0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда и почему возник анимизм кратко. Анимизм как основа религиозной практики

Анимизм — это , rогда и почему возник анимизм

В мире существует много различных религий и верований. Одни из них понятны большинству людей, некоторые же так и остаются для многих малопонятными и закрытыми. В данной статье хочется рассказать о том, зачем, когда и почему возник анимизм, а также что это по своей сути такое.

Обозначение понятия

Начинать разбираться в любой теме необходимо с обозначения ее понятий. Ведь часто бывает достаточно просто узнать значение главного слова, чтобы понять, о чем будет идти речь. Так, в данном варианте подобным термином является такое понятие, как «анимизм». В переводе с латинского языка оно звучит как «animus», что означает «дух, душа». Теперь можно сделать несложный вывод, что анимизм — это вера в различные нематериальные существа, такие как духи или души, которые могут находиться в самых разнообразных вещах, явлениях или предметах, согласно нюансам верований определенных племен или обществ.

Основное в теории Тейлора

В науку это понятие ввел философ Ф.Тейлор еще в конце XIX века. Сам же термин «анимизм» термин ввёл в обращение немецкий учёный Г.Э. Шталь. Тейлор считал данную форму верования слишком уж простой, присущей только самым древним племенам. И хотя это одна из архаических форм религии, в теории Тейлора было много несправедливого. Согласно его мнению, верования у древних народов развивались в двух направлениях. Первое: это желание размышлять над снами, процессами рождения и смерти, рассуждения после различных трансовых состояний (в которые входили благодаря разным галлюциногенам). Благодаря этому у первобытных людей складывались определенные мысли по поводу существования душ, которые несколько позже переросли в раздумья об их переселении, загробной жизни и т.д. Второе же направление было связано с тем, что древние люди готовы были одушевлять все их окружающее, анимировать его. Так, они считали, что деревья, небо, бытовые предметы — все это имеет также душу, чего-то желает и о чем-то думает, у всего этого есть свои эмоции и мысли. Позже, по мнению Тейлора, данные верования перерастали в политеизм — веру в силы природы, могущество умерших предков, а далее и вовсе в монотеизм. Вывод из теории Тейлора можно сделать следующий: по его мнению, анимизм — это минимум религии. И эту мысль за основу часто брали многие ученые различных направлений. Однако ради правды необходимо сказать, что его теория также имеет и слабые стороны, о чем могут свидетельствовать этнографические данные (далеко не всегда первые религии включают в себя анимистические верования). Современные же ученые говорят, что анимизм — это основа большинства сегодня существующих верований и религий, а элементы анимизма присущи многим людям.

О духах

Зная, что анимизм — это вера в духов, стоит более подробно рассмотреть, что же об этом говорил сам Тейлор. Так, он считал, что данное верование в большей мере основывается на тех ощущениях, которые человек испытывает во время сна или особого транса. Сегодня это можно сравнить с теми ощущениями, которые присущи человеку, например, на смертном одре. Сам же человек существует в двух различных по своей природе единицах: это тело, материальная часть, и душа, нематериальная. Вот именно душа может покидать оболочку тела, переходить из одного состояния в иное, переселяться, т. е. существовать после смерти своего тела. Согласно теории Тейлора об анимизме, душа может гораздо больше, нежели просто отправиться в страну мертвых или загробный мир. При желании она может управлять живыми родственниками, связываться с ними через определенных личностей (например, шаманов) дабы передать послания, участвовать в различных праздниках, посвященных мертвым предкам и так далее.

Фетишизм

Стоит также сказать, что фетишизм, тотемизм, анимизм — это схожие по своей природе религии, которые порой возникали друг из друга. Так, часто анимизм мог перетекать в фетишизм. Что это значит? Древние люди также верили в то, что дух не обязательно должен вселяться после смерти тела в такое же тело, он мог перейти в любой окружающий предмет. Фетишизм по своей сути — вера в силу окружающих предметов (всех или определенных, например, статуй), наделенных душой. Очень часто фетишизм перетекал из общего верования в то, что все окружающее одушевлено, в более узкое направление. Примером могут быть святыни предков африканских племен или родовые дощечки китайцев, которым длительное время поклонялись, веря в их силу и могущество. Очень часто фетишами пользовались и шаманы, выбирая для этого особый предмет. Считалось, что туда вселяется душа шамана, когда тот предоставляет свое тело для общения с духами умерших.

Многодушие

Уже узнав, что анимизм — это верования в духов, стоит также сказать, что некие племена верили еще и в то, что у человека может быть несколько душ, которые имеют разные предназначения и обитают в различных частях тела: в макушке, ногах или руках. Что касается жизнеспособности этих душ, то она могла быть разнообразной. Некоторые из них могли оставаться в могиле с умершим человеком, другие отправлялись в загробный мир для дальнейшего там проживания. А некоторые просто переселялись в ребенка, чтобы его одушевить. Примером могут служить якуты, которые веруют в то, что у мужчины есть восемь душ, а у женщины — семь. В некоторых верованиях родители при рождении ребенка отдавали ему часть своей души, что опять же может сказать о многодушии.

Тотемизм

Похож по своей природе на анимизм тотемизм. Людям свойственно было наделять душой не только окружающие предметы, но и животных, которые проживают рядом. Однако в одних племенах считали, что все животные обладают душой, в других же — только некоторые, так называемые тотемные животные, которым и поклонялось данное племя. Что касается душ животных, то считалось, что они также умеют переселяться. Интересным являлся тот факт, что многие верили: души умерших людей могут переселяться не только в нового человека, но также и в тотемное животное. И наоборот. Очень часто тотемное животное выступало в роли духа-хранителя данного племени.

Аниматизм

Зная, что анимизм — это вера в силу духов, необходимо несколько слов сказать и о таком веровании, как аниматизм. Это вера в огромную безликую силу, которая наделяет жизнью все окружающее. Это может быть урожайность, человеческая удача, плодовитость скота. С уверенностью можно сказать, что данные верования присущи были не только древним людям, они живы еще и сейчас. Так, например, в Индии верят, что существует много различных духов, которые живут в горах, лесах, полях. Бонги (индийские духи) могут быть как хорошими, так и злыми. А чтобы их успокоить или задобрить, и сейчас им приносят различные дары и устраивают церемонии жертвоприношения.

О природе

Анимизм — религия, которая наделяет душами все окружающее. Так, например, жители Андаманских островов верили в то, что огромную силу имеют природные явления и сама природа (солнце, море, ветер, луна). Однако согласно их мнениям, такие духи чаще всего были злыми и все время старались нанести увечья человеку. Например, дух леса Эрем-чаугала способен ранить человека или даже убить невидимыми стрелами, а злой и свирепый дух моря может поразить его человека неизлечимой болезнью. Однако в это же время духи природы считались и покровителями отдельных племен. Так, одни считали своим покровителем солнце, иные — ветер и т.д. Но остальных духов также нужно было уважать и поклоняться им, хотя для конкретного селения они могли быть менее значимыми.

Читать еще:  Жатвенная декламация. Сценки и постановки на жатву о благодарении богу Христианские декламации на жатву

В завершение

Интересно, что согласно мнению поклонников анимизма, весь окружающий человека мир полностью населен душами, которые могут обитать в различных предметах, а также всех живых существах — животных, растениях. Сама же человеческая душа вообще является огромной ценностью в сравнении с телом.

Важным является и тот факт, что все то, что для человека опасно или неосязаемо, также принято было одушевлять. Часто считалось, что вулканы, скалистые горы были обиталищем различных духов, а, например, извержения вызываются злостью или неудовлетворением деяниями людей. Стоит сказать и о том, что мир анимистов также был населен различными монстрами и опасными существами, например виндиго у индейцев, но и позитивными существами — феями, эльфами. Однако как бы просто Тейлор и его последователи не относились к анимизму, данная религия не является примитивной. Ей присуща своя особая логика, последовательность, это оригинальная система верований. Что касается современности, то сегодня вряд ли удастся найти общество, которое полностью является анимистическим, однако элементы данного явления для многих остаются актуальными и сегодня, несмотря на то, что человек по своей сути является христианином или последователем какой-либо иной современной религии.

Анимизм — состояние веры в живое и светлое

Е щё в начальной школе мы знакомимся с такими понятиями, как «живая природа» и «неживая природа». И как ни странно, к «живой природе» относятся не только животные, но также, к примеру, и растения. К неживой — земля, камни, вода. Но насколько справедливо данное утверждение?

Ведь современной науке уже давно известно, что вода способна слышать и не только слышать, но и помнить. Вода способна усваивать и запоминать информацию. И вода, над которой произнесено слово «благодарю», становится лекарством, а над которой произнесено что-нибудь вроде «ненавижу» или «сдохни», может стать настоящим ядом. Конечно, не настолько мощным, чтобы убить сразу, но если изо дня в день пить такую воду, то воздействие на организм всё же будет. А как часто мы ругаемся именно за столом? Об этом стоит подумать.

Живая и неживая природа

Однако вернёмся к нашему вопросу: что можно считать живым, а что нет? Растения, с которыми ласково разговаривают, растут быстрее и дают больше цветов; вода, над которой произнесены приятные слова, становится целебной. А что если окажется, что камни могут двигаться? Нет, не в кузове «КамАЗа», а полноценно, как живые существа.

Данный феномен был обнаружен на высохшем озере Рейстрэк-Плайя в Долине Смерти. Представьте себе дно давно высохшего озера, по которому… перемещаются камни. Нет, конечно, не с той скоростью, чтобы это можно было видеть, но… вот, примерно так это выглядит:

Камни двигаются не постоянно, а пару раз в год или реже. Но следы передвижения сохраняются надолго, именно по этим следам и можно отследить их перемещение.

И хотя учёные находят объяснения таким движениям, что это результат скольжения по поверхности льда в зимний период, не остаётся сомнений в том, что окружающий нас мир может проявлять себя как настоящий живой организм. Таким образом, окружающий нас мир — живой. И наши предки об этом знали больше нас, но об этом мы поговорим чуть позже.

Характеристика анимизма

Анимизм — это вера в существование духов, души, в одухотворённость природы. Термин «анимизм» происходит от латинского слова anima и означает в переводе «дух, душа». Впервые этот термин предложил английский этнограф Э.Б. Тейлор. По словам Тейлора, анимизм — начальная форма религии. Религиозные верования анимизма заключаются в том, что существуют некие божества, которые управляют процессом менее развитых живых существ, существуют духи, души, а также множество жизней, через которые нечто неразрушимое проходит, меняя формы. По словам учёного, анимизм берёт своё начало в «философствовании первобытного дикаря», который стал интересоваться такими явлениями, как сон, сновидение, смерть и так далее.

Здесь следует разобрать вопрос: чем, собственно, человек отличается от животного?

На школьных уроках по биологии нам часто доводилось слышать, что человек является царём среди зверей. Это мнение активно поддерживают и многие современные учёные. Лишь бегло оглянув результаты «правления», мы легко убедимся, каких успехов достиг человек за время своего царствования. Огромный вред, нанесённый окружающей природе, сотни истреблённых видов животных и ещё столько же на грани вымирания… Сложно представить, что какой-либо правитель способен намеренно изводить своё царство, поэтому логичным становится вопрос, а чем человек отличается от животного, и так ли мы отличаемся от наших меньших братьев? И если да, то чем?

По большому счёту, отличий этих не так много, и одно из них — человек осознаёт свою смертность. И это заставляет его искать ответы на вопросы. И это ещё одно отличие человека от животного: его не устраивает инстинктивное существование, заложенное природой, он стремится к самопознанию. И именно зарождение такого качества, как стремление к самопознанию, скорее всего, когда-то и стало началом эволюции человека, когда в нём пробудилось некое духовное начало.

Итак, с точки зрения анимизма всё имеет свою душу. Как человек, так и камень — оба являются живыми существами. И как могли убедиться вышеуказанные учёные, это утверждение не лишено истины. Так Е.Ф. Карский говорил о том, что причина появления такой начальной формы религии, как анимизм, в том, что, когда славянин осознал себя не только физическим телом, но и душой, он по аналогии наделил этим качеством и весь окружающий мир.

И можно ли сказать, что славянское представление о том, что всё вокруг является живым, ложно? Исходя из выводов учёных, например, о том, как вода и растения реагируют на слова. А сколько уже есть подтверждений тому, что растения способны слышать, видеть, думать и общаться между собой?

Исходя из этого, можно сказать, что анимизм — это не просто первобытная религия, это одна из первых ступеней духовного становления человека. Ведь если человек начинает понимать, что вокруг него не просто куски материи, которые можно использовать по своему усмотрению, а живые существа, то это выводит его отношения с окружающим миром на качественно новый уровень. Главный принцип жизни наших предков гласил: «Жить по совести, в ладу с природой». И в философии анимизм — это не просто какая-то вера в духов, это именно понимание того, что материальный мир далеко не так материален, что называется, до мозга костей.

Термин «анимизм» открывает перед нами более глубокую философию, более глубокое восприятие реальности. Да, в какой-то мере можно сказать, что понятие анимизма и его зарождение во многом связано, например, с недостатком понимания некоторых явлений, когда обычной грозе приписывалось свойство «гнева богов» и так далее.

Развитие общества и науки, понимание многих процессов дали нам ответы на многие вопросы, но это не отменяет актуальности основной идеи анимизма, которая заключается в том, что мир вокруг нас живой, тем более, что современные научные открытия только подтверждают это.

Анимизм: примеры в древних культурах

Чтобы было понятно, приведём несколько примеров анимизма. Известно, что в славянской культуре каждому природному явлению соответствовал какой-то бог. Точнее, это явление и было проявлением того или иного божества. Так ветер считался внешним проявлением Стрибога, солнце было проявлением Ярилы (с солнцем также ассоциировались боги Хорс и Даждьбог), а главными богами считались Перун и Мать-Сыра-Земля.

Обратите внимание, какое тёплое отношение к земле. Не к небу, к которому теперь принято воздевать руки каждый раз, когда случается что-то неприятное (кстати, очень интересный вопрос: почему что-то приятное не сопровождается данным ритуалом, а считается чем-то само собой разумеющимся?), а именно к земле было такое тёплое отношение. Всё просто: для наших предков источником пищи был не супермаркет, а именно земля, которая давала всё, что нужно для жизни, поэтому и приравнивалась к матери.

Читать еще:  Что делать если много грехов. У меня такие большие грехи, что не отмолишь

И каждый раз, когда нужна была помощь той или иной стихии, славяне обращались к тому или иному богу. И знаете, что самое интересное? Физики уже говорят о том, что мысль материальна. Уже множество исследований это подтверждает. Так академик РАН А.Ф. Охатрин доказал, что мысль является сгустком энергии, способным воздействовать на реальность. К таким же выводам в своё время пришёл и доктор Тойч из США. А декан Принстонского университета Р. Дж. Джан утверждал, что мозг человека непосредственно влияет на реальность. То же самое говорил и основатель волновой генетики П. Горяев. По его словам, человек легко может мыслями менять реальность.

Исследование окружающего мира рано или поздно приводит человека к вопросу о том, существует ли Бог. Если понаблюдать за окружающим миром, то можно убедиться, что наша Вселенная полностью гармонична – всегда и во всём присутствует баланс. И совершенно очевидно, что этот процесс управляется чем-то, что находится за пределами привычных понятий материального мира.

Какое это имеет отношение к анимизму? Самое прямое. Если множество людей верят в какого-то бога, то уже не так важно, есть он или нет, потому что этот бог, даже если он не существует, появляется в виде некоего сгустка энергии благодаря силе коллективного однонаправленного мышления. И если люди верили, что можно перед засевом земли поговорить с ней и попросить её дать урожай, то это срабатывало.

Анимизм широко распространён и в мифологии, и можно подумать, что это просто детские сказки, но, как известно, «сказка — ложь, да в ней намёк». И наши предки именно через мифы и сказки передавали знания о мироустройстве потомкам. А о том, почему нужно читать сказки детям, можно прочитать в нашей статье.

Мольфары — загадочные люди, которые с природой на «ты»

Одним из проявлений современного анимизма являются карпатские мольфары. Мольфары были жителями Карпат, которые, как считается, обладают сверхъестественными способностями, являются знахарями, носителями древних знаний и культуры. Самое важное: они способны напрямую воздействовать на природу. Существует версия, что свою силу мольфары черпают за счёт взаимодействия с горами.

Считается, что кремниевая структура гор является отличным проводником между мольфаром и энерго-информационным полем Земли. Разумеется, среди них много «ряженых» и шарлатанов, но есть и те, кто действительно вобрал в себя знания предков. Например, один из карпатских мольфаров нашего времени — Михаил Нечай. Уже в восемь лет он демонстрировал чудеса гармоничного взаимодействия с миром. Михаил Нечай был настолько сильным, что был признан даже партийным руководством СССР, которое пригласило его в 1989-м году на фестиваль «Червона рута», чтобы (цитата), «обеспечивать хорошую погоду». И это в стране, где любое проявление мистики на тот момент считалось мракобесием.

За свою жизнь карпатский мольфар Михаил Нечай вылечил множество людей от заболеваний, которые современной медициной считаются хроническими и неизлечимыми. Земной путь мольфара закончился в 2011 году, когда он был убит одним из посетителей. Свою смерть Нечай предсказывал заранее, но не видел в этом трагедии. Человеку, который знает, что путь души бесконечен, глупо бояться физической смерти.

Польза и вред анимизма

Во-первых, конечно, ни об одном явлении в мире нельзя сказать, как об однозначно вредном и однозначно полезном. Кто-то скажет, что анимизм — это первобытные верования, кто-то свяжет анимизм с язычеством, которое сейчас многим кажется устаревшим. Но давайте рассмотрим проявление анимизма с точки зрения объективной пользы. Подумаем логически: если человек верит в то, что всё вокруг имеет душу, сознание, то совершенно очевидно, что он будет жить более гармонично, и его отношение к окружающему миру будет гораздо менее потребительским. Именно этому и учило так называемое язычество у наших предков — древних славян, которое сегодня многим кажется пережитком прошлого.

И что мы можем видеть сегодня?

Потребительское отношение к окружающей природе и друг к другу привело, как минимум, к ухудшению экологической ситуации. Было бы это возможно в обществе, где люди верят (а точнее, не верят, а знают), что у всего есть душа? Вопрос риторический.

Славянская культура позволяла взращивать в человеке нравственность не из страха перед Богом, как сегодня это делают многие религии, а просто из понимания того, что любая душа имеет право на существование без страданий. И поэтому ни у кого не возникало даже мыслей о том, что можно вырубить лес, а на его месте построить скотобойню, а заодно и ракетный комплекс для испытания ядерных боеголовок.

Жизнь «в ладу с природой» у славян проистекала именно из понимания взаимосвязанности всего, что окружает. Таким образом, анимизм, если кратко, — то это не просто понимание того, что всё вокруг является живым, это ощущение себя как части одного живого организма, которым является Вселенная. И научную основу под это понимание подвёл великий немецкий учёный Карл Густав Юнг. Своей концепцией о «коллективном бессознательном», которое находится под слоем индивидуального бессознательного (или, как нам привычнее звучит, подсознания), с научной точки зрения он объяснил и упорядочил все эти философско-религиозные представления о том, что есть некое единое сознание, в котором каждое индивидуальное сознание существует как капля в океане.

Анимизм. Зачем он нужен?

Итак, давайте разберёмся, что же такое анимизм? Ранние формы религии? Можно ли сказать, что анимизм первобытных людей — это просто недостаток знаний, нечто вроде страха перед гневом богов, когда сверкает молния? И да, и нет. Как бы там ни было, именно благодаря такому проявлению анимизма люди, возможно, и пришли к пониманию того, как гармонично жить в ладу с природой. Сегодня во многих религиях остались отголоски анимизма.

Так, и в исламе, и буддизме присутствует анимизм. Например, в исламе есть такие сущности, как джинны. Это нечто вроде демонов в христианстве, но есть важное отличие: они не представлены как некие злобные существа, которые могут только вредить. В исламе данный вопрос рассматривается более широко, и даётся понимание того, что все демоны — немного ангелы, а все ангелы — немного демоны, что, конечно, кощунственно звучит для тех, кто привык делить мир на чёрное и белое.

Ислам — одна из молодых религий, которая быстро завоевала популярность в современном мире. И именно в традиции ислама зародилось такое учение, как суфизм. Это мистическое направление в исламе, направленное на познание Бога. В современном мире суфизм стал известен благодаря суфийским поэтам, которые, познав тайны мироздания, изложили свой духовный опыт в поэтической форме.

Чему же учит нас анимизм? Во-первых, пониманию того, что «царь природы», звание которого человек себе сам присвоил, — это не тот, кто казнит, рубит, сжигает и убивает. Царь — это тот, кто заботится о каждом своём подданном. И уж коли мы объявили себя царями природы, это отнюдь не развязывает нам руки в плане потребления всего и вся, а напротив, возлагает дополнительную ответственность. Ведь вокруг нас не глухие камни и мертвая вода, вокруг нас — всё живое.

Религиозные верования и анимизм

Интернет

Где же следует искать корни такого рода верований? Конечно, как и все другие верования, они являются фантастическим отражением в головах людей их бытия, их бессилия. Современный немецкий историк первобытной культуры Г. Эйльдерман, который пытается анализировать и проблемы первобытной религии, считает, что корни анимизма и фетишизма следует искать в разделении труда. Но такая постановка вопроса грешит механицизмом.

Читать еще:  Протоиерей Алексий Уминский: Не замучайте ребенка на каникулах!

Вопрос о древнейших формах религиозных верований неотделим от вопроса о развитии мышления, сознания человека в ходе его трудовой деятельности, общественной практики. Без разрешения вопросов, связанных с первобытным мышлением, разобраться в характере древнейших религиозных верований нельзя.

Однако именно в вопросе о первобытном мышлении современные философские идеалистические школы создали, пожалуй, наибольшую путаницу. Как мы уже упоминали, сторонники новейших идеалистических школ утверждают, что мышление первобытного человека коренным образом отличается от мышления современного человека будто бы своим «иррационализмом», своей «мистической ориентированностью».

Это, разумеется, неверно. Вся история труда, вся деятельность человека опровергают этот нелепый тезис.

Вопреки идеалистическим предположениям Леви-Брюля, первобытное мышление не было иррациональным. «Человек, — говорит В. И. Ленин, — в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность». Но это, разумеется, не значит, что первобытное мышление ничем не отличается от мышления современною человека.

Впадая в грубый антиисторизм, сторонники анимистической гипотезы утверждают, что мышление первобытного человека качественно ничем не отличается от мышления современного человека. Развитие мышления они толкуют лишь как цепь количественных изменений: у первобытного человека невежество преобладает, у современного — господствует научный взгляд.

Сторонники преанимизма, утверждая, что мышление первобытного человека «иррационально», конструируют различные «мистические категории» и «законы» этого мышления, вырывая непроходимую пропасть между «первобытным» и «современным» мышлением. Между тем правильное понимание развития первобытного мышления опровергает идеалистические вымыслы и анимистов, и преанимистов.

В процессе становления человеческого общества развитие труда идет от полуживотных, полуинстинктивных форм деятельности к производству общественного человека; в процессе труда развивается и сознание. Маркс говорит, что человечество начало сиоп путь с первых «животнообразных инстинктивных форм груда». Этим формам соответствовали и зачаточные формы «мышления в действии», как говорил И. П. Павлов.

Совершенно очевидно, что у примитивного, «инстинктивного человека» мы не можем предположить существование мышления понятиями. Энгельс указывает, с чего началось развитие сознания человека: «Но вместе с развитием руки шаг за шагом развивалась и голова, возникало сознание — сперва условий отдельных практических полезных результатов, а впоследствии, па основе этого, у народов, находившихся в более благоприятном положении, — понимание законов природы, обусловливающих эти полезные результаты».

Совершенно ясно, что образование понятий предполагает развитие общественной практики, развитие воздействия человека на природу. Образование понятий есть историческая ступень мышления общественного человека. Вначале был долгий период осознания практических, полезных действий. Отвлеченные понятия — результат долгой работы мысли, развивающейся в труде, на основе обогащающейся общественной практики человека.

Не с появления отвлеченных понятий началась история мысли. Наглядные, образные представления отнюдь не сразу превратились в отвлеченные понятия.

История языка показывает нам следы процесса развития мышления от представлений к понятиям. Идеалистические установки Леви-Брюля не помешали ему собрать прекрасный материал примитивных языков, характеризующий их первоначальную конкретность, образность. 142 Эти свойства языка отражают наиболее древнюю стадию мышления — мышление представлениями.

Результатом этой наглядности, образности языка и мышления является не раз отмеченное нами ранее отсутствие обобщенных, родовых понятий —слов для обозначения понятий «рыба», «птица», «дерево», «цвет» и пр., при множестве слов, точно обозначающих свойства какого-либо предмета.

Леви-Брюль думает даже, что при переходе к развитым языковым формам, связанным с появлением обобщающей работы мысли, под влиянием этого нового фактора исчезает красочность, образность языка, уступая место схематическим, обобщенным формам.

Многочисленные исследователи подчеркивают превалирующую роль наглядных представлений в мышлении современных первобытных народов. Все эти наблюдения указывают, что вначале мы должны предположить мышление наглядными живыми представлениями, отражающими многокачественный мир, который познает человек в труде.

Первобытное мышление конкретными представлениями вместо абстрактных понятий отмечали многие исследователи задолго до Леви-Брюля и Кассирера. Так, например, в XVIII в. обосновывая свою теорию фетишизма, де Бросс отмечал, чт ( развитие мышления состоит в «переходе от чувственных пред метов к отвлеченному мышлению». К этой мысли приходил и ряд исследователей XIX в.

И при всем этом нельзя забывать, что развитие сознания человека — это процесс развития отвлеченного мышления. Уже на первых этапах речь как бы подытоживает сумму конкретных, живых представлений, которые отражаются в голове человека. Объединение чувственных образов достигается в процессе самой практики, создается некоторая «отвлеченность образа», явившаяся первым шагом абстракции, отлагается устойчивый образ из разновременных восприятий.

Этот процесс нельзя сбрасывать со счета, нельзя забывать, что происходит обобщение образов, представлений.

Припомним, как Ленин характеризует начальный этап раз-питии сознания: «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, — потом развиваются понятия качества (определения нощи или явления) и количества». Только затем, отмечает Ленин, «изучение и размышление направляют мысль к познанию тождества — различия — основы — сущности versus явления, — причинности etc».

Эта характеристика начального этапа познания дает ключ к истории мышления, к проблемам так называемого первобытного мышления. Не так ли развивалось и сознание человечества? В результате долгой работы мысли, развившейся в труде, появилась категория качества. Умение же отличать сущность от явления появилось сначала лишь в зародышевой стадии, в ходе создания некоторой отвлеченности образов, как понимание некоторой качественной устойчивости предметов, явлений природы.

Ленин указывает на исторический характер категорий, моря, что они появляются не вдруг, что эти категории суть ступени развития мышления. Ленин показывает путь развития мышлении «Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктив-ныП человек, дикарь, не выделяет себя из природы. В труде развивается сознание первобытного человека.

Сначала мелькали впечатления, затем выделилось нечто, человек в процессе труда познавал все больше и глубже многокачественный мир, его окружающий. Категории качества и количества, определение вещи или явления — первая важнейшая ступень познания и овладения миром.

Этим характеризуется развитие сознания на ранних ступенях. «Сознание, конечно, есть вначале осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды, — писали К. Маркс и Ф. Энгельс, — и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами…». «… Животное не,, относится» ни к чему и вообще не,, относится»; для животного его отношение к другим не существует как отношение».

Маркс указывает далее, что вначале происходит «чисто животное осознание природы». Затем в труде инстинкт животного заменяется сознанием человека. Переход от «инстинктивного человека» к «сознательному человеку» — длительный процесс. С развитием труда появляются наглядные конкретные представления, которые дают «определения вещи или явления». Энгельс так характеризует этот процесс: «Начинавшееся вместе с развитием руки, вместе с трудом господство над природой расширяло с каждым новым шагом вперед кругозор человека.

В предметах природы on постоянно открывал новые, до того неизвестные свойства». Такова основная характерная черта мышления, познания первобытного человека. Он обнаруживал новые свойства вещей и явлений природы, его сознание в форме наглядных конкретных представлений отражало этот многокачественный мир, открывающийся человеку в труде, в практике. С развитием сознания появляется речь, «формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу.

Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась…» В этом медленном процессе преобразования неразвитой глотки обезьяны животный выкрик становился словом, развивалась, согласно учению И. П. Павлова, вторая сигнальная система. Потребность что-то сказать друг другу явилась результатом длительного процесса труда и развития общественных связей.

Энгельс считает, что выработка этой потребности явилась главнейшим результатом периода низшей ступени дикости, периода первобытного человеческого стада.

Приведенные соображения относительно первобытного мышления, таким образом, показывают, что принятие анимизма как древнейшего этапа в развитии религиозных верований совершенно обходит проблему развития познания и сознания общественного человека эпохи дикости, его переход от чувственных представлений к образованию понятий.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector