0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кураев основы православной культуры. Новый учебник «основ православной культуры»

Учебнику Кураева по основам православия подготовили замену

Екатеринбургская епархия РПЦ представила свое новое пособие

Фото сайта ekaterinburg-eparhia.ru

В Екатеринбурге готовят замену учебнику «Основ православной культуры» авторства Андрея Кураева, не так давно лишенного сана. Епархия РПЦ эти события не связывает, но после избавления от Сергия (Романова) ее педагогическое творчество выглядит как попытка использовать региональный опыт борьбы с «ересями».

О том, что в скором времени при участии епархии будет издан новый учебник для 4-х классов по православной культуре, объявил 17 февраля глава Екатеринбургской митрополии. «Работу над учебником ведет серьезный коллектив авторов, учебник уже готовится к передаче на экспертизу, – сообщил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений (Кульберг). – Мы надеемся, что к следующему учебному году пособие поступит в школы на апробацию».

Он добавил, что проект реализуется по поручению министра просвещения РФ Сергея Кравцова. Необходимость написания нового пособия в региональном Министерстве образования объяснили невысокой востребованностью именно «Основ православия».

Автором наиболее известного учебника, который используют для преподавания православного модуля, был Андрей Кураев. В беседе с «НГР» Кураев заявил, что в этой новости для него «нет ничего нового». «Екатеринбургская епархия давно готовила свои учебники, – сказал он. – Читая другие учебники, я вижу их три больших недостатка. Первое – они педагогически плохие. Там масса терминов, и происходит перегрузка количества новых слов за урок. Второе – мне непонятно, зачем эти темы и сюжеты были выбраны для рассказа детям. И третья проблема заключается в том, что пособия имеют религиозно-интродукционный характер, а не культурологический. Когда подобные учебники готовят под руководством епископов, то задача ставится воцерковить детей. Задача замечательная, но совершенно чуждая системе светского государственного образования». «Не видя еще нового учебника, не могу ничего сказать, но, зная митрополита Евгения, который начинал свою церковную карьеру с погрома выставки в Москве, не думаю, что в новом издании эти условия будут соблюдены», – отметил Кураев. Он добавил: «Совершенно понятно, что уже много лет стараются предать меня забвению, забыть Герострата. Для меня ничего нового здесь нет, скорее я удивляюсь тому, что мой учебник до сих пор издается и не предан анафеме, хотя иногда звучат голоса, что было бы неплохо его издать под другим именем».

Напомним, что 29 декабря 2020 года Епархиальный церковный суд Москвы принял решение о лишении его сана протодиакона. Вердикт должен вступить в силу после утверждения его патриархом Кириллом. В конце января глава Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) предупредил, что изверженный из сана Кураев может быть вообще отлучен от церкви.

Евгений (Кульберг) возглавляет митрополию совсем недавно, но именно при нем произошел штурм силовиками Среднеуральского монастыря 29 декабря 2020 года, а Сергий (Романов) арестован. 5 февраля стало известно, что Екатеринбургская епархия зарегистрировала Среднеуральский монастырь в качестве отдельного юридического лица. Таким образом, митрополиту Евгению, кажется, удалось избавиться от скандального экс-схиигумена. Администрации и сотрудникам этой уральской епархии, выдержавшим бой со столь влиятельным «еретиком», вероятно, хочется попробовать свои силы в масштабах всей страны. Ведь они поднаторели в зачистке церковного учения и дисциплины от уклонов различной направленности.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Произведение: Основы православной культуры (учебник для 4-го класса)

Пробная версия учебника основ православной культуры для 4-го класса общеобразовательной школы

Категории

  • Интересующимся
  • Новоначальным
  • Приходским работникам
  • Регентам, певчим, клирошанам
  • Переводы Библии
  • Святоотеческие толкования
  • Ветхий Завет
  • Новый Завет
  • Пятикнижие Моисея
  • Исторические книги Ветхого Завета
  • Учительные книги Ветхого Завета
  • Книги Пророков
  • Евангелия
  • Деяния, Соборные послания и Апокалипсис
  • Послания апостола Павла
  • Современные комментарии
    • Комментарии к Ветхому Завету
    • Комментарии к Новому Завету
    • Комментарии к Пятикнижию Моисея
    • Комментарии к историческим книгам ВЗ
    • Комментарии к учительным книгам ВЗ
    • Комментарии к книгам Пророков
    • Комментарии к Евангелиям
    • Комментарии к Деяниям, Соборным посланиям и Апокалипсису
    • Комментарии к Посланиям апостола Павла
    • Мужи апостольские. I—II века
    • Апологеты. II—III века
    • Вселенские соборы. IV—VIII века
    • Средневековье. IX—XV века
    • Новое время. XVI—XIX века
    • Современность. XX—XXI века
    • Молитвы, тексты богослужения
    • На церковнославянском языке
    • На русском языке
  • Практика духовной жизни
    • Святые Отцы о духовной жизни
    • Современные авторы о духовной жизни
  • Систематическое богословие
  • Проповеди, беседы
  • Апологетика
  • Философия
    • Наука и религия
    • История философии
    • Русская философия
    • Западная философия
  • Патрология
    • Монографии
    • Общие руководства
  • Литургическое богословие
  • История Церкви
    • История Др. Церкви
    • История Церкви в XVI—XXI вв.
    • История монашества
    • Светская история, паломничества, путешествия
  • Единство и разделения христиан
  • Религиоведение
  • Искусство и культура
    • Иконопись. Живопись. Архитектура
    • Кино и театр
    • Музыка
    • Литература
  • Публицистика
  • Жития святых, биографии
    • Патерики, сборники
    • Жития
    • Биографии
  • Мемуары, дневники, письма
  • Семья и воспитание
    • Любовь и брак
    • Воспитание и педагогика
  • Психология и терапия
  • Благотворительность
  • Материалы на иностранных языках
    • Русская литература
    • Переводная поэзия
    • Русская поэзия
    • Зарубежная литература
    • Документальные фильмы
    • Художественные фильмы
    • ТВ-передачи
    • Семейное кино
    • Богослужебное пение Русской Православной Церкви
    • Колокольный звон
    • Песнопения поместных церквей
    • Классическая музыка
    • Авторская песня
    • Эстрадная песня
    • Этно, фольклор, народная музыка
    • Духовные канты, стихи, песни, романсы
    • Современная вокальная и инструментальная музыка
    • Учебные материалы по музыке и пению
    • Просветительское
    • Развлекательное
    • Художественное
    • Музыкальное

    Группа Вконтакте

    Facebook группа

    • Читать

    Основы православной культуры (учебник для 4-го класса)

    Пробный учебник диакона Андрея Кураева по основам православной культуры для 4-го класса общеобразовательной школы. Предполагается, что это первая часть из двух учебников — для 4-го и 5-го классов. В тексте отсутствует (пока не готовый) Урок 3 «Отношения Бога и человека в православии».

    Основы православной культуры

    (Учебник для четвертого класса)

    Урок 1 курса «Основы Православной культуры».

    Россия – наша Родина

    Вы узнаете:

    — Чем богато наше Отечество.

    — Что такое традиции и для чего они существуют.

    Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину.

    Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей.

    С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна.

    Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга.

    Пятьдесят лет назад над землей взлетел один никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу страну. И теперь мы с гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире космонавта.

    Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.

    Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.

    И Родину, и ценности ты получаешь в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Источник ценностей понимается по-разному.

    Верующие убеждены, что ценности люди получают от Бога. Бог дает людям нравственный закон — знание о правильной жизни, о том, как избежать зла, страха и болезней и даже смерти, не причинять вред другим, жить в любви, гармонии и согласии с людьми и окружающим миром.

    Люди, которые не придерживаются определенной религии, считают, что ценности – это самые важные знания о жизни, которые младшие получают от старших, а те – от еще более старших и опытных поколений. Такая передача ценностей, или традиция, происходит в семье. Вспомни, родители часто говорят тебе о том, что следует одеваться по погоде, соблюдать правила гигиены, избегать опасных ситуаций. Почему? Потому что, если ты не будешь соблюдать эти простые правила, то может возникнуть угроза для твоего здоровья. Так происходит не только в семье, но и в обществе. Ценности – это простые правила общественного поведения. Они предостерегают нас от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Подобно родителям, старшие поколения заботятся о младших и передают им свой духовный опыт, полученный ими, в свою очередь, от предыдущих поколений.

    Читать еще:  О каноне Андрея Критского, инопланетянах и марках холодильников

    Откуда бы ни происходили ценности, все люди убеждены в их исключительной важности для жизни. Без ценностей жизнь человека обесценивается, теряет смысл.

    Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония.

    Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определенную духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.

    Наше Отечество богато своими духовными традициями. Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.

    Ты выбрал для изучения одну из величайших духовных традиций России. Другие ребята, чьим семьям ближе другие религиозные или светские традиции, существующие в нашем Отечестве, будут знакомиться со своей культурой. Жизнь России и каждого из ее граждан основана на многообразии и единстве великих духовных традиций. Внимательно изучай традицию своей семьи. Не забывай делиться полученными ценностями с другими людьми – чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Помни, что у разных людей могут быть разные святыни и надо быть осторожным, чтобы не обидеть другого человека. Святыни другого человека могут в начале казаться для тебя непонятными, но топтать их нельзя. Эти ценности ты откроешь для себя в будущем.

    Обсуждаем Учебник по ОПК

    по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы

    В начале заседания, которое состоялось 28 декабря 2010 года в храме Христа Спасителя, к членам Редакционного совета обратился Святейший Патриарх Кирилл. Более чем десятилетние дебаты, сказал Предстоятель Церкви, наконец закончились, черту под ними подвело решение Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева о проведении в этом году масштабного эксперимента по преподаванию в 19-ти регионах России основ православной культуры, других религиозных культур, религиоведческой дисциплины и светской этики. Таким образом, на государственном уровне признано, что человек в нашей стране может и должен иметь свободу выбора мировоззрения. Дискуссии об этом, подчас очень некорректные, ожесточенные, провоцировавшие напряжение в нашем обществе, завершены, осознано наконец, что существует потребность людей в изучении основ своего самостояния в нашем непростом мире.

    Очевидно, отметил Святейший Патриарх, что в обществе налицо нравственный кризис, — отсюда и все так называемые техногенные катастрофы, которые мы в изобилии видим в последние годы. Не забудем и про натиск глобализации, в условиях которой нам нужен твердый духовный стержень для того, чтобы устоять, не потерять своей идентичности. Двадцать лет назад были предприняты огромные усилия по деидеологизации школы — но вместе с тем из нее практически выбросили и воспитательный процесс. Можно привести аналогию: боролись с коммунизмом — чуть не разрушили страну. Теперь все осознали, что школе необходимо вернуть воспитательные функции. Но для того, чтобы это сделать, нужна твердая опора. Такой опорой являются для большинства людей в России традиционные религиозные ценности, для миллионов наших граждан — это Православие.

    Заседание Редакционного совета по написанию учебника и методических материалов

    Когда я ставил задачу по созданию православного учебного модуля, сказал далее Святейший Патриарх, то дал разработчикам несколько наказов. Первый заключался в том, чтобы на основе религиозной традиции была ясно вычленена и представлена система основополагающих нравственных ценностей, проистекающих из христианства, но изложенных применительно к современной жизни.

    Очень важно, подчеркнул Первосвятитель, чтобы во всех курсах — будь то основы культуры других традиционных религий, религиоведческий курс или курс светской этики — в фокусе был бы один и тот же нравственный облик человека, иначе мы породим такую множественность взглядов и убеждений, которая может привести и к конфронтации.

    «Второе задание, которое было мною дано, — это исключение полемики с носителями других традиционных взглядов, — отметил Святейший Патриарх. — Для того чтобы научить детей, которые являются носителями разных мировоззрений, жить вместе, трудиться вместе, служить общему благу, мы должны исключить всякую полемику в наших учебных курсах».

    Затем состоялось детальное обсуждение представленного участникам заседания учебника, в ходе которого был высказан ряд критических замечаний. Святейший Патриарх благословил Редакционную коллегию учесть сделанные предложения и внести в текст все необходимые поправки.

    По итогам заседания было принято решение представить Министерству образования и науки РФ от Русской Православной Церкви рукопись учебного пособия по основам православной культуры профессора Московской духовной академии и семинарии протодиакона Андрея Кураева.

    по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы

    Примечательно, что Святейший Патриарх не ограничился вступительным словом: призвав присутствующих к активному и критическому обсуждению учебника, Первосвятитель и сам подал пример такой критики, высказав целый ряд замечаний по книге. Замечания эти были самого разного плана. Но прежде чем говорить о них, скажем несколько слов о самом учебнике. Бесспорно, это не учебник в традиционном понимании и аналогов ему не было в дореволюционной России. Недаром все противники учебника из «педагогической общественности» в один голос утверждают, что его нельзя «подредактировать» (в отличие от всех других конфессиональных модулей), ибо он имеет характер не столько информационный, сколько миссионерский, и написан не языком учебника, а языком проповеди. Что ж, думается, что это — высшая оценка труда отца Андрея. Как тут не вспомнить, что преподавание традиционного «Закона Божия», во многом отягощенное казенщиной и формализмом, и в дореволюционной школе отнюдь не предотвратило революционного брожения умов. И вряд ли стоит ожидать, что пособия старого типа будут иметь успех у современных четырех-пятиклассников, выросших в условиях невиданного в прежние эпохи «информационного взрыва».

    Что же касается курса отца Андрея Кураева, то явственно ощущается, что на нем почил дух свободы. Он написан не в декларативном стиле, а как руководство к собственным размышлениям. В нем нет ни хронологической последовательности изложения материала, характерной для «Закона Божия», нет и последовательности логической, присущей учебникам по православному вероучению. Автор зачастую отталкивается от языка (откуда взялось слово «спасибо»?), приучает детей и к этимологическим экскурсам (хотя некоторые будут возражать — не рано ли?), заставляет задуматься о простых, казалось бы, вещах: всякое ли богатство — благо, что такое «молитва», и т. д., и т. п.

    Но каждая медаль имеет две стороны — так и отмеченный нами применительно к курсу Кураева дух свободы имеет обратной стороной — несистематичность и некоторый произвол в подаче материала. На все это накладывается стилистика самого отца Андрея — известного полемиста, любителя парадоксов, резковатых суждений, красивых, но не всегда аккуратных выражений.

    Ряд замечаний Святейшего Патриарха был обусловлен именно этими не вполне корректными фразами отца протодиакона, который, например, пишет: «Христос жил в той стране, которая сегодня называется Израиль» — нет, поправляет Святейший Патриарх, это и нынешняя Палестина. Другой пример: перечень народов, ставших на защиту России в 1812 году, автор почему-то начинает с башкиров, и вновь Святейший Патриарх его поправляет.

    Отец Андрей порой «забывает», что факты и понятия, на которые он опирается в своем изложении, школьникам 4-го класса скорее всего неизвестны. Например, говоря о грехопадении, Кураев пишет: «Но вместо пути труда человек предпочел пойти путем магии» (это о вкушении запретного плода), но понятие магии не определяет. Или о Крещении он пишет, что в воды крещальной купели «погружается один человек, а выходит уже другой» (какой именно — это надо пояснить, говорит Святейший Патриарх).

    Некоторые замечания Патриарха Кирилла были довольно неожиданны: так, говоря о содержании урока «Отношение христианина к природе», Первосвятитель заметил, что здесь у автора перекос: о фауне говорится значительно больше, чем о флоре, и что нужно бы сказать о мусоре, о том, что отходами своей деятельности человек загрязняет природу.

    С громадным удовлетворением воспринял я замечание Святейшего Патриарха о двусмысленности приведенного в иллюстративных целях эпизода из произведения «Хроники Нарнии». Мне также было непонятно, о чем там идет речь, поскольку, к стыду своему, этого произведения К. Льюиса, упоминаемого в учебнике Кураева трижды, я не читал (как и «Властелина колец» Толкина, упоминаемого дважды). Думаю, что таких как я немало (а может быть — большинство) и что богатств русской культуры вполне достаточно, чтобы проиллюстрировать любую мысль учебника по ОПК, не прибегая к иностранным «фэнтези» (чтобы адекватно воспринять предлагаемый материал неужели я непременно должен быть «толкинистом»?)

    Говоря о том, что человек может идти путем, ведущим к святости, отец Андрей заканчивает пассаж сентенцией: и тогда его имя «станет частью православного календаря», — конечно, это сказано для красоты слога, но Святейший Патриарх спросил: а что, разве в этом состоит самая большая ценность — попасть в календарь?

    Читать еще:  Пасха: распечатайте листовку для прихожан!

    Заданный Святейшим Патриархом деловой тон встречи был подхвачен и присутствовавшими членами Редакционного совета — после такого примера им было выступать легко и свободно, и многие высказали немало ценных замечаний. Конечно, не все они были бесспорны. Так, было высказано суждение, что в предназначенном для детей учебнике «слишком много убийств и смертей» (взять хотя бы историю о знаменитом «суде Соломона», когда царь предложил «поделить» спорного ребенка, разрубив его мечом пополам). Но эти истории отражали нравственное состояние общества в древности, и Библия здесь не исключение. О том же свидетельствуют многие известные нам с детства сказки — они тоже выглядят чересчур натуралистичными. Так, известнейшая сказка Андерсена «Огниво» начинается с того, как главный, и в общем-то вполне положительный, герой — бравый солдат встретил старуху-ведьму, следуя ее указаниям, раздобыл кучу денег, а потом — вот человеческая благодарность! — взял да и отрубил ей голову за то, что не захотела ему сказать, зачем ей огниво. Но не в том дело, что старые сказки жестоки, — они рисуют мир реальным, то есть исполненным зла и страданий, но добро в них всегда побеждает зло, и читая их, хочется быть добрым.

    Обсуждение было исключительно интересным, не все желающие выступить успели это сделать, да и те, кто говорил, сказали далеко не всё (впрочем, все имели возможность переслать свои замечания автору в письменном виде). Мне также показались не совсем уместными в учебнике некоторые обычные для стиля отца Андрея приемы красноречия. Так, говоря о душе, он пишет: есть ты, есть твое тело и есть твоя душа — «разрешите вас познакомить». Другая «красивость» — говоря о том, что Бог вложил в человека огромные возможности для роста, автор добавляет: «Причем этот рост нельзя измерить в сантиметрах».

    Можно привести и ряд примеров, когда пониманию мешает недостаток информации; так, слова Иисуса Христа: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8, 7) — вряд ли будут правильно поняты, если не сказать, что казнью у древних евреев было в некоторых случаях побивание камнями; наверное и слова об «отделении овец от козлищ» трудно будет понять детям (действительно, чем козлятки хуже овечек?), если ничего не знать о «козле отпущения», и т.п.

    Иногда образы, используемые отцом протодиаконом, хотя и ярки, но не совсем точны. Так, говоря о соотношении смертного тела и бессмертной души, он сравнивает тело с ракетой, которая за относительно короткое время выносит космический корабль в его долгий полёт: «Тело умирает, а человек — нет. Просто его душа перестает пользоваться телом. Поломка тела не уничтожает душу». Но как соотнести этот образ с нашим упованием телесного воскресения, без которого будущая вечная жизнь — не более чем царство теней? Неточна и характеристика чудес как «поправок в жизненные сюжеты», — такие поправки чаще всего не требуют сверхъестественного вмешательства, тогда как собственно чудо — это «превосхождение чина естества», т. е. изменение законов природы.

    Не всегда можно согласиться с подбором иллюстраций — художественных и поэтических: не всегда приводимые стихи совершенны с литературной точки зрения; весьма спорна идея включать в учебники произведения ныне живущих авторов.

    Но все эти замечания, сколько бы их ни приводить и как бы они ни были существенны, меркнут и отступают на второй план по сравнению с главным достоинством книги, с решаемой — и решенной — отцом Андреем главной задачей: написать о Православии интересно.

    Через несколько дней отец Андрей прислал по почте рукопись учебника (для внесения туда замечаний) — и я поразился тому, что практически все сделанные на заседании Редакционного совета замечания он уже учел, внеся необходимые исправления. Так стоило ли тогда об этом и говорить, раз все уже исправлено автором? Все же, думаю, стоило, чтобы показать, сколь непростое это дело — создание современного учебника по ОПК, и как много усилий, в том числе и Предстоятеля нашей Церкви, было положено на это благое дело.

    Материал опубликован в газете «Церковный вестник» №1-2, 2010 г.

    Фото с сайтов «Радонеж» и «Патриархия.ру»

    Основы православной культуры (учебник Кураева)

    официально рекомендованный [1] Министерством образования и науки России учебник по школьному предмету Основы православной культуры, преподаваемому в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» [2] . Автор учебника — протодиакон А. В. Кураев. Иллюстратор — О. Иванова.

    Содержание

    • 1 содержание учебника
    • 2 Создание учебника
    • 3 апробация учебника
    • 4 методические пособия
    • 5 рецензии
    • 6 источники

    содержание учебника

    На апрель 2010 года курс состоит из 4-х блоков, блоки 1 и 4 — общие для всех учеников, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики, в который входит и модуль ОПК [3] .

    Первая половина курса (для 4-й четверти IV класса)

    Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

    • Урок 1. Россия — наша Родина.

    Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

    • Урок 2. Православие и культура.
    • Урок 3. Отношения Бога и человека в православии. Данный урок подвергся серьёзной редакторской правке в издательстве «Просвещение» сравнительно с авторским вариантом, предложенным Андреем Кураевым [4] .
    • Урок 4. Православная молитва.
    • Урок 5. Библия и Евангелие.
    • Урок 6. Проповедь Христа.
    • Урок 7. Христос и Его Крест.
    • Урок 8. Пасха.
    • Урок 9. Православное учение о человеке.
    • Урок 10. Добро и зло. Совесть.
    • Урок 11. Заповеди.
    • Урок 12. Милосердие.
    • Урок 13. Золотое правило этики.
    • Урок 14. Храм.
    • Урок 15. Икона.
    • Урок 16. Зачетные задания.
    • Урок 17. Обобщающий урок.

    Вторая половина курса (для 1-й четверти V класса)

    Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).

    • Урок 1 (18). Как христианство пришло на Русь
    • Урок 2 (19). Христианское отношение к природе
    • Урок 3 (20). Христианская семья
    • Урок 4 (21). Христианин на войне
    • Урок 5 (22). Христианин в труде
    • Урок 6 (23). Подвиг
    • Урок 7 (24). Заповеди блаженств
    • Урок 8 (25). Зачем творить добро?
    • Урок 9 (26). Чудо в жизни христианина
    • Урок 10 (27). Какими Бог видит людей
    • Урок 11 (28) Литургия
    • Урок 12 (29). Монастырь

    Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)

    • Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
    • Урок 31. Подготовка творческих проектов.
    • Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т. д.
    • Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка — защитник Родины», «Мой друг», и т. д.
    • Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)

    Создание учебника

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года N 1578-р [5] был утверждён план мероприятий по апробации в 2009—2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего «Основы православной культуры», а также перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в 2010—2011 годах в апробации комплексного учебного курса. План мероприятий предусматривал и разработку учебных пособий по модулю «Основ православной культуры» [6] . В соответствии с этим распоряжением Министерство образования и науки было обязано заключить соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса, предусмотренной планом, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, а также обеспечить координацию и контроль реализации плана.

    24 ноября 2009 года приказом Министерства образования и науки был утверждён состав Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009—2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего «Основы православной культуры», в который вошёл ряд представителей власти, в том числе высокопоставленные чиновники Минобрнауки и управления президента, а также представители научных и религиозных организаций, преподаватели светских и религиозных образовательных учреждений [7] .

    1 июля 2009 года распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла были образованы Редакционный совет и Редакционная коллегия по написанию нового учебника «Основы православной культуры» под руководством протодиакона Андрея Кураева [8] .

    Одним из условий для всех учебников по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» было поставлено отсутствие критики других религий и отсутствие утверждений, которые могли бы быть использованы как аргументы о превосходстве одной религии над другой [9] .

    16 ноября 2009 года в Москве состоялось первое заседание Редакционной коллегии по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы.

    Читать еще:  Свобода как познанная необходимость. Социально-политическая деятельность и развитие общества Почему свобода есть познанная необходимость

    На рассмотрение редколлегии поступили два проекта учебника ОПК для учащихся 4-5 классов: составленный доктором педагогических наук Л.Л. Шевченко и составленные о. Андреем Кураевым.

    Возглавляемая о. Андреем Кураевым редколлегия постановила принять текст, подготовленный группой во главе с о. Андреем Кураевым, за основу будущего учебного пособия для 4-го класса начальной школы. Редколлегия, и в том числе сам о. Андрей Кураев, с одобрением отметила адаптированность текста к сознанию детей, его подчеркнутую моральную составляющую, эмоциональную насыщенность [10] [11] [12] .

    28 декабря 2009 года в Красном зале палат Храма Христа Спасителя в Москве состоялось первое заседание Редакционного совета под председательством патриарха Кирилла. После дискуссии [13] было принято решение представить для участия в федеральном эксперименте по преподаванию основ религиозной культуры и светской этики в 2010—2012 гг. Министерству образования и науки РФ от Русской православной церкви рукопись учебного пособия по Основам православной культуры профессора Московской духовной академии и семинарии протодиакона Андрея Кураева [14] .

    Затем рукопись учебника была направлена в издательство «Просвещение». По сообщению Андрея Кураева, в издательстве серьёзной редакторской правке и сокращению в 2,5 раза подвергся урок 3 — «Отношения Бога и человека в православии» [4] . По утверждению координатора группы разработчиков учебно-методического обеспечения курса, заведующей кафедрой философии религии СПбГУ Марианны Шахнович, в этом разделе на самом последнем этапе работы появились полторы страницы, связанных с креационистскими представлениями о мире, которых не было в предыдущей версии рукописи. Структура Вселенной интерпретировалась не с точки зрения современной физики, а с богословских позиций [15] . Заслуженный юрист Российской Федерации, автор Конституции России Сергей Шахрай провёл экспертизу упомянутого раздела и в ответе главе Минюста заявил, что «анализ текста урока 3 „Отношения Бога и человека в православии“ позволяет сделать вывод об отсутствии в исследуемом тексте учебника противоречий Конституции Российской Федерации и установленному ею светскому характеру государства» [16] .

    В марте 2010 года учебник был напечатан в издательстве «Просвещение» тиражом 82000 экз. Данный тираж преднаначен для распространения в школах по заявкам родителей. По сообщению автора учебника А. Кураева, в апреле 2010 года было дополнительно напечатано 10000 экз. учебника для свободной продажи [17] . В самом дополнительном издании указан тираж 20000 экз.

    апробация учебника

    В феврале-марте 2010 года руководитель коллегии по подготовке учебника протодиакон Андрей Кураев по благословению Патриарха Кирилла и при поддержке Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ (епископ Меркурий) в рамках апробации учебника провёл ряд встреч с педагогами, которые будут принимать участие в федеральном эксперименте по преподаванию ОПК:

    ДатаГородСсылка
    24 февраляКалининградОсновы светской и религиозной этики появятся в школьной программе в апреле // Калининградская ГТРК, 24 февраля 2010.
    26 февраляВологдаИзвестный богослов и профессор МГУ Андрей Кураев встретился с вологодскими педагогами // Новости Вологодской области, 26 февраля 2010.
    27 февраляЧереповецПротодиакон Андрей Кураев: Родители сами выберут, какую религиозную культуру изучать их детям // Официальный сайт г. Череповца, 2 марта 2010.
    1 мартаКурганКурганскую епархию посетил известный миссионер, профессор Московской духовной академии, протодиакон Андрей Кураев // Сайт Курганской и Шадринской епархии, 3 марта 2010.
    2-3 мартаНовосибирскПротодиакон Андрей Кураев встречается с учителями // Православие и мир, 10 марта 2010.
    4-5 мартаТомскОсновы православной культуры — от растерянности к поиску (Православие и мир, 16 марта 2010); 4 и 5 марта 2010 г. в Томске состоялись встречи с протодиаконом Андреем Кураевым, автором учебника «Основы православной культуры» (видео) (Официальный сайт Томской Епархии).
    10 мартаБиробиджанУчителя готовятся к введению в школах нового предмета // ГТРК Биробиджана, 10 марта 2010.
    19 мартаЕкатеринбургО встрече Андрея Кураева с учителями в Екатеринбурге (видео), 22 марта 2010.
    Православный инструктаж // Газета.ру, 20.03.2010
    22 мартаИжевскТелекомпания «Новый Регион», 22 марта 2010; В течение года удмуртские школьники могут поменять предмет в рамках светско-религиозного курса // Новости Удмуртии и Ижевска, 23 марта 2010.
    24 мартаЧебоксарыФото и видеорепортаж о лекции А. Кураева в Чебоксарах // ГТРК Чувашии, 24 марта 2010.
    25 мартаПензаФото и видеорепортаж о лекции А. Кураева в Пензе // ГТРК Пензы, 25 марта 2010.
    29-31 мартаСтаврополь, Карачаево-Черкесия, ЧечняВ расписании четвероклассников появится новый предмет // ГТРК «Ставрополье», 29 марта 2010.

    методические пособия

    Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом подготовлено Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов [18] к учебнику, написанному Андреем Кураевым.

    рецензии

    На учебник получены положительные заключения Российской академии образования (РАО) [19] и Российской академии наук [20] .

    Учебник А. В. Кураева получил ряд положительных внешних рецензий, включая рекомендации заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ, профессора, академика Российской академии образования А. Г. Асмолова и ещё нескольких академиков РАО [21] . На сайте А. В. Кураева опубликованы отзывы на учебник от академика РАО А. Г. Асмолова, академика РАО А. Ф. Киселёва, академика РАО, заведующего кафедрой философской и психологической антропологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена А. А. Королькова, начальника управления образования и науки Тамбовской области, доктора педагогических наук, профессора Н. Е. Астафьевой, профессора Вильнюсского педагогического университета, эксперта по нравственному воспитанию при Министерстве образования Литовской республики О. Л. Янушкявичене, главного специалиста управления образования г. Железногорск-Илимский Иркутской области В. А. Нечушкиной, руководителя Федерального Агентства по делам молодёжи Якеменко В. Г [22] .

    Церковь не откажется от учебника протодиакона Андрея Кураева по основам православной культуры

    Отвечая в ходе пресс-конференции в ИТАР-ТАСС на вопрос журналиста РИА «Новости» о том, как глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации оценивает учебник отца Андрея Кураева и предложение некоторых православных активистов отказаться от него в связи с возникшим в последнее время общественным резонансом вокруг имени отца протодиакона митрополит Меркурий сделал ряд важных заявлений.

    «Я хочу напомнить, о том, что, хотя учебник часто называют «учебник отца Андрея Кураева», это название весьма условное, поскольку в его написании принимала участие солидная группа профессионалов педагогов. Православных в том числе», — подчеркнул Председатель Синодального отдела. — Этот учебник прошел серьезную государственную экспертизу. Он обсуждался на межведомственном совете в Министерстве образования и науки, и претензий к этому учебнику со стороны Синодального отдела религиозного образования, точно также, как и большинства педагогов, которые преподают по этому учебнику, нет никаких. Более того, составлены отцом Андреем методические пособия для педагогов. Они также прошли соответствующую экспертизу. Я к ним написал предисловие. И я считаю, что этот учебник очень хороший. Заниматься тем, чтобы уничтожать учебники, изымать их – это возвращение во времена существенно худшие, чем Средневековье».

    Также Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации подчеркнул, что «Основы православной культуры» в школах преподаются не только по учебнику о. Андрея Кураева, но и по некоторым другим, например, Людмилы Шевченко, Ольги Янушкявичене.

    Митрополит Меркурий подчеркнул, что процесс создания новых учебников должен быть продолжен: «Вопрос написания учебных пособий для школ – очень важный. На встречах с министром образования и науки Российской Федерации этот вопрос мы поднимали в контексте дальнейшего развития преподавания курса «Основ религиозной культуры и светской этики» по всем годам обучения. Очевидно, что невозможно за один год рассказать о религиозной культуре. Да и мы ставим не столько даже вопрос обучения, сколько воспитания. Религиозная традиция воспитывает человека. Это касается основ не только православной культуры, но и других традиционных религий».

    Митрополит Меркурий считает, что дети, которые заканчивают общеобразовательную школу, изучая свою традиционную культуру, к которой они относятся по своему рождению и принадлежности родителей, обязательно должны знать традиционные для нашей страны культуры ислама, буддизма, иудаизма. Это касается православных людей, это касается представителей других конфессий. Именно так и составлен курс, подчеркнул Его Высокопреосвященство. Он отметил важность того, чтобы учебники по традиционным религиозным культурам были написаны в соответствии с имеющимися межпредметными связями. В том числе с учебниками истории, литературы, учебниками по мировой художественной культуре. «И в настоящее время в этом направлении ведется огромная работа. – отметил Председатель Синодального Отдела. — Я очень радуюсь, что в ней принимают активное участие специалисты: педагоги, культурологи, религиоведы, духовенство. Мы всегда стремились к этому. И результат сегодняшнего нашего взаимодействия меня очень радует. Надеюсь, что еще не один учебник появится, а, как это принято в современном мире, будет еще два и три учебника. Но это будут действительно учебники, которые пройдут экспертизу и будут соответствовать тем высоким задачам, которые перед ними ставятся, а не учебниками, которые будут созданы, чтобы получить госзаказ и финансирование».

    Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» стал в школах обязательным для учащихся 4-5 классов с прошлого учебного года. Родители вместе с детьми могут выбрать для изучения один из пяти модулей: основы православной культуры, ислама, иудаизма, буддизма или светскую этику.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector