2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Великий покаянный канон святого Андрея Критского

Великий покаянный канон святого Андрея Критского

Постоянные прихожане, конечно же, знают творение святого, которое читается только во время Великого поста. Полное умиленного плача о своих грехах, оно как нельзя лучше подходит для времени покаяния и поста. Каждый хоть раз слушал этот канон, но не все знают его историю.

  1. Что такое Великий покаянный канон
  2. Немного истории
  3. Употребление канона при Богослужениях
  4. Понедельник (Великий покаянный канон)
  5. Вторник (Великий покаянный канон)
  6. Среда (Великий покаянный канон)
  7. Четверг (Великий покаянный канон)

Покаянный канон Андрея Критского: чему учит и когда читается?

Канон читается по частям в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста. Полностью он читается на утрене четверга пятой седмицы.

Кто такой Андрей Критский?

Преподобный Андрей родился примерно в 660-х годах нашей эры в городе Дамаск. Сказания гласят, что ребенок не мог разговаривать до семи лет. Родители Андрея были верующими людьми и часто посещали церковь. Как-то раз во время причастия на Критского сошло Божие благословение, и он заговорил. После этого чуда родители отдали Андрея изучать основы религии.

Когда Андрею исполнилось 14 лет, его отправили на службу в Иерусалим, в Монастырь Гроба Господня.

Потом он переехал в Константинополь, где служил в доме сирот в сане диакона 20 лет. Там он начал писать свои песнопения.

Чему учит Покаянный канон Андрея Критского?

Канон учит нас смирению и покаянию. Мы должны принимать свои грехи и учиться бороться с ними. Также это писание учит людей брать пример с чистых и бескорыстных людей.

Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: «Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен«.

Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи – этому учит нас канон Андрея Критского.

Что такое канон Андрея Критского?

Канон Андрея Критского содержит 250 тропарей. Он разбивается на четыре части и читается по вечерам в первые четыре дня Великого поста. Эти службы называются Великим повечерием и длятся порядка двух часов каждая. В современной Церкви сложилась такая традиция, что верующие стараются иметь при себе текст этого канона, лучше всего с параллельным переводом на русский язык. Чтение происходит при свечах.

Когда читается Великий покаянный канон Андрея Критского?

Великий канон читается два раза во время поста – в первую и пятую седмицу. Первый раз он словно напоминает нам о том, чем же на самом деле является покаяние в понимании святых отцов, а во второй раз – ближе к Страстной – верующим дается возможность сравнить, к чему они шли и к чему смогли прийти за несколько недель молитвенного подвига.

Почему в первую неделю Великого поста читается покаянный канон Андрея Критского?

Дело в том, что Великий пост – это время покаяния и очищения. Канон преподобного Андрея направлен на то, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жития.

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

© 1999-2020 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Дорогие друзья

Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

Надежда на Бога

Но Покаянный канон Андрея Критского — это не только рыдание о грехах. Это еще и бескрайнее упование на Божью милость. Поэтому неоднократно во время молитвы мы упоминаем слова святителя:

Святой Андрей верит, что Творец примет его раскаяние:

Воззри на меня, Боже, Спаситель мой, милостивым Твоим оком, и прими мою пламенную исповедь

Он не надеется на себя, а уповает на Пресвятую Троицу:

Пресущественная Троица, Которой мы поклоняемся в одном Существе, сними с меня тяжкое бремя греховное и по Своему милосердию даруй мне слезы умиления

Автор показывает пример каждому верующему: каким бы грешником ты ни был, но Господь всегда готов принять твое раскаяние. Главное — надеяться на Божье милосердие, на руку помощи.

Читать еще:  О каноне Андрея Критского, инопланетянах и марках холодильников

Поэтому не случайно святитель упоминает апостола Петра, идущего по водам. Когда ученик Христа усомнился, то начал тонуть и звать Иисуса на помощь. Сын Божий, конечно же, протянул Свою руку. И до сих пор Христос спасает всякого утопающего в греховной бездне, если человек зовет Его на помощь.

Апостол Петр — не единственный праведник, к образу которого обращается автор Великого покаянного канона. Андрей Критский просит свою душу подражать многим святым:

  • Иосифу Прекрасному, простившему своих братьев, которые продали его в египетское рабство;
  • пророку Иеремии, оплакивающему разрушение Иерусалима вавилонянами. Это падение было Господним попущением за грехи иудеев;
  • царю Давиду, автору Псалтыри, в раскаянии написавшему 50 псалом, и многим другим.

ЦЕРКОВНЫЙ ГОД >> ПУБЛИКАЦИИ

На Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы Великого поста поется и читается по частям, а на утрене Четверга пятой седмицы того же поста в полном составе Великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон. Он читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими также, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. «Мистагог покаяния», т. е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, — так называет святого Андрея, составившего сей канон, Православная Церковь.

Великий канон состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, в духовном свете. В тропарях канона, персонажи священной истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.

Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: «Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен». «Благоутробен» — значит милостив и милосерд так, как Мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим, жалеет ребенка и любит его всем своим сердцем. Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Этому учит нас в своем каноне святой Андрей Критский.

Весь Ветхий Завет предстает перед нами в тропарях канона, как школа покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, святой не забывает и о злых и жестоких делах, побуждая нас подражать добрым и отвращаться злых. Но в Великом каноне есть не только примеры из Священного Писания, есть здесь и увещание душе, рассуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, берет нас за руку и вводит в свою келью, чтобы собеседовать с нами, рассказывать, делиться своим опытом, и, вместе с нами, смиренно и горячо молиться.

Почему Святая Церковь в первые дни Великого поста предлагает нам именно эти песнопения? Потому, что пост — это время покаяния и очищения, а канон преподобного Андрея весь и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жития.

Творец этого, столь любимого православными людьми Великого канона, преподобный Андрей, архиепископ Критский родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. Из свидетельств о раннем детстве святого известно, что до семи лет его считали немым, т. к. до этого времени он не произнес ни одного слова. Когда же, по достижении семилетнего возраста, он причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, немота его разрешилась и он стал говорить. После этого явленного чуда родители отдали свое чадо постигать премудрость божественных книг. На четырнадцатом году жизни, святой Андрей, был приведен родителями в Иерусалим для служения Богу в монастыре Братства Гроба Господня. По пострижении в монашество святой Андрей был назначен нотарием, т. е. секретарем, Иерусалимской патриархии, как человек весьма разумный. Он проводил добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам иерусалимский патриарх. После 681 года, когда в Константинополе происходили заседания Шестого Вселенского Собора, святой Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, вместе с двумя старцами-монахами, был послан в византийскую столицу от лица своего патриарха, чтобы представить императору документы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора всей полноты Иерусалимской Православной церкви, находившейся тогда под мусульманским игом.

После окончания Собора старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а Андрей, сделавшись известным, своей книжной премудростью и глубоким знанием догматов Церкви, императору и святым отцам, был оставлен в Константинополе, получив навсегда прозвище «Иерусалимита», т. е. «Иерусалимлянина».

В столице Империи он получил послушание возглавить Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии с зачислением в клир главного храма Византии.

20 лет служил он в сане диакона и трудился в Доме сирот, проявляя должную заботливость и попечение. Здесь же, в Константинополе, он начал слагать свои дивные песнопения, которыми богато украсил литургическое наследие Святой Церкви.

Читать еще:  Как поступить, если грех, который был исповедан, продолжает беспокоить совесть. Смертные грехи в православии

После двадцатилетнего диаконского служения святой Андрей был рукоположен в епископский сан и назначен на самую далекую кафедру империи — остров Крит, где за свои усердные труды был удостоен титула архиепископа. Здесь он был светильником миру, просвещающим Христову Церковь богодухновенным учением и добродетельной жизнью. Святой пастырь критский строил храмы Божии , а также дома для сирот и престарелых. Для своей паствы он был любящим отцом, неустанно проповедующим и, молитвами своими, отражающий все напасти и невзгоды, а для еретиков являлся непреклонным обличителем и грозой. Не оставлял святой Андрей и трудов по составлению церковных песнопений.

Несколько раз святитель, оставив Крит, посещал Константинополь, где виделся с патриархом и императором, а также с близкими ему людьми. Там же выступил он в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество. В свое последнее посещение столицы, святой Андрей, почувствовав приближение скорой кончины, простился со своими друзьями. По дороге на Крит он сильно заболел. Тяжелый недуг заставил его остановиться на острове Митилина в городке Ерессо, где святой и скончался 4 июля около 740 года. В этот же день Святая Церковь и доныне совершает его память.

Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, т. к. в его время этот праздник отдельно не праздновался). Великопостное богослужение, кроме Великого канона, было украшено и другими творениями святого песнописца. В рукописях сохранились каноны Недели Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая и Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся четверопеснец святого Андрея, к которому позднее присоединяли свои четверопеснцы и каноны св. Косма Маюмский, инокиня Кассия, епископ Марк Отрантский. По количеству оригинальных мелодий-напевов святой Андрей превосходит даже столь великого песнописца, как преподобный Иоанн Дамаскин. Составляя Октоих, святой Иоанн вносил в него ирмосы и напевы святителя Андрея Критского.

Как читать канон

Фото РИА Новости/ Сергей Пятаков

Покаянный канон Андрея Критского читается Великим постом два раза: первый раз с понедельника по четверг первой недели Поста (в этом году 2-5 марта) по частям, и второй раз, полностью, в четверг пятой седмицы Поста, на службе стояния Марии Египетской.

В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Поста читается по девять песен Канона. В конце шестой песни поется кондак: «Душе моя, душе моя, что спиши…» В это время полагается земной поклон.

На Великий канон удобнее приходить со своим текстом с параллельным русским переводом, чтобы следить за ходом чтения в храме, лучше понимая смысл. Можно заранее прочитать канон дома (с переводом). Во время службы чтения Канона в храме гасят свет, поэтому можно заранее купить свечу и зажигать ее во время чтения.

Совет: Если вы хотите понять смысл Покаянного канона и читать про библейских героев как про старых знакомых, без знания Священной истории не обойтись. Ее краткий, но полноценный вариант (с картинками) можно найти в книге прот. Серафима Слободского «Закон Божий».

Структура и содержание Великого Канона

Как и другие церковные песнопения этого жанра, Великий Канон состоит из ирмосов и тропарей, собранных в 9 песен:

  • Ирмосы — краткие строфы, начинающие каждую песнь и выражающие основное её содержание. По первым словам ирмоса Великий Канон называют «Помощник и Покровитель». Для певцов хора распев ирмоса был образцом для пения последующих тропарей.
  • Тропари — поэтические строфы, составляющие основную часть канона. Раньше тропари исполнялись нараспев, сейчас эта традиция заменена на протяжное чтение.
  • Песнь — совокупность ирмоса и нескольких (у преподобного Андрея — до 30) тропарей, составляющая одну из 9 частей Канона. Традиционно песни христианских канонов соответствовали песням библейских пророков, написанных во времена Ветхого Завета. Каждому тропарю предшествовала строка из песни пророка. Но в Великом Каноне вместо них повторяется один припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!».

Сам преподобный Андрей сочинил только тропари, всего 210 строф. Когда эти песнопения вошли в состав церковной службы, составители богослужебных текстов разделили их на песни и снабдили запевами — ирмосами. Тогда же к ним были добавлены строфы, посвящённые Марии Египетской — образцу покаянного подвига и самому автору, к тому времени уже скончавшемуся и прославленному в лике святых.

В первых восьми песнях Покаянного Канона молящемуся предлагаются картины Ветхого Завета, приводятся примеры тяжких согрешений, совершаемых героями библейских сказаний. Вспоминая эти события, автор сокрушается о собственной душе, наполненной ещё более страшными грехами.

Девятая песнь полностью посвящена событиям Нового Завета. Здесь показаны евангельские образы кающихся грешников, получающих прощение от Самого Христа. Сокрушённая душа молящегося вновь обретает надежду на райское блаженство.

Великий канон Андрея Критского: от отчаяния к надежде

2 марта, в первый день Великого поста, начинают читать покаянный канон Андрея Критского. Что означает огромное количество ветхозаветных имен, какое отношение жившие давно люди имеют лично ко мне?

Отважиться на покаяние

В первый понедельник Великого поста (2 марта), на вечерней службе, в полной темноте, все священство храма со свечами в руках под тихое пение хора выходит из алтаря в центр. Так начинается чтение Великого канона Андрея Критского, которое продолжается в Церкви вот уже почти 1200 лет.

Великий канон Андрея Критского называют покаянным. Но нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Великий канон — это плод покаяния, который принес Богу святой Андрей.

О событиях Священной истории св. Андрей говорит как о событиях своей жизни, и не находит в ней ни одного грешника, на которого сам не был бы похож.

Но человеку, который отваживается на покаяние — честную, без самооправдания, оценку себя — Господь дает возможность измениться. Этот путь — от отчаяния к надежде — и прославляет Великий канон.

Читать еще:  Сияние рождества поделки своими руками. Лучшие поделки на Рождество. Пошаговые мастер-классы с фото

Герои и образы канона

Во время чтения Великого канона мы слышим множество имен, известных и не очень: Адам, Ева, Авель, Каин, Ламех, Хам, Давид, Соломон и т.д.

Все это – реальные герои Священного писания, история жизни которых нам здесь приоткрывается. Но не это – главное.

«Ключ» к пониманию канона Андрея Критского в том, чтобы в библейских героях, в их падениях и подвигах увидеть свое падение и возможность восстания.

Святой Андрей рассказывает историю мира, отпавшего и возвращающегося к Богу, которая в то же время есть история души каждого из нас.

Потому что каждая душа проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором.

Но как же увидеть в героях Библии – самого себя?

Вот мы читаем в самом начале Канона: «Вместо Евы чувственный мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл, показуяй сладкая и вкушаяй присно горькаго напоения». («Вместо чувственной Евы восстала во мне Ева мысленная — страстный помысел, обольщающий приятным, но при вкушении всегда напояющий горечью»). Что все это значит?

Пример Евы увлек Адама к греху. Так же каждого из нас влечет к греху мысленная ева – страстный, грешный помысел.

Пока страсть у человека не удовлетворена, он страдает, мучается. С удовлетворением страсти он надеется получить удовольствие, избавление от мучений. Это и обещает душе страстный помысел, толкая ее на грех, как когда-то толкнул он на грех нашу праматерь Еву.

Но как Ева обманулась в надежде получить блаженство от запретного плода, так обманывается в своих расчетах человек, мечтающий найти в грехе нескончаемую сладость.

Как читать канон

Покаянный канон Андрея Критского читается Великим постом два раза: первый раз с понедельника по четверг первой недели Поста (в этом году 2-5 марта) по частям, и второй раз, полностью, в четверг пятой седмицы Поста, на службе стояния Марии Египетской.

В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Поста читается по девять песен Канона. В конце шестой песни поется кондак: «Душе моя, душе моя, что спиши…» В это время полагается земной поклон.

На Великий канон удобнее приходить со своим текстом с параллельным русским переводом, чтобы следить за ходом чтения в храме, лучше понимая смысл. Можно заранее прочитать канон дома (с переводом). Во время службы чтения Канона в храме гасят свет, поэтому можно заранее купить свечу и зажигать ее во время чтения.

Совет: Если вы хотите понять смысл Покаянного канона и читать про библейских героев как про старых знакомых, без знания Священной истории не обойтись. Ее краткий, но полноценный вариант (с картинками) можно найти в книге прот. Серафима Слободского «Закон Божий».

Преподобный Андрей Критский. Икона (фрагмент)

Андрей Критский работал директором сиротского дома 20 лет

Автора Великого покаянного канона, преподобного Андрея, архиепископа Критского (VII) до семи лет считали немым, — до этого возраста он не произнес ни слова. Когда же в семь лет святой Андрей впервые принял Причастие, немота прошла.

В четырнадцать лет святой Андрей поступает в монастырь и вскоре становится известен своей ученостью. Но богословие не мешает практическому милосердию: двадцать лет святой Андрей возглавляет Дом для сирот в Константинополе.

Здесь же он начинает заниматься церковной поэзией. Святого Андрея рукополагают в епископы и назначают на самую далекую кафедру империи — остров Крит. Почти ссылка становится для епископа, монаха и поэта временем расцвета: на острове он строит не только храмы, но и дома для сирот и стариков, а также пишет каноны почти на все двунадесятые (самые главные) праздники и многие великопостные богослужения, в том числе и дивные песнопения Страстной седмицы.

Степан АБРИКОСОВ

На анонсе: илллюстрация к роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”

  • %0D%0A2%20%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%2C%20%D0%B2%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%2C%20%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8E%D1%82%20%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BD%20%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%8F%20%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE.%20%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%B5%D1%82%20%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%85%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1+%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C+%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B&subject=%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BD%20%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%8F%20%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%3A%20%D0%BE%D1%82%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%20%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5+

Find more like this: АНАЛИТИКА

Священник о Великом посте

Священник Покровского кафедрального собора иерей Максим Золотухин: Великий пост всегда заканчивается Пасхой, и мы готовимся к этому празднику. Пасха — это Воскресение, жизнь, а пост — это умирание для мира, умирание страстей, умирание для суеты, пресыщения удовольствиями.

Великий пост — очень строгий. Если хотите прямо по уставу поститься, достаточно лишь сказать, не вдаваясь в подробности, что с понедельника по пятницу мы едим лишь растительную пищу. Только в субботу и воскресенье разрешено растительное масло, и лишь два раза за пост мы едим рыбу. Это Вербное воскресенье и Благовещение Пресвятой Богородицы. Как найти какие-то послабления для тех, кто может быть себя неважно чувствует, или кто-то находится в положении, или для спортсменов, которые вынуждены интенсивно тренироваться, или у кого-то может быть работа связана с физическими нагрузками. И можно ли как-то по-другому поститься? Беременным и кормящим лучше вообще не поститься. Всё-таки забота о поколении будущем — это очень важно. Пост — это личный подвиг каждого. Каждый должен взять для себя свою планку.

Святой преподобный Сергий Радонежский, который жил более 600 лет назад, жил очень просто в своей обители. И люди со всего мира приходили посмотреть: что же это за человек? Они искали чудес, святости, а видели обычную простоту. Простой человек, просто говорит, просто молится, обычное облачение из простых кусков материи. И настолько всё было просто, что люди, видя эту простоту, уходили как бы разочарованными. Так вот, его высота в его простоте. И Великий пост — это шаг в простоту, чтобы мы поняли, что можно жить без телевизора, без увеселений, без огромного количества еды и питья, без огромного количества развлечений. Наши страсти нас постоянно подогревают, кипятят, мы становимся суетными. И мы не можем успокоиться и прийти в себя, стать реальными живыми людьми. Вот давайте вдохнем и остановимся хотя бы на время Великого поста.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector