1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Хронологическая таблица развития античной философии. Античная философия, ее особенности, периодизация

Содержание

Сравнительная таблица школ античной философии

Направление,школа

Философ, годы жизни

Основные труды

Основные проблемы,понятия и принципы

Сущность главных идей

Фалес, (625 – 547 гг. до н.э.)

“О началах”, “О солнцестоянии”, “О равноденствиии”, “Морская астрология” или “Астрономия”.

Онтология, вопрос о субстанции, первоначале всего.

По Фалесу, природа, как живая так и не живая, обладают движущим началом, которое называется такими именами как душа и Бог. Фалес считал, что всё возникает из воды, и разрушаясь, в нее же возвращается. «Вода – нечто умосозерцаемое» Она соотносится с божественным началом. Бог – есть нечто самое древнее, ибо ни кем не рожден. Поскольку жизнь первична, то всё имеет свою душу.

Анаксимандр, (610 – 546 гг. до н.э.)

В центре внимания природа, а не человек. Вопрос о первоначале всего сущего.

Ученик Фалеса – Анаксимандр. Первоначалом называл – апейрон (В переводе с греческого apeiros — “беспредельный”). Это нечто, не относящееся ни к одной из стихий. Во-первых, начало не может быть какой-то одной стихией, ибо в этом случае все остальные стихии, в конце концов, будут этой стихией поглощены. Поэтому не будет и многообразия вещей. Во-вторых, поскольку многообразие всех вещей и явлений бесчисленное, то и начало, лежащее в основе всех вещей и явлений, также должно быть бесконечно. В-третьих, всякая вещь есть или начало, или происходит из начала, но у бесконечного нет начала, как нет и конца. Поэтому-то оно и есть божество. Весь мир находится в непрестанном движении, значит это начало должно быть вечно и никогда не иссякать.

Анаксимен,(585 – 528 г. до н.э.)

Вопрос о первоначале. Особое внимание уделял изучению природы.

В качестве первоначала Анаксимен назвал воздух. Воздух, действительно, — это стихия, во-первых — невидимая, во-вторых — бесформенная, а в-третьих — безграничная, т.е. отвечает всем критериям беспредельного. Он, так же как и Фалес, считал, что все полно богов, и что бог есть душа мира. Воздух лежит в основе всего, в том числе и богов. Из воздуха посредством разряжения и сгущения образуются все остальные стихии и элементы. Разряжаясь, воздух становится огнем, а сгущаясь, он становится сначала ветром, потом облаками, потом водой, землей, камнями и всеми теми вещами, которые существуют на земле.

Гераклит, (520 – 460 гг. до н.э.)

“О природе”. Эта работа состоит из трех частей, в которых говорится, соответственно, о вселенной, государстве и богословии.

Учение о всеобщем изменении, о противоположностях, о логосе, о природе и о человеке.

Вопрос о первоначале.

1) Всё существующее постоянно переходит из одного состояние в другое. Всё течет, всё изменяется. Переход из одного явления в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называет «Логосом», т.е. единым, общим для всего существующего законом. 2) Первоначалом мира является огонь. Мир не вечен и через каждые 10 800 лет сгорает. Из огня возникает следующий мир на основании обычных превращений: огонь превращается в воздух, воздух — воду, вода — в землю. Таким образом, космос в целом вечен, его не создал никто из богов и никто из людей. 3) Душа есть с одной стороны воздух, а с другой — имеет в себе огневидное начало, то мудрая душа — сухая. И наоборот, глупая, плохая душа — душа влажная. Жить нужно согласно разуму, согласно логосу, который правит миром и который содержится в нашей душе.

Пифагор, (ок. 570 – ок. 500 гг. до н.э.)

Ему приписывают авторство следующих книг: «О воспитании», «О государстве», «О душе», «О мире», «О природе» и др.

1) Учение о числе как о начале мира. 2) Учение о душе.

3) учение об образе жизни.

Дуалистическая концепция души и материи.

1) Число – начало всего сущего. Материя как изменяющаяся и неистинная, не может привести нас к познанию истины. Поэтому нужен некий посредник между материей и богом. И таким посредником является число, ибо оно есть то, что, с одной стороны, можно четко представить, что можно сосчитать, а с другой стороны, оно непреходяще, в отличие от чувственного мира. 2) Метемпсихоз – переселение душ. Люди об этом не знают, ибо не помнят свои предыдущие воплощения. Душа, следовательно, считалась бессмертной, и задачей человека было уподобить себя богу. Чтобы уподобить себя Богу, нужно вести соответствующий образ жизни. 3) Жизнь человека должна быть упорядоченной, спланированной. День должен быть заполнен полезными делами. Прежде, чем лечь спать, нужно себя спросить: «Что я сделал за сегодняшний день, что я не сделал и что мне предстоит сделать завтра». Главное же для пифагорейцев — это стремиться к истине, ибо только это, указывал Пифагор, приближает людей к богу.

Парменид, (2-я пол. 6-го – нач. 5 вв. до н.э.)

“О природе” (состоит из двух частей: “Путь истины” и “Путь мнения”)

Вопросы бытия, мышления.

Рационалистический, логический методы в философии.

Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение. Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие тождественное мысли. Основные его тезисы таковы: 1) Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём. 2) Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет. 3) Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует. 4) У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее.

Зенон, (ок. 490 – ок. 430 гг. до н.э.)

«апории» (логические парадоксы), дошедшие не в оригинале. Их две группы. Первая группа — апории против множественности, и вторая — против движения.

«Споры», «Толкование Эмпедокла», «Против философов», «О природе».

Способ доказательства от противного.

Истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных мнений.

В любом случае частей у сущего нет, т.е. нет множественности вещей, поскольку получается, что всякая величина или бесконечно велика, или бесконечно мала. Конечной вещи быть не может. Апория относительно пространства: если вещь существует, то она существует в пространстве. Это пространство существует, соответственно, в другом пространстве. Это пространство, в свою очередь, существует и в третьем пространстве и т.д. до бесконечности. Но принимать бесконечное количество пространств невозможно. Поэтому нельзя сказать, что вещь существует в пространстве. Апории против движения говорят следующее: движение никогда не сможет начаться. Допустим, телу нужно пройти какой-то путь. Для того, чтобы ему дойти до конца, ему нужно сначала дойти до половины, а для этого нужно дойти до четверти. Чтобы дойти до четверти, нужно дойти до восьмой части пути и т.д. Деля все время до бесконечности, мы получаем, что тело не сможет дойти ни до конца, ни даже начаться. Ведь за конечное время невозможно пройти бесконечный участок пути, т.е. участок, состоящий из бесконечного числа точек. Напрашивается вывод: не во всем следует доверять своим чувствам.

Сократ, (470 – 399 гг. до н.э.)

“Диалоги” Платона, “Апология Сократа” Платона.

Принцип: «Познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю». Этические и гносеологические проблемы. Значение понятий, важность их определения, роль индукции в их формировании.

Отрицание познания космоса, возможно лишь познать свою душу. Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело природно и состоит из природных частиц, то душа своим содержанием имеет понятия. Высшие понятия — Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познает вещи, их место в мире, а главное — отношение человека к человеку, к самому себе. Истина нужна, чтобы действовать, а действия должны быть добродетельны и справедливы. Озвучил три добродетели: 1) сдержанность, как укрощать страсть. 2) мужество – как преодолеть опасность. 3) справедливость – как соблюдать человеческие законы. Всё это человек приобретает путем познания и самопознания.

Майевтика — это диалогический способ рождения нового знания (Сократ сравнивал свой метод с повивальным искусством, которое по гречески называлось «маевтика»). Это был поиск истины через противоречия; противоречия и их преодоление в познании становились источником развития знания.

Платон, (427 – 347 гг. до н.э.)

«Апология Сократа», 25 достоверно идентифицированных диалогов, недиалогические «Законы», и 13 авторских писем.

Онтология, теория познания, этика, эстетика и социально-политическая проблематика. Идеал государства.

Бытие разграничивается на несколько сфер, родов бытия, между которыми имеются довольно сложные отношения; это — мир идей, вечный и подлинный; мир материи, столь же вечный и самостоятельный, как и первый мир; мир вещественных, чувственно воспринимаемых предметов — это мир возникающих и смертных погибающих вещей, мир временных явлений (а потому он и «ненастоящий» в сравнении с идеями); наконец, существует Бог, космический Разум. Государство по Платону, как и душа, имеет трехчастную структуру. Население делится на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители. Государством должны править только аристократы либо философы.

Аристотель, (384 – 322 гг. до н.э.)

«История животных», «Описание государственных устройств», «Политика», «Органон»,

«Метафизика», «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «О душе», «Поэтика» и «Риторика» и др.

Внерелигиозные знания, научное знание в целом, а также: искусство, политика

Основные принципы онтологии, гносеологии. Метафизика в противоположность диалектике. Критика концепции идей Платона. Преимущество частной собственности в концеции государства.

Общей целью наук, в том числе философии, является установление истин, объективного знания о сущем и вещах природы. Материя вечна, как и форма, между ними нет отношения «первичное — вторичное»;обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей есть движение. Бог – это «причина причин», «форма форм».Он не материален, это духовный Абсолют. Это чистая энергия, чистая деятельность. Человек есть политическое животное. Условиями счастья каждого являются справедливость, благоразумие, мужество и рассудительность. Справедливым должно быть и государство. Монархия, аристократия и полития (республика) — это «правильные» формы правления — и тирания, олигархия и демократия — «неправильные».

Эпикур, (341 – 271 гг. до н.э.)

«О природе», «Об атомах и пустоте», «Об образе жизни».

Интерес к человеку. Этические проблемы.

Мир полностью материален, нет ничего сверхъестественного.

Целью философии Эпикур считал указать путь человеку к счастью. Чтобы узнать, что такое счастье, нужны физика и логика. Логику Эпикур называл каноникой, т.е. теорией познания. В теории познания Эпикур был сенсуалистом, считая, что критерием истины является ощущение, а разум полностью зависит от ощущения. Ощущения дают нам истинную картину мира, они ошибаться не могут. Ошибается судящий о них разум. Из повторяющихся ощущений возникают понятия. Эти понятия тоже истинны. Мысли о понятиях могут быть ошибочными.

Душа смертна и загробной жизни не существует. Смысл жизни – избегать страданий, получать наслаждение.

Сенека, (ок.4 в до н.э. – 65 г. н.э.)

«Нравственные письма к Луцилию», «О милосердии», «О благодеяниях», «О блаженной жизни», «О скоротечности жизни».

Этика. Материалистическая ориентация. Гносеология, риторика, силлогистика, симеотика. Сенсуализм.

Теория вселенского государства и гражданина мира.

Философия состоит из логики, физики и этики, все наши познания происходят посредством органов чувств. Человек, будучи ребенком, имеет душу, подобную чистому папирусу, на котором впоследствии посредством ощущений записывается знание. На основе ощущений формируются представления, среди них выделяются те, которые повторяются, таким образом образуются понятия. Мир познаваем, и возможно истинное познание.

Поиск наилучшей жизни.

Согласно Кинизму – наилучшая жизнь это естественная жизнь, свобода от обладания чем-либо, избавление от условностей и прочих искушений. Вдохновлялись примером простоты и скромности Сократа. Утверждали, что добродетельно подчиненная уму умеренная жизнь свободна от пристрастий и антипатий.

Периоды развития античной философии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Античная философия охватывает период от IV в. до н. э. до V в. н. э. К философам античного периода относятся многие великие мыслители, среди них Гераклит, Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и другие. История античной философии включает в себя несколько основных периодов. Ниже приведены периоды античной философии в правильном порядке, а также характеристика периодов античной философии.

Рисунок 1. Периоды развития античной философии, таблица

Основные периоды развития античной философии

  1. Ранний (VII – V до н.э.). Для этого периода характерен поиск первоначала всего сущего. К нему относятся Милетская, Пифагорейская, и Элейская школы, а также Гераклит Эфесский и атомисты Демокрит и Левкип. Именно из этого периода пришёл термин “натурфилософия”.
  2. Средний период (VI – V в. до н.э.). К этому периоду относятся софисты и Сократ, а также школы стоиков и киников. Большое внимание уделяется проблемам человека и человеческого места в мире. Софисты были первыми из философов, получившими материальное вознаграждение за обучение красноречию. Софисты ставили чувственное над материальным, в то же время они отрицали возможности достигнуть объективного знания. Сократ возник из школы софистов и в последствие стал критиковать их идеи.
  3. Классический (V-IV до н.э.). К третьему периоду античной философии относят учения Платона и затем Аристотеля. Платон развивал и критиковал некоторые идеи Сократа По данной теме мы уже выполнили реферат Аксиология Сократа подробнее , также для него характерны размышления о чувственном мире и мире идей. Его учеником был Аристотель, который также отчасти подверг критике своего учителя, и известен тем, что ввёл силлогистику.
  4. Эллинистический период (IV – I вв. до н.э.) В этот период происходило развитие некоторых уже существующих философских школ, но в целом он знаменуется упадком античной философии древнегреческой культуры в связи с победой Македонии над Древней Грецией. Иногда этот период называют эллинизмом.
  5. Римский период развития античной философии (I в. до н.э. — V н. э.). Чертой этого периода является неоплатонизм. В это время продолжают развиваться некоторые направления классического периода. Ближе к концу периода начинают появляться идеи зарождающегося христианства.

Характеристика раннего периода античной философии (VII – V до н.э.)

Ранний или 1 период развития античной философии характеризуется большим влиянием разнообразных религиозных культов, воспевающих природу и поклонение ей через античных богов. Благодаря обилию этих культов возникает так называемая натурфилософия – философия природы как целостной системы. К этому периоду принадлежат Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – философы Милетской школы, а также Парменид, Демокрит, Гераклит и Зенон. Для ранних натурфилософов характерен поиск первопричины бытия, их не интересует вопрос, кто создал мироздание, их интересует, из чего всё было создано.

Разные мудрецы того времени отвечают на этот вопрос по-разному, например, Гераклит в качестве первоначала назвал огонь, а всё сущее есть не что иное, как борьба единства и противоположностей, а пифагорейцы назвали началом всего число. Именно в это время возникло понятие “онтология” — учение о бытие как таковом. Для начала периода характерна образно-метафорическая форма, то есть описание предметов и явлений путём сравнения, без какой-либо абстракции, тогда как во второй половине этого периода происходит переход от метафор к понятиям.

Читать еще:  Пост у мусульман когда нельзя есть. "Ну зачем, ради чего мусульмане держат такой трудный пост?!"

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика второго периода античной философии

Так называемый сократический этап развития античной философии охватывает период от VI до V в. до н.э. Начали этот период софисты, обучавшие в то время людей за деньги мастерству красноречия. Софисты чувственную сферу ставили над мысленным опытом, при этом они считали, что нет какой-то объективности, так как с точки зрения чувственного мира всё индивидуально. Характерное изречение для мудрецов этой школы — “Только мир мнения и существует”. Из их идей возникло течение субъективного идеализма.

Сократ сначала принадлежал школе софистов, но затем стал их критиком. Он, в противовес софистам, считал, что объективное существует, и именно оно должно быть мерой всего. Знание объективного рождается только при совершении определённых усилий и в достоверности объективного каждый может убедиться сам. Сократ воспринимал философию как инструмент для познания истины, а знание – как источник нравственного совершенства, считая, что всё зло от незнания.

Рисунок 2. Сократ

Характеристика античной философии 3-ьего периода

Наиболее известными мыслителями этого времени являются Платон и Аристотель. Платон отвергал идеи материализма Демокрита, относясь к бытию как к набору бестелесных идей, а чувственные вещи относя к миру “становления” — миру, в котором постоянно всё меняется. При этом бытие он не считал чем-то единым, а считал его состоящим из целого множества идей, которое объединяет трансцедентное единое. Платон ввёл понятие “материя”, назвав материю началом всего изменчивого. Также Платон уделял много внимания понятию государства и месту, которое занимает в нём человек.

Аристотель отчасти продолжил идеи Платона, а отчасти подверг их критике. В отличие от Платона, материи у Аристотеля можно придать форму, при этом материя является делимой. Именно Аристотель ввёл понятие о формальной логике и он же сформировал критерии, по которым материальное можно изучать.

Рисунок 3. Аристотель

Характеристика эллинистического периода

В это время приобретают популярность идеи, в которых человек представляет собой не часть общества, а индивидуальность. Именно теперь возникает стоицизм, который целью человеческого существования считает покой и бесстрастие к окружающему миру. Частично идеи стоицизма продолжает Эпикур По данной теме мы уже выполнили реферат Эпикур подробнее , его философские мысли затем стали популярны в Римской Империи, но он целью человеческой жизни считает счастье. Иногда этот период объединяют с римским периодом.

Римский период развития античной философии

В это время становятся популярны идеи неоплатонизма, одним из популяризаторов которого является Плотин. Плотин продолжает развивать некоторые идеи Платона, но, в отличие от него, он объединяет мифологию и философию, наделяя первоначало потусторонностью и сверхразумностью. Другие представители этого периода – Порфирий Тирский и Ямвлих.

Периоды античной философии, их особенности, школы и представители

Античная философия представляет собой более чем тысячелетний период развития древнегреческих, а затем и древнеримских философских учений в период с конца VII -начала VI веков до н.э. по VI век н.э.

Большинство исследователей выделяют в античной философии четыре этапа:

  1. Доклассический (натурфилософский, досократовский) этап: VII – 1-я пол. V вв. до н.э.
  2. Классический этап: середина V – конец IV вв. до н.э.
  3. Эллинистический этап: конец IV – конец I вв. до н.э.
  4. Римский этап (философия эпохи Империи): конец I века до н.э. – VI век н.э.

Доклассический этап античной философии

  1. Философия, зародившаяся из мифологического знания, исследует мир в ходе критического преодоления мифа и полемики с ним.
  2. В центре внимания всех философов находится Космос (миропорядок) и «фюсис» – природа (внутренняя суть всех вещей).
  3. Поиск ответа на вопрос о происхождении мира. Главное направление философской мысли: поиск первоначала – единой основы всего мира; и дискуссии о том, что считать первоначалом.
  4. Отсутствие четкого различия между материальным и идеальным. Человек и общество не выделяются в качестве самостоятельных тем для размышления, а рассматриваются в рамках всеобщих законов Космоса.
  5. Активное участие большинства философов-«досократиков» в общественной и политической жизни родного полиса.
  6. Единство философского и научного знания: в рамках философии зарождаются: математика (геометрия), физика, география, астрономия, биология и метеорология.

Философы доклассического этапа: Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор (Самосский), Ксенофан (Колофонский), Парменид, Зенон Элейский, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит.

Основные философские направления (школы): милетская школа(физики), элейская школа (элеаты), пифагорейцы, атомисты.

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Классический этап античной философии

  1. Более глубокий подход к вопросу о сущности природы и Космоса. Допускается участие богов в сотворении мира.
  2. Философская мысль переходит от объективного объяснения природы к субъективной стороне познавательного процесса – человеку и его сознанию.
  3. Противопоставление относительного («человек есть мера всех вещей») и абсолютного знания.
  4. Появляется идеалистическая версия происхождения сущего (учение Платона о «чистых идеях»). Начало спора между материализмом и идеализмом.
  5. Философия совмещает два аспекта: научный (образование философских понятий – «первооснов бытия») и воспитательный – образование человека. Создаются первые философские системы и учебные заведения (платоновская Академия, Ликей Аристотеля).
  6. Некоторые мыслители ведут философско-просветительскую деятельность (софисты, Сократ).

Философы классического этапа: софисты (Протагор, Горгий, Гипий, Продик, Критий и др.), Сократ, Платон, Аристотель.

Эллинистический этап античной философии

  1. Из теоретической и логической философия превращается в практическую и этическую. По своим теоретическим достижениям философы-эллинисты значительно уступают «классикам», поэтому активно заимствует идеи предыдущих мыслителей и школ.
  2. Философия перестает быть «основой всех наук» и отделяется от них. Частные науки: такие, как математика, астрономия, оптика и пр. – начинают разрабатываться самостоятельно.
  3. Поиски нового мировоззрения приводят к возникновению многочисленных философских школ и острому соперничеству между ними. Для большинства школ характерен догматизм и непререкаемый авторитет учителя.
  4. Вопросы объективного миропорядка отходят на второй план, философы и философские школы обращаются прежде всего к проблемам частной жизни человека. Философские проблемы познания и бытия рассматриваются с целью определить нормы и стандарты «правильной жизни».
  5. Сильное влияние восточной культуры и философии (с менее высокими требованиями к рациональному обоснованию мировоззрения, но более искушенной в мудрости жизни).
  6. Философия теряет дух элитарности, становится популярной у разных слоев населения (а не только в узком кругу знатоков). Среди философов появляются люди простого происхождения и варвары.

Философы эллинистического этапа: Антисфен, Диоген Синопский, Эпикур, Зенон, Пиррон, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий, Секст Эмпирик.

Основные философские направления (школы): эпикурейцы, киники, стоики, скептики, эмпирики.

Римский этап античной философии*

  1. Философы не создают принципиально новых концепций: они либо развивают идеи отдельных греческих мыслителей классического этапа, либо стремятся синтезировать и обобщить главные мысли предыдущих философских школ и направлений.
  2. Преобладание идеализма над материализмом.
  3. Возрастает недоверие к рациональному мышлению, явления окружающего мира все чаще объясняются волей богов (Бога).
  4. Продолжают развиваться представления о Космосе как о субъекте. Это своеобразное возвращение к мифу, но уже обогащенное предшествующими философскими идеями.
  5. Рост интереса к мистике, восточным религиозным культам и божествам; сильное влияние на философию идей христианства.
  6. Повышенный интерес к проблемам добра и зла, смерти и загробной жизни.

Философы римского этапа: Плутарх, Аттик, Плотин.

Основные философские направления (школы): неопифагореизм, средний платонизм, неоплатонизм, эклектизм.

*Некоторые авторы не выделяют римский период античной философии в отдельный этап, а относят его к периоду позднего эллинизма.

Античная философия — общая характеристика, периодизация и представители

Общие сведения

Философия дословно означает «любовь к мудрости». Это форма познания мира, которая выработала систему общих характеристик, знаний и познаний бытия человека, отношения человека и мира. Наука занимается изучение общих законов развития общества и мира, изучение нравственных категорий и ценностей, процесса познания и мышления.

Самое раннее употребление слова «философия» встречается в работах Геродота и Фукидида, в современном значении термин употреблял Сократ.

Античная философия формировалась на основе мистерий (греческое учение VI века до н. э., связанное с именем певца Орфея) и традиций мудрствования мыслителей, политиков и общественных деятелей. Немалое влияние на учение оказали мудрецы и жрецы Месопотамии, Египта, древневосточные страны.

В первые века философия в основном изучалась и записывалась на греческом языке. Начиная со II—I вв. еков до н. э. литература также создавалась на латыни. Многие тексты также переводились на сирийский и арабский языки, что позволило сохранить труды в переводах, в то время как греческие оригиналы оказались утрачены.

Специфика и особенности античной философии следующие:

  1. Она синкретична: проблемы не разделены на отдельные, как в более позднее время, а «слиты» в единое. При этом проблемы исследовались различные: этические, эстетические, правовые, политические и т. д.
  2. Она космоцентрична и пантеистична: охватывает Космос целиком вместе с человеком и исходит из Космоса. При этом признавалось существование богов, близких человеку, как части природы. Сам человек также был частью природы, не выделялся.
  3. Наука функциональна: философы стремились ответить на кардинальные вопросы, помочь людям.
  4. Философия в Античности многого достигла на понятийном уровне: логика этого времени — это логика общих понятий.
  5. Древняя философия имела собственную этику — этику добродетели (в отличие от более поздней этики долга и ценностей). Философское мировоззрение основывалось на мысли, что человек одарен как добродетелями, так и пороками.

Примечательно, что греческие и римские философы в древности оказались оторваны от физического труда. Со временем произошло возникновение отдельной самостоятельной прослойки общества, культурной и с хорошим образованием.

Деление учений

Античная философия представляет собой совокупность учений, зарождение которых произошло на территории древних Греции и Рима в период с VI века до н. э. по VI век н. э. Более точными сроками традиционно называют 585 год до н. э. — 529 год н. э., когда император Юстиниан закрыл в Афинах неоплатоническую школу.

Интересный факт: первым философом считается греческий философ и математик Фалес, который предсказал затмение Солнца, последним — христианский теолог Боэций.

Периодизация античной философии приведена в таблице.

Название этапаВремяПредставителиОписание кратко
Натурфилософский (доклассический)VII—V веков до н. э.Фалес, Пифагор, Диоген АполлонийскийИзучение устройства мира и проблемы первоначал
КлассическийV—IV века до н. э.Сократ, Платон, АристотельПереход к решению проблем человека и общества. Создание первых философских систем.
ЭллинистическийIV—I века до н. э.Пиррон, Эпикур, Диоген Синопский, ГорацийСоперничество разных школ. Изучение проблемы счастья.
Римская и позднеантичная философия (религиозная), неоплатонизмI—V века н. э.Цицерон, Лукреций, Сенека, Плутарх, Марк АврелийЦентр наук переходит в Рим, изучение проблемы религии.

С V века в философии зарождается христианская мысль и монотеистическая религия. К христианским мыслителям относятся Августин Блаженный и Боэций.

Подробнее об этапах

Указанные выше хронологические рамки могут быть изменены: уменьшены до вида «Ранняя классика, средняя и поздняя» или увеличены. Например, выделяют предфилософский этап (VIII—VII века до н. э.), при котором произошло заложение философского учения. Некоторые исследователи увеличивают эллинистический период до 6 столетий (с III века до н. э. по III век н. э.) и называют его римско-эллинистическим, а период III—VI вв. еков считают завершающим этапом.

Но в основном действуют указанные этапы под разными названиями. Ниже дано краткое описание каждого периода и значимые философы античности (список философов более подробно можно посмотреть самостоятельно).

Греческий натурфилософский

Также его называют досократическим, космологическим. Само название «натурфилософы» переводит как «философы природы».

Общей характеристикой античной философии этого периода является переход от космогонии к немифологическим, рационализированным учениям, поиском первоначала и изучением устройства мира, его происхождения в единой системе «природа-человек-боги», причем природа космоса определяла природу человека. Проблемы этики и эстетики не поднимались.

К натурфилософским школам относятся:

  1. Милетская: ее основателем был Фалес. Представители считали, что у всего (богов, природы, человека) есть некоторое общее начало (вода, воздух, иная материя).
  2. Элеаты: сущее непрерывно, вечно, едино и неразрушимо. Изучать можно только бытие, причем изучение возможно только разумом, который познает истину, чувства же формируют мнение, которое может не отражать настоящего положения дел.
  3. Пифагорейцы: сам Пифагор считал мир стойким целым, которое подчиняется законам числа и гармонии.

Школы образовывались в Малой Азии, затем в Италии, в городах-полисах. Названия школы получали по городам, в которых образовывались, или по именам основателей.

Классический, или афинский

Считается расцветом античной философии с центром в Афинах. В это время ученые перешли с вопросов о природе вещей на проблемы этики и морали, вопросы человеческой мысли и проблемы общества. Также происходит систематизация учений и систем.

Главными древнегреческими мыслителями и школами являются:

  1. Софисты: в переводе «мудрецы». Их называют «философами-профессионалами», поскольку они обучали людей логике, ораторству и другим наукам за плату, причем считали особенно важным умение убеждать слушателей даже если высказываемая мысль ложная. К главным особенностям школы также относятся отрицание старых норм и критика религии, признание человека мерилом всего, свободным и независимым, ориентированность на проблемы общества, человека и повседневности. Софисты не оставили единого учения, но побудили интерес к человеку и критическому мышлению.
  2. Сократ: считается основателем классической философии. Изучал внутренний мир человека, считал, что главное — это знания и разум, однако учение софистов находил слишком поверхностным. К принципам Сократа относятся познание самого себя и признание невежества, как стимула учиться, существование высшего, Вселенского, Разума, малая часть которого — человеческий. Сократ передавал знания и получал новые в процессе устной беседы с учениками и оппонентами.
  3. Платон: ученик Сократа, проповедовал его идеи и основал в афинском пригороде школу — Академию. Основу его учения составляли понятия «единое» (основа действительности и бытия), ум и душа, а также поиск соотношения материального и идеального, бытия и мышления. Платон считал, что мир делится на реальный (материальный, изменчивый и несовершенный) и мир идей (первичных образов, которые постигаются разумом). Каждый предмет несет собственную идею, материальные предметы могли возникнуть лишь как подобия идеальных и обладают их чертами.
  4. Аристотель: ученик Платона, ставший впоследствии воспитателем Александра Македонского и основавший собственную школу. Развил идеи учителя, хоть и критиковал многие его мысли: например, считал, что созерцать нужно не абстрактные образы, а реальные, наблюдать за миром.

Важно отметить, что в этот период произошло формирование двух противоположных взглядов — идеализма Платона и материализма Демокрита.

Эллинистический римский

Речь идет о периоде с III века до н. э. до III века н. э. Название произошло от названий греческого государства Эллады и Рима. В этот период развиваются как греческие, так и римские школы, на учения оказывают влияние традиции и идеи покоренных народов Востока и Северной Африки.

Философия понимается в первую очередь как учение, отвечающее за разработку норм и правил жизни, позднее объектом изучения становится познание божественного.

В это время развиваются старые школы и появляются новые. Основными направлениями являются:

  1. Кинизм. Известные киники — Антисфен (ученик Сократа) и его ученик Диоген. Первый считал, что философия должна стать ближе к природе, а жизнь необходимо упростить, убрать богатство и роскошь. Также не признавал философ правительства и государства, а разум считал единственной ценностью. Диоген прославил направление философской мысли и самого учителя.
  2. Скептицизм. Основатель — Пиррон из Элиды, на которого оказали влияние Демокрит, аскеты и сектанты, которых мудрец встретил во время похода Александра Македонского в Азию. Главная идея течения — в текучести всего сущего: все меняется, ничего не стоит на месте. Будучи несовершенным, человек не может постичь истину, а потому ему стоит просто жить, стараясь сохранять внутреннее спокойствие.
  3. Эпикуреизм. Известные представители — Эпикур и Лукреций Кар (автор «О природе вещей»). Первый считал, что смерть не страшна (когда есть жизнь, смерти нет, когда есть смерть — нет человека), а знания представляют собой результат осмысления чувственного опыта. Таким образом, центральной мыслью является гедонизм — стремление к наслаждению. Высшим благом же является избавление от страданий и постоянное ощущение наслаждения, достичь этого можно, живя разумно и нравственно, уважая богов.
  4. Стоицизм. Представители — Цицерон, Плутарх, Сенека, Марк Аврелий. Для стоика идеальный ученый — бесстрастный, свободный от страстей ученый, с сильной волей. Главной целью человека признавалось счастье, благом — все, что направлено на сохранение человека. Философы призывали жить в согласии с совестью и природой, не причинять вреда другим и стараться улучшить их положение. Например, Марк Аврелий считал, что все люди от рождения равны и должны принимать участие в управлении страной, при нем положение женщин и рабов было улучшено.
  5. Неоплатонизм. Появился в III столетии, наиболее влиятельным философом является основатель Плотин, само направление основывается на идеях Платона. Главной идеей учения является наличие некоего запредельного первоначала (Единого), «падение» нашего мира (космоса) из Единого, недоверие к материальным формам, которые являются «тюрьмой для души». Цель направления — конечное слияние с Единой божественной сущностью, возвращение к истоку. К течению принадлежал последний античный философ Боэций.
Читать еще:  Майя Кучерская: Писатель должен оставаться свободен

После неоплатонизма появилась христианская философия. Ее главной задачей стала полемика с развитыми в то время философскими направлениями для утверждения своего господства.

Античная философия оказала огромное влияние на жизнь и развитие науки не только своего времени, но и последующих столетий. Она прошла значительный путь от первых попыток поставить природу, человека и общество во главу интересов до мыслей о необходимости слиться с высшим Единым божеством, отказаться от телесной оболочки.

Древнегреческая философия. периодизация и черты

Античная (от. лат. антиквитас — древность, старина) философия древних греков и римлян зародилась в конце VII в. до н.э. и просуществовала до начала VI в. н.э., когда император Юстиан в 529 г. закрыл последнюю греческую философскую школу — Платоновскую Академию. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран. Древнегреческая философия (учения, школы), создавалась греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Античная философия возникла в первой половине VI до н. э. в малоазиатской части тогдашней Эллады — в Ионии, в г. Милете. Античная философия – единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Она складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и др. знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке.(Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием «античная философия»).

Античная философия жила около 1200 лет и в своем развитии насчитывает четыре основных этапа или периода:

I. VII-V вв. до н.э. — досократовский период (Гераклит, Демокрит и др.),

II. 2-я пол. V — конец IV вв. до н.э. — классический период (Сократ, Платон, Аристотель и др.);

III. Конец IV-II вв. до н.э. — эллинистический период (Эпикур и др.),

IV. I в. до н.э. — VI в. н.э. — римская философия.

I. К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-«досократиков»:
1. милетской школы — «физиков» (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);
2. Гераклита Эфесского;
3. элейской школы;
4. атомистов (Демокрита, Левкиппа).

Досократики — это условное понятие, введенное в ХХ веке. Оно охватывает философов и философские школы, предшествовавшие Сократу. К ним относят философов ионийской школы, пифагорейцев, элеатов, Эмпедокла, Анаксагора, атомистов и софистов.
Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа — древнейшая натурфилософская школа. Она была основана Фалесом, в нее входили Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит.
Основным вопросом школы стало определение первоначала, из которого возник мир. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) — принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси беспорядочных стихий. Основные проблемы, которыми занимались «досократики»: объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

II.Классический (сократический) период — время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса.
К данному этапу относятся:
1. философско-просветительская деятельность софистов;
2. философия Сократа;
3. зарождение «сократических» школ;
4. философия Платона;
5. философия Аристотеля.

Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже «досократиков»:

1. Платон — автор учения о «чистых идеях», предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир;
2. проявили интерес к проблеме человека, общества, государств;
3. вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).

Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
1. внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;
2. дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
3. выделил 10 философских категорий;
4. дал определение бытия через категории;
5. определил сущность материи;
6. выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа — политии;
7. внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного
метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок заключения).

III.Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:
1. распространение антиобщественной философии киников;
2. зарождение стоического направления философии;
3. деятельность «сократических» философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;
4. философия Эпикура и пр.

Отличительные черты эллинистической философии:
1. кризис античных моральных и философских ценностей;
2. снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами уважения к ним;
3. отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;
4. поиск физической и духовной опоры в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур); признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного чело¬века (физическое — киренаики, моральное — Эпикур).

Таким образом, стоицизм, кинизм, эпикуреизм — философские школы эллинистического периода (IV в. до н. э. — начало I в.) — возникли в период кризиса античной демократии и полисных ценностей. Преобладание морально-этической проблематики в творчестве киников, Эпикура, римских стоиков Сенеки и Марка Аврелия свидетельствует о поиске новых целей и регулятивов жизни человека в этот исторический период.

IV.Наиболее известными философами римского периода являлись:
1. Сенека;
2. Марк Аврелий (император Рима в 161 — 180 гг.);
3. Тит Лукреций Кар;
4. поздние стоики;
5. ранние христиане.

Для философии римского периода было характерно:
1. взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древне¬греческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская фило¬софия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);
2. фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну — античную философию;
3. повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;
4. расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и пове¬дение человека);
5. расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, ученос¬ти, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости);
6. преобладание идеализма над материализмом;
7. все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;
8. повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;
9. рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;
10. постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

Нужно отметить, что школа стоиков, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э., существовала и во времена Римской империи. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: «Жить последовательно, т.е. согласно с единым и гармоническим жизенным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы.» Философия скептицизма также получила свое продолжение — это философия покоя, безмятежности души, воздержания от всяких суждений. Скептик говоря о вещях и собтиях не оценивает их, он просто воспроизводит факты.

ВЫВОДЫ: временные проблемы и особенности в целом.

По сути понятие «философия» в рассматриваемые периоды было синонимом зарождающейся науки и теоретической мысли вообще, совокупного, не разделенного до поры, до времени на специальные разделы знания как конкретного, так и обобщенного. По смене основных проблем можно выделить следующие её периоды:

1. Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;
2. Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;
3. Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;
4. Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;
5. Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;
6. Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:
1. стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);
2. на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);
3. были заложены два направления в философии — идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.

Таким образом, Античная философия возникла и развивалась во время зарождения и становления рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы и обособлялась социальная группа людей, занимавшаяся только умственным трудом. Своим появлением эта философия обязана и развитию естествознания, прежде всего математики, астрономии. Правда, в то далекое время естествознание еще не выделилось в самостоятельную область человеческого познания. Все знание о мире и человеке объединялось в философии.Не случайно Древнейшую философии еще называют наукой наук.

Сравнительная таблица школ античной философии

Направление,школа

Философ, годы жизни

Основные труды

Основные проблемы,понятия и принципы

Сущность главных идей

Фалес, (625 – 547 гг. до н.э.)

“О началах”, “О солнцестоянии”, “О равноденствиии”, “Морская астрология” или “Астрономия”.

Онтология, вопрос о субстанции, первоначале всего.

По Фалесу, природа, как живая так и не живая, обладают движущим началом, которое называется такими именами как душа и Бог. Фалес считал, что всё возникает из воды, и разрушаясь, в нее же возвращается. «Вода – нечто умосозерцаемое» Она соотносится с божественным началом. Бог – есть нечто самое древнее, ибо ни кем не рожден. Поскольку жизнь первична, то всё имеет свою душу.

Анаксимандр, (610 – 546 гг. до н.э.)

В центре внимания природа, а не человек. Вопрос о первоначале всего сущего.

Ученик Фалеса – Анаксимандр. Первоначалом называл – апейрон (В переводе с греческого apeiros — “беспредельный”). Это нечто, не относящееся ни к одной из стихий. Во-первых, начало не может быть какой-то одной стихией, ибо в этом случае все остальные стихии, в конце концов, будут этой стихией поглощены. Поэтому не будет и многообразия вещей. Во-вторых, поскольку многообразие всех вещей и явлений бесчисленное, то и начало, лежащее в основе всех вещей и явлений, также должно быть бесконечно. В-третьих, всякая вещь есть или начало, или происходит из начала, но у бесконечного нет начала, как нет и конца. Поэтому-то оно и есть божество. Весь мир находится в непрестанном движении, значит это начало должно быть вечно и никогда не иссякать.

Анаксимен,(585 – 528 г. до н.э.)

Вопрос о первоначале. Особое внимание уделял изучению природы.

В качестве первоначала Анаксимен назвал воздух. Воздух, действительно, — это стихия, во-первых — невидимая, во-вторых — бесформенная, а в-третьих — безграничная, т.е. отвечает всем критериям беспредельного. Он, так же как и Фалес, считал, что все полно богов, и что бог есть душа мира. Воздух лежит в основе всего, в том числе и богов. Из воздуха посредством разряжения и сгущения образуются все остальные стихии и элементы. Разряжаясь, воздух становится огнем, а сгущаясь, он становится сначала ветром, потом облаками, потом водой, землей, камнями и всеми теми вещами, которые существуют на земле.

Гераклит, (520 – 460 гг. до н.э.)

“О природе”. Эта работа состоит из трех частей, в которых говорится, соответственно, о вселенной, государстве и богословии.

Учение о всеобщем изменении, о противоположностях, о логосе, о природе и о человеке.

Вопрос о первоначале.

1) Всё существующее постоянно переходит из одного состояние в другое. Всё течет, всё изменяется. Переход из одного явления в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называет «Логосом», т.е. единым, общим для всего существующего законом. 2) Первоначалом мира является огонь. Мир не вечен и через каждые 10 800 лет сгорает. Из огня возникает следующий мир на основании обычных превращений: огонь превращается в воздух, воздух — воду, вода — в землю. Таким образом, космос в целом вечен, его не создал никто из богов и никто из людей. 3) Душа есть с одной стороны воздух, а с другой — имеет в себе огневидное начало, то мудрая душа — сухая. И наоборот, глупая, плохая душа — душа влажная. Жить нужно согласно разуму, согласно логосу, который правит миром и который содержится в нашей душе.

Пифагор, (ок. 570 – ок. 500 гг. до н.э.)

Ему приписывают авторство следующих книг: «О воспитании», «О государстве», «О душе», «О мире», «О природе» и др.

1) Учение о числе как о начале мира. 2) Учение о душе.

3) учение об образе жизни.

Дуалистическая концепция души и материи.

1) Число – начало всего сущего. Материя как изменяющаяся и неистинная, не может привести нас к познанию истины. Поэтому нужен некий посредник между материей и богом. И таким посредником является число, ибо оно есть то, что, с одной стороны, можно четко представить, что можно сосчитать, а с другой стороны, оно непреходяще, в отличие от чувственного мира. 2) Метемпсихоз – переселение душ. Люди об этом не знают, ибо не помнят свои предыдущие воплощения. Душа, следовательно, считалась бессмертной, и задачей человека было уподобить себя богу. Чтобы уподобить себя Богу, нужно вести соответствующий образ жизни. 3) Жизнь человека должна быть упорядоченной, спланированной. День должен быть заполнен полезными делами. Прежде, чем лечь спать, нужно себя спросить: «Что я сделал за сегодняшний день, что я не сделал и что мне предстоит сделать завтра». Главное же для пифагорейцев — это стремиться к истине, ибо только это, указывал Пифагор, приближает людей к богу.

Читать еще:  Наперсный крест убиенного иерея Даниила Сысоева

Парменид, (2-я пол. 6-го – нач. 5 вв. до н.э.)

“О природе” (состоит из двух частей: “Путь истины” и “Путь мнения”)

Вопросы бытия, мышления.

Рационалистический, логический методы в философии.

Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение. Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие тождественное мысли. Основные его тезисы таковы: 1) Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём. 2) Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет. 3) Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует. 4) У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее.

Зенон, (ок. 490 – ок. 430 гг. до н.э.)

«апории» (логические парадоксы), дошедшие не в оригинале. Их две группы. Первая группа — апории против множественности, и вторая — против движения.

«Споры», «Толкование Эмпедокла», «Против философов», «О природе».

Способ доказательства от противного.

Истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных мнений.

В любом случае частей у сущего нет, т.е. нет множественности вещей, поскольку получается, что всякая величина или бесконечно велика, или бесконечно мала. Конечной вещи быть не может. Апория относительно пространства: если вещь существует, то она существует в пространстве. Это пространство существует, соответственно, в другом пространстве. Это пространство, в свою очередь, существует и в третьем пространстве и т.д. до бесконечности. Но принимать бесконечное количество пространств невозможно. Поэтому нельзя сказать, что вещь существует в пространстве. Апории против движения говорят следующее: движение никогда не сможет начаться. Допустим, телу нужно пройти какой-то путь. Для того, чтобы ему дойти до конца, ему нужно сначала дойти до половины, а для этого нужно дойти до четверти. Чтобы дойти до четверти, нужно дойти до восьмой части пути и т.д. Деля все время до бесконечности, мы получаем, что тело не сможет дойти ни до конца, ни даже начаться. Ведь за конечное время невозможно пройти бесконечный участок пути, т.е. участок, состоящий из бесконечного числа точек. Напрашивается вывод: не во всем следует доверять своим чувствам.

Сократ, (470 – 399 гг. до н.э.)

“Диалоги” Платона, “Апология Сократа” Платона.

Принцип: «Познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю». Этические и гносеологические проблемы. Значение понятий, важность их определения, роль индукции в их формировании.

Отрицание познания космоса, возможно лишь познать свою душу. Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело природно и состоит из природных частиц, то душа своим содержанием имеет понятия. Высшие понятия — Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познает вещи, их место в мире, а главное — отношение человека к человеку, к самому себе. Истина нужна, чтобы действовать, а действия должны быть добродетельны и справедливы. Озвучил три добродетели: 1) сдержанность, как укрощать страсть. 2) мужество – как преодолеть опасность. 3) справедливость – как соблюдать человеческие законы. Всё это человек приобретает путем познания и самопознания.

Майевтика — это диалогический способ рождения нового знания (Сократ сравнивал свой метод с повивальным искусством, которое по гречески называлось «маевтика»). Это был поиск истины через противоречия; противоречия и их преодоление в познании становились источником развития знания.

Платон, (427 – 347 гг. до н.э.)

«Апология Сократа», 25 достоверно идентифицированных диалогов, недиалогические «Законы», и 13 авторских писем.

Онтология, теория познания, этика, эстетика и социально-политическая проблематика. Идеал государства.

Бытие разграничивается на несколько сфер, родов бытия, между которыми имеются довольно сложные отношения; это — мир идей, вечный и подлинный; мир материи, столь же вечный и самостоятельный, как и первый мир; мир вещественных, чувственно воспринимаемых предметов — это мир возникающих и смертных погибающих вещей, мир временных явлений (а потому он и «ненастоящий» в сравнении с идеями); наконец, существует Бог, космический Разум. Государство по Платону, как и душа, имеет трехчастную структуру. Население делится на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители. Государством должны править только аристократы либо философы.

Аристотель, (384 – 322 гг. до н.э.)

«История животных», «Описание государственных устройств», «Политика», «Органон»,

«Метафизика», «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «О душе», «Поэтика» и «Риторика» и др.

Внерелигиозные знания, научное знание в целом, а также: искусство, политика

Основные принципы онтологии, гносеологии. Метафизика в противоположность диалектике. Критика концепции идей Платона. Преимущество частной собственности в концеции государства.

Общей целью наук, в том числе философии, является установление истин, объективного знания о сущем и вещах природы. Материя вечна, как и форма, между ними нет отношения «первичное — вторичное»;обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей есть движение. Бог – это «причина причин», «форма форм».Он не материален, это духовный Абсолют. Это чистая энергия, чистая деятельность. Человек есть политическое животное. Условиями счастья каждого являются справедливость, благоразумие, мужество и рассудительность. Справедливым должно быть и государство. Монархия, аристократия и полития (республика) — это «правильные» формы правления — и тирания, олигархия и демократия — «неправильные».

Эпикур, (341 – 271 гг. до н.э.)

«О природе», «Об атомах и пустоте», «Об образе жизни».

Интерес к человеку. Этические проблемы.

Мир полностью материален, нет ничего сверхъестественного.

Целью философии Эпикур считал указать путь человеку к счастью. Чтобы узнать, что такое счастье, нужны физика и логика. Логику Эпикур называл каноникой, т.е. теорией познания. В теории познания Эпикур был сенсуалистом, считая, что критерием истины является ощущение, а разум полностью зависит от ощущения. Ощущения дают нам истинную картину мира, они ошибаться не могут. Ошибается судящий о них разум. Из повторяющихся ощущений возникают понятия. Эти понятия тоже истинны. Мысли о понятиях могут быть ошибочными.

Душа смертна и загробной жизни не существует. Смысл жизни – избегать страданий, получать наслаждение.

Сенека, (ок.4 в до н.э. – 65 г. н.э.)

«Нравственные письма к Луцилию», «О милосердии», «О благодеяниях», «О блаженной жизни», «О скоротечности жизни».

Этика. Материалистическая ориентация. Гносеология, риторика, силлогистика, симеотика. Сенсуализм.

Теория вселенского государства и гражданина мира.

Философия состоит из логики, физики и этики, все наши познания происходят посредством органов чувств. Человек, будучи ребенком, имеет душу, подобную чистому папирусу, на котором впоследствии посредством ощущений записывается знание. На основе ощущений формируются представления, среди них выделяются те, которые повторяются, таким образом образуются понятия. Мир познаваем, и возможно истинное познание.

Поиск наилучшей жизни.

Согласно Кинизму – наилучшая жизнь это естественная жизнь, свобода от обладания чем-либо, избавление от условностей и прочих искушений. Вдохновлялись примером простоты и скромности Сократа. Утверждали, что добродетельно подчиненная уму умеренная жизнь свободна от пристрастий и антипатий.

Античная философия и главные этапы её развития

  • Как развивалась античная философия
  • Периодизация античной философии
    • Натурфилософский этап
    • Классический этап
    • Эллинистическо-римский этап
    • Завершающий этап

Как развивалась античная философия

Философия античности зародилась в V-VI вв. до н. э. в Древней Греции. Она охватывает период с VII в. до н. э. по VI в. н. э. и включает в себя древнегреческую и древнеримскую философию. В процессе формирования она прошла несколько стадий:

  • мифология — XVIII-IX вв. до н. э. (древнегреческие мифы и верования);
  • предфилософия — IX-VII вв. до н. э. (произведения Гомера, Гесиода);
  • философия — с VI в. до н. э. (начиная с предсказания Фалесом солнечного затмения).

Работы философов раннего периода до нас дошли только в виде цитат, встречающихся в трудах более поздних античных мыслителей. Большинство текстов представлены на древнегреческом языке, так как философская литература на латыни стала развиваться только со II-I вв. до н.э. Также сохранились переводы греческих оригиналов на сирийский и арабский языки. Это позволило восстановить содержание утерянных подлинников.
Античная философия формировалась на основе мифологии и была с ней тесно связана. Оттуда произошли главные идеи ранней античности. Среди особенностей ранней философской мысли можно выделить:

  • представления о четырех стихиях, которые составляют основу всего сущего (вода, воздух, огонь, земля);
  • материализм оказался исходной точкой философии, первоначально сущности в античном мировоззрении имели материальную форму;
  • натурфилософия — становление философии природы;
  • космоцентризм — вопрос о происхождении и устройстве космоса был центральной проблемой в философии античности, представления о первоначале бытия и весь мир рассматривался через учение о космосе;
  • синкретизм — проблемы не рассматривались по-отдельности, разнородные философские вопросы были объединены в единое учение;
  • становление традиции диалога, дискуссий, что приводило к развитию разнообразных философских течений.

Периодизация античной философии

В соответствии с хронологической последовательностью, в эволюци античной философии выделяют 4 периода:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • натурфилософский (доклассический) этап (VII-V вв. до н. э.);
  • классический этап (V-IV вв. до н. э.);
  • эллинистическо-римский этап (IV в. до н. э. — III век н. э.);
  • завершающий этап (III-VI вв. н. э.).

Натурфилософский этап

Другие расхожие названия этого периода — досократический и космологический. Греческая натурфилософия изучала устройство мира, его происхождение и природу человека, как части космоса. В это время был заложен фундамент для развития точных наук.
К школам доклассической философии относятся:
1. Милетская. Это первая философская школа, которая была образована в городе Ионии мудрейшим философом того времени Фалесом. Древнегреческий мудрец первым предсказал затмение солнца и ввел календарь из 365 дней. Натурфилософы считали, что все в мире имеет душу, и сам мир полон богов. Фалес определял общим началом бытия воду, которая разумна и божественна.
Также к этому периоду относят философов Анаксимандра, Анаксимена.
2. Эфесская. Создателем школы был античный мудрец Гераклит, который заложил основы диалектики. Первоначалом бытия он считал огонь, который вечен и никому не подчиняется. Эфесской школе характерно учение о том, что мир не стоит на месте и постоянно развивается, а основой его является борьба противоположностей.
3. Пифагореизм. Изначально течение было сформировано Пифагором, затем его развивал Пифагорейский союз. Учение этой школы просуществовало до конца античного мира. Пифагор заложил теоретические основы математики, которая раньше воспринималась только как эмпирическая наука, а также внес существенный вклад в астрономию. Первоначалом сущего пифагорейцы считали числа, они верили в переселение душ и стремились к победе над низкими человеческими страстями и слабостями.
4. Элейская. Основные представители школы — философы Ксенофан, Парменид и Зенон. Элеаты впервые попытались рационально обосновать происхождение и устройство мира. Они считали, что только разум может дать истинные ответы, а чувства часто оказываются ошибочными. Это течение оказало большое влияние на всю европейскую философию.

Классический этап

Классического периода античной философии связан с возникновением софизма и деятельностью трех крупнейших философов — Сократа, Платона и Аристотеля.

Софизм — это течение философии, которое основывается на поверхностном и умышленно двусмысленном построение умозаключений, кажущихся правильными.

Софисты занимались платной преподавательской деятельностью, они учили тому, как побеждать в спорах и убедительно доказывать свою точку зрения. Их не столько интересовала истина, сколько стремление одержать победу над оппонентом. Софисты оказали большое влияние на развитие риторики, философской дискуссии и науки о языке. Представителями течения были Протагор, Гиппий, Продик, Ликофрон и другие.

Сократ

Мудрейший философ из Афин впервые выдвинул проблему человека и души в центр философского учения. С Сократа начинается антропологический поворот в античной мысли. Он выступал против софистов, называя их «ложными мудрецами», и воспитывал в своих учениях стремление к самопознанию. В отличие от софистов, Сократ никогда не брал плату. Он считал, что высшими понятиями являются добро, справедливость и истина. В 70 лет его обвинили в развращении юношества опасными и еретическими идеями и приговорили к смертной казни. За всю свою жизни Сократ не написал ни одного произведения.

Платон

Ученик Сократа из один и величайший представитель античной философии, основал концепцию объективного идеализма. В центре его учения лежит теория идей. Платон считал, что только мир идей является истинным и вечным миром, который противоположен чувственному миру. Наивысшей идеей, по Платону, является Благо, которое не может быть грязным или преступным.
Развивая концепцию познания, он полагал, что его возможно постигнуть, прежде всего, разумной частью души. То есть человек, познавая мир, может вспомнить все, за чем наблюдала душа в мире идей до того, как предстала на земле в человеческом воплощении. Также он рассматривал теорию «идеального государства» и считал, что править им должны аристократы или философы.

Аристотель

Наследие Платона развивал его ученик античный философ-энциклопедист Аристотель. Круг интересов Аристотеля был настолько широк, что его работы не оставили без внимания ни одну из известных тогда областей науки и культуры. Он первым предложил классификацию наук, а также считается основоположником логики, психологии, политологии, истории. Именно он впервые употребил и сформулировал понятие философии, в котором разделял философии первого и второго порядка — метафизику и физику. Аристотель основал свою школу «перипатетиков», которая оказала значительное влияние на становление философии и культуры Европы.

Эллинистическо-римский этап

В эту эпоху одновременно с развитием течений предшествующих периодов, стали появляться новые концепции. Во II в. до н. э. Рим завоевал Грецию, и греки оказали огромное влияние на римскую культуру, искусство, науку. Учения римских и греческих мыслителей легли в основу эллинско-римского этапа античной философии. Основными течениями этого времени являются стоицизм и эпикуреизм.

Стоицизм

Стоики получили свое название от знаменитого портика в Афинах, где собирались последователи течения вместе с его основателем Зеноном из Китиона. Приверженцы стоицизма считали, что развитие мира происходит циклично, и с концом каждого цикла все воспламеняется и превращается в огонь. Философскую науку они разделяли на логику, физику и этику, считая, что познание происходит через ощущение. Представителями стоицизма являются Панетий, Посидоний, Марк Аврелий, Сенека.

Эпикуреизм

Ядром философии Эпикура является стремление человека к счастью, для познания которого необходимы физика и логика. В постижении истинного мира, он высказывал сенсуалистские идеи, считая чувства и ощущения единственными безошибочными инструментами. В то время как разум может давать неполную картину. Центральной идеей своего учения Эпикур делает наслаждение и получение удовольствия. Лучший способ избежать страданий — это отстраниться от общественных и государственных вопросов и отказаться от желаний, без которых можно обойтись. К закату эллинизма, эпикуреизм окончательно был вытеснен стоицизмом.

Завершающий этап

Завершение античной философии совпадает с деятельностью последнего яркого философа Плотина и течения неоплатонизма, которое возникло в противопоставление христианской религии. Учение Плотина возвращает мифологическое мировоззрение и языческие верования, противостоящие новой религии. Однако в 529 г. император Юстиниан запретил язычникам занимать публичные здания и иметь школы под страхом ссылки и лишения собственности. И только в эпоху Возрождения возникла новая волна интереса к неоплатонизму и другим античным течениям философии.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector