0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Христианское учение о церкви. Церковь: Православное учение о Церкви

Содержание

Учение о Церкви преподобного Иоанна Вишенского

Преподобный Иоанн Вишенский

Иоанн Вишенский – православный монах-полемист (XVI–XVII вв.), живший на Афоне и в Речи Посполитой. Его учение о Церкви, в контексте защиты Православной Церкви и ее устройства от нападок представителей церкви Католической, является ценным и в наше время, поскольку выясняет истинность Церкви.

В «Краткословном ответе Петру Скарге», иезуиту, Иоанн выделяет четкие критерии истинной Церкви. Эти критерии формируются именно в полемике с Католической церковью и с ее отношением к Православной Церкви на Украине на данном историческом этапе. Учение о Церкви Иоанна Вишенского носит полемический оттенок и является проекцией православного учения о Церкви через призму католического влияния на Православие на Украине. В учении о Церкви Иоанна Вишенского интересует вопрос истинности Церкви.

Итак, критерии истинной Церкви:

Истинная Христова Церковь будет ненавидима миром и теми, кто служит мирскому князю

  1. «Первый признак истинной Церкви Божией: на нее восстает борьба лукавых духов и подобных им людей» [1] . Почему так? Преподобный Иоанн объясняет, что так должно быть, согласно апостолу Павлу, видевшему духов злобы поднебесной, то есть лукавых духов, которые неусыпно восстают против православных христиан и не устают и не отдыхают в этой борьбе. И тот же апостол Павел отвечает в Послании к Ефесянам, как противостоять этим духам: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6: 10–17).
  2. Истинная Церковь будет гонима, но она должна устоять в истине, даже если эта брань будет вестись насмерть. Ведь Сам Иисус Христос, основатель Церкви, говорит: «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15: 20). И еще: «Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин. 16: 1–3). И апостол Павел к Тимофею говорит: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3: 12–13).
  3. «В последние времена века сего истинная Христова Церковь будет умаляться по причине победы князя мирского, который будет отторгать большое множество годных для своего дела» [2] . Но преподобный и здесь увещевает словами Иисуса Христа: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7: 13). Христос еще раз повторяет: «Молись, чтобы тебе быть с малыми, благое находится в скудости»; и еще: «Не бойся, мое малое стадо! Ибо Отец Небесный благоволил дать вам Царство Небесное» (ср.: Лк. 12: 32).
  4. «Истинная Христова Церковь будет ненавидима миром и теми, кто служит мирскому князю» [3] . Христос говорит о том, что «будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мф. 10: 22). «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15: 19), – говорит Христос.
  5. «Истинная Церковь Божия должна нести крест и любить нищету» [4] . Иисус Христос говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную… если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах… кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Мф. 16: 24; Ин. 12: 25; Мф. 19: 21; Лк. 14: 33).
  6. «Истинная Церковь Божия для мирской премудрости глупа и нехитра и во всем неискусна» [5] . Потому что Павел говорит: «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: “погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну”. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, – Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков. Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: “хвалящийся хвались Господом”» (1 Кор. 1: 17–31); и далее продолжает: «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3: 18–19).
  7. Истинная Церковь Божия должна всюду умножать нижеописанные плоды и свои овощи родить для учеников, украшаясь тем блаженством, которым Христос желал ублажить Своих учеников [6] , ибо сказал им: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5: 3–12). Это те зрелые плоды, которые всегда должны рождаться в Церкви Божией.

По таким признакам истинная Церковь Божия и будет узнаваться.

Так преподобный Иоанн не только описывает истинную Церковь, но и показывает, как можно противостоять тем, кто восстает против Церкви.

4.2. Понятие о Церкви Христовой

4.2. Понятие о Церкви Христовой

Слово «церковь» (греч. . ), происходит от глагола «эккалео» (. ), что означает «собирать, вызывать». В древних Афинах «экклесией» называли городское собрание, в котором принимало участие не все население города, а только избранные. Для того чтобы быть участником этого собрания, принимать участие в управлении городом, нужно было соответствовать определенным требованиям.

В христианстве изначально под Церковью понималось собрание призванных в общество Господне лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих «род избранный» (. . ) (1 Пет. 2, 9). Свт. Кирилл Иерусалимский («Огласительные поучения», бес. 18) говорит, что «Церковью, т. е. созванием или собранием называется соответственно самой вещи, поелику всех созывает и вместе собирает».

Возможно ли дать определение Церкви? Скорее всего, невозможно. Мы не ставим себе задачу доказать теорему, что дать такое определение невозможно, но все доселе существовавшие попытки дать строго научное определение Церкви были не вполне корректными. Таких попыток было немало. Например, А. С. Хомяков, известный русский писатель и богослов, определял Церковь как «единство Божией благодати, обитающей во множестве разумных тварей». Очевидно, что это определение содержит в себе тавтологию, поскольку Божественная благодать по определению едина. В Русской Церкви в конце XIX — начале XX века были острые богословские споры по поводу определения Церкви, вызванные сочинением на соискание ученой степени магистра богословия доцента Евгения Аквилонова, впоследствии протоиерея.

Первая попытка представить свое сочинение была сделана Аквилоновым в 1894 г. Работа была посвящена святоотеческому определению Церкви. В основание своей работы Аквилонов положил апостольское учение о Церкви как о Теле Христовом. И хотя Свщ. Синод не утвердил Аквилонова в степени магистра богословия и ему пришлось в значительной степени переделать работу, тем не менее высказанные в его сочинении мысли широко распространились. В современной богословской литературе выражение «Церковь есть Тело Христово» встречается очень часто. Обычно это определение понимается в связи с учением о Боговоплощении — о восприятии Вторым Лицом Пресвятой Троицы, Сыном Божиим, человеческой природы и о таинстве Евхаристии — таинстве Причащения Тела и Крови Христовой, которое рассматривается как способ участия человека в Теле Церкви.

Однако при таком понимании определенные категории лиц, которые согласно Свщ. Писанию и Священному Преданию, безусловно, принадлежат Церкви, оказываются за ее пределами.

Во-первых, к Церкви принадлежат, согласно главе 9 Пространного катихизиса, не только все православные христиане, живущие на земле, но также и скончавшиеся в истинной вере и святости. К Церкви принадлежат не только люди, но и Ангелы, ибо Бог «положил все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1, 10). «Он есть глава тела Церкви, Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство: ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1, 18-20). Ап. Павел обращается к христианам: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» (Евр. 12, 22-24).

Читать еще:  «Меня укусил клещ!» 7 вопросов врачу-инфекционисту

О том, что к Церкви принадлежат не только ныне живущие христиане, но и все в вере скончавшиеся, а также Ангелы, говорит, несомненно, и церковное Предание. Поэтому определить Церковь через учение о ней как о Теле Христовом вряд ли возможно. Так, Ангелы бесплотны, Тела и Крови Христовых они не причащаются. Следовательно, у бесплотных сил имеется иной, отличный от нашего, способ участия в Церкви. То же относится и к ветхозаветным праведникам.

В самом общем смысле под Церковью мы понимаем от Бога установленное общество всех личностных (т. е. разумно-свободных) существ, верующих во Христа Спасителя и соединенных с Ним, как с Единой Главой. Можно ли это общество назвать «Телом Христовом « Конечно, назвать можно, но вряд ли это можно рассматривать как исчерпывающе научное определение. Все-таки это наименование есть не более чем библейский образ, даже если он выражает существо Церкви глубже, чем другие экклезиологические образы Свщ. Писания.

К Церкви принадлежат, во-первых, все верующие во Христа, живущие на земле; во-вторых, скончавшиеся в вере и в третьих, Ангелы. Таким образом, у Господа Иисуса Христа имеется как бы два стада.

Первое — это Церковь, состоящая из членов на земле, обычно она называется «странствующей Церковью». По всей видимости, этим своим наименованием она обязана словам ап. Павла: «ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13, 14). Иногда она называется также «Церковью воинствующей», поскольку жизнь христианина на земле есть брань духовная, «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12). Сам Христос есть Возглавитель этой борьбы со злом: «…Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (1Кор. 15, 25).

Второе стадо — это Церковь, состоящая из Ангелов и всех усопших в вере и покаянии, она называется небесною или «торжествующей». Это наименование также связано со словами ап. Павла, который говорит о Церкви как о «торжествующем соборе» (Евр. 12, 13). Странствующая и торжествующая Церкви различаются и по составу, и по условиям жизни своих членов. Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (в дальнейшем «Послание Восточных Патриархов) (10 член) говорит об этих двух частях единой Церкви так: «Отнюдь не смешиваем Церкви странствующей с Церковью, достигшею отечества, потому только, как думают некоторые из еретиков, что та и другая существует, что обе они составляют как бы два стада одного Архипастыря Бога, и освящаются одним Святым Духом. Такое смешение их неуместно и невозможно, поелику одна воинствует и находится еще в пути, а другая торжествует уже победу, достигла отечества и получила награду». В то же время они не существуют совершенно самостоятельно и отдельно одна от другой, так как Христова Церковь, состоящая из земных и небесных, есть одно духовное тело, имеет одну Главу — Христа и одушевляется одним и тем же Духом Божиим. (Пространный Катихизис, 9 чл.)

Читайте также

Подражание пастыря Церкви Христовой Пастыреначальнику

Подражание пастыря Церкви Христовой Пастыреначальнику Имея пред своим духовным взором высочайший образец Христа Спасителя, пастырь должен стремиться подражать Его жизни и исполнять те Божественные законы, которые Он и предписывал как необходимые нормы для достижения

Пастыри Церкви Христовой

Пастыри Церкви Христовой В Православной Церкви имеется священноначалие, которое совершает подвиг апостольский или пастырский.Священноначалие (иерархия, от греч. . — священный и . — начало) в Церкви, «как особое сословие лиц, облеченных властью учить,

О вере Христовой и Церкви

О вере Христовой и Церкви 1.108. К Е.М.ВНесомненно мы удостоверены в том, что без Господа ничтоже бысть, еже бысть. Благодарим всещедрого Бога и Господа нашего Иисуса Христа, дарующего нам недостойным жизнь вечную на небеси и одерживающего на земли победу над смертью и адом,

Понятие о Церкви Христовой на земле

Понятие о Церкви Христовой на земле По буквальному смыслу слова, Церковь есть «собрание», по греч, ekklisia, от ekkaleo собираю. В таком смысле употреблялось оно и Ветхом Завете (евр. Kahal).В Новом Завете именование это имеет несравненно более глубокий и таинственный смысл, который

Основание Церкви Христовой в Колоссах

Основание Церкви Христовой в Колоссах Город Колоссы находится в Малоазийской области Фригии на реке Лике около впадения ее в Меандр. В древности это был большой и богатый город. В книге Деяний Апостольских г. Колоссы не упоминается и никаких точных и определенных

4.3. Понятие о Церкви Христовой на земле

4.3. Понятие о Церкви Христовой на земле Пространный Катихизис (гл. 9) говорит, что «Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами». Существует широко распространенное мнение, что это

Ангелы — служители Церкви Христовой

Ангелы — служители Церкви Христовой Новый Завет полон Ангелов. Они просто роятся вокруг Иисуса Христа, своего Творца и любимого Господа, готовые служить Ему от самого зачатия Его. Они служат и поклоняются Ему на земле, так же как служили и поклонялись на Небесах, и любят

1. ПОНЯТИЕ О ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ

1. ПОНЯТИЕ О ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ Совершив дело нашего Искупления, Господь Иисус Христос предусмотрел также и способ нашего приобщения к плодам искупительного подвига. С этой целью Им была основана Церковь.Слово «церковь (. )» происходит от глагола . что значит

2. ПОНЯТИЕ О ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ НА ЗЕМЛЕ

2. ПОНЯТИЕ О ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ НА ЗЕМЛЕ «Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами» [404]. Эта катихизическая формулировка не может считаться исчерпывающим определением Церкви,

3. СУЩЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ

3. СУЩЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ Существенные свойства предмета — это те свойства, утратив которые, предмет перестает быть самим собой. В Символе веры указаны четыре существенных свойства Церкви: единство, святость, соборность и апостольство. Все другие

Пророчество о Церкви Христовой

Пророчество о Церкви Христовой И будет в последние дни: гора Дома Господня поставлена будет во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней народы.2 И пойдут многие народы, и скажут: «придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, – и Он научит нас путям

Приход храма Святого Сергия Радонежского

Введение.

Единая Святая Соборная и Апостольская Православная Церковь (далее Православная Церковь) это та первоначальная и подлинная Ново-Заветная Церковь, которая была основана самим Иисусом Христом и Его апостолами.

Это описано в «Деяниях Святых Апостолов» (в Священном Писании — Библии). Православная Церковь состоит из национальных Поместных Церквей (в настоящее время около 12) которые возглавляются местными патриархами. Все они административно независимы друг от друга и равны между собой. Во главе Православной Церкви находится Сам Иисус Христос, а в самой Православной Церкви нет правления или какого-нибудь общего административного органа. Вселенская Православная Церковь существует без перерыва, с ее начала и до сих пор. В 1054 году Римская Церковь отделилась от Православной. Начиная с 1517 года (начало Реформации) было основано много Протестантских Церквей. После 1054 года, Римская Церковь ввела много изменений в учении Церкви, а Протестантские Церкви еще больше. В течение многих веков инославные (христианские но не православные) церкви изменили первоначальное учение Церкви. История Церкви была тоже забыта или нарочно изменена. Все это время, учение Православной Церкви не изменилось и сохранилось в ее первоначальном виде до теперешнего времени. Кто-то из недавно перешедших в Православие (converts), очень удачно сказал, что существование Православной Церкви это один из самых больших секретов нашего времени — это конечно на Западе. Учение Православной Церкви можно охарактеризовать полнотой , так как оно содержит все что нужно для жизни и спасения человека. Оно целостно согласовано с природой и со всеми науками: психологией, физиологией, медициной и т.п. Во многих случаях оно оказалось впереди всех наук.

1. Начало Церкви. История Христианской Церкви начинается от сошествия Святого Духа на апостолов (Деяния 2:1-4) (этот день считается большим праздником в Православной Церкви). Святой Дух сошел на апостолов и они стали храбрее, смелее, мужественнее и начали говорить на разных языках, на которых раньше не говорили для проповеди Евангелия. Апостолы — в основном рыбаки, без всякого образования, начали правильно проповедовать учение Иисуса Христа в разных местах и городах.

2. Пять древних церквей. Последствие апостольской проповеди было возникновение христианских обществ в разных городах. Позже эти общества стали Церквами. Таким образом было основано пять древних церквей: (1) Иерусалимская, (2) Антиохийская, (3) Александрийская, (4) Римская и (5) Константинопольская Церкви. Первая древняя Церковь, была Иерусалимская Церковь, а последняя Константинопольская Церковь. [Антиохийская Церковь сейчас также называется Сирийская Церковь. А город Константинополь, (сейчас Истанбул) находится в Турции].

Во главе Православной Церкви находится Сам Иисус Христос. Каждая древняя Православная Церковь руководилась своим патриархом (патриарх Римской Церкви назывался папой). Отдельные Церкви тоже называются патриархатами. Все церкви были равны между собой. (Римская Церковь считает, что была руководящей церковью и Римский папа был во главе всех пяти церквей). Но первая из древних Церквей, которая основалась была Иерусалимская, а последняя Константинопольская.

3. Гонения на христиан. Первые христиане были древние евреи и испытывали большие гонения от еврейских начальников, которые не последовали за Иисусом Христом и не признавали Его учение. Первый христианский мученик, святой апостол и первомученик Стефан, был евреями забит камнями до смерти, за христианскую проповедь.

После падения Иерусалима начались, во много раз ужаснее, гонения на христиан от язычников-римлян. Римляне были против христиан, так как христианское учение было полной противоположностью обычаям, нравам и воззрениям язычников. Христианское учение вместо эгоизма проповедовало любовь, на место гордости ставило смирение, вместо роскоши, учило воздержанию и посту, искореняло многоженство, способствовало освобождению рабов и вместо жестокости призывало к милосердию и благотворительности. Христианство нравственно возвышает и очищает человека и направляет всю его деятельность к добру. Христианство было запрещено, строго каралось, христиан мучили, а потом убивали. Так было до 313 года когда император Константин не только освободил христиан, но и сделал христианство государственной религией, вместо язычества.

Читать еще:  Как сделать свой магический маятник. Учимся работать с биолокационным маятником: выбор, калибровка, задаём вопросы

4. Святые в Церкви. Святые, это те боголюбивые люди, которые отличились благочестием и верой, были отмечены за это разными духовными дарами от Бога и верующие их глубоко почитают. Мученики, это святые которые за свою веру много потерпели или были замучены до смерти. Святые мученики изображаются на иконах с крестом в руках.

Имена святых мучеников, а также и других святых записаны в православных календарях для почитания. Православные христиане помнят своих святых, изучают их жизнь, берут их имена в пример для себя и своих детей, празднуют дни памяти их, вдохновляются их примерами и всячески стараются им подражать, а также молятся им, чтобы они молились за них Господу Богу. Православные русские люди празднуют «День Ангела» или «именины», а это есть день святого чье имя они носят. День своего рождения не полагается праздновать или празднуется скромно в кругу своей семьи.

5. Святые Отцы и Учители Церкви. С апостольских времен до теперешнего времени, идет непрерывный ряд святых отцов и учителей Церкви. Отцами Церкви, называются церковные писатели, которые прославились святостью жизни. Церковные писатели, которые не являются святыми называются учителями Церкви. Все они в своих творениях сохранили апостольское предание и объяснили веру и благочестие. В трудные времена, они защищали христианство от еретиков и лжеучителей. Вот несколько самых известных из них имен: св. Афанасий Великий (297-373 гг.), св. Василий Великий (329-379 гг.), св. Григорий Богослов (326-389 гг.) и св. Иоанн Златоуст (347-407 гг.).

6. Вселенские Соборы. Когда нужно было разрешить какой-нибудь спорный вопрос или выработать какой-то общий подход, то в Церкви созывались соборы. Первый церковный собор был созван апостолами в 51 году и называется Апостольским Собором. Позже, по примеру Апостольского Собора, начали созываться Вселенские Соборы. На этих соборах присутствовало много епископов и других представителей всех церквей. На соборах все церкви были равны между собой и после прений и молитв решались разные вопросы. Постановления этих соборов записаны в Книгу Правил (Канонов) и стали частью учения Церкви. Кроме Вселенских Соборов проводились и местные соборы, решения которых потом утверждались Вселенскими Соборами.

1-ый Вселенский Собор состоялся в 325 году в городе Никея. Присутствовало 318 епископов, среди них был св. Николай, Архиепископ Мир Ликийский. Кроме них было еще много других участников собора — всего около 2000 лиц. 2-ой Вселенский Собор состоялся в 381 году в Константинополе. На нем присутствовало 150 епископов. Символ Веры, самое короткое определение Христианской веры, был утвержден на 1-ом и 2-ом Вселенских Соборах. Он состоит из 12 членов, которые точно определяют Христианскую веру и которые нельзя было менять. С того времени Православная Церковь употребляет неизмененный Символ веры. Западная Церковь (Римская и Протестантские общества)впоследствии, все-таки изменили 8-ой член первоначального Символа веры. 7-ой Вселенский Собор состоялся в 787 году тоже в городе Никея. На нем присутствовало 150 епископов. На этом соборе было утверждено почитание икон. 7-ой Вселенский Собор был последним на котором присутствовали все Церкви до сего дня и более не созывался .

7. Священное Писание (Библия). Священные книги, входящие в состав Священного Писания, употреблялись христианами с самого начала Церкви. Они были окончательно утверждены Церковью в 51-ом году (85-ое правило Апостольского Собора), в 360-ом году (60-ое правило поместного Лаодикийского Собора), в 419-ом году (33-ье правило поместного Карфагенского Собора), а также в 680-ом году (2-ое правило 6-го Вселенского Собора в Константинополе).

8. Апостольская преемственность. Апостольская преемственность это очень важный признак Истинной Церкви. Это значит что Иисус Христос выбрал и благословил Своих апостолов на продолжение Его проповеди, а апостолы благословили своих учеников, которые благословили епископов и которые благословили священников и так до наших дней. Таким образом первоначальное благословение Иисуса Христа, а значит Святой Дух и утверждение, на каждом священнике в Церкви.

Апостольская преемственность существует в Единой Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви (в составе которой целый ряд Поместных Православных Церквей, в т.ч. и Русская — самая большая) и в Римской Церкви. Протестантские Церкви ее утеряли. Это одна из многих причин почему в глазах Православной Церкви, Протестантские Церкви не Церкви, а христианские общества.

9. Римская Церковь отделяется, 1054 год. С самого начала христианства, в Римской Церкви появилось стремление к первенству в Церкви. Поводом к этому была слава Рима и Римской Империи, а вместе с ней и распространение Римской Церкви. В 1054 году Римская Церковь отделяется от других церквей и становится известной под именем Римская Католическая Церковь. (Римская Церковь считает что Православные Церкви отделились от нее и называет это происшествие Восточной Схизмой). Хотя имя «Православная Церковь» употреблялось и раньше, оставшиеся церкви для того чтобы подчеркнуть их настойчивость на первоначальном учении, стали себя называть Православными Церквами. Употребляются и другие сокращенные имена как: Православная Христианская, Восточная Православная, Восточная Православная Кафолическая и т.п. Обыкновенно слово «Кафолическая» пропускается, это означает — «Вселенская». Правильное полное название такое: Единая Святая Соборная и Апостольская Православная Церковь.

10. Православная Церковь после 1054 года. После 1054 года, Православная Церковь не вводила никакие новые учения или изменения. Новые национальные Православные Церкви создавались церквами матерями. Мать церковь, основывала новую дочерь церковь. Потом, сперва подготавливала местных священников, потом епископов, а после этого постепенно давала все больше и больше независимости, покамест не была дана полная самостоятельность и равноправность. Пример этого создание Русской Церкви, Константинопольской Церковью. В Православных Церквах всегда употребляется местный язык.

11. Римская Церковь после 1054 года. После 1054, года Римская Церковь ввела много новых учений и изменений, искажая постановления первых Вселенских соборов. Некоторые из них даны ниже:

  1. Было проведено 14 так называемых «Вселенских Соборов». На них не участвовали другие церкви и поэтому они не признают эти соборы. Каждый собор вводил какие то новые учения. Последний собор был 21-ый и он известен под именем Ватикан II.
  2. Учение о безбрачии (целибате) для духовенства.
  3. Плата за грехи, прошлые и будущие.
  4. Юлианский (старый) календарь был заменен Григорианским (новым) календарем. Из за этого произошли изменения в высчитывании даты Пасхи, что расходится с постановлением 1-го Вселенского Собора.
  5. 8-й член Символа Веры был изменен.
  6. Посты были изменены, сокращены или устранены.
  7. Учение о непогрешимости Римских пап.
  8. Учение о непричастности Божией Матери к первородному греху Адама.

Ни одна Церковь не смела этого делать, сохраняя единство и чистоту веры. В Православной Церкви, где находится Дух Святой, все Поместные Церкви равны — этому учил Господь Бог наш Иисус Христос, а Римская Поместная Церковь, не добившись главенства над другими, вышла из состава Вселенской Церкви. Отсюда и искажения пошли без Духа Божия…

12. Протестантские Церкви. Из за многих и явных отклонений Римской Церкви от христианского учения, а также из за того что монах Мартин Лютер не знал о существовании Православной Церкви, он потребовал в 1517 г. изменений. Этот факт стал началом Реформация, когда многие люди начали уходить из Римской Церкви в новые, так называемые Протестантские Церкви. Это было движение за улучшение Церкви, но в результате вышло еще хуже.

Так как протестанты были недовольны руководством Римской Церкви, то они почти вычеркнули 1500 лет христианского опыта Церкви и оставили только Священное Писание (Библию). Протестанты не признают исповеди, икон, святых, поста — все что нужно для жизни, исправления и спасения человека. Вышло так что они задержали Священное Писание, а Православную Церковь которая выработала и утвердила Священное Писание не признали. Из за того, что они не признали Святых Отцов которые во многом объяснили христианскую веру, а пользуются только Библией, у них создалась неопределенность в учении и постепенно возникло много разных сект (церквей). Сейчас, в целом мире, около 25,000 разных сект, которые себя называют христианскими! Как было уже сказано выше, в Протестантских Церквах нет апостольской преемственности. Это одна из многих причин почему Православная Церковь не признает их церквами, а только христианскими обществами.

alexei_shubin

БОГОСЛОВИЕ & АПОЛОГЕТИКА

«Свобода и истина – это единственное ради чего следует жить».

УЧЕНИЕ О ЦЕРКВИ, Часть 1, Природа Церкви

1. Что означает слово «церковь» в Новом Завете

Греческое слово ἐκκλησία [ экклэси́а ] , которое в подавляющем большинстве случаев переводится в Новом Завете как «церковь» буквально означает «собрание». В некоторых случаях ἐκκλησία обозначает в Новом Завете другие собрания, не являющиеся церковью. Так, например, в Деян. 19:32 слово ἐκκλησία, обозначая светское собрание, переводится как «собрание»; в Деян. 19:40 также переводится как «собрание»; в Деян. 19:39 как «собрании»; в Деян. 7:38 как «собрании», обозначая собрание израильтян.

2. Поместная церковь

Поместная церковь – это совокупность (или собрание) возрождённых душ, проживающих в одной местности, объединённых одним вероисповеданием и собирающихся для совместного богослужения.

Принятие святого водного крещения по вере – условие вступления в члены поместной церкви.

Мы не видим в Писании оснований для мнения, что слово «церковь» в единственном числе может применяться по отношению к группе поместных церквей в крупном регионе, члены которых не собираются для общего богослужения. «Итак церковь по всей Иудее, Галилее и Самарии имела мир» (Деян. 9:31а, Перевод Нового Завета епископа Кассиана). Даже если принять эту версию перевода, то слово «церковь» в единственном числе может обозначать рассеявшуюся Иерусалимскую церковь. Выше этого стиха повествуется о гонении на Иерусалимскую церковь и её рассеянии (см. напр. Деян. 8:1), обращении гонителя Савла и вот, наконец, в Деян. 9:31 о наступившем покое для этой рассеявшейся церкви. Ниже, после стиха 31 и до конца главы рассказывается о посещении ап. Петром подопечных ему рассеявшихся верующих. По другому мнению, в Деян. 9:31 говорится о части вселенской Церкви. В любом случае, нельзя основывать свои богословские взгляды на одном, не совсем ясном тексте Писания. Некоторые считают, что церковь в больших городах, например церковь в Коринфе (1Кор. 1:2), могла состоять из нескольких домашних церквей, так как верующие в то время обычно собирались по домам. Однако Писание свидетельствует, что в то время проходили собрания, выходящие за рамки домашних церквей (Деян. 2:46; 20:20; ср. 1Кор. 14:23а). Когда в Библии говорится о сообществе верующих в регионе и при этом используется слово «церковь», оно, за редким исключением (Деян. 9:31), стоит во множественном числе, например в Гал. 1:2: «церквам Галатийским» и др.

3. Вселенская церковь

Вселенская церковь – это совокупность (или сообщество) всех возрождённых душ на земле из всех народов. Или, если рассматривать более широко, вселенская церковь это совокупность всех спасённых Христом от дня Пятидесятницы до восхищения Церкви. Есть трудные вопросы, связанные с тем, считать ли принадлежащим к Церкви разбойника, которого Христос простил на кресте или Иоанна Крестителя, но мы всё-таки считаем, что Церковь берёт своё начало со дня Пятидесятницы. Говоря «Я создам Церковь Мою» (Матф. 16:18), Иисус использовал глагол в будущем времени.

Читать еще:  Как убрать из дома нечистую силу. Как очистить дом от нечистой силы

В ряде мест Писания слово «Церковь» используется в более глобальном смысле, чем просто поместная церковь. «И на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18). «И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» (Еф. 1:22). «Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф. 5:24). Во всех этих текстах речь идёт о вселенской церкви.

Вселенская церковь ожидает восхищения, тогда она соберётся вся вместе рядом с Христом (2Фес. 2:1; 1Фес. 4:13–17).

Вселенская церковь не имеет никакой внешней, видимой организации. Ни какое христианское организованное сообщество, как бы велико оно не было, не может претендовать на вселенскую церковь, так как всегда найдутся возрождённые христиане, находящиеся вне этого сообщества. Однако принадлежность к вселенской церкви не освобождает от обязанности, по возможности, принадлежать к поместной церкви.

4. Образы Церкви

Исследователи Библии насчитывают около сотни образов, относящихся к церкви [1] . Церковь богато представлена в Новом Завете через метафоры и сравнения. Сейчас мы вкратце коснёмся трёх из них: «тело Христово», «храм Божий» и «невеста Христа».

1. Тело Христово. Образ Церкви как тела Христова используется апостолом Павлом для того, чтобы показать, что все верующие, как «члены» этого тела, подчиняясь одному Главе, выполняют единую функцию, при содействии в свою меру каждого члена. Этот образ также подчёркивает разнообразие способностей верующих, их служения и даров (1Кор. 12:14–21), а также необходимость заботы о слабых и нуждающихся и их значимость (1Кор. 12:22–27). Церковь, как тело Христово, продолжает Его дело на земле, благовествуя евангелие и научая заповедям Христа.

2. Храм Божий. Церковь, представляет собой также храм Божий, место особого богоприсутствия на земле (Еф. 2:20–22; 2Кор. 6:16). Поэтому в любом месте, где собираются истинные христиане, где они совершают богослужение, они могут быть уверены, что Бог присутствует с ними. «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:20). Поэтому мы не нуждаемся в рукотворных храмах или «святых местах» для того, чтобы стать ближе к Богу.

3. Невеста Христа. Невеста должна ожидать своего жениха и хранить верность ему, сохраняя себя в непорочности. Церковь, как невеста Христа (Откр. 22:17; Еф. 5:23–32), должна ожидать возращения за ней Христа и быть непорочной. Каждый отдельный член церкви должен ожидать Христа и быть незапятнанным умышленным грехом. Но нельзя применять сравнение «невеста Христа» к отдельному христианину. Только церковь, во всей её совокупности, можно назвать невестой Христа.

5. «Следовать принципам или копировать формы?»

Суть этого вопроса, на который трудно дать однозначный ответ, примерно в следующем: следует ли нам во всём копировать первоапостольскую церковь, или следовать её принципам, принимая во внимание реалии современного общества. Другими словами, следует ли нам в организации и форме поместной церкви как можно ближе приблизиться к образцу первоапостольской церкви или же лишь следовать её принципам (таким, например, как: «в церкви должны быть служители», «верующие должны быть крещены» и т. д.), стараясь приспособить эти принципы к современной культуре? За лучшее, конечно, по возможности, как можно лучше копировать первоапостольскую церковь. Ведь, по крайней мере, если апостолы так организовывали церкви, то также можем поступать и мы. Однако Чарльз Райри по праву говорит, что в этом вопросе мы обречены на непоследовательность [2] . Строя молитвенные дома, мы не копируем первоапостольские церкви, которые, видимо, не имели таких зданий, а следуем их принципу: «верующие должны собираться для совместного богослужения».

Утверждение о том, что нам следует, насколько возможно, придерживаться образца первоапостольской церкви, не относится к крайностям. Не следует задаваться такими вопросами (приведём, для примера, крайний случай): можно ли использовать в церкви современную аппаратуру для увеличения зоны слышимости проповедника? Не следует много спорить и по таким вопросам: можно ли использовать для вечери Господней виноградный сок или же нужно использовать вино, которое разбавляли в пропорции от одной до двадцати частей воды на одну часть вина? [3] Лучше использовать для вечери Господней пресные хлебы и виноградное вино, может быть разбавленное водой. Использование виноградного сока может быть признано допустимым. А вот использовать для вечери Господней кока-колу уже совсем плохо.

Некоторые противники «копирования форм» указывают на незначительное разнообразие в устройстве первоапостольских церквей. Так, не все церкви, видимо, были устроены как коринфская церковь. Но легко можно отличить особенности отдельных церквей, не одобренные и не установленные для всех церквей апостолами, от важных апостольских примеров, полезных для всех церквей. Копировать нужно не коринфскую церковь, а стараться понять, какими хотели видеть свои церкви апостолы, что они считали важным и основополагающим. Апостол Павел не видел в коринфской церкви идеального устройства, что видно по его посланиям, где он вносит коррективы и обещает устроить остальное, когда будет присутствовать в церкви лично (1Кор. 11:34). Общность имущества, которая первоначально была в иерусалимской церкви (Деян. 4:32) практиковалась на добровольной основе и не все верующие не владели частным имуществом (Деян. 5:4), более того, это не практиковалось в других церквях (1Кор. 11:22а). Поэтому общность имущества нельзя рассматривать как обязательное условие для церквей, хотящих быть похожими на первоапостольские церкви.

С другой стороны указывают, что ранние церкви в своей практике многое заимствовали из синагог. Но никакие исторические параллели не могут доказывать, что установления первоапослольских церквей не были Божьими установлениями. Например, обряд обрезания впервые возник не у иудеев [4] , но никто не решится утверждать, что он не был Божьим установлением.

«Следовать принципам или копировать формы?» Чаша весов более склоняется к ответу «копировать формы». Однако очевидно, что это вопрос, в котором нужно проявлять некоторую гибкость. Джон Ледли Дэгг сказал по этой теме замечательные слова.

«Обязанность апостолов состояла в том, чтобы учить новообращённых всему, что заповедал Христос, и устанавливать надлежащий порядок в церквах. Если, вместо того чтобы оставить нам сухие предписания, они своим личным примером научили нас тому, как следует основывать церкви и управлять ими, то у нас нет никакого права отвергать преподанные ими уроки и упрямо твердить о том, что ничто, кроме определённых и явно высказанных повелений, не должно налагать на нас обязательств. Вместо того чтобы ходить нашими собственными путями и придумывать что-то своё, нам следует находить удовольствие в подражании тем святым мужам, от которых мы приняли слово жизни. Поступки мудрого отца заслуживают того, чтобы его дети копировали их даже тогда, когда нет никаких оснований утверждать, что он намеревался учить их на своём личном примере. Мы чтим апостолов как мужей, которые были исполнены мудрости, сходящей свыше, и Святой Дух, Которым они были водимы, должен побуждать нас к тому, чтобы оказывать предпочтение их методам организации и управления, а не тем методам, которые может изобрести наш ограниченный разум» [5] .

6. Церковь и Израиль

В Библии есть весомые аргументы против отождествления церкви и Израиля. (1) Иисус, говоря о создании церкви, использовал глагол в будущем времени (Матф. 16:18). (2) Апостол Павел разделял человеческое общество на три группы: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией» (1Кор. 10:32). (3) Иудеи и язычники (еллины) в Писании разделяются (1Кор. 1:22 и далее; 1Кор.12:13). (4) Согласно библейской эсхатологии (учении о конечных судьбах мира) церковь ожидает своего восхищения, в то время как Израиля ждёт обращение ко Христу и установление мессианского (тысячелетнего) царства (здесь мы не будем подробно останавливаться на этой теме).

Церковь можно назвать «духовным Израилем» (Гал. 6:16), но церковь не подменяет собой Израиль. Некоторые указывают, что в Новом Завете, пророчества о грядущем, земном, мессианском царстве, истолкованы применительно к церкви (ср. Деян. 2:16–21; 15:15–17 – о восстановлении власти династии Давида). Но если апостолы видели в царствовании Христа в церкви предварительное, духовное исполнение этих пророчеств, это ещё не означает, что они отвергали буквальный их смысл (ср. напр. Деян. 1:6–7). Несомненно, что пророчества Ветхого Завета о земном, мессианском царстве, исполнятся и в их первоначальном, буквальном смысле; так, как их понимали сами пророки.

7. Церковь и Царство

Против отождествления церкви и царства выдвигаются возражения. Во-первых, говорят, что церковь лишь одно из проявлений царства (Божьего правления) на нашей земле и в наше время. В действительности же царство охватывает собой Израиль, тысячелетие после эпохи церкви и мир ангелов. Во-вторых, указывают, что во многих текстах Писания, в которых говорится о церкви или царстве, нельзя заменить «церковь» на «царство» или наоборот. На это можно ответить, что значение слово «царство» в Новом Завете разнообразно. Чарльз Райри классифицирует эти значения на четыре группы [6] :

1. Вселенная – это царство (включая мир ангелов) (Пс. 144:13; 102:19).

2. Царство Давида (мессианское царство) (Матф. 25:34).

3. Тайная форма царства (Царство Небесное).

«Правитель – Бог; подданные – это все те люди на земле, которые каким-либо образом связаны с христианством в его историческом проявлении, т. е. так называемым христианским миром (это могут быть как истинные верующие, так и те, кто лишь на словах исповедует веру во Христа, и даже те, кто отвергает Христа и является противником христианской веры)». О неверных подданных и лжехристианах в этом царстве см. Матф. 13:24–30; 36–43, особенно 41 ст.; 47–50. Хотя мнение Ч. Райри о противниках христианской веры как о подданных царства можно подвергать сомнению.

4. Духовное царство (Кол. 1:13; Матф. 21:43). Это царство есть вселенская церковь, состоящая исключительно из спасённых Христом, которыми Он полновластно правит. Это, те люди, которые приносят «плоды царства».

[1] «Словарь библейских образов» (под. ред. Л. Райкена, Дж. Уилхойта, Т. Лонгмана III) ст. «Церковь». «Теологический энциклопедический словарь», под. ред. У. Элвелла, ст. «Церковь».

[2] Ч. Райри, «Основы богословия», М.: изд. «Духовное возрождение», 1997 г., стр. 479.

[3] М. Эриксон, «Христианское богословие», СПб., 1999 г., стр. 949.

[4] У. Элуэлл, Ф. Камфорт, «Большой библейский словарь», СПб., изд. «Библия для всех», 2005 г., стр. 898.

[5] Джон Ледли Дэгг, «Трактат о церковном порядке и устройстве», СПб., изд. «Мирт», 2004 г., стр. 98.

[6] Ч. Райри, «Основы богословия», стр. 470–472.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector