0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Контрольная работа специфика логики как науки. Логическое мышление — развитие логики Логика как наука ее объект предмет специфика

Содержание

I. Введение

Термин логика в настоящее время употребляется в трех значениях. Во-первых, этим словом обозначают всякую необходимую закономерность во взаимосвязи объек­тивных явлений. Во-вторых, словом «логика» обозначают закономерности в связях и в развитии мыслей. В-третьих, «логикой» называют науку — определенную систему знаний, рассматривающих логику мышления.

Логика относится к числу древнейших наук, которая, обратившись к формам и способам рассуждений человека, начала формироваться ещё в цивилизациях Древнего Востока, Индии, Китая. В западную духовную культуру принципы и ме­тоды логики вошли благодаря усилиям античных греков и в значительной степени — работам величайшего мыслителя Аристотеля.

Человек в повседневной жизни и профессиональной деятельности постоянно познаёт окружающий его мир, самого себя и находящихся рядом с ним людей, при­обретает различного рода и вида знания. Осуществляет он это посредством чувственного познания и абстрактного мышления. Путем чувственного отражения (ощущений, восприятий, представлений), основанного на психических процессах, человек познает отдельные предметы и их свойства. Чувственное отражение является основой абстрактного мышления. Главное назначение логики в том, чтобы исследовать специфические мыслительные законы и разработать правила получен­ного выводного знания. Следовательно, объект логики как науки — это мышление че­ловека. Главное назначение логики заключается в том, чтобы, исследовав специфи­ческие законы мышления, разработать не только правила достижения истинного знания, но и сформировать пути, способы и формы осуществления этого процесса.

Изучение логики повышает культуру мышления, дисциплинирует мыслитель­ный процесс.

II. Основная часть

1. Мышление и язык.

Изучение взаимодействия человека с окружающим его миром предполагает анализ второй сигнальной системы — речи, или языка.

Речь — это особая и наиболее совершенная форма общения свойственная только человеку. У животных тоже имеются некоторые способы общения, но они несораз­мерны с человеческими по качеству и достигнутым благодаря им результатам. Сиг­налы животных не обозначают определенных предметов и явлений действительно­сти. Главная особенность человеческой речи — членораздельность. Язык — это строго нормализованная система средств общения, речь же — это применение языка в про­цессе общения для передачи мысли, чувства. В языке нет мыслей — это набор раз­ных средств для выражения мысли. Никакая мысль не может формулироваться без языка и без материальных речевых процессов. При «подготовке» речи имеется фаза внутреннего проговаривания речи про себя. Это и есть выработка самой мысли, на­зываемая внутренней речью. Она является материальной оболочкой мысли во всех случаях, когда мы думаем, размышляем, решаем какую-либо задачу (независимо от того, высказываем ли мы затем эти мысли вслух или нет). Естественный язык тесно связан с абстрактной деятельностью. Мышление без языка невозможно. Чувствен­ную информацию об объекте можно выразить на языке жестов, рисунка и т.д., од­нако существенное, связанное с научным анализом причины оформляется в понятной, словестно-логической форме. Поскольку мышление идеально, язык вы­ступает средством его материализации. При помощи различных грамматических форм он выражает различные по логической форме мысли.

Мышление всегда есть решение задач, опосредованное уже достигнутыми зна­ниями и осуществляемое путем тех или иных выводов из них. Другая особенность мышления — это то, что оно есть обобщенное отражение действительности, включающее в себя обобщение единичных фактов и оперирование обобщенными данными. Мышление можно определить как обобщенное, осуществляемое посредст­вом слова и опосредованное уже имеющимися знаниями отражение действительно­сти, тесно связанное с чувственным познанием мира и практической деятельностью людей. Мышление как познание существенного, сущностей есть высшая форма от­ражения действительности.

Являясь обобщенным отражением действительности, мышление представляет собой оперирование понятиями, образующимися путем обобщения данных чувственного познания. Понятие — это отражение общих и существенных свойств предметов и явлений действительности. Понятие является высшей степенью отражения мира. Оно выражается в слове или словосочетании, которые есть чувственная, материальная оболочка мира.

Всякий мыслительный процесс осуществляется в форме суждений, которые всегда выражаются словами, хотя слова могут и не произносится вслух. Суждение — это высказывание чего-либо о чем-либо, утверждение или отрицание каких либо от­ношений между предметами и явлениями, между теми или иными признаками их. Суждения выражаются в предложениях.

К суждениям приходят как непосредственно, когда в них констатируется то, что воспринимается, так и опосредованным путем — посредством умозаключений. Умо­заключения есть вывод одного суждения из другого на основании имеющихся суж­дений высказываются новые суждения. Умозаключение в языке предстает в виде не­скольких предложений, связанных по смыслу.

Неразрывная связь мышления и языка решает проблему идеальной природы мышления, но создает другую природу — проблему смысла языковых выражений и понятий. Процесс формирования абстрактного мышления у каждого человека слож­ный, своеобразный, связанный со множеством факторов — воспитание, образование, социализация и др. Начиная формироваться в раннем детстве, с возрастом мышление обретает свое содержание и объем, а также свойства его выражения — индивидуаль­ную лексику. Важнейшим этапом в развитии мышления является овладение речью.

Взаимодействие языка и мышления имеет не только количественный аспект. Естественный язык — результат длительного процесса формирования, в ходе которого образуются его многообразие и сложность, позволяющее в одной и ситуации одно и тоже понятие называть одним словом, а в другой ситуации — другими (синонимы). Разными по смыслу понятиями в языке может соответствовать одно и то же слово (омонимы).

Лингвистические науки образуют третью группу наук, изучающих мышление, и во всех разделах грамматики прослеживается параллель логики и лингвистики.

Естественные и искусственные языки.

Язык есть система знаков, которыми пользуются люди, образующие отдельный народ или профессиональное сообщество. По способе образования отличают два типа языков — естественные и искусственные. Под естественным языком понимают знаковую систему, сложившуюся исторически и используемую людьми, образую­щими отдельный этнос.

Естественный язык представляет собой универсальную знаковую систему: с его помощью можно выразить и передать другим людям любое содержание сознания, любую мысль.

К достижениям естественного языка принадлежат:

— способность выражать одну и ту же мысль разными текстовыми конструк­циями;

— доступность для всех представителей сообщества, говорящих на нем;

однако эти достоинства оборачиваются недостатками при их использовании в науке для выражения и фиксации теоретических знаний. Громоздкость и трудная обозримость конструкций. Естественный язык эмоционален. В научном познании эти недостатки становятся препятствием в адекватном описании внеязыковой реаль­ности. Способом избавления от недостатков естественного языка является построе­ние искусственных языков.

Искусственным называется язык, выражения которого строятся по заранее сформулированным правилам. Среди искусственных языков различают: содержа­тельные (словесные, неформализованные) и формализованные.

К содержательным искусственным языкам можно отнести так называемый язык науки, который представляет собой образованный при помощи конструктивных оп­ределений естественный язык.

Строго однозначные слова в этом языке называются терминами, совокупность терминов той или иной науки составляет терминологию.

Содержательно искусственными являются языки типа эсперанто.

Формализованным языком называется искусственно построенная по заранее разработанным правилам знаковая система, в которой выражения естественного языка заменены буквенными символами. Последние при этом могут образовывать внеязыковые объекты. Кроме буквенных символов, формализованный язык включает и операционные символы.

Формализованные языки не только избавляют от громоздких конструкций есте­ственного языка, но и могут представлять собой средство познания количественных и иных соотношений, а также наиболее общих логических отношений.

Основные знаки формализованных языков:

— буквенные и операционные символы;

— образованные из этих символов по заданным правилам сложные символиче­ские конструкции — формулы.

Совокупность правил образования и преобразования формул формализованного языка составляет его синтаксис.

Читать еще:  В каком городе находится священный далам бурятия. Буддизм в Бурятии

В контексте языковых отношений можно выделить отношения трех типов:

1. знаков к объектам внеязыковой реальности;

2. между знаками;

3. производителей и потребителей знаков к содержанию и форме последнего.

Эти три типа отношений представляют собой три аспекта языка — семантичес­кий, синтаксический и прагматический, которые являются предметом исследования особой науки о знаках и знаковых системах — семиотики в соответствующих ее раз­делах — семантике, синтактике, прагматике.

Искусственные языки успешно используются и в логике для точного теоретичес­кого и практического анализа мыслительных структур.

Один из так5их языков — язык логики высказываний. Он применяется в логи­ческой системе, называемой исчислением высказываний, которая анализирует рас­суждения, опираясь на истинные характеристики логических связок и отвлекаясь от внутренней структуры суждений.

Второй язык — это язык логики предикатов. Он применяется в логической сис­теме, называемой исчисление предикатов.

Логика. Шпаргалка

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПОЗНАНИЕ. ЧУВСТВЕННАЯ СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ
  • 2 РАЦИОНАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ
  • 3 СПЕЦИФИКА ЛОГИКИ КАК НАУКИ
  • 4 ИСТИННОСТЬ И ПРАВИЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ
  • 5 ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ
  • 6 ЗАКОН ТОЖДЕСТВА
  • 7 ЗАКОН НЕПРОТИВОРЕЧИЯ
  • 8 ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО
  • 9 ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Логика. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3 СПЕЦИФИКА ЛОГИКИ КАК НАУКИ

Логика — сложный, многогранный феномен духовной жизни человечества. Именно поэтому в современном языке этот термин имеет множество значений. Термин «логика» происходит от латинского слова «logos», что значит «мысль», «слово», «разум». В настоящее время можно выделить несколько основных значений логики.

Логика — последовательная связь предметов и явлений окружающего мира. Типичными примерами употребления рассматриваемого термина в таком значении являются выражения «логика вещей», «логика исторического развития», «логика международных отношений».

Логика — закономерности в связях и развитии мысли. В данном случае в качестве примеров можно привести такие выражения, как «женская логика», «железная логика», «логика рассуждения».

Логика — наука о структуре и закономерностях правильного мышления.

Логика — определенная последовательность в действиях человека. Например, логика поступка, логика поведения.

Так как в одном из случаев логику определяют как науку, то она должна иметь свой объект, предмет и место в системе наук. Если логика — это наука о формах, приемах и законах мышления, значит, оно и выступает объектом ее изучения. Однако известно, что изучением процесса мышления занимаются и другие науки, например философия, психология, физиология, а также многие другие. Поэтому необходимо выделить предмет логики, значение которого будет уже, чем значение объекта. Важно также отметить отличие предмета логики от предмета других наук о мышлении.

Философия исследует мышление в целом. Она решает вопрос об отношении человека, а следовательно, его мышления к окружающему миру. При этом философию мало интересуют те механизмы, на основе которых формируется человеческое мышление.

Психология изучает мышление как один из психических процессов наряду с эмоциями, волей и т. д. Она уделяет значительное внимание изучению как механизмов возникновения того или определенного типа мышления, так и непосредственное проявление этих типов мышления на практике. Однако психологию не интересует истинность этих типов мышления, ее предметом, наоборот, выступает исследование отклоняющихся от нормы типов мышления.

Физиология раскрывает механизмы, которые обусловливают процесс мышления. При этом ее мало интересует отражение действительности, возникающее в процессе мышления.

Своеобразие логики заключается в том, что она изучает мышление, его содержание, формы, законы, истинность. Поэтому более точным определением логики как науки будет следующее высказывание: логика — это наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истинному познанию.

1. Специфика логики как науки

1. Специфика логики как науки

Свое название логика получила от древнегреческого слова logos, означавшего, с одной стороны, слово, речь, а с другой — мысль, смысл, разум.

Возникая в рамках античной философии как единой, не расчлененной еще на отдельные науки совокупности знаний об окружающем мире, она уже тогда рассматривалась в качестве своеобразной, а именно рациональной, или умозрительной, формы философии — в отличие от натурфилософии (философии природы) и этики (социальной философии).

В своем последующем развитии логика становилась все более сложным, многогранным феноменом духовной жизни человечества. Поэтому естественно, что в разные исторические периоды у разных мыслителей она получала различную оценку. Одни говорили о ней как о некоем техническом средстве — практическом «орудии мысли» («Органон»). Другие усматривали в ней особое «искусство» — искусство мыслить и рассуждать. Третьи находили в ней некий «регулятор» — совокупность или свод правил, предписаний и норм мыслительной деятельности («Канон»). Были даже попытки представлять ее как своеобразную «медицину» — средство оздоровления рассудка.

Во всех подобных оценках, несомненно, содержится доля истины. Но — лишь доля. Главное, что характеризует логику, особенно в настоящее время, это то, что она есть наука — и притом весьма развитая, сложная и важная. И как всякая наука, она способна выполнять различные функции в обществе, а следовательно, обретать разнообразные «лики».

Какое же место занимает логика в системе наук?

Ныне существует великое множество самых разных отраслей научного знания. В зависимости от объекта исследования они, как известно, делятся прежде всего на науки о природе — естественные науки (астрономия, физика, химия, биология и т. д.) и науки об обществе — общественные науки (история, социология, юридические науки и др.).

По сравнению с ними своеобразие логики заключается в том, что ее объектом выступает мышление. Это наука о мышлении. Но если мы дадим логике только такое определение и поставим здесь точку, то допустим серьезную ошибку. Дело в том, что само мышление, будучи сложнейшим явлением, выступает объектом изучения и ряда других наук — философии, психологии, физиологии высшей нервной деятельности человека, кибернетики, лингвистики.

В чем же специфика логики в сопоставлении именно с этими науками, тоже изучающими мышление? Каков, иначе говоря, ее собственный предмет исследования?

Философия, важнейшим разделом которой выступает теория познания, исследует мышление в целом. Она решает фундаментальный философский вопрос, связанный с отношением человека, а следовательно, и его мышления к окружающему миру: как соотносится наше мышление с самим миром, можем ли мы в наших знаниях иметь верную мысленную картину о нем?

Психология изучает мышление как один из психических процессов наряду с эмоциями, волей и т. д. Она раскрывает взаимодействие с ними мышления в ходе практической деятельности и научного познания, анализирует побудительные мотивы мыслительной деятельности человека, выявляет особенности мышления детей, взрослых, психически нормальных людей и лиц с теми или иными отклонениями в психике.

Физиология высшей нервной деятельности человека раскрывает материальные, а именно физиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга человека в процессе его функционирования — мышления, исследует закономерности этих процессов, их физико-химические и биологические механизмы.

Кибернетика выявляет общие закономерности управления и связи в живом организме, техническом устройстве и в мышлении человека, связанном прежде всего с его управленческой деятельностью.

Лингвистика показывает неразрывную связь мышления с языком, их взаимодействие между собой. Она раскрывает способы выражения мыслей с помощью языковых средств.

Своеобразие же логики как науки о мышлении как раз и состоит в том, что она рассматривает этот общий для ряда наук объект под углом зрения его функций и структуры, т. е. с точки зрения роли и значения как средства познания действительности, а также с точки зрения составляющих его элементов и связей между ними. Это и есть собственный, специфический предмет логики.

Поэтому она определяется как наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине. Однако такое определение, будучи удобным для запоминания, но слишком кратким, требует дополнительных пояснений каждого из его компонентов.

Читайте также

§ 2. Предмет науки логики.

§ 2. Предмет науки логики. Основным типом мышления является понятийное (или абстрактно-логическое). Именно его исследует логика. Абстрактное мышление — это процесс рационального[1] отражения объектив­ного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях,

4. Науки о действительности и конструирующие науки.

4. Науки о действительности и конструирующие науки. Наука имеет дело с действительностью. Однако условием познавания действительности является знание о недействительном. Доступное пониманию действительное — дух — мы понимаем в каждом случае при помощи очевидной

§ 7. Науки о фактах и науки о сущностях

§ 7. Науки о фактах и науки о сущностях «Та (в свою очередь эйдетическая) взаимосвязь, какая имеет место между индивидуальным предметом и сущностью, согласно с чем каждому индивидуальному предмету принадлежна некая сущностная наличность — в качестве его сущности,

Читать еще:  Совершил большой грех что делать. Что делать, чтобы прошла жгучая боль о совершенных в жизни грехах? Что такое смертный грех

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ КАК ЛОГИКИ, ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ КАК ЛОГИКИ, ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ Одной из важнейших идей марксистской философии, выдвинутых и обоснованных Лениным, является идея о том, что материалистическая диалектика, понимаемая прежде всего как

1. Первые подходы к разработке диалектики как логики, гносеологии и методологии науки

1. Первые подходы к разработке диалектики как логики, гносеологии и методологии науки Анализ работ, выпущенных советскими философами в период с 1917 г. до второй половины 50-х годов, показывает, что преимущественное внимание в этот период в них уделяется рассмотрению

Глава II. Соотношение законов формальной логики и логики диалектической

Глава II. Соотношение законов формальной логики и логики диалектической Диалектика «не отменяет формальной логики, а только лишает ее законы приписываемого им метафизиками абсолютного значения». Г. Плеханов 1. Определите, какие из следующих высказываний представляют

Джон Хорган Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки

Джон Хорган Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки Введение Поиск ответа Horgan THE END OF SCIENCE Facing the Limits of Knowledge in the Twilight of the Scientific Age 1996Перевод с английского М. В. ЖуковойДизайн Вадима НазароваОформление Александра ПономарёваЗащиту интеллектуальной

Предисловие к русскому переводу «Науки логики» Гегеля

Предисловие к русскому переводу «Науки логики» Гегеля Сочинение Гегеля «Наука логики», предлагаемое теперь читателям в русском переводе, вышло в свет в первом издании в 1812, 1813 и 1816 годах. За сим первая книга первой его части (учение о бытии) была просмотрена автором

§ 7. Науки о фактах и науки о сущностях

§ 7. Науки о фактах и науки о сущностях Та (в свою очередь эйдетическая) взаимосвязь, какая имеет место между индивидуальным предметом и сущностью, согласно с чем каждому индивидуальному предмету принадлежна некая сущностная наличность — в качестве его сущности, равно

§ 26. Науки с догматической и науки с философской установкой

§ 26. Науки с догматической и науки с философской установкой Итак, естествоиспытатели отзываются о математике и всякой эйдетике скептически, однако в своей эйдетической методике поступают догматически. К счастью для них! Ведь великим естествознание стало благодаря тому,

§ 56. Вопрос об объеме феноменологической редукции. Науки о природе и науки о духе

§ 56. Вопрос об объеме феноменологической редукции. Науки о природе и науки о духе Выключая полагание мира, природы, мы воспользовались этим методическим средством для того, чтобы вообще стал возможным поворот взгляда к трансцендентально чистому сознанию. Теперь же,

Техника науки и технические науки

Техника науки и технические науки Согласно третьей, указанной выше, точке зрения, наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов, и представляет собой ряд попыток исследовать способ функционирования этих инструментов.Германский

3. Специфика стоицизма

3. Специфика стоицизма а) То, что душа и тело отождествляются у стоиков, это понятно. И что душа остается при этом руководящим началом, это тоже понятно. Но о различии души и тела, так же, как и об их тождестве, часто говорилось и раньше стоиков. Однако интересно, что у Платона

1. Античная специфика

1. Античная специфика Заботиться о соблюдении античной специфики необходимо при исследовании вообще всякого античного эстетического термина. Но, кажется, в отношении термина»мимесис»это правило о соблюдении античной специфики должно проводиться особенно тщательно.

Специфика логики как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 00:19, контрольная работа

Описание работы

Свое название логика получила от древнегреческого слова logos, означавшего, с одной стороны, слово, речь, а с другой — мысль, смысл, разум.
Возникая в рамках античной философии как единой, не расчлененной еще на отдельные науки совокупности знаний об окружающем мире, она уже тогда рассматривалась в качестве своеобразной, а именно рациональной, или умозрительной, формы философии — в отличие от натурфилософии (философии природы) и этики (социальной философии).

Работа содержит 1 файл

Основные законы мышлен.docx

«Основные законы мышления»

Специфика логики как науки

Свое название логика получила от древнегреческого слова logos, означавшего, с одной стороны, слово, речь, а с другой — мысль, смысл, разум.

Возникая в рамках античной философии как единой, не расчлененной еще на отдельные науки совокупности знаний об окружающем мире, она уже тогда рассматривалась в качестве своеобразной, а именно рациональной, или умозрительной, формы философии — в отличие от натурфилософии (философии природы) и этики (социальной философии).

В своем последующем развитии логика становилась все более сложным, многогранным феноменом духовной жизни человечества. Поэтому естественно, что в разные исторические периоды у разных мыслителей она получала различную оценку. Одни говорили о ней как о некоем техническом средстве — практическом «орудии мысли» («Органон»). Другие усматривали в ней особое «искусство» — искусство мыслить и рассуждать. Третьи находили в ней некий «регулятор» — совокупность или свод правил, предписаний и норм мыслительной деятельности («Канон»). Были даже попытки представлять ее как своеобразную «медицину» — средство оздоровления рассудка.

Во всех подобных оценках, несомненно, содержится доля истины. Но — лишь доля. Главное, что характеризует логику, особенно в настоящее время, это то, что она есть наука — и притом весьма развитая и важная. И как всякая наука, она способна выполнять различные функции в обществе, а следовательно, обретать разнообразные «лики».

Какое же место занимает логика в системе наук?

Ныне существует великое множество самых разных отраслей научного знания. В зависимости от объекта исследования они, как известно, делятся прежде всего на науки о природе — естественные науки (астрономия, физика, химия, биология и т.д.) и науки об обществе — общественные науки (история, социология, юридические науки и др.).

По сравнению с ними своеобразие логики заключается в том, что ее объектом выступает мышление. Это наука о мышлении. Но если мы дадим логике только такое определение и поставим здесь точку, то допустим серьезную ошибку. Дело в том, что само мышление, будучи сложнейшим явлением, выступает объектом изучения не одной лишь логики, но и ряда других наук — философии, психологии, физиологии высшей нервной деятельности человека, кибернетики, лингвистики…

В чем же специфика логики в сопоставлении именно с этими науками, изучающими мышление? Каков, иначе говоря, ее собственный предмет исследования?

Философия, важнейшим разделом которой выступает теория познания, исследует мышление в целом. Она решает фундаментальный философский вопрос, связанный с отношением человека, а следовательно, и его мышления к окружающему миру: как соотносится наше мышление с самим миром, можем ли мы в наших знаниях иметь верную мысленную картину о нем?

Психология изучает мышление как один из психических процессов наряду с эмоциями, волей и т.д. Она раскрывает взаимодействие с ними мышления в ходе практической деятельности и научного познания, анализирует побудительные мотивы мыслительной деятельности человека, выявляет особенности мышления детей, взрослых, психически нормальных людей и лиц с теми или иными отклонениями в психике.

Физиология высшей нервной деятельности человека раскрывает материальные, а именно физиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга человека, исследует закономерности этих процессов, их физико-химические и биологические механизмы.

Кибернетика выявляет общие закономерности управления и связи в живом организме, техническом устройстве, а следовательно, и в мышлении человека, связанном прежде всего с его управленческой деятельностью.

Лингвистика показывает неразрывную связь мышления с языком, их единство и различие, их взаимодействие между собой. Она раскрывает способы выражения мыслей с помощью языковых средств.

Своеобразие же логики как науки о мышлении как раз и состоит в том, что она рассматривает этот общий для ряда наук объект под углом зрения его функций и структуры, т.е. с точки зрения роли и значения как средства познания действительности и в то же время с точки зрения составляющих его элементов и связей между ними. Это и есть собственный, специфический предмет логики.

Поэтому она определяется как наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине.

Основные законы мышления

Анализ наиболее общих форм мышления — понятий, суждений. умозаключений, доказательств — будет неполным, если не рассмотреть еще основных законов мышления, действующих в них и пронизывающих всю их ткань.

Неосновные законы, о которых говорилось в соответствующих местах, — закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия, законы распределенности терминов в простых суждениях. законы соединения простых суждений в сложные и их взаимоотношений между собой, законы различных типов, видов и разновидностей умозаключений и т.д. — связаны лишь с определенной формой мышления и, следовательно, действуют в ограниченной сфере.

Читать еще:  Чтение канон. Порядок чтения Правильных канонов на каждый день

Важнейшая особенность основных законов мышления состоит в том, что они носят здесь универсальный характер, т.е. лежат в основе функционирования всего мышления в целом. Можно сказать без преувеличения, что без этих законов процесс мышления в целом был бы попросту невозможен. Ведь в них отражаются фундаментальные — наиболее общие и глубокие свойства, связи и отношения объективного мира, постигаемого нашим мышлением. Вот почему они рассматриваются нами после анализа всех конкретных мыслительных форм.

Основные законы мышления, в свою очередь, подразделяются на два типа: формально-логические законы и законы диалектической логики, находящиеся в определенном соотношении между собой.

Изучение тех и других законов необходимо и важно для понимания сложных глубинных процессов, протекающих в мышлении естественным образом, независимо от нашего осознания их и воли, а также для использования этих законов в практике мыслительной деятельности.

Основные формально-логические законы

Основными в формальной логике считаются четыре закона — тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Они освящены многовековой традицией логической науки и играют важную роль в любом, в том числе современном. мышлении. Знание этих законов необходимо для использования их в практике как научного, так и повседневного мышления и, конечно. в юридической практике.

Исходным в ряду формально-логических законов выступает закон тождества. С ним органически связан закон противоречия.

Закон исключенного третьего

С законом противоречия, в свою очередь, тесно связан закон исключенного третьего.

Закон противоречия гласит, что утверждение и отрицание одного и того же не могут быть вместе истинными: одно из них непременно ложно. Но могут ли они быть одновременно ложными? Об этом закон противоречия ничего не говорит.

На этот вопрос отвечает закон исключенного третьего. В этом смысле его можно считать дополнением к закону противоречия (а следовательно, и к закону тождества). Его действием также обусловлена так или иначе определенность мышления, его последовательность, непротиворечивость. Но он обладает относительной самостоятельностью, имеет свою сферу действия и свое предназначение в мышлении.

Объективный источник и существо закона исключенного третьего. Подобно законам тождества и противоречия, этот закон имеет объективный источник. В нем отражается та же качественная определенность предметов и явлений действительного мира, сохраняющаяся до поры до времени в процессе их изменения и развития. А это означает, что нечто существует или не существует, входит в какой-то класс предметов или не входит, ему что-то присуще или не присуще и т.д.

Поэтому в той мере, в какой мир альтернативен, раздвоен на «наличие — отсутствие», мышление, если оно верно отражает его. не может не быть тоже альтернативным. В нем неизбежно действует закон исключенного третьего.

Открытый Аристотелем, этот закон гласит: «Не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо что бы то ни было одно либо утверждать, либо отрицать» ‘. И в другом месте: «О чем бы то ни было истинно или утверждение, или отрицание…»2

Обосновывая неизбежность действия этого закона и невозможность его отрицания, Аристотель приводил ряд (семь!) доводов в его пользу. В более позднее время он получил название закона исключенного третьего, хотя формулировки ему давались самые различные. Наиболее обшей из них является следующая: два противоречащих высказывания об одном и том же предмете не могут быть вместе ложными: одно из них по необходимости истинно. Формула этого закона: «А или не-А».

Чтобы понять действие закона, приведем две пары несовместимых высказываний:

1) «Байкал глубокий» — «Байкал мелкий»;

2) «Байкал глубокий» — «Байкал неглубокий».

Обратим внимание, что в первой паре предикатами выступают противоположные понятия («глубокий» — «мелкий»), а во второй — противоречащие понятия («глубокий» — «неглубокий»). Между ними, как мы помним, имеется не только сходство, но и различие. Противоположные отрицают друг друга, но не исчерпывают объема родового понятия. Спрашивается: могут ли два высказывания с противоположными предикатами быть одновременно истинными? Нет. Об этом говорит закон противоречия. Но могут ли они быть одновременно ложными? Да, потому что не исчерпывают всех возможных вариантов. Может статься, что «Байкал средней глубины». Закон исключенного третьего здесь не действует.

Что же касается противоречащих понятий («глубокий» — «неглубокий»), то они не только отрицают друг друга, но и исчерпывают объем родового понятия. Возникают те же вопросы. Могут ли оба суждения с подобными предикатами быть одновременно истинными? Нет. Это опять-таки следует из закона противоречия. А могут ли они быть одновременно ложными? Вот тут-то и «зарыта собака». В отличие от первой пары они не могут быть и одновременно ложными. Ведь третьего здесь попросту нет, так как озеро либо глубокое, либо неглубокое. Одно из них непременно истинно. Эта закономерность, свойственная подобным суждениям, и нашла свое отражение в законе исключенного третьего.

Теперь нетрудно понять, какова сфера действия этого закона. Она тоже весьма широка. В общей форме можно сказать так: не всюду там, где действует закон противоречия, действует и закон исключенного третьего. Но всюду, где он проявляет свою силу, проявляется и закон противоречия.

Как и закон противоречия, закон исключенного третьего — результат обобщения практики применения суждений. Но если в законе противоречия выражаются их отношения по истинности, то в законе исключенного третьего — по ложности. Он действует в отношениях между противоречащими (контрадикторными) суждениями (А — О, Е — I).Но он не действует во взаимоотношениях между противоположными (контрарными) суждениями (А — Е). хотя закон противоречия действует и здесь: они не могут быть вместе истинными. но могут быть одновремен но ложными. Действие закона исключенного третьего обнаруживается и в сложных суждениях (например. в строгой дизъюнкции, когда составляющие ее суждения взаимно исключают друг друга, а следовательно, не могут быть вместе не только истинными, но и ложными).

Закон исключенного третьего проявляется также в умозаключениях и доказательстве. Например, он лежит в основе непосредственных умозаключений через превращение суждений и через отношение противоречащих (контрадикторных) суждений в логическом квадрате. Без его действия было бы невозможно косвенное доказательство. Устанавливая ложность какого-либо тезиса, мы тем самым доказываем истинность противоречащего ему тезиса, поскольку оба они не могут быть вместе ложными.

Требования закона исключенного третьего и их нарушения. На основе этого закона можно сформулировать определенные требования к мышлению. Чтобы понять их принципиальный смысл, вспомним историю с буридановым ослом. Как гласит легенда, он сдох с голоду, ибо так и не смог выбрать одну из двух совершенно одинаковых охапок сена. Перед человеком нередко тоже встает дилемма, но уже иная: выбирать не из одинаковых, а из взаимоотрицающих высказываний. Закон исключенного третьего как раз и предъявляет требование выбора — одного из двух — по принципу «или — или», tertium non datur (третьего не дано). Он означает, что при решении альтернативного вопроса нельзя уклоняться от определенного ответа; нельзя искать что-то промежуточное, среднее, третье.

С такого рода альтернативами человек сталкивается довольно часто. Еще в Древнем Риме родилась крылатая фраза: «Aut Caesar, aut nihil» (буквально «Или Цезарь, или ничто»), которую иногда употребляют в обобщенном смысле: «Все или ничего». Подобную интеллектуальную ситуацию гениально выразил У. Шекспир, вложив в уста Гамлета слова, ставшие тоже крылатыми: «Быгь или не быть?» У А. Пушкина мы находим: «Она меня зовет: поеду или нет?» Ясно, что из этих вариантов приходится выбирать: ничего третьего нет.

И в современных условиях возникают альтернативы, требующие однозначного выбора. Вот лишь несколько примеров из газет:

«Либо общими усилиями будет спасен весь мир, либо погибнет вся цивилизация»; «Или дальнейшее утверждение политической целесообразности, или утверждение закона в России».

Нарушение требования выбора проявляется в разных формах. Иногда сам вопрос сформулирован неальтернативно. С давних пор до нас дошла шутка: «Перестал ли ты бить своего отца?» Как правильно ответить? Если «перестал», значит, бил. Если же «не перестал», значит, продолжаешь бить. Тут как раз возможно третье:

«Я его не бил и не бью». Или на вопрос: «Любишь ли ты его?» нередко нельзя ответить по формуле «или — или». Ведь можно кого-то любить, можно презирать или ненавидеть, а можно просто проявлять безразличие или равнодушие.

Но если вопрос сформулирован правильно, то уклонение от определенного ответа на него, поиски чего-то третьего будут ошибкой. Она свойственна людям нерешительным, неуверенным в себе или просто беспринципным.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector