7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как устроен католический храм. Собор непорочного зачатия пресвятой девы марии

Содержание

Московский Римско-католический кафедральный собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии

Римско-католический собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии – крупнейший в России храм, соответствующий традициям католицизма и обликом, и проведением обрядов. Построен он был еще при царизме на деньги, пожертвованные будущими прихожанами, приверженцами католицизма.

Сооружение выполнено в стиле новой готики, или готического возрождения, характерном устремленными вверх остроконечными формами всех составляющих элементов здания. Для нашей страны такие храмы, как Римско-католический собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии – безусловная редкость, интересная многим людям. Независимо от вероисповедания.

Среди тесной застройки центральной части Москвы, неподалеку от Биологического музея им. Тимирязева, Римско-католический собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской улице располагает довольно просторным участком земли. На нем умещается и административное здание Курии – церковного католического управления, и небольшая автостоянка, и газоны с элементами дизайна.

Высотный снимок отчетливо представляет форму храма в плане, представляющую четкий католический крест. Высокий западный фасад увенчан крестом, как и колокольня, расположенная в междукрестии. Знатоки считают образцами для подражания при проектировании храма такие шедевры, как собор Вестминстерского аббатства в Лондоне и символ Милана – его кафедральный собор.

Прекрасно оформлен северо-западный угол храмовой территории, декорированный редкими растениями и водоемом с небольшим фонтаном. Добавляет колорита скульптура «Иисус – добрый пастырь», изображающая Спасителя в окружении опекаемых им овец.

Пасторальное произведение со спорными художественными достоинствами пользуется, тем не менее, популярность у прихожан, особенно у малолетних посетителей. Дети со свойственной им непосредственностью используют статуи животных как наездники, норовят забраться на руки к Христу.

Мягкие увещевания родителей – составляющая часть начального религиозного просвещения, которым далее занимаются служители собора. Детям на газонах, окружающих Римско-католический собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, вполне вольготно и вдобавок абсолютно безопасно.

Соседство у храма вполне благополучное, в здании постройки 2000 года находится контора успешной промышленной компании. Если вернуться к снимку с высоты, можно оценить полную изолированность территории собора от населенных кварталов.

Так выглядит Римско-католический собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии

Готический стиль возник еще в XII веке и сменил прежде господствовавший романский в строительстве прежде всего религиозных сооружений. Основным различием стилей было принципиально разное устройство опорной конструкции свода. В романской архитектуре опора была на стены, что требовало достаточной их толщины и ограничивало количество проемов.

Готика воспользовалась изобретением зодчими системы опорных столбов, на которые через арки передается давление свода. Эта конструкция позволяла строить храмы значительной высоты, с множеством декоративных и осветительных проемов. Готическое возрождение, или неоготика, появилось и стало преобладать в XVIII веке. Именно в этом стиле построили Римско-католический собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве.

Чтобы отобразить Римско-католический собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии во всей высоте этого сооружения, потребовалось сделать два снимка. Они приведены совместно в нашем слайдере, надеемся на снисхождение к такому совмещению. Здесь можно подробно рассмотреть все элементы наружного облика храма, начиная с гранитных ступеней, число которых – 11 соответствует 10 заповедям христианства плюс одиннадцатая – заповедь послушания.

Воспринимающие основную нагрузку вертикальные утолщения – контрфорсы позволили увеличить площадь окон собора и освещенность внутри него. Особенно живописно оформлены входные арки, с башенками и заостренным верхом. Главным же украшением фасада является огромное круглое окно, называемое розой. Такие использовали и в ранней готике, а позднее намного усложнилась конструкция переплетов, ставших ажурными.

Главный строительный материал неоготики – красный обожженный кирпич использован не только для кладки прямых стен. Из него сделаны все части элегантных колонн у входа – и опорные базы, и стволы, и даже фигурные капители.

На стене укреплена памятная доска с датами строительства и фамилиями архитекторов. Вторая функция таблички – охранная, указывающая на особый статус архитектурного объекта, которого удостоен Римско-католический собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.

Внутренний облик собора

Вытянутое пространство центрального нефа с высокими сводчатыми потолками ограничено от боковых нефов парными колоннами и арками на них. Как большинство католических храмов, Римско-католический собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии не имеет алтарной преграды в виде иконостаса. Писанные на досках или холстах иконы в католичестве используются, но совсем не так широко, как в православии.

В данном храме видим только две иконы на стенах, алтарь стоит открытым взорам прихожан. Внутреннюю стену алтарной апсиды украшает огромное распятие, которое рассмотрим позднее. Второе разительное отличие от большинства православных храмов – скамейки для прихожан, католические богослужения слушают преимущественно сидя. Для распространенного в католичестве коленопреклонения используются дощечки, предусмотренные в переднем ряду скамеек.

Кафедральный Собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, костел на Малой Грузинской, Москва. Расписание служб, фото, как добраться

В Москве, в давние времена существовала небольшая обособленная территория — грузинская Слобода, которой владел царь этого государства Вахтанг VI. С тех давних времён остались только названия улиц — Грузинский переулок, Грузинский Вал, Грузинские Малая и Большая улицы.

Костел на Малой Грузинской сильно выделяется на фоне остальных зданий, расположенных рядом

Сейчас на Малой Грузинской в здании 27/13 расположился уникальный костёл — Кафедральный римско-католический Собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.

Собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии сегодня

Построенное в неоготическом стиле здание храма выделяется среди рядом расположенных сооружений строгим и величественным видом с необычной архитектурой.

Своему названию костёл на Малой Грузинской обязан одному из важнейших персонажей христианской веры — Деве Марии (Пресвятая Богородица, Царица Небесная, земная мать Иисуса Христа).

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Свою историю храм начинает в 1894 г. В то время католическая диаспора Москвы заметно росла. Вследствие этого ее представители поставили перед московским губернатором вопрос о необходимости постройки большего храма, способного вместить большое число верующих. К этому времени в Москве уже имелось 2 католических храма.

Московские власти разрешение на строительство культового сооружения выдали, однако выдвинули определённые условия. Возводить собор нужно было подальше от православных святых мест и не в центре города. При этом, на здании не должны присутствовать какие-либо изваяния и башни.

Костёл на Малой Грузинской проектировал архитектор Ф. Богданович-Дворжецкий.

Он разработал и представил общественности проект собора в неоготическом стиле, который мог вместить 5000 прихожан. При этом, выдвинутые условия по отсутствию изваяний на фасаде и башен им были проигнорированы.

Несмотря на это, проект на конкурсе одержал победу, его рекомендовали для строительства. Под возведение собора был приобретён на улице Малая Грузинская участок земли.

История строительства

Купленный участок имел определённое значение для католиков. Именно здесь проживала основная польская диаспора. Представители этой общины и собрали основные средства для возведения собора. Всего же общая стоимость храма равнялась 300 тыс. руб. серебром.

Строить культовое сооружение начали в начале XX века. Продолжалось его возведение почти 10 лет. Завершилось в конце 1911 года. Зимой (21 декабря) костёл освятили.

Внутренняя отделка велась и после открытия, вплоть до революционных событий 1917 года. В первый период становления Советского Союза католический костёл не закрывался почти 20 лет. В нём осуществлялись регулярные богослужения.

Однако ситуация в стране все же привела к тому, что в 1937 году кафедральный собор закрыли.

Имущество культового сооружения разграбили и уничтожили. Разрушению подверглись орган, алтарь. Фасад здания был обезображен.

В дальнейшем строение отвели под общежитие и в нём началась перепланировка. Во времена Великой Отечественной войны собор пострадал от немецких авиабомб. Ряд башен и шпилей погибли. После войны главный шпиль храма разобрали. В здании была продолжена перестройка.

В 1956 году в бывшее здание католического собора переселился научно-исследовательский институт «Мосспецпромпроект». Эта структура продолжала капитальные внутренние перестроения изменив его до неузнаваемости, создав 4 полноценных этажа.

В 1976 году власти Москвы решили на базе сооружения создать органный зал. Но заведения, которые находились в здании костёла, а их насчитывалось около 15, переезжать категорически отказались, что привело к отказу от реализации культурных замыслов.

Однако католики Москвы, которых объединил под своим началом ассоциация «Польский дом», продолжили деятельность, направленную на возвращение культового сооружения верующим. В 1989 году они подали официальный запрос московским властям на возврат здания храма римской католической церкви.

Власти города к просьбам верующих отнеслись благосклонно и в 1990 году перед храмом была отслужена первая месса. Она стала знаковой, первой почти за 60 лет.

Однако до полного возвращения собора во владение католической епархии столицы пришлось ждать ещё 5 лет. НИИ «Мосспецпромпроект» выселяться из здания отказывался.

Окончательная точка в процессе возврата костёла верующим была поставлена 1996 году, когда Московская католическая епархия получила от властей города документальные материалы, подтверждающие право бессрочного пользования зданием.

Сразу после передачи костёла в нем началась реставрация. Она затянулась на 3 года. В конце 1999 года посланец Папы Римского — кардинал Содано осветил собор. Через несколько лет в нём поставили орган.

Внутреннее убранство

Внутреннее убранство собора впечатляет. Так шпиль центральной внутренней башенки украшен крестом, в боковые шпили которого вставлены гербы Иоанна Павла II и архиепископа Кондрусевича Тадеуша. В притворе храма имеется скульптурное изображение Христа, распятого на кресте. У чаш со святой водой в стены вставлены кирпич Лютеранской Базилики лютеранской и специальная медаль от 2000 года.

Читать еще:  Называем себя верующими, а радоваться не умеем!

В центральной части костёла имеется два сектора со скамейками. Их разделяют проходы. Рядом с боковыми проходами установлены комнаты для исповеди — конфессионалы. С одного карая нефа левого (неф – часть помещения, ограниченная колонами) расположена часовня. Внутри неё стоит дарохранительница с алтарём Даров.

Боковые нефы отделяют от зала колоннады. Их потолки представляет своды в виде креста, созданные арками. Каждый неф в отдельности поддерживается пятью колонами-контрфорсами. Общее количество их – 10, что символизирует 10 главных христианских заповедей.

Орган собора

Окна собора стрельчатые, с витражными оконными проёмами. Под ними имеется 14 барельефов которые символизируют 14 «стояний» на Крестном пути. Рядом с первой потолочный аркой, выше нартекса (входная зона притвора храма), возведены хоры. Ранее проект собора предполагал размещение на них около 50 певчих. Однако на этом месте установили хоральный орган.

Святыни, иконы, мощи храма

На центральном месте костела находится главный его элемент — алтарь. Он обложен мрамором тёмно-зелёного цвета.

В ней размещены частицы святых, которые принадлежат:

  • Первоапостолу Андрею;
  • святому Зенону (Зенон Веронский), покровителю детей и рыбаков;
  • святому Григорию Назианскому (Богослов или Григорий Назианзин) почитается как один из основателей Церкви, Константинопольский архиепископ;
  • святым Косьме и Димиану (братья, бессребреники, творители чудес и врачеватели);
  • частица покрова Девы Марии, подаренная костёлу Веронской епархией.

По правую сторону от алтаря находится амвон. Он также в темно-зелёном мраморе. В пресвитерии, в задней его части, имеется возвышения состоящее из 3 ступеней. Оно примыкает к апсиде (полукупольный храмовой выступ). Тут оборудованы места для нахождения священнослужителей, а также кафедра епископа.

В пресвитерии располагается Распятие. Оно достигает 9 метров в высоту. На кресте Иисус Христос высотой 3 метров. По бокам распятия скульптуры из гипса: евангелиста Иоанна и Божьей Матери.

Духовенство, наставники

Костел на Малой Грузинской располагает своим штатом духовенства. Представлен митрополитом московской Архиепархии, генеральным викарием, настоятелем собора, соборными администраторами, двумя приходскими викариями, тремя священниками, отвечающих за помощь в переходе. Имеется духовное лицо, представляющее армянский католический приход и священник испанской общины.

В штате есть 6 сестер. Они представляют 3 монашеских ордена: Салезианцев Дона Боско; Дочерей Марии Помощницы Христиан; Конгрегации Святейшего Сердца Иисуса.

Приход и хор

Приход костёла обширен. В него включены все католики, проживающие на западе и юге Москвы. Формально это прихожане приходов Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии и Святого Семейства.

У костёла имеется свой хор, приходской, литургический. В цокольном этаже собора имеется класс хорового пения. В нем раз в неделю, в среду, проводятся занятия. Кроме того, желающие могут попробовать свои силы в молодёжном вокально-инструментальном ансамбле.

Интересные факты про собор, что в окрестностях

Известен костёл на улице Малая Грузинская своими колоколами. Они расположены с левой стороны фасада, за аркой. Колоколов всего 5. Их изготовили в Польше на всемирно известной фабрике Фальчинских. Подарены собору епископом Скворцом. Наибольший достигает веса более 900 кг.

Каждый колокол имеет своё название (в порядке убывания по весу):

  1. «Фатимская Божья Матерь».
  2. «Иоанн Павел II».
  3. «Святой Фадей».
  4. «Юбилей – 2000».
  5. «Святой Виктор».

Колокольный звук извлекается посредством электронного автомата.

Недалеко от места расположения костёла на Малой Грузинской улице имеются и иные достопримечательности столицы:

  • московский зоопарк;
  • памятник матери Терезы.
  • посольство Польской Республики;
  • Грузинский парк;
  • Ваганьковское кладбище;
  • городская усадьба Щукина.

Социальная работа, повседневная жизнь

В Кафедральном соборе проводятся бесплатные экскурсии. Но исключительно по предварительной записи. Время их проведения — вторник, среда, пятница, тогда, когда служений не ведётся. Посещать храм могут и экскурсионные посторонние группы. Но и для них требуется предварительная договорённость.

В храме осуществляются мероприятия катехизации (обучение основам католической веры и чину церковной жизни). Открыты для желающих церковные лавка, библиотека. Работает столовая для малоимущих. В соборе нашла пристанище редакция вестника «Свет Евангелия».

Концерт Ave Maria в соборе:

Костёл на Малой Грузинской фондом «Искусство добра» регулярно используется под органные концерты. Вход платный. Цена билетов от 300 до 3000 рублей. С расписанием представлений можно ознакомиться на сайте фонда.

Воскресная школа

Воскресной школы в соборе не имеется. Здесь можно лишь получить дополнительные знания в области английского языка. Занятия проводится в детских группах, так как основные получатели информации — дети. Их набирают в возрасте от 3 лет.

Курсам английского языка присущи такие особенности как игровая форма преподавания, доброжелательная атмосфера, естественность в освоении языка. К занятиям привлекаются преподаватели, имеющие опыт работы с детьми возраст, которых начинается с 3 лет.

Престольные праздники

Храм на Малой Грузинской – это религиозная культовая структура римско-католической церкви. Мессы, службы, престольные праздники проводятся в строгом соответствии с положениями календаря католических дат. Подробно с перечнем мероприятий костёла на год можно ознакомиться на сайте храма.

Расписание служб, режим работы

Римско-католический кафедральный собор работает ежедневно. Он открыт для посещения с 8:00 до 20:00. Закрывается на технический перерыв с 12:45 до 15:30, кроме воскресных дней.

Католическая пасха

Богослужения в храме проводятся ежедневно. Расписание приведено в таблице.

Расписание работы костёла

Информация для паломников

Лицам, желающим посетить костёл на Малой Грузинской, паломникам, проживающими за пределами Москвы, нужно помнить, что собор мест для проживания не предоставляет. Необходимо заранее подумать о том, где предстоит проживать. Также загодя нужно ознакомиться с режимом работы и с мероприятиями, которые в нем проводятся.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Собор находится по адресу: город Москва, улица Малая Грузинская, дом 27/13. Это культовое учреждение имеет свой официальный сайт Catedra_ru

Наиболее удобным способом, согласно которому до костёла можно добраться без задержек, является следующий:

  1. Вначале необходимо выйти на станции метрополитена «Краснопресненская».
  2. Далее двигаться по улице Красной Пресне в западном направлении, к Третьяковском Валу.
  3. Через 500 метров необходимо свернуть на Малую Грузинскую улицу пройдя по которой около 600 м и цель будет достигнута.

Иным популярным способом является выбор наземного маршрутного транспорта. До собора, который расположен рядом с улицей Климашкина, следует автобус номер 116. Его маршрут начинается у Белорусского вокзала.

Рядом с костёлом по улице Малая Грузинская имеются остановки и иного общественного транспорта. Так можно воспользоваться автобусами 12, 18, 35, 39, 40, 53, 64, 66, 69, 125, 567. Троллейбусом: 54. Маршрутным такси: 254М.

Собор пресвятой девы Марии – католический храм в Москве

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — неоготический кафедральный собор в Москве, крупнейший католический храм в России. Третий по счёту московский католический костел, построенный до революции 1917 года, один из трёх действующих в Москве наряду с храмом святого Людовика и храмом святой Ольги.

Католический кафедральный собор Девы Марии в Москве

Кафедральный собор архиепархии Матери Божией возглавляет архиепископ митрополит Паоло Пецци. Здесь служат мессы на русском, польском, корейском, английском, французском, испанском языках, латыни, а также тридентские мессы и мессы по армянскому обряду.

  1. История создания
  2. Архитектура интерьеров и экстерьеров
  3. Режим работы и как добраться

История создания

В России это самый внушительный католический собор, в котором проходят службы на разных языках. Строился он с 1901 по 1911 год, внутренняя отделка была закончена 1917 году. По разрешению губернатора строительство велось далеко от центра Москвы и больших православных церквей, без башен и скульптурных изваяний.

Проектировал собор Ф. О. Богданович-Дворжецкий. За годы советской власти в костёле было общежитие, затем НИИ «Мосспецпромпроект». В 1989 году началась борьба за то, чтобы вернуть храм Католической Церкви. С 1991 года в нём начали проводить богослужения, а с 1996 года собор Девы Марии всё-таки передали Католической Церкви.

До декабря 1999 года его реставрировали, и наконец Москва получила это чудо. В сентябре 2011 года Храму исполнилось 100 лет.

Костёл невероятной красоты похож на некоторые итальянские кафедральные соборы. В нём находится самый большой в России духовой орган швейцарской фирмы Kuhn («Кун»), а также цифровой орган «Rodgers» («Роджерс»).

Здесь выступают с концертами всемирно известные органисты. Они исполняют сочинения Баха, Генделя, Вивальди, Моцарта и других классиков. Нередко в соборе звучат органные переложения рок-композиций и музыки из кино.

В определённые дни можно послушать благотворительный концерт органной музыки. Филармоническая, современная, экспериментальная музыка, концерты для детей и родителей — возможности органа почти безграничны, он удивляет богатством красок и настроений.

Кроме того, проводятся встречи молодёжи, курсы катехизации, благотворительные концерты органной, церковной, классической и рок-музыки. При соборе работают библиотека и церковная лавка, офис регионального отделения «Каритас» и благотворительный фонд «Искусство добра»

Архитектура интерьеров и экстерьеров

После восстановления собор имеет некоторые отличия от своего первоначального вида до закрытия в 1938 году, как собственно и до 1938 года он имел отличия от проекта 1895 года.

Католический костел Москвы в начале 20 века

До закрытия алтарь собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве представлял собой трёхшпилевую готическую конструкцию с Престолом, которая возвышалась почти до потолка апсиды, в которой располагалась дарохранительница со Святыми Дарами.

В пресвитерии стояли пальмы, а сам пресвитерий был отгорожен от нефа специальной оградой — балюстрадой. В боковых нефах собора также стояли скамьи, так как боковые нефы поначалу служили для раздельной молитвы — левый неф предназначался для женщин, а правый для мужчин.

В часовне Божьего Милосердия с алтарём Святых Даров находилась часовня, освящённая в честь иконы Остробрамской Божьей Матери, в которой служили литургию католики восточного обряда.

Собор построен в неоготическом стиле, в основу планировки положена форма неоготической трёхнефной крестовидной базилики. По различным свидетельствам считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор Вестминстерского аббатства, а купола в месте пересечения наоса и трансепта напоминают главу Миланского собора.

Трансепт придаёт зданию в плане форму креста, который олицетворяет церковь как тело Христово: пресвитерий с расположенным в нём алтарём символизирует голову, продольные нефы — туловище и ноги, а трансепт — раскинутые руки.

На куполе и на центральном шпиле имеется крест, на боковых фасадных шпилях — гербы Папы Римского святого Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича, благодаря которым была восстановлена деятельность Римско-католической церкви в России.

Двери главного входа собора обрамлены порталом, который состоит из двух трёхколонных эдикул, соединённых барельефным арочным навершием — вимпергом. Он увенчан тимпаном, украшенным готическим крестоцветным орнаментом.

В центре него находится позолоченный вензель — сплетение из четырёх латинских букв VMIC (Vir­go Maria Immac­u­la­ta Con­cep­ta — «Дева Мария Непорочно Зачатая»). На боковых частях фасада расположено по одному ланцетному окну.

В левой боковой части фасада, прямо за стрельчатой аркадой, расположено пять колоколов, изготовленных на знаменитой польской фабрике Фельчинских в Перемышле и подаренных Тарновским епископом Виктором Скворцом.

Читать еще:  Интернет-зависимость: причины, признаки, риски

Самый большой из колоколов весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные, в порядке убывания, называются: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей» (в честь небесного покровителя архиепископа Тадеуша Кондрусевича), «Юбилей-2000» и «Святой Виктор».

Колокола приводятся в движение специальной электронной автоматикой, пульт управления которой находится в ризнице собора.

В центральном нефе расположены два сектора скамеек, разделённых проходом. Боковые нефы имеют по пять колонн-контрфорсов, в начале каждого из них установлены исповедальни — конфессионалы.

В левой части собора находится часовня Божьего Милосердия, в которой размещены дарохранительница и алтарь Святых Даров. Главный объём храма опирается на десять основных контрфорсов, символизирующих десять заповедей.

До 1938 года в боковых нефах собора также стояли скамьи: левая сторона предназначалась для женщин, а правая — для мужчин.

В часовне Божьего Милосердия с алтарём Святых Даров находилась часовня, освящённая в честь иконы Остробрамской Божьей Матери, в ней служили литургию католики восточного обряда. В нартексе собора находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым.

Над чашами с освящённой водой, у входа из нартекса в неф, слева в стену вмурован кирпич из Латеранской базилики, а справа — медаль 2000 года. Из нартекса три двери ведут в основной молитвенный зал, имеются также выходы на улицу и к двум лестничным площадкам.

Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под ними, на внутренних поверхностях стен, расположены четырнадцать барельефов, символизирующих стояния Крестного пути Иисуса Христа. За первой стрельчатой аркой потолка, между первой парой полуколонн, над помещением нартекса находятся хоры, располагающиеся в задней части нефа.

В левой боковой части фасада установлены пять колоколов, изготовленных на фабрике Фельчинских в Перемышле и подаренных Тарновским епископом Виктором Скворцом. Самый большой из них весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные — «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей», «Юбилей-2000», «Святой Виктор».

В пресвитерии собора находится алтарь, облицованный тёмно-зелёным мрамором. В него помещены частицы мощей святых: апостола Андрея, Зенона, Григория Нисского, Григория Назианзина, Космы и Дамиана, Анастасии Римской, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии — дар Веронской епархии.

До закрытия в 1938 году алтарь представлял собой трёхшпилевую готическую конструкцию с престолом, возвышавшуюся почти до потолка апсиды, в которой располагалась дарохранительница со Святыми Дарами.

На алтаре изображение альфа и омега — первой и последней букв греческого алфавита, олицетворяющих начало и конец, восходящих к тексту из Откровения Иоанна Богослова: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» (Отк. 1:8). Справа от алтаря располагается амвон, облицованный темно-зелёным мрамором.

На колоннах по бокам от алтаря имеются две иконы святых апостолов — Петра и Андрея Первозванного. В задней части пресвитерия находится ещё одно возвышение из трёх ступеней, примыкающее к стене апсиды храма, — деамбулаторий. В этой части расположены кафедра архиепископа и места для духовенства.

Пресвитерий собора отделён деревянными резными перегородками от часовни Божьего Милосердия с алтарём Святых Даров и от преддверия сакристии. В центре на стене апсиды — распятие, высота которого составляет девять метров, а фигуры Христа на кресте — три метра.

По обе стороны от распятия установлены две гипсовые фигуры — Божьей Матери и Евангелиста Иоанна. Они выполнены подмосковным скульптором С. Ф. Захлебиным.

В Большой часовне, расположенной в крипте собора, служат тридентскую мессу по форме Латинского обряда. Деревянный алтарь, стоящий в северном конце, был привезён из США в 1990‑х годах. До восстановления храма он использовался в качестве дарохранительницы, а в 1999‑м был перенесён в крипту собора, где несколько лет не использовался.

Алтарный камень помечен крестами, однако никаких надписей не имеет, поэтому определить, чьи мощи в него заложены, невозможно. На передней стенке алтаря изображены четверо святых: Франциск, Тереза Авильская, Елизавета Венгерская и Иосиф. Дверца дарохранительницы украшена символикой Святейшего Сердца Иисуса.

Весной 2010 года алтарь и дарохранительницу полностью отреставрировали, восстановили и установили алтарную сень и ступень. 20 июня того же года архиепископ-митрополит Паоло Пецци освятил алтарь после ремонта.

В июне 2012 года было воссоздано навершие в виде креста, с тех пор исторический облик алтаря считается полностью восстановленным.

Ответственным за пастырское и литургическое окормление московских католиков, приверженных дореформенной форме Латинского обряда, согласно декрету Паоло Пецци, является священник-салезианец Августин Дзендзель.

На территории собора у главного входа с Малой Грузинской размещена скульптурная группа «Добрый пастырь с овцами».

С южной и северной сторон фасада под окнами собора размещены 14 мозаичных изображений. Они отображают 14 стояний Крестного пути Христа. Также во дворе кафедрального собора установлен Памятник жертвам геноцида армян в Османской империи у здания епархии.

Режим работы и как добраться

Римско-католический Кафедральный собор открыт для свободного посещения ежедневно, есть возможность заказать бесплатные экскурсии. Несколько раз в неделю здесь также проводятся концерты, вход на которые осуществляется по билетам. Средства, собранные во время концертов, идут на поддержание здания храма, органа и благотворительные проекты фонда «Искусство добра».

Адрес: Москва, ул. Малая Грузинская, д. 27/13.

Метро: ст. «Баррикадная», «Краснопресненская», «Улица 1905 года», «Белорусская».

Телефон для справок: +7 499 252–39-11.

График работы: ежедневно с 7:00 – 20:00.

Католический храм непорочного зачатия пресвятой девы Марии полностью оправдывает свой статус – Кафедральный собор. Это архитектурный шедевр! Потрясающее по красоте место! Величественная архитектура в стиле неоготики, ухоженная и красивая территория вокруг. Зимним снежным вечером с подсветкой особенно красиво выглядит. Внутреннее убранство – строгое и возвышенное.

Читайте также: Главные мусульманские мечети Москвы.

Трижды приходила в Собор на концерты органной музыки и оперного вокала в Новогодние праздники. Осталась очень довольна. Музыкантов сюда приглашают именитых, снимать фото и видео не запрещается, а после концертов даже проводят автограф сессии. Цены доступные.

Здесь вы можете вживую услышать и увидеть музыкантов весьма экстравагантных инструментов, вроде альпийского рога. Также организаторы не перегибают с религиозностью и понимают разницу между светским мероприятием и богослужением. Никто, например, не заставляет женщин покрывать голову и т.д. Всё очень демократично.

Отзыв: Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Россия, Москва) — Путешествие в Европу, не выезжая из Москвы

Добрый день, дорогие друзья!

Как известно, Москва славится разнообразием архитектурных стилей и направлений, чем привлекает туристов и не дает горожанам скучать в свободное время.

Вот и мы на новогодних каникулах решили познакомиться поближе с неоготикой, с самым внушительным католическим собором России — Собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве.

Расположен он на Малой Грузинской улице, мы добирались пешком от станции метро «Улица 1905 года» минут 15. Можно и от «Краснопресненской», тоже удобно.

Построен Собор до революции, в 1911 году, и строительство московские городские власти одобрили в то время с условиями: не в центре столицы, вдалеке от православных храмов, без излишеств.

Глядя на разросшуюся за последние сто лет площадь столицы, можно сказать, что Собор уже перебрался в центр города.

Территория Собора огорожена, на дверях при входе информация о режиме работы, о запрете на присутствие собак и возможности вести фото и видео съёмки только с разрешения священнослужителей.

Стало немного грустно, так как нарушать не хотелось, но и священнослужителей поблизости не наблюдалось.

Что делать, взяла ответственность на себя, без фото я, как-то, не планировала остаться)

Собор выглядит очень эффектно как издалека, так и вблизи.

Не спеша обошли его кругом по чистой, ухоженной территории со скамейками, деревьями и скульптурами, представила, как здесь прекрасно посидеть и отдохнуть летом в хорошую погоду!

Отметили и полюбовались элементами неоготического стиля, характерными для данных построек:

Окна с витражами с улицы смотрятся строго и великолепно, но внутри. они заиграют такой палитрой! Увидите сами.

Заходим в Собор, проходим и сразу останавливаемся, как вкопанные, от увиденного. Какая красота!

Тихо и торжественно, строго и величественно.
Собор действующий, под своими сводами вмещает 5000 человек, но сегодня скамейки пусты.

Мы не торопились, присели на скамеечки, просто молча крутили головами, восторгались, затаив дыхание.

В центре на стене апсиды распятие, с Крестом и фигурой Иисуса Христа.

Удачная подсветка притягивает взор и создает особое настроение.

Обошли весь Собор, полюбовались новогодними праздничными украшениями

и стрельчатыми проемами окон с яркими красочными витражами. Слова излишни.

Под сводами окон расположены четырнадцать барельефов, символизирующих стояния Крестного пути Иисуса Христа,

установлена памятная доска русскому архитектору польского происхождения Фоме Богданович-Дворжецкому, возглавившему 10-летнее строительство Собора в начале прошлого века.

У стен несколько исповедален:

Я вас сильно не удивлю, если сообщу, что после революции в костеле размещалось общежитие, во время войны здание сильно пострадало, а после войны здесь располагался НИИ «Мосспецпромпроект». Как это все знакомо. Только в 1996 году костел передали Католической церкви и несколько лет велись крупномасштабные реставрационные работы.

Сегодня все тяжелые времена позади, Собор восстановлен и живет своей насыщенной жизнью, регулярные мессы проходят как на русском, так на польском, английском, французском языках и латыни.

Расписание служб на стендах при входе, там же вся информация обо всех важных событиях храма.

В костеле находится самый большой в России орган, вот он, на втором ярусе.
Муж сначала принял его за кондиционер)

Это подарок, в 2004 году жители швейцарского города Базель передали этот уникальный орган в дар для всех католиков Москвы.

Нам повезло, в наше присутствие началась дневная репетиция, мы услышали волшебное звучание знаменитого инструмента, в перерывах — неспешную польскую речь музыкантов.

В Соборе проходят благотворительные органные концерты, при желании их можно посетить, а также учат игре на органе и импровизации на нем.

В Соборе мы пробыли около часа, время пролетело незаметно: в умиротворённой обстановке успокаиваешься и отключаешься от повседневных забот и проблем.

Народу почти не было, всего несколько человек, возможно, таких же как мы «туристов».

Священнослужителей не видели, никто к нам не подходил и замечаний не делал касательно фото.

Не пожалели, что выбрали время посетить это архитектурное чудо, можно сказать, побывали в Европе, не выезжая из Москвы.

Всем читателям и друзьям рекомендую к посещению Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской, пусть в эстетических целях, а может и на концерт органной музыки посчастливится попасть. В любом случае после посещения в душе воцарит спокойствие и гармония.

А я благодарю за внимание и желаю всего наилучшего всем друзьям и читателям Отзовика!

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Москва)

Координаты: 55°46′02″ с. ш. 37°34′17″ в. д.  /  55.767222° с. ш. 37.571389° в. д. (G) (O) (Я) 55.767222 , 37.571389 памятник архитектуры (федеральный)

Читать еще:  Славянские волхвы и жрецы. Волхвы и друиды

Собо́р Непоро́чного Зача́тия Пресвято́й Де́вы Мари́и — неоготический собор в Москве, самый большой католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского (кроме двух храмов в Москве существует также католическая часовня святой Ольги).

В соборе служатся мессы на русском, польском, корейском, вьетнамском, английском, французском, испанском языках, латыни, а также мессы по армянскому обряду, тридентские мессы, проводятся встречи молодёжи, занятия по катехизации, благотворительные концерты органной и духовной музыки. При соборе есть библиотека и церковная лавка, редакция российского католического журнала «Католический вестник — Свет Евангелия», офис регионального отделения «Каритас» и благотворительный фонд «Искусство добра». С 2009 года в стенах собора проходит образовательный курс Западноевропейская духовная музыка, дающий российским музыкантам знания и навыки в области григорианского хорала и органной импровизации.

Содержание

История

В 1894 году совет Римско-католической церкви свв. Петра и Павла в Милютинском переулке обратился к московскому губернатору с просьбой разрешить строительство третьего католического храма. Разрешение было получено при условии строительства вдалеке от центра города и особо почитаемых православных храмов, без башен и наружных изваяний. Неоготический проект Ф. О. Богдановича-Дворжецкого, рассчитанный на 5000 молящихся, был утверждён, несмотря на несоблюдение последнего условия.

Основной объём храма был построен в 1901—1911 годах. Деньги на строительство были собраны польской общиной, численность которой в Москве в конце XIX века достигала 30 тысяч человек, и католиками других национальностей по всей России. Ограда собора сооружена в 1911 году по проекту архитектора Л. Ф. Даукша.

Храм, получивший название филиальной церкви Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, был освящен 21 декабря 1911 года.

Строительство храма обошлось в 300 тысяч рублей золотом, дополнительные суммы были собраны в 1911—1917 годах на отделку и приобретение церковных принадлежностей. Отделочные работы внутри храма продолжались до 1917 года.

В 1919 г. филиальная церковь была превращена в полноценный приход. Его настоятелем стал 34-летний священник о. Михал Цакуль (1885—1937).

В 1938 году храм был закрыт, церковное имущество разграблено, а внутри было организовано общежитие. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башенок и шпилей. В 1956 году в храме расположился НИИ «Мосспецпромпроект». Была произведена перепланировка здания, полностью изменившая интерьер церкви, в частности, основной объём внутреннего пространства был поделён на 4 этажа. В 1976 году был разработан проект реставрации здания, где предполагалось разместить зал органной музыки, но этот проект так и не был реализован.

В 1989 г. культурная ассоциация «Дом Польский», объединяющая московских поляков, поставила вопрос о необходимости возвращения здания храма его естественному владельцу — Католической Церкви. В январе 1990 г. группой московских католиков был образован польский католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. 8 декабря 1990 года, по случаю праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, о. Тадеуш Пикус (ныне епископ) с разрешения властей впервые после 60-летнего перерыва отслужил мессу на ступенях собора. На этой первой службе присутствовало несколько сот человек. Постоянные богослужения стали проводиться с 7 июня 1991 года.

В 1996 году, после длительного скандального выселения НИИ «Мосспецпромпроект», храм был передан Католической Церкви. На протяжении нескольких лет в храме были проведены масштабные реставрационные и восстановительные работы и 12 декабря 1999 года Государственный секретарь Ватикана кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный Кафедральный собор.

В марте 2002 года московский кафедральный собор принял участие в совместной молитве Розария с папой Иоанном Павлом II и католиками нескольких европейских городов, организованной посредством телемоста.

12 декабря 2009 года в кафедральном соборе торжественно отмечалось десятилетие его повторного освящения [1] , а 24 сентября 2011 года — столетие собора [2]

Архитектура

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — неоготическая трехнефная крестовидная псевдобазилика. По различным свидетельствам считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, а прообразом купола — купол кафедрального собора в Милане. После восстановления собор имеет некоторые отличия от своего первоначального вида до закрытия в 1938 году, как собственно и до 1938 года он имел отличия от проекта 1895 года.

На шпиле центральной башенки установлен крест, на шпилях боковых башенок — гербы папы Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича. В нартексе (притворе) собора находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Над чашами с освящённой водой, у входа из нартекса в неф, слева в стену вмурован кирпич из Латеранской Базилики, а справа — медаль юбилейного 2000-го года.

В центральном нефе два сектора скамеек, разделенных проходом. В начале каждого бокового нефа установлены исповедальни — конфессионалы. В конце левого нефа — часовня Божьего Милосердия, в которой установлена дарохранительница и алтарь Святых Даров. Оба боковых нефа отделены от главного нефа колоннадами, по 2 полуколонны и по 5 колонн в каждой колоннаде. Потолки главного и боковых нефов состоят из крестовых сводов, которые образованы диагональными арками. Боковые продольные нефы собора имеют по пять колонн-контрфорсов каждый. 10 основных контрфорсов на которые опирается главный объём храма, по древним канонам храмового зодчества символизируют 10 заповедей.

Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под оконными проёмами, на внутренних поверхностях стен, находятся 14 барельефов — 14 «стояний» Крестного пути.

За первой стрельчатой аркой потолка, между первой парой полуколонн, над помещением нартекса находятся хоры. Со времён Контрреформации, то есть с середины XVI века, хоры располагаются в задней части нефа, таким же образом расположены хоры и в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. По первоначальному проекту хоры должны были вмещать 50 человек певчих, но кроме самого хора на хорах был установлен орган.

Трансепт придаёт зданию собора в плане форму креста. Это знаменитая схема, в которой изображение Христа на кресте наложено на план типичной церкви. В данном случае голова Христа это пресвитерий с расположенным в нём алтарём, туловище и ноги заполняют неф, а раскинутые руки превращаются в трансепт. Таким образом, мы видим буквальное воплощение идеи о том, что Церковь представляет Тело Христово. Подобная планировка называется крестообразной.

Алтарь

В пресвитерии собора находится самый важный элемент храма — алтарь, облицованный темно-зелёным мрамором, — место где приносится Евхаристическая Жертва. В алтарь помещены частицы мощей святого апостола Андрея, святого Зенона, покровителя Вероны, святого Григория Нисского, святого Григория Назианского, святых Космы и Дамиана, святой Анастасии, девы и мученицы, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии — дар Веронской епархии. На алтаре — изображение букв альфа и омега, первой и последней букв греческого алфавита, символ начала и конца, восходящий к тексту из Откровения Иоанна Богослова «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» (Отк.1:8). Справа от алтаря располагается амвон. Амвон собора так же как и главный алтарь, облицован темно-зелёным мрамором.

В задней части пресвитерия находится ещё одно возвышение из трёх ступеней, примыкающее к стене апсиды храма. Эта часть называется деамбулаторием. Здесь расположена епископская кафедра и места для духовенства.

Пресвитерий собора отделён деревянными резными перегородками от часовни Божьего Милосердия с алтарём Св. Даров и от преддверия сакристии. В пресвитерии, на стене апсиды — Распятие. Высота Распятия в соборе составляет 9 метров, фигуры Христа на кресте — 3 метра. По обе стороны от Распятия установлены 2 гипсовых фигуры — Матери Божьей и Евангелиста Иоанна. Обе скульптуры выполнены подмосковным скульптором Святославом Фёдоровичем Захлебиным.

Колокола

В левой боковой части фасада, прямо за стрельчатой аркадой, расположено пять колоколов, изготовленных на знаменитой польской фабрике Фельчинских в Перемышле и подаренных Тарновским епископом Виктором Скворцом. Самый большой из колоколов весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные, в порядке убывания, называются: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей» (в честь небесного покровителя архиепископа Тадеуша Кондрусевича), «Юбилей-2000» и «Святой Виктор» (в честь небесного покровителя епископа Скворца). Колокола приводятся в движение при помощи специальной электронной автоматики.

До закрытия собора в 1938 году.

До закрытия собора в 1938 году алтарь собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве представлял собой трёхшпилевую готическую конструкцию с Престолом, которая возвышалась почти до потолка апсиды, в которой располагалась дарохранительница со Святыми Дарами. В пресвитерии стояли пальмы, а сам пресвитерий был отгорожен от нефа специальной оградой — балюстрадой.

В боковых нефах собора так же стояли скамьи, так как боковые нефы, поначалу, служили как отдельные молитвенные помещения для мужчин и женщин — левый неф предназначался для женщин, правый для мужчин.

В часовне Божьего Милосердия с алтарём Святых Даров находилась часовня, освящённая в честь иконы Остробрамской Божьей Матери, в которой служили литургию католики восточного обряда.

Орган

Орган собора является одним из самых больших органов в России и позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку различных эпох. 73 регистра, 4 мануала, 5563 трубы.

История органа

Орган фирмы «Kuhn» Римско-католического кафедрального собора в Москве — дар Евангелическо-реформатского кафедрального собора «Basel Münster» швейцарского города Базеля. Инструмент был построен в 1955 году. В январе 2002 года начались работы по демонтажу органа, после чего все части органа, кроме регистра № 65 Principal bass 32′, были перевезены в Москву. Работы по разборке и установке органа вели помощники и сотрудники органостроительной фирмы «Orgelbau Schmid Kaufbeuren e.K.» (Кауфбойрен, Германия) под руководством Герхарда Шмида, который, по собственному желанию, выполнял все работы безвозмездно. После того, как 9 сентября 2004 года Герхард Шмид в возрасте 79 лет скончался, работы по установке органа возглавил его сын — Гуннар Шмид.

16 января 2005 года состоялась торжественная месса с освящением соборного органа под предстоятельством митрополита архиепископа Тадеуша Кондрусевича, инаугурация органа и открытие Первого международного фестиваля христианской музыки «Музыка соборов мира». На торжественной мессе играл главный органист кафедрального собора — Марина Омельченко, а первый органнный концерт дал Заслуженный артист РФ, профессор Московской консерватории — Алексей Паршин.

Диспозиция органа

TH. KUHN AG. MANNEDORF 1955

Музыка

Директор музыки кафедрального собора — с. Валентина Новаковская (CSA), магистр священной музыки

Главный органист или исполняющий функцию главного органиста:

  • Марина Омельченко 2004—2005
  • Екатерина Мельникова 2005—2008
  • Анна Ветлугина

Руководитель приходского хора:

  • Анастасия Затолоцкая 2004 (?) — 2008
  • с. Людмила Месникович (CSA) 2008 — 2011
  • Людмила Гончарова 2011 г.
  • с. Валентина Новаковская (CSA) — с 2011 г.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector