0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто занимается алхимией. Алхимия — это донаучное направление в развитии химии

Содержание

Алхимия — это донаучное направление в развитии химии. Алхимия: описание, история, философия и интересные факты

Если обратиться к этимологии данного слова, то оно пришло из арабского ’al-khīmiyā’, которое туда попало из давнегреческого χυμεία — «флюид», или χυμενσιζ — «литьё». Или, может, оно от древнего названия Египта – Хем. Изначальное значение слова «алхимия» — скорее всего, «египетское искусство».

Упоминания об алхимии встречается в древних рукописях Китая и Индии. Уже из данного ясно, что алхимия — это знание, пришедшее из давнего прошлого, из периода осевого времени цивилизации, времени зарождения основных религий и философских знаний человечества.

Возрожденное утраченное

Расцвет алхимии связан с эпохой крестовых походов Средневековья, когда таинственно-метафизические знания, почти утраченные и дошедшие в виде рецептов или практических рекомендаций, подверглись экспериментальной проверке.

История Средневековья наполнена сведениями об ученых, изучавших, как сделать в алхимии золото, и получивших милости королей. И о тех, которые не добились успеха, а некоторые исчезли вместе с лабораториями.

Тогда знания начали возрождаться и оформляться как наука алхимия. История подарила нам имена великих алхимиков Парацельса, Александра Калиостро, Марии-еврейки, Николаса Фламеля, Жоржа Риплея и других. Тогда же появились и цели учения, объяснявшего, что такое алхимия.

Исторические истоки

Практические знания алхимии появляются в мифические времена Небесных императоров Китая, первочеловека Паньгу и Владык, принесших на землю Огонь. Философ Древнего Китая Лао Дзы и Братство Кузнецов дают представление об умении уже тогда добиваться изменений и трансмутации металлов.

В Древней Индии алхимия — это наука о человеке, его внутреннем изменении и мистическом состоянии. Не металлам, как в Китае, а способам и методам развития человека посвящены древнеиндийские алхимические трактаты.

Египетская алхимия имела широкие познания о металлах и камнях, которые и сегодня поражают. Знания египтян воплотились в тайне постройки пирамид и особенностях мумификации. С изысканиями философского камня бессмертия связан миф об Озирисе – боге возрождения и смерти. Согласно мифу, тело человека, умирая, продолжает жить, переходя в другое состояние, бессмертная душа вечно живет в одном теле (вот и причина развития науки мумификации). Считается, что алхимию открыл полубог Гермес Трисмегист, именно поэтому эти знания называют еще герметическими.

Многовековые знания Египта перенимают арабы. У них алхимия — это наука без таинственности. Идеи Аристотеля о взаимопревращении металлов алхимик Аюб Аль Рухави воплотил в трактат о свойствах металлов, на удивление точных. Алхимик Гебер (Джабир ибн Хайан) вводит ртутно-серную теорию происхождения металлов, ставшую основой на многие столетия науки алхимия. На бумаге впервые расшифрованы знания и запечатлены объяснения свойств металлов и возможность их изменений.

Европейская алхимия

Крестовые походы европейцев принесли с собой и арабские знания об алхимии. Наука или магия, но она приобрела множество восторженных приверженцев и благодаря зашифрованным рукописям обросла кучей мошенников и шарлатанов. Долгие годы и правления разных королей попадали под влияние мистического очарования алхимии.

С легкой руки одного из самых преданных поклонников этой науки императора Священной Римской империи Рудольфа II (1552-1612) Прага и сегодня — столица алхимии. По его велению астрологи, алхимики и астрономы поселились на Золотой улочке Праги.

Прародитель Парацельс

С работами этого алхимика, жившего в период 1493-1541 годов, связывают основы знаний, что такое наука алхимия. Им были разработаны задачи европейской науки, сводившиеся к следующим:

  • поиск и изготовление эликсира (философского камня);
  • рождение гомункулуса;
  • поиск алкагеста – растворителя любых веществ;
  • восстановление из пепла живых существ (палигенез);
  • изобретение магической субстанции – мирового духа;
  • поиск способов квинтэссенции;
  • поиск aurum potabile – совершенного лекарства.

Философия алхимии

Философские принципы алхимиков сложны, запутанны и символичны. Вкратце они следующие:

  • Макрокосмос или Вселенная — это продукт Единого Абсолюта или Божественного Сущего. «Все является Одним, а Один является всем».
  • Все существует в единстве противоположностей, дуальности. Все явления, понятия, свойства рассматриваются с противоположных сторон (мужчина/женщина, дух/тело, вода/огонь).
  • Все состоит из алхимических субстанций: Душа, Дух, Тело (Три Королевства).
  • Разделение, очищение и синтез – три этапа алхимического практики и духовной части алхимии.
  • Все живое состоит из главных элементов: Огня, Воды, Воздуха, Земли.
  • К этим элементам прилагается пятый – Философский Меркурий, квинтэссенция четырех элементов.
  • Эволюция, развитие всего идет к предначертанному состоянию абсолютного совершенства.

Таким образом, практическая алхимия действительно искала способ превращения всего в совершенство – в золото. Духовные практики алхимии искали путь, как получить из «нечистых» элементов (обычных людей) духовное золото – мудрость. И с учетом философии, алхимия — это наука о трансмутациях и превращениях.

Направления движения мысли

Первое, что приходит на ум, при рассуждении о том, что такое алхимия, это изыскания способа изготовить золото из неблагородных металлов. Именно это занимало умы средневековых ученых. Золото приобретало все большую власть, и условия требовали поиска способов быстрого обогащения.

Другое направление, которое приобрела алхимия, — это поиск и обретение бессмертия. Множество легенд дошло до наших дней об алхимиках, которые нашли способ жить вечно в физическом теле, а рецепты продления молодости и жизни продолжают находить своих последователей и сегодня.

Третья цель, о которой редко встретишь информацию в философских трактатах, это достижение гармонии и счастья.

Современная метафизическая литература переполнена информацией, в разной мере популяризирующей и иногда подменяющей понятия такой науки, как алхимия. Наука или магия, магические ритуалы и рецепты излечения от всех болезней, достижение физического бессмертия и мгновенного обогащения – что из всего правда, а где вымысел?

Главные принципы алхимии

В основе знаний лежит три принципа или закона алхимии.

Первый принцип: материя, как основа всего, едина. Она принимает множество форм и может видоизменяться и перетекать из одной в другую. Но все сущее есть Великая Первоматерия, единая и неделимая.

Из этого закона следует следующий, гласящий что все, что есть в макромире, есть и в микромире. Что есть в великом, есть и в малом. И понять процессы, происходящие в большом, можно, изучив их в малом.

Третий – материя состоит из трех составных элементов (это субстанции, а не химические элементы):

  • Сера. Мужское начало. Бессмертный дух, который без остатка исчезает при обжиге материи.
  • Ртуть. Женское начало. Душа, что связывает тело и дух. Самая главная их трех субстанций.
  • Соль. Материальное тело, та часть, что остается после обжига.

Эти элементы составляют суть природных тел и выступают неразделимой триадой. От их соотношений зависят степени совершенства. Более совершенны те, где больше Серы. Где много Соли, там много тяжелого, в применении к человеку земного, телесного.

Церковь и алхимия

Позиция церкви в отношении этой «темной науки» понятна. И хотя достоверно известно, что папа Иоанн XXII был увлечен алхимией, именно он издал в 1317 году буллу «Против алхимиков». Тайной, как сделать в алхимии золото, интересовались такие церковники, как Фома Аквинский, папа Бенедикт II, Альберт Великий и многие другие. Католическая церковь наложила проклятие на занятия этой наукой. Ее запретили во Франции, Венеции, Англии. Количество ученых, подвергшихся гонениям и смерти, несчетно.

Церковь и скептицизм, нараставший в ученой среде из-за нашествия мошенников, сделали свое дело. К концу XVI века алхимия как наука вошла в период заката, длившегося три столетия.

Лишь в XVIII веке к ее истокам обратили свой взор и стали адептами науки такие выдающиеся умы, как Исаак Ньютон, Г. Лейбниц, Р. Бойль и другие.

Алхимия как донаучная химия

В ученом сообществе по-разному относятся к статусу и роли работ алхимиков. Действительно, критерии научности не подходят к алхимическим опытам и изысканиям. Они проводились без точных измерений, основывались на домыслах. Таинственность, мистика и колдовство окутывали деятельность алхимика, что вполне соответствовало средневековой культуре общества.

И хотя чаще гипотезы и теории алхимиков не подтверждались экспериментально, невозможно отнять у нее право на первые описания свойств веществ и металлов. А многие их идеи успешно были реализованы в стеклоделии, металлургии и изготовлении лекарственных препаратов.

Считать ли алхимию прародительницей химии, если и сегодня ее многие знания и опыты широко используются в этой науке? Ответ очевиден.

Алхимия: наука или магия?

И сегодня не утихают споры и обсуждения в данном вопросе. Мистицизм и тайна, окутавшие знаменитых алхимиков древности, легенды и рецепты волшебных снадобий подпитывают интерес современников.

Человеку свойственно верить в чудо и надеяться на магическое решение своих проблем. Тяга людей к мгновенному обогащению также неистребима. Поэтому сторонники алхимии есть и всегда будут. И самоотверженно будут продолжать искать каждый свой философский камень.

алхимия

Энциклопедический словарь . 2009 .

  • Алфёров Жорес Иванович
  • Алханчуртская долина

Полезное

Смотреть что такое «алхимия» в других словарях:

АЛХИМИЯ — (позднелат. alchimia) феномен средневековой культуры, в котором своеобразно переплетались начальные естественно научные (прежде всего химические) представления о мире и характерные для данной культуры представления о человеке и обществе. Главной… … Философская энциклопедия

АЛХИМИЯ — (араб., al kimia, происход. или от слова kemi коптского названия Египта, или от греч. chymos жидкость). Средневековая наука, стремившаяся открыть философский камень, который мог все металлы превратить в золото, служить лекарством от всех болезней … Словарь иностранных слов русского языка

Читать еще:  Как стать единорогом в реальной жизни. Единорог в мифологии - существуют ли единороги в наше время? Высокая частота использования

Алхимия — АЛХИМИЯ, по арабски Ул Хеми, означает, как указывает это имя, химию природы. Все таки, Ул Хеми или Ал Кимия представляет собою лишь арабизированное слово, взятое от греческого (хемейя), от сок , живица, выжатая из растения. Д р Уинн Уэсткотт … Религиозные термины

алхимия — АЛХИМИЯ (позднелат. alchymia; возможно, от греч. chymeia искусство выплавки металлов (chyma жидкость, литье) или от греч. Chemia название Древнего Египта; от древнеегипетского «хаме» черный, страна черной земли; частица «ал » арабского… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

АЛХИМИЯ — АЛХИМИЯ, форма химии, которую практиковали в Европе начиная с раннехристианского периода до XVII столетия; согласно преданиям, алхимики занимались поисками философского камня, способного превращать простые металлы в золото, и эликсира бессмертия … Научно-технический энциклопедический словарь

Алхимия — (араб. Al kimia производится или от слова kemi, туземного(коптского) названия Египта, или от греческого cumoV жидкость, сок) так называлась нынешняя химия в средние века, вплоть до XVII столетия.Но с тех пор, как эта последняя получила научную… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Алхимия — (лат. alchimia) – донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (III–IV вв. н.э.), алхимия получила широкое распространение в Западной Европе (IX–XVI вв.). Главная цель алхимии – нахождение так называемого «философского камня» для… … Энциклопедия культурологии

АЛХИМИЯ — (от араб, приставки «аль» и слова химия), арабское обозначение слова химия. При развитии научной химии под А. стали подразумевать исключительно искусство превращения металлов с целью получения из «неблагородных» (железо,… … Большая медицинская энциклопедия

АЛХИМИЯ — (позднелатинское alchimia), явление культуры и донаучный период в развитии химии. Зародившись в глубокой древности, наибольшее распространение получила в Западной Европе 11 14 вв. Главная цель алхимии нахождение философского камня ( панацея ,… … Современная энциклопедия

АЛХИМИЯ — (позднелат. alchimia) донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (3 4 вв. н. э.), получила особенно широкое распространение в Зап. Европе (11 14 вв.). Главная цель алхимии нахождение т. н. философского камня для превращения… … Большой Энциклопедический словарь

АЛХИМИЯ — (позднелат. alchimia) 1. Элемент средневековой культуры Западной Европы; 2. Исторический этап в развитии химических знаний (5 16 вв.); 3. Специфическая область исследований по получению золота и серебра из неблагородных металлов. Как элемент… … Новейший философский словарь

Что такое Алхимия

Алхимия [араб. al-kimījā’ — философский камень, сокровенное искусство] — направление, зародившееся в II–VI веке н. э. в Египте, занимавшееся изучением металлов, их превращением в драгоценные металлы.

Изначально алхимия больше ассоциировалась с колдовством. Алхимики пытались найти связь между природой и человеком, найти философский камень, который бы превращал металлы в золото и излечивал все болезни.

Английский философ Роджер Бэкон определял алхимию как науку превращения одних металлов в другие. Алхимик Дионисий Захарий относил алхимию к естественной философии. Другие учёные называли её искусством.

Алхимия и химия — не являются областями одной науки. Мнение, что химия произошла от алхимии, отрицается многими учёными. Металлы, которые использовали алхимики, были известны еще до развития алхимии. Главные цели — превращение простых металлов в золото и поиск философского камня — достигнуты не были. При всём этом во время своих опытов алхимики совершили ряд важных открытий, которые используются в химии.

История алхимии

Алхимия считалась тайной деятельностью жрецов в Египте. Из Египта она проникла в Европу, а оттуда в Азию. Как и сама наука, слово алхимия формировалось по кусочкам. В Египте она называлась «Кем» (Khem), что означало плодородную почву возле реки Нил. После того, как Египет был завоёван Александром Македонским в 332 году до н. э., образовалось слово «Кемия» (Khemia) — так на древнегреческом языке назывался Египет.

Алхимики Александрии

  • Болос Демокритос (он же Болос из Мендеса или Псевдо-Демокрит);
  • Зосим Панополит;
  • Гермес Трисмегист;
  • Аристотель.

Арабские алхимики

В 7 веке Египет был завоёван арабами. Они прибавили приставку «аль» (al). Получившееся слово al-Khemia означало чёрную землю. Затем арабы пришли в Испанию и распространили алхимию на Западе. Арабские алхимики:

  • Айюб ал Рухави;
  • Абу Муса Джабир ибн Хайан (он же Гебер);
  • Джабир ибн Хайан;
  • Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (он же Авиценна);
  • Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийа Ар-Рази (он же Разес).

Алхимия в Китае

Параллельно алхимия развивалась в древнем Китае. Она во многом опиралась на китайскую медицину и на идею двух начал — инь и ян. Алхимики считали, что ян дарует долголетие. Большое количество яна содержится в золоте и киновари (от др. греч. κιννάβαρι, лат. cinnabari — красный минерал, он же сернистая ртуть). Поэтому китайцы не только окружали себя предметами из этих элементов, но и употребляли их в пищу.

Алхимики верили, что нужно найти или создать дань (кит. 丹 (dān) — даос. «философский камень», «пилюля бессмертия», «эликсир бессмертия»). Дань способен превращать любое вещество в драгоценный металл (золото или серебро). Китайские алхимики:

  • Цзоу Янь (предположительно первый алхимик в древнем Китае);
  • Ко Хун (или Гэ Хун);
  • Хуань Ди;
  • Лао Цзы;
  • Вэй Боян и др.

Алхимики Индии

В Индии алхимию называли расаяной (санскр. Rasāyana — «путь духа, сущности, эссенции»). Индийские алхимики в основном использовали травы для продления жизни, излечения всех болезней. Индийская алхимия неразрывно связана с духовными практиками.

Алхимики пытались получить сульфид ртути, который ассоциировался у них с жизненной силой Шивы. Отведав этой жизненной силы, можно стать Шивой.

  • Нагарджуна;
  • Мадхава;
  • Горакшанатх и др.

Европейская алхимия

В Европе алхимия начала развиваться как направление в 13 веке. Европейские алхимики занимались своими опытами скрытно. В 1317 году папа римский Иоанн XII запретил заниматься алхимией. Тем не менее многие власть имущие продолжали покровительствовать алхимикам в надежде получить философский камень, способный превращать любое вещество в золото.

  • Альберт Великий;
  • Роджер Бэкон;
  • Василий Валентин;
  • Николас Фламель;
  • Джованни Фиданца (он же Бонавентура);
  • Парацельс;
  • Венцель Зейлер;
  • Иоанн Исаак Голланд;
  • Иоганн Фридрих Бёттгер и др.

Деятельность алхимиков

Философский камень

Учёные-алхимики занимались поиском философского камня, способного превращать металлы в благородные (драгоценные) металлы, например золото и серебро, и дарить вечную молодость обладателю камня.

Алкагест

Алхимики пытались найти также алкагест — жидкость, способную растворить всё что угодно, любые твёрдые тела. Название придумал швейцарский алхимик Парацельс в 16 веке. Немецкий алхимик Иоганн Кункель был первым, кто заметил, что невозможно получить такое вещество, потому как оно растворит любой сосуд для его хранения.

Палингенезис

Помимо этого, учёные занимались палингенезисом (или палингенезом) — процессом восстановления разрушенного минерала, растения, умершего животного или человека из их частей (костей, крови, пепла, кусочков материи). Алхимики сжигали цветок, а потом пытались восстановить его из пепла.

Spiritus mundi

Они также пытались найти в росе и вывести spiritus mundi (мировой дух) — вещество, способное растворять золото, а также пытались создать гомункула (ил гомункулуса) — человекоподобное существо, созданное искусственным путём. Считается, что Платон был первым, кто писал про создание живого из неживой материи. Идею приписывают Аристотелю, который считал, что сперма, а не яйцеклетка имеет первостепенное значение для создания человека. Парацельс предлагал создать гомункула, поместив сперму в утробу лошади.

Квинтэссенция

Алхимики извлекали квинтэссенцию (от лат. quinta essentia – пятая сущность). Аристотель ввёл пятый элемент, пятую сущность — эфир, помимо земли, воздуха, огня и воды. Парацельс под квинтэссенцией понимал вещество, объединяющее другие четыре элемента.

Жидкое золото

Ещё одним занятием алхимиков было создание жидкого золота, который излечивает все болезни. Ещё в 8 веке арабский алхимик Джабир ибн Хайян (известный как Гебер) создал aqua regia (или Царскую водку), способную растворять золото. Парацельс считал, что жидкое золото делает человека несокрушимым. Именно благодаря ему золото стало использоваться для лечения душевных болезней и неврологических болезней.

Металлы и символы

Алхимики считали, что металлы тесно связаны с планетами. Они присвоили металлам имена и знаки планет:

  • золото (Солнце) — Q;
  • серебро (Луна) — R;
  • ртуть (Меркурий) — S;
  • медь (Венера) — T;
  • железо (Марс) — U;
  • олово (Юпитер) — V;
  • свинец (Сатурн) — W.

По мнению Парацельса, эти металлы появились на планетах, имя которых им присвоено.

Учёные верили, что все металлы имеют два основных начала, которые образуют все вещества — это сера (разум, мужское начало) и ртуть (дух, жизненная сила, женское начало). Алхимики полагали, что сера обозначает цвет металла, его прочность, способность воспламеняться и образовывать соединения с другими металлами. Ртуть — блеск металла, его способность переходить в газообразное состояние (летучесть), плавиться и изменять форму.

Позднее такие алхимики, как Парацельс и немецкий монах-алхимик Василий Валентин ввели третье начало — соль.

Открытия алхимиков

  • Минеральная кислота;
  • Цинк;
  • Серый мышьяк;
  • Амальгама (сплав ртути и металла);
  • Фосфор;
  • минералы для производства фарфора (благодаря чему был создан первый европейский фарфор);
  • использование химических веществ для лечения болезней (позднее на их основе будут созданы антибиотики) и др.

Учёные-алхимики

Парацельс

Алхимик XVI века. Его настоящее имя — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм. Учёный утверждал, что соль имеет первостепенное значение, является связующим звеном между мужским и женским началом (серой и ртутью). Парацельс говорил, что три начала (сера, ртуть и соль) в каждом металле различны.

Парацельс высказывал идеи по использованию химических веществ для лечения болезней. Например, ему принадлежит идея лечить сифилис с помощью ртути.

Роджер Бэкон

Алхимик XIII века. Был первым европейским учёным, кто в своём трактате «Великое сочинение» (Opus Majus) описал действие пороха.

Бэкон обнаружил книгу «Тайная тайных» (Secretum secretorum) — труд, написанный на арабском языке предположительно в X веке. Бэкон также написал комментарий к данному труду и постоянно ссылался на него в своих трактатах.

Василий Валентин

Также утверждал, что соль — основной элемент в составе металлов. Он занимался разделением веществ в золоте с помощью химического осаждения. Был первым учёным, кто ввёл термин «осадок».

Аристотель

Аристотелю принадлежит теория о четырёх первоначальных элементах: земли, воды, огня и воздуха. Считал, что металлы состоят из этих элементов.

Современная алхимия

В XVIII веке алхимия постепенно сходит на нет, алхимики перестают заниматься своими опытами. В 1661 году учёный Роберт Бойль напишет свой труд «Скептичный химик» (The Sceptical Cymist). Именно этот год считается датой обособления химии от алхимии и формирования её в качестве отдельной науки.

Примечательно, что некоторые учёные сейчас пытаются возродить труды алхимиков. Они пытаются отдать должное учёным-алхимикам, которые хоть и в попытках превратить всё в золото, всё же совершили ряд важнейших (пусть, по мнению многих, и случайных) открытий. Также они пытаются доказать, что химия имеет многовековую историю, которая берёт начало ещё с древнейших времен, с попыток людей познать природу и научиться управлять ею.

В 2013 году команда учёных из разных стран смогла превратить цемент в аморфный металл (другое название — металлическое стекло). Таким образом, цемент становится полупроводником, что позволяет использовать его в электронике. Например, при изготовлении тонкоплёночных резисторов и чипов для компьютеров.

Ранее только металлы имели способность становится металлическим стеклом. Успешный эксперимент с цементом поможет учёным понять, каким образом можно превратить в полупроводники другие непроводящие материалы.

Развитие алхимии, ятрохимия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:09, реферат

Краткое описание

Алхимия – это донаучный период в развитии химии, начавшийся в Александрии в III – IV веках н.э. и продолжавшийся в Западной Европе до начала XVI века. Слово «алхимия» происходит от арабского alchimia, имеет прямое отношение к греческому «хьюмос», «химевкис» — лить, что говорит о связи алхимии с искусством плавки и литья металлов, или еще от «хеми» — черная земля – древнее название Египта, место возникновения алхимии»

Вложенные файлы: 1 файл

Реферт.КСЕ..docx

Блок № 2: «Развитие алхимии, ятрохимия».

«С незапамятных времён человек, сталкиваясь с различными явлениями природы, накапливая сведения о них и об окружающих его предметах, всё чаще использовал их себе на благо. Человек заметил, что под действием огня одни вещества (и сам жизнь) исчезают, а другие изменяют свои свойства. Например, обожжёная сырая глина приобретает прочность. Человек применил это в своей практике, и родилось гончарное дело. Из руд научились выплавлять металлы, а сплавляя металлы — получать различные сплавы; так появилась металлургия. Используя свои наблюдения и знания, человек научился создавать, и, создавая, познавал. Науки рождались и развивались параллельно с ремёслами и производствами. Одной из таких наук являлась алхимия». 1

«Алхимия – это донаучный период в развитии химии, начавшийся в Александрии в III – IV веках н.э. и продолжавшийся в Западной Европе до начала XVI века. Слово «алхимия» происходит от арабского alchimia, имеет прямое отношение к греческому «хьюмос», «химевкис» — лить, что говорит о связи алхимии с искусством плавки и литья металлов, или еще от «хеми» — черная земля – древнее название Египта, место возникновения алхимии». 2

«Возникновение алхимии связывают зачастую с так называемым Алхимическим периодом IV–XVI вв. , который характеризуется развитием как практической, так и ремесленной химии, здесь и берет свое начало история алхимии.

Алхимики открывали или усовершенствовали способы получения различных соединений и смесей, улучшали или создавали новые лабораторные приборы и т.д. В лабораториях алхимики разрабатывали многие химические процессы, такие как: кристаллизация, фильтрование, перегонка воды и спирта, сублимация, получение эфирных масел, получение лекарственных средств.

Египет можно сказать был основным звено в начале развития алхимии. Есть сведения что уже XIII в. до н.э. египтяне подробно изучили изготовление различным сплавов, похожих на золото и серебро, и эти знания применялись в изготовлении монет. В то время считалось что ртуть и сера, основные составляющие всех металлов. Что примечательно египтяне были первыми получившие нашатырь. Хорошо известен арабский алхимик Джабир ибн Хайян (ок. 721 – ок.815 гг.), был известен в Европе как Гебер, в своих сочинениях описывал практические операции: растворения, перегонки, возгонки , кристаллизация, методы получения азотной кислоты, нашатыря, азотнокислого серебра, окраски тканей, выплавки металлов». 3

«Развитие алхимии постепенно распространяется в Испанию, Францию, Италию, Англию, Германию. Здесь и начинается накопление знаний о лечебных свойствах различных веществ – от минеральных солей до вытяжек из растений или тканей животных. Занимающихся этим делом людей называли — аптекарями. Здесь же на западе широко развивается практическая и прикладная химия, создаются новые лабораторные приборы и реализуются совершенно новые опыты, начинается изучение зависимости свойств веществ от их состава. Алхимия оказала огромное влияние на развитие медицины и фармации в эпоху феодализма. Западно–европейская алхимия увеличила знания о многих химических соединениях, выявив лучшие способы получения одних и впервые открыв другие. Положено начало для продуктов брожения (уксус, вино), сюда же относится получение чистого спирта перегонкой крепких вин. Перегонные аппараты появились в Италии с IX века и широко распространились в других странах. Были получены серная, азотная, соляная кислоты, соединения ртути, царская водка, сера; открыты эфир, фосфор и др. Отсюда и пошло зарождение научной химии». 4

Читать еще:  Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат

« К середине XVI века в европейской алхимии стало очевидным быстро прогрессирующее разделение. С одной стороны, это вырождающееся мистическое направление, представители которого по-прежнему пытались осуществить трансмутацию металлов с помощью магии, с другой – набирающие силу рациональные течения. Наиболее значительными из последних являлись ятрохимия и техническая химия, ставшие своего рода переходным этапом от классической алхимии к новой научной химии». 5

«Главным результатом алхимического периода, помимо накопления значительного запаса знаний о веществе, стало становление эмпирического (опытного) подхода к изучению свойств вещества. Алхимиками была разработана ртутно-серная теория (теория трёх принципов), призванная обобщить опытные данные. В целом алхимический период явился совершенно необходимым переходным этапом между натурфилософией и экспериментальным естествознанием.

Однако алхимии изначально были присущи очень серьёзные отрицательные черты, которые и сделали её тупиковой ветвью развития естествознания. Во-первых, это ограниченность предмета лишь трансмутацией металлов; все алхимические операции с веществом были подчинены этой главной цели. Во-вторых – мистицизм, в большей или меньшей степени присущий всем алхимикам. В-третьих, это догматизм теории – учение Аристотеля, лежащее в основе идеи трансмутации, принималось за истину в последней инстанции без каких-либо обоснований. Наконец, изначально характерная для алхимии закрытость являлась существенным препятствием для развития этой науки». 6

«Ятрохимия — направление химической науки XVI и XVII вв., стремившееся поставить химию на службу медицине. Главная цель — приготовление лекарств. Зарождение и развитие ятрохимии, получившей наибольшее распространение в Германии и Нидерландах, связано с деятельностью Парацельса, Я.Б. ван Гельмонта (1580-1644), врача и анатома Ф. Боэ (Сильвиуса, 1614-72), сформулировавшего основные положения ятрохимии и открывшего при Лейденском университете первую химическую лабораторию для анализов». 7

«Представители ятрохимии уделяли особое внимание изучению процессов пищеварения, а также половых и других желёз; различали «кислотные» и «щелочные» болезни. По существу, ятрохимия подводила научную (химическую) основу под теорию гуморальной патологии. Критикуя ятрохимию, Р. Бойль указывал, что химия имеет самостоятельную задачу «определения состава веществ, что позволит обогатить и медицину». Сыграв положительную роль в борьбе с догмами схоластической средневековой медицины, ятрохимия во 2-й половине XVIII-го века перестала существовать как направление в медицине». 8

«В сторону ятрохимии врачи направлены были воззрениями алхимиков, считавших философский камень могущественнейшим и универсальным целебным средством, равно как открытием многих химических препаратов, оказывающих то или иное определенное влияние на организм.

В этом именно смысле последний великий алхимик Базилиус Валентин стоит на рубеже чистой алхимии и ятрохимии. Но собственно первым основателем ятрохимии был Парацельс. В связи с алхимическим теориями о сложном составе металлов из философской серы и ртути, считал он оба эти вещества, вместе с философской солью, основными элементами всякого организма. Сера, ртуть и соль — основные элементы, введенные алхимиками вместо известных 4 начал Эмпедокла, не представлялись для Парацельса вполне сходными с теми веществами, которые под этим именем встречаются в природе. Они служили для него лишь символами, характеризующими отношения различных веществ к огню.

Гармоническое сочетание этих трех элементов обусловливает нормальное физиологическое состояние организма, процессы которого, и в частности пищеварение, регулируются не зависимым от человеческой воли духовным существом, археем. Всякое изменение во взаимных отношениях этих трех элементов, преобладание одного из них приводит к болезни. Так, избыток серы вызывает лихорадку и чуму, преобладание ртути создает параличи и уныние, соли — водянку и понос и т. д. Задача врача состоит в том, чтобы выяснить эти отношения и восстановить нормальное сочетание трех основных элементов, для этого он, с помощью химических целебных средств, должен устранить вредный избыток или пополнить замеченный недостаток того или другого из основных элементов. Для достижения этой цели необходимо, конечно, и изучение химического состава целебных средств, что и составляет задачу химии». 9

«Ятрохимия сыграла важную роль для развития химических знаний в университетах, где она широко преподавалась.

Сыграв положительную роль в борьбе с дымами схоластической медицины, ятрохимия во второй половине XVIII в. перестала существовать как научное направление.

Одним из видных представителей ятрохимии был Парацельс. Медицина Парацельса основывалась на ртутно-серной теории. Он считал, что в здоровом организме три принципа — Ртуть, Сера и Соль — находятся в равновесии; болезнь представляет нарушение равновесия между принципами. Для восстановления равновесия Парацельс использовал в медицинской практике многие лекарственные препараты минерального происхождения в дополнение к традиционным растительным препаратам».

«Вследствие резко усилившихся миграций людей, способствующих распространению инфекционных заболеваний (что усугублялось царящей в средневековой Европе тотальной антисанитарией), борьба с эпидемиями приобрела во времена Парацельса чрезвычайное значение. Благодаря несомненным успехам, достигнутым Парацельсом в медицине, его взгляды завоевали широкое признание. К представителям ятрохимии (спагирикам, как называли себя последователи Парацельса) можно отнести многих известных алхимиков XVI — XVII веков.

Важную роль в развитии рациональной алхимии сыграл Иоганн Рудольф Глаубер (1604-1670), разработавший способы получения целого ряда неорганических веществ. Другой известный алхимик Отто Тахений (1620-1699) попытался внести изменения в ртутно-серную теорию, утверждая, что все соли образованы двумя принципами — кислотой и щёлочью.

В целом рациональные течения в алхимии — ятрохимия и техническая химия — достигли довольно значительных экспериментальных успехов и заложили основы для научной химии, становление которой начинается в середине XVII века. Не следует, однако, считать, что появление научной химии автоматически означало конец «классической» алхимии. Алхимические традиции сохранялись в науке ещё долгое время, и многие выдающиеся естествоиспытатели продолжали считать трансмутацию металлов возможной». 10

«Ятрохимия привела к расширению аптекарского дела. В Ятрохимический период в лабораториях при аптеках, помимо традиционных растительных отваров, эссенций, экстрактов и тинктур, создавали химические препараты.

Также лаборатории до конца XVIII в. были центрами, где получали лекарственные вещества и вели химические исследования, которые иногда приводили к крупным открытиям». 11

Список использованной литературы.

  1. Зефирова О.Н. Краткий курс истории и методологии химии. М.: Анабасис, 2007.
  2. Касавин И. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII — XIX вв.М.,Канон, 1999.
  3. Книга алхимии. История, символы, практика. / [сост.,вступ. ст., коммент. В. Рохмистрова]. М.,Амфора, 2006.
  4. Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Неорганическая химия. М.: Химия, 1984.
  5. Миттова И.Я., Самойлов А.М. История химии с древнейших времен до конца ХХ века : учебное пособие. М.: ИД «Интеллект», 2009.
  6. Рабинович В.Л. Алхимия — как феномен средневековой культуры. М.,1975.
  7. Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.

1 Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Неорганическая химия. М.: Химия, 1984.с.9.

2 Книга алхимии. История, символы, практика. / [сост.,вступ. ст., коммент. В. Рохмистрова]. М.,Амфора, 2006.с.28.

3 Рабинович В.Л. Алхимия — как феномен средневековой культуры. М.,1975.с.18-19.

4 Касавин И. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII — XIX вв.М.,Канон, 1999.с.61.

5 Рабинович В.Л. Алхимия — как феномен средневековой культуры. М.,1975.с.34.

6 Книга алхимии. История, символы, практика. / [сост.,вступ. ст., коммент. В. Рохмистрова]. М.,Амфора, 2006.с.67.

7 Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.с.57.

8 Зефирова О.Н. Краткий курс истории и методологии химии. М.: Анабасис, 2007.с.79-80.

9 Миттова И.Я., Самойлов А.М. История химии с древнейших времен до конца ХХ века : учебное пособие. М.: ИД «Интеллект», 2009.с.123-125.

10 Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.с.76-78.

11 Миттова И.Я., Самойлов А.М. История химии с древнейших времен до конца ХХ века : учебное пособие. М.: ИД «Интеллект», 2009.с.202..

АЛХИМИЯ

(позднелат. alchimia), донауч. направление в развитии химии. Возникнув в Египте (2-4 вв. н.э.), получила особенно широкое распространение в Зап. Европе (12-14 вв.). Гл. цель А.- нахождение т. н. «филос. камня» для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получения эликсира долголетия, универс. растворителя и пр. Положит. роль А.- в открытии или усовершенствовании (в процессе поиска чудодейств. средства) способов получения практически ценных продуктов (минер. и растит. краски, стёкла, эмали, металлич. сплавы, кислоты, щёлочи, соли), а также в разработке нек-рых приёмов лаб. техники (перегонка, возгонка) и др. Для А. характерны экспериментально-магич. деятельность и символич. язык. А. оказала значит. влияние на ср.-век. культуру и способствовала становлению науки нового времени.

Смотреть что такое АЛХИМИЯ в других словарях:

АЛХИМИЯ

(араб. Al-kîmîa — производится или от слова kemi, туземного (коптского) названия Египта, или от греческого χύμος — жидкость, сок) — так называлась ныне. смотреть

АЛХИМИЯ

(позднелат. alchemia, alchimia, alchymia) своеобразное явление культуры, особенно широко распространённое в Западной Европе в эпоху позднего сре. смотреть

АЛХИМИЯ

АЛХИМИЯ, -и, ж. Донаучное направление в химии: изыскание способовпревращать простые металлы в драгоценные при помощи фантастическогофилософского камня, поиски эликсира долголетия. II .прил, алхимический,-ая,-ое. смотреть

АЛХИМИЯ

алхимия ж. Средневековое мистическое учение, предшествовавшее научной химии, направленное на поиски «философского камня» как чудодейственного средства для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, для лечения всех болезней и т.п.

АЛХИМИЯ

АЛХИМИЯ

алхимия сущ., кол-во синонимов: 3 • архимагия (1) • герметика (1) • лженаука (34) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: архимагия, герметика, лженаука. смотреть

АЛХИМИЯ

Алхимия (араб. Al-k îmî a — производится или от слова kemi, туземного (коптского) названия Египта, или от греческого χύμος — жидкость, сок) — так называлась нынешняя химия в Средние века, вплоть до XVII столетия. Но с тех пор, как эта последняя получила научную обоснованность и облеклась в формы точного знания, прежним, старинным термином стали обозначать мнимое искусство превращать неблагородные металлы в золото и серебро, во что, собственно, и замыкалась задача химии до XVI столетия. Таким образом, алхимия относится к современной химии так, как астрология к астрономии. Задачею средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достигнуть столь желанного облагораживания (усовершенствования) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и неблагородные (несовершенные) металлы, как, напр., свинец, ртуть и т. д., носил название философского камня, красного льва, великого эликсира или магистериума, а также именовался красной тинктурой, панацеей жизни и жизненным эликсиром. Этому средству приписывалась могучая сила: оно должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, в известной степени разведенный, так называемый золотой напиток (aurum potabile), принятый внутрь в малых дозах, должен был исцелять все болезни, молодить старое тело и делать жизнь более продолжительной. Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры или малого магистериума, ограничивалось способностью превращать в серебро все неблагородные металлы. Находивших философский камень звали адептами. Родиной алхимии является Древний Египет; римский император Диоклетиан повелел в 296 г. после Р. Х. предавать сожжению все египетские рукописи, касающиеся искусства делать золото. Последующие алхимики ведут начало своей науки от Гермеса Трисмегиста (см. это сл.), почему искусство делать золото называлось также герметическим. В IV веке нашей эры задача превращения металлов в золото ревностно преследовалась ученой александрийской школой. Писатель, выступающий под псевдонимом Демокрита, очевидно принадлежавший к семье александрийских ученых, с своим сочинением «Physica et mystica» положил начало длинному ряду чисто алхимических произведений. Такого рода труды появлялись по большей части под именами известных философов (каковы Платон, Пифагор и т. д.) с тем, чтобы обратить на себя внимание и обеспечить себе успех, но вследствие обилия метафор и странной номенклатуры они мало доступны пониманию. Греки были учителями арабов, с любовью взлелеявших алхимию и давших ей вместе с именем тот вид, который она в существенных чертах сохранила и впоследствии. В этом последнем отношении труды араба Абу-Музы Джафара-аль-Софи, называемого обыкновенно Гебером, составляют целую эпоху. Он жил в Севилье в конце VIII-го и в начале IХ-го столетия и был, вероятно, грек, обращенный в ислам. Наиболее замечательная из его работ, «Summa perfectionis magisterii in sua natura», переведенная на латинский яз. (Рим, между 1490—1520; Данц., 1682; франц. в «Biblioth è que des philosophes chimiques» Салмона, 2 тома, Пар., 1672—78). Из этого сочинения видно, что во времена Гебера в основе химии лежала гипотеза о сложности, или, другими словами, металлы считались телами меняющейся природы. Следуя Геберу, все они как бы состоят из меркурия (ртути) и серы, а потому к ним можно придать то, что у них недостает, и отнять то, что находится в избытке. Запад воспринял алхимию от арабов в Х-м или XI-м столетии; от них заимствованы были как формы, так и элементы знания. Так как в те времена каждый выдающийся ученый обладал всей суммой знаний своего времени, то нередко в истории алхимии встречаем мы имена славных философов и богословов. Знаменитые схоластики Альберт Великий и Рожер Бакон были также и знаменитейшими алхимиками своего времени. Арнольдо де Вилланова, выдающийся врач, умерший в 1314 г., издал более 20 алхимических трудов. Раймунд Луллиус (см. это сл.), известнейший алхимик XIII и XIV столетий, был, как говорят, автором 500 сочинений, главным образом алхимического содержания. Оракулом алхимиков XV столетия и последующего времени является бенедиктинец Василий Валентин (около 1410), который может считаться наиболее выдающимся в те времена и вообще последним ученым с чисто алхимическим направлением. Уже Парацельса (см. это сл.) нельзя причислить к типическим алхимикам, так как он ясно говорит, что истинная цель науки не отыскивание способов делать золото, а приготовление лекарств. С XVI века между алхимиками замечается рознь в преследуемых целях, и от ученых, еще не вполне расставшихся с несбыточными алхимическими мечтаниями, отделяется многочисленный класс по большей части странствующих авантюристов, злоупотребляющих всеобщей верой в возможность делать золото и представляющих ложные доказательства своего искусства. Знать и владетельные князья были, главным образом, жертвою их обмана. В XV, XVI и XVII столетиях многие коронованные особы ревностно занимались алхимией. Так, напр., многие английские короли, а в особенности Генрих VI, в правление которого благодаря стараниям целой шайки делателей золота страна была наводнена фальшивым золотом и фальшивой монетой. Металл, игравший в этом случае роль золота, был, по всей вероятности, медной амальгамою. Подобным же образом около этого времени действовал и Карл VII во Франции, в сообществе с известным Жаком ле Кёр (Jacques le Coeur). Даже женщины, как, напр., императрица Варвара, вдова императора Сигизмунда, стоит в списках адептов. Император Рудольф II (1576—1612) был меценатом странствующих алхимиков, и его резиденция представляла центральный пункт алхимической науки того времени. Любимцы императора называли его германским Гермесом Трисмегистом, и его пример нашел подражание главным образом при соседнем Саксонском дворе. Курфюрст Август Саксонский и его супруга Анна Датская производили опыты — первый в своем дрезденском «Золотом дворце» (Goldhaus), а супруга его — в своей роскошно устроенной лаборатории на своей даче (Fasanengarten) в Аннабурге. Дрезден долго оставался столицею государей, покровительствующих алхимии, и эта последняя в особенности служила предметом ревностного изучения в то время, когда соперничество за польскую корону тpeбовало значительных денежных расходов. Берлинский двор при курфюрсте Иоанне Георге также служил ареной для шарлатана Леонарда Турнгейсера, который, однако, должен был бежать из Берлина. Более чем 100 лет спустя появился в Дрездене Иоанн Фридрих Беттхер (см. это сл.), который хотя и не добыл золота, но зато получил впервые в 1704 г., во время своего ареста, коричневый яшмовый фарфор, а в 1709 г. и белый фарфор. Алхимия в Польше не имела никогда многих и славных адептов: первый алхимик появился здесь в XV в., по имени Винкентий Ковский, в XVI столетии жил другой, с немецкой фамилией Зухтен. Самым славным из них был живший в XVII в. Михаил Сендзивой, который, однако, не сделал никаких самостоятельных открытий. Он род. 1566 г. в Сонче, а в 1604 г. является уже в Саксонию, где освобождает из тюрьмы шотландского алхимика Сетона и привозит его в Краков. Благодарный Сетон хотя и не открыл ему своих тайн, но дал небольшое количество чудесного порошка; Сендзивой женился на его вдове и получил весь порошок, оставшийся после Сетона. С помощью этого средства он обращал разные металлы в золото при дворе Сигизмунда III в Кракове, о чем существуют исторические свидетельства, и был приглашен в Прагу, где император Рудольф, получив от него немножко порошку, сам совершил чудесную перемену, в память чего велел поместить на стене таблицу с надписью «Faciat hoc quispiam alius, quod fecit Sendivogius polonus» («Пускай попробует кто-либо сделать то, что сделал поляк Сендзивой). В Вюртемберге князь Фридрих принимал его с высшими почестями, но, завидовавши ему, алхимик Мюленфельс тайно захватил его, посадил в темницу и отнял порошок. Когда это было открыто, Мюленфельс в наказание был повешен, но Сендзивой не получил обратно порошка, которого сам сделать не умел, поэтому попал в нищету и сделался простым шарлатаном. Одним из последних адептов того времени является Каэтан, называемый графом Руджиеро, родом неаполитанец, сын крестьянина; он подвизался при Мюнхенском, Венском и Берлинском дворах, пока не окончил своих дней в 1709 г. в Берлине на виселице, украшенной мишурным золотом. За ним следовал еще один английский врач Джемс Прайс, заявивший перед Королевским обществом наук, что ему удалось получить красный и белый порошок, посредством которого можно превращать ртуть по желанию в золото и серебро. Когда же от него стали настойчиво требовать доказательств его искусства, он отравился в 1783 г. С его смертью алхимия, однако, не прекратила своего существования. Еще в начале XIX столетия в Германии было алхимическое общество (называвшееся «герметическим обществом»), основанное Кортумом в Бохуме (автором Иобсиады), публиковавшее труды свои в «Deutschen Reichsanzeiger». При нынешнем состоянии научной химии, когда металлы рассматриваются как элементы, т. е. как химически простые тела, — получать золото возможно только из тел, содержащих золото. Если бы даже и оказалось, что металлы можно разложить, то и в таком случае с уверенностью можно сказать, что пути для этого должны быть совершенно отличны от тех, которыми следовали алхимики. До сих пор еще ни разу не удалось получить золото из неблагородных металлов, хотя этому твердо верили в Средние века, столь отличавшиеся верой в чудесное. Но как бы ни была химерична преследуемая алхимиками цель, своими опытами, которые они необходимо должны были производить массами, алхимики принесли химии существеннейшую пользу, а именно положили начало этой науке. Ср. Бертело (Berthelot), «Les origines de l‘alchimie». (Париж, 1885); того же автора «Introduction à l‘étude de la chimie des anciens et de moyen â ge» (Париж, 1889); Копп (Н. Kopp), «Sagen und Ansichten über die Ursprung und frü he Kenntniss d. Alchemie» (Брауншвейг, 1867); того же автора: «Alchemie in ä lterer und neuerer Zeit» (2 т., Гейдельберг, 1886); Ф. Н. Савченков, «История химии».

Читать еще:  Азимут северо восточного направления равняется. Азимут - что это такое и как его определить

АЛХИМИЯ

АЛХИМИЯ (позднелат. alchymia; возможно, от греч. chymeia — искусство выплавки металлов (chyma — жидкость, литье) или от греч. Chemia — название. смотреть

Развитие алхимии, ятрохимия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:09, реферат

Краткое описание

Алхимия – это донаучный период в развитии химии, начавшийся в Александрии в III – IV веках н.э. и продолжавшийся в Западной Европе до начала XVI века. Слово «алхимия» происходит от арабского alchimia, имеет прямое отношение к греческому «хьюмос», «химевкис» — лить, что говорит о связи алхимии с искусством плавки и литья металлов, или еще от «хеми» — черная земля – древнее название Египта, место возникновения алхимии»

Вложенные файлы: 1 файл

Реферт.КСЕ..docx

Блок № 2: «Развитие алхимии, ятрохимия».

«С незапамятных времён человек, сталкиваясь с различными явлениями природы, накапливая сведения о них и об окружающих его предметах, всё чаще использовал их себе на благо. Человек заметил, что под действием огня одни вещества (и сам жизнь) исчезают, а другие изменяют свои свойства. Например, обожжёная сырая глина приобретает прочность. Человек применил это в своей практике, и родилось гончарное дело. Из руд научились выплавлять металлы, а сплавляя металлы — получать различные сплавы; так появилась металлургия. Используя свои наблюдения и знания, человек научился создавать, и, создавая, познавал. Науки рождались и развивались параллельно с ремёслами и производствами. Одной из таких наук являлась алхимия». 1

«Алхимия – это донаучный период в развитии химии, начавшийся в Александрии в III – IV веках н.э. и продолжавшийся в Западной Европе до начала XVI века. Слово «алхимия» происходит от арабского alchimia, имеет прямое отношение к греческому «хьюмос», «химевкис» — лить, что говорит о связи алхимии с искусством плавки и литья металлов, или еще от «хеми» — черная земля – древнее название Египта, место возникновения алхимии». 2

«Возникновение алхимии связывают зачастую с так называемым Алхимическим периодом IV–XVI вв. , который характеризуется развитием как практической, так и ремесленной химии, здесь и берет свое начало история алхимии.

Алхимики открывали или усовершенствовали способы получения различных соединений и смесей, улучшали или создавали новые лабораторные приборы и т.д. В лабораториях алхимики разрабатывали многие химические процессы, такие как: кристаллизация, фильтрование, перегонка воды и спирта, сублимация, получение эфирных масел, получение лекарственных средств.

Египет можно сказать был основным звено в начале развития алхимии. Есть сведения что уже XIII в. до н.э. египтяне подробно изучили изготовление различным сплавов, похожих на золото и серебро, и эти знания применялись в изготовлении монет. В то время считалось что ртуть и сера, основные составляющие всех металлов. Что примечательно египтяне были первыми получившие нашатырь. Хорошо известен арабский алхимик Джабир ибн Хайян (ок. 721 – ок.815 гг.), был известен в Европе как Гебер, в своих сочинениях описывал практические операции: растворения, перегонки, возгонки , кристаллизация, методы получения азотной кислоты, нашатыря, азотнокислого серебра, окраски тканей, выплавки металлов». 3

«Развитие алхимии постепенно распространяется в Испанию, Францию, Италию, Англию, Германию. Здесь и начинается накопление знаний о лечебных свойствах различных веществ – от минеральных солей до вытяжек из растений или тканей животных. Занимающихся этим делом людей называли — аптекарями. Здесь же на западе широко развивается практическая и прикладная химия, создаются новые лабораторные приборы и реализуются совершенно новые опыты, начинается изучение зависимости свойств веществ от их состава. Алхимия оказала огромное влияние на развитие медицины и фармации в эпоху феодализма. Западно–европейская алхимия увеличила знания о многих химических соединениях, выявив лучшие способы получения одних и впервые открыв другие. Положено начало для продуктов брожения (уксус, вино), сюда же относится получение чистого спирта перегонкой крепких вин. Перегонные аппараты появились в Италии с IX века и широко распространились в других странах. Были получены серная, азотная, соляная кислоты, соединения ртути, царская водка, сера; открыты эфир, фосфор и др. Отсюда и пошло зарождение научной химии». 4

« К середине XVI века в европейской алхимии стало очевидным быстро прогрессирующее разделение. С одной стороны, это вырождающееся мистическое направление, представители которого по-прежнему пытались осуществить трансмутацию металлов с помощью магии, с другой – набирающие силу рациональные течения. Наиболее значительными из последних являлись ятрохимия и техническая химия, ставшие своего рода переходным этапом от классической алхимии к новой научной химии». 5

«Главным результатом алхимического периода, помимо накопления значительного запаса знаний о веществе, стало становление эмпирического (опытного) подхода к изучению свойств вещества. Алхимиками была разработана ртутно-серная теория (теория трёх принципов), призванная обобщить опытные данные. В целом алхимический период явился совершенно необходимым переходным этапом между натурфилософией и экспериментальным естествознанием.

Однако алхимии изначально были присущи очень серьёзные отрицательные черты, которые и сделали её тупиковой ветвью развития естествознания. Во-первых, это ограниченность предмета лишь трансмутацией металлов; все алхимические операции с веществом были подчинены этой главной цели. Во-вторых – мистицизм, в большей или меньшей степени присущий всем алхимикам. В-третьих, это догматизм теории – учение Аристотеля, лежащее в основе идеи трансмутации, принималось за истину в последней инстанции без каких-либо обоснований. Наконец, изначально характерная для алхимии закрытость являлась существенным препятствием для развития этой науки». 6

«Ятрохимия — направление химической науки XVI и XVII вв., стремившееся поставить химию на службу медицине. Главная цель — приготовление лекарств. Зарождение и развитие ятрохимии, получившей наибольшее распространение в Германии и Нидерландах, связано с деятельностью Парацельса, Я.Б. ван Гельмонта (1580-1644), врача и анатома Ф. Боэ (Сильвиуса, 1614-72), сформулировавшего основные положения ятрохимии и открывшего при Лейденском университете первую химическую лабораторию для анализов». 7

«Представители ятрохимии уделяли особое внимание изучению процессов пищеварения, а также половых и других желёз; различали «кислотные» и «щелочные» болезни. По существу, ятрохимия подводила научную (химическую) основу под теорию гуморальной патологии. Критикуя ятрохимию, Р. Бойль указывал, что химия имеет самостоятельную задачу «определения состава веществ, что позволит обогатить и медицину». Сыграв положительную роль в борьбе с догмами схоластической средневековой медицины, ятрохимия во 2-й половине XVIII-го века перестала существовать как направление в медицине». 8

«В сторону ятрохимии врачи направлены были воззрениями алхимиков, считавших философский камень могущественнейшим и универсальным целебным средством, равно как открытием многих химических препаратов, оказывающих то или иное определенное влияние на организм.

В этом именно смысле последний великий алхимик Базилиус Валентин стоит на рубеже чистой алхимии и ятрохимии. Но собственно первым основателем ятрохимии был Парацельс. В связи с алхимическим теориями о сложном составе металлов из философской серы и ртути, считал он оба эти вещества, вместе с философской солью, основными элементами всякого организма. Сера, ртуть и соль — основные элементы, введенные алхимиками вместо известных 4 начал Эмпедокла, не представлялись для Парацельса вполне сходными с теми веществами, которые под этим именем встречаются в природе. Они служили для него лишь символами, характеризующими отношения различных веществ к огню.

Гармоническое сочетание этих трех элементов обусловливает нормальное физиологическое состояние организма, процессы которого, и в частности пищеварение, регулируются не зависимым от человеческой воли духовным существом, археем. Всякое изменение во взаимных отношениях этих трех элементов, преобладание одного из них приводит к болезни. Так, избыток серы вызывает лихорадку и чуму, преобладание ртути создает параличи и уныние, соли — водянку и понос и т. д. Задача врача состоит в том, чтобы выяснить эти отношения и восстановить нормальное сочетание трех основных элементов, для этого он, с помощью химических целебных средств, должен устранить вредный избыток или пополнить замеченный недостаток того или другого из основных элементов. Для достижения этой цели необходимо, конечно, и изучение химического состава целебных средств, что и составляет задачу химии». 9

«Ятрохимия сыграла важную роль для развития химических знаний в университетах, где она широко преподавалась.

Сыграв положительную роль в борьбе с дымами схоластической медицины, ятрохимия во второй половине XVIII в. перестала существовать как научное направление.

Одним из видных представителей ятрохимии был Парацельс. Медицина Парацельса основывалась на ртутно-серной теории. Он считал, что в здоровом организме три принципа — Ртуть, Сера и Соль — находятся в равновесии; болезнь представляет нарушение равновесия между принципами. Для восстановления равновесия Парацельс использовал в медицинской практике многие лекарственные препараты минерального происхождения в дополнение к традиционным растительным препаратам».

«Вследствие резко усилившихся миграций людей, способствующих распространению инфекционных заболеваний (что усугублялось царящей в средневековой Европе тотальной антисанитарией), борьба с эпидемиями приобрела во времена Парацельса чрезвычайное значение. Благодаря несомненным успехам, достигнутым Парацельсом в медицине, его взгляды завоевали широкое признание. К представителям ятрохимии (спагирикам, как называли себя последователи Парацельса) можно отнести многих известных алхимиков XVI — XVII веков.

Важную роль в развитии рациональной алхимии сыграл Иоганн Рудольф Глаубер (1604-1670), разработавший способы получения целого ряда неорганических веществ. Другой известный алхимик Отто Тахений (1620-1699) попытался внести изменения в ртутно-серную теорию, утверждая, что все соли образованы двумя принципами — кислотой и щёлочью.

В целом рациональные течения в алхимии — ятрохимия и техническая химия — достигли довольно значительных экспериментальных успехов и заложили основы для научной химии, становление которой начинается в середине XVII века. Не следует, однако, считать, что появление научной химии автоматически означало конец «классической» алхимии. Алхимические традиции сохранялись в науке ещё долгое время, и многие выдающиеся естествоиспытатели продолжали считать трансмутацию металлов возможной». 10

«Ятрохимия привела к расширению аптекарского дела. В Ятрохимический период в лабораториях при аптеках, помимо традиционных растительных отваров, эссенций, экстрактов и тинктур, создавали химические препараты.

Также лаборатории до конца XVIII в. были центрами, где получали лекарственные вещества и вели химические исследования, которые иногда приводили к крупным открытиям». 11

Список использованной литературы.

  1. Зефирова О.Н. Краткий курс истории и методологии химии. М.: Анабасис, 2007.
  2. Касавин И. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII — XIX вв.М.,Канон, 1999.
  3. Книга алхимии. История, символы, практика. / [сост.,вступ. ст., коммент. В. Рохмистрова]. М.,Амфора, 2006.
  4. Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Неорганическая химия. М.: Химия, 1984.
  5. Миттова И.Я., Самойлов А.М. История химии с древнейших времен до конца ХХ века : учебное пособие. М.: ИД «Интеллект», 2009.
  6. Рабинович В.Л. Алхимия — как феномен средневековой культуры. М.,1975.
  7. Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.

1 Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Неорганическая химия. М.: Химия, 1984.с.9.

2 Книга алхимии. История, символы, практика. / [сост.,вступ. ст., коммент. В. Рохмистрова]. М.,Амфора, 2006.с.28.

3 Рабинович В.Л. Алхимия — как феномен средневековой культуры. М.,1975.с.18-19.

4 Касавин И. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII — XIX вв.М.,Канон, 1999.с.61.

5 Рабинович В.Л. Алхимия — как феномен средневековой культуры. М.,1975.с.34.

6 Книга алхимии. История, символы, практика. / [сост.,вступ. ст., коммент. В. Рохмистрова]. М.,Амфора, 2006.с.67.

7 Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.с.57.

8 Зефирова О.Н. Краткий курс истории и методологии химии. М.: Анабасис, 2007.с.79-80.

9 Миттова И.Я., Самойлов А.М. История химии с древнейших времен до конца ХХ века : учебное пособие. М.: ИД «Интеллект», 2009.с.123-125.

10 Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.с.76-78.

11 Миттова И.Я., Самойлов А.М. История химии с древнейших времен до конца ХХ века : учебное пособие. М.: ИД «Интеллект», 2009.с.202..

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector