0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм на конюшенной площади. Церковь конюшенного ведомства — церковь спаса нерукотворного образа при придворно-конюшенной части

Церковь Конюшенного ведомства — Церковь Спаса Нерукотворного Образа при Придворно-конюшенной части

Архитекторы:Гербель Н. Ф.
Стасов В. П.
Год постройки:1720-1723, 1817-1823
Стиль:Классицизм

Церковь Конюшенного ведомства —

Церковь Спаса Нерукотворного Образа при Придворно-конюшенной части

наб. Мойки, 2-4 — наб. канала Грибоедова, 1

Нач. 1920-х гг. Вид части Конюшенной
площади. Здание бывшего
Конюшенного двора.
(ЦГАКФФД СПб. Шифр: Гр 42845)
(добавил Lonely Walker)

Конный резерв Ленинградской
окружной милиции
Открытка 1929 г. изд.

1934 г. Здание 6-го отделения
милиции на Конюшенной площади.
(ЦГАКФФД СПб. Шифр Гр 39016)
(добавил Lonely Walker)

В 1736 г. по желанию служащих при главных придворных конюшнях иметь свой храм и своего пастыря повелением императрицы Анны Иоанновны устроена деревянная церковь в главном здании придворных конюшен, на Конюшенной площади, в палате, что над воротами, и освящена во имя Нерукотворного Спасителя Образа в 1737 г. в присутствии самой Императрицы. К этой церкви в 1745 г. была пристроена трапеза (дело СПб духовной консистории № 2, 775).

Через десять лет по основании деревянной церкви, повелением императрицы Елизаветы Петровны, в 1746 г. заложена была каменная церковь на противоположной стороне площади и освящена в 1747 г. тоже в присутствии ЕИВ и Их Императорских Высочеств, для коих были устроены в церкви два богато убранных места.

В 1822 г. придворная Спаса Нерукотворного Образа церковь была вновь переделана вместе с смежным с нею полуциркульным зданием придворной конюшни, по плану архитектора Стасова и освящена в 1823 г. Построение этого храма, как и прежних, произведено на счет казны и обошлось, не считая наружных стен, вошедших в общую смету всего полуциркульного здания, одною внутренней отделкой и украшением в 75 тыс. рублей.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа помещается среди полуциркульного здания главных придворных конюшен, возвышаясь над ним одним этажом, с большим куполом и двумя колокольнями, и находится в Казанской части 2-го участка. Правый боковой фасад ее, украшенный колоннадой и барельефами , изображающими Вход Господень в Иерусалим и и шествие Спасителя на Голгофу, параллелен Конюшенной площади.

Церковь внутри имеет правильную форму креста; устроена она с хорами в два света; алтарем обращена на восток. Длина церкви до иконостаса 12 саж., ширина 8 саж., высота до купола 5 саж., купол же высотой 2 саж. и 1 арш. Иконостас устроен полуциркулем, выпуклостью в церковь. Алтарь имеет в длину 3 саж, в ширину по середине 2 саж. 2 арш.; задняя стена его вогнута. Внутренность церкви освещается (вместе с алтарем) 17 большими окнами, сверх того хоры особо освещаются 11 верхними окнами, а в алтаре в середине купола вставлено большое цельное желтое стекло, через которое упадает свет, как бы от солнечного сияния. Хоры с двумя боковыми прямыми частями окружают храм до алтаря и поддерживаются 10 массивными колоннами. Все здание архитектуры греческой с колоннами ионического ордера.

Храм Спаса Нерукотворного Образа однопрестольный. Престол и жертвенник сделан из кипарисного дерева. Антиминс священнодействован в 1844 г. преосвященным Афанасием епископом Винницким. Прежние антиминсы, за ветхостью их, сданы в ризницу Александро-Невской лавры.

Первую драгоценную достопамятность в придворной церкви при главных конюшнях представляют: Нерукотворный Образ Спасителя. Икона Знамения Божией Матери и плащаница .ж Иконы эти и плащаница прежде находились в Царьграде и присланы в Россию в царствование императрицы Анны Иоанновны. (Полн. христиан. месяц. За 1822 г. Памятник веры за 1843 г. Описание С-Петербурга Пушкарева 1839 г.). До 1843 г. они находились в домовой церкви вице-канцлера графа Михаила Гавриловича Головкина. По вступлении же на Всероссийский престол императрицы Елизаветы Петровны, когда граф Головкин был судим за участие в сочиненном проекте об устранении Императрицы от престола, лишен чинов, имения и сослан в заточение в Березов, особо назначенною комиссией, иконы эти и плащаница по повелению императрицы Елизаветы Петровны приняты в церковь Спаса Нерукотворного Образа

Кроме древних икон в а придворной конюшенной церкви есть образа, замечательные своей художественной отделкой, работы наших лучших русских художников. Царские врата оставлены из четырех образов. Две верхние представляют Благовещенье Пресвятой Девы, а на двух нижних изображены четыре евангелиста. Писаны они профессором Императорской академии художеств Егоровым. Его же кисти местные образа, превосходно выполненные, особенно образ Спасителя и боковые иконы св. Александра Невского и праведной Елизаветы. Северные и южные изображения архангелов Михаила и Гавриила на северных и южных дверях, а над ним – восстания Христа Спасителя из гроба и Преображения господня писаны профессором Ивановым. Эти четыре образа превосходят все другие драпировкой одежды, легкостью и прозрачностью облаков. Вверху иконостаса находятся шесть восьмиугольных живописных произведений Брюллова, написанных на листовом железе, каждый из них длинною 11½, а шириною 8½ верш., замечательные художественной обработкой. Они изображают Преображение Господне, Сретение Господне и Рождество Христово – с правой стороны иконостаса, с левой – Рождество Пресвятой Богородицы, Успение Ее и Сошествие Святого Духа на апостолов. Его же работы барельефы, вроде бистры* (*краска из сажи с прожелтью для водяной живописи), представляющие моление Спасителя в саду Гефсиманском, другие дела и страдания Богочеловека. Эти барельефы развешены в длинных рамах по стенам хор. Все эти живописные работы сделаны при перестройке церкви в 1823 г. по заказу шталмейстера придворной конюшни князя Василия Васильевича Долгорукова. Ценность их 18,600 руб.

Среди церкви Спаса Нерукотворного Образа, в главном куполе, висит замечательная по своей величине (7 футов в диаметре) и художественной отделке люстра. Устроена она по Высочайше утвержденному в 19-й день апреля 1922 г. рисунку и есть лучшее произведение известного фабриканта Джона Баннистера. Она сделана из апликированной меди с серебряным матом, массивными краями и украшениями из чистого серебра, которого употреблено около 3 пудов. Огромность люстры (вес ее 32 пуда) в массе ее разделяется и как бы облегчается шестью подвесками, висящими на прекрасно сделанных цепях, в виде особых лампад. Она стоит 2000 руб.

В сенях церкви в особо устроенном месте хранится погребальная колесница, на которой везено было из Таганрога тело императора Александра I.

С 1737 г. причт церкви Спаса Нерукотворного Образа до 1797 г. находился в ведении епархиального начальства. В 1797 г. церковь, по Высочайшему повелению, причислена к церквям придворным. В 1804 г. церковь Спаса Нерукотворного Образа, как не состоящая при дворце, исключена была из числа церквей придворного ведомства и причт поступил опять в ведение епархиального начальства. В 1818 г. церковь с причтом вновь поступила в ведение главного священника.

Читать еще:  Иерархия ангелов в православии. Ангелы и Архангелы

Приход церкви составляют все служащие в придворном конюшенном ведомстве. Кроме того к приходу церкви приписана служительская рота Императорского Зимнего дворца и придворный конюшенный лазарет на 60 кроватей с отделениями: мужским, женским и родильным, помещающийся в зданиях главной придворной конюшни, в который принимают всех служащих в придворном ведомстве.

В приходе имеется школа для служительских детей – мальчиков и девочек, устроенная придворным конюшенным начальством. В ней преподаются: краткий катихизис, священная история ветхого завета – сокращенно, и нового завета – подробно, русский язык, география России и четыре арифметические правила. Сверх того мальчиков учат ремеслам: сапожному и портняжному, а девочек – рукоделию. По окончании курса учения мальчики зачисляются в службу по конюшенному ведомству.

(Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск четвертый. СПб 1875 С.163-173; добавил: Наталия )

Реставрация
конюшенной
части.
Фото — Анчар, 09.2014.

Церковь Спаса Нерукотворного образа (Конюшенная)

Здание церкви Спаса Нерукотворного образа входит в комплекс Конюшенного двора, является композиционным центром его южного фасада, выходящего на Конюшенную площадь.

Конюшенный двор был построен в 1720-1724 годах по проекту Н. Гербеля. В 1736 году в связи с желанием служащих придворных конюшен иметь свой храм императрица Анна Иоанновна повелела создать здесь церковь. Именно тогда в помещении над воротами и была построена деревянная церковь Спаса Нерукотворного. Её автор, предположительно, Доменико Трезини. Освятили церковь в 1737 году. По желанию Анны Иоанновны сюда из Византии перевезли Образ Спаса Нерукотворного, Плащаницу и икону Знамение.

По повелению императрицы Елизаветы Петровны здание церкви перестроили в камне. 23 декабря 1746 года императрица «по утру в 10-м часу утра изволила поехать на конюшенный свой императорский двор для освящения церкви, что на вратах; и на конюшенном дворе, в канцелярии, изволила кушать обеденное кушанье» [Цит. по: 3, с. 14].

К началу XIX века старый храм уже не соответствовал новым требованиям облика столицы. Церковь, как и Конюшенный двор, принадлежала казне. Поэтому в 1817-1823 годах она перестраивалась архитектором Василием Петровичем Стасовым за казённый счёт.

Церковь Спаса Нерукотворного образа до перестройки Конюшенного двора располагалась в двухэтажном служебном помещении. Стасов предложил разместить храм на втором этаже над главными воротами, целесообразность чего подтвердила экспертная техническая комиссия в составе архитекторов К. Росси и А. Модюи. Для оборудования церкви в старых стенах пришлось новые оконные и дверные проёмы. Некоторые стены сносились, строились новые. Капитальные строительные работы были завершены 2 мая 1822 года, после чего началась внутренняя отделка помещения храма. Его освящение состоялось 1 апреля 1823 года [3, с. 22].

Фасад здания украсили барельефы «Вход Господень в Иерусалим» и «Несение Креста» выполненные В. И. Демут-Малиновским. Интерьер Конюшенной церкви создавали художники С. А. Безсонов и Ф. П. Брюлло, лепщик Н. П. Заколупин. Резной иконостас был изготовлен скульптором-резчиком П. Крейтаном. Образа для него написали художники А. Е. Егоров, А. И. Иванов, В. К. Шебуев и Ф. П. Брюлло.

Главными святынями здесь стали привезённые из Константинополя икона Нерукотворного Спаса и Знамения, шитая шёлком и жемчугом плащаница. Передача храма церковному старосте Пьянкову произошла в октябре 1824 года. Писатель и художник П. П. Свиньин так описал церковь:

Главный церковный зал украшают десять дорических колонн, которые поддерживают хоры по его сторонам. Восемь из них кирпичные, а две деревянные, облицованные жёлтым мрамором. Зал был оборудован люстрой на 108 свечей, созданной англичанином Джоном Банистером. Высота люстры составляла четыре метра, ширина — два с половиной метра. Её стоимость составила 18 000 рублей.

На первом этаже Конюшенной церкви в 1826 году была установлена траурная колесница, на которой в Санкт-Петербург привезли тело Александра I из Таганрога. В дальнейшем её поместили в Конюшенный музей.

В 1837 году произошла дуэль с участием Александра Сергеевича Пушкина, в результате которой поэт был смертельно ранен. Отпевание Пушкина состоялось 1 февраля 1837 года в Конюшенной церкви. Особое разрешение на это дал Николай I, который опасался большого скопления людей и общественных волнений. Из-за этого прощание со знаменитым поэтом прошло в столь небольшой церкви. С. Н. Карамзина сообщала брату:

После завершения обряда отпевания гроб с телом Пушкина был перенесён в подвал. В ночь на 4 февраля его тайно ночью отправили к месту погребения в Святогорский монастырь. В это время священником Конюшенной церкви был протоиерей Пётр Дмитриевич Песоцкий.

В 1849 году Конюшенная церковь стала приходской.

22 февраля 1857 года здесь осуществляли панихиду по композитору М. И. Глинке. Существует версия, что композитора здесь отпевали. Но это не так, в Конюшенной церкви прошла лишь панихида в память о Глинке. Композитор скончался 3 февраля 1857 года в Берлине. Его тело перевезли в Петербург 24 мая и похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры [2, с. 447].

В 1857-1862 годах здание Конюшенной церкви перестраивалось архитектором П. Садовниковым, служившим в это время в Конюшенном ведомстве. Архитектор расширил храм, добавил окон на главном фасаде, превратил портал в псевдопортал. Колонны были сделаны полуколоннами, их соединила стена. Тогда же была обновлена роспись стен храма М. Н. Трощинским. В 1878 году в сенях первого этажа, где до этого стояла траурная колесница Александра I, была устроена часовня с иконостасом из четырёх образов.

Последним настоятелем храма был протоиерей Феодор Иоаннович Знаменский. После 1917 года Конюшенная церковь была разграблена, в мае 1923 года — закрыта [3, с. 25]. Иконостас был вывезен в Музей отжившего культа, а архив сожжён. Вскоре здесь открыли Клуб конной милиции. Памятная доска на фасаде Конюшенной церкви напоминает о том, что «В 1933-1990 годах здесь располагался конный отряд ГПУ», 28-е отделение милиции и НИИ «Гидропроект». Библиотека храма была уничтожена, колокола переплавлены.

Известно, что паникадило (люстра) из храма Спаса Нерукотворного образа в 1900-х годах находилась в главном вестибюле Адмиралтейства.

Новая община Конюшенной церкви возникла в 1989 году. Летом 1990 года было принято решение о возвращении храма верующим, 6 июня (в день рождения Пушкина) здесь была отслужена панихида, а 9 июля 1991 года состоялась первая литургия [3, с. 25]. К 1999 году проведена реставрация, воссоздан иконостас, из Адмиралтейства вернули паникадило. Восстановлением иконостаса занимался мастер Пикалов, новые образа написал В. Г. Корбан. Новое торжественное освящение храма состоялось 14 мая 2000 года митрополитом Владимиром [там же]. Каждое 1 февраля здесь проходит памятная панихида по А. С. Пушкину.

Церковь Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади (Санкт-Петербург)

Мiръ Россия Санкт-Петербург Церковь Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади (Санкт-Петербург)

Храм Спаса Нерукотворного Образа многим известен тем, что здесь отпевали великого русского поэта Пушкина.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Видео
  • 4 Как добраться
  • 5 Расписание богослужений
  • 6 Ссылки

История [ править ]

Первоначально деревянное здание церкви, построенное по проекту Доменико Трезини, было освящено в 1737 году. По велению Анны Иоанновны из Византии перевезли Образ Спаса Нерукотворного, Плащаницу и икону Знамение. Уже в 1746 году храм по указанию императрицы Елизаветы Петровны был перестроен в камне, а в 1747 году заново освящён.

Читать еще:  «Я понимаю, что ты чувствуешь» – поможет ли это человеку в горе

К началу XIX века старый храм уже не соответствовал новым требованиям облика города. Поэтому в 1816-1817 гг началась реконструкция церкви за казённый счёт по проекту архитектора Стасова, продолжавшаяся до 1823 года. Фасад здания украсили барельефами Демута-Малиновского «Вход Господень в Иерусалим» и «Несение Креста». Интерьер церкви был украшен художниками С. А. Безсоновым и Ф. П. Брюлловым. Лепщиком был Н. П. Заколупин, а резной иконостас был изготовлен скульптором Крейтаном.

В 1826 году на первом этаже была установлена «печальная колесница», на которой было доставлено тело Александра I. Также церковь известна тем, что 1 февраля 1837 года в ней состоялось отпевание Александра Сергеевича Пушкина. 2 марта 1857 года здесь была отслужена первая в России панихида по скончавшемуся в Берлине Глинке.

В 1849 года церковь на Конюшенной площади стала приходской.

В 1862-1863 гг после ремонта М. Н. Трощинским сделаны новые росписи. В 1878 году в сенях первого этажа, где ранее стояла траурная колесница, к тому времени перенесённая в музей, появилась часовня с иконостасом из четырёх образов. В 1916 году престол храма украсили серебряными рельефами.

После 1917 года церковь была закрыта. В 1923 году в ней был размещён клуб конной милиции, а через несколько лет — отделение института Гидропроект. В алтаре бывшего храма был устроен туалет.

В 1990 году церковь была возвращена РПЦ. Первое богослужение прошло 12 июля 1991 года. В 1990-е храм был отремонтирован, при нём были созданы воскресная школа и церковная библиотека.

Современное состояние [ править ]

Петербургский «Балтийский завод» изготовил для церкви Спаса нерукотворного образа уникальный колокол. Эта точная копия старинного инструмента, который некогда украшал храм. Он был уничтожен сразу после октябрьской революции. Бронзовый колокол с добавлением серебра имеет диаметр около полутора метров и вес 1700 кг. Колокол обладает уникальными акустическими характеристиками – его звук остается неизменным даже при 40-градусном морозе. В настоящее время он установлен на звоннице храма.

В церкви каждый год 1 февраля проходит торжественная панихида по А.С. Пушкину.

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 191186, г. СПб., Центральный р-н, Конюшенная пл., д. 1

Расписание богослужений [ править ]

Литургия: по субботам, воскресеньям и двунадесятым праздникам в 10:00, в остальные дни — по расписанию, начало в 9:00.

Над главными вратами. Чем знаменита Конюшенная церковь

Плащаница из Византии

22 февраля 1857 года здесь отслужили панихиду в память о композиторе Михаиле Глинке, который скончался в Берлине 3 февраля 1857 года. Его тело перевезли в Петербург 24 мая и похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Ещё ранее, в 1826 году, на первом этаже церкви была помещена траурная колесница, на которой привезли тело императора Александра I из Таганрога, где он умер. В 1878 году на этом месте была установлена часовня с иконостасом из четырёх образов.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа построена в 1736 году по просьбе служителей Конюшенного ведомства. Государыня Анна Иоанновна не только одобрила просьбу, поручив разработку проекта архитектору Николаю Гербелю, но и выписала из Византии бесценные христианские святыни: Образ Спаса Нерукотворного, шитую шёлком Плащаницу и икону «Знамение». Поначалу построили деревянную церковь, а спустя десять лет на её месте возвели каменный храм.

В 1817-1823 годах его перестроили по приказу Александра I, который уделял большое внимание городскому строительству. Старая церковь, по мнению государя, не соответствовала новому облику столицы.

Проект нового храма разработал Василий Стасов. Коренной москвич, ученик зодчего Василия Баженова, он трудился в Петербурге с 1811 года. Именно ему принадлежит идея разместить храм на втором этаже Конюшенного двора над главными воротами. Капитальные строительные работы были завершены в 1822 году. Главный церковный зал украсили десять колонн. Его освещала четырёхметровая люстра, изготовленная английским мастером Джоном Банистером.

Клуб для чекистов

Именно в этой церкви 1 февраля 1837 года отпевали Александра Сергеевича Пушкина. Церковь с трудом вместила всех желающих проститься с поэтом. Впускали не всех. Конюшенная площадь была заполнена народом, пришедшие поклониться праху спорили за право нести гроб. После отпевания гроб с телом поместили в подвал, а ночью 4 февраля отправили к месту погребения в Святогор-ский монастырь.

Позднее церковь перестраивали ещё раз — в 1857-1860 годах. На этот раз работами руководил зодчий Пётр Садовников. История жизни этого русского мастера удивительна тем, что он стал известным архитектором, будучи крепостным. Княгиня Голицына послала своего талантливого холопа учиться в Академию художеств в Петербурге. Правда, доучиться не дала, сама же и отозвала для строительства имения для дочери. Тогда же Садовников женился на купеческой дочке, которая, по законам того времени, тоже стала крепостной. Архитектор получил вольную после смерти княгини и вернулся в Петербург, где поступил на службу в Конюшенное ведомство. Оно-то и поручило ему строительство Конюшенного музея и реконструкцию церкви. Садовников расширил её, добавил окон на главном фасаде, обновил роспись стен.

В 1917 году Конюшенная церковь была разграблена, а в 1923 году закрыта. Храм приспособили под клуб конного отряда ГПУ. Потом здесь разместили отделение милиции, контору проектного института… Летом 1990-го было принято решение о возвращении здания РПЦ.

6 июня того же года в церкви отслужили первую спустя долгое время панихиду по Пушкину.
Настоятелем храма Спаса Нерукотворного Образа с 1991 года является отец Константин. В прошлом петербуржцы знали Константина Смирнова как одного из ведущих актёров Театра имени А. С. Пушкина и как киноактёра. Одна из его киноработ — главная роль в ленте «Чтобы быть счастливым!». В 1975 году он поступил в духовную семинарию, а после её окончания — в Духовную академию. В интервью «Аргументам и фактам» в 2009 году отец Константин сказал: «Когда я снимался в фильме «Такие высокие горы» с Сергеем Бондарчуком и Юлией Солнцевой, я знал, что это не начало моей карьеры, а конец. Я ухожу в храм».

Храм на конюшенной площади. Церковь конюшенного ведомства — церковь спаса нерукотворного образа при придворно-конюшенной части

  • Зуев Г.И. «Вдоль канала Грибоедова»
    ЗАО Центрполиграф, 2006
  • П.Я.Канн «Прогулки по Петербургу»
    Санкт-Петербург «Палитра» 1994
  • Шульц мл. с. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность
    Санкт-Петербург «Глаголъ» 1994
  • Спасо-Конюшенная церковь

    Первоначальная деревянная церковь в главном здании Придворных конюшен была устроена при Анне Иоанновне и освящена во имя Спаса Нерукотворного образа в 1737 г. Здание находилось во внутреннем дворе Конюшенного дома, построенного в 1720-1723 гг. на берегу Мойки архитектором Н.Ф.Гербелем. В 1747 г. на Конюшенной площади перед зданием конюшен была построена и освящена каменная церковь.

    В 1816-1823 гг. архитектор В.П. Стасов перестроил старое здание конюшен, сохранив его конфигурацию, фундамент и стены. к этому времени все сооружение находилось в катастрофическом состоянии, и потребовалась полная переделка здания. В 1823 г. церковь была отстроена и заново освящена. Здание стало доминирующим объектом площади. Сооруженный храм завершался пологим куполом и круглыми звонницами. Стройный четырехколонный портик ионического ордера установлен в глубокой лоджии, позже заложенной. На поверхности стен выделяются барельефы «Вход в Иерусалим» и «Несение креста» работы скульптора В.И. Демут-Малиновского, знаменитого мастера монументально-декоративной пластики позднего классицизма.

    Читать еще:  Ходить по часовой или против. Защитная магия: создание магического круга для защиты

    Образцом классицистического интерьера является зал храма. Его убранство, по эскизам архитектора В.П. Стасова, выполнил лепщик Н. Заколупин, живописцы Ф. Брандуков и Ф. Брюлло. В церковном зале установили прекрасный иконостас работы резчика- скульптора П. Крейтана. Образа для храма писали знаменитые художники-иконописцы С.А. Без(c)сонов, А.Е. Егоров, А.И. Иванов, Ф.П.Брюлло.. Стены церкви были выкрашены в светлосиреневый цвет, а карнизы — в белый.

    Одной из главных святынь храма был большой Нерукотворный образ Спасителя, привезенный из Константинополя и переданный в церковь при Анне Иоанновне; тогда же из Константинополя были привезены иконы Знамения Пресвятой Богородицы и плащаница, вышитая шелками и жемчугом; до 1743 г. эти святыни находились в домовой церкви графа Головкина, а оттуда со всей церковной утварью и книгами были переданы в Конюшенную церковь. Великолепны были также царские врата работы А.Е.Егорова, замечательный образ Архангела Михаила, написанный В.К.Шебуевым и шесть восьмиугольных икон Двунадесятых праздников письма Ф.П.Брюлло.

    Украшением интерьера церкви являлись десять ионических колонн, «из числа коих восемь кирпичных и две деревянных, облицованных фальшивым мрамором желтого цвета», поддерживающих хоры по сторонам зала. Всю церковь расписали клеевою краскою. Особое внимание привлекала люстра на 108 свечей, исполненная английским подданным Джоном Банистером. Мастер изготовил ее из «сереброаплекированной меди, а украшения на оной из чистого серебра». Стоимость люстры по тому времени составляла восемнадцать тысяч рублей. Люстра представляла собой чашу, по краям ее располагалось сто четырнадцать шандалов и шесть небольших плоских чаш, висящих на кронштейнах. Вес этого сложного трехъярусного сооружения составлял «всего 22 пуда», а его высота достигала четырех метров, при общей ширине светильника два с половиной метра. До 1990-х годов это уникальное изделие находилось в вестибюле главного корпуса Адмиралтейства. В церковном же зале Конюшенной церкви остался лишь огромный трос, одиноко свисающий с центра купола. Ныне люстра возвращена храму.

    Достопримечательностью Конюшенной церкви считалась установленная в ней колесница, на которой в 1826 году привезли из Таганрога в столицу тело Александра I.

    В памяти же россиян навечно осталась картина отпевания в этом храме 1 февраля 1837 года великого русского поэта А.С. Пушкина. Николай I распорядился проводить отпевание поэта в придворной Конюшенной церкви. Площадь перед зданием храма, по свидетельству очевидцев, напоминала «сплошной ковер из человеческих голов». Но доступ в саму церковь в этот день строго ограничили. После свершения обряда друзья погибшего на дуэли поэта перенесли гроб в подвал здания, а 3 февраля тайно, под покровом ночи, накрытый рогожей гроб отправили на дровнях к месту погребения в Святогорский монастырь.

    С Конюшенной церковью связана легенда о том, что в ней произошло отпевание композитора М.И. Глинки, умершего в Берлине 3 февраля 1857 года. В действительности же 22 февраля 1857 года в храме Конюшенного ведомства лишь совершили панихиду в память М.И. Глинки, бывшего капельмейстера придворной певческой капеллы. Тело же русского музыканта перевезли в Петербург, в Александро-Невскую лавру 24 мая 1857 года и похоронили на Тихвинском кладбище.

    В начале 20-х годов прошлого столетия храм закрыли, и помещениях Конюшенной церкви размещались поочередно различные государственные учреждения, в том числе и проектная организация «Гидропроект».

    В 1990 году Конюшенную церковь восстановили не без утрат относительно первоначальной постройки. В настоящее время это — действующая православная церковь Спаса Нерукотворного Образа.

    Конюшенная церковь

    Церковь была построена в здании придворного Конюшенного ведомства.

    В это здание Конюшенный двор переехал в начале 18 века. Чиновники сразу обратились к императрице Анне Иоанновне с ходатайством о постройке собственной церкви.

    Императрица ходатайство удовлетворила и в 1736 году отдала распоряжение выстроить здесь деревянную церковь.

    Доподлинно неизвестно, но предполагается, что новую церковь Спаса Нерукотворного строил известный архитектор Доменико Трезини.

    Полное название — Церковь Спаса Нерукотворного образа.

    Очередная перестройка здания была произведена во второй половине 19 века. Колонны фасада были «обрезаны», а в освободившемся промежутке прорубили окна.

    Новый храм освятили в 1737 году, а в 1746 году, уже по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны перестроили и освятили заново.

    На этот раз её строили каменной.

    В следующий раз церковь реконструировали уже в начале 19 столетия. Руководил работами архитектор Стасов. Барельефы, на темы «Вход Господень в Иерусалим» и «Нанесение Креста», украсившие фасад, изготовил Демут-Малиновский.

    Не менее замечательны и внутренние интерьеры.

    Внутри его украсили, доставленные из Константинополя, три святыни – Плащаница, икона Затмение и Образ Спаса Нерукотворного.

    В 19 веке Конюшенная церковь числилась придворной.

    На первом этаже выставили в 1826 году на всеобщее обозрение «печальную колесницу». На ней из Таганрога в Петербург доставили тело Александра Первого. Впоследствии, колесница стала одним из экспонатов Конюшенного музея.

    Когда в 1837 году на дуэли был смертельно ранен, и затем скончался Александр Сергеевич Пушкин, было принято решение отпевать его здесь, ближайшей к его дому.

    Сначала отпевать поэта хотели в Исаакиевском соборе, но в пользу Конюшенной церкви выступило то, что священником, которого вызвали к умирающему, оказался ее настоятель, протоирей Песоцкий.

    Для того, чтобы задуманное осуществить, необходимо было получить особое разрешение императора. Николай Первый такое разрешение дал и 1 февраля 1837 года отпевание состоялось.

    Затем гроб был перевезен в Святогорский монастырь, где поэта похоронили. 20 лет спустя в этой же церкви состоялось отпевание другого великого человека – композитора Михаила Глинки.

    В 1917 году храм был разграблен и закрыт.

    Сначала в здании открыли Клуб конной милиции, а затем – одно из отделений института «Гидропроект».

    Епархии храм Спаса Нерукотворного вернули в 1991 году. Тогда же здесь начали реставрацию и возобновили богослужения. Сейчас в церкви существует традиция – каждый год, 1 февраля, здесь проводят панихиду по убиенному поэту.

    Не так давно сюда вернули еще одну святыню – уникальный колокол. Его изготовили на петербургском «Балтийском заводе». Раньше точно такой же был установлен на звоннице храма, но в годы революции его уничтожили.

    Более чем полуторатонный колокол, выполненный из бронзы с добавлением серебра, славится своей великолепной акустикой. Он способен не терять своих качеств даже на лютом морозе.

    Это еще один образец, когда мирские задачи превалировали над классическими церковно-архитектурными канонами.

    Угадать в этой постройке религиозный объект может только опытный человек, а простой турист примет ее за часть общего фасада.

    Увидеть Конюшенную церковь можно почти в любой экскурсии по городу, но не потому, что она так красива или исторически интересна, просто рядом находится знаменитый на весь мир собор Спас на Крови.

    Адрес:

    Санкт-Петербург, Конюшенная площадь, дом 1

    Как добраться:

    Сперва пройти по пути к собору Спас на Крови. Обойти собор, и перейти канал Грибоедова по Ново-Конюшенном мосту.

    Сразу за ним начинается площадь, где по правой стороне находится длинное серпообразное здание. Церковь находится в середине, встроенная в это здание.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector