0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой священный пост длится 7 недель. Великий пост

Содержание

Церковный православный календарь постов и трапез на 2021 год

Православный церковный календарь постов и трапез на 2021 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.

Церковный православный календарь постов и трапез на 2021 год

Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица

Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.

Даты указаны по новому стилю.

Календарь постов и трапез на 2021 год

Периодыпонедельниквторниксредачетвергпятницасубботавоскресенье
Великий Пост
с 15 марта по 1 мая
сухоядениегорячая без масласухоядениегорячая без масласухоядениегорячая с масломгорячая с маслом
Весенний мясоедрыбарыба
Петров пост
с 28 июня по 11 июля
горячая без масларыбасухоядениерыбасухоядениерыбарыба
Летний мясоедсухоядениесухоядение
Успенский пост
с 14 по 27 августа
сухоядениегорячая без масласухоядениегорячая без масласухоядениегорячая с масломгорячая с маслом
Осенний мясоедсухоядениесухоядение
Рождественский пост с 28 ноября 2021 года по 6 января 2022 годадо 19 декабрягорячая без масларыбасухоядениерыбасухоядениерыбарыба
20 декабря — 1 январягорячая без маслагорячая с масломсухоядениегорячая с масломсухоядениерыбарыба
2-6 январясухоядениегорячая без масласухоядениегорячая без масласухоядениегорячая с масломгорячая с маслом
Зимний мясоедрыбарыба

Великий Пост в 2021 году

с 15 марта по 1 мая в 2021 году.

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя, Страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и Страстную седмицы.
В Чистый Понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную Пятницу нельзя вкушать пищу до выноса Плащаницы.

Петров пост в 2021 году

Петров пост еще называют Апостольским постом
с 28 июня по 11 июля в 2021 году.

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.

Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

Успенский пост в 2021 году

С 14 по 27 августа в 2021 году.
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

Рождественский пост в 2021 году

С 28 ноября 2021 года по 6 января 2022 года.

Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы в 2021 году

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 по 17 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого поста
Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (без мяса)
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи
Троицкая – неделя после Троицы.

Пост в среду и пятницу

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

Православные праздники. О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Когда не совершается браковенчание

Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.

  • Вы только что прочитали статью Церковный православный календарь на 2021 год. Если Вы хотите знать больше о православных постах, тогда обратите внимание на статью Православные посты: правила для тех, кто постится впервые.
  • Мы постимся, чтобы быть счастливыми

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

  • Газ на Алтае
  • Налоги для физических лиц
  • FITamic
  • FM-Продакшн
  • Все проекты
  • Правила поведения на сайте

  • Рубрики
  • Алтай
  • Барнаул
  • Коронавирус сегодня
  • Бийск
  • Рубцовск
  • Республика Алтай
  • Политика
  • Экономика
  • Правила жизни Искателей
  • Общество
  • Недвижимость
  • Происшествия
  • Мобильный репортер
  • Экология
  • Здоровье
  • Авто
  • Инфографика
  • Культура
  • Туризм
  • Спорт
  • Наука
  • Только о хорошем
  • Тесты и игры
  • Люди говорят
  • Образование
  • Кухня
  • Дача
  • Только на amic.ru
  • Подкасты
  • Вакансии
  • А это вообще законно?!
  • AmicМилосердие
  • Марафон победы

Прямой эфир

Великий пост: от Чистого понедельника до Пасхи

Начался Великий пост – самый продолжительный и строгий. Семь недель (с 15 марта до 1 мая включительно) православные будут воздерживаться от развлечений и ограничивать себя в пище. Верующим придётся отказаться от мясных, молочных продуктов и яиц.

Великий пост – это семь недель (седмиц) духовного труда. Они заканчиваются воскресным днём (слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день, – прим. ред.). Некоторые названия недель достаточно известны: Крестопоклонная, Страстная.

Что символизируют названия недель, что они означают и почему так называются, читайте в материале amic.ru.

40 дней

Сегодня многие люди стараются соблюдать пост, потому что это модно, говорят священнослужители. Однако пост – это не диета по религиозным убеждениям и ограничения в еде – это далеко не самое главное. Смысл намного глубже. Это время, когда человек должен работать над очищением души и тела, время покаяния и смирения.

Читать еще:  Мы готовы принести в жертву все, лишь бы нам жилось полегче

На 40 дней верующим людям желательно отказаться от посещения увеселительных мероприятий и больше времени посвятить молитве и богослужению. Что касается строгого соблюдения правил поста, то некоторые священники отмечают: при определённых обстоятельствах можно сделать поблажку. Речь не идёт о стариках, детях, беременных и о тех, кому соблюдать пост не позволяет здоровье. Но в случае если вы пришли в гости, то чтобы не обидеть хозяйку, можно отведать «запрещённые» блюда. Отступление от правил компенсируйте на следующий день более строгим постом, говорят священники.

Торжество православия

Первая неделя Великого поста – неделя торжества православия (21 марта).

В названии Церковь хранит память о победе над ересью иконоборчества, когда отрицался сам факт почитания икон. В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. Это привело к тому, что были уничтожены тысячи икон, мозаик, фресок, изваяний святых. Также были сломаны расписные алтари во многих храмах.

Иконоборчество было официально признано в 754 году на так называемом Иконоборческом соборе при поддержке императора Константина V Копронима. Он вёл борьбу против почитателей икон, особенно монахов. По своей жестокости иконоборческие гонения были сопоставимы с гонениями на Церковь языческих императоров Диоклетиана и Нерона.

Борьба с иконопочитанием длилась почти 100 лет. Она прекратилась только в 843 году.

Первая неделя считается одной из самых строгих. В это время необходимо особо усердно молиться.

Неделя Святителя Григория Паламы

Вторая неделя (28 марта) посвящена памяти святителя Григория Паламы. Церковь почитает его как участника и победителя одного из самых сложных богословских споров в истории христианства. Он автор учения о Фаворском свете – о том, как человек приходит к благодати, к Богу, к вечной жизни. Через молитву и праведный путь. Церковь именно к этому и призывает православных людей.

Крестопоклонная неделя

Третью седмицу называют крестопоклонной (29 марта – 4 апреля). Это середина Великого поста. Крестопоклонной её называют потому, что она посвящена Кресту Господню. В этот период из алтаря выносится украшенный цветами Крест. Он находится посреди храма до пятницы четвертой седмицы Великого поста.

Крест – это символ искупительной смерти Христа, также это символ его воскресения, которое открыло путь в рай всем, кто готов следовать за Христом. Тем самым Церковь напоминает о том, что Спаситель сделал для людей, об искуплении грехов.

Неделя преподобного Иоанна Лествичника

Четвёртая неделя (11 апреля) – преподобного Иоанна Лествичника. В богослужении этой недели Церковь предлагает всем христианам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника.

Иоанн Лествичник жил в VI веке у горы Синай. Он всю жизнь провёл в монастыре на Синайском полуострове. Иоанн пришёл туда в возрасте 16 лет и с тех пор никогда уже не покидал святую гору.

Иоанн стал одним из самых почитаемых духовных наставников монастыря. Им была написана удивительная книга – «Лествица».

Это одна из самых известных и читаемых книг у православных христиан. Церковь чтит память её автора, называя именем преподобного Иоанна четвёртую Неделю Великого поста.

Неделя преподобной Марии Египетской

Пятая неделя (18 апреля) – преподобной Марии Египетской.

Период посвящён памяти Святой Марии Египетской. Она пример того, как через усиленный пост человек способен с Божией помощью вывести свою жизнь к свету даже из самых страшных и беспросветных духовных тупиков.

Марию называли великой блудницей. Однако через покаяние она стала великой праведницей.

Вход Господень в Иерусалим, неделя ваий

Шестая неделя – Вход Господень в Иерусалим, неделя ваий (25 апреля). Название произошло от греческого слова «вайи». Это широкие листья пальм. Этими листьями жители Иерусалима устилали дорогу перед въезжающим в город Христом за неделю до Его распятия.

Православные христиане на этот праздник приходят в храм с ветвями вербы в руках. В христианской традиции эти ветви стали символизировать вечность, победу Спасителя над смертью. Шестую неделю завершает Лазарева суббота (в этот день мы вспоминаем чудо воскрешения праведного Лазаря) и Вербное воскресенье.

Страстная седмица

Седьмая неделя (26 апреля – 1 мая) – это страстная седмица.

Эта неделя занимает особое положение – на неё приходится самый строгий пост. Дело в том, что предыдущие шесть недель установлены в честь сорокадневного поста Спасителя. Седьмая неделя – воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа.

Название происходит от слова «страсть», то есть «страдание». Церковь напоминает о тех страданиях, которые были причинены Иисусу Христу людьми, ради спасения которых Он явился в мир.

Каждый день этой седмицы призван напомнить о событиях жизни Спасителя.

Первые три дня (понедельник, вторник и среда) посвящены последним беседам Спасителя с учениками и народом. Во вторник вспоминают, как в доме Симона прокажённого, где был Христос с учениками, женщина помазала миром ноги Иисуса. Ученики негодовали: «К чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мф. 26. 8-9). Однако Христос остановил их: «Возлив миро сие на тело Моё, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26. 12).

В Великий (Чистый) четверг вспоминают, как на Тайной вечере Христос умыл ноги Своим ученикам. Он дал им пример истинного смирения. В память об этом событии в кафедральных соборах и в некоторых монастырях Великим четвергом совершается особый чин омовения ног, когда архиерей омывает ноги двенадцати священникам.

С понедельника по четверг в храмах каждый вечер читают покаянный канон Андрея Критского.

Великая пятница – день, когда распяли Христа. В этот день самый строгий пост. В Великую пятницу совершают воспоминание добровольных и страшных страданий Иисуса Христа, которые Он претерпел за людей.

Службы Великой субботы начинаются в пятницу во второй половине дня. В этот день вспоминают о пребывании Иисуса Христа в гробу. В храмах совершают литургию Василия Великого, перед вынесенной накануне плащаницей читают библейские пророчества о Спасителе. Евангелие повествует о приходе Марии Магдалины к опустевшему гробу. После богослужения священник читает особую молитву. Православные приносят пасхальные куличи и яйца для освящения.

Пасха

Седьмое воскресенье (2 мая) – Пасха. Это самый большой праздник христианского мира. Он олицетворяет собой победу над смертью и грехами. Это символ вечной жизни. Праздничные богослужения начинаются ночью. Мы вспоминаем о чуде – воскресении из мёртвых Спасителя.

Воскресение Христово произошло на третий день после распятия. Камень, которым был закрыт вход в погребальную пещеру, оказался отваленным, а гроб – пустым. Стража в страхе бежала в город. Там они получили приказ рассказать, что тело Христа украли ученики.

К утру воскресенья женщины, которые пришли ко Гробу Господню, увидели его опустевшим. Они же стали первыми, кто встретил воскресшего Иисуса.

На Пасху мы вспоминаем о событиях, описанных в Новом Завете всеми четырьмя евангелистами – Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Четыре Евангелия рассказывают о днях Страстной седмицы и воскресении Христовом.

Великий пост в 2022 году

Есть мнение, что Великий Пост был установлен в память о постном подвиге Христа, который после Своего Крещения 40 дней без воды и еды находился в пустыне.

Однако есть и другая версия. На заре христианства перед Крещением будущим чадам Церкви было предписано усиленно молиться и поститься. Крестины проходили несколько раз в год, да и то — по большим праздникам, одним из которых была Пасха. Желающих принять Крещение называли оглашенными. Так в солидарность с оными крещенные христиане тоже соблюдали пост и сугубо молились о спасении всего мира. Пост был установлен не одномоментно, практика и опыт пощения приобретались в течение многих лет. И сейчас современный устав обязывает чад Церкви поститься 47 дней.

Предваряет Великий Пост Сырная Седмица или Масленица. В эту неделю верующие отказываются от мяса, что помогает им постепенно входить в постную диету.

Сам Пост состоит из двух периодов — Святая Четыредесятница и затем Страстная Седмица.

Святая Четыредесятница — дни, когда мы идем навстречу Богу. Через ограничение в пище, молитву и покаяние в грехах мы постепенно приближаем себя ко встрече с Христом Воскресшим.

Страстная Седмица – дни, когда Сам Христос идет к нам через последние проповеди, Тайную Вечерю, Голгофу и Воскресение. Так вместе с Богом мы встречаем самый главный христианский праздник — Пасху.

Пост — не диета. Не можешь жить без мяса — ешь мясо. Не можешь жить без молока — пей молоко. Цель Великого Поста — не в запрете на творог или колбасу, а в покаянии.

Что касается супружеской близости, то здесь ответственность лежит на самих супругах. Если оба соблюдают пост, то, как правило, они ограничивают себя и в сексе. Если постится только один из супругов, а второй о посте даже не помышляет и требует от постящегося исполнения супружеского долга, то этот самый долг нужно исполнять. Об этом еще апостол Павел сказал: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор 7:1-7). К тому же, цель Поста — не разрушить мир в семье, а укрепить его.

О духовной составляющей поста просто и лаконично рассказал на своей странице в Фейсбуке протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова. Лучше него и не скажешь.

1. Учимся молиться. Прибавляем к тому, что имеем, еще что-то.

Если дома вообще не молимся, то творим, хоть краткую, но регулярную молитву.
Если совершаем утреннее и вечернее правило, то начинаем ежедневно или читать Псалтырь, или главу из Евангелия.

Если ходим в храм только в воскресенье, то прибавляем ещё хотя бы один день в будни.

2. Учимся бороться с грехами. Предлагаю из всех повторяющихся прегрешений выбрать самое маленькое и попробовать его победить. Ну, например, навык высказывать свое недовольство по поводу всего, что видишь или слышишь. Или обсуждать с близким другом (подругой) третьи лица. Или употреблять в разговоре бранные слова.

Или держать старую обиду на родственника (начальника, учительницу, соседа и т.п.). Как это победить? Ежедневно молиться за него.

3. Учимся покаянию. Выбираем из списка грехов самые тайные – те, которые скрыты от глаз окружающих и за которые особенно стыдно. Идем на исповедь и спрашиваем священника, как с ними бороться. Священник – человек опытный, он, наверняка, посоветует то, что надо.

4. Учимся творить добре дела. «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 35-36).
Каждый день вечером испытываем свою совесть: какое доброе дело я сделал сегодня? Кого утешил, кому помог, кому уделил время и т.д.? Если этого не было, то осознать, что день прожил зря.

5. Учимся радоваться. Красоте Божиего мира. Божиим дарам и талантам, которыми наделены люди. Проявлениям любви, сострадания, милосердия. Обретению смыслов, логики, гармонии, истины. Короче, всему тому, что нас приближает к Богу.

Читать еще:  Загадочная планета нибиру

Посты православной церкви

У православных христиан начался Рождественский пост. Какие посты еще существуют?

  • История постов
  • Великий пост
  • Петровский пост
  • Успенский пост
  • Рождественский пост

Посты установлены Церковью как особенное, выделенное из будничного, время, когда христианин усиленно работает над очищением своей души и тела, молясь, исповедуя свои грехи, приобщаясь Святых Христовых Тайн. Постом воздерживаются от скоромной пищи — мяса, молока, яиц, иногда рыбы.

История постов

Пост существовал во времена Ветхого Завета, христиане же стали поститься с самого основания Церкви, следуя примеру Самого Господа и апостолов. Древнейшие из церковных писателей утверждают, что апостолы установили первый пост в подражание пророку Моисею и Спасителю, которые постились 40 дней в пустыне. Отсюда название Великого поста — Четыредесятница.

Некоторые церковные ученые считают, что пост поначалу состоял из 40 часов. Древние христианские книги (II, III века) рассказывают нам об обычае поститься в продолжение двух суток. Пост перед Пасхой составлял 6 дней, как рассказывает об этом Дионисий Александрийский.

Таким образом, Великий пост (Святая Четыредесятница) в том виде, как он существует ныне, сложился постепенно. Церковные историки считают, что он окончательно оформился, когда вошло в обычай крестить новообращенных на Пасху и готовить их к принятию Таинства Крещения продолжительным постом. Из чувства братства и любви в этом посте вместе с ними стали участвовать и все верующие.

Уже в IV веке Великий пост существовал в Церкви повсеместно, но начинался не везде в одно время и не везде продолжался 40 дней. Пост был очень строгим. Древний христианский писатель Тертуллиан рассказывает, что разрешались только хлеб, сушеные овощи и фрукты, и то не раньше вечера. Это называлось сухоядением. В течение дня не пили даже воду. На Востоке сухоядение держалось до XII века, потом постными стали считаться не только овощи, но и рыба, и даже некоторые птицы.

Любая радость и веселье считались нарушением поста. Общее правило заключалось в воздержании от возбуждающей пищи и умеренном употреблении даже разрешенных продуктов.

В последующие времена появились ереси, одни из которых считали пост главной обязанностью христианина, другие, наоборот, совершенно отрицали его значение. Церковные же правила, обобщившие опыт первых веков, наказывают не только всякого, кто без необходимости для здоровья нарушает установленный пост, но и тех, кто утверждает, что есть мясо — грех даже в праздники, и осуждает употребление мясной пищи в дозволенное время.

В дни Великого поста в христианских странах запрещались всякие зрелища, закрывались бани, лавки, торговля мясом и другими скоромными продуктами, продавались только предметы первой необходимости. Прекращались даже заседания в судах. Христиане занимались благотворительностью. В эти дни рабы часто отпускались на волю или освобождались от работы.

Посты делятся на однодневные и многодневные. К многодневным постам относятся:

  1. Великий пост, или Святая Четыредесятница.
  2. Петровский пост.
  3. Успенский пост.
  4. Рождественский пост.

К однодневным постам относятся:

  1. Еженедельные посты в среду — в память предательства Спасителя Иудой и в пятницу — в память страданий и смерти Спасителя.
  2. Однако в среду и пятницу некоторых недель поста нет. Это: Пасхальная неделя, которая почитается как бы за один Светлый день; неделя после Троицы; так называемые Святки, то есть время от Рождества до Крещенского сочельника; Неделя о мытаре и фарисее перед Великим постом (чтобы мы не уподобились фарисею, который хвалился своим благочестием); Масленица (хотя во время нее действует запрет на мясо).
  3. Праздник Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.
  4. День усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября.
  5. Крещенский сочельник, то есть день накануне Крещения — 18 января.

Великий пост

Великий пост состоит: из 40 дней (Четыредесятницы); двух праздничных дней (Лазаревой субботы и Вербного воскресенья), а также Страстной седмицы — всего 48 дней. Его называют Великим не только из-за продолжительности (он длиннее всех остальных), но и по причине великого значения этого поста в жизни христианина.

Кроме 7 недель самого поста уставом предписываются еще 3 подготовительные недели к нему. Начинаются они с Недели о мытаре и фарисее. С начала седмицы и до ее конца мяса на трапезе уже не бывает, оно появится только на разговенье во время пасхальной трапезы. Вся седмица называется также Сырной, или Масленицей, потому что основной пищей во время нее являются молочные продукты, рыба, яйца, сыр.

За 3 недели до Великого поста, в воскресенье, когда на литургии читается евангельский текст притчи о мытаре и фарисее, в богослужении начинают пользоваться постной Триодью — книгой богослужебных текстов, которая определяет особенности богослужения во время Великого поста.

В воскресенье, которое получило название Недели о мытаре и фарисее, на утрене поют особую покаянную молитву из псалма: «Покаяния отверзи ми двери. » Это начало подготовки к посту. Пение покаянной молитвы продолжается на утрене в воскресенья (Недели) 2, 3, 4 и седмиц Великого поста включительно.

Неделя о блудном сыне — вторая подготовительная неделя. В воскресенье за литургией читается Евангелие с притчей о блудном сыне. На утрене звучит новое покаянное песнопение: «На реках Вавилонских. » (псалом 136).

Неделя о Страшном суде — третья подготовительная неделя. В воскресенье читается Евангелие о Страшном суде. Это воскресенье называется еще мясопустным, так как это последний день мясоеда. С понедельника до Пасхи мясо есть нельзя.

Накануне мясопустного воскресенья — Вселенская (мясопустная) родительская суббота. В этот день совершается память всех от века усопших православных христиан.

Следующая за этим воскресеньем седмица называется Масленицей.

Неделя воспоминания Адамова изгнания — Прощеное воскресенье. В этот воскресный день читается евангельский отрывок о прощении обид и о посте. Адамово изгнание вспоминается во многих богослужебных текстах. Вечером все собираются в храм на чин прощения. Служба уже постовая, облачение черное, поклоны и пение покаянное. В конце службы читаются проповедь о прощении обид, о посте и молитва с благословением на Великий пост. Священнослужители, начиная со старшего, испрашивают у народа и друг у друга прощение. Затем все подходят к священникам по очереди, кланяются, просят простить и сами прощают им все грехи и обиды, при этом целуют крест и Евангелие в знак искренности произносимого. Прихожане просят прощения и друг у друга. Такое прощение взаимных обид является непременным условием очищения сердца и успешного проведения Великого поста.

Великий пост отличается от остального года особыми богослужениями.

Во-первых, в понедельник, вторник и четверг не служится Божественная литургия (кроме нескольких праздников), в среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров, а по воскресеньям — литургия Василия Великого.

Во-вторых, в богослужении увеличивается объем текстов, читаемых по Псалтири, пения становится гораздо меньше.

В-третьих, читается молитва святого Ефрема Сирина с 16 поклонами, поясными и земными. К богослужению добавляются особые молитвы с поклонами и коленопреклоненным стоянием.

Все эти отличия определяют особую духовную атмосферу поста, не свойственную всему году. Православные чаще, чем всегда, посещают храм, чтобы не пропустить особых служб.

Первая седмица Великого поста

Чтение Великого канона Андрея Критского в понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии. В среду утром первая литургия Преждеосвященных Даров. В пятницу утром, после литургии, — молебен с освящением колива (в воспоминание чуда великомученика Феодора Тирона). Коливо — это вареное зерно с сухофруктами, чаще всего рис с изюмом. Освященное коливо раздается присутствующим в храме и употребляется натощак в тот же день. Первая седмица заканчивается Неделей первой, то есть первым воскресеньем поста. В это воскресенье празднуется Торжество Православия — восстановление иконопочитания на VII Вселенском соборе.

Вторая седмица

В субботу — поминовение усопших. В воскресенье вечером во многих храмах служится первая Пассия — поклонение страданиям Спасителя. Это служба с акафистом Страстям Христовым. Остальные три Пассии служатся в последующие воскресенья. Хотя Пассия не является уставным богослужением, она уже вошла в благочестивую традицию.

Третья седмица

В субботу — поминовение усопших. Седмица заканчивается Неделей третьей, Крестопоклонной. Накануне, на воскресной всенощной, на середину храма выносится Крест Господень для поклонения. Такое поклонение совершается под пение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое поем и славим». Крест остается в центре храма всю неделю.

Четвертая седмица, Крестопоклонная

Эта седмица более строгого поста, чем вторая и третья. В среду — преполовение Великого поста, то есть его середина. Во все дни седмицы совершается поклонение Кресту. В пятницу на вечерне Крест уносится в алтарь. В субботу — поминовение усопших. Заканчивается седмица Неделей четвертой, посвященной памяти преподобного Иоанна Лествичника, игумена и строгого аскета.

Пятая седмица

В четверг на утрене — Мариино стояние. Служба посвящена преподобной Марии Египетской. На этой службе полностью читается Великий канон Андрея Критского. Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, или Похвалой Пресвятой Богородицы; на утрене читается Акафист Богородице с особыми праздничными песнопениями. Но пост в этот день не ослабляется.

Шестая седмица

В пятницу этой недели заканчивается Четыредесятница. В субботу память праведного Лазаря, воскрешенного Иисусом Христом на день после его смерти, — Лазарева суббота. Заканчивается эта седмица Вербным воскресением (Вход Господень в Иерусалим).

Страстная седмица

Строгий пост. Богослужения все особенные.

В первые три дня поются особые песнопения: «Се Жених грядет в полунощи. » и «Чертог Твой. «. Это напоминание о предстоящей нам встрече со Христом, Небесным Женихом душ наших, в Его Царствии — прекрасном Чертоге. В эти дни служится литургия Преждеосвященных Даров.

В среду вечером исповедь для всех желающих облегчить свою душу перед Пасхой. В Великий четверг воспоминается Тайная вечеря, на которой Господь установил Таинство Причащения — Евхаристию. В этот день все, кто может, причащаются Святых Христовых Тайн.

Вечером служба Страстям Христовым. На ней читаются двенадцать избранных евангельских отрывков, повествующих о всех страданиях и смерти Иисуса Христа. Эти «12 Евангелий» и составляют главную особенность службы. Во время чтения все стоят со свечами. Свечу, горевшую во время чтений «12 Евангелий», называют «Четверговой» и непотушенной уносят домой, чтобы затеплить лампаду, прочертить пламенем крест над косяком двери.

В Великую пятницу литургия не служится. Утром совершаются Царские часы. В середине дня совершается вынос Плащаницы — вышитой иконы Спасителя, снятого с Креста и приготовленного к погребению. Плащаница ставится посредине храма в окружении цветов. Все кланяются ей и прикладываются. Вечером того же дня совершается погребение Плащаницы. В конце службы плащаница с крестным ходом обносится вокруг храма.

В Великую субботу утром совершаются: часы, вечерня и литургия Василия Великого. На вечерне читаются 15 паримий, то есть чтений Ветхого Завета, в которых собраны пророчества о Христе и Его Воскресении. В начале литургии все облачения меняются с черных на белые.

В этот день с утра начинается освящение пасхальных яств — куличей, пасох, яиц. Освящение может быть продолжено на Пасху.

На этом заканчивается богослужение постной Триоди; заканчивается и сам Великий пост.

Петровский пост

Иначе он называется апостольским. Начало этого поста зависит от времени празднования Пасхи, и поэтому он бывает то короче, то длиннее. Пост начинается через неделю после Троицы и заканчивается 12 июля праздником первоверховных апостолов Петра и Павла. Самая большая возможная продолжительность Петровского поста — 6 недель, самая малая — 8 дней. Его начало идет из глубокой древности, он заповедовался еще в апостольских постановлениях, но особенно часто упоминается с IV века.

Читать еще:  Мария Египетская. Рыба, вытащенная из воды

Успенский пост

Пост в честь Пресвятой Богородицы продолжается 2 недели — с 14 до 28 августа, до праздника Успения. Этот пост по строгости напоминает Великий, но ослабляется по воскресным дням, а также в праздник Преображения Господня 19 августа.

В Древней Церкви он назывался осенним. Были разногласия по поводу его продолжительности, некоторые разрешали себе уже на Преображение употреблять в пищу мясо. Но действующие с XII века церковные правила не позволяют этого.

Рождественский пост

Он начинается за 40 дней до Рождества Христова и поэтому, как и Великий пост, иногда называется Четыредесятницей. Его называют также и Филипповским, потому что в день его начала, 28 ноября, празднуется память апостола Филиппа.

Этот пост не такой строгий, как Великий, разрешена рыба. Но за несколько дней до Рождества Христова воздержание усиливается; в сочельник, последний день перед Рождеством, ничего не едят до вечерней звезды, в память о звезде, явившейся над Вифлеемом при Рождестве Спасителя.

О Рождественском посте в церковных книгах упоминается с IV века, в современном виде он принят Церковью в XII веке.

Великий пост: как провести его правильно и не сорваться

1. Когда начинается, когда закончится Великий пост?

Великий, то есть самый большой и основной пост года начинается 15 марта, длится семь недель и заканчивается накануне Пасхи, 1 мая.

2. Зачем соблюдать Великий пост? Какова цель?

Мы соблюдаем Великий пост, постимся не для того, чтобы похудеть. И не для того, чтобы оповещать об этом всех, гордясь собой. Не для того, чтобы проверить свою силу воли, попробовать уподобиться монахам в аскетических упражнениях, достигнуть «нового уровня духовной жизни». И уж, конечно, не для того, чтобы «подкупить» Бога. Бог не верховный диетолог, и ему совсем не важно, съели ли мы за эти семь недель кусок колбасы, или нет.

Пост — не диета, когда человек следит за тем, чем питается, для того чтобы привести свое тело в соответствующую форму. Больше того, пост — это не аскетические упражнения, развивающие нашу внимательность к тому, что происходит в нас, тренирующие нашу силу воли: сумею ли я подчинить желания своего тела самому себе, или они по-прежнему будут главенствовать во мне, определять, чем и как я живу? Кто хозяин во мне самом: разнообразные хотения моей плоти, или мой ум и дух? Да, восстановление правильной иерархии, когда не наше «хочу, и все тут» влачит нас за собой, а наше сознание, ум и дух определяют, как мы живем, — это важно. Но и такое самовоспитание- еще не пост, а всего лишь техника по самосовершенствованию.

Пост становится постом тогда, когда все наши усилия, все наши подвиги — большие и малые — подчинены одной цели. Какой? Ради чего все это делается? Ради усовершенствования моего тела? Развития моей воли? Обогащения моего ума? Укрепления моего духа? Нет. Ничто из того, что имеет принадлежность ко мне, что описывается определениями «мой, моя, мое», не может стать целью поста. Мы принимаем пост не ради себя! Мы принимаем пост ради Христа. Не ради такого дорогого нам, но тем не менее тленного нашего тела. Не ради укрепления нашей сегодня такой решительной, но все же легко пасующей перед трудностями воли. Не ради нашего переменчивого ума. Или нашего так часто мятущегося духа. Нет, все подвиги поста не ради нас самих, они ради Христа. Он — наша цель.

Когда-то, две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и из любви к нам, людям, проделал путь нам навстречу. Пройдя дорогу на Голгофу, пройдя Крестные Страдания, Распятие, Смерть. Сегодня наша очередь принести нашу жертву Ему, начать наш путь навстречу Христу.

3. С чего начать? Без чего не обойтись?

Великий пост — это долгий путь, и это непросто. Даже если мы отказываемся от малого — только какого-то продукта питания из привычного нам рациона, или от развлечений, ограничивая себя не до степени, вот, все, дальше уже невозможность жить, дальше смерть, а лишь доходя до границы, за которой мы начинаем чувствовать дискомфорт, ощущать неудобства. Будем честны, нам и такие жертвы даются с трудом. И они могут оказаться не по силам.

Поэтому пост невозможен без действенной помощи Благодати Христовой — без молитв, без участия в Таинствах Исповеди и Причастия, без укрепляющей силы Елеопомазания, без дел милосердия, которые превращают нас в соработников Богу.

То есть пост — этот подвиг любви, мы не можем совершить только своими силами. А значит, начинать надо с прихода в храм и разговора со священником: «Батюшка, на какие ограничения благословите?»- в еде, в супружеских отношениях, в молитве: у каждого своя мера, и брать надо по силам.

4. В чем механизм поста? Почему, говоря про пост, ограничениям в пище уделяется столько внимания? Почему вспоминают про ограничения в супружеских отношениях?

При любом телесном воздержании наше тело — «завеса нашей плоти», отделяющая нас от невидимого мира, утоньшается, мы становимся более восприимчивыми к духовному миру. То есть воздержание — пищевое ли, телесное, только средство. И оно может стать вредным и даже опасным, если существует само по себе. Если сердце не очищается исповедью, не обращено к Господу постоянной молитвой, не участвует в Таинстве Причащения, не погружено в молитвенный настрой церковных богослужений, не готово отзывчиво откликаться на добрые дела, то, при соприкосновении с этим невидимым миром, оно оказывается незащищенным перед темными силами.

«Если тело будет истончено постом, а душа не возделывается молитвой, чтением, смиренномудрием, тогда пост порождает многочисленные плевелы — душевные страсти высокоумия, тщеславия, презрения», — писал святитель Игнатий Брянчанинов.

5.Почему ограничения в пище могут стать злом? Когда?

Есть пост телесный, есть пост и душевный. «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов… Полезен нам пост телесный, так как служит к умерщвлению наших страстей. Но пост душевный нужен непременно, потому что и телесный пост без него ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов — и какая им от того польза? Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения поститься не хотят. Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают — и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками пищи, но простирают их на мздоимство, хищение и грабеж чужого добра — и какая им от того польза? Истинный и прямой пост — воздержание от всякого зла.

Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево свое, так наложи на злые мысли свои и прихоти. Да постится ум твой от суетных помышлений. Да постится память от злопамятства. Да постится воля твоя от злого хотения. Да постятся очи твои от худого видения: «отврати очи твои, чтобы не видеть суеты». Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических. Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия, и всякого праздного и гнилого слова. Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра. Да постятся ноги твои от хождения на злое дело.

«Уклонись от зла и сотвори добро». Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся, и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься» (святитель Тихон Задонский).

6. В чем опора Великого поста? Как не сорваться?

Молиться в пост надо особенно усердно, стараясь не пропускать утреннего и вечернего правила. Священники советуют расширить ежедневный круг молитв за счет псалмов, домашнего разбора текстов богослужения на русском языке — чтобы лучше понимать, что происходит в храме, изучения великопостной молитвы святого Ефрема Сирина.

Для того чтобы настроить свое сердце на покаяние, нужно обязательно посетить хотя бы одну вечернюю службу, на которой читается Великий покаянный канон Андрея Критского (он совершается с понедельника по четверг 1-й недели Великого поста и в среду на 5-й). Если вы в течение года причащались редко, то в Великий пост обяжите себя принимать Таинство Причастия еженедельно: в пост обостряется духовная брань — невидимая борьба с нападками бесов, стремящихся помешать нашим усилиям и подвигам, и без благодатной помощи Таинства нам с этим не справиться. Поклонитесь Кресту Господню в Крестопоклонную неделю — 4-ю неделю Великого поста, посетите храм в пятницу 5-й, когда на вечерней службе читается Акафист Божией Матери. Найдите время помолиться за Литургией Преждеосвященных Даров (в пост она совершается по средам и пятницам). Особое внимание — богослужениям Страстной недели. Это и проложит вам путь к Встрече, станет основой и опорой поста.

7. И все же, что мы в Великий пост не едим?

Высшая планка ограничения — монастырский устав, когда большую часть недели рекомендуется еда даже и без растительного масла. Чтобы не вводить никого в соблазн, даже не буду этот устав расписывать. Так поститься не следует, потому что неизбежно сорветесь и надорветесь. Пост должен быть разумным. Граница самоограничения в пище задается с учетом пола, возраста, состояние здоровья, физических и умственных нагрузок.

Миряне, то есть не монахи и не священники, определяют строгость поста, советуясь с духовником, священником в храме, опираясь на здравый смысл. То есть мера поста конкретна для каждого человека, в зависимости от физического здоровья, возраста, пола, нагрузок, лежащих на верующем. Самый распространенный вариант пищевого ограничения для мирян — отказ от мясной и молочной пищи, от алкоголя. Порой наша зацикленность на пищевой стороне поста может принимать нелепые формы — когда мы только и делаем, что прикидываем, было ли в съеденной булочке яйцо и сливочное масло. Или когда постная по составу пища при этом такая изысканная, лакомая и соблазнительная, что говорить о посте — явно лукавить. Минимальное внимание этой стороне жизни своего тела, как считают священники, самый правильный путь.

Касается пост и интимных отношений, в эти дни недопустима разнузданность и уместна сдержанность. Хотя в таком деликатном вопросе, как исполнение супружеских обязанностей, священники призывают руководствоваться принципами любви и уважения к чувствам и потребностям своей второй половины.

Есть один, главный критерий того, правильно ли проходит твой пост. «Пост тогда сделается жертвой, приятной Богу, когда он будет украшен плодами любви» (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин). То есть, постясь, надо себя проверять: сохранилась ли в тебе любовь к людям, даже если они, как назло, только и делают, что едят всякие вкусности прямо у тебя на глазах!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector