4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Семь пороков Льва Толстого, про которые не расскажут в школе

Семь пороков Льва Толстого, про которые не расскажут в школе

До того как Лев Николаевич стал в своих романах праведником, он вёл не самую красивую жизнь. Выходец из дворян, своим образом жизни в юности он целиком соответствовал нравам того времени. Лишь много позже писатель остепенился и стал таким, каким мы привыкли изучать его в школе. «Экспресс-Новости» заглянули в «шкаф» великого писателя, «где хранились его «скелеты».

Внимание к личности ребёнка, ненасильственное проявление интереса к знанием, развитие творческих способностей, поддержание уважительных отношений — всё это принципы работы Яснополянской школы, которую Лев Толстой открыл 160 лет назад. Мы узнали историю старой школы и поговорили с нынешними преподавателями о том, как в ней меняются поколения и какие традиции удалось сохранить.

«Я хочу образования для народа»

Яснополянская школа, открытая Львом Толстым в 1859 году, в то время сильно отличалась от других русских и зарубежных школ. В первую очередь это было связано с тем, что при её создании писатель руководствовался лишь одной идеей — теорией свободного воспитания. Он был убеждён, что дети будут заинтересованы в обучении лишь в том случае, если учителя будут относиться с уважением к ученикам и их творческим интересам.

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель», — писал Толстой.

С 1859 по 1862 год Яснополянская школа Тульской области бесплатно работала для учеников от 7 до 15 лет. Всего было около 40 школьников и четырёх преподавателей, одним из которых был сам Лев Николаевич. Он учил старших ребят математике, истории и физике. Занятия начинались в 08:30 утра и заканчивались под вечер.

Во время уроков все ученики сидели в классах так, как им было комфортно. Школьники изучали русский язык, чтение, письмо, этику, труд, математику, черчение, физику, историю, естествознание, пение, рисование, гимнастику и религию.

Домашних заданий не было. Если ученик опаздывал на занятия или не приходил вовсе, его никто не наказывал

Преподаватели понимали: во внеучебное время ребёнок мог быть по уши загружен помощью родителям в крестьянской работе. В школе также было запрещено любое насильственное действие по отношению к ученикам, как моральное, так и физическое. После уроков учителя вместе с учениками могли вместе ходить купаться или кататься на санях.

«Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе» — так писал о целях своей школы сам Толстой.

Порой могло показаться, что учителям в этой школе приходилось сложнее, чем ученикам. Педагоги должны были поддерживать интерес школьников к учёбе, учитывая индивидуальность каждого ребёнка. Должны были развивать их творческие стороны. Не только объяснять сложное просто, но и наглядно разъяснять, проводить опыты и экскурсии, обращать внимание на различные картины и таблицы, показывать явления в их естественном виде.

В книге «История образования и педагогической мысли» приведены примеры советов, разработанных Толстым, для учителей Яснополянской школы.

  • Чем труднее учителю, тем легче ученику.
  • Нужно, чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей.
  • То, чему учат ученика, должно быть понятно и занимательно.
  • Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении.
  • Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение.
  • Урок должен быть соразмерен силам ученика.

Летом 1862 года на Льва Толстого поступил донос. Писателя обвиняли в том, что он содержит подпольную типографию. Это дало жандармам право прийти в дом писателя с обыском. Кроме того, жандармского полковника возмущало положительное отношение Толстого к крестьянам. В итоге писатель был вынужден закрыть школу.

В письме родственнице он писал: «Школы не будет, народ посмеивается, дворяне торжествуют, а мы волей-неволей, при каждом колокольчике, думаем, что едут везти куда-нибудь. У меня в комнате заряжены пистолеты, и я жду минуты, когда всё это разрешится чем-нибудь».

7 советов учителям от русских классиков

Вновь Яснополянская школа заработала только в 1928 году. В этот раз её открыла младшая дочь писателя — Александра Львовна, которая и стала её первым директором. Во время Великой Отечественной войны школу сожгли, от неё остались лишь стены. Только в 1948 году она была вновь открыта и работает по сей день.

С 1948 года ведёт свою историю и детский дом, воспитанники которого также учились в Яснополянской школе. Был период, когда их даже объединили в единую структуру под общим названием «Яснополянская школа-интернат». В 2014 году детский дом перестал существовать из-за аварийного состояния здания.

«Это сельская школа, где можно получить качественное образование»

Александр Сухоруков, заместитель директора по научно-методической работе

«В 2018 году по инициативе губернатора были созданы два класса для одарённых детей, куда были набраны дети с разных концов Тульской области. Именно они живут в бывшем здании детского дома, которое было полностью отремонтировано. А наша школа получила название «Яснополянский образовательный комплекс имени Л. Н. Толстого», где сегодня учатся 235 человек. Что вполне нормально для сельской школы.

Долгое время в школе шёл эксперимент по возрождению педагогической идеи Толстого. Для него был важен принцип преподавания, который основывался на учёте личного опыта ребёнка, на отношениях между учениками и учителями. Большое внимание всегда уделялось сотворчеству. Учителя должны были не только делать что-то вместе с учениками на общих мероприятиях, но и вместе участвовать в исследовательской работе, спортивной и внешкольной жизни. Чтобы учитель всегда остался примером. Это одна из главных особенностей толстовской педагогики, которая актуальна и сегодня.

Кроме того, в нашей начальной школе существует большая игра под названием «Вселенная», где каждый класс — это планета. На ней есть премьер-министр, министр финансов, министр здравоохранения, министр спорта. Весь год ребята участвуют в мероприятиях, где получают метеориты — денежные единицы. Два раза в год класс может обменять все полученные метеориты во время аукциона, например, на канцтовары или игрушки. Детям это очень нравится. Здесь есть одновременно возможность для реализации творческих способностей, основы экономической теории и соуправления.

С 2003 года мы проводим спортивную олимпиаду для учеников и учителей. Она включает в себя семь туров.

Школьники соревнуются со своими учителями в футболе, волейболе, настольном теннисе, баскетболе, киберспорте и шахматах

Она пользуется популярностью, потому что каждый ребёнок готов сразиться с учителем, будь то в составе команды или в личном первенстве. Вообще, когда мы устраиваем такие общие мероприятия, будь то КВН, спектакли или день рождения школы, то всегда делаем так, чтобы в командах были и взрослые, и дети. Для нас важно сотворчество в каждом аспекте школьной жизни.

Ключевой момент всё же — появление центра поддержки одарённых детей. Благодаря этому Яснополянская школа пережила кардинальные изменения. Прежде всего материально-технические. Отремонтировано само здание, проведён ремонт всех кабинетов, завезено оборудование. Лабораторией пользуются абсолютно все ребята, не только из специализированных классов. Это очень правильно для сельских школ, где у детей не всегда есть возможность получить качественное образование. В Яснополянском комплексе она есть.

В школе существуют два музея — литературный имени Л. Н. Толстого и музей истории школы. Туда часто приходят воспитанники детских садов, школьники, иностранные гости. Посмотреть саму школу тоже может любой желающий, предварительно согласовав этот вопрос с администрацией школы.

В нашей школе существует крепкая связь поколений. Дети учатся здесь, поступают в университет, потом приходят к нам работать. Здесь учатся дети детей. К нам часто приезжают, чтобы перенять опыт толстовской педагогики. Мы всегда рады. Естественно, ощущение исторической значимости у наших учителей тоже есть. Все прекрасно понимают, в какой школе они работают. И всем это нравится».

Читать еще:  Все ужасные вещи. Жуткие вещи, сказанные детьми

«Мне всю жизнь помогает Лев Толстой»

Марина Кубарькова, выпускница Яснополянской школы и учительница английского языка

«Моё знакомство с Яснополянской школой началось в качестве школьницы. После получения среднего образования я поступила в педагогический университет имени Льва Толстого. В 1984 году директор школы пригласил меня к себе работать. Сначала я четыре года была пионервожатой, потом стала преподавать английский язык.

В школьные времена я была активной ученицей. Прошла весь путь: октябрёнок, пионер, комсомолец. Яснополянскую школу любила безумно. Всегда хотела учиться. Уже с августа начинала мечтать о 1 сентября. Даже когда поступила в университет, каждое утро хотела свернуть по дороге в школу.

У нас были отличные педагоги. Самым любимым был директор — Дориан Михайлович Романов. Всю свою жизнь он посвятил разным школам, в том числе Яснополянской. Человек-легенда, который имел несколько высших образований. Преподавал русский язык, литературу и географию. Он много путешествовал, вёл туристический клуб. Общался с великими людьми и нас с ними знакомил. Например, с Иваном Папаниным.

«Архитектор виноват!»: как шутили и высмеивали друг друга в семье Льва Толстого

В 1986 году Романов покинул школу. Но я продолжала навещать его дома. Он писал книгу про декабристов, читал мне свежие главы и говорил: «Марина, ты у меня первый слушатель». Дориан Михайлович ушёл из жизни в 2009 году.

За все годы, которые я провела в школе, изменилось многое. Недавно в ней сделали ремонт. Теперь Яснополянская школа свежая, комфортная, уютная.

Мне бывает горько и досадно, когда кто-нибудь из бывших выпускников школы забирает детей от нас и отдаёт другую в школу. Такое случается редко, но случается. Конечно, я уверена, что существует много хороших школ. Но мне кажется, что наша самая лучшая. Мы трепетно бережём традиции.

К нам часто приезжают люди из правительства или гости из других стран для обмена опытом. Однажды я проводила урок для Валентины Матвиенко

Мы всегда находимся на виду, поэтому нам постоянно приходится развиваться. Но самое ценное здесь — взаимоотношения учителя и ученика. Для хорошей учёбы нужно, чтобы всё было без давления. Если мы научим их учиться, тогда они сами горы свернут. Вот наша главная задача.

В своей работе я всегда ставлю на первое место то, что интересно детям. Нужно, чтобы всё было понятно, тогда интерес не будет пропадать. Ещё важно, чтобы всё было посильно. Тогда у учеников будет хорошая мотивация.

Я всегда говорю: «Мне всю жизнь помогает Лев Толстой». Я училась в его школе. Окончила институт его имени. Познакомилась со своим супругом в Никольско-Вяземской школе имени Л. Н. Толстого. Потом позвала его работать в Яснополянскую школу. Мы ездим в Берлин по обмену, потому что там есть школа Льва Толстого. Мы ездили в болгарскую Ясную Поляну. Так что да, Лев Толстой — мой покровитель, всегда мне помогает».

Постоянно практикуйтесь в своих пороках. Отвлекайтесь от основного дела

Сели за работу, но пришел ваш друг Горчаков? Порадуйтесь этому! Вам нравятся ваши усы? Разглядывайте их в зеркале, а потом запишите все это в дневник.

11 июля 1854 года. Только перед вечером написал очень мало. Почему? Лень, нерешительность и страсть смотреть свои усы и фистулы. За что и делаю себе два упрека.

  • Как читать «Гранатовый браслет» Куприна
  • Что почитать летом: 10 классических книг
  • «Роман «Зулейха открывает глаза» оказался зеркалом»

Вставайте поздно, раздражайтесь. Срывайтесь на близких. Зимой можете позволить себе похандрить, в особо критических ситуациях — даже погадать. Нарушайте собственные правила. И не забудьте написать об этом в дневник — для себя и ваших будущих биографов.

9 января 1854 года. 1) Встал поздно. 2) Разгорячился, прибил Алешку. 3) Ленился. 4) Был беспорядочен. 5) Был грустен.

10 и 11 января 1854 года. Встал очень поздно и от холода ничего не мог делать. После обеда ушел к Жукевичу и безалаберно провел весь вечер и ночь.

1) Валялся. 2) Падал духом. 3) Злился — ударил кошку и 4) вообще забыл о правилах. 5) Гадал.

Проиграйте в карты последние деньги. Всегда заявляйте себе, что это в последний раз. Надейтесь на то, что от неприятностей вас убережет Бог. Хотя не исключено, что к этому моменту вы уже успели проиграть свой дом в Ясной Поляне.

28 января 1855 года. Два дня и две ночи играл в штосс. Результат понятный — проигрыш всего — яснополянского дома. Кажется, нечего писать — я себе до того гадок, что желал бы забыть про свое существование.

6, 7, 8 февраля 1855 года. Опять играл в карты и проиграл еще 200 р[ублей] сер[ебром]. Не могу дать себе слово перестать, хочется отыграться, а вместе могу страшно запутаться… Предложу завтра Одаховскому сыграться, и это будет последний раз.

12 февраля 1855 года. Опять проиграл 75 р. Бог еще милует меня, чтобы не было неприятностей; но что будет дальше? Одна надежда на него!

Если вам лень что-то делать, обязательно напишите об этом в дневнике. Отмечайте этот факт как можно чаще. Быть может, в конце концов лениться просто надоест и вы возьметесь за дело.

5 июля 1855 года. Факты: лень, лень, лень.

12 июля 1855 года. Целый день не писал ничего, читал Бальзака, занимался только ящиком новым. 1) Лень, 2) Лень, 3) Лень…

«Мне всю жизнь помогает Лев Толстой»

Марина Кубарькова, выпускница Яснополянской школы и учительница английского языка

Моё знакомство с Яснополянской школой началось в качестве школьницы. После получения среднего образования я поступила в педагогический университет имени Льва Толстого. В 1984 году директор школы пригласил меня к себе работать. Сначала я четыре года была пионервожатой, потом стала преподавать английский язык.

В школьные времена я была активной ученицей. Прошла весь путь: октябрёнок, пионер, комсомолец. Яснополянскую школу любила безумно. Всегда хотела учиться. Уже с августа начинала мечтать о 1 сентября. Даже когда поступила в университет, каждое утро хотела свернуть по дороге в школу.

Александра Львовна с отцом, около 1905 года

У нас были отличные педагоги. Самым любимым был директор — Дориан Михайлович Романов. Всю свою жизнь он посвятил разным школам, в том числе Яснополянской. Человек-легенда, который имел несколько высших образований. Преподавал русский язык, литературу и географию. Он много путешествовал, вёл туристический клуб. Общался с великими людьми и нас с ними знакомил. Например, с Иваном Папаниным.

1986 году Романов покинул школу. Но я продолжала навещать его дома. Он писал книгу про декабристов, читал мне свежие главы и говорил: «Марина, ты у меня первый слушатель». Дориан Михайлович ушёл из жизни в 2009 году.

За все годы, которые я провела в школе, изменилось многое. Недавно в ней сделали ремонт. Теперь Яснополянская школа свежая, комфортная, уютная.

Мне бывает горько и досадно, когда кто-нибудь из бывших выпускников школы забирает детей от нас и отдаёт другую в школу. Такое случается редко, но случается. Конечно, я уверена, что существует много хороших школ. Но мне кажется, что наша самая лучшая. Мы трепетно бережём традиции.

К нам часто приезжают люди из правительства или гости из других стран для обмена опытом. Однажды я проводила урок для Валентины Матвиенко

Урок литературы в Яснополянской школе имени Л.Н. Толстого, 1930-е годы

Мы всегда находимся на виду, поэтому нам постоянно приходится развиваться. Но самое ценное здесь — взаимоотношения учителя и ученика. Для хорошей учёбы нужно, чтобы всё было без давления. Если мы научим их учиться, тогда они сами горы свернут. Вот наша главная задача.

В своей работе я всегда ставлю на первое место то, что интересно детям. Нужно, чтобы всё было понятно, тогда интерес не будет пропадать. Ещё важно, чтобы всё было посильно. Тогда у учеников будет хорошая мотивация.

Я всегда говорю: «Мне всю жизнь помогает Лев Толстой». Я училась в его школе. Окончила институт его имени. Познакомилась со своим супругом в Никольско-Вяземской школе имени Л. Н. Толстого. Потом позвала его работать в Яснополянскую школу. Мы ездим в Берлин по обмену, потому что там есть школа Льва Толстого. Мы ездили в болгарскую Ясную Поляну. Так что да, Лев Толстой — мой покровитель, всегда мне помогает.

За что Льва Толстого отлучили от церкви

В 1901 г. случилось событие, породившее множество домыслов и имевшее значительный резонанс в обществе, – писателя Льва Толстого отлучили от Русской Православной Церкви. Вот уже более ста лет длятся споры о причинах и масштабах этого конфликта. Лев Толстой стал единственным литератором, отлученным от церкви. Но дело в том, что ни в одном из храмов анафема ему не провозглашалась.

Газеты опубликовали Послание Священного Синода, в котором говорилось: «Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной».

Читать еще:  Как узнать какой ты дерево по гороскопу. Древесный гороскоп друидов: характер по дню рождения, совместимость знаков

По сути, это была констатация отречения от церкви самого писателя.

Лев Толстой действительно в течение длительного времени проповедовал идеи, кардинально расходившиеся с православным учением. Он отвергал веру в Святую Троицу, считал невозможным непорочное зачатие Девы Марии, подвергал сомнению божественную природу Христа, называл мифом Воскресение Христово – в целом, писатель пытался найти рациональные объяснения основным религиозным постулатам. Его идеи имели такое влияние в народе, что они даже получили свое наименование – «толстовщина».

В ответ на определение Священного Синода Лев Толстой опубликовал свое послание, в котором писал: «То, что я отрекся от Церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо. …И я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же – собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающего совершенно весь смысл христианского учения.

То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо».

Толстой не был единственным писателем, открыто выступавшим против Церкви. Чернышевский, Писарев, Герцен также высказывались критично, однако в проповедях Толстого видели больше опасности – у него было много последователей среди тех, кто был в числе убежденных христиан. Больше того, он сам считал себя истинным христианином и пытался изобличить «ложное» учение.

Реакция общества на отлучение Толстого была неоднозначной: кто-то негодовал на Синод, кто-то публиковал в газетах заметки о том, что писатель принял «сатанинский облик». За этим событием последовали заявления в Синод с просьбой об отлучении от разных лиц. Толстой получал как сочувственные письма, так и письма с призывами опомниться и покаяться.

Сын Толстого, Лев Львович, говорил о последствиях этого события: «Во Франции говорится часто, что Толстой был первой и главной причиной русской революции, и в этом есть много правды. Никто не сделал более разрушительной работы ни в одной стране, чем Толстой.

Отрицание государства и его авторитета, отрицание закона и Церкви, войны, собственности, семьи. Что могло произойти, когда эта отрава проникла насквозь мозги русского мужика и полуинтеллигента и прочих русских элементов. К сожалению, моральное влияние Толстого было гораздо слабее, чем влияние политическое и социальное».

Примирения писателя с Церковью так и не произошло, покаяния – тоже. Поэтому до сегодняшнего дня он считается отлученным от Православной Церкви.

Безуспешные попытки

В 1888 году архиепископ Никанор выдвинул предложение объявить в отношении Льва Николаевича «торжественную анафему», а ещё спустя буквально пару лет к императору с аналогичной просьбой пришёл харьковский протоиерей Тимофей Буткевич. В 1891 году Тульский архиерей отдал приказ священникам собрать обличающие писателя документы, чтобы предоставить государю весомые доказательства безбожия Толстого. Однако и здесь Александр III отказал в просьбе, опасаясь волны негодования. В итоге церкви пришлось ждать смерти императора, чтобы в 1896 году вновь возобновить дискуссии об отлучении писателя.

Педагогическая деятельность, система Л. Н. Толстого

По возвращении из-за границы Лев Николаевич превращает свою Яснополянскую школу в своего рода педагогическую лабораторию по выработке новой системы воспитания и обучения. Одновременно в качестве мирового посредника Крапивенского уезда Тульской губернии учреждает ряд новых школ для крестьянских детей. Для освещения своего опыта и опыта работавших под его руководством учителей издает педагогический журнал «Ясная Поляна». Постановка воспитания и обучения в Яснополянской школе была отрицанием всех устоев феодально-бюрократической педагогики, ревностно охраняемых правительством крепостников. Вместо муштры, палочной дисциплины и зубрежки— внимательное человечное отношение к детям, дружная и свободная жизнь ребенка в школьном коллективе, сознательное изучение элементов науки. Детей не принуждали учиться, а они приходили в школу с рассветом и уходили из нее поздно вечером. Детей не наказывали, не били, а они добровольно подчинялись требованиям учителя, признавали его авторитет и вели себя примерно.

Дух свободы витал над Яснополянской школой. Это не могло не беспокоить чиновников крепостнического правительства. Летом 1862 года в отсутствие Льва Николаевича Толстого был произведен обыск в «крамольной» школе. Искали тайную типографию и нелегальную литературу. И хотя ничего крамольного не было найдено, Лев Николаевич принужден был оставить работу в своей школе и прекратить издание журнала «Ясная Поляна». И тем не менее трехлетний опыт Яснополянской школы и статьи Толстого в журнале «Ясная Поляна» произвели на передовых русских людей огромное впечатление. Была показана новая школа на практике. Была доказана возможность осуществления разумной, подлинно человечной системы воспитания и образования детей.

Работая ряд лет над эпопеей «Война и мир», Толстой не переставал думать о детях, их воспитании, о школьной работе. В письме к А. А. Толстой в 1865 году он пишет: «Я все много думаю о воспитании, жду с нетерпением времени, когда начну учить своих детей, собираюсь тогда открыть новую школу и собираюсь написать резюме всего того что я знаю о воспитании и чего никто не знает, или с чем никто не согласен». Закончив роман «Война и мир», Л. Н. Толстой вновь всю свою кипучую энергию направляет на решение больших теоретических и практических вопросов воспитания детей. Он пишет «Азбуку» в четырех книгах, в которой по существу даны материалы по всем предметам начальной школы,— от алфавита до художественных рассказов, статей по естествознанию и материалов по арифметике. Какое значение придавал Л. Н. Толстой своей работе над «Азбукой», можно судить по следующей выдержке из одного его письма к А. А. Толстой: «Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из нее и что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть».

Закончив работу над «Азбукой», Л. Н. Толстой вновь принимается за решение той же задачи: он пишет «Новую азбуку» в одной книжке, а вслед за тем — «Книги для чтения».

Как истинный ученый, Лев Николаевич Толстой не доверял своему педагогическому чутью и своему знанию детей. Все свои учебники для школы он лично сам и через посредство учителей и членов своей семьи проверял в школах.

Живя в Москве, Лев Николаевич посещал школы и даже пытался получить место учителя в одной из начальных школ. Однако Министерство народного просвещения не сочло возможным доверить ему обучение детей.

Интерес к школе и детям Лев Николаевич Толстой донес до самой своей смерти. Незадолго до смерти он провел беседу с детьми Яснополянской школы по поводу розданного им журнала «Солнышко».

Чем можно объяснить глубокий интерес величайшего из писателей к вопросам воспитания детей народа? На этот вопрос отвечает сам Лев Николаевич. Он пишет: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. Ах, батюшки! Как бы вытащить! И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех, тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе». Л. Н. Толстой был пламенным патриотом своей Родины. Он видел могущество и славу своей Родины в развитии творческих сил народа. На каждом шагу он убеждался, что господство помещиков и идущих им на смену капиталистов не только материально разоряет народ, трудящихся, но и держит его в темноте, невежестве. Завладев всеми благами культуры и технического прогресса, помещики и капиталисты с помощью этой культуры и этого прогресса еще более закабаляют народ и грабят его, обрекают трудящихся на нищету и моральное одичание. В просвещении народа он видел важнейшее средство возрождения своей Родины.

4. Несостоявшаяся дуэль с Тургеневым

В 1858 году Толстой крупно повздорил с Тургеневым. Они были друзьями, и в тот день приехали в гости к Фету. Тургенев рассказал, что его дочь чинит одежду нищим, таким образом она им помогает.

Лев Николаевич резко отреагировал на эту историю. Он назвал такую помощь притворством. Тургенев вспылил, Толстой не стал молчать, а вызвал его на дуэль. Позже Иван Сергеевич принес свои извинения Льву Николаевичу, дуэль отменили.

Интересный факт: настоящая причина спора кроется в другом. Тургенев соблазнил сестру Толстого Марию. Девушка развелась с мужем, но так и не дождалась активных действий со стороны Ивана Сергеевича. Толстой был очень зол на товарища и искал любой повод, чтобы ему отомстить.

Об отношении Толстого к христианству

Лев Николаевич Толстой был крещен в русской православной церкви, и до определенного времени никак не проявлял своего отношения к религии. Однако затем его взгляды поменялись, что можно проследить в некоторых его произведениях, например, в романе «Воскресение»: здесь писатель отражает свое нежелание принимать законы церкви. Он отрицал существование Святой Троицы, не верил в непорочное зачатие Девы Марии и считал, что воскрешение Иисуса — это всего лишь миф. Иначе говоря, отрицалась принципиальная основа православия, за что Толстого отлучили от церкви. Но обо всем по порядку.

Читать еще:  Лейтенант Булюбаш: французский русский герой

Толстой навсегда. Книги П. Басинского о Льве Толстом

К 190-летию со дня рождения Льва Толстого.

Классиков мы вспоминаем теперь или по поводу круглой даты, или в связи с очередным, часто скандальным «супер-осовремениванием» созданного ими сюжета.

Толстой не из их числа. Его читают. Его книги в рейтинге книжных продаж стоят сегодня на третьем месте в мире. Только в Германии «Анну Каренину» переводили больше двадцати раз. Толстой на Западе – самый читаемый русский писатель. Вообще мы почему-то не задумываемся о том, как много значил наш национальный гений для мировой культуры. Под фразой Булгакова: «Нельзя писать так, как если бы Толстого не было», подписались бы почти все великие романисты XX века. Томас Манн, Стефан Цвейг, Райнер Мария Рильке, Генрих Бёлль признавали, что все они вышли «из Толстого», из открытого им, абсолютно новаторского для своего времени способа письма.

О Толстом написано много и на всех языках мира. В Немецкой национальной библиотеке (Deutsche Nationalbibliothek) больше полутора тысяч книг о Толстом. Написано много, известно, казалось бы, всё. И всё-таки эта невероятная жизнь полна загадок.

Как из не окончившего университетский курс студента вышел великий писатель и мыслитель? Почему он был отлучен от Церкви? В 2013 году его правнук просил РПЦ снять с прадеда «анафему», сказали – нельзя, не положено. Как и для чего он в 70 лет за полтора месяца выучил греческий язык? Почему он отказался от имущества и прав на свои издания? А отказ от Нобелевской премии – это почему? Как он спас сотни голодающих? Что означает его уход из Ясной Поляны, это бегство из дома?

Толстой – фигура непостижимо противоречивая. У биографов, составляющих его жизнеописание, пропадает Толстой-писатель. У литературоведов, исследующих его творчество, исчезает Толстой-человек.

Павел Басинский соединяет в своей трилогии Толстого-писателя и Толстого-человека. Три его книги – «Бегство из рая», «Святой против Льва», «Лев в тени Льва», вышедшие в последние несколько лет одна за другой,

представляют собой детальное воспроизведение событий. День за днём, минута за минутой прослеживаем мы всю жизнь великой личности, входим в его дом, видим его в работе и в семье, с друзьями и врагами. И всё это передаётся голосом документов. Ни грамма авторского вымысла. При этом этот невероятно динамичный, полный энергии рассказ читается как детектив с туго закрученным сюжетом. 700 страниц проглатываются здесь залпом.

«Бегство из рая»

«В ночь с 27 на 28 октября в Крапивинском уезде Тульской губернии произошло событие невероятное, из ряда вон выходящее, даже для такого необычного места, как Ясная Поляна, родовое имение такого на весь мир известного писателя и мыслителя – графа Льва Николаевича Толстого. 82-летний граф ночью, тайно бежал из своего дома в неизвестном направлении…»

Так начинается «Бегство из рая». Басинский рассматривает жизнь Толстого задом наперед, по законам кино, когда финальное событие – здесь это уход и смерть героя – становится завязкой сюжета, а всё дальнейшее повествование служит его объяснением. Может быть, именно поэтому книга обладает энергией журналистского расследования. «Как бульварный роман, – ехидно заметили литературоведы после выхода «Бегства» в свет. – О самом Толстом – и на грани желтой прессы!» («Бегство из рая», между тем, лауреат национальной премии «Большая книга»)

Да, Басинский прекрасный журналист, и эта книга не академический труд, она сделана в документальном формате нон-фикшн и близка к жанру журналистского расследования. Густая компоновка фактов – дневники, телеграммы, газеты, письма, цитаты, мемуары – перемежаются кратким авторским текстом, и всё вместе взятое погружает нас в жизнь яснополянской усадьбы. Мы с напряжением следим за предысторией ухода. Мы втянуты в действие, словно сами входим в дом Толстого, мы можем почувствовать психологическую атмосферу в этом доме, проследить все интриги и заговоры детей, то против отца, то против матери. Мы ужасаемся коварству его помощников, мы переживаем вместе с Софьей Андреевной, мечущейся между гениальным мужем и рвущими ее на части издателями, детьми и огромным хозяйством с десятками ежедневных гостей. Толстой был невероятно популярен в России. Его знал каждый извозчик. И народ всех званий шел к нему отовсюду. Принимали тут всех. В этой книге есть всё: любовь, ненависть, коварство, страсти, погони, преследования и масса пикантных деталей. Стремительно развивающееся действие идет к развязке: побег из Ясной Поляны, что это было – жест отчаяния или последний всплеск энергии личности мощной силы? Уход или бегство? Волнующее и драматическое чтение.

Павел Басинский. «Бегство из рая». 2010 год, издательство АСТ, Москва.

«Святой против Льва»

Вторая книга трилогии носит подзаголовок «Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды».

Россия на переломе веков – конец XIX и начало XX. Два современника и почти ровесника. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой. Самый популярный священник и самый знаменитый писатель. Две сильные личности, каждая из которых полная противоположность другой. Две географические точки на карте России: Ясная Поляна и Кронштадт. Но обе они – главные места паломничества в стране, людские потоки текут ежедневно и к священнику, и к писателю. Любовь к ближнему, помощь страждущему – главные постулаты учения одного и другого. Почему тогда им, самому любимому священнику и самому главному писателю, не найти взаимопонимания, с чего вдруг возникает эта яростная неприязнь, что становится основой этих враждебных отношений?

Павел Басинский. «Святой против Льва». 2013, издательство АСТ, Москва.

«Лев в тени Льва»

Это последняя книга трилогии. Лев Толстой и его дети. Третья книга о третьем сыне. Родители назвали его именем отца. Льву Львовичу, по прозвищу Тигр Тигрович – так именовали его в веселые минуты, жилось нелегко. Лев Толстой номер два – быть им тяжелое испытание. Лев Львович и сам чувствовал, какую серьезную ношу налагает на него его имя, и пытался этому имени соответствовать. Учился на врача, пробовал заниматься искусством, пытался даже писать. Ни врача, ни художника, ни писателя из него не получилось. Все видели в нём только сына знаменитого отца. Жизнь не задалась. В итоге – от сыновней любви не остается и следа.

Павел Басинский. «Лев в тени Льва». 2015 год, АСТ, Москва.

И есть еще четвертая книга Павла Басинского «Лев Толстой. Свободный человек», она вышла в прошлом году в серии ЖЗЛ, в издательстве «Молодая Гвардия» и представляет собой биографию нашего литературного гения в одной книжке. Автор не считает её частью трилогии, так как она вобрала в себя многое из сказанного им в книгах предыдущих. Но – откуда это неожиданное название?

«Я во всем мире не знаю больше такого свободного человека, как Лев Толстой, – сказал Басинский в телевизионном интервью. – Свободного по всем параметрам. Невероятная свобода взглядов. Он мог отрицать Шекспира. Никому нельзя, а Толстому можно. Он мог описывать балет «выскочил мужик, обсыпанный пудрой, в белых обтягивающих портках, начал прыгать и стучать одной ногой по другой…» Никому такого не позволили бы, как можно отрицать балет? А Толстому можно. Софья Андреевна записала в дневнике «Счастлив Левушка, хочет писать – пишет, хочет пахать – пашет, хочет сапоги шить – шьёт…» Достоевский вот не мог не писать. Он был каторжником, брал авансы от издателей… А Толстой мог. Одевался, как хотел… Церковь, никому не позволено её критиковать, а Толстому можно. И уход из Ясной Поляны – это поступок свободного человека. Кто б еще решился на такое? И первое его воспоминание – оно тоже о свободе…»

Толстой помнит себя с грудного возраста, вот это самое первое его воспоминание: «Я связан, мне хочется выпростать руки, и я не могу этого сделать. Я кричу и плачу, и мне самому неприятен мой крик, но я не могу остановиться… Я знаю, что это не нужно, чтобы я был связан, и я заливаюсь криком…»

«Связывают». Впоследствии он будет неустанно «развязываться», категорически не признавать любую форму власти, потому что власть мучает человека. И это убеждение составляло основу мировоззрения Толстого.

Такова итоговая книга Басинского о великом писателе – «Лев Толстой. Свободный человек». Но мы советуем вам начинать чтение с первой части трилогии – «Бегство из рая».

Читайте, друзья, читайте, время читать классиков пришло, а как сказал Лев Толстой, «что может быть драгоценнее, чем ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира».

Наталья Ухова (Бохум)

Читайте также :

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector