0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История эволюционных идей до чарльза дарвина. История развития эволюционных идей до Ч

Содержание

Тема 4.1. История эволюционных идей. — 10-11 класс, Пасечник (рабочая тетрадь).

История эволюционных идей. Значение работ К. Линней, учения Ж. Б. Ламарка

1. Дайте определения понятий.
Эволюция – необратимое историческое развитие живой природы.

2. Заполните таблицу.

История развития эволюционных идей (до ХХ века) .

3. Каковы сильные и слабые стороны системы органического мира К. Линнея?
Разработал первую относительно удачную искусственную систему органического мира. За основу своей системы он принял вид и его считал элементарной единицей живой природы. Близкие виды объединились им в роды, роды в отряды, отряды в классы. Ввел в систематику принцип бинарной номенклатуры.
Недостатки системы Линнея состояли в том, что при классификации он учитывал лишь 1-2 признака (у растений — число тычинок, у животных — строение дыхательной и кровеносной системы), не отражающих подлинного родства, поэтому далекие роды оказались в одном классе, а близкие — в разных. Виды в природе Линней считал неизменными, созданными Творцом.

4. Сформулируйте основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка.
Пункты эволюционной теории Ламарка:
• Первые организмы произошли из неорганической природы путем самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ.
• У всех организмов существует стремление к совершенствованию, изначально заложенное в них Богом. Этим объясняется механизм усложнения живых существ.
• Процесс самозарождения жизни продолжается постоянно, что объясняет одновремен¬ное наличие в природе и простых, и более сложных организмов.
• Закон упражнения и неупражнения органов: постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а неупотребление — к ослаблению и исчезновению.
• Закон наследования благоприобретенных признаков: изменения, возникшие под действием постоянных упражнений и неупражнений органов, наследуются. Так, считал Ламарк, сформировалась, например, длинная шея жирафа и слепота крота.
Главным фактором эволюции считал прямое воздействие среды.

5. За что критиковали теорию Ж. Б. Ламарка современники?
Ламарк ошибочно полагал, что изменение среды всегда вызывает у организмов полезные изменения. Кроме того, он не мог объяснить, откуда у организмов возникает «стремление к прогрессу», и почему следует считать наследственным свойство организмов целесообразно реагировать на внешние воздействия.
6. Какие прогрессивные черты усматривают современные ученые-эволюционисты в теории Ж. Б. Ламарка?
В книге «Философия зоологии» Ламарк предположил, что в течение жизни каждая особь изменяется, приспосабливается к окружающей среде. Он утверждал, что разнообразие животных и растений есть результат исторического развития органического мира – эволюции, которую понимал как ступенчатое развитие, усложнение организации живых организмов от низших форм к высшим. Он предложил своеобразную систему организации мира, расположив в ней родственные группы в восходящем порядке – от простых к более сложным, в виде «лестницы».

Эволюционное учение Ч. Дарвина

1. Дайте определения понятий.
Факторы эволюции – по Дарвину, это естественный отбор, борьба за существование, мутационная и комбинативная изменчивости.
Искусственный отбор – выбор человеком наиболее ценных в хозяйственном или декоративном отношении особей животных и растений для получения от них потомства с желаемыми свойствами.

2. Какие аспекты социальной и научной обстановки начала и середины XIX века способствовали, на ваш взгляд, разработке эволюционной теории Ч. Дарвином?
К середине XX в. был сделан ряд важнейших обобщений и открытий, которые противоречили креационистским взглядам и способствовали укреплению и дальнейшему развитию идеи эволюции, что создало научные предпосылки для эволюционной теории Ч. Дарвина. Это развитие систематики, теория Ламарка, открытие Бэром закона зародышевого сходства и достижение других ученых, развитие биогеографии, экологии, сравнительной морфологии, анатомии, открытие клеточной теории, а также развитие селекции и народного хозяйства.

3. Заполните таблицу .

Этапы жизненного пути Ч. Дарвина

4. Сформулируйте основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.
1. Организмы изменчивы. Трудно найти такое свойство, по которому особи, принадлежащие к данному виду, были бы полностью тождественны.
2. Различия между организмами, хотя бы частично, передаются по наследству.
3. Теоретически популяции растений и животных стремятся размножиться в геометрической прогрессии, и теоретически любой организм может заполнить Землю очень быстро. Но этого не случается, так как жизненные ресурсы ограниченны, и в борьбе за существование выживает сильнейший.
4. В результате борьбы за существование происходит естественный отбор – выживают особи с полезными в данных условиях свойствами. Выжившие передают эти свойства своему потомству, то есть свойства эти закрепляются в череде последующих поколений.

5. Заполните таблицу.

Сравнительная характеристика эволюционных теорий Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина

6. Каково значение эволюционного учения Ч. Дарвина для развития биологической науки?
Учение Дарвина позволило привести в гармонию разрозненные знания о законах, которым подчиняется организация жизни на нашей планете. В прошедшем столетии эволюционное учение Дарвина было развито и конкретизировано благодаря созданию хромосомной теории наследственности, развитию молекулярно-генетических исследований, систематики, палеонтологии, экологии, эмбриологии и многих других областей биологии.

Борьба за существование и ее формы

1. Дайте определение понятия.
Борьба за существование – это один из движущих факторов эволюции, наряду с естественным отбором и наследственной изменчивостью, совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.

2. Заполните таблицу.

Борьба за существование и ее формы

3. Какая из форм борьбы за существование является, по вашему мнению, самой напряженной? Ответ поясните.
Внутривидовая борьба протекает наиболее остро, так как у особей совпадает экологическая ниша. Организмы конкурируют за ограниченные ресурсы — пищевые, территориальные, самцы некоторых животных конкурируют между собой за оплодотворение самки, а также другие ресурсы. Для снижения остроты внутривидовой борьбы организмы вырабатывают различные приспособления — разграничение индивидуальных участков, сложные иерархические отношения. У многих видов организмы на разных этапах развития занимают разные экологические ниши, например, личинки жесткокрылых обитают в почве, а стрекоз — в воде, в то время как взрослые особи заселяют наземно-воздушную среду. Внутривидовая борьба приводит к гибели менее приспособленных особей, способствуя этим естественному отбору.

Читать еще:  Как стать архангелом в реальной жизни. Как получать помощь архангелов

Естественный отбор и его формы

1. Дайте определения понятия.
Естественный отбор – это избирательное воспроизведение генотипов, которые в наилучшей степени отвечают сложившимся условиям жизни популяции. То есть, основной эволюционный процесс, в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками), в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается.

2. Заполните таблицу.

3. Что является следствием естественного отбора?
Изменение состава генофонда, удаление из популяции особей, свойства которых не дают преимуществ в борьбе за существование. Возникновение адаптаций организмов к условиям внешней среды.

4. В чем, на ваш взгляд, заключается творческая роль естественного отбора?
Роль естественного отбора заключается не только в отсеве нежизнеспособных особей. Движущая его форма сохраняет не отдельные признаки организма, а весь их комплекс, все присущие организму комбинации генов. Отбор создает приспособления и виды, убирая из генофонда популяции, неэффективные с точки зрения выживания генотипы. Результатом его действия являются новые виды организмов, новые формы жизни.

Эволюционные представления до Ч

На Земле существуют не менее 2 млн видов животных, до 0,5 млн. видов растений, сотни тысяч видов грибов и микроорганизмов. Как возникла великое многообразие видов и приспособленность их к среде обитания? Ответ дает научная теория эволюции живой природы, основы которой в XIX в. заложил великий английский ученый Чарлз Дарвин.

До Дарвина большинство биологов держалось представлений о постоянстве и неизменности живых организмов – видов столько, сколько их создал бог. Организмы и органы полностью соответствуют цели, которую якобы поставил творец. Сущность мировоззрения этого периода заключается в представлениях о постоянстве, неизменности и изначальной целесообразности природы. Такое мировоззрение получило название метафизического (греч. «физис» – природа, «мета» – над). Метафизические представления поддерживались церковью и правящими кругами.

Труды Карла Линнея

В XVII – XVIII вв. накопилось множество описаний видов животных, растений, минералов. Огромную задачу систематизации этих материалов выполнил Карл Линней (1707-1778), шведский натуралист, врач. На основе сходства по одному-двум наиболее заметным признакам он классифицировал организмы на виды, роды, классы. Он правильно поместил в один отряд человека и человекообразных обезьян. Линней ввел в науку предложенные предшественниками двойные латинские названии – род и вид (Canis famili aris – собака домашняя, Ribes rubrum – смородина красная и т. д.). Латинские названия помогли общению ученых разных стран.

Линней полностью разделял метафизические представления о природе, усматривая в ней изначальную целесообразность, якобы доказывающую «премудрость творца». Каждый вид он считал результатом отдельного творческого акта, неизменным и постоянным, не связанным с другими видами родством. К копну жизни, однако, под влиянием наблюдений в природе он признал, что иногда виды могут возникать путем скрещивания или в результате действия изменений среды.

Значение трупов Линнея огромно: он предложил систему животных и растений, лучшую из всех предыдущих; ввел двойные названии видов; усовершенствовал ботанический язык.

Учение Ж. Б. Ламарка об эволюции органического мира

В начале XIX в. французский ученый Жан Батист Ламарк (1744-1829) изложил свои эволюционные идеи в труде «Философия зоологии». Ламарк подверг критике идеи о постоянстве и неизменяемости видов. Он утверждал, что образование новых видов происходит очень медленно и потому незаметно. В процессе эволюции высшие формы жизни взяли начало от низших.

Значение трудов Ламарка при дальнейшем развитии биологии огромно. Он первый изложил идеи эволюции живой природы, утверждавшие историческое развитие от простого к сложному. Он первым поставил вопрос о факторах – движущих силах эволюции. Тем не менее Ламарк ошибочно выводил факторы эволюции из будто бы присущего всему живому стремления к совершенству. Неверно объяснял причины возникновения приспособленности прямым влиянием условий окружающей среды. Неверно и утверждение об обязательном появлении только полезных изменений и их наследовании.

Итак, наука XVIII – начала XIX в. не могла правильно объяснить движущие силы развития органического мира. Перед нею встали вопросы как возникло огромное многообразие видов. Как объяснить приспособленность организмов к условиям окружающей среды? Почему в процессе эволюции происходит повышение организации живых существ?

Эволюционные идеи в России

М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев и другие русские ученые XVIII в. высказывали эволюционные представления о развитии и изменяемости природы. Рассуждения о создании природы богом М В. Ломоносов считал вредными. В XIX в. эволюционные идеи получили некоторое развитие в трупах ученых и писателей, особенно из числа революционных демократов. Зоолог К. Ф. Рулье за 15 лет до появления учения Ч. Дарвина отмечал факты вытеснения одних видов другими и вымирания их в результате борьбы за область питания.

Предпосылки возникновения учения Чарльза Дарвина

Возникновению учения Ч. Дарвина способствовали общественно-экономические предпосылки. В первой половине XIX в. в странах Западной Европы, особенно в Англии, интенсивно развивался капитализм, который дал импульс развитию науки, промышленности, техники. Спрос промышленности на сырье и населения растущих городов на продукты питания способствовал развитию сельского хозяйства.

Другая предпосылка появления дарвинизма – успехи естественных наук. Описания систематических групп живых организмов приводили к мысли о возможности их родства. У многих животных сравнением установили единый план в строении тела и органов. Исследования ранних стадий развития зародышей хордовых выявили их поразительное сходство. Изучение ископаемых растений и животных раскрыло последовательную смену низкоорганизованных форм жизни более высокоорганизованными.

Обширные материалы заморских экспедиций, выведение новых пород животных и сортов растений не согласовывались с метафизическим мировоззрением. Нужен был гениальный ум, который сумел бы обобщить огромный материал в свете определенной идеи, связать стройной системой рассуждений. Таким ученым оказался Чарлз Дарвин (1809 -1882).

Ч. Дарвин

С детства Ч. Дарвин увлекался сбором коллекций, химическими опытами, наблюдениями за животными. Студентом изучал научную литературу, овладел методикой полевых исследований. Ч. Дарвин на корабле «Бигл» (англ. – ищейка) совершил кругосветное путешествие [1]. Он исследовал геологическое строение, флору и фауну многих стран, отправил в Англию огромное количество коллекций.

Карта кругосветного путешествия Чарлза Дарвина (1831-1836).

В Южной Америке, сравнив найденные останки вымерших животных с современными, Ч. Дарвин предположил их родство. На Галапагосских островах он нашел нигде более не встречающиеся виды ящериц, черепах, птиц. Они близки к южноамериканским. Галапагосские острова вулканического происхождения, и потому Ч. Дарвин предположил, что на них вилы попали с материка и постепенно изменились. В Австралии его заинтересовали сумчатые и яйцекладущие, которые вымерли в других местах земного шара. Австралия как материк обособилась, когда еще не возникли высшие млекопитающие. Сумчатые и яйцекладущие развивались здесь независимо от эволюции млекопитающих на других материках. Так постепенно крепло убеждение в изменяемости видов и происхождении одних от других. Первые записи о происхождении видов Дарвин сделал во время кругосветного путешествия.

Читать еще:  Краткий материал о сергии радонежском. Сергий Радонежский: биография

Галапагосские вьюрки. Различие в форме клюва.

История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина

Описание презентации по отдельным слайдам:

Эволюция — необратимое и направленное историческое развитие живой природы. (Н.Ф.Реймерс) Биологическая эволюция — это происходящий при смене поколений организмов процесс приспособления биологических систем к условиям окружающей среды. (А.С.Северцов)

Эволюция живого мира – закономерный процесс исторического развития живой природы с момента самого возникновения жизни на нашей планете до настоящего времени

История эволюционных идей до Ч.Дарвина Древний Китай Диоген Эмпидокл Жизнь возникла из одного источника, путем разветвления и развертывания Все вещи — результат дифференциации одной и той же вещи и подобны ей. Воздух, вода, земля, огонь — четыре корня всего сущего

Фалес (640-546 до н.э.) Жизнь возникла в результате действия сил притяжения и отталкивания между этими четырьмя элементами. Все живое происходит из воды Аристотель (384 — 322 до н. э.) Сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития живого из неживой материи, основанную на его наблюдениях над животными. Описал более 500 видов, создал первую в мире классификацию животных. Дал первое определение жизни

К. Линней (1707-1778) Ввел бинарную систему номенклатуры. Считал, что роды были созданы по отдельности, а виды представляют собой варианты родов Ж Бюффон (1707-1788) Высказал мнение, что разные типы животных имеют различное происхождение и возникли в разное время. Представитель трансформизма

Ж. -Б. Ламарк (1744-1829) Наследование приобретенных признаков Первая эволюционная теория Допускал стремление организма к совершенству Ж. Кювье (1769-1832) Ископаемые остатки — результаты «катастроф», после которых создавались новые виды

Ч. Дарвин (1809-1882) Сформулировал теорию эволюции в результате естественного отбора А. Уоллес (1823-1913) Сформулировал теорию, сходную с дарвиновской и одновременно с ним

Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина Многообразие видов животных и растений — это «результат исторического развития органического мира. Главные движущие силы эволюции —.борьба за существование и естественный отбор. Материал для естественного отбора дает наследственная изменчивость. Стабильность вида обеспечивается наследственностью.

Могут наследоваться как благоприятные, так и неблагоприятные изменения. Но «владельцы» последних, как правило, уничтожаются в борьбе за существование Приспособленность организмов к условиям окружающей среды является результатом действия естественного отбора

Эволюция органического мира преимущественно шла по пути усложнения организации живых существ. Многообразие современных пород домашних животных и сортов сельскохозяйственных растений является результатом действия искусственного отбора. Эволюция человека связана с историческим развитием древних человекообразных обезьян.

Основная сущность теории Дарвина

Свойства внешней среды Неоднородность Ограниченность и неравномерность распределения ресурсов

Свойства организмов Наследственность Изменчивость Интенсивность размножения

Свойства внешней среды Свойства организмов Борьба за существование Естественный отбор

Приспособленность организмов к среде обитания Многообразие органического мира Разные направления эволюции Одновременное существование примитивных и высокооргани- зованных форм

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Иванова Галина СерафимовнаНаписать 7824 05.03.2017

Номер материала: ДБ-246685

  • Биология
  • 9 класс
  • Презентации

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    05.03.2017 1991
    05.03.2017 1307
    05.03.2017 935
    05.03.2017 876
    05.03.2017 425
    05.03.2017 652
    05.03.2017 438

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России разработают план по развитию футбола для девочек в школах

Время чтения: 2 минуты

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Роскачество предупредило об опасности для детей азартной механики в мобильных играх

Время чтения: 2 минуты

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

В России предложили ввести бесплатное второе высшее образование по IT-специальностям

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Какие были теории эволюции до Дарвина

Идея эволюции и естественного отбора сама по себе имеет достаточно долгую историю. Первые из подобных теорий возникли в человеческой мысли за тысячи лет до Дарвина.

Ранние жизненные формы дали рождение людям

В самом начале становления научной мысли, примерно 2600 лет назад, древнегреческий философ Анаксимандр размышлял о происхождении человека. В результате своих раздумий он пришел к выводу, что человек не мог появиться на Земле сразу в своей окончательной форме. Анаксимандр указывал на то, что дети некоторых животных достаточно самостоятельны почти сразу же после рождения. А человеческий ребенок требует заботы на протяжении многих лет. Анаксимандр указывал, что если бы так было с самого начала мира, человек не смог бы выжить. Он даже высказывал мысль о том, что далекие предки человека были рыбоподобными существами, которые производили на свет людей, когда те достигли возраста, в котором уже могли существовать самостоятельно. Он считал, что первые жизненные формы в нашем мире появились во влажных регионах, а затем распространились по более сухим частям планеты.

Эмпедокл и чудовища

Примерно через столетие после Анаксимадра склонный к научному образу мыслей древнегреческий философ Эмпедокл также пришел к теории естественного отбора. Эмпедокл описывал ранние годы существования Земли как царство самых невероятных существ. Среди них, по его мнению, были животные с человеческими головами, с руками без плеч и многие другие чудовища. Все эти странные существа, как считал Эмпедокл, вымерли, и остались только наиболее приспособленные к существованию. Несмотря на то, что таким образом он высказал идею естественного отбора, он не смог прийти к мысли, что этот процесс может привести к возникновению совершенно новых видов. Он думал, что такое случилось лишь однажды и только чтобы отсеять различные чудовищные жизненные формы.

Читать еще:  Мантры с переводами. Перевод основных мантр с объяснениями

Линней и гибриды

Во времена эпохи Просвещения в Европе и Северной Америке возникли новые вариации теории естественного отбора. В 1744 году знаменитый ученый Карл Линней предположил, что Бог изначально создал всего несколько видов, разместив их на острове. Со временем эти виды скрещивались, появлялись гибриды, таким образом создавались новые виды.

Бюффон и единый источник всех живых существ

В 1753 году Жорж-Луи де Бюффон предположил, что у всех существ с четырьмя ногами мог быть один древний предок. От него, как указал Бюффон, могли с течением времени посредством совершенствования и дегенерации произойти и все другие животные.

Хаттон и его простая теория естественного отбора

В 1794 году Джеймс Хаттон, основатель современной геологии, описал основные принципы естественного отбора. Он писал, что если организмы находятся в определенных обстоятельствах и условиях, то, принимая возможность существования бесконечного количества различных особей, первыми исчезнут те, которые наименее приспособлены к этим условия. Те, кто адаптирован лучше, соответственно, выживут и дадут потомство.

Ламарк и ламаркизм

В 1800 году Жан-Батист Ламарк предложит занятную, но ошибочную теорию эволюции. Ламарк высказал идею, что потомство наследует те особенности, которые были больше всего востребованы предками. То есть жираф, который тянется к вершинам деревьев за листьями, произведет потомство с самыми длинными шеями. А если родители каждый день ходят в тренажерный зал, то и ребенок родится более спортивный, с тягой к физической активности.

База знаний

Часть 1

«Хотя многое еще темно и надолго останется темным, я нимало не сомневаюсь, что воззрение, до недавнего времени разделявшееся большинством натуралистов и бывшее также и моим, а именно, что каждый вид был создан независимо от остальных, – ошибочно.»

Эволюционные идеи – представления об историческом развитии наблюдаемого разнообразия жизни – возникали еще тысячелетия назад. Все более обогащаясь фактами с прогрессом естествознания, они привели в конце XVIII в. к формированию эволюционного учения. Вскрытие Ч. Дарвином механизма естественного отбора выделило в эволюционном учении теорию эволюции. Для понимания современного состояния и проблем эволюционного учения необходимо знание основных исторических этапов формирования эволюционизма. Таких этапов, по существу, лишь два – додарвиновский (гл. 1) и дарвиновский (гл. 3). В додарвиновском этапе в качестве подраздела можно выделить период, связанный с формированием .Ж.Б. Ламарком первого эволюционного учения (гл. 2).

ГЛАВА 1

Представления о развитии живой природы в додарвиновском периоде

Рассмотрим развитие эволюционных знаний в этом огромном по времени периоде по следующим основным этапам: Древний мир, Средневековье, эпоха Возрождения, XVIII в. и первая половина XIX в.

1.1. Эволюционные идеи в древности. Средневековье и эпоха Возрождения

Идеи единства и развития природы в Древнем мире. Идея развития живой природы прослеживается в грудах древних материалистов Индии, Китая, Месопотамии, Египта, Греции. Еще в середине II тысячелетия до н.э. в «Ригведе» (Индия) выдвигалась идея развития материального мира (и том числе и органического) из «праматерии». В «Аюрведе» (I тысячелетие до н.э.) утверждается, что человек произошел от обезьян, живших около 18 млн лет назад (при переводе на современное летосчисление) на материке, объединившем Индостан и Юго-Восточную Азию. По этим представлениям, примерно 4 млн лет назад предки современных людей перешли к коллективному добыванию пищи, а современный человек появился менее 1 млн лет назад.

Колоссальными были знания древних в области искусственного отбора и медицины. В XI–V тыс. до н.э. (т.е. 7–11 тыс. лет назад) в Средиземноморье, Передней и Центральной Азии, Месопотамии, Египте, Индии и Китае уже были выведены многие современные домашние животные (в т.ч. собака, овца, коза, свинья, кошка, буйвол, бык, осел, лошадь, зебу, верблюд, тутовый шелкопряд и лаковый червец) и множество культурных растений (рис, пшеница, ячмень, просо, чечевица, сорго, горох, вика, лен, хлопчатник, кунжут, дыня, виноград, финиковая пальма, оливковое дерево и др.). Более 3 тыс. лет назад в Индии была открыта прививка оспы (в Европе – только в 1788 году!), тогда же уже делали сложные хирургические операции (кесарево сечение, удаление катаракты, почечных и желчных камней и т.д.) и знали основные черты эмбрионального развития человека. Зубопротезирование, ампутация конечностей и трепанация черепа были известны еще в конце неолита, до возникновения основных центров древней цивилизации.

В Китае за 2 тыс. лет до н.э. существовал искусственный отбор для выведения различных пород крупного рогатого скота, лошадей, рыб, шелкопряда и декоративных растений. Неудивительно, что в конце I тысячелетия до н.э. там уже были распространены учения о возможности превращения одних живых существ в другие. Много сделали для подготовки эволюционного учения древние философы Античной Греции. Анаксимандр Милетский в труде «О природе» (около 540 г. до н.э.) писал, что животные возникли в воде, а потом защищенные твердыми покровами от высыхания освоили сушу. Человек, по его мнению, произошел от животных, первоначально подобных рыбе. Гераклит Эфесский (VI в. до н.э.) считал, что все живые существа, и человек в том числе, развились естественным путем из первичной материи. В спорах с философами-идеалистами греческие материалисты V–IV вв. до н.э. ставят проблему развития высшего разумного существа путем сочетания простых, более примитивных состояний материи. Сохраняющиеся единицы, размножаясь, дают начало новым удачным сочетаниям. У «великана мысли» Аристотеля (IV в. до н.э.) встречаются высказывания о развитии живой природы, основанные на знании общего плана строения высших животных, гомологии и корреляции органов. Аристотель, видимо, одним из первых высказал предположение о существовании переходных форм между животными и растениями. Его фундаментальные произведения «О частях животных», «Истории животных», «О возникновении животных» оказали большое влияние на последующее развитие биологии.

Таким образом, уже в глубокой древности, несколько тысяч лет назад независимо в Месопотамии, Средиземноморье, Индостане и Китае возникли религиозно-философские идеи трансформизма – превращения одного существа в другое; креационизма (от creatio – сотворение) – божественных актов творения; а на основе практики сельского хозяйства возникли глубокие практические знания методов создания новых пород. К началу новой эры в центрах цивилизации были описаны тысячи видов животных и растений.

Обобщая, можно сказать, что в древности была достаточно глубоко разработана идея единства всей природы. Ярким выражением такого подхода стала знаменитая «лестница существ» Аристотеля, начинающаяся минералами и кончающаяся человеком. Однако идея лестницы существ была далека от идеи развития: высшие ступени не воспринимались как продукт развития низших ступеней. Метафизический, отвлеченно-умозрительный характер взглядов древних мыслителей не позволил объединить идею единства природы с идеей развития природы от простого к сложному.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector