0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Христианское отношение к страху по учению святых отцов. Христианин не может быть трусом

5 советов Святых Отцов, как преодолеть страх

«Душа, познавшая Господа, ничего не боится, кроме греха»
Преподобный Силуан Афонский

На земле нет человека, который бы чего-то не боялся. Для человека страх – это естественное состояние, которое возникает в случае опасности или угрозы его жизни.

Мир предлагает человеку материальное благополучие и наслаждение, а вместо этого именно здесь рождаются человеческие страхи: ведь все может быть отнято в любой момент, и человек окажется неспособным наслаждаться жизнью.

«Страх имеет много оттенков или степеней: опасение, боязнь, испуг, ужас, – рассказывает психотерапевт Дмитрий Авдеев. – Если источник опасности является неопределенным, то в этом случае говорят о тревоге. Неадекватные реакции страха именуются фобиями».

В своем труде «Точное изложение православной веры» св. Иоанн Дамаскин указывает: «Страх также бывает шести видов: нерешительность, стыдливость, стыд, ужас, изумление, беспокойство. Нерешительность – есть страх пред будущим действием. Стыд – страх пред ожидаемым порицанием. Стыдливость – страх пред совершенным уже постыдным деянием, это чувство не безнадежно в смысле спасения человека. Ужас – страх пред каким-либо великим явлением. Изумление – страх пред каким-либо необычайным явлением. Беспокойство – страх пред неуспехом или неудачею, ибо, опасаясь потерпеть неудачу в каком-либо деле, мы испытываем беспокойство».

Преподобный Серафим Саровский наставлял, что есть «Два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай».

Так является ли страх естественным для человека? И как преодолеть его, не повредив своей души?

5 советов Отцов Церкви, как преодолеть страх

1.
Иоанн Лествичник

«Страх есть лишение твердой надежды»

«Плачущие и болезнующие о грехах своих не имеют страхований. /. / Нельзя в одну минуту насытить чрево; так нельзя и боязливость победить скоро. По мере усиления в нас плача, она от нас отходит; а с уменьшением оного увеличивается в нас.

Если плоть устрашилась, а в душу не вошел сей безвременный страх, то близко избавление от этого недуга. Если же мы, от сокрушения сердца, с преданностью Богу, усердно ожидаем от Него всяких непредвидимых случаев, то мы воистину освободились от боязливости.

Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится».

Читать еще:  Читаем детям! или что общего у звезд, мам и козочек

2.
Преподобный Исаак Сирин

«Не унывай, когда дело идет о том, что доставит тебе жизнь, и не поленись за это умереть, потому что малодушие — признак уныния, а небрежение — матерь того и другого. Человек боязливый дает о себе знать, что страждет двумя недугами, т. е. телолюбием и маловерием».

«Страх за тело бывает в людях столь силен, что вследствие оного нередко остаются они неспособными совершить что-либо достославное и досточестное. Но когда на страх за тело приникает страх за душу, тогда страх телесный изнемогает пред страхом душевным, как воск от силы пожигающего огня».

3.
Святитель Тихон Задонский

«Там они трепетали от страха, где не было страха»
(Пс.13:5)

«Зачем же мне бояться того, что для меня неминуемо? Если Бог попустит на меня беду, я ее уже не миную; нападет она на меня, хотя бы я и боялся. Если не хочет Он допустить, то, хотя и все дьяволы и все злые люди и весь мир восстанут, ничто мне не сделают, потому что Он Един, Который сильнее всех, «обратит зло на врагов моих» (Пс.53:7). Огонь не сожжет, меч не посечет, вода не потопит, земля не пожрет без Бога, ибо все, как творение, без повеления Творца своего, ничего не сделает. Итак, зачем же мне бояться всего того, что есть, кроме Бога? А что Бог повелит, то не миновать мне. Зачем же и того бояться, что неминуемо? Убоимся же, возлюбленный, единого Бога, чтобы ничего и никого не убояться. Ибо кто Бога поистине боится, тот никого и ничего не боится».

4.
Преподобный Ефрем Сирин

«Кто боится Господа, тот выше всякого страха, устранил от себя и далеко оставил за собой все ужасы века сего. Ни воды, ни огня, ни зверей, ни народов, словом, ничего не страшатся боящиеся Бога. Кто боится Бога, тот не может согрешить; и если соблюдает он заповеди Божии, то далек от всякого нечестия».

5.
Паисий Величковский

Паисий Величковский писал, что если настигает тебя «сильное вражеское смущение, когда душа страшится» необходимо «псалмы и молитвы произносить вслух, или с молитвою соединять и рукоделие, чтобы ум внимал тому, что исполняете /. / и не бояться, ибо с нами пребывает Господь и Ангел Господень никогда не уступает от нас».

Как видим, в страхах современной жизни, есть «некая печать неблагополучия человеческого общества», как сказал в проповеди Святейший Патриарх Кирилл, и тут же дал действующий евангельский совет в борьбе со страхами – любовь: «Совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18). «Через любовь человек одерживает победу над любыми страхами и становится мужественным и непобедимым. Когда живем с Богом, мы ничего не боимся, мы вручаем свою жизнь воле Божией, стараемся слышать Его голос, способны преодолевать любые трудности жизни, потому что Бог через любовь освобождает нас от страха».

Читать еще:  Папа Бенедикт XVI — уход ради миссии Церкви и истины мира

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин. 4:18)

2. Преподобный Исаак Сирин Ниневийский. Слова подвижнические.

5. Паисий Величковский. Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания.

6. Святитель Тихон Задонский. Письма.

7. Преподобный Исаак Сирин Ниневийский. Подвижнические наставления.

Предсказания святых отцов и духоносных мужей об отступлении и отношении к еретикам и отступникам

«Чада, долготерпите иже от Бога нашедший вам гнев» — поучает нас пророк Варух (Вар.4.25). «Аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое, и потерпи», — вторит ему премудрый Сирах (Сир. 2, 1-2). С непреложностью духовного закона, утвержденного Божественным Промыслом, сбывались эти слова на протяжении долгих тысячелетий в судьбах многих народов и государств. Сбылись они и сбываются ныне в судьбе России.

«Бог избрал возвеличенную Им Россию принять и до скончания веков блюсти Православие — истинную веру, принесенную на землю для спасения нашего Господом Иисусом Христом, — писал еще в 1901 году Сергей Нилус. — Мановением Божественной десницы окрепла Православная Русь на диво и страх врагам бывшим, настоящим и. будущим, но только при этом непременном условии — соблюдения в чистоте и святости своей веры.

С непонятной жаждой новизны стремились мы вступить в новый ХХ век. Точно некая незримая сила толкала нас разорвать необузданным порывом цепи, связующие наше настоящее со всеми заветами прошлого. Наши первые шаги на пути нового столетия ознаменовались ярко и резко выраженными стремлениями сбросить с себя ярмо устоев нашей духовной жизни, — и в безумии своем мы первый удар нанесли под самое сердце свое, в наше Православие»

В другом пророчестве прп. Серафим говорит:

«Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия. Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы он лучше меня лишил Царствия Небесного, а их помиловал. Но Господь ответил — «Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня»

Святитель Феофан Затворник еще в XIX столетии предупреждал:

«Коренные начала жизни русской выражаются тремя привычными словами: Православие, Самодержавие, Народность. Вот что надобно сохранять! И когда изменятся сии начала, русский народ перестанет быть русским. Он потеряет тогда свое священное трехцветное знамя. «

«И чем бы мы стали, россияне, без Царя? — вторил в начале ХХ столетия Вышенскому затворнику другой великий угодник Божий, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. — Без него враги наши постараются уничтожить и самое имя России, так как носитель и хранитель России после Бога есть государь России, Царь самодержавный, без него Россия — не Россия.

Читать еще:  Именины в феврале, православные праздники в феврале

Сколько теперь врагов у нашего Отечества! А вы, друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите святую Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие — единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия, не будет и России: заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас!»

Еще в 1938 году святитель Иоанн (Максимович) писал:

«Великий грех — поднять руку на Помазанника Божия. Не остается неотмщенной и малейшая причастность к такому греху. В скорби говорим мы: «кровь его на нас и детях наших», т.к. в грехе цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший его унижение, арест и ссылку, оставив его беззащитным в руках преступников, что уже само собой предопределяло конец.

Величайшее преступление, совершенное в отношении Помазанника Божия, должно быть заглажено горячим почитанием его и прославлением его подвига. Перед униженным, оклеветанным и умученным должна склониться вся Русь, как некогда склонились киевляне перед умученным ими преподобным князем Игорем, как владимирцы и суздальцы — перед убитым великим князем Андреем Боголюбским.

Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиною наших нынешних бедствий, а именно клятвопреступление и цареубийство. Общественные и военные вожди отказали в верности царю, а народ явно и шумно приветствовал совершившееся, нигде громко не выразив своего несогласия с ним.

Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжелых грехов и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния. Не высказывая прямого осуждения февральской революции 1917 г., восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе. «

И никакие ссылки на необходимость «послушания» и «братской любви» здесь недействительны. Вспомним преподобного Максима Исповедника, завещавшего нам: «нельзя помогать еретикам в утверждении их безумных верований, здесь нужно быть резкими и непримиримыми. Я называю не любовью, но человеконенавистничеством и отпадением от Божественной любви, когда кто-либо потакает еретикам в заблуждении на неминуемую погибель«.

Всем нам не мешает помнить также и слова священномученика Киприана, епископа Карфагенского, сказавшего еще на заре христианской эры: «да не обольщает себя народ мыслию, будто он может быть свободен от греховной заразы, имея общение со священником-грешником и своим согласием способствуя неправедному и незаконному епископству своего предстоятеля. Народ, повинующийся Божественным Заповедям и боящийся Бога должен отделиться от грешника-предстоятеля. тем более, что он имеет власть избирать священников достойных и низлагать недостойных» (Творения св. Киприана. Киев, 1891г., ч. 1, сс. 315-316).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector