1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История распространения христианства. Возникновение христианства: кратко

Содержание

Возникновение и распространение христианства

Христианство – вторая мировая религия.

Лекция 5

  1. Возникновение и распространение христианства
  2. Православие – одно из направлений в христианстве. Особенности православного вероучения и культа.
  3. Католичество – одно из направлений в христианстве. Особенности церковной организации, вероучения и культа.
  4. Протестантизм – одно из направлений в христианстве.

Христианство – вторая мировая. По последним данным на Земле проживает около двух млрд. последователей христианства.

Христианство зародилось в восточной части Римской империи, в Палестине. Господствующей в Римской империи была религия римлян. В честь богов строились храмы, воздвигались статуи за пределами Рима. Но античные боги (Юпитер, Юнона, Минерва и др.) в основном не были ни добрыми, ни милосердными. А люди хотели верить в богов справедливых. Местные религии – племенные и национальные не объединяли жителей римской империи, а создавали искусственные перегородки между людьми.

Тяжелая жизнь народа в Римской империи, всеобщее бесправие и привели к потребности в религиозном утешении. Восставших уже тогда распинали на крестах. Некоторые стали пытаться найти ответы на вопросы: о смысле жизни, о причинах удач и неудач, о справедливости, о способах спасения, избавления от страданий. Философия 1 века не могла предложить путь к спасению, который был бы доступным, понятным и обнадеживающим.

Итак, нужна была такая религия, которая могла бы не разъединить, а объединить широкие массы разноплеменного и разноязычного населения Римской империи.

Христианство возникло в Палестине – в восточной провинции Римской империи. Большую часть населения Палестины в это время составляли евреи, исповедующие свою национальную религию – иудаизм. Евреев переселяли. Где они селились, создавались диаспоры. Палестина в это время управлялась царем Иродом Великим, который находился в политической зависимости от римского императора. После смерти Ирода царство его было разделено между тремя его сыновьями и постепенно перешло под непосредственное управление римлян. С 6-го года н. э. Иудеей (область Палестины со столицей г. Иерусалимом) управлял римский прокуратор, пятым из которых был Понтий Пилат. Он управлял с 26 по 36 гг.

Древний иудаизм находился в состоянии глубокого кризиса. В нем появились течения – секты. Это были:

· Фарисеи – религиозное течение за чистоту иудаизма, за соблюдение религиозных традиций, за жертвоприношение богу Яхве.

· Саддукеи – противостояли фарисеям. Признавали только письменную Тору, т. е. закон Моисея и отвергали устные предания, не верили в загробную жизнь, отрицали существование ангелов и демонов, воскресение мертвых.

· Ессеи – жили монашескими общинами в уединенных местностях Палестины. Были против жертвоприношений. Верили в загробную жизнь, грядущее воскресение из мертвых. Ожидали прихода Мессии, т.е. помазанника божьего, спасителя. (Мессия – с др. еврейского – спаситель, помазанник, т.е. посвященный, получивший божественную благодать; Христос – с греч. – спаситель). Осуждали богатство и стяжательство, стремились к нравственному очищению. В 1946-47 гг. в горных пещерах Кумрана, на берегу Мертвого моря, арабские бедуины нашли обрывки древних свитков, принадлежавших секте ессеев.

· Назореи. Эта секта стояла ближе всех к зарождающемуся христианству. Назореями издавна назывались у евреев люди, посвятившие себя на время или на всю жизнь богу. Они не стригли волос, не пили вина и пр. Назореем изображен в Евангелиях и Иисус Христос.

Итак, психологический фон, на котором возникло христианство – это нестабильное состояние окружающего мира, тревога, страх и неуверенность в будущем, неизбежность перемен.

По вопросу о происхождении христианства выделяется два основных направления:

1. Традиционная богословская точка зрения, согласно которой христианство было основано богочеловеком Иисусом Христом, который жил в Палестине в начале 1 в. н. э. и проповедовал свое учение. Его ученики – апостолы передали человечеству учение Иисуса Христа.

2.Научное направление. Ученые находят в христианстве многочисленные совпадения с древними восточными культами, а также считают, что раннее христианство – это своего рода синтез восточных (иудаистских) и западных (эллино-римских) религиозно-философских идей.

Был ли И.Х. исторической личностью? Дискуссии по этому вопросу привели к образованию в науке двух основных школ – мифологической и исторической.

Представители мифологической школы считают, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности. В Евангелиях много противоречий, неточностей, разночтений. Эта школа проводит аналогии со сказаниями о рождающихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных культурах. Эта школа считает, что образ И.Х. мифологичен. Он является продуктом сложения нескольких древних мифов (об Осирисе, Митре, Заратустре и др.) и частично древнееврейских пророчеств. День рождения Митры 25 декабря – в момент зимнего солнцестояния – стал днем рождества И.Х. Эта школа считает, что Евангелия основаны на мифах, заимствованных и переработанных.

Историческая школа (ныне преобладающая) считает И.Х. реальной личностью, но его образ дополнен многочисленными фантазиями. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Павел и др., непосредственно связанных с Христом.

В центре христианства находится фигура И.Х. Имя Иисус (или Иегошуа) буквально означает Яхве-Спаситель.

Для получения точного портрета И.Х. можно полагаться на документы Н.З.

Евангелия ничего не сообщают о годе, месяце и дне рождения И.Х. Это трудно установить, так как раньше было летоисчисление со дня основания Рима. Католики и протестанты отмечают Рождество 25 декабря, а православные 7 января. Не совсем ясно, сколько длилась проповедническая деятельность И.Х. Согласно первым трем Евангелиям – один год, а по четвертому Евангелию – три года. Согласно преданию И.Х. умер в 30-33 года в неделю еврейской пасхи, которая приходится на весну.

Иисус происходил из колена Иудина и был потомком знаменитого царя Давида. Его рождение предсказал архангел Гавриил, явившийся его матери Деве Марии. Мария с мужем, престарелым плотником Иосифом, жила в небольшом палестинском городе Назарете. Однако младенец Иисус появился на свет не в доме родителей, а в хлеву, среди домашних животных в г. Вифлиеме, куда его родители отправились в связи с проводившейся римлянами переписью населения. Иосиф был родом из Вифлиема. Волхвы (восточные жрецы и маги) и пастухи, привлеченные светом зажегшейся в небе звезды и ангельским хором, первыми пришли поклониться божественному младенцу. На сороковой день младенца принесли в храм для посвящения богу.

Спасаясь от преследований жестокого царя Ирода, родители с младенцем бежали в Египет. Позже, в отроческом возрасте, Иисус попал в Иерусалим, где удивил мудрецов-фарисеев своим умом и проницательностью. На этом жизнеописание И.Х. как бы прерывается и следующий эпизод относится ко времени, когда ему уже около 30 лет. Этот эпизод – крещение И.Х. в водах р. Иордан, которое совершил пророк новой веры Иоанн Креститель. При крещении над головой Иисуса явился Дух Святой в обличье голубя и раздался глас Божий: «Сей есть сын мой возлюбленный». Затем Иисус удалился на 40 дней в пустыню. В пустыне его искушал сатана, предлагая власть и богатство, но Иисус устоял против соблазнов.

С этого времени начинается эпопея странствований Иисуса по землям Палестины с проповедями нового учения. Приняв крещение от Иоанна Крестителя, И.Х. не стал его учеником и не примкнул к его ученикам, а начал вести самостоятельную проповедь. И.Х. совершал чудеса, исцеляя больных, воскрешая мертвых. Одна из вершин его проповедей – знаменитая Нагорная проповедь, которая начинается словами: «Блаженны нищие духом» (т.е. блаженны те, которые не считают себя духовно самодостаточными, а принимают «духовную пищу» от И.Х.).

Проповеди И.Х. вызывали гнев и вражду. В дни перед еврейской Пасхой Иисус, сопровождаемый учениками, вошел в Иерусалим. Сидя на ослице (символ кротости и миролюбия), он ехал по улицам древнего города, приветствуемый людьми. В память об этом событии в церкви празднуется день «Вход Господень в Иерусалим» или Вербное воскресенье. Веточки вербы в руках верующих напоминают цветы и пальмовые ветви, которыми народ приветствовал Иисуса.

В пятницу, во время пасхального ужина с учениками (Тайная Вечеря), Иисус предсказывает предательство одного из них (Иуды), а также свои земные страдания и смерть. Христос подает своим ученикам хлеб и вино, олицетворяя ими свое тело и кровь. Иисус проводит ночь с учениками в Гефсиманском саду, куда приходят вооруженные стражники, и по указанию Иуды, поцеловавшего Иисуса, хватают его и ведут на суд высшего иудейского священства. Суд приговаривает Иисуса к смерти за провозглашение себя Мессией. Но приговор должен быть утвержден наместником римского императора – прокуратором (управляющим) Иудеи Понтием Пилатом. Пилат, сомневаясь в виновности Христа, обращается к народу с просьбой помиловать подсудимого в честь праздника, но толпа кричит «распни его» и требует (по наущению иудейского священства) отпустить не Иисуса, а убийцу Варавву. Так, сам народ, точнее толпа, окончательно приговаривает Христа к смерти.

Иисуса распинают на кресте, на горе Голгофе, в окружении двух разбойников. Над ним издеваются: «Если ты Бог, сойди с креста!» Но он страдает и умирает как человек. Смерть Иисуса сопровождается затмением Солнца и землетрясением. Страдания Христа открывают путь человечеству к спасению, который был закрыт Богом со времен грехопадения Адама. Иисуса распяли именно за то, что Он назвал Себя Сыном Божьим. Его утверждения были сочтены богохульством, и он был приговорен к распятию.

После смерти Иисуса христианство стало распространяться по многочисленным провинциям Римской империи, приспосабливаясь к условиям каждой страны, к сложившимся социальным отношениям и местным традициям. Таким образом, христианство никогда не представляло собой единого течения. Христиане подвергались гонениям.

В 381 г. на II Вселенском соборе следствием децентрализации Римского государства было возникновение первых 4-х автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохской, Иерусалимской. Вскоре от Антиохской церкви отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь.

С V в. разгорелась ожесточенная борьба за руководство в христианстве. В 1054 году произошел раскол на католичество и православие. В западной части бывшей Великой Римской империи церковь стала называться католической, а в восточной части – в Византии – православной. В Византии была сильна государственная власть и, церковь сразу же оказалась придатком государства, а главой ее фактически являлся император.

История христианства

Христианство – одна из ведущих мировых религий, а на начало третьего тысячелетия и имеющая больше всего приверженцев. Общее число христиан приближается к двум миллиардам человек. Христиане живут на всех контнинентах. В Европе, Америке и Австралии христиане составляют большинство населения. Христианство играет важнейшую роль в общественной, экономической и культурной жизни народов и государств. Летоисчисление, которое используется во многих странах мира (в том числе в России), имеет своим началом дату рождения Христа. Для среднего и старшего школьного возраста.

Оглавление

  • Возникновение и распространение христианства

Из серии: Узнай мир

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История христианства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© В. А. Карачёв, текст, оформление обложки, иллюстрации, 2011–2019

© В. А. Карачёв, составление серии, 2000–2019

Моисей со скрижалями Завета

Возникновение и распространение христианства

Христианство — одна из ведущих мировых религий, а на начало третьего тысячелетия и имеющая больше всего приверженцев. Общее число христиан приближается к двум миллиардам человек. Христиане живут на всех континентах. В Европе, Америке и Австралии христиане составляют большинство населения. Христианство играет важнейшую роль в общественной, экономической и культурной жизни народов и государств. Летоисчисление, которое используется во многих странах мира (в том числе в России), имеет своим началом дату рождения Христа.

Христианство зародилось в недрах религии еврейского народа — иудаизма. Можно сказать, что иудаизм является родоначальником христианства. Первыми христианами были палестинские иудеи, ходившие на поклонение в Иерусалимский храм и соблюдавшие закон Моисея. Христиане признали еврейскую Библию — Ветхий Завет — своим Священным Писанием, к которому впоследствии добавили вторую часть — Новый Завет. Десять заповедей, данных в Ветхом Завете, христиане считают обязательными для всех людей, среди них такие известные, как «не убий», «не укради», «не пожелай жены ближнего своего».

Основные постулаты иудаизма также перетекли в христианство. Это, во-первых, монотеизм, то есть признание единого Бога, сотворившего мир и управляющего им. Во-вторых, мессианизм — ожидание скорого пришествия Спасителя человечества. Наконец, уверенность в неизбежной гибели существующего греховного и несправедливого мира и в наступлении нового мира, справедливого и вечного Царства Божьего.

Христианство возникло на территории, которая в то время была провинцией Римской империи, величайшей державы Древнего мира. Немалая часть римлян к тому времени, видимо, разуверилась в «отеческих богах» и не посещала храмы. Процветали заимствованные из завоеванных римлянами провинций суеверия, волшебство и тайные культы.

В римской провинции Палестине началось брожение умов, необычайно обострились ожидания пришествия Спасителя — Мессии. Как говорится в Евангелии, суровый подвижник Иоанн Креститель, проповедовавший на реке Иордан, громогласно возвещал скорое появление того, чье пришествие предсказывали древнееврейские пророки. Недаром Иоанна Крестителя называют также Предтечей, то есть провозвестником, Христа.

Картина Александра Иванова «Явление Христа народу». 1836–1857 гг.

На знаменитом полотне Александра Иванова «Явление Христа народу», хранящемся в Третьяковской галерее, запечатлен Иоанн Креститель, обращающийся к людям, которые совершают омовение в реке Иордан: «Идет за мною сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым!» Все люди с трепетом и надеждой устремляют свои взгляды в ту сторону, откуда тихим, но твердым шагом идет по земле Христос.

Читать еще:  Земле горшечника. Тетралогия Исхода к Пасхе

Об основателе христианства подробно рассказывается в четырех Евангелиях, которые, как утверждает Церковь, написали его ученики и последователи: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Греческое слово «евангелие» означает «благая весть» или «благовествование».

Вот что рассказывают Евангелия о жизни Иисуса Христа. В конце правления царя Ирода (37–4 гг. до н. э.) в палестинском городе Вифлееме у Девы Марии родился сын Иисус. Это было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от Духа Святого и был самим Богом, пришедшим на землю в облике человека. Восточные мудрецы-волхвы узнали об этом событии по движению звезды на небе. Следуя за ней и заметив место, где она остановилась, они разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-гречески — Христос) — Божьего помазанника, и поднесли ему дары.

Икона «Иоанн Креститель». XIX в.

Когда Иисус возмужал, он собрал вокруг себя двенадцать учеников. В Новом Завете (так называется та часть Библии, в которую и входят Евангелия) они названы апостолами, то есть «посланцами». Обходя со своими учениками города и селения Палестины, Христос проповедовал новую веру. При этом он творил чудеса: ходил по воде как посуху, прикосновением оживлял умерших и исцелял больных, превращал воду в вино, пятью хлебами и двумя рыбами накормил досыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось еще недоеденных кусков полных двенадцать коробов. При этом никто, кроме его ближайших учеников, не догадывался, что он Мессия. Обычно его называли Иисусом, сыном Иосифа, или Иисусом из Назарета (так называется палестинский город, в котором он вырос).

Поклонение волхвов новорожденному Мессии 4

Святое семейство

Проповедь Иисуса

Проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала раздражение иудейских властей и служителей Иерусалимского храма. Они объявили его ложным мессией, схватили и осудили на смертную казнь. Этот приговор утвердил римский наместник Иудеи Понтий Пилат. Иисус был подвергнут распятию — мучительной казни на кресте, что считалось самой позорной, «рабской» формой казни. Это случилось накануне праздника Пасхи, в апреле 30 года н. э. В момент смерти Иисуса, как сообщают Евангелия, снова произошли чудеса: померкло солнце, случилось землетрясение, открылись гробы, и некоторые умершие воскресли и вышли из них.

На третий день после смерти Иисус воскрес и явился своим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке вознесся к небесам, обещая впоследствии вернуться, воскресить всех умерших и, рассудив на Страшном суде деяния каждого, грешников низвергнуть на вечные муки в ад, а праведников ввести в небесное Царство Божие.

Церковные служители и проповедники часто употребляют выражения «нести людям Евангелие». Это означает не только рассказывать о жизни и служении Иисуса Христа, но и объяснять смысл его учения. Хотя канонических (официально признанных Церковью) Евангелий четыре, часто о них говорится в единственном числе как о некоем общем благовествовании. Первые три Евангелия рассказывают большей частью о поступках и речениях Иисуса, а Евангелие от Иоанна раскрывает духовное, мистическое значение пришествия Спасителя.

Дело распространения своего учения Христос возложил на учеников-апостолов, послав им «силу свыше», Духа Святого. Апостолы ходили с проповедью новой веры ко всем известным тогда народам. Голод и холод, темницы и преследования — ничто не останавливало их. В результате во всех больших и важнейших городах Римской империи и даже во многих малых городах были основаны христианские общины.

Апостол Петр, называемый «князем Церкви», проповедовал христианство среди палестинских иудеев, затем в Малой Азии, Египте и Риме. По преданию, Петр проповедовал с такой убежденностью, что разом обращал в христианство до пяти тысяч человек, исцелял безнадежных больных, даже воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола осенила их. В 67 году, при императоре Нероне, его казнили, пригвоздив к кресту. При этом апостол пожелал, чтобы его пригвоздили вниз головой, так как считал себя недостойным умереть так же, как умер Иисус Христос. Считается, что Петр основал Римскую Церковь и был ее первым предстоятелем (руководителем). Римские папы считают себя его преемниками. В прошлом веке в Ватиканском соборе проводились раскопки, в ходе которых среди древних захоронений была обнаружена гробница с христианскими символами. Католики торжественно объявили, что наконец-то найдена гробница апостола Петра. Ученые, впрочем, не очень в этом уверены, поскольку римляне обычно не выдавали тела казненных для захоронения их близким, а сбрасывали в реку Тибр.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Возникновение и распространение христианства

Из серии: Узнай мир

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История христианства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Возникновение христианства (кратко). История возникновение христианства

Трудно найти такую религию, которая бы настолько мощно повлияла на судьбу человечества, как это сделало христианство. Казалось бы, возникновение христианства изучено достаточно хорошо. Об этом написано безграничное количество материала. На этой ниве трудились церковные авторы, историки, философы, представители библейской критики. Это и понятно, ведь речь шла о величайшем феномене, под влиянием которого фактически сложилась современная западная цивилизация. Однако еще много тайн хранит одна из трех мировых религий.

Возникновение

У создания и развития новой мировой религии запутанная история. Возникновение христианства окутано тайнами, легендами, предположениями и допущениями. Не так много известно об утверждении этого учения, которое сегодня исповедует четверть населения планеты (около 1,5 млрд человек). Это можно объяснить тем, что в христианстве значительно отчетливее, чем в буддизме или исламе, присутствует сверхъестественное начало, вера в которое обычно порождает не только благоговение, но и скептицизм. Поэтому история вопроса подвергалась значительным фальсификациям различными идеологами.

Кроме того, возникновение христианства, его распространение было взрывообразным. Процесс сопровождался активной религиозно-идеологической и политической борьбой, значительно исказившей историческую истину. Споры по этому вопросу продолжаются до настоящего времени.

Рождение Спасителя

Возникновение и распространение христианства связано с рождением, деяниями, смертью и воскрешением всего одной личности – Иисуса Христа. Основой новой религии стала вера в божественного Спасителя, биографию которого подают главным образом Евангелия – четыре канонических и многочисленные апокрифические.

В церковной литературе достаточно подробно, в деталях, описывается возникновение христианства. Кратко попытаемся передать основные события, запечатленные в Евангелиях. В них утверждается, что в городе Назарете (Галилея) простой девушке («деве») Марии явился архангел Гавриил и возвестил о предстоящем рождении сына, но не от земного отца, а от Духа Святого (Бога).

Мария родила этого сына во времена иудейского царя Ирода и римского императора Августа в городе Вифлееме, куда она отправилась уже вместе со своим мужем, плотником Иосифом, для участия в переписи населения. Пастухи, извещенные ангелами, приветствовали младенца, который получил имя Иисус (греческая форма еврейского «Иешуа», что означает «Бог-спаситель», «Бог меня спасает»).

По движению на небе звезды об этом событии узнали восточные мудрецы — волхвы. Следуя за звездой, они нашли дом и младенца, в котором признали Христа («помазанника», «мессию»), и поднесли ему дары. Затем семья, спасая ребенка от обезумевшего царя Ирода, отправилась в Египет, вернувшись, поселилась в Назарете.

В апокрифических Евангелиях поведаны многочисленные подробности о жизни в то время Иисуса. Зато канонические Евангелия отражают только один эпизод из его детства – путешествие на праздник в Иерусалим.

Деяния Мессии

Подрастая, Иисус перенял опыт отца, стал каменщиком и плотником, после смерти Иосифа кормил и заботился о семье. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он повстречался с Иоанном Крестителем и крестился в реке Иордан. В дальнейшем он собрал 12 учеников-апостолов («посланников») и, обходя вместе с ними в течение 3,5 лет города и села Палестины, проповедовал совершенно новую, миролюбивую религию.

В Нагорной проповеди Иисус обосновал моральные принципы, которые стали основой мировоззрения новой эры. При этом он творил разные чудеса: ходил по воде, прикосновением руки воскрешал умерших (в Евангелиях зафиксировано три таких случая), исцелял больных. Также мог унять бурю, обратить воду в вино, «пятью хлебами и двумя рыбами» накормить досыта 5000 человек. Однако для Иисуса наступало тяжелое время. Возникновение христианства связано не только с чудесами, но и страданиями, которые он испытал позже.

Гонения на Иисуса

Никто не воспринимал Иисуса как Мессию, а его родные даже решили, что он «вышел из себя», то есть стал неистовым. Только во время Преображения ученики Иисуса поняли его величие. Но проповедническая деятельность Иисуса вызвала раздражение первосвященников, руководивших Иерусалимским храмом, которые объявили его лжемессией. После Тайной Вечери, состоявшейся в Иерусалиме, Иисуса за 30 сребреников предал один из его учеников-последователей – Иуда.

Иисус, как и любой человек, кроме божественных проявлений чувствовал боль и страх, так что с тоской пережил «страсти». Схваченный на Елеонской горе, он был осужден иудейским религиозным судом – синедрионом – и приговорен к смерти. Приговор утвердил наместник Рима Понтий Пилат. Во времена правления римского императора Тиберия Христа подвергли мученической казни – распятию на кресте. При этом снова произошли чудеса: прокатились землетрясения, солнце померкло, и по преданию «раскрылись гробы» — воскресли некоторые умершие.

Воскрешение

Иисус был похоронен, но на третий день он воскрес и вскоре явился ученикам. По канонам, он на облаке вознесся на небо, пообещав впоследствии вернуться, дабы воскресить умерших, на Страшном суде осудить деяния каждого, низвергнуть в ад грешников на вечные муки, а праведников вознести на вечную жизнь в «горный» Иерусалим, небесное Царство Божье. Можно сказать, что с этого момента и начинается удивительная история – возникновение христианства. Уверовавшие апостолы распространили новое учение по всей Малой Азии, Средиземноморью и другим регионам.

Днем основания Церкви стал праздник сошествия Святого Духа на апостолов спустя 10 дней после Вознесения, благодаря чему апостолы получили возможность проповедовать новое учение во всех концах Римской империи.

Тайны истории

Как протекало возникновение и развитие христианства на раннем этапе, доподлинно не известно. Мы знаем то, о чем рассказали авторы Евангелий – апостолы. Но Евангелия отличаются, причем значительно, касательно толкования образа Христа. У Иоанна Иисус – Бог в человеческом обличье, божественная природа автором всячески подчеркивается, а Матфей, Марк и Лука приписали Христу качества обычного человека.

Существующие Евангелия написаны на греческом языке, распространенном в мире эллинизма, тогда как реальный Иисус и его первые последователи (иудео-христиане) жили и действовали в другой культурной среде, общались на арамейском языке, распространенном в Палестине и на Ближнем Востоке. К сожалению, не сохранилось ни одного христианского документа на арамейском языке, хотя раннехристианские авторы упоминают Евангелия, написанные на этом языке.

После вознесения Иисуса искры новой религии должны, казалось, угаснуть, так как среди его последователей не было образованных проповедников. На самом же деле случилось так, что новая вера утвердилась на всей планете. Согласно церковным взглядам, возникновение христианства обусловлено тем, что человечество, отступивши от Бога и увлекшись иллюзией господства над силами природы с помощью магии, все же искало путь к Богу. Общество, пройдя тяжелый путь, «созрело» к признанию единого творца. Ученые также попытались объяснить лавинообразное распространение новой религии.

Предпосылки возникновения новой религии

Теологи и ученые уже 2000 лет бьются над феноменальным, стремительным распространением новой религии, пытаются выяснить эти причины. Возникновение христианства, согласно древним источникам, было зафиксировано в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме. Это явление было обусловлено рядом исторических факторов:

  • Усилением эксплуатации подчиненных и порабощенных Римом народов.
  • Поражениями повстанцев-рабов.
  • Кризисом политеистических религий в Древнем Риме.
  • Социальная потребность в новой религии.

Вероучения, идеи и этические принципы христианства проявились на почве определенных общественных отношений. В первых веках нашей эры римляне закончили завоевание Средиземноморья. Подчиняя государства и народы, Рим уничтожал попутно их самостоятельность, самобытность общественной жизни. Кстати, в этом возникновение христианства и ислама чем-то похожи. Только протекало развитие двух мировых религий на разном историческом фоне.

В начале I века Палестина также стала провинцией Римской империи. Включение ее в мировую империю привело к интеграции иудейской религиозно-философской мысли из греко-римской. Способствовали этому и многочисленные общины иудейской диаспоры в разных концах империи.

Почему новая религия распространилась за рекордно короткое время

Возникновение христианства ряд исследователей причисляют к историческому чуду: слишком много факторов совпало для стремительного, «взрывного» распространения нового учения. На самом деле большое значение имело то, что это течение вобрало в себя широкий и эффективный идеологический материал, который послужил ему для формирования собственного вероучения и культа.

Христианство как мировая религия сложилось постепенно под влиянием различных течений и верований Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Идеи черпались из религиозных, литературных и философских источников. Это:

  • Иудейский мессианизм.
  • Иудейское сектантство.
  • Эллинистический синкретизм.
  • Ориентальные религии и культы.
  • Народные римские культы.
  • Культ императора.
  • Мистицизм.
  • Философские идеи.

Сплав философии и религии

Немалую роль оказала на возникновение христианства философия — скептицизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм. Заметно влиял и «средний платонизм» Филона с Александрии. Иудейский богослов, он фактически перешел на службу к римскому императору. Путем аллегорического толкования Библии Филон стремился слить воедино монотеизм иудейской религии (вера в единого бога) и элементы греко-римской философии.

Не меньше повлияли и нравственное учение римского философа-стоика и писателя Сенеки. Он рассматривал жизнь земную как преддверие к перерождению в потустороннем мире. Главным для человека Сенека считал обретение свободы духа через осознание божественной необходимости. Именно поэтому более поздние исследователи называли Сенеку «дядей» христианства.

Проблема датировки

Возникновение христианства неразрывно связано с проблемой датировки событий. Неоспоримым является факт – возникло оно в Римской империи на рубеже нашей эры. Но когда именно? И в каком месте грандиозной империи, которая охватывала все Средиземноморье, значительную часть Европы, Малую Азию?

Согласно традиционной трактовке, зарождение основных постулатов приходится на годы проповеднической деятельности Иисуса (30-33 гг. н. э.). Ученые с этим частично соглашаются, но добавляют, что вероучение составлено после казни Иисуса. Причем из четырех канонически признанных авторов Нового Завета лишь Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа, являлись свидетелями событий, то есть контактировали с непосредственным источником учения.

Читать еще:  Можно ли увидеть звезды днем? Тема: Видны ли звезды днем

Другие (Марк и Лука) часть информации уже приняли опосредованно. Очевидно, что становление вероучения растянулось во времени. Это естественно. Ведь за «революционным взрывом идей» во времена Христа наступил эволюционный процесс освоения и развития этих идей его учениками, которые и придали учению завершенный вид. Это заметно при анализе Нового Завета, написание которого продолжалось до конца I века. Правда, до сих пор существуют различные датировки книг: христианская традиция ограничивает написания священных текстов периодом в 2-3 десятилетия после смерти Иисуса, а некоторые исследователи растягивают этот процесс до середины II века.

Возникновение христианства на Руси

Исторически известно, что учение Христа распространяется в Восточной Европе в IX веке. На Русь новая идеология пришла не из какого-то единого центра, а по разным каналам:

  • из Причерноморья (Византия, Херсонес);
  • из-за Варяжского (Балтийского) моря;
  • по Дунаю.

Археологи свидетельствуют, что определенные группы руссов приняли крещение уже в IX веке, а не в X веке, когда Владимир окрестил киевлян в реке. Раньше Киева был крещен Херсонес – греческая колония в Крыму, с которой славяне поддерживали тесные связи. Контакты славянских народов с населением древней Тавриды с развитием экономических отношений постоянно расширялись. Население постоянно участвовало не только в материальной, но и духовной жизни колоний, куда отправлялись в ссылку первые изгнанники – христиане.

Также возможными посредниками в проникновении религии в восточнославянские земли могли быть готы, двигавшиеся с берегов Балтики к Черному морю. Среди них в IV веке распространял христианство в форме арианства епископ Ульфила, которому принадлежит перевод Библии на готский язык. Болгарский лингвист В. Георгиев выдвигает предположение, что праславянские слова «церковь», «крест», «Господь», вероятно, были унаследованы из готского языка.

Третий путь – придунайский, который ассоциируется с просветителями Кириллом и Мефодием. Главным лейтмотивом кирилло-мефодиевского учения был синтез достижений восточного и западного христианства на почве праславянской культуры. Просветители создали оригинальную славянскую азбуку, перевели богослужебные и церковно-канонические тексты. То есть, Кирилл и Мефодий заложили основы церковной организации на наших землях.

Официальной датой крещения Руси считается 988 год, когда князь Владимир I Святославович массово крестил жителей Киева.

Вывод

Возникновение христианства кратко охарактеризовать невозможно. Слишком много исторических загадок, религиозных и философских споров разворачивается вокруг этого вопроса. Однако более важной является идея, несомая этим учением: человеколюбие, сострадание, помощь ближнему, осуждение постыдных поступков. Не важно, как зарождалась новая религия, важно, что она привнесла в наш мир: веру, надежду, любовь.

Возникновение христианства — история, место появления и распространение

Условия и предпосылки возникновения

Две точки зрения

  1. Историческая — утверждающая историчность Иисуса Христа и опирающаяся на труды отцов церкви, на святое писание, на евангелия и деяния апостолов, на послания их и дальнейшую интерпретацию в работах позднейших христианских авторов и историков церкви.
  2. Мифологическая — изучающая данные археологических находок, письменные источники, произведения авторов-современников евангелических событий, артефакты.

Соответственно, время и место появления христианства каждая из этих школ определяет по-своему.

Вопрос датировки

Историческая ситуация в Палестине

  • Хасидов — правоверных иудеев.
  • Саддукеев — представителей высшей знати и жречества, занимавших примиренческую позицию.
  • Фарисеев — выходцев в основном из средних классов и проповедующих, с одной стороны, отказ от контактов с иностранцами, а с другой — внешнее исполнение норм поведения.
  • Зилотов — выходцев из беднейших слоёв. По ним римские поборы били особенно сильно, они занимали наиболее радикальные позиции в борьбе с завоевателями. Именно среди зелотов родилось движение сикариев (от «сика» — кинжал) — вооружённых борцов с чужеземцами за освобождение родины.

Каждая из этих групп боролась с захватчиками своими способами, но одинаково безрезультатно. И в этой постоянно проигрываемой войне усиливалось ожидание прихода Мессии, Спасителя еврейского народа.

Верования секты ессеев

  • мессианство — вера в грядущий приход Спасителя;
  • идея греховности человека;
  • эсхатологические представления о конце света;
  • обрядность;
  • организация общины;
  • отношение к собственности.

А так как возраст находки учёные определили вторым веком до нашей эры, то, соответственно, смещалась и дата зарождения вероучения, а также регион, откуда пошло распространение этих идей в мир.

Место возникновения учения

  1. «Неоплатонизм» Филона Александрийского с его теорией о созидающей силе Логоса, о греховности человека и покаянии, об экстазе как средстве познания божественной сущности.
  2. Нравственное учение Сенеки — с его золотым правилом морали «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Он же сформулировал и понятие о свободе духа как проявлении божественной необходимости.

Принятие покорности судьбе, порождающей совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности, невозмутимость и душевное равновесие, также пришло в идеологию христиан из работ этих философов в упрощённом, но почти неизменном виде.

Христианство в Римской империи

Обращение к христианству части евреев, сломленных гнётом имперской государственной машины, и понятно, и оправдано. Так как корни учения лежали в иудаизме, приход Спасителя после ряда неудачных выступлений и протестов виделся чуть ли не единственным выходом из сложившейся ситуации. И хотя Машиах иудеев принципиально отличался от Мессии христиан, надежда на национальное освобождение и социальную справедливость стирала различия. При невозможности добиться этих целей в реальном мире решение вопросов переносилось в мир потусторонний, загробный, где каждому униженному и обездоленному человеку обещалось воздаяние за перенесённые в жизни лишения и тяготы.

В рабовладельческом обществе, где обездоленных и униженных членов общества было более чем предостаточно, существовала почва, на которой учение Христа и его последователей расцвело стремительно и пышно, несмотря на все гонения и препятствия. Условно историю христианства в первые века нашей эры можно разделить на три этапа:

  1. ожидание второго пришествия Мессии и связанного с этим Страшного Суда;
  2. приспособление к условиям имперской действительности;
  3. борьба за положение господствующей религии в государстве.

Каждый из них качественно отличался от двух других и своеобразно оформлял происхождение церкви как религиозно-общественной организации всемирного масштаба.

Этап ожидания второго пришествия

Первоначально учение о плотнике из Галилеи не утрачивало своей связи с иудаизмом и распространялось среди беднейших слоёв населения. Этот период кратко можно охарактеризовать как настойчивое ожидание прихода Спасителя и немедленного восстановления справедливости на земле. Ненависть к угнетателям и желание отомстить за нечеловеческие условия жизни выражались не в революционных выступлениях, обречённых, как показывала вся предыдущая история, на провал, а в ожидании Страшного Суда и той расправы, которую учинит над угнетателями Высший Судия. Но время второго пришествия не наступало, и всё большее значение стали приобретать задачи пропаганды учения и расширения ареала его влияния. На этом этапе христианам удалось основать ряд крупных общин (в Греции, в Месопотамии, в Египетской Александрии, в Риме) и создать прообраз внутренней церковной организации. Первоначально любая община собиралась вокруг некоего лидера-основателя, способного воспринять благодать и поделиться ею с окружающими. Чаще всего эти люди становились дидаскалами — учителями, в чьи обязанности входило разъяснение сути проповедей Христа, посланий апостолов и догматов церкви. Хозяйственной стороной жизни общины (сбором пожертвований, организацией собраний, распределением помощи нуждающимся) занимались диаконы — специально назначаемые на эту должность активисты. Несколько позже появляются епископы, в чью задачу входило наблюдение и руководство над разрастающимся хозяйством храмов, а также пресвитеры — старейшины, призванные помогать епископам.

Разрыв с иудаизмом и период приспособления

В конце 1 века н. э. христиане получили широкую известность, став на время, сами того не желая, символом протестного движения в государстве. Император Нерон указал на них как на организаторов грандиозного пожара в Риме, а последующие за этим гонения и казни добавили к созданному властями образу оппозиционеров ореол мученичества. Мгновенно вырос интерес к общине и учению, которое исповедовали её члены. Но массовый приток новообращённых тормозился обрядами иудейского культа, несовместимыми с культурной традицией европейцев. Отказ от обрезания, субботы, ряда запретов на употребление в пищу тех или иных продуктов — всё это привело к разрыву с иудаизмом. Сократилось количество евреев в общинах, но зато представители других наций стали активно принимать веру в нового бога. Во 2 веке снизилась острота социального противостояния, общественная жизнь стабилизировалась, эсхатологические ожидания изменились. Теперь люди готовились не столько к концу света во всемирном масштабе, сколько к индивидуальному предстоянию перед божеством. В это время разрабатывается доктрина загробной жизни, развивается учение о бессмертии души. На этот же период падает и начало внутрицерковной полемики. Неодинаковое понимание разными учителями одних и тех же текстов, различная трактовка приводит к возникновению жесточайшей богословской дискуссии, к возникновению первых ересей — идеологически непримиримых отступлений от истинной веры.

Победа христианства в империи

Заключительный этап развития церкви в римском государстве характеризовался в первую очередь изменением социального статуса новообращённых членов. Всё большее количество людей обеспеченных, людей, облечённых властью, обращалось к заповедям Христа. Это не могло не вызвать и идейных изменений. Так было переосмыслено отношение христианской общины к богатству в пользу большей терпимости. В конце 3 века в правление императора Диоклетиана происходит последняя активизация преследований христиан, получившая название «эры мучеников». За отказ принести публичные жертвы римским богам их подвергали пыткам, казням, имущество конфисковывалось, уничтожалась церковная утварь и священные книги, многие последователи учения были отправлены в изгнание.

Но меры эти не привели к желаемому результату. Христианство стало уже достаточно мощной и разветвлённой организацией, способной справиться с любыми трудностями. И в результате в 311 году император Галерий, а в 313 — Константин издают указы о веротерпимости по отношению к христианам и христианской церкви. Причём в Миланском эдикте Константина прямо указывалось, что государство берёт их под свою защиту и обеспечивает равные права с язычниками.

Окончательное закрепление христианства как государственной религии произошло уже в правление императора Феодосия в 391 году, когда он законодательно утвердил его верховенство и запретил любые языческие культы.

Христианизация варварских племён

Языческие племена

С именем св. Патрика связано принятие христианства в Ирландии в 5 веке. Особенности политической борьбы привели к тому, что в большинстве европейских государств утвердилось ортодоксальное никейское вероисповедание. А с середины шестого века учение начинает завоёвывать земли германцев, славян и, чуть позже, балтов.

Крещение Руси

Окончательно решил вопрос о том, какой веры будут придерживаться на территории, занятой восточными славянами, киевский князь Владимир. Христианство шло на Русь тремя путями, и самый краткий из них — через Херсонес и причерноморские степи — был освоен ещё во времена бабки Владимира княгини Ольги, причисленной впоследствии к лику святых. Она первой из русских приняла крещение, при ней в в Киеве появились священники и церкви, так что молодой князь не придумал ничего нового, ибо семя упало в уже подготовленную почву. Справедливости ради надо сказать, что до принятия христианства он всё же пытался провести реформу языческой веры, центролизовав её в столице, но затея эта успехом не увенчалась. Грандиозное капище идолов, не просуществовав в Киеве и десятилетия, было разрушено. Выбор же православия был обусловлен тем, что изначально русская церковь подчинялась константинопольскому патриархату, глава её также назначался Константинополем. Когда в 1054 году грянул раскол церкви на западную и восточную, Русь органично сохранилась в сфере влияния державы ромеев.

Христианство: зарождение и развитие

Христианство – это одна из крупнейших и древнейших мировых религий, насчитывающая более 2 млрд последователей. Главные постулаты: изначальная греховность человека, но Бог оставил ему возможность исправления и очищения в случае ведения праведной жизни и раскаяния. Обязательна жертвенность, первый пример которой – жертва богочеловека Иисуса Христа.

Предпосылки возникновения

В I в. до н. э. политическое положение практически любых прогосударственных образований было крайне неустойчивым: одни, завоёвывая других, занимали господствующую позицию, а затем, сталкиваемые третьими, быстро приходили в упадок.

Самая популярная на сегодняшний день теория о происхождении христианства утверждает: эта религия зародилась в древней Палестине. Палестина длительное время находилась под гнётом чужеземцев, затем ей удалось освободиться и ненадолго стать самостоятельной, но в 663 г. до н. э. всё вновь изменилось: Гней Полтей (римский военачальник) захватил её области, и Палестина потеряла свободу. Отныне она официально являлась частью всё разрастающейся Римской империи.

Потеря независимости порождала недовольство среди всех слоёв населения, но особенно тяжело приходилось наиболее обездоленным. Росло ощущение несправедливости происходящего, местное население мечтало о возврате прежних порядков.

Так была подготовлена почва для появления нового вероучения, обещавшего воздать каждому по его заслугам. Христианство не возникло само по себе: оно вызревало «в лоне» иудаизма. Умы людей уже были подготовлены к идее справедливого возмездия, которое ждёт любого живущего на Земле после смерти. Уже существовала ветхозаветная традиция.

Дополнительную роль в зарождении нового вероучения сыграли труды древнегреческих философов, особенно Сенеки. В них важное место занимали мысли о покаянии, об изначальной греховности всех людей, о том, что необходимо покориться судьбе.

Этапы формирования христианского вероучения

Можно выделить несколько этапов, пройденных христианством до того момента, когда оно обрело современный, знакомый нам облик.

  1. Зарождение и стадия актуальной эсхатологии.
  2. Период приспособления.
  3. Период борьбы за господство.
  4. Период Вселенских соборов.
  5. Разделение церкви на 2 крупнейших ответвления: католицизм и православие.
  6. Дальнейшее развитие и распространение по миру.

Стадия актуальной эсхатологии

Эта стадия началась во второй половине I в. н.э. В это время ещё не произошло чёткого выделения христианства из иудаизма. В I в. н.э. родился Иисус Христос – самая загадочная и вызывающая множество споров как у теологов, так и у историков личность во всём христианском учении. Считается, что он появился на свет в Вифлееме. Его мать была избрана Богом для того, чтобы дать миру человека, который должен был принести себя в жертву ради спасения погрязшего в грехах человечества.

В это время первые последователи нового учения подвергались гонениям и преследованиям, их казнили, всех, кто был с ними связан, бросали в тюрьмы или высылали. На этом этапе первые христиане ожидали прихода Спасителя буквально в любую минуту. Будучи чаще всего представителями беднейших классов, они, чувствуя угнетение, порабощение и не видя выхода из создавшейся ситуации, возложили свои надежды на то, что вот-вот придёт Мессия, и угнетателям воздастся по заслугам, угнетённые же получат справедливую награду.

В это время ещё не существовало строгой иерархичности, христиане объединялись в общины. Для исполнения технических обязанностей назначались диаконы. Для наблюдения за жизнью общины выбирались епископы.

Период приспособления

Новая религия оказалась живучей, попытки власть имущих уничтожить её последователей физически только привлекали к ней всё больше сторонников. В итоге ко II в. н. э. начинается эпоха приспособления. Ожидаемого христианами светопреставления не случилось, но и усиления гнёта до ощущения совершённой безвыходности тоже не происходило. Наступала эра относительной стабильности. К новому учению стали постепенно присоединяться представители более обеспеченных и облечённых властью слоёв населения.

Читать еще:  Школа для родителей: воспитание детей от 0 до 4.

Ситуация остаётся сложной, потому что представители высшей власти по-разному относятся к христианству: во время правления одних христианам живётся легче, преследования прекращаются, другие же к новой религии по-прежнему нетерпимы. Поскольку новой религии для укрепления позиций требуется поддержка, она охотно принимает в свои адепты богатых и влиятельных людей. Появляются центры христианства в разных областях:

  • Антиохии;
  • Риме;
  • Иерусалиме.

Постепенно старые ветхозаветные традиции иудаизма заменяются новыми:

  • вместо обрезания вводят крещение;
  • вместо прежней Пасхи теперь празднуют новую (но со старым названием);
  • праздничные субботы заменяют воскресенья.

Христианство начинает укреплять свои позиции.

Период борьбы за господство

С III по V вв. идёт продолжительный период борьбы за занятие господствующих позиций христианского вероучения в Римской империи. Критической точкой стало принятие императором Константином в 311 г. Миланского эдикта, который не только признал за христианством все права (пока ещё, правда, наравне с язычеством), но и взял христиан под защиту государства.

Постепенно новая религия становится главенствующей. К концу IV столетия она распространяется по всей огромной территории Римской империи.

Период Вселенских соборов

С самого начала развития христианства в нём, как и в любом веровании, появилось множество «параллельных течений», или ересей. Так, выделялись назореи (ратовали за соблюдение христианами Моисеева закона), эвиониты (отрицавшие божественное происхождение Христа), гностики (уравнивавшие «в правах» дух и материю).

Расхождения во взглядах, отсутствие чётко определённых догматов привело к осознанию необходимости обсудить сложившуюся ситуацию и выработать единую позицию по глобальным вопросам, с которыми верующим и управляющему составу приходилось постоянно сталкиваться. В период с IV по VIII вв. было созвано 7 Вселенских соборов. На них устанавливались в процессе обсуждения определённые догматы, обязательные для соблюдения всеми адептами религии, решались вопросы соблюдения церковного благочиния.

В 787 г. состоялся последний Вселенский собор.

В это время происходит установление церковной иерархии, начинается процесс организации церковных общин в чёткие структуры, где власть каждого вышестоящего звена безусловна над нижестоящим. Появляется титул «патриарха». Возникает институт монашества.

Разделение церкви: католицизм и православие

Ближе к началу XI в. всё резче становятся политические противоречия в рядах ревнителей христианства. В итоге в 1054 г. произошёл раскол между папой Львом IX патриархом Михаилом Керулларием. Церковь была разделена сторонниками обоих на римско-католическую (западную) и православную (восточную).

Развитие христианства и распространение по миру

Христианство занимает всё более прочные позиции, вытесняя различные верования на Европейском континенте. С миссионерами оно распространяется также по Азии и Африке.

На сегодняшний день это – самая крупная мировая религия, насчитывающая более 2,3 млрд. приверженцев во всём мире.

За время существования христианское вероучение, путешествуя по планете, претерпело различные изменения, приспосабливаясь к особенностям населения того края, где оно оказывалось. Сегодня в христианстве выделяются 3 наиболее мощных ответвления. Кроме православия и католицизма, это протестантизм.

Отличительные черты

Почитается (основа основ) Священное писание. Глава церкви – Римский папа. Вера в чистилище.

Представители равно чтут Ветхий и Новый заветы, верят в незыблемое триединство: Христос – Бог, дух и человек. Обязательны исповедь, причастие

Представители учения отвергают пункт о чистилище. Важный постулат – равенство всех верующих. Каждый верующий – сам для себя священник. Максимально сокращённое количество церковной атрибутики, роскоши.

Сфера распространения

Мексика, Южная и Центральная Америка, Куба

Сербия, Черногория, Россия, Украина, Беларусь, Македония

Великобритания, Болгария, Бразилия

Значение христианства

Сейчас почти в каждой стране мира имеется хотя бы одна христианская община. В период своего становления христианство выполняло роль организатора всех угнетённых, способствовало ликвидации разобщённости (поскольку отрицало многобожие).

Впоследствии религия была поставлена на службу государства: с помощью христианского вероучения, обещавшего возмездие за пределами земной жизни, удавалось держать под контролем огромные по численности нестабильные народные массы, в среде которых часто вспыхивали волнения вследствие нищеты и голода.

Христианство играло роль объединяющего фактора, а кроме того, во многом содействовало духовному развитию. Именно в монастырях появились первые книги, началось обучение грамоте.

В наше время христианство, хотя официально во многих странах отделено от государства, фактически продолжает играть роль политической опоры власти. Вторая его функция – психологическая поддержка верующих, утверждение принципов гуманизма. Вероятно, со временем эта функция станет определяющей и выйдет на первый план.

  • Император Константин и христианство
  • Сталинский тоталитаризм: зарождение, становление, особенности
  • Развитие образования при Екатерине II
  1. Игорь Москалев14.11.2019 в 09:44

Современность диктует необходимость проведения реформ в лоне христианской религии. Не смотря на большое число ее сторонников, налицо тенденция уменьшения ее влияния в мире. Внутренние конфликты между христианскими церквями, скандалы со священниками, пропаганда старых догм, отталкивают от нее потенциальных последователей. Однако иерархи продолжают мыслить вчерашним днем и не стремятся к переменам.

  1. Игнат31.07.2020 в 14:26

Смысл Церкви в том, что она несёт в себе Апостольское свидетельство Христа. Это и есть вчерашний день. Любое изменение Церкви это ересь, отступничество, своеволие.

Сфера распространения католицизма — Испания, Италия, Южная Германия. Болгария не точно записана в протестантские страны — главная церковь Православная.

«…но в 663 г. до н. э. всё вновь изменилось: Гней Полтей (римский военачальник)…»

663 год до н.э. — это ещё царский период Рима. Как он мог вообще подчинить себе Палестину?
Гней Полтей… впервые слышу это имя. Возможно вы имели ввиду Гней Помпей.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

1. Причины возникновения христианства.

Восстания рабов и колонов в Римской империи терпели поражения. Империя казалась непобедимой. Для раба и колона лишь смерть была избавлением от непосильного труда, унижений и побоев. Рабы и колоны теряли надежду на то, что борьба с угнетателями может улучшить их жизнь. Теряли они также веру в своих старых богов, которые ничем не облегчили их положения.

Среди угнетённых стала распространяться вера в доброго и могущественного бога, который освободит их от гнёта и накажет их мучителей или здесь на земле, или после смерти, в «загробном царстве».

2. Об Иисусе Христе.

В I веке появились сказания, что в Палестине под видом человека жил бог: он приходил на Землю, чтобы помочь рабам и беднякам. Называли его Иисус Христос. Рассказывали, что римский наместник распял его на кресте, а Иисус покорно терпел страдания. После смерти он воскрес и вознёсся на небо, обещая вскоре вернуться и судить души людей. Тех, кто терпел страдания и признавал Иисуса богом, он обещал наградить вечной счастливой жизнью в рае, а остальных людей осудить на вечные муки.

Во II-III веках эти сказания были записаны. Они получили название «евангелий», что по-гречески значило «добрая весть». Это была та весть, которую с нетерпением ожидали угнетённые.

Разные евангелия рассказывают о разных моментах из жизни Иисуса.

3. Начало распространения христианства.

Угнетённые верили утешительным для них рассказам евангелий. Ведь там было обещано наградить их за страдания и наказать их мучителей. Люди, поверившие сказаниям об Иисусе Христе, называли себя христианами. Вера в Христа — христианство — стала распространяться среди бедноты и рабов в Малой Азии, Египте, а затем в Греции и Италии. Среди христиан были:

  • евреи,
  • греки,
  • римляне,
  • египтяне,
  • галлы
  • и люди других народностей.

Христиане признавали только одного бога и отказывались поклоняться императорам как богам. За это императоры преследовали их. Поэтому христиане собирались тайно, чаще всего в подземельях и заброшенных каменоломнях. Там они молились и слушали чтение евангелий.

4.Вступление богатых людей в число христиан.

В III веке жизнь в Римской империи была очень беспокойной и опасной. Во время восстаний богатые люди часто лишались не только имущества, но и жизни. В империю вторгались соседние племена, жестоко опустошавшие страну. Всё это лишало и богатых людей уверенности в завтрашнем дне: они не знали, сохранят ли они на следующий день своё имущество и жизнь. Все жили в постоянной тревоге.

Богатые люди, так же как бедняки, утешали себя надеждой на «вечное блаженство» после смерти. К тому же они видели, что христианство проповедует терпение и покорность, а этим отвлекает рабов и бедняков от борьбы с рабовладельцами. Поэтому богатые люди стали также вступать в число христиан.

Для купцов, разъезжавших по разным городам, было выгодно принять христианство. В этом случае христиане любого города гостеприимно принимали их в своих домах и помогали им в торговле.

5. Христианская церковь.

Богатые люди приобрели большое влияние среди христиан. Обычно из их числа избирали священников, руководивших общими молитвами, и епископов, что по-гречески значит «надзиратель». Епископу должны были беспрекословно повиноваться христиане целой области.

К концу III века христианство широко распространилось в Римской империи. Христиане разных городов поддерживали связи между собой. Образовалась тайная организация христиан. В неё входили десятки епископов, тысячи священников и сотни тысяч верующих.

Организация христиан называлась церковью . Христианская церковь представляла большую силу, с которой не могли не считаться сами римские императоры.

: Краткая история христианства.

Христианство основано на учении о богочеловеке Иисусе Христе , который сошел с неба на землю (воплотившись в образе человека) и принял страдание и смерть с целью искупления первородного греха человечества . После смерти Христос воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.

Христианство характерно наличием строгих заповедей и правил, установленных для его приверженцев. Последователи христианства должны выполнять заповеди Христа , безропотно переносить тяготы жизни. Как за соблюдение, так и за несоблюдение всех правил христианам обещано воздаяние в загробном мире. Вероисповедальную основу православия составляют Священное писание и Священное предание . Основные принципы православия изложены в 12 пунктах символа веры , принятого на первых двух вселенских соборах в Никее и Константинополе .

Христианство возникло в Палестине в I веке н.э. на фоне мистико-мессианских движений иудаизма как религия угнетенных и искавших спасения от жестоких условий в приходе спасителя. Римская империя в этот период простиралась от Евфрата до Атлантического океана и от Северной Африки до Рейна. В 6 г. н.э., после смерти Ирода, недовольные междоусобицами между его сыновьями, римляне передали управление Иудеей императорскому прокуратору.

Христианство первоначально распространилось в еврейской среде в Палестине и странах средиземноморского бассейна, но уже в первые десятилетия существования получило большое количество последователей из других народов.

Во второй половине I тысячелетия христианство распространилось среди германских и славянских народов. До первой половины II века христианство представляло собой ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине II века христианскими писателями уже отмечается наличие в составе общин благородных и состоятельных людей.

Одним из важных элементов перехода христианства на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом в II веке. После этого процент евреев в христианских общинах стал неуклонно уменьшаться. В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных законов: соблюдения субботы, обрезания, строгих пищевых ограничений.

Расширение христианства и вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода представляло собой не единую церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось большим количеством ересей , количество которых к концу II века церковный историк конца IV века Филастрий определяет числом 156.

Во второй половине III века шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV века из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Естественно, крупные церковные центры создавались в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах.

В 323 году император Римской империи Константин не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. По повелению императора Константина, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. Его участниками (318 епископов) была осуждена ересь Ария и составлен Символ веры . Промыслом Божиим был чудесным образом обретен в 326 году Животворящий Крест матерью Константина — святой царицей Еленой . В начале IV века христианство становится в государственной религией Римской империи. В это время укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей и наиболее привилегированной частью которой становится епископат .

До V века распространение христианства происходило в основном в географических границах Римской империи, а также в сфере ее влияния — Армении, Эфиопии, Сирии. Начиная с VII в. христианство сталкивается с исламом и теряет почти всю Африку и Ближний Восток.

В XI веке в результате разделения церквей произошел раскол единой христианской церкви на католицизм и Восточную церковь . Восточная церковь в свою очередь, раздробилась на множество церквей, где самой крупной сегодня является Православная церковь .

Важнейшими постулатами православного вероучения являются догматы триединства Бога (Бог существует в трех лицах ( Троица ) или ипостасях: Бога-Отца , Бога-Сына и Бога-Духа Святого ), боговоплощения, искупления , воскресения и вознесения Иисуса Христа. Считается, что догматы не подлежат изменению и уточнению не только по содержанию, но и по форме. Для православия характерен сложный, детально разработанный культ. Богослужение продолжительнее, чем в других христианских конфессиях , и включают в себя большое количество ритуалов. Главное богослужение в православии — литургия . Главный праздник — Пасха . Богослужение ведется на национальных языках; в некоторых конфессиях используются и мертвые языки, к примеру, в Русской православной церкви — церковнославянский . Духовенство в православии делится на белое (женатые приходские священники) и черное (монашествующие, дающие обет безбрачия). Имеются мужские и женские монастыри.

В XIII — XIV веках христианство распространяется среди прибалтийских народов. К XIV веку христианство практически полностью завоевало Европу, и начиная с этого времени начало распространяться за пределами Европы, главным образом за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

В XVI веке в Европе появилось ещё одно из направлений христианства – протестантизм . Появление протестантизма связано с Реформацией — мощным антикатолическим движением.

К началу XXI века число приверженцев христианства во всем мире превышает 1,5 миллиарда, из них около половины проживает в Европе.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector