4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Без вины виноватаЯ

Без вины виноватаЯ

  • Что такое чувство вины;
  • Причины возникновения вины;
  • Как с этим работает психотерапия;
  • Способы самоисцеления.

Учёные из Принстонского университета, США, установили, что обострённое чувство вины, так называемый «груз совести» напрямую связан с лишним весом. Груз тяжёлых поступков заставляет почувствовать себя мысленно тяжелее. Что в итоге переносится на физическую форму непосредственно.

Пример связи чувства вины и физической формы не единственный из разработанных исследований. Однако самый наглядный. Если чувство вины настолько прямо, настолько показательно влияет на появление полноты, лишнего веса, увеличения чувства тяжести, неповоротливости, то что можно говорить о более тонких категориях? Таких как: самооценка, уверенность, чувство внутренней опоры, интуиция?

Теология и психотерапия: могут ли христиане страдать душевными болезнями?

«Если Бог хочет наказать — Он лишает разума». Это выражение известно всем. Но насколько оно справедливо? Душевные болезни — это «кара за грехи» или обычные человеческие недуги, от которых никто не застрахован? Достаточно ли исповедоваться, причащаться и общаться с духовником, чтобы сохранить свое психологическое здоровье, и наоборот — можно ли обрести внутреннее равновесие, отрицая Бога? Как соотносятся религия и психология?

Давайте обратимся к Виктору Франклу, ученому-психотерапевту с мировым именем, создателю логотерапии — метода экзистенциального психоанализа. Его размышления на эту и многие другие темы собраны в книге «Франкл и Бог. Откровения психотерапевта о религии и Боге».

Психотерапия и теология

Франклу выпала возможность следить за развитием психотерапии как самостоятельной научной дисциплины с момента ее зарождения. Он был хорошо знаком с первопроходцами — Зигмундом Фрейдом и Альфредом Адлером и в течение всего XX века подробно занимался новыми течениями, возникающими в аналитической терапии, — такими, как поведенческая психотерапия, гуманистическая психология, суггестивная терапия, разговорная психотерапия и другие. Поэтому так весомо его утверждение:

Ни один человек, если он честен и воспринимает психотерапию
всерьез, не может пройти мимо ее сопоставления с теологией.

Почему это так? Уже само понятие души (по-гречески psyche) является достаточным обоснованием — оно входит составной частью в слово «психотерапия». И в теологии центральную роль играет то же понятие души. Правда, психологи и теологи вкладывают в него разное содержание. Но в данном случае несовпадение определений и интерпретаций — лишь дополнительный повод к продолжению диалога. Обе стороны сходятся на том, что душа может страдать, ошибаться и сбиваться с дороги, что она нуждается в утешении и помощи. А поскольку утешение и помощь очень важны и для теологии, и для психотерапии, то самое разумное — несмотря на расхождение во взглядах и непохожие методы — сохранять доброжелательность по отношению друг к другу и не усугублять существующие противоречия взаимным недоверием и предубеждениями.

В отношении идеологии психотерапия нейтральна, так как ее методы и аргументация должны быть в равной степени приемлемы и прозрачны для любого человека, ищущего совета, для любого пациента, независимо от его религиозных и политических взглядов. Психотерапевтическая помощь должна оказываться «невзирая на лица», и Франкл убедительно подтвердил это, когда после окончания Второй мировой войны возобновил свою врачебную деятельность — он никогда не интересовался возможным участием пациента в травле евреев или приверженностью шовинистической идее о превосходстве арийской расы.

Психотерапия для Франкла в первую очередь должна была быть ориентирована на смысл, и направление, которое он разработал, так и называлось — логотерапия («логос» — смысл).

И здесь вырисовывается еще одно пересечение логотерапии с теологией. Их связывает не только человеческая душа. Понятие смысла — мостик более или менее прочный, в зависимости от того, насколько широко или насколько узко толкуется это понятие. В повседневной практике задача логотерапии — помочь пациенту найти и реализовать маленький «смысл момента», смысл происходящего с ним здесь и сейчас. В теологии Логос — это то, что было в начале и будет в конце.

И радикально настроенные ученые естественники, и не менее радикально настроенные ученые-богословы претендовали на полное и окончательное объяснение чуда под названием «душа». Сила Франкла была в том, что он, отдавая предпочтение точности эмпирических данных, всегда допускал возможность чуда.

Der österreichische Psychoanalytiker Viktor Frankl (undatiertes Archivbild) ist am Dienstag (2.9.97) im Alter von 92 Jahren gestorben. Das teilte das Viktor-Frankl-Institut in Wien am Mittwoch mit. Die Beerdigung habe bereits in aller Stille stattgefunden. Frankl galt als Erfinder der Logotherapie, die er auf Basis der Psychoanalyse Sigmund Freuds entwickelte. dpa

Могут ли христиане страдать душевными болезнями?

Вероятно, многие читатели подумают: что за глупый вопрос! Вопрос действительно глупый. Никто из нас не застрахован ни от болезней тела, ни от завихрений психики, которые далеко не всегда являются следствием несчастий и неудач. Тем не менее в некоторых религиозных кругах душевные болезни считаются предосудительными. Это можно объяснить тем, что под влиянием современных взглядов на психику старое понятие души исказилось и утратило четкие очертания.

Тело и психика, которыми мы обладаем, непрочны и уязвимы — никто не станет этого отрицать. Любое растение увядает, любой камень рано или поздно рассыпается в песок. Но духовная личность, которой мы являемся, хотя и может быть повреждена вследствие болезни, но не может быть разрушена — так думал Франкл. Даже глубокая депрессия, наркозависимость или тяжелая деменция затрагивают лишь тело и душу человека, но его духовная личность сохраняется всегда — просто она может оказаться «забаррикадированной» проявлениями болезни и потому невидимой и ослабленной. В этом основа ее неотъемлемого достоинства. Личностное бытие даже больного человека нерушимо.

Религиозность представляет собой одну из характеристик духовной личности и, следовательно, не может проявить себя в условиях блокировки личности психофизическими расстройствами. И христианская вера не является исключением. Более того: она не способна защитить человека от болезней, ее предназначение не в этом.

В действительности религиозность не является гарантией против невротических и психотических расстройств.

Предназначение веры в том, чтобы быть надежным спутником духовной личности и провести ее сквозь все счастливые и несчастливые дни, оставаясь с ней даже в случае психического заболевания, которое может поразить каждого.

Поставим теперь вопрос по-другому: может ли отсутствие веры вогнать человека в душевную болезнь? Ответить на него будет сложнее, поскольку душевные расстройства имеют самые разные причины, которые к тому же тесно переплетаются между собой.

Основная причина может заключаться как в гормональных или нейрональных нарушениях, так и в неадекватных страхах, в чувстве неполноценности, в искаженном восприятии реальности и так далее. Но этого мало. Наряду с первичными причинами соматического или психического характера к тяжелым проблемам приводят и безнравственные, эгоистичные личностные установки.

Болезнь далеко не всегда развивается на почве закрепленных в человеке врожденных или приобретенных особенностей. Свободная воля, направленная на негодные цели, тоже порой мстит человеку в форме «жизни, лишенной смысла». То, что в теологии называется «удаленностью от Бога», зачастую означает и удаленность от лучшего в себе.

Вклад человека в свою депрессию

В наше время наметилась тенденция лечить депрессии одним способом — антидепрессантами. Но ведь антидепрессанты показаны лишь в том случае, если у пациента имеются нарушения в нейромедиаторных системах мозга, а это наблюдается далеко не у всех людей, страдающих депрессией.

Причиной депрессии может оказаться какое-то трагическое переживание или конфликт ценностей и мировоззренческая путаница. В такой ситуации компетентный психотерапевт, разумеется, обратится к другим методам лечения.

Здесь стоит обратить внимание на один интересный момент. Даже если депрессия не имеет никакой внешней причины и вызвана только функциональным дисбалансом (часто унаследованным и проявляющимся эпизодически), все же можно распознать и духовную составляющую, которую привносит в болезнь сам человек. Такие симптомы, как витальная подавленность или желание уйти в себя, аналогичны и для больных животных, но то, что пораженный болезнью человек… переживает свою несостоятельность как вину по отношению к своей совести или своему Богу, уже не связано с эндогенной депрессией.

Скорее это говорит о чем-то другом, что лежит за пределами болезни, но способно подорвать электрохимические процессы, влияющие на психику. Духовная часть личности сохраняет свою активность и во время болезни.

Конечно, иррациональное, преувеличенное чувство вины не исчезнет от простых уговоров, но врач может добиться, чтобы больной попытался это чувство игнорировать — в надежде на избавление от депрессии и от тех лживых представлений, которые она ему внушает. И тогда ему станет ясно, в чем он действительно, реально виноват, а в чем нет.

Навязчивые богохульные мысли

Духовным пастырям, не прошедшим психотерапевтическую школу, важно знать, что наряду с чувством вины за реальные проступки у человека могут быть и пустые фантазии на тему своей «испорченности».

Их следует относить к симптомам невротического расстройства и ни в коем случае не принимать всерьез, не давать себя вовлечь в рассуждения о покаянии, искуплении, исправлении. Пациенты часто страдают от ненужного и надуманного чувства вины — не только под влиянием меланхолической депрессии, но и при навязчивом стремлении к безупречным логическим построениям.

Особую форму представляют собой навязчивые богохульные представления, овладевающие верующими людьми и порождающие в них мучительную боязнь совершить какое-нибудь бессмысленное святотатство. При лечении таких больных хороший эффект дают меры, направленные на укрепление их доверия Богу. Пациенту надо объяснить, от какой болезни он страдает, а затем попросить его запомнить, например, такую словесную формулу:

Несомненно, Бог не хуже меня знает, что навязчивые богохульные мысли появляются у меня сами по себе, помимо моей воли и далеки от моих подлинных религиозных чувств.

Постепенно человек поймет, что Бог «ставит диагнозы» не хуже, чем
его лечащий врач, и Бог знает, что причина невротических навязчивых представлений коренится там, где и есть ее истинное место — в измученной безжалостными первичными страхами психике, а не в сердце верующего человека.

Личность не может уничтожить первичные страхи, навязчивые фантазии (каково бы ни было их происхождение), здесь она не свободна. Но она свободна внутренне дистанцироваться от них и подняться над ними, опираясь на правильные установки. Искусство психотерапевта и состоит в том, чтобы подключить ее к этой «последней свободе».

Ради «последней свободы»

Франкл верил в сохранение «последней свободы» человека при любых обстоятельствах, не делая исключения даже для тяжелых стадий психических заболеваний.

Он говорил о том, что так называемое душевное расстройство представляет собой не болезнь духа, а телесно-душевный недуг, который — как можно надеяться — когда-нибудь научатся лечить с помощью препаратов. Даже у тяжелобольного психически человека всегда и невзирая ни на что остается человеческое достоинство и понятие о ценности жизни. В годы нацизма Франкл уберег от эвтаназии нескольких своих пациентов, страдающих психиатрическими заболеваниями, — еще до того, как сам был арестован.

В одной из позднейших работ он рассказал о 60-летнем больном, проходившем лечение в его клиническом отделении. Это был аутист, страдавший галлюцинациями. Целыми днями он занимался только одним делом — рвал бумагу — и время от времени впадал в неописуемую ярость.

Однако каждый раз быстро овладевал собой и никого не трогал. Понаблюдав за ним, Франкл спросил, чего ради он так старается сдерживать себя? И больной ответил: «Ради Господа». И тут, как вспоминал потом Франкл, ему на ум пришли слова Кьеркегора:

Даже когда само безумие держит у меня перед глазами шутовской колпак — я еще могу спасти свою душу, если во мне побеждает любовь к Богу.

Я уверена, что в такой ситуации очень многие психотерапевты спросили бы больного, что именно приводит его в ярость. Однако для Франкла приступы неоправданной агрессии были лишь симптомами психической патологии — и не это было главным в человеке. А вот способность обуздать себя вопреки недугу — это проявление «последней свободы», благодаря которой сквозь все болезненные симптомы просвечивает здоровая духовная личность.

Читать еще:  Что произойдет, если ребенка били в детстве?

Испытывать свою совесть

«Испытывать свою совесть» — значит проверять соответствие своих мыслей и действий своим идеалам, рефлексировать, вырабатывать способность к самооценке. А полезно ли человеку рефлексировать?

«Сначала индивид должен стать наблюдателем своих мыслей, чувств и поступков, то есть интенсифицировать самоосознание. Это помогает ему заметить противоречивость, взаимную несовместимость некоторых своих мыслей, поступков и принципов, что, в свою очередь, активизирует его внутренний диалог, превращая самопознание в самовоспитание, в сознательное формирование и закрепление новых, желательных элементов поведения», — пишет доктор философских наук, профессор, академик И. Кон в работе, посвящённой человеческой личности и её самосознанию. «Замечать противоречивость мыслей, поступков и принципов» — это ведь и значит «испытывать свою совесть».

Знаменитый русский педагог К. Ушинский, основоположник научной педагогики в России, однажды разработал для себя специальные правила, своеобразную программу самовоспитания и саморазвития. Правила состояли из десяти пунктов и восьмым был пункт: «Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках». То есть — вспоминать и анализировать свои поступки, проверять соответствие действий и идеала.

Как можно видеть, афонский старец, учёный Российской Империи и советский академик солидарны: без регулярных «испытаний своей совести» самосовершенствование немыслимо. Стало быть, первый совет старца Паисия — вполне себе выдерживает проверку наукой. Глупо спорить с утверждением, что для занятий самосовершенствованием необходимо сперва решить, какие черты характера стоит развивать, какие — подавлять, а для этого сперва нужно осмыслить свои положительные и отрицательные стороны.

Чувство вины перед умершими

Чувство вины перед умершими

Депрессия, попытки самоубийства, беспричинная тревога и страхи — нередко с этими тяжелыми проблемами люди обращаются к психологу. Чтобы помочь пациенту, специалист должен понять причину его страданий. И нередко этой причиной оказывается оставшееся нераскаянным, часто глубоко запрятанное чувство вины. Грех без покаяния, совершенный в прошлом, прорастает в настоящем душевной трагедией. И человек часто не понимает: за что? А лекарство, оказывается, совсем близко.

Человек имеет многовековойопыт вины. Еще в раю Адам обвинил Еву в соблазне, Ева обвинила змея в искушении. С первого греха грешники пытаются переложить свою вину на другого. Каждый из нас так или иначе познает это мучительное чувство: мы содеяли нечто, что не должно было быть содеянным, переступили некий закон, который знает наша совесть. За годы своей клинической практики я наблюдала странный феномен: явную растерянность психологов перед виной как неискоренимым симптомом серьезнейших патологий и расстройств.

Каких только теорий и методик ни разработано, каких только научных трудов ни написано, а чувство вины по-прежнему продолжает тревожить человеческий разум и психику. Классический фрейдовский психоанализ, на мой взгляд, едва ли справился с задачей, предложив сомнительное «лекарство от чувства вины» — оправдание ее поступками других людей, и прежде всего родителей. В современной поп-психологии, особенно западной, распространены теории и практики, призванные любыми путями повышать человеческую самооценку.

Считается, что люди должны перестать судить себя и ощущать свою значимость независимо ни от поступков, ни от обстоятельств. Предполагается, что человеку предназначено удовлетворять свои нужды («Я заслужил, потому что я существую»), а потому никакой вины и быть не может. Некоторые идут еще дальше, объявляя вину ошибочной эмоцией, и предлагают попросту уничтожить «зону вины» навсегда, как бесполезный опыт, как нечто постыдное и негативное. Результатом попыток «залечить» или «аннулировать» вину стал рост числа людей с хронической депрессией, состояниями патологической тревоги, неврозов, психозов, самоубийств.

Не прекращает увеличиваться и число тех, кто пытается утопить «вину в вине» или убежать от нее в наркотический угар. Часто люди сами приходят к психотерапевту, чтобы враз избавиться от мучительного чувства, и, нередко открываясь в своих нравственных падениях, ждут услышать, — что всегда есть что-то или кто-то — муж, жена, родители, дети, трудное детство, общество, нехватка денег и т. д., что вынудило их совершить дурной поступок, нарушить моральный закон. Словом, вина за содеянное лежит совсем не на них, а значит, и никакой ответственности. Но формальное оправдание греха в кабинете психотерапевта имеет только временный эффект, и то в редких случаях. Неосознанная и непризнанная вина, как скрытый нарыв, продолжает вести свою разрушительную работу в человеке.

Достаньте скелет из шкафа

Вот несколько примеров из моей практики. Пациент Михаил К. (настоящие имена людей изменены), 45 лет, две попытки самоубийства, сменил несколько психотерапевтов, много лет страдает депрессией, неконтролируемой тревогой, бессонницей, с людьми агрессивен, ненавидит женщин. Был кратковременно женат, друзей нет, ни на одной работе не задерживался больше полугода. После нескольких недель психотерапии выявился корень его проблем — глубоко запрятанное чувство вины перед матерью.

В подростковом возрасте, в ссоре, Михаил толкнул ее к стене. После неудачного падения мать надолго заболела, и сын, не выдержав обстановки, ушел из дома. Вернулся через три года, когда матери уже не было.

Другой пациент, Борис А., 64 года, в прошлом — преуспевающий бизнесмен, руководитель крупной фирмы, разведен, страдает подавленным состоянием, раздражительностью и резкими перепадами настроения. На первом же сеансе признался в неконтролируемом страхе смерти. Единственный сын живет в другом городе, не виделись и не общались больше двадцати лет. После нескольких месяцев терапии распознал свою главную проблему — запрятанное чувство вины перед сыном, которого всю жизнь третировал и унижал за то, что тот не оправдал отцовских надежд, не выучился и не стал большим человеком и опозорил его имя, избрав рядовую профессию плиточника.

Еще один пример. Дина С., 40 лет, страдает тяжелой формой депрессии, хронической тревогой, страхами, звуковыми галлюцинациями — постоянно слышит детские голоса. Живет одна, трудно сходится с людьми (по ее словам, бежит от них, как бы боясь какого-то разоблачения (признак паранойи). Страшная саморазрушающая сила и тотальный внутренний террор владели ею большую часть жизни. Понадобилось полгода интенсивной терапии, прежде чем душевный нарыв прорвался и она рассказала, что в 18 лет оставила годовалого ребенка человеку, с которым в то время жила, и убежала с другим. Рассказывая свою трагическую историю, выплеснувшуюся из нее как застоявшаяся вода из запруды, она призналась: «Я долго пыталась оправдать себя, думала, ведь я была еще ребенком. Но теперь осознала, что ребенком была моя дочь, а я была матерью». Все эти судьбы и многие другие, похожие на них, объединяет одно — чувство вины, запрятанное в самые глубины существа. Часто, заботясь о благополучии внешнего фасада, мы даже не подозреваем, какую страшную разрушительную работу ведет червь задавленной вины в нашей душе.

В этих судьбах присутствует и нечто другое, очевидное для меня как для православного психолога, — полное отсутствие любви. Больше того, необъяснимый страх перед всяким ее проявлением. Каждый из них реагировал почти неадекватно на мой простой вопрос: есть ли в их жизнях люди, которых они могли бы по-настоящему любить?

Бывают ли без вины виноватые?

Царство Небесное есть Высшая Любовь, и нераскаянная вина стоит препятствием к Ней. Немногие из нас рождены с талантом — любить, как заповедовал Господь. Надо долго и настойчиво овладевать этой наукой. К сожалению, школ, где бы нас учили любви к ближнему, нет. Но есть Божий храм, есть природа, и еще есть дети. Иисус Христос говорил: «Если не обратитесь и не станете, как дети, не откроется вам Царство Небесное». Недавно мне посчастливилось встретиться с замечательным мальчиком лет шести. Со своими сверстниками он играл в мягкий бумеранг. Пришла его очередь бросать — он бросил, и бумеранг полетел красиво вверх. Одна из девочек, зачарованная его полетом, побежала за ним вдогонку. Вдруг порывистый ветер развернул бумеранг, и он ударил девочку. Она заплакала, и взрослые принялись ее успокаивать. Мальчик же отошел в сторону и сел на корточки. Я подошла к нему, села рядом. Лицо мальчика выражало глубокое горе. Он заговорил первым: — Я нечаянно… Я не нарочно… Она побежала, и бумеранг ударил ее. И потом, помолчав немного, добавил: — Я все равно виноват, потому что ей было больно… Мгновенное искреннее признание вины, даже и не от преднамеренного поступка, и такое же мгновенное искреннее раскаяние. Как, когда мы утратили эту детскую способность к мгновенному очищению? Почему нам так трудно признаться и сказать всем, себе и, прежде всего, Богу: — Я виноват, потому что им, ей, ему было больно?

Что скрывает пластырь самооправдания

Наш нравственный идеал есть не что иное, как наша совесть, хранящая в себе Божий Закон о добре и зле, о том, что хорошо и что плохо. У нас всегда есть выбор — залепить ее пластырем самооправдания или же открыть наши душевные раны, уверовав в их исцеление. Первое сделать, несомненно, проще. Даже если поначалу наша совесть, мучимая грехом и смутой, сопротивляется и требует очищения от грязи, вторая, третья и последующие попытки приглушить эти порывы даются нам все легче. Холодеет сердце, циничнее становится ум, и душа подает все меньше признаков жизни.

От всего этого недалеко и до самого губительного исхода — духовного разложения личности и духовной смерти. За вину — эту нераскрытую душевную рану — многие из моих пациентов заплатили дорогую цену: годами отчаяния и болезни. В своей практике, работая с людьми несчастными и неприкаянными, я постоянно наблюдаю эту тонкую грань, за которой человеческая жизнь может погрузиться в непролазный мрак, если в ней отсутствует свет веры. Вина и прощение — постоянные темы моих бесед с людьми во время психотерапевтических сеансов. И тем из них, кто не отвергает веру, а пытается найти к ней свой путь, всегда легче дается осознание важной правды, что, когда мы нарушаем законы, написанные в нашей совести, мы — виноваты, независимо от того, чувствуем ли мы себя виноватыми или нет. Когда же мы искренне каемся, нам прощается, даже если мы не чувствуем себя прощенными.

Вина, чувство вины и конфликт, порожденный этим чувством, — духовная потеря. И потому искать ее разрешения надо в духовной жизни человека, в вере. Как православный психолог, я стараюсь прежде всего полагаться на веру в самом процессе терапии. Когда люди осознают свою ответственность за содеянное, они сами ищут очищение через раскаяние и глубокое сожаление. И только тогда — через боль и радость — в человеческую душу начинает приходить мир, только тогда наступает исцеление.

Одна из моих бывших пациенток, когда-то в молодости сделавшая семь абортов и оставшаяся без детей и без семьи, пришла к покаянию через страшные душевные муки. Непрестанная молитва о душах ее нерожденных детей, о ниспослании им Божьего света и милости зародила в ней надежду к новой жизни. Как говорил святитель Димитрий Ростовский, покаяние восстанавливает падшую душу, делает ее из отчужденной — дружественной Богу; покаяние ободряет душу истерзанную, укрепляет колеблющуюся, исцеляет сокрушенную, делает здоровой уязвленную.

Бесплатный дар

В «Преступлении и наказании» Ф. Достоевского Соня Мармеладова просит Раскольникова покаяться в убийстве: «- Встань. Поди сейчас же, сию минуту. Стань на перекресток, поклонись, поцелуй землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету и скажи вслух: я убил. И тогда Бог опять тебе жизни пошлет… Эка такую-то муку нести! Да ведь целую жизнь, целую жизнь. — Привыкну, — проговорил он угрюмо…» Раскольников не привык. И после многих лет мытарств и душевных страданий, уже в остроге, пришел к вере. Какие бы теории и механизмы человек ни придумывал в борьбе с виной, рано или поздно они перестают работать. И наступит минута, когда, наконец, замолкнет внешний шум и суета, которыми мы пытаемся заглушить голос совести, и тогда в глубоком молчании мы услышим горькую правду: «Я переступил… Я ослушался Бога». Раскаяние невозможно без смирения и кротости. Осознание того, что лично я, как человек, слаб и не в силах сам разрешить свою вину, современному человеку дается нелегко: мешает наша раздутая до гигантских размеров гордость. Усмирить ее — большая победа. Древние говорили: из двух человек, первый из которых победил войско, а второй — себя, победителем вышел второй. Бог знает нашу вину, но верит в нашу способность очищения.

Читать еще:  Змееносец: непризнанный астрологами знак зодиака. Зодиак - что такое? Сколько зодиакальных знаков существует? Змееносец - новый знак? Символическое обозначение зодиакального круга

Очищение не происходит на уровне интеллекта, но совершается в сердце. Часто мы прячем душевные травмы глубоко, как ужасный секрет, который не можем поведать даже близким, боясь потерять их любовь или уважение («если они узнают “это” обо мне, они перестанут меня любить»).

Вера — и в этом я, как православный психолог, убеждаюсь ежедневно, разбивает эту опасную концепцию, порождающую отчуждение. Истинная любовь безоговорочна и безусловна. Потерять ее невозможно. Раскаянная вина лишь восстанавливает наше единство с Богом. Покаяние — Божий дар, нам, каждому из нас данный безвозвратно и бесплатно. Как мы воспользуемся этим даром: предадим забвению по неудобству и ненадобности или бережно понесем по жизни, — нам решать. Психотерапия может быть полезна на первом этапе пробуждения личности, когда человек учится различать свои правдивые и ложные чувства, мотивацию поступков, причины конфликтов, преодолевать недоверие и страх, осознать и выговаривать вину.

Настоящее же очищение происходит в более высоких духовных сферах, и я всегда советую своим пациентам искать его в общении с Церковью. Двери Божьего храма открыты. Это наш выбор — пройти мимо, утешая свою совесть, или войти внутрь и предстать со своей виной перед Богом, Единственным, кто истинно может утешить нашу боль. Один воин спросил старца: «Принимает ли Бог раскаяние?» Старец ответил: «Если у тебя порвется плащ, выбросишь ли ты его?» Воин говорит: «Нет! Я его зашью». -«Если ты так щадишь свою одежду, то не пощадит ли Бог cвое творение?»

Наталья Волкова
православный психотерапевт

Подсознательное лукавство: уловки «доктора» Синельникова

Кто из нас не хочет быть успешным, счастливым и здоровым? Такие виртуальные мечты зачастую приводят к реальным заблуждениям у многих людей. В погоне за мнимым исцелением они становятся жертвами обмана со стороны всевозможных сектантов и шарлатанов. К числу таких сомнительных «ловцов душ» следует отнести и так называемого «врача-терапевта» Валерия Синельникова, чье писательство уже не один год привлекает внимание многих читателей, в том числе и православных.

Зачем любить болезнь?

Недавно ко мне обратилась одна хорошая знакомая, которая увлеклась книгой со странным названием — «Возлюби болезнь свою». Автор Валерий Синельников дает советы о том, «как стать здоровым, познав радость жизни».

Как выяснилось, труд Синельникова ей посоветовала прихожанка из сельского храма (а та, в свою очередь, узнала о «докторе» от своих православных друзей). Вдобавок ко всему, моя знакомая была серьезно обеспокоена состоянием своего здоровья (у нее — онкологическое заболевание). Вот ее и заинтересовал столь нетрадиционный метод «лечения» в виде книги, которая, по словам автора, «познакомит с глубинными подсознательными причинами заболеваний человеческого организма, поможет выявлять причины самостоятельно и добиваться исцеления зачастую без лекарств, а также упреждать болезни».

Следует отметить, что упомянутый «доктор» описывает разные подходы к своим «клиентам»: механизмы снятия с себя чувства вины, приемы поднятия самооценки, выход из положения «жертвы» (когда тебе все должны) и т.д. Рассказывая о таких методах, Синельников переводит читателя из плоскости психологии в таинственную «религию», основанную якобы на каких-то древних обычаях (известных и понятных лишь ему самому).

Возможно, я не обратил бы внимание на такую «сенсацию», если бы не одно обстоятельство: моя знакомая, посоветовавшая эту книгу, является прихожанкой одного из православных храмов Киева. Меня удивило: как же она, будучи глубоковерующей христианкой, может восхищаться антихристианскими мыслями новоиспеченного «доктора»? Почему же церковные люди попадаются на такие уловки?

Стоит обратить внимание, что данная книга имеет весьма привлекательную обложку, на которой изображен сам автор. Вид у него — весьма благообразный: добрые глаза, большая борода, длинные волосы. Спокойный и приятный взгляд вызывает симпатию и доверие. Своим внешним «образом» Синельников во многом напоминает православного батюшку, представляет себя в роли человека духовного и просвещенного. И это, разумеется, легко сбивает с толку многих людей, в том числе и православных.

На христианский подход претендует и само название книги — «Возлюби болезнь свою». Понятно, что все мы, следуя за Господом, тоже призваны переносить свои лишения и болезни. Ведь к таким подвигам веры христиан призывают начиная еще со времен апостолов: они учили, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Вдобавок ко всему Синельников цитирует слова из Слова Божьего и предлагает свою модель сознания, которую он называет «библейской».

Однако, как показывает анализ его труда, на самом деле автор не призывает к истинной вере в Бога. Более того, у него всё идет вперемешку — и христианство, и пантеизм, и даже атеизм.

Приведем цитату из раздела «Как работать с книгой», где он, в частности, пишет: «В книге мне постоянно приходится использовать такие слова, как Бог, Вселенная, Высший Разум, Реальность, Сила, Действительность, Мир. Всё это разные названия одного и того же — некой таинственной и загадочной Силы, которая господствует во Вселенной и существует в каждом из нас…».

Как видим, «доктор» не воспринимает Бога как Личность. Нетрудно догадаться, какая «каша» образуется в голове человека, мало знакомого (или незнакомого) с учением Церкви, Священным Преданием и Священным Писанием.

«Не бойтесь сойти с ума»

На страницах своей книги Синельников предлагает вступить в контакты с подсознанием, обучает различным приёмам этого опасного общения. Невзирая на душепагубность подобных практик, автор убеждает читателя, что такие «забавы» якобы полностью безопасны.

«И не бойтесь сойти с ума. Мы давно уже все сумасшедшие», — уверяет «врач» на своих страницах. Свои умозаключения он развивает в подразделе о том, как вступить в прямой контакт с внутренним «я». По его мнению, при общении с подсознанием необходимо установить определённые сигналы, и тогда оно (подсознание) «выберет самостоятельно способ для ответа».

«Ответ может быть любым, — это зависит от вашего подсознания, — размышляет далее Синельников. — Например, через некоторое время появилось чувство жжения в области желудка. Вы ещё не знаете, что означает этот ответ — “да” или “нет”. Поэтому поблагодарите подсознание за ответ и скажите: “Подсознание, я хотел бы понять твоё сообщение. Если чувство жжения в области желудка означает — «Да, я хотело бы общаться», то пусть это ощущение снова повторится или станет сильнее и чётче. Если это сообщение означает — «Нет, я не готово общаться”, — то, наоборот, сделай это ощущение очень слабым, вплоть до того, что оно исчезнет совсем».

«Верующий человек призван не к виртуальному погружению в некое подсознательное состояние, а к реальной жизни во Христе»

Такое «общение» не соответствует церковному учению, направленному на очищение и преображение нашего сердца (а не на какие-то вымышленные «контакты» с внутренним «я»). Верующий человек призван не к виртуальному «погружению» в некое подсознательное состояние, а к реальной жизни во Христе, придавая большое значение молитве и богообщению через таинства (исповедь, причастие и др.).

Методы Синельникова чреваты большой угрозой: где гарантия, что в подобных «сеансах» не примут участие злые духи? Ведь любой человек (особенно грешный и далекий от Церкви) может оказаться под властью демонского влияния. Именно здесь — на уровне сознания-подсознания — происходит та невидимая брань, о которой говорят святые отцы Церкви: в своих аскетических подвигах они выработали систему духовного трезвения, защищающую нас от бесовской воли, проявляющейся в виде помыслов (желаний или образов). И одна из главных задач христианина — со вниманием относиться к таким помыслам, чтобы определить: не от беса ли они?

Таким образом, нам нужно быть очень внимательными к своим внутренним переживаниям. Наша воля должна постоянно работать в согласии с нашим духовным вниманием. В противном случае, если мы примем греховные мысли и будем их сознательно развивать, то это уже — путь ко греху и бесовскому обольщению. Также не стоит забывать: целью христианской жизни является не общение с подсознанием, не развитие каких-то сверхъестественных способностей, а стяжание (приобретение) Духа Святаго, по слову преподобного Серафима Саровского. Православный человек призван к тому, чтобы идти путем созидания «новой твари во Христе» (как учит апостол Павел). Однако в книге Синельникова об этом вообще ничего не сказано.

«Исцеление» через мировоззрение

Позиционируя себя в роли врача с многолетним опытом, Синельников по-своему объясняет возникновение всех болезней: дескать, вся причина — в отрицательных мыслях, установках и действиях. По его заключению, сами «люди создают себе болезни».

В частности, он пишет: «… болезнь — это сообщение вашего подсознания о том, что какое-то ваше поведение и какие-то ваши мысли и чувства вступают в конфликт с законами Вселенной. Значит, для того, чтобы излечиться от любого заболевания, нужно привести свои мысли и эмоции в соответствие со вселенскими законами… Для того чтобы вылечиться, необходимо поменять своё мировоззрение…».

Получается, что взгляды больного на мир напрямую зависят от лечения, к примеру, от онкологических или сердечно-сосудистых заболеваний? Но в таком случае непонятно: как именно эти взгляды поменять, чтобы получить исцеление? Исходя из учения данного «доктора», человек болеет по «закону бумеранга»: неправильно подумал или согрешил мыслью, — получай недуги и неприятности. На самом же деле принцип причинно-следственных связей действует не всегда. Известно немало случаев, когда благочестивые христиане страдают от различных телесных недугов, а отъявленные нарушители закона (не только Божьего, но и человеческого) живут при полном здравии и благоденствуют.

Стоит ли после этого тратить свои деньги и время на книгу «Возлюби болезнь свою»? Ее автор пытается заманить мыслями о материальных благах и плотском благополучии, уводит от истинного познания Бога и приводит к бесовщине, используя эзотерические практики с примесью оккультизма. Согласно его определению, дьявол — это не падший ангел, а… «наши пагубные, агрессивные и разрушительные мысли и чувства». Надо ли говорить, к чему приводит отрицание существования бесов.

В этой придуманной религии Синельников использует человеческие пороки в выгодной ему интерпретации. Например, гордыню он называет первейшим из грехов, но о покаянии — ни слова. Следуя этой странной логике, человек окажется отдаленным от своей совести, загнанным в угол без выхода на спасение…

Вместо послесловия

Сам автор пишет о себе, что сильное воздействие на него оказали книги по нейролингвистическому программированию, эриксоновскому гипнозу, труды оккультистов Сергея Лазарева, Владимира Мэгре и Карлоса Кастанеды, литература по дзен-буддизму, йоге, даосизму и прочему «-изму». Почему же православных читателей это не настораживает? Зачем увлекаться виртуальным общением с подсознанием, если можно реально пообщаться с Богом? Не лучше ли ориентироваться на лечение, основанное на христианских таинствах и любви?

Я с чистым сердцем верю, что эта статья и предложенные в этой статье техники помогут вам простить себя и избавиться от чувства вины . В случае, если вы видите и понимаете, что у вас не получается самому сделать это. Вы по прежнему обижаетесь, злитесь и вас это мучает , тогда вы можете обратиться к специалисту.

Читать еще:  Подробный гороскоп по дате. Медицинский гороскоп здоровья

Я психолог, и провожу консультации по скайпу. Я помогу вам простить себя и избавиться от чувства вины.

Мы разберем и устраним все причины, по которым вы привыкли испытывать обиду. Вы научитесь по-другому видеть ситуацию, понимать свои эмоции, станете чувствовать себя счастливее и увереннее.

Я помогу вам простить окончательно, раз и навсегда! Вы вздохнете полной грудью, отпустив тяжелый груз прошлого.

На этой странице вы можете найти больше информации обо мне, чтобы познакомиться со мной поближе.

Записаться ко мне на консультацию можно через вконтакте, инстаграм или на сайте. Ознакомиться со стоимостью услуг и схемой работы можно здесь. Отзывы обо мне и моей работе вы можете прочитать или оставить по ссылке.

Ну а нам пора прощаться.

Сейчас вы гораздо больше разобрались с тем, как простить себя и избавиться от чувства вины. .

Если вы не будете лениться и сразу проделаете предложенные шаги, с чистым сердцем и от всей души – тогда вы легко сможете простить простить себя и избавиться от чувства вины. Включайтесь в процесс полным осознанием того что вы делаете.

Подписывайте в нашу группу ВКонтакте, в ней находятся материалы, которые не присутствуют на сайте. Проводятся интересные техники, дискуссии, акции, квесты и флешмобы!

Если вам интересны тренинги и курсы по изменению привычек, загляните сюда. Возможно там найдется то, что ищете.

Подписывайтесь на нашу рассылку. Я не сдаю адреса, не занимаюсь обменом, партнерками, рекламой известных и неизвестных продуктов и людей. Не бомбардирую письмами ради писем. Наоборот, некоторые жалуются, что пишу редко.

В рассылке в основном информация о акциях-скидках, большая часть которых только для подписчиков, анонсы новых материалов и мероприятий. Как посетит рассылочная муза, простреливает эксклюзив.

Начните свою счастливую жизнь прямо сейчас!

Ваш психолог Галина Жемчугова.

Комментарии:

  • Ограничивающие убеждения: примеры(5,00 из 5)
  • Как забыть человека и перестать думать о нем(5,00 из 5)
  • Как повысить свою значимость для мужчины(5,00 из 5)
  • Как избавиться от плохих мыслей в голове: Легко(5,00 из 5)
  • Сказка: Совершенствуй свое мастерство(5,00 из 5)

Манипуляция

Манипуляция чувством вины встречается часто и присуща людям с низкой самооценкой и избеганием ответственности. Обидой человек пытается вызвать жалость у собеседника и заставить принять необходимую точку зрения. Манипуляция характерна для детей в связи с незрелостью мыслительных процессов, однако встречается и у взрослых с признаками инфантилизма. Задаваясь вопросом, как избавиться от чувства вины перед родителями, нужно знать следующее. Не зря эта проблема поднята в графе «Манипуляция», зачастую, целенаправленно или подсознательно детьми манипулируют взрослые. В некоторых семьях принято «обижаться» на ребенка, запираться в своей комнате или не разговаривать сутки напролет. Неужели это поведение является достойным взрослого человека? Это в корне неправильно, поэтому отвечая на этот вопрос, стоит задуматься, действительно ли вы виноваты.

Чувство, что сам во многом виновен или не покидающее чувство вины за какое-либо действие или сказанное слово не редко становится одним из ведущих показателей нарушений высшей нервной деятельности. Существует ряд диагностических критериев которые дают врачу главную информацию о том, болен человек или нет. А если болен, то чем и как правильно провести терапию.

Чаще всего такая симптоматика входит в контекст пограничного расстройства и достаточно серии психотерапевтических процедур, чтобы ощущение вины покинуло человека на всегда. Однако бывают и более сложные расстройства нервной деятельности при которых требуется более активная и ли более длительная терапия.

Частые жалобы при переживании чувства вины

Чувство вины — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является некий поступок человека, который кажется ему причиной негативных последствий. Если последствия имеют негативное влияние только на самого человека, то возникает чувство досады, но не вины.

Внушаемое чувство вины – это излюбленное оружие людей — манипуляторов. Чувство вины является той ниткой, за которую манипуляторы дергают человека и управляют им.

Чувство собственной виновности отражает высокую ответственность за происходящее, как с Вами, так и с окружающими людьми, Миром. Быть ответственным означает способность отвечать за последствия всех своих решений, своих действий, слов и реакций.

Нормальная мера, или зона ответственности человека может распространяться только на те действия, в которых он принимал непосредственное участие. Это означает, что мы не несем ответственности за внешние события, которые напрямую затрагивают нас, например, за то, что другие делают или говорят нам. Мы не должны отвечать за автомобильную катастрофу или за пожар в нашем доме, если мы не причастны
к ним ни словом, ни делом, но мы однозначно несем ответственность за свою реакцию на эти события.

Болезненное чувство вины. Иногда, вследствие нарушения биологических процессов головного мозга, человек под различными предлогами может трансформировать, расширить зону своей ответственности и считает, что он сам виноват во многом, что происходит вокруг него. Иногда зона ответственности у человека расширяется на столько, что он может считать, что все, что происходит в Мире, чаще плохое, он за это несет ответственность и виноват в происходящем только он, ощущая чувство вины. Так же человек может считать себя виноватым и за недостаточную реакцию на происходящие события.
Когда после долгих и мучительных терзаний, связанных с переживанием чувства вины, с человеком приключается какая-нибудь неприятность, он начинает вопрошать: «За что мне это наказание?», и не редко приходит к выводу, что во многом, или даже во всем виноват он сам. Это чувство собственной вины может трансформироваться в хроническое состояние, что и определяет его болезненную сущность.

Пример ощущения чувства вины

Пациент: Мужчина, 26 лет, не женат, трудоустроен, проживает один. В школе употреблял наркотики в течении двух лет, сейчас не употребляет. Алкоголь употребляет редко (по праздникам), занимается в спортивной секции. Обратился к врачу-психиатру, психотерапевту (врач-психотерапевт) после предварительной консультации в интернете на форуме. Свои жалобы описывал таким образом:

«У меня постоянно возникает чувство вины, даже если я ни в чем не виноват. Возникает из-за сущих пустяков. Началось все это еще в школе, после того как я покурил с друзьями спайс. Тогда я почувствовал жуткий страх и ощущение собственной вины за то, что я делаю. После этого я больше никогда не употреблял ничего такого. Страх постепенно прошел, а чувство вины осталось до сих пор. Например, недавно мы поругались с мамой, я знаю, что она не права, но мне все кажется, что я поступила плохо, постоянно думаю об этом. Да еще и перед женой стыдно за своих родителей. Отвечаю кому-то на вопрос шутливо, потом зацикливаюсь, что мог обидеть человека как-то. Головой понимаю, что это бред, но остановиться не могу, схожу с ума целыми днями, голова начинает уже болеть из-за нервов. В итоге извиняюсь из-за пустяков. Всех уже достал. Или вспоминаю, как в прошлом обидел человека, а он об этом не знает, или знает, и опять накручиваю себя. Как избавится от этого постоянного ощущения чувства вины? Трезво осознаю, что этот невроз на пустом месте. Но поделать ничего не могу. Я всегда прокручиваю в голове это, я живу как овощ сейчас, почти не развиваюсь, потому, что живу жизнь не я, а мои негативные мысли и предрассудки. Меня всегда преследует чувство вины и неопределённости, я прокручиваю кучу вариантов того, как может отреагировать человек. Я не обращаю внимания на свои чувства, я их прячу где-то в глубине, а может они уже и совсем исчезли. Ни с кем почти не общаюсь, а если и общаюсь, то очень глупо и зажато. Понимаю, что должен изменить в себе что-то и начать мыслить по-другому, так жить дальше невозможно».

Комментарий врача-психотерапевта

Беспочвенное чувство собственной вины может формироваться по разным причинам нарушений функций головного мозга. Разбирая данный случай, можно сопоставить факты из его биографии и сделать вывод. Мужчина в подростковом возрасте употреблял наркотические вещества, которые вызвали нарушение биологических процессов головного мозга, вследствие чего сформировалось психическое расстройство, которое проявилось в виде беспричинного чувства собственной вины.

Пациент проходил комплексную терапию у врача-психотерапевта в течение года. Было назначено: нейрометаболическая терапия, психотерапия, диета, режим дня. Лечение подбиралось индивидуально и в процессе, терапия постоянно корригировалась в зависимости от состояния. После прохождения полного курса терапии, пациент более не ощущал беспочвенного чувства вины, а его общее состояние улучшилось, социальный статус повысился. В течение пяти лет этот пациент не обращался за помощью к нам.

Чувство вины в психологии

Если верить утверждению психологов, чувство вины — это разрушающая эмоция, которая тормозит личностное развитие, парализует страх и свойственна духовно незрелым людям.
Но, к счастью, это далеко не так. Болезненное чувство вины, что вы сами во многом виноваты, может развиваться по иным причинам, которые не связаны с духовной не зрелостью и не говорит о бедности души, хотя личностное развитие, как и любое другое психическое расстройство, естественно сильно затормаживает развитие личности. Это происходит вследствие того, что человек начинает концентрировать внимание на собственных проблемах, его потенциал начинает использоваться на попытках найти выход из этого психического состояния. Но, так как психическое расстройство не поддается управлению собственной воли, этот потенциал расходуется напрасно, что не только ухудшает качество жизни человека, но и обедняет его духовно (психологически).

Чувство, что вы сами во многом виноваты, может формироваться по причине развития различных психических расстройств, которые поддаются лечению комплексными методиками у врача-психиатра, психотерапевта (врач-психотерапевт). Ощущение чувства вины, без реальных на то оснований и/или постоянная концентрация на поступках, которые действительно могут вызвать это чувство, но в превосходящей степени, от самого поступка, может встречаться в контексте самых различных психических расстройств, начиная от легких невротических состояний и заканчивая тяжелыми органическими поражениями головного мозга, когда уже требуется подключение к лечению врача-невролога.

Как правило, болезненное ощущение собственной вины, которое присутствует у человека всегда, или часто проявляется без причины, говорит о наличии психического расстройства, которое необходимо точно продиагностировать, установив полный и точный диагноз. На этом основании врач-психотерапевт индивидуально подбирает и проводит адекватную комплексную терапию, результаты которой ожидает пациент.
Поэтому, для врача-психотерапевта, при проведении полной диагностики высшей нервной деятельности, важно установить наличие или отсутствие у пациента чувства собственной вины и её степень, так как это влияет на правильность выводов, соответственно и на результативность проводимого лечения.

Звоните +7 495 135-44-02 Мы сможем помочь Вам!

САМОНАКЛАДЫВАЕМАЯ ВИНА

Это наиболее деструктивная форма вины. Мы налагаем ее на себя, чувствуя, что нарушили свой моральный кодекс или моральный кодекс общества.

Вина возникает, когда мы оглядываемся на свое прошлое и видим; что совершили неразумный выбор или поступок. Мы рассматриваем содеянное — было ли это неконструктивной критикой, воровством, обманом, ложью, преувеличением, нарушением религиозных норм или любым другим неприемлемым для нас поступком — в свете нашей теперешней системы ценностей. В большинстве случаев испытываемая вина является способом доказать, что наши поступки нам небезразличны и мы о них сожалеем. Мы одновременно сечем себя розгами за содеянное и пытаемся изменить прошлое. При этом не можем понять, что прошлое не изменить.

Невротик всегда испытывает чувство вины. Сбалансированная цельная личность учится на примерах из прошлого. Между первым и вторым существует огромное различие.

Отбывание приговора за воображаемую вину — невротическая привычка, от которой вам следует избавиться, если вы хотите когда-нибудь обрести уверенность в себе. Чувство вины ни на йоту вам не поможет. Оно лишь сделает вас пленником прошлого и лишит возможности предпринять какие-либо позитивные действия в настоящем. Лелея чувство вины, вы ускользаете от ответственности за свою сегодняшнюю жизнь.

Отрывок из книги Роберт Энтони , ‘Секреты уверенности в себе’

Последнее редактирование 2019-06-28 в 14:46

Нравится 2 из 2 . Оценочная шкала: от 0 до 2

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector