0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иконография распятия кирилло белозерский монастырь. Кирилло-белозерский монастырь

Белозерье/ Кирилло-Белозерский монастырь

От Москвы до Сиверского озера километров 600 будет. На машине мы преодолели этот путь за день: утром выехали и к вечеру были уже на месте. Но в четырнадцатом веке, во времена, когда не было ни автомобилей, ни шоссейных дорог, пройти столь дальний путь будучи в весьма почтенном по тем временам возрасте (и Кириллу и Ферапонту было

60 лет), — поступок достойный восхищения.

Впервые Иван Грозный гостил в монастыре будучи молодым царём. Спустя много лет в Послании Кирилло-Белозёрской обители он вспоминал эту поездку и особо отмечал царившие тогда в монастыре строгие порядки: (в перекладе на современный руcский) «А когда мы в юности впервые были в Кирилловом монастыре, как-то опоздали однажды ужинать из-за того, что у вас в Кириллове в летнюю пору не отличить дня от ночи, а также по юношеским привычкам. А в то время помощником келаря был у вас тогда Исайя Немой. И вот кто-то из тех, кто был приставлен к нашему столу, попросил стерлядей, а Исайи в то время не было — был он у себя в келье, и они с трудом его привели, и тот, кто был приставлен к нашему столу, спросил его о стерлядях или иной рыбе. А он так ответил: «Об этом, о судари, мне не было приказа; что мне приказали, то я вам и приготовил, а сейчас ночь, взять негде. Государя боюсь, а Бога надо больше бояться».

Вторая поездка в монастырь состоялась в 1553 году. В Никоновской летописи она названа Кирилловским ездом. Во время поездки в Кириллов царь лишился своего младенца-наследника Дмитрия. Случилось это в Горицах на реке Шексне. По распространенной версии Дмитрий вместе с нянькой и двумя боярами Романовыми упал со сходен при высадке со струга и утонул(струг — плоскодонное парусно-гребное судно). Младенца выловили, но вернуть к жизни не сумели. Свидетель и участник поездки князь А. Курбский пишет об этом так: «И не доезжаючи монастыря Кирилова, еще Шексною-рекою плывучи, сынъ ему, по пророчеству святаго, умре». Поэтому царь «приехалъ до оного Кирилова монастыря въ печали мнозе и въ тузе, и возвратился тощими руками во мнозей скорби до Москвы». «Святой», о котором упоминает Курбский, это старец Максим Грек. Накануне поездки он предсказал гибель царевича Димитрия и отговаривал царя ехать в Кириллов.

Гибель сына не отвратила Ивана Грозного от Кирилловой обители. Известно, что и после этой трагедии в 1569 году он приезжал в Кириллов на богомолье.

На картине изображено явление, которое наблюдали многочисленные очевидцы над Робоозером (Сиверским озером) 15 августа 1663года . О диве том была властям отписка из Кирилло-Белозерского монастыря. А как всё происходило поведал Ивашко Ржевский:

«Государю архимандриту Никите, государю старцу Матфею, государю келарю старцу Павлу, и государем старцом соборным Кирилова монастыря, ваш, государи, работничек Ивашко Ржевской. челом бьет. деревни Мысу крестьянин Левка Федоров сказывал мне: в нынешнем де во 171 [Имеется в виду 7171 год «от сотворения мира», отвечающий 1663 году современного летосчисления] году Августа в 15 день, в субботу, Белозерского уезду, Робозерския волости, разных поместий и вотчин, стояли де они у обедни у приходцкие церкви. многой народ; . и в то время от небеси учинился шум велик, и многие люди из церкви на паперть вышли, а он-де, Левка, стоял тут же на паперти и видел Божие посещение: с зимнюю сторону, от светла небеси, не из облаку, вышел огнь велик на Робозеро и шел на полдень, вдоль озера над водою, во все стороны сажен по двадцати и боле, а по сторону того пламени дым синь, а впереди его сажен за двадцать шли два луча огненные ж; . и того де великого пламени и двух малых не стало; и минув де мал час. то ж де огненное пламя в другой ряд появилось над озером, от того места где сперва скрылось, с полудни на запад с полверсты, тем же образом, да и померкло; . в третье тот же огнь явился страшние первого широтою, и поник, сшед на запад; а стоял-де тот огнь над Робозером над водою часа с полтора, а того де озера вдоль две версты, а поперег с версту; . ехали в лодке крестьяне, и от того де огня пламенем опаляло, близ не подпустило; а в озереде и до дна свет был в болшей глубине, среди озера сажени четыре дно, и рыба от пламени как в берег бежит все они видели; и которым-де местом огнь шел, и то место воду палило, аки ржавец [Ржавец (от ржавчина) железистый ручеек из болота, краевая окисвая пленка на болоте. ] поверху воды, и ветром по озеру рознесло, стала де вода по-прежнему».

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь

Монастырь основан на берегу Сиверского озера около 1397 года Кириллом Белозерским, монахом московского Симонова монастыря, учеником Сергия Радонежского.

  • Первое каменное сооружение монастыря – Успенский собор, возведенный в 1497 году. Сохранившийся иконостас собора (около 1497 г.) является уникальным памятником древнерусской иконописи и самым крупным комплексом одновременных икон, дошедших до нашего времени.

Неизменное благоволение со стороны московских государей, бояр и князей немало способствовало экономической стабильности монастыря. Уже хрестоматийными стали перечисления обильных вкладов царя Иоанна Грозного, щедрые пожертвования от князей и бояр Старицких, Шереметевых, Телятевских, Воротынских, Одоевских и других. Монастырское благосостояние приобретало зримые формы в сооружении храмов, келий, служебных построек и крепостных стен.

Особого размаха монастырское строительство достигло в XVI столетии, в течение которого было возведено семь храмов из одиннадцати, отстроенных за всю историю существования монастыря.

  • Если сооружение первых храмов – Успенского собора и церкви Введения с огромной Трапезной палатой – диктовалось внутренними монастырскими потребностями, то в последующее время строительство храмов монастыря нередко приурочивалось к свершившимся памятным событиям. В 1528 году таким событием стала поездка на богомолье в Кириллов монастырь великого князя Василия III с женой Еленой, во время которой великокняжеская чета молилась о даровании им наследника. После рождения сына, будущего царя Ивана Грозного, родители пожертвовали тысячу рублей на строительство двух храмов, которые возвели в 1531–1534 годах.

  • Одна из ярчайших страниц отечественной истории – шестилетняя осада и защита кирилловской крепости от польско-литовских интервентов в 1612-1618 годах.

    Стены и башни Нового города (XVII в.) – образец русской средневековой военной архитектуры. Длина стен новой крепости – 732 метра, высота – почти 11 метров, ширина – 7 метров. Стены Нового города образовали в плане три стороны огромного четырехугольника. По его углам располагаются четыре граненые башни: Вологодская, Московская, Белозерская и Кузнечная. Среди русских средневековых башен кирилловские были одними из самых мощных по устройству.

  • Библиотека Кирилло-Белозерского монастыря входила в число богатейших книгохранилищ Руси. В конце XV века здесь был составлен один из первых книжных каталогов, включавший 212 названий, среди которых знаменитые «Задонщина» и «Повесть об Александре Македонском». К середине XVII века количество книг в монастырской библиотеке уже приблизилось к двум тысячам.

  • Кирилло-Белозерский монастырь стал местом постижения заветов иноческого существования и пострижения многих основателей северных монастырей: Нила Сорского, Корнилия Комельского, Александра Ошевемского, Игнатия Ломского.

    С конца XV века монастырь становится и местом ссылки. Самый известный его узник — шестой русский патриарх Никон.

    В октябре 1924 года Кирилло-Белозерский монастырь был закрыт и на его территории создан музей.

    В 1958 году на территорию Кирилло-Белозерского монастыря были перевезены церковь Ризоположения из села Бородава (1485 г.) и ветряная мельница-столбовка XIX века из деревни Горка на реке Шексне: они оказались в зоне затопления при реконструкции Волго-Балтийского водного пути.

    Церковь Ризоположения – это один из древнейших сохранившихся и точно датированных образцов русского деревянного зодчества. Наиболее интересная часть иконостаса храма ‒ иконы XV‒XVI веков ‒ находятся в собрании Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

    В 1997 году часть территории обители, Малый Ивановский монастырь, передана епархии для возобновления монашеской жизни.

    Схема Кирилло-Белозерского монастыря

    I. Большой Успенский монастырь

    II. Малый Ивановский монастырь

    III. Новый город

    Храмы монастыря

    1. Успенский собор (1497 г.) с северной папертью (конец XVI в.) и западной пристройкой (1791 г.)

    2. Церковь Владимира (придел Успенского собора, 1554 г.)

    3. Церковь Епифания Кипрского (придел Успенского собора, 1645 г.)

    4. Церковь Кирилла Белозерского (придел Успенского собора, 1781-1784 гг.)

    5. Церковь Архангела Гавриила (1531-1534 гг.)

    6. Колокольня (1757-1761 гг.)

    7. Трапезная палата с церковью Введения (1519 г.)

    8. Церковь Преображения над Водяными воротами (1595 г.)

    9. Церковь Евфимия Великого с папертью (1646 г.)

    10. Церковь Иоанна Лествичника (1569-1572 гг.) над Святыми вратами (1523 г.)

    11. Церковь Иоанна Предтечи (1531-1534 гг.)

    12. Церковь Сергия Радонежского (1560-1594 гг.)

    13. Церковь Ризоположения из села Бородава (1485 г.)

    14. Часовня Казанской иконы Божией Матери (I пол. XIX в.)

    Другие постройки монастыря

    15. Деревянная часовня Кирилла с каменной сенью (XVIII в.)

    16. Каменная сень над крестом, стоящим над первоначальной кельей Кирилла (XVII-XVIII вв.)

    17. Усыпальница купцов Симоновых (кон. XIX в.)

    18. Стены Успенского монастыря (около 1591 г.)

    19. Стены Ивановского монастыря (около 1599-1600 гг.)

    20. Свиточная башня (около 1591 г.)

    21. Хлебенная башня (1621-1668 гг.)

    22. Поваренная башня (1621-1668 гг., 1761 г.)

    23. Мереженная (Черная) башня (около 1591 г.)

    24. Грановитая башня (около 1591 г.)

    25. Глухая (Котельная) башня (1599-1600 гг.)

    26. Рыболовецкая палатка (около 1591 г.)

    27. Стены Нового города (1653-1669, 1675-1680 гг.)

    28. Белозерская башня (1667-1669 гг.)

    29. Косая башня (1662 г.)

    30. Московская (Ферапонтовская) башня (1660 г.)

    31. Казанская башня (1658-1659 гг.)

    32. Вологодская башня (1656 г.)

    33. Кузнечная башня (1675-1680 гг.)

    34. Троицкие ворота (1663-1667 гг.)

    35. Архимандричьи кельи (XVII-XIX вв.)

    36. Казённая палата, Сушило (XVI-XVII вв.)

    37. Братские кельи (XVII-XIX вв.)

    38. Священнические кельи (XVII в.)

    39. Монастырский архив (XVII в.)

    40. Большие больничные палаты (1643-1644 гг.)

    41. Духовное училище (XVII в.)

    42. Домик Келаря (последняя четверть XVII в.)

    43. Поваренные (Уксусные) кельи (1680-1685 гг.)

    44. Поварня (XVI-XVII вв.)

    45. Малая больничная палата (1732 г.)

    46. Ветряная мельница из деревни Горка (XIX в.)

    47. Фундамент Солодеженной палаты (1570-е гг.)

    48. Караульные палаты при Казанской башне (около 1658-1659 гг.)

    49. Караульные палаты при Косой башне (1662 г.)

    50. Жилые кельи с чуланами (тюрьма, 1663-1667 гг.)

    51. Каменная ограда вдоль главной аллеи (I пол. XIX в.)

    52. Фрагмент Кузнечной палатки (около 1591 г.)

    53. Святые врата Ивановского монастыря (заложены) (1599-1600 гг.)

    Кирилло-Белозерский монастырь: как из пещеры одинокого монаха выросла великая северная обитель

    Холодная пещера на берегу Сиверского озера, что на Белозерье, стала добровольным приютом для бывшего настоятеля московской Симоновой обители священноинока Кирилла. Эту глухую северную пустынь, по преданию, указала ему сама Пресвятая Богородица в 1397 году. Со временем к нему пришли ученики и здесь вырос большой Успенский Белозерский монастырь, впоследствии названный Кирилло-Белозерским. Эта обитель не только сыграла заметную роль в истории русского монашества, но и оказалась в центре знаковых событий русской истории.

    Из Москвы — в пещеру

    Преподобный Кирилл Белозерский, сподвижник преподобного Сергия Радонежского, стал одним из его усердных последователей, взрастивших монашеские обители в самых разных уголках Русской земли. В Белозерье Кирилл отправился вместе с собратом из московского Симонова монастыря иноком Ферапонтом, который вскоре основал в пятнадцати верстах от Успенской пустыни еще одну — Богородице-Рождественскую. Так возникли два известных белозерских монастыря — Кириллов и Ферапонтов.

    Находясь в уединении посреди дикого леса, Кирилл со смирением переносил тяжкие испытания северного пустынножительства. А потом вокруг него стали собираться ученики. Вскоре неподалеку от его пещеры, на соседнем пригорке была возведена небольшая деревянная церквушка во имя Успения Пресвятой Богородицы.

    Сын Димитрия Донского удельный Белозерский князь Андрей Дмитриевич, прознав про местную общину подвижников, щедро жертвовал им образа, книги и другую церковную утварь.

    «Золотой век русской святости»

    По мере своего развития и возрастания обе белозерские обители стали отличаться от других монашеских общин строжайшим уставом. В монастырском обиходе Кирилл был требователен к своим ученикам так же, как к самому себе.

    В суровых условиях самоограничения все послушания свершались братией строго в молчании. Любые спиртные напитки в обители были вне закона, и это правило потом унаследовал устав Соловецкого монастыря. Впоследствии, после кончины Кирилла в 1427 году, дух строгого иночества и особые порядки белозерской братии позаимствовали через его учеников и другие обители Северной Руси.

    По выражению историка и публициста Георгия Федотова, XV столетие стало «золотым веком русской святости», когда устремился «духовный поток из Троицы-Сергия: на юг, в Москву, в ее городские и подмосковные монастыри, и на север, в лесные пустыни по Волге и в Заволжье». На Русском Севере в этом потоке ключевую роль тогда играла как раз Кирилло-Белозерская обитель. Среди учеников преподобного Кирилла были такие монахи-подвижники, как Нил Сорский, Корнилий Комельский, Игнатий Ламский, Александр Ошевенский. Каждый из них впоследствии основал свою обитель, где соблюдался устав Кирилла Белозерского.

    Вернуть князя на трон

    В 1447 году в монастырь приехал помолиться великий князь Василий Васильевич, законный наследник московского престола. Незадолго до этого его двоюродный брат Дмитрий Шемяка, самочинно захвативший власть, заключил его в неволю и силой выбил клятву об отказе от великокняжеского трона. Это обязательство теснило совесть Василия Васильевича, препятствуя ему исполнить народную волю и вернуть себе законный престол.

    Игумен Кирилловой обители Трифон своей духовной властью освободил великого князя от клятв, выбитых силой. Он благословил его возглавить ополчение и восстановить справедливость, что вскоре и было сделано.

    С тех пор великий князь с трепетом относился к братии Белозерской обители, щедро ей покровительствовал и даже пригласил сюда духовного писателя Пахомия Логофета, чтобы тот составил житие преподобного Кирилла. Здесь работал еще и другой ученый муж — старец Ефросин, который окончательно отредактировал «Задонщину» (памятник древнерусской литературы XV века, повествующий о победе князя Дмитрия Донского в Куликовской битве 1380 года).

    Расцвет монастыря

    После пожара в 1497 году в монастыре начали строить каменные здания, и первым был возведен Успенский собор. К этому времени в обители собралась богатейшая библиотека, которую удалось уберечь от огня, и монастырь стал крупнейшим книжным центром Заволочья (так на Руси называли в старину Север). К началу XVII века в монастырской библиотеке имелось уже 2029 рукописей!

    В XV веке в обители была возведена километровая неприступная каменная стена с восемью башнями и тремя воротами. В это время ни в одном монастыре Русского Севера не было столько каменных зданий! В XVI веке обитель расширилась еще более и разделилась на две части — большую Успенскую и малую Ивановскую на горе. К XVII веку под Кирилло-Белозерским монастырем образовалась обширная слобода из служилых и мастеровых людей, а по объему земельных вотчин он уступал только Свято-Троицкому Сергиеву монастырю.

    Обитель царей. Обитель опальных

    Изначально богатство и рост Белозерской обители обеспечивался за счет самых высокопоставленных покровителей. В 1528 году ее посетила великокняжеская чета — Василий III и Елена Глинская, которые горячо молились преподобному Кириллу о даровании наследника. Молитвы были услышаны, и у них вскоре родился сын Иоанн, будущий Грозный царь. В знак благодарности великий князь щедро облагодетельствовал белозерцев, и вскоре на его средства здесь выросли две каменные церкви — во имя Архангела Гавриила и в честь Иоанна Предтечи.

    Сам царь Иоанн Васильевич всю жизнь горячо любил Кириллову обитель, бывал здесь не раз и однажды пожертвовал ей невиданную по тем временам сумму — 24000 рублей. Здесь он намеревался даже постричься в иноки, но сделал это перед самой смертью на московском подворье от священника Белозерского монастыря.

    Тесные кельи Кирилловой обители стали местом ссылки опальной знати не только в эпоху опричнины. В разные времена здесь содержались в неволе, к примеру, гонимые бояре Владимир и Михаил Воротынские, Иван Хабаров, Василий Собакин, московский митрополит Иоасаф, патриарх-реформатор Никон, Иван Шуйский, касимовский князь Симеон Бекбулатович…

    Смута и после нее

    В Смутное время Белозерская обитель отправляла ратных людей из числа своих трудников на борьбу с захватчиками, а из ее казны выделялись немалые средства для народного ополчения. В то же время дальновидная братия тщательно готовилась к обороне от нашествий польских отрядов и их приспешников. Монахи закупали в Вологде и Архангельске порох, свинец, самопалы и пищали. В результате в 1612 году монахи успешно отразили три вражеские атаки, и Кириллов монастырь стал единственной обителью на Русском Севере, которую не удалось разорить интервентам. После Смуты она продолжала благополучно расти и развиваться.

    Фото: vk.com/kirillovmonastery

    В XVII-XVIII веках братия Кириллова монастыря помогала строить Иверскую обитель на Валдае и трудилась при восстановлении Валаамской. В 1722 году Белозерье посетил император Петр I его супруга императрица Екатерина I.

    Упадок

    Постепенный упадок монастыря начался с 1764 года после указа Екатерины II о секуляризации церковных и монастырских земель. Лишившись крестьян и вотчин, некогда богатейшая обитель разоряется и ветшает. В 1776 году монастырская слобода официально преобразована в город Кириллов.

    С приходом большевиков в 1918 году здесь были расстреляны последний настоятель монастыря архимандрит Анастасий и местный епископ Варсонофий. Новая власть упразднила обитель, а святые иконы, церковная утварь и уникальная библиотека поступили в распоряжение столичных музеев. Большинство старинных сооружений сохранились до наших дней благодаря открытию в 1924 году в разоренном монастыре Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

    Возрождение

    В 1997 году часть территории обители была передана Вологодской епархии. В том же году в храме над гробом преподобного Кирилла Белозерского впервые за много лет была отслужена Божественная литургия. В настоящее время возрожденная Кирилло-Белозерская мужская обитель продолжает восстанавливаться, но до былого величия еще далеко.

    nord_ursus

    Записки северного медведя

    Cogito ergo sum

    Осмотрев в прошлой части сам город Кириллов, который являет собой небольшой райцентр в Вологодской области, теперь отправимся в породивший его Кирилло-Белозерский мужской монастырь. Существует он с 1397 года, и был когда-то одним из наиболее крупных и зажиточных монастырей на севере России, а также и крепостью. Но времена величия давно остались в прошлом. Зато у маленького города Кириллова есть свой почти что кремль. В наше время на большей части территории монастыря находится музей-заповедник, но в постсоветские годы маленькая часть обители всё-таки была возвращена церкви.

    2. В первой части мы подходили вплотную к монастырю по городским улицам, с которых мощные монастырские башни во многих местах хорошо просматриваются. Главным входом служит Казанская башня с воротами. Перед ней небольшая площадь и сувенирные лавки. В последние годы Кириллов стал довольно популярным туристическим местом. Я это заметил особенно хорошо, поскольку побывал здесь летом в выходные дни.

    3. Стенды для туристов. Также есть в городе типовые туристические указатели коричневого цвета.

    4. Часовенка рядом:

    5. И Казанская башня. Внутри неё находится касса музея (на территорию вход, конечно, бесплатный, но в нескольких зданиях музейные экспозиции, на которые сразу можно купить билеты).

    6. Самый красивый вид на обитель — с берега Сиверского озера. Правда, храмы отсюда видно плохо, и монастырь скорее выглядит как крепость (что, в общем-то, тоже правда).

    Свою историю монастырь ведёт с 1397 года, когда здесь поселился преподобный Кирилл Белозерский — монах из Москвы, ушедший нести духовный подвиг на Север вместе с монахом Ферапонтом, который поблизости основал Ферапонтов монастырь. Обоих святых при канонизации назвали Белозерскими, потому что в те времена городу Белоозеру (Белозерску) подчинялась эта территория, хотя сами они к нему не имели отношения. Достаточно быстро Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из форпостов Русского государства на севере (всё-таки в те времена у монастырей было гораздо больше функций), в 1612-13 годах выдержав осаду польско-литовскими войсками. А при монастыре выросла слобода, которая и стала в конце XVIII века уездным городом (времена расцвета монастыря в ту эпоху уже закончились).

    7. Та часть монастырской-крепостной стены, которая у берега озера, построена была в конце XVI века.

    8. А при мне возле неё люди загорали и купались. К моменту моей поездки период жары уже закончился (поэтому хорошо, что я не поехал в июле, как сначала собирался), но было по-прежнему тепло — около 20 градусов.

    9. Теперь отправимся внутрь. В кадре видна Вологодская башня (1656 год). Эта часть стены была построена во второй половине XVII века, расширив территорию монастыря (так называемый Новый город).

    10. Какая-то туристическая штука. What is Monetodavilka? Kto-nibud’ znaet?

    11. А тут была граница обители до расширения. Перед нами Святые ворота и надвратная церковь Иоанна Лествичника (1572). Справа от них — Казённая палата, слева — келейный корпус. Построены также в XVI веке. Людей тут, как видим, много. Кроме туристов, тут, по-видимому, и местные любят гулять.

    12. На сводах ворот сохранились старинные фрески:

    13. Ну а это самое ядро монастыря. Справа налево: Трапезная палата, колокольня, Успенский собор, а левее его виднеется церковь Кирилла Белозерского. Перед храмами — почти что площадь. Здесь такой «город в городе».

    По количеству каменных построек 15-16 веков уже заметно, сколь зажиточным был монастырь в те времена. Он же был одним из крупнейших в стране церковных землевладельцев. И, видимо, многим из местных монахов это было не по душе, потому что именно здесь в 15 веке зародилось движение нестяжателей, которые противостояли иосифлянам.

    14. Успенский собор 1497 года — старейшее сохранившееся здание монастыря. Хотя здесь Русский Север, собор построен в раннемосковском стиле.

    15. На барабане купола — красивая и тонкая резьба по камню.

    16. Собор в наши дни является музеем. Внутри сохранились фрески (я, признаться, не купил отдельный билет на фотосъёмку, хотя, по-моему, это никто и не контролирует).

    17. Иконостас XVIII века:

    18. Сбоку к собору пристроено два более поздних придела — Князя Владимира и святого Епифания.

    19. С западной стороны — пристройка 18 века:

    20. А это дом архимандрита. Построен в 17 веке, затем перестраивался в начале 19-го.

    После революции монастырь был закрыт, а его настоятеля расстреляли. При этом, с точки зрения сохранения наследия, Кирилло-Белозерскому монастырю повезло — в нём не сделали военную часть, тюрьму или какие-нибудь склады, а создали уже в 1924 году музей-заповедник, который действует и сейчас.

    21. Церковь Евфимия Великого и Большая больничная палата (17 век). Несколько дальше находится действующая и ныне в качестве монастырской церковь Сергия Радонежского, до которой я так и не дошёл (впрочем, она всё равно в лесах была).

    22. Трапезная палата и колокольня. Тут прямо осязаемый дух старины — словно как и не изменилось ничего за четыре с половиной века.

    24. Нашёл интересную вывеску. Возникло подозрение, что это реквизит каких-то киносъёмок.

    25. «Соловецкий театр». Не иначе, как здесь снимают фильм, где Кирилло-Белозерский монастырь играет роль Соловецкого. Так и оказалось — уже после поездки я выяснил, что в августе тут снимали фильм «Обитель» по роману Захара Прилепина.

    26. Действие в нём происходит на Соловках в период нахождения там Соловецкого лагеря:

    27. Белозерская башня, одетая в леса. Уже не первый год в монастыре идёт кропотливая реставрация.

    28. А тут виден 270-летний дуб. Он рос тут тогда, когда города Кириллова ещё не существовало.

    29. Домик келаря (XVII век):

    30. А это Водяные врата с надвратной Спасо-Преображенской церковью (1595 год):

    31. Вода озера за проёмом в каменной стене смотрится очень интересно:

    32. А внутри этих врат есть советский артефакт:

    33. Колокольня (1757-61 годы). Теперь поднимемся на неё.

    34. По пути наверх — небольшая экспозиция с санями и колокольчиками:

    35. Колокола побольше — церковные.

    36. Колокольня не очень высокая, но виды с неё довольно интересные. Вот, теперь уже сверху, Святые ворота, а дальше — Ферапонтовская и Вологодская башни:

    37. Церковь Кирилла Белозерского (1780 год), пристроенная вплотную к Успенскому собору (кадра с земли почему-то не нашлось, хотя я и внутрь заходил). Эта церковь действует, и в ней хранятся мощи святого Кирилла.

    38. Белозерская башня:

    39. Преображенская церковь, а за ней — водная гладь Сиверского озера:

    40. Здесь чувствуется простор. С колокольни слышен шум моторных лодок.

    41. А за озером — леса:

    43. А вон вдалеке гора Маура, стоя на которой, согласно житию, Кирилл Белозерский и увидел место, где решил основать монастырь. Я был близко к ней, но на саму гору не поднимался.

    Вообще здесь довольно холмистая местность — поблизости проходит водораздел каспийского и беломорского бассейнов (а неподалёку и балтийского). Немного странно, находясь тут, представлять, что Сиверское озеро относится к бассейну Волги. В районе Кириллова проходит Северо-Двинская водная система (один из её каналов я видел из автобуса по пути в Вологду), построенная в XIX веке, а до неё здесь был волок, а значит мимо монастыря проходил и торговый путь.

    44. На этом я рассказ о монастыре подведу к концу. Напоследок — ещё два вечерних снимка. Я ночевал в Кириллове и, заселившись в гостиницу, после заката пошёл прогуляться и посидеть на камне у воды.

    А дальше отправимся в окрестности Кириллова, где тоже есть монастыри. Первым делом — в Горицы, где я побывал ещё в первый день, и дошёл туда из Кириллова пешком.

    Читать еще:  Троица в 2020 году: на какое число она выпадает?
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector