0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История киевской митрополии. Разделение Киевской и Московской митрополий

Разделение Киевской и Московской митрополий.

Разделение Киевской и Московской митрополий.

Православная церковь в Литве.

Ранее было сказано о том, что митрополит Киевский и всея Руси Максим переехал в 1299 году во Владимир, а его преемник митрополит Петр в 1333 году – в Москву. По мере становления двух враждующих государств Польско-Литовского и Московского наличие единой митрополичьей кафедры, находящейся в одной из столиц, все более вызывало неприятие со стороны Литвы. Все чаще задавался вопрос, как может митрополит Киевский и всея Руси находиться не в Киеве, а в Москве. Московские князья считали такой порядок вполне логичным, поскольку рассматривали Московское княжество единственным и естественным преемником Киевской Руси, а себя прямыми потомками Рюриковичей. Москву не устраивало только одно – зависимость в назначении митрополитов Константинопольским патриархом. Однако ни Византию, ни Рим не устраивало такое стремление Москвы к самостоятельности. На протяжении столетия предпринимались попытки разделить единую церковь на две.

Литовские князья, стремясь к сохранению относительной независимости от Польши, не препятствовали деятельности православной церкви. Этому способствовало наступление на католическую церковь реформаторов, из которых наиболее опасным врагом Рима было чешское гуситство, движение, которое могло захватить своими идеями православные низы Руси. Чтобы избежать этого католики были вынуждены формально заверять православных в своем признании догматов восточной греческой веры. Сам император Римской империи Сигизмунд торжественно заявлял, что «…православная вера в святости своих догматов не уступает римско-католической и православные от католиков в сущности отличаются только бородами да женами священников». Польский король Владислав II, сын Ягайло, учитывая политическую ситуацию, предоставил православным равные права с католиками в отправлении богослужений. В то же время польско-литовские власти, стремились оторвать своих православных подданных от Москвы, добиваясь возобновления митрополии в Киеве. Избрание киевским митрополитом Григория Цамблака, известного в то время проповедника восточного православия, писателя и проповедника произошло в 1415 году на соборе украинских и белорусских епископов. Он исполнял свои обязанности всего пять лет, после чего был вынужден, видимо в результате политических интриг, уехать в немецкий монастырь. До 1431 года православные епархии вновь объединились под рукой московского митрополита Фотия. После его смерти в 1431 году в Москве митрополитом выбрали Рязанского епископа Иону. А через два года литовский князь Свидригайло, ярый приверженец православия, выспросил у константинопольского патриарха нового митрополита в Киев – Смоленского епископа Герасима, которого вскоре сожгли живьем по подозрению в измене Свидригайло. После этого епархии вновь объединились, хотя и не очень охотно, поскольку Иона не был рукоположен по восточному обряду константинопольским патриархом. Кончилось это тем, что константинопольский патриарх рукоположил в 1435 году своего ставленника, сторонника унии грека Исидора, который и прибыл в Москву в 1437 году.

Флорентийская уния.

Западная католическая и восточная греческая церкви разделились, как мы отмечали ранее, в 1054 году, и с тех пор неоднократно заявляли о своем стремлении соединиться. Естественно, при условии, если противоположная сторона признает «истинные» догматы. Пока Византия была в зените своей славы объединение не могло произойти. Но как только наступление Османской империи поставило под угрозу само существование Византийской империи, ее амбиции значительно поубавились, и патриархи и император стали сторонниками объединения с Римом на определенных условиях. Именно эту цель и преследовал Флорентийский собор, созванный по инициативе римского папы Евгения и византийского императора Иоанна VIII Палеолога. Московский князь Василий II, имел большие виды на этот собор, надеясь выспросить у константинопольского патриарха право автокефалии (церковной независимости). Он отправил во Флоренцию целую делегацию, возглавляемую митрополитом Исидором, в составе которой был и княжеский посол.

В работе Флорентийского собора (1439 – 1442 г.г.) приняли участие довольно большая делегация восточной православной церкви. В процессе подготовки важнейших решений об объединении церквей на соборе разгорелись догматические споры. Однако, в силу все тех же причин, связанных с турецкой опасностью, византийские представители были вынуждены признать верховенство римского папы, принять догматы католического вероучения с условием сохранения православной обрядности. Митрополит Исидор, будучи единым представителем русской православной церкви и Москвы и Киева, он отстаивал необходимость унии, но наткнулся на противодействие светского представителя московского князя – тверского епископа Фомы.

В результате долгих дискуссий и жарких догматических споров уния была принята, но когда Исидор возвратился в Москву, Василий II был в ярости от результатов деятельности русской делегации и лично Исидора. Надеясь на получение самостоятельности и независимости от Константинополя в церковных делах, новоиспеченный «легат от ребра св. Петра» Исидор привез московскому князю папскую грамоту, в которой Великий князь приглашался быть «усердным помощником» Исидору взамен «папского благословения». По повелению князя Исидор был заключен в Чудов монастырь, откуда бежал сначала в Литву, после в Киев и, наконец, в Рим, где и стал кардиналом, формально оставаясь митрополитом Киевским и всея Руси.

Сложилась интересная ситуация. Отношения с Византией были испорчены, поскольку патриарх оказался сам сторонником унии, все попытки Василия II получить разрешение Константинополя на самостоятельно избрание митрополита успеха не имели. Киевский князь Олелько также был в недоумении по поводу поведения и намерений Исидора. На его запрос (спустя 6 лет после отъезда Исидора) Константинопольскому патриарху Григорию последний ответил, что кардинал Кир-Исидор является законным митрополитом киевским и всея Руси.

Сам Исидор делами киевской митрополии совершенно не занимался, хотя и неоднократно собирался приехать в Киев. Тем временем Василий II, узнав об ответе патриарха в отношении Исидора, в 1448 году вновь инициировал избрание митрополитом рязанского епископа Иону. Но наступило время, когда идея унии перестала быть актуальной. Оба инициатора этой акции (папа Евгений и император Иоанн) умерли, новый папа Николай V был сторонником католичества, польский король и литовский князь Казимир выразил полную свою подчиненность Риму. Однако военные успехи московского князя вынудили Казимира обратиться к епископу Ионе за содействием в деле подписания мира с Москвой в обмен на обещание объединить митрополии. Иона действительно стал реально единым митрополитом всей Руси и Московской и украинской и белорусской, но некоторые епископы его не признали.

Разделение митрополий.

А тем временем, в 1453 году произошла страшная для всего православного мира катастрофа: турки взяли Константинополь и разрушили его. В Москве расценили это событие как Божью кару за измену православию на Флорентийском соборе и отныне не считали себя связанными с Византией в части обязательности рукоположения митрополитов. Исидор, называвший себя митрополитом Киевским и всея Руси был непосредственным свидетелем падения Константинополя, после чего вернулся в Рим и стал советником нового папы – Калиста III, который вновь вернулся к идеям унии. Он по совету Исидора специальной буллой назначил в 1458 году митрополитом в Галиции епископа Макария. А после этого стал добиваться возобновления отдельной киевской митрополии. Раскол некогда единой церкви произошел 3 сентября 1458 года, когда преемник Калиста III папа Пий II издал буллу о разделении Киевской митрополии на верхнюю (Московскую) и нижнюю (Польско-Литовскую). При этом верхняя митрополия сохранялась за все тем же Исидором, а нижняя – за игуменом греческого монастыря Григорием, учеником Исидора c титулом митрополит Киевский и всея Руси. Одновременно Пий II обратился к Казимиру и русской пастве в пределах Литовского княжества не пускать в пределы Литовской части ни московских посланцев, ни константинопольских, а к пастве в верхней митрополии – с призывом не признавать Иону. Дело в том, что после разгрома Византии стало два вселенских православных патриарха – один в Константинополе под властью турецкого султана, а другой – в Риме.

Соответственно, московский митрополит Иона собрал поместный собор русских епископов и взял с них клятву на верность. Однако главы епископств, входивших в состав Литвы, не спешили его признавать. В то же время киевский князь Семен Олелькович признал Иону, как главу русской церкви. Оба константинопольских патриарха (римский в изгнании, признанный Папой, и стамбульский, утвержденный султаном Магометом II), враждуя между собой, тем не менее, подтвердили законность назначения киевского митрополита Григория. Между прочим, константинопольским патриархом в изгнании в 1461 году стал все тот же Исидор, который, естественно, не мог не признать своего ученика и ставленника. Так произошло разделение некогда единой русской православной церкви на две митрополии. Вокруг этого хитросплетения событий и интересов продолжаются споры историков и политиков о том, кто имеет больше прав на то, чтобы считаться посвященным в митрополиты на законном основании. Формально московский митрополит Иона не был рукоположен Константинопольским патриархом, а Киевский Григорий был, да не одним, а сразу двумя. Но один из них находился в Риме и действовал от имени папы, то есть фактически был униатом, а второй посвящал митрополитов по милостливому разрешению турецкого султана. В Москве унию, как известно, не признавали, а доверие к Византии было подорвано падением древним центром православия – Константинополя.

Читать еще:  Внимательный мозг. Дэниел Сигел - Внимательный мозг

В течение нескольких последующих лет турки завоевали Сербию, Болгарию, Грецию, Боснию. Православный мир терял свои исторические корни. Московская Русь все более отмежевывалась от старых христианских центров – Рима и Константинополя и укрепляла свою независимость в церковной жизни, в то время как киевская митрополия, продолжая общение с обоими центрами, разрывалась между Западом и Востоком. Наступающая полонизация украинского общества угрожала полной потерей своей самобытности и даже переменой веры. Но этого не произошло, ценой титанических усилий, православие не растворилось ни в католичестве, ни в протестантском реформаторстве.

Разделение Киевской митрополии на Киевскую и Московскую епархии

Киевская (Русская) митрополия появилась во время Крещения Руси при князе Владимире в 988-989 гг. Поначалу кафедра митрополии находилась в Переяславе (сейчас – Переяслав-Хмельницкий) вплоть до постройки в 1045 г. Софийского собора в Киеве.

В отношении внутреннего управления митрополиты были вполне независимы от Константинопольского патриарха из-за удаленности Руси от Византии. Первоначально они все были уроженцами Византийской империи, пока в 1051 г. во время русско-византийской войны собор епископов не поставил первого русского митрополита Илариона.

Для митрополии большим ударом было разорение Киева монголо-татарами зимой 1240 г. Кирилл III, руководившей ею после нашествия Батыя и до 1281 г., организовал порядок взаимодействия с монголами, а также отверг унию с Римом. Однако он уже не мог управлять русскими церквями из разоренного Киева. За это время Кирилл дольше всего находился во Владимире, а его преемник Максим в 1299 г. там окончательно закрепился.

Перенесение кафедры митрополии на север-восток подвигло великого князя Галицкого Юрия Львовича просить об основании самостоятельной митрополии для его земель, но в 1325 г. митрополит всея Руси Петр переехал в Москву. При этом последующие митрополиты продолжали именоваться Киевскими.

Стоит отметить, что иногда Константинопольский патриарх назначал Галицких и Литовских митрополитов, а затем вновь упразднял эти западнорусские митрополии. Так, обособленная Литовская митрополия была известна с конца XIII в., а Галицкая была трехкратно учреждалась в XIV в. Пределы Киево-Московской и Киево-Литовской митрополий не были разграничены, что часто приводило к русско-литовским конфликтам. Несмотря на соборное постановление 1354 г. о нераздельности русской митрополии, Константинопольский патриарх Филофей разделил ее натрое: в 1371 г. он поставил в Галич митрополита Антония, а в 1376 г. – Киприана в Киев. Киприан был последним, кто смог объединить всю митрополию.

К 1430-м гг. снова возникла ситуация, при которой Киевскими митрополитами были избраны сразу три человека: епископ Рязанский Иона в Москве, епископ Смоленский Герасим в Великом Княжестве Литовском и Исидор в Константинополе. Исидор под влиянием византийского императора Иоанна VIII Палеолога принял Флорентийскую унию в 1439 г., а в 1441 г. прибыл в Москву, где был осужден собором русских епископов и бежал из заточения в Рим. После этого в 1448 г. митрополия с центром в Москве стала автокефальной (независимой), а в 1589 г. – патриархатом.

Взятие Константинополя турками в 1453 г. и усиление влияние католичества в Восточной Европе привело к окончательному распаду древней митрополии. 15 ноября 1458 г. бывший Константинопольский патриарх-униат Григорий III Мамма, уехавший в Рим, поставил нового Киевского митрополита Григория Болгарина. Римский папа Пий II передал ему девять епархий: Брянскую, Смоленскую, Перемышльскую, Туровскую, Луцкую, Владимиро-Волынскую, Полоцкую, Холмскую и Галицкую. Отказ Московских митрополитов от титула Киевских привел к тому, что только митрополиты Юго-Западной Руси сохранили его за собой. Последующая история Киевской митрополии являлась постоянной борьбой с экспансией католичества за сохранения православной веры. Особенно остро она обострилась с принятием в Речи Посполитой Брестской унии 1596 г.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • «ЗАКЛЯТЫЕ ДРУЗЬЯ». (42)
  • АВИАЦИЯ (319)
  • АКТЕРЫ (134)
  • АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ (12)
  • АРМИЯ (178)
  • БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК (2022)
  • ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (3079)
  • ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА (11)
  • ГЕРОИЗМ (2505)
  • ГОРОДА,ГОРОДА-ГЕРОИ,ГОРОДА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ (120)
  • ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ (14)
  • ДОБРОТА (7)
  • ЖЗЛ (887)
  • ЖИВОТНЫЕ (25)
  • ЗА ДОНБАСС! (22)
  • ЗАГОТОВКИ (31)
  • ЗДОРОВЬЕ (13)
  • ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ СОБЫТИЯ (2221)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ (514)
  • ИСКУССТВО (25)
  • ИСТОРИЯ (434)
  • ИСТОРИЯ «ПАРТНЕРОВ» (94)
  • ИСТОРИЯ ЛЮБВИ (20)
  • ИСТОРИЯ ПОБЕД И ПОРАЖЕНИЙ РОССИИ (819)
  • ИСТОРИЯ РСФСР-СССР (1432)
  • ИСТОРИЯ РУСИ — РОССИИ (1843)
  • ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ (900)
  • Кавалеры ордена Славы (9)
  • КАЛЕНДАРЬ (397)
  • КАТАСТРОФЫ (71)
  • КОСМОС (191)
  • КРЫМСКИЙ (25)
  • ЛАБИРИНТЫ ИСТОРИИ (16)
  • ЛИКБЕЗ (13)
  • ЛИЧНОЕ (9)
  • ЛЮДИ И СУДЬБЫ (1118)
  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ (371)
  • МИФЫ ИСТОРИИ (62)
  • МОСКВА (87)
  • МУДРОСТЬ (75)
  • НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ (507)
  • НОВИНКИ РОССИИ (13)
  • НОВОСТНЫЕ СТАТЬИ (265)
  • ОРДЕНА И МЕДАЛИ (128)
  • ОРДЕНОНОСЦЫ (80)
  • ПАМЯТЬ (1505)
  • ПОБЕДА (94)
  • ПОЭЗИЯ ,ПОЭТЫ (175)
  • ПРАВОСЛАВИЕ (325)
  • ПРЕДАТЕЛЬСТВО — КОЛЛАБОРЦИОНИЗМ (130)
  • ПРЕЗИДЕНТ (10)
  • ПРИРОДА (46)
  • ПУТИН (24)
  • РАЗВЕДКА (37)
  • РЕЦЕПТЫ (112)
  • РОССИЯ-РОДИНА МОЯ (56)
  • РУСОФОБИЯ (45)
  • РУССКАЯ КРАСОТА (6)
  • СОВЕТЫ (5)
  • СОВЕТЫ ДЛЯ ДАЧНИКОВ (33)
  • СТАЛИН (203)
  • СТАТЬИ (608)
  • ТЕРАКТЫ (26)
  • УКРАИНА (112)
  • ФАШИЗМ-НАЦИЗМ (157)
  • ФИЛЬМЫ (99)
  • ФЛОТ (138)
  • ФОТО (55)
  • ФОТО-ИСТОРИЯ (257)
  • ХУДОЖНИКИ (89)
  • ЦИТАТЫ (173)
  • ЭХО ВОЙНЫ (23)
  • ЮМОР (37)

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

1415 год-Под давлением великого князя литовского Витовта произошло разделение Российской Церкви на митрополии Московскую и Киевскую.

1415 год. 15 ноября по инициативе литовского князя Витовта произошло отделение Православной церкви Великого княжества Литовского от митрополии в Москве

«Говорили, что Фотий все лучшее и драгоценное из киевского Софийского собора переносит в Москву, что он обременяет духовенство и крестьян тяжкими и невыносимыми поборами. Витовт решился воспользоваться этим для разделения митрополии.

Прежде всего он созвал (1414) подручных ему князей и по согласию с ними отказал Фотию в управлении литовскими епархиями, послал на него жалобу в Константинополь к царю и патриарху, указывая на запустение Церкви Киевской, и просил, чтобы для Киева и всей Литвы поставлен был особый митрополит Григорий Самвлак. Посольство не имело никакого успеха. Тогда Витовт обратился к духовенству своей страны, и по зову князя собрались епископы: Полоцкий Феодосии, Черниговский Исаакий, Луцкий Дионисий, Владимирский Герасим, Холмский Харитон, Туровский Евфимий. Витовт рассказал им о безуспешности своего посольства в Царьград, жаловался на царя и патриарха, что они ставят на Русь митрополитов только на мзде и таких, которые бы вывозили казну из России в Грецию; выражал скорбь об оскудении Церкви Киевской, будто бы ограбленной Фотием, и присовокупил: «Я не желал бы, чтобы про меня говорили со стороны: «Вот государь иной веры, от того и Церковь оскудела». Епископы сначала недоумевали и не хотели восставать против своего архипастыря, но вскоре должны были уступить настойчивым требованиям Витовта и нехотя подали ему жалобу на Фотия, что он вовсе небрежет о своем духовном стаде в пределах литовских, собирает только церковные доходы и прибытки и переносит все драгоценные вещи из соборной церкви киевской в Москву. Вместе с тем епископы объявили князю, что они сами Собором могут поставить себе митрополита, как это уже было в России при великом князе Изяславе. Впрочем, с общего согласия положено было обратиться еще раз в Константинополь к царю и патриарху и сказать им, что если они теперь не дадут Литве особого митрополита, то его поставят сами местные иерархи. Послы отправились в марте 1415 г., и Витовт приказал им ждать ответа не далее 20 июля, потом — до 15 августа, наконец, по просьбе послов царского и патриаршего, возвращавшихся тогда из Москвы, продолжил срок еще на три месяца — до ноября. Между тем Фотий, узнав о намерениях Витовта, поспешил в Литву, чтобы, если возможно, примириться с ним или в случае неудачи отправиться в Царьград. На пути митрополит собирал обычные дани с духовенства и, оставив казну свою в Смоленске, поехал было в Городень, где находился тогда литовский великий князь, но не был к нему допущен и принужден был воротиться в Смоленск, а по выезде из Смоленска был совершенно ограблен по приказанию Витовта и ни с чем возвратился в Москву. Тогда же Витовт приказал переписать все города и села, принадлежавшие митрополии Киевской, выгнал из них наместников Фотиевых и раздал эти митрополичьи имения своим панам.

Читать еще:  Протопресвитер Александр Шмеман: Когда все тонет в фарисействе

Когда и последний срок, назначенный для окончательного ответа от царя и патриарха миновал, тогда Витовт снова созвал епископов своей области и предложил им поставить в митрополита Григория Самвлака, или Семивлаха. Епископы, если верить восточнорусской летописи, и на этот раз не соглашались, приводили соборное правило (12-е Халкидонского Собора), воспрещающее в одной области быть двум митрополитам, указывали на древний обычай, по которому в России всегда был один митрополит, хотя он по обстоятельствам и переселился из Киева в Москву. Витовт начал угрожать смертию за неповиновение его воле, и епископы в 15 день ноября 1415 г. в городе Новгородке поставили Григория Самвлака митрополитом Киевским и Литовским. Таким образом, Русская митрополия разделилась на две, и в состав последней вошли следующие семь епархий, предстоятели которых подписались под актом соборным: Полоцкая, Черниговская, Луцкая, Владимирская, Смоленская, Холмская и Туровская. Епархии Галицкая и Червенская, или Перемышльская, если бы даже допустить, что епископы их участвовали в предварительных совещаниях о Литовском митрополите, не вошли в состав новой митрополии всего более потому, что они находились во владениях не литовского князя, а Польши. В своей соборной грамоте епископы старались оправдать свой поступок. Они говорят, как скорбели они глубоко, видя небрежение Фотия о Церкви Киевской и его заботливость только о собрании церковных даней, как Витовт изгнал Фотия и просил греческого царя и патриарха дать Литве особого митрополита, а царь Мануил из видов корысти не захотел исполнить этого желания, как потом Витовт собрал не только епископов, но и архимандритов, игуменов, благоговейных иноков и священников, а равно князей литовских, вельмож и бояр».

Всякое даяние благо и всяк дар совершен, свыше исходяй от Отца светом. И мы прияли сей дар Небесный; и мы утешились оным, Епископы стран Российских, друзья и братья по Духу Святому, смиренный Архиепископ Полоцкий и Литовский, Феодосий, Епископ Исаакий Черниговский, Дионисий Луцкий, Герасим Владимирский, Севастиан Смоленский, Харитоний Хельмский, Евфимий Туровский. Видя запустение Церкви Киевской, главной в Руси, имея Пастыря только именем, а не делом, мы скорбели душою: ибо Митрополит Фотий презирал наше духовное стадо; не хотел ни править оным, ни видеть его; корыстовался единственно нашими церковными доходами и переносил в Москву древнюю утварь Киевских храмов. Бог милосердный подвигнул сердце Великого Князя Александра Витовта, Литовского и многих Русских земель Господаря: он изгнал Фотия и просил иного Митрополита от Царя и Патриарха; но ослепленные неправедною мздою, они не вняли молению праведному. Тогда Великий Князь собрал нас, Епископов, всех Князей Литовских, Русских и других подвластных ему, Бояр, Вельмож, Архимандритов, Игуменов, Священников — и мы в Новом Граде Литовском, в храме Богоматери, по благодати Святого Духа и преданию Апостольскому посвятили Киевской Церкви Митрополита, именем Григория, и свергнули Фотия, представив его вины Патриарху, да не рекут люди сторонние: Государь Витовт иной Веры; он не печется о Киевской Церкви, которая есть мать Русским, ибо Киев есть мать всем градам нашим. Епископы издревле имели власть ставить Митрополитов и при Великом Князе Изяславе посвятили Климента. Так и Болгары, древнейшие нас в Христианстве, имеют собственного Первосвятителя; так и Сербы, коих земля не может равняться ни величеством, ни множеством народа с областями Александра Витовта. Но что говорить о Болгарах и Сербах! Мы последовали уставу Апостолов, которые предали нам, ученикам своим, благодать Св. Духа, равно действующую на всех Епископов. Собираяся во имя Господне, Святители везде могут избирать достойного учителя и Пастыря, самим Богом избираемого. Да не скажут легкомысленные: отлучимся от них, когда они удалились от Церкви Греческой! Нет: мы храним предания Святых Отцов, клянем ереси, чтим Патриарха Константиноградского и других; имеем одну Веру с ними, но отвергаем только беззаконную в церковных делах власть, присвоенную Царями Греческими: ибо не Патриарх, но Царь дает ныне Митрополитов, торгуя важным Первосвятительским саном. Так Мануил, любя не славу Церкви, а корысть свою, в одно время прислал нам трех Митрополитов: Киприана, Пимена и Дионисия. Сие было виною многих долгов, убытков, мятежа, убийства, — и что всего хуже — бесчестия для нашей Митрополии. Рассудив же, что не подобает Царю-мирянину ставить Митрополитов за деньги, мы избрали Достойного первосвятителя. В лето 6924 Индикта, Ноября 15″ (в 1415 году).

КИЕВО-МОСКОВСКИЙ ПЕРИОД (1459 – 1589 гг..)

Это период разделенной Русской митрополии на две

части: Московской и Киевской. Хронологические рамки третьего периода 1459 г. — 1589 г. для Москвы и с 1459 по 1686 г. — для Киева. Что такое дата 1686 г. — это соединение в церковной истории Киева и Москвы. В этом году закончилась война между Польшей (Речью Посполитой) и Россией т.н. «Вечным Миром». Этот мир заключен на условиях Андрусовского перемирия с 1667 г., по которому польский король Ян Собесский согласился на вечную уступку Москве Киева, а Москва обещала помогать Польше в войне с турками и татарами. В 1686 г. закончился период разделения Церкви. Киевская митрополия признала юрисдикцию Московского патриархата.

Этот период делится на части по митрополитам:

1. 1448-1461 гг. св. митр. Иона

2. 1461-1464 гг. митр. Феодосий

3. 1464-1473 гг. митр. Филипп I

4. 1473-1489 гг. митр. Геронтий

5. 1490-1495 гг. митр. Зосима

6. 1496-1511 гг. митр. Симон

7. 1511-1521 гг. митр. Варлаам

8. 1521-1529 гг. митр. Даниил

9. 1529-1542 гг. митр. Иоасаф

10.1542-1563 гг. митр. Макарий

11.1564-1566 гг. митр. Афанасий

12.1566-1568 гг. св. митр. Филипп II

А далее три потаковщика, конформиста, которые чтобы не делал царь Иоанн IV благословляли все

13.1568-1572 гг. митр. Кирилл

14.1572-1571 гг. митр. Антоний

15.1581-1587 гг. митр. Дионисий

16.1587-1589 гг. митр. Иов, будущий патриарх (с 1589 г.)

Желательно вам, ребята, запомнить эту хронологию.

Разделение Русской Митрополии.

Главная книга на эту тему, это книга прот. Дмитрия Соколова «История разделения Русской митрополии» СПб. 1900 г. Эта книга постоянно на руках, потому что много украинцев! Итак, повторю прошлый материал, правда, одного профессора нашей Академии в прошлом веке, за подобные повторы прозвали «водолеем», но это необходимо, тем паче, что многие отсутствовали. В вашей группе такая вот популяция, как, знаете, шагреневая кожа сжимается, потом расширяется…Итак в 1438-39 гг. состоялась Ферраро-Флорентийская Уния. Греки сохраняли свой церковный обряд, но признавали католические догматы и главою признавали папу. Вернувшись в Москву, митрополит Исидор Московский из Италии, великим князем Василием был изгнан. В москве решили отделиться от униатского КП-ля и поставить своего самостоятельного митрополита. И 15 декабря 1448 г. собор русских епископов поставил на всю Русь (также и на Киев) Рязанского митрополита Иону. Его избрание задержалось междоусобицами, а также трехмесячным пленением князя Василия Темного. После возвращения Василия Темного началась усиленная татаризация русского двора и церковное отделение от КП-ля. Св. Пафнутий Боровский не признал митрополитом Иону, за что был бит железом и посажен на цепь.

Митрополит Исидор в 1453 г. во время штурма турками Константинополя был в Византийской столице. Давал личные средства на возведение укреплений, командовал солдатами и защищал часть побережья, когда турки высаживали десант. Мехмет 2-й, вступив в город, потребовал главу кардинала. Друзья Исидора поднесли голову неизвестного, украсив ее кардинальской шапкой, а сам он спасся бегством в Италию. Митр. Исидор скончался в 1463 г. Аббат Пирлинг написал книгу: «Рим и святой престол». С 1448 г. в Русской Церкви установился порядок ставить митрополита в Москве собором русских епископов, независимо от патриарха. Фактически с этого дня Церковь стала автокефальной. В 1459 г. московский собор епископов подтвердил по смерти Ионы повиноваться только тому митрополиту, который будет поставлен у гроба чудотворца святителя Петра. На Руси ходило мнение, что греки на Флорентийском соборе «к своей погибели от истины свернулися», что развращенным грекам верить нельзя, что в Первосвятительской Церкви Царьграда мерзость запустения, а после 1453 г. будто греки уклонились в магометанство.

Читать еще:  Из Лествицы откроется, что все мы смертельно больны грехом

Что получил патриарх от Мехмета 2-го? «После 2-х месячной осады Мехмет разрешил солдатам своим грабить город в течении 3-х дней, а затем объявил своей личной собственностью церкви, монастыри и все великолепные здания.» В церкви св. Софии мусульмане совершили свою первую молитву, осквернили храм. В результате резни и увода населения в рабство город почти полностью опустел. После разрешения вернуться 5000 семей вернулось в КП. Для установления дипломатических сношений с Западными странами нужны были образованные люди — греки. В то время ислам запрещал говорить верующим на иностранных языках, иметь своих в христианских государствах, но Мехмет 2, нуждаясь в переводчиках и грамотных людях, разрешил вернуться грекам в КП-ль. Греки получили различные государственные посты, они стали секретарями, банкирами, торговцами, а чаще всего драгоманами (переводчиками). Вот отец Антония Блюма (митр. Сурожского) был драгоманом в Персии, и Антоний родился и вырос в Персии.

По политическим соображениям Мехмет II сохранил за Патриархом …конец кассеты… сребро-позолоченный пастырский жезл, белого коня, богато украшенного для почетного объезда города и 1000 червонцев! Мехмет II проводил Патриарха до середины дворцового двора и отправил домой восседавшим на султанском коне. По султанскому фирману (указу) Патриарху предоставлялись те же права и привилегии какими он пользовался при византийских императорах. Патриарх считался высшим чиновником турецкого правительства, носил титул визиря и почетную охрану из янычар. Патриарху было пожаловано «почетное» звание главы нации. Он становился духовным главой христианам и посредником между турецким правительством и христианским населением Балканских стран. Фирманом этим права повелевать в делах веры предоставлялось только Патриарху. Личность Патриарха и высших духовных лиц объявлялась неприкосновенной. Они освобождались от уплаты податей. Но вы понимаете, что не всегда это соблюдалось, султан мог все сделать. Мог дать и мог взять. Руководствуясь фискальными (налоговыми, материальными) соображениями султан оставил за собой поставлять нового Патриарха. Дело в том, что в конце 15 в. за патриарший престол султану платили по 4000 дукатов(!). А в 17 в. были случаи когда получение престола обходилось в 100 тыс. и даже 150 тыс. злотых (золотых), т. к. Патриархи должны были делать подарки женам султана, пашам и разным придворным чиновникам, чтобы оградить себя от придирок. Т.о. Константинопольский престол превратился в продажный предмет, который покупал тот, кто давал больше денег.

/Симония распространилась на все подчиненные ему престолы и на всю греческую Церковь. За Патриархом и его двором закрепилось фанариоты. Это прозвище имело довольно оскорбительный смысл. Фанариоты — это жители «Фанары», греческого квартала в Константинополе (в Стамбуле(?) — это зн. в городе Константина по-турецки), в старом городе, на берегу Золотого Рога, получившего свое название от находившегося здесь прежде маяка Фанара. В османской империи фанариоты являлись представителями греческого духовенства и торгово-денежной аристократии. Фанариоты занимали высокие посты в администрации Османской империи и часто упоминались в истории дипломатических сношений Турции с Европейскими странами. Вот это греки фанариоты, которых использовали турки в сношениях с Западом. Вот почему этот термин (фанариот) имеет некий презрительный оттенок — это были агенты турецкого султана. Они относились к низам греческим как господа и особенно они высокомерны были в Балканских странах./

Русские стали думать о себе как о хранителях истинного православия, к тому же константинопольские патриархи обращались за помощью к Москве. Патриархи открыто не протестовали против автономии Русской Церкви, но формального произволения своего не давали, они признавали Русскую Церковь только «де факто». И уже первый патриарх Геннадий Схоларий после 1453 г., закрывая глаза на дерзкий поступок Москвы, просил Иону о помощи, на что митрополит тут же откликнулся.

Иона стремился подчинить своей власти русские епархии в Литве. Во время посещения Литвы Великий Князь Казимир IV дал ему грамоту и Литовскими епархиями (1451 г.). Десять лет Иона управлял объединеной Русской Церковью. Скончался в 1461 г. в преклонном возрасте. Прославлен в 1547 г. на Московском Соборе, когда митрополитом был свт. Макарий, а царем Иван IV.

Папская курия (курия — правительство, этот термин появился в 16 в. в Риме, до этого называлось канцелярией) не могла смириться с изгнанием Исидора из Москвы и решила отделить Русско-Литовские епархии. Курия сделала это /У вас появились жвачные животные, я не думаю, что их принимают в Семинарию/ руками униатского Патриарха Григория III Маммы, скончавшегося в 1459 г. Когда турки осадили Константинополь, вышеназванный Патриарх бежал в Рим. И вот он то и рукоположил для Литвы Киевского митрополита, своего протодиакона Григория Болгарина — вот первый Киевский митрополит Григория Болгарин. Известный византолог Иоанн Мейендорф пишет: «Это было сделано в силу декрета папы Каллиста III, разделившего Россию в церковном отношении на «Верхнюю», управляемую монахом схизматиком Ионой — «исчадием порока» и «Нижнюю» с новым митрополитом Григорием. Одни историки считают дату разделения 1458 г., другие — 1459 г. Надо помнить, что формально, с точки зрения Рима, после 1439 г., т.е. после унии Церковь стала единой, объединившейся Запад и Восток под единым главенством папы. Этим и можно объяснить вмешательство Каллиста, посвящение Григория митрополитом Киевским. Формально папа был прав. Папа продолжал считать Исидора московским митрополитом, а Иону, разумеется, не признавал.

Он (папа) отправил Казимиру буллу (хартию, послание) /Почему, ребята булла называется буллою? Эта бумага скреплялась печатью в виде шарика (boll), отсюда и название — булла./ Что же говорилось в этой булле? «Если отщепенец Иона появится в Литве, схватить его и заключить в оковы»

Вот так установилось окончательное разделение Русской Церкви на Северо-восточную (Московскую) и Юго-западную (Литовскую или Киевскую).

Предпосылки к разделению возникли давно:

1. Еще в 12 в. Андрей Боголюбский пытался возвести в митрополиты Зуздальского епископа Феодора, чтобы получить церковную независимость от Киева. С этим ничего не получилось, поэтому его и называли уничижительно — «Феодорец — белый клобучек».

2. А в 14 в. в связи с моногло-татарским нашествием Юго-западная Русь подпала под власть Литвы.

Киевские митрополиты переселяются в Москву, а литовские князья

делают попытки добиться от патриарха поставления особого митрополита. И курия, воспользовавшись фактически разделом Руси татарами и литовцами, расколола и Церковь. Теперь Московские митрополиты называются митрополитами Всея Руси или митрополитами Московскими и всей России, а Литовско-русские митрополиты называются митрополитами Киевскими и Всея Руси. Когда целое разделено пополам. Когда Целое разделено пополам, каждый претендует на абсолютизацию. И вот приступаем теперь к истории Московской митрополии.

В ее состав входили следующие епархии:

5. Пермская. (не на Урале, а то что ныне Республика Коми)

По мере роста Московского государства в митрополию входили новые епархии:

– отвоеваны у Литвы и (3) вновь открытая Казанская. Размеры епархии очень велики. С преодолением феодальных усобиц и усилением Москвы крепнет и власть митрополита. Митрополит сам со своим собором избирал и поставлял епископа. Происходило это таким образом. Собор епископов выбирал трех кандидатов, митрополиту принадлежало решающее слово, он и выбирал из трех одного. Митрополит не мог равнодушно выслушивать, когда кто-нибудь из епископов называл его братом и посылал ему, этому гордецу, письменный выговор. Митрополита именовали святейшим. Он распоряжался делами Церкви как бы на правах патриарха. Митрополит имел, как великий князь, свой двор, бояр, имел своих отроков, стольников и свое войско (см. «Богословский Вестник» за 1905 г. 4-5 номера, статья Н.Ф. Каптерева). Однако, его власть все более ограничивалась все более и более усиливающейся властью московских князей.

Карташев пишет: «В одно и то же время Русская Церковь заявила свои права на независимость от Константинополя, а русский князь заменил по отношению к ней место Византийского императора, сделавшись ее представителем и главою». Следовательно, зависимость от патриарха перешла в зависимость от Великого князя.

С 16 в. московские князья стали даже обходить соборное избрание митрополитов, сами возводя их на кафедру. Вот так были избраны митрополиты: Варлаам, Даниил, Филипп 2-й. Митрополита Геронтия Иван III едва не лишил кафедры из-за того, что тот при освящении храма совершил крестный ход не по солнцу, как тогда выражались — «не посолонь». А митрополит Варлаам был посажен в заточение Василием III. А что уж говорить об Иване IV? Какова судьба Филиппа II? Какова судьба потаковщиков: Кирилла, Антония, Дионисия. Они так и называются потаковщиками, приспешниками, слугами.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector