3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Хадис о том что нельзя. Обязанности мусульман по отношению друг к другу

Хадисы об обязанностях мусульманина перед обществом

Любой разумный человек может заметить, что все в нашем мире создано для какой-либо цели. Точно так же и род людской сотворен с определенной миссией. На самом деле, человек не предоставлен лишь самому себе. У него есть множество обязанностей.

Никому не вредить

Ислам запрещает посягать на имущество, жизнь, жилище, свободу и на честь. Мусульманин обязан уважать права других и остерегаться наносить кому-либо вред словами или действиями. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Мусульманин – это тот, от языка и от руки которого нет вреда другим» (Бухари, «Иман», 4 ,5; «Рикак», 26).

В хадисе сказано:

«Аллах дал вам братьев в подчинение. И тот, у кого на попечении есть брат, пусть поделится с ним едой и одеждой, и не поручает ему труд непосильный. Если же поручит — пусть поможет ему» (Бухари, «Адаб», 44; Муслим, «Иман», 38).

Помогать людям

Мусульманин должен быть приветливым и вежливым, помогать бедным, оберегать одиноких, сирот, стариков, инвалидов, протягивать руку помощи, указывать дорогу заблудившимся. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Не уподобляйтесь неразумным людям, утверждающим: «Мы будем относиться хорошо к тем, кто хорошо относится к нам, и ответим злом тем, кто причинит нам зло». Напротив, отвечайте добром на добро, сдерживайте себя и не причиняйте никому зла даже в ответ на зло» (Тирмизи, «Бирр», 62).

Также Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял:

«Каждое доброе дело, сделанное человеком, живущим в соответствии с Исламом, засчитывается ему десятикратно и более — до семисот раз, злое же деяние засчитывается ему как одно наказание» (Бухари, «Иман», 31; Муслим, «Иман», 205).

Уважение к старшим и милосердие к младшим

Очень важно уважать отца и мать, старших братьев и сестер, учителей и старших по возрасту. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Юноше, который почитает старика из-за возраста, Аллах направит того, кто отнесется с уважением к нему в старости» (Тирмизи, «Бирр», 75).

Мусульманам следует помогать тем, кто младше, одиноким, слабым, проявлять милосердие к сиротам. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Не добьется успеха тот, кто не проявляет милосердия к младшим» (Тирмизи, «Бирр», 5).

В хадисе сказано:

«Того, кто приютил, накормил и напоил сироту, несомненно, Аллах введет в Рай, если этот человек не совершал непростительных грехов» (Тирмизи, «Бирр», 14).

Приветствовать друг друга

При встрече мусульмане приветствуют друг друга. Давать салям – это сунна, а отвечать на него – фард, обязанность. Предпочтительно младшему первым приветствовать старшего, проходящему – сидящего. Приветствие « укрепляет мусульманскую умму.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«У верующего шесть обязанностей перед другим: приветствуй его при встрече; принимай его приглашение; советуй, если он просит об этом; пожелай ему добра, если он, чихнув, восславляет Аллаха (словами «альхамду лиЛллях»); навести его, когда он болен; проводи его в последний путь, когда покинет этот мир!» (Муслим, «Салям», 6; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 68).

Абдуллах бин Амр (радыяллаху анху) однажды спросил: «О, Посланник Всевышнего! Что в Исламе лучше всего?» Он услышал в ответ: «Наилучшее — если накормишь голодного, поприветствуешь и знакомых, и незнакомых» (Бухари, «Иман», 6, 20; Муслим, «Иман», 63).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял:

«Пусть вновь прибывший приветствует присутствующих и покидающий выскажет приветствие остающимся. И пусть не превосходит первое приветствие по значимости последнее» (Тирмизи, «Истизан», 15).

При встрече с детьми благочестивый Анас (радыяллаху анху) приветствовал их и говорил: «Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) поступал точно так же» (Бухари, «Истизан», 15; Муслим, «Салям», 15; Абу Давуд, «Адаб», 136).

Не сердиться

Если мусульмане поссорились, они должны помириться вне зависимости от причины ссоры. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Не разрешается мусульманам быть между собой в ссоре более трех дней» (Абу Давуд, «Адаб», 47).

Из хадиса следует, что находиться долгое время в обиде или в ссоре считается грехом. Это подтверждается еще и другим хадисом:

«Находиться год в состоянии обиды со своим братом по вере — грех,подобный пролитию крови» (Абу Давуд, «Адаб», 47).

Мирить поссорившихся

Если кто-то видит, что два мусульманина в ссоре, то примирить их его обязанность. В Коране сказано:

«Ведь верующие — братья. Потому устанавливайте мир между братьями, бойтесь Аллаха, — быть может, вас помилуют» (Сура «аль-Худжурат», 49 / 10).

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял:

«Лучшим садака является примирение тех, кто в ссоре» («Избранные хадисы», стр. 237).

Навещать близких

Мусульманин должен навещать родителей, родственников и друзей. Важно выбирать удобное для визита время, по возможности сообщив о нем заранее, не утомлять посещением, прилично выглядеть, не входить в чей-либо дом или комнату без разрешения.

Принимать гостей

Гостеприимство является неотъемлемой частью Ислама и занимает важное место в традициях мусульман. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Тот, кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть угостит своего гостя» (Бухари, «Адаб», 31, 85; «Рикак», 23; Ибн Маджа, «Адаб», 5).

Мусульмане обязаны встречать гостей приветливо и добрым словом, принимать с почестями и угощать, не быть хмурым, не ругать детей, а если гости уходят, провожать их.

Принимать приглашение

Если нет уважительной причины для отказа, следует принять приглашение брата по вере и его угощение. Это укрепляет любовь между мусульманами. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Если мусульманин позовет вас на свадьбу или куда-нибудь еще, примите его приглашение» (Бухари, «Никях», 74; Муслим, «Никях», 100).

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) не делал различий между богатыми и бедными. Если его приглашали простолюдины, он принимал приглашение и говорил:

«Худшее из угощений – свадебный пир, куда приглашены только богатые, а нищие — забыты» (Бухари, «Никях», 72; Муслим, «Никях», 107, 108).

Не искать недостатки других

Мусульманин не должен вмешиваться в чужую жизнь, обсуждать недостатки других, злословить. Заметив ошибки брата по вере, следует деликатно исправить его. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Тому, кто скроет недостаток мусульманина, Аллах скроет его недостаток в жизни и в Судный День. Аллах поддерживает человека, который помогает своему брату» (Муслим, «Зикр», 38).

Хасан Басри (рахматуллахи алейхи) наставлял: «Вы не станете обладателями крепкой веры до тех пор, пока будете обвинять в своих ошибках других. Поэтому в первую очередь смотрите на себя, исправляйте свои ошибки до того, как посмотрите на других».

Прощать зло

Высоконравственный человек умеет прощать зло и отвечать на него добром. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Бойся Аллаха, где бы и кем бы ты ни был. Зло исправляй добром. Обращайся к людям с хорошим нравом» (Тирмизи, «Бирр», 55; Дарими, «Рикак», 47; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», III, 5).

Посещать больных

Мусульманин должен навещать заболевшего брата, но приходить к больному следует в удобные для него часы, а не во время еды, приёма лекарств или сна. Нежелательно задерживаться у больного. Лучше оставаться у него лишь по его просьбе или когда чувствует, что это присутствие приятно ему. Не смотреть пристально на больного, не выражать жалость, а обращаться с милостью. При этом необходимо воздерживаться от разговоров, которые могут его утомить.

Желательно читать искренне дуа для выздоровления. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Навестивший больного пребывает в Раю до возвращения домой» (Муслим, «Бирр», 39; Малик, «Муватта», 17).

Имам Газали (рахматуллахи алейхи) сказал: «Человек должен благодарить Аллаха за трудности, потому что для верующего нет беды в этой жизни, кроме неверия и грехов. В беде может быть сокрыта для тебя польза, а ты и не знаешь. Аллах ведает, что является благом для тебя. То, что ты считаешь для себя злом, на самом деле может окажется для тебя добром. Поэтому наилучший путь – проявить смирение перед предопределением и благодарить Всевышнего».

Участвовать в погребальном намазе

Обязанность перед умершим мусульманином – проводить его в последний путь, принять участие в джаназа-намазе и молить Всевышнего об его прощении. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Если тот, кто верит в награду и ждет ее от Аллаха, проводит умершего до кладбища, прочитает погребальный намаз и останется там до его захоронения, то он вернется с наградой» (Бухари, «Иман», 35).

Имам Газали (рахматуллахи алейхи) говорил: «Разумный человек должен сказать своему нафсу: «У меня есть единственный капитал – моя жизнь. Этот капитал настолько ценен, что даже один ее вздох невозможно вернуть. Все вздохи подсчитаны и убывают». Поэтому используй их во благо и смотри на этот мир так, как будто завтра умрешь. Сохраняй тело от харама и будь богобоязненным».

Желать мусульманину лучшего

Мусульманин должен желать брату по вере того, чего желает себе. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял:

«Улыбка брату, призыв к добру, наставление на истинный путь, очищение дороги от камней и стакан воды жаждущему — милостыня от тебя» (Тирмизи, «Бирр», 36).

Имам Газали (рахматуллахи алейхи) сказал: «Все происходит по предопределению Аллаха. Кого-то Он сделал богатым, а кого-то бедным, кого-то здоровым, а кого-то калекой, кого-то знающим, а кого-то неграмотным. Гармония этого мира сохраняется именно так. Если ты встретишь простых людей, не унижай их. Не будь горделивым, ведь на их месте мог оказаться и ты, а они — на твоем. Старайся быть с ними скромным, сохраняй человечность и религиозность. Только таким образом можешь обрести счастье. Желаешь спокойствия в этом и будущем мирах – никого не обижай! Если увидишь человека младше себя, скажи: «У него грехов меньше, чем у меня», а если увидишь старше – то скажи: «У него вознаграждений больше, чем у меня. В нем сокрыто много хороших качеств, о которых, быть может, я и не подозреваю». Увидишь ученого, подумай про себя: «У него есть знания, и он спасет себя». А если встретишь знающего меньше тебя, то говори: «Он не знает, поэтому Аллах может простить его». Даже когда повстречается неверующий, подумай: быть может, Аллах одарит его верой, простит, и он чистым предстанет перед Ним. Насколько ты познаешь себя и будешь считать ниже других, настолько твоя степень пред Аллахом возрастет».

Обязанности мусульман по отношению друг к другу

Всевышний сделал нас братьями мусульманской уммы. В Коране говорится (смысл): «Поистине, муъмины (верующие) – это братья» (Сура 49, аят 10).

В хадисе говорится: «Мусульманин мусульманину — брат. Он не притесняет его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении» (Муслим).

То, что мы братья по вере и члены мусульманской уммы – самое великое благо для нас, и мы обязаны быть благодарными Аллаху за это благо. Братство по вере намного сильнее и крепче, чем кровное братство. Ведь кровное братство ограничено этим светом, а братство по вере существует как на этом свете, так и на Том. Кровное братство мы приобретаем через родителей, а братство по вере – через Всевышнего и Его Посланника (мир ему и благословление). Именно поэтому Посланник Аллаха сказал: «Я для вас – что отец для детей» (Абу Давуд, Нисаи, Ибну Маджах).

Родители всегда желают, чтобы между детьми складывались хорошие отношения. А пророк Мухаммад (мир ему и благословление) ещё больше желает, чтобы между людьми из его уммы складывались благие отношения. Ведь милосердие Пророка (мир ему и благословление) по отношению к людям из его уммы превосходит милосердие родителей к детям. Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) более милостив к мусульманину, даже чем он сам к себе. Поэтому он чётко изложил обязанности мусульман по отношению друг к другу.

Мы видим, как ревностно многие люди защищают свои права на преходящие блага короткой жизни на этом свете. Как же следует стараться нам, мусульманам, в соблюдении взаимных прав и обязанностей, ведь от этого зависит счастье как на этом, так и на Том свете!

Перечислим некоторые обязанности мусульман по отношению друг к другу, на которые указал Посланник Аллаха(мир ему и благословление).

Бухари и Муслим приводят хадис, рассказанный Абу Хурайрой, который передаёт слова Посланника Аллаха(мир ему и благословление): «У мусульманина перед мусульманином пять обязанностей: ответить на его приветствие, посещать его при болезни, участвовать в его похоронах, ответить на его зов и чтение за него дуа: «Да смилуется над тобой Аллах!», если тот чихнет». В хадисе, говорится: «Когда встретишь его, то приветствуй, если он попросит совета, то посоветуй». (Муслим) В другом хадисе говорится: «Пожелай другим то, что желаешь самому себе, и не желай другим, чего не желаешь себе». (Ахмад) А также в хадисе говорится: «Если кто-то из них (мусульман) попросит чего-либо, то отдай ему и помоги тому, кого притесняют». ( Бухари и Муслим)

В высокочтимом Коране говорится о благочестивых верующих (смысл): «Это те, которые милосердны друг другу» (Сура «Аль-Фатх», аят 29). Ибну Аббас, комментируя этот аят, сказал: «Это из признаков уммы Мухаммада: когда тот, кто похуже, увидит того, кто лучше него, то он молится за него: «О Аллах, благослови то благое, чем Ты его одарил, и укрепи его в этом, и не лиши нас пользы от него!». Когда же увидит тот, кто лучше, того, кто хуже него, то и он молится за него: «О Аллах, веди его к покаянию и прости ему грехи его!» . Но ныне некоторые мусульмане далеки от приведённого в этом аяте признака, ибо те, кто наделён благом, хулят тех, кто его не имеет — и наоборот.

В достоверном хадисе, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «В любви и милосердии друг другу верующие подобны телу [человека]: когда болит какой-либо его орган, то и остальное тело лихорадит и лишается сна». (Бухари Муслим)

Читать еще:  Вервольфы мифы и легенды. Легенды об оборотнях: миф или реальность

Этот высокочтимый хадис призывает мусульман сплотиться, не оставаться равнодушными к боли, страданиям, проблемам друг друга. И если мусульмане не ведут себя таким образом, значит — вера их несовершенна.

В другом хадисе говорится: «Кого не волнуют проблемы мусульман — тот не из них!».

Нельзя наносить какой-либо вред мусульманам, даже думать об этом нельзя. В другом хадисе, говорится: «Мусульманин – это тот, язык и руки которого безопасны для мусульман». (Бухари Маслим)

Из этого высокочтимого хадиса следует, что не может быть настоящим мусульманином тот, от языка или рук которого исходит хоть малое зло для других. Нанесение вреда мусульманам влечёт нестерпимые муки в Вечной жизни.

Один из табиинов, Ибну Аббасил Муджид сказал: «Всевышний нашлет на обитателей ада чесотку, такую, что они станут чесаться, пока не раздерётся мясо до костей. Тогда раздастся голос, вопрошающий: «Не мучаетесь ли вы из-за этого?». Они ответят: «Да, мучаемся». Им будет сказано: «Это вам за вред, который вы нанесли мусульманам в земной жизни!». То есть, нельзя мусульманину делать ничего плохого, даже смотреть на человека запрещено, если это ему не нравится. Нужно стараться всегда и во всём делать людям добро. Даже если просто убрать с дороги то, что мешает людям ‑ и за это предусмотрено большое вознаграждение! В достоверном хадисе говорится, что один человек получил Рай за то, что срубил дерево, которое росло на дороге и мешало людям.

Обязанностью мусульманина по отношению к другим является также проявление благонравия. Благонравие возвышает мусульманина на уровень тех, кто проявляет старательность в поклонении, проводя дни в посте, а ночи в бдении, поклоняясь Всевышнему. Так говорится в высокочтимом хадисе.

Мусульманину следует проявлять уважение к старшим и милосердие к младшим. Посланник Аллаха сказал: «Тот не из нас, кто не уважает старших и не милосерден к младшим!» (Табрани, Абу Давуд, Ахмад).

Мусульманину следует проявлять вежливость, благожелательность, довольство при общении с людьми. В хадисе сказано: «Поистине, Аллах любит того, кто кроток и доброжелателен» (Байхаки).

Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал своему сподвижнику Муазу (да будет доволен им Аллах): «Завещаю тебе: будь богобоязненным, говори только правду, соблюдай договоры, оправдывай доверие, не будь вероломным, защити соседей, будь милосердным к сиротам, в речах будь вежливым, приветствуй людей и не проявляй высокомерия!» (Хараити, Байхаки). Соблюдение договора и выполнение обещаний также входят в наши обязанности. Договор подобен долгу, его следует исполнять. Несоблюдение договора – из признаков лицемеров в религии. Нельзя также проявлять высокомерие из-за богатства или занимаемого высокого общественного положения, высокой должности. Посланник Аллаха (мир ему и благослволение) был самым скромным из людей, он помогал беднякам и вдовам решать их проблемы (Нисаи, Хаким).

Также следует воздержаться от хулы на братьев по вере, нельзя даже слушать хулу в их адрес. В хадисе говорится: «Клеветник в Рай не войдёт!» (Бухари, Муслим).

Нельзя также держать обиду на мусульманина более трёх дней, какой бы большой обида ни была. В хадисе сказано: «Не подобает мусульманам прекращать общение с братом по вере (то есть держать на него обиду) более, чем на три дня, отворачиваться друг от друга при встрече. И лучший из них тот, кто поприветствует первым!» (Бухари, Муслим).

Обязанностью мусульманина также является совершение добра всем людям, как хорошим, так и плохим. В хадисе сказано: «Совершение добра и по отношению к хорошему и по отношению к плохому является следующим, после уверования, признаком (основой) ума» (Табрани). Но если известно, что плохой человек, которому сделали добро, воспользуется этим для совершения дурного, то по отношению к нему нельзя совершать добро.

Мусульманину запрещено переступать порог дома другого мусульманина без его разрешения. В хадисе сказано: «Разрешения [войти в чужой дом] попроси трижды. Если получишь разрешение – входи, а если нет – возвращайся обратно» (Бухари, Муслим). Если разрешение не дано, то нельзя обижаться на это.

Обязанностью мусульманина также является соблюдение справедливости по отношению к другим людям. Следует поступать по отношению к другим так же, как бы тебе хотелось, чтобы другие поступали по отношению к тебе. В хадисе говорится: «Кто желает отдаления от ада и вступления в Рай, тот пусть придерживается убеждения, что Бог – Один, и Мухаммад – Его посланник, и поступает по отношению к другим так же, как он желает, чтобы поступали по отношению к нему другие» (Хаким).

Обязанностью мусульманина является также проявление почтения к уважаемому человеку. В хадисе сказано: «Если прибудет к вам авторитетный среди своего народа человек, то и вы окажите ему почтение!» (Хаким).

Ещё есть хадис, в котором говорится, что каждого следует посадить на своё место — то есть, каждому следует воздать должное, соответствующее его статусу и авторитету.

Права и обязанности мусульман по отношению друг к другу

Передают от Абу Хурайры (радыяллаху анху), что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Есть пять вещей, которые должен мусульманин мусульманину: отвечать на салям, навещать больного, провожать в последний путь, принимать приглашение, желать блага чихнувшему » (Бухари, Джанаиз, 2)

В версии хадиса, которую приводит имам Муслим говорится, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Есть шесть вещей, которые должен мусульманин мусульманину: Если встретишь мусульманина, поприветствуй его; если он пригласит тебя, прими его приглашение; если он спросит совета, посоветуй ему; если от чихнет и восхвалит Аллаха, пожелай ему блага; если он заболеет, навести его; если он умрет, проводи его в последний путь». (Муслим).

У мусульман друг перед другом есть определенные права и обязанности, материальные и моральные. Выполнять эти обязанности побуждают стимулы мирские или потусторонние, те, что связаны с верой в отчет за свои поступки в Судный День. Духовные мотивы действий человека играют первостепенную роль, как в личной жизни человека, так и всего общества. От мирской ответственности человек может уйти, скрыв свое преступление от людей. Но тот, кто знает, что Аллах видит его, где бы он ни находился, не преступит Его законов. Таким образом, Ислам дает своим последователям мотивацию поступков, основанную на вере в ответственность за все добро и зло, которое они совершат в этой жизни. Согласно Исламу, тот, кто отрицает такую ответственность, не может считать себя верующим.

Ислам превосходит другие системы устройства общества потому, что заставляет человека чувствовать ответственность за свои поступки, как в этой жизни, так и в следующей. Законы, придуманные людьми, какими бы они совершенными ни были, никогда не заменят законов Божественных. Вчерашний и сегодняшний опыт подсказывает нам, что так будет и завтра. Обратившись к истории, мы увидим, что преступности почти не было там, где жили верующие люди. Так же и сейчас: в местах, где живут мусульмане, соблюдающие свою религию, уровень преступности очень низкий — этот факт достоин изучения специалистов. Обязанности, о которых идет речь в хадисе, прежде всего, связаны с духовной динамикой общества, потому что за невыполнение любой из них не предусматривается какого-либо наказания. Духовное начало лежит в основе отношений мусульман. Братство, сострадание, чувствительность к чужой беде — ценности, прививаемые хадисом, служат духовной составляющей общества сострадания и любви.

Отвечать на «салям»

Слово «ас-салям» – своего рода пароль для мусульман. Первое слово, которое говорят друг другу верующие при встрече – » салям!», «мир!». Давать салям – сунна, отвечать на салям – фард. В Коране Аллах Всевышний говорит: «Когда вас приветствуют, приветствуйте еще лучшим приветствием, или отвечайте таким же!» (Сура «Ан-Ниса, 4/86)

Мусульманин, которому дали «салям», должен ответить таким же или большим приветствием: «ва алейкум ассалям», «ва алейкум ассалям ва рахматуллах» или «ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух». Если поприветствовали одного мусульманина, ответить для него – фард-айн (индивидуальное обязательство). Если поприветствовали группу мусульман, то ответить для них – фард-кифаййя (коллективное обязательство), достаточно, если ответит хотя бы один из них. «Салям» – это ду’а, благое пожелание верующих друг другу: «будьте под защитой Аллаха», «да пребудет с вами благополучие и мир!».

Навещать больного

Ислам говорит о здоровье, как о великом благе, которое надо беречь. Но человек не может оставаться здоровым всегда, болели даже Пророки, болезнь – это испытание, экзамен для мусульманина. Болезни уносят радость, заставляют страдать и терпеть. Однако, когда заболевший человек видит рядом с собой людей, с которыми он вместе в здравии, это придает ему сил и поднимает настроение. Он начинает ощущать свою необходимость и хочет поскорее выздороветь. Навещая больного, братья по вере делают для него ду’а, просят Аллаха о его скорейшем выздоровлении, подбадривают и желают ему терпения. Не следует огорчать больного, задерживаться у него слишком долго.

Провожать умершего в последний путь

Смерть ждет каждого из нас, спастись от нее невозможно. Последняя обязанность перед мусульманином – проводить его в последний путь: омыть, завернуть в кафан, совершить за ним намаз-джаназа и предать земле. Это долг как перед умершим, так и перед оставшимися его близкими. Мусульмане должны быть вместе не только в радости, но и в горе. Похороны – самые горестные и самые поучительные минуты жизни, мы должны взять урок у смерти. Участвовать в похоронах – одна из обязанностей мусульман. Проводами в последний путь считается участие в похоронах до окончания намаза-джаназы. Присутствие до конца погребения предпочтительнее.

Принимать приглашение

К одной из важных обязанностей мусульман относится принимать приглашение. Мусульманские ученые едины во мнении, что принимать приглашение на свадьбу – ваджиб, то есть обязанность. Принимать приглашение на другие мероприятия – сунна или мустахаб (одобряемое действие). Однако нельзя ходить в места, где люди собираются, чтобы совершать грехи. Харам (совершение запретных Исламом действий) служит препятствием к участию в таких собраниях. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) отзывался на все приглашения своих сподвижников, не разделяя их на бедных и богатых, знатных или простых. Он не приветствовал собрания, куда звали только богатых. В местах, где мусульмане собираются вместе — бедные и богатые, молодые и старые, сердца сплетаются узами дружбы и братства. Даже этой причины достаточно, чтобы считать участие во встречах мусульман необходимым. От маленьких селений до мегаполисов, везде, где живут мусульмане, они ходят друг к другу в гости. Это стало неотъемлемой частью религиозной жизни верующих и частью культуры мусульманских народов. Поддерживать эту традицию в рамках дозволенного шариатом означает защищать одну из основ здорового мусульманского общества.

Желать блага чихнувшему

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: “Чихание от Аллаха, а зевота от шайтана”. Когда человек чихает, его тело взбадривается, а ум оживляется. Чихание – это ни’мат, дар от Аллаха. Благодарить Аллаха за Его дары – долг мусульманина, поэтому тот, кто чихнет, пусть скажет: «Альхамдулиллях». Тому, кто услышит его, следует сказать: «Йархамукаллах», что означает «да смилуется над тобой Аллах!» Чихнувший на это д’уа отвечает: «Йахдина ва йахдикумуллах», что означает «Пусть нас и вас Аллах ведет по истинному пути!» Как видно, у мусульман есть обязанности друг перед другом в вещах даже самых малых.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах любит когда чихают, и не любит, когда зевают. Когда один из вас чихнет и скажет «Альхамдулиллях», те, кто услышал его, должны сказать «йархамукаллах!» А когда зевает один из вас, пусть как может, старается сдержать себя, не говорить «Хах-хах» – поистине, это от шайтана, который смеется над этим».

Дать совет

Учитывая версию хадиса имама Муслима, где говорится «Есть шесть вещей, которые должен мусульманин мусульманину…» мы можем сказать, что подобных обязанностей мусульман друг перед другом существует пять или шесть. Известны и другие хадисы о правах и обязанностях мусульман, но они освещают другой ряд взаимоотношений между верующими. Отличие версии хадиса имама Муслима заключается во фразе: «если он спросит совета, посоветуй ему». «Совет» (насихат) в данном случае означает слово или действие, которое станет причиной спасения или обретения блага.

Мы знаем хадис посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о правах мусульманина перед своим братом. Мой вопрос таков: будем ли мы грешны, если не станем соблюдать право нашего брата мусульманина? То есть, будет ли на нас грех за это?

Существует большое количество прав и обязанностей мусульманина перед своими братьями. Некоторые из них являются такими, которые обязан выполнять каждый мусульманин (фард ‘айн). Оставляя эту обязанность по отношению к брату, мусульманин совершает грех. Некоторые из них являются коллективными обязанностями (фард кифайа), то есть если их исполнят некоторые члены общины, грех с остальной части общины спадет. Есть и такие, что являются желательными. Оставление таких прав не делает мусульманина грешным.

Передается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Пять вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение и желать блага чихнувшему (говорить чихнувшему после его слов „Хвала Аллаху /аль-хамду ли-Ллях/“: „Да помилует тебя Аллах /Йархаму-ка Ллах/“ – прим. пер.)“» (Аль-Бухари № 1240 и Муслим № 2162)

Также передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу». Его спросили: «Каковы они, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Если ты встретишь (мусульманина), то приветствуй его, если он пригласит тебя, ответь на его (приглашение), если он попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага, если он заболеет, навести его, а если он умрёт, то проводи его (в последний путь)» (Муслим № 2162).

Аш-Шаукани, да помилует его Аллах, сказал:

«Под словами „обязанности мусульманина“ имеются такие поступки, которые нельзя оставлять и исполнение которых является или обязательным (ваджиб), или близким к обязательному (надб муаккад), что тоже оставлять нельзя. В словосочетании „хакк аль-муслим“ (права и обязанности мусульман) слово „хакк“ используется в обоих предыдущих значениях. Арабское слово „аль-хакк“ используется в значении нечто обязательного, как об этом упомянул Ибн аль-А‘раби. Также это слово используется в значении нечто непоколебимого, необходимого, и значении правдивость и др. Ибн Батталь сказал, что здесь под словом „аль-хакк“ подразумевается уважение и дружба» (Нейл аль-аутар. Т. 4. С. 21).

Читать еще:  Какие святые помогают в поиске второй половинки. Сильная молитва найти вторую половинку

1. Ответ на приветствие является обязательным, если приветствие было дано одному. Если же приветствие было дано группе, то ответ на приветствие является коллективной обязанностью (фард кифайа). Что же касается начинания с приветствия, то в основе это является сунной.

В «Энциклопедии по фикху» сказано:

«Начинание с приветствия является очень желательным действием (сунна муаккада). Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Распространяйте приветствия между собой!“ Ответ на приветствие, если оно было дано одному человеку, является обязательным. Если приветствие было дано группе людей, то ответ на него является их коллективной обязанностью. Если кто-либо из них ответит, грех спадет с остальных. Если же ответят все, то они исполнят обязательное, как бы они не ответили: вместе или друг за другом. Если же все они промолчали, то все совершили грех, так как существует предание: „Пять вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие…“» (Аль-маусу‘а аль-фикхийа. Т. 11. С. 314).

2. Что же касается посещения больного, то это является коллективной обязанностью.

Шейх Ибн ‘Усеймин сказал: «Посещение больного является коллективной обязанностью (фард кифайа)» (Маджму‘ фатауа уа расаиль Ибн ‘Усеймин. Т. 13. С. 1085).

3. Провожание носилок также является коллективной обязанностью.

4. Что касается ответа на приглашение, то: если это приглашение на свадебный пир, то большинство ученых считают посещение свадебного пира по приглашению обязательным, кроме случаев, когда у человека есть значимый по Шариату повод не идти. Если приглашение на другой, не свадебный, пир, то большинство ученых считают принятие приглашения желательным (мустахабб).

5. Что касается желания блага чихнувшему, то между учеными существуют разногласия.

В «Энциклопедии по фикху» сказано:

«Желание блага чихнувшему у шафи‘итов является желательным. Ханбалиты и ханафиты считают это обязательным (ваджиб).

Маликиты, а также ханбалиты сказали, что это – коллективная обязанность (ваджиб кифайа). Передано от аль-Байана, что наиболее известное мнение в этом вопросе, что это – индивидуальная обязанность, так как сказано в хадисе: „Каждый мусульманин, услышавший восхваление, должен сказать ему: „Да помилует тебя Аллах“» (Аль-маусу‘а аль-фикхийа. Т. 4. С. 22).

Из слов (хадисов) очевидно, что пожелать блага своему брату обязан тот, кто слышал, как чихнувший восхвалил Аллаха. Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, Аллах любит чихание, и не любит зевание. Если кто-либо чихнет, то пусть воздаст хвалу Аллаху, а каждый мусульманин, который услышал восхваление, обязан обратиться за него с мольбой» (аль-Бухари № 6223).

Ибн Кайим, да помилует его Аллах, сказал: «Был упомянут хадис от Абу Хурайры, в котором: „ Если кто-либо чихнет, то пусть воздаст хвалу Аллаху, а каждый мусульманин, который услышал восхваление, обязан обратиться за него с мольбой “. Ат-Тирмизи привел хадис от Анаса в главе о том, что желать блага человеку, чихнувшему и восхвалившему Аллаха, является обязательным. Это указывает на то, что он считал это обязательным. И это мнение является верным из-за существования хадисов, которые очевидно указывают на обязательность. Хадисов, что противоречат этому, нет. А Аллах знает лучше.

Эти хадисы: хадис от Абу Хурайры, который был упомянут, также другой хадис: „Пять вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу“, он также был упомянут. Также хадис от Салима ибн ‘Убейда, и в нем: „Пусть скажет тот, кто возле него: „Да помилует тебя Аллах“, а также хадис, что приводит ат-Тирмизи от ‘Али, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „У мусульманина перед другим мусульманином шесть благих обязанностей: приветствовать его при встрече, принимать его приглашение, желать блага при его чихании, навещать при болезни, провожать в последний путь и любить для него то же, что любишь для себя“. Он сказал, что это хороший хадис. Этот хадис был передан от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, несколькими путями. Некоторые ученые считали одного из передатчиков хадиса – аль-Хариса аль-А‘уара – слабым, а по этой теме есть хадисы от Абу Хурайры, Абу Айуба, аль-Бараа и Абу Мас‘уда. Также существует хадис от Абу Айуба, что привел ат-Тирмизи: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Если кто-либо из вас чихнет, то пусть скажет: „Аль-хамду ли-Лляхи ‘аля кулли халь“ (хвала Аллаху в любом случае). А тем, кто вокруг него, следует ему сказать: „Йархаму-ка-Ллах“ (Да помилует тебя Аллах). А он пусть им ответит: „Йахди-куму-Ллах уа йуслиху баля-кум“ (Да поведет вас Аллах прямым путем и приведет в порядок ваши дела)“».

Таковы четыре пути доказательств. Первый из них состоит в том, что в хадисе открыто утверждается обязательность желания блага чихнувшему, и эти слова невозможно толковать двояко или иносказательно. Второй заключается в том, что в хадисе используется слово „аль-хакк“, что также указывается на обязанность. Третий: в хадисе используется предлог „перед“ (досл. с ар. предлог „над“ – прим. пер.), чей очевидный смысл также указывает на обязательность. И четвертый: приказ поступать так. А Всевышний Аллах знает лучше» (Хашийа Ибн аль-Кайим ‘аля сунан Аби Дауд. Т. 13. С. 259).

Он также сказал: «Очевидный смысл хадиса, с которого я начал, указывает на то, что желание блага чихающему человеку является обязательным для каждого, кто слышал восхваление Аллаха, сказанное чихнувшим. Если это сделает один человек, то достаточным это не будет. Таково одно из мнений ученых. Его выбрали Ибн Аби Зейд, Абу Бакр ибн аль-‘Араби из маликитов. Против этого мнения нет аргументов» (Зад аль-ма‘ад. Т. 2. С. 437).

6. Что же касается совета, когда брат-мусульманин просит его дать, то это является коллективной обязанностью (ваджиб кифайа).

Ибн Муфлих, да помилует его Аллах, сказал:

«Из слов Ахмада и его сподвижников понятно, что наставление мусульманину он считал обязательным, даже если тот не попросил его об этом. Как на то указывает очевидный смысл сообщений» (Ибн Муфлих. Аль-адаб аш-шар‘ийа. Т. 1. С. 307).

Мулла ‘Али аль-Кари, да помилует его Аллах, сказал:

«Если попросил у тебя совета, то ты обязан (дать его ему). Наставление также обязательно, если он тебя не просил об этом» (Миркат аль-мафатих. Т. 5. С. 213).

Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал:

«Стало ясно, что слово „аль-хакк“ здесь означает обязанность, и это противоречит словам Ибн Батталя, что под этим словом здесь понимается уважение и дружба. Очевидно, что здесь оно означает коллективную обязанность» (Фатх аль-Бари. Т. 3. С. 113).

6 обязанностей мусульман по отношению друг к другу

«6 вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу»

Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «6 вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу». Его спросили: «Каковы они, о, посланник Аллаха?».

Он ответил: « Если ты встретишь (мусульманина), то приветствуй его; если он пригласит тебя, ответь на его (приглашение); если он попросит у тебя совета, дай ему совет; если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага; если он заболеет, навести его; а если он умрёт, то проводи его (в последний путь) » (Муслим).

Одним из адабов Ислама является ташмид. В лексическом значении слово ташмид означает поздравление. В качестве религиозного термина, слово ташмид означает произнесение слов «Йархамукаллах (Да, помилует тебя Аллах)» в ответ чихнувшему, сказавшему «Альхамдулиллях».

В сущности дуа за чихнувшего, присутствует не только в Исламе. У представителей других религий так же можно видеть добрые пожелания чихнувшему. Однако Ислам акцентирует внимание на этом вопросе.

По единодушному мнению алимов, говорить чихнувшему человеку «йархамакуллах (да, помилует тебя Аллах)» является сунной.

Что же касается формулы ташмида, то по этому поводу существуют различные риваяты, так же как и по поводу того, что должен сказать тот, кто чихнул.

В некоторых риваятах говорится о том, что чихнувшему человеку достаточно сказать только «Альхамдулиллях».

В некоторых риваятах сообщается о том, что чихнув, следует сказать «Альхамдулилляхи аля кулли халь» (Хвала Аллаху, в любом состоянии).

В некоторых риваятах сообщается о том, что следует говорить «Альхамдулилляхи Раббиль-Алямин» (Хвала Аллаху – Господу миров).

А в некоторых риваятах говорится о том, что чихнув, следует сказать «Альхамдулилляхи Раббиль-Алямин аля кулли халин ма кяна» (Хвала Аллаху – Господу миров в любом случившимся состоянии).

Сообщается, что Али (радыйаллаху анху) сказал: «Тот, кто, чихнув, скажет: «Альхамдулилляхи Раббиль-Алямин аля кулли халин ма кяна», у того никогда не будут болеть ни уши, ни язык, ни живот» (Адабуль-Муфред).

Сделайте репост этой статьи на Facebook!

Как мусульмане должны относиться друг к другу и другим людям

Этика взаимоотношений мусульман.

Соблюдение и сохранение равных, добрых отношений с людьми, укрепление дружбы и братства считается результатом доброты нравов. Мы находим много аятов Корана и хадисов, восхваляющих благонравие. Об этом говорится и в следующем хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям): «Больше всего людей попадают в Рай за благонравие и богобоязненность» (достоверный хадис, рассказанный ат-Тирмизи).

Ценность и вознаграждение любви к брату по вере описать невозможно. В достоверном хадисе говорится: «Всевышний скажет в Судный день: «Где люди, которые полюбили друг друга ради Моего Величия?! Сегодня они будут находиться в Моей тени, в день, когда нет другой тени, кроме Моей» (Муслим). Под тенью Аллаха подразумевается тень, которую Творец создал для особых категорий людей. Если мы хотим подняться на высокую степень единства мусульман и братства между ними, мы должны соблюдать следующие пункты этики отношений между мусульманами:

1. Всё, чего желаешь себе, ты должен желать и другим, и всё, что ненавистно тебе, ты не должен допускать и по отношению к другим. В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Не будет совершенной вера ни у кого из вас, пока он не пожелает для брата по вере того, чего желает и себе».

2. Ни словом, ни действием нельзя наносить вред мусульманину, нельзя делать ничего, что бы ранило сердце другого. В хадисе, рассказанном аль-Бухари и Муслимом, сказано: «Совершенный мусульманин тот, от языка (злословия) и рук (вреда) которого спасены другие мусульмане».

Шариат категорически запрещает направлять на мусульманина острые предметы: нож, кинжал, оружие и т. п. с намерением напугать его. В достоверном хадисе говорится: «Если проклинают ангелы до тех пор, пока он не уберет остриё» (Муслим). Запрещён даже взгляд, способный обидеть.

3. Со всеми мусульманами человек обязан быть скромным, простым, не гордым. В хадисе, переданном аль-Бухари, говорится: «Тот, в ком есть хоть маленькая частица (мискал) высокомерия, не войдёт в Рай».

4. Нельзя злословить, клеветать на мусульманина и нельзя слушать клевету других. В хадисе, рассказанном аль-Бухари и Муслимом, сказано: «Клеветник в Рай не войдет». Халил бин Ахмад говорил: «Тот, кто клевещет перед тобой на других, будет клеветать и на тебя». Поэтому нельзя верить тем, кто распространяют клевету.

5. Нельзя держать в сердце обиду на мусульманина более трёх дней. В хадисе, рассказанном аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Мусульманину не дозволяется бросать своего брата по вере более чем на три дня и при встрече расходиться в разные стороны. Лучшим является тот, кто поприветствует другого первым».

В другом хадисе говорится: «Прощающему Аллах лишь возвышает его достоинство и степень».

6. По возможности человек всегда должен быть готов помочь и хорошему и плохому человеку. В хадисе, рассказанном ат-Табарани, говорится: «Основой ума можно считать доброжелательное отношение ко всем и помощь как хорошим, так и плохим людям».

Если ты уверен, что плохие люди превратят твою помощь в зло, то помогать им не следует. Например, если вы знаете, что деньги, данные вами кому-либо, используется для покупки водки, то помогать такому деньгами не следует.

7. Нельзя заходить в дома других людей без их разрешения. В хадисе, переданном Дару-Кутни, говорится: «Просите разрешения (т. е. стучите) три раза: в первый раз – они услышат, второй раз – подготовятся (принять гостья), а третий раз – или разрешат войти или откажут». Если и откажут, вовсе не следует обижаться (могут быть и уважительные причины для этого) и следует уйти.

8. С людьми нужно вести себя всегда красиво, добропорядочно, находя общую тему для разговора. С учёным необходимо говорить на его уровне, с невеждой – на его уровне, со слабым – в соответствии с его переживаниями и заботами.

В хадисе говорится: «Мы – пророки, нам велено говорить с людьми в соответствии с уровнем их разума» (Ибн Шуджайри и Ибн Умар. См. «Итхаф» т.1. С.558).

9. Необходимо уважительно относиться к старшим, и заботливо и с милосердием относиться к младшим. В хадисе, рассказанном ат-Табарани и Абу Давудом, говорится: «Тот, кто неуважительно относится к старшим и немилосерден к младшим – не из нас».

10. Ко всем людям необходимо относиться доброжелательно и милосердно. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Аллах любит добродушного человека, с которым легко ладить» (Байхаки). Но там, где по Шариату нужно сердиться, следует и сердиться.

11. Ни с кем не следует договариваться, не имея твёрдое намерение не нарушать договор. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Договор – это долг» (Ат-Табарани). В другом достоверном хадисе говорится, что нарушение договора является признаком лицемерия.

12. К людям необходимо быть более справедливым, чем к себе, нельзя делать другому то, что самому не понравилось бы. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорил: «Не будет совершенной вера ни у кого из вас, пока вы не пожелаете для брата по вере того, чего желаете и себе» (Аль-Бухари и Муслим).

13. Следует почитать человека достойного, выше по должности, которого чтит народ. Аллах повелел нам определить каждому место по его достоинствам и заслугам. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Когда к вам придёт почитаемый в народе человек, уважительно относитесь к нему» (Хаким).

Читать еще:  1 января день рождения известных людей.

14. Необходимо стараться обеспечить мир между людьми по мере своих сил. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Хотите, я скажу вам, что дороже намаза, поста и раздачи милостыни?». «Да, скажите!» – ответили сподвижники. Тогда он продолжил: «Это примирение людей, а разрыв отношений между ними, разлад сбривает религию» (Абу Давуд, ат-Тирмизи). То есть внесение раскола и разлада между людьми губит, сбривает религию, как лезвие сбривает волосы на голове.

15. Нельзя разглашать недостатки и ошибки мусульман. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Погрешности того, кто скрывает недостатки мусульман, Аллах также не разгласит ни в этом, ни в Том мире» (Муслим). Если разглашение недостатков целесообразно для мусульман и Ислама, и человек не преследует намерения опозорить или навредить мусульманину, то в таком случае говорить о погрешностях разрешается.

16. Надо остерегаться того, что может вызвать наговоры на других. Однажды, когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) разговаривал со своей женой Сафийей, какой-то человек проходил мимо. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) остановил его и сказал: «Это моя жена Сафийя». Тот человек сказал: «О Посланник Аллаха, я и не собирался даже думать о тебе ничего такого». Тогда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Шайтан ходит в теле человека по тем же путям, что и кровь» (Муслим).

17. Если к тебе с уважением относятся богатые и властьимущие, используй их расположение к себе для помощи другим, в пользу нуждающихся.

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Лучшая милостыня – это милостыня языка» (Хараити и ат-Табарани).

18. Необходимо приветствовать при встрече каждого мусульманина, пожать ему руку. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Не отвечайте тем, кто начал разговаривать с вами до того, как поприветствует вас» (Ат-Табарани).

19. Если брата по вере, мусульманина ругают, бьют, притесняют, грабят, необходимо сделать всё возможное, чтобы его защитить. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Кто бы ни защитил мусульманина, эта защита станет ему в Судный день преградой между ним и огнём ада» (Ат-Тирмизи).

20. Если мусульманин чихнёт, следует сказать «Ярхамука-ллах» (да смилуется над тобой Аллах!), ибо так повелел нам Пророк (салляллаху аляйхи васаллям).

21. Если по соседству или на работе попался плохой, скверный человек, надо остерегаться его, терпеливо перенося его характер, найдя к нему подход, защищаться от его вреда. В Коране говорится:

ادْفَعْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ السَّيِّئَة َ (المؤمنون، 96)

Смысл: «Отвергай плохое хорошим» (Коран, «Аль-Муминун»: 96).

В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, говорится: «В Судный день самым плохим перед Аллахом человеком является тот, с которым люди, боясь его вреда, стараются обходиться по-хорошему».

Мухаммад бин Ханафия (да будет доволен им Аллах!) отмечал: «Неумён тот, кто не может по-доброму обходиться с человеком, с которым порвать отношения невозможно, пока Аллах их не отдалит друг от друга».

22. По мере сил и возможности надо стараться быть рядом с бедняками и отдаляться от богатых.

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «О Аллах, оживи меня бедным, умертви меня бедным, и воскреси меня вместе с бедняками». В хадисе, рассказанном Ибн Маджа, Хакимом и ат-Тирмизи, говорится: «Кто взял на обеспечение круглую сироту, тот непременно войдёт в Рай».

23. По мере своих сил и возможности мусульманам необходимо наставлять братьев по вере и радовать их. В хадисе говорится: «Тот, кто помог в нужде своему брату по вере, подобен человеку, который служил Всевышнему всю жизнь» (Аль-Бухари, ат-Табарани).

В хадисе, переданном ат-Табарани, говорится: «Самое лучшее и одобряемое Аллахом деяние – вселить радость в сердце верующего».

24. Когда мусульманин болен, его следует навещать. Не рекомендуется долго сидеть с больным, задавать ему много вопросов. Следует молить Аллаха о его здоровье, выражать ему сочувствие. В хадисе говорится: «Если человек навестит больного, он покроется милостью, а когда он сядет с больным, эта милость укрепится в нём» (Хаким, Байхаки).

25. Если мусульманин умрёт, то следует сопровождать его тело в последний путь. В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни сопровождал покойного мусульманина, тот получит вознаграждение, равное горе Ухуд. Если он будет стоять рядом, пока его похоронят, то он получит вознаграждение, равное двум горам Ухуд» (Муслимом и аль-Бухари).

26. Следует посещать могилы умерших мусульман. В хадисе, рассказанном Муслимом, говорится: «Я запрещал вам посещать могилы, теперь же посещайте их, это напомнит вам о потустороннем мире».

Одним словом, не смотрите ни на одного мусульманина свысока, унижая его достоинство, он может быть лучше вас, вы ведь не знаете, каков будет ваш конец или его конец. Пусть вам не покажутся лучшими людьми те, кто накопил много богатства, у кого красивая обстановка, если же так случится, то вы станете человеком, который возвеличивает этот мир, который Аллах считает низким и никчемным.

Не продавайте свою религию ради того, чтобы получить определённые блага, вы их не получите и окажетесь униженными и в убытке. Не проявляйте к другим вражды, даже если они нанесли вам вред – вам же будет трудно. Лучше всего переложить всё на волю Аллаха. Если они совершили деяния, не соответствующие Шариату, вы обязаны ненавидеть эти деяния, но самих людей вы должны жалеть. Если они хвалят вас, выражают к вам любовь и симпатию, не прельщайтесь, в реальности вы не найдёте среди сотен и одного, кто бы искренне, от души это говорил.

Не жалуйтесь им, открыто излагая своё положение, ибо в этом случае Всевышний может не помочь вам, а оставить вас на их опеку и милосердие. Не думайте, что в душе они так же хорошо относятся к вам, как и внешне, это напрасные надежды. Не гордитесь, думая, что вы не нуждаетесь в них, может получиться, что Аллах сделает так, чтобы вы нуждались в них. Если вы просите у брата по вере что-либо, и он вам помог, это значит, что он поистине ваш брат. Если не помог, и в этом случае не судите его строго, не обижайтесь на него. Не наставляйте человека, если заранее известно, что он не воспримет ваши слова, и наставляйте, не указывая прямо на личность, а намёком и деликатно. Если они помогли вам, благодарите Аллаха, Который покорил их сердца вам, просите Аллаха, чтобы Он не оставил вас на их попечении. Если они нанесли вам вред, полагайтесь на Аллаха и просите у Него защиты от их вреда, не старайтесь навредить в ответ, вам же будет трудно в этом мире, и этим вы повредите своей религии. Не говорите, что кто-то вас не уважает, ведь уважение зависит от Аллаха. Всегда прислушивайтесь к справедливым словам других, будьте глухи к их несправедливым нареканиям, не соответствующим истине. Не дружите одновременно со многими, ибо они цепляются за ваши мелкие недостатки, завидуют по мелочам, не держат в тайне ваши погрешности, не прощают ваши ошибки, злословят за спиной. Не верьте их любви, не испытав их дома, в совместном путешествии и в отношении к деньгам. Если вы после испытания найдёте достойного и вызывающего у вас доверие человека, который старше вас, относитесь к нему как к отцу, если младше – как к сыну, если ровесник – как к брату.

Да поможет нам Аллах соблюдать этику почитания среди братьев мусульман! Амин.

Курамухаммад хаджи Рамазанов, да возвеличит Аллах его степень в Раю!

Отношение к братьям по вере

Вера в Аллаха является связующим звеном между мусульманином и его братьями в исламе независимо от их национальности, цвета кожи и языка. Аллах Всевышний сказал: «Верующие — не кто иные, как братья» (сура 49 “Комнаты”, аят 10) .

Все мусульмане должны выполнять определенные обязанности по отношению друг к другу. Указанием на это являются слова посланника, мир ему и благословение Аллаха: «Пять (вещей) входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение (на свадебный пир) и желать блага чихнувшему» (аль-Бухари и Муслим). К числу этих обязанностей относится то, что при встрече мусульманин должен поприветствовать своего брата, сказав “Мир вам, милость Аллаха и Его благословения /Ас-саляму ‘аляй-кум, ва рахмату-Ллахи, ва баракату-ху”, на обязательность чего указывают слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: «(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей) и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь» (аль-Бухари и Муслим). В ответ на приветствие мусульман должен сказать “И вам мир, милость Аллаха и Его благословения /Ва ‘аляй-куму-с-саляму, ва рахмату-Ллахи, ва баракату-ху”, так как Аллах Всевышний сказал: «А когда к вам обращаются с приветствием, то отвечайте на него лучше или так же. Поистине, Аллах ведет счет всему!» (сура 4 “Женщины”, аят 86) .

После приветствия мусульманам следует пожать друг другу руки, что имеет для них обоих большое значение, так как посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Любым двум мусульманам, которые, встретившись, пожмут друг другу руки, обязательно простятся (их грехи), прежде чем они расстанутся» (Ибн Маджа).

Если брат мусульманина заболеет, ему следует поспешить навестить его и обратиться к Аллаху с мольбой об исцелении. В одном из священных (кудси) хадисов сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В День воскресения Всемогущий и Великий Аллах скажет: «О сын Адама, Я болел, а ты не навестил Меня!» (Тот человек, к которому Он обратится,) воскликнет: «О Господь мой, как же я (мог) навестить Тебя, когда Ты — Господь миров?!» (Аллах) скажет: «Разве не знал ты, что такой-то раб Мой, которого ты не навестил, заболел? Разве не знал ты, что если бы ты его навестил, то нашел бы рядом с ним и Меня?» (Муслим). Посланник, мир ему и благословение Аллаха, побуждал мусульман навещать больных. Передают со слов Саубана, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, мусульманин, навестивший брата своего, будет пребывать среди “хурфат аль-джанна” до тех пор, пока не вернется». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, а что такое “хурфат аль-джанна”?» — на что он ответил: «Райские плоды» (Муслим).

Если кто-нибудь из мусульман чихнет и воздаст хвалу Аллаху, его брату следует обратиться к Аллаху с мольбой за него. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас чихнет, пусть скажет: «Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях», и пусть его брат (или: его спутник) скажет ему: «Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах», если же он скажет ему: «Да помилует тебя Аллах», пусть (чихнувший) скажет (ему в ответ): «Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведет Он в порядок все дела ваши /Йахдикуму-Ллаху ва йуслиху баля-кум» (аль-Бухари).

Мусульманин должен разделять со своим братом его радость и принимать приглашения, если кто-нибудь пригласит его отведать его угощение, так как посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Наихудшим угощением является угощение свадебного пира, в котором отказывают приходящим на этот пир, приглашая на него тех, кто откажется (прийти). Что же касается не принявшего приглашения, то он ослушался Аллаха и посланника Его» (Муслим).

Если брат по вере просит мусульманина дать ему какой-нибудь совет, он выполняет его просьбу, объясняя своему брату, что представляется ему хорошим или дурным, и сам дает ему добрый совет, если видит, что тот нуждается в этом, так как посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если к кому-нибудь обратится за советом его брат, пусть он даст ему совет» (аль-Бухари). Сообщается, что Абу Рукаййа Тамим бин Аус ад-Дари, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Религия есть проявление искренности». Мы спросили: «По отношению к кому?» Он ответил: «По отношению к Аллаху, и к Его Книге, и к Его посланнику, и к руководителям мусульман, и ко всем мусульманам вообще» (Муслим).

Истинный мусульманин желает своему брату того же, чего и себе, и не желает ему того же, чего не желает и себе самому, так как пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не уверует никто из вас (по-настоящему), пока не станет желать брату своему того же, чего и себе» (аль-Бухари).

Ислам побуждает мусульман к поддержанию уз веры между членами общества и устранять все, что представляет для них угрозу или может поколебать их. Вот почему мусульманину запрещается покидать своего брата по вере более чем на три дня, на что указывают слова посланника, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Не разрешается мусульманину покидать брата своего на срок свыше трех дней, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым поприветствует другого» (аль-Бухари и Муслим).

Мусульманин должен стараться не причинять своему брату никакого зла и не делать ничего такого, что может нанести ему материальный ущерб, подвергнуть опасности его жизнь или задеть его честь, так как посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь (другого) мусульманина» (Муслим). Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Поношение мусульманина есть (проявление) нечестия, а сражение с ним — (свидетельство) неверия» (аль-Бухари). Если брат мусульманина нуждается в помощи, он оказывает ему помощь и не покидает его, где бы он ни находился. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тому, кто (поможет) своему брату в случае нужды, Аллах (поможет) в его собственной нужде. » (аль-Бухари и Муслим). Посланник, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Помогай своему брату (независимо от того), притеснителем он является или притесняемым. Если он является притеснителем, пусть (брат его) удержит его от этого, что послужит (притеснителю) помощью, если же он является притесняемым, пусть просто поможет ему» (аль-Бухари).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector