0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как можно улучшить систему российского школьного образования

Как можно улучшить систему российского школьного образования

Начинаем новый учебный год с размышлений об эффективности школьного образования. Что можно и нужно менять в школах прямо сейчас? Чему должна учить современная школа? Кто они – учителя XXI века? Разбираемся на примере одной из лучших образовательных систем мира — финской.

Лучшие мировые практики

Современный мир требует от людей способности постоянно меняться и осваивать новые навыки. Традиционная система подготовки, сформированная в XX-м веке, не отражает потребности общества и рынка труда. Дети продолжают готовиться к реальности, которая осталась в прошлом.

Критическое мышление, креативность, умение работать в команде, способность постоянно учиться и прогрессировать – всё это базовые характеристики современного успешного человека. В век повсеместного распространения интернета и доступности информации недостаточно познакомить учеников с фактами о мире, необходимо научить ими пользоваться.

Разберем пример Финляндии, которая уже долгое время возглавляет рейтинг мировых образовательных систем, и посмотрим, как можно применить этот зарубежный опыт в России.

В Финляндии в школе учатся 12 лет. Среднее общеобразовательное обязательное и состоит из двух ступеней: нижней (с 1-го по 6-й класс) и верхней (с 7-го по 9-й класс). В 10-м, дополнительном и необязательном классе, можно улучшить оценки. После него есть два пути: поступить в профессиональный колледж или продолжить учёбу в лицее, это 11–12-е классы в общем понимании.

Основные характеристики образовательной системы Финляндии

  • Отсутствие стандартизированных тестов или единых экзаменов. Речь идет об отсутствии культуры тестов (разве что выпускные экзамены имеют тестовый формат). Ученики оцениваются на индивидуальной основе. Система оценивания создается учителями на местах. Преподаватели стараются обучить ребенка предмету, а не подготовить его к тесту. Ученики не могут просто отгадать нужный ответ. Они должны знать материал и разбираться в нем.
  • Высокий уровень профессиональной подготовки учителей. Преподаватели должны обладать степенью магистра, педагогической подготовкой и опытом преподавания (его можно получить в специальных тренировочных центрах для молодых учителей). Профессия учителя популярна и востребована в Финляндии. Высокая зарплата и уважение в обществе создают сильную конкуренцию за место школьного преподавателя.
  • Кооперация vs Конкуренция. Искусственная конкуренция не поощряется. Ученики привыкают отслеживать свой прогресс и не гнаться за оценками. Поддерживается здоровая соревновательная атмосфера. Важным навыком становится умение работать в команде и добиваться высоких результатов в групповом взаимодействии.
  • Равный доступ к образованию для всех учеников. Отсутствуют школы для богатых и одаренных. Все учебные заведения равны и хорошо обеспечены со стороны государства. От родителей не требуют дополнительных вложений в школьный бюджет. Существуют специальные программы для детей с разным уровнем развития, но все они создаются учителями на местах и основываются на индивидуальных характеристиках учеников.
  • Доброжелательная атмосфера. Все занятия начинаются после 9 утра и длятся до 14-15 часов. Организуются длинные перерывы, в которых ученики могут в неформальной обстановке пообщаться с учителями, обсудить школьные дела и поговорить о жизни. Школа не воспринимается как что-то обязательное и тягостное. Для учеников стараются создать позитивную атмосферу, в которой им прежде всего интересно получать новые знания и навыки.

Общие тренды

На примере Финляндии можно выделить основные характеристики современного образования:

  • Школьников учат понимать, что информация может быть получена разными способами, — например, путем целенаправленных рассуждений или интуитивно, исходя из личного опыта. Исследовательский и творческий подход к работе, совместная деятельность, способность фокусировать внимание и концентрироваться — всё это способствует развитию мышления и умения учиться.
  • Мультиграмотность. Способность воспринимать и обрабатывать информацию в различных форматах. Основной упор делается на изучение, интерпретацию и создание текстов. Учащиеся анализируют релевантные для них аутентичные тексты и заложенную в них интерпретацию мира. Это позволяет им полагаться на свои силы и использовать содержание текстов, что, в свою очередь, погружает их в учебу, развивает участие и вовлеченность.
  • Трудовая жизнь и предпринимательство. Развитие интереса и позитивного отношения к работе. Школьники участвуют в проектах и учатся командному взаимодействию. Изучают типы предпринимательской активности и модели поведения в рабочей среде.
  • Развитие способности к культурной деятельности и самовыражению.
  • ИТ-грамотность и применение ИТ-навыков в проектных задачах.
  • Управление повседневной жизнью, вовлеченность в общественные проблемы и ориентация на стабильное устойчивое будущее.

Подобные универсальные формулы преподавания должны быть интегрированы в каждый предмет. Любая школьная активность развивает в ребенке одну или несколько подобных компетенций.

Как применить все это в условиях российской образовательной системы?

Простое копирование чужой системы невозможно и неэффективно. Для изменений в образовании нужны глубокие реформы с ориентацией на конкретные особенности локальной ситуации. Мы можем выделить общие моменты, которые реально внедрить уже сейчас:

  • Поднятие авторитета и квалификации преподавателей. Сокращение количества педагогических вузов и создание тренировочных центров для начинающих преподавателей позволит студентам одновременно углублять знания в своей предметной области и проходить педагогическую подготовку.
  • Естественное повышение заработной платы. За счет первой меры рынок преподавателей должен стать более конкурентным и профессиональным. По данным, опубликованным на сайте Росстата на июнь 2020 года, средняя месячная зарплата педагогических работников образовательных организаций общего образования составляет 41366 рублей. При этом в северных регионах эта сумма возрастает до 100 тыс., а в некоторых не дотягивает и до 25 тыс. рублей. Такая региональная диспропорция может быть исправлена.
  • Разработка нового единого образовательного стандарта, основанного на современных реалиях рынка и общества.
  • Индивидуальный гуманистический подход к ученикам. Школа должна стать местом, где детям хочется получать новые знания. Если научить преподавателей именно такому подходу, то вырастет не только качество образование, но и улучшатся итоговые показатели многих детей.

Очень важно сделать школьное образование в России современным, качественным и доступным для всех граждан. Но не менее важно превратить школу из механической машины в гибкую систему, созданную для полноценного развития человека.

Автор: Марат Уметов
Фото обложки: moren hsu

1. Дополненная реальность

Мы все еще ждем, что дополненная реальность штормом пройдется по нашему миру. На подходе Google Glass, Oculus Rift и другие любопытные вещи, которые привнесут в нашу реальность вкус дополненной и виртуальной реальностей.

Читать еще:  Прот. Владимир Вигилянский о признаках деградации общества

Ожидается, что устройства, подобные тем, которые мы перечислили, будут удивлять публику своими возможностями, позволяя пользователям наслаивать информацию на то, что они видят, посредством контактных линз или очков. В настоящее время доступ к технологиям дополненной реальности в образовательных целях ограничен по большей части приложениями для смартфонов.

К примеру, приложение Sky Map позволяет изучать ночное небо в поисках созвездий, однако до интеграции таких приложений в школы пройдет еще много времени. Не хватает только цельной системы. Дополненная реальность должна затягивать и обладать подсказками для всех случаев обращения к реальным объектам.

С помощью Google Glass и других подобных устройств, которые вот-вот появятся в свободном доступе, студенты смогут исследовать мир без необходимости отвлекаться.

Деньги не имеют значения

Затраты государства практически никак не соотносятся с результатом образования: можно найти страны с одинаковыми расходами, но очень разным эффектом. Самое важное для образования – качество учителя.

Это подтверждают и исследования: когда двум группам среднестатистических школьников давали разных учителей, хорошего (входящего в топ-20% учителей) и плохого (входящего в 20% худших), их результат через три года отличался в два раза: на 53 перцентиля.

Если посмотреть на академические результаты людей, которые приходят в профессию учителя, то в Финляндии это 10% лучших выпускников вузов, в Сингапуре и Гонконге – лучшие 30%, а в Южной Корее это лучшие 5%. Если посмотреть на менее эффективные системы, то в них ситуация зачастую обратная – происходит «негативный отбор», и учителями становятся в тех случаях, когда недоступны другие, более привлекательные для выпускника опции.

Кандидаты на должность учителя в странах с сильным образованием проходят очень жёсткую систему отбора. В Сингапуре это скрининг резюме, тесты, которые проверяют грамотность, интервью с тремя опытными завучами. При этом конкурс на профессию учителя – в Сингапуре 6 человек на место, в Финляндии – 10. Работа учителя хорошо оплачивается, но зарплаты не слишком высокие: в учителя идут не для того, чтобы зарабатывать деньги.

Чтобы школьное образование было на хорошем уровне, достаточно установить для учителей среднюю зарплату по экономике. А чтобы достичь выдающегося уровня, необходимо сделать её на 20%-60% выше среднего уровня. При этом очень важно, чтобы конкурентоспособной была именно начальная зарплата в школе, чтобы привлекать талантливых выпускников, а дальнейший рост зарплаты может быть не таким большим.

👎 Против: много бесполезных предметов и заданий

Училась в одном из лучших вузов своего города-миллионника на бюджете — непонятно зачем пять лет ксерила бесконечные рефераты.

Процесс был устроен максимально неэффективно. Предметы между собой никак не связаны, преподаватели или не могут толком выразить мысль, или диктуют по учебнику, или просят от руки переписывать их конспекты.

Благо я решила параллельно самостоятельно освоить другую профессию. Учебу не бросила только потому, что родители были сильно против, — так и дотянула, зато красный диплом. Но при приеме на работу его ни разу не спросили.

У многих учителей есть идеи, как прокачать учеников и улучшить образовательную систему в целом. Но они часто просто не знают, с чего начать и к кому обратиться за поддержкой их идей. Мы поговорили с победителями конкурса «Рыбаков Фонда», которые уже изменили жизнь детей в своих школах, о том, как придумать и реализовать смелый проект.

1. Создать пространство для свободного общения

Дарья Абрамова, 29 лет, учитель английского языка — проект по созданию коворкинга, Малая Дубна:

Школьных классов и даже зон отдыха недостаточно, чтобы и детям, и учителям было комфортно находиться в школе. Поэтому мы с коллегами задумались о свободном пространстве, где все могли бы общаться в расслабленной обстановке. Школе не хватало неформальности, глотка свежего воздуха: ученики привыкли, что им вещают, а они внимают. Специальная зона с лекторием изменила эту систему.

С появлением общих зон дети стали более открыто общаться, не стесняются попросить помощи у старших, дружат с ними, задают вопросы по учёбе. Бывают классные уголки, а это — уголок целой школы.

Несколько раз в месяц к нам приходят спортсмены, врачи, менеджеры крупных компаний, волонтёры общественных организаций. Специалисты рассказывают о себе, о работе, а дети задают им вопросы. Плюс мы приглашаем родителей проводить мастер-классы: ребята уже научились делать скворечники, мастерить цветы из фоамирана (декоративный пенистый материал для рукоделия), лепить из глины. Приходят поделиться знаниями и выпускники — рассказывают о студенчестве, подготовке к экзаменам.

В итоге формируется сообщество. Пообщаться приходят родители, выпускники, просто друзья и родственники учеников. Мы живём в сельской местности, школа теперь — центр социума.

Сначала мы изучали чужой опыт. Чтобы отличить жизнеспособную идею от фантазии, нужно интересоваться, что же происходит в образовании. А когда заполняешь заявку на конкурс, всегда стоит посмотреть на проекты победителей прошлых лет.

В команде мы сразу разделили обязанности, но все прислушивались друг к другу, и обязательно — к детям. Очень важно было узнать, чего они хотят, чтобы не было отстранённости, когда ребята не понимают, для кого это делают. Проект ради проекта работать не будет.

2. Создать сообщество выпускников

Александр Кузьмин, 42 года, директор школы — проект «Лаборатория выпускников», Павловск

Сейчас наши выпускники ведут у ребят курсы по выбору, организуют школьные события, например 20-летие школы, пополняют фонд целевого капитала. Ещё они учредили премию «ДельтаПлан» за успехи в учёбе: если ученик демонстрирует существенный прирост образовательных результатов, то может бесплатно пройти любой интересный ему онлайн-курс.

«Лаборатория» — это и конкретное место, где могут встречаться выпускники, их офис, и пространство генерации идей, общения и сотворчества. Сейчас «Лаборатория» работает по шести направлениям: организация школьных событий, проведение элективных курсов, участие в образовательных программах, наставничество, продвижение школы, фандрайзинг.

Многие выпускники, которые приняли участие в проекте, говорят, что давно хотели вернуться в школу, но не знали, как это сделать. Они не учителя и не наставники, а просто люди, у которых есть ценный опыт. Например, те, кто сейчас учится в МФТИ, ведут курсы по точным наукам. Недавно мастер-класс провёл выпускник журфака, который работает в кино. До этого выступал сотрудник «ВК», рассказывал о специфике трудоустройства в IT-компании.

Самым крупным проектом выпускников стала программа пополнения фонда целевого капитала. У нас маленькая школа с очень строгим отбором, и родители возмещают фактические затраты на обучение своих детей. Не все к такому готовы. Чтобы больше семей могли позволить себе недешёвое образование, на средства, полученные от инвестиции целевого капитала, в 2020 году выпускники запустят программу грантов.

Реализовать проект «Лаборатория выпускников» системно помогло именно участие в конкурсе «Рыбаков Фонда». Пока готовишь заявку и структурируешь свои идеи, лучше понимаешь, что дальше делать.

Читать еще:  О беспросветно сером. О детских реанимациях на личном опыте

3. Дать ученикам выбор (и возможность заработать)

Юрий Малиновский, 44 года, заместитель директора школы — малое инновационное предприятие «Территория будущего», пос. Большое Исаково

Мы предлагаем ученикам попробовать одну или несколько из 56 разных профессий — от дизайнера или маркетолога до оператора фрезерного станка. Дети выполняют реальные заказы и получают за них честную оплату. Начинается всё с того, что к нам приходит заказчик с заданием — нарисовать и распечатать визитки, отлить наградные кубки, сделать деревянные игрушки и так далее. Ребята выбирают задачу по душе, собирают команду и приступают к работе.

Мы учим детей управляться с инструментами, на которых работают настоящие специалисты. В специальном классе, который появился благодаря грантовой поддержке, установлены фрезерные станки, 3D-принтеры, станки для лазерной резки.

Наша задача — чтобы ребята из села смогли избавиться от ярлыка, который на них навесили: вовсе не обязательно становиться аграриями, трактористами, доярками

Это сложно. У местных часто нет мотивации. Рядом нет большого города, дети даже не понимали, какие у них есть перспективы, чем можно в жизни заняться.

Зато уже в конце прошлого года наших детей позвали учиться в МЭИ, когда они выиграли соревнования по робототехнике. В команде было три человека: программист, инженер, пилот. Ребята создали с нуля робота, и он обошёл даже те модели, которые стоили в десять раз больше. Теперь их ждут в Москве.

Большое Исаково сегодня — элитный посёлок. Оказалось, что достаточно одной школы, которая станет центром социума. Цена земли выросла раза в четыре. Местные бабушки радуются: они теперь миллионерши.

Сейчас мы работаем только с компаниями в Калининградской области, но планируем расширить производство, чтобы ребята смогли брать заказы из других регионов. Отправлять отсюда продукцию достаточно дорого, но можно разработать макет в школе, договориться с заводом в регионе заказчика, чтобы он изготовил детали по нашим чертежам. Я рассказываю детям о таких возможностях, чтобы они понимали — границ в глобальном мире нет.

4. Позволить старшеклассникам быть учителями

Светлана Погадаева, директор школы — проект профориентации школьников как педагогов «Открытая школа активного действия», Междуреченск:

Мы хотели дать школьникам возможность попробовать себя в роли учителей и почувствовать драйв от работы с детьми. Чтобы ребята, которые до этого даже не рассматривали профессию учителя, задумались о ней и кто-то в итоге захотел бы вернуться туда, где ему впервые понравилось учить и учиться.

Всего подали заявки 60 учеников. Понятно, что не все они станут педагогами или пойдут учиться на этот профиль. Например, один мальчик сомневался, хочет он быть учителем или программистом. После работы с детьми понял: преподавать здорово, но программирование ему интереснее. Это тоже полезный опыт — избежать ошибок при выборе профессии. Но после целого года в роли учителей 20 человек убедились, что хотят заниматься этим и дальше, — теперь планируют учиться в педагогическом

Во время проекта ребята продолжали учиться в своих школах, а после занятий приходили к нам. Кураторы помогали им оформлять идеи в полноценные курсы для детей с первого по седьмой классы. Учителям самим было чему поучиться: ребята лучше понимали, как заинтересовать других детей, увлечь их материалом.

Меня особенно удивил курс «Здоровье в наших руках», на котором детей учили готовить смузи и слушать своё тело. Стало ясно, что они поднимают вопросы, которые волнуют их самих. Помощь педагогов-кураторов делает этот процесс легче, структурирует его.

Сейчас идёт приём заявок на конкурс «Школа» «Рыбаков Фонда», и если у вас или вашей школьной команды есть новаторская идея или уже реализованный проект, которым вы хотите поделиться с миром, отбросьте сомнения и принимайте участие!

Современные образовательные технологии

На данный момент существует огромное количество образовательных технологий, мы же с вами рассмотрим наиболее интересные и популярные из них:

STEAM

Эта аббревиатура расшифровывается так: S-science, T-technology, E-engineering, A-art, M-mathematics (maths). Набор этих областей знания (наука, технология, инженерия, творчество, математика) в совокупности представляет собой методологическую базу данной технологии. Смысл её заключается в том, что школьники учатся этим дисциплинам в рамках каких-то практических заданий, проектов, к примеру, по робототехнике, программированию, конструированию, дизайну и т.п. Очевиден вопрос: почему именно по ним?

Всем известная компания LEGO создала проект LEGO education, в рамках которого детишкам предлагается не просто собрать конструктор, а создать целый проект под названием SPIKE Prime (маленький робот). Во время работы над ним дети учатся и конструированию, и программированию. Согласно исследованиям компании, 65% нынешних учеников будут работать именно по этим специальностям, поэтому сейчас активно в образовательный процесс внедряются технологии STEAM.

Кстати сказать, раньше эта аббревиатура называлась STEM, без учета творческого критерия. Однако позже был добавлен критерий Art, показывающий, что даже в точных науках требуется творческий подход и креативное мышление. Схематично эту систему можно представить так:

Вообще, образовательная технология STEAM ориентирована в большей степени на практику, даёт детям и подросткам понять, что полученные знания можно и даже нужно сразу же применять. Также методика позволяет обучающимся раскрываться, высказывать свою позицию, общаться и работать в команде, создавать креативные и инновационные продукты. Еще больше о данной образовательной технологии можно прочитать здесь.

Фишбоун

А точнее, Fishbone, что в переводе означает «кости рыбы», «скелет рыбы», соответственно, представьте, что перед вами лежит рыбина, с головой и хвостом, посередине проходит позвонок, а кверху книзу отходят ребра. Хотя подождите представлять, выглядит это так:

Как думаете, откуда пришла эта схема? Да, конечно, это Япония! Где же еще так любят рыбу? И тем не менее данная технология успела распространиться по всему миру. Профессор Каору Исикава, крупнейший японский теоретик менеджмента, работавший в команде Toyota, создал эту диаграмму в далёком 1952 году в целях схематизации процесса поиска причинно-следственных связей, а также интенсификации критической оценки событий и факторов, связанных с ним.

Как видно из изображения, голова рыбы – это проблема, главный вопрос, исследуемое событие или явление, объект изучения. Дальше от «позвонка» отходят вверх причины, последовавшие от нисходящих фактов, то есть ряд сопутствующих фактов вызвал определенные реакции объекта, транслируя появление причин. Соответственно, совокупность этих фактов с причинами приводит к выводу, итоговому результату, последствиям.

Безусловно, когда то или иное явление подвергается такому анализу, буквально «расчленению», учащиеся более явно видят работу причинно-следственных связей, учатся анализировать и подвергать детальному разбору исследуемый вопрос. Это бесспорный плюс данной техники

Сингапурская методика

Мы с вами привыкли к мысли: чем меньше в классе учеников, тем лучше усваивается и запоминается материал, потому что в маленьких группах и контроль со стороны преподавателя качественнее, и у детей меньше соблазнов поговорить, пошалить, и спросить можно больше учеников по домашнему заданию. Однако вот вам такой факт: сингапурские ученики, работающие примерно по 40 человек в классе, признаны одними из сильнейших в мире в области функциональной грамотности (математика и естественные науки). К тому же в сингапурских школах, которые особо не отличаются друг от друга, молодой учительский состав. В чем секрет?

Читать еще:  Что значит если зеваешь в пятницу. Зевалка по времени

Конечно! В технологии обучения! Весь процесс обучения состоит из так называемых структур, которые в совокупности представляют собой сущность это современной образовательной технологии. Её главные принципы: коммуникативность, тимбилдинг, смена ролей, изменение роли учителя (он становится неким модератором процесса обучения, проводником для исполнения алгоритма), партнерские отношения между учениками, их сотрудничество.

Сингапурских структур насчитывается около 250, чуть ниже приведем список наиболее известных:

  • Teambuilding
  • Rally Robin
  • Round Robin
  • Clock Buddies
  • Hi-Five
  • Mix Pair Share
  • Corners и др.

Обратите внимание, что названия этих структур описаны на английском языке. Это не случайно, потому что обучение в Сингапуре проходит именно на нем. Также сами сингапурские эксперты в области образования отмечают, что брали лучшие техники из советского образования, испытанные американскими школами, и внедряли их под азиатский формат. Так и родилась эта образовательная технология. Непосредственное отношение к созданию таких методик имеют советские ученые, педагоги Лев Выготский, Даниил Эльконин и Василий Давыдов.

Наглядный пример проведения урока с использованием сингапурской технологии обучения можно посмотреть здесь:

Если же вы заинтересовались конкретным описанием каждой структуры, то подробнее можете почитать в этой статье. А мы тем временем обратимся к следующей образовательной технологии.

AGILE

Эта технология образования была разработана в середине прошлого века, однако её расцвет пришел вместе с Джеффом Сазерлендом, который стал отцом технологии Scrum и Agile-манифеста. Первоначально технология была в большей мере задействована в IT области, тем не менее позже она проникла в разные сферы, в том числе и в образование. Здесь отметим несколько принципов Agile технологии:

  1. Взаимодействие людей.

Люди и их взаимодействие противопоставляются инструментам и процессам, которым во время обучения зачастую уделяется больше внимания. Например, вы точно замечали, как в школе или университете преподавателям важнее было правильно заполнить журнал, написать учебную программу, рассадить всех в правильных местах, а не уделить внимание ученику или студенту, однако это все только инструменты. Реальную ценность образование приносит не путем налаживания материальных и формальных процессов, а путем продуктивного взаимодействия учитель-ученик.

  1. Реальный продукт.

Акцент на тестировании, приоритет хороших оценок по контрольным и самостоятельным, формально ориентированный подход – то, что отрицает Agile технология. Вместо того, чтобы постоянно тестировать учеников, можно провести обсуждение, беседу по той или иной теме. Во время таких форм контроля учитель выносит для себя гораздо больше информации о знаниях своих подопечных, соответственно, ему легче выстраивать маршрут дальнейшего обучения.

Как часто учителя создают совместные проекты для учеников? Вообще, как часто педагоги общаются между собой по поводу образовательного процесса, а не сторонних тем? А ведь серьезную лепту в образовательный процесс учителя могут вносить, используя ресурсы друг друга.

Почему бы не провести смешанный урок по географии и математике? Можно было бы посчитать расстояние от нашей страны до стран СНГ, построить геометрическую карту, составить функцию отдаления от Москвы до других столиц и т.п. На стыке двух или больше областей создаются довольно интересные идеи, для этого необходимо создавать несколько иные площадки для общения педагогов, нежели совещания, педсоветы и т.п.

  1. Готовность принимать изменения.

Адаптивность – важнейший принцип Agile, позволяющий реагировать на все изменения. Да, безусловно, нужна стратегическая цель, но отклонения от краткосрочных планов – это нормально. Строгое следование рабочим программам может игнорировать реальные потребности учеников. Если для объяснения Present Perfect ученикам потребуется дополнительный урок, учитель может слегка отклониться от плана и организовать урок, посвященный разбору времени. Ученикам это будет только на пользу, ведь это главное.

Эти принципы заложены в систему Agile. Кстати, если вы заинтересовались современными образовательными технологиями, мы предлагаем вам нашу программу «Лучшие техники самообразования», где за 5 недель вы освоите приемы и методы более интересного и эффективного обучения.

Диджитализация и смешанное образование

Странно не использовать цифровые технологии для обучения поколения, которое всю сознательную жизнь пользовалось гаджетами и интернетом. Технологии, безусловно, могут повысить эффективность обучения и сделать его более доступным. Использование онлайн-платформ в качестве дополнения к очным занятиям позволит оптимизировать процесс и снизить нагрузку на преподавателей. Все больше университетов в мире переходят на смешанные форматы обучения, когда студенты самостоятельно изучают теорию на платформе, а время урока отводится на живой обмен мнениями, практику, командную работу, творческий поиск, человеческое взаимодействие. Наверняка развитие онлайн-инструментов продолжится, и в ближайшем будущем мы увидим более массовый переход на смешанный формат.

Влияют ли Программы на уровень образования?

Вопрос об образовательных Программах настолько сложен (знаю это как специалист дошкольного образования), что разбираться с ним нужно отдельно.

Результатом же работы учителя является усвоение учениками Программы, существующей в Системе образования в конкретный исторический период.

То есть учитель работает только с той Программой, которая есть, не забывая, при этом, о развитии личности школьника средствами преподаваемого им предмета.

А вот разрабатывают программы учёные, отбор которых в педагогическую науку сегодня полностью аналогичен отбору талантливых учеников , о котором я упоминала выше.

Поэтому, какие уж у нас ученые и руководители Системы Образования имеются – к ним и вопрос по содержанию программ.

А учителя делали и делают всегда, и сегодня тоже, своё дело.

6. Внеурочка

Официально школа сейчас не выполняет воспитательной функции — только образовательную. Поэтому многие учебные заведения даже не пытаются организовать досуг детей.

В нашей школе мне не нравится организация школьных мероприятий. Кроме учёбы дети должны проводить время с одноклассниками и учителями, делать какие-нибудь проекты, конкурсы. У нас этого нет. Разве не маразм — не пустить на торжественную часть вручения аттестатов или на юбилей школы учеников и сидеть в зале, полном учителей? Или, например, полный запрет на школьные дискотеки…

Другие учреждения образования стараются вовлечь учеников во внеурочную жизнь, но без системного подхода тоже получается плохо. Недовольны и учителя, и дети.

В целом ФГОСы мне нравятся. Думаю, они на самом деле более соответствуют современной жизни, чем традиционная система обучения. Не нравится обязательная внеурочная деятельность, из-за неё у некоторых детей вообще ни на что времени не хватает.

Наталия Чипышева, учитель начальных классов

Меня убивает добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, кружков, классных часов. У меня свои секции, мне не нужны эти чаепития и концерты!

Георгий Порохов, ученик 7-го класса

А какие недостатки системы школьного образования видите вы? Что не устраивает вас как родителя, учащегося или, быть может, педагога? Высказывайте конструктивную критику в комментариях.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector