1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как поступить, если грех, который был исповедан, продолжает беспокоить совесть. Смертные грехи в православии

Содержание

Таинство Исповеди. Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить

Грех – это духовная болезнь, проистекающая от неправильного употребления человеком своей свободной воли и разрушающая его изнутри. Исцелиться от этой болезни сам человек не может, так как не имеет для этого достаточных сил. Но силы и любовь к нам Небесного Отца безграничны и в Таинстве Исповеди Он готов вновь принять нас в общение! Нужно только раскаяться и набраться смелости прийти к Нему! А ещё вы можете заказать молебен, чтобы вместе с Вами о прощении и исцелении от страстей помолилась вся Святая Церковь!

Простит ли Бог смертные грехи?

Сегодняшним письмом мы продолжаем цикл бесед о Таинствах Церкви. В первом письме об исповеди мы говорили о смысле Таинства Исповеди, его истории и чинопоследовании. Рассмотрели наиболее частые ошибки исповедующихся и правила подготовки к Таинству. А сегодня вместе найдём ответы на самые частые вопросы верующих об исповеди. И начнём с рассмотрения природы греха.

Любой, даже самый «малый» совершаемый нами грех ведёт к разрушительным для души последствиям. Строго говоря, никаких «малых» и «великих» грехов не существует. Грех – это всегда грех. Всегда болезнь. Всегда употребление своей свободы воли во зло. Но всё же, в аскетической литературе принято выделять из всей массы грехов семь коренных страстей: гнев, блуд, алчность, чревоугодие, лень (уныние), гордость (тщеславие) и зависть.

Именно из этих страстей произрастает всё многообразие пороков и их сочетаний. И именно эти грехи называются Церковью смертными, то есть приводящими к духовной смерти без покаяния. Однако в Таинстве Исповеди Бог может простить нам даже такие тяжкие грехи, о чём сообщается в Евангелии от Матфея:

«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф 12:31).

Предваряя ещё один вопрос – хула на Духа Святого – это отрицание божественности Пресвятой Троицы.

Что делать, если исповеданные грехи возвращаются?

Опытные христиане знают, сколь тяжкой бывает борьба с грехом. Её не зря уподобляют ратному делу, называя «духовной бранью» или «невидимой бранью». Как и в сражении, в борьбе с грехом лишь два исхода – духовная смерть самого верующего или полное уничтожение им греха в своей душе. То, что называется праведностью, а затем и святостью. На этом поле битвы нельзя расслабляться. Потому, что каждое ослабление воли ведёт нас к повторному падению.

Если после исповеди Вы вновь впадаете в тот же грех, не присовокупляйте к нему ещё и уныния и не опускайте рук! Лучше подумайте о том, что толкает Вас на этот грех, какие обстоятельства ему способствуют. Например, в блуд люди часто впадают после выпивки. То есть, чтобы исключить для себя возможность такого падения, лучше не упиваться хмельным. Некоторые страсти столь глубоко укореняются в душе, что полное исцеление от них потребует не одного года молитв, труда, наблюдения за собой и участия в Таинствах. Будьте готовы к тяжёлому сражению!

Как победить стыд перед исповедью?

Прежде всего, нужно понимать, что этот стыд ложный и безумный! Безумный потому, что все наши деяния, добрые и злые, уже известны Всевышнему, и пытаться скрыть от Него что-либо попросту глупо. Ложный же потому, что настоящий стыд мы должны испытывать вовсе не перед исповедью, а перед совершением греха. Перед фактическим предательством с нашей стороны нашего Небесного Отца.

Дьявол специально внушает нам ложный стыд перед исповедью, чтобы наши грехи остались непрощёнными, а духовные болезни – неисцелёнными. В то время как Небесный Отец всегда рад нашему искреннему раскаянию и готов принять нас в свои объятия, как блудного сына из известной притчи. Если же мы стыдимся присутствия священника, то также нужно понимать, что батюшка никому не разгласит наших грехов и постарается забыть их сразу после исповеди. Священник – это всего лишь «свидетель» нашей исповеди перед Богом.

Особенности исповеди в разные периоды жизни

Исповедь отличается от внебогослужебной пастырской беседы. Если нам нужен совет священника в житейском вопросе, стоит попросить его поговорить с нами после литургии и, из любви к остальным верующим, не занимать время батюшки на исповеди. Исповедь – для покаяния и не должна быть черезчур длительной. Также стоит помнить, что сообщить священнику требуется только о своих грехах, а не о грехах других людей.

Если Вы ранее никогда не приступали к исповеди, купите брошюру «в помощь кающимся» и постарайтесь осознать за собой все прошлые грехи и по максимуму выписать их на листочек. Выберите в храме наиболее опытного священника (можно спросить в церковной лавке). Сообщите батюшке, что Вам нужна, так сказать, «генеральная» исповедь, так как ранее к этому Таинству Вы никогда не приступали.

В этом случае священник уделит Вам больше времени и постарается поговорить с Вами даже о тех грехах, которые Вы за собой не осознаёте, чтобы Ваша душа полнее очистилась в покаянии. Если Вы готовите к первой исповеди ребёнка – знайте, что приступать к этому Таинству он должен в возрасте, когда уже способен осознать свой грех. Примерно с семи лет. А до этого возраста ребёнок может причащаться Тела и Крови Христовых без исповеди.

Что делать, если грехов вроде и нет?

Случается и так, что человек настолько очерствел душой, что не осознаёт за собой никаких грехов. Такой человек обычно говорит: «я – как все», «я не хуже других», «в целом я человек положительный», «нет у меня грехов – я ведь никого не убил, не ограбил». Между тем, на самом деле его сердце может быть наполнено духовными язвами от гнева, зависти, чревоугодия, скупости, блуда и прочих бесчисленных грехов, пояснить которые поможет брошюра «в помощь кающимся».

Как быть, если нет покаяния и нет слёз?

Если слёз нет, а сердце ожесточено, ни в коем случае не нужно пытаться искусственно вызвать слёзы перед исповедью и стимулировать чувства. Путь эмоциональных представлений и фантазий ведёт к духовной прелести! Вместо этого попробуйте умственно осознать гибельные последствия совершённого Вами греха, всю великую любовь к нам Господа и наших близких. И в этом случае Ваша совесть начнёт пробуждаться сама.

В день перед исповедью лучше продолжительно помолиться Богу, почитать покаянные молитвы святых из «Последования ко святому причащению», умственно и сердечно вникая в их смысл. Также хорошо посетить могилы близких, вспомнив какой жизни они желали для нас и до чего мы довели себя сами. Помните, что если Вы пришли на исповедь, значит, услышали в душе Глас Божий. И если Вы, хотя бы умственно искренне сокрушаетесь о своих грехах, но без плача, Господь всё равно простит Вас.

Может ли священник нарушить тайну исповеди?

Уже в первые века христианства Церковь постепенно пришла к институту тайной исповеди. Согласно церковным канонам, если священник откроет кому-либо тайну исповеди, он будет извержен из священнического сана, что является трагедией для каждого батюшки. Кроме того, в России тайна исповеди защищена государственным законом, который даже запрещает привлекать священника в качестве свидетеля по делу, если его обстоятельства стали известные ему из исповеди.

Социальная концепция Русской Православной Церкви также запрещает священникам нарушить тайну исповеди. При этом если священник на исповеди узнал о готовящемся тяжком преступлении или теракте и, несмотря на уговоры пастыря, исповедуемый не отказался от своего намерения, священник вправе предупредить потенциальных жертв о грозящей им опасности. И даже это он обязан сделать это без раскрытия тайны исповеди и личности исповедовавшегося.

Также исповедующимся стоит помнить, что Таинство Исповеди предполагает покаяние исповедуемого. Если он говорит священнику: «да, я убил и горжусь этим!», это не исповедь, а бахвальство грехом. И священник свидетельствует о том, что Таинство не совершилось отказом в чтении разрешительной молитвы. В этом случае он не обязан соблюдать тайну исповеди, но при этом подвергает свою жизнь огромной опасности.

Насколько подробно нужно говорить о грехе?

Верующие часто задаются вопросом, насколько подробно нужно говорить о грехах – просто перечислять их или рассказывать о каждом, со всеми обстоятельствами и подробностями. Здесь нужно помнить о том, что священник тоже человек и Ваш рассказ может смутить его. Поэтому подробно описывать грех (особенно блудный) и все его обстоятельства не нужно, чтобы не ввести во искушение батюшку (особенно священника из монашествующих).

Читать еще:  Жена начала бить посуду, значит, опять беременна

Просто перечислите грехи примерно так: «обманывал, нарушал пост, блудил, гневался, имел дурные помыслы, крал». Если же какой-то конкретный случай греха особенно обличает Вашу совесть, о нём можно сообщить совсем чуть-чуть подробнее. Например: «чревоугодничал, да ещё и в пост», «не подал нуждающемуся милостыню, а потом на эти деньги ещё и напился».

Помните, что «у каждого святого было своё прошлое, а у каждого раскаявшегося грешника есть своё будущее»! Бог безмерно любит каждую живую душу, каждого человека. И всегда готов простить нас и принять в общение, если мы сами хотим этого! Помолитесь о прощении Ваших грехов и примирении с Вашими близкими, чтобы Господь даровал Вам обильное покаяние и помог стать истинным чадом Божиим!

Об избавлении от греха уныния:

Об избавлении от страсти блуда:

О прощении греха аборта:

Список смертных грехов в православии и как сними бороться

Смертный грех – то, от чего старается защитить себя каждый православный христианин. С большинством из них мы сталкиваемся каждый день, некоторым поддаемся, не задумываясь, что любой грех отделяет человека от Небесного царства, возможности после смерти быть рядом с Богом. Давайте выясним, что относится к семи самым страшным грехам в православии и возможно ли как-то побороться с греховностью.

Что такое смертный грех в православии

Смертный грех – наиболее тяжкое преступление против Божьего учения. Любой их грехов отделяет человека от Бога, лишает благодати, оскверняет его душу. Нередко грех сравнивают с неподъемной обузой, с камнем на шее, который не дает человеку прикоснуться к Богу, тянет его к земле, заставляя совершать все новые грехи.

Грех – действие, помысел, намерение преступить Божьи заповеди, нарушить данные Господу обещания. Грех – не божественное творение, а искажение человеком собственного восприятия жизни, которую даровал Господь. Смертными они называются за особую тяжесть и отсылают нас к ветхозаветному писанию. В нем за совершение одного из семи смертных грехов человек подвергался казни.

В православии смертные грехи являются лишь категориями, которые подразделяются на множество преступлений против Бога и его учений.

Список смертных грехов, их толкование

Всего известно о семи смертных грехах, от которых может пострадать вера и благочестие православного человека. Для каждого греха есть подобное толкование, инструкция, как следует поступать, чтобы не стать грешником и своими действиями не отречься от вечной жизни.

Список смертных грехов:

  • 1. Алчность
  • 2. Блуд
  • 3. Гордость
  • 4. Гнев
  • 5. Зависть
  • 6. Чревоугодие
  • 7. Уныние

Алчность

Первый в списке смертных грехов – грех Алчность или Корысть. Это неуемное желание обладать большим богатством, большим количеством материальных ценностей. Смысл этого обладания сводится к ненасытности, человеком движет желание назвать вещь своей.

Некоторые считают, что страдают от этого смертного греха лишь богатые и обеспеченные люди, всеми силами пытающиеся преумножить свои владения, деньги, власть и богатство. Однако от этого может страдать и нищий. Греховность Алчности заключается не в наличии денег, земли или имущества, а в непреодолимом желании обладать ими в огромных количествах.

К неким подкатегориям этого греха можно отнести жадность и скупость, которые идут с алчностью в одном ряду.

Второй смертный грех – Блуд. Этот грех затрагивает беспорядочные половые связи, измены в браке и любую сексуальную активность, вышедшую за рамки естественной. Помимо частой смены партнера сюда относят и блудливые, непристойные мысли. Греховным считаются любые помыслы сексуального подтекста, а также просмотр порнографических фильмов, журналов, непристойные шутки. Считается, что именно бурная фантазия в будущем порождает все самые страшные проявления блуда.

Блуд включает в себя похоть, близость до брака, рукоблудие. Любое из этих деяний считается смертным грехом и отдаляет человека от Бога.

Гордость

Третий смертный грех – Гордость. Греховная Гордыня начинается с презрения к окружающим. Человек ощущает себя выше и лучше остальных: лучшим работником, лучшим собеседником, лучшим товарищем. Следующий шаг Гордости – неприязнь и презрение к родным и близким. Грешник начинает видеть источник счастья лишь в самом себе. Это отдаляет его от семьи, родных, а затем – и от Бога. Считая всех окружающих бедными, невежественными, слабыми, грешник заражается мыслью, что лишь он один благочестивый, мудрый и богатый.

Даже если у человека есть повод для гордости за самого себя, необходимо гнать эти мысли. Самодовольство убивает задатки доброты, сострадания, трудолюбия. Человек, обуреваемый Гордостью, лишен способности сочувствовать, общаться и любить.

Также к этому смертному греху относят чрезмерное самолюбие, упрямство, высокомерие. Обладая этими качествами, человек создает пропасть между собой и Господом.

Следующий в списке смертных грехов Гнев. Считается, что Гнев – естественное свойство человеческого характера, заложенное Богом. Праведный Гнев способен защищать от соблазнов, отрицать желание грешить. Неправедный же гнев, напротив, является смертным грехом. Святитель Тихон Задонский говорил, что стоит лишь взглянуть на внешний облик человека в гневе, и не составит трудности представить, что в это время творится с его душой. Тот, кто испытывает гнев, открывает в себе самые худшие, темные стороны.

К Гневу относят также различные его проявления: ненависть и нетерпение к людям, оскорбления, жестокое поведение, рукоприкладство. Человек, обуреваемый гневом, способен на самые худшие и низкие поступки.

Зависть

Пятый смертный грех – Зависть. Святитель Илья Минятий считал, что именно зависть является основоположником всех грехов. Она не дает спокойно жить человеку, обуреваемому этим чувством. Им движет желание, чтобы богатый обеднел, счастливый вкусил несчастья, а тот, кто снискал славы, потерял всякую честь. Завистливый человек не живет своей жизнью, он находится в предвкушении краха чужой судьбы. Именно Зависть подталкивает человека на другие, более тяжкие преступления. Но даже если она и не выходит наружу, и не заставляет человека идти на крайности, она все равно доставляет мучение, заставляет жить чужой жизнью.

Главные индикаторы зависти – непринятие чужого благополучия, радость от чужих неудач. Человек, испытывающий такие чувства, отрезает себе пути к Богу.

Чревоугодие

Шестой смертный грех – Чревоугодие. Преподобный Иоанн Кассиан разделил составляющие этого греха на три вида:

  • постоянное желание пищи – человек не разделяет приемы пищи, употребляет еду раньше положенного времени, его мысли заняты предстоящей трапезой;
  • пресыщение – бесконтрольное употребление пищи, обжорство, жизнь ради еды;
  • чрезмерная разборчивость в еде – желание потреблять пищу определенного вида, культ еды, большие неоправданные траты на лакомства.

Из этого преподобный делает вывод, что необходимо разделять приемы пищи, есть по надобности, а не по психологическому желанию, отказываться от излишка и дорогой еды. Гурманство также считается грехом, однако в культуре между обжорой и гурманом громадная пропасть. С точки зрения греховности, обе эти крайности недопустимы, так как и гурман, и обжора имеют расстройство пищевого поведения.

Помимо увлеченности едой, к этому смертному греху относят пьянство, чрезмерное употребление алкогольных напитков.

Уныние

Седьмой грех в православии – Уныние. Человек не всегда может распознать этот грех, считая, что живет праведной жизнью и далек от греховных помыслов и действий. Есть основные признаки, индикаторы, определяющие, что человек стал заложником уныния:

1) Лень. Это один из главных показателей того, что человек впал в Уныние. Нежелание заниматься работой, апатия, отсутствие желания развиваться, достигать результатов является следствием греха. Зачастую тот, кто страдает от лености, не может объяснить природу такого состояния.

2) Перемещение духовной жизни на второй план. Уныние характеризуется полным безразличием к духовным устремлениям. Пропадает желание посещать храм, человек перестает посвящать время прочтению духовной литературы.

3) Ухудшения здоровья. Считается, что духовные невзгоды несут за собой телесные проблемы. Тот, кто стал жертвой уныния, рискует заработать недуг, потерять аппетит, испортить режим сна.

Описанное поведение является греховным и несет за собой отречение от праведной, духовной жизни, а значит и отречение от Господа.

Как бороться с греховностью

Грехи в православии затрагивают не только верующих. Это давно известно даже тем, кто далек от веры и ее догматов. Сложно представить счастливую полноценную жизнь, в которой поселился грех. Не будет жить полной жизнью человек, в чью жизнь ворвались чревоугодие, блуд или гнев. Поэтому вопрос о том, как избавить себя от греховных помыслов и как научиться не преступать черту, является актуальным не только для православных христиан.

Проповедники говорят о том, что в первую очередь стоит возненавидеть свое желание прикоснуться к греху. Необходимо избавляться от них, как от плохой привычки или ненужных вещей, день за днем. Начните с малого: избавитесь от привычки делать культ из еды, перебирать ее в поисках лучшего кусочка, тратить на ее приготовление несколько часов в день. Борьба с некоторыми грехами требует силы воли и выносливости: сложно отказать себе в удовольствии позлорадствовать, когда какой-либо неприятный человек столкнулся с трудностями. Необходимо четко понять, что таким мыслям не место в голове праведного, честного, милосердного человека.

Только труд над самим собой способен избавить от грехов, сделать жизнь лучше, а душу – ближе к Богу.

Избавление от страстей через исповедь

Многие знают, что грехи в православии отпускаются с помощью исповеди. Но так ли все просто? Некоторые считают, что эта дорожка проста – нагрешил, исповедался, и снова можно грешить. Однако на деле все обстоит не так.

Читать еще:  Неупокоенная душа в доме. Неупокоенные души

Креститель Иоанн сказал:

«Покайтесь, ибо близится Царство Небесное». Действительно, православным христианам дарована возможность рассказать о своих грехах, признаться в содеянном, тем самым очистив душу. Только намерение исповедаться уже говорит о том, что человек видит свои грехи, признает их. Решиться на исповедь не каждый в состоянии, слишком постыдными и неприятными могут оказаться собственные слова о своей же жизни. Однако если они сказаны от чистого сердца и ничего не утаено, можно рассчитывать на то, что Бог простит любой грех.

Важно исповедоваться не формально, говоря лишь «грешен», а подробно рассказать священнику о каждом эпизоде, являющемся греховным. Исповедоваться советуют у одного и того же священника, однако, это не всегда возможно. Главной задачей остается действительно раскаяться в грехах, испытать стыд и покаяние, отнестись к исповеди серьезно, тщательно подготовиться и ничего не упустить.

Не бывает безгрешных, абсолютно праведных и чистых помыслами людей. Даже монахи годами отмаливают свои грехи, борются со страстями, искушениями и дурными помыслами. Что говорить об обычном человеке, далеком от религии и веры. Самым непростительным грехом будет не Гордость, Гнев или Зависть, а нежелание признавать греховность, отрицание покаяния, непринятие исповеди. Как только человек признается в том, что он грешен, он становится на шаг ближе к Господу.

Нужно ли забывать исповеданные грехи?

Нужно ли забывать исповеданные грехи?

Мир Вам, дорогие наши посетители!

“Несть человек, иже жив будет и не согрешит” – утверждает Священное Писание. Каждый из нас должен помнить о своей греховности, о своем несовершенстве. В этом есть основной источник смирения. Поэтому, считать себя прощенным Богом (пусть даже в исповеданных грехах), – будет являться грубой ошибкой, ведущей к гордости и превозношению. Но есть и другая крайность, которая не менее пологая и обрывиста: увлечение самобичеванием и самокритикой. Это занятие может довести до уныния и отчаяния в спасении…

Как же тогда откорректировать свой взгляд, касающийся исповеданных грехов?

Для того, чтобы понять духовный смысл покаяния и прощения, давайте прочтем ниже размещенные вопросы-ответы:

Что означают слова 50-го псалма «грех мой предо мною есть выну»? – спрашивает Лариса. – Значит ли это, что совершенные грехи потом всегда мучили царя Давида? Надо ли христианину всегда помнить о своих грехах? Или об исповеданных грехах можно забыть?

Отвечает протодиакон Иоанн Шевцов, клирик храма во имя благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице (Москва), преподаватель Ветхого Завета:

Уважаемая Лариса! Конечно, на исповеди нам прощаются грехи, и повторно исповедовать те же самые (если они не повторялись) не только не нужно, но и неправильно — это будет сомнением в силе таинства и в Божией милости. Но человек, регулярно и с верой приступающий к церковным таинствам, каясь, возрастает духовно, становится ближе к Богу и в свете Божественной благодати все лучше видит свое несовершенство. Здесь уместно вспомнить слова, сказанные Богом преподобному Силуану Афонскому: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». То есть помни в том числе и то, сколько тебе было прощено, и еще более надейся на всепобеждающую любовь Божию.

В 50-м псалме, как вы, наверное, помните, царь Давид кается в тяжком двойном грехе — прелюбодеянии и убийстве. Естественно, забыть такое нормальный человек никак не может. И хотя прощение своих грехов праведный царь получает тотчас же (см. 2 Цар. 12: 13), но их последствия — смерть рожденного от прелюбодеяния ребенка, восстания против Давида — преследуют его самого и все царство не один год. И дело здесь не в некоем юридическом акте «прощения» — подпал под амнистию и прощен. Или же «не пойман — не вор». Каждый грех наносит прежде всего рану душе самого грешника. Когда таких ран слишком много, душа впадает в некую духовную кому, не ощущает боль от все новых и новых ранений. Но по мере духовного возрастания, исцеления души чувство нравственной боли возвращается. И прощенные грехи остаются некими шрамами души. Они есть неизбежное следствие греха. Они могут быть преодолены, но не уничтожены. Каждое наше деяние имеет некий отклик в вечности. Не соверши мы той или иной мерзости, пусть самой незначительной, мы были бы несколько иными.

С другой стороны, нравственные шрамы напоминают о прошлом, чтобы душа не возгордилась, чтобы вперед нельзя было ей и рта открыть от стыда (см. Иез. 16: 63), когда Бог простит ей все ее злодеяния. И помня, как вынуто было бревно из глаза его (см. Мф. 7: 3-5), увидит человек, как помочь ближнему достать и соринку из его глаза. И никогда не осудит грешника.

Но есть и еще один аспект памяти о прежних грехах — тот, кому прощено больше, больше и любит (см. Лк. 7: 36-47), особенно когда сознает, что и за его грехи претерпел неизреченные страдания Сам Сын Божий. И памятуя о прошлых прегрешениях, душа праведника проникается к своему Исцелителю все большей любовью, все больше стремится к единению с Ним, чему препятствуют еще не исповеданные, пусть и совсем мелкие грехи. И так восходят святые от силы в силу, от очищения к чистоте, от чистоты к совершенству, к чему призван и каждый из нас.

Благословите, Батюшка! – пишет Сергий. – Можно ли (нужно ли) забыть исповеданный смертный грех или он должен служить напоминанием на всю оставшуюся жизнь?

Дорогой Сергий! Надо ли говорить, что это от нас не зависит… – пишет игумен Феодор. – Господь может попустить нам постоянное воспоминание прежних грехов, даже и слезно исповеданных – для нашего смирения, а может дать нам полное освобождение от их воспоминаний. Будем за все благодарить Бога – ибо одним врачует, а другим утешает… Спаси Христос!

Разрешите пожалуйста мои сомнения относительно следующего момента, – спрашивает Александр. – Святой Игнатий Брянчанинов в “Аскетических опытах” говорит, что христианин, достигший Дара Святаго Духа, постоянно ощущает свою греховность и находится в постоянном плаче перед Господом о своих грехах (видимо определенных, конкретных). Как это соотносится с утверждением (если я правильно его понимаю): христианин, который исповедал свои определенные грехи в церкви, больше не должен их вспоминать и в них каяться? Если во время молитвы вспоминаются грехи, которые были исповеданы, надо ли плакать о них или надо стараться отогнать и забыть эти мысли? Святые Отцы строго запрещают вспоминать грехи блудодеяния, чтобы опять не соблазниться и не прельститьтся ими. А если это не эти грехи. Я сам мирянин. Я сознаю, что можно впасть в отчание от постоянного разбирательства своих прегрешений и это мне не под силу. Но в то же время без постоянного самоукорения невозможно достигнуть сердечного покаяния.

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

По учению святых отцов-аскетов, покаяние должно сопутствовать человеку всю жизнь, если даже он сподобился дарований. Там, где подлинное и глубокое покаяние, всегда присутствует плач. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Покаяние всегда прилично всем грешникам и праведникам, желающим улучить спасение. И нет предела усовршению, потому что совершенство и самых совершенных подлинно несовершенно. Посему-то покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами» (Слова подвижнические. Слово 71-е.).

Если грехи исповеданы искренне и с желанием их не повторять, то они прощены и помнить их не надо. Иначе мы согрешим недоверием к таинству исповеди. Постоянное самоукорение необходимо, так как все мы грешны и виноваты пред Богом. Готовясь к исповеди, найдите меру, избегая как отвлеченности и неконкретности, так и подробного и детального исследования (особенно когда речь идет о плотских грехах). Это неполезно. После исповеди должна быть радость, потому что нас, виновных в преступлении заповедей, помиловал Судия.

Из ответов священников мы можем сделать следующий вывод: У Господа на каждого человека особый план, который максимально лучший для главного человеческого делания – спасения бессмертной души. Для кого-то полезно чувствовать грехи, а кому-то допустимо не ощущать сей тяжести.

И что особенно мы бы хотели подчеркнуть, так это необходимость регулярной исповеди и причащения (раз в 3-4 недели). Тогда жизнь станет более легкой и окрыленной!

Список грехов для исповеди

Для людей, недавно окрещенных, только начинающих церковную жизнь, чрезвычайно важно знать, какие грехи на исповеди важно перечислить, чтобы покаяться перед Богом. Как исповедоваться в православии, чтобы свершилось таинство покаяния. Вопрос, как правильно подготовиться к этому таинству, не менее волнует уже воцерковленных взрослых и отроков. Для этого важно знать, какие деяния считаются греховными, припомнить и осознать свои грехи перед исповедью.

Почему необходима исповедь перед причастием

Исповедью называют христианское таинство, которое подразумевает покаяние в совершенных грехах перед Господом. Происходит это чаще всего в церкви перед лицом священника, который прощает исповедующегося именем Спасителя. Священник при этом выступает лишь свидетелем искреннего раскаяния прихожанина. При необходимости обряд исповеди может происходить не только в храме. Такие случаи бывают, когда священник отправляется к тяжелобольным или умирающим прихожанам. Важно помнить, что исповедь не ставит целью судилище над согрешившим. Не является она и простой беседой о человеческом несовершенстве или недостатках. Абсолютно неправильно воспринимать ее как обязательную часть обычая, исполняемую бездумно, «на автоматизме».

Читать еще:  Великий бог «Данунах», мантра «Забей» или для чего взрослые серьезные люди занимаются ерундой. Боги Древнего Египта – список и описание Верховный бог Древнего Египта

Исповедь перед причастием необходима кающемуся для очищения души от греха – грязи духовной. Это искреннее покаяние, идущее из глубин сердца, вызванное потребностью сохранения своей души в чистоте. Человек несовершенен, нет никого среди людей, кто сумел бы прожить без единого греха. Поэтому как ни важно отмывать тело от грязи, еще важнее очищать нетленную душу от греха. Такое «омовение» души от накопившейся духовной грязи возможно только в момент исповеди и покаяния перед причастием. Это важно оттого, что грехи, подобно пыли и саже, наслаиваются на душу и отягощают ее. Человек при этом чувствует себя опустошенным, теряет покой и внутреннюю уверенность. Бремя греха порождает состояние беспокойства и раздражительности, несущий его начинает беспричинно наносить обиды своим окружающим. И лишь покаяние способно возвратить чистоту очерненной неблаговидными поступками душе.

В виде исповеди перед причастием и оставления грехов проявляется любовь и милость Божья к слабому, нетвердому в вере человеку, ищущему спасения от прегрешений. Только искреннее покаяние приносит прихожанам ощущение легкости, благодати, обновления мироощущения, избавления от неприемлемых страстей. Суть таинства исповеди – возвращение в ту чистоту, которая была обретена при крещении.

Важно! Когда кающийся перечисляет свои грехи перед священником в храме, он дается обет больше не совершать их. Для этого нужно простить обидчиков, недоброжелателей и завистников. Стараться сохранять умиротворение и смирение.

В последнее время все чаще, особенно через разные сайты интернета, звучит совет непременно заранее составить список своих грехов, обязательно отнести его священнику и после того, как он его разорвет, сжечь. На самом деле чрезмерное внимание к деталям, соблюдение внешней «правильности» без духовной прочувствованности происходящего приводят все эти деяния в большей мере к суеверию, чем к покаянию. Святые отцы говорят, что писать такие списки нет необходимости. Исповедь и покаяние должны литься из души, быть по-настоящему искренними, а не превращаться в заранее написанный по образцу и выученный для отчета доклад. Говорить важно о том, что разъедает душу, своими словами, без запутанных туманных фраз и невнятных намеков. Впрочем, и отказываться от написания списка нет причин. Лист, на котором он написан, называют хартией. Его можно взять с собой на исповедь, чтобы справиться со смущением, которое неизбежно наступает, когда человек оказывается перед священником, рядом с Евангелием и распятием. При этом кающийся, находящийся в большом волнении, может забыть о том, что собирался говорить. В таких случаях можно прочитать грехи, записанные в подготовленной хартии.

Перечень грехов

В духовной литературе и конкретно в Библии можно найти множество более или менее обширных списков грехов, несколько различающихся по содержанию. Полного перечня, собравшего в себе все возможные прегрешения, не существует. Можно лишь составить перечень грехов, включающий основные, наиболее значимые и распространенные из них. Часто выделяют отдельными списками виды грехов, присущих только мужчинам или лишь женщинам, но большинство прегрешений не имеет пола, носит общечеловеческий характер:

  • гордыня;
  • злословие;
  • неоправданный гнев;
  • неискренность;
  • корысть;
  • нелюбовь к Богу;
  • оправдание нечестивых;
  • отсутствие веры;
  • богохульство;
  • излишняя болтливость;
  • недоверие Богу, выраженное в страхе перед людьми и обстоятельствами;
  • презрение;
  • тщеславие;
  • обращение к ложному совету, не идущему от Бога;
  • стремление к Богу лишь на словах, без веры;
  • бесконечные претензии к людям и жизни;
  • неблагодарность;
  • жестокость к людям и животным;
  • предательство;
  • творение кумиров;
  • осуждение и обсуждение недостатков ближних;
  • убийство животных;
  • отказ от нерожденного ребенка;
  • ревность;
  • склонение к аборту;
  • хитрость;
  • грубость;
  • бесконечно жаловаться;
  • не быть благодарным и не довольствоваться тем, что имеешь;
  • боязнь исповедовать христианство;
  • лицемерие;
  • участие в раздорах и ссорах;
  • озабоченность;
  • лжесвидетельство;
  • стяжательство, ненасытное стремление к выгоде;
  • уныние;
  • отказ от участия в христианских таинствах;
  • воровство;
  • жадность;
  • лесть ради выгоды;
  • упование на богатство, а не на Бога;
  • непочтение к родителям;
  • сквернословие;
  • сомнение в силе Бога;
  • отказ от прощения обидчиков;
  • злоупотребление;
  • суеверие;
  • насилие и рукоприкладство;
  • мстительность;
  • пьянство и наркомания;
  • злопамятство;
  • измена мужу или жене;
  • хвастовство;
  • обман детей и презрение к ним;
  • ожесточенность и озлобленность;
  • обман;
  • занятия оккультизмом;
  • взяточничество;
  • осуждение;
  • отсутствие сострадания;
  • зависть;
  • мошенничество;
  • упрямство;
  • вымогательство;
  • себялюбие;
  • поддаваться искушениям;
  • предвзятость;
  • невозвращение долгов;
  • унижение себя и других;
  • вредность;
  • отказ от молитв Христу;
  • безответственность;
  • несмирение перед Божьим наказанием;
  • причинение боли душевной и физической;
  • обидчивость;
  • потакание собственным слабостям;
  • несправедливость;
  • враждебность;
  • неповиновение Божьим заповедям;
  • желание зла;
  • и др.

Как готовиться к исповеди

Подготовка к исповеди и само таинство неизбежно вызывают в любом человеке волнение, будь он взрослым или малышом. Особенно велико оно у тех, кто готовится исповедоваться и принять причастие первые. Важно оставить беспокойство и довериться Богу. Храм – его обитель, это не место для порицания и осуждения. Назначение таинства совсем иное. После разговора со священником о душевных тяготах становится легче на душе, уходит мешающая жить негативная энергия.

Начинать готовиться к исповеди важно заранее. Лучше всего почитать наставления духовных отцов, посвященные исповеди и покаянию. Сейчас продается большое количество разнообразных брошюр, рассказывающих, как правильно подготовиться к этим таинствам. Порой в них может встречаться противоречивая информация. Их можно использовать в помощь при подготовке, но не стоит строго следовать лишь только советам таких книг. О предстоящей подготовке, исповеди и следующем за ней причастии можно и нужно поговорить со своим духовным отцом. Можно составить и написать список своих прегрешений, освобожденный от желания возложить вину за свои грехи на других. Важно старательно вести молитвенное правило, кроме обычных молитв в течение дня, утром и перед сном, читать каноны Ангелу Хранителю, Богородице и покаянный канон. Чтобы приступить к исповеди со спокойной совестью, важно попросить прощения у тех, кого довелось обидеть словом или делом, самому простить своих недоброжелателей и обидчиков. В день исповеди нужно соблюдать пост. Отказаться от развлечений, есть лишь постную пищу.

Как происходит исповедь

Обычно она проходит в утренние часы (до Божественной литургии), во время вечерней службы или после нее. Тем, кто дожидается в очереди к исповедующему священнику, советуют мысленно повторять слова молитвы или припоминать те прегрешения, в которых есть намерение покаяться. Не стоит полагаться лишь на какие-либо «типовые» образцы исповедей. Ведь прегрешения у каждого свои, поэтому, рассказывая о них, важно поступать так, как велит собственная совесть. Только осознание своих грехов и искреннее покаяние могут по-настоящему принести пользу. Важно помнить, что исповедь на самом деле идет живому Богу, незримо присутствующему в храме. Поэтому нужно рассказывать всю правду, не таясь и не искажая событий в свою пользу. Ведь Господь знает о каждом прихожанине и его прегрешениях даже более, чем может предположить человек. Священник же выступает лишь свидетелем. Не стоит стыдиться и остерегаться разглашения рассказанного о грехах. Тайна исповеди сохраняется служителями церкви.

Каноны, которых придерживаются при тайной исповеди в храме

  • Нет необходимости вспоминать все грехи и прегрешения до мельчайших подробностей, излишне детализировать их. При такой «тщательности» есть риск впасть в другой грех – поиск третьих лиц, на которых захочется возложить вину за собственные прегрешения. Ведь намного легче обвинить в чем-то окружающих, чем признать свою собственную вину.
  • Рассказывая о своих грехах, лучше их характеризовать кратко, не заостряя внимания на мелких подробностях. Но и не ограничиваться лишь односложными характеристиками. К примеру, богохульничал, сквернословил, злился, жадничал и др. Краткая дополнительная информация поможет священнику дать совет по каждому случаю.
  • Не стоит начинать свое покаяние с «мелких», «повседневных» прегрешений. Главное внимание важно уделить грехам против Бога и ближних. При этом стоит помнить, что под ближними Евангелие понимает не только членов семьи, но и всех людей, с которыми довелось встретиться в жизни.
  • В церковь нужно приходить вовремя, к началу службы. Это важно, чтобы услышать общие молитвы, которыми священник предваряет начало исповеди.
  • На исповеди, проходящей перед причастием, нужно подойти к священнику, осенить себя крестом. С позволения батюшки можно будет перечислить накопившиеся грехи.
  • После этого священник с молитвой дает разрешение на причащение. В этот момент важно быть готовым к отказу в причащении. Батюшка может отказать прихожанину в причастии для усмирения его страстей. В такой момент чрезвычайно важно не роптать, а принять такой отказ со смирением. Священник может наложить епитимью (ограничение), помогающую справиться с грехом, преодолеть, изжить его.
  • В завершение исповеди на голову кающегося возлагается епитрахиль. Это символизирует возвращение милости Господней к раскаявшемуся. После этого можно поцеловать распятие и Евангелие, лежащие на аналое.

Что такое общая исповедь

В некоторые дни, к примеру перед большими праздниками, при большом стечении паломников, когда священник не может исповедать каждого из желающих покаяться, в православных храмах проводятся общие исповеди. При этом читается специальный текст, в котором перечисляются наиболее распространенные прегрешения. Верующие, слушающие его, вспоминают свои грехи и искренне каются в них. Завершает таинство разрешительная молитва.

Свой список грехов, ориентированный на десять заповедей, важно мысленно вести и корректировать постоянно, чтобы избежать возвращения к уже осознанным грехам и совершения новых прегрешений. Настоящее покаяние означает перемену в жизни, максимальный отказ от греха. Не менее важно соблюдать регулярность таинства исповеди. По совету святых отцов проводить ее стоит не менее раза в месяц. Это поможет внимательнее и ответственнее относиться к православной вере, Богу, собственной душе и окружающим людям.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector