1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Григорий нисский работы. Григорий нисский — избранные творения

Избранные творения

Скачать книгу (полная версия)

О книге «Избранные творения»

Григорий Нисский — (около 335 — около 394), христианский церковный писатель, богослов и философ–платоник; епископ г. Ниса (Малая Азия), младший брат Василия Великого. Автор многочисленных экзегетических, догматико–полемических и нравственно–аскетических сочинений. Защищал православное учение о Троице на 2–м Вселенском соборе (381) в Константинополе. В антропологии исходил из органического единства человечества как некоей коллективной личности (плеромы, «полноты душ»; сочинение «Об устроении человека»).

Со всею готовностью принял я твое, человек Божий, приказание, и меня, и тебя равно вызывающее на труд, и вникал в надписания псалмов. Ибо сего и требовал ты от нас — исследовать усматриваемый в них смысл, чтобы для всех сделалось явным, что может в них руководить нас к добродетели. Посему, с великим вниманием перечитав всю книгу псалмов, признал я необходимым не исследованием надписании начать, но касательно всего вообще псалмопения изложить наперед некоторый способ к искусному уразумении мыслей, по которому естественным образом уяснится для нас понятие о надписаниях. Почему, прежде всего надлежит уразуметь цель сего Писания, к чему она клонится; потом, в след за сим, рассмотреть то направление мыслей к предположенному, какое показывают и порядок, удобно служащий к познанию цели, и отделы всей книги, определяемые особыми некиими очертаниями при пятичастном разделении всего заключающегося в псалмах пророчества. По предварительном же в надлежащей мере уразумении сего соделается для нас понятнее польза, извлекаемая из надписаний и раскрываемая уразумением наперед исследованного. Поэтому с сего должно начать обозрение.

В настоящее время ряд ученых приписывает св. Григорию Нисскому письма 38 и 124 св. Василия Великого, греческий текст которых тем не менее по–прежнему включается в корпус писем св. Василия (Еd. Y. Соurtonne. Vоl. 1. Рaris, 1957. Р. 81–92; Vol. 2 Раris, 1961:Р. 29—30). С этим изданием и сверен перевод, по нему же дается нумерация глав и страниц.

Произведение относится к жанру Религия, Религиозная литература. На нашем сайте можно скачать бесплатно книгу «Избранные творения» в формате epub, fb2 или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

святитель Григорий Нисский

Священное Писание Ветхого Завета

Проповеди и слова

Труды на иностранных языках

Епископ города Ниссы, богослов, философ, отец и учитель Церкви. Один из трёх великих «каппадокийцев» — младший брат Василия Великого, близкий друг Григория Богослова.

Биография

На пути к Богу

Григорий Нисский принадлежит к числу наиболее почитаемых христианских святых. Православная Церковь хранит о нём память как о величайшем церковном писателе, вселенском учителе и отце.

Несмотря на широкое признание, бесчисленное множество исследований, некоторые немаловажные факты его биографии до сих пор излагаются с пометками: вероятно, приблизительно, возможно. Мы даже не знаем ни точной даты его рождения, ни точной даты кончины.

По происхождению Григорий принадлежал к греческой аристократической фамилии, известной не только благополучием и общественным положением, но и благочестивыми устоями, праведной жизнью.

Это семейство представило миру целую плеяду святых. Во время гонений на Церковь предки Григория Нисского, подвергались преследованиям и страдали. В своё время родители его отца за исповедание имени Христова лишились имущества. Дед по линии матери принял мученическую смерть, а его состояние отошло к сторонним людям. Бабка Григория Нисского, Макрина старшая, была приверженкой святого Григория Неокесарийского. Основным законом в её жизни был закон Божий.

Сын Макрины, Василий старший, пользовался известностью и как профессор риторики, и как добродетельный христианин. Его супруга, преподобная Емилия, была дочерью мучеников и с юности готовила себя к подвигу девства во Христе. На замужество она согласилась потому, что будучи сиротой, едва не стала жертвой злоумышленников, посягавших на её юность и красоту. Святую Емелию Бог благословил сделаться матерью десятерых детей: шести дочерей и четырех сыновей.

Стремление Емилии к девству реализовалось в её дочери, Макрине младшей. Один из её сыновей, Василий, был прославлен Церковью под именем Великий. Другой, Пётр, прославлен как Севастийский святитель.

Григорий Нисский, появившись на свет после Василия (будущего Василия Великого) и Навкратия (погибшего при невыясненных обстоятельствах), стал третьим сыном в семье.

По приближенным подсчётам он родился в период между 331-м и 335-м годами. Местом его рождения могла быть либо Кесария, либо Севастия. Имя Григорий он получил в честь святого Григория Чудотворца.

Отец Григория, Василий старший умер рано и вся тяжесть заботы о детях легла на вдову. Помимо матери, Емилии, большое влияние на воспитание будущего Нисского святителя оказали: старшая сестра, Макрина, и старший брат, Василий (Великий).

В отличие от Василия, получавшего образование в лучших учебных заведениях, в том числе в Афинах, Григорий учился в местных школах. Тем не менее, за счёт усердия и целеустремленности он достиг высочайшего уровня образованности.

Божье призвание

Несмотря на общую духовную атмосферу в семье, иногда в молодости Григорий позволял себе относиться к церковной жизни с прохладцей.

Однажды, когда их семьей было организовано торжество по случаю перенесения мощей сорока мучеников в нарочито воздвигнутую для этой цели часовню (в Аннисах, на семейной земле), Григорий, вместо участия в ночном богослужении легкомысленно удалился в беседку и крепко заснул. Во сне ему явилось множество воинов. Их вид был весьма угрожающим. Григорий силился попасть на покинутое им богослужение, а они его не допускали и готовы были вот-вот его наказать. Ситуация изменилось лишь с вмешательством одного из явившихся воинов, который и заступился за Григория.

Читать еще:  Мужчин не спрашивают на исповеди про аборты

Григорий в ужасе пробудился. Суд совести не заставил себя долго ждать. Оплакав своё поведение, Григорий тут же направился к урне с мощами, взмолился и стал просить у Бога и святых воинов прощение.

После такого проникновенного вразумления он оставил свои увлечения и принял посвящение во чтеца. Полагают, что данное событие произошло в 357 году.

Время от времени Гриогорий навещал своего брата, Василия, подвизавшегося в Аннисах. Там он предавался аскетическому деланию, посту и молитве, изучал слово Божье, произведения отцов.

Духовные поиски

Какое-то время спустя Григорий оставил служение при храме и устроился преподавателем риторики. По всей видимости это случилось не ранее 363 года, поскольку во время правления Юлиана доступ к оной профессии для христиан был крайне затруднительным.

Поступок Григория вызвал у его друзей чувство непонимания. Григорий Назианзин, пытаясь образумить своего друга, отправил ему письмо, в котором изложил свою печаль.

Скорее всего, именно в этот период или несколько раньше святитель Григорий вступил в брак с Феосевией. О подробностях их супружеского союза и о самой Феосевии нам неизвестно почти ничего. В утешительном послании к Григорию Нисскому по случаю её смерти, датируемом 385 годом, Григорий Богослов отозвался о Феосевии как об исполнительнице Божественной воли, верной дочери Церкви, украшении Христовом. Кроме того, он отметил свою близость к ней через духовное родство.

Существует мнение, что на каком-то этапе супружеской жизни Феосевия, по договоренности с Григорием, вступила в монашество. Согласно другой точке зрения, она никогда не была супругой Григория, но жила при нём как сестра. В какое-то время Григорий, движимый стремлением к аскетическим подвигам, вступил в организованную братом Василием монашескую общину.

Епископское служение

С возведением Василия Великого на святительскую кафедру, он стал поставлять на епископские кафедры в своем диоцезе близких ему по духу, надежных людей. Отчасти это стремление было обусловлено обычными целями архиерейского служения: в этих людях он хотел иметь твёрдую опору. Но во многом такая практика была связана с развернутыми против него (как против ортодоксального, твёрдого в вере пастыря) хитрыми интригами. В то время ему противостоял епископ Анфим Тианский.

В 372 году святитель Василий поставил брата, Григория, епископом в Ниссу, маленький провинциальный городок. Нельзя сказать, что Григорий радовался этому посвящению: напротив, он бы с радостью от него отказался, но не желал идти против воли старшего брата-архиерея.

В правление императора Валента, сочувствовавшего арианам, многие православные епископы испытывали административное давление, некоторые преследовались.

В 375 году в Анкире был созван Собор. Участники этого Собора, арианские епископы, обвинили святого Григория в неканоническом рукоположении и растрате средств из церковной казны. По распоряжению местного правителя, Демосфена, покрывавшего ариан, святителя арестовали и отправили под конвоем в Анкиру, на суд.

Испытывая трудности, вызванные жестокостью охранников и приступом болезни, святитель Григорий решился на побег. Каким-то образом ему удалось усыпить бдительность стражников, и он убежал, после чего укрылся в тайном убежище.

Святитель Василий Великий, узнав о случившемся, направил правителю письмо, в котором, от своего имени и от имени подвластного духовенства, опровергал обвинения, выдвинутые против брата на Соборе. Но это вмешательство не имело эффекта.

В 376 году арианский Собор в Ниссе низложил святителя Григория, а на его место был назначен безвольный и продажный архиерей.

В течении двух или трех лет святитель Григорий вёл вынужденную скитальческую жизнь. Затем, по милости императора, он смог вернуться в Ниссу. По возвращении святителя верующие устроили ему торжественный приём.

После смерти Василия Великого, Григорий Нисский продолжил осуществлять его замыслы. К этому времени он стал одним из наиболее известных и авторитетных отцов Церкви.

В 379 году святой Григорий участвовал в деятельности Антиохийского Собора, настроенного на борьбу с арианством. Вскоре он получил весть о тяжелой болезни сестры, Макрины. Он отправился к ней, успел застать её в живых, побеседовать и проститься. После смерти он, вместе с другими верующими, захоронил её тело в семейной усыпальнице.

В 380 году Григорий Нисский, прибыл в Севастию для участия в избрании нового епископа. Собравшиеся избрали на должность Севастийского митрополита его самого, что вызвало недовольство со стороны оппозиционно настроенных партий. В дальнейшем на это место назначили Петра.

На II Вселенском Соборе, дополнившем Символ веры и утвердившем Православное учение о Святом Духе, святитель Григорий принимал деятельное участие. Отстаивая чистоту веры, он выступил с речью, имевшей успех.

По завершении работы Собора Григорий Нисский отправился в Аравию для устранения внутренних трудностей в тамошней Церкви. Император снабдил его необходимыми материальными средствами.

По возвращении из Аравии святой Григорий посетил Иерусалим, где способствовал устранению разногласий между представителями духовенства. Посещая святые места, он обратил внимание на паломников. По его оценке, нравственное состояние многих из них не соответствовало святости мест.

Считается, что последние годы своей жизни святитель провёл в Ниссе. В 394 году он вновь посетил Византийскую столицу, принял участие в Соборе, касавшемся Аравийской Церкви.

Полагают, что в том же, 394 году он почил о Господе. Точные обстоятельства его смерти сокрыты временем.

Творческое наследие

Как церковный писатель святитель Григорий был чрезвычайно плодовит. За исключением некоторых частных фрагментов (например, о конечности адовых мук и всеобщем спасении людей) его работы отличаются ортодоксальностью и глубиной мысли.

Читать еще:  Деревянная основа иконы. Икона Божией Матери Достойно есть (Рубленая)

Условно его сочинения можно классифицировать как догматико-полемические, экзегетические, нравственно-аскетические, проповеди и письма.

К первой группе относятся: Большое огласительное слово, К Авлавию о том, что не «три Бога», Слово о Святом Духе против македонян духоборцев, О душе и воскресении. Диалог с сестрой Макриной, Опровержение Евномия, Опровержение мнений Аполлинария (антиррик), Слово против Ария и Савеллия, Против Аполлинария к Феофилу, епископу Александрийскому, Против учения о судьбе, О младенцах, преждевременно похищаемых смертью. К Иерию, Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Каноническое послание святаго Григория Нисскаго к Литоию епископу Мелитинскому 372–394 гг. и др.

Во вторую группу входят: О Шестодневе, Об устроении человека, Беседы о молитве Господней, О жизни Моисея Законодателя, Точное истолкование Екклезиаста Соломонова, Толкование на Псалом шестой, Изъяснение Песни песней Соломона, О надписании псалмов, О чревовещательнице. Письмо к епископу Феодосию, О блаженствах и пр.

К третьей группе уместно причислить: О цели жизни по Боге и об истинном подвижничестве, Послание о жизни преподобной Макрины, О девстве, К Армонию о том, что значит звание «христианин», К Олимпию о совершенстве.

Четвертая группа объединяет: Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму, Слова на Святую Пасху, Похвальное слово святому первомученику Стефану, Похвальное слово святым сорока мученикам (первое), Похвальное слово святым сорока мученикам (второе), Слово о жизни святого Григория Чудотворца и др.

Пятая группа: Письма.

Тропарь святителю Григорию Нисскому и преподобному Дометиану, глас 4

Боже отец наших, / творяй присно с нами по Твоей кротости, / не отстави милость Твою от нас, / но молитвами их // в мире управи живот наш.

Кондак святителю Григорию Нисскому, глас 1

Оком душевным бодрствуя, святителю, / бодр пастырь явился еси миру, / и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим / вся отгнал еси злославныя, яко волки, / невредно соблюд стадо, // Григорие всемудре.

Ин кондак святителю Григорию Нисскому, глас 2

Церкве Божественный иерарх / и премудрости честный тайноглагольник, / Ниссийский бодрый ум, Григорий, / со Ангелы ликовствуя / и наслаждался Божественным светом, // молится непрестанно о всех нас.

Григорий Нисский. Слово о Святом Духе

Память: 10 / 23 января

Григорий Нисский (около 335 — 394) — христианский богослов и философ, епископ города Ниссы. Один из трёх великих «каппадокийцев» — младший брат Василия Великого, близкий друг Григория Богослова. Автор многочисленных проповедей, догматико-полемических, экзегетических и нравственно-аскетических произведений. За исключением его мнения о конечности адовых мук и всеобщем спасении людей его работы отличаются ортодоксальностью и глубиной мысли.

Святитель Григорий Нисский. Мозаика храма Святой Софии в Новгороде, XI века

Предмет всякого праздника соделывает светлее Давид, всегда соответственно потребности настраивая свою многостройную цитру. Итак, и великий праздник Пятидесятницы пусть озарит нам тот же Пророк, бряцалом духа ударяя по струнам мудрости и возглашая песнь. Пусть изречет из оного божественного песнопения сии приличные настоящей благодати слова: «приидите, возрадуемся Господеви» (Пс. 94: 1). Прежде нужно узнать благодать, в чем она состоит, а потом применить к содержанию ее соответствующие слова из пророчества; позвольте и мне, сколько возможно, изъяснить по порядку все, что касается сего предмета.

От начала впало в заблуждение человечество относительно познания Бога, и оставив Господа твари, одни обольстившись стали служить стихиям мира, другие же начали почитать естество демонов, а многим и рукотворные изображения идолов показались божеством, и для служения сим лжеименным богам устроялись ими и жертвенники, и храмы, и посвящения, и жертвы, и священные рощи, и капища. Но воззрел оком человеколюбия на повреждение естества человеческого Владыка твари и постепенно опять возводит человеческую жизнь от заблуждения к познанию истины. Ибо как те, кои с некоторым знанием врачебного искусства восстановляют силы истощенных долговременным голодом, не вдруг позволяют им насыщаться, щадя их слабость; но когда посредством соразмерного употребления пищи прибудет у них силы, тогда позволяют сколько угодно наполнять себя пищею; таким же образом,, когда человеческое естество было истощено страшным гладом, домостроительством (Божиим) установлена была постепенность в приобщении к таинственной пище; так чтобы люди, всегда восходя к совершенству в некотором последовательном порядке, достигли таким образом до предела совершенства. Ибо, что спасает нас, это есть животворящая Сила, которой веруем под именем Отца и Сына и Святаго Духа. Но неспособные к восприятию сей истины вполне вследствие приключившейся им от душевного глада слабости, прежде всего отвлекаемые от многобожия пророками, и законом приучаются взирать на единое Божество, и в едином Божестве уразумевают единую только силу Отца, будучи неспособны, как я сказал, к вершенной пище. Затем для ставших более совершенными при помощи закона открывается чрез Евангелие и единородный Сын; после сего предлагается нам совершенная пища для нашего естества – Дух Святый, в Котором жизнь. Вот предмет праздника, посему прилично нам, собравшей для празднования Духу, слушаться предводителя сего духовного ликостояния, Давида, который говорит: «приидите возрадуемся Господеви». «Господь же Дух есть», – как говорит Апостол (2Кор. 3: 17).

Ибо сегодня при окончании, по годичному обращению времени Пятидесятницы в самый сей час (если теперь третий час дня) дарована неизглаголанная благодать. Снова сообщил себя людям Дух, Который прежде отдалился от нашего естества, потому что человек стал «плотию» (Быт. 6:3). И когда бурным оным дыханием были изгнаны из воздуха и рассеяны духовные силы злобы и все скверные демоны, тогда снисшествием Духа в виде огня исполнились Божественной силы все пребывавшие в горнице (Деян.2: 3); ибо невозможно иначе сделаться причастником Святаго Духа, как обитая на высоте сей жизни. Приобщаются Святаго Духа только те, кои мудрствуют горняя, преставив свое жилище от земли на небо, и живут в горнице высокого образа жизни. Ибо так говорит книга Деяний, что, когда собрались в горнице, оный чистый и невещественный огонь разделяется в виде языков по числу учеников. Но они беседовали с парфянами, мидянами и еламитянами и прочими народами, свободно приспособляя свою речь к каждому народному наречию; а я, как говорит Апостол, «в церкви хощу пять словес умом моим глаголати, да и ины пользую, нежели тьмы словес языком» (1Кор.14: 19). Тогда полезно было говорить одною речью с иноязычными, чтобы проповедь не была бездейственною для несведущих, встречая препятствие в языке проповедующих; теперь же, когда все (здесь) говорим одним языком, нужно поискать огненного языка Духа для просвещения помраченных обманом. Итак, и в сем да руководит нас Давид, взяв в спутники себе Апостола. Ибо сей псалом, начало которого дарует нам радость о Господе, в словах: «приидите возрадуемся Господеви» не только руководит нас к славословию Святаго Духа, но гораздо более в том, что следует далее, поучает нас о Божестве Его. Скажу же вам и самые слова Пророка, с которыми согласуется и великий Апостол; изречение его таково: «Днесь аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании, по дни искушения в пустыни, воньже искусиша Мя отцы ваши» (Пс.94: 7–9). Упоминая о сих словах, божественный Апостол говорит так: «темже, якоже глаголет Дух Святый»(Евр.3: 7), и сказав сие, приводит самые слова Пророка, относя их Лицу Духа. Итак, Кто есть Тот, Которого «искусиша отцы» их в пустыне? Кто Тот, Которого прогневали? Узнай это от самого Пророка, который говорит, что «искусиша. Бога Вышняго» (Пс.77:56). И Апостол, также указав на Лицо Святаго Духа, приписывает Ему сии самые речения: «тем же, яко же глаголет Дух Святый. в день искушения в пустыни, идеже искусиша Мя отцы ваши» (Евр.3:7–9). Итак, поелику Дух Святый говорит: «искусиша Мя отцы ваши в пустыни», а Пророк свидетельствует, что Тот, Кого искусили в пустыне, есть вышний Бог; то да заградятся уста духоборцев, говорящих неправду о Боге, когда и Апостол, и Пророк сказанным ясно возвещают рожество Духа. Ибо Пророк говорит: «искусиша. Бога Вышняго» и как бы от Лииа Божия произносит к израильтянам оные слова: «в пустыни искусиша Мя отцы ваши»; а великий Павел сии слова приписывает Святому Духу, так что чрез это доказывается, что Дух Святый есть Вышний Бог. Итак, согласны ли враги славы Духа видеть огненный язык божественных словес, освещающий сокровенное, или будут смеяться (над нами), как над напившимися сладкого вина (Деян. 2: 13)? Я же, хотя бы они и сказали это о нас, советую вам, братие, не бояться порицания таковых и не упадать духом от их насмешек. Если бы и у них было когда-нибудь сладкое вино, это нововыжатое вино, излившееся из точила, которое истоптал Господь чрез Евангелие, дабы напоить тебя кровию собственного грозда (Ис. 63: 2–3)! Если бы и они исполнились оного нового вина, названного ими сладким, которого не испортили еще торгаши примесью еретической воды! Тогда они, конечно, исполнились бы и Духа, при помощи Которого все кипящие Духом, как пену, сбрасывают с себя грубость и нечистоту неверия. Но не могут таковые приять в себя сего сладкого вина, потому что носят еще ветхие мехи, которые, будучи не в состоянии сдержать такового вина, еретически расторгаются. Мы же, братие, «приидите возрадуемся Господеви», как говорит Пророк, пия и сладкие пития благочестия, как повелевает Ездра (2Езд. 9: 51), и светло празднуя с ликами апостолов и пророков, «приидите», по дару Святаго Духа возрадуемся и возвеселимся в «день сей, его же сотвори Господь» во Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава во веки веков. Аминь.

Читать еще:  Позвонит ли мужчина дева первый. Муж-Дева: практичен, надёжен и постоянен, но почему не каждая это оценит? Что ты ему безразлична

Избранные творения

Святитель Григорий Нисский

  • Автор:святитель Григорий Нисский
  • Составитель:священник Александр Гумеров
  • Серия: Духовная сокровищница
  • Страниц: 384 стр., бумага офсетная
  • Размер: 17,1 х 12 х 2,1 см
  • Переплет: твердый
  • Гриф: 14-321-2698
  • ISBN : 978-5-7533-0844-3
  • Вес : 285 г.
  • Количество в пачке : 16 шт.
  • Тираж : 3 000 экз.
  • Издатель : Сретенский монастырь, 2014 г.

РАЗДЕЛЫ КНИГИ:

  • Святоотеческое наследие
    • IV-VIII вв. Эпоха Вселенских Соборов
  • ОПИСАНИЕ
  • СОДЕРЖАНИЕ

Вниманию читателя предлагаются избранные произведения святителя Григория Нисского (ок. 335 – 394) младшего брата святителя Василия Великого и близкого друга святителя Григория Богослова, составившего вместе с ними круг величайших богословов IV века, так называемых Великих Каппадокийцев. Из обширного корпуса творений святителя Григория Нисского для настоящего издания были выбраны сочинения, посвященные вопросам духовной жизни и нравственного совершенствования христианина, а также проповеди на великие церковные праздники. Многие произведения данного сборника за последнее столетие публикуются впервые.

О том, что значит имя и название «христианин». К Армению – 3
О совершенстве и о том, каким должно быть христианину. К Олимпию монаху – 15
О цели жизни по Богу. Об истинном подвижничестве. Ответ подвижникам, спрашивавшим о цели благочестия, и начертание, как жить и подвизаться в обществе – 51
О нищелюбии и благотворительности.
&#9642 Слово 1 – 71
&#9642 Слово 2 на слова Евангелия: понеже сотвористе единому сих и следующие (Мф 25, 40) – 87
Против отлагающих Крещение – 105
О жизни преподобной Макрины, сестры Василия Великого. К Олимпию монаху – 121
О душе и о воскресении. Разговор с сестрою Макриною – 162
О младенцах, преждевременно похищаемых смертию. К Иерию – 275
Слово на святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова – 306
На святую Пасху о воскресении. Сказано в Великий день воскресный – 334
Слово на святую и спасительную Пасху – З6З
Слово на день Вознесения Господа нашего Иисуса Христа – 367
Слово о Святом Духе – 372
Алфавитный указатель – 378

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector