5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как избавиться от интернет-зависимости у детей и подростков

Как избавиться от интернет-зависимости у детей и подростков

Современные дети все реже играют на улице и все чаще «сидят» в Интернете. Преодолеть зависимость от гаджетов сложно, но есть способы, помогающие ее избежать. Об этом и будет идти речь в данной статье.

Грамотное использование информации из всемирной сети может оказать положительное влияние на развитие детей. Но несмотря на то, что сейчас существует большое количество образовательных и развивающих web-программ, интернет становится серьезной проблемой — источником зависимости и нарушения в поведении.

Какая бывает зависимость?

  • Веб-серфинг – беспорядочные переходы с сайта на сайт.
  • Виртуальное общение: знакомства, чаты, сообщества и т.п.
  • Онлайн-игры.

Что такое интернет-зависимость: увлечение или одержимость

«Моему сыну всего 9 лет, но он уже умело играет во многие компьютерные игры, разбирается в современных гаджетах. В последнее время меня стало это пугать. Учителя жалуются на плохое поведение сына — даже на уроках он сидит в интернете со смартфона или играет. Он стал плохо учиться, ведь не успевает как следует выучить уроки из-за бесконечных игр. Когда все уже ложатся спать, сын может тихонько включить компьютер и опять бродить по сайтам или запустить свои стрелялки. Не знаю, как грамотно погасить его чрезмерную любовь к гаджетам. Не хочу испортить наши отношения и вызвать агрессию со стороны ребенка».

Интернет-зависимость (или интернет-аддикция) — навязчивое стремление постоянно находиться в сети и болезненная неспособность вовремя «переключиться» на реальную жизнь. [1]

Многие дети в возрасте 5-12 лет часто с головой уходят в интересные увлечения. И неважно, что это — коллекционирование наклеек, плетение браслетов из бисера или онлайн-игры. Если ребенок получает неограниченный доступ к гаджетам и компьютеру, подключенным к интернету, он быстро «втягивается». Один клик, и ребенок уже во всемирной паутине, где он может найти массу развлечений, уйти от проблем и стать тем, кем захочет. Если не обеспечена своевременная профилактика интернет-зависимости, подросток так увлекается виртуальным пространством, что заменяет им реальность, проводя в сети до 18 ч. в день.

Статус взрослой и детской интернет-зависимости как психического расстройства пока не установлен официальной медициной. Но по мнению многих специалистов, механизм ее формирования во многом схож с алкогольной, никотиновой и наркотической аддикциями. В качестве примера можно рассмотреть игровую интернет-зависимость. Последние исследования показывают, что количество дофамина (гормон удовольствия), вырабатываемого в процессе видеоигры, сопоставимо с действием некоторых наркотических веществ. [2]

Чем опасна интернет-зависимость у детей:

  • потеря интереса к происходящему вокруг;
  • нарушение коммуникативных навыков;
  • нарушение сна и режима питания;
  • снижение успеваемости в школе;
  • повышенная возбудимость и тревожность;
  • ухудшение памяти;
  • проблемы со здоровьем (ожирение, болезни глаз и позвоночника, боли в голове).

Признаки компьютерной зависимости у детей

Выделяют следующие признаки компьютерной зависимости:

— агрессивное, яркое сопротивление в момент попыток отвлечь малыша от компьютера;

— эмоциональный, выраженный подъем, а также эйфория после контакта с компьютером;

— предвкушение предстоящей игры на компьютере затмевает все мысли и дела;

— нарушение внимания, падение успеваемости в школе;

— компьютерная зависимость не позволяет следить за временем, малыш засиживается до глубокой ночи и даже способен играть всю ночь напролет;

— все свои денежные сбережения малыш способен отдать, чтобы купить игры или оплатить интернет;

— отмечается нарушение в режиме питания, без еды малыш способен проводить за компьютером много времени;

— для поддержания себя в тонусе некоторые дети пьют кофе;

— наблюдается сужение круга интересов, с малышом сложно говорить на отвлеченные темы, не касающиеся тем компьютера;

— прежние занятия полностью обесцениваются, перестают представлять хоть какую-нибудь значимость;

— при препятствии долго просиживать за компьютером развивается агрессия, возникает раздражительность;

— при отнятии компьютера, ребенок превращается в злого, способного на угрозы и шантаж, требующего в агрессивной форме пустить к компьютеру.

Чем чревата зависимость у детей

Первое, что страдает у ребенка с компьютерной зависимостью, это личностные качества. Он становится менее дружелюбным, ему не интересно общение, при запущенных случаях появляется агрессия.

Из-за того, что компьютер дает ощущение вседозволенности и безнаказанности, подростки начинают проецировать это поведение на реальную жизнь. Искажаются понятия добра и зла, ребенок перестает проявлять инициативу, брать на себя ответственность. Только при реальном общении со сверстниками формируется гармоничная личность ребенка.

Но не только психика страдает у ребенка. Из-за долгого нахождения за компьютером может нарушиться острота зрения, страдает опорно-двигательный аппарат, искривляется позвоночник, формируется некрасивая осанка.

Из-за того, что ребенок постоянно забывает вовремя принять пищу, появляется гастрит, запор, может даже развиться геморрой. Кроме этого, возникает хроническая усталость из-за того, что ребенок не досыпает и не гуляет на свежем воздухе. Но эту усталость может маскировать возбужденность от игр или нахождений в чатах, в итоге, организм еще больше переутомляется.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«КАК ВЫЯВИТЬ И ПРЕОДОЛЕТЬ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТЬ У РЕБЕНКА»

воспитатель Жигарева И.В.

Современные дети просто обожают бродить по Интернету, общаться с друзьями и, конечно, играть в онлайн-игры. Поэтому родителям важно объяснить им правила поведения, а также напомнить об опасностях, которые подстерегают неопытных пользователей всемирной сети. Как научить ребёнка ответственности в Интернете и защитить его от возможных проблем?

Дошкольники и Интернет

Последние исследования показывают, что именно дошкольники – самый быстрорастущий сегмент пользователей всемирной сети. В этом возрасте деятельность ребенка в Интернете проходит при непосредственном участии родителей. Они могут посадить малыша к себе на колени при посещении детских сайтов, общении с родственниками через веб-камеру или просмотре семейного фотоальбома.

Дошкольники, как правило, с лёгкостью осваивают Интернет, учатся основным навыкам работы с ним, но ещё сильно зависят от старших при поиске сайтов и понимании информации из сети.

Ключевую роль в обучении детей навыкам безопасного пользования Интернетом играют родители. Они должны следить, чтобы ребёнок не выходил самостоятельно в сеть, и ограничивать сроки пребывания за компьютером.

Ребенку только исполнился год — а он уже знает, как пультом включить телевизор, позже нужный диск с конкретным мультфильмом малыш находит самостоятельно – даже не умея читать. Дальше — больше.
Причины увлечения современных детей компьютерами вполне понятны. Из чего состоит их жизнь в усредненном варианте? Гуляют под присмотром (как минимум, с сотовым телефоном) или вообще не гуляют. Общаются со сверстниками только в детском саду, школе или в спортивной секции. Общение с дворовыми мальчишками или девчонками – эпизодическое (не как в нашем детстве). Казалось бы, чего беспокоиться: «Чем бы дитя не тешилось – лишь бы не плакало!» Сидит себе дома, не влезает ни в какие житейские уличные передряги, но, увы, интернет-зависимость у детей и подростков различного возраста, несмотря на всю свою внешнюю безобидность, по сути, скорее всего, является бомбой замедленного действия.
А компьютерные игры захватывают. Эмоции, которые испытывает ребенок, выигрывая или проигрывая, например, в компьютерный футбол – такие же настоящие и яркие, как в реальности. А иногда даже и сильнее. Игра раскрепощает, все, что было задушено, зажато – выходит на поверхность. Агрессия, ярость, слезы – признаки настоящей истерики.

Читать еще:  Протоиерей Серафим Ган: Почитать нужно мучеников, а не их палачей

Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.
Вот самый простой тест на компьютерную зависимость у детей для родителей. Ответьте честно на следующие вопросы:
Ваш ребенок:
1. Проводит время за компьютером ежедневно, не пропуская ни дня;
2. Включая компьютер, утрачивает ощущение времени;
3. Никогда не встает из-за компьютера, не завершив игру;
4. Принимает пищу возле монитора компьютера;
5. Не соглашается с вашим утверждением, что слишком много времени занят компьютером;
6. Не заканчивает игру, пока не достигнет желаемого уровня;
7. Слишком сильно гордится результатами и достижениями в играх и сообщает о них всем окружающим;
8. Не делает уроки, не слушает замечания;
9. Если компьютер сломался, сильно раздражается;
10. Если взрослые отсутствуют дома, все время проводит за компьютером.
Если на 5 вопросов теста вы ответили положительно, то уже вполне можно говорить о компьютерной зависимости ребенка.
Вот такой совсем простой тест на компьютерную зависимость поможет вам выявить проблему.

Часто родителям трудно признать существование проблемы у их ребенка. Но даже если вы проблему не признаете, это не значит, что ее нет, она сама по себе не исчезнет. Пускать на самотек ситуацию никак нельзя, последствия могут быть весьма плачевны.

А вот тест на компьютерную зависимость, на вопросы которого попросите ответить ребенка:
1. Часто ты проводишь время за компьютером?
— ежедневно – 3 балла;
— один раз в два дня – 2 балла;
— только когда нечего делать – 1 балл.
2. Какое количество времени за один подход ты посвящаешь компьютеру?
— более 2-3 часов – 3 балла;
— 1-2 часа (увлекаюсь игрой) – 2 балла;
— не более часа – 1 балл.
3. В каком случае ты решаешь выключить компьютер?
— пока не выключат родители – сам не выключаю, или выключаю, когда он перегревается, или когда не начинаю засыпать, или когда начинает болеть спина, или сливаются цвета – 3 балла;
— бывает по-разному, иногда могу выключить компьютер сам – 2 балла;
— выключаю сам по собственной воле – 1 балл.
4. Когда у тебя появляется свободное время, на что его потратишь?
— конечно, на компьютер – 3 балла;
— зависит от настроения и желания, возможно, на компьютер – 2 балла;
— вряд ли буду сидеть за компьютером – 1 балл.
5. Пропускал ли ты какие-то важные мероприятия или учебу ради игры в компьютерные игры?
— да, было такое – 3 балла;
— пару раз, возможно, и случалось, но мероприятие не было таким уж важным – 2 балла;
— нет, никогда такого не было – 1 балл.
6. Насколько часто ты думаешь о том, чем занимаешься сидя за компьютером, например, об играх:
— почти все время думаю об этом – 3 балла;
— могу пару раз вспомнить в течение дня – 2 балла;
— почти совсем не вспоминаю, может быть, очень редко – 1 балл.
7. Чем для тебя является компьютер? Какую роль в твоей жизни он играет?
— компьютер — для меня все – 3 балла;
— большую роль, но и других интересных вещей в жизни много, которые тоже для меня много значат – 2 балла;
— компьютер не занимает какое-то особое место в моей жизни – 1 балл.
8. Когда ты приходишь домой, то первым делом:
— иду к компьютеру и включаю его – 3 балла;
— каждый раз бывает по-разному, иногда сажусь за компьютер – 2 балла;
— точно не сажусь за компьютер – 1 балл.

Теперь подсчитайте сумму баллов.
8-12 баллов – все отлично, ни о какой компьютерной зависимости у вашего ребенка нет и речи.
13-18 баллов – зависимости пока нет, однако стоит внимательно отнестись к тому, чтобы ребенок проводил меньше времени за компьютером, имел другие увлечения, интересных друзей, гулял на свежем воздухе. Обратите внимание на ребенка, пока не стало поздно.
19-24 балла – у ребенка на лицо компьютерная зависимость.

Срочно необходимо принимать меры! Скорее всего, без семейного психолога обойтись будет сложно. Начинать нужно менять ситуацию безотлагательно.

Как не допустить развития интернет — зависимости?

1 — по возможности ограничивать время пребывания ребенка в сети. Полностью оградить ребенка не получится, уже в детском саду он будет выглядеть белой вороной, если не будет иметь того, что имеют другие дети. Сами по себе интернет и поиск информации не вредны — напротив, в современном мире владение компьютером приравнивается к базовым навыкам, вроде умения писать и читать, поэтому то, что для людей старшего и среднего поколения в новинку, для нынешних детей — норма жизни. Важен не сам факт использования интернета, а то, сколько времени там проводит ребенок.

Самое главное в этой ситуации — не сделать компьютер и игры на нем «призом», подарком за хорошее поведение и т.п. Ребенок также не должен испытывать чувство несправедливости: другие члены семьи могут играть в компьютер, а ему запрещено.

Надо с самого начала заключить с ребенком своеобразный договор, и тогда, возможно, удастся избежать привыкания ребенка к нахождению в Сети.

2 — Постараться с самого начала обратить внимание ребенка на позитивные стороны интернета — возможность получить быстрый ответ на интересующие вопросы, наглядность материалов, широкие возможности для саморазвития и обучения.

3 — Излишне не заострять внимание ребенка на его пристрастии, так как возможно это лишь временный интерес, а слишком агрессивная реакция родителей, напротив, только закрепит желание и дальше погружаться в виртуальное пространство, просто из чувства противоречия родителям.

4 — Важно дать ребенку альтернативу времяпрепровождению в сети, занимать его чем-либо. В этом помогут различные кружки, спортивные секции, чтение книг. Но все это будет иметь смысл, если ребенок будет видеть перед собой наглядный пример — если родители не читают, бессмысленно упрекать ребенка отсутствием интереса к чтению.

Чем опасна интернет-зависимость

— Эйфория за компьютером

— Увеличение количества времени за компьютером

— Пренебрежение семьей, друзьями

— Проблемы с учебой, отказ делать уроки

— Сильное раздражение при просьбе выключить компьютер, либо игнорирование такой просьбы

— Ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компьютерного мира

— Сухость в глазах

— Головные боли и боли в спине

— Пропуск приемов пищи, нерегулярное питание

— Расстройство сна, изменение режимов сна

— Синдром карпального канала (когда из-за длительного перенапряжения мышц – идет туннельное поражение нервных стволов руки)

Профилактика: что делать родителям

В советское время по ТВ было ограниченное количество передач для детей. В «Гостях у сказки» ждали с нетерпением всю неделю. Наши современные дети при желании могут круглосуточно смотреть телевизор. Нам удобно: ребенок занят, можно заняться своими делами. То же самое касается и компьютера. Ребенок рядом, под присмотром, играет, не мешает.

Но такой образ жизни может разрушить отношения, отдалить вас от детей. Поэтому родителям надо бороться, прежде всего, со своей ленью и начать активное участие в жизни ребенка:

— Поощряйте другие интересы. Запишите ребенка в кружок или спортивную секцию, станьте вместе с ним волонтерами (например, можно ходить в Дом малютки – играть с детьми);

— Регулярно говорите с ребенком о его настроении: что он думает, чем занят, о чем переживает. Компьютерная зависимость может быть просто фоном более глубоких психологических проблем.

— Установите ограниченное время взаимодействия с компьютером. Это касается и смартфонов: некоторые по привычке считают современные телефоны лишь «средством связи», но на самом деле — это те же компьютеры.

— Если вы наблюдаете, признаки зависимости, привлекайте к помощи других людей, специалистов. Пусть о проблеме скажет вашему ребенку врач, спортивный тренер, уважаемый друг семьи или профессиональный психолог. Авторитетные источники информации помогут ребенку правильно оценить свое состояние.

Читать еще:  Исповедь бывшей послушницы — тест Господа каждому из нас

Увлечение приводит к проблемам в самореализации лишь тогда, когда виртуальная реальность начинает подменять собой учебную, спортивную, трудовую деятельность. И только в этом случае. Ведь подчас вкус успеха в компьютерном мире помогает ребенку повысить самооценку, поверить в себя – и начать более успешную жизнь в реальности».

Меры предосторожности при работе с ПК для детей разного возраста.

• Компьютер ни в коем случае нельзя ставить в детской комнате. Это правило распространяется на все возрастные группы.

• Ребенку можно сидеть за компьютером только вместе с кем-то из взрослых.

• По возможности демонстрируйте ребенку материальные результаты его работы за компьютером, например, распечатки.

• Время, проводимое ребенком за компьютером, вначале не должно превышать 7-10 минут два раза в день. Постепенно это время можно увеличивать, доводя до 40 минут для детей в возрасте 7 лет. После игр и других занятий за компьютером ребенок обязательно должен сделать гимнастику для глаз, а также короткую разминку (упражнения для кистей рук, приседания, прыжки, наклоны).

• Установите четкие правила пользования компьютером и в особенности Интернетом, объясните ребенку, чем грозит их нарушение. Расскажите, какие опасности связаны с посещением Интернета.

• Ребенок должен твердо усвоить, что, находясь в сети, он никогда не должен выдавать какую бы то нибыло информацию личного характера.

• Научите ребенка здраво оценивать информацию, которую он находит в Интернете. Объясните, почему этой информации не всегда можно верить.

• Старайтесь постоянно быть в курсе того, что ваш ребенок делает в сети. Он должен знать, что, если во время посещения Интернета его что-то напугало или показалось странным, нужно обязательно рассказать об этом вам.

• Ребенок должен помнить, что ни в коем случае нельзя загружать и копировать что-либо на компьютер без вашего одобрения.

Дорогие родители! Протяните руку помощи собственным, поймавшимся, словно рыбка на крючок, детям! Однажды окунувшись в завлекательный мир интернет — паутины с головой, ваш ребенок рискует больше не появиться на поверхности нашей реальности – сначала исчезнут из его жизни реальные живые друзья, им на смену придут виртуальные, затем исчезнут его социальные проявления, а потом и он сам. И вернуться к прошлому будет ой как непросто, ничуть не проще, чем бросить употреблять алкоголь или наркотики. Ребенок может попросту обесценить сою реальную жизнь, превратив ее буквально в ничто, бросив её к ногам своего нового сверхценного виртуального мира, в котором он не чувствует себя таким, а также настолько одиноким. Это становится похоже на хождение по мукам в лабиринте, из которого реального выхода он сам может так и не найти.

Если Вас коснулась такая беда — обращайтесь к психотерапии за профессиональной помощью. Чем дольше продлится зависимость – тем труднее с ней будет справиться, чтобы вернуться не к прошлой, а к сегодняшней своей нормальной жизни.

Вот какие шуточные стихи пишут некоторые интернет — зависимые:

«Я узнал, что у меня есть огромная семья:

Монитор, системный блок. В сети вставлен проводок.

Винд, заставка — небо голубое. Это – все мое, родное!

Без инета жить нельзя – игровой наркоша я!»

Что должны знать родители о возникновении аддикции у детей?

Важно: не упустить тот момент, когда простой интерес детей к компьютерной игре или необходимое пользование интернетом для учебы сменяется нездоровым влечением к пребыванию в социальных сетях, то есть аддикцией.

Чтобы этого не случилось, нужно постоянно наблюдать за своим ребенком и определять, нет ли у него интернет зависимости, ее признаков. Конечно, тотальный контроль или запрет оттолкнет или озлобит подростка. Родителям нужно проявить разумное отношение к пребыванию детей в виртуальном мире, их должно насторожить, если у подростка проявляются следующие симптомы:

  • утрачивается чувство времени, т.е. он не контролирует процесс пребывания в сети: может очень долго играть, с трудом переключаясь на другой вид деятельности;
  • постепенно теряется интерес к классическим подростковым занятиям (спортом, чтением, туризмом, музыкой);
  • самоустраняется от реальной жизни, общения со сверстниками, родственниками;
  • становится раздражителен, когда компьютер по каким-либо причинам становится недоступен, и принимает этот факт, как вселенскую трагедию;
  • появляется очень высокая конфликтность с окружающими или наоборот отстраненность от общения;
  • ухудшается самочувствие, проявляющееся в повышенной тревожности, кошмарных снах, хронической усталости, нарушении осанки, ухудшении зрения.

Психологи подчеркивают, если поведение ребёнка адекватно, он весел и общителен, с интересом занимается любимым делом, успевает в школе, то причин для беспокойства нет. Интернет нельзя совсем исключать из жизни школьника, так как полезную информацию иногда можно получить именно там.

Кроме непосредственного наблюдения за подростком существуют определенные тесты — опросники, которые помогут родителям диагностировать симптомы нежелательного поведения детей.

Тесты для диагностики интернет зависимости и ее признаков

Опросники просты и доступны в домашнем использовании. Вот, например, как выглядит один из тестов, разработанных психологами для наблюдения за детьми. С его помощью родителям предлагается оценить поведение школьника:

  1. Ежедневно много времени уделяет компьютеру (более шести часов в неделю);
  2. Теряет контроль над временем, когда садится за компьютер;
  3. Не прекращает виртуального общения, пока не завершит игру или общение;
  4. Питается возле монитора, не обращает внимания на гигиену;
  5. Отвергает утверждение взрослых, что слишком много времени находится за компьютером;
  6. Неадекватно реагирует на просьбу выключить компьютер (скандалит, плачет, обижается);
  7. Очень гордится достижениями в играх и заявляет о них всем окружающим;
  8. Не занимается уроками, пропуская мимо ушей замечания взрослых по поводу школьных обязанностей;
  9. Сильно раздражается и даже впадает в истерику, когда происходят неполадки с компьютером;
  10. В отсутствии дома взрослых, все время проводит в интернете.

При положительных ответах на пять вопросов теста можно говорить о интернет зависимости ребенка.

Этапы и формы проявления аддикции

Родители должны знать о существующих разновидностях интернет зависимости в подростковом возрасте и этапах ее прохождения. Аддикция, привыкание, имеет несколько стадий, и в родительских силах вовремя заметить, остановить ее развитие. Итак, существуют следующие этапы:

  1. Легкая увлеченность, когда ребенок получает чувство удовольствия от игры. Взрослые не придают значения такому моменту, наоборот, зачастую поощряют детей, думая, что они интеллектуально развиваются.
  2. Увлечение онлайн — игрой становится болезненной потребностью, принимает систематичность и постоянство.
  3. Появляются негативные мысли, тревожное состояние, истеричность, неудовлетворенность в общении, учебе, если подросток проводит какое-то время без виртуального пространства.

Исследователи на основе интернет зависимых симптомов и признаков определили основные формы аддикции, три из которых наиболее свойственны детям:

  1. Игровые зависимости, которые заключаются в пристрастии к онлайн – играм.
  2. Ярко выраженная потребность в соцсетях, где подросток ищет виртуальные знакомства и онлайн – общение.
  3. Хаотичный веб – серфинг, когда подросток просто бесцельно переходит с одного сайта на другой и не может остановиться, хотя при вопросе: что он ищет, ответить ничего вразумительного не может.

Проблема интернет-зависимости

Чтобы понять, есть ли аддикция у вашего сына/дочери, проанализируйте его/ее поведение.

  • Ребенок ежедневно сидит за компьютером, будто прирос попой к стулу. У него пропадает чувство времени, и от любимой игры или переписки приходится отрывать буквально силой.
  • Появились перепады настроения, немотивированная агрессия, угнетенность.
  • В руках постоянно какой-то гаджет. Даже за обедом он как Юлий Цезарь умудряется есть суп, кивать головой в такт вашим словам и не отрывать взгляд от экрана.
  • Гордится достижениями в виртуальном мире: набрал 200 лайков, перешел на новый уровень игры. Об учебе, друзьях, хобби рассказывает неохотно.
  • Снижается успеваемость, теряет интерес к учебе.
  • Вне интернета не знает, чем заняться. Если раньше он ездил в деревню к бабушке с удовольствием, то теперь воспринимает это как ссылку. Ведь там 3G не ловит.
  • Повышенная возбудимость, нарушения сна.
Читать еще:  Чем отличается храм от собора и церкви, каково значение этих слов. Чем собор отличается от храма? Что означает слово кафедральный собор

Если хотя бы четыре пункта соответствуют истине – проблема есть. Даже если вы ее не признаете, сама по себе аддикция не «рассосется».

Про интернет-зависимость детей говорят ученые всех стран. В США даже открыли специализированные больницы для лечения людей, которые чрезмерно увлекаются онлайн-играми и соцсетями. Аддикция превращается в болезнь.

Любопытный психологический эксперимент провели в Британии: предложили 30 подросткам от 12 до 17 лет прожить один день без гаджетов.

Дети находились в доме с оборудованным спортзалом, игровой комнатой. В их распоряжении были музыкальные инструменты, книги.

Ребята мужественно выдержали два часа изоляции, но потом начались проблемы. Они просто не знали, чем себя занять! Руки сами тянулись к несуществующему смартфону или планшету.

Эксперимент прекратили досрочно: только 30% испытуемых нашли себе дело – книги, интеллектуальные игры, спорт…

Остальные бесцельно смотрели в окно или метались из угла в угол. Ни о какой коммуникации между собой даже речи не шло.

Интернет-зависимость у подростков развивается с космической скоростью. Самые популярные формы это:

  • игровая зависимость;
  • соцсети, форумы, сайты знакомств (убивают время);
  • киномания (постоянный просмотр онлайн-фильмов);
  • бесцельный веб-серфинг.

Понятие

В некоторых странах (США, Китай) интернет-зависимость стала столь распространённой, что учёные предлагают относить её к числу заболеваний. В США даже создана специализированная клиника для лечения людей с чрезмерной привязанностью к онлайн-играм и соцсетям.

Интернет-зависимость называют аддикцией, т.е. отклонением в поведении, при котором у человека нарушается чувство реальности, теряется ощущение времени, утрачивается критическое мышление, ограничивается руководство своими поступками. Ребёнок становится менее активным, нарушается цикл сна и бодрствования. Наступает психическая и физическая зависимость.

Механизм её формирования очень схож с никотиновой, алкогольной и наркотической, хотя при интернет-зависимости нет прямого действующего вещества. Это не химическая, а исключительно психическая зависимость, влияющая, впрочем, на те же рецепторы в центрах удовольствия.

Как ни прискорбно, интернет-зависимость сейчас наблюдается даже у малышей-дошкольников. Наверняка среди ваших знакомых найдутся дети, умело использующие планшет родителей или даже обладающие собственным. Это ведь так удобно: отвлечь малыша, включив ему развивающий мультик или полезную игру. Между тем, перекладывая на электронные девайсы функции развлечения и воспитания детей, родители сами строят основу будущей интернет-зависимости.

У школьников подросткового возраста зависимость от интернета может говорить также о наличии психологических сложностей – нереализованности в кругу общения, проблемных отношений в семье, сложностей с учёбой, от которых подросток прячется в более успешной виртуальной жизни.

Инструкция: как преодолеть зависимость ребенка от гаджетов

Самостоятельно избавить ребенка от «гаджетозависимости» возможно в том случае, если она только-только начинается. Соблюдение нескольких элементарных правил в общении с чадом помогут решить этот вопрос.

Пересмотр взаимодействия с ребенком

Психологи рекомендуют родителям проанализировать, как часто и каким образом они проводят время со своим ребенком. А затем, на основе полученных результатов, подумать, а действительно ли такое общение способствует хорошим отношениям в семье? К примеру, совместное выполнение уроков не является общением – для ребенка это просто обязанность, которую необходимо ежедневно выполнять.

Откровенные разговоры на разные темы, обмен интересной, ценной информацией, опытом и советами – вот что действительно имеет значение при межличностных контактах внутри семьи.

Никаких угроз и запретов

Очень часто взрослые рассчитывают преодолеть зависимость ребенка от гаджетов угрозами, что отнимут их и запретят даже подходить близко. Такая ситуация вызовет у чада не только расстройство (ведь многие считают гаджет своим единственным другом), но и протест, а в худшем случае подорвет доверие и уважение к родителям.

Подойдите к этому вопросу мудро – поинтересуйтесь и совместно посмотрите то видео или игру, чтобы понять, чем их можно заменить и как скорректировать такое времяпрепровождение. Возможно, ребенку просто не хватает настоящего человеческого внимания и общения, а время, совместно проведенное у монитора, позволит узнать друг друга лучше.

Правильный пример

Возьмите за правило ограничивать в использовании гаджетов не только ребенка, но и самих себя. Дети копируют поведение папы и мамы, поэтому важно делать акцент на живом общении. В воспитании чрезвычайно важен авторитет родителей, старайтесь всегда быть на высоте.

Введите негласное правило, что в вечернее время пользование гаджетами находится под запретом и допустимо лишь в экстренных случаях. Проводите это время всей семьей, общаясь и рассказывая друг другу о том, как прошел ваш день, какие планы на будущие выходные.

Временные рамки

Полностью исключить гаджеты из жизни невозможно, ведь они приносят и пользу. Договоритесь с ребенком об ограничении – пользоваться техникой можно лишь от 1 до 3 часов в день при условии, что он сам будет отслеживать время. Таким образом, вы сможете развивать у ребенка чувство самоконтроля, дисциплины и ответственности за свои действия.

Сколько ребенку можно играть в компьютер: советы психологов и программы родительского контроля, узнайте здесь.

Что делать родителям, когда ребенок попал в интернет зависимость

Если ребенок уже попал в капкан интернет зависимости, то вытянуть его оттуда непросто. Наберитесь терпения и делайте маленькие шаги, постепенно создавая все более крепкую эмоциональную связь с ним.

Вам придется заново налаживать эмоциональный контакт с ребенком.

Конечно, чем старше ваше чадо, тем сложнее это сделать. Но в любом случае родители могут предпринять самые простые шаги для налаживания эмоционального контакта.

  1. Прежде всего, найдите время в семейном расписании и запланируйте общение с ребенком. Только не на тему «как дела в школе» и «что ты сегодня кушал», а о том, что ему интересно. Возможно, для начала это будут даже компьютерные игры. Поинтересуйтесь сутью игры, персонажами, кто из них плохой, кого нужно победить и какие для этого используются приемы.
  2. Проявите свой интерес, покажите ребенку, что вас интересует его мир. Не осуждайте и не критикуйте бессмысленность игры или агрессивность персонажей. В случаях с подростками можно просто задавать вопросы, ответы на которые ребенок будет искать сам.
  3. Можно поделиться с ним тем, что в ваше время таких игр не было, вы играли с живыми детьми во дворе или пионерском лагере, и вам тоже было интересно. Расскажите о своем детстве, поделитесь с ним своими чувствами. Я уверена, вы найдете, о чем поговорить с сыном или дочерью.

Выделите для этого всего 15-20 минут в день, но только с полным погружением в чувства и эмоции ребенка.

Отучить детей от интернета не получится, нужно помочь им адаптироваться в виртуальном мире

Вы понимаете, что сам вопрос о том, как отучить ребенка от интернета, по сути своей не имеет смысла. Интернет — реальность нашего мира, им нужно просто уметь пользоваться.

Обязательно согласуйте и договоритесь с ребенком о расписание и времени, которое он проводит в интернете. Обо всем этом можно договориться, только тогда, когда выстроены доверительные отношения. Используйте технические возможности — установите родительский контроль, таймер на пользование интернетом.

Возможно, в какой-то момент доверительного общения вы увидите, что все не так страшно и энергию ребенка можно аккуратно перенаправить в позитивное русло. Его увлечение компьютерами и интернетом можно использовать для развития. Важно, что вы понимаете, чем занимается ребенок, что его увлекает и какая помощь и поддержка от родителей ему требуется.

Отучить современных детей от интернета не получится. Именно родителям нужно помочь детям адаптировать виртуальную реальность под реалии современного мира.

Подробнее о том, как понять своего ребенка и создавать эмоциональные связи с ним, можно узнать уже на ближайшем цикле бесплатного онлайн-тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Рекомендуем к прочтению

Автор Виктория Винникова, педагог
Корректор Екатерина Жаворонкова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Ответы на вопросы

11 Июн, 2019 Комментариев: 2 Просмотров: 1356
Теги: ответы на вопросы

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector