0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как становятся шаманами в разных народах мира? Шаман — это кто такой? Происхождение и значение слова Где живет шаман.

Содержание

Понимание шаманизма. Кто такие шаманы?

Взгляд шамана всегда направлен в самого себя. Шаманизм — это древнейшая философия о происхождении человека и мира, где есть третье измерение — жизнь Духов вокруг него. Природа и человек всегда взаимосвязаны: одно не бывает без другого. Есть Высший Дух, он рождает и забирает к себе все живое.

Мы перед смертью — все равны.

В каждом из нас находится целая вселенная: эмоции, родовые корни, приобретенные знания, опыты, отношения в социуме, отношение к самому себе, наше здоровье, наше тело — это все взаимосвязано с нашим Эго и отражает наше духовное начало. Мир человека духовен и многогранен, много мерен. Здесь все взаимосвязано между собой, социумом, где создаем группы и сообщества, коллективы.

Эмоции человека — это его психоэнергетическая сущность.

Насколько в человеке заложен душевный, духовный потенциал, настолько он силен в семейных отношениях, родовых, коллективных. Здоровье человека всегда зависит напрямую от его души и духа. Тело человека — проводник его духа. Мысли и действия приводят всегда к движению, а движение к изменению в человеке. Духовность — вот то, что необходимо человеку как воздух, вода, пища.

Духовность — это особая философия в человеке. Она связана с Богом или Высшим Духом, который является для шамана — его сутью, его жизнью, его самореализацией.

Шаманские сказания очень любят рассказывать о том, как создавался человек и его душа, его дух. В них аккумулирована мудрость, как например, шаманский эпос — это рассказы и песнопения о спокойствии внутреннего мира, его мысли, поступки всегда должны быть бескорыстными и беспристрастными, в сердце его должно присутствовать всепрощение и большая любовь. Все эти силы шаману, как и человеку, дает природа и Мироздание, наша Вселенная.

1. Кто такие шаманы?

Душа любого колдуна, мага, эзотерика отличается от души простого человека. Она имеет паранормальное начало именно в мысли, которая имеет четкую структуру, полновесность и объемность в своей электрической силе передачи через эфир в то место, где находится разорванность, разбитость, не Истинное начало. Энергия мысли такого индивидуума — короткая и ударная. Такая мысль может как «штопать эфир», так и разбивать его, в зависимости от духовного начала волшебника.

А что делает шаман? Он постоянно находится в таком энергетическом поле, которое осознанно, мерно и соприкасается с помощью своих Духов — помощников с эфиром, природой. Для шамана природа — первична, он набирает свою силу из природы, поэтому Дух шамана — это вольный Дух. Его не поймаешь и не убьёшь!

Шаман — всегда спокоен и мудр, улыбчив. Он, находится как бы в нирване, его Дух и Душа разделены на Начала и соединены в одном: Душа вырабатывает покой — она мягкая постель для шамана (духовности и знаний колыбель), а Дух — его волк, сторож, его охранник. Шаман живет как бы в двух измерениях: своего я, осознанного и видящего то, что многие не видят. И второго, своего Духа (яснобдеющего), который имеет связь через Тонкий Мир со своими сородичами — предками (родовыми Духами), а также «наработанными» из природы и социума. Шаман, потерявший свою Душу – мертвый шаман. Дух шамана не позволит, чтобы другой Дух забрал душу его хозяина. Если такое приходит извне, Дух шамана начинает искрить, нападать и тормошить мыслью на своего Хозяина и предпримет все (притянет из эфира ситуацию), чтобы сохранить покой своего хозяина и оберечь его от неприятностей.

Если изучить этимологическое происхождение слова «шаман», то можно выяснить его связь с корнем «са», что обозначает «знать». Якуты называют своих шаманов «ойуун», буряты — «боо», алтайцы — «кам», чуваши — «ырамащ», и т.д.

Дух шамана, является проводником между явью и иллюзией, между миром мертвых и живых.

Я, шаманка в 7 поколении по роду матери. Мои родичи с Забайкальских степей, некоторые из них жили и в Маньчжурии. Провидение (ясно бдение) было у нас именно по женской линии, так как мужчины были жилисты, выносливы и занимались физическим трудом, имели большое хозяйство.

Предвидение передано шаману через его род и на уровне психотического Начала.

Когда я начала серьезно изучать шаманизм, смотреть и вникать в ритуалы ко мне пришла шаманская болезнь.

Меня било и ломало так, что мои родные были напуганы, была неимоверная Т, жар сжигал меня изнутри. Предпосылок к болезни не было. Я, как обычно жила по режиму, делала повседневные дела, легла спать здоровой, а проснулась — как старая ива, вся разваленная.
Посмотрев на себя в зеркало я была сражена — я изменилась очень сильно, как будто я болела полгода.

Болело все — руки, ноги, голова. Тянуло все кости — из меня неведомая сила высекала искры: во всем теле, в голове, глазах.

Было начало весны, яркое солнце, купели от сосулек, за окном без умолку «болтали» воробьи.

Я лежала и думала, чем могла быть вызвана такая болезнь, я горю уже 2 дня и ничем не могу снять температуру. И тут во мне стало звучать мелодичное звучание: какой-то голос меня звал, манил и давал внутренние силы : «К воде! К воде! Холодная вода!»

Муж вызвал скорую. Приехали врачи с экспресс-лабораторией, взяли кровь, слушали меня, стукали, смотрели язык, пальпировали живот. Поставили уколы. расспрашивали меня, писали историю моей болезни.

Подождав, пока температура медленно поползла вниз, велели вызывать скорую и готовиться к госпитализации, так сказать «с вещами на выход!»

Когда врачи уехали, я сразу же поднявшись и собрав все силы, пошла в ванну.

Вода текла — чистая и свежая как хрусталь. Глядя на неё, как она заполняет ванну, мне показалось что цвет её отливает голубым. Я включила холодную воду, без добавления кипятка. Когда наполнилась ванна наполовину, я разделась и начала бродить по ней. Холод стал переходить из воды в меня, жар сползал, как колот — именно вниз, как что-то тяжелое и безобразное падало в холодную воду.

Я присела в ванну, в душе возникло огромное чувство благодарности — воде, воздуху, этому прекрасному краю, где живу, своей семье, природе и Мирозданию.

Из воды — шла очищающая, помогающая и исцеляющая Сила. Природа и Духи — приняли меня, я стала настоящей шаманкой.

Как становятся шаманами у разных народов

Антрополог Валентина Харитонова рассказывает о шаманских камланиях, эпилептоидном синдроме и процессе становления шамана.

Шаманская болезнь — это довольно странный термин, поскольку, с одной стороны, его можно распространять не только на шаманов, а с другой стороны, мы должны честно сознаться, что это не болезнь. И, может быть, поэтому неслучайно в современной ситуации, когда шаманизм значительно трансформировался, наши новые шаманы, или неошаманы, говоря о шаманской болезни, иногда рассказывают нам самые невероятные ситуации. Например, однажды меня поразила шаманка — во всяком случае, она себя считала таковой, — которая мне сказала в ответ на вопрос, как у нее протекала шаманская болезнь, что это был очень длительный насморк, она страдала несколько лет, потом приехал целитель из Москвы, она пошла к нему и он, посмотрев на нее, сказал: «Да ты же шаманка, тебе же надо учиться, и это у тебя шаманская болезнь. Как только начнешь работать — все пройдет». Увы или ах, так и случилось. Она действительно считает, что это была настоящая шаманская болезнь.

На самом деле, если мы обратимся к шаманской традиции, то, разумеется, там эта шаманская болезнь, и это подчеркивают все исследователи, которые так или иначе занимались традиционным шаманизмом, например, в книге Басилова «Избранники духов», очень популярной сейчас, вы найдете именно этот момент: он оговаривает, что самое важное в шаманской болезни — это психические страдания человека. Причем психические страдания были очень сильными, они проходили с фантастическими галлюцинациями, и это знал не только сам человек, это видели и окружающие — я имею в виду не галлюцинации, а его страдания. Причем эти страдания могли быть не только психического, но и психофизического характера, то есть в этом процессе становления была задействована практически вся психофизиология человека.

Наверное, разумнее говорить о том, что шаманская болезнь — это именно процесс становления шамана, как сейчас западные исследователи в первую очередь и трактуют этот вопрос. Если говорить о том, что было раньше, то мы должны сознаться, что там все происходило настолько мощно, настолько сильно и, с точки зрения чужих по культуре путешественников, наблюдавших подобные явления, абсолютно в варианте психического отклонения, что мы, конечно, должны помнить, что эта первооснова шаманской болезни, видимо, была спровоцирована и психикой, и физиологией шамана, и в том числе культурой. Тот же самый Владимир Николаевич Басилов любил говорить о том, что на самом деле все, что происходит с шаманом в этот период, культурно спровоцировано. И это действительно так, потому что, когда люди жили в достаточно замкнутом окружении, они хорошо знали, кто такой шаман, как происходит становление шамана и что за этим должно последовать. Собственно, по такой накатанной схеме все и происходило. Однако если мы это рассматриваем с позиции нейрофизиологии, с позиции психологии, с позиции даже каких-то соматических проявлений, происходящих в это время с человеком, то мы должны помнить, что это не только явление культуры, а это явление психофизиологии, конечно.

У меня в начале 2000-х годов был большой интердисциплинарный проект по изучению своеобразия личности шаманов, народных целителей и других лиц, которые имеют отношение к подобным проявлениям и к соответствующим магико-мистическим и магико-медицинским практикам. На самом деле было понятно, что это люди, которые не просто проходят определенный вариант интересного становления, но и действительно в результате этого становления что-то меняют в своем сознании, у них меняется работа мозга. Они обретают какой-то вариант работы мозга, с помощью которого они потом ведут свою шаманскую практику. Но вот для того, чтобы прийти к этому, они должны пройти очень солидное становление, которое напоминает психические заболевания.

Само становление шло в разных вариантах. Очень красочно об этом обычно рассказывают и пишут якуты. Скажем, в книжке Ксенофонтова, переизданной в 1992 году, вы можете найти очень много самых разных материалов о том, какие видения испытывали будущие шаманы и как они себя вели в этот период: как они вскакивали ночью, например, голышом убегали из дома, носились на морозе по лесам, иногда их там находили в совершенно неподвижном состоянии, когда люди уже думали, что человек умер, но он снова возвращался к жизни. Те галлюцинации, которые они испытывали, чрезвычайно интересны. Они интересны своим наполнением и для психиатров, для того чтобы соотнести с тем, что происходит у некоторых людей, которых современная психиатрия считает ненормальными. Можно посмотреть другие традиции и другие варианты становления шамана.

Скажем, на северо-востоке Сибири мы можем наблюдать такое явление, как трансвестизм, в результате чего человек тоже становился шаманом.

То есть мужчина становился женщиной, вживался в облик женщины, иногда даже такая «женщина», условно говоря, выходила замуж за мужчину и вела такой определенный вариант жизни. Об этом много писал, например, Тан-Богораз в своих научных работах и литературных трудах. Но эти варианты не очень похожи один на другой, однако суть одна и та же: там везде присутствуют шаманские страдания. То есть человек, для того чтобы стать шаманом, должен был испытывать воздействие духов со стороны, поскольку сама идея шаманизма связана непосредственно с тем, что это человек, у которого, с одной стороны, были предки-шаманы, с другой стороны, его, как избранника, как человека, способного к шаманской деятельности, начинают принуждать к ней эти самые духи. Порой они осознаются как духи предков-шаманов, порой несколько по-иному. Но, так или иначе, человек, как правило, не хочет становиться шаманом. Его заставляют. И это принуждение происходит при очень серьезном воздействии духов именно психического порядка в первую очередь.

Если говорить о том, с какими заболеваниями это может коррелировать, то в советское время, когда шаманов начали рассматривать просто как психически больных людей, им ставили очень разные диагнозы. Причем в принципе можно обратить внимание на то, что эти диагнозы регионально различаются. Скажем, эпилептоидный синдром — это один из диагнозов, который очень часто бывает в Южной Сибири у будущих шаманов или у тех, кто не состоялся как шаман. Какие-то варианты там, конечно, назывались шизофренией. Все это находит какие-то свои подтверждения, если мы смотрим описание процесса становления шамана. И разумеется, это можно соотносить отдаленно, но, наверное, невозможно говорить о том, что шаманы — это просто сумасшедшие, как какое-то время в XVII–XVIII веках казалось первым путешественникам, наблюдавшим процесс шаманских камланий. Естественно, это было совсем непохоже на нашу культуру, и европейцы, приехавшие туда, смотрели на этих людей как на немножко ниже себя стоящих людей. И вот отсюда такое отношение, которое потом вылилось просто в постановку каких-то диагнозов. Но дело в том, что если человеку ставился подобный диагноз — это опять же мы уже говорим о советском периоде — и человека отправляли в психклинику на лечение, то, честно говоря, ничем хорошим это не кончалось. Он, как правило, и шаманом не становился, и терял свои личностные навыки.

Однако тот человек, который проходил своим путем, проходил через это шаманское становление, естественно, превращался в шамана. Что здесь было очень важно в традиционном обществе? Дело в том, что в ситуации, когда человек впадал в такое состояние, которое можно было обозначить как «кандидат в шаманы», к нему приглашали большого шамана — человека, способного понять, что с ним происходит. И в результате камлания определенного типа этот старший шаман обычно делал свое умозаключение. Либо он говорил, что этот человек будет шаманом, и тогда, как правило, брал его в ученики, если традиция позволяла такое, либо он говорил, что это, конечно же, психически больной и его необходимо лечить. Разумеется, он говорил не такими словами, как я сейчас говорю, поскольку для них это было вселение духов, это была одержимость, нужно было этих духов изгонять. То есть два варианта: либо мы духов отгоняем, либо, наоборот, мы знакомим этого будущего шамана с духами-помощниками, с его духами-хранителями, покровителями, с помощью которых он будет впоследствии работать, проводя свои шаманские камлания.

Мы говорим о том, что шаманская болезнь — это процесс становления шамана. Однако у нас есть разные шаманские техники и разные варианты шаманских практик. Все то, о чем я сказала ранее, связано, как правило, с техникой, которая называется «путешествие шамана», дополнительной техникой «изгнание шаманских духов» или общение с ними в каком-то другом варианте. Есть еще одна техника, которая сейчас очень активно используется в Бурятии. Она в большей степени имеет отношение к Центральной Азии, нежели к традициям наших сибирских народов, — это техника вселения духа. Здесь немного другая процедура и шаманской болезни самой по себе, и становления шамана. Если при «путешествии шамана» очень важно было понять, что этот человек должен стать шаманом, и провести с ним специальное камлание, осуществить как бы финал такого посвящения, инициации, то в данной ситуации у нас не разовое посвящение, не разовая инициация, а поэтапное посвящение. И тогда получается, что можно начать заниматься шаманской практикой, почти не испытывая страданий шаманской болезни.

Читать еще:  Процесс и регресс. Прогресс или Регресс? Упрощение общественной организации

Как только обнаруживаются первые признаки того, что человек может стать шаманом, он обращается к вышестоящим шаманам, которые прошли довольно много посвящений. Скажем, в той традиции, которую я упомянула, — вселение духов — говорят либо о девяти посвящений, либо о тринадцати посвящений, в результате чего человек обретает почти божественный статус, он становится шаманом-заарином, таким священным лицом по сути. А изначально он проходит поэтапно такие посвящения и обучение, причем обучение может идти в самом прямом смысле.

Сейчас у нас есть чрезвычайно интересное общество в Улан-Удэ под названием «Тэнгэри», где активно посвящают современных шаманов, используя старобурятские традиции.

Причем они сейчас были привнесены в нашу реальность из Северной Монголии, где живут буряты, и нынешние буряты, проживающие в Республике Бурятия, посвящались там, обретая это знание и проходя свои многочисленные посвящения. Теперь же это идет в самой Бурятии. Причем могут посвящать не только бурятов, этнических бурятов, но и представителей других национальностей.

Там это проходит тоже достаточно болезненно, особенно если у человека были позывы к тому, чтобы началась шаманская болезнь, чтобы он буквально свалился в нее. Но тем не менее это идет в большей степени как тренинг, и это действительно такое поэтапное становление шамана, где на каждом этапе его обучают определенному варианту работы. Что это такое? Это работа в измененном состоянии сознания. И если в традиции шаман как бы сам, иногда одномоментно — очень часто именно такое бывало — сваливался как бы в это измененное состояние сознания, он вдруг совершенно неожиданно для себя начинал кого-то видеть, что-то слышать, его преследовали голоса, которые что-то от него требовали во время шаманской болезни, он видел этих духов в совершенно страшных вариантах, они мучили его, могли его терзать, и это было, так сказать, сигналом к тому, чтобы выйти из этой ситуации. Его разово посвящали, и он начинал справляться со всем тем, что он видел и слышал.

Здесь это проходит в более мягкой форме, и, соответственно, человек просто обретает как бы всякий раз новую возможность, новый вариант такой работы в измененном состоянии сознания. И надо сказать, что сейчас вообще очень резко изменилось преставление о шаманской болезни. Нынешние шаманы не только, как я сначала сказала, говорят о том, что три года был насморк, но они говорят, как правило, либо о каких-то физических страданиях, которые их преследовали, либо о депрессивных состояниях, либо о том и другом, иногда речь может идти о чем-то ином. И, кстати, к подобного рода деятельности может приводить, естественно, не только шаманская болезнь, особенно в таких классических вариантах, о которых мы упомянули в начале нашего разговора, а здесь могут быть самые разные иные варианты, когда человек, например, получает травму, связанную с мозгом, и он вдруг начинает видеть, слышать и обращается тоже либо к шаманской практике, либо к целительской практике, либо еще к какой-то. Надо сказать, что это пока недостаточно изученные моменты и, наверное, в будущем это будет исследовано, но именно в интердисциплинарном варианте, когда нейрофизиологи, психиатры, психологи, биофизики и биохимики объединятся и рассмотрят это со всех сторон. Хотя в настоящее время уже есть такие интересные исследования.

Автор фото: Александр Никольский
Источник: postnauka.

Шаман – кто это такой?

Шаман – кто это такой?

Происхождение и значение слова

Кто такой шаман? «Это тот, кто бегает с бубном и что-то бормочет под нос», – ответят многие. И будут не совсем правы, потому что такая трактовка далеко не полная и не раскрывает истинного значения.

Шаманизм как древнее искусство появился еще во времена палеолита и был распространен по всей планете. Люди общались с духами и осваивали взаимосвязь человека с природой. И что удивительно, шаманы по всему свету пришли к единому пониманию мира, хотя друг с другом они никогда не общались.

Современный человек может приоткрыть завесу тайны и познать древние традиции и практики. Если, конечно, он готов столкнуться со своими корнями и духовной реальностью бытия. Попробуем разобраться, шаман – это кто на самом деле и чем он занимается.

Кто такие шаманы?

В первую очередь это люди, которые обладают определенными знаниями. Шаман, входя в состояние транса, переходит в потусторонний мир. Именно оттуда к нему приходят сведения и опыт, которые потом используются на благо человечества. Такого человека можно назвать проводником в загробное царство или посредником между мирами.

Как еще нарекают людей, обладающих тайными знаниями? Народный целитель, ученый, священник, хранитель древних, колдун, маг, мистик. Все эти названия сводятся к тому, что шаман – это кто владеет естественными методами для поддержания или получения благополучия, хорошего здоровья для себя или окружающих.

Все эти знания хранитель древних черпает от духов-помощников, которые чаще всего предстают в форме мистических животных. Их шаман встречает в иной реальности – нижнем мире. В среднем обитают живые люди. Верхний мир населяют божественные сущности, которые обладают сверхсознанием. Все эти реальности соединены мировым древом. Через нижний мир проходят его корни, а в верхнем заканчивается высокая крона. Таково шаманское понимание бытия.

Значение слова «шаман»

Если обратиться к толковым словарям, то можно увидеть, что они дают несколько трактований этому слову.

Согласно одному определению шаманом является человек, который, по мнению окружающих, обладает особой магической силой. То есть он колдун, или по-другому волшебник.

Другое определение говорит, что шаман представляет собой человека, который входит в контакт со сверхъестественными силами с помощью камлания. Это специальный ритуальный экстаз, достигаемый посредством особых приемов. Об этом речь пойдет немного позже.

Есть еще одно значение, согласно которому шаман выступает в качестве предоставителя услуг религиозного, этнического и медицинского характера. Делает он это в состоянии сознания, подобного экстазу. Считается, что в целительстве принимают участие сверхъестественные силы.

Происхождение слова «шаман»

Термин «шаман» распространен по всему миру. Хоть языки разных народов в корне отличаются друг от друга, произношение этого слова в целом созвучно. Если задумываться, что такое шаман, то нужно разобрать этот термин по составу.

Одна версия происхождения связана с тунгусо-маньчжурским языком. Во главе слова стоит корень «са», который означает «знать». Также есть привязка – суффикс «ман». И получается, что шаман (саман) – это человек, который любит знания. Для сравнения можно привести другой пример, не связанный с целительской практикой. «Асиман» – это «любитель женщин». Также у корня «са» можно встретить производные со схожими значениями. Например, «савун» – это «знания», а «садеми» – «знать».

Каждый народ именует шаманов по-своему. Даже в одной местности могут попасться разные названия. Встречаются и целые классификации, в соответствии с которыми шаманы делятся на категории и выполняют различные функции.

Чем занимаются шаманы

Какие функции выполняет шаман? На самом деле работа целителя-проводника заключается не в простых танцах с бубном, как считают многие. Шаманы, войдя в транс, определяют болезнь и лечат ее, отводят беды и несчастья от соплеменников, занимаются поиском пропавших вещей и даже людей.

Во время астральных путешествий хранители древних соприкасаются с другими реальностями. Поэтому они могут общаться с мертвыми, сопровождать покинувших землю в мир предков, проводить заговорные ритуалы, защищающие от злых духов. Связываясь с фантомами, шаманы способны не только общаться с ними, но и контролировать их.

Считается, что астральные проекции и путешествия в небесные и подземные миры позволяют предсказывать будущее. Поэтому к шаману можно обратиться за помощью в составлении прогноза той или иной ситуации. Толкование снов – также конек народных целителей.

Шаманы неразрывно связаны с природой, а потому могут контролировать погоду и стихийные явления. Эта способность часто применяется, чтобы обеспечить богатый урожай или удачную охоту.

Как видно, у хранителя древних только благие намерения. А вот шаман-колдун используют связь с другими мирами в корыстных целях, чтобы наживиться или причинить кому-то вред.

Характерные черты шамана

  • Обладает специальными знаниями и магическими качествами.
  • Является гуру, духовным наставником.
  • Способен входить в состояние транса, используя для этого особые танцы, медитации и ритуалы.
  • Умеет высвобождать душу из тела, создавать астральную проекцию и посещать другие миры.

  • Понимает разделение духов на злых и добрых, умеет их контролировать. В случае необходимости шаман сотрудничает с фантомами для благополучия общности.
  • Обладает целительными силами.
  • Прибегает к помощи вещателей – душ животных.
  • В ритуалах использует очень важный атрибут – барабан или бубен.

Как становились шаманами?

Шаман – это человек, наделенный даром. И неважно, хотел он его получить или нет. В древнем обществе только боги и духи выбирали народного целителя, отмечая его сверхъестественной меткой. Чаще всего она представляла собой какой-то отличительный знак на теле. Это правило распространялось даже на тех, кому способности передавались по наследству.

Посвящение в шаманы проводит опытный хранитель древних. Во время него избранный сильно заболевает, у него начинается головная боль, рвота, галлюцинации. Такое явление принято называть «шаманской болезнью». Недуг проходит только тогда, когда человек примет свой путь и отдаст себя духам.

Будущий шаман – это чаще всего маленький мальчик. Когда его распознавали, начиналось особое воспитание. Растили его не как обычных ребят. С раннего детства приучали тратить много времени на общение с природой и животными, использовать травы, мастерить шаманский инструмент и контактировать с духами.

Признаки избранничества

В древности люди понимали, что человека выбрали для шаманской миссии, по нескольким признакам:

  • О ребенке можно было сказать, что он «родился в рубашке».
  • Имеет богатое воображение.
  • Испытывает особую любовь к природе и животным.
  • Всегда отличается молчаливостью, угрюмостью и задумчивостью.
  • Человек видит необычные сны о других мирах, священных птицах или животных.
  • В жизни был странный случай (соприкосновение с крылом загадочной птицы, ранение от молнии или камня, свалившегося прямо с неба, и так далее).

Имеет ли шаман значение для современности?

В древности общение с животными и природой было обыденной частью повседневности. Но вот современным человеком это умение было утеряно и забыто. Люди перестали видеть в этом необходимость.

И лишь за последние годы к человечеству пришло понимание ценности того, насколько важно вернуться к духовным корням жизни. Ученые стали всерьез рассматривать существование души и жизни в других мирах.

Наши предки имели знания об этом и даже сами путешествовали в иные реальности. Современному шаману суждено хранить и передавать древние обряды, практики и традиции, необходимые для призыва родовых духов.

Можно ли стать шаманом?

В древности только сверхъестественная метка говорила о том, что человек – шаман. Истории современности доказывают обратное. Сегодня путь шамана может познать практически любой человек. Итак, какие условия для этого необходимы.

  • В роду уже были шаманы, целители или знахари.
  • Перенесение серьезной болезни, при которой жизнь человека висела на волоске, может стать толчком для открытия способностей.
  • Если ребенок имеет способность предвидеть грядущие события, то его вполне можно обучить общаться с духами.
  • В раскрытии потенциала может помочь опытный практикующий шаман.
  • Если наладить контакт с духом природы, он может помочь получить шаманские способности.

Чтобы постичь тайные знания, обычно люди изолируют себя от общества, становятся отшельниками. Они уходят в лес или горы на недели, месяцы и даже годы, чтобы побыть наедине с собой и своими мыслями. Это помогает понять, нет у тебя предпосылок или ты действительно шаман. Легенды рассказывают, что стать посредником между мирами просто по желанию достаточно трудно и очень опасно. Ведь разумом неопытного человека могут завладеть злые духи под видом союзников.

Шаманские практики

Все ритуалы и обряды совершаются в состоянии транса. Чтобы перейти в него, обязательно используются заклинания, особые танцы, песнопения, амулеты и даже галлюциногенные растения. Также в шаманской практике очень важен такой атрибут, как барабан или бубен, который обычно отделан костями животных и бубенчиками.

Для разных ритуалов используются свои инструменты. Например, для совершения обрядов переноски и хранения фантомов или душ нужны погремушки, кости, диджериду или варган. А для определения тотемного животного, оберегающего род, специальными инструментами создается особая музыка.

Хранитель древних находится в гармонии с окружающей действительностью и черпает естественные силы от природы. Можно встретить другой тип, который отличается в корне по своим действиям. Им является шаман-маг. Он, наоборот, использует собственные умения – чародейство для изменения мира.

Камлание

Это целые ритуальные приемы, которые совершаются для установления контакта с духами. Иногда они сами вселяются в человека, чтобы передавать через него информацию. Обряд может занять несколько часов, а может затянуться до нескольких дней. Неподготовленного наблюдателя ритуал может напугать, ведь он сопровождается отключением сознания и судорогами. Когда цель достигнута, душа шамана возвращается на землю, а он открывает глаза как ни в чем не бывало.

Перед камланием нужно надеть костюм, нанести грим и подготовить нужные инструменты. Часто созывают соплеменников и разводят костер, вокруг которого все усаживаются. Шаман произносит речь и совершает жертвоприношение. Только после этого начинается камлание – вхождение в транс, удары в бубен, пляски и пение.

Ритм танцу задают предметы, размещенные на одежде шамана. При этом постепенно нарастает шум, а удары в бубен и пение становятся громче. Потом своих соплеменников специальной смесью из грибов и трав окуривает камлающий шаман. Это нужно для погружения всех присутствующих в галлюциногенный транс. Затем можно проводить обряд, который нужен для достижения цели: лечебный, промысловый, религиозный и т. д. В конце камлания шаман обязательно благодарит духов.

Легенды об известных шаманах

Сат Сойзул во время обрядов забивал себе в грудь нож и застывал на месте. Можно было подумать, что он умер. Но в конце камлания Сат открывал глаза и спокойно вытаскивал кинжал.

Другой шаман, Дайгак Кайгал, чтобы убедить всех в своих способностях, просил выстрелить ему в сердце во время камлания. Можно было увидеть кровь, но на самом деле ни пули, ни нож не ранили его.

Шаманы непрерывно связаны с природой и духами. И сегодня в этот таинственный мир может окунуться практически каждый.

«Связующие между мирами»: кто такие шаманы

Шаманизм появился практически одновременно с зарождением человечества. Первые оккультные служители были уже во времена палеолита. Шаманизм неразрывно связан с верованиями в деление мира на несколько измерений, населенных духами.

Сейчас есть множество трактовок, кто такие шаманы, но в целом это люди, обладающие сверхъестественными способностями. Выступая посредниками между человеческим миром и миром духов, они помогали своему племени.

  1. Суть шаманизма
  2. Происхождение названия
  3. История шаманизма
  4. Камлание – ритуал для установления связи с миром духов
  5. Какие функции выполняли шаманы
  6. Как живут шаманы
  7. Шаманизм в разных уголках Земли

Суть шаманизма

Термин «шаманизм» имеет длительную историю. Его можно встретить во многих языках, причем часто встречаются созвучные слова. У некоторых народов есть несколько собственных названий. Они обозначают шаманов, которые выполняют разные действия или относятся к той или иной группе.

Есть три основные трактовки, объясняющие суть слова «шаман»:

  • человек, обладающий магическими силами, способностями, то есть колдун;
  • тот, кто при помощи специального ритуала (камлания) может общаться с духами, путешествовать по разным мирам;
  • человек, выступающий в качестве служителя культа, а также знаток этнических обрядов, прорицатель, целитель (причем лечение тоже проходило при помощи сверхъестественных сил и существ).

Соответственно, шаманизм – это приверженность одному из этих течений. Шаманизм как религия представляет Вселенную в виде трех миров, которые расположены снизу вверх. В нижнем и верхнем обитают духи, боги. Средний – это в первую очередь жилище людей, но они делят его со сверхъестественными созданиями.

Талант шамана заключается в том, чтобы при помощи специальных ритуалов достигать экстатического состояния и путешествовать по всем мирам.

Происхождение названия

Точно не установлено, из какого языка пришло название, и как именно оно образовалось. Существуют две основные теории.

Согласно первой, слово «шаман» пришло из санскритского. Там был термин «шраман», которым в Древней Индии обозначали странствующего отшельника или аскета-подвижника, занимающегося духовными практиками. Распространению названия по Азии способствовал буддизм. Позже слово проникло в русский язык.

По другой версии, у термина тунгусо-маньчжурские корни. В основе лежит корень «са», который обозначает глагол «знать». Словом «саман» в языке эвенков называли человека, который любит знания. Шаманами у этих народов были избранники и посланники мира духов, те, кто мог видеть иную реальность, существовавшую параллельно с привычной. Они путешествовали по ней и таким образом добивались желаемого.

История шаманизма

Шаманизм возникал в разных регионах – Европе, Азии, Америке, Африке. Хотя многие из этих мест расположены далеко друг от друга, верования все равно обладали схожими чертами. Причем если остальные религии обычно возникали благодаря какому-либо основателю, шаманизм складывался естественным путем.

Читать еще:  Молитва иверской божьей матери о материнстве. Иверская икона Божьей Матери

История шаманизма в разных племенах начиналась с того, что структура Вселенной в мифологии народа становилась слишком сложной и проработанной. При этом она играла большую роль в жизни, и необходимы были люди, хорошо разбирающиеся в верованиях.

Понемногу разрозненные и примитивные верования формировались в более четкие и устойчивые религии. Например, именно так возник даосизм. Сейчас обряды из шаманства используются в современных эзотерических и мистических учениях. Некоторые техники оказались полезны в психотерапии.

Иногда колдунов разделяли на черных и белых. Но на то, кто такие шаманы, не влияли понятия зла и добра, тьмы и света:

  • белые шаманы призывали духов из верхнего мира;
  • черные были больше связаны с землей, ее духами, существами нижнего мира, они часто были сильнее первых.

Камлание – ритуал для установления связи с миром духов

Чтобы сработали остальные ритуалы, шаман должен был сначала войти в контакт с духами. Для этого проводились отдельные обряды, называемые камланием. Причем потусторонние существа могли даже вселиться в тело человека, чтобы говорить через него. Длительность камлания – до нескольких дней.

Само действо может выглядеть для непосвященных людей пугающе, так как оно сопровождалось такими признаками, как, например, судороги. Ведь душа шамана на это время как бы покидает тело. Из-за таких явлений мага можно принять за психически больного. Но во время всего ритуала он не теряет связь с окружающей действительностью, с людьми, отвечает на вопросы, рассказывает, что видит.

Камлание состоит из следующих этапов:

  • Шаман надевает специальную одежду, украшенную предметами, создающими шум, наносит рисунки на лицо.
  • Подготавливает инструменты, из которых самым важным является бубен. Для разных ритуалов используются погремушки, кости, создается особая музыка.
  • Ритуал часто совершается вместе с другими людьми того же племени, которые рассаживаются вокруг костра.
  • После всех приготовлений шаман произносит речь и приносит жертву.
  • Следующий этап – непосредственно вхождение в транс при помощи плясок, ударов в бубен, пения, шума от одежды и других вещей.
  • Во время этих действий присутствующих и шамана иногда окуривают травами, чтобы все погрузились в нужное состояние.
  • Только после этого приступают к обрядам, ради которых совершается камлание (предсказание, лечение).
  • В конце шаман благодарит духов за помощь.

Какие функции выполняли шаманы

Главным предназначением таких людей было помогать своим соплеменникам, защищать от бед, обеспечивать благополучную жизнь. Ради этого они призывали духов, работали с ними.

Основные функции заключались в следующем:

  1. Талант целителя позволял во время камлания изучить состояние больного, определить и вылечить недуг.
  2. Шаманы служили защитниками, искали пропавших людей, вещи.
  3. Такие маги были похожи и на экстрасенсов – общались с мертвыми, в том числе с предками, читали заговоры от злых духов. Некоторых сущностей они даже подчиняли себе.
  4. Путешествия в различные миры позволяли узнать будущее и растолковать сон.
  5. Благодаря связи с погодой, шаманы отводили стихийные бедствия. Они отвечали за богатый урожай и даже успех на охоте.

Как живут шаманы

Люди не могут сами становиться шаманами, для этого их избирают духи. С этого момента маг уже не принадлежит сам себе. Он служит другим, заботится об их благополучии под руководством сверхъестественных сил. Причем главное из качеств в этом случае – бескорыстие. Поэтому часто шаманов описывают как достаточно бедных людей.

Тем не менее, работа с духами почти не накладывает ограничений. Запрещается только курение, употребление алкоголя, ругань и плохие мысли. Но человек слишком погружен в магические практики, он постоянно помогает людям, что-то делает по воле духов. Поэтому сложно заниматься чем-то еще.

Такие люди обычно ведут оседлый образ жизни, почти никуда не выезжают. Они слишком связаны со своим местом силы, в роли которого обычно выступает их родина. При этом шаманы не являются отшельниками. В современном мире они могут пользоваться современными технологиями, исследовать что-то, заниматься творчеством. Иногда выступают в роли экстрасенсов.

Шаманизм в разных уголках Земли

В разных странах подобные верования могут сильно различаться. Причем они сохраняются и сейчас. Например, шаманизм оказывает сильное влияние на жителей Крайнего Севера, а именно Якутии. Там магов считают настолько сильными, что даже после смерти их захоронения стараются не тревожить. Шаман еще 300 лет остается у своей могилы и стережет ее. Особенно опасно подходить туда тем, кто не был родственниками покойного.

В Якутии шаманов называли Айыы. Так же именовали божеств Верхнего мира, по легендам – прародителей народа саха. Айыы-шаман становился их проповедником. Перед этим он должен был пережить два испытания:

  1. Физическое – молодой колдун оставался в специальном сооружении в лесу, где во время глубокого сна его тело рассекали на части духи трех миров. Позже тело снова собирала уже мать-душа и наделяла сверхъестественными силами.
  2. Духовное – под предводительством опытного шамана юный обучался ритуалам, камланию, они проходили импровизированное «путешествие по Вселенной», по сути это было посвящением.

В Бурятии шаманизм появился в эпоху палеолита. В результате он развился в сложную систему. Главное отличие от верований других мест – большое количество богов со своей строгой иерархией и сложные обряды. Злые восточные божества постоянно ведут войну с добрыми западными.

Шаманом в Бурятии невозможно стать, если человек не имеет в роду таких магов. Причем дар может передаться через несколько поколений. Признаком будущего колдуна могло быть родимое пятно или еще что-нибудь необычное во внешности. В период становления верований шаманами были и мужчины, и женщины, затем долгое время – только мужчины.

Прежде чем стать настоящим колдуном, человек переносит шаманскую болезнь, Онгол Даралка. Она похожа на приближение смерти и связана с мертвыми, которые приходят к молодому шаману, перестраивают его тело, учат языку духов. Болезнь продолжается до тех пор, пока не будет принят магический дар. Последний этап – подбор духа-помощника, светлого или темного.

Большой известностью пользуются маги Сибири и Дальнего Востока. Именно там их разделяли на категории по силе. Наиболее могущественными считаются шаманы Центральной и Восточной Сибири, например, у эвенков. Очень почитался в культуре Сибири бубен шамана. Духи помогали выбрать для него дерево, а после смерти хозяина инструмент накалывали на ветвь у захоронения. Тогда из бубна высвобождались сущности, служившие магу.

Сейчас исследователи по-прежнему активно изучают, кто такие шаманы. Современных колдунов посещают ради помощи или просто в туристических целях. Существуют люди, о которых идет слава великих целителей. Шаманизм продолжает сохраняться.

Если статья оказалась интересной, и вы узнали много нового, не забудьте подписаться на обновления! Здесь будет немало других полезных публикаций. И обязательно делитесь с друзьями в соцсетях.

Избранные духами, или Кто такие шаманы

Шаманизм — древнейшее культурное явление, распространенное во всем мире, а для народов Сибири — это традиционное верование, корни которого теряются в глуби веков. Но кто такой шаман, можно ли им стать, какими они бывают, и что живет в их бубнах?

Шаманизм предполагает веру в духов и множество измерений. Согласно традиционному мировоззрению, мир многолик, многообразен и многогранен. То, что современный человек может увидеть, почувствовать, то, что поддается эмпирическому опыту — лишь часть той реальности, в которой жил человек традиционного общества.

Раньше, а многие и сейчас верят в существование духов и особенных людей, избранных потусторонними обитателями. «Согласно академическому определению, шаман — это человек, наделенный сверхъестественными способностями. Он выступает в качестве посредника между мирами, то есть между обществом людей и миром божеств и духов», — говорит старший научный сотрудник Института Археологии и Этнографии СО РАН, кандидат исторических наук Венарий Бурнаков.

Три мира и два цвета шаманов

Для шаманизма характерна вера в троичность мира: верхние и нижние миры населяют духи, средний мир потусторонние создания делят с людьми. Это модель мира «в вертикальном срезе», помимо этого мир делился и по горизонтали. Кресты и короны: как татуировка меняет судьбу

Традиционно шаманы выполняли культовую функцию: совершали обряды, были гадателями, предсказателями, занимались лечением. В общественном сознании принято делить шаманов на черных и белых. Это весьма условная дифференциация. Она не предполагает обязательного факта того, что черный был всегда злым, а белый — добрым.

«Для человека непосвященного — черный шаман обязательно работает и опирается на силы зла, едва ли не сатанист, а светлый шаман имеет дело лишь с ангелами. Это очень упрощенное восприятие, далекое от объективной картины. Шаман — это посредник, который взаимодействует с разными духами. В традиционных обществах понятие «черный» имело другое значение — связь с землей, и с духами земли. Это определяло их силу. Обычно черные шаманы считались самыми сильными», — объясняет Бурнаков.

Он напоминает, что в эпосах народов Сибири нередко встречается герой — черный богатырь или чаще, его имя связано с соответствующим цветообозначением, например, Хара Хусхун — Черный Ворон. Но он не всегда злой. В мифологическом сознании это человек, обладающий недюжинной силой, могучий богатырь.

Проводник по воле духов

Шаманами никогда не становились случайные люди и это происходило не по желанию человека, чаще всего, наоборот, все это осуществлялось вопреки его воле. Общаться с духами мог только тот, кого они сами избрали на служение. И поэтому судьба шамана была предопределена — служение духам и людям, что порой становилось очень сложным делом. Например, в любой момент избранного человека могли призвать и увезти в далекое селение, где в этот момент нужна помощь.

«Материальный статус шамана, вопреки расхожему мнению, был невысоким, подавляющая масса была бедняками. Брали то, что им дарили люди, никакого планомерного вымогательства не было. Безусловно, попадались и алчные личности, но за чрезмерную жадность их наказывали духи», — добавляет собеседник.

«Если у тебя в роду шаманов не было, ты шаманом стать не сможешь. По крайней мере, в традиционном обществе, где люди знали своих предков до седьмого колена, они не признали бы самозванца, посчитав его за сумасброда. Что касается неошаманизма, то здесь эта традиция ломается. Сейчас нет уверенности, что у человека есть шаманская преемственность», — продолжает ученый.

Если духи выбирали человека, то он проходил через обряд инициации, или «шаманскую болезнь», когда неофит чаще в пубертатном возрасте испытывал заболевание психофизического характера. У него начинались припадки, видения, тело ломило, и каждую ночь преследовали кошмары. А содержание кошмаров чаще всего повторялось, и было схоже у всех тех, кого выбрали духи.

«Когда человек заболевал шаманской болезнью, очень часто ему снились сны, что духи рассекают его тело, расчленяют, вытаскивают все внутренности и ищут что-то. Проверяют все косточки, и если обнаружат лишнюю кость, а она могла быть в любом месте, то считалось, что это подтверждение того, что человек — истинный шаман и он станет проводником между людьми и духами», — рассказывает Бурнаков.

Зная, какая тяжелая доля их ждет, некоторые юноши и девушки хотели отказаться от дара. Они понимали, что если войдут в «систему» шаманства, то обратного хода уже не будет. Многие пытались «откупиться» от духов, чтобы дар передали другому, но часто безрезультатно. А если все же от способностей отказывались, невзирая на волю духов, участь этих людей была плачевна.

«Считалось, что человек либо сходил с ума, либо заканчивал жизнь самоубийством. То есть выхода-то не было. Или ты становишься шаманом, или умираешь. И чаще всего человек принимал волю духов и проходил обучение у опытного шамана», — поясняет историк.

После этого проводились обряды посвящения. Помимо того, обязательным было изготовление шаманской атрибутики — костюма и бубна с жезлом и их «оживление».

Как бубен становился «живым»

Для будущего шамана готовили бубен, жезл. Это был своеобразный «паспорт» шамана. Готовили вещи для шамана чаще всем миром — его соплеменники и земляки. Эта реалия объяснялась, во-первых, родовой солидарностью. Каждый шаман, прежде всего, действовал в интересах своего рода, локальной общности. Помимо прочего, его деятельность во многом была направлена на сохранение и развитие своего рода. Во-вторых, изготовление шаманского костюма со всеми необходимыми элементами являлось дорогостоящим «удовольствием» и одному человеку часто это было не под силу.

Духи же могли иметь разные обличия — зооморфные, антропоморфные. Представать в образе орла, медведя, волка. «При этом сила каждого была неравнозначна. Были «темные», например, медведь, орел или горный дух. Они считались наиболее сильными и могущественными и были тесно связаны с определенной сферой мироздания. В их окружении и в сопровождении духа огня шаман мог отправляться в самые далекие мистические путешествия и не бояться за свою жизнь », — говорит собеседник.

Одним из самых значимых культовых атрибутов шамана был бубен. Он олицетворял собой транспортное средство – животное, используемое в верховой езде или лодку. Обечайку чаще делали из ивы. Причем считалось, что духи сами должны указать на нужное дерево . Затем она обтягивалась кожей дикой козы, марала, оленя. Иногда использовали медвежью шкуру. Позже стали использовать и конскую, если не удавалось раздобыть кожу дикого животного. Но изготовить бубен было недостаточно, нужно было «оживить» его. Для этого проводили специальный обряд.

«Приглашались сородичи, которые помогали в проведении обряда. Обычно он совершался ночью, проводилась мистерия. В процессе мистерии шаман устраивал «представление», во время которого от имени животного он рассказывал о «своей» жизни: как родился, где пасся и как потом его убили и сделали из него бубен. Постепенно в процессе камлания шаман входил в трансовое состояние», — рассказывает ученый.

Не менее важным был и жезл шамана, которым он ударял по бубну. У жезла была форма кегли или трости, с конской «головой». А оборачивался он шкурой, чаще всего заячьей. Во время гонений на шаманов со стороны сначала православной церкви, затем советской власти, жезл становился основным атрибутом, потому что бубны отбирали и сжигали.

В процессе «оживления» жезла и бубна прикасаться к ним могли целомудренные девушки или парни, участвующие в мистерии. Но как только процесс посвящения завершался, «оживление» заканчивалось, дотрагиваться до атрибутов шамана не имел права никто. Считалось, что там живут духи, и они жестоко покарают наглеца, посмевшего притронуться к его земному обиталищу, болезнью или другим несчастьем.

В Сибири и сейчас есть шаманы, вековые традиции местных народов не прервались. И многие люди продолжают верить в проводников между мирами, их способности помогать, и едут в российскую глубинку со многих концов мира. Шаманизм развит в основном в национальных республиках — Хакасии, Туве, Бурятии, на Алтае.

Шаман

Традиционные религии

Шама́н — согласно религиозным верованиям, человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами, входя в экстатическое состояние, а также излечивать болезни.

Содержание

Происхождение слова

Термин распространен во многих языках мира. Слово шаман взято из тунгусо-маньчжурских языков, связано с глаголом са — «знать». Шаманом назывался человек, являющийся посредником и избранником духов, обладающий способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней. Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций шамана и категории шамана: у саха (якутов) — ойуун, эвенков — саман, шаман, у ненцев — тадебей, у бурят — боо, у чувашей (сувар)- ырамащ, у кетов — сенин, у алтайцев кам. От тюркского слова кам произошло и слово камлание, обозначающее обрядовое действие шамана, которое осмысляется как путешествие по мирам Вселенной. В России слово появилось в XVII веке, в письменных сообщениях русских служилых людей из Сибири. Затем оно попало в Европу через иностранцев, ездивших в составе русского посольства Петра I в Китай через Сибирь. Слово получило широкую известность и легло в основу распространившегося в науке понятия «шаманизм». Среди сибирских народов термин «шаман» в значении служителя культа, за исключением некоторых групп тунгусов, не употребляется. [1]

Шаманская болезнь

Избрание сопровождается особой «шаманской болезнью», которая служит переходом в новую жизнь шамана, и содержит все элементы инициальных обрядов, включающих смерть и новое рождение: нисхождение в Преисподнюю, вознесение на Небеса и общение с богами или духами, душами умерших, а также разнообразные откровения шаманской и религиозной природы. Странствование по различным мирам будущего шамана во время шаманской болезни имеет определенный смысл — шаман постигает его устройство, узнает дорогу к духам и божествам, которые потом окажут ему важные услуги. Подобная «болезнь» дает толчок к развитию высших потенций человеческого существования. И потому шаман переживает свою болезнь как средство разрушить внутреннюю жизнь для того, чтобы слышать, видеть и жить более полно, более совершенно, в высшем состоянии духовного познания и ответственности.

«Шаманская болезнь» не является условием того, что человек становится шаманом. Во время её или после происходит наставление духами, а затем старыми наставниками-шаманами. Существенную роль играет не только отправная точка в обретении этих способностей: спонтанный зов, наследственная передача или личное решение; но также техника и знания, передаваемые при посвящении. Священность мира, опыт других шаманов дает силу, и, будучи избранным, иногда и против собственной воли, шаман теперь поступает в соответствии со своим новым знанием бытия, он вырабатывает свою ритуальную практику и переносит это знание в человеческий мир, неся новое знание, соответствующее потребностям сообщества. Именно двойное наставление, включающее зов и выработанный шаманом способ, равнозначно посвящению. Иногда посвящение является публичным и само по себе составляет автономный ритуал, в отдельных же случаях такой публичный ритуал может отсутствовать.

Читать еще:  Тайна Долины Безголовых — что говорит наука?

Представления о деятельности шаманов

Одна из важных задач, которую выполнял шаман, заключалась в защите психической целостности общества. Для людей архаики наличие в племени такого человека, значило очень много, поскольку давало им уверенность в том, что они не одиноки и не беззащитны в мире, в котором существуют и демоны, и «силы Зла». И что кроме молитв и жертвоприношений, с помощью которых они обращаются к богам и сверхъестественным существам, существуют ещё «специалисты по священному», люди, способные видеть духов, вознестись и встретиться с божествами Неба, спуститься в Ад и бороться с демонами, болезнями и смертью. Обряд лечебного камлания строился таким образом, чтобы надежда пациента на исцеление превращалась в веру. Вера пациента в способность шамана вернуть ему здоровье укреплялась ритуалом и другими приемами. Такие практики включали и шаманские путешествия, и жертвоприношения, и целые театральные действия, разыгрываемые во время камлания. Шаманский обряд всегда предполагал особое внешнее оформление. Иногда ради одного действия срочно воздвигался целый «театр». Специально сооруженная хижина символизировала собой островок «шаманской» земли — маленькой вселенной. Все культовые предметы шамана моделировали вселенную, а потому имели глубокий символический смысл. Вселенная изображалась на одежде шамана, на бубне и на многих других предметах, имеющий особый смысл в данной традиции. Жизнь шамана связана с совершением специальной работы в мире духов — лечением болезней, «укрощением огня», вызовом дождя, беседами с умершими и т. п. Шаманские действия и ритуалы (камлания) осуществляются во время экстатического транса, при этом, как правило, используется тюнгур (бубен) или барабан, или же особые танцы и заклинания.

Считается, что во время камлания душа шамана покидает тело и путешествует по другим мирам — поднимается на небо (верхний мир), спускается под землю (нижний мир). С ростом опыта шаманы становятся менее зависимыми от внешних вспомогательных средств, они развивают способность входить в измененные состояния и оставаться там без помощи барабанного боя и других техник.

Хотя деятельность шамана связана в том числе и с лечением, принято отличать шаманов от знахарей или травников, потому что последние могут лечить за счёт накопленных знаний, а не за счёт помощи духов-помощников и экстатических видений. Согласно древнему поверью, знания о той или иной «силе» целебных растений человек мог получить от духов-помощников, либо от самих трав и деревьев. Поэтому шаманы были хранителями наиболее полезных сведений о лекарственных растениях на протяжении долгого периода.

Шаманская практика связана с первобытной магией, однако, разница заключается в том, что магия направлена на искусственные изменения мира своей волей, в то время как шаман опирается на природные силы. Шаман скорее является проводником природных сил, чем преобразователем мира, и лечение, проводимое шаманом, связано с приведением заказчика в соответствие с природой и духами.

ltraditionalist

VIRTUEАЛЬНЫЙ ПАРНИЧОК

ВЕРТОГРАД, СИРЕЧЬ: ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ

Кто и как становится шаманом

Исследователь религиозных верований и практик сибирских эскимосов Т. С. Теин так описывает мотивы, побуждающие обычного человека стать шаманом: «Шаманами становились эскимосы при следующих обстоятельствах. Одинокий охотник в безлюдном месте слышит, что его кто-то зовёт, называя по имени, слышит таинственные голоса – кто-то поёт… Иногда эскимос видел сон, во время которого разговаривал со своими будущими духами. Духи могут говорить на любом языке. Во сне они являются в виде красивых людей, в такой же одежде, какую носят живые люди… Обычно дух предлагает охотнику стать его (духа) кормильцем (кормят их при помощи жертвоприношений). После такого сна охотник начинает слышать голос и песни, исполняемые его будущим духом. В дальнейшем этой песней он будет вызывать своего духа. После такого сновидения охотник обращается к шаману и рассказывает ему о виденном во сне. Шаман с помощью своих духов узнаёт, кто выбрал охотника посредником с живыми людьми» .

Хотя шаман и является весьма почтенным членом своего коллектива, он, как правило, не отличается от прочих соплеменников ни зажиточностью, ни властными возможностями. Первые послереволюционные переписи установили, что шаманы обычно являются бедняками. Это было характерно для большинства народов Сибири и Европейского Севера России.

Причину этого, странного на первый взгляд, факта, хорошо объяснила в 1972 году Анне Смоляк пятидесятилетняя дочь шамана С. П. Сайгора: «Отец совсем разоряется, приезжают из разных сёл, просят шаманить, отказываться нельзя; не рыбачит, не готовит дрова – только шаманит. Потом угощаются. Дни проходят, время идёт, сейчас самый ход рыбы, запасов на год не делает. Придёт время – ему нужно будет расплачиваться со своими духами – сэвэн, угощать их. Всё на свои средства, а это стоит дорого. Никому до этого нет дела» .

«От вступления в шаманскую деятельность старались избавиться абсолютно все, – констатирует Анна Смоляк. – Это объясняли тем, что шаман не принадлежит себе, что по первому зову он обязан идти на помощь больному».

Правило это всеобще. К шаману обращаются за помощью в любое время, как у нас порой обращаются к врачу. И хотя шаман не связан клятвой Гиппократа, он также как и врач не может отказать в просимом, а соглашаться должен немедленно. К этому, как единодушно утверждают сибирские аборигены, шаманов побуждают их духи-помощники. Часто шаману вовсе ничего не дают за его «услуги» или плата является чисто символической. И уж в любом случае не полагается заранее условливаться о «размерах благодарности». Как правило, живя в бедности, в системе натурального хозяйства, соплеменники шамана и не могут изыскать средств для должной компенсации. Но помимо всего прочего люди, составляющие неписьменные сообщества, кажется убеждены, что шаман обязан их обслуживать, что шаманство – не столько профессия, сколько призвание и мастерство.

«Частое присутствие на камланиях, казалось бы, могло стать для иных лиц настоящей школой и действительно некоторые, интересующиеся этими вопросами, становились подлинными знатоками шаманства… Например, Ф. К. Онинка, слепой нанаец из села Хаю…, рассказывал, что с юношеских лет любил бывать на камланиях, если что-то было неясно, задавал шаманам вопросы, подолгу беседовал с ними. Постепенно он стал прекрасным знатоком в этой области, но сам никогда не шаманил, даже не делал попыток. Петь различные «мотивы» умел, имел хороший голос. Такие люди никогда сами не становились шаманами: стать шаманом «по желанию» было невозможно (да никто и не хотел). Духи приходили к человеку сами, не подчиняясь ничьей воле, в этом были уверены все» – рассказывает А. Смоляк .

Современное шамановедение различно объясняет сущность общения шамана с духами. Одни (Э. Арбманн, Ж. Пуйон, Дж. Льюис) уверены в том, что шаман – хозяин духов, их господин; другие (X. Финдзейн, К. Хэмфри) – что он – утративший собственную личность раб демонов. «Тот, кто способен к контролируемой одержимости, становится господином духов и известен в Арктике как шаман» – утверждают первые. «Существенным фактором является вера в то, что личность подверглась «вторжению» сверхъестественного существа и что временно она находится вне самоконтроля, «Я» подчинено влиянию «вторгшейся силы» – полагают вторые . Этнографический материал говорит о верности обоих утверждений. Шаман может быть и игралищем духов и их повелителем. Но стать шаманом против воли духов невозможно – с этим согласны все приверженцы шаманства.

Не люди выбирают духов, но духи избирают людей. «Решающим условием становления халака (шаман у семангов Малайи) независимо от того, передаётся ли эта профессия по наследству или нет, является сон, в котором будущий шаман видит, что он встречается с тигром или с верховным божеством Так Перном» – пишет Е. В. Ревуненкова. Призвание к шаманству во сне распространено повсеместно , но редко сном всё и ограничивается.

А. Шренк обнаружил факт насылаемой духами шаманской болезни у ненцев задолго до описания этого феномена религиоведами. Путешественник отмечал: «Они являются ему в различных видах, как во сне, так и наяву, терзают душу его разными заботами и опасениями, особенно в уединённых местах, и не отстают от него до тех пор, пока он, не видя более никаких средств идти против воли божества, не сознает, наконец, своего призвания и не решится последовать ему» . Современный исследователь религиозных практик ненцев резюмирует это замечание полуторовековой давности: «Для того, чтобы стать шаманом, недостаточно было иметь среди предков шамана, нужно было активное вмешательство духов, которые понуждали данного человека к шаманской деятельности. Шаманское звание принималось не с радостью, а как тяжкое бремя» .

Русский исследователь Сибири Вильгельм Радлов (1837-1918) описал шаманское призвание у алтайцев еще в 1870-е годы: «Способность к шаманскому действу, знание его является наследственным… При этом будущий шаман не получает от отца ни уроков, ни наставлений, он и не готовится к этому занятию – нет, шаманская сила приходит к нему внезапно, как болезнь, которая охватывает всего человека. Лицо, которому благодаря силе предков предназначено быть шаманом, внезапно ощущает во всём теле изнеможение и слабость, дающие знать о себе сильной дрожью. На него нападает неестественно сильная зевота, он испытывает огромную тяжесть в груди, что-то заставляет его внезапно издавать громкие нечленораздельные крики, его сотрясает озноб, он быстро вращает глазами, внезапно вскакивает и кружится как одержимый, пока, весь в поту, не падает и не начинает кататься по земле в эпилептических конвульсиях и судорогах. Его конечности ничего не ощущают, он хватает всё, что попадает ему под руку, и непроизвольно проглатывает всё то, что он схватил, – раскалённое железо, ножи, гвозди, топоры, причём это не причиняет ему никакого вреда. Через некоторое время он отрыгивает всё проглоченное сухим и невредимым. (Я всё это знаю, разумеется, лишь понаслышке, хотя и от лиц, всецело заслуживающих доверия)» .

Современные отечественные исследователи подтверждают сведения, собранные В. Радловым. Шаманство обычно передаётся по родству, чаще по отцовской линии, но совсем не обязательно и даже довольно редко от родителей к детям. Обычно профессию умершего шамана наследует кто-то из его ближайших родственников. Но случается, что шаманом становится человек, в роде которого шаманов никогда не было. Таких шаманов-parvenu в Сибири единодушно полагают слабыми.

У ибанов Калимантана шаман – мананг во сне призывается духами. Это, как указывает Е. Ревуненкова, обычно родственник действующего мананга. Получив приказ, он прощается с близкими и идёт на выучку к опытному манангу.

Сами шаманисты объясняют родовое преемство вполне для себя убедительно. Когда умирает шаман, его обычная душа панян отправляется в загробный мир – були. Так же поступает через год и другая душа – упса, до того живущая близ могилы. А вот шаманское родовое сердце – пута, остаётся на земле и ищет себе нового хозяина среди родственников умершего. Пута — это дух, демонхранитель шамана. Он привык к тому, что о нём заботятся, его «кормят». Он, шаманский дух, «любит тело, кровь и запах умершего шамана», а потому предпочитает и дальше жить среди кровных родственников покойного.

«Вначале пута в виде духов маси и бучу длительное время находилась у духа хозяина земли На Эдени, либо у духа тайги Дуэптэ Эдени, редко у небесного духа Эпдури. Через некоторое время пута приходила к одному из потомков шамана, заставляла его становиться шаманом. В результате посвящения она становилась его душой» – объясняли Анне Смоляк нанайцы .

Поскольку шаманство причиняет значительно больше неудобств, чем даёт преимуществ, и шаманства никогда почти не ищут, пута должна заставить человека принять её в себя. Такое согласие редко даётся без борьбы. Странное поведение человека, которого духи призывают к шаманству, и получило наименование «шаманская болезнь». «Нежелание следовать воле духов вызывает гнев и с их стороны, и со стороны общины» – констатирует Ревуненкова .

Призвание к шаманству обычно проходит в два этапа. На первом призываемый не испытывает особых субъективных страданий, хотя внешне его поведение становится совершенно аномальным. Он не чувствует боли от огня или от порезов ножом, убегает в горы, бродит там неделями, питаясь сырым мясом лесных зверей и птиц, которых он живьём рвёт на части. Холод, снег не причиняют ему беспокойства. Иногда в собственном доме или в лесу такой человек погружается в многодневный сон и во сне поёт как шаман, зовёт по имени духов. «У всех призвание к шаманской деятельности выражалось в длительном специфическом заболевании. О его симптомах нам рассказывали многие» – замечает Анна Смоляк .

Призвание в шаманы внешне напоминает тяжёлую душевную болезнь. Учёные долгое время не сомневались, что имеют дело с шизофренией или с параноидальным эпилепсоидным синдромом. «Момент шаманского «призвания», субъективно осознаваемый как голос духов, требующий от человека вступления в шаманскую профессию, – писал видный советский специалист по «примитивным религиям» С. А. Токарев, – есть объективно нервное заболевание, которое, кстати, по большей части постигает человека в период полового созревания… Шаманская профессия усиливает нервно-патологические особенности характера человека, самые же эти особенности предшествуют вступлению человека в профессию шамана» .

Однако для ума религиозного демоническое одержание, то есть власть духов над душой человека, вполне может рассматриваться как причина психической болезни. Вот, например, характерный рассказ, имеющийся в трёх Евангелиях:

«Один из народа сказал [Иисусу Христу]…, Учитель! я привёл к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими и цепенеет… Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привёл его к Нему. Как скоро увидел Его бесноватый, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» [Мк. 9, 17-22].

Этот рассказ весьма напоминает картину мучений будущего шамана, классические симптомы «шаманской болезни», описанные множество раз этнографами и путешественниками. Так что, если шаманское призвание и полагать болезнью, то скорее не физической, а демонической. «Объяснение болезни вселением духа относится к области культуры, а не патологии» – точно указала исследователь сибирского шаманизма Елена Новик .

Итак, для шаманистов шаманская болезнь (в этнографии она порой именуется мэнэрик или эмеряченье) является духовным одержанием. Странности поведения указывают и самому больному и его соплеменникам, что он предызбран духами стать шаманом. Если избранник соглашается, к нему приходят шаманы и совершают обряда посвящения. Если же человек упорствует в нежелании возложить на себя шаманское бремя, отвергает призывы духов, то страдания его, усиливаясь, становятся почти непереносимыми. Шаманская болезнь из стадии призывания духами переходит в стадию жёсткого принуждения.

«Если предназначенный для шаманства человек противится воле предков и отказывается камлать, он подвергается страшным мучениям, которые кончаются тем, что либо он вообще теряет все душевные силы, то есть становится слабоумным и ко всему безразличным, либо впадает в буйное помешательство и обычно вскоре кончает с собой или умирает во время сильнейшего припадка» – указывал В. Радлов .

Этнограф наших дней менее категоричен, но, в сущности, Анна Смоляк говорит о том же, что отмечал исследователь алтайского шаманства 150 лет назад: «Шаманами становились в 35-40 лет и старше. До становления будущий шаман длительное время боролся с духами, мучившими его, этот период (принуждения) иногда затягивался на многие годы» . Если учесть, что по сообщениям большинства шаманологов «шаманом человеку определено стать уже при рождении» и что первые явные призывания «на службу» духи делают, когда избранник только начинает осознавать себя свободной волевой личностью, то есть когда ребёнку от 8 до 15 лет, то можно себе представить сколь долгой и упорной бывает борьба человека с желающими «сотрудничать» с ним духами.

«Нам говорили, – резюмирует Анна Смоляк, – что отдельным лицам, больным шаманской болезнью, удавалось избавиться от домогательств духов, не становясь при этом шаманами. По утверждению нанайцев, таких случаев было очень мало, эти люди были «очень сильны духом» .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector