4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как называется церковное песнопение? Особенности православной и негритянской церковной культуры

Чтобы понять суть церковного пения, необходимо воспринимать его целостно. Богослужебное искусство соединяет в себе несоединимое, а строгие правила, разработанные веками, вовсе не ограничивают свободу самовыражения. Известные православные произведения (как называется церковное песнопение мы узнаем чуть позже) таких известных авторов, как Космы Маиумского, Андрея Критского, Романа Сладкопевца и других церковных деятелей поражают свободой и смелостью. Мозаики, фрески, иконы Андрея Рублева, Дионисия и других иконописцев помогают возвысить ум и сердце к первоисточнику красоты и гармонии.

Храм — это место, где идет богослужение, где люди причащаются Бескровной жертве, поэтому песнопение должно соответствовать всему тому, что происходит вокруг. Только тогда оно может по праву называться церковным.

Единая, святая, соборная и апостольская Церковь — это собрание братьев и сестер по вере. Следовательно, церковные православные песнопения — это прикладное соборное художество. Другими словами — коллективное искусство, направленное на служение целям и задачам Церкви.

Немного истории

Пение в церкви появилось в первые века христианства. Сначала в храмах не было разделения на молящихся и поющих, пели во время службы все присутствующие. Это подчеркивало соборность молитвы, единый дух. Постепенно произошло разделение, несколько верующих составили церковный хор, который стал называться клиросом. Переводится это слово с греческого как «часть земли». Т.е. первоначально этим словом называлось только место, где стояли певчие. Обычно это было некоторое возвышение возле алтаря. Позже это место стало называться солеей.

Потом словом «клирос» стали называть церковный хор. После разделения на православие и католицизм стала заметна существенная разница в манере церковного пения. В православии возобладало знаменное, крюковое пение. А в католичестве – хоралы, которые исполнялись под аккомпанемент музыкального инструмента, чаще органа.

В России во время царствования Петра Первого знаменный распев, при котором хор пел мелодию в унисон, сменился партесным. Произошло разделение музыкальной темы на партии, отсюда и название.

Обычно было четыре партии:

Это было новшеством и не сразу принялось в церковной среде. Постепенно знаменное пение сошло на нет.

Постепенно появилось антифонное пение: два хора пели по очереди. Затем появились канонархи – чтецы, которые возглашали строчку, а хор повторял ее. Так пели стихиры. Руководитель клироса стал называться «регентом» или «пасломщиком».

Госпел как жанр сугубо религиозной музыки развился в конце XIX века из смешения народных мелодий и христианских гимнов. Со временем госпел обрёл полноправную нишу на рынке музыкальной индустрии. Одними из первых успешных исполнителей госпел был коллектив Carter Family, чьи пластинки в 1920—1930 годах пользовались большой популярностью.

Впервые термин «госпел» был использован Филиппом Блиссом в сборнике 1874 года «Песни госпел, избранное собрание гимнов и песен, старых и новых, для евангельских собраний, воскресных школ».

Жанр госпела развился в 1930-е гг. в афроамериканской церковной среде и продолжал традицию спиричуэлс. Основоположником жанра считается Чарльз Тиндли (ок. 1859—1933), методистский священник, писавший тексты и мелодии к ним.

Отличается живостью, иногда используются танцевальные ритмы, спонтанные реплики, импровизация. Королевой жанра заслуженно считается Махалия Джексон, которая единолично перенесла госпел из церквей Чикаго на всемирное обозрение. Её последователями стали Марион Уильямс, Делла Риз (неоднократно попадавшая со своими хитами в американские чарты), Рути Фостер (которая сумела сочетать в своих альбомах кантри, госпел, блюз и рок-н-ролл) и много других исполнителей.

Читать еще:  Устав Русской Православной Церкви – история и наше время. V

Госпел в популярной сценической музыке [ | ]

В популярной музыке госпел исполнялся также такими исполнителями, как Рэй Чарльз, Элвис Пресли, Литл Ричард, Джонни Кэш, Уитни Хьюстон, Мэрайя Кэри.

Госпел – музыка современной церкви

Госпел также упоминается и как элемент современной музыки: джаза и блюза. Стоит сказать, что использование такого направления является достаточно популярным. Но это не такой музыкальный стиль, который могут различить неподготовленные люди. К примеру, каждый из нас наверняка может сказать, что направления рока, панка, джаза и классики значительно отличаются, но госпел не так легко расслышать.

Его играют такие джазовые исполнители, как Слепой Вилли Джонсон, Преподобный Гари Девис. Эти исполнители популярны во многом из-за того, что в их песнях так или иначе звучат религиозные мотивы. Они поют о том, что бог помогает людям.

Исполнители такого стиля также имеют достаточно тесное отношение с церковью, так как в любом случае пение госпела сопровождается музыкальным или хоровым вступлением. Часто они выступают совместно с церковным хором.

Как можно понять из вышесказанного, госпел – это проявление в музыке, которое, по сути, является религиозным гимном. Стоит отметить, что при исполнении этого музыкального произведения могут быть задействованы разные виды инструментов. Но в основном на данный момент это хоровые выступления, которые используют прием цепного дыхания, и инструментальная музыка, которая исполняется в стиле блюз. Звучат гитара, саксофон, синтезатор и прочие.

Содержание «мессы» рэпера

Для читателя, думаем, очевидно, что мероприятия, проходящие то на заднем дворе дома Ким и Канье, то в штаб-квартире adidas, то где бог на душу положит, не являются священнослужением в юридическом смысле, но стилизовано все аутентично. Есть направляющий ход действа Канье в роли священника, есть подпевающий ему хор, у хора есть дресс-код (о котором чуть позже), есть синтезатор и все активности, свойственные службе Южной баптистской конвенции. Тематика выступлений тоже вполне конкретная: прославление господа и любви, которую он источает, через религиозные песнопения и тексты самого Ye. В видео из аккаунтов знаменитостей можно расслышать «Jesus Walks», «Lift Off», «Father Stretch My Hands, Pt. 1», под которые развлекается воодушевленный, будто у него концерт, Канье. Его соло на синтезаторе даже успело стать мемом (куда нынче без них).

  • Текст: Сергей Кольцов
  • Фото: youtube.com

После воскресной Литургии в Ильинском храме города Апрелевки Наро-Фоминского района Московской области (настоятель протоиерей Александр Кирюхин) состоялся концерт хора «Гауда», который исполнил христианские музыкальные произведения разных стран. Сегодня, в лучшем случае, этот концерт называют «совершенно лишенным здравого смысла миссионерским проектом». В худшем – кроют участниц и организаторов словами, далёкими от церковной и светской этики.

И хотя концерт проводился по благословению Наро-Фоминского благочинного протоиерея Олега Митрова, это не уберегло начинание от резкой критики. Одновременно вновь начали будировать вопрос о том, допустима ли инструментальная музыка в православном храме – как во время молитвы, так и в другое время.

Кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик подверг концерт суровой критике. «Я даже не знал, плакать или смеяться. А также не знал мотивов этого поступка уважаемого отца-настоятеля. Первоначально у меня мелькнула крамольная мысль, что поскольку это деревня, глухомань, то бедный батюшка просто чрезмерно предался Бахусу и в результате чрезмерного потребления огненной воды пришел к таким действиям и таким мыслям», — рассказал отец Василик «Русской православной линии».

Потом член Синодальной богослужебной комиссии понял, что это – миссионерский проект по «приближению к Церкви танцев, дискотек, зажигательных плясок, которые якобы помогут привести в Церковь молодежь». Священник назвал этот проект «идиотским».

Владимир Василик со свойственной ему интеллигентностью объясняет, почему нельзя допускать музыкальные инструменты в православный храм: «Потому что это из другого ведомства. Это хорошо для военного плаца, чтобы мобилизовывать солдат на маршировку и войну. Это хорошо для концертного зала, чтобы слушатели могли и подумать, и порефлектировать, но это не имеет никакого отношения к молитве, которая является нашей жертвой, которая исходит из наших уст и сердца… Пение — это естественный и наиболее сердечный вид музыки и наиболее молитвенный». Инструментальная музыка во время молитвы невозможна, — резюмирует священник.

Читать еще:  Всемирный день добрых дел. Всемирный день доброты когда отмечают?

Комментарии пользователей более безыскусны:

«Концерты устраивать нужно за стенами храма, а не стоя на амвоне спинами к алтарю. Церковный хор поёт на клиросе (место для хора), а не устраивает концерты на амвоне. Или вы не знаете своего места в храме? Храм — это дом молитвы, а не концертный зал».

«Мерзость. Храм осквернен. Ходить в него не душеспасительно».

«Повернулись зад…ми к Престолу Божию, бесстыдницы. Мало того ещё иезуитские песни выплясывают. Короче, ересь католическую полным ходом проталкивают на нашу святую землю. Чем они лучше бесовок из ПусиРайот?».

«Женщины в храме с непокрытыми головами, спиной к алтарю! Куда прихожане то глядят, гнать этих певичек и Дома Господня. ».

«Предлагаю на следующий концерт запастись тухлыми яйцами и помидорами для благословенного метания оных по нечестивым».

«Это ужасно. Православие попирается, а прихожане глотают это и даже не сопротивляться. Господи помилуй нас грешных!».

Такой вот некрасивый скандал, вызванный самыми благими намерениями.

Содержание

  • 1 История
    • 1,1 18 века
    • 1.2 Святость-пятидесятническая эпоха (19 век)
    • 1.3 Появление Евангелия черных (1920-1970-е годы)
    • 1.4 Contemporary Black Gospel и Gospel Rap (1970-е годы по настоящее время)
  • 2 поджанра
    • 2.1 Черное Евангелие
      • 2.1.1 Традиционный
      • 2.1.2 Современный городской
      • 2.1.3 Британский
    • 2.2 Южная госпел музыка
    • 2.3 христианская музыка кантри
  • 3 Сравнение с другими гимнами
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки
  • 6 Дальнейшее чтение
    • 6.1 Библиография
  • 7 архивных источников
  • 8 Внешние ссылки
    • 8.1 Профессиональные организации
    • 8.2 СМИ

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церкви начнем с самого низшего.

Диакон (служитель)

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Протодиакон

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Иерей

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Протоиерей

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Читать еще:  Вцепиться друг другу в бороды под смех безбожников

Протопресвитер

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

На исповеди. Батюшка спрашивает:

-Что значит “Во всем грешна”? И мотоциклы угоняла?

-Нет, отче… Мотоциклы не угоняла.

-Значит не во всем… Давай конкретнее!

Молодому батюшке велят прочитать проповедь после службы вместо настоятеля.

-А что сказать-то? Я ведь не готовился.

-Скажи что-нибудь про смирение… пару слов… и не забудь упомянуть, что вечером не будет акафиста!

Батюшка выходит на амвон:

-Братья и сестры: смиряйтесь, акафиста сегодня не-бу-дет! Аминь!

Одного батюшку пригласили домой отпевать покойника. Священник приехал. Удивился, что усопший лежит не в гробу, а в постели, но вопросов задавать не стал. Попросил напомнить имя преставившегося. Умерший открыл один глаз и ответил:

Батюшка оторопел, а потом стал ругать родственников, что позвали его отпевать еще живого человека.

-Мы не очень хорошо разбираемся в церковных правилах… Не знали, что нужно для больного человека сделать…

-Больного надо соборовать!

Пособоровал отец N болящего Андрея. Его умиленная супруга спрашивает:

-Вы так хорошо молитвы читали, душевно. Может быть, тогда заодно и покрестим?!

КЛИРОС

Настоятель одного из храмов был счастливым обладателем хора, в котором пели одни старушки. Однажды ему понадобилось научить их петь “Господи помилуй” на греческом — “Кирие элейсон”.

Побился батюшка некоторое время и ему стало очевидно, что запомнить бабули эти слова не могут. Выучат “Кирие”, из головы вылетит “элейсон”, запомнят “элейсон” — забудут “Кирие”. Тогда он пошел более простым путем. Рассудив, что все прихожане его храма — такие же бабушки и никто толком не может расслышать, что же поет клирос, он сказал своим подопечным:

-Пойте просто: “Куры летят лесом”. “Летят” не петь.

Хор успешно выполнил возложенное на него послушание. После службы к одной из певчих подошла подруга и спросила:

-А что это вы такое сегодня красивое пели?

-Нас отец настоятель научил. “Куры летят лесом”. “Летят” не петь.

Ирмос пятой песни воскресного канона заканчивается словами: “. обрати мя, и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся”. Пожилые прихожанки, певшие на клиросе, в храме села N, пели эти слова так, как сумели их расслышать: “. обрати мя, и к свету заповедей Твоих пути моя направи, Маруся”.

Слова из иного ирмоса “Крест начертав Моисей. ” успешно превращаются во “Влез на чердак Моисей…”

“Прокимен, глас третий…” — перепевается как “Проткни мне глаз третий”.

Поминовение

Однажды некая женщина подошла к священнику с просьбой помолиться за упокой Владимира Ильича Ленина. Батюшка отказался. На недоумение и слезные просьбы последовал ответ:

-Ленин, как известно, жил, Ленин жив, Ленин будет жить… За упокой живых не поминаем!

На клиросе храма города N подвизался крайне сердитый, требовательный и жесткий регент по имени Стефан. Кто-то, видимо из состава хора, время от времени подавал такие записки: “О здравии озлобленного раба Божьего Стефана”.

Надеемся, нам удалось поднять вам настроение этими маленькими рассказами.

Немного посмеяться — не грех, как говорил авва Антоний: “Если будешь сверх меры напрягать силы братии, то они скоро отпадут от дела Божия; необходимо по временам давать им послабление.”

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector