Кальвинизм (учение Кальвина). О духовной основе западной цивилизации – кальвинизме и о том почему это учение способствовало бурному росту новой экономики Учение кальвина способствовало развитию капитализма
Содержание
- 1 Кальвинизм (учение Кальвина). О духовной основе западной цивилизации – кальвинизме и о том почему это учение способствовало бурному росту новой экономики Учение кальвина способствовало развитию капитализма
- 1.1 2.1 О духовной основе западной цивилизации – кальвинизме и о том почему это учение способствовало бурному росту новой экономики .
- 1.2 КАЛЬВИНИЗМ
- 1.3 Учение Жана Кальвина — основные положения и идеи
- 1.4 Основные идеи Жана Кальвина
- 1.5 Реформы Жана Кальвина
- 1.6 Интересные факты из жизни известного реформатора
- 1.7 КАЛЬВИНИЗМ
2.1 О духовной основе западной цивилизации – кальвинизме и о том почему это учение способствовало бурному росту новой экономики .
Западноевропейский капитализм развился в результате громадного переворота в Европе — Реформации в ходе двух столетий: сначала в XVI веке в Германии и во Франции, потом был XVII век — Тридцатилетняя война в Германии, Английская революция. Начиная с XIV в. в недрах Римско-католической Церкви возникали и постепенно зрели настроения, направленные против наиболее крайних форм проявления догматического и политического диктата. Внутри католицизма появились первые реформационные движения. В XVI в. они привели к полной реформации Римско-католической церкви и возникновению нового христианского вероучения — протестантизма, разделившегося через несколько десятилетий на три мощные ветви — лютеранство, кальвинизм и англиканство.
Сама реформация никаких капиталистических лозунгов не выдвигала. То основное, к чему были направлены тогда мысли людей, — это была идея спасения человеческой души. Основная идея Лютера заключалась в том, что в результате падения Адама человек стал так греховен, что помочь ему не могут никакие его добрые дела. Только вера может дать ему это спасение, — вера в благость Бога. Конечно, такая точка зрения, казалось бы, отвращала человека от всех конкретных, реальных действий, от того, что составляет как бы ядро капиталистического промышленного общества. Но, тем не менее, Реформация разрушала традиционное средневековое общество, которое сложилось в Европе. И тем самым она действительно прокладывала путь капитализму. Особенно это касается кальвинизма.
Кальвинизм является веткой протестантизма, он возник в середине ХVI века и показал еще больший рационализм, чем лютеранство. Кальвин, как известно, учил, что Господь до сотворения мира предопределил судьбы людей: одних — к спасению, а других — к погибели. И никакие людские дела не могут повлиять на Божественное решение. Но успех в мирской деятельности для человека является знаком, убеждающим и подтверждающим его веру в то, что он относится к числу избранных, как они называли себя, «святых». Эта идеология обращается только к ним. Для остальных она ничего не значит. Многие исследователи пишут, что у богословов-кальвинистов христология очень слабо развита, что они апеллируют в основном к авторитету Ветхого Завета. Да и в области морали приобретенное богатство означало признак избранности, принадлежности к «святым», прямо в противоречии с евангельскими заповедями (Мф. 19, 24; Мк. 10;25;Лк. 18, 25); также бедность считалась признаком отверженности, грехом.
Вот как характеризует П.Сорокин протестантскую этику в экономике : «Умение делать деньги было объявлено признаком божьей милости; более того, оно было возведено до уровня первостепенного долга: «Мы должны призвать всех христиан зарабатывать, насколько они смогут, и сберегать все, что удается; именно благодаря этому они станут богатыми», — проповедует Джон Уэсли. А вот утверждение Бенджамина Франклина; «Честность полезна так как она обеспечивает хорошую репутацию; таковы и точность, трудолюбие, бережливость, и именно по этой причине, они являются добродетелями. Помните, что время — деньги. Помните, что деньги имеют производящую, плодоносящую природу». Подобные взгляды проповедуются и представителями других протестантских течений. Раннее и средневековое христианство провозглашало богатство источником вечных мук: умение делать деньги — summae periculosae (главная опасность), выгоду — turpe lucrum (постыдная польза), одалживание денег— тяжким преступлением, богатого человека — первым кандидатом на проклятие, которому труднее будет войти в царство Бога, чем верблюду пройти сквозь игольное ушко..
Но Реформация и Ренесанс изменили эту точку зрения. По воскресеньям пуританин верит в Бога и Вечность, в будни — в фондовую биржу. По воскресениям: его главная книга Библия, в будни гроссбух становится его Библией. В результате мы наблюдаем параллельный рост протестантизма, капитализма, утилитаризма, чувственной этики в течение всех последующих столетий.» (с.492)
Считаем необходимым для понимания сущности кальвинизма привести отрывок одного из его основных догматических постановлений. это отрывок из так называемого Вестминстерского исповедания, принятого пуританами — английскими кальвинистами в разгар Английской революции в 1647 году:« Бог решением Своим и для прославления величия Своего предопределил одних людей к вечной жизни, других присудил к вечной смерти. Тех людей, которые предопределены к вечной жизни, Бог еще до основания мира избрал для спасения во Христе и вечного блаженства из чистой, свободной милости и любви, а не потому, что это имеет предпосылку в их вере, добрых делах или любви. И угодно было Богу, по неисповедимому решению и поле Его, для возвышения власти Своей над творениями Своими лишить «стальных людей милости Своей и предопределить их к бесчестию и гневу за грехи их, во славу Своей высшей справедливости». (цит по с.)
Сопоставляя учение кальвинизма и фактические материальные, в том числе экономические успехи англо-саксонской протестантской и технической цивилизации, можно наблюдать поразительное фантастическое соединение двух противоположных тенденций. Во-первых, — полной предопределенности: до сотворения мира судьба человека предопределена, одни предопределены к спасению, другие к гибели; люди никак не могут на свою судьбу повлиять. Это крайний фатализм, от которого у каждого принимающего эту предопределенность просто должны опуститься руки. Но, с другой стороны, именно эта идеология вызвала колоссальный всплеск энергии: люди, ею вдохновленные, организовали Английскую революцию — промышленную революцию в Англии, создали промышленное и индустриальное общество, создали Соединенные Штаты. (с.) В экономической жизни идеология кальвинизма стимулирует развитие предпринимательства, финансовой и промышленной сфер – рождается особая социально-экономическая модель ( англо-саксонская протестантская).
Причем эта не единственная подобная ситуация в истории, то же самое присутствует и в исламе. Не раз в Коране говорится, что Аллах предопределил судьбу человека. Казалось бы, это тоже должно лишать человека всякого стимула к активности в жизни, но это породило невероятный всплеск энергии: племена, кочевавшие где-то на окраине тогдашнего цивилизованного мира, разбили две сверхдержавы того времени — Византию и Персидское царство, дошли до Испании и покорили ее и только во Франции были остановлены.()
И третий раз в истории аналогичную ситуацию можно видеть в марксизме. Здесь тоже ведь вся история определяется «железными законами». История предопределяется как естественнонаучный процесс, как полет ядра, выпущенного из пушки, который можно рассчитать, — и в то же время происходит чрезвычайное напряжение воли, которое приводит к колоссальным преобразованиям .()
Как объяснить такое загадочное соединение предопределенности и волевого усилия, всплеска энергии? Почему эта идеология способствовала бурному экономическому развитию?
Этот феномен можно объяснить следующим образом. Психология человека, его душа построены таким образом, что каждый человек внутренне стремиться к жизни, к счастью, хочет быть избранником – Бога — если речь идет о монотеистическом религиозном мировоззрении; судьбы, фортуны – если речь идет о языческом мировоззрении; вождя, лидера, партии – если речь идет об атеистическом мировоззрении. Отсюда внутренний посыл, может быть не осознаваемый – доказать свою избранность.
Как мы помним еще из ветхозаветной истории праведного многострадального Иова, когда Бог, испытывая веру Иова посылает ему несчастье за несчастьем, в том числе забирает у него его богатство , нажитое честным путем, как реагируют на это друзья Иова: они объясняют это тем, что Иов по видимому согрешил и за это Бог и отнял у него богатство. Но никакого греха не было, а друзья не могли расценить случившееся иначе, ведь по закону Ветхого Завета – богатство- знак милости Божией к Его избранникам, людям праведной жизни. Но то были законы Ветхого Завета, в Новом Завете ничего подобного нет. Кальвинизм по сути , возвратился к Ветхому Завету, и в качестве критерия избранничества предложил успех в мирских делах и богатство. Богатый человек благословлен Богом, , а все у кого нет денег, должны служить «избранникам». А кто же из верующих согласится на роль грешника, чья судьба – вечная погибель? Кто захочет быть вечным слугой? Вот все и стремятся стать богатыми , чтобы доказать свою избранность .
Кстати К.Маркс, вышедший из семьи раввинов и прекрасно понимавший религию иудеев (Ветхий Завет) писал : « Деньги – это ревнивый Бог Израиля перед лицом которого не должно быть никакого другого Бога. Деньги низводят всех богов человека с высоты и обращают их в товар. Деньги – это всеобщая , установившаяся. Как нечто самостоятельное, стоимость всех вещей. Они поэтому лишили весь мир – как человеческий мир, так и природу – их собственной стоимостью. Деньги – это отчужденная от человека сущность его труда и его бытия , и эта чуждая сущность, повелевает человеком, и человек поклоняется ей.» цит по с. 396
Однако, психология избранничества оказывает влияние не только на развитие экономики, она затрагивает весь общественный организм.
КАЛЬВИНИЗМ
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .
- КАЛЬВИН
- КАМПАНЕЛЛА
Полезное
Смотреть что такое «КАЛЬВИНИЗМ» в других словарях:
КАЛЬВИНИЗМ — Учение Кальвина. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. КАЛЬВИНИЗМ Учение Кальвина. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
кальвинизм — а, м. calvinisme m. Одно из протестантских вероучений, основанное в Швейцарии в 16 в. Кальвином. БАС 1. Камизарды. Мятежные Севенские жители, подъявшие в начале прошедшего столетия оружие против римско католиков для защищения кальвинизма и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КАЛЬВИНИЗМ — КАЛЬВИНИЗМ, направление протестантизма, основан Ж. Кальвином. Из Женевы кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (16 в.) и английская (17 в.)… … Современная энциклопедия
Кальвинизм — одно из основных течений протестантизма. Возник в 1630 х гг. в Женеве. В конце 16 начале 17 вв. с ним слилось близкое к нему течение цвинглианства, основанное швейцарским реформатором У. Цвингли. Библия в кальвинизме считается единственным… … Исторический словарь
кальвинизм — протестантизм, вероучение Словарь русских синонимов. кальвинизм сущ., кол во синонимов: 2 • вероучение (9) • … Словарь синонимов
Кальвинизм — КАЛЬВИНИЗМ, направление протестантизма, основан Ж. Кальвином. Из Женевы кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (16 в.) и английская (17 в.)… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
КАЛЬВИНИЗМ — КАЛЬВИНИЗМ, кальвинизма, мн. нет, муж. (рел.). Протестантское вероисповедание, основанное на учении Кальвина (16 век), распространенное в Швейцарии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Кальвинизм — направление протестантизма, основано Ж. Кальвином. Из Женевы распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (16 в.) и английская (17 в.) революции. Для… … Политология. Словарь.
Кальвинизм — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия
кальвинизм — а, только ед., м. Одно из трех основных вероучений протестантизма (наряду с лютеранством и англиканством) основанное швейцарским священником Ж. Кальвином. Родственные слова: кальвини/ст, кальвини/стский Этимология: От французского calvinisme (←… … Популярный словарь русского языка
Учение Жана Кальвина — основные положения и идеи
С учением Жана Кальвина школьники знакомятся в 7 классе на уроках истории. Французский правовед и богослов Жан Кальвин (1509 — 1564 гг.) окончил университеты в Париже и Орлеане.
В возрасте 26 лет он опубликовал свой главный труд «Наставления в христианской вере», который дорабатывал на протяжении всей своей жизни. Эта книга послужила основой проведенной им Реформации католического христианства.
Помимо реформистской деятельности, в биографии Жана Кальвина присутствует научная и преподавательская деятельность, посредством которой он распространял свои главные идеи.
Основные идеи Жана Кальвина
Основой взглядов Кальвина является учение об абсолютном (Божественном) предопределении, по которому судьба каждого человека предопределена Богом.
Кальвинизм прижился во многих странах Западной Европы (Швейцария, Франция, Нидерланды), потому что провозглашал главными ценностями христианства: неустанный труд, осторожность в делах, сведение к минимуму расходов.
Если следовать положениям теории кальвинизма, то каждый верующий служит своим трудом Богу, и своими стараниями он должен раскрыть в полной мере предначертания Бога.
В своих религиозных идеях Кальвин убрал из церкви всё, что не определено Библией. Он призывал соблюдать морально-этические принципы мирского аскетизма, что требовало от человека посвящать свою земную жизнь труду.
Реформы Жана Кальвина
Подвергшись гонениям во Франции за свои религиозные взгляды, Кальвин в 1533 г. обосновался в Швейцарии. Среди Альпийских гор, в городах Базель и Женева, он преподавал, писал книги и распространял свои идеи.
В этот период он систематизировал и создал свод протестантского учения «Установление христианской веры», изданный в 1536 г. В этом же году женевские реформаторы предложили Ж. Кальвину принять участие в религиозном обновлении Женевы.
Хотя в Женеве богослов занимал пост советника правительства, он имел огромное влияние на жизнь города. Городской совет разрешил ему провести Реформацию в духе его взглядов, и принимал по его настоянию законы, делающие из Женевы обитель протестантизма.
Так сложилось новое вероучение кальвинизм, и была создана Кальвинистская церковь. Религиозное обновление Женевы возложило на проповедников обязанность строго следить за нравственностью горожан:
горожане обязаны были посещать проповеди только в той церкви, к приходу которой они были прикреплены;
все религиозные обряды были сокращены до минимума – разрешалось только крещение и причащение;
праздником признавалось только воскресенье.
Истории известно, что за активную деятельность в продвижении идей Реформации его называли «женевским Папой». Вернувшись в Женеву в 1538 г. после трехлетнего перерыва, Кальвин с еще большим рвением продолжил внедрять свое учение.
Реформатор поспособствовал установлению правил, по которым регулировались прически, цвет и покрой платьев женщин. Если говорить кратко, то запрещались веселье и громкий смех, танцы и песни, яркие одежды.
За любой проступок, независимо от классовой принадлежности, горожане отправлялись в тюрьму и подвергались лишениям.
Деспотизм Кальвина породил волну сопротивления. Самыми смелыми его противниками стали ученые, которые вступали с ним в дискуссии по вопросам его учения. С этого периода начинается период догматизма, нетерпимости и жестокости Кальвина в отношении непримиримых оппонентов.
В 1553 г. за инакомыслие был казнен М. Сервет, что рассматривается как «моральный тупик Реформации». В течение двух лет Кальвин с помощью Женевского магистрата уничтожает, изгоняет или подчиняет своих противников и продолжает насаждать свое учение.
Будучи человеком с блестящим образованием, Кальвин за пять лет до своей смерти создал в Женеве университет. В нем начали обучать богословов-проповедников протестантского направления, которые служили во всех европейских странах.
Интересные факты из жизни известного реформатора
Несколько любопытных фактов о Кальвине:
Жан Кальвин прожил 55 лет, был высокообразованным человеком;
в возрасте 18 лет он вел проповеди в своем приходе;
он был женат на вдове с двумя детьми, а его единственный сын родился недоношенным и вскоре умер;
в период внедрения реформистских взглядов, в Женеве приговорили к смертной казни 58 жителей, 76 человек изгнали из города;
образованные Кальвином учебные заведения впоследствии стали колледжем (Collegt Calvin) и Женевским университетом.
КАЛЬВИНИЗМ
КАЛЬВИНИЗМ — одно из основных течений протестантизма.
История кальвинизм берёт начало в середине XVI века Кальвин, получивший в Париже, Орлеане и Бурже хорошую подготовку в области теологии, права и литературы, под влиянием М. Лютера и др. протестантских деятелей включился в борьбу за реформирование католической Церкви. Вынужденный покинуть Францию, Кальвин переехал в Базель, где в 1536 году издал на латинском языке своё основное теологическое сочинение «Наставление в христианской вере», которое многократно переиздавалось с вносимыми автором изменениями и дополнениями. В этом труде, задуманном как своего рода введение к Библии, провозглашались принципы Реформации в их понимании Кальвином, давалось изложение важнейших догматических положений кальвинизма. В том же 1536 году Кальвин переехал в Женеву, где впервые были реализованы его реформаторские идеи.
Во 2-й половине XVI века кальвинизм получил распространение в Южной Франции, Швейцарии, Нидерландах (смотрите в статье Нидерландская революция XVI века), ряде областей Германии (Рейнский Пфальц, Гессен, Бремен), Шотландии, Англии (смотрите в статье Пуритане), Венгрии. В конце XVI — начале XVI века с кальвинизмом слилось цвинглианство, оказавшее на него значительное влияние. Доктрины кальвинизма были зафиксированы с небольшими вариациями в нескольких исповеданиях: Галликанском (1559 год), Бельгийском (1561 год), Втором Гельветическом (1566 год), Вестминстерском (1647 год), а также в Гейдельбергском катехизисе (1563 год) и др. документах. В начале XVII века от кальвинизма откололось учение Я. Арминия (арминианство), осуждённое последователями строгого кальвинизма на Дордрехтском (Дортском) синоде 1618-1619 годов.
В XVII веке в связи с гонениями на кальвинистов во Франции, Великобритании, некоторых германских землях начинается их эмиграция в др. страны Европы (прежде всего в Нидерланды и Швейцарию), а затем и за её пределы. С 1620-х годов кальвинизм распространяется в Северной Америке (смотрите Новая Англия), со 2-й половины XVII века в Африке (в Капской колонии). В XVIII-XX веках благодаря дальнейшей эмиграции из Европы, а также активной миссионерской деятельности значительное число последователей кальвинизма появилось в ряде стран Северной и Южной Америки, Африки, Азии и Океании.
Вероучение кальвинизма
В основе кальвинистского вероучения лежит предложенная Кальвином интерпретация Библии. Священное Писание, слово Божие, являющееся откровением Бога человеку, записанное людьми по наитию Святого Духа, в кальвинизме, как и в др. течениях протестантизма, считается единственным непогрешимым руководством в вере и жизни. Центральное место в теологии кальвинизма занимает принцип всевластия Бога над миром, в котором всё определяется только Его ничем не ограниченной волей. Она непостижима для человеческого разума, поскольку грехопадение коренным образом изменило природу человека, превратив её в сугубо греховную, лишённую свободы воли. Всё, что делает падший человек, — греховно и ведёт к неизбежной гибели, даже если внешне его поступки выглядят как добрые дела.
Из этих положений в кальвинизме логически выводится доктрина абсолютного предопределения, согласно которой Бог ещё до грехопадения человека и даже до Сотворения мира определил одних к спасению, других — к вечным мукам в аду. Кальвинизму чужда характерная для некоторых др. христианских конфессий (например, православия) идея синергии, соучастия Божией благодати и человеческой воли в деле спасения человека. С точки зрения кальвинистов, искупительная жертва Христа открыла путь к спасению грешникам, но не всем, а лишь избранной их части. При этом спасение возможно только через благодать, действие которой на избранных столь же неодолимо, как и действие греха на осуждённых. Таким образом, вера и благочестивая жизнь рассматриваются не как основание для спасения, а как признак избранности человека. Часто в качестве указания на предопределённость к спасению рассматривается и успех в делах (в т. ч. материальный).
В догматическом учении о Едином в трёх Лицах Боге кальвинизм унаследовал западнохристианский принцип filioque (латинский — «и от Сына»), согласно которому Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Большинство кальвинистов признаёт Апостольский, Афанасьевский и Никейский (Никео-Константинопольский c filioque) Символы веры, а также выработанное на Халкидонском соборе (смотрите в статье Вселенские соборы) понимание Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека в одном Лице.
В соответствии с учением о предопределении к спасению трактуются в кальвинизме и церковные таинства как не имеющие сами по себе спасительной силы. Таинств в кальвинизме два — крещение и Вечеря Господня (причащение). Крещение считается инициационным знаком членства человека в Церкви и его освобождения от грехов, которое даёт вера в Христа. Допускается крещение младенцев верующих родителей как членов «общины спасённых». Своеобразно понимается кальвинистами и причащение. Кальвин, в отличие от Лютера, считал, что во время Евхаристии Тело и Кровь Христа присутствуют в элементах причастия не физически, а духовно. В настоящее время многие кальвинисты приняли несколько отличную от точки зрения Кальвина трактовку причащения, предложенную У. Цвингли, согласно которой причащение рассматривается лишь как увековечивание памяти о Вечере Господней, воспоминание об искупительной жертве Христа.
Церковная иерархия в кальвинизмн практически отсутствует. На основе идеи о всеобщем священстве верующих в кальвинизме признаются как установленные Богом 4 чина церковных служителей: пасторы (священники), доктора (учители), старейшины (пресвитеры) и диаконы. Пасторы проповедуют и являются служителями таинств, доктора преподают богословие, старейшины заботятся о дисциплине, диаконы ведают благотворительностью. Часто доктора и диаконы рассматриваются как вспомогательные служители, а пасторы и старейшины — как основные. В некоторых кальвинистских церквах (например, в Венгрии) имеются епископы, но только как должности церковных руководителей, а не как особая степень священства. В каждой общине (конгрегации) присутствуют пастор и несколько старейшин, образующие сессию, или консисторию. Церкви управляются либо пресвитериями (церковными советами), куда входят пасторы и старейшины из нескольких соседних общин, либо непосредственно собраниями конгрегаций. Подобно др. протестантским деноминациям, кальвинизм отвергает принятый в католичестве целибат духовенства, а также монашество. В некоторых церквах к пасторскому служению допускаются женщины.
Современный кальвинизм существует в 3 формах: реформатство, пресвитерианство (смотрите Пресвитериане) и конгрегационализм (смотрите Конгрегационалисты). Первые две мало отличаются друг от друга: реформатство возникло в континентальной Европе (Франции, Швейцарии, Германии), пресвитерианство — на Британских островах. Конгрегационализм отличается от реформатства и пресвитерианства тем, что в нём отсутствуют пресвитерии и каждая конгрегация вполне самостоятельна. Термин «кальвинизм» сами кальвинисты, как правило, не используют, отказываясь связывать себя с к.-л. др. именем, кроме Христа. Иногда термин «кальвинистский» понимается расширительно: его относят не только к кальвинистскому течению протестантизма, но и ко всем др. церквам, принимающим кальвинистскую доктрину об абсолютном предопределении, например к большинству баптистских церквей (смотрите Баптизм).
В целом для кальвинистских церквей характерны открытость к развитию, постоянное обновление, отсутствие привязанности к строгой конфессиональной идентичности. Б. ч. кальвинистов объединяет Всемирный альянс реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), созданный в 1970 году в результате слияния Всемирного союза реформатских церквей (пресвитерианского устройства) и Международного конгрегационалистского совета. В начале XXI века в альянс входило более 200 церквей. Руководящие органы — в Женеве. Многие кальвинистские церкви активно участвуют в деятельности Всемирного совета церквей.
Культовая практика в разных кальвинистских церквах несколько различается, но в целом для неё характерно существенное упрощение богослужения не только по сравнению с православием, католицизмом, англиканством, но даже по сравнению с лютеранством. Важное место в литургии отводится проповеди, которая, как и Слово Божие, считается основным средством получения благодати. Как и лютеране, кальвинисты отказались от почитания святых, реликвий и мощей; но если лютеране, удалив из церквей иконы, допускают там настенную живопись, то кальвинисты отвергли любые изображения, считая их идолопоклонством. Церковные помещения отличаются непритязательностью, отсутствуют к.-л. специальные облачения для духовенства, во время богослужений не зажигаются свечи. В храмах нет алтаря, крест не считается обязательным церковным символом. Церковные службы совершаются на языках верующих.
Согласно доктрине Кальвина, культовая музыка может быть только вокальной и одноголосной. В 1539 году в Страсбурге под наблюдением Кальвина были изданы «Некоторые псалмы и гимны для пения» («Aulcuns pseaulmes et cantiques mys en chant»). В 1562 году в Женеве была опубликована полная Псалтирь, т. н. Женевская, или Гугенотская, содержащая 125 простых мелодий, написанных малоизвестными композиторами (в отношении многих мелодий авторство не установлено); в дальнейшем она была переведена на др. европейские языки. Вскоре после смерти Кальвина в богослужение проникло многоголосие. Композиторы сочиняли мотеты на тексты и мелодии Женевской Псалтири (а также и на свои собственные мелодии) не только в простом гомофонном, но и в развитом полифоническом стиле; среди авторов — К. Гудимель, Я. П. Свелинк. В современном кальвинизме исполняются как традиционные одноголосные, так и многоголосные песнопения (главным образом композиторов XVI-XVII веков).
Кальвинизм не ограничивается богословием. Это также религиозно-философская система, включающая определённые взгляды на общество, науку, культуру и государственность. Сам Ж. Кальвин настаивал на автономии Церкви от светской власти, но на практике создал в Женеве своеобразную модель теократического государства. Кальвинистские церкви являлись государственными в ряде стран (Нидерланды, б. ч. швейцарских кантонов, американские штаты Новой Англии и др.), но ныне они утратили прежний статус, лишь Церковь Шотландии сохранила положение «национальной» Церкви, хотя и она является официально отделённой от государства. В современном кальвинизме признаётся необходимость полной свободы вероисповедания (за исключением антигосударственных по своей сути учений) и равенства всех конфессий перед государством.
Иллюстрация:
Служба в церкви Вестеркерк (Амстердам). Архив БРЭ.