1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм василия блаженного возведен на соборной площади. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Собор Василия Блаженного)

Содержание

Храм Покрова Божией Матери

Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) – главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска.

Через два года в Москве на Красной площади был заложен храм Покрова Богородицы. Первоначально здесь, на бровке Москвы-реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Легенда гласила, что он сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо – пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

Во время походов на Казань Иван Грозный приказал ставить вокруг Троицкой церкви обетные деревянные храмы в честь тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем. Так, 30 августа, в день трех Патриархов Константинопольских – Александра, Иоанна и Павла – был разбит отряд татарской конницы князя Епанчи. 30 сентября, в день памяти Григория Армянского, была взята крепостная стена Казани вместе с Арской башней. 1 октября, в праздник Покрова, начался штурм города, победоносно закончившийся на следующий день, 2 октября, в праздник Киприана и Устиньи.

Другие храмы, по мнению исследователей, были связаны с царствующей династией или с местными московскими событиями: например, Василий III в декабре 1533 года перед смертью принял постриг под именем Варлаам. Храм Входа Господня в Иерусалим основан, вероятно, в честь победного возвращения Ивана Грозного с войском в Москву, что символически выразилось и в московской иконе XVI века «Церковь Воинствующая».

Все эти престолы первоначально находились в составе девяти глав-церквей Покровского собора, когда святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить здесь один собор в камне. Он же явился автором гениальной идеи нового храма. Сначала предполагалось поставить оставить семь храмов вокруг центрального восьмого, однако в процессе строительства «ради симметрии» был добавлен девятый южный придел, позднее освященный в честь Николы Великорецкого.

Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер – Иван Яковлевич Барма). Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!» – и разгневал царя. «Ты лжешь!» – вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.

Престол центрального шатра освящен во имя Покрова Богородицы, и собор полностью стал называться храмом Покрова Божией Матери, «что на Рву». (Празднование Покрова в русский церковный календарь ввел еще святой князь Андрей Боголюбский). Освящал храм митрополит Макарий в июле 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых.

Маленькая северо-восточная церковь Василия Блаженного, позже построенная на могиле почитаемого в Москве юродивого, дала потом всему храму другое, более распространенное название – собор Василия Блаженного. Однако она вместе с приделом Рождества Богородицы, устроенным на месте обретения мощей юродивого Иоанна Московского не вошла в главный идейно-композиционный сюжет собора, а только как бы сопутствовала ему.

Уникальный Покровский собор стал воинским храмом и в то же время сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима – Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). В нем не только молились – он сам был иконой, запечатленной в камне.

Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.

Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное – Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после Второго Пришествия Христа – после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.

Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.

Восьмиконечная звезда – напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, – символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы – Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства – до, во время и после Рождества Христова.

Все эти символы выражают эсхатологическую идею, заложенную в основу архитектурного собора – главного храма Третьего Рима. Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень, которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости. Известный древнейший пример восходит еще к ветхозаветной истории, когда над престолом царя Соломона была сень (навес) из слоновой кости и золота. В древней христианской церкви под сенью совершалась Евхаристия.

Престолы в трех храмах на главной оси «запад-восток» освящены последовательно: в честь Входа Господня в Иерусалим (глава, ближайшая к Спасским воротам Кремля), Покрова Божией Матери (центральный шатер) и Святой Троицы в восточной главе собора, то есть в важнейшей его части, ибо в православных храмах на восток ориентированы алтари. Известный ученый М.П.Кудрявцев, чья уникальная теория градостроительства средневековой Москвы признается православными москвоведами, полагал, что именно Троицкий храм-придел был главным в идейной композиции собора. В XVI веке весь собор назывался Троицким и по нему же была тогда названа Троицкой прилегающая Торговая площадь, позднее получившая название Красной, что на древнерусском языке означало «красивая».

В композиции Покровского собора можно проследить развитие глубинного сюжета на этой оси: от Входа Господня в Иерусалим, где Он совершил свой искупительный Подвиг к Им основанной Церкви, которая под Покровом Божией Матери предстоит перед Престолом Святой Троицы, и только через Христову Церковь открыт путь в Царство Святой Троицы – в Небесный Иерусалим.

Первоначально Покровский собор венчали 25 глав: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Его цвет тоже отличался от современного: он был красно-белым с золотыми луковичными главками. Это было символическим выражением апокалиптического образа Небесного Престола в окружении 24 старцев с золотыми венцами на головах и облеченных в белые одежды. Существует версия, что это также символизировало 13 кондаков и 12 икосов Похвалы Богородицы – уставного акафиста, который читали во время Великого Поста во славу Божией Матери. Внутренняя обходная галерея собора, расписанная причудливым растительным орнаментом под Райский сад, в плане составляет двенадцатиконечный крест, что соответствует 12 вратам в стенах Небесного Иерусалима.

При всем великолепии своего внешнего облика, внутри Покровский собор совсем небольшой. Во время службы там могло поместиться немного людей. Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом. Идейная композиция Красной площади, где храм Покрова главенствует, представляет собой решение самой сложной проблемы – создание образа Нерукотворного Храма Града Божия в городе земном (в Небесном Иерусалиме нет храма, а «есть только Престол Его»). Красная площадь и представляет собой такой Храм, где алтарем, престолом и надпрестольной сенью является собор Василия Блаженного, амвоном – Лобное место, наосом – само пространство площади, входом – Воскресенские ворота, а роль купола выполняло открытое небо.

В пользу этой теории, предложенной М.П. Кудрявцевым, свидетельствует и допетровский обычай празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Молящийся московский люд собирался на Красной площади, и туда же из Успенского собора через Спасские ворота направлялся крестный ход. В Покровском храме совершалось богослужение, и процессия возвращалась в Кремль. Впереди шествия ехал патриарх на белой лошади, которую под уздцы вел сам царь – в воспоминание о Входе Господнем в Иерусалим. Площадь действительно превращалась в огромный молящийся Храм, а ее идейная композиция развивалась от входа через Воскресенские ворота (с XVII века мимо часовни Иверской Божией Матери – Вратарницы и Заступницы) через Казанский собор – образ Церкви Воинствующей к Лобному месту – московскому символу Голгофы, и оттуда устремлялась к Покровскому собору – в Небесный Иерусалим.

Этот храм был главным символом не только на Красной площади, но и во всей Москве, являясь геометрическим центром ее градостроительного ансамбля. Его сорокашестиметровый шатер был самым высоким в средневековой столице до конца XVI века, когда Борис Годунов достроил колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника до 81 метра, и в Москве появился Иван Великий.

В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади. Тогда же престол во имя трех свв. патриархов Константинопольских был переосвящен во имя Иоанна Милостивого, а престол Киприана и Иустинии – во имя св. Адриана и Наталии. Всего в соборе стало 11 престолов, включая престол Александра Свирского. Во второй половине XVIII века при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску и стал настоящим московским чудом.

Храма сохранился по особому Промыслу Божиему – не один раз он оказывался на краю гибели и каждый раз оставался цел. По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, а в храме пока поставили лошадей французской армии. Техника того времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог остановить взрыв.

В XIX веке после того, как Неглинку закрыли в трубу, из ажурной чугунной решетки с ее набережной сделали ограду Покровского храма.

После революции храм едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. «А если бы его – р-раз. » – и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место. »

Снос храма остановило в первую очередь личное мужество архитектора П.Д.Барановского – мученика и подвижника русской культуры. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Сталина действительно что-то остановило – решение о сносе было отменено, а Барановский поплатился несколькими годами заключения.

А в Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.

В ноябре 1990 года в храме прошло первое всенощное бдение и литургия, а на освящении Казанского собора зазвонили его колокола. В престольный праздник Покрова 13–14 октября здесь совершается служба. Потрясающее впечатление от горящих в нем свечей, столь необычное для нас, с детства помнящих в этом знаменитом храме только музей…

Храм Василия Блаженного — история и загадки

Храм Василия Блаженного — самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание — восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.

Храм Василия Блаженного — настоящее название

Храм Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это — самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название — Собор Покрова Богородицы, что на Рву. 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.

Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.

Читать еще:  Черепаха по фен шую. А знаете ли вы что означает символ черепаха? Приметы про черепаху

Храм Василия Блаженного — история

Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

Храм Василия Блаженного — архитектура

Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.

В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.

Храм Василия Блаженного — задумка

Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного — прообраз рая небесного, расцветшего сада. В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле…

Храм Василия Блаженного — наши дни

В Храме Василия Блаженного сейчас можно увидеть росписи разных веков: соседствуют XVII и XIX век. Это — удивительный памятник архитектуры. Например, там есть загадочные изображения тюльпанов. Откуда о них знали в средневековой Москве? Или фреска с морской водорослью. Где еще могли увидеть ее местные жители? Эта фреска не повторяется ни в одном элементе собора.

Путешествуя по второму ярусу храма, посетители настолько ярко переживают смену пространств, росписей и архитектурных особенностей собора, что кажется, будто человек попал в прекрасный лабиринт. Это — одна из удивительных особенностей храма Василия Блаженного.

Читайте также:

Храм Василия Блаженного

В связи с празднованием Покрова Пресвятой Богородицы музей «Покровский собор» открыт 13 октября с 11:00 до 16:00, 14 октября — с 13:00 до 18:00.

Первая среда месяца — выходной день.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Храм Василия Блаженного) — один из самых значимых памятников древнерусской архитектуры XVI в. Собор был возведен в 1555–1561 гг. по велению царя Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства.

Центральная церковь освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Четыре церкви — Трех Патриархов Константинопольских, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Григория Армянского — освящены во имя святых, в день памяти которых произошли важные события похода. В программе посвящений церквей собора нашли отражение и другие важные события русской духовной жизни второй половины XVI в.: явление в вятских землях нового образа Николая Чудотворца, прославление преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского. Восточная церковь посвящена основному догмату христианской веры — Святой Троице. Западная церковь Входа Господня в Иерусалим связывает собор с образом Небесного Града.

Впоследствии к Покровскому собору были пристроены две нижние церкви: во имя святого Василия Блаженного (1588) и Блаженного Иоанна Московского (1672).

Покровский собор богато украшен настенными росписями, обладает внушительной коллекцией древнерусской иконописи и шедевров церковно‐прикладного искусства. Уникален ансамбль 11 церквей с полными иконостасами, интерьеры которых отражают историю храма на протяжении четырех с половиной столетий.

Уважаемые посетители!
В связи с реставрацией памятника Минину и Пожарскому вход на территорию Покровского собора временно перенесен. К сожалению, новый вход со стороны Кремлевской стены не оборудован пандусом.
При возникновении трудностей с преодолением ступеней при входе на территорию Покровского собора обратитесь, пожалуйста, к сотруднику музея по телефону:
+7 (495) 698-33-04.
Приносим извинения за временные неудобства.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного) — один из самых значимых памятников древнерусской архитектуры XVI в. Собор был возведен в 1555–1561 гг. по велению царя Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства.

Центральная церковь освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Четыре церкви — Трех Патриархов Константинопольских, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Григория Армянского — освящены во имя святых, в день памяти которых произошли важные события похода. В программе посвящений церквей собора нашли отражение и другие важные события русской духовной жизни второй половины XVI в.: явление в вятских землях нового образа Николая Чудотворца, прославление преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского. Восточная церковь посвящена основному догмату христианской веры — Святой Троице. Западная церковь Входа Господня в Иерусалим связывает собор с образом Небесного Града.

Покровский собор обладает уникальными настенными росписями, внушительной коллекцией древнерусской иконописи и шедевров церковно-прикладного искусства. Уникален ансамбль десяти церквей с полными иконостасами, интерьеры которых отражают четырехвековую историю храма.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Храм Покрова Богородицы «на Рву», называемый также собором Василия Блаженного, высится на Красной площади Москвы, рядом с Кремлем, напротив Спасской башни. Он был поставлен здесь в 1561 году в память о взятии русским войском Казани – столицы могущественного ханства, грозившего России и через столетия после окончания татаро-монгольского ига.

Второе (народное) имя храму дано в честь погребенного под его папертью почитаемого москвичами святого, современника постройки собора.

А ведь изначально храм выглядел не так как сейчас ! Вот смотрите …

Что стояло раньше на месте Покровского собора точно не известно. Русские летописи содержат отрывочные и противоречивые сообщения о деревянных и каменных церквях. Это порождало немало догадок, версий и легенд.

По одной из версий, вскоре после возвращения Ивана IV Грозного из Казанского похода 1552 г. на месте будущего храма Покрова на Рву на бровке Москвы-реки, на возвышенности была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами.
Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал Ивану Грозному создать здесь каменную церковь. Митрополиту Макарию принадлежала и основная композиционная идея будущего храма.

Первое же достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора весной 1555 г.
Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма — имена одного человека). По легенде, чтобы зодчие не смогли создать нового лучшего творения, царь Иван IV по завершении строительства выдающегося шедевра архитектуры велел их ослепить. Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла.

Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится описание «чудесного» обретения мастерами девятого, южного престола, после того, как все сооружение было практически завершено. Однако четкая симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви. Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня.

Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как «болшая церковь средняя Покров того году не совершена».

Приставка «на Рву», встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.

В первозданном виде собор просуществовал до 1588 г. Тогда с северо-восточной стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, который проводил много времени у строящегося собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Известный московский чудотворец умер в 1557 г., а после его канонизации сын царя Ивана IV Грозного, Федор Иоаннович повелел соорудить церковь. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный бесстолпный храм с отдельным входом.

Место обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII в. Богослужения в церкви святого вскоре стали ежедневными, а начиная с XVII столетия, имя придела переносится постепенно и на весь собор, становясь его «народным» наименованием: Храм Василия Блаженного.

В конце XVI века появились фигурные главы собора — взамен первоначального сгоревшего покрытия.

В 1672 г. с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного – чтимого московского юродивого, похороненного у собора в 1589 г.

Собор имел необычную архитектурную композицию — 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании – подклете – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм.

Архитектура храмов сводится к трем видам: шатровому, башенным большим и башенным малым. Все они объединены использованием единого композиционного приема «восьмерик на четверике» – это значит, что восьмигранник ставится на кубическое основание. Но объемы помещений разные, да и сочетания их необычны. Как пишет один из основных исследователей собора, А.Л. Баталов, «подобие и различие, единство и обособленность – примирение этих противоречивых начал становится главной темой в архитектуре собора и отвечает основной идее его программы».

Наиболее живое и яркое высказывание об этом храме принадлежит 20-летнему Михаилу Лермонтову: «…за самой стеной, которая вправо спускается с горы и оканчивается круглой угловой башнею, покрытой как чешуею зелеными черепицами; немного левее этой башни являются бесчисленные куполы церкви Василия Блаженного, семидесяти приделам которой (это, конечно, не так – А.К.) дивятся все иностранцы, и которую ни один русский не потрудился еще описать подробно».

Экзотическим «букетом» увидел этот собор почти через 100 лет художник Аристарх Лентулов.

Немецкий естествоиспытатель первой половины XIX века Иоганн Генрих Блазиус, посетивший Россию в 1840 году, вначале принял его за группу скал или колоссальное растение. Но вот что открылось ему потом: «Только взобравшись наверх, начинаешь мало-помалу понимать, что все части храма расположены симметрично…».

И – закономерный финал: «Вместо запутанного нестройного лабиринта это ультранациональное архитектурное произведение являет полный смысла образцовый порядок и правильность» (!). В устах педантичного немца такая оценка, бесспорно, – высшая похвала.

Посмотрим на собор сначала сверху, с куполов. Сколько их?

Произвольное нагромождение куполов исключается, это всего лишь сознательно подготовленный создателями храма обман зрения. К тому же, узорные главы – не изначальны. Они в конце XVI века заменили пострадавшие при пожаре значительно более строгие и более скромные «шлемы».

Начнем от главы над центральным шатром. Сразу видно, что вокруг основного шатра по диагоналям стоят 4 маленьких главы на низких барабанах, под которыми расположены три ряда полукруглых кокошников «вперебежку». Представим себе на мгновение, что больших, стоящих рядом с ними глав нет. И вот, перед нами пятиглавый храм, отличающийся лишь резко повышенной центральной частью: 1 + 4 = 5.

А теперь посчитаем остальные купола. Их всего 4, и расположены они по сторонам света вокруг главного шатра, что тоже восходят к традиционному для византийских и русских храмов пятиглавию, хотя и значительно более редкому, чем первое. И здесь: 1 + 4 = 5.

Не принимаем в расчет небольшой низкий купол слева от алтаря – это главка придела над мощами святого Василия Блаженного, он появился здесь позже, в 1588 году. Точно так же придется исключить из него и шатровую колокольню, построенную в 1683 году вместо прежней звонницы справа от алтаря. И тогда оказывается, что впечатление невероятного, непостижимого многоглавия достигнуто простым соединением двух традиционных пятиглавых храмов, как бы вставленных один в другой. При этом глав получается, конечно, не 10, а 9 – центральный шатер «работает» на оба пятиглавия.

Но рисунки, сделанные иностранцами, а также древние описи собора позволяют сказать, что куполов здесь было гораздо больше.

Снаружи по периметру главного шатра располагалось еще 8 (!) совсем маленьких главок. 4 такие же главки стояли вокруг самого большого, Входоиерусалимского придела, находящегося в центре западного фасада собора, напротив Спасской башни. Увы, при ремонте 1780-х годов они были разобраны – видимо, эпохе классицизма этот лес куполов (9 + 8 + 4 = 21. ) показался «архитектурным излишеством». А жаль…

История, загадки и обзор Храма Василия Блаженного – самой красивой церкви России

Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного – самая красивая и загадочная церковь в России. Зодчих, создавших храм, ослепили. Сам Сталин не позволил собор снести, а во время Великой Отечественной войны здание прятали от обстрелов.

Истинное название храма – Собор Покрова Богородицы, что на Рву, за которым в народе закрепилось название «собор Василия Блаженного». Действующий православный храм, музей и достопримечательность Красной площади, узнаваемый символ Москвы для иностранцев, охраняемый объект наследия ЮНЕСКО – храм Василия Блаженного.

Предания старины

Собор возведен в 1555-1561 годах на Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке, по велению Ивана Грозного. На месте, где красуется собор, в XVI веке соорудили оборонительный ров глубиной 13 и шириной 36 метров, проходивший вдоль кремлевской стены через Красную площадь. Ров засыпали в 1813 году.

Читать еще:  «К своему ужасу мы видим – от источника идут наши пьяные дети»

Царь, отправляясь на покорение Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды – дал обет Богу построить невиданный прежде храм на Руси, если победит нашествие врагов.

Строили храм 6 лет только в теплое время года. Согласно легенде, царь наблюдал за строительством с башни на кремлевской стене. Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном неповторимом экземпляре, зодчих собора Барму и Постника по приказу Ивана Грозного ослепили.

Во время Великой Отечественной войны храм замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. После войны Сталину предлагали убрать собор как помеху для проведения победного парада. Каганович, показывая Сталину макет площади, приготовленной для парада, убрал изображение храма. Сталин резко оборвал его: «Лазарь, поставь на место!» С тех пор неприкосновенность храма ни у кого не вызывала сомнения.

Архитектурная композиция собора

Архитектура собора необычна. Храм Василия Блаженного – сооружение нарядное, праздничное, похожее на гигантский цветочный куст. У здания высотой 60 метров нет глубокого фундамента. Девять самостоятельных храмов с отдельным входом построены на едином основании – подклете (наземном подвале) – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, украшенными орнаментом в виде трав и цветов.

Постройку возвели из кирпича, фундамент и цоколь – из белого камня. Стены храма толщиной 3 метра, высота приделов – 6 метров. За толстыми стенами устраивались тайники, в которых хранилась царская казна.

Первоначально снаружи храм окружала открытая галерея-гульбище. Центральная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы завершалась высоким шатром, отделанным внутри черно-красной росписью на белом фоне. Шатер – идея Божественного покрова, распростертого над русской землей – укреплен на «стояке», круговой конструкции, уходящей в небо. Наружный декор – пилястры, филенки, стрелы, розетки.

Приделы увенчаны луковичными главками-куполами с крестами. На луковках – изразцы, яркое и праздничное украшение с неповторимым рисунком. Купола собора похожи друг на друга, но при этом выполнены по-разному: воплощена идея частичных отличий при общем подобии. Трехшатровая открытая звонница с массивным колоколом дополняла ансамбль собора, роспись стен которого имитировала кирпичную кладку.

В 1588 году к собору пристроили десятую церковь над могилой московского чудотворца Василия Блаженного. Церковь – самостоятельный храм с отдельным входом, где проходили богослужения: остальные храмы не отапливались. С XVII века имя придела перенесли на собор с «народным» наименованием «храм Василия Блаженного».

Со временем собор изменился: к нему пристроили одиннадцатую церковь, появилась ризница – хранилище церковных ценностей и святынь. Храм украсили сводчатыми шатровыми крыльцами с орнаментальной росписью, напоминающей цветочные ковры. Снаружи роспись – имитация кладки из валунов – «дикий камень».

12 июля 1561 года собор освятил митрополит Макарий. Каждая церковь получила посвящение в честь церковного праздника и дней, в которые проходили решающие бои за Казань. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, потому что 14 октября, в день праздника Покрова, начался штурм Казани. По наименованию главной церкви собор получил название. Перед храмом – памятник Минину и Пожарскому.

Интерьер храма

Внутреннее пространство храма – бесконечная вереница сводчатых помещений, украшенных экспозициями из истории строительства собора. Всюду чувствуется древность. Архитектурное украшение – ступенчатые подоконники узких высоких окон, которые отражают и рассеивают свет, попадающий на каждую ступеньку, поэтому в храме светло и уютно.

Под окнами – маленькие круглые отверстия (голосники), которые не усиливают звук, а очищают от лишних голосовых колебаний. Звук становится сочным и ярким, песнопения, проповеди и молитвы слышны отчетливо.

Собор украшен росписью, выполненной масляными красками. На стенах – сюжеты из жития святого Василия Блаженного. На западной стороне – образ Покрова Пресвятой Богородицы. Верхний ярус расписан фресками святых – покровителей царского дома Романовых: мученицы Ирины, Иоанна Предтечи, святой Анастасии Узорешительницы и Федора Стратилата. На южной стороне – Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга.

Паруса свода (треугольники под потолком) расписаны иконами Евангелистов, а перекрытия – иконами Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Божией Матери. Под куполом – образ Спаса Вседержителя.

Иконостас создан по проекту архитектора Андрея Павлинова и украшен резьбой по дереву и прорезным позолоченным кружевом. Он так велик для небольшого храма Покрова, что продолжается на боковых стенах. Иконостас украшают старинные иконы – Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного на фоне Красной площади московского Кремля, написанный в XVIII веке.

Путешествие сквозь время

Собор несколько раз был на краю гибели. В 1812 году во время войны с Наполеоном здесь размещались французские конюшни, в Москве полыхали пожары, а храм заминировали, чтобы взорвать. Вопреки всему, он сохранился, будто сама Богородица оберегала его. Разграбив ценности, завоеватели оставили церковь. Во времена запрета на богослужения храм Василия Блаженного не тронули.

В 1918 году собор взят под охрану государства как памятник национального и мирового значения. Богослужения совершались регулярно до начала XX века. Последнего настоятеля храма Иоанна Восторгова расстреляли.

С 21 мая 1923 года собор открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. В 1928 году храм стал филиалом Государственного исторического музея и является им поныне. В соборе проведены 4 глобальные реставрации. В 1990 году Покровский собор включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и в соборе Василия Блаженного. Первое богослужение в храме состоялось на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1991 года.

2001 год – начало реставрационных работ в храме, продолжавшихся 10 лет. На восстановление интерьера 10 церквей потрачено 390 миллионов рублей. В 2008 году собор вошел в «семерку чудес света» России. 15 августа 1997 года после реставрации открыта церковь Василия Блаженного с регулярным богослужением.

Видео: тайна куполов

Храм Василия Блаженного в Москве

Храм Василия Блаженного в Москве – это больше разговорное определение Собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (другое название — Собор Василия Блаженного).

Православное культовое строение размещается на Красной площади и до XVII столетия вовсе называлось Троицким храмом, т.к. первая деревянная церквушка на этом месте была освящена в честь Святой Троицы.

В народе собор в стародавние времена также называли Иерусалимским, что было связано с крестным ходом, проводившимся в Вербное воскресение. Он начинался с Успенского собора московского Кремля и сопровождался «шествием на осляти» русского Патриарха.

Зарождение Покровского собора на Красной площади

Приступили к строительству храма в 1555 году по личному указу самодержца Иоанна Грозного в ознаменование виктории над Казанским ханством и в память о взятии его столицы – Казани, что случилось как раз в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы в первых числах октября 1552-го года. Работы были завершены в 1561 году.

Кто же на самом деле являлся архитектором храма Василия Блаженного на Красной площади?

К сожалению, до настоящего времени это все находится в области легенд, домыслов и гипотез.

Так, одна из версий гласит, что зодчим являлся мастер из Пскова Постник Яковлев, которого еще знали как Барму.

По другой, предполагают, что Барма и Постник – это, на самом деле, два разных архитектора.

И, наконец, считают, что Покровский собор всё же возводили под руководством иноземного мастера, ссылаясь на активное участие тех же итальянцев в строительстве московского Кремля и указывая на смешение архитектурных стилей постройки – русского и западноевропейского зодчества.

Важно отметить, что документального подтверждения в пользу одной из перечисленных гипотез до сих пор не найдено.

А теперь о домыслах и «красивых» легендах!

Говорят, что архитекторов величественного собора – Постника и Барму – царь Иоанн Грозный повелел ослепить, дабы они не выстроили где-либо подобие возведенного храма, но, согласно подтвержденным данным, зодчий Постник принимал участие в возведении Казанского Кремля, что случилось уже после окончания строительства храма Василия Блаженного.

Историки до сих пор бьются еще над одной загадкой – значением цветовой гаммы сказочных куполов Покровского храма, что на Рву.

Так, по одной из версий, выдвинутой писателем Николаем Александровичем Чаевым, в основе сюжета лежит … сон блаженного Андрея Юродивого, где пред ним предстал Небесный Иерусалим во всей его красе: с садами, цветущими деревами и небывалыми яркими заморскими плодами.

Как расстраивался собор Покрова на Рву в XVI-XIX веках?

К 1588 году были завершены работы по строительству церкви во имя Василия Блаженного с северо-восточной стороны Покровского собора на Красной площади и с устройством отдельного парадного входа.

Фигурные купола на соборе появились лишь в конце шестнадцатого столетия, которые устроили взамен сгоревших ранее в пожаре.

Значительная достройка храма была проведена после середины уже XVII века, когда здесь появились перекрытие галереи-гульбища и парадные крыльца с шатровыми завершениями.

В тот же период часть внутренних и внешних стен была декорирована травными орнаментальными рисунками, а на фасаде появились керамические информационные изразцы. Работы завершили к 1683 году.

Интересно знать, что в 1722 году храм Василия Блаженного включал в себя … 18 церквей или престолов. К настоящему времени их осталось 9 и каждый имеет свой неповторимо-красочный купол (10-й венчает колокольню):

  • Покрова Пресвятой Богородицы
  • Входа Господня в Иерусалим
  • Александра Свирского
  • Иоанна Милостивого
  • Адриана и Наталии
  • Святой Троицы
  • Григория Армянского
  • Варлаама Хутынского
  • Николая Чудотворца

Во время преобразований на Красной площади в 1817 году, по проекту зодчего Осипа Ивановича Бове собор Покрова, что на Рву получил отлитую из чугуна ограду. Кроме этого, была поднята подпорная каменная стена вокруг этого культового строения.

За всю свою историю собор Василия Блаженного в Москве не раз реконструировался, достраивался и реставрировался, пока не получил свой нынешний современный и неповторимый облик.

История храма Василия Блаженного после Октябрьской революции

Стоит отметить, что уже в 1918-м году Покровский храм советское правительство внесло в список памятников культуры и взяло его под свою охрану. Именно тогда здесь и начали создавать музейный комплекс. Его первым смотрителем был назначен протоирей Кузнецов.

Постановление об открытии в стенах храма непосредственно историко-архитектурного музея вышло в 1923 году. На пост руководителя назначили Евгения Ивановича Силина.

В 1928 году музейный комплекс «Покровский собор» был передан в ведение Исторического музея. Год спустя здесь прекратили проводить церковные службы и демонтировали все колокольные звоны. Отметим, что музей с той поры всегда был открыт для посетителей и закрывался лишь на период Великой Отечественной войны.

Начиная с 1991 года, Покровский храм (храм Василия Блаженного) перешел в совместное пользование музея и РПЦ. Богослужение в его церквах проводят по воскресениям, а также на второй день начала Пасхальных праздников.

Что еще интересного и познавательного можно узнать о храме Василия Блаженного на Красной площади в Москве, кроме видео:

Храм Василия Блаженного

12 июля 2016 г. исполнилось 455 лет одному из самых знаменитых архитектурных памятников Москвы — собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который мы знаем как собор Василия Блаженного.

Официально собор носит совсем иное название — Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Храм Василия Блаженного — это, скорее, закрепившееся за ним «народное» название.
Несмотря на то, что собор был построен в 1554 году в честь побед Ивана Грозного над Золотой Ордой, он получил в народе имя Василия Блаженного, по названию придела, пристроенного к собору с северо-восточной стороны в 1588 году. Построен он был по указу сына Ивана Грозного — Федора Иоанновича над могилой блаженного Василия, который умер в 1557 году, и был захоронен у стен строящегося собора. Юродивый зимой и летом ходил нагим, в железных веригах, москвичи очень любили его за незлобивый нрав. В 1586 году при Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного. С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. Ранее собор не отапливался, так как был, в большей степени, мемориальным, и службы в нем шли только в теплое время года. А придел Василия Блаженного был теплым и более просторным. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного.

Самый распространенный миф о соборе — это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем, никаких реальных исторических свидетельств нет. Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. В 1896 году служивший в храме протоиерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по реклу Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова. Более того, Иван Яковлевич Барма после завершения работ в Москве принимал участие в строительстве Благовещенского собора в Московском Кремле, Казанского кремля и других знаковых сооружений, о чем есть упоминания в летописях. Также существует гипотеза о том что упомянутые зодчие в действительности были одним человеком.

Нынешний вид Покровского собора сильно отличается от первоначального облика. У него были белые стены, строго раскрашенные под кирпич. Вся полихромная и растительная роспись собора появилась только в 1670-е годы. К этому времени собор уже претерпел существенные перестройки: были пристроены два больших крыльца — с северной и южной стороны. Также была перекрыта сводами внешняя галерея. Сегодня в убранстве Покровского собора можно увидеть фрески XVI века, темперную роспись XVII века, монументальную масляную живопись XVIII—XIX веков, редкие памятники русской иконописи.

Во время войны 1812 года, когда Наполеон занял Москву, собор Покрова Богородицы настолько понравился императору, что он решил перенести его в Париж. Технологии того времени не позволяли это осуществить. Тогда французы сначала устроили в храме конюшни, а позже просто заложили в основание собора взрывчатку и зажгли фитиль. Собравшиеся москвичи молились о спасении храма, и произошло чудо — начался проливной дождь, который потушил фитиль.

Храм чудом уцелел во время Октябрьского переворота — на его стенах долго оставались следы от попадания снарядов. В 1931 году к собору был перенесен бронзовый памятник Минину и Пожарскому — власти освобождали площадь от лишних строений для проведения парадов. Лазарь Каганович, который так преуспел в разрушении Казанского собора Кремля, Храма Христа Спасителя и ряда других храмов Москвы, предложил полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Легенда гласит, что Каганович приказал изготовить подробный макет Красной площади со снимающимся храмом и принес его Сталину. Пытаясь доказать вождю, что собор мешает машинам и проведению демонстраций он неожиданно для Сталина сорвал макет храма с площади. Удивленный Сталин якобы в тот момент произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место!», так что вопрос о сносе собора был отложен. Согласно второй легенде, своим спасением собор Покрова Богородицы обязан известному реставратору П.Д. Барановскому, который посылал телеграммы Сталину с призывом не разрушать храм. Легенда гласит, что Барановский, который был приглашен по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимися членами ЦК на колени, умоляя сохранить культовое строение, и это неожиданно подействовало.

Историко-архитектурный музей в соборе возник в 1923 году. Однако и тогда, в советское время, богослужения в соборе все равно продолжались. Шли они вплоть до 1929 года, и возобновились вновь в 1991 году. Сегодня собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви. Богослужения проводятся в храме Василия Блаженного еженедельно по воскресеньям, а также в престольные праздники — 15 августа, в день памяти Василия Блаженного, и 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы.

Интересное видео о храме:

Источник: Что нужно знать о соборе Василия Блаженного
russian7.ru/post/o-sobore…asiliya-blazhennogo/full/
© Русская Семерка russian7.ru
источник видео — ютуб.

Покровский собор (Храм Василия Блаженного)+ видео

Чего мы не знаем о «Храме Василия Блаженного»?

Приблизительное время чтения: 10 мин.

Это собор Василия Блаженного? Неправда. Это был главный храм Москвы? Неправда. Иван Грозный ослепил создателей храма? Неправда. Здесь в советское время был только музей? Неправда. А что же правда?

12 июля, в день первоверховных апостолов Петра и Павла, исполнится 450 лет знаменитому Покровскому собору на Красной площади. Больше известный под именем храма Василия Блаженного, со своими многокрасочными куполами и шатрами, он давно стал одним из национальных символов России. Религия, культура и история нашей страны сплелись в этом соборе в единое целое. Неслучайно о нем ходит много рассказов и легенд. Нередко «традиционные» мнения о знаменитом храме оказываются выдумкой. Ведь для многих собор — всего лишь праздничная картинка, своего рода визитная карточка Москвы или туристическая этикетка для иностранцев. Между тем подлинная история этого храма гораздо богаче и интереснее любых распространенных о нем заблуждений.

Читать еще:  Чего я на самом деле боюсь в мире терактов

Как называется собор?

Взять хотя бы название собора. В народе его называют храмом или собором Василия Блаженного. Страшной ошибки в этом нет. Но мало кто знает, что его первое и основное название — собор Покрова Пресвятой Богородицы «что на Рву». Храм Василия Блаженного — это, скорее, закрепившееся за ним «народное» название.

Покровский собор был возведен по обету Ивана Грозного, который он дал перед походом на Казань в 1552 году, и по благословению митрополита Макария. Завоевание Казанского ханства было важнейшим событием в истории России, и это его значение и было подчеркнуто возведением грандиозного собора.

Еще одно ошибочное представление состоит в том, что собор — только один храм. Называют же его храмом Василия Блаженного, и точка. На самом деле в 1555–1561 годах на едином основании (подклете) были возведены девять церквей, пять из которых были затем освящены в память о Казанском походе. Как гласят исторические документы, основная часть собора была возведена к осени 1559 года. Тогда же прошло освящение всех его церквей, кроме центральной. И лишь полтора года спустя, 29 июня по старому календарю, был освящен весь собор. Этот день и считается датой завершения строительства храма.

В центре собора находится главный храм — собственно церковь Покрова Пресвятой Богородицы, увенчанная маленькой луковичной главкой. Первого октября 1552 года начался штурм Казани — тогда же по церковному календарю отмечался праздник Покрова Богородицы. Поэтому центральный храм и назвали в честь этого праздника, а затем по нему — и весь собор. Кстати, Покровский собор был в то время самым высоким сооружением в Москве. До перестройки колокольни Ивана Великого в Кремле в конце XVI — начале XVII века он был высотной доминантой тогдашней Москвы.

Всего собор насчитывает одиннадцать куполов. Десять — это купола церквей по числу престолов, и еще один купол над колокольней. Сложная архитектурная композиция и программа строительства собора, скорее всего, принадлежали митрополиту Макарию, который хотел в многопридельном храме воплотить образ Небесного Града Иерусалима на земле, а также возвеличить роль Москвы и Ивана Грозного.

Восемь церквей, расположены симметрично вокруг главного храма в виде восьмиконечной звезды. Четыре больших церкви смотрят строго по сторонам света.

Церковь Киприана и Иустины

Память святых приходится на второе октября (15 октября н. ст.), и именно в этот день была взята Казань.

Церковь Григория Армянского

Григорий Армянский — просветитель Великой Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н. ст.). В 1552 году в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного — взрыв Арской башни Казани.

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим. В Вербное воскресенье именно к этому приделу совершался крестный ход из Успенского собора Кремля с «шествием на осляти» Патриарха. Поэтому придел и был пристроен с ближайшей к Кремлю стороны.

Церковь Варлаама Хутынского

Освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского, новгородского святого, основателя и игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря.

Церковь Николы Великорецкого

Эта церковь была освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой, почему и получила потом название «Никола Великорецкий». В 1555 году эту икону по приказу Ивана Грозного принесли крестным ходом по рекам из Вятки в Москву.

Церковь Александра Свирского

Освящена во имя этого святого, потому что его память отмечается в тот же день, в который произошел разгром конницы Епанчи на Арском поле.

Церковь Трех Патриархов (Иоанна, Александра и Павла нового)

Названа она так потому, что в 1552 году, в день памяти патриархов, 30 августа (12 сентября н. ст.), была одержана победа над князем Епанчей, который из Крыма шел на помощь казанским татарам.

Церковь Святой Троицы

Принято считать, что Покровский собор был построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой до XVII века часто именовали и весь храм.

Церковь Василия Блаженного

Единственный храм, где сегодня проходят регулярные богослужения.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Именно первого октября 1552 года, в праздник Покрова Богородицы, начался штурм Казани.

Откуда взялось название «храм Василия Блаженного»?

Но почему Покровский собор стали называть храмом Василия Блаженного и связывать его не с Иваном Грозным и Казанским походом, а с именем юродивого? Дело в том, что в 1588 году к собору с северо-восточной стороны был пристроен придел, освященный в честь Василия Блаженного. Построен он был по повелению сына Ивана Грозного — Федора Иоанновича над захоронением Василия Блаженного, который умер в 1557 году и был захоронен у стен строящегося собора. Сам знаменитый юродивый стал известен в Москве где-то в конце пятнадцатого века. Вся его одежда зимой и летом состояла лишь из железных вериг. Москвичи очень любили Василия за незлобивый нрав, в том числе и молодой царь, хотя юродивый порой не боялся перечить ему и укорять его. При Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного в 1586 году.

С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного. Ранее службы в нем шли только в теплое время года. Собор не отапливался, а вот храм Василия Блаженного был теплым. Кроме того, поскольку собор сооружался как мемориальный, в его церквях из-за их небольших размеров очень трудно было проводить богослужения. Поместиться могла разве что царская семья. Вскоре и возникает народное название собора — храм Василия Блаженного.

Ослепили ли Барму и Постника?

Самый распространенный миф о соборе — это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем история об ослеплении строителей собора по приказу Грозного не подтверждается никакими реальными историческими свидетельствами. Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. В 1896 году служивший в храме прото­иерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по имени Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова.

Раньше считалось, что собор Василия Блаженного строил иностранный мастер, скорее всего из Италии, если судить по «итальянизированным» элементам в его архитектуре. А поскольку в Западной Европе были распространенными легенды об ослеплении талантливых архитекторов, чтобы они не могли творить дальше, то некоторые иностранные путешественники, попадавшие в Москву, «механически» перенесли их и на мастера, возведшего Покровский собор. То же самое стали потом говорить и про Постника и Барму. Особенно широкое распространение мнимая история об ослеплении получила благодаря стихотворению Дмитрия Кедрина «Зодчие» (1938), после чего она вошла даже в школьные учебники по истории:

И спросил благодетель:

«А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова…
Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли…
И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.

Всегда ли собор был таким пестрым?

Может создаться впечатление, что собор всегда был таким пестрым. И это будет еще одно ошибочное мнение. Вообще нынешний вид Покровского собора сильно отличается от первоначального облика. Тогда бы мы увидели не его сегодняшнюю пеструю раскраску, а просто строгие кирпичные стены. При строительстве собора использовали в основном два материала — белый камень и кирпич. Вся полихромная и растительная роспись собора появилась только в 1670-е годы. К этому времени собор уже претерпел существенные перестройки: были пристроены два больших крыльца — с северной и южной стороны. Также была перекрыта сводами внешняя галерея. Сегодня в убранстве Покровского собора можно увидеть фрески XVI века, темперную роспись XVII века, монументальную масляную живопись XVIII—XIX веков, редкие памятники русской иконописи.

Начиная с 20-х годов XX века в соборе с некоторыми перерывами идут реставрационные работы.

Депозитарий для царя?

Кстати, раньше храм использовался и в качестве хранилища для ценностей, или, как бы мы сказали сейчас, депозитария. В Покровском соборе отсутствуют подвальные помещения, и церкви с галереями стоят на едином основании — подклете. У подклета очень прочные кирпичные стены (до 3 м в толщину). Высота некоторых помещений — около 6,5 м. Они были недоступны для обычных прихожан. Глубокие ниши-тайники в подклете использовались как хранилища и для имущества зажиточных горожан. Существует предание, что до 1595 года здесь даже прятали царскую казну. В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по тайной внутристенной лестнице, о которой знали только посвященные.

Кто хотел снести собор?

Собор в своей истории пережил немало трагических моментов. Он неоднократно претерпевал частые для деревянной Москвы пожары. В Смутное время его разграбили поляки, разорив раку Василия Блаженного. Наполеон разместил в Покровском соборе свои конюшни. Он даже отдал приказ взорвать собор, который, к счастью, не был исполнен.

Снести храм собирались и большевики, поскольку собор мешал проводить парады на Красной площади, но так и не решились. Известна легенда о том, как на заседании Политбюро, посвященном перестройке Москвы, Каганович демонстративно снял с карты-макета Красной площади храм Василия Блаженного, а Сталин сказал: «Лазарь, поставь на место»! Впрочем, было ли это в действительности или нет, неизвестно. Однако, по крайней мере, существуют генеральные планы реконструкции Москвы 30-х годов, на которых собора на Красной площади нет.

Только музей?

Еще одной ошибкой будет считать, что сегодняшний собор — это только музей. Действительно, историко-архитектурный музей в соборе возник в 1923 году. Однако и тогда богослужения в соборе все равно продолжались. Шли они вплоть до 1929 года, и возобновились вновь в 1991 году. Сегодня собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви. Богослужения проводятся в храме Василия Блаженного еженедельно по воскресеньям, а также в престольные праздники — 15 августа, в день памяти Василия Блаженного, и 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы. Как говорит заведующая филиалом Государственного исторического музея «Покровский собор» Татьяна Сарачева: «Покровский собор — очень удачный пример сосуществования в одном храме и музея, и Церкви».

В конце XVI века собор был высотной доминантой Москвы. Его высота 65 метров

Храм Василия Блаженного (Покровский собор в Москве)

Метрост. «Охотный Ряд», «Площадь Революции», «Театральная».
Автобусост. «Красная площадь», № 158, м5.
  • Купола собора
  • История
  • Режим работы
  • Богослужения
  • Как попасть
  • Экскурсии
  • Транспорт

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, за которым в народе закрепилось название собор Василия Блаженного, — действующий православный храм, музей, одна из главных достопримечательностей Красной площади и узнаваемый символ Москвы и России для иностранцев, охраняемый объект наследия ЮНЕСКО.

В самой высокой своей части храм достигает 65 метров. В Покровский собор входит 11 престолов, и каждый из них освящен в честь церковных праздников, в дни которых состоялись решающие бои за Казань. Подвальных помещений нет, престолы располагаются на подклете, разделенном на помещения высотой почти 6,5 метра.

Перед храмом установлена главная скульптура площади — Памятник Минину и Пожарскому.

Купола собора Василия Блаженного

Яркие, «пряничные», купола Покровского собора привлекают внимание в первую очередь. Однако символическое значение такой окраски, которое теоретически должно существовать, остается загадкой.

По одной из версий, такая праздничность связана со сном Андрея Юродивого о Небесном Иерусалиме.

Кирпичный храм имеет 11 куполов. При этом непосредственно над ним расположено 9 — в соответствии с количеством престолов; и главный купол в центре — над престолом Покрова Богородицы. Десятый купол находится над приделом Василия Блаженного, а последний — над колокольней.

История собора

Кирпичный храм в историческом центре столицы построен в 1555–1561 годы по воле Ивана Грозного и в честь победы над Казанских ханством, окончательно одержанной именно в день Покрова Пресвятой Богородицы.

Архитектор собора Василия Блаженного (исторически и в настоящее время — Покровского, к тому же отдельная церковь Василия Блаженного пристроена позже) — Постник Яковлев, псковский зодчий. Эта версия сейчас является официальной, хотя ранее допускалось, что у храма могло быть несколько основных зодчих.

Церковь Василия Блаженного с северо-востока собора построена в 1588 году над похороненным на территории канонизированным юродивым, изначально была отдельным зданием. В конце XVI столетия, уже при Федоре Иоанновиче, оформлены фигурные раскрашенные главы храма.

Облик знаменитого собора заметно изменился в XVII веке: был расширен свод, оборудованы крыльца с шатрами, добавлена художественная роспись.

По историческим свидетельствам первой трети XVIII века, в собор входило 18 престолов. К тому времени храм уже не раз реставрировали после каждого из пожаров, а наиболее масштабное восстановление потребовалось в 1737 году — после крупного пожара, вошедшего в историю столицы как «Троицкий». Реставрационными работами руководил И. Мичурин.

В ранние советские годы старинный Покровский собор на Красной площади в числе первых был включен в список охраняемых государством памятников. Уже в 1923 году был создан историко-архитектурный музей. В 1929 году со здания сняты колокола, в то время как музейная экспозиция была доступна на постоянной основе — здание вынужденно закрывалось только в годы ВОВ. Под одновременным управлением Исторического музея и церкви комплекс собора работает с 1991 года.

Часы работы храма Василия Блаженного

В качестве музея собор открыт для посещения по сезонному расписанию:

  • 31 декабря и 1 января музей не работает.
  • 1 сентября — 31 октября: 11:00–18:00, ежедневно.
  • 1 ноября — 30 апреля: 11:00–17:00, ежедневно.
  • 1 мая — 31 мая: 11:00–18:00, ежедневно.
  • 1 июня — 31 августа: 10:00–18:00, ежедневно.
  • Кассы музея и его территория закрываются на 45 минут раньше.

В морозы ниже -15° или во время проведения праздничных мероприятий на Красной площади время работы сокращается, точную информацию нужно уточнять по телефону справочной.

В период школьных каникул (зимой и весной) музей открыт для посетителей на час дольше.

Первая среда месяца — санитарный день, входные билеты в этот день не продаются.

Богослужения в храме на Красной площади

Службы по расписанию в соборе Василия Блаженного проводятся каждый воскресный день, а также на второй день Пасхи.

Начало литургии — 10.00, по ее окончании — акафист св. Василию Блаженному.

Как попасть в храм Василия Блаженного

Вход в собор Василия Блаженного платный — здание относится к площадкам ГИМа и, соответственно, в основном работает в качестве музея.

Цены на билеты в собор Василия Блаженного:

  • Для взрослых — 500 руб.;
  • Студентам-очникам; лицам 16–18 лет; держателям карт ISIC и IYTC; пенсионерам РФ и СНГ — 250 руб.;

В последнее воскресенье месяца предусмотрен бесплатный вход для студентов, школьников 16–18 лет, членов многодетных семей.

Полный перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный вход в другие дни — на официальном сайте музея-собора Василия Блаженного в составе ГИМ.

О посещении литургии в соборе необходимо узнавать отдельно — на сайте Московского Патриархата.

Экскурсии в храм Василия Блаженного

Сборные экскурсии, в том числе адаптированные для детей, по отдельному расписанию проводят в храме сотрудники Исторического музея. Доплата за посещение музея-храма в составе сборной экскурсионной группы (дополнительно к общему входному билету) составляет 200 рублей с человека.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector