0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как возник буддизм каковы его основные положения. Что такое буддизм — первое знакомство с учением Будды

Содержание

История возникновения буддизма

Б уддизм — одна из самых популярных мировых религий! Она занимает 3–4-е место в списке наиболее часто встречающихся вероисповеданий. Буддизм распространён в Европе, Азии. В некоторых странах эта религия является основной, а где-то она — одна из главных в списке религий, проповедуемых в государстве.

История возникновения буддизма уходит далеко вглубь веков. Это немолодая религия, которая давно прочно закрепилась в мире. Откуда же она взялась и кто подарил людям веру в Будду, его философию? Узнаем об этой религии больше в поиске ответов на эти вопросы.

Где и когда зародился буддизм

Датой отсчёта зарождения буддизма принято считать исторический момент ухода Будды в мир иной. Однако есть мнение, что правильней считать и годы жизни прародителя религии. А именно период просветления Гаутамы Будды.

По официальной информации, признанной ЮНЕСКО, паринирвана Будды свершилась в 544 году до нашей эры. Буквально пол века назад, а именно в 1956 году мир озарился торжественным празднованием 2500-летия буддизма.

Столица буддизма и другие страны, где проповедуют религию

Сегодня буддизм является государственной религией в 4 странах: Лаос, Бутан, Камбоджа, Таиланд. Но зарождение этой религии свершилось именно в Индии. Около 0,7–0,8 % (около 7 млн человек) населения этой страны проповедуют буддизм. Эта чудесная страна подарила миру одну из крупнейших религий. Поэтому по праву Индия называется столицей буддизма.

Помимо Индии, буддизм проповедуют в таких странах, как Китай, Тайвань, Южная Корея, Япония, Шри-Ланка, Мьянма. В этих странах буддизм является официально признанной религией, которая занимает 1–2-е место в списке. Проповедуют буддизм в Тибете, Малайзии, Сингапуре. Более 1 % жителей России проповедуют эту религию.

Распространение этой веры растёт. Причина тому — особая миролюбивость религии, её красочность, философское насыщение, интеллектуальная подоплёка. Многие находят в буддизме успокоение, надежду, знание. Поэтому интерес к религии не иссякает. Буддизм распространяется в разных частях мира. Но, конечно, столицей мирового буддизма была и останется навсегда Индия.

Возникновение буддизма

Многим людям, окунувшимся в познание буддизма или только изучающим этот вид религии, будет интересно, как возникло это вероисповедание и что стоит у истоков развития буддизма.

Создатель учения, на основе которого была сформирована религия, — Гаутама. Ещё его называют:

  • Будда — просветлённый высшим знанием.
  • Сиддхартха — осуществивший своё предназначение.
  • Шакьямуни — мудрец из племени Шакья.

И всё же самое привычное для человека, неглубоко ведающего основы этой религии, имя основателя — Будда.

Легенда о просветлении Будды

По преданию, необычный мальчик по имени Сиддхартха Гаутама родился у четы индийских королей. После зачатия королева Махамайа увидела вещий сон, который указывал на то, что ей суждено произвести на свет не обычного человека, а великую личность, которая войдёт в историю, озарив этот мир светом познания. Когда малыш появился на свет, знатные родители увидели для него будущее правителя или Просветлённого.

Отец Сиддхартхи, король Шуддходана, оберегал мальчика от мирских несовершенств, болезней и несчастий всё его детство, юность. До своего двадцатидевятилетия жил юный Будда в цветущем дворце, вдали от бренности бытия и невзгод обычной жизни. В 29 лет юный красивый принц женился на красавице Яшодхаре. У молодой четы родился здоровый, славный сын Рахула. Жили они счастливо, но однажды молодой муж и отец вышел за ворота дворца. Там он обнаружил людей, измотанных болезнями, страданием, нищетой. Он увидел смерть и понял, что существует старость, недуги. Его расстроили такие открытия. Он осознал всю бесполезность бытия. Но отчаяние не успело захлестнуть принца. Ему встретился отрешённый монах — саману. Эта встреча была предзнаменованием! Она показала будущему Просветлённому, что, отрекшись от мирских страстей, можно обрести умиротворение, безмятежность. Наследник престола бросил семью, ушёл из отчего дома. Он отправился на поиски истины.

На своём пути Гаутама придавался жёсткой аскезе. Он брёл в поиске мудрецов, чтобы послушать их учения и мысли. В итоге Будда нашёл свой идеальный путь избавления от страданий. Он открыл для себя «золотую середину», которая подразумевала отрицание жёсткой аскезы и отказ от неумеренных излишеств.

В 35 лет Сиддхартха Гаутама обрёл Просветление и стал Буддой. С этой поры он радостно делился с людьми своим знанием. Он вернулся в родные места, где ему очень обрадовались его близкие. Выслушав Будду, жена и сын также выбрали путь монашества. Будда обрёл освобождение и покой вначале своего девятого десятка. Он оставил огромное наследие — Дхарму.

Как распространялся буддизм

Общая численность буддистов на всей земле — более 500 миллионов человек. И эта цифра неуёмно растёт. Идеи и принципы буддизма интересуют, трогают сердца многих людей.

Эта религия отличается отсутствием навязчивой философии. Идеи буддизма по-настоящему цепляют людей, и они сами приобретают эту веру.

В распространении религии в первую очередь сыграла роль география возникновения этого вероисповедания. Страны, где буддизм давно является основной религией, подарили эту веру соседствующим государствам. Возможность путешествовать по всему миру открыла людям из отдалённых стран знакомство с буддийской философией. Сегодня существует немало литературы, документальных и художественных видеоматериалов об этой вере. Но, конечно, по-настоящему заинтересоваться буддизмом можно лишь прикоснувшись однажды к этой уникальной культуре.

В мире есть этнические буддисты. Это люди, рождённые в семьях с этим вероисповеданием. Очень многие приняли буддизм сознательно, познакомившись с философией Просветления во взрослом возрасте.

Конечно, знакомство с буддизмом не всегда знаменуется принятием этой религии для себя. Здесь личный выбор каждого. Однако однозначно можно сказать, что философия буддизма — это интересная область, которая любопытна многим с точки зрения саморазвития.

Что такое буддизм

Подводя итог, хочется отметить, что буддизм — это целая философия, основанная на религии, зародившейся в Индии ещё до нашей эры. Прародителем Священного учения Дхармы является Будда (Просветлённый), некогда бывший наследником индийского престола.

В буддизме выделяют три основных направления:

  • Тхеравада;
  • Махаяна;
  • Ваджраяна.

Существуют разные буддийские школы, которые раскиданы по странам. В зависимости от школы могут разниться какие-то детали учения. Но в целом буддизм, тибетский или индийский, китайский, тайский и любой, другой несёт одни и те же идеи и истины. В основе этой философии — любовь, добро, отречение от излишеств и прохождение идеального пути для избавления от страданий.

У буддистов есть свои храмы, дацаны. В каждой стране, где проповедуется эта религия, существует буддийская община, где каждый страждущий может найти информационную, духовную поддержку.

Люди, исповедующие буддизм, поддерживают особые традиции. У них своё понимание мира. Как правило, эти люди стремятся нести добро окружающим. Буддизм не ограничивает интеллектуальное развитие. Напротив, эта религия наполнена смыслом, в её основе лежит многовековая философия.

У буддистов нет икон. У них есть статуи Будды и других Святых-последователей этой веры. В буддизме принята своя особая символика. Стоит выделить восемь благих символов:

  1. Зонт (чхатра);
  2. Ваза с сокровищами (бумпа);
  3. Золотая рыбка (матсья);
  4. Лотос (падма);
  5. Раковина (шанкха);
  6. Знамя (двахья);
  7. Колесо Драхмы (Дхармачакра);
  8. Бесконечность (Шриватса).
Читать еще:  Прямой эфир с протоиереем Александром Дягилевым

Каждый символ имеет своё обоснование и историю. В буддизме вообще нет ничего случайного и пустого. Но, чтобы понять истины этой религии, придётся потратить время на ознакомление с ними.

Как возник буддизм каковы его основные положения

Царь Анаврахта (1044-1078), основатель Паганской империи, принял буддийскую веру тхеравадин из Шри-Ланки, построив множество буддийских храмов в своей паганской столице. Бирманское и монгольское нашествия ослабили Тхераваду в регионе, и ее пришлось заново внедрять из Шри-Ланки. Во времена королевства Мон Хантавадда (1287-1552 гг.) буддизм тхеравады был доминирующей религией в Бирме, тесно связанной с буддизмом Шри-Ланки. Один из их королей, Дхаммазеди, особенно известен тем, что обратил бирманский буддизм из шриланкийской традиции Махавихара в 1476-1479 гг. Тхеравада оставалась официальной религией более поздней бирманской династии Таунгу (1510-1752 гг.).

  1. Буддизм Юго-Восточной Азии
  2. Буддийская доктрина
  3. Основные понятия и идеи буддизма
  4. Символы буддизма
  5. Будда и его учение
  6. Легенда о принце Сиддхартхе
  7. Жизнь Будды
  8. Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма
  9. Современный период
  10. Активный буддизм
  11. Особенности буддийской философии

Буддизм Юго-Восточной Азии

В источниках Тхеравады говорится, что Асока созвал третий буддийский совет около 250 года до н.э. в Паталипутре (современная Патна) со старейшиной Моггалипуттатиссой. Целью совета было очищение Сангхи, особенно от небуддийских аскетов, привлеченных королевским покровительством. После собора буддийские миссионеры были разосланы по всему известному миру.Кратко рассматривая возникновение буддизма, отдельная категория ученых считает, что определенные изменения в жизни народа Индии способствовали этому явлению. Примерно в середине шестого века до нашей эры индийское общество охватил культурный и экономический кризис.

Буддийская доктрина

В возрасте 35 лет Сиддхартха Гаутама достиг просветления и стал Буддой. С тех пор он с удовольствием делится своими знаниями с людьми. Он вернулся в свой родной город, где был очень приятно принят своей семьей. Послушав Будду, его жена и сын также выбрали путь монашества. Будда обрел освобождение и покой в начале своего девятого десятилетия. Существуют различные буддийские школы, которые разбросаны по разным странам. В зависимости от школы, некоторые детали преподавания могут отличаться. Но в целом буддизм, тибетский или индийский, китайский, тайский и любая другая школа, несет в себе одни и те же идеи и истины. Философия основана на любви, доброте, отказе от излишеств и следовании идеальным путем к освобождению от страданий.

Основные понятия и идеи буддизма

Одной из главных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние сознания души, достигаемое через самоотречение, отказ от удобств внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитации и глубоком созерцании, овладел методом контроля собственного сознания. В процессе работы он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам и чрезмерно озабочены мнением других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, но и деградирует. Достигнув нирваны, человек может избавиться от этой зависимости.
На северо-востоке Индии привилегии браминов уже были меньше, чем в остальной части страны, и в период кризиса эта область стала открытой для новых влияний и традиций. Исходя из этого, на северо-востоке Индии “слабое звено” брахманизма стало источником буддийской религии, которая постепенно распространилась по всей стране и далее в Юго-Восточную Азию, ее течение принесло всем отречение и освобождение.

Символы буддизма

В I веке до н.э. на землях, управляемых индо-греками, появляются первые антропоморфные изображения Будды в реалистическом стиле, известном как греко-буддийский. Многие стилистические элементы в изображениях Будды указывают на греческое влияние: греко-римская тога – волнистый халат, закрывающий обе руки (точнее, его облегченная версия, греческий гиматий), контрапостные позы вертикально стоящих фигур (см. Гандхара, стоящие Будды 1-2 века), стилизованные вьющиеся волосы и пучок усиков (ушниша), явно заимствованные из стиля Бельведера Аполлона (330 г. до н.э.), и размеренное качество лица, все передано с сильным художественным реализмом (см.: греческое искусство). Большое количество скульптур, сочетающих буддийский и чисто эллинистический стили и иконографию, было обнаружено на гандхарском городище Хадда. Однако современные историки оспаривают эту точку зрения в свете литературных и археологических свидетельств. Медицинские услуги , медицинские услуги , медицинские инструменты , медицинские инструменты , медицинские инструменты , медицинские инструменты , медицинские инструменты , медицинские инструменты , медицинские инструменты . Этьен Ламот отмечает: “Судя по документам, Пушьямитра должен был быть оправдан за недостаточностью улик”. Другой выдающийся историк, Ромила Тхапар, указывает на археологические данные, “которые свидетельствуют об обратном” утверждению, что “Пушьямитра был фанатичным антибуддистом” и что он “никогда не разрушал 840 000 ступ как буддийские писания. если вообще разрушал”. Тхапар отмечает, что буддийские рассказы, вероятно, являются гиперболической интерпретацией нападения Пушьямитры на Маурьев и просто отражают разочарование буддийских деятелей перед лицом, вероятно, необратимого упадка их религии под властью Шунгов.

Будда и его учение

Другим распространенным символом буддизма в России является изображение толстого Будды, всего в золоте, которое, как предполагается, указывает на процветание. Этот образ не соответствует фигуре Сиддхартхи, который не был толстым. Нет ни одной подтвержденной версии происхождения этого изображения, но наиболее известна более или менее: что это был один из монахов, учеников Будды, который в итоге стал прообразом изобилия.Происхождение буддизма уходит корнями в глубь веков. Это не молодая религия, которая давно и прочно укоренилась в мире. Откуда она взялась и кто дал людям веру в Будду и его философию? Давайте узнаем больше об этой религии, найдя ответы на эти вопросы.

Легенда о принце Сиддхартхе

Тибет оставался традиционным теократическим государством (Ganden Phodrang) во главе с Далай-ламами до вторжения китайских коммунистов в 1950 году. 14-й Далай-лама бежал из страны в 1959 году. В Индии была создана тибетская община в изгнании с центром в Дхарамсале, где сегодня находится множество буддийских монастырей. 14-й Далай-лама стал одним из самых популярных буддийских лидеров в современном мире.
Это не так. 567> Роберт Линссен отметил, что буддизм, возможно, повлиял на западную мысль и религию в это время. Линссен указывает на присутствие буддийских общин в эллинистическом мире того периода, особенно в Александрии (упоминается Климентом Александрийским), и на дохристианские ордена терапевтов (возможно, вариант палийского слова “тхеравада”), которые “почти полностью (черпали) вдохновение из учений и практик буддийского аскетизма”, и, возможно, даже произошли от посланников Ашоки на Запад. Иногда считается, что такие философы, как Гегесий Киринейский и Пиррон, испытали влияние буддийских учений.

Жизнь Будды

Кушанская империя Объединение большей части региона и поддержка ими буддизма позволили ему легко распространиться вдоль торговых путей региона по всей Центральной Азии. В этом регионе процветали кушаны, школа Сарвастивады, и некоторые монахи также принесли с собой учение Махаяны. В конечном итоге буддизм достиг современного Пакистана, Кашмира, Афганистана, Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана. Когда буддизм достиг многих из этих земель, буддисты начали переводить и создавать тексты на местных языках, таких как хотанский (центрально-иранский), согдийский (также иранский), уйгурский (турецкий), тангутский, тибетский и китайский. В Таиланде, единственной стране, избежавшей колонизации, было два важных буддийских короля, которые настаивали на модернизации и реформировании буддийской сангхи. Это были король Монгкут (годы правления 1851-1868) и его сын король Чулалонгкорн (годы правления 1868-1910), которые были ответственны за несколько ключевых современных реформ тайского буддизма. Двумя недавними тайскими модернистскими движениями были возрождение монастырей тайской лесной традиции и движение Ват Пхра Дхаммакая.

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма

Первые свидетельства о буддизме на территории современной России относятся к VIII веку. Их связывают с государством Бохай, которое занимало часть современных Приморья и Приамурья в период с 698 по 926 г. Бохайцы, на духовную культуру которых оказали сильное влияние соседние Китай, Корея и Маньчжурия, исповедовали буддизм одной из фракций Махаяны. Согласно легенде, в семье индийских царей родился необыкновенный мальчик по имени Сиддхартха Гаутама. После зачатия царица Махамайя увидела пророческий сон, в котором говорилось, что ей суждено родить не обычного человека, а великую личность, которая войдет в историю, озарив мир светом знаний. Когда ребенок рождался, благородные родители видели в нем будущего правителя или Просветленного.

Читать еще:  Тайны Страстной седмицы. Воскрешение Лазаря

Современный период

Три Драгоценности, также известные как Три Обители или Триратна, являются основой буддийских традиций и обычаев. Это Будда (Просветленный), это Дхарма (высший закон или учение, проповедуемое Буддой) и Сангха (группа, образованная учениками буддизма).
Считается, что Канишка также созвал крупный буддийский совет в традиции сарвастивады в Гандхаре или Кашмире. Канишка собрал 500 ученых монахов, отчасти для составления обширных комментариев к Абхидхарме, хотя возможно, что была проведена и редакционная работа над основным каноном Сарвастивады. Говорят, что во время собора было собрано всего триста тысяч стихов и более девяти миллионов изречений, и это заняло двенадцать лет. Главным плодом этого совета стало составление всеобъемлющего комментария, известного как Маха Вибхаша (“Великая экзегеза”), всеобъемлющего сборника и справочника по отдельным частям Сарвастивадиновой Абхидхармы. Современные ученые, такие как Этьен Ламот и Дэвид Снеллгроув, ставят под сомнение достоверность этого традиционного объяснения.

Активный буддизм

Основные принципы буддийского учения просты и практичны: ничто не является фиксированным или постоянным; действия имеют последствия; изменения возможны. Таким образом, буддизм обращается ко всем людям, независимо от расы, национальности, касты, сексуальности или пола. Она учит практическим методам, которые позволяют людям осознать и использовать ее учения для преобразования своего опыта, чтобы полностью отвечать за свою жизнь.Ученые считают, что примерно в это же время произошло значительное изменение. внесенное в язык канона Сарвастивадин путем преобразования более ранней версии пракрита в санскрит. Хотя это изменение, вероятно, было сделано без особого ущерба для целостности канона, это развитие имело особое значение, поскольку санскрит был священным языком брахманизма в Индии, а также использовался другими мыслителями, независимо от их конкретной религиозной или философской принадлежности, позволяя гораздо более широкой аудитории получить доступ к буддийским идеям и практикам.

Особенности буддийской философии

Тибетская диаспора также активно продвигала тибетский буддизм на Западе. Все четыре основные школы тибетского буддизма присутствуют здесь и привлекают новообращенных. Среди его выдающихся представителей были Лама Тубтен Сопа, Тартанг Тулку и Чогьям Трунгпа. Число его последователей оценивается в десять-двадцать миллионов человек. Мальчика назвали Сиддхартха Гаутама. Ему пророчили титул мирового правителя или Пробужденного. Его отец желал, чтобы ребенок унаследовал трон, и защищал его от превратностей жизни, оберегая от болезней, старости и смерти.

Краткий обзор философии буддизма

Буддизм появился в Китае во времена династии Хань (206 г. Хотя археологические раскопки подтверждают, что буддизм появился где-то во времена династии Хань, он не процветал в Китае до периода Шести династий (220-589 гг. н.э.). Первые документально подтвержденные буддийские тексты, переведенные на китайский язык, относятся к парфянскому Ань Шигао (148-180 гг. н.э.). Первые известные священные тексты Махаяны – это китайские переводы, сделанные кушанским монахом Локаксемой из Лояна между 178 и 189 годами нашей эры. Ранние переводчики сталкивались с трудностями при передаче китайцам чуждых буддийских концепций и часто использовали даосскую терминологию для их объяснения. Это было названо “сопоставлением концепций”. Более поздние переводчики, такие как Кумараджива (334-413 гг. н.э.), значительно усовершенствовали методы перевода китайского буддизма.

Про Буддизм

Буддизм появился в 1 в. до н.э. В Индии это религиозно-философское учение называлось «Дхарма» — совокупность основных идей Буддизма, перечень норм и правил, следуя которым можно достичь просветления. Период расцвета религия пережила в Индии, однако сегодня она распространилась по всему миру (особенно велико число последователей в Азии и на Дальнем Востоке, Шри-Ланке, Бутане). Более 800 млн. человек исповедуют Буддизм. Почему же философия Дхармы так популярна? Почему учение, зародившееся III тыс. лет назад, до сих пор остается актуальным? Ответы мы найдем, когда обратимся к основным идеям Буддизма.

История возникновения Буддизма

Причины появления

В VI в. до н.э. общество Индии переживало социально-экономический и культурный кризис.

Господствующей религией на тот момент был брахманизм – вероучение, принесенное в Индию захватчиками-ариями, было основано на священных текстах – «Ведах», которые представляли собой сборник древних гимнов и заклинаний. Религия закрепляла деление общества на 4 замкнутые варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Первые две категории, к которым в основном относились арии, фактически правили Индией, вайшьи и шудры (коренные индийцы) были бесправны, а прижизненный переход из одной социальной группы в другую был невозможен.

К VI в. до н.э. наряду с архаичным порядком устройства общества стали появляться новые формы взаимодействия между людьми: частная собственность, институт рабства. Воинов-кшатриев постепенно заменила постоянная армия, началось имущественное и культурное расслоение в варнах вайшьи и шудр, которые прежде были однородными. Постепенно разлагалась большая патриархальная семья, со временем человек обрел большую самостоятельность и уже не чувствовал себя защищенным перед новыми общественными явлениями. Переход от родовой общины к соседской требовал и появление новой организации общества, подрывал авторитет прежней власти.

В тот же период в Индии появилось множество аскетов, которые с помощью различных практик искали утраченное ими и обществом чувство психологического комфорта. Они активно противостояли существующему порядку, и их протест вызывал симпатии людей. К наиболее талантливым проповедникам стали прислушиваться все чаще.

Основатели и последователи нового вероучения в были сконцентрированы в среднем течении Ганга. Именно здесь активно говорили о своих идеях учителя, секты и мудрецы. Наиболее успешным из множества новых течений оказался Буддизм.

Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (Будда)

Ученые полагают, что за легендой о великом основателе Буддизма стоит реальный человек, но фактически о нем мало что известно. Предание гласит, что создателем философии Дхарма стал аристократ из рода Шакья – «принц» Сиддхартха из рода Гаутама. Он родился в районе 563 г. до н.э (или, по подсчетам европейских ученых – ок. 623 г. до н.э.) и прожил 80 лет. Еще при рождении он имел все признаки великого правителя или великого философа.

До 29 лет Сиддхартха жил во дворце и не знал о страданиях, которые испытывают люди в мире. Отец окружил юношу роскошью и богатством, однако принц чувствовал, что материальные блага не должны быть главной целью существования.

Только на тридцатом году будущий пророк выбрался за границы дворца и повстречался с нищим стариком, больным человеком, впервые увидел труп и побеседовал с отшельником. Так принц узнал о существовании голода, болезней, старости, смерти. Аскет рассказал Сиддхартхе о пути самопознания, на котором можно постичь причины всех человеческих страданий и избавиться от них. Принц в 29 лет оставил семью, дом и все, что имел, он встал на путь избавления от страданий.

Следующие несколько лет жизни Сиддхартха пытался приобщиться к уже существующим духовным практикам, но ни путь йогической медитации, ни суровые практики аскетов не помогли ему достичь цели. Тогда принц отправился в странствие на поиски собственных ответов. В роще, неподалеку от Гайи, он сел под деревом фикуса, которое теперь называют «деревом Бодхи» и решил не сходить со своего места, пока не достигнет просветления.

Согласно легенде, медитация продолжалась 49 дней. После интенсивных размышлений Сиддхартха выработал собственную философско-нравственную концепцию, достиг «Просветления» (соответственно, «Будда» переводится как «Просветленный»). Это случилось, когда принцу исполнилось 35 лет. Новая концепция оказалась очень убедительной, отвечала запросам общества. Скоро Будда обзавелся большим количеством последователей.

Важно понимать, что идеи Сиддхартхи не были совершенно новыми: молодая философия активно использовала термины брахманизма и разработанный предками религиозный язык – санскрит. Идеи Будды зачастую являлись переосмыслением концепции брахманизма.

Новая религия лучше, чем брахманизм, соответствовала новому устройству общества и духовным потребностям людей. Она не ставила между людьми этических и сословных преград, напротив, делала всех равными перед мировым законом, и благодаря своей универсальности быстро распространилась по Южной Азии.

Читать еще:  Готовые проекты храмов и церквей. Современная архитектура и рпц

В III в. до н.э. правитель крупнейшего в Индии государства, Ашока, объявил себя покровителем буддийских монахов и защитником их вероучения. Этот шаг позволил царю одержать победу над местными элитами и укрепить свою империю.

Примерно в 250 г. до н.э. состоялся третий буддийский собор в г. Патне. На нем впервые были определены каноны новой религии. Были утверждены «Три драгоценности» Буддизма (учитель, учение и религиозная община — сангхи), роль наставника – основателя философии – стала ключевой.

Приспособления нового культа к местным традициям проходило легко, так как Буддизм не придавал большого значения обрядности, а канонический пантеон можно было легко дополнить местными святыми.

Священная книга Буддизма

Трипитака (в переводе с санскрита «Три корзины») – главная книга в философии Дхарма, созданная в V – III вв. до н.э. Долгое время учение передавалось только в устной форме. В 80 г . до н.э., в связи с угрозой утери текстов, один из монахов Шри-Ланки записал их на пальмовых листьях. Сейчас в мире существует несколько версий Типитаки, имеющих самое разное содержание.

Священная книга состоит из трех разделов:

  1. Виная-Питака содержит предписания, согласно которым должна существовать монашеская община – сангхи (277 правил поведения для монахов, 250 – для монахинь).
  2. Сутта-Питака – сборник почти 10 тыс. сутр (кратких цитат, в которых описаны почти все аспекты религии).
  3. Абхидхамма-Питака – свод философских трактатов. В отличие от двух предыдущих текстов, в которых излагается практический путь к Просветлению, третья часть посвящена теоретическому анализу основных положений Дхармы.

Основные идеи Буддизма

Согласно Буддизму, основу жизни составляют нематериальные частицы – дхармы. Комбинируясь друг с другом, они образуют «потоки». От комбинаций частиц зависит судьба всего материального, что существует на земле (камни, растения, человек). Сочетания дхарм могут и распадаться – так наступает смерть. Однако частицы не исчезают, а объединяются снова, но иначе. Новое сочетание зависит от поступков человека в прошлой жизни: происходит новое рождение в соответствии с законом кармы. Бесконечная цель перерождений называется «колесом жизни» или «сансарой». Основная суть, цель Буддизма, состоит в том, чтобы прервать бесконечный круг перерождений. Принципиально новое состояние, которое возникает после выхода из колеса сансары — «нирвана». Человек, достигая ее, больше не чувствует страданий и достигает полного спокойствия, слияния с космическим абсолютом, Буддой, и сам становится «просветленным».

Основные понятие Дхармы

  1. Сансара – символ вечного движения, совокупность всех миров, которые непрерывно трансформируются. Изменчивость – основная характеристика всего, что существует в мире, поэтому сансару изображают в виде непрерывно вращающегося колеса.
  2. Реинкарнация напрямую связана с Колесом Жизни. Все существа имеют как временное, смертное тело, так и вечное – бессмертное. Оставляя одно вместилище, существо переходит в другой мир, чтобы в очередной раз выполнить свою миссию, получить новые навыки.
  3. Бардо – особое состояние, период между смертью прежнего тела и перерождением души. Различают шесть этапов:
  1. Бардо Умирания — время от начала смертельной болезни или получения серьезной травмы до отделения ума от тела. В этот момент важно то, как человек переживает агонию. Ксли в течение жизни он следовал учению, то сумеет сохранить контроль над телом и разумом, а хорошая карма облегчит страдания.
  2. Бардо Дхарматы – период вне времени. После того, как ум прекращает получать и обрабатывать сигналы физического тела, он переходит в изначальное состояние покоя.
  3. Бардо Рождения – в это время происходит формирование предпосылок к перерождению: от появления неясных кармических предпосылок до момента зачатия.
  4. Бардо Жизни – вся жизнь человека от зачатия до смерти.
  5. Бардо Сна – время глубокого отдыха без сновидений.
  6. Бардо Концентрации – состояние медитативного сосредоточения.

d ) Карма – одно из ключевых понятий Буддизма, связанное с процессом перерождения. Термин имеет два значения:

— совокупность поступков человека, их результат (который в дальнейшем влияет на реинкарнацию)
— закон причинно-следственных связей, согласно которому происходят все изменения Сансары (никакое движение Колеса Жизни не случается без причины).

e ) Нирвана – главная цель всех живых существ.
— свобода от желаний, страданий, привязанностей
— выход из круга перерождений.

Как достичь Нирваны?

В момент «Просветления» Сиддхартхе Гаутаме открылись «4 благородные истины», которые и составляют основу всего учения:

  1. Дукха («жизнь — это страдание»);
  2. Самудая («причина страданий – наши желания»);
  3. Ниродха («от страданий можно избавиться, если «погасить» желания»);
  4. Магга («для этого необходимо следовать восьмеричным путем Будды»).

Notice

«Восьмеричный путь» включает несколько принципов-предписаний, которым необходимо следовать:

  • Правильное воззрение (или мудрость) предполагает понимание четырех благородных истин.
  • Правильное намерение формируется тогда, когда человек принимает твердое решение следовать путем Будды и достичь Нирваны. Кроме того, оно предполагает следование принципу ахимсы (не причинение вреда никому из живых существ).
  • Правильная речь включает отказ от лжи, от слов, которые подстегивают распри между людьми, грубых выражений и пустословия (сплетен).
  • Правильное поведение — это следование правилам:
    — не убивать;
    — не причинять вреда (принцип «ахимсы»);
    — не красть;
    — не лгать;
    — не прелюбодействовать;
    — не употреблять веществ, дурманящих разум.
  • Правильный образ жизни – это, в первую очередь, отказ от работы, которая противоречит принципу ахимсы:
    — торговли рабами или животными, проституции;
    — изготовления и продажи оружия;
    — производства мяса и одурманивающих веществ (алкоголь, табак и т.д.);
    — деятельности, связанной с мошенничеством (гадания, жульничество, нечестная торговля).
  • Правильные усилия предполагают, что человек должен сосредоточить все свои мысли на самоосознавании, концентрации, понимании дхар радости.м, спокойствии, умиротворении,
  • Правильные мысли – это достижение непрерывной осознанности.
  • Правильная концентрация включает медитацию и созерцание (дхьяну). Доходя до предела, эти состояния приводят к освобождению.

Выйти из круговорота вечных перерождений помогает чистая карма. В Буддизме четко определен перечень поступков, которые определенным образом влияют на карму:

Основные течения в Буддизме

Дхарма никогда не была единой религией. Почти сразу после смерти Сиддхартхи Гаутамы его последователи организовали разные кружки и течения. При всем разнообразии вариантов данной религии, существующих сегодня, можно выделить два противоположных течения.

Тхарваведа, или «Учение старейших»

Создана после ухода Будды в Нирвану примерно в 80 г. до н.э. Ее главная книга – палийская Типитака – была одним из первых письменных фиксаций основных положений Буддизма.

У Тхарваведы есть и другое название – «Хинаяна», что переводится как «Малая колесница». Это название появилось в кругах последователей течения, противоположного «Учению старейших» по взглядам – «Махаяны». Оно носило скорее уничижительный характер, поэтому на сегодняшний день считается некорректным.

Последователи этого течения считают, что поздние нововведения исказили слова основателя, поэтому придерживаются положений исключительно своего, древнего текста.

Согласно философии Тхарваведы, способ достичь просветления только один: повторить земной путь Будды. Для этого нужно разорвать все мирские связи и стать монахом. Согласно учению, каждый человек сам должен отыскать собственный путь к спасению через многочисленные, длительные религиозные практики.

Махаяна, или «Северный Буддизм»

Название течения переводится как «Большая колесница». Оно возникло примерно в конце I в до н.э. в Индии, и оттуда распространилось на азиатские страны: Вьетнам, Непал, Корею, Тибет. Подход к достижении. Нирваны в Махаяне противоположен доктрине Тарваведы.

Главное отличие «Северного Буддизма» от «Малой колесницы» в том, что просветления может достичь каждый, и принятие монашеского пострига вовсе не обязательное условие.

Идеалом считается не Будда, достигший Нирваны, а тот, кто постигает просветление на благо всех живых существ. Такого человека называют Бодхисаттвой. Целью пути становится не Нирвана, а непосредственно достижение Просветления. И, наконец, Будда в понимании последователей Махаяны не является человеком: он – метафизическая реальность, истинная природа всех дхарм, обретшая людской облик.

В свою очередь Махаяна – не единое вероучение. Сегодня она существует в двух вариантах:

  1. Тибетский и Монгольский вариант (канонические тексты на тибетском языке).
  2. Дальневосточный вариант (основан на идеях китайского буддизма, канонические тексты на китайском языке, распространена в Китае, Японии, Вьетнаме и Корее) .
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector