0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Не смотрите большими глазами страха» — что святые говорили об эпидемиях

Содержание

Из проповедей во время эпидемий холеры в Москве

Примечайте спасительное действие покаяния. Примечайте необходимость молитвы во время общественных бедствий, и в особенности пользу молитвы, приносимой торжественно пред алтарем.

Не смотрите большими глазами страха, которые обыкновенно видят то, чего нет, и не видят того, что есть.

Исторгнем из сердец наших корень зол, сребролюбие. Возрастим милостыню, правду, человеколюбие. Прекратим роскошь. Откажем чувственным желаниям, требующим ненужного. Возлюбим воздержание и пост. Облечемся, если не «во вретище», то в простоту. Презрим забавы суетные, убивающие время, данное для делания добра. Умножим моления, тайные на всяком месте и во всякое время, общественные, по руководству Святыя Церкви. Употребим внимательно, благовременно, благонадежно, всегда благотворное и всецелебное врачевство, мирную, бескровную жертву, приобщением Пресвятого Тела и Крови Христовы.

Христос и эпидемия. Бросил ли Бог человечество в беде?

В приведенной ниже евангельской истории показана вся невыносимая трагичность земной жизни. По началу у женщины все складывалось замечательно: удачное замужество, уважение людей, рождение сына, что на востоке особенно ценится. Бог милостиво исполнял самые заветные желания. И вдруг нежданный поворот судьбы опрокинул все планы: умер нежный друг сердца, любящий отец и заботливый кормилец. Кто стоял у гроба мужа или отца, знает, насколько трудно пережить этот сокрушительный удар.

Поскольку сын у матери был единственным, можно предположить, что женщина лишилась мужа рано, иначе она могла бы еще иметь детей. Началось горькое вдовство — необходимость самой решать житейские проблемы, одной воспитывать сына и выводить его в люди. Сын подрос и стал юношей. Он был добрым помощником и другом одинокой матери. В ее голове зрели мечты о его женитьбе и внуках…

Все, к сожалению, изменилось в одночасье: на расцветающую юность подняла руку безжалостная смерть. «Порой мечты поднимут дух, и станет на душе легко, считаешь дни, часы и вдруг… и это счастье далеко», — писал о превратностях бытия евангельский проповедник начала 20 века В.П. Степанов. Получается, единственное земное счастье — только мечтать о счастье. Римский поэт Публий Сир утверждал: «Человек умирает столько раз, сколько раз он теряет близких». Значит, это была вторая смерть несчастной женщины. Почему именно она должна испытать эту смертельную горечь? Не слишком ли много горя для одной? Вспоминается Давид: «Сын мой Авессалом, кто бы дал мне умереть вместо тебя»? Лучше самой умереть, чем хоронить своего ребенка!

Смерть молодых воспринимается особенно тяжело: «Еще и пожить не успел на свете, как смерть забрала к себе! Так и не посадил дерево, не построил дом, не воспитал сына и не сказал своего слова в истории. Под могильной плитой сына оказалась и душа матери. Где же был Бог в этом горе? Почему горе чаще посещает хороших, нежели плохих? Есть ли смысл в этих жутких потерях?

«После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его [Иисус] матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лук.7:11-16).

Наинская история преподает нам три утешительных урока об отношении Христа к человеку, горюющему о неудачах и грехах, о потерях и краткости жизни.

1. Христос находиться рядом с горюющим человеком!

После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

Есть богословский термин «экономия Божьих действий», означающий что Бог точен и не совершает напрасной работы. Истинность термина наглядно подтверждается здесь: Христос не напрасно избрал маршрут в город Наин. Не напрасно две многочисленные процессии — Христова и похоронная — встретились в одно время у городских ворот. Это была демонстрация Божьего присутствия со страдающим человеком.

Вдова не извещала Христа о своей трагедии, не приглашала Его на похороны. Само горе явилось для сострадательного Господа приглашением встать рядом с пораженным скорбью. «С ним Я в скорби» (Пс.90:15), — обещал Он человеку. Истинность этого обетования стала ясной праведному Иосифу, проданному в рабство злыми братьями (Быт. 39:2,21). Бог был с друзьям Даниила, когда их бросили в огненную печь за отказ поклоняться истукану. В пламя огня пришел к ним Сын Человеческий, т.е. Христос. Бог был с раскаивающимся в грехах Израилем: «И отвергли от себя чужих богов и стали служить Господу. И не потерпела душа Его страдания Израилева» (Суд.10:16). Бог пребывает с нами в каждом горе и каждой беде.

Какое значение имеет факт пребывания Господа с горюющим человеком? Присутствие Христа само по себе является большим ободрением. Человек знает, что он не предоставлен самому себе — у него есть любящий друг, который не бросит в беде. Именно об этом просил Иисуса умирающий разбойник: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое». Он знал, что если Христос вспомнит о нем, то и поможет.

В Иисусе — сокровище сил

И быть с Ним дороже всего;

Когда бы со мною Он был,

Мне было б на сердце легко.

Лишь был бы Он близок всегда,

Я б с Ним ничего не желал;

Счастливый любовью Христа,

Я все бы за сор почитал.

2. Христос утешает горюющего человека

Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

Жалостливое сердце Христа… Сколько раз Писание говорит о нем! Господу было жаль изнуренный народ, который был словно овцы без пастыря (Мф.9,36). Жаль Ему было уставших от страданий больных и голодных (Мф.14,14; 15,32). Жаль было плачущую о тяжелой утрате мать.

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы –

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей…

Милосердный Христос не прошел мимо материнских слез. Он утешил скорбящую женщину нежным словом «Не плачь!». Это слово не было дежурной фразой, прикрывающей неспособность по-настоящему утешить. Каждое слово Христа имело вес, значение и действенность. Он сказал прокаженному: «очистись!» — и тот очистился. Сказал морю: «перестань!» — и оно успокоилось. Когда Христос говорит: «не плачь!», душу наполняет великое утешение. Это же слово Бога, умеющего ценить слезы скорбящих! «… Я услышал молитву твою, увидел слезы твои» (4Цар.20:5).

Для Бога слезы Его детей — наивысшая драгоценность, которую Он бережно сохраняет. Зная это, Давид просит: «У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, — не в книге ли они Твоей»?(Пс.55:9). Слезы являются безмолвной, но сильной молитвой к Богу, на которую непременно последует ответ. Поэтому страдальцы нередко упоминали в молитвах о своих слезах:

«Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя [и] пришлец, как и все отцы мои» (Пс.38:13).

«Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами» (Пс.101:10).

«Лицо мое побагровело от плача, и на веждах моих тень смерти,

Земля! не закрой моей крови, и да не будет места воплю моему.

И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних!Многоречивые друзья мои! К Богу слезит око мое» (Иов.16:16-20).

И после таких молитв часто случалось: «Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения» (Пс.114:8).

Поэтому не стыдитесь ваших слезных молитв. Они серьезный повод для Бога послать вам утешение! Кто-то из древних сказал: «Никогда не думай, что Бог жесток. Бог более снисходителен, чем мы себе можем это представить, но время от времени Он проявляет к нам строгость, чтобы затем проявить Свое милосердие».

Христос по Своему опыту земной жизни знает цену слез. Он плакал у гроба Лазаря, плакал у стен гордого Иерусалима. Обильно была полита слезами Господа земля Гефсиманского сада. «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» (Евр.5:7).

Христос не желает напрасных слез. Ему приятны слезы кающегося грешника, потому что они делают чистыми глаза души. Еще ему приятны слезы радости. Так же слезы сопереживания. Но в остальном Он желает, чтобы мы всегда радовались, непрестанно молились, за все благодарили. Он желает утереть человеческие слезы. О праведниках, перенесших земные скорби, сказано: «Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр.7:16,17).

3. Христос восполняет потерю горюющего человек

И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его [Иисус] матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой

Потери напоминают о несовершенстве и временности всего земного. Наш мир есть мир утрат, где мы теряем не только документы, деньги, ключи от квартиры, но надежду на счастье, друзей, работу, здоровье, годы и саму жизнь…

Потери напоминают о нашей неспособности все предвидеть и все контролировать. Когда-то смерть возьмет все наше под свой контроль. И никто не знает, когда наступит эта минута. И бедный и богатый, раб и тиран, умный и глупый — одинаково равны и бессильны пред ней.

Потери напоминают нам о нашей нужде в Боге. Именно это имел ввиду пророк Давид: «ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня» (Пс.26:10).

Как хорошо, что Христос не желает отказать нам в Своей помощи, как не пожелал только сочувственно посмотреть последнее прощание с умершим. Он остановил похоронную процессию и отчетливо произнес: «Юноша, тебе говорю, встань»! Юноша сел и стал говорить. Первого, кого юноша увидел, был Иисус. И первый, Кому он что-то сказал, был так же Иисус. Возможно, в порыве благодарности юноша захотел стать учеником Иисуса Христа, однако Христос не забрал его от матери, но отдал его ей. Это было чудесным восполнением потери. Если бы Он дал вдове много денег, они не могли бы утешить ее. Если бы дал ей здоровья или повысил социальный статус, это бы не уменьшило печали. Потерю сына не могли заменить никакие блага мира.

Читать еще:  Елена Дадали: Когда родителям пора идти к генетику

Христос возместил потерю сполна и глубокая скорбь сменилась великой радостью. «Бог –писал Тертуллиан — надежный поручитель нашего терпения. Если ты поручишь Ему свою обиду, Он отомстит; если ущерб – возместит; если страдание — исцелит; если смерть – даже воскресит».

Эта чудесная истина да обрадует всякого горюющего человека! Бог щедро возместит потери! Однажды Петр сказал Иисусу: «вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» В ответ Христос твердо заверил, что в свое время Он возместить все убытки, которые они понесли ради Него: «…всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Матф.19:27-29).

Христос и сегодня рядом с горюющим человеком, Он и сегодня утешает его через Священное Писание и нередко восполняет потери. Очень часто Он делает это через церковь. Она — тело Христово, Его глаза, уши, уста, руки и ноги. Одна верующая женщина похоронила сына. Остались две внучки, сноха, престарелая мать. В деревне, где она живет, работы практически нет. Пьянство и воровство — самое обычное дело, которым занято немногочисленное мужское население. Однажды вдова вышла во двор и увидела, что ее сарай, где она держала корову и различный скарб, завалился. Она заплакала: «Господи! Что же я буду теперь делать? Нет у меня ни мужа, ни сына, остались мы одни женщины на хозяйстве. Внучку исключат из техникума, так как деньги, предназначенные ей на учебу, должны пойти на восстановление сарая! Что делать?»… Когда об этой беде узнала мужская группа нашей церкви, она собрала деньги на реконструкцию сарая и продолжение обучения девочки. Несколько раз ездили туда братья, чтобы построить новый сарай. После этого сестра рассказывала: «Теперь я не горюю, а радуюсь. Как чуден Господь!».

Однако более всего нам следует ожидать небесных воздаяний: «Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лук.14:13,14). Воскресение праведных будет возмещением всех потерь с избытком: нам дастся вечная молодость и красота, удивительное служение и непревзойденная мудрость. Ради этого стоит претерпеть земные потери!

Уже ни для кого не секрет, что провидица Ванга предсказывала коронавирус, который должен был случиться именно в 2020 году, что, собственно говоря, и сбылось. Она же говорила о том, что от пандемии человечество спасется только благодаря обращению к Богу.

По ее словам, эпидемия отступит только тогда, когда люди одумаются и станут добрее друг к другу, когда они начнут помогать ближним и перестанут наживаться.

Слова священника и давние предсказания Ванги невольно заставляют задуматься: быть может, сегодняшняя пандемия случилась лишь потому, что люди забыли обо всем на свете, кроме собственной выгоды, и перестали замечать все происходящее вокруг? Быть может, настало то самое время, когда нужно позаботиться о ближних, особенно о тех, кто находится в группе риска?

Вы только посмотрите на природу тех стран, в которых из-за коронавируса остановилось производство и прекратился бесконечный поток туристов: она начала восстанавливаться буквально за считаные дни! Получается, что человек сам губит то, что его окружает, а планета (которая, между прочим, тоже живая) как бы дает людям понять, что пора остановиться — она так больше не может.

Лично я считаю, что сложившаяся ситуация — это очередной печальный урок человечеству, который закончится в тот момент, когда каждый человек поймет: хватит делать все, что угодно, ради собственной выгоды, нужно думать о ближних, о природе, о планете, а не только о своем кошельке. А всем христианам сейчас надо бы взять молитвослов и обратиться к Богу с молитвой, ведь, согласитесь, совсем несложно уделить несколько минут утром и столько же вечером, чтобы помолиться о всеобщем здравии и спасении.

«Почему добрый Бог отправляет людей в ад?»

Этот вопрос в той или иной формулировке наверняка слышал каждый верующий. И практически все христиане задавали этот вопрос сами себе. Мы знаем, что Бог любит нас. Но как тогда примирить идею вечного наказания с любовью Бога? Возникает вопрос: если Бог знал, что какая-то часть его творения попадёт в ад, то зачем Он вообще творил этот мир? Размышления на подобные темы принято называть «теодицея», что дословно означает «оправдание Бога».

Зачем оправдывать Бога

Бог силён сам себя защитить. Тогда кто мы такие, чтобы говорить за Бога, оправдывать Его? Ответ на этот вопрос прост. Нападки на веру и Библию идут, не переставая. В ответ на них можно образно «стукнуть грешника Библией по голове» и призвать его не забивать себе голову такими вопросами. Но после этого человек, ищущий ответы на свои вопросы, вряд ли снова заговорит с вами о Боге.

Кинематографисты создают фильмы на подобную проблематику. Их сюжеты похожи: группу людей заставляют принять участие в смертельной игре, за которой наблюдает публика или организатор-безумец. Есть положительные игроки, которые помогают слабым, есть отрицательные, кто ради выигрыша идёт по головам. Но не они становятся главным объектом зрительской ненависти, а тот, кто организовал кровавое зрелище. К сожалению, некоторые люди видят Бога именно таким «организатором шоу».

Итак, чтобы знать, что отвечать неверующим, давайте попробуем разобраться в этом непростом вопросе.

Два неполных ответа

Вот два наиболее частых ответа, которые я слышу от братьев и сестёр.

  • «Бог никого не наказывает — люди сами себя наказывают». Эта идея с новой силой замаячила на горизонте благодаря нашумевшему бестселлеру «Хижина». Но сторонники этой идеи путают последствия греха и наказание за грех. Их идея противоречит Божьему Слову, которое говорит: «…в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2-е Фессалоникийцам 1:7–9). Есть и другие места Библии, говорящие, что именно Бог наказывает грешников, хотя часть их проблем — это, конечно же, следствие их греха.
  • «Бог отправляет людей в ад, но они сами виноваты в этом». Это так — каждый человек выбирает жизнь или смерть, веру или неверие. Но ведь вопрос не в этом, а в том, зачем Бог в принципе «придумал» такие правила, которые допускают вечное наказание.

Если вас, как и меня, не устраивают такие ответы, то давайте попробуем найти истину.

Справедливый Бог и несправедливый мир

Никто не любит человека так, как любит его Бог. Ведь Он послал Сына своего на смерть ради тех, кто Его и убил. И если мне жалко грешников, идущих в ад, то тем более их жалко Богу. Значит, Бог, отдавший Сына на смерть ради нас, очевидно наказывает людей не по какому-то жестокосердию или безразличию. Очевидно, что это единственный справедливый путь.

Ведь и Сын Его просил в Гефсимании: «Если возможно, да минует Меня чаша сия…» Но увы, спасти нас по-другому было невозможно. И если смерть Сына была обязательной, то лично я уверен, что и слова «бросьте его во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов» Бог должен произнести, хотя Его родительское сердце при этом разрывается на части.

Почему бы тогда Господу не создать мир, где грешника можно было бы легко простить и отправить в рай на вечное блаженство? Ответ, на мой взгляд, в том, что этот мир сотворён в соответствии с Божьим характером.

Бог справедлив, а значит, и в сотворённом Им мире должно быть справедливое наказание за грех.

Справедливый Бог не может сотворить несправедливый мир, где можно грешить, оставаясь безнаказанным. Поэтому Бог создал мир, где грешники получают возмездие в аду, потому что того требует справедливость.

Бесконечная мука за конечные грехи — разве справедливо?

Но почему тогда грехи, сотворённые за короткую человеческую жизнь, имеют бесконечное наказание? Ведь это тоже кажется несправедливым. Ф. М. Достоевский сказал однажды: «Весь мир не стоит слезинки ребёнка». Так стоит ли этот мир, его история, план спасения и миллионы блаженствующих с Богом того, что бы хотя бы один упрямый грешник будет бесконечно страдать в аду?

Есть мнение, что поскольку Бог бесконечен, то и Его гнев на грех должен быть бесконечен. Я бы добавил к этой идее то, что, скорее всего, в вечности нет времени. Поэтому нельзя сказать, что грешник будет страдать миллионы лет в озере огненном. Нет миллионов лет — есть статичное состояние пребывания в гневе Божьем.

Время — это условное обозначение изменений в материальном мире. Например, сутки — это изменение положения планеты относительно Солнца.

И если в вечности мы и всё, что нас окружает, будет неизменяемо, то и времени там не будет.

Это тяжело представить, но если это так, то мы не можем сказать, как именно будут восприниматься страдание и блаженство в вечности. Следовательно, обвинение в том, что Бог значительно дольше наказывает человека за грехи, которые тот делал «семьдесят, при большей крепости восемьдесят лет», — не имеют достаточно оснований. Ведь слово «дольше» вне времени вообще не имеет смысла.

Вот что я могу сказать человеку, озабоченному этой моральной дилеммой. И думаю, этого вполне достаточно.

Впервые опубликовано на сайте «Баптисты Нижней Волги»

100 лет назад пандемию бы не заметили

Как все мы помним, в Евангелии говорится, что Христа надо видеть в любом человеке, оказавшемся в беде — в больном, в голодающем, в узнике. «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» — пронзительно вопрошает нас автор Первого послания Иоанна. Эта система ценностей заставляла александрийских христиан самоотверженно заботиться о жертвах эпидемии чумы, и не она ли стала тем императивом, которым руководствуется современное общество, принимая экстраординарные меры для борьбы с коронавирусом?

Человечество не раз переживало вспышки инфекционных болезней, причем некоторые из них ставили цивилизацию на грань гибели, как чума во времена Юстиниана и в Средние века, или уничтожали целые народы, как это случилось с индейцами в Новом Свете. На этом фоне Covid-19 не выглядит слишком впечатляюще.

Пугающе высокие показатели смертности от этой инфекции в той же Италии (свыше 10%) — явное следствие статистических перекосов, когда из-за наплыва пациентов на коронавирус тестируют лишь тяжелобольных, среди которых высока вероятность летального исхода. В таких странах, как Германия или Южная Корея, где проводят более массовые тестирования, охватывающие больных в легкой форме и «контактников», официальная смертность гораздо ниже и колеблется в районе 1%.

Читать еще:  «Духовный» туризм – чума монастырей, но многим обителям нравится

Наконец, в тех случаях, когда проверяют просто людей с улицы, что позволяет выявить бессимптомных носителей коронавируса, показатели смертности исчисляются обычно долями процента. Например, в немецком городе Гангельте, который располагается в эпицентре эпидемии, работа с рандомизированной выборкой показала, что коронавирусом было инфицировано около 15% всех горожан, но при этом смертность составила всего 0,37%.

В Исландии, где сделали больше тестов на душу населения, чем где-либо еще в мире (примерно один на 10 человек), смертность равна 0,5%, хотя по удельной доле подтвержденных случаев коронавируса этот маленький остров более чем в 1,5 раза обгоняет Италию.

Разумеется, коронавирус в разы опаснее обычного сезонного гриппа, с которым его сравнивают скептики, и все же он не идет ни в какое сравнение с чумой, холерой или оспой. Скорее всего, еще 100 лет назад эту пандемию бы просто не заметили.

Смягчите ваши души

Проповедник внутреннего света святитель Григорий Палама произнес одну из своих проповедей (т. н. 39-ую омилию) на литии, совершенной во время эпидемии. Он говорил, что бедствия – это отрезвляющие средства для людей:

«Мы наказуемся, и будем еще наказываться; потому что желаем и ищем освобождения от бед, а в то же время к существующим винам, за которые наказуемся, прилагаем еще иные вины. Желаете ли знать, каким великим злом является любостяжание? – Вы можете это видеть на основании эпидемии, от которой мы ныне страдаем: потому что, как видите, кровь, являющаяся одним из элементов тела, непомерно увеличившись в количестве, приносит смерть заболевшим сей болезнью.

Итак, как накопление излишков в теле разрушает тело, так любостяжание разрушает и умерщвляет душу, изгоняя из нее Божию благодать, являющеюся выражением более божественной (возвышенной) жизни. Эта душевная смерть всегда предшествует телесной смерти, которая произошла по причине оставления человеком Бога».

«Излечим наше зло, чтобы нам не оказаться быть уничтоженными им».

Почему Бог всё ещё не приходит?

В прошлом своём посте я получил от моего друга reprincev вопрос, на который я бы хотел ответить в отдельном посте, т.к. этот вопрос очень важный. Вот он:

Если Вы человек верующий, то может Вы знаете ответ на вопрос, который я ищу и не нахожу много лет. Своими словами вам задам его. На земле творится невообразимое, беды, катастрофы, болезни, люди злые, убивают друг друга, войны, преступность, насилие, извращения, пьянство, наркотики, стихийные бедствия и прочее. Люди потеряли облик людской. Так почему же Господь Бог не приходит на нашу грешную землю, чтобы навести порядок на Земле. Покончить со всем этим. Чтобы люди не болели, врачей научить врачевать, политиков власти научить чтобы жили люди хорошо. И военных, и всех. Почему он не придёт и не наведёт порядок? Он что там на небесах, ничего не видит, не знает? Надо только молитвами просить о помощи? Я с этим не согласен, хоть я и крещённый и тоже в Бога верую. Но я очень хочу чтобы он пришел к нам. А его всё нет и нет. Время настало ему прийти. Почему он не идёт? Этот вопрос у меня единственный, который меня больше всего интересует.

Спасибо вам за вопрос. Этот вопрос очень важный, его задавал, наверно каждый, кто задумывался о Боге и этом мире. На эту тему написано множество книг и богословских трудов. Я постараюсь коротко высказать своё мнение, тем более, что и я сам в своё время искал ответ на этот вопрос. Но заметьте, ваш вопрос по сути должен быть адресован Богу, не мне. И вряд ли я имею право заменять своим ответом ответ Бога. Поэтому я могу лишь высказать своё мнение. И даже вряд ли я смогу в одном ответе открыть все грани этого многосложного вопроса, но попытаюсь хотя бы поговорить об одной стороне этого вопроса.

Вопрос несправедливости этого мира беспокоил людей издревне. Вот почитайте, что написано в Библии, в Псалме 72:

«Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!

А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, —

я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,

ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;

на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.

Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;

выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;

над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;

поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.

Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,

и говорят: `как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?’

И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.»

Отчего на земле совершается такая несправедливость, если Бог может всё это прекратить и навести во всем порядок?

Чтобы понять это, важно ответить на вопрос – а когда начался этот беспорядок и кто является его инициатором?

Библия говорит нам, что Бог создал этот мир совершенным и гармоничным.

Бытие 1:31 «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.»

Согласитесь, что свобода – это неотъемлемая часть гармонии. Нельзя назвать мир совершенным, если в нём нет свободы. И Бог дал эту свободу людям. Свободу выбирать между Его законом и желанием иметь собственный закон жизни. Как вам известно, люди выбрали желание иметь собственное представление о добре и зле. И «помог» им в этом сатана, отступивший от Бога ангел. (См. Бытие 3:1-5)

Иисус говорит о том, что Он вернется на Землю, чтобы судить мир. Ниже текст из Библии об этом. Посмотрите, как Иисус называет сатану:

Евангелие от Иоанна, 16 глава:

«И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:

о грехе, что не веруют в Меня;

о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;

о суде же, что князь мира сего осужден

Вы видите, Иисус называет Сатану князем этого мира, мира в котором мы сейчас живём.

Вспомните молитву «Отче наш», которую Иисус оставил нам. В ней есть такие слова (Евангелие от Матфея 6 глава):

«Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе»

Что эти слова означают? Что Царство Бога не находится на земле в данный момент (а кто «управляет» земными царствами вы уже прочитали выше – он назван Иисусом князем этого мира сейчас, но будет осужден).

Как же это произошло, что этим миром руководит сейчас сатана?

Если коротко, то примерно так: при сотворении Бог отдал право владеть землей людям, но люди, отвергнув Бога, поддавшись на обман сатаны, практически отдали ему право быть князем этого мира. Вот поэтому в мире происходят войны, болезни, смерти, несправедливости, преступления…

Такова картина мира сейчас.

Расскажу одну историю, которая со мной приключилась, когда я ещё был студентом. Я снимал комнату в коммунальной квартире. Однажды, когда вечером я пришёл из института, я обнаружил, что от окна и по всей комнате идут чьи-то грязные следы. На улице была осень, слякоть, было видно, что кто-то открыл окно (а жил я на первом этаже и сделать это было не трудно), залез в комнату и хорошо в ней похозяйничал. Я понял, что в моей комнате побывали грабители. Я сразу позвонил в милицию, и мне ответили, что они приедут, но попозже, т.к. у них много вызовов. Тогда я начал собственное расследование.

Я обнаружил, что в комнате пропали несколько мягких игрушек, банка с вареньем, небольшой самодельный компьютер (больше похожий на клавиатуру), старое радио, а также три рубля с мелочью (дело происходило с 1992 году), причем на столике рядом с пропавшей мелочью лежали несколько золотых украшений, но они остались нетронутыми.

Оказалось, что такое странное ограбление совершили несколько детей, младшему чуть больше трех лет, а старшему семь лет. Проходя мимо моего окна, они увидели, что оно не закрыто, а на подоконнике лежала банка варенья. Соблазн был велик, они сначала взяли варенье, а потом увидели и несколько игрушек внутри комнаты.

Все благополучно завершилось, родители этих «преступников» наказали своих детишек за их «некрасивый» поступок. Но вот что мне запомнилось больше всего из этой истории. Когда приехала милиция (когда я уже и забыл про то, что вызывал их, а «преступление» было раскрыто), они мне сказали несколько вещей, о которых я вспоминаю до сих пор.

Вот что мне сказал тогда милиционер (можно с ним соглашаться или нет, дело ваше):

1. Вы сами виноваты в том, что вас «ограбили» — зачем оставлять открытым окно, когда нет дома никого, вы провоцируете этим совершить преступление. Лучше предотвращать преступления, чем их раскрывать.

2. Вы вспоминаете о милиции только тогда, когда вам плохо, когда что-то случилось. Хотите «постоянной» милицейской защиты, а не только когда вас ограбили – ставьте свою квартиру на «пульт» в милицию, тогда она всегда будет милицией защищена.

Конечно, с этими доводами можно соглашаться или нет. Но давайте подумаем об этом в ключе нашего мира.

Современный мир не совершенен и не справедлив. И хотя сатана, который и является причиной этих проблем, старается всеми силами свои злодеяния приписать даже Самому Богу, обвиняя Его в несправедливости этого мира, мы же должны с вами понимать, что Бог Справедлив и Милосерден. Конечно же, Бог – не полицейский, который нужен нам только тогда, когда с нами что-то происходит нехорошее. Но, похоже, что так всё же и происходит. Этим миром, к сожалению, управляет сатана. И мы вспоминаем о Боге, когда сатана чем-то «достанет» нас. Ну куда наибольшим преимуществом будет то, чтобы постоянно жить и находиться под защитой Бога!

Читая Библию, вы увидите, что конечной целью Бога является установление Своего Царства и здесь, на Земле. Но произойдет это лишь только тогда, когда исполнится некая полнота всех событий, о которых говорится в Библейских пророчествах. Одна из причин названа в Библии очень ясно (2 Петра 3:9):

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.«

Он ждёт, что кто-то ещё встанет на Его сторону и получит спасение с Его рук. Может быть это кто-то и из читателей этого поста. Он долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб.

Но Он придёт. Когда? Даты же мы не знаем и знать не можем. Но молиться Богу с просьбой о том, чтобы Его Царство воцарилось на Земле – наше преимущество:

«Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе»

P.S. Конечно, это мой взгляд, и он не полностью ещё раскрыт, а скорее всего только начат. Полнота истины в этом вопросе может принадлежать лишь только Богу. Пусть Он откроет каждому из нас этот вопрос в своё время.

Рубрики:Слово.

Метки: вопросы вера мысли

Процитировано 1 раз
Понравилось: 14 пользователям

Уповать на Бога: что говорит Библия о болезнях и эпидемиях

Как нужно верующим относиться к массовым заболеваниям? Какие меры предпринимали во время эпидемий? На эти и другие животрепещущие вопросы есть библейские ответы: они касаются не только духовной жизни, но и телесного состояния (здравия) человека.

Читать еще:  Сколько у государства есть денег, такую медицину и имеем

Наказания за распутство

В Ветхом Завете описывается массовая эпидемия, поразившая израильтян за их блуд с дочерьми Моава и поклонение Ваал-Фегору (Числ., 25:1-9).

Когда Моисей вел израильтян к обетованной земле, это вызвало опасение и страх со стороны языческих народов: мадианитян (потомков Лота — племянника Авраама) и моавитян (потомков Авраама от его третьей жены Хеттуры). Не надеясь на физическую силу своих воинов, моавитский царь Валак решил заручиться поддержкой прорицателя Валаама (чтобы тот проклял израильтян).

На тот момент евреи не собирались нападать на соседей-язычников, поскольку считали их своими дальними родственниками (по линии общего праотца Авраама). Однако мир между обеими сторонами был нарушен из-за козней самого Валаама: он дал дружеский совет Валаку — развращать израильских мужчин при помощи женщин, чтобы Бог Израиля отвернулся от избранного народа. Действуя по этому плану, хитрые мадианитянки и моавитянки приглашали доверчивых евреев на свои религиозные праздники, где занимались идолопоклонством и прелюбодейством.

«И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их» (Числ., 25:1-2).

Отвернувшись от истинного Бога, израильтяне начали поклоняться Ваалу — языческому божеству, установленному на горе Фегор (на северо-востоке от Мертвого моря). Этот опасный культ отличался самыми грязными сладострастиями и распутством. Из-за своего впадения в язычество Божий народ был подвержен массовым болезням и смертям.

Оказавшись в опасной и сложной ситуации, представители израильского общества вместе с Моисеем плакали у входа скинии — походного храма, который служил для принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета. Несмотря на всеобщие молитвы и плач, иудей Зимри (начальник колена Симеона) на глазах у народа привел в свой шатер мадианитянку Хазву (дочь вождя языческого племени). Против такого наглого разврата выступил священник Финеес: он взял копье, зашел в спальню и собственноручно убил новоявленных любовников. После этого Всемилостивый Бог перестал поражать сынов Израилевых.

«И сказал Господь Моисею, говоря: Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей. Посему скажи: вот Я даю ему Мой завет мира и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых» (Числ., 25:10-13).

После смерти своего отца, первосвященника Елеазара святой Финеес был избран вместо него. Он скончался в глубокой старости (около 1500 до Р. X.).

«Раны мои от безумия моего»

В Ветхом Завете упомянуты десятки различных заболеваний, точное значение которых не всегда определено с медицинской точки зрения. К примеру, в 28-й главе Второзакония говорится, что в случае нарушения Божьих заповедей Израилю грозят всевозможные наказания: от моровой язвы до проказы. Все болезни рассматриваются как непосредственные результаты грехопадения и отступления от Бога.

Как показывает библейская история, Господь посылает болезнь на человека или даже на весь народ в качестве возмездия за грехи. Так, проказой наказывается иудейка Мариам за то, что злословила на Моисея (Числ., 12:1-14).

Болезни наряду с другими видами кары служат проявлением гнева Божия. Несколько раз в различных книгах Ветхого Завета встречаются слова — «мечь», «язва» и «голод» (Иер., 14:12; Иез., 6:11 и др.). Главная цель — положить предел беззаконию и одновременно расположить человека или весь народ к сердечному покаянию (после чего болезни и эпидемии прекращаются).

Мольбам об исцелении и призывам о помощи посвящены многие псалмы. Упование на милосердие Божие сопровождается признанием и исповеданием своих грехов: «Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего, нет здоровья в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превзошли главу мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего» (Пс., 37:4-6).

«Нет исцеления – нет здравия, и при том так, что и врачевства не придумаешь. Похоже слово пророка Исаи: от головы до ног – нет целости. Силы, органы, соки,– все повредилось, находится не в должном виде,– в соответствии с предыдущим: стрелы прошли насквозь и расстроили; рука налегла и стерла. В плоти или в теле только, которое состраждет душе, или вернее, во всем существе: и душа и тело болят. Причина – гнев Божий: негодование за оскорбление Его», – обьясняет свт. Феофан Затворник.

Только Милосердный Господь, Который не желает смерти грешника, подает исцеление, являющееся одним из постоянных проявлений Всемогущего Бога.

«Почитай врача честью»

Чтобы врачевать больных, ветхозаветные пророки не только молились, но и прибегали к медицинским средствам. Об этом говорится в 4-й Книге Царств: когда царь Езекия заболел смертельно, к нему пришел пророк Исаия и посоветовал сделать завещание для своих родных. После усиленной и слезной молитвы царя Бог сообщил, что исцелит и прибавит ему еще 15 лет жизни. «И сказал Исаия: возьмите пласт смокв. И взяли, и приложили к нарыву; и он выздоровел» (4 Цар 20:7).

В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова описана особая похвала медицинской профессии: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими… Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой, в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя… И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен» (Сир., 38:1-12).

Карантин из-за проказы

Правила диагностики кожных заболеваний описаны в 13 и 14 главах Книги Левит. В те времена иудейские священники были попечителями общественной гигиены. В их обязанности входил осмотр больного, которому предписывался 7-й карантин в случае выявления проказы (лепры). После повторного обследования зараженного могли изолировать еще на неделю (после чего его могли признать исцеленным). В таких случаях священник совершал очистительные обряды, а сам больной и его родственники должны были возносить молитвы и поститься, чтобы Бог ниспослал исцеление.

Ритуал, предписываемый иудаизмом для исцелившегося от проказы, совершался в несколько этапов и полностью исключал магические заклинания (в отличие от языческих жрецов). В первый день обряд проводился священником за пределами поселения, из которого был удален прокаженный. В случае успешного выздоровления следовало сбрить все волосы, выкупаться и выстирать свои одежды. И только потом разрешалось вернуться в поселение. Однако даже после получения исцеления от лепры человек не сразу мог войти в родное жилище. Лишь на седьмой день (после повторного бритья, купания и стирки) ему позволяли вернуться домой. На восьмой день он должен был совершить жертвоприношение и тем самым исполнить установленный ритуал.

И только после выполнения всех правил считалось, что исцеленный смог восстановить свою ритуальную чистоту и стать телесно чистым перед Богом (Лев., 14:11–31). Поэтому во время заключительного ритуала бывший больной совершал жертвоприношения для очищения всего окружения от скверны, привнесенной его болезньюю Он приносил жертву во искупление, возможно, совершенного им когда-то осквернения святыни (если проказа была наказанием за грех). Жертвенной кровью и елеем мазали определенные части тела выздоровевшего. Таким образом, ему открывали доступ в храмовое святилище.

Исцеление от лепры упоминается и в Новом завете. Так, Христос, ицелив десять прокаженных, отправил их к священнику для ритуального очищения (Лк., 17:14).

— Поскольку же по Закону не было допущено окружающим Его людям иметь соприкосновение с прокаженными, то Господь, дабы учением и чудесами привести к вере, ничего не требуя от них, оказывает им милость и очищает от проказы, дабы с отстранением препятствия для их совместного жительства они имели бы возможность и пребывать с людьми… Потому что как ради нас соблюдая Закон, Владыка Закона не подозвал к Себе прокаженных, и даже не допустил им приблизиться к Нему, так и после того, как склонился на их плачевные вопли, даруя им исцеление, Он посылает их к священникам, — опять же действуя, как этого требовал Закон, — обьясняет святитель Григорий Палама.

Исходя из библейского анализа, можно выделить важные моменты: болезни — это проявления тленной природы падшего человечества, наказания за грехи, призывы к покаянию, искупительные жертвы и испытания в верности.

Но слишком клишированные герои

Если непрописанных злодеев и эпизодических персонажей ещё можно списать на формат, то стереотипы в образах главных героев наверняка будут раздражать всех. Из десятка основных действующих лиц авторы придумали полноценные характеры лишь половине.

Сергей выглядит интересным и неоднозначным. Его подруга Анна (Виктория Исакова) слишком добрая, но тоже живая.

Из ниоткуда появляется отец Сергея (Юрий Кузнецов), чтобы вывести героев из опасной ситуации и дать первый толчок сюжету. Он рассказывает про развитие эпидемии, приносит ружьё для защиты, объясняет, куда можно уехать, и не только. Настоящий бог из машины. К счастью, потом у него появляется возможность раскрыться.

Кадр из сериала «Эпидемия»

А вот Ирина (Марьяна Спивак) как предстаёт изначально «злой бывшей», так и остаётся ей на протяжении всего сезона, хоть героине и дают романтическую линию. Она ругается на ребёнка, бывшего мужа, его новую подругу и вечно повторяет, что у неё в жизни не было нормального мужчины. Причём делает это в самые неподходящие моменты. Трудно поверить, что в угрожающей ситуации женщина думает исключительно о том, чем насолил ей супруг. Разумеется, драка между героинями лишь вопрос времени.

Сосед Леонид (Александр Робак) и его беременная жена Марина (Наталья Земцова) и вовсе ходячие стереотипы. Первый отпускает пошлые шутки, обсуждает исключительно секс и деторождение, будто ему забыли дать хоть какие‑то осмысленные реплики. Марина же просто весь сериал страдает из‑за неудобств в дороге. На их фоне даже слегка клишированные Миша и Полина кажутся невероятно обаятельными и живыми.

Кадр из сериала «Эпидемия»

Новым же героям, которые появляются в середине сезона, просто не хватает времени, чтобы раскрыться. Хотя с персонажем Александра Яценко поступили иронично: актёр, которого все помнят по роли врача в «Аритмии», снова играет медика.

От стереотипов страдают многие российские сериалы: авторы не прописывают полноценные характеры, ограничиваясь лишь парой главных черт. То же самое портило впечатление от проектов «Игра на выживание», «Просто представь, что мы знаем» и даже от половины героев «Чик». К сожалению, работа Павла Костомарова не избежала этой проблемы.

При всех недостатках невозможно не признать, что «Эпидемия» — это действительно яркий и удачный сериал. Причём не только для российского кинематографа. Но раз уж авторы сумели достичь нового уровня съёмок и рассказать интересную историю, хотелось бы, чтобы они отошли от жанровых клише и научились прорабатывать не только одну сюжетную линию, но и весь мир проекта.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector