0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иудейское летоисчисление от сотворения мира. Библия и наука о сотворении мира: сколько лет Земле

Содержание

Системы летоисчиселения еврейского календаря

Какой год считать первым?

Система летоисчисления требует отправной точки, и она может быть практически любой — в зависимости от того, какое событие в истории люди считают настолько важным, чтобы вести от него счет. Исламский календарь, например, начинается с такого эпохального события, как хиджра, то есть прибытие Мухаммеда в Медину в 622 году н.э. Китайцы свое время меряли династиями императоров, а во Франции и Советской России некоторое время действовали нововведенные «революционные» календари.

Христианский календарь, которым пользуются сейчас во всем мире, считает своей отправной точкой год рождения Йешу, хотя и был введен гораздо позже, в 525 г. н.э. Хатам Софер пишет, что подсчет лет от Сотворения Мира напоминает нам, что мир обновляется Вс-вышним, что Земля Израиля — обещана нам, и что евреям не следует использовать григорианский (христианский) календарь (Драшот, друш 10, 7 ав 5570, том 5, стр. 114).

Книга Берешит содержит хронологическое летоисчисление от Сотворения мира до смерти Йосефа в Египте — и каждый человек может сам посчитать, в какой год от Сотворения Мира кто родился и кто умер из первых людей, упомянутых в книге Бытия.

А первая годовая система подсчета, используемая еврейским народом, которую мы находим в Танахе, в качестве точки отсчета устанавливает выход из Египта. Книга Бемидбар начинается с того, что описанные там события произошли «в первый (день) второго месяца, во втором году после их исхода из земли Мицраима» (1:1).

Система отсчета от выхода из Египта была актуальна 480 лет: вплоть до строительства Первого Храма. «И было, в четыреста восьмидесятом году после исхода сынов Исраэйлёвых из земли Египетской, в четвертый год царствования Шломо над Исраэйлем, в месяце Зив, втором месяце, (начал) он строить дом Г-споду» (Книга Царей I, 6:1). Кроме того, в Книге Царей неоднократно упоминается, что то или иное событие происходило в такой-то год правления того или иного монарха.

Резюмируют мудрецы Талмуда в Мехильте (на главу Итро 19:1) и в Иерусалимском Талмуде (Рош Ашана), что первоначально годы считались от Исхода, а затем стали считаться от строительства Первого Храма.

После разрушения Первого Храма евреи повели новый счет: с самого начала изгнания, как указывает пророк Йехезкель (40:1): «На двадцать пятом году изгнания нашего, в начале года, в десятый (день) месяца…»

Мишна (Гитин8:5) указывает, что в гете (разводном письме) нельзя указывать дату от возведения Первого Храма или от разрушения Второго Храма. А это означает, что эти системы на тот момент для некоторой части евреев были актуальны.

Это подтверждает и удивительная коллекция надгробий, датируемых от 351 до 577 г. н.э., обнаруженная в Зоаре, к юго-востоку от Мертвого моря. Надписи на христианских надгробиях используют календарь римской провинции Аравии, первый год которого соответствует 106 г. н.э. А надписи на еврейских надгробиях, выполненные на арамейском языке, используют еврейский лунный календарь, который ведет начало от разрушения Второго Храма, и кроме того — указывают и номер года в семилетнем цикле шмита, как в Книге Юбилеев, найденной среди прочих рукописей в Кумранских пещерах.

Йеменские евреи во время чтения кинот (скорбных поэтических элегий) Девятого Ава по сей день вспоминают, сколько лет прошло с момента разрушения Второго Храма, и сколько лет — после разрушения Первого храма и последующего изгнания евреев в Йемен.

В последние годы существования Второго Храма и вскоре после его разрушения было принято несколько систем подсчета лет, который просуществовали недолго. Например, в написанном в Масаде гете указана дата «шестой год», что, по утверждению ученых, должно означать, что он был написан в 111 г. н.э., и отправной точкой является 106 г. н.э.: тот год, когда провинции Аравии и Бостра стали частью Римской империи.

Монеты, отчеканенные во время восстания Бар-Козевы (132-135 н.э.), были датированы началом восстания. На этих монетах также встречались надписи: «Первый год искупления Израиля» или «Второй год свободы Израиля».

Александр Великий и еврейское летоисчисление

Во времена Второго Храма существовала еще одна система, известная как миньян штарот и применяемая при составлении документов. В Талмуде указываются годы этого летоисчисления с добавлением слов ле-малхут александрус (правления Александра), что, казалось бы, должно указывать на его основателя — Александра Македонского, но на самом деле, подсчет годов велся от начала эры Селевкидов и применялся еще долго после того, как греческое владычество уже закончилось.

В тот год, когда монархия Селевкидов установила свою власть в Сирии, генерал Александра Македонского Селевк I Никатор вернулся в свою столицу — Вавилон. Сын Селевка, Антиох I, вместо того, чтобы начать считать годы заново, как это было принято среди правителей, продолжил год отсчета от правления своего отца.

Существует три возможных даты начала 1-го года ле-малхут александрус: сразу после битвы за Газу, и тогда 2-й год начинается спустя несколько месяцев, осенью 312 г. до н.э.; осенью 312 г. до н.э. (эту точку отсчета использует Талмуд); или осенью 311 г. до н.э.

В талмудический период (с третьего по пятый века н.э.) в Израиле и диаспоре пользовались разными методами датирования документов. Раши (Авода Зара 9а), комментируя барайту, в которой говорится о Земле Израиля после разрушения Храма, указывает, что отправной точкой летоисчисления в Эрец Исраэль в те годы было разрушение Второго Храма. Что касается диаспоры, то Талмуд (Авода Зара,10a) приводит от имени Рава Нахмана, что следует считать годы от «начала эры» греческих правителей (т.е. миньян штарот).

После завершения написания Талмуда миньян штарот еще продолжал применяться, и одновременно с этим стали использовать и дату с Сотворения Мира. Таким образом, в период средневековья использовались параллельно три системы — по крайней мере, в Египте XII века, когда жил Рамбам, который в Илхот Шмита ве-Йовель 10:4, желая разъяснить, какой именно год является годом шмиты, указывает его во всех трех системах: «Согласно этому расчету, в этом году, который является 1107-м от разрушения Храма, то есть 1487-м согласно миньяну штарот, то есть 4936-м от Сотворения Мира, — это год шмиты и 21-й год цикла йовель».

В последние века большинство евреев не ведут подсчет от разрушения Храма. Тем не менее, романиоты (потомки древнегреческой еврейской общины) использовали эту систему до недавнего времени. Например, в ктубе, написанной на острове Корфу 26 мая 1944 года (за считанные недели до депортации фашистами всех евреев с острова в июне 1944 года!), дата указана так: «пятница, четвертого сивана, 5704 год Творения и 1876-й год от разрушения Храма, да будет он восстроен вскоре, в наши дни и дни всего Израиля, амен, в соответствии с системой летоисчисления, которую мы традиционно используем здесь, в городе Корфу».

Миньян штарот в течение нескольких веков продолжал использоваться евреями в некоторых сефардских общинах, особенно в Египте. А наряду с этой датировкой встречаем в документах Каирской гнизы также и местную датировку — по исламскому календарю.

Раби Хаим Йосеф Давид Азулай (рабейну Хида) писал, что одно из достижений великого алахического авторитета XVI века раби Давида бен Шломо ибн Зимры (Радбаза), наряду с написанием более 3000 респонсов, было то, что он отменил использование системы миньян штарот в Египте (Шем Агдолим, том 1,далет: 16, стр. 19а).

Йемена эта отмена не коснулась, и там система миньян штарот оставалась в ходу вплоть до наших дней. Раби Йосеф Капах с долей гордости пишет, , что йеменские евреи придерживались традиций и продолжали использовать ее в разводных письмах, юридических документах и личной переписке до ХХ века.

Раби Яаков Сапир (Эвен Сапир62б) в 1864 году описал, что йеменские евреи, а также близкие к ним малабарские евреи (Индия) использовали исключительно миньян штарот, и, за исключением ученых и писцов, большинство евреев Йемена даже не знали года от Сотворения Мира.

Многим известна история про то, как Шимон а-Цадик в благодарность за то, что Александр Македонский отказался от намерения поставить свою статую в Иерусалимском Храме, обещал назвать всех еврейских мальчиков, родившихся в тот год, Александрами. Любопытно, что рабби Яаков Сапир, пересказывая эту историю, добавляет, что Шимон а-Цадик дал великому полководцу еще одно обещание: перейти на новое летоисчисление: ле-малхут александрус

Anno Mundi и Б-жественное управление мира

Когда же большинство еврейского мира повсеместно перешло на используемую сейчас систему летоисчисления? Раби Азария дей Росси (1511-1578) в своей книге Мэор Эйнаим предполагает, что широкому использованию летоисчисления с Сотворения Мира дал начало в IX веке н.э. рав Шрира Гаон, автор знаменитого Послания, объясняющего причины и обстоятельства, которые побудили мудрецов к записи Устной Торы.

Рабейну Там в XII веке, Тур в начале XIV века и Ран в середине XIV века свидетельствуют, что в их время общепринятая практика — это датировать разводные письма, используя год с Сотворения Мира. А Шулхан Арух в XVI веке окончательно утверждает, что эта система стала настолько универсальной, что если софер в разводном письме не напишет слова «от Сотворения мира», гет все равно будет кошерным.

В научных документах дату Сотворения Мира принято сопровождать аббревиатурой AM — anno mundi, что означает «в год мира». Для того, чтобы повсеместно использовать систему AM, необходимо было согласовать точную дату отсчета. В Письменной Торе эта дата не указывается.

Древнейшей систематизированной еврейской хроникой является Седер ОламРаба. И если мы знаем такие аксиоматичные даты, как, например, год рождения праотца Авраама — 1948 от Сотворения Мира — то это благодаря Седер Олам Раба. Тем не менее, это не единственная система AM, а одна из трех существующих.

В первой системе AM, которая и используется в настоящее время, 1-й год начинается за год до создания Адама и длится пять дней Творения (шнат тоу) — так было принято считать в Земле Израиля. Во второй системе AM, которая используется в Вавилонском Талмуде, 1-й год начинается в день создания Адама. И наконец, третья система AM, система хроники СедерОлам Раба, считает 1-м тот год, который начался через год после создания Адама.

В различных местах, в разные периоды времени и в различных классических документах использовались разные точки отсчета, что привело к значительной путанице. Неясно, почему первая система АМ стала общепринятой, но одно ее явное преимущество заключается в том, что по ней легче всего высчитывать год шмиты: число года делится на семь без остатка. Например, любому ясно, что ближайший год шмиты — 5782, так как разделив это число на 7, получаем 826 без остатка. Но по этой системе получается, что праотец Авраам родился не в 1948, а в 1950 году.

Книга Питхей Тшува разъясняет, что для того, чтобы избежать путаницы между системами, в документы необходимо включать фразу «в такой-то год от Сотворения Мира, в соответствии с подсчетом, принятым в этом городе …»

Получается, что не всегда евреи считали годы от Сотворения Мира, и в течение целых веков использовали систему летоисчисления, связанную с давно почившей династией Селевкидов. Это кажется странным — ведь, на первый взгляд, она не имеет отношения к еврейской Традиции.

Ключ к этой загадке можно найти в Гмаре (Авода Зара 10а), где говорится о том, что годы миньян штарот начинают считаться ровно через одну тысячу лет после Исхода из Египта. Раби Шломо Йеуда Лейб а-Коэн Раппопорт утверждает, что система миньян штарот была на самом деле просто продолжением подсчета лет от Исхода. А раби Яаков Медан, руководитель ешивы Хар Эцион, подчеркивает, что счет лет от Исхода (и его продолжение) ведет счет лет Б-жественного управления Мира и указывает не столько на годы правления того или иного царя из плоти и крови, а на годы правления Царя Царей.

Сколько Земле лет по Библии?

Прошло много времени с той поры, как появилась Земля. Причем по научной точке зрения и по библейским учениям данные о возрасте нашей планеты совершенно не совпадают. Так сколько Земле лет по Библии? Рассмотрим более подробно.

История сотворения мира

По событиям, о которых рассказывается в Библии, можно вычислить ее возраст.

  1. Адам появился на свет на 6-й день после того, как Бог создал Землю. За основу берем сутки, равные 24 часам.
  2. Далее мы знаем, что на момент рождения Сифа Адаму было 130 лет. Умер Адам в возрасте 930 лет.
  3. Всемирный потоп по предварительным подсчетам произошел в 1656 году от сотворения мира. Таким образом, от Адама до Ноя прошло 1065 лет.
  4. От Ноя до Авраама прошло еще 890 лет.
  5. Рождение Авраама и смерть Иакова — всего 290 лет.

  • Жизнь израильтян в Египте составляла 430 лет. Эту цифру можно проверить, прочитав Бытие 15, в котором четко говорится, что в беседе Авраама с Господом называется цифра 400. Именно столько будут порабощены потомки Авраама.
  • Уход из Египта и возведение храма заняли 480 лет. Книга царств дословно утверждает, что храм начал строиться именно в 480 г.
  • 425 лет составил период царствования иудейских правителей.
  • Покорение Иудеи и Вавилонская неволя — 70 лет. Многие специалисты считают, что пленение произошло в 586 г. до нашей эры. Из этого следует, что первый год нашей эры начинается с 4150 г.
  • Возвращение израильтян из неволи до Иисуса Христа, включая его воскресение — 483 года.
  • Другая эра. Период от воскресения до сегодняшнего дня составляет 1984 года (на 2017 год).
  • В результате возраст Земли по Библии 6 108 лет (до 2017 года).

    Библия — это описание нашей истории

    Из Библии мы детально узнаем обо всем, что происходило на Земле с первого дня ее сотворения. Читая и анализируя эту священную книгу, мы все больше понимаем, что в ней собраны исторически верные данные.

    Доказательством этому служат точные даты рождения и смерти людей, реальные события, которые происходили с указанием конкретных чисел.

    • Бытие 5 раскрывает нам последовательность и продолжительность жизни Адама и его потомков. Всего этот период занимает 1 056 лет.
    • Бытие 7 и 11 охватывают большой период от начала жизни Ноя и Всемирного потопа до появления на свет Авраама — 2 008 лет.
    • Бытие 21 говорит о жизни Авраама и его сына Исаака — 2 108 лет.
    • Бытие 25 и 26 детально показывают нам время от рождения Иакова до похода его в египетские земли. Земле уже насчитывается 2 298 лет.
    • Бытие 47 повествует о жизни в Египте и уходе из этой страны — 2 298 лет.
    • Книга Исход (глава 12) ведет нас к возведению храма. Это уже 3 208 лет.
    • Книга царств (глава 6) завершает этот период времени пленением вавилонян и останавливается на 3553 г.
    Читать еще:  Стояние 12-ти Евангелий. По местам страданий Господа

    Новозаветный период

    Начинается эра, которая ознаменовалась появлением, распятием и воскрешением Иисуса Христа. Мы знаем, что Иисус начал свое служение, когда ему было 30 лет, а завершил его в 33 года. События этого времени также расписаны в хронологическом порядке:

    • рождение Иисуса;
    • начало служения Богу;
    • опресночный день;
    • смерть Христа;
    • пребывание в земле;
    • воскресение;
    • деяния апостолов.

    Разные версии летоисчисления

    Человечество с давних времен волнует вопрос о сотворении мира. Как появилась Земля, сколько ей лет? Всего в мире насчитывается 3 основных теории: философская, библейская и научная. Какую из этих позиций выбрать и какой верить, должен решить каждый самостоятельно. Но наука и философия ограничены разумом и не могут пойти дальше математических размышлений. Это всего лишь научная фантастика, не более того. Возраст Земли по этим двум версиям составляет 4,5 млрд лет, с чем в корне не согласны сторонники библейской версии.

    Божественная теория основывается на документе, имя которому Библия. Именно здесь можно узнать конкретные числа и годы. Стоит отметить, что этой теории придерживаются известные ученые: Сергей Головин, Карл Бах и Генри Геллей.

    Если перестать верить в Библию, можно сказать, что наши представления о вере также неверны. Правильно ли это?

    Таким образом, если вы умеете считать и подробно изучили Библию, верите каждому ее слову, ответ «Сколько Земле лет по Библии?» однозначен — 6 000 лет.

    Сотворение мира

    В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою

    Библейское учение о сотворении мира кратко называется Шестоднев. День означает сутки. В 1823 году англиканский священник Джордж Стэнли Фабер (1773–1854) выдвинул теорию «день — эпоха». Это мнение не имеет абсолютно никаких оснований. В еврейском языке для выражения слов неопределенный период времени или эпоха существует понятие олам. Слово йом в древнееврейском языке всегда означает день, сутки, но никогда не период времени. Отказ от буквального понимания дня сильно искажает библейское учение о сотворении мира. Если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро? Как к эпохе применить благословение седьмого дня и отдых в нем? Ведь Господь заповедал отдых в седьмой день седмицы — субботу, потому что Сам почил: и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих (Быт 2, 3). Господь сотворил растения в третий день, а солнце, луну и другие светила — в четвертый. Если принять идею «день — эпоха», получается, что целую эпоху растения произрастали без солнечного света.

    Святые отцы понимали день первой главы книги Бытия буквально. Святой Ириней Лионский: «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы — то есть в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, то есть (освобождение) от смерти». Святой Ефрем Сирин: «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание». Святой Василий Великий: «И бысть вечер, и бысть утро, день един. определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь». Святой Иоанн Дамаскин: «От начала дня до начала другого дня — одни сутки, ибо Писание говорит: и был вечер, и было утро: день один».

    Как же тогда происходило чередование дня и ночи до сотворения светил, которые появляются в четвертый день? Святитель Василий Великий пишет: «Тогда не по солнечному движению, но по тому, что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь» (Шестоднев. Беседа 2).

    Книга Бытия начинается с описания величественных дел Божьих — создания мира в течение шести дней. Господь сотворил Вселенную с неисчислимыми светилами, землю с ее морями и горами, человека и весь животный и растительный мир. Библейское откровение о сотворении мира возвышается над всеми существующими космогониями других религий, как истина возвышается над любым мифом. Ни одна религия, ни одно философское учение не могли подняться до превосходящей разум идеи о творении из ничего: В начале сотворил Бог небо и землю.

    Бог обладает самодостаточностью и абсолютной полнотой. Для Своего бытия Он ничего не требует и ни в чем не нуждается. Единственной причиной сотворения мира явилась совершенная Любовь Бога. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости» [1] .

    Первыми были созданы бесплотные духи — Ангелы. Хотя Священное Писание не содержит повествования о сотворении ангельского мира, нет никаких сомнений, что Ангелы по своей природе принадлежат к тварному миру. Это воззрение основано прежде всего на ясном библейском понимании Бога как всемогущего Творца, положившего начало всему существующему. Все имеет начало, только Бог безначален. Некоторые святые отцы видят указание на создание невидимого мира Ангелов в словах сотворил Бог небо (Быт 1, 1). В подтверждение этой мысли святитель Филарет (Дроздов) замечает, что, согласно библейскому повествованию, физическое небо было создано во второй и четвертый день.

    Первозданная земля была неустроенна и пуста. Созданная из ничего материя сначала явилась неупорядоченной и покрытой тьмой. Тьма была неизбежным следствием отсутствия света, который не был сотворен как самостоятельная стихия. Далее бытописатель Моисей пишет, что Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Здесь видится указание на творческое и оживотворяющее участие в творении третьего Лица Святой Троицы — Святого Духа. Предельно краткое и точное определение — всё от Отца через Сына в Духе Святом. Упомянутая в вышеприведенном стихе вода является важнейшей стихией, без которой невозможна жизнь. В святом Евангелии вода является символом животворящего и спасительного учения Иисуса Христа. В жизни Церкви вода имеет особое значение, будучи веществом Таинства крещения.

    Первый день творения

    И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт 1, 3–5).

    По Божественному повелению возник свет. Из дальнейших слов: и отделил Бог свет от тьмы мы видим, что Господь не уничтожил тьму, а лишь установил периодическую смену ее со светом для восстановления и сохранения сил человека и всякой твари. Эту премудрость Божию воспевает Псалмопевец: Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! (Пс 103, 20–24). Поэтическим выражением и был вечер, и было утро заканчивается описание творческих дел каждого из шести дней. Само слово день святые понимали буквально.

    Свет был создан Божественным словом, обладающим всемогущей творческой силой: ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 9). Святые отцы видят здесь таинственное указание на второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия Иисуса Христа, Которого апостол называет Словом и при этом говорит: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1, 3).

    При описании первого дня первым поставлен вечер, а потом утро. По этой причине у евреев в библейские времена день начинался с вечера. Этот порядок сохранился в богослужении новозаветной Церкви.

    Второй день творения

    И создал Бог твердь. и назвал. твердь небом (Быт 1, 7, 8) и поместил небо между водой, которая находилась на земле, и водой над землей.

    Во второй день Бог создал физическое небо. Словом твердь передается слово еврейского подлинника, означающее распростертие, ибо древние евреи метафорически сравнивали небосвод с шатром: простираешь небеса, как шатер (Пс 103, 2).

    При описании второго дня говорится и о воде, которая находится не только на земле, но и в атмосфере.

    Третий день творения

    И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9–13).

    В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки, а также материки и острова. Позже это вызвало восторг у Псалмопевца: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 7–9).

    В этот же день Бог сотворил весь растительный мир. Это было принципиально новым: Бог положил начало органической жизни на земле.

    Произвести растительный мир Творец повелел земле. Святитель Василий Великий говорит: «Тогдашний глагол и первое сие повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5).

    В книге Бытия говорится, что земля произрастила зелень, траву и деревья, сеющие семя по роду их. Святые отцы этому придавали принципиальное значение, ибо оно указывает на постоянство всего сотворенного Богом: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). Как видим, третий день был посвящен устроению нашей планеты.

    И увидел Бог, что это хорошо (Быт 1, 12). Бытописатель поэтическим языком выражает мысль, что Бог творит премудро и совершенно.

    Четвертый день творения

    И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14–18).

    В описании четвертого дня мы видим сотворение светил, их назначение и их отличия. Из текста Библии мы узнаём, что свет был сотворен во второй день до светил, чтобы, по объяснению святителя Василия Великого, неверующие не почитали солнце единственным источником света. Один Бог является Отцом светов (см.: Иак 1, 17).

    Создание светил имело три цели: во-первых, освещать землю и все, что на ней; устанавливается различие между светилами дневными (солнце) и ночными (луна и звезды). Во-вторых, отделять день от ночи; различать четыре времени года, упорядочить время с помощью календаря и вести летоисчисление. В-третьих, служить для знамений последних времен; об этом говорится в Новом Завете: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29–30).

    Пятый день творения

    В пятый день Господь сотворил первых живых существ, живущих в воде и летающих в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею. Так появились обитатели вод, появились водяные животные, насекомые, рептилии и рыбы, а по воздушному пространству полетели птицы (см.: Быт 1, 20–21).

    В начале пятого дня Бог обращает Свое творческое слово к воде (да произведет вода), тогда как в третий день — к земле. Слово вода берется в данном месте в более широком смысле, обозначая не только обычную воду, но и атмосферу, которая у священного писателя также называется водой.

    В пятый день Бог создает более высокую по сравнению с растениями форму жизни. По Божьему повелению появились представители водной стихии (рыбы, киты, пресмыкающиеся, амфибии и другие обитатели вод), а также птицы, насекомые и все живущие в воздушном пространстве.

    Творец создает первые существа каждого рода («по роду»). Он благословляет им плодиться и размножаться.

    Шестой день творения

    В шестой день творения Бог создал животных, живущих на земле, и человека, по образу и подобию Своему (см.: Быт 1, 24–31).

    Описание шестого творческого дня пророк Моисей начинает теми же словами, что и предшествующие дни (третий и пятый): да произведет. Бог повелевает земле создать всех животных земли (душу живую по роду ее). Бог творил все в определенной последовательности возрастающего совершенства.

    И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (см.: Быт 1, 26-28).

    Последним, как венец творения, был создан человек. Он сотворен особым способом. Святые отцы прежде всего отмечают, что творению его предшествовал Божественный совет между всеми Лицами Пресвятой Троицы: сотворим человека. Человек выделен из всего тварного мира и тем, как его творит Господь. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73).

    Бог сказал, что не хорошо человеку быть одному.

    И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2, 21–22).

    Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую чету, но несколько и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ведь даже Ева была взята от своего мужа. Апостол Павел говорит: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян 17, 26). И поэтому мы все являемся родственниками.

    На заре человеческой истории Бог установил брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной. Он благословил его и скрепил самыми тесными узами: будут одна плоть (Быт 2, 24).

    Создав человеческое тело, Бог вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Самая главная отличительная особенность человека состоит в том, что его душа богоподобна. Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26). О том, что такое образ Божий в человеке, мы говорили ранее. Когда Бог сотворил человека, Он привел к нему всех животных и птиц, человек дал им всем имена. Наречение имен было знаком господства человека над всей тварью.

    С сотворением человека заканчивается шестидневное творение мира. Бог сотворил мир совершенным. Рука Творца не внесла в него никакого зла. Это учение о первоначальной благости всего творения представляет собой возвышенную богословскую истину.

    В конце времен будет восстановлено совершенство мира. По свидетельству тайнозрителя, святого апостола Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля (см.: Откр 21, 1).

    Седьмой день

    И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт 2, 2).

    Закончив творение мира, Бог почил от дел Своих. Бытописатель здесь употребляет метафору, ибо Бог не нуждается в отдыхе. Этим указывается тайна истинного покоя, который ожидает людей в вечной жизни. До наступления этого блаженного времени уже в земной жизни мы видим прообраз этого состояния — покой благословенного седьмого дня, который в Ветхом Завете был субботой, а для христиан является днем воскресным.

    Сотворение мира Богом – библейская история.

    Сотворение мира описано в начальных главах Книги Бытия. Некоторыми эти главы воспринимаются как фактическое описание, другими – как аллегория. Некоторые рассматривают 6 дней творения как описание этапов происхождения Вселенной, хотя фраза сотворение мира носит религиозный оттенок, а фраза происхождение Вселеннойиспользуется в естественных науках. Очень часто библейскую историю сотворения мира критикуют за несоответствие тому, что было доказано наукой. Но есть ли здесь противоречия? Порассуждаем!

    Сотворение Мира. Микеланджело

    Прежде чем более подробно остановиться на истории Сотворения мира, хотелось бы отметить одну интересную особенность. Большинство религий и древних космогонических текстов вначале повествуют о сотворении богов, а лишь затем о сотворении мира. В Библии описана принципиально иная позиция. Библейский Бог был всегда, Он не был сотворен, но является творцом всего сущего.

    Шесть дней сотворения мира.

    Как известно, мир был сотворен из ничего за 6 дней.

    Первый день Сотворения мира.

    В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. (Книга Бытия)

    Так начинается библейская история Сотворения мира. Эти первые строки Библии позволяют нам лучше понять библейскую космологию. Следует обратить внимание, что здесь речь идет еще не о творении привычных нам неба и земли, они будут сотворены несколько позже – на второй и третий день творения. В первых строках Бытия описано сотворение первовещества, или, если угодно, то, что ученые называют сотворением вселенной.

    Таким образом, в первый день творения было создано первовещество, свет и тьма. Следует сказать о свете и тьме, ведь светильники на тверди небесной появятся только на четвертый день. Многие богословы рассуждали на тему этого света, описывая его и как энергию, и как радость и благодать. Сегодня также популярна версия, что свет, описанный в Библии, есть не что иное, как Большой Взрыв, после которого началось расширение Вселенной.

    Второй день сотворения мира.

    И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

    Второй день – день, когда первовещество начало упорядочиваться, начали формироваться звезды и планеты. Второй день творения рассказывает нам о древних представлениях иудеев, которые считали небо твердым, способным удерживать огромные массы воды.

    Третий день сотворения мира.

    И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

    В третий день Бог создал Землю практически такой, какой мы знаем ее сейчас: появились моря и суша, появились деревья и травы. С этого момента мы понимаем, что Бог творит живой мир. Подобным образом наука описывает становление жизни на юной планете, конечно, это происходило не за один день, но все же глобальных противоречий нет и здесь. Ученые считают, что на постепенно остывающей Земле начались долгие дожди, которые привели к появлению морей и океанов, рек и озер.

    Густав Доре. Сотворение мира

    Таким образом, мы видим, что Библия не противоречит современной науке и библейская история Сотворения мира вполне укладывается в научные теории. Единственный вопрос тут в летосчислении. Что для Бога один день – то для вселенной миллиарды лет. Сегодня известно, что первые живые клетки появились через два миллиарда лет после рождения Земли, прошел еще миллиард лет — и появились первые растения и микроорганизмы в воде.

    Четвертый день сотворения мира.

    И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.

    Именно четвертый день творения оставляет больше всего вопросов для тех, кто пытается примирить веру и науку. Известно, что Солнце и другие звезды появились раньше Земли, а в Библии – позже. С одной стороны, объяснить это просто, если принять во внимание, что Книга Бытия была написана тогда, когда астрономические наблюдения и космологические представления людей были геоцентричны – то есть Земля считалась центром Вселенной. Однако, все ли так просто? Вероятно, что данное расхождение космологии Библии и науки можно объяснить тем, что Земля – более значима или «духовно центральна», ведь на ней живет человек, созданный по образу Божьему.

    Сотворение Мира — день четвертый и день пятый. Мозаика. Собор Святого Марка.

    Небесные святила в Библии и в языческих верованиях принципиально разные. Для язычников солнце, луна и другие небесные тела ассоциировались с деятельностью богов и богинь. Автор Библии, возможно, нарочито выражает совершенно иное отношение к звездам и планетам. Они – равны любому другому тварному объекту вселенной. Упомянутые вскользь, они демифологизированы и десакрализированы — и, в целом, сведены к природной реальности.

    Пятый день Сотворения мира.

    И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.

    Сотворение мира. Якопо Тинторетто

    И здесь библейская история сотворения мира полностью подтверждает научные факты. Жизнь возникла в воде – в этом уверена наука, это подтверждает Библия. Живые организмы начали плодиться и размножаться. Мироздание развивалось по воле творческого замысла Бога. Отметим, согласно Библии, животные возникли только после того, как появились водоросли и наполнили воздух продуктом своей жизнедеятельности – кислородом. И это тоже научный факт!

    Шестой день Сотворения мира.

    И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

    Шестой день творения ознаменован появлением человека – это новый этап мироздания, с этого дня начинается история рода людского. Человек – нечто совершенно новое на юной Земле, он имеет два начала – природное и божественное.

    Занимательно то, что в Библии человек творится сразу после животных, это демонстрирует его природное начало, он преемственно связан с животным миром. Но Бог вдыхает в лицо человека дыхание Своего Духа – и человек становится сопричастным Господу.

    Сотворение мира Богом из ничего.

    Центральной идеей христианства является идея сотворения мира из ничего, или сreatio ex Nihilo. Согласно этой идее, Бог создал все сущее из небытия, переведя небытие в бытие. Бог одновременно является и творцом, и причиной сотворения мира.

    Согласно Библии, до Сотворения мира не было ни первозданного хаоса, ни праматерии –не было ничего! Большинство христиан верят, что в процессе сотворения мира участвовали все три ипостаси Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

    Мир был сотворён Богом осмысленным, гармоничным и послушным человеку. Бог даровал этот мир человеку вместе со свободой, которую человек использовал во зло, о чем свидетельствует история грехопадения Адама и Евы. Сотворение мира по Библии – акт творчества и любви.

    История Сотворения мира – источники (документальная гипотеза)

    Предание о Сотворении мира существовало в устной традиции древних израильтян задолго до того, как его записали библейские авторы. Многие библеисты говорят, что Пятикнижие Моисея, на самом деле, является составным трудом, сборником произведений многих авторов разных периодов (документальная теория). Считается, что эти источники были объединены воедино примерно в 538 г. до н. э. Вероятно, что персы после завоевания Вавилона согласились предоставить Иерусалиму значительную автономию в рамках империи, но требовали от местных властей принять единый кодекс, который был бы принят всем сообществом. Это привело к тому, что жрецам пришлось отбросить все амбиции и свести иногда противоречащие друг другу религиозные предания воедино. История сотворения мира пришла к нам из двух источников – жреческого кодекса и яхвиста. Именно поэтому мы находим в Книге Бытия 2 истории сотворения мира, описанные в первой и во второй главе. Первая глава дана по жреческому кодексу, а вторая – по яхвисту. Первая в большей степени повествует о сотворении мира, вторая – о сотворении человека.

    Оба повествования имеют много общего и дополняют друг друга. Однако, мы видим явные различия в стилистике: Текст, поданный по Жреческому кодексу, четко структурирован. Повествование разделено на 7 дней, в тексте дни отделены фразами «и был вечер, и было утро: день …». В первые три дня творения четко просматривается акт разделения – в первый день Бог отделяет тьму от света, во второй – воду под твердью от воды над твердью, в третий – воду от суши. В следующие три дня Бог заполняет все, что создал.

    Вторая глава (источник яхвист) имеет плавный повествовательный стиль.

    Сравнительная мифология утверждает, что оба источника библейской истории Сотворения мира содержат заимствования из Месопотамской мифологии, адаптированные к вере в единого Бога.

    Шесть дней творения по Библии и по науке

    28 января 2010 1:00

    БИБЛЕЙСКОЕ ВРЕМЯ

    В свое время «Илиада» Гомера стала путеводной звездой для археолога Генриха Шлимана, отыскавшего легендарную Трою, руководствуясь исключительно текстами древнегреческого стихотворца. Может быть, и библейское сказание о сотворении мира столь же информативно и правдиво?

    — Бог сотворил мир за 6 дней, — рассуждает кандидат геолого-минералогических наук Михаил Бурлешин. — Явная несуразица. Ведь согласно научным фактам Земле — несколько миллиардов лет.

    Но библейские аллегории нельзя понимать буквально. Они нуждаются в интерпретации. И некоторые ученые сегодня допускают: под днем сотворения мира подразумевается некий этап историко-геологического развития нашей планеты. А современная геологическая наука делит историю развития Земли как раз на шесть крупных эр — догеологическую, архейскую (древнейшую), протерозойскую (первичной жизни), палеозойскую (древней жизни), мезозойскую (средней жизни) и кайнозойскую (новой жизни).

    Чем не 6 «дней»?

    ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

    ПО БИБЛИИ. Бог сотворил небо и землю, отделил свет от тьмы и назвал свет днем, а тьму ночью.

    ПО НАУКЕ. По теории Бурлешина и его единомышленников, наша планета существует не менее 7 млрд. лет. То есть на два миллиарда лет больше, чем написано в учебниках. Первый день сотворения мира ученый отождествляет с ранним периодом догеологической эры, которая длилась 2 — 2,5 млрд. лет. Из них от ста до нескольких сотен миллионов лет современные теоретики отводят на формирование Земли, Луны и других планет Солнечной системы из первичного газопылевого облака, вращавшегося вокруг Солнца. С образованием земной тверди возникает понятие неба. А под разделением света (дня) и тьмы (ночи) подразумевается вращение Земли вокруг ее оси и одновременно вокруг светила — Солнца.

    ВТОРОЙ ДЕНЬ

    ПО БИБЛИИ. Бог создал твердь небесную «и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью».

    ПО НАУКЕ. На языке науки это соответствует процессам, происходившим в поздний период догеологической эры, когда завершалось формирование земной атмосферы, гидросферы, первичной земной коры, мантии и ядра. Объем планеты постепенно увеличивался за счет поглощения частиц густого газопылевого облака, а разогрев достиг такой степени, что отдельные участки ее поверхности стали плавиться и возникли очаги магмы. Постоянно происходили излияния горячей лавы из недр, землетрясения. Из космоса на земную поверхность обрушивались ливни комет и метеоритов. Молодая, только начавшая формироваться атмосфера была до отказа насыщена электричеством. Мощный слой облаков закрывал солнечный свет, атмосфера была пропитана пылью.

    Когда более 5 млрд. лет назад из атмосферы стали выпадать жидкие осадки, они, едва коснувшись раскаленной поверхности земли, тут же испарялись. Земная кора начала коробиться впадинами и возвышенностями, где впоследствии, когда планета стала остывать, заплескались волны океанов и возникли материки.

    ДЕНЬ ТРЕТИЙ

    ПО БИБЛИИ. Бог собирает поднебесную воду в одно место и являет сушу. Называет сушу землей, а собранные воды — морями. Создает растительность.

    ПО НАУКЕ. Совершенно очевидно, что третий день отвечает длительному периоду, охватывающему архейскую эру, а также ранний и средний периоды протерозойской эры.

    4,3 млрд. лет назад закончились процессы формирования первичной земной коры, состоящей из базальтов, а также океанов и морей. Появились необходимые предпосылки для зарождения жизни.

    В эпоху возникновения первичной жизни атмосфера и воды морей Земли были бескислородными, а солнечный свет не достигал поверхности планеты. Очевидно, древнейшие жизненные формы были вирусоподобными. Их жизненные процессы шли за счет тепла, выделяемого из недр Земли, а также радиоактивного и космического излучений.

    Потом появились бактерии, сине-зеленые водоросли, способные жить в условиях острого дефицита кислорода и солнечной радиации. Они оказались способны выделять кислород.

    С появлением кислорода в воде и атмосфере зарождаются простейшие насекомые, бурно развиваются водоросли. На Земле резко холодает. На дне мелководных морей появляются черви, кораллы, губки, иглокожие, морские звезды, моллюски, медузы.

    В отношении континентов и океана сходство Божьих деяний во время третьего дня сотворения мира и реального этапа истории Земли — идеальное. А в отношении описания растительности есть разночтения. В Библии сказано: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так».

    Ученым же известно, что в девонском периоде палеозойской эры, длившемся 405 — 345 миллионов лет, появились предки плаунов, примитивные папоротники и хвощи. Это были травянистые растения, а представители древесных пород возникли лишь в конце девона. Но Библия использует понятия «семя», «дерево», «плод», из чего любой специалист должен сделать вывод, что имеются в виду высшие голо- и покрытосеменные растения. Первые из них появились в палеозойскую эру, вторые — в мезозойскую, то есть много позже раннего и среднего протерозоя. Они требовали для существования насыщенной кислородом атмосферы, наличия озонового слоя и достаточной солнечной радиации. Поэтому, надо полагать, нельзя понимать применительно к Библии эти термины буквально. Книга книг не научное исследование, а рассказ о развитии жизни на Земле, очень простой рассказ, понятный людям далекого прошлого.

    ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

    ПО БИБЛИИ. «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды».

    ПО НАУКЕ. Четвертый день, по мнению геологов, совпадает с поздним периодом протерозойской эры, который длился примерно 1030 млн. лет. На этом этапе атмосфера Земли становится прозрачной, земная твердь после длительного мрака предыдущих этапов обогревается лучами Солнца, освещается светом Луны и звезд. Поэтому аллегорическое описание божественного деяния четвертого дня становится вполне естественным и понятным. Иначе зачем потребовалось бы Богу заново создавать Солнце, отделять день (свет) от ночи (тьмы)? Ведь это деяние было проделано им в первый день сотворения мира.

    ПЯТЫЙ ДЕНЬ

    ПО БИБЛИИ. Творец заселяет моря пресмыкающимися и рыбами, а землю — птицами.

    ПО НАУКЕ. Этот день охватывает палеозойскую эру, ранний и средний периоды мезозоя. Палеозой длился 330, а мезозой — 173 млн. лет. Просветление атмосферы и ее азотно-кислородный состав обусловили эволюционный взрыв в развитии земной жизни: появление рыб, рептилий и птиц. До того жизнь 3 млрд. лет «топталась» на уровне вирусов, бактерий и простейших водорослей.

    И, наконец, ДЕНЬ ШЕСТОЙ

    ПО БИБЛИИ. Бог создает скотов, гадов, зверей, а затем — человека.

    ПО НАУКЕ. Шестой день соответствует позднему периоду мезозойской эры и кайнозойской эре, который длился 67 млн. лет. В позднем мезозое, в меловом периоде, зародились млекопитающие, а затем, в плейстоцене, продолжавшемся 2 млн. лет, появился человек.

    И только на СЕДЬМОЙ ДЕНЬ человек разумный заселил Землю. Тогда, собственно, и завершилось библейское сотворение мира. Возможно, с этого времени следует начинать отсчет седьмого библейского дня, когда Бог почил «от всех дел Своих».

    ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

    — Михаил Иванович, а каким образом древние люди, не владевшие фундаментальными научными знаниями, могли описать так точно грандиозную картину сотворения мира, что спустя тысячелетия она находит свое подтверждение в исторической геологии?

    — Древние ничего не смогли бы описать без помощи Всевышнего, — отвечает Бурлешин. — Все знания, которые поражают нас, когда мы читаем Библию, были даны избранникам путем прямого Его откровения.

    Многие люди полагают, что именно наука в первую очередь подтверждает материалистический взгляд на Вселенную и человека. Но соответствует ли это истине? Если обратиться к собственным высказываниям выдающихся ученых последних нескольких столетий, то выясняется, что они никогда не противопоставляли Бога и науку. Бог всегда стоял над Миром, ибо создал его. Об этом пишут те, кто в науке, быть может, «приблизился» к Богу ближе всего: Альберт Эйнштейн, Нильс Бор и многие другие. Ведь великие физики старались понять, по каким законам устроена Вселенная, иначе говоря, по каким законам ее устроил Бог.

    А что вы можете сделать за шесть дней?

    Читайте также

    Возрастная категория сайта 18 +

    Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

    Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

    АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

    Сколько лет Вселенной и Земле согласно Библии и науке?

    Меня интересует, сколько лет Вселенной по Библии, также сколько лет Земле? Как вы соотносите дату создания Вселенной в 4004 г. до н.э., объявленной епископом Ашшером, с заявленным возрастом Homo sapiens в 150 000 лет? Так когда была создана Вселенная? Что говорит Библия на этот счет?

    Сколько лет Вселенной по Библии?

    Давайте попробуем разобраться, сколько же лет Вселенной. Прежде всего, немного истории. Дата создания Вселенной, озвученная епископом Ашшером, не надежна. Он утверждал, что Вселенная была создана 23 октября 4004 года до нашей эры. Он использовал сроки царствования царей Израиля, которые не были бы приняты современной наукой. Это чудаковатая история, которая для некоторых является причиной, по которой озвученный «возраст» Вселенной сейчас стал своего рода почти официальным «христианским веком Вселенной».

    На самом деле, эта незначительная критика не имеет отношения к вашему вопросу. Важно то, правда ли можно использовать информацию из Ветхого Завета для того, чтобы рассчитать возраст Земли? Чтобы это было стало возможным, следует сделать два предположения:

    • в библейской генеалогии нет «зазоров». Другими словами, когда авторы Ветхого Завета называли кого-то «сыном» кого-то другого, мы должны принимать это буквально, как будто каждый следующий человек рождался после предыдущего;
    • «1 день» в 1 главе Бытия = буквально 24 часа.

    Оба эти предположения подробно обсуждаются в книге Дагласа Джакоби «Бытие, наука и история» (она доступна на www.ipibooks.com). Второе обсуждается еще более подробно в моей книге «Есть ли Бог?» (также доступна на www.ipibooks.com).

    Позвольте начать с обсуждения первого предположения. Среди ученых широко известен еврейский обычай описывать внуков, правнуков и иногда даже более дальних потомков отца как его «сыновей». Почти наверняка в Евангелиях от Матфея и Луки, например, имеются значительные пробелы. Другими словами, в Евангелии от Матфея 1:14, где написано «Садок, отец Акима», мы можем предположить, что Аким был прямым мужским потомком Садока, но мы не можем предположить, что он был его сыном в том смысле, как это слово используется в западной культуре. Я считаю, что мы можем применять разумные сроки к библейским цифрам в обратном отсчете до Авраама. Однако, до Авраама попытка применения определенных дат к людям из Книги Бытия невозможна. Когда жил Адам? Предполагая, что он жил (исходя из моей веры в Библию, я верю, что он жил), мы не можем сказать, когда именно. Почти наверняка, 4004 г. до н.э. является значительно недооцененным периодом времени, когда жил Адам.

    Второе предположение не столь важно для ответа на ваш вопрос, поскольку Адам был создан в последний «день» творения. Тем не менее я полагаю, что, основываясь на тщательном исследовании и рассмотрении доказательств письменной формы иврита, и по другим причинам (см. мою книгу «Есть ли Бог?»), что «дни» творения в книге Бытия не являются буквальными 24-часовыми периодами. Скорее я верю, что это метафорические дни, периоды времени, в течение которых Бог сотворил Вселенную и Землю такими, какими мы видим их сегодня. Полагаю, что Джеймс Ашшер сильно ошибся в своих предположениях.

    Тем не менее современные научные оценки «возраста» современных людей, хотя, вероятно, меньше, чем приведенные вами 150 000 лет, но все равно относят их к слишком древнему периоду, чтобы соответствовать времяисчислению Адама и Евы, даже если мы допустим, что в генеалогии были пробелы. Что ответить на этот факт? У меня есть несколько предложений, но я признаю, что у меня нет окончательного ответа.

    Один из вариантов заключается в том, что пробелы в генеалогии в книге Бытия на самом деле довольно большие. Другими словами, Адам и Ева действительно жили десятки тысяч лет назад. Другой вариант заключается в том, что Бог позволил существовать появившимся сравнительно современным прото-людям, или даже «эволюционировать», но все же предпочел создать первых настоящих людей, Адама и Еву, в которых в относительно недавнем прошлом Он вдохнул Свой Дух и кому Он дал душу. Мы не можем провести эксперимент и вернуться в прошлое, чтобы дать определенный ответ на вопрос о том, как и когда Адам и Ева вписались в естественную историю.

    У нас есть повествование Библии, которое, как я знаю, вдохновлено Богом, потому что вся Библия имеет убедительные доказательства божественного происхождения. Одно из моих любимых выражений состоит в том, что нам нужно определиться, что мы знаем из доказательств, а что мы знаем по вере. Я знаю из доказательств, что Библия — от Бога, что Вселенная была создана и что жизнь была создана. Я не имею доказательств того, что Адам и Ева существовали, поскольку у меня нет научных доказательств или опровержений их существования. Я знаю об Адаме и Еве через веру в единственную действительно надежную, вдохновленную из когда-либо созданных книг (собрание книг) — Библию.

    Подводя итог, можно сказать, что дата создания Вселенной, использованная епископом Ашшером, ненадежна. Даже чрезвычайно консервативные ученые поместили бы создание Адама и Евы ранее даты Ашшера. Принимая во внимание тот факт, что еврейская генеалогия включает в себя пробелы на этапе создания, время создания Адама и Евы можно отбросить значительно раньше в прошлое. В конце концов, я не могу дать вам окончательное утверждение о дате их создания. Я легко доверяю книге Бытие, как и всей остальной Библии, но сказать точно, когда именно Бог чудесным образом создал мужчину и женщину, я не могу.

    Сколько лет Земле и Вселенной по Библии и что это значит для христиан?

    Еще один вопрос, касающийся возраста нашей Вселенной, пришел от одного из наших читателей. Вот, что он спрашивает.

    Я только что просмотрел одно видео и хотел бы спросить вас (я никогда ранее глубоко не вникал в данный вопрос). Не все ли равно для христианина, сколько лет Вселенной и Земле?

    Автор этого видео предполагает, что если мы не верим в версию с 6000 годами, то мы не доверяем книге Бытие, мы не верим в падшее человечество или что нам нужен Спаситель, мы не верим в Божий план для брака и мы не считаем Библию авторитетным источником и не серьезно принимаем Бытие. Все эти утверждения являются явно ложными. Он также говорит, что если вы верите в существование эволюции, то вы не можете поверить Евангелию или Библии. Опять же, это абсолютно неверно.

    Я верю в Книгу Бытие. Я верю в Адама и Еву. Я верю в грехопадение человечества в райском саду. Я верю во все эти вещи, но я не верю, что Бытие первую главу следует толковать, подразумевая, что Земле буквально 6000 лет согласно Библии. Предположение, что только верующие в молодую Землю (молодой возраст Земли) являются истинными христианами, ложно. Это неуважение ко многим верующим, которые верят в Евангелие, в богодухновенность Библии и в исторический характер Бытия, но не принимают буквально временной масштаб первой главы Бытие. Моя жизнь, например, доказывает, что все предположения этого человека являются ложными.

    Нет, это не существенное утверждение, и эта запись не доказывает ни одного утверждения этого человека. Проще говоря, кое-какая правда не делает их полностью правдивыми. Этот человек не дает каких-либо доказательств, что вера в процесс эволюции означает, что мы не можем поверить Библии. Его аргументация содержит логические ошибки. Вы не должны принимать его всерьез.

    Для большинства людей возраст земли и тому подобные вещи просто неважны. Для взрослых, которые приходят к нам, возможно, более чем 80% никогда не будет иметь проблем с вопросом о возрасте Земли. Тем не менее наша молодежь почти наверняка задумается об этом и для некоторых это может быть разрушительной проблемой. Таким образом, для молодых людей мы должны осветить данный вопрос. Причина в том, что если они что-то слышат у себя дома или в церкви, и это резко отличается от того, что они слышат в научном кабинете, это очень часто создает проблемы. Для людей, которые обучаются науке и которые слышат христианское утверждение, что земле несколько тысяч лет и что это утверждение является «научным», это станет огромным камнем преткновения.

    Сколько лет Вселенной и Земле не столь важно для христиан. Возраст Вселенной не является важным христианским учением и личное убеждение о той или иной толкования «дней» в книге Бытие первой главе не имеет никакого влияния на личное христианство. Я знаю многих тех, кто верит в «молодую Землю» и тех, кто верит в «старую Землю», и я не заметил значительного отличия уровня веры в Бога или Библии в этих двух группах. Хотя, к сожалению, у группы верующих в «молодую Землю» есть тенденция к сеянию распрей и использованию этой доктрины как оправдания для того, чтобы разделять христиан. Конечно, не все верующие в «молодую Землю» сеют распри, но это отличительная тенденция данной группы, в которой они должны покаяться.

    Возраст Земли и Вселенной согласно науке

    Научным ответом на возраст Вселенной является такой, что ей, по всей вероятности, около 13.5 ± 0.2 млрд. лет. Это основано на двух измерениях. Одно — оценка возраста наиболее старых объектов во Вселенной, которыми являются некоторые звезды в эллиптических галактиках. Другое — измерение расстояния до далеких объектов. Оба измерения согласуются в пределах нескольких процентов друг от друга, что дает нам довольно сильное доверие к этим цифрам.

    Научным ответом на возраст Земли является такой, что ей 4,6 ± 0,1 млрд. лет. На самом деле, это возраст нашей Солнечной системы, а не Земли. Этот возраст принципиально основан на определении возраста горных пород на Луне, Марсе и метеоритов. Есть другие меры определения возраста Земли, такие как нижний предел возраста древнейших пород на Земле, удаление Луны от Земли и другие измерения.

    Это научные результаты. Это не доказывает, что Земля и Вселенная действительно такого возраста. Бог всемогущий, и по этой причине способен создать рыбу, готовую к употреблению, вино, готовое к употреблению и, как сказал Иоанн Креститель, Он может создать «детей Авраамовых» из камней на земле. Я в это верю, и я верю, что Бог мог бы сделать Землю, которая выглядит на 4,6 млрд лет. Наука не может ни проверить сверхъестественные события, ни опровергнуть их. Так же, как некоторые атеисты и агностики хотели бы, чтобы вы в это поверили, так и наука не может абсолютно доказать дату событий, которые произошли до того, как появились люди, которые смогли бы наблюдать их. Такие расчеты зависят от предположения, что законы природы неизменны, и не было сверхъестественного вмешательства. Тем не менее есть простая истина. Вселенная и Земля кажутся очень старыми. Буквально НЕТ НИКАКИХ научных данных, которые согласовывались с моделью молодой Земли. Те, кто говорят иначе, просто не правы. Земля и Вселенная могут быть молодыми, но это может быть справедливо, только если Бог по какой-то причине сделал так, чтобы они появились уже старыми. По факту, Земля выглядит старой.

    Перевод: Сергей Дяченко

    Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector