8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Хитон Спасителя – необыкновенное путешествие святыни

Хитон Спасителя – необыкновенное путешествие святыни

В 2012 году к Хитону Господа, покоящемуся в городе Трире в Германии, состоится высокое паломничество – событие, которое происходит всего несколько раз в столетие. Удивительная история святыни.

В жаркий, летний день 3 августа 326 года, ближе к полудню, когда солнце в Иерусалиме было практически в зените, город был необычно для этого времени многолюден. Никто не спешил укрыться в спасительную тень. Общее напряжение разрешилось криками «Смотрите, вон там, несут!». Небольшая группа людей устанавливала на всеобщее обозрение предмет, вызывающий у большинства жителей Римской империи невольный трепет и даже ужас. Это был крест для казни уголовных преступников.

Вокруг него стояли немногочисленные представители Иерусалимской христианской общины во главе с патриархом Макарием. Около патриарха стояла немолодая женщина с красивым, несмотря на годы, лицом и благородной осанкой. Ее знали решительно все собравшиеся в тот день люди. Мать императора Константина царица Елена специально посетила Иерусалим, чтобы обрести святыни Страстей Господних и поклониться им. Почти три века назад на этом кресте был распят Источник Жизни – Господь и Спаситель мира Иисус Христос. Но Он не только умер за грехи мира как Совершенный Человек, но и воскрес как Cовершенный Бог, заложив начало нового мира… Уже у самых первых слабых и разрозненных христианских общин мы видим не только почитание Животворящего Креста Господня — «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор.1:18, 22-25) – но и других святынь, связанных с жизнью, смертью и воскресением Спасителя. Евангелия повествуют нам о святынях страстей Господних – Терновом Венце, Хитоне и Погребальных Пеленах Господа.

Новая жизнь святынь в Европе

Сейчас эти святыни обретаются в Европе. Терновый венец – в Париже, Погребальные пелены – в Турине, и хитон Господа – в городе бывшем когда-то одной из четырех столиц Римской Империи – Трире. Именно к ним несколько раз в столетие совершается высокое паломничество, когда святыня открыто предстает перед молящимися. Хитон Спасителя в Трире В 2012 году такое паломничество будет в Трире к Хитону Господа, история которого начинается в Евангелии и продолжается в житие Св. Равноапостольной Царицы Елены – матери императора св. Равноапостольного Константина. В 306 году Константин становится правителем Западной Галлии – Белгики. Столицей этой части империи был Аугуста Треверорум – ныне Трир. Этот большой, красивый римский город давно был самым значимым в Галлии, при Диоклетиане за ним официально закрепляется статус одной из столиц империи. До Константина здесь правил его отец Констанций Хлор.(293-306). В Трир часто приезжает и подолгу живет святая Елена, мать будущего единоличного императора Римской империи. Из Трира в 312 году Константин идет на Рим, с галльскими легионами против Максенция и, накануне решающей битвы, видит знамение Креста и слышит во сне голос Господа, повелевающий начертать крестное знамение на щитах легионеров.

Свободу христианам!

В 313 году, находясь в Милане, Константин издает эдикт, дарующий христианам возможность открыто исповедовать свою веру. Святые епископы трирские — Евхарий и Валерий II — III век После этого события, в корне поменявшего положение Церкви, начинают строиться христианские храмы. Первые три – непосредственно по указу Святого императора Константина. Происходит это после описанного в житие паломничества св. Елены на Святую Землю. Закладываются: храм Рождества Христова в Вифлееме, храм Гроба Господня и собор во имя святого апостола Петра в Трире. Последний строится для благочестивого сохранения Хитона Господа, который царица обрела на Святой Земле. Землю под строительство храма подарила христианской общине Трира лично святая Елена. Этот город Константин и Елена рассматривают как возможный вариант столицы уже не только Галлии, но и для всей вновь объединяющейся под властью одного человека Римской империи. В Риме много укорененных в исторической ретроспективе консервативных традиций, а Константин – реформатор. Он хочет строить империю не на языческом, но на совершенно ином – христианском основании. Более того, он мечтает о торжестве мировой христианской цивилизации. И поэтому его мать, утвердившаяся к тому времени в любви ко Христу, помогает своему сыну во всех делах и совершает паломничество в Иерусалим.

Хитон Спасителя

Христианские общины, после веков гонений переживающие все происходящее как чудо, с радостью открывают для святой Елены святыни, связанные с жизнью Спасителя, Божией Матери, святых апостолов, которые удалось сохранить во время преследований. Святая Елена обретает в Иерусалиме Хитон Господа, который достался воинам у Креста Спасителя. «…Воины же, когда распяли Иисуса, взяли Одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили Ризы Мои между собою и об Одежде Моей бросали жребий. » (Ин. 19, 23-24; Пс. 21, 19). Эту величайшую святыню, а также часть мощей святого апостола Матфея – одного из семидесяти, она направляет в Трир. Хитон Христа с ликованием встречают христиане города и с благоговением полагают его в основанный по распоряжению святого Константина храм во имя святого апостола Петра. Мощи святого апостола Матфея Позднее, чтобы лучше сохранить святыню, ее обшивают, как некую драгоценность, со всех сторон в виде тканого ковчега. Историческим документом, рассказывающим об этом событии, является летопись „ AugustaTreverorum“ XI. Профессор Трирского университета доктор Кетенхофен датирует документ еще более ранним временем. Известны чудеса, происходящие от святыни. Они записаны в отдельную летопись. Святая Елена преставилась о Господе в 328 году. По свидетельству Евсевия Памфила, она скончалась на руках своего сына – святого Константина. Так как Константин в то время находился в Трире, вероятнее всего, это событие произошло в этом городе. Позже мощи святой Елены были перенесены в Рим, а значительная их часть в восьмом веке оказалась во Франции, но глава святой равноапостольной царицы Елены почивает в Трире по сей день.

Совсех концов земли

В пятом веке вся Западная Европа переживает нашествие варварских народов. Святыню надежно прячут, а для Трира наступают долгие века упадка. В десятом веке начинается возрождение города. Несколько позднее – в двенадцатом столетии, – на фундаменте старого храма, основанного святыми Константином и Еленой, возводится новый, величественный собор романской архитектуры. Там, с двенадцатого века по сей день, в закрытом ковчеге сохраняется Хитон Господа. Эта традиция сохранять святыни в закрытом виде утверждается на Западе в период средневековья. Так хранятся и мощи святителя Николая в городе Бари, и Погребальные Пелены Господа в Турине. В 1512 году, когда в Европе начинает дуть ветер Реформации, в Трир совершает паломничество император Священной Римской империи Максимилиан. По его настойчивой просьбе святыню открывают и торжественно выставляют для всеобщего поклонения. Это событие становится известным всей Европе. С тех пор святой Хитон Господа нечасто, но все же открывают. В 1810 году перед святыней молилось 200 000 паломников, в 1844 году больше миллиона, а в 1933 году больше двух миллионов человек. Последний раз ее открывали в 1996 году. В 1891 году исследованием Хитона занимался профессор Виллемс. Опытные специалисты изучали его также в семидесятых годах прошлого столетия. По словам хранителя Хитона профессора Франца Ронига, исследовать самую древнюю часть святыни, плотно обшитую в естественный тканый ковчег, очень трудно. Тем не менее многие факты, в том числе и исторического порядка, говорят о Хитоне в граде Трире как о подлинной одежде Господа Иисуса Христа, которая была на Нем во время Страстей Господних. К святыням города Трира совершаются регулярные паломничества не только западными христианами, но и православными из России. Начало этому положил митрополит Никодим (Ротов), который в 1973 году посетил город Трир и молился у Хитона Господа. Сейчас, когда границы открыты, большое количество молящихся приезжает в город Трир в паломничество и на молитву. Паломники останавливаются в отеле Св. апостола Фомы, в помещении которого созидается домовой храм православной общины города Трира. Теперь паломничество к западным святыням начинается с Православной Литургии. Паломники поклоняются мощам св. царицы Елены, св. апостола Матфия, мученикам знаменитого Фивейского легиона, и Хитону Господню, подходят к капелле, где он сохраняется, молятся, стоя у врат. Высокое паломничество к Хитону Господа, когда будет возможность не только молиться, но видеть Святыню Страстей Господних, состоится весной 2012 г. Ожидается более миллиона верующих с разных концов мира. По причине того, что эту святыню так же, как и Туринскую Плащаницу, открывают не чаще четырех раз в столетие, особенно сильной будет молитвенная радость для паломников, изыскавших время и возможность посетить ее.

Фото: Владимир Ештокин, Анатолий Данилов

Политика по обработке персональных данных. © Elentwo Legal & Touristic Co., Ltd 2010-2020. Использование текстов и материалов с сайта elentur36.ru запрещено.Информационно-справочные сведения, включая цены и т.п. на данном ресурсе не являются ни рекламой, ни офертой. Все фотоизображения на ресурсе являются авторскими, либо взяты из открытых источников.

Время перемен

. Римская империя, рубеж двух эпох. В 313 году в Милане император Константин озвучил эдикт, которым легализовал христианство. Время массовых гонений прошло. Кто мог подумать о таком еще десять лет назад, при императоре Диоклетиане, когда с христианами зверски расправлялись самые жестокие палачи? Мирных и законопослушных людей казнили как опаснейших государственных преступников. Тогда казалось, что приблизились последние времена, вот-вот снова придет Спаситель. Христиане знали, что цена их веры — сама жизнь. И многим было не жаль ее отдать.

Читать еще:  Жития святых какие есть. Имена русских святых жития русских святых

И вдруг… картина принципиально меняется. Первые лица государства открыто исповедуют христианство. Масштабных расправ больше нет. Заканчивается время катакомб, начинается новая эра. Нечто подобное, наверно, пережила Россия в 90-е годы ХХ века, когда повсюду вдруг стали открываться храмы. Многие вспоминают об этом как о чуде. Те, кто годами тайно посещали церковь и были уверены, что другого никогда не будет, ощущали эйфорию. Вероятно, христиане IV века находились в таком же состоянии.

Французский король Людовик IX приобрел реликвию в 1238 году и специально для нее построил Сент-Шапель. Во время Французской революции часовню разграбили, а венец передали в Национальную библиотеку. В 1801-м его вернули церкви и поместили в собор Парижской Богоматери. Отдельные шипы хранятся в нескольких городах Европы.

Небольшая колонна, к которой, по преданию, был привязан Христос, с 1223 года хранится в базилике Санта-Прасседе в Риме. К столбу когда-то якобы крепилось железное кольцо, которое обменяли на три шипа от тернового венца (два из них сейчас в Санта-Кроче-ин-Джерусалемме). Есть еще один столб, претендующий на подлинность, — в Стамбуле.

Хитон Спасителя — необыкновенное путешествие святыни

СВЯТЫНИ ХРИСТИАНСТВА запись закреплена

В субботу 16 ноября в Благовещенском кафедральном соборе г. Биробиджана за воскресным всенощным бдением состоялась встреча ковчега с частью святых мощей одного из самых почитаемых святых Вселенского Православия — великомученика и целителя Пантелеимона (+306 г.).
Показать полностью…
В воскресный день, ближайший ко дню памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских (1/14 ноября; + III в.), по уставу Святой Горы Афон совершается общая, то есть соборная, память всех святых бессребреников и исцелителей. Именно к этому празднованию и было приурочено принесение ковчега с частью святых мощей самого почитаемого из бессребреников — великомученика и целителя Пантелеимона.

На средине храма вместе с иконами Воскресения Христова и Собора всех святых бессребреников был установлен празднично украшенный цветами большой храмовый образ святого великомученика Пантелеимона. За воскресным всенощным бдением во время совершения полиелея ковчег с честными мощами архиепископом Иосифом был изнесен из алтаря на средину соборного храма. Перед святыней было пропето величание. На богослужение собрались не только многочисленные прихожане кафедрального собора, но и паломники из разных районов области, а также из г. Хабаровска и Амурской области. Все присутствовавшие смогли поклониться святыне, приложиться к мощам святого целителя и подойти под помазание освященным елеем.

В воскресенье 17 ноября архиепископ Иосиф совершил в соборе Божественную Литургию и молебное пение перед ковчегом с мощами великомученика и целителя Пантелеимона.

Вечером этого же дня в кафедральном соборе архиепископом Иосифом в сослужении городского духовенства перед святыней было совершено молебное пение с акафистом святому великомученику Пантелеимону. Ковчег с частью мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона находится в Благовещенском кафедральном соборе г. Биробиджана и доступен для поклонения верующим. Каждое воскресенье после Божественной Литургии в соборе будет совершаться молебен святителям Николаю Чудотворцу и Спиридону Тримифунтскому, а также великомученику и целителю Пантелеимону перед ковчегами с частями их святых мощей.

СВЯТЫНИ ХРИСТИАНСТВА запись закреплена
СВЯТЫНИ ХРИСТИАНСТВА запись закреплена

Святая мученица Регина Гальская

Святая Регина, родилась в Отоне, Франция, в семье язычника по имени Клемент. Её мать скончалась после её рождения, а отец отрёкся от неё. Святая Регина стала жить с кормилицей-христианкой, которая крестила её. Святая Регина пасла овец. Она молитвенно общалась с Господом и размышляла о житиях святых. Святая Регина была обручена с проконсулом Олибрием, но отказалась оставить свою веру ради замужества. За то она была подвергнута пыткам и обезглавлена в Алезии, что в епархии Отон, месте, называемом ныне в честь неё Ализ-Сент-Рен. В настоящее время основная часть мощей хранится в ризнице наместника Свято-Ильинского Одесского мужского монастыря, архимандрита Виктора(Быкова).
Святая Регина была умучена во времена гонений при императоре Декии, в 251 году, либо при Максимиане в 286 году. Святой Регине молятся в случаях бедности, обнищания, а также пастухи.

СВЯТЫНИ ХРИСТИАНСТВА запись закреплена

Положение мощей св. Северы.

СВЯТЫНИ ХРИСТИАНСТВА запись закреплена
СВЯТЫНИ ХРИСТИАНСТВА запись закреплена
СВЯТЫНИ ХРИСТИАНСТВА запись закреплена

Существует несколько версий обретения этого чудотворного образа, которые, различаясь в некоторых деталях, сводятся к одному: явление Урюпинской иконы Божией Матери последовало 8 июня 1827 года. Образ был найден двумя отшельницами, посвятившими свою жизнь служению Богу и жившими в уединенном месте, неподалеку от станицы Урюпинская, в урочище, называемом Каменный Баерак.
Показать полностью… Это место представляло собой крутой скат к реке Хопер, покрытый лесом и изрезанный глубокими оврагами. Здесь, в ветвях деревьев, у источника и была обретена икона. Некоторое время она хранилась в хижине стариц, а потом образ был перенесен в казачью станицу Урюпинскую, входящую в область Войска Донского. В 1854 году икона была поставлена в приходском станичном храме Покрова Пресвятой Богородицы, где хранилась в резном позолоченном киоте. К нему было привешено много дорогих серебряных лампад, подаренных благодарными мирянами, которые молились перед образом и получили исцеления.

21-го октября 1856 года на имя местного высокопреосвященного было прислано Ириной Лазаревой следующее донесение:

«В восьмой день июня 1827 года мы внезапно усмотрели на дереве, растущем на нагорной стороне нашего Урюпинского юрта, икону Божией Матери без всякой надписи с ее наименованием. Мы тогда же довели до сведения о сем местных священников и станичных правителей и перенесли ее в свое жилище, где и молились. Сожительствовавшая со мной девица одержима была до того 24 года недугом, и я сама болела более 24 лет, страдая от ран в обеих ногах. Однажды мы долго молились об избавлении от одержащих нас болезней. и через неделю получили просимое. Этот самый образ Божией Матери являлся в сновидении некоторым больным, и те с верой прибегали к нему и получали скорое в болезнях своих исцеление. Слух о чудесах сих стал распространяться в народе, после чего священнослужители Урюпинской станицы перенесли икону Божией Матери в приходскую Покровскую церковь».

При этом донесении приложен список многих лиц, получивших в различное время исцеление от язв, ран, паралича, ревматизма, падучей болезни и прочих недугов. Приведем здесь некоторые чудеса, известные по документам, хранящимся в Донской духовной консистории за N 3015. «1880 года августа 18 дня я был болен падучей болезнью; при этом со мной была сильная тоска: я не мог найти себе помощи ни у докторов, ни у лекарок. По частным слухам я ездил на источник, где явилась икона Божией Матери, искупался в нем и в то же время получил исцеление. В настоящее время приношу благодарственное моление Царице неба и земли, в чем подписуюсь: Михайловской станицы казак Алексей Иванов Миронов».

«1883 года июня 8 дня я приходила в станицу Урюпинскую с двумя дочерьми: Прасковьей 16 лет и Зинаидой 5 лет. Из них первая около четырех месяцев страдала лихорадкой, и никакие лекарства не помогали ей, а у последней болела голова — она не могла ее держать прямо и сделалась слабоумной. По прибытии в станицу я отправилась с ними в Покровскую станичную церковь, где отстояла утреню и обедню и отслужила Божией Матери перед Ее чудотворной иконой молебен. На возвратном пути из Урюпинской в хутор Беспалов дочери мои совершенно выздоровели: старшая не чувствовала никакой лихорадки, а младшая — никакой боли в голове и притом голову держала прямо и стала говорить разумно». За безграмотностью Екатерины Павловны Афиногеновой расписались священник и псаломщик Покровской церкви.

Приведем, наконец, показание доктора Суровцева. «В начале марта 1894 года, — пишет он, — меня пригласили пользовать больную Елизавету Андреевну Ефаеву в станице Урюпинской. При исследовании болезни мной найдены у больной расширение сердца и водянка ног и грудной полости. Употребление медицинских средств не принесло пользы больной; болезнь не уступала лечению. Семидесятилетняя больная страдала очень сильно, и болезнь с каждым днем увеличивалась. Около 25 числа марта водянка распространилась по всем частям ног, в полости живота и в грудной полости. Сердцебиение было учащенно-слабое, поверхностное, сопровождавшееся удушьем, вследствие чего больная не могла лежать и впадала в бред.

29 марта я посоветовал пригласить к больной других местных врачей для совещания о болезни, сознавая и не скрывая от окружающих, что надежды на выздоровление нет. 30 марта 1894 года родные больной принесли в дом Ефаевой местную икону Божией Матери из Покровской церкви и пригласили причт этой церкви отслужить молебен Богоматери. Во время молебна больная сама встала с постели, хотя прежде и не могла ходить без посторонней помощи, прошла в смежную комнату с той, где служили молебен, и остановилась, а затем сидела в полусознательном состоянии в кресле.

После молебна больная была перенесена на постель, где заснула в первый раз спокойным сном. По пробуждении больная почувствовала выздоровление. 31 марта я не нашел у нее водянки ни в полостях грудной и брюшной и ни в ногах; удушье прошло, расширение сердца уменьшилось, пульс полный и почти нормальный. Ефаева чувствует себя совершенно здоровой, ходит без посторонней помощи и занимается обыкновенными делами до настоящего времени. 1895 г., 5 января. Врач, коллежский советник Андрей Львович Суровцев».

«1890 года около 15 июня я, нижеподписавшийся, Луковской станицы урядник Спиридон Вуколович Вуколов приехал в станицу Урюпинскую и служил молебен перед явленной иконой Божией Матери, прося Ее об исцелении моей болезни, которой я страдал 15 лет и которая выражалась в расслаблении всего тела, доходившего иногда до полной недвижимости. По объяснению врачей, это был паралич ног. После молебна я почувствовал себя легче, а теперь выздоровел окончательно и вот явился в храм благодарить Царицу Небесную и отслужить перед явленной Ее иконой молебен с акафистом. 1890 г., октября 3 дня. С. Вуколов».

Читать еще:  Уничтожение израиля. Как израиль уничтожил ядерную программу ирака

Ежегодно 8 июня из Покровской церкви совершался многотысячный Крестный ход к месту обретения иконы. Здесь, на Святых горах, у родника была устроена часовня. Последний Крестный ход сюда был совершен в 1927 году, когда праздновался столетний юбилей иконы. Затем Крестные ходы запретили, саму местность переименовали в Комсомольские горы, а часовню передали устроенному здесь санаторию.

Паломничество к иконе ненадолго возобновилось во время Великой Отечественной войны, но затем вновь было прекращено. Традиция совершать Крестные ходы с чудотворным Урюпинским образом Божией Матери возродилась с назначением в Волгоградскую епархию Митрополита Германа (Тимофеева) в 1991 году.

5 чудес христианского мира

Чудо, то есть видимое нарушение законов природы, имеющее духовное значение – очень сложное явление. Иногда при тщательном исследовании оказывается, что объяснение тому или иному феномену есть. Но часто никаких объяснений чуду не находится. Такие загадочные явления и события встречаются в истории до сих пор

1. Мироточение Монреальской Иверской иконы Пресвятой Богородицы

Это чудо началось внезапно и завершилось трагично и неожиданно. В 1982 году в доме православного чилийца искусствоведа Иосифа Муньос-Кортеса начала мироточить икона Богородицы, которую ему подарили на Афоне. Ароматное масло обильно текло из рук Младенца-Христа и Пречистой, а также с Ее плеча.

В течение пятнадцати лет брат Иосиф возил икону по разным странам. От святыни происходили многочисленные исцеления. К сожалению, из-за отсутствия общения между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей, к которой относился хранитель иконы, даже после падения СССР образ не привозили в Россию.

В 1997 году брата Иосифа жестоко убили в отеле в Афинах. Икона при этом бесследно исчезла…

Есть мнение, что мироточение может быть свидетельством не только благодати, но и предстоящих бедствий – икона плачет.

2. «Призри на смирение» — икона на стекле

Это чудо наших дней. В 1993 году во Введенском монастыре города Киева обнаружили удивительное явление – на стекле, покрывавшем икону Божией Матери «Призри на смирение», проявилась как бы ксерокопия образа. Ученые и скептики пытались найти разные естественнонаучные объяснения: конденсат, микрочастицы красок… но пока все это звучит неубедительно. А простой народ потянулся на поклонение к святому образу. Многие получали исцеление и утешение.

Через два года Синод Украинской Православной Церкви признал икону чудотворной. Ее часто возят в разные города, и даже в нынешние сложные для российско-украинских отношений времена она бывала в Москве.

3. Светописанная икона Божией Матери

Снова чудо Божией Матери и снова с Афона. На этот раз – начала XX века.

В Свято-Пантелеимоновом Русском монастыре на Святой Горе регулярно раздавали милостыню бедным монахам – хлебные лепешки. Разумеется, к обители стали прибиваться люди случайные – бездельники и просто любители «халявы». И в 1903 году было решено эту практику прекратить.

Когда хлеб раздавали в последний раз, насельник обители иеромонах Гавриил сфотографировал очередь идущих за милостыней. После проявки кадра зрители с трепетом увидели незнакомую фигуру: некая Женщина, будто в пламени стоящая, смиренно принимала лепешку из рук раздававшего милостыню монаха.

Женщин на Афон не пускают в течение многих веков. За все время было несколько случаев, когда женщины обманом проникали на Святую Гору. Но никому бы не удалось не то что стоять в пламени, но даже получить милостыню незамеченной. Монахи поняли чудесное изображение как свидетельство пребывание на Святой Горе Пресвятой Богородицы. А в Пантелеимоновом монастыре продолжили раздавать хлеб бедным. Изображение назвали «Светописанным» — «Фотография».

4. Кровь святого Януария

Это чудо хорошо известно в католическом мире и регулярно подвергается критике, но тоже неубедительно.

В городе Неаполе хранится святыня – ампула со свернувшейся и засохшей от времени кровью мученика начала IV века святого Януария. Трижды в год, во дни его памяти, кровь святого становится жидкой или даже вскипает. Попытки объяснений этого непонятного явления особого результата не дали: говорили, что в капсуле содержится оксид железа – вещество, вскипающее от тряски; предполагали, что чудо вызвано изменением температуры или освещения окружающее среды (между реликварием и храмом) и так далее. Но факт остается фактом: гемоглобин в капсуле есть, и он иногда разжижается.

Серьезное свидетельство в пользу чуда – оно происходит далеко не всегда. Накануне бедствий кровь остается сухой. Чуда не случилось накануне Второй мировой войны в 1939 году, в 1944 году — перед извержением Везувия, в 1980 году — перед сильным землетрясением. В XXI веке кровь не вскипела в 2016 года. Пока, вроде, ничего ужасного не случилось…

5. Ланчанское чудо

Еще одно чудо католического мира – тоже восходящего к древности неразделенной Церкви. В начале VIII века в итальянском городе Ланчано совершал мессу, то есть Литургию по латинскому обряду, один священник. Вдруг его охватили сомнения: как так – хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа?! Он гнал прочь неподобающие мысли, но искушение не прекращалось.

В момент преложения Святых Даров священник вдруг с ужасом и трепетом увидел, что хлеб и вино действительно превратились в кусочек плоти и капли крови. Свидетельство страшного чудо было оставлено в назидание потомкам: частицы были помещены в хрустальную чашу и хранятся в церкви Сан-Франческо в Ланчано по сей день.

В XX веке святыню трижды исследовали. Все оказалось правдой: плоть оказалась частью сердечной мышцы, а засохшая кровь – настоящей кровью IV группы.

Сложно сказать, как относиться к этому чуду. «Известие учительное» — приложение к Служебнику, книге, по которой совершаются богослужения – рекомендует священнику, увидевшему подобное явление, остановиться, пока перед его взором снова не окажутся обычные хлеб и вино…

6. Плат Вероники

Данное изображение Спасителя появилось на платке благочестивой девы Вероники, который она протянула идущему на Голгофу Мессии. Отличительные особенности святыни – искажённые черты Иисуса Христа и терновый венец на Его главе.

В Евангелиях подобный эпизод не упоминается, однако легенда о чудотворном Плате всё же очень популярна. Существует несколько копий реликвии, главная из которых находится в соборе св. Петра (Ватикан, Рим). Другие похожие раритеты – Вуаль из Манопелло и святой лик из Аликанте.

Плат Вероники хранится в соборе Святого Петра в Риме

Нетленное ухо Иоанна Златоуста

В Ватопедском монастыре на Афоне содержится еще одна редкая святыня — честная глава Иоанна Златоуста. Она представляет собой голый череп без каких-либо кожных покровов. Удивительно в ней то, что одна часть все же сохранилась нетленной — это ухо святителя. Причем совершенно необъяснимо, как оно может держаться на голых костях. Считается, что в это ухо нашептывал Иоанну Златоусту сам апостол Павел, когда тот писал толкования на его послания. Именно поэтому оно и сохранилось нетронутым тлением.

filaretuos

Друзья и враги

Свитицховели и хитон Господень

14 октября в Грузии отмечается праздник Хитона Господня — Светицховлоба, или Мцехтоба. Центр празднования — собор Светцховели в древней столице страны Мцхете, ставший символом всей христианской Грузии.

По преданию, именно здесь, вдохновленный проповедью святой Нины и молитвами своей уже обратившейся ко Христу супруги Наны, крестился первый христианский царь Грузии — Мириан. В купели, по сей день стоящей в соборе, крестят и теперь.

Светицховели — кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в Мцхете, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. Числится среди памятников Всемирного наследия. В настоящее время считается одним из духовных символов современной Грузии.

Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней.

Во время раскопок в 1963—1964 годах в юго-западной части стены были найдены останки католикоса Мелкиседека (XI век). Во дворе, в юго-восточной части стены — дворец католикоса Антона II.

На всём протяжении своего существования собор служил местом коронования и усыпальницей для представителей царского рода Багратионов.

В марте 2007 года в Светицховели прошло отпевание первого грузинского президента Звиада Гамсахурдиа.

В классической литературе Грузии одним из ярких произведений является роман «Десница великого мастера» классика литературы Константина Гамсахурдия, повествующий о строительстве храма и об одновременно связанном с этим событием становлении Грузии. Эпическое произведение детально описывает процесс строительства храма, становления христианства в Грузии и грузинского государства.

В этом храме находится среди прочих святынь, тканный хитон Иисуса Христа.

Предание гласит, что Хитон был привезен в Грузию мцхетскими евреями раввином Элиозом и его братом Лонгинозом, которые поехав в Иерусалим на Иудейскую Пасху, случайно присутствовали на распятии Господа и протестовали против несправедливого суда Синедриона. Элиоз передал ризу своей благочестивой сестре, святой девице Сидонии, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его обетованным Мессией.

Сидония просила своего брата Элиоза привезти из Иерусалима какую либо вещь к которой прикасался Христос. Элиозу удалось во время распятия Иисуса Христа выкупить хитон у одного из римских легионеров. Когда Элиоз вернулся в Мцхету, он узнал о смерти матери, которая говорила перед смертью, что ей так плохо, как буд-то в её сердце молотком загоняют гвозди. Именно в это время её сын Элоиз наблюдал за распятием Христа.

Сидония, получив в руки святыню, потрясенная убийством Праведника, произнесла пророчество о конце царства Израиля и тут же скончалась от радости, её сердце не выдержало. Никакими силами вырвать из рук усопшей Хитон Спасителя не удалось — так ее с ним и похоронили в царском саду.

Читать еще:  Аномальные и загадочные истории реальные случаи. Самые страшные истории

Возможно эта история была бы забыта в народе, если бы её потомки еврея Элиоза не передовали из уст в уста, так она дошла до мцхетского раввина Авиафара, который так же был потомком Элиоза.

Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество. Видя всё это, Авиафар отказался от служения в иудейской синагоги и принял православие. В последствии он тоже был причислен к лику святых.

Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Потому она обратилась к царю Мириану с просьбой поставить на месте могилы Сидонии храм.

Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. Именно этот столп и назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп».

В V веке Грузией правил благочестивый царь Вахтанг Горгасали.

Имя «Горгасали» он получил от персов за свой шлем, сделанный в виде волчьей головы. «Горгасал» с персидского и переводится как «волчья голова».

По другой версии, задняя часть шлема была сделана в виде головы волка. И имя Горгасали сочетает в себе персидские слова «гурго» (волк) и «аслан» (лев).

В 502 году персы его и убили за отказ участвовать в войнах с Византией.

Заслуги царя Вахтанга перед Грузией огромны: именно он отстаивал самостоятельность (автокефалию) Грузинской Церкви у Византии, именно он в 482 году поднял восстание против персидского владычества, именно он основал новую столицу — Тбилиси.

И он же построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов.

Собор Светицховели (под этим именем он и вошел в историю) перестраивался несколько раз. В XI веке по инициативе святителя Мельхиседека — грузинского Католикоса-Патриарха — была отстроена крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь, фундамент которой сохранился по сей день. Святитель Мельхиседек похоронен тут же.

В XIV веке собор пережил нашествие монголов. В XV — землетрясение, разрушившее купол.

В XVII веке над могилой святой Сидонии и Животворящим Столпом была установлена башня. Вокруг башни и сегодня почти постоянно находятся молящиеся — они приходят сюда по одиночке и группами.


Под этой башней покоится святая Сидония с хитоном Христа

Вторая святыня храма — милоть (плащ) святого пророка Илии, переданный им своему ученику, пророку Елисею, при своем восхождении на небеса на огненной колеснице. Святыня хранилась у мцхетских евреев, потомки которых позже приняли Христа. Сейчас милоть находится за центральным иконостасом, в правой части алтаря.

Здесь находится плащ пророка Ильи

В Светицховели, в правом приделе, также находится частица мощей святого апостола Андрея Первозванного, проповедовавшего здесь уже в I веке.

В левом приделе собора находится колодец со святой водой. Правда, без благословения воду брать не разрешается, но рядом всегда стоит наполненное ведро и кружка.

Справа от входа — баптистерий, в котором по преданию крестился сам царь Мириан. Крещения в купели проводятся по сей день.

Если от баптистерия пройти немного вперед, можно очутиться возле часовни (во внебогослужебное время она закрыта) — это символическая копия кувуклии Гроба Господня.

Светицховели вобрал в себя всю историю Грузии. Здесь похоронены многие ее цари и патриархи, в том числе и цари Вахтанг Горгасали, Ираклий II, подписавший Георгиевский трактат о покровительстве России над Грузией, и последний царь Грузии Георгий XII. Здесь же состоялась интронизация нынешнего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

Огромный собор из местного камня песчаника, он виден издалека, и у всякого, кто бывал в Грузии, при одном упоминании этой страны встанет перед глазами именно он — строгий, однотонный, как будто поддерживающий куполом небо.

Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией Матери — символ неделимости их страны — Ее удела.

Наверное, потому и отмечается в один день один из любимых русских православных праздников — Покров Пресвятой Богородицы — и любимый грузинский православный праздник — Светицховлоба.

Интересным фактом архитектуры комплекса является его устройство согласно астрологическим знаниям, в которое, как считается, заложен тайный смысл. Сооружения образуют фигуру креста, где осевая линия отклоняется от продольной на 22 градуса. Именно на этот угол повернуты относительно сторон света египетские пирамиды и такой же угол наклона имеет земная ось. А расположение башен и построек, окружающих собор, по мнению современных ученых, отображают структуру Солнечной системы.

Хитон Господень – это самая великая святыня Грузинской Церкви. В сакральном плане Хитон Господень, находящийся ныне, как в царственном кивоте, в соборе Светицховели, можно сравнить с духовным солнцем, льющим из недр земли свой незримый свет, или с подземным родником, который невидим для глаз, но питает собой корни цветов и растений. Это тот Хитон, который был соткан руками Пречистой Девы Марии и обагрен кровью Спасителя на Его крестном пути от Гефсимании до Голгофы. Из-за этой святыни Мцхета называли «вторым Иерусалимом». Внутри собора Светицховели построена часовня, похожая по форме на кувуклию – ту, которую воздвиг император Константин над гробом Господним в Иерусалимском храме Воскресения. Хитон Господень, привезенный из Иерусалима во Мцхета, связал духовными узами Палестину и Грузию, храм Воскресения и Светицховели. В сакральном плане Хитон Господень – это столп духовного пламени, достигающий небес, более дивный, чем тот, который вел Моисея с народом по Синайской пустыне среди враждебных племен в Обетованную Землю. Это место, где Ангелы нисходят на землю, а души людей в молитве восходят к небесам. В Евангелии говорится о том, как страдающая неизлечимой болезнью женщина, подойдя в толпе к Спасителю, тайно прикоснулась к Его Хитону и мгновенно исцелилась от недуга (Лк. 8, 43–48). И сегодня исцеления от Хитона Господня получают те, кто приходит к нему с верой и благоговением.

Сегодня Светицховели является популярным местом среди туристов и молодожен, красочные свадебные церемонии которых можно увидеть в соборе каждые выходные.

Сидония стала первой христианкой Грузии. Не видя Христа, она полюбила Его всей душой, как одна из жен-мироносиц, и мысленно следовала за ним, как Мария Магдалина. Когда она услышала страшную весть о казни Христа, то ее любовь превратилась в страдание и боль, и она упала мертвой на землю, как лань, пронзенная стрелой охотника в самое сердце. Ее грудь стала священным престолом Хитона Господня. Так в древней Церкви в темницах на груди мучеников узники-христиане совершали литургию. Существует предание, что во время Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа Сидония выйдет Ему навстречу, держа в руках Хитон, как свидетельство своей вечной любви.

Со всех концов земли

В пятом веке вся Западная Европа переживает нашествие варварских народов. Святыню надежно прячут, а для Трира наступают долгие века упадка.

В десятом веке начинается возрождение города. Несколько позднее — в двенадцатом столетии, — на фундаменте старого храма, основанного святыми Константином и Еленой, возводится новый, величественный собор романской архитектуры. Там, с двенадцатого века по сей день, в закрытом ковчеге сохраняется Хитон Господа.

Эта традиция сохранять святыни в закрытом виде утверждается на Западе в период средневековья. Так хранятся и мощи святителя Николая в городе Бари, и Погребальные Пелены Господа в Турине.

В 1512 году, когда в Европе начинает дуть ветер Реформации, в Трир совершает паломничество император Священной Римской империи Максимилиан. По его настойчивой просьбе святыню открывают и торжественно выставляют для всеобщего поклонения. Это событие становится известным всей Европе. С тех пор святой Хитон Господа нечасто, но все же открывают. В 1810 году перед святыней молилось 200 000 паломников, в 1844 году больше миллиона, а в 1933 году больше двух миллионов человек. Последний раз ее открывали в 1996 году.

В 1891 году исследованием Хитона занимался профессор Виллемс. Опытные специалисты изучали его также в семидесятых годах прошлого столетия. По словам хранителя Хитона профессора Франца Ронига, исследовать самую древнюю часть святыни, плотно обшитую в естественный тканый ковчег, очень трудно. Тем не менее многие факты, в том числе и исторического порядка, говорят о Хитоне в граде Трире как о подлинной одежде Господа Иисуса Христа, которая была на Нем во время Страстей Господних.

К святыням города Трира совершаются регулярные паломничества не только западными христианами, но и православными из России. Начало этому положил митрополит Никодим (Ротов), который в 1973 году посетил город Трир и молился у Хитона Господа.

Сейчас, когда границы открыты, большое количество молящихся приезжает в город Трир в паломничество и на молитву. Паломники останавливаются в отеле Св. апостола Фомы, в помещении которого созидается домовой храм православной общины города Трира. Теперь паломничество к западным святыням начинается с Православной Литургии. Паломники поклоняются мощам св. царицы Елены, св. апостола Матфия, мученикам знаменитого Фивейского легиона, и Хитону Господню, подходят к капелле, где он сохраняется, молятся, стоя у врат.

Высокое паломничество к Хитону Господа, когда будет возможность не только молиться, но видеть Святыню Страстей Господних, состоится весной 2012 г. Ожидается более миллиона верующих с разных концов мира.

По причине того, что эту святыню так же, как и Туринскую Плащаницу, открывают не чаще четырех раз в столетие, особенно сильной будет молитвенная радость для паломников, изыскавших время и возможность посетить ее.

Руководитель паломнического отдела, центра Св. апостола Фомы, Тимофей Китнис, Германия (Трир)

Фото: Владимир Ештокин, Анатолий Данилов

Вы прочитали статью Хитон Спасителя | Путешествие святыни. Читайте также:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector