести и, поэтому, в игру вступают природные качества человека. Гоббс иллюзий не питает и открыто говорит, что человек по своей природе тщеславен, недоверчив и ОЧЕНЬ боится смерти. В совокупности эти три черты заставляют людей, в условиях естественного состояния, вести перманентную войну против всех, потому что правила одни для всех. Если не ты, то тебя. Отсюда мы получаем, что нерегулируемая свобода стала источником нескончаемого насилия, борьбы людей друг с другом за выживание. Гоббс называет это войной всех против всех. В ней нет победителей зато полно проигравших. Это очень опасное состояние, при котором общество живет по принципу «пусть победит сильнейший«.

Но не все так плохо. Постоянная борьба за выживание изрядно выматывает, поэтому люди решают что-то поменять. Они собираются вместе и заключают договор. Согласно ему, каждый человек добровольно ограничивает свою естественную свободу. Ту часть, которой люди себя лишили, они передают одному единственному человеку (или группе лиц) в обмен на счастье, спокойствие и благополучие. Что это значит? Да то, что теперь общество не живет в постоянном страхе. Актор, которому все добровольно передали часть своей свободы, теперь наделен неограниченной властью. В прямом смысле властью от народа. С помощью нее он прекращает вечное насилие и устанавливает порядок, вслед за которым приходит и спокойствие. Так люди добровольно создают того самого Левиафана, вездесущего и могущественного монстра, который на самом деле является государством. Забрав часть свободы, он принес людям порядок и стабильность.

Левиафан не отрицательный герой. Концентрируя в себе поистине огромную власть, это самое чудище (или же государство) способно прекратить вечное и бессмысленное насилие. Оно создаёт законы, приказывает и наказывает, но делает это во благо тех людей, которые отдали ему свою свободу.

До договора люди были равны, но бесконтрольны. После подписания они тоже равны, но равны перед Левиафаном также, как и любой человек равен перед законом.

Очевидно, что Гоббс считал монархию лучшей формой правления. Только монарх сможет распорядиться полученной властью в интересах людей.

Читать еще:  Обозначение небесных тел в астрологии. Что значат планеты в астрологии

На иллюстрациях Левиафан изображён как огромный человек, тело которого состоит из людей. Это символизирует единство государства и народа, из которого оно состоит. И это важный момент, ибо Гоббс не отделяет гражданское общество от государства. Государство и есть продукт деятельности общества. Своего рода искусственно созданный продукт, Франкенштейн, если посмотреть на иллюстрацию ниже.

Благодаря «Левиафану», Томаса Гоббса считают основателем теории «Общественного договора», которая в дальнейшем развилась в отдельное течение, к которому себя относят такие великие мыслители как Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо, Б. Спиноза и другие.
______________________________________________________________________________________________________

Понравился пост? В нашем телеграм-канале можно найти больше подобной информации, посвященной политологии и политике в целом. Подписывайтесь!

Элиас Канетти: Левиафан. Как рождается чудовище власти

Здесь есть возможность читать онлайн «Элиас Канетти: Левиафан. Как рождается чудовище власти» — ознакомительный отрывок электронной книги, а после прочтения отрывка купить полную версию. В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 2016, ISBN: 978-5-906842-75-6, издательство: Литагент Алгоритм, категория: Философия / Философия / foreign_edu / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Левиафан. Как рождается чудовище власти: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Левиафан. Как рождается чудовище власти»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Элиас Канетти: другие книги автора

Кто написал Левиафан. Как рождается чудовище власти? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

Левиафан. Как рождается чудовище власти — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Левиафан. Как рождается чудовище власти», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

• в-пятых, неразумные существа не умеют делать различие между неправомерностью и материальным ущербом, и поэтому, до тех пор пока им хорошо живется, они живут в мире со своими сотоварищами, между тем как человек становится наиболее беспокойным именно тогда, когда ему лучше всего живется, так как тогда он любит показывать свою мудрость и контролировать действия тех, которые управляют государством.

Наконец, согласие указанных существ обусловлено природой, согласие же людей – соглашением, являющимся чем-то искусственным. Вот почему нет ничего удивительного в том, что для того чтобы сделать это согласие постоянным и длительным, требуется еще кое-что (кроме соглашения), а именно общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу.

Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица.

Это больше чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни – civitas.

Таково рождение того великого Левиафана или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного Бога, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой. Ибо благодаря полномочиям, отданным ему каждым отдельным человеком в государстве, указанный человек или собрание лиц пользуется такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью, что внушаемый этой силой и властью страх делает этого человека или это собрание лиц способным направлять волю всех людей к внутреннему миру и к взаимной помощи против внешних врагов. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты.

Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является подданным. Для достижения верховной власти имеются два пути. Один – это физическая сила, например, когда кто-нибудь заставляет своих детей подчиниться своей власти под угрозой погубить их в случае отказа или когда путем войны подчиняют своей воле врагов, даруя им на этом условии жизнь. Второй – это добровольное соглашение людей подчиниться человеку или собранию людей в надежде, что этот человек или это собрание сумеет защитить их против всех других. Такое государство может быть названо политическим государством, или государством, основанным на установлении, а государство, основанное первым путем, – государством, основанным на приобретении.

Мы говорим, что государство установлено, когда множество людей договаривается и заключает соглашение каждый с каждым о том, что в целях водворения мира среди них и защиты от других каждый из них будет признавать как свои собственные все действия и суждения того человека или собрания людей, которому большинство дает право представлять лицо всех (т. е. быть их представителем) независимо от того, голосовал ли он за или против них.

Левиафан (Гоббс)


Титульный лист 1651 г.

«Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» — название сочинения английского философа Т. Гоббса, посвящённого проблемам государства.

Левиафан — библейское чудовище, изображённое как сила природы, принижающая человека. Гоббс использует этот образ для описания могущественного государства («смертного Бога»).

При создании теории возникновения государства Гоббс отталкивается от постулата о естественном состоянии людей «Война всех против всех» (лат. Bellum omnium contra omnes ) и развивает идею «Человек человеку — волк» (Homos homini lupus est).

Люди, в связи с неминуемым истреблением при нахождении в таком состоянии продолжительное время, для сохранения своих жизней и общего мира отказываются от части своих «естественных прав» и по негласно заключаемому общественному договору наделяют ими того, кто обязуется сохранить свободное использование оставшимися правами — государство.

Читать еще:  Надо ли поститься, если пост не в радость?

Государству, союзу людей, в котором воля одного (государства) является обязательной для всех, передаётся задача регулирования отношений между всеми людьми.

«Левиафан» в своё время был запрещён в Англии; перевод «Левиафана» на русский язык был сожжён.

В 1868 году на русский язык был переведён Автократовым С. П.

Реминесценции

  • В романе Дэна Симмонса«Террор» (2007) Крозье на проповедях иногда читал на память главы из «Левиафана», называя его «Книгой Левиафана».

Литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Земанова, Вероника
  • Канавинский район

Полезное

Смотреть что такое «Левиафан (Гоббс)» в других словарях:

Левиафан — Убийство Левиафана. Гравюра. Гюстава Доре, 18 … Википедия

ГОББС — (Hobbes) Томас (1588 1679) английский государственный деятель и философ. Окончил Оксфордский университет (1608). В 17 лет, получив звание бакалавра, начал чтение лекций по логике. С 1613 секретарь у Ф. Бэкона. Основные сочинения: ‘Элементы… … История Философии: Энциклопедия

Левиафан (Final Fantasy) — Убийство Левиафана. Гравюра Гюстава Доре, 1865 г. Левиафан (ивр. לִוְיָתָן‎, «скрученный, свитый») чудовищный морской змей, упоминаемый в Ветхом Завете, иногда отождествляемый с сатаной в современном иврите кит. Содержание 1 В Библии … Википедия

ГОББС Томас (1588-1679) — английский государственный деятель и философ. Окончил Оксфордский университет (1608). В 17 лет, получив звание бакалавра, начал чтение лекций по логике. С 1613 секретарь у Ф. Бэкона. Основные сочинения: Элементы законов, естественных и… … История Философии: Энциклопедия

ГОББС — (Hobbes) Томас (1588 1679) англ. философ. Род. в семье сельского священника. После окончания Оксфорда отказался от ученой карьеры и предпочел стать воспитателем сына барона Кавендиша, с семьей которого он будет так или иначе связан всю жизнь. Это … Философская энциклопедия

Гоббс — Гоббс, Томас Томас Гоббс Thomas Hobbes Дата рождения: 5 апреля 1588(1588 04 05) … Википедия

ГОББС — (Hobbes) Томас (05.04.1588, Малмсбери 04.12.1679, Хардуик) англ. философ, представитель механистического материализма, продолжатель номиналистической традиции в философии. Взгляды Гоббса наиболее полно изложены в его философской трилогии Основы… … Энциклопедия социологии

ЛЕВИАФАН — ’ЛЕВИАФАН’ (чудовище из финикийской мифологии) сочинение Гоббса (первый вариант на английском языке, датируется 1651). На латынь книга была переведена в 1668. Книга достаточно объемная (более 700 страниц в полных версиях). Размышляя о власти,… … История Философии: Энциклопедия

ЛЕВИАФАН — или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского произведение Т. Гоббса, в котором его философия представлена в наиболее полном и развернутом виде. Книга увидела свет в 1651 в Лондоне, лат. пер. в 1668. В работе рассматриваются… … Философская энциклопедия

ГОББС ТОМАС — (Hobbes, Thomas) (1588–1679) Один из величайших политических философов мира и, конечно же, самый яркий и основательный из всех когда либо писавших на английском языке. Родился в Малмсбери, графство Уилтшир (он шутил, что родился близнецом Страха … Политология. Словарь.

Кто такой Левиафан?

Сергей Худиев о Библии, Гоббсе и Левиафане

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Судя по сообщениям в фейсбуке, великий и могучий русский язык обогатился новым ругательством — «левиафаны позорные», в смысле «алкоголики, позорящие нашу страну на весь мир». Связано это с новым фильмом режиссера Андрея Звягинцева под названием «Левиафан», живописующим ужасы российской глубинки. Фильма я не смотрел — сам режиссер настоятельно просил не смотреть пираток, а до кинотеатра я едва ли доберусь — поэтому не могу присоединиться ни к хору его ругателей, ни к противохору защитников, замечу только, что снимать фильмы про беспросветность жизни в французской/немецкой/голландской или еще какой-нибудь глубинке — обычное дело для европейских режиссеров.

Здесь мне хотелось бы немного рассмотреть сам образ Левиафана — потому что он довольно прочно присутствует в европейской культуре. Он появляется в священном Писании, в книге Иова, в образе могучего морского чудовища:

«Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? .. Круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» (Иов.40-41)

Левиафан — образ всесокрушающей мощи, в которой иногда в Писании появляется демонический оттенок; Левиафан — чудовище, которое будет сокрушено Богом: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» (Ис.27:1)

Однако большую известность Левиафан приобрел благодаря знаменитой книге английского мыслителя XVII века Томаса Гоббса, где это символ государства:

«В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа, должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти — искусственные суставы; награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнить свои обязанности) представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле; благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу, salus populi, безопасность народа,- его занятие; советники, внушающие ему все, что необходимо знать, представляют собой память; справедливость и законы суть искусственный разум (reason) и воля; гражданский мир — здоровье, смута — болезнь, и гражданская война — смерть»

Гоббс, бывший свидетелем английской гражданской войны, подчеркивал необходимость государства, без которого общество сваливается в состояние войны всех против всех:

Образ Левиафана у Гоббса несколько двойственный — это не самое приятное из животных, но его существование совершенно необходимо, иначе общество погружается в хаос. Н емецкий мыслитель и поэт Фридрих Ницше, не называя Левиафана по имени, явно обращается к взятому у Гоббса образу в своей поэме «Так говорил Заратустра»:

«Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжет оно; и эта ложь ползет из уст его: «Я, государство, есмь народ». Но государство лжет на всех языках о добре и зле: и что оно говорит, оно лжет—и что есть у него, оно украло. Все в нем поддельно: крадеными зубами кусает оно, зубастое. Поддельна даже утроба его»

Для Андрея Звягинцева, режиссера одноименного фильма, очевидно, важен этот образ — мощи, которой не может противостать отдельный человек. Отдельные люди могут составлять из себя как бы некое чудовище морское — и грех может принимать не только личный, но и коллективный характер.

Само имя Левиафана обращает к определенной традиции размышления об уделе человеческом, о личности и государстве, о личном и общественном грехе — и задает довольно высокую планку этих размышлений. Реагировать на эти размышления в стиле «враги хотят нас обидеть!», наверное, в любом случае не стоит.

О самой книге Иова и вопросах, которые он задавал Богу можно прочитать в статье Андрея Десницкого:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector