0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ладан херувимский. Благовония

Лечение Херувимским ладаном

Херувимский ладан — недогоревшие кусочки (огарины) ладана, которые остаются в кадиле после каждения во время исполнения Херувимской песни; им приписывают целебные свойства.[1] В России XVIII—XIX веков «херувимский ладан», считался лечебным средством. В среде духовенства считалось, что священнику не стоит давать такой ладан прихожанам, так как использование его в лечебных и магических целях является «полуязыческим суеверием». Особенно эта традиция была укоренена в Киево-Печерской лавре для лечения кликуш, ладан, которым кадили в киевских пещерах во время пения Херувимской песни назывался «херувимским».

История происхождения этого вещества и традиции.

Вот история из 18 века о старице Досифеи, которая подвизалась в Киево-Печерской Лавре. Не раз послушнику Феофану, доводилось быть свидетелем ее прозорливости. Так, однажды, прп. Досифея попросила принести себе «херувимского ладана». Положив его в келье, она раздавала этот ладан приходившим к ней людям, благословляя и наказывая хорошо покурить ладан в своем дворе, поскольку вскоре ожидается страшное несчастье. В конце 1770 года в Киеве случилась моровая язва, унесшая многие жизни. Старожилы рассказывали, что те люди, которые взяли у Досифеи ладан, остались невредимы.

Религия

Многие же старцы XIX века, например? Амвросий Оптинский, относили использование херувимского ладана к суевериям и предрассудкам.

«Пишешь, что и святую воду пьешь, и херувимский ладан куришь, а мира не обретаешь. Святую воду следует пить реже, а херувимский ладан не кури. Не поможет тебе никакой ладан, так как все дело в высокоумии, от котораго усиливаются все твои душевныя брани, и ты лишаешься мира». Преподобный Амвросий Оптинский. «Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим».

Кликуши голосят именно в той части литургии верных, которая предшествует пению Херувимской, от кликушества помогает «херувимский» ладан — им кадили в киевских пещерах во время пения Херувимской. Максимов С. В. Собрание сочинений СПб., б/г. Т. 18. С. 160-163
Так, в одном семействе повторялись семейные несчастья. Супруги поехали в Оптину пустынь и обратились за помощью к своему земляку, иеромонаху Гавриилу. Тот вздумал было помочь их горю херувимским ладаном, но предварительно пошел с этим делом за благословением к старцу Леониду. «Чудак ты, — сказал ему старец, — поможет ли тут херувимский ладан? Где гнев Божий, там Господь не щадит и Своей святыни. Тут потребно искреннее покаяние во грехах, за которые послан гнев Божий, и исправление».

В журнале «Руководство для сельских пастырей» 1877. Т. 2. № 31 (31 июля). С. 424 — 429. , есть интересное место в редакционной переписке:

Вопрос: З-ин П. Имеет ли «херувимский ладон» спасительную или сохранительную силу, и следует ли давать его просящим, как спасительное средство в болезнях или других каких-либо случаях?

Ответ: Народ называет «херувимским ладаном» недогоревший при каждении во время херувимской песни ладан. Его считают лечебным средством. Священнику не надо давать такой ладан прихожанам, т.к. это «полуязыческое суеверие»; далее о народной медицине, заклинаниях, заговорах, ведунах и кудесниках.

Лесков в книге «Мелочи архирейской и протоархирейской жизни», рассказывает об одном богатом и очень набожном заводчике: «Иноческое фанатизироваиие довело этого человека до того, что он совсем очудачел. Он не только «целоденно молился», но даже спал в какой-то освященной «срачице», опоясанный пояском с мощей св. Митрофана, в рукавичках св. Варвары и в шапочке Иоанна Многострадального, а проснувшись, занимался химией: дробил «херувимский ладан» из пещеры гроба и гомеопатически рассиропливал св. елей и воду для раздачи несчастным».

То есть из этого текста мы видим, что «Херувимский ладан» еще различался по месту происхождения, в данном случае самый действенный из Пещеры Гроба.

По вопросу использования херувимского ладана о. Серафим (Медведев) с книге «Ответы духовного отца» пишет: «Если человек не будет вести борьбы со своими страстями ибудет читать молитвы, «Да воскреснет Бог», «Живый в помощи Вышняго», с тою целью, чтобы изгнать бесов или про-гнать их от себя, – то будут ли бесы бояться такого человека?

Нет. Они будут над ним только посмеиваться и говорить: «Читай, читай, одевай на себя пояса с этими молитвами, читай «Да воскреснет Бог», «Живый в помощи Вышняго», навешивай на себя херувимский ладан, кади свою квартиру, кропи ее святою водою, освящай свой дом».

Бесы над всем этим надсмехаются, потому что когда люди погружаются внечестие, то эти внешние действия сами по себе ничего незначат, бесы их не боятся, ибо они боятся только Благодати, которая опаляет их».

Отец Валентин (Мордасов) в своей книге «1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам» отвчает на вопросы об использования ладана, в том числе херувимского.

Хорошо ли кадить дома ладаном? Можно ли это делать мирянину? Некоторые утверждают, что каждение действенно, только когда это делает священник?

Кадить ладаном хорошо там, где есть действие бесов, посему и мирянину по нужде можно кадить ладаном. Например, духовнобольным хорошо совершать каждение. Но носить ладан вместе с крестом на груди — нельзя, поскольку так он по святости как бы приравнивается к кресту.

Читать еще:  Сила мечты. Фотопроект, который не оставляет равнодушных

Что такое «херувимский ладан» и каково его отличие от обыкновенного?

«Херувимский ладан» — это ладан, который побыл в кадиле (и вынут) на Херувимской песне. Это просто местный благочестивый обычай: херувимский ладан имеет большую силу на бесов, чем обыкновенный.

Мацеевич Л.С. в своих «Одесских заметках о Магницком» // Русский архив. 1898. № 2 пишет: «Лица духовного звания утверждали, что Магницкий в вере был «совершенный простец».

Сам же бывший попечитель Казанского округа в узком кругу заявлял: «Моя вера — кучерская… мы с кучером ходим в одну церковь…В какую церковь мой кучер, туда и я. А если в ней несколько священников, то если я застану в церкви кого-либо из них, то — это он, мой духовник».

Он глубоко верил в силу молитвы: «Сказано: просите и дастся вам; я так и верю. У Бога, как у отца, нужно прямо просить того, в чем есть нужда. Если нуждаешься в сапогах, так и молись: Господи, дай мне сапоги! Если у меня нет дров, я буду просить и молиться об этом, и Бог так сделает, что у меня будут дрова». Когда у него случались семейные раздоры с женой-француженкой, то он видел в них «наваждение дьявола» и поэтому «всякий раз кропил стены святою водою и курил в комнатах херувимским ладаном. Этим он прогонял бесов, как причину раздора«.

В книге «Записки Николая Александровича Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима» я обнаружил интересный момент о «херувимском ладане»: «После обеда и вечернего ее же чаю она послала меня прямо в пещеры Дальние, и отец Иларион проводил меня в келлию преподобного Феодосия, окурил не только келлию угодника Божиего, но и всю пещеру росным Херувимским ладаном, окропил меня, келлию и всю пещеру святою водою.

Ибо, по его словам, согласным с прежде еще в Воронеже мне сказанными словами высокопреосвященного Антония, много пакостей делают бесы ночующим в пещерах, и многие умирали даже от ужаса; почему лаврское начальство и принуждено было воспретить свободное для всякого невозбранное ночеванье в пещерах, как было некогда в давние прежние времена, кроме особых письменных на то от самого митрополита разрешений, как и мне было дано».

Лечение.

Считалось, что от кликушества может уберечь (излечить) купание в крещенской проруби; накладывание пелены от рак преподобных; девятичинная просфора; пепел из церковных кадил (от трех великих обеден или «херувимский» ладан из Киева): ладанный пепел двенадцать зорь настаивают на богоявленской воде, взятой из трех — или из двенадцати — церквей, а затем поят этим настоем больных (Калуж., Орл. и пр.). (Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука, 2000)

Магия. Поиск кладов

У пасхальной ночи свои сюрпризы. В субботу с наступлением темноты надо отправляться за околицу искать клады. И сигнал — огоньки. Кладоискателям надо взять крест, херувимский ладан, страстную свечку и знать при этом воскресную молитву. Только упаси вас Бог произносить браные слова во время поисков. (Вячеслав Федоров. «Пираты Волги»)

Благовония

всё о благовониях и курениях

Херувимский ладан

Решил в этом постинге начать сбор материалов относительно «Херувимского ладана». Пожалуйста, пишите в комменты если что-нибудь интересное встретится. Для начала статья, которую я написал для Википедии:

Херувимский ладан — недогоревшие кусочки (огарины) ладана, которые остаются в кадиле после каждения во время исполнения Херувимской песни. В старину им приписывали целебные свойства.[1] В России XVIII—XIX веков «херувимский ладан» считался лечебным средством. В среде духовенства считалось, что священнику не стоит давать такой ладан прихожанам, так как использование его в лечебных и магических целях является «полуязыческим суеверием». Особенно эта традиция была укоренена в Киево-Печерской лавре для лечения кликуш.[2]

«Пишешь, что и святую воду пьешь, и херувимский ладан куришь, а мира не обретаешь. Святую воду следует пить реже, а херувимский ладан не кури. Не поможет тебе никакой ладан, так как все дело в высокоумии, от котораго усиливаются все твои душевныя брани, и ты лишаешься мира». — Собрание писем преподобного Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим.

В русской народной магии такой ладан использовался в кладоискательстве. При поиске клада кладоискатель должен был иметь при себе крест, херувимский ладан, страстную свечу.[3]

На данный момент нет письменной или устной информации, подтверждающей использование «херувимского ладана» в наши дни. В церковных лавках сейчас можно встретить ладан с таким названием, но это лишь дань древней традиции.

Сама идея «херувимского ладана», как и связанные с ним поверья, русскими авторами в XIX веке воспринималась с некоторой иронией. Так, например, Николай Лесков в «Мелочах архиерейской жизни» писал: «Иноческое фанатизирование довело этого человека до того, что он совсем очудачел. Он не только „целоденно молился“, но даже спал в какой-то освященной „срачице“, опоясанный пояском с мощей св. Митрофана, в рукавичках св. Варвары и в шапочке Иоанна Многострадального, а проснувшись, занимался химией: дробил „херувимский ладан“ из пещеры гроба и гомеопатически рассиропливал св. елей и воду для раздачи несчастным».[4].
[править]Примечания

Читать еще:  Кто такой епископ. Православный архиерей: кто это такой и чем занимается в церкви

1 Херувим // Толковый словарь живого великорусского языка
2 Марина Власова. «Русские суеверия» М., Азбука, 2000 стр. 239
3 История кладоискательства на Руси
4 Н. С. Лесков. «Мелочи архиерейской жизни». Собрание сочинений в 11 томах. Т. 6. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957

Из жития монахини Досифеи.

Затворница Досифея (до монашества Дария) подвизалась в Китаевской мужской пустыне, выдавая себя за монаха — Досифея. Досифею приходил народ за советами и утешением. Советы его были мудры; он был прозорлив и читал в сердцах людей. В 1770 году он предсказал страшное несчастие, причем давал приходящим по кусочку херувимского ладана, приказывая покурить им в своем доме. Скоро началась моровая язва, причем она миновала дома тех, кто получил ладан.

«Сказание о преподобной Досифее, подвизавшейся под именем старца-затворника и рясофорного монаха Киево-Печерской лавры Досифея». Киев, 2007.

Благовония. Ладан. — отзыв

Ладан – Символ святости, божественное благоухание чистой жизни. Дарует защиту, душевные силы, очищает пространство и энергетику!

Ладан — это аромат солнца, символ святости, аромат доблести и божественное благоухание чистой жизни, дарующее защиту, успех, душевные силы, вдохновение. Иногда в церковном обиходе ладаном называют и другие ароматические смолы, используемые для каждений при богослужении. В Песни песней упоминается, что ладан — составная часть Фимиама из 11 благовоний, воскурявшегося в Храме.

Отдельно нужно сказать, что существует еще и Херувимский ладан — недогоревшие кусочки ладана, которые остаются в кадиле после каждения во время Литургии при исполнения Херувимской песни. Они обладают целебными свойствами. В церковных лавках и сейчас можно встретить ладан с таким названием, но это всего лишь дань старинной традиции — он, конечно, не из кадила!

Ладан при нагревании размягчается и распространяет сильный бальзамический аромат, очень приятный, сладко-смолистый. При перегревании возгорается и горит сильно коптящим пламенем.

Сейчас в официальной медицине ладан не используется, но в народной медицине он входит в состав некоторых мазей от различного рода нагноений, мастита, фурункулов и даже некоторых опухолей.

Кроме церемониального, ритуального и лечебного назначения, ладан используется в парфюмерии и косметике. Еще древние египтяне применяли его для приготовления омолаживающих масок для лица. Он особенно полезен для увядающей кожи: возвращает ей свежий вид и замедляет образование морщин, разглаживая уже появившиеся морщинки, повышает упругость, выравнивает её цвет. Прекращает выпадение волос, повышает их эластичность, устраняет перхоть.

Эфирное масло ладан оказывает сильное регенерирующее и ранозаживляющее действие, его можно испоьзовать при порезах или воспалениях. Благотворно воздействует на дыхательную систему. Это — один из лучших легочных антисептиков, успокаивает кашель, особенно показан при хронических бронхитах, хорошо помогает при астме, не говоря уже об эффективности против насморка, устраняет ринит, воспаления гайморовых пазух. Последнее неоднократно проверила на себе, осенью и зимой в сезон простуд и ОРВИ!

Эфирное масло ладана устраняет бессонницу и ночные страхи, эффективно при синдроме ожидания неудачи. Мощное средство от депрессии и нервного истощения.

Кроме того, аромат ладана повышает сопротивляемость энергетической оболочки к негативным воздействиям. Если кто-то пожелал вам зла или сглазил, если вы ощущаете упадок сил и энергетический дискомфорт, то после окуривания ладаном энергетика очищается и восстанавливается, а чужеродная энергия которую вам навязали вернется обратно к источнику, откуда вам ее навязали. Ладан – эффективный перераспределитель энергии по справедливости, для воздаяния каждому по делам и мыслям его; помогает разрывать эмоциональные связи с прошлым, что особенно актуально для людей, склонных зацикливаться на прошлом, уходить в прошлые обиды или грезы в ущерб настоящему.

Ладан обладает способностью замедлять дыхание и приводить человека в состояние глубокого спокойствия, что как раз и необходимо для молитвы или медитации. В дыме ладана содержится химическое вещество ацетат инценсола, оказывающий антидепрессивное действие — потому нам так хорошо и благостно в храме и некоторое время после службы.

Это свойство ладана можно использовать и дома.

Но я не использую больше угольные таблетки — так ладан сгорает очень быстро, слишком дымно, образуется едкая гарь. Я его помещаю в термостойкую емкость и оставляю медленно нагреваться, где он потихоньку размягчается, или плавится (некоторые сорта церковного ладана плавятся и текут), мягко дымит и насыщает воздух в доме волшебным целительным ароматом. Важно помнить, что чем медленнее и меньше нагрев, тем тоньше будет аромат благовоний.

А еще я обожаю парфюмы с ароматом ладана! Один из самых любимых — восхитительная Daphne от Comme des Garcons!

С меня отзыв о Дафни. Я о многих парфюмах писала, а к ней у меня трепетное отношение, этот отзыв надо «выносить»)))

Одним словом, ладан — это эффективное и безвредное восхитительно ароматное средство, обладающее массой положительных эффектов. Для ладана минусов не существует, если вы не одержимы нечистой силой, его не переносящей.

Всем доброго здоровья духовного и физического!)))

Ладан

  • Бальзам
  • Византия
  • Галилея
  • Гардения
  • Гефсиманский
  • Горный
  • Жасмин
  • Кедр
  • Лаванда
  • Лилия
  • Мастика
  • Мёд
  • Ночной цветок
  • Полевые цветы
  • Роза
  • Сирень
  • Скитский
  • Сосна
  • Фавор
Читать еще:  Самое интересное о космосе

Ладан. Благовоние, пришедшее из древности

Использование в богослужении благовоний пришло к нам из глубокой древности. Обряд каждения совершался в храме уже в Ветхом Завете.

Как и свеча, и возжигаемый в лампаде елей, ладан является нашей жертвой, приносимой Богу. Его символическое значение богато и многообразно: это и напоминание о духовном благоухании добродетелей, и образ молитвы, летящей к Богу – вспомним великопостное песнопение: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». Наконец, создавая в храме приятное благоухание, ладан напоминает верующим о красоте Небесного Царствия.

Как мы помним, ладан принесли Новорожденному Господу Иисусу Христу волхвы. Этот дар указывал на Его Божество. Соответственно, золото Богомладенцу принесли как Царю. Смирну же – вещество, напоминающее ладан и также изготавливаемое из древесной смолы, но не имеющее выраженного аромата, – как Человеку, Которому предстоит умереть.

Качественный церковный ладан при каждении дает благовонный аромат без неприятных примесей или послевкусий, не чадит, не вызывает аллергии. Хорошо, когда он сгорает полностью, не оставляя углей или кокса.

Изначально под словом «ладан» подразумевалась смола ладанного дерева Boswellia, произрастающего в Аравии и Восточной Африке. В России такой ладан именовался ливанским. Смолу Boswellia собирают методом, который знаком отечественным любителям березового сока: из надреза, сделанного на коре. Разница состоит лишь в том, что сборщики смолы дожидаются, пока она немного подсохнет, и лишь затем снимают ее и начинают перерабатывать.

Во многих храмах России, у приходов которых не было возможности использовать столь дорогое заморское вещество, для каждения применяли смолу деревьев хвойных пород, в которую добавляли ароматические травы: анис, богородскую траву (тимьян, чабрец), а также мед, либо не добавляли ничего. И сегодня еще можно встретить кедровый ладан с великолепным хвойным ароматом. При изготовлении ладана из хвойных пород дерева смолу выдерживали несколько лет или проваривали особым способом, чтобы убрать из нее скипидар, дающий неприятный запах.

В литературе, описывающей церковный быт Царской России, часто встречается словосочетание «росный ладан». Такой ладан изготавливали из привозной бензойной смолки, в которую добавлялись другие виды смол. Сама по себе бензойная смолка имеет довольно резкий запах, который может даже вызвать легкий спазм дыхательных путей, поэтому задачей производителей было смягчить его и сделать приятным. Дореволюционный рецепт росного ладана считается утерянным.

В наши дни при производстве ладана могут использоваться различные составы, как натуральные, так и химические.

На Афоне изготавливают ладан, состоящий из смеси смолы Boswellia и ароматических масел. С натуральными маслами обычно смешивают синтетические: они смягчают аромат и удешевляют производство. По этому методу ладан, именуемый афонским, делают и в других частях света. Смолу смешивают с ароматизаторами, раскатывают в тесто, измельчают. Иногда обрабатывают специальной посыпкой, чтобы кусочки не слипались.

Появляются и авторские сорта очень дорогого ладана, создаваемые небольшими партиями на основе ценных пород дерева, таких как сандал, а также трав и натуральных масел.

Помимо символического значения ладан имеет и утилитарный смысл: ладан хорошо обеззараживает воздух. К тому же, натуральный ладан, изготовленный из смолы Boswellia, обладает антидепрессивными свойствами.

Библейский рецепт ладана

В Библии приводится рецепт изготовления ладана, открытый Моисею Самим Богом: «Возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну, и сделай из них искусством составляющего масти курительной состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред Ковчегом Откровения в Скинии собрания, где Я буду открываться тебе. » (Исх., 30, 34–36). Что же за вещества использовались в этом рецепте?

Стакти (другие названия – стиракс, бензойная смолка, каменная смирна) – это смола дерева Styrax Benzoin, которое произрастает в Индии и Юго-Восточной Азии. Как мы видим, росный ладан, применявшийся в дореволюционной России (см. выше), имеет очень древнее происхождение.

Оних (ладанник, ладанная камедь, лабданум) – смола цветков каменной розы Cistus Ladaniferus, которая также растет в Средиземноморье.

Халван (гальбанум, ферула) – камедесмола многолетнего травянистого растения Ferula Galbaniflua Boiss, родиной которого является Иран.

Ливан (олибанум, ладан) – смола дерева Boswellia, о которой мы уже упоминали выше.

Эти вещества в различных комбинациях применяются при изготовлении ладана и в наши дни.

Приобретение и доставка ладана

Купить ладан вы можете на нашем сайте либо приехав к нам на склад-магазин. Если вы выбираете второй вариант – пожалуйста, заранее позвоните нам, чтобы мы были уверены, что сможем предоставить всю интересующую Вас продукцию.

На нашем сайте ORTOX вы можете найти и заказать церковный ладан с разными ароматами: Амбра, Благовещенский, Букет Афона, Византия, Вифлеем, Жасмин, Кипарис, Миро, Назарет, Небесная мелодия, Роза, Цветок лимона, Мёд, Горный, Скифский, Гефсиманский, Лаванда, Цветок липы и другие.

Фасовка ладана в нашем магазине представлена различная, вы можете купить килограммовую коробку одного аромата или набор с разными ароматами в небольших баночках. Также у нас есть мягкий ладан, он экономичнее, чем обычный сухой.

Осуществляется доставка изделий транспортными компаниями по всей России.

Покупка через сайт осуществляется при сумме заказа от 2000 рублей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector